Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом

Конкретное содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации детей этой труппы, включая перечисленные выше компоненты, определяется уровнем слухового и речевого развития ребенка на момент имплантации. Как показывает наш опыт, этот уровень может быть очень разным. С одной стороны, среди этих детей есть дети, которые используют постоянно слуховой аппарат (несмотря на его низкую эффективность для восприятия речи) и устную речь, как основное средство общения. С другой стороны, есть дети, которые практически не использовали слуховой аппарат и пользуются жестовой и дактильно-мимической формой речи для общения.

Общим в коррекционной работе для всех этих детей является то, что потенциально все они после подключения процессора КИ имеют возможность слышать и различать самые тихие звуки, все звуки речи, в том числе и высокочастотные. Поэтому в первый период (3-6 месяцев) развитие слухового восприятия является ведущим направлением работы. Цель этого – в короткие срок развить слуховое восприятие с помощью КИ, в том числе и отдельных фонем, так чтобы ребенок и педагоги могли использовать этот слух для развития понимания речи и собственной речи у ребенка. При этом также как у долингвально оглохших малышей у этой категории детей последовательно развивают умение обнаруживать, различать, узнавать, запоминать неречевые звучания, отдельные признаки звуков (громкость, число, длительность), слова, фразы, отдельные фонемы и т.д. Приемы, используемые для этого, зависят, прежде всего, от возраста ребенка.

У детей, которые использовали слуховой аппарат, процессы слухового анализа частично сформированы – они уже умеют со СА обнаруживать звуки (неречевые и слова), различать и узнавать некоторые из них. С КИ у ребенка появляются принципиально новые возможности для развитая, этих навыков, но в первое время, он будет делать это хуже, чем со слуховым аппаратом. И эта ситуация сходна с развитием слухового восприятия с КИ у позднооглохших детей – то, что хранится в памяти ребенка отличается от того, что он слышит с КИ. Ребенка нужно в определенной степени учить заново. Но процесс переобучения идет у них достаточно быстро и, главное, быстро набирает темпы. То, что со слуховым аппаратом раньше осваивалось за недели, с КИ удается достичь значительно быстрее. Благодаря КИ ребенок начинает спонтанно осваивать новые слова из речи окружающих, что было невозможно для него со слуховым аппаратом. Так же как у позднооглохших детей у этих детей уже в первый месяц после включения процессора КИ следует развивать умение различать отдельные звуки речи (при парном сравнении, при выборе из 3-х- 5-ти и т.д.) и дифференциальные признаки фонем (звонкость-глухость, взрывность-шумность и др.). Это важно, потому что создаст для ребенка условия для развития восприятия речи только на слух.

У детей старшего возраста и подростков, не имевших слухового опыта, содержание слуховой работы имеет много общего с работой с маленькими детьми. Здесь следует особое внимание уделить развитию восприятия звуков окружающей среды, бытовых звуков, имени ребенка, имен близких и других актуальных и часто звучащих слов. Для включения этих навыков в ежедневную жизнь ребенка необходимо с первого занятия включить в эту работу родителей, которые должны постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и участвовать в занятиях. Интенсивная слуховая и слухоречевая работа на начальном этапе для этой категории детей имеет особое значение. Для них очень важно осознать, что звуки несут какое-то значение (это – звук голоса, это – шумит компьютер, а это звонит телефон). Если это удается достичь в первые 2-4 недели, то у ребенка повышается мотивация к занятиям и использованию КИ. Если ребенок начинает интересоваться звуками, то это очень важный прогноз того, что он будет пользоваться КИ.

Работа по развитию слухового и слухоречевого восприятия проводится параллельно с развитием устной речи, произносительных навыков, языковой способности. С КИ в этом все большее участи принимает слух, развивающийся у ребенка.

Слухоречевая

УДК 616+376 К 68 Рецензенты:

А.И.Лопотко, д-р мед. наук, проф., заведующий проблемной лаборатории по реабилитации слуха и речи С.-Петербургского ГМУ им.И.П.Павлова,

Г.Н.Пенип, д-р пед.наук, проф., заведующий кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена

Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.Королева.- СПб., 2005.- 90 с.

В книге главного специалиста Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, профессора кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,- доктора психологических наук Королевой И.В. представлена структура и содержание слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами. Описаны критерии отбора детей на КИ; факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами; закономерности слухоречевого развития детей на разных этапах после включения процессора кохлеарного импланта. Рассмотрены вопросы послеоперационного сопровождения ребенка сурдологом и сурдопедагогом, технической эксплуатации, организации процесса реабилитации для разных категорий пациентов.

Книга предназначена для сурдопедагогов, логопедов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей с нарушениями слуха.

Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)

1.1. Что такое звук 8

1.2. Ухо и слуховые центры мозга 8

1.3. Возникновение слуховых ощущений 9

1.4. Нарушения слуха 10

Глава 2. Кохлеарная имплантация

2.1. Сущность кохлеарной имплантации 11

2.2. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта (КИ) 12

2.3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию

• Диагностическое обследование 15

• Критерии отбора пациентов па кохлеарную имплантацию 17

• Противопоказания для проведения кохлеарной имплантации17

• Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей 17

• Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста 18

2.4. Операция кохлеарной имплантации

• Хирургическая операция 19

• Риск при операции 20

• Период восстановления 20

Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей с кохлеарным имплантом 21

3.1. Восприятие звуков ребенком с кохлеарным имплантом 23

• Особенности восприятия речи и звуков ребенком с КИ 23

• Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ 26

3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта

• Первое включение и программирование процессора КИ 27

• Настройка процессора КИ у позднооглохших детей 29

• Настройка процессора КИ у маленьких детей 30

• Настройка процессора КИ у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой 32

• Контроль правильности настройки процессора КИ 33

• Кохлеарный имплант и слуховой аппарат 35

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью

• Восстановление слухоречевого восприятия 36

• Коррекция нарушений произношения и голоса 44

• Психологическая поддержка. Роль родителей и близких ребенка 45

3.3. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью 47

• Коммуникативное развитие 49

• Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарного импланта 50

• Развитие языковой способности 58

• Развитие устной речи 59

• Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков 62

• Психологическая поддержка. Роль родителей и близких ребенка. 63

3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом 65

3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с КИ 67

3.6. Техническое сопровождение детей с кохлеарным имплантом 68

3.7. Кохлеарный имплант и FM-системы (системы «учитель-ученик») 69

Приложение 1. Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат 75

Приложение 2. Пособия, необходимые для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей 85

Приложение 3. Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста 86

Приложение 4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ 89

Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантантами.
презентация по логопедии на тему

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха. Современные Кохлеарные Имплантанты обеспечивают ребёнку с нарушенным слухом возможность слышать даже тихую речь, а значит возможность осваивать речь естественным способом посредством слуха и спонтанно. Именно в этот период подключаются педагоги: дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, психолог.

Слайд №1. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантантами (КИ).

Слайд №2. Овладение речью .

У ребёнка с нормальным слухом. У ребёнка с нормальным слухом понимание речи и собственная речь развивается спонтанно.

Ребёнка с нарушенным слухом. Ребёнок не может овладеть речью, слушая окружающих и его обучают специалисты специальными методами.

Слайд №3 Реабилитационный период после КИ.

Современные Кохлеарные Имплантанты обеспечивают ребёнку с нарушенным слухом возможность слышать даже тихую речь, а значит возможность осваивать речь естественным способом посредством слуха и спонтанно. Именно в этот период подключаются педагоги: дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, психолог. Мы поговорим о работе учителя -логопеда и роли родителей в этот непростой период для ребёнка).

Цель. Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

Слайд №4. Четыре этапа слухоречевой реабилитации дете после КИ

1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия.

1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (>6м);

2. Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками;

3. Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения;

Это основа для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализа.

Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4 – 6 месяцев.

2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Цели:

1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ;

2. Развитие/формирование всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов

ü Обнаружение, различение, опознавание.

ü слуховое внгимание, слуховой контроль, слухоартикуляционная координация.

ü Фонематический слух.

ü Слуховая и слухоречевая память.

3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыков

Это основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи.

Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет

3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

Цель: овладеть основными компонентами языковой системы и устной речи как основным средством общения

1. Развитие слухоречевой памяти;

2. Накопление пассивного словаря;

3. Развитие грамматической системы;

4. Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы, общих представлений о мире) слухозрительно и на слух;

5. Накопление активного словаря

6. Развитие диалогической речи

7. Развитие связной речи;

8. Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля

9. Развитие навыков чтения и понимания прочитанного

Соответствует 5 – 7 годам развития детей с нормальным слухом.

4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов.

Цели: 1. Увеличение словарного запаса;

2. Расширение общих представлений об окружающем мире;

3. Дальнейшее развитие грамматической системы.

Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнком понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи.

Соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет.

Слайд №5. Особенности ребенка после кохлеарной имплантации.

• Мозговые центры при КИ не умеют анализировать звуки.

• У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам.

• Дети плохо локализуют звук в пространстве.

• Окружающие шумы также мешают ребёнку узнавать и воспринимать речевые сигналы и звуки окружающей среды.

Слайд №6. Задачи после кохлеарной имплантации.

2.Различать 2 звуковых сигнала;

3.Выделять отдельные признаки звуков;

4.Узнавать бытовые и другие неречевые звуки;

5. Развивать фонематический слух;

6.Опознавать звуковые сигналы.

7.Образовывать связь между слуховым образом слова и обозначаемым этим словом предметом,

8.Выделять просодическую информацию в речи

9.Развивать слуховое внимание ;

10.Развивать кратковременную и долговременную слуховую память;

11.Константное восприятие речи;

12.Слухо-голосовой и слухо – артикуляторный контроль;

13.Локализовать источник звука в пространстве;

14. Понимать и отвечать на вопросы.

Читайте также:  Пересказ рассказа 'Бабочка- красавица' - конспект

Слайд №7. Совместная коррекционно-развиающая работа учителя –логопеда и психолога.

ž Логопед.

ž Активизирует речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений.

ž Учит различать и опознавать на слух лепетные слова .

ž Развивать произносительную сторону речи.

ž Работает над расширением объема пассивного словаря и практической деятельности.

ž Развивать общие речевые навыки.

ž Психолог.

ž Развивает слуховое восприятие, внимание.

ž Учит реагировать на речевые и неречевые сигналы.

ž Учит различать на слух при выборе из 2-х, 3 -х , звучащих музыкальных инструментах.

ž Учить различать и опознавать на слух словосочетания, фразы.

Слайд №8 Обучение родителей.

• Объяснить родителям, что и зачем надо выполнять;

• Показать и рассказать родителям,как это выполнять;

§ Сделать это вместе с родителями;

• Дать родителям возможность самостоятельно выполнять это с ребёнком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.

Слайд №9. Литература для работы с детьми после клохлеарной ИМ

*Королева Н.И «Учусь слушать и говорить»

*Зонтова О.В. портфель с тетрадями для занятий “Занимаемся с Ушариком”

* И.В.Королева.Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. Специальная педагогика.

Слайд №1. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантантами (КИ).

Слайд №2. Овладение речью .

У ребёнка с нормальным слухом. У ребёнка с нормальным слухом понимание речи и собственная речь развивается спонтанно.

Ребёнка с нарушенным слухом. Ребёнок не может овладеть речью, слушая окружающих и его обучают специалисты специальными методами.

Слайд №3 Реабилитационный период после КИ.

Современные Кохлеарные Имплантанты обеспечивают ребёнку с нарушенным слухом возможность слышать даже тихую речь, а значит возможность осваивать речь естественным способом посредством слуха и спонтанно. Именно в этот период подключаются педагоги: дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, психолог. Мы поговорим о работе учителя -логопеда и роли родителей в этот непростой период для ребёнка).

Цель. Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

Слайд №4. Четыре этапа слухоречевой реабилитации дете после КИ

1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия.

1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (>6м);

2. Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками;

3. Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения;

Это основа для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализа.

Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4 – 6 месяцев.

2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Цели:

1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ;

2. Развитие/формирование всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов

ü Обнаружение, различение, опознавание.

ü слуховое внгимание, слуховой контроль, слухоартикуляционная координация.

ü Фонематический слух.

ü Слуховая и слухоречевая память.

3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыков

Это основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи.

Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет

3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

Цель: овладеть основными компонентами языковой системы и устной речи как основным средством общения

1. Развитие слухоречевой памяти;

2. Накопление пассивного словаря;

3. Развитие грамматической системы;

4. Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы, общих представлений о мире) слухозрительно и на слух;

5. Накопление активного словаря

6. Развитие диалогической речи

7. Развитие связной речи;

8. Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля

9. Развитие навыков чтения и понимания прочитанного

Соответствует 5 – 7 годам развития детей с нормальным слухом.

4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов.

Цели: 1. Увеличение словарного запаса;

2. Расширение общих представлений об окружающем мире;

3. Дальнейшее развитие грамматической системы.

Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнком понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи.

Соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет.

Слайд №5. Особенности ребенка после кохлеарной имплантации.

• Мозговые центры при КИ не умеют анализировать звуки.

• У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам.

• Дети плохо локализуют звук в пространстве.

• Окружающие шумы также мешают ребёнку узнавать и воспринимать речевые сигналы и звуки окружающей среды.

Слайд №6. Задачи после кохлеарной имплантации.

2.Различать 2 звуковых сигнала;

3.Выделять отдельные признаки звуков;

4.Узнавать бытовые и другие неречевые звуки;

5. Развивать фонематический слух;

6.Опознавать звуковые сигналы.

7.Образовывать связь между слуховым образом слова и обозначаемым этим словом предметом,

8.Выделять просодическую информацию в речи

9.Развивать слуховое внимание ;

10.Развивать кратковременную и долговременную слуховую память;

11.Константное восприятие речи;

12.Слухо-голосовой и слухо – артикуляторный контроль;

13.Локализовать источник звука в пространстве;

14. Понимать и отвечать на вопросы.

Слайд №7. Совместная коррекционно-развиающая работа учителя –логопеда и психолога.

ž Логопед.

ž Активизирует речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений.

ž Учит различать и опознавать на слух лепетные слова .

ž Развивать произносительную сторону речи.

ž Работает над расширением объема пассивного словаря и практической деятельности.

ž Развивать общие речевые навыки.

ž Психолог.

ž Развивает слуховое восприятие, внимание.

ž Учит реагировать на речевые и неречевые сигналы.

ž Учит различать на слух при выборе из 2-х, 3 -х , звучащих музыкальных инструментах.

ž Учить различать и опознавать на слух словосочетания, фразы.

Слайд №8 Обучение родителей.

• Объяснить родителям, что и зачем надо выполнять;

• Показать и рассказать родителям,как это выполнять;

§ Сделать это вместе с родителями;

• Дать родителям возможность самостоятельно выполнять это с ребёнком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.

Слайд №9. Литература для работы с детьми после клохлеарной ИМ

*Королева Н.И «Учусь слушать и говорить»

*Зонтова О.В. портфель с тетрадями для занятий “Занимаемся с Ушариком”

* И.В.Королева.Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. Специальная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
moya_prezentatsiya.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантантами (КИ)

Овладение речью У ребёнка с нормальным слухом Ребёнка с нарушенным слухом Речь развивается посредством слухового восприятия речи окружающих взрослых и общения с ними. У ребёнка с нормальным слухом понимание речи и собственная речь развивается спонтанно. Ребёнок не может овладеть речью, слушая окружающих. Речь формируется , опираясь на сохранные органы чувств. Обучают речи целенаправлен Обучают специалисты специальными методами.

Реабилитационный период после КИ

4 этапа слухоречевой реабилитации детей после КИ 1 этап – начальный этап 3 – 12 недель 2 этап – основной этап длительность 6 – 18 месяцев 3 этап – языковой этап развития восприятия речи длительность – более 5 лет 4 этап – период развития связной речи

Особенности ребенка после кохлеарной имплантации Мозговые центры при КИ не умеют анализировать звуки. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Дети плохо локализуют звук в пространстве. Окружающие шумы также мешают ребёнку узнавать и воспринимать речевые сигналы и звуки окружающей среды .

Задачи после КИ 1.Обнаружение звука; 2.Различать 2 звуковых сигнала; 3.Выделять отдельные признаки звуков; 4.Узнавать бытовые и другие неречевые звуки; 5. Развивать фонематический слух; 6.Опознавать звуковые сигналы. 7.Образовывать связь между слуховым образом слова и обозначаемым этим словом предметом, 8.Выделять просодическую информацию в речи 9.Развивать слуховое внимание ; 10.Развивать кратковременную и долговременную слуховую память; 11.Константное восприятие речи; 12.Слухо-голосовой и слухо – артикуляторный контроль; 13.Локализовать источник звука в пространстве; 14. Понимать и отвечать на вопросы.

Совместная коррекционно- развиающая работа учителя –логопеда и психолога. Логопед. Активизирует речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений. Учит различать и опознавать на слух лепетные слова . Развивать произносительную сторону речи. Работает над расширением объема пассивного словаря и практической деятельности. Развивать общие речевые навыки. Психолог. Развивает слуховое восприятие, внимание. Учит реагировать на речевые и неречевые сигналы. Учит различать на слух при выборе из 2-х, 3 – х , звучащих музыкальных инструментах. Учить различать и опознавать на слух словосочетания, фразы.

Обучение родителей Объяснить родителям, что и зачем надо выполнять; Показать и рассказать родителям,как это выполнять; Сделать это вместе с родителями; Дать родителям возможность самостоятельно выполнять это с ребёнком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.

Литература для работы с детьми после клохлеарной имплантации Королева Н.И « Учусь слушать и говорить»

Сборник игр для развития слуха и речи у детей с КИ «Учусь слушать и говорить играя» 1 часть «Играем дома и в классе» 2 часть «Играем везде» 3 часть «Играем и запоминаем» Зонтова О.В. портфель с тетрадями для занятий «Занимаемся с Ушариком »

Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (И.В.Королева Специальная педагогика)

ПУСТЬ БУДУТ ЗДОРОВЫ ВСЕ ДЕТИ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Реабилитации дошкольников с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

Кохлеарная имплантация (КИ) — это метод радикального восстановления слуха на основе определенного вида хирургического вмешательства. Операция состоит во введении и вживлении электродных систем во внутреннее ухо слухового анализатора человека.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей.

С помощью импланта все успешно оперированные дети с незначительными остатками слуха, не становятся слышащими, а переходят в категорию слабослышащих на уровне разной степени тугоухости (это зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка). Таким образом, дети приобретают физиологическую базу для формирования и развития слуховой системы, речевого слуха, речи. А значит, наличие импланта позволяет формировать у глухого малыша слуховую и слухоречевую систему на базе очень большого числа звуковых элементов, которые глухой ребёнок может отчётливо слышать.

Кохлеарная имплантация – это только одна часть реабилитационного процесса. Второй частью, очень важной частью, является реабилитация, в ходе которой ребенок учится слушать и говорить.

Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, для которой важно наличие речевой среды. Без слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью.

Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи.

Первое направление. Восприятие речи в естественных условиях: дети должны слышать речь окружающих, а также речь, обращённую к самим детям, и конечно собственную речь. Другими словами, дети должны постоянно находиться в речевой среде.

Второе направление. Развитие речевого слуха детей во время специальных занятий. Идеальными условиями работы с детьми с кохлеарным имплантом, конечно будет являться комплексная реабилитация (в условиях групп компенсирующей направленности, сурдологопедического кабинета и в семье).

Реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают следующие ступени развития способностей восприятия акустической информации:

обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов;

обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые – разные);

отличие голоса человека от других бытовых сигналов;

опознавание бытовых сигналов;

определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);

различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (твёрдость – мягкость, место артикуляции);

опознавание изолированных слов, предложений;

понимание слитной речи;

понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

Часто задаваемый вопрос родителей, это – какой должен быть период с момента имплантации и подключения до начала понимания речи и связного логического произношения? Конечно многое зависит, от степени потери слуха, от того слышал ли ребенок речь до операции, и в каком возрасте она была сделана. Полноценная реабилитация слуха у детей без сочетанной патологии происходит, как правило, за 1,5−2 года при систематической работе в этом направлении. Реабилитация в плане речевого развития — процесс более длительный, занимает от 5 лет и может длиться и совершенствоваться весь (или почти весь) школьный период. Очень важно поощрять у ребёнка все виды подражания (в играх с движениями, с мимикой, со звуками), тогда и в речи он тоже будет стараться подражать взрослому. Важно заинтересовать возможностью слышать (демонстрировать различные звучащие игрушки и разнообразные игры с ними, привлекать внимание к звукам окружающего мира, говорить с ребенком). Важно развивать слуховое внимание и слухо-речевую память. И конечно, следить за технической исправностью КИ и добиться оптимальной настройки речевого процессора.

Родителей также волнует вопрос, под присмотром, каких специалистов должна проходить реабилитация после кохлеарной имплантации, логопеда или дефектолога. Тут всё зависит от компетентности и опыта логопеда. Любой дефектолог может заниматься развитием речи (и словарем, и грамматикой, и произношением), но далеко не любой логопед понимает, как развивать функциональные возможности слуха ребёнка с кохлеарным имплантатом и слуховым аппаратом. Функциональный слух (что я могу и делаю благодаря КИ и СА) — это фонематический анализ и синтез, умение повторить то, что услышал, а не заменять услышанное на знакомые слова, достаточный объём слуховой и слухо-речевой памяти и слухового внимания, скорость обработки слуховой информации и ещё много всего. Если логопед понимает, как развивать эти навыки, тогда всё хорошо, занимайтесь и с логопедом и дефектологом. Если нет, то важно понимать, что как бы здорово не был настроен речевой процессор или слуховой аппарат, дефицит слуха всё равно у ребёнка есть, а значит, ему необходимы слуховые тренировки.

На мой взгляд, дети с кохлеарными имплантами успешно занимаются и показывают хорошие результаты, если обучаются по верботональной методике или методике Э.И.Леонгард.

В конечном результате, ребенок с КИ научится понимать речь окружающих и говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира. Речь ребенка, использующего слуховой аппарат, существенно отличается от того, как говорят дети с кохлеарными имплантами. Использование КИ позволяет достичь большей внятности, выразительности, хорошей модулированности и эмоциональности речи.

  • Альтман А.Я., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М., ДМК Пресс, 2003
  • Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. – СПб.: Лемма, 2006.
  • Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.
  • Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста. Дефектология.- 2002.

Рекомендации по организации и содержанию работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации.

    Алексей Градовский 3 лет назад Просмотров:

1 Рекомендации по организации и содержанию работы с детьми дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации. Составитель – Николенко Т. А. – сурдопедагог сурдоцентра Тамбовской детской поликлиники (на основе разработок коллектива авторов центра «Исток-Аудио», а также пособия О. Зонтовой) О методике реабилитационной работы с детьми после кохлеарной имплантации Для того чтобы ребенок после кохлеарной имплантации мог научиться понимать речь и говорить, необходимо поставить следующие задачи. В его памяти должно накопиться достаточно слуховых образов различных звуков, слов. Этот слуховой багаж не появится «сам по себе», только оттого, что подключили речевой процессор, и звуки окружающего мира стали доступны восприятию. Звуки обрушились на ребенка, и он находится в хаосе звучаний, не различая их. Ежечасная, постоянная работа по формированию способности разобраться в этом звуковом хаосе НЕОБХОДИМА. Ребенка надо учить овладевать системой родного языка. Это значит учить понимать значения слов, фраз, словосочетаний разных видов. И опять нужна для этого специальная работа. Сурдопедагог будет помогать родителям развивать понимание родного языка но не совсем так, как это делается с неслышащими детьми, а используя специальные методики. Ребенка надо учить произносить разные звуки, фонемы. И тут работа может проводиться при совместном участии сурдопедагога и логопеда. Однако обычная логопедическая методика не подойдет, нужно использовать индивидуальную систему приемов с учетом развивающегося слухового восприятия ребенка и развития его произносительных возможностей. Учить общению с помощью речи на каждом этапе слухоречевого развития имплантированного ребенка еще одна важная задача. Выделяются 4 периода слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. 1 период начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с помощью КИ. Длиться может от 3 до 12 недель. Развивается начальный интерес к звукам, активизируется голосовая активность, формируется произнесение звуков, слов по подражанию. 2 период основной. Он длится 6 18 месяцев. Формируется способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы. Ребенок слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звучания и слова. Уровень

2 развития слухового восприятия близок к развитию такового у малыша в возрасте одного полутора лет. Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания речи окружающих и собственной речи. К работе сурдопедагога добавляется работа логопеда, оба направления скоординированы между собой. Ребенок начинает понимать часто используемые слова и предложении, начинает говорить отдельные слова и даже предложения из двух трех слов. В это время у всех детей наблюдаются проблемы слухоречевой памяти- ребенок плохо запоминает слова. За этот период надо сформировать умение различать и узнавать все звуки речи. Это необходимо для спонтанного развития восприятия речи ребенком с КИ в дальнейшем. Важно развивать и слуховой контроль собственной речи и умение координировать слуховое восприятие с артикуляцией ребенок должен повторить новое слово, даже если он его не понимает. 3 период языковой. Его длительность более 5 лет. Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Он все время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку. Программа может быть использована для слабослышащих детей или для детей с нарушениями речи. Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия грамматической стороны речи. Ребенок учится воспринимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему. 4 период период развития связной речи и понимания сложных текстов. Это период значительно более высокого уровня овладения языком. Этот период аналогичен таковому у нормальнослышащих детей старше семи лет. Его могут достичь только часть ранооглохших детей с КИ. Это дети с КИ, вживленным в раннем возрасте. А также могут достичь этого уровня и дети, имплантированные позднее, но прошедшие раннюю активную абилитацию со слуховыми аппаратами. Как же воспринимают дети с КИ звуки? 1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, отличаются от тех, которые передаются нормально работающей улиткой, поэтому даже позднооглохшие взрослые сначала не узнают знакомые слова и звуки. Но в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы научить ребенка воспринимать звучания. 2. Дети и взрослые с КИ даже и после обучения слышат не так четко, как нормальнослышащие. Им нужно больше времени для обработки звучащей речи. Слушание требует внимания, напряжения, мешает шум. 3. Даже если пороги слуха достигают дб, т.е. как при 1 степени тугоухости, затруднено восприятие окончаний, приставок, предлогов, тихих согласных п, т, к, ф, ц, х, в при общении с ребенком тихим голосом и на расстоянии. 4. Долго приходится формировать слуховое внимание ребенка к окружающим звукам, голосами т.п.

3 5. ребенок с КИ плохо локализует звук в пространстве, так как носит КИ на одном ухе. Особенно трудно если звуки короткие. Затруднено определение места невидимого источника звука, если он спереди или сзади. 6. Дети хуже воспринимают речь, если говорящий сзади или со стороны, противоположной импланту. Особенно в первый год. 7. Если у ребенка не был развит остаточный слух, он медленно учится обнаруживать и различать звуки. 8. Ребенок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей) и если не привлечено его внимание. 9.Несмотря на то, что слуховое восприятие в КИ может соответствовать 1ой степени тугоухости, ребенок очень плохо поначалу понимает речь и плохо говорит. Уровень речевого развития может быть относительно долгое время как у глухого ребенка. Все это результат несформированности слуховых центров мозга, которые до имплантации не получали информации и не развивались. Проблемы слуховой памяти и внимания обычно сохраняются в течение двух трех лет. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем сильнее это может быть выражено. Если же у ребенка есть расстройства нервной системы (общее нарушение внимания, задержка психического развития) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше. 10. Окружающие шумы и реверберация (отражение звуков от стен) очень мешают ребенку узнавать и запоминать речь и звуки окружающей среды. С самого начала важно дать родителям достаточный объем рекомендаций, которым они должны следовать при общении и занятиях с имплантированным ребенком. В содержание этих рекомендаций необходимо включить следующее. На начальном этапе требуется следовать определенным правилам при общении с ребенком. Вот они. 1. Разговаривайте с ребенком как можно больше. Комментируйте то, что его интересует в данный момент и то, на что вы хотите обратить внимание малыша. 2. Говорите с ним как с нормально слышащим, НО НЕМНОГО МЕДЛЕННЕЕ И 3. ГОВОРИТЕ КОРОТКИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ И ФРАЗАМИ, отдельные слова повторяйте. 4. Говорите естественно, ни в коем случае на говорите громче обычного, не кричите. 5. Намного чаще, чем с нормально слышащими детьми повторяйте то, что вы сказали 6. Старайтесь, чтобы ваше лицо, особенно глаза, выражали эмоции. Чаще улыбайтесь. 7. Разнообразьте интонации, вводите в речь специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и т.п.). говорите выразительно, то понижая, то повышая голос. 8. Сократите фоновый шум до минимума, играйте в тихой комнате. 9. Проводите время с ребенком весело!

4 Сначала учите ребенка понимать «на слух»: – разговаривает кто-нибудь или нет, – является ли звук, который малыш слышит речью или нет, – говорит мужчина или женщина, – говорит ли кто-то из близких родных или «чужой». Не забудьте: КОГДА ВЫ ГОВОРИТЕ, ВАШЕ ЛИЦО ДОЛЖНО ЧАЩЕ ВСЕГО НАХОДИТЬСЯ В МЕТРЕ ОТ УХА РЕБЕНКА, А ВАША ГОЛОВА – НА ОДНОМ УРОВНЕ С ГОЛОВОЙ РЕБЕНКА. Маленького ребенка при общении можно держать на коленях, на руках, сажать на детский стульчик. Можно общаться и на полу. Иногда держать малыша прямо, чтобы он был к вам спиной. Помимо специальных игровых упражнений, комментариев, хорошо петь малышу песни, рассказывать детские стишки. ПЕСЕНКИ МОГУТ БЫТЬ ПЕРВЫМИ ОБРАЗЦАМИ ЗВУЧАНИЙ, НА КОТОРЫЕ МАЛЫШ НАЧНЕТ РЕАГИРОВАТЬ. Используйте в общении с ребенком так называемую РЕЧЬ РОДИТЕЛЯ. Что это такое? РЕЧЬ РОДИТЕЛЯ Имеет более медленный темп, чем обычно. Особенно придется поработать над темпом речи тем, кто привык разговаривать очень быстро, скороговоркой. Постарайтесь потренироваться специально. Представьте себе, например, что вам надо вести на телевидении детскую передачу. Содержит короткие фразы. Имеет паузы между фразами. Богато интонирована. Имеет несколько более высокий тон, чем при разговоре со взрослым. Повторяет и делает ударение на важных словах. Имеет разнообразный словарный запас. Включает в себя много голосовых сигналов и ритмов. Когда вы играете, говорите и поете, старайтесь выбрать для ребенка наилучшее положение для слушания, а именно: – в пределах одного метра от уха ребенка, которое лучше слышит. – сначала лицом к лицу. Но иногда надо изменять это положение, чтобы малыш учился слушать без зрительной опоры. – вы оба как можно чаще должны находиться на одном уровне с ребенком.

5 ПОМНИТЕ: СНАЧАЛА ДОЛЖНА СЛЕДОВАТЬ РЕЧЬ, А ПОТОМ ДЕЙСТВИЕ. Развлекайте ребенка импровизированной пантомимой, сопровождаемой речью. Делайте большие четкие движения во время пения. Пойте с движениями, например: «Мишка косолапый по лесу идет», «Маленькие ножки идут по дорожке», придумывайте сами простенькие песенки, переделывайте, упрощая, «Жили у бабуси два веселых гуся» и другие. Хорошо использовать пальчиковые игрушечные персонажи, куклы «би-ба-бо». Вот примеры некоторых первых игровых занятий с малышом. 1. САМОЛЕТ ЛЕТИТ, Медленно двигайте самолет, показывая, как тот летит. Говорите при этом.»вот самолет. Он летит. «Вввв». Смотри, как: «Вввв_». Летит вверх, вверх! «Ввв». Летит вниз. Вниз летит. «Ввв». Удерживайте внимание ребенка, проделывая недолго забавные движения с игрушкой. Потом дайте игрушку малышу. Говорите об игрушке, пока он с ней играет. Например: «Вот твой самолет. Самолет. У него есть крылья. Вот крыло, вот еще крыло. Самолет летает: «Ввв_». 2. СЛУШАЕМ, КТО ПРИШЕЛ. Заранее договоритесь с родными, чтобы они несколько раз позвонили в дверь, когда придут к вам. (Или несколько раз постучали). Ожидая прихода с минуту на минуту, ходите с ребенком по дому, подходите к двери, прислушивайтесь на его глазах. «Там нет никого. Скоро бабушка придет она позвонит. Слушай! (раздается звонок) Звонок! Слушай! Опять звонок. Кто там? Это бабушка! Бабушка пришла!». Упражнения по развитию слухового восприятия (адаптированные для занятий с детьми без речи младшего дошкольного возраста на основе заданий из пособия «Занимаемся с Ушариком») Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков Выработка условнорефлекторной двигательной реакции на звук (с использованием материалов альбома «Занимаемся с Ушариком», 1 этап, а также игрушек и самостоятельно изготовленных пособий) Упражнение 1. Слушай, нажимай. Взрослый перед сидящим за столом малышом стучит по барабану. Побуждает ребенка после этого нажать на кнопку игрушки или надеть кольцо на стержень пирамидки. (аналогичные упражнения проводятся со звучанием гармошки, дудки, свистка) Упражнение 2. Лягушка прыгает. Перед сидящим за столом ребенком игрушечная лягушка. Рядом – несколько вырезанных из бумаги листьев. Взрослый производит какое-нибудь действие, извлекающее звук и учит ребенка переместить лягушку на один из листьев.

6 Обучение сопровождается примерно такими словами: «Слушай. (Раздается звук). Ква-ква прыгает: Оп!» И так далее. Упражнение 3. «Яблоко упало». Взрослый учит малыша после каждого услышанного звука снимать с вырезанной из картона яблоньки яблочко (оно было вставлено в прорезь в кроне дерева) и «уронить» его. При этом произносятся слова: «Слушай! (Производится звук) Бух! Упало яблоко!». Можно провести игру по-другому. Игрушечные пластмассовые яблочки ребенок бросает по очереди в корзиночку после каждого условного звучания. Упражнение 4. Дождь. У ребенка синий фломастер и лист бумаги, лежащий на столе. На листе нарисована тучка в небе, трава. Взрослый произносит «Кап», и после каждого произнесения малыш рисует каплю-черточку. Речевой материал: «Слушай: «Кап» – и нарисуешь так» (показывает). (Это упражнение проводится после того, как выработана реакция на звучание голоса. Сначала взрослый произносит «кап» слухозрительно, потом только на слух. Расстояние постепенно увеличивается). Упражнение 5. Змейки. Перед ребенком на листе несколько пластилиновых кружков. Рядом с листом вырезанные из бумаги или вылепленные из пластилина разноцветные змейки. После каждого произнесенного взрослым «Шшш» – малыш берет одну из змеек и прикрепляет ее к пластилиновой основе (кладет на нее). Упражнение 6. Цыплята вылупились. Перед ребенком четыре или пять пластмассовых яичек из-под «Киндерсюрприза». В каждом из них находится маленький игрушечный цыпленок. Взрослый произносит: «Ц-ц-ц», ребенок в ответ на услышанное раскрывает одно из яиц. Речевой материал: «Слушай. «Ц-ц-ц». Открой. Что там? Цыпленок!». Если найти нужные игрушки трудно, можно видоизменить игру. На лист бумаги наклеиваются несколько изображений разных цыплят. Каждое из них прикрывается вырезанной фигуркой яйца. Можно прикрепить кончик «яйца» к бумаге. После каждого звука «Ццц» ребенок убирает яйцо и видит изображение цыпленка. (Желательно проверить перед выполнением упражнения, как ребенок реагирует на массированный шепот «тшшш», «чшшш», выработать на массированный шепот реакцию (см. предыдущее упражнение «змейка»). Упражнение 7. Конфеты. Перед ребенком на столе две три «конфеты» – завернутые в конфетные обертки кусочки пластилина. Рядом сидят две – три куколки, перед каждой тарелочка.

7 Взрослый предлагает покормить кукол после сигнала. Он произносит «Ч-ч-ч_», и ребенок кладет одну конфету перед куклой. То же с остальными конфетами. Знакомство со звуками окружающего мира. (формируем спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать и, значит, позже и понимать речь не только на занятиях. А. Прогулка с картинками. Перед прогулкой возьмите с собой картинки с изображениями машины, велосипеда, собаки, птички, детей, взрослых. Во время гуляния обращайте внимание малыша на звуки, комментируйте их и показывайте соответствующую картинку. Например: «Слышишь? Это собака лает» или «Машина проехала. Вот еще машина едет, слушай». И показываете соответствующие картинки. Б. Звучащие игрушки. Возьмите две звучащие игрушки. Например, зайку-пищалку и дудку. Нарисуйте каждую игрушку на отдельном листе и положите эти картинки перед малышом. Поиграйте на дудке, спросите: «Что звучало?», предлагая при этом дать вам одну из картинок. Если ребенок протянул вам картинку с дудкой, похвалите его: «да, это дудка звучала. Послушай еще раз». Затем звучит игрушка-пищалка. Ребенок после прослушивания берет соответствующую картинку, дает вам. После нескольких подобных «тренировок» попробуйте предъявить звучания только на слух, то есть так, чтобы малыш не видел звучащих предметов. Перед ним на столе картинки, а звуки доносятся из-за ширмы, которую можно соорудить из стула с повешенным на спинку платком. Звучит, например, дудка. Малыш слушает и показывает на соответствующую картинку. Потом можно увеличивать количество звучащих предметов, добавляя все новые и убирая знакомые. В. Слышу не слышу. Дайте ребенку лист бумаги, фломастер. Включите фен так, чтобы он видел его во время работы и побудите рисовать штрихи фломастером выключите фен и покажите ребенку, что при отсутствии звука рисование надо прекратить. Повторите упражнение, убедитесь, что малыш понял ваше задание. После этого переходите к выполнения упражнения на слух. Включайте и выключайте фен за спиной малыша, побуждая его прислушиваться и рисовать только тогда, когда раздается гудение фена. Аналогичные упражнения можно проводить со звучанием вентилятора, шумом льющейся воды из крана и т.п. Г. Различаем звуки

8 Учите различать по принципу, предложенному в упражнении «звучащие игрушки» такие звуки как перелистывание страниц в книге и застегивание молнии, звяканье ключей, гудки в телефонной трубке, похлопывание ладоней и т.п. Различение характеристик звуков (количество, длительность, громкость, высота, локализация) Упражнение 1. Один и много барабанов Упражнение 2. Зайка прыгает прыг! Упражнение 3. Мишка кушает ам! Упражнение 4. Повтори ПА, ПАПАПА Упражнение 5. Круг квадрат Упражнение 6. Нос рука голова Упражнение 7. Делаем бусы

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

Ирина Родионова
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

Согласно мировой статистике, нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у новорождённых. Отечественные и зарубежные специалисты занимались решением проблем детей с нарушениями слуха, искали пути и методы обучения. В результате появились различные системы обучения глухих и слабослышащих. Однако даже современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку воспринимать речь в полном объеме. В настоящее время одним из методов помощи детям с нарушением слуха является кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – это современный прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития, положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной социальной адаптации. Дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной коррекционной работе.

В настоящее время, когда в образовании происходят значительные изменения, кохлеарная имплантация становится очевидным условием инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет открыть для них иные образовательные перспективы.

На сегодняшний момент в ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» обучается 10 кохлеарно имплантированных детей. Операция была проведена в возрасте до 6-и лет у 4-х детей, старше 6-и лет у 4 детей, в 14 лет была проведена самая поздняя операция. Учащиеся с кохлеарными имплантатами представляют собой неоднородную группу, которая отличается разным характером нарушений слуха, временем, когда произошло нарушение слуха, уровнем речевого развития, наличием или отсутствием сочетанных нарушений развития, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха, возрастом нарушения и другими психологическими параметрами дизонтогенеза. Процесс реабилитации после кохлеарной имплантации у детей протекает по-разному.

Педагогическую работу в школе проводят квалифицированные сурдопедагоги, опираясь на труды отечественных педагогов: Е. Л. Гончаровой, И. В. Королевой, О. И. Кукушкиной, Э. В. Мироновой, О. С. Никольской, А. И. Сатаевой, Н. Д. Шматко. Опыт работы позволяет сделать вывод, что раннее вмешательство является наиболее эффективной формой в восстановлении утраченной слуховой функции. Чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты. В соответствии с требованиями специальных стандартов педагогическое сопровождение направлено на социальную адаптацию учащихся с кохлеарными имплантатами с использованием практико-ориентированного подхода

Целенаправленная, систематическая работа по реабилитации дает положительные результаты: Даниил, в 4 года после болезни потерял слух. Поступил в детский сад при школе, в 5 лет слух протезирован бинаурально. Занятия с индивидуальными слуховыми аппаратами направленными на предотвращение распада речи. В 7 лет проведена операция по кохлеарной имплантации. После подключения речевого процессора был составлен маршрут психолого-педагогического сопровождения, который определял круг проблем, требующих коррекции. Запускающий этап длился 7-8 месяцев за счет того, что речевые навыки уже были сформированы. В настоящее время мальчик обучается в общеобразовательной школе.

У Миши в 2 года произошла потеря слуха. В 2,5 года слух протезирован. Обучался дома. В 3,7 года проведена кохлеарная имплантация в г. Воронеже. После подключения еженедельные занятия с сурдопедагогом, активная позиция родственников, своевременные настройки дают положительные результаты. Находится в стадии «запускающего этапа». Сейчас родители мальчика стоят перед выбором. Устроить ребенка в общеобразовательный д/с или посещать группу для слабослышащих детей.

Двое детей переведены на программу слабослышащих.

Однако сравнительно небольшая доля родителей активно участвует в коррекционно-образовательном процессе своих детей. И нередко низкий уровень общего и речевого развития имплантированного ребенка обусловлен отсутствием ранней коррекционной работы с ним и, в первую очередь, педагогической запущенностью по вине родителей. Многие мамы и папы, нацеленные на кохлеарную имплантацию, пассивны, безынициативны, отстранены в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Они долгое время пребывают в ожидании «чуда», бездействуют и возлагают свои надежды только на врачей, считая, что операция сразу решит все проблемы ребенка с нарушенным слухом и откроет ему прямой путь к обучению в массовой школе. Таким образом, родители порождают слухоречевую депривацию ребенка, искусственно задерживают его в развитии, упускают драгоценное время. А в дальнейшем оказывается, что коррекционно-педагогическая работа после кохлеарной имплантации на начальном этапе имеет менее выраженный эффект, чем ожидалось, и, кроме того, растянута по времени.

Важно убедить родителей найти возможность пребывания их детей в среде слышащих сверстников. Дети имеют возможность, проводя первую половину дня в специальном коррекционном учреждении, во вторую половину дня посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы, общаясь в естественной речевой среде.

Кохлеарная имплантация может иметь положительный результат при определенных условиях:

• Создание слухо-речевой среды.

• Занятия дома по закреплению материала, пройденного с сурдопедагогом, использование спонтанно возникающих ситуаций.

• Своевременные настройки импланта, проведённые квалифицированными специалистами.

• Педагогическое сопровождение специалистами.

К вопросу инклюзии ребенка после кохлеарной имплантации необходимо подходить индивидуально. Прежде всего, тщательное обследование готовности ребенка к обучению в школе: связный пересказ прочитанного, умение вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. Речь у ребёнка должна быть достаточно внятной, разборчивой, лексически богатой, грамматически правильно оформленной. Имплантированные дети представляют собой особую группу лиц с нарушениями слуха, у них есть трудности при слуховом восприятии на расстоянии или же в условиях шумового фона, это влияет на понимание речи. Для решения этой проблемы детям с кохлеарным имплантом необходимы специальные технические средства, например, FM система, которая позволяет выделить речь учителя из шумового потока. Возникают психологические трудности при общении с обычными детьми. Педагогическое сопровождение специалистов, включающее сурдопедагога, логопеда, психолога, помощь родителей определит позитивное будущее имплантированного ребёнка. И немалую роль играет подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с кохлеарным имплантом.

1. Антоненко Л. Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.-№5.-С. 60-65.

2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.

3. Королева И. В., Янн. П. А. Дети с нарушениями слуха. – СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.

4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения// Дефектология. -2008.-№1. С. 71-78.

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми с ОВЗ» Особенности работы с детьми с ОВЗ. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое.

Консультация «Особенности работы с леворукими детьми» МДОУ «Детский сад №42» г. Ярославля Консультация Особенности работы с леворукими детьми Подготовила учитель-логопед Елисеева Татьяна Константиновна.

Мастер-класс «Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ» «От милосердия – к педагогике, от коррекции – к коммуникации, от традиций – к инновациям!» Добрый день, уважаемые коллеги. Начать я хотела.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]» Особенности организации работы.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад» Особенности организации работы с.

Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности Успешность и эффективность работы учителя – логопеда напрямую зависят от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями.

Презентация «Особенности работы с детьми с ОВЗ (нарушение речи) в логопедическом пункте» Вашему вниманию представлена презентация семинара – практикума для учителей начальных классов по работе с детьми с речевыми нарушениями.

Читайте также:  Логопедическая игра 'Покорми меня'
Ссылка на основную публикацию