Конспект: Дифференциация звуков Ш-С в словах и предложениях

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] – [ш].

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) – (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

1. Организационный момент.

Л – д: – Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: – Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) – (ш) в изолированном звучании.

Л – д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс .

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш .

а) Игра: «Солнышко – ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л – д: – Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш . )

Как в роще ручей журчит? (Ссс . )

Как оса в саду жужжит? (Сссс . )

Как шумят у птицы крылья? (Шшш . )

В море синем паруса (шшшш . )

И пшениченька шумит (шшшш . )

И листочек шелестит (шшшш . )

И оса кусается (сссс . )

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л – д: – Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Кончик языка – за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко – отдыхает, спит.

Губы – круглые как калачик.

Язык – круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Л – д: – Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л – д: – Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) – шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л – д: – Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) – зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Прыг – скок, прыг – скок,

Не поймаешь паучок.

Л – д: – Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) – синим,

Звук (ш) – зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л – д: – Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

Са – сани Ша – шапка

Со – сова Шо – шорты

Это – серп Ши – шило

Сы – сыр Ша – шарф

Л – д: – Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) – синяя фишка, звук (ш) – зеленая фишка,

Громкие звуки – красная фишка.

я – са аш – ас аша – аса шпа – спа

что – со ош – ос ошо – осо шпу – вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л – д: – Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л – д: – Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

кашка – каска каша – касса

нас – наш вам – ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш . ), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс . ). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л – д: – У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л – д: – Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Дополните предложения, подобрав правильное слово

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”

Конспект лоопедического занятия “Дифференциация звуков С-Ш”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков [С]- [Ш]”»

Тема: Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. («Путешествие в сосновый лес»).

Цель: закрепить правильное произношение слов, словосочетаний и предложений со звуками [С] – [Ш] .

1. Коррекционно – обучающие:

– развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;

– совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

– формирование грамматического строя речи.

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

– развитие речевого дыхания;

– развитие чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации;

3. Коррекционно – воспитательные:

– формирование положительной мотивации к занятиям;

– воспитание умения выполнять задание по инструкции;

– воспитание самоконтроль за речью.

Оборудование: массажный шарик «Су-Джок» предметные картинки со звуками [С], [Ш], табличка с текстом, шишки для счета, куклы Миша и Соня.

работа со скороговорками

II. Сообщение темы занятия

соотнесение звука и буквы

IV Работа с ритмизованной строкой

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

VI Игра «Посчитай-ка»

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли две куклы. Их имена ты узнаешь, разгадав ребусы. Чтобы приступить к нашему занятию, нужно поработать со скороговорками. (Логопед предлагает повторить скороговорки и назвать наиболее часто повторяющиеся в них звуки)

работа со скороговорками

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Логопед: Давай вспомним, какие звуки часто повторялись в скороговорках.

Ребёнок: Часто повторяющиеся звуки в скороговорках [С] и [Ш].

Логопед: Молодец! Осталось узнать имена наших гостей.

Логопед: Решаем ребусы. Выделяем первый звук из названия картинок.

Шишка, утка, рак, арбуз – Шура

Слон, ослик, нитки, автобус – Соня

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как ты думаешь, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Ребёнок: Мы сегодня будем учиться различать звуки [С] и [Ш].

Логопед: Давай вспомним характеристику звуков.

[С] – согласный, глухой, твёрдый.

[Ш]- согласный, глухой, твёрдый.

2) соотнесение звука и буквы

Логопед: Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

(быстро – быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

(покачивается и машет руками)

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

IV Работа с ритмизованной строкой

Логопед: Сначала громко произносятся слоги, тихо – слова. Потом наоборот.

ша-ша-ша – наша Маша хороша

шо-шо-шо – как мне хорошо

шу-шу-шу – в школу я спешу

ши-ши-ши – вот какие малыши

са-са-са – прилетела к нам оса

со-со-со- вот какое колесо

су-су-су – сумку я несу

сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Логопед даёт образец, а ребёнок повторяет.

V Дифференциация [С], [Ш] в словах

Логопед: Что же здесь случилось? Соня и Шура придумали слова со звуками [С] и [Ш], но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем ребятам вернуть звуки на место и разделить слова на слоги и поставить ударение.

Игра «Четвёртый лишний»

. ишка, .ум, о.а, мы.ка

. ова, ма.ина, . орока, .урок

ти.ина, .ук, .о.на, .умка.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему?

VI Игра «Посчитай-ка» (Умение согласовывать числительное с существительным)

Одна шишка, две шишки….

Одна сумка, две сумки…..

Читайте также:  Автоматизация звуков по методике Фомичёвой

Су-Джок терапия (массаж пальцев эластичным кольцом) поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VIII Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Логопед: А теперь, чтобы нам прийти на лесную опушку, надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –

Понес мешок с песком.

IX Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте

Логопед: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!

(картина с изображением соснового леса)

Послушай текст и назови слова, в которых встречаются звуки [С] и [Ш].

Соня и Миша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.

Соня и Миша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Логопед: Вот мы с тобой и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил звуки. С собой возьми сосновую шишку.

Логопед: Всё ли у тебя получилось? Какое задание тебе больше всего понравилось? Ты молодец!

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]–[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] – [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

I. Организационный момент.

– Заходит ребёнок, здоровается!

– Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

– Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка”).

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

– Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

– Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

– Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

– К нам сегодня пришёл ещё один гость – это кукла.

– Она сказала, что зовут её Фафа.

– Ты слышала когда – либо такое имя?

– А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

– Поможем ей в этом?

– Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

– И вот первое задание.

– Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? (Саша).

– Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

– Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

– Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

– Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

– Поехали дальше. По дороге мы встретили сундук, он необычный.

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 – 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог – селим на первый этаж, если два слога – на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

– Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй – ка”.Игра с мяом.

– Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

Са – шасо – шосу – шу
Сы – шиста – штаспа – шпа
Сма – шмасла – шласна – шна
Сутки – шуткимиска мишка
Каска – кашкакасса – каша
Маска – Машкаплюс – плюш

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

– Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, – ой, – ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, – ой, – ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

– А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

Поехали дальше. Спустили пар: с-с-с.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

– Необходимо выложить схему имени – Саша.

– Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

– Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

– Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

– Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

Клоун – это ……У сосны огромный …………..
Кошка съела бедную ……..Снегурочка подарила Маше ……
Малыш ест вкусную …….У солдата большая ……..

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

– Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

– Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

– Назови звуки пропущенные в словах?

– А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

– Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] – [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков

[с] – [ш] в словах и предложениях».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.docx265.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков

[с] – [ш] в словах и предложениях».

Составила: учитель-логопед Олейникова Т.В.

– коррекционные : различать звуки [с] – [ш] на слух и в произношении в словах, фразах; вырабатывать подвижность органов артикуляции, переключаемость кончика языка с нижнего положения к верхнему;

– развивающие : развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, фонематический слух;

– обучающие : закрепление навыков звукового анализа дву- и трёхсложных слов;

– воспитательные : закреплять навык отвечать на вопрос полным предложением.

Оборудование: картинки-символы артикуляционных упражнений, картинки-символы звуков [с], [ш], предметные картинки со звуками[с], [ш] в названии, дидактическая игра «Волшебные цветы», слоговые схемы слов.

– Вы сегодня делали утреннюю зарядку?

-Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет

На детишек быть похожим.

Сказка «Наш весёлый язычок».

– Проснулся Язычок утром, открыл окошко (рот широко открыть), посмотрел на солнышко (высунуть язык, загнуть кончик вверх), посмотрел на травку под окошком (опустить кончик языка вниз).

– Пошёл Язычок «чистить зубки» (верхние, нижние). А потом отправился завтракать: «блинчик», «вкусное варенье», «чашечка». Чай был горячий, Язычок подул, чтобы остудить его (сделать «блинчик», подуть на игрушечную чашечку).

– Позавтракав, Язычок вышел во двор и решил покататься на «качелях».

а) – Решил Язычок отправиться в путешествие на велосипеде. Но колесо у велосипеда прокололось. Воздух выходит из колеса и шипит: ш….. ш…. ш… (Картинка-символ «шина»)

Артикуляционный уклад звука [ш].

– Взял Язычок насос и стал накачивать колесо: с… с… с…

(Выставляется картинка-символ «насосик»).

Артикуляционный уклад звука [с].

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [с] и [ш].

б)- Накачал Язычок колесо и поехал по дорожке, а дорожка не простая, а слоговая:

в)- Едет Язычок, а навстречу ему…. . А кто повстречался ему вы узнаете, отгадав загадки:

Дразнишь – кусается (собака).

– Назовите первый звук в слове «собака».

А в лапках – царапки (кошка).

– Какой звук я выделила голосом в середине слова «кошка»?

На доску выставляется две звуко-слоговые схемы слов ( — — , — — — ) и картинки: собака, кошка. Детям предлагается подобрать соответствующие схемы к словам «кошка» и «собака».

– Кошка и собака решили путешествовать вместе с Язычком.

г) – На лугу вдоль дороги, по которой путешествуют наши друзья, растут «волшебные цветы».

Дидактическая игра «Волшебные цветы».

Детям предлагается сорвать лепесток и назвать картинку. Ребёнок должен дать полный ответ ( «Я сорвал «шарик», «санки»…….. ).

– На лугу пасутся гуси.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Очень вкусная трава!».

д) – Продолжают путешествие Язычок, собака и кошка. Из-за тучек выглянуло ласковое солнце.

Детям предлагается назвать солнце ласково (-«солнышко») и повторить слова: Саша, Сашенька, суша, сушка, старушка, веснушка, смешить, спешить, страшный, шалость, бесшумный, шелест, шесть, душистый, пушистый.

Повторяя слово дети выкладывают картинки-символы в том порядке, в каком в слове расположены звуки [с] и [ш].

е) – Наши друзья встретили на своём пути мальчика Сашу.

Игра-потешка «Саша шёл, шёл, шёл и нашёл….».

Например: Саша шёл, шёл,шёл и нашёл самокат (шишку, самолёт, шахматы……). Ребёнок называет картинку.

Cу-шу,су-шу – мишку встретил я в лесу.

Шу-су,шу-су – я письмо домой пишу.

– Наступил вечер и наши друзья решили вернуться домой.

Какие звуки мы различали на занятии, путешествуя вместе с Язычком и его друзьями?

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель: Закрепить навык четкого произношения и различения звуков [С] и [Ш].

Уточнить представление детей о звуках [С] и [Ш].

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] и [Ш].

Развивать фонематический слух, восприятие, мыслительные процессы ( внимание, мыслительные операции), пространственные представления, ассоциативное мышление.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов

Закреплять умение составлять предложения по заданному началу и достраивать его схему.

  1. Воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, желание помочь.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, листы бумаги, свистульки, предметные картинки, песок, рамки для фотографий, раздаточный материал для составления схемы предложения и звуковой схемы слова, конверты.

Ход занятия

Слайд 1

Дети в группе идёт подготовка к занятию. Заиграла музыка .

Кто из вас сидит, грустит?

У кого здесь грустный вид?

В круг широкий мы встаём.

Друг друга за руки возьмём.

Будем вместе мы играть? – Да

Заниматься и писать? – Да

Будем крепко мы дружить? – Да

Дружбой будем дорожить? – Да

Друг другу будем помогать? – Да

В круг широкий вижу я встали все мои друзья!

Слайд 2

Логопед. Смотрите нам по электронной почте пришло письмо.

Слайд 3.

Подойдём ближе и прочитаем от куда оно.

Волшебная страна Словарь

Ребята, а вы знаете, что это за страна?

Логопед. В этой стране живут волшебники – звуки, буквы, слова. Их очень много. Эта страна действительно волшебная, потому что её жители приходят к нам каждый день. С их помощью мы красиво говорим, пишем, читаем, общаемся.

Ребята, хотите, я прочитаю вам их письмо.

Слайд 4

Письмо

В нашей волшебной стране случилась беда. Злой волшебник Путалка забрал все слова со звуками [С] – [Ш].

Ни кто из волшебников нашей страны не смог вернуть эти звуки и слова обратно в Словарь.

Главная волшебница нашей страны, Красивая речь сказала, что теперь нам можете помочь только вы – Люди.

Мы знаем, что все люди и даже самые маленькие знакомы с волшебством доброты, отзывчивости и дружбы.

Пожалуйста, помогите нам, ребята.

Жители страны Словарь.

Слайд 5

Логопед. Вот это да! Что скажете, ребята? Хотите помочь жителям этой волшебной страны?

Логопед. Возьмём с нами наш Весёлый Язычок. Сделаем артикуляционную зарядку.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Словно шарик мы надулись,

А потом внезапно сдулись (худышка – толстячок)

Наши губки – гибкие

Могут стать улыбкою,

Могут в трубочку собраться

После снова улыбаться (Улыбка – хоботок)

Чистим зубки мы умело

Вправо – влево, вправо – влево. (Почистим зубки)

Мы ни сколько не устали

Вверх и вниз им двигать стали (Качели)

Язык широкий положу,

А края приподниму.

Кругленькая чашечка (Чшечка)

Горку мы изобразим.

Язычок наш ловкий.

Вниз запрятал хвостик. (Горка)

Язычок чуть-чуть устал,

Он спокойно полежал. (Лопатка)

Ребята, а вы помните с какими звуками пропали слова из словаря?

  1. Артикуляция звуков

Логопед. Вспомним артикуляцию этих звуков .Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [С]

Дети. Когда мы произносим звук [C] губы улыбаются, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.

Логопед. А как работают наши органы артикуляции при произнесении звука [Ш]

Дети. При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.

Логопед. Ребята, чем отличается артикуляция звука [С] от артикуляции звука [Ш].

Дети. При произнесении звука [C] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] губы округляются и тянутся.

При произнесении звука [C] язык упирается в нижние зубы, а при произнесении звука [Ш] смотрит на потолок.

При произнесении звука [C] воздушная струя холодная, а при произнесении звука [Ш] тёплая.

  1. Характеристика звуков

Логопед. Вспомним характеристику этих звуков.

Дети. Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.

Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Эти звуки нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух выходя, изо рта встречает препятствие.

Логопед. Ребята, в сказочной стране есть волшебные предметы, которые умеют говорить. Я хочу предложить вам попробовать вернуть звуки [С] и [Ш] в страну Словарь с их помощью.

4.Фонематический слух.

Возьмите на столе волшебный лист белой бумаги. Сомните её и прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим шорох, шуршание, шелест.

Логопед. Какой звук слышится в этих словах?

Логопед. Произнесем этот звук.

Слайд 6 (на слайде появляется человечек – символ звука Ш)

А вот и символ звука [Ш].

Теперь возьмите со стола волшебных птичек, потихоньку подуйте в них, прислушайтесь, что вы слышите?

Логопед. Какой звук слышится в этом слове?

Логопед. Произнесём этот звук.

(на слайде появляется символ звука [С]).

Вот и символ звука [С].

Молодцы, ребята, вы освободили звуки [Ш] и [С] из плена злого волшебника Путалки, но в плену остались слова с этими звуками. Хотите помочь им?

Логопед. Если вы услышите в слове звук [Ш] пошуршите волшебной бумагой, а если в слове слышите звук [С] – посвистите.

Весна, ландыш, солнце, ласточка, букашки, шумный, воздушный, скворец.

Ребята, вы молодцы. Вы правильно определили звуки в словах

  1. Разложи картинки и определи звук и его место в слове.

Но злой волшебник Путалка, очень коварный. Он перемешал и перепутал все слова со звуками [С] и [Ш]. И они ни как не могут разобраться, где слово со звуком [Ш], а какое слово со звуком [С]. Поможем им.

(Логопед приглашает детей сесть за столы)

У каждого на столе лежат предметные картинки. Вам нужно выбрать ту картинку в названии, которой слышится звук [С] или [Ш], а затем определить место звука в слове. (нос, каска, крыша, мишка, касса, сок)

Работа детей индивидуальная. Затем каждый выходит к доске и произносит своё слов, называет звук в этом слове, определяет его место в слове.

Ребята, попробуйте заменить в ваших словах звук на противоположный. Какие новые слова у вас получились?

Дети. Нож, кашка, крыса, миска, каша, шок.

Логопед. А теперь, ребята, сами придумайте слова с этими звуками. Со звуком [С].

Логопед. А теперь со звуком [Ш].

Логопед. Ребята, сколько много слов мы вспомнили с этими звуками. Смотрите как они развеселились. Давайте и мы с ними подвигаемся.

Слайд 7

Мы устали засиделись,

Нам размяться захотелось.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и въётся.

  1. Игры с буквам.

Логопед. Ребята, мы с вами знаем, что каждого звука есть свой портрет. Вспомним портреты звуков [С] и [Ш]. Как вы думаете на что похожа буква С?

Дети. Буква С похоже на месяц, серп, половину овала.

Логопед. А на что похожа буква Ш.

Дети. Буква Ш напоминает расческу, грабли, гребешок, вилку.

Логопед. Ребята, а хотите написать портреты наших звуков? Я хочу предложить вам написать их песком на стекле.

(После работы детям предлагают пройти в туалет и вымыть руки.)

  1. Составление предложения и его схемы.

Логопед. А что бы вы хотели пожелать жителям волшебной страны Словарь?

Дети. Счастья, хорошего настроения, здоровья, верных друзей, весенней погоды, радости.

Логопед. Хотите написать письмо волшебникам со своим пожеланием?

Логопед. У вас на столах листы бумаги, на которых начало схемы предложения оно состоит из двух слов «Желаю вам». Закончите это предложение своим пожеланием и достройте к нему схему.

  1. Звуковой анализ слова

Логопед. Вложите свои письма в конверт. Ребята, а как же наши письма дойдут до волшебников? На конверте нужно указать, в какую страну мы отправляем письмо. Как называется страна волшебников?

Дети. Волшебная страна Словарь.

Логопед. Посмотрите, у вас на лицевой стороне конверта есть звуковая линейка. Построим схему к слову словарь. Определим последовательность звуков в этом слове и обозначим каждый звук его символом.

Коллективная работа детей.

Теперь наши письма обязательно попадут в волшебную страну.

Время нашего занятия истекло. Сегодня вы все показали, какие вы дружные, отзывчивые и добрые. Вы помогли волшебникам страны Словарь, а они теперь, я думаю, обязательно будут помогать вам.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Евгения Хмельченко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Цель: дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков [С] и [Ш];

пополнение словарного запаса.

закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ш];

закреплять навыки дифференциации звуков [С] и [Ш] на слух и в произношении.

развивать фонематическое восприятие;

развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки: самовар, самокат, сыр, оса, астра, карандаш, шапка, шофер, черепашонок, лягушонок; Совунья и Шпуля.

Ход занятия

Логопед: Здравствуй! Проходи, присаживайся рядом со мной!

Логопед: К нам сегодня пришли на занятие две гостьи. Ты знаешь, как их зовут? А из каких они мультиков?

Ребенок: Это Совунья и Шпуля. Совунья из мультика «Смешарики», а Шпуля из мультика «Фиксики».

Логопед: Молодец! Только вот наши гостьи не различают звуки, с которых начинаются их имена. За это их заколдовала колдунья и поменяла местами. Чтобы помочь им вернуться обратно в свои мультики, нужно научить наших гостий различать звуки, с которых начинаются их имена. Какие это звуки?

Ребенок: Это звуки [С] и [Ш].

Логопед: Умничка! Ты готов помочь нашим друзьям.

Логопед: Хорошо! Но сначала нужно подготовить наши губки и язычок к правильному произношению этих звуков.

Артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик»: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «и». Удерживать так под счет от 5 до 10.

2. «трубочка»: Сомкнуть зубы, сделав «заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «о». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

3. «накажем непослушный язычок»: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

4. Упражнение для губ «Бублик». Зубы сомкнуть. Попеременно вытягивать губы вперед (как будто произносим звук О, затем возвращаться в исходное положение.

5. Упражнение для языка «Чашечка». Рот широко открыть. Расположить широкий язык на нижней губе. Приподнять края языка вверх. Касаться верхних зубов нельзя.

6. Упражнение для языка «Гармошка». Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот, тем самым натягивая и стягивая подъязычную уздечку.

Совунья и Шпуля: Молодец! Первый шаг уже сделан!

Дыхательная гимнастика

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Насос» Представь, что из насоса выходит воздух. Сделай глубокий вдох носом. На удлиненном выдохе произнеси: С-с-с-с, имитируя при этом движения насоса руками. (4-5 раз)

Работа с речевыми профилями

Логопед: Давай дадим характеристику звуку [С].

Ребенок: Звук [С] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Умничка! Когда мы произносим звук [С], в каком положении находится язык? Он лежит? А может он поднимается вверх? В каком положении находятся губы? А зубы?

Ребенок: Губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, воздушная струя длительная и сильная, проходит по центру языка. Голосовые связки разомкнуты, горло не дрожит, голоса нет.

Логопед: Произнеси правильно слоги.

Логопед: Давай дадим характеристику звуку [Ш]

Ребенок: Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Очень хорошо! А что происходит с языком, когда мы произносим звук [Ш]? А что с губами? А что с зубами?

Ребенок: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Логопед: Произнеси правильно слоги.

Совунья и Шпуля: Замечательно! А сейчас мы поиграем с тобой в игру «Сыграй по нотам». Нужно правильно и четко произносить слоги, которые я буду называть.

Совунья и Шпуля: Отлично! А теперь мы предлагаем выполнить следующее задание. Я буду говорить слоги, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь в слове звук [С], стукни по парте, если услышите звук [Ш]. Будьте внимательны! Слова: Ша, шу, шо, са, ос, ши, со, ош, уш, ас, ус, аш, су, сы, иш, ыс.

Логопед: Очень хорошо! Но ты, наверное, устал.

Логопед: Тогда встаем и подвигаемся.

Физкультминутка

Ходит кошка возле норки, Руки за спиной, ходьба на месте с поворотами вправо, влево.

Спинку выгибает горкой,

Ходит кошка – мышку ждет,

Только мышка не идет.

Кошка вспомнила про плошку, Бег на месте

Побежала по дорожке,

Дома плошка с молоком – Наклоны с доставанием пальцами носков.

Мышку можно съесть потом.

Вышла мышка не спеша, Будет малышам обед.

Ищет крошки малышам.

Хорошо, что кошки нет,

Будет малышам обед.

Совунья и Шпуля: Умничка! Осталось ещё чуть-чуть! Давай приступим к следующему заданию. Помоги Совунье и Шпуле разобрать вот эти картинки. Для Совуньи картинки, на которых слова со звуком [С], а для Шпули со звуком [Ш].

Для Совуньи: самовар, самокат, сыр, оса, астра

Для Шпули: карандаш, шапка, шофер, черепашонок, лягушонок.

Для обеих: сушка, шесть, солнышко.

Совунья и Шпуля: Большой молодец! Остался последний шаг!

А теперь внимательно послушай и произнеси следующие чистоговорки:

Ша-ша-ша – у меня лапша.

Шо-шо-шо – летом хорошо.

Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

са-са-са — у Сани коса

со-со-со — поломалось колесо

сы-сы-сы — длинные усы

Совунья и Шпуля: Замечательно! У тебя все получилось! Теперь мы можем вернуться обратно в наши мультики! Спасибо тебе большое!

Итог занятия:

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие! Чем мы сегодня занимались? А что тебе больше всего понравилось?

Конспект занятия «Щенок» по теме «Автоматизация звука [Р] в прямых и обратных слогах, в словах и предложениях» Цель: закрепить навык правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – развивать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах и предложениях» Групповое логопедическое занятие Тема: Дифференциация звуков «С-Ш» в слогах, словах и предложениях. Цели: • Развитие речи, памяти, логического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи» (старшая.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. (По мотивам сказки А. Н. Толстого «Буратино».) Задачи:- развивать артикуляционную.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] — [Б], [П’] — [Б’] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях» Цель: Научить дифференцировать звуки.

Ссылка на основную публикацию