Конспект занятия: Путешествие в Страну Пальчиковых Игр

Внеклассное занятие “Путешествие в страну пальчиковых игр”

Внеклассное занятие “Путешествие в «Страну пальчиковых игр»”

Цель: создать у детей радостное настроение; вызвать эмоциональную отзывчивость через различные виды деятельности; развивать двигательные и познавательные способности детей.

Обучающие: учить детей невербальным способам общения; сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Развивающие: развивать творческое воображение, наблюдательность, логическое мышление, речь. память; мелкую моторику рук; координацию движений; мимику и пантомимику.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; стремление к активной деятельности, уметь доставлять радость всем тем, кто окружает тебя.

Коррекционные: коррекция памяти – работать над укреплением памяти; коррекция речи – создавать условия для преодоления речевой замкнутости и нерешительности; коррекция мышления – воспитывать наблюдательность и развивать умение комментировать свои действия; коррекция недостатков характера ( пугливость, замкнутость)

Демонстрационный материал: карта «Страны Пальчиковых игр», картинка – схема кораблика, домики для животных и птиц, картинки домашних животных и птиц.

Раздаточный материал: счетные палочки, веревочки, крупа, тарелочки.

– Ребята, на наше занятие пришли гости, давайте встанем и поздороваемся. А как мы еще умеем здороваться? (Дети выходят из-за парт)

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень!

– Давайте и друг друга поприветствуем. (Дети встают парами).

Упражнение – приветствие «Здравствуй, друг! »

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

– Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

– Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

– Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

– Ты пришел! (разводят руки в сторону)

– Хорошо! (обнимаются)

– Ребята, гостям хочется посмотреть, как вы живете. Покажем на пальчиках, как мы живем?

Пальчиковая игра «Как живешь?»

– Как живешь? – Вот так! – Как плывешь? – Вот так!

– Как бежишь? – Вот так! – Вдаль глядишь? – Вот так!

– Ждешь обед?- Вот так! – Машешь вслед? – Вот так!
– Утром спишь? – Вот так! – А шалишь? – Вот так!

– А к занятию готовы? Давайте сделаем самомассаж.

Самомассаж «Вы готовы?»

– Вы готовы, глазки? – Да! – Вы готовы, ушки? – Да!
– Вы готовы, ручки? – Да! – Вы готовы, ножки? – Да!
– Вы готовы? – Да
! (Дети садятся за парты)

– Ребята, а сколько игр на свете? Правильно, очень много. Они бывают:

– Домашние и … (уличные),

– Детские и … (взрослые),

– Сложные и … (простые),

– Мальчишечьи и … (девчоночьи),

– С правилами и… (без правил),

– Сидячие и … (подвижные).

– Целое море игр! По этому морю и поплывём мы сейчас.

– Посмотрите: вот карта «Страны веселых игр». Она со всех сторон окружена водой и нам нужно выбрать подходящий вид транспорта. Как вы думаете, на чем можно добраться в эту страну?

– Мы отправимся туда на корабле, который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат счетные палочки. По этой схеме выкладываем контур кораблика.

(Песня «Белые кораблики»)

– Наши корабли готовы, мы можем отправляться в путешествие, но сначала к нему надо подготовиться.

( Электронная физминутка для глаз «Волна»).

– Ну что, ребята, готовы отправиться в плавание на корабле. Как вы думаете, на корабле кто главный? А капитаном у нас будет Никита Громов, а вы – пассажиры. Никита, представь себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным, потому что везет ценный груз – своих одноклассников. Он доведет свой корабль до порта назначения. А вы, ребята, можете закрыть глаза, если страшно.

( Никите надеваю шляпу, он встает. Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносится к глазам воображаемый бинокль).

(Музыкальное сопровождение «Гудок, «Звуки моря»-комп).

– Вот мы и приплыли. Были какие-нибудь происшествия? И это все благодаря нашему отважному капитану. Молодец, Никита! А приплыли мы, ребята, в «Страну веселых игр», где живут игры, которые не дают нам скучать и бездельничать. Эта страна очень большая и за один раз нам всю ее не обойти, так что отправимся сначала в «Лесной театр». А чтобы попасть в «Лесной театр», нам нужно пройти через речку Веревочка, но сначала нужно справиться с ее младшими сестренками – веревочками.

– Как вы думаете, когда мы будем переходить через речку, спасательный круг нам понадобится? Вдруг упадем? Давайте из веревочек выложим круг. На что он похож?

– А теперь идем по мостику. Первым идет…Мостик узенький, он высоко над речкой. Речка быстрая, слышите, как она шумит. Не торопитесь, старайтесь не толкаться. Мальчики поддерживают девочек.

– Речка пропустила нас. Нам понадобились спасательные круги? Благополучно перешли речку благодаря правильному поведению.

– Вот мы и пришли в лес. А какое сейчас время года? Посмотрите вокруг – как красиво в зимнем лесу. Какой свежий воздух! А так, как мы пришли сюда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям. Помните, что говорил Лесовичок?

Послушайте указ.
– Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги. Ведь они вам не враги!

– Мы же не враги природе, будем оберегать и охранять ее. А сейчас, ребята, вы на некоторое время превратитесь в лесных жителей, проведете лесное собрание и расскажите гостям, как животные подготовились к зиме. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки.

(Дети отгадывают загадки и изображают животных).

Кто зимой холодной в лесу бродит злой, голодный? (Волк).
Кто любит морковку и прыгает ловко. (Заяц).
Кто зимой под снежный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь).
Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса).

– Итак, лесное собрание объявляется открытым. Мы превращаемся в зверей.

(Дети надевают маски)

По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.

– Отвечайте, звери, мне, вы готовы ли к зиме?
Лиса
-Да, я связала рукавицы, рукавицы новые, мягкие, пуховые.
Заяц
-А у меня есть валенки. Что мне вьюга, да метель, хочешь, Мишенька, примерь.

Волк
-А мне запасы не нужны, протяну я до весны.

Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он, и увидел необычный сон.

– А во сне он увидел волка и лису.

Вед. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

– Как дела, зубастый?

– Ничего идут дела, голова еще цела.

– Шерсти клок, ободрали правый бок

Хвост отгрызли в драке!

– Сыт ли, милый куманек?

– Еле ноги уволок!

– А еще медведю приснились домашние животные – пес Барбос и Хрюша.

Пёс Барбос и Хрюша

Пёс Барбос: Ау, Хрюша! Ты чего ночами делаешь?
Хрюша: Я-то? Да ем.
Пёс Барбос: А днём?
Хрюша: И днём ем.
Пёс Барбос: А утром?
Хрюша: Тоже ем.
Пёс Барбос: Ну, а вечером?
Хрюша: И вечером ем.
Пёс Барбос: А когда же ты не ешь?
Хрюша: Да когда сыта бываю.
Пёс Барбос: А когда же ты сыта бываешь?
Хрюша: А никогда…

Игра «Жизнь в лесу».

– Ребята, а хотите поиграть в животных в лесу? (Одеяло) Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык.

Когда мы хотим поздороваться, то делаем вот так носами.

Когда мы хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого.

Когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другого.

Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, потянулись. Поздоровались, спросили друг друга – как дела и вы ответили, что все хорошо.

Но тут внезапно подул холодный ветер и животные начали прятаться от него, прижавшись друг к другу. Они говорят, что все хорошо.

Ветер стих, выглянуло солнышко. Животные встали, погуляли и пошли друг к другу в гости. Поздоровались (потерлись носами), спросили – как дела, а вы ответили, что все хорошо.

– Молодцы! Вот так вы изобразили жизнь животных в лесу, а сейчас превращаемся опять в детей. Устали сидеть и молчать? Побегаем, покричим?

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».

– Ребята, пока вы играли, медведь проснулся и попросил, чтобы вы сходили на гору «Кладовые зверей» и проверили припасы зверей. А где эта гора? Покажите. Но дорога-то завалена камнями. Давайте уберем их, чтобы освободить путь. Берем по одному камню и уносим подальше от дороги. А мне достался самый большой. Помогите мне, пожалуйста! (Дети помогают)

– Итак, ребята, мы пришли в кладовую зверей. Здесь хранятся припасы зверей, но кто-то перемешал их. Не зря беспокоился мишка. Поможем разобрать их? Кто быстрее?

Игра «Разбери крупу» (горох, финики, фасоль). (Музыка-Лена)

– А сейчас отправляемся в долину «Пальчиковых игр».

(упражнение на координацию движений с использованием чистоговорок)

«Ду-ду-ду, ду-ду-ду, я за солнышком иду (ходьба друг за другом)

Ошки-ошки-ошки, по заросшей дорожке (ходьба с высоким подниманием ног)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я все лужи обхожу (ходьба на носках змейкой)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, раздается пяток стук (ходьба на пятках)

– Ребята, смотрите, а на пути нам встретились смешные человечки. Давайте покажем их. (Дети показывают руки с нарисованными человечками)

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Бежали мимо речки смешные человечки («человечки – пальчики бегут по «дорожкам» – рукам детей, стоящих напротив друг друга

Прыгали, скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга)

Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга)

Забрались на мостик (сложить мостик из рук)

И забили гвоздик (постучать кулачками)

Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками)

Где вы, человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).

– Давайте послушаем, а о чем же говорят они, смешные человечки?

«Веселые человечки».

Ты видел моего теленочка?

С белым пятном на лбу?

И с обрывком на шее?

Да, верно. Где ты его видел?

Нет, сосед, я такого не видел.

Что сегодня делал?

А ты куда шагаешь?

Нет, комара искать.

Это которого ж комара?

Да того, который укусить меня за нос хочет.

Где это при мне?

Да на носу у тебя!

– Вот такие смешные человечки нам иногда встречаются на пути.

– А еще в «Долине пальчиковых игр» любят стихи А. Барто и обыгрывают их в разных видах кукольного театра.

Фланелеграф «Воробей ».

Театр пальчиков «Лягушата».

Театр игрушек «Лошадка».

– Ребята, смотрите, стоит одинокий домик. Кто же там живет? Как вы думаете? Давайте вы спрячетесь, а я зайду одна: вдруг там какая-нибудь опасность подстерегает нас? Вы же знаете, что детям нельзя в такие дома заходить.

( Дети садятся, склонив головы на колени. Из домика выходит бабушка)

– Здравствуйте, ребятки! А кто вы такие? Откуда пришли? Вижу, вам весело живется, вон вас сколько много, а вот живу в этой долине одна и мне так грустно, что даже не с кем поговорить. Вы поможете мне? А игру знаете, где покупают курочку, уточку…

Пальчиковая игра «Купим мы, бабушка, тебе…»

– Спасибо, ребятки, теперь у меня есть хозяйство – будет с кем поговорить. А куда же я их поселю? Помогите, родненькие! (Подходим к доске)

– Ребята, а вы что одни, без взрослого? Убежали без разрешения из школы? С кем вы пришли? Как зовут в-ля? ( Дети рассказывают).

– Дом-то у меня большой, она поди заблудилась. Пойду-ка, посмотрю, где она. А вы пока расселяйте мое хозяйство по сараям. (Дети распределяют животных и птиц по домикам) . (Бабушка уходит в домик. Я выхожу к детям.)

– Ребята, я в домике заблудилась и так переживала, как вы тут, одни? Слышала, что вы с кем-то разговаривали? (Дети рассказывают).

– Вы сегодня столько добрых дел сделали – помогли одинокой старушке, убрали камни на дороге, помогли животным разобрать припасы. Мы всю страну обошли? Где мы побывали? Что делали? А домой хотите?

(Гудок корабля)

– Слышите гудок зовет нас? Где наш капитан? Вези нас домой! (Дети садятся за парты. Капитан встает. )

Музыкальное сопровождение «Гудок, «Звуки моря»).

Вот мы и приплыли на свою родину, а родина – это наш дом, семья, наша школа, класс – где мы играем, трудимся, веселимся, показываем сказки.

– Ребята, давайте покажем гостям сказку «Теремок».

– Мы не только умеем показывать сказки, но и занимаемся художественным творчеством. Посмотрите, сколько красивых поделок вы сделали и это все благодаря вашим ловким пальчикам.

– Ребята, где мы с вами побывали? В замечательной «Стране веселых игр», где вы и ваши пальчики трудились и не уставали. Давайте оставим пальчикам пожелания.

– Я желаю пальчикам, чтобы они никогда не болели.

– Теперь вы говорите свое пожелание (не болели, не уставали, были ловкими, сильными, подвижными, умелыми, все умели делать, слушались нас).

– Что вам понравилось на занятии? У вас хорошее настроение? А вам приятно, когда у нас и у окружающих нас людей хорошее настроение?

– Я хочу подарить вам кусочек радости на память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чаще улыбались просто так. Улыбка делает нас счастливыми даже при плохом настроении.

(Медальки с изображением улыбающегося человечка)

– Давайте, ребята, попрощаемся.

Упражнение – прощание «До свидания, милый друг! »

– До свидания, милый друг! (машут руками)

– Очень рады встрече! (обнимаются)

– Может, встретимся еще?

– Давай же как-то вечером! (посылают друг другу воздушный поцелуй).

Путешествие в страну “Пальчиковых игр”

Занятие на развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов

Содержимое разработки

МБОУ «Дубенская основная общеобразовательная школа»

Развитие мелкой моторики

Тема: «Путешествие в страну «Пальчиковых игр»

Воспитатель дошкольной группы 1-й квалификационной категории.

Тема: «Путешествие в страну «Пальчиковых Игр»
Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, аккуратность в работе;
воспитывать усидчивость, умения доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
развивать тактильную чувствительность координированных движений пальцев и кистей рук с предметами домашнего обихода (прищепки);
развивать внимание, слуховое восприятие, воображение, умение подрожать действиям воспитателя понимать его словесные установки;
упражнять в счете предметов в пределах 10;
развивать умение переключения внимания на разные виды деятельности;
Образовательные:
формировать познавательную активность и творческое воображение детей через игру;
закрепить проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук;
закрепить понятия над, под, справа, слева, перед собой;
закрепить знание о видах транспорта водного, воздушного.
Работа над словарем:
шуршишь, швартовы, большой, указательный, безымянный, средний, мизинец.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровые.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: вопросы, рассматривание карты страны «Пальчиковых Игр», рассматривание схемы корабля, беседа педагога с детьми.
3.Приемы поддержания интереса у детей: смена видов деятельности, создание ситуации общения, чтение стихотворений, проведение игр.
4. Приемы организации практической деятельности детей: побуждение детей к конструктивной и к художественно – продуктивной с целью помочь Весне нарядить лес.
5. Приемы оценки и самооценки: коллаж из детских работ, похвала самой Весны.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Оборудование пространства, ноутбук, музыкальное сопровождение, карта страны «Пальчиковых Игр», схема корабля, тематический уголок «Развивашка», «объект» для работы: дерево, куст, пригорок, полянка (чистый лист бумаги), счетные палочки, бельевые прищепки, платочки, штампики, гуашь .
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно – исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально – художественная.
Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные: самореализация каждого ребенка и взаимообогащение всех.
Интеллектуальные: систематизация пальчиковых игр.
Физические: скоординированные движения артикуляционной и мелкой моторики, стабилизированное психоэмоциональное состояние детей.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Эмоциональность.
5. Проявление волевых усилий.
6. Самооценка.
Подготовительная работа:
Чтение и заучивание стихов: Л. Позднякова «Помощники», Т. Шапиро «Работа», О. Крупенчук «Дружба», Е. Янушко «Кораблик», И. Лукина «Лодочка», И. Аверина «Здравствуй пальчик».
Разучивание пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования.
Интеграция образовательных областей:

Читайте также:  Перспективное планирование при ОНР (3-4 года)

Решаемые задачи

Рассматривание карты страны «Пальчиковых игр» и схему корабля.

Обобщение представлений о видах транспорта. Счет в пределах десяти.

Формировать познавательную активность и творческое воображение через игру. Закрепит проговаривание стихов одновременно с движением пальцев рук.

Закрепить знание о видах транспорта.

Закрепить понятия над, под, справа, слева, перед собой.

Ответы на поставленные вопросы.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Формировать коммуникативные навыки

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение. Прививать чувства эмпатии.

Создать у детей эмоционально – приподнятое настроение, увлечение сказочным сюжетом.
Формировать умения радоваться, достигая цели.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Развивать зрительно – слуховое восприятие, творческое воображение.

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Переключение на другой вид деятельности.

Совершенствование двигательной памяти .

Беседа, ответы на вопросы. Проговаривание стихов

Развивать просодической стороны речи: темп, ритм, силу голоса, дикцию, выразительность.

Развивать речемыслительную деятельность.

Вводная часть: 5 мин
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть: 17 мин.
Развивающие игры: «Прошуршим карандашами»
«Зажги свет»
«Помощники»
«Кто быстрее»
Физкультурная минутка «Отдохнуть пришла пора»
Рассказ воспитателя
Пальчико – речевая игра «Лодочка»

3. Заключительная часть: 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов НОД

Длительность НОД 25 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Анализ обследование, выводы.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы еще говорим? А как можно поздороваться без помощи слов? (варианты детей)
Воспитатель: «Правильно, можно пожать друг другу руки, помахать рукой.
Я в друзьях души не чаю!
Я друзей своих встречаю!
Каждый руку мне пожмет! (Жмут руку соседу справа и соседу слева)
Каждый мне привет пошлет! (Машут рукой соседу справа и соседу слева)
(О. Крупенчук)
А теперь, поздороваемся со своими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Дети соединяют ладошки рук, произнося текст, здороваются с каждым пальцем руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Здравствуй, пальчик – самый большой,
Самый веселый, самый смешной!
Здравствуй, пальчик указательный –
Он солидный и внимательный!
Здравствуй, пальчик средний –
Не первый не последний!
Здравствуй, безымянный –
Он не любит каши манной!
Здравствуй, самый маленький – мизинчик –
Любит бегать в магазинчик!
Воспитатель: Вот именно так и здороваются в стране «Пальчиковых Игр» куда мы с вами и совершим путешествие. Посмотрите, дети, вот карта страны «Пальчиковых Игр». Как вы думаете, на чем можно добраться в эту страну?
(Воспитатель с детьми рассматривают карту, отмечают, что она со всех сторон окружена водой, поэтому нужно выбрать подходящий вид транспорта).
Воспитатель: « Действительно, в эту страну можно добраться на самолете, вертолете, ракете, корабле, на воздушном шаре, пароходе, лодке.
Корабль, пароход, лодка – это какой вид транспорта? (Водный)
Самолет, вертолет, ракета – это какой вид транспорта? (Воздушный)
– Мы отправимся туда на корабле, который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат счетные палочки. Перед вами схема корабля, рассмотрите ее внимательно. (Дети рассматривают схему) Давайте посчитаем, сколько палочек нам понадобится? (Дети считают)
Дети: Нам понадобится для строительства корабля 10 счетных палочек.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
– И так, отсчитали 10 палочек, принимайтесь за работу»
(Под музыкальное сопровождение дети выкладывают из счетных палочек контур кораблика по схеме).
– Наши корабли готовы к плаванию, отдать, швартовы, отправляемся в путешествие.
( Воспитатель читает стихотворение)
« Кораблик »
Кораблик к дальним берегам,
Отправился однажды.
На нем был смелый капитан,
И, юнга был отважный.

Беседа воспитателя с детьми.

Проговаривание стихотворений Физкультурная пауза
Составление коллажа «Весна в лесу»

Воспитатель: Вот мы с вами и приплыли в чудесную страну «Пальчиковых Игр»
Игра «Прошуршим карандашами»
Воспитатель:
Посмотрите, на столе лежат карандаши, возьмите их.
Как вы думаете, этими карандашами часто рисовали или они лежали без дела?
Дети: Лежали без дела.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
(Ответы детей).
Правильно они неотточенные.
Я вас научу шуршать карандашом. Положите карандаш на ладошку правой руки, прижмите ладошкой левой руки и попробуйте прошуршать. Молодцы! А теперь, прошуршим у правого уха, у левого, над головой, под подбородком.
(При выполнении этого задания, воспитатель вместе с детьми произносят текст то повышая, то понижая голос)
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь – не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Воспитатель: Ребята, в пальчиковой стране живут не только игры, но и загадочные жители. У них случилась беда. В домах нет света. Давайте поможем жителям зажечь свет.
Игра «Зажги свет»
Каждому ребенку выдается картонка с квадратиками – это «многоэтажный дом». Ребенок самостоятельно выкладывает по одной звездочке на каждый квадратик – зажигает свет в каждой квартире многоэтажного дома.
Воспитатель: Какие замечательные помощники. Жители говорят вам спасибо за оказанную им помощь. А вы мамам дома помогаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, покажите какие вы умелые.
Игра «Помощники»
(Дети кладут платочек на колени)
В таз воды мы наливаем, (Складывают ладони «чашечкой»)
Свои вещи достаем. (Берут платочек в руки.)
Их мы сами постираем, (Имитируют стирку белья.)
И в порядок приведем.
Постираем чисто, с толком
Рубашку кофту и футболку,
Свитерок и брюки. (Встряхивают платочек, кладут его на колени)
Устали наши руки! (Сверху обе ладони)
А потом легко и ловко, (Берут платочек за уголочек, сгибают уголок)
Мы развесим на веревке. (Прищепляют бельевой прищепкой)
Воспитатель: Пока платочки сушатся,
Мы с вами поиграем. Сейчас вы должны быть очень внимательными и быстрыми.
Игра «Кто быстрее»
К веревочке, на которой отмечена середина, с двух сторон привязаны палочки.
Дети вступают парами и накручивают веревочку на палочку. Кто быстрее до середины.
Воспитатель: Какие вы ловкие! Как хорошо работают ваши пальчики!
Физкультурная минутка «Отдохнуть пришла пора»
Девочки и мальчики,
Прыгают как мячики, (прыжки на двух ногах)
Прыгают и скачут, (поскоки на двух ногах)
Никогда не плачут.
Потянулись, улыбнулись,
И за дело принялись.
Воспитатель: Ой, ребята, платочки уже высохли, давайте их снимем с веревки.
(Дети снимают платочки с веревки)

Воспитатель: Платочки надо аккуратно свернуть.
(Дети сворачивают платочки)
Молодцы! Потрудились вы на славу!
Ребята, какое время года приходит после суровой зимы?
Дети: Весна.
Воспитатель: Глянула Весна вокруг и загрустила – все кругом голо и пусто. Сколько ей предстоит поработать, чтобы все вокруг приодеть и принарядить, как одной ей с такой большой работой справиться? Еще больше загрустила Весна, без помощников ей не обойтись, но кто же ей поможет?
Ребята, давайте мы поможем Весне нарядить лес.
Предложить детям выбрать себе «объект» для работы: дерево, куст, пригорок, полянку чистый лист бумаги. В соответствии с выбранным объектом помочь подобрать ребенку штампик или два штампика.
Под музыкальное сопровождение дети украшают выбранный «объект».
После того, как дети справятся с заданием, воспитатель делает коллаж.
Весна (педагог) хвалит каждого ребенка, называя его по имени и указывая его работу.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие заканчивается, пришла пора возвращаться.
Пальчико – речевая игра «Лодочка»
Можешь правила не знать, лишь за мною повторять.
Две ладошки прижму, (Прижать ладошки не соединяя большие пальцы)
И по морю поплыву. (Волнообразные движения)
Две ладошки друзья, (Соединяем ладошки)
Это лодочка моя. (Разъединяем ладошки)
Паруса подниму, (Поднять большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Волнообразные движения)
А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там. (Разъединяем ладошки «рыбки» плывут)
Долго плыли мы друзья, (Соединяем ладошки)
Наконец – то дома я! (Разъединяем ладошки и опускаем на колени)

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Воспитатель:
Ребята, понравилось ли вам путешествие в страну «Пальчиковых Игр».
С какими предметами мы сегодня играли?
Что больше всего понравилось?
Оказывается, столько игр можно придумать с разными предметами!
В эти игры могут играть и мальчики и девочки.

Социально- коммуникативное,
познавательное развитие.

Длительность НОД: 25 минут.

Список литературы:

Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2012. – 96 с.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. – СПб.: Литера, 2009.

Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2006.

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект занятия “Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках”.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках”. Цель: закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении звука [р] за логопедом, в самостоятельном произношении в словах, предложениях, чистоговорках.

Скачать:

ВложениеРазмер
avtomatizatsiya_r.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках».

Цель: закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении звука [р] за логопедом, в самостоятельном произношении в словах, предложениях, чистоговорках.

  1. развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
  2. развивать артикуляционную моторику;
  3. развивать мелкую моторику и координацию движений;
  4. обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами;

  1. Организационный момент.

Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов? Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р]. Выполнение упражнений перед зеркалом.

  1. Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА, РУ, ПО. Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

  1. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах? Произнеси этот звук правильно. В каких словах у нас сегодня встретился этот звук? Молодец!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. “Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания”. Представлены односложные слова из зак.

Конспект рассчитан на возраст детей 6-7 лет с нарушением произношения отдельных звуков. Выполнен с использованием авторской презентации “В гостях у робота Ромы”.

Цели:1) коррекционно-образовательные · Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предло.

Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со.

Предлагаю в помощь учителям-логопедам интересное занятие по автоматизации звука Л у детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводилось как итоговое.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»

Михайлова Наталья
Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках»

Конспект логопедического занятия по теме:

«Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, чистоговорках».

Учитель-логопед: Михайлова Наталья

Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной речью.

Задачи:

– формировать практические умения и навыки пользоваться исправленным звуком [Р];

-закреплять правильное произношение звука[Р] в словах, предложениях;

– закрепить навыки звукового анализа и синтеза;

– развивать умение осмысления связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия;

– развивать умение словотворчества, составлять рифмованные стихи по опорным словам, картинкам.

– развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику, силу речевого выдоха;

-развивать фонематические слух и восприятие;

– развивать речевой слух, зрительное внимание, память;

-обогащение словарного запаса

-развивать мыслительные операции.

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение деятельностного метода и игровых приёмов.

Оборудование:игрушка собаки, зеркала, салфетки, карточки с артикуляционными упражнениями, «язычок» для демонстрации положения языка, схемы для характеристики звука [Р], магнитные доска и буквы, домики для звуков, предметные картинки-магниты, елка, счетные палочки, фишки, конверт с мнемотаблицами.

1 этап – мотивационно-целевой

-Сегодня я приглашаю вас поиграть, однако, мы будем играть не одни. Вы сейчас узнаете, с кем.

– Вам предстоит отгадать кто это.

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Нет! Обычная. (Собака)

-Молодцы правильно. Это – знакомая собака.

– Пес просит, чтобы вы придумали ей имя. Её имя начинается со звука Р.

-Дружок потерялся. Ему надо помочь пройти домой. Вот дорога домой. Она не простая, а с заданиями. Выполнил задание – проходи дальше. Идем?

– Тут нарисованы пальчики. Что это значит?- Гимнастика для пальчиков.

– Какую пальчиковую гимнастику вы можете предложить Дружку?

– Какой звук в имени Дружок я выделила голосом? ([Р]). Дружок ещё маленький и недавно научился произносить звук [Р], так же, как и вы. Давайте учиться вместе.

– Почему мы будем учиться его произносить? (Учимся правильно и красиво говорить звук [Р]).

2 этап – поисково-исследовательский

1. Артикуляционная гимнастика

-Следующее задание – А почему здесь нарисован язычок? (Нужно сделать зарядку для язычка).

– Правильно, а для чего нам надо делать гимнастику для язычка?

(Ребёнок – чтобы правильно поставить язычок, когда произносим звук [Р]).

– Совершенно верно, давай начнём зарядку. Проходим к столикам.

– Вот незадача, мне кажется, мы забыли взять что-то очень важное для этого? (зеркало, салфетки).

Упражнения сопровождаем с движением руки-«язычка».При выполнении упражнений показываются символы – карточки.

– Я буду рассказывать сказку, а вы будете делать гимнастику «Прогулка язычка»

«Сдуем снежинку» (с ладошки).

Выполнить 3-4 раза

2. Артикуляция и характеристика звука.

– Дружок очень любит свой звук [Р], но ничего не знает о нем. Как ей помочь? (Рассказать ей о звуке [Р]).Р – ?

Подходим к магнитной доске. Схемы.

– Когда мы произносим звук [Р] в каком положении находятся губы (полураскрыты).

– А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок принимает форму лопаточки и прижимается к бугоркам за верхними зубами).

-Петь можно? (нет). Встречает ветерок преграду? (да). Значит, звук [Р] какой? Согласный или гласный? (согласный).

– В каком он домике живет? (в синем).

– Колокольчик звенит или нет? (звенит).Значит, какой это звук? (звонкий).

– Дружок не знает, какой же буквой обозначается звук [Р]?

-А вы знаете (Дети находят из ряда букв букву Р, если не знают – показывает логопед).

Дети кладут букву в синий «домик».

– Дружок придумал, как из пальчиков сделать букву Р. Попробуем? Напишем букву в воздухе, на песке.

(Не садясь за стол)

3. Практический этап

1. Развитие фонематического слуха

(Не садясь за стол)

– Теперь Дружок знает все о звуке [Р] и знает букву Р.

– Идем по дорожке дальше.

– Хочет узнать, научились ли вы слышать звук [Р]?

– Сейчас она будет произносить различные слова, а ты,если услышишь Р – хлопай, если нет – топай. Схематично логопед рисует на доске «руку» и «ногу».

Слова: робот, мяч, лодка, дом, тетрадь, лампа, окно, сыр, вилка, рука, стол, жираф.

2. Закрепление звука в слогах

– Следующее задание на дорожке. Нарисованы машины.

– Дружок очень любит кататься на машине. Давай вместе с ним покатаемся.

Их потом нужно загнать в гараж.

3. Закрепление звука в словах

А) Игра «Чудесная зимняя поляна».

– Посмотрите, здесь фото елки. Нужно найти её в кабинете. (Фото елки).

На магнитной доске – елка с игрушками.

– Ребята, назовите слова, в названии которых есть звук [Р].

– Ребята, собачка предлагает выбрать игрушки, которые вам понравились.

Дети садятся за столы.

В) Игра «В каком слоге спряталась [Р]»

– Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете определить место звука в словах. А я говорю – смогут. Правда?

– Ребята, Дружок говорит, что вы не сможете разделить слова на слоги. А я говорю – легко. Правда?

– Давайте ей еще покажем, что вы умеете определять, где спрятался звук[Р].

Дети определяют место звука в словах и делают слоговую схему из счетных палочек, определяют место Р (в 1, 2, 3 слоге).

4. Закрепление звука в предложениях, чистоговорках.

Игра «Сочинялки» (словотворчество)

– Ребята, Дружок очень любит играть в «сочинялки». Предлагает вам тоже «посочинять».

Логопед начинает чистоговорку, дети должны сочинить самостоятельно продолжение.

– Здорово вы сочиняете чистоговорки. А какой звук часто встречался в этих стихах? (звук [Р]).

Работа по мнемотаблицам.

– Ребята, на дорожке какой-то конверт. Посмотрим. Ничего не пойму. Что это за картинки? Вы знаете, что с ними делать? (По картинкам-мнемотаблицам рассказать чистоговорку).

Заяц ЕГОРКА свалился под горку.

Бегите под горку, спасайте Егорку.

4. Рефлексивно-оценочный этап

– Дружку нужно уже уходить домой. Ты поняла, какой звук сегодня ребята учились правильно произносить?

– Какая игра вам понравилась?

– Какое задание было для вас трудным?

– Сегодня у вас было хорошее произношение звука [Р].

– Вы правильно его произносили.

– Молодцы! Дружок надеется, что и в группе и дома вы не забудете правильно произносить его.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно – образовательные: – Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Методическая разработка: Конспект открытого занятия «Мы идем в цирк» по автоматизации звука [р] в словах и чистоговорках

Аннотация: Занятие в игровой форме направлено на автоматизацию звука Р в словах, чистоговорках. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи. Все задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект открытого занятия

Тема: «Мы идем в цирк»

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и чистоговорках.

  • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках.
  • Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.
  • Развивать дикцию.
  • Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой.
  • Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др.
  • Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.
  • пуговицы, компьютерные программы («Трудные звуки», «Учимся го-ворить правильно», отрывок из видеоуроков «Весёлые пальчики»), презентация по те-ме занятия, 4 цветных листа и 4 игрушечных автомобиля, схема и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, игрушки хищных зверей, 12 картинок с тум-бами, разрезная картинка с изображением клоуна, 4 раскраски, полоски тонкой бумаги для упр. «Фокус», цифры 2, 3, 4, 5.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво Смело и неторопливо, Ясно, четко говори, И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Сядет тот, перед кем девочка, а теперь тот от кого справа мальчик, тот за кем девочка и, наконец, тот, от кого слева мальчик.

II. Прослушивание образца правильной речи

Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.
Это кольцами играющий жонглёр,
Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.
Это клоун, рассмешить сумевший нас,
Это смелые под куполом прыжки,
Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

1. Какой звук встречается часто в этом тексте?

2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите.

III. Объявление темы занятия

Наверно вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии? Открыть тему занятия на доске.

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору?

Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за пра-вильным и чётким произношением звука [р].

IV. Логопедическая зарядка

1. Общее расслабление

Давайте приготовимся к поездке в цирк. Немного отдохнём и расслабимся. Давайте представим, как будто мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

2. Самомассаж лица и шеи.

Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.

Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке, клювики потянем.
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки подниманием.
А потом от носа мы к губам стекаем.
Губки пожуем мы, шарики надуем.
И губами вправо-влево потанцуем.
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит.
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.
Тянем подбородок и его щипаем.
А потом по шейке ручками стекаем.

3. Развитие мимики

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются.

4. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Вы сейчас тяните губки.
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем
И нисколько не устанем.

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Я качаюсь на качелях
ввер-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
а затем спускаюсь вниз.

Представим на цирковой арене фокусника.

С вами в цирке побываем,
За фокусами понаблюдаем,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем сами.

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д, Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д, Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д, Учись играть на барабане, д-д, д-д-д, Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.

Наездники погоняют своих лошадок и кричат им: тпру.

Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».

Наконец, наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку».

V. Произнесение изолированного звука [р]

Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём мо-торы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

Поставьте автомобиль в крайний правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы.

VI. Характеристика звука [р]

Давайте дадим характеристику звуку [р], а помогут нам схема и картинки.

А теперь, используя картинки, самостоятельно составьте характеристику звука.

VII. Автоматизация звука [р] в словах

Развитие слухового внимания и кратковременной памяти

Вот мы и в цирке.

Откуда же льётся музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр.

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно»

Сейчас мы будем учиться не только слушать, но и запоминать услышанное.

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это не-большой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

Музыкальная физминутка «Соседей можно потолкать»

Развитие словаря и фонематического слуха

Я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми про-фессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

– Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

– Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

– Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

– Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

Развитие логического мышления и восприятия

Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете кто сейчас будет выступать.

Слоговой анализ слов

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Ракушка, муравей, барабан, помидор.

Развитие звуко-буквенного анализа

– Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбра-сывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из букв.

Задание у доски для всех. Буквы написаны на нарисованных мячах.

Индивидуальное задание – составить слова к картинкам из данных букв.

– А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные хищ-ники. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р]

слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает иг-рушку на картинку с изображением тумбы.

Ракета, корзина, боксёр, Буратино.

Развитие навыков словообразования

Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.

Он сделал важное лицо,
Потом платком накрыл кольцо,
Потом взмахнул платком
И вот цыплёнок на столе!

Потом в ладони бил фонтан,
Потом он воду лил в карман,
Потом в кармане у него
Не оказалось ничего!

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

  • Рот – ротик
  • Рыба – рыбка
  • Пирог – пирожок
  • Перо – пёрышко
  • Топор – топорик
  • Ковёр — коврик

VIII. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чисто-говорках.

Аудио программа «Трудные звуки»

Вот какая беда, одна из чистоговорок рассыпалась, соберите её из слов и прочитайте: ро-ры-ру-ра

IX. Развитие логического мышления

Во время циркового представления одна чистоговорка рассыпалась. Давайте все вместе дружно её восстановим.

Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.

X. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

XI. Домашнее задание

Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 2 – синим цветом, 4 – жёлтым, а 6 – красным. В названии какого цвета есть звук [р]?

XII. Оценка работы детей на занятии.

Учитель-логопед
Шуткина Наталья Олеговна

Ссылка на основную публикацию