Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи на основе графических моделей

Формирование представлений о структурных единицах языковой системы

В системе коррекционной работы по преодолению

Общего недоразвития речи у дошкольников».

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [3]

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

ü во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

ü во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

ü в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

ü коррекция звукопроизношения;

ü формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

ü формирование лексико-грамматических категорий;

ü формирование связной речи;

ü профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи.

Формирование представлений о структурных единицах языковой системы

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия, например:

1. Авторское пособие «Звуковичок». Цель пособия – профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями.

Пособие состоит из демонстрационного материала, используемого на фронтальных занятиях (формат A3) и карточек (формат А4) для индивидуальной работы с детьми под руководством учителя-логопеда (цветной вариант) и воспитателя или родителей (черно-белый вариант). Чёрно-белое изображение предполагает работу по развитию мелкой моторики. (Приложение 1)

2. Игра «Феи Звуков». Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий «гласный» -«согласный твердый/мягкий» звук.

Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание. (Приложение 2).

Например, характеристика первого звука в слове: ребенок

ü называет предложенную картинку

ü называет первый звук в названии изображенного предмета

ü определяет первый звук гласный или согласный

ü «отдает» картинку Фее (гласный звук – Красная Фея, согласный твёрдый – Синяя Фея и т.д.)

3. Пособие «Звуковой анализ слов». Цель пособия – упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков.

Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала, фишек (синие -согласный твёрдый звук, зелёные – согласный мягкий звук и красный – гласный звук). В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, я использую Звуковичков, (Приложение 3) которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твёрдый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твёрдый Звонкий, и т.д.

4. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв. (Приложение 4).

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза

Татьяна Демидова
Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза

Метод моделирования – как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать инновационные методы, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми программного материала.

Поэтому в своей работе, я применяю не только технологии, проверенные временем, но так же стараюсь находить новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, новые приёмы. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона на занятиях и способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В своей работе я активно использую метод наглядного моделирования в обучении дошкольников.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Схемы и модели различных структур (звуки, слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Моделирование и использование схем помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. Используя на занятиях различные схемы, у детей меняется характер их деятельности: они получают возможность видеть элементы речи, иногда (приём работы с пластилином, даже потрогать эти элементы. То есть помимо слухового анализатора, активно вступают в работу зрительный и тактильный анализатор. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Поэтому, в своей работе я использую следующие пособия и приёмы.

1. Предметы-заменители (модели звуков: гласные – раскручивающаяся красная проволочка; согласные твёрдые – синий камешек; согласные мягкие – мягкий зелёный шарик; модели обозначения звонкости-глухости согласных – колокольчики). Используя такие модели звуков, дети могут “ потрогать”, “ пощупать” такие абстрактные понятия, как гласный звук, твёрдый согласный, мягкий согласный и т. д.

2. Схема характеристики звуков речи. Опираясь на данную схему, детям легче построить свой ответ, когда они должны дать характеристику какого-либо речевого звука. Ассоциативные картинки (лёд- твёрдый согласный, травка – мягкий согласный и т. д.) помогают сделать абстрактные для детей понятия (твёрдый/мягкий согласный и др.) понятными, а стрелочки помогают выстроить алгоритм ответа.

3. Руки ребёнка. С помощью “твёрдого кулачка” или “мягкой ручки” ребёнок помогает себе при дифференциации твёрдых и мягких согласных. Приложив ручку к горлышку, ребёнок помогает себе в дифференциации звонких и глухих согласных.

4. Пособие “Звуковые домики” для определения места звука в слове.

5. Звуковые шаблоны. Используются для выполнения звукового анализа слов. Ребёнок может выбрать любой понравившийся ему узор.

6. Использование пластилиновой колбаски для формирования у детей понятий “слово”, “слог”. “Колбаска” это слово. Пластмассовым ножом ребёнок делит колбаску-слово на кусочки – слоги. Так же использую в работе графические слоговые схемы.

7. Звуко-слоговой анализ слова с использованием пластилина и звуковых “ гвоздиков”. На фото звуко-слоговая схема слова МАШИНА.

8. Использование пластилиновых колбасок для составления схем предложений наглядно формирует у детей представления о том, что:

предложение состоит из слов;

• слова в предложении идёт в определённом порядке, и перестановка слов может изменить или нарушить смысл предложения;

• первое слово в предложении пишем с заглавной буквы;

• в конце предложения ставим точку;

• маленькие слова-предлоги пишем раздельно со словами.

Метод наглядного моделирования помогает детям анализировать новый материал, поскольку ребенок зрительно воспринимает план своих действий. Повышается чувство заинтересованности, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление. Всё это положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Метод наглядного моделирования можно использовать как с детьми с речевыми нарушениями, так и детям массовых групп детского сада.

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’] для детей 6–7 лет с ФФН. Непосредственная образовательная деятельность по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’],.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструирование .

Конспект НОД детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа «Звук [Д] и буква Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения.

Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма «Звук [Х] и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети.

Серия занятий для детей 6–7 лет ФФН по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации соноров Серия занятий для детей 6–7 лет ФФН по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’].

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.

Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Предложение. Урок 1. Словосочетание и предложение. Гулять (отдельное слово не всегда передаёт мысль) Гулять. Дети. Поле. (ряд слов, не.

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

Шилова Ольга Валерьевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 281 г. Новосибирска

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом,
и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.
Е.И. Тихеева

В последнее время вопросы развития речи детей дошкольного возраста всё чаще рассматриваются в аспекте коррекции речевого развития. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовые группы ДОУ, в той или иной степени нуждаются в специальной коррекционно-логопедической помощи.

В «Педагогической энциклопедии» понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий, педагогическое воздействие, приводящее к становлению и развитию личности ребенка в целом.

Собственная логопедическая практика (16 лет педагогической деятельности) со старшими дошкольниками в группах компенсирующей направленности показывает, что наибольшие трудности в коррекции речевых нарушений имеют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Читайте также:  Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи – I уровень – до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития – III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной).

Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной (общение) и обобщающей функции (словесно-логическое мышление): с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив – порождает негативизм, агрессию и ведёт в целом к снижению познавательной активности и мотивации к обучению детей с ОНР. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого личностного развития.

С трудностями в обучении детей с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в группах компенсирующей направленности. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет меня как педагога находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования.

Анализируя новую методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, просматривая последние публикации в периодической литературе (журналы «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольное воспитание»), в сети интернет, обращает на себя внимание активное использование педагогами, логопедами-практиками метода наглядного моделирования. Моделирующий характер детской деятельности, как то сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность, был отмечен в трудах целого ряда отечественных психологов – Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера.

С психологической точки зрения наглядное моделирование является ещё одной формой «опосредствования» окружающей действительности, которой овладевают дошкольники к 5-7 годам, и рассматривается в качестве основы общих умственных способностей.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности считаю является более современным подходом в образовании.

Коррекция ОНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему. О комплексном подходе к задачам речевого развития детей говорит и дошкольная педагогика: «…Важным фактором повышения результативности занятий по родному языку со старшими дошкольниками является комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разнообразных задач развития речи и мышления», (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова).

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому мне представляется важным не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность. Для этого свою коррекционно-логопедическую работу я спланировала с учетом основных линий формирования наглядного моделирования, определённых Л.А. Венгером:

– расширение диапазона моделируемых отношений: пространственные, временные, логические;

– увеличение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого их типа: от моделирования конкретных ситуаций до моделей, имеющих обобщенный смысл;

– изменение самих наглядных моделей от конкретных (структура отдельного объекта) к обобщенным (структура класса объектов) и к наиболее сложным условно-символическим, передающим наглядно-ненаглядные отношения;

– изменение типа действий моделирования в направлении овладения символическим видом замещения.

Одной из целей своей работы я поставила обогащение коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования наглядного моделирования.

В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

Процесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала, перевод на знаково-символический язык, работа с моделью. В целях формирования моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.

Использовать готовые наглядные модели иконического (рисуночного) характера начинаю уже на подготовительном этапе коррекции ОНР. Так, для совершенствования мелкой и артикуляционной моторики использую наглядные модели для самомассажа пальцев рук, ладоней, лица, шеи, для пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Для совершенствования просодических компонентов речи применяю карточки с предметными и условно-символическими изображениями темпо-ритмических и интонационных характеристик: изменение голоса по силе, высоте, тембру, графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов интонации.

На основном этапе при формировании произносительных умений и навыков использую готовые модели основных артикуляционных укладов, (модели артикуляционных укладов В.М. Акименко, комплекс упражнений «Дерево» Е.Ф. Архиповой и др.).

Для развития фонематического восприятия и формирования звуковой аналитико-синтетической активности применяю наглядные модели Т.А. Ткаченко. В дальнейшем обучение звуковому и слоговому анализу провожу в рамках традиционной методики Г.А. Каше с использованием моделей, описанных в методиках Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой и в их современной интерпретации у Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «Школа 2100».

Для уточнения и обогащения активного словаря и совершенствования грамматического строя в рамках формирования развёрнутой фразовой речи применяю модели Н.Е. Ильяковой, Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой, наглядные графические модели предлогов В.В. Коноваленко и Н.В. Коноваленко.

На этапе формирование коммуникативных умений и навыков для развития связной, грамматически правильной монологической речи наряду с приемами, описанными в работах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, использую методику В.К. Воробьёвой, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у данной категории детей. Оригинальным в данной методике является использование не линейных, а вертикальных предметно-графических и сенсорно-графических моделей для работы с текстами цепной и лучевой (параллельной) структуры для формирования навыков повествовательной и описательной связной речи соответственно.

Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы также проходит с использованием иллюстраций, серий сюжетных и предметных изображений, графических моделей текстов в виде пиктограмм, мнемотаблиц.

Моделирование фрагмента рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок»

Параллельно развиваю у детей самостоятельные навыки линейного пиктографирования связных высказываний, как готовых (загадки, стихи, рассказы), так и собственных. Таким образом, развитие наглядного моделирования как способности идёт в направлении всё большего обобщения, сворачивания наглядности в сторону условной символизации с одной стороны и от использования готовых моделей до создания собственных с другой.

Создание детьми оригинальных (авторских) условно-символических моделей можно считать главным результатом в овладении наглядным моделированием, как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.

Коррекционно-логопедическая работа носит комплексный характер и проходит в триаде: учитель-логопед – ребёнок – родитель при активном участии воспитателей и специалистов ДОУ. Для построения эффективного взаимодействия мною разработаны индивидуальные логопедические тетради, в которых освоение структурных элементов языковой системы представлено через приёмы наглядного моделирования.

Преобразована предметно-пространственная среда логопедического кабинета и коррекционных групп: наборы для моделирования русских народных сказок – аналог настольного театра, наборы предметных и сюжетных картинок, схемы, таблицы, пиктограммы, цветные фишки, магнитная азбука и линейка Аббаки для моделирования звуко-слоговой и звуко-буквенной структуры слов, наряду с маркерной и магнитной, появилась интерактивная доска.

Спланирован и проводится цикл лекций, семинаров, практикумов для педагогов по вопросам использования метода наглядного моделирования. Проведены открытые занятия, итоговый праздник – развлечение для детей, педагогов и родителей, которые показали результативность коррекционной работы с использованием наглядного моделирования.

Организованная таким образом коррекционно-логопедическая работа проходит в рамках проекта «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников», который стал дипломантом Всероссийского конкурса «Педагогический проект» при Межрегиональном центре поддержки творчества и инноваций «Микс».

Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

Затем можно включать другой символ «волнистая линия», обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

Т.о. получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, т.о. составляем предложение («Заяц стоит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки-схемы.

Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предлагаю детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог. Дети учатся составлять предложения или рассказ.

Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовала «мнемотаблицу» для описания «птиц». (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева )

Например: мнемотаблица «Дятел». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т. д.) – такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлино-ванную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

Читайте также:  Блог в работе учителя-логопеда

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Откуда берётся хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т.е. алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» – какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» – название предмета или объекта и т.д.)

А также для формирования связной речи у дошкольников с О.Н.Р. используется моделирование для заучивания потешек. Например: «Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают «га-га-га»
Не хотят идти домой
«Нам и здесь хорошо»

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями.

Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модель с графическим изображением этих выражений.

Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка».

Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания хактеристик к звукам. Использование наглядной модели (схемы) помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный твёрдый-мягкий». Для определения места заданного звука в слове используется модель схемы «птичка».

Я использую «Зашифрованную линейку», решая задачи звукового анализа и синтеза. Отгадка по начальным звукам.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. В подготовительной группе с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы ( слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковки.

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное слово.

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

На закрепление звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, т.о., звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Можно использовать тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Игры и упражнения с лексическим содержанием – необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций.

Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а».

  • «Аист большая птица, а соловей маленькая»
  • «Хвост у аиста длинный, а у соловья он короткий»
  • «Оперенье аиста чёрно-белое, а у соловья серое».
  • «Ноги у аиста длинные, а у соловья короткие».

Используя опорные таблицы можно рассказать о каком- то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание. Опорные таблицы используются для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его.

Применение наглядных моделей, схем в работе над монологической речью у детей с О.Н.Р. , позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также решать задачи по обучению грамоте.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 6979 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2408/ (дата обращения: 28.02.2020).

Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.

В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений» [1, С.4].

В. В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования». То есть, определение модели содержит четыре признака:

1) модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;

2) модель отражает объект исследования;

3) модель способна замещать объект;

4) изучение модели дает новую информацию об объекте» [2, С. 12]. Л. М. Фридман отмечает, что «в науке модели используются для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения самых разнообразных научных задач и получения тем самым какой-то новой информации. Поэтому модель определяется обычно как некий объект (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале).

Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А. Уемов, В.А. Штоф и др.).

С психолого-дидактической точки зрения, под моделью понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую ряд существенных свойств системы-оригинала на основе поэтапно организованной дедукции или индукции, ведущей, возможно, к получению новой информации (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.). Подчеркивается, что наличие отношения гомоморфизма позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой учебной или предметной области (С.И. Архангельский, В.В. Давыдов, Л.М. Фридман и др.).

Математической моделью, с формальной точки зрения, можно назвать любую совокупность элементов и связывающих их операций (Л.Д. Кудрявцев, И.Б. Новик, Г.И. Рузавин, В.А. Штоф и др.).

Поиск, разработка и апробация материалов, оптимизирующих освоение ребенком представлений о логико-математических зависимостях посредством конструкторско-моделирующей деятельности, отличает педагогические взгляды ряда хорошо известных педагогов прошлого и современности. Речь идет о математических таблицах И.Г. Песталоцци, дарах Ф. Фребеля, “золотых материалах” М. Монтессори, логических блоках З. Дьенеша, палочках Х. Кюизенера, игровых материалах, рассмотренных З.А. Михайловой, развивающих играх, разработанных и адаптированных Б.П. Никитиным, кубиках и таблицах Н.А. Зайцева, пособиях Н.В. Петкевич и других материалах.

Теоретико-множественный анализ показывает, что большая часть из указанных материалов представляет собой простейшие плоскостные и пространственные математические абстракции – сенсорные эталоны формы или их композиции, – характеристические свойства которых связаны с разбиениями на части прямоугольника или прямоугольного параллелепипеда, проведенные по определенным алгоритмам. Вовлечение ребенка в открытие мира занимательной математики, скрываемого в рассматриваемых материалах, происходит посредством авторских дидактических игр, упражнений, попевок.

Указанная педагогическая атрибутика визуализирует на итоговых моделях, получаемых ребенком в результате анализа исходных схем: отношения эквивалентности, порядка, взаимно однозначные соответствия между единичными элементами материалов между собой или между элементами материалов и внешним миром знакомых детям предметов. Таким образом, речь идет о предметной области математического моделирования с детьми. Эта область педагогического знания представляется актуальной для обогащения действующих методик умственного воспитания, математического развития ребенка в свете требований современных программ для детского сада и преемственно связанных с ними программ начальной школы. Применительно к возрастным особенностям детей 6-7 лет важно, что моделирование – это замещение одного объекта (оригинала) другим (моделью) и фиксация и изучение свойств модели. Замещение производится с целью упрощения, ускорения изучения свойств оригинала. Оригинал и модель сходны по одним параметрам и различны по другим.

Замещение одного объекта другим правомерно, если интересующие исследователя характеристики оригинала и модели определяются однотипными подмножествами параметров и связаны одинаковыми зависимостями с этими параметрами.

Как известно, для составления математических моделей можно использовать широкий спектр математических средств – алгебраическое, дифференциальное, интегральное исчисления, теорию множеств, теорию алгоритмов и т.д. В предметной области математического моделирования с детьми 6-7 лет речь идет о предматематическом словаре, задаваемом теорией множеств, и схемах моделей, детализированных простейшими математическими абстракциями. В рамках широко известных классификаций В.А. Штофа, Л.М. Фридмана, речь идет о смешанных статических знаково-образных материальных моделях; согласно трактовкам Л.А. Венгера, Б.А. Глинского, – о сочетании структурно-функциональных и иконических моделей. Наиболее приемлема классификация по характеру моделей, в терминах которой речь идет о предметном моделировании (модель воспроизводит геометрические характеристики объекта), и знаковом моделировании (моделями служат знаковые образования – схемы, чертежи, графы, буквы, цифры). Визуализация логико-математических свойств и зависимостей в школьном и дошкольном образовании опирается на разнообразные модели предметных областей. Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами (А.В. Белошистая, И.Г. Обойщикова, Л.Г. Петерсон, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко и др.).

Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), способный замещать его в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте. Моделирование как метод обучения имеет подвижную структуру, которая изменяется в зависимости от области использования данного метода, от цели его применения. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Дети старшего дошкольного возраста легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А весь план – это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нем при помощи заместителей (геометрических фигур), а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаги повторяет расположение предметов в реальном пространстве. [3, С. 4 – 5].

Использование наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Г.А. Репина классифицирует технологии математического моделирования с дошкольниками следующим образом:

1. Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника.

Теоретико-множественный смысл плоскостного моделирования целого из частей на базе разрезания прямоугольника может заключаться в нахождении:

– целого заданной инвариантной формы как объединения различных серий классов его разбиения – игры типа «Сложи квадрат»;

– целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы – игры типа «Танграм».

2. Пространственное моделирование на составление объемных фигур из кубиков.

«Уголки», «Куб-хамелеон» (Обе игры разработаны Ю. А. Аленковым). Цель. Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

3. Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда.

«Кирпичики». Имеется прямоугольный параллелепипед заданного объема. Простейшими объемными фигурами, на которые можно его разбить с целью получения материалов для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед.

Этот игровой материал – один из лучших для пространственного математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1: 2: 4 на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций.

4. Пространственное моделирование на базе материалов, допускающих непрерывные деформации ( «Узелки», «Лист Мебиуса»).

Одним из игровых материалов, допускающих непрерывные деформации, являются «Узелки», которые представляют собой рамку, состоящую из двух частей: закрепленные узелки-образцы и шнурочки для самостоятельного моделирования и конструирования узелков.

Читайте также:  Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука (Р)

Игровая задача «Узелков» – моделирование аналога заданной фигуры – узелка – по образцу или памяти. Игра не предполагает возможности действий по расчлененным схемам, тем самым предусматривает активное включение мыслительных аналитико-синтетических способностей ребенка.

«Лист Мебиуса». Примером топологического свойства является односторонность листа Мебиуса. В 1861 году немецкий математик Август Фердинад Мебиус предложил простой способ создания односторонней поверхности. Нужно взять узкую полоску бумаги, перекрутить на полоборота один край, затем склеить края. Получился геометрическая фигура – лист Мебиуса.

Движение по средней линии поверхности фигуры из фиксированной точки приведет в исходную точку, значит лист Мебиуса – односторонний. Если представить лист Мебиуса сделанным из резины, то, как бы его не изгибали и не растягивали, он останется односторонним, то есть односторонность листа Мебиуса – топологическое свойство, оно сохраняется при гомеоморфных отображениях.

5. Пространственное моделирование на базе оригами.

Моделирование на материале оригами – творческий процесс для педагога. Каждый раз необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них детей, анализировать математический потенциал изделий, выбранных для моделирования.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.

Классическое оригами не предусматривает использования разрезов и склеиваний при моделировании изделий. Тем не менее, в работе с детьми, возможно, их минимальное количество для изготовления интересных геометрических игрушек – флексагонов – «гнущиеся многоугольники».

Флексагон – одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит скрытые поверхности. В качестве видов флексагона можно назвать гексагексафлексагон и тригексафлексагон.

Флексагоны как средство математического моделирования имеют следующие отличительные черты:

– экономичность: для изготовления флексагонов нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм;

– доступность: при минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует по готовой развертке, при этом игровая и поисковая задачи доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становятся смотивированными и активными;

– многоплановый развивающий характер: флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения, при специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников. [4].

Под математическим моделированием с детьми 6-7 лет мы понимаем организацию педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций (геометрических фигур и схем). Модели задаются словесным описанием, черно-белой или цветной схемой; схемы могут быть расчлененными (с изображением всех составных частей модели), частично расчлененными (с изображением нескольких составных частей модели) или нерасчлененными (контурными). Созданные модели анализируются с логико-математической точки зрения на доступном детям вербальном уровне, варьируются на творческом уровне. В результате, при учете определенных принципов организации процесса математического моделирования, может произойти активное развитие представлений ребенка о логических операциях и развитие пространственных представлений.

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 4

Краевский В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – С.12

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 4-5

Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985. – 104 с.

Похожие статьи

Математическое моделирование в детском саду

Математическое моделирование – одно из таких средств. Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких

пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда

Логико-математическое развитие дошкольников средствами.

Кубик, Моделирование фигур, математическое моделирование, моделирование, фигура, ребенок, игра, прямоугольный параллелепипед, схема, Выполнение заданий.

Мастер-класс на тему «Использование метода наглядного. »

Модель в виде убывающих по величине прямоугольников

В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательное воображение, наглядное моделирование, игровая роль, физическое.

Моделирование как одно из средств развития временных.

Моделирование — это «замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для

Именно с помощью моделей ребенок раскрывает область особых отношений моделей и оригинала, связанного и с

Создание модели развивающей предметнопространственной.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст).

Наглядное моделирование как эффективное средство развития.

Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного

– Усвоение и анализ сенсорного материала; – Перевод его на знаково-символический язык; – Работа с моделью.

Психолого-педагогические особенности обучения младших.

. еще вопросы, в которых рассматриваются пространственные фигуры (куб, прямоугольный параллелепипед, конус, шар, пирамида).

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного. Для успешного обучения математике в начальной школе, для.

Моделирование как коррекционное средство обучения детей.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно выделяет, делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства связи, отношение объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний.

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Метод моделирования как способ обучения дошкольников.

Моделирование как коррекционное средство обучения детей.

Математическое моделирование – одно из таких средств.

Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного

Формирование лексико-грамматических представлений

у дошкольников средствами наглядного моделирования

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Примененяя наглядное моделирование в коррекционной работе по формированию лексико-грамматических представлений у детей, способствуем:

– систематизированному усвоению и запоминанию;

– неоднократному повторению в течение всего периода обучения;

– повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений, решаемые средствами наглядного моделирования:

1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

– понимать обобщающие слова;

– понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

– понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

– понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

– понимать количественные числительные.

2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

– продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;

– продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

– развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;

– развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

4. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:

– расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;

– развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;

– расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;

– развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;

– развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;

– расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

5. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:

– расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

– развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

6. Учить строить предложения разной структуры:

– развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

– совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;

– развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

7. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:

– активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

8. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

– продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;

9. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:

– совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);

– совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;

– совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “волнистая линия” вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения “ключевых слов” основных частей описательного рассказа и т. п.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели. Так, например, в процессе заданий и игр закрепляется понимание детьми значения глаголов (игра “Помоги Наташе разложить вещи по местам”), развивается понимание категорий рода у прилагательных (игра “Какие это фрукты?”), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат (задание “Исправь ошибку”) и др.

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре “Вкусный сок” дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Игра “Помоги Наташе разложить вещи по местам”

Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция: “Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?”.

Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра “Исправь ошибку”

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

Инструкция: “Смотри и слушай внимательно: “Рыба поймала мальчика”. Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась”.

Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

Игра “Вкусный сок”

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него – изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: “Я люблю яблочный сок. А ты?”.

Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра “Где лежит мяч?”

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в “прятки”).

Инструкция: “Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?” (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)

Игра “Где лежит мяч?”

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в “прятки”).

Инструкция: “Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?” (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Ссылка на основную публикацию