Домашнее задание для автоматизации звука Л

Домашнее задание для автоматизации звука Л

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)

Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным

Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)

Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!

Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)

Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.

Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)

Дисграфия – это нарушение письма.

Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)

Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!

Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)

Огромное спасибо за материал!

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)

Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо

Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)

Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.

жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)

Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.

Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)

Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.

Галина (Sunday, 03 February 2019)

Спасибо за очень нужный материал

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)

Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)

Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь

Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)

Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.

Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)

NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)

Благодарю Вас за хороший материал!

Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)

Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)

Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.

Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)

Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора – Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)

Дидактические игры с движениями на занятиях по автоматизации звука “Л”

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1

Коррекция звуковой культуры речи у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда как в дошкольных учреждениях, так и в школьных. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать ребят, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. К сожалению, у большинства воспитанников отмечается соматическая ослабленность, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

На своих занятиях я стараюсь соединять логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводит к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Почему это происходит? Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, это помогает ему гармонично развиваться. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Приведу примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

1. “Звуковые дорожки”. Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

Как белке попасть в дупло, волку в логово, а лягушке – на болото? Как лосихе помочь найти своего лосенка, а слонихе – слоненка? Как Золушке попасть на бал? Используем наглядный материал. А также изготавливаем “кочки”. Это могут быть цветные геометрические фигуры, обведенный след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

2. Игры – “ходилки”. Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Разложить на полу картинки (игрушки). Варианты заданий:

  1. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежда и т.п.), но произносить слова нужно четко.
  2. Ребенок, наступая на картинку, называет слово во фразе: “Я встал на лодку”, “Я встала на лыжи” и т.п.
  3. Назови и посчитай. Картинки повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Один осел, два осла, три осла”.
  4. Подойди и назови. Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от Луны, под лопатой, между столом и стулом и т.п.)”.
  5. Угадай по описанию и подойди к картинке (игрушке): съедобный, горький (лук); металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); деревянный, глубокий, с водой (колодец); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло) и т. п.
    Назови предмет правильно. Назови его ласково.
  6. Игры “Желтый – голубой”, “Алый – белый”. Соответствующие цветам игры заготовки-кочки (можно вырезать из картона) располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к цветной “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик”.
Читайте также:  Характеристика речи воспитанника

Лексический материал: халат, блузка, платье, колготки, плащ, галстук, колпак, футболка, лампа, луковица, яблоко, пастила, мармелад, ландыш, флоксы, фиалка, пенал, полка, заколка, скакалка, одеяло, закладка, пластилин, флаг.

3. Игра “Сделай как я”. Логопед выполняет (или имитирует) определенное действие (например, топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

4. Игра “Около”. Логопед выкладывает картинки на полу в ряд, где по горизонтали 6–8 картинок и по вертикали 6–8 картинок. Ребенок и логопед (или двое – трое детей) по очереди произвольно выбирают две картинки, про которые можно сказать так: “Около лодки – весло” и одну из названных картинок переворачивают. Перевернутая картинка в игре уже не участвует. Игра заканчивается, когда нельзя будет применить фразу “Около…”. Побеждает тот, кто сделал последний ход.

Детям нравится называть героев сказок и мультфильмов: Алладин, Балу, Белоснежка, Волк, Колобок, Колыван, Лунтик, Лосяш, Малыш, Соловей-разбойник, Карлсон, Халк, Черепаха Тортила, Шалтай-Болтай, Золушка, Русалочка. Подобные картинки можно найти на интернет-ресурсах.

5. Игра “Вагончики”. Сказочные герои со звуком [Л] хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

6. Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

Лексический материал: 1) плащ, платье, халат, калоши; 2) половник, лупа, ложка, вилка; 3) белка, волк, лось, лама; 4) клоп, акула, лосось, плотва; 5) колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; 6) лопата, полка, пила, молоток; 7) мармелад, мел, шоколад, пастила; 8) лодка, полочка, стол, стул; 9) салфетница, салатница, солонка, салат; 10) футболка, пилотка, блузка, колготки; 11) велосипед, теплоход, самосвал, лодка.

7. Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

8. “Что с чем дружит?” Выложить картинки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу. Школьнику можно предложить карточки со словами. Ребенок ищет пару, называет слова, объясняет свой выбор: “Шило дружит с пилой, это инструменты”.

Лексический материал: шило и пила, кукла и юла, салат и колбаса, ложка и вилка, лошадь и седло, лодка и велосипед, платье и плащ, стол и стул, лук и свекла, ландыш и лотос, голубь и дятел, ласточка и соловей, лампа и лампочка, пастила и шоколад, волк и белка, акула и лосось, ласты и водолаз, блокнот и фломастер, мыло и мочалка.

9. Игра “Повтори, не ошибись”. Текст чистоговорки или считалки сопровождается движениями головы, рук, ног, туловища. Ребенок повторяет слова и движения за логопедом. Движения каждый раз меняются. Выполняется в разном темпе в зависимости от произносительных возможностей ребенка. Образец:

СловаДвижения
Раз – колол полено Коля.
Два – вязала блузку Оля.
Три – Нил яблони сажал.
На четыре – он устал.
Пять – ходил на лыжах Толя
Шесть – зашила платье Поля.
Семь – на полке были булки.
Восемь – золото в шкатулке.
Девять – лужа на Луне.
Десять – снилось это мне.
Правая рука на пояс.
Левая рука в сторону.
Правая рука на правое плечо.
Левая рука на левое плечо.
Круговые вращения локтями.
Правая рука вверх.
Левая рука вверх.
Хлопок в ладоши над головой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Подпрыгнуть на месте на двух ногах.
СловаДвижения
Раз – лакал кот молоко.
Два – олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять – стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять – квакнула лягушка.
Топнуть левой ногой.
Руки вытянуть перед собой.
Круговое движение руками перед собой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Наклон туловища вниз, достать ладонями до пола.
Руки в стороны.
Топнуть правой ногой.
Наклоны туловища влево и вправо.
Два хлопка в ладоши перед собой.
Присесть и встать.

10. Задание “Расскажи стихотворение и покажи движения”.

СловаДвижения
Позвала я Клавочку
Посидеть на лавочке.
Прилетела галочка,
Села возле Клавочки.
Согнуть руки в локтях ладонями к себе.
Погладить ноги ладонями, сесть ровно, напрячь верхнюю часть туловища.
Скрестить руки на груди, махи кистями.
Расслабить верхнюю часть туловища: плечи опущены, руки висят вдоль туловища.

СловаДвижения
“Есть внутри вулкана лава!” –
Доложил Павлуше Слава.
Выбрасывать и разжимать кулаки вверх на каждое слово.
Вытянуть напряженные руки вперед.

11. Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

12. Игры с перекидыванием или перекатыванием мяча.

А) “Отвечай-ка”. Ребенок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

Б) Исправь ошибку Незнайки (или “Небылицы”).

Лексический материал: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

Литература.

  1. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ГНОМ, 2014.
  4. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. : ГНОМ, 2011.
  5. Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. – М. : ВАКО, 2011.
  6. Двигательные способности человека / Романенко В.А. – Донецк: УК Центр, 1999.

Чистоговорки на звук “Л” для детей дошкольников

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: автоматизация звука “Л” в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука “Л” в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука “Л”. Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Мои дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс “Чтецов”. Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Автоматизация твердого звука “Л”
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука “Л” в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра “Эхо”).
Например: взрослый – “На улице тепло”, ребенок – “Ло-ло-ло”
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант – это конкурс “Чтецов” – 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру “Кто быстрее?” – берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, “ЛА”, а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу – я возьму метлу.
Лы-лы-лы – вымыли полы.
Ла-ла-ла – я домой ушла.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Лу-лу-лу – стекла осколки на полу.
лу-лу-лу – скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы – эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло – мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла – туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло – стелем одеяло.
Ло-ло-ло – внизу речка и село.
Ил-ил-ил – стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл – бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил – лампу лось купил.
Ел-ел-ел – дятел улетел.
Ол-ол-ол – в углу стоит стол.
Ал-ал-ал – я достал пенал.
Ил-ил-ил – блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал – едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол – Володя в школу шел.
Ил-ил-ил – подмел палас Данил.
Ала-ала-ала – лшадка побежала.
Лат-лат-лат – Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка – это слово галка.
Ула-ула-ула – говорю акула.
Илка-илка-илка – на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок – побелили потолок.
Ела-ела-ела – ласточка запела.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

СКАЛА
Ла-ла-ла – вот стоит скала.
Лу-лу-лу – заберемся на скалу.
Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы – как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол – я люблю футбол.
Ал-ал-ал – мяч в окно попал.

Ил-ил-ил – вот так гол забил!
Ал-ал-ал – меня папа наказал.
Ул-ул-ул – посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка – себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал – у нас будет бал.
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул – у стола поставим стул.
Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал – Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы – надо подмести полы.
Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил – великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.
Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол – и к портному он пошел.
ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук “Л”. На данном материале потом проводится конкурс “Чтецов”. Вот некоторые из них.

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Читайте также:  Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
– Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот – плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

Автоматизация мягкого звука “Л”

Работа над автоматизацией мягкого звука “Л” ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.

Ли-ли-ли – малину мы нашли.
Ля-ля-ля – это круглая земля.
Ле-ле-ле – лента на столе.
Лю-лю-лю – я лису леплю.
Ли -ли-ли – нам гудели корабли.
Лю-лю-лю – пельмени я солю.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ель-ель-ель – я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль – получи медаль.
Оль-оль-оль – эта цифра ноль.
Ель-ель-ель – воду лью под ель.
Оль-оль-оль – покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель – Коля постелил постель.
Ель-ель-ель – полосатый толстый шмель.
Али-али-али – Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель – Павел лег в постель.
Оля-оля-ля – колол полено Коля.
Лин-лин-лин – к нам идет павлин.
Или-или-или – бабу снежную лепили.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.

Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.

Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
– Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.

Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.

Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.

Автоматизация звука [Л] – речевой материал

В 5-6 лет ребенок должен уже освоить сложные сонорные звуки, к которым относится [Л]. У детей могут возникать сложности с этим, поэтому важна комплексная работа логопеда. Учитывайте, что звук намного проще поставить, чем корректировать. Автоматизация звука Л предполагает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации.

При верном артикулировании [Л] органы принимают следующую позицию:

  • Губы приоткрыты, нейтральны.
  • Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.
  • Задняя часть спинки языка поднята, средняя часть – опущена.
  • Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло.
  • Воздух на выдохе проходит по бокам языка.
  • Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).

Автоматизация звука Л в слогах

Автоматизировать фонему нельзя, пока ребенок не научится произносить ее изолированно. Важно подготовить мускулатуру речевых органов с помощью специальных упражнений перед закреплением. Звуки, которые смешиваются ребенком при разговоре, автоматизируются отдельно на разных занятиях.

Автоматизация Л в прямых слогах:
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

В обратных слогах:
АЛ – АЛ – АЛ – АЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ
УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

В интервокальных слогах:
АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ
УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ
ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ
ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – УЛУ

Со стечением согласных:
КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ
СЛУ – СЛА – СЛЫ – СЛО
ФЛО – ФЛУ – ФЛА – ФЛЫ
ХЛЫ – ХЛА – ХЛО – ХЛЫ
ПЛЫ – ПЛУ – ПЛО – ПЛА

Автоматизация звука Л в словах

Необходимо быстро переходить от закрепления фонемы в слогах к словам. В словах Л окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Слова помогают закрепить фонему в различных позициях, создать необходимые артикуляционные шаблоны.

Автоматизация Л в начале слова

  • лак, лаз, лапа, лама, лавина;
  • лом, лоб, лодка, ложка, ловушка;
  • луч, лук, лужа, лунка, луковица;
  • лыжи, лыко, лыжник.

В середине слова

  • калач, салат, палата, булавка;
  • полы, голы, каналы, волы;
  • болото, калоши, молоток, колобок, колодец;
  • голубь, палуба, тулуп, каблук, блуза;
  • алмаз, алфавит, галка, халва.

В конце слова

  • зал, бал, спал, упал, канал;
  • пол, кол, угол, футбол, сокол;
  • пел, дятел, мел, хотел, Павел;
  • жил, выскочил, выносил, вытащил;
  • качнул, мускул, стукнул, ущипнул;
  • котёл, пошёл, козёл, шёл;
  • гонял, мял, менял, таял, снял, поднял.

Слова с двумя звуками [Л]

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных

Глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Автоматизация звука Л в предложениях

Ребенку необходимо контролировать правильность произношения [Л], а также передавать суть высказывания.

Приведем для примера несколько предложений:

  1. «Слава пьет молоко», «Алла ела яблоко», «Володя будет пилотом» (из трех слов).
  2. «Владик уехал в колхоз», «У лайки – белые лапы», «Лось убежал от волка», «По волнам плывет плот», «Стул упал на пол», «У Золушки шелковое платье» (из четырех слов).
  3. «Клава покупала свеклу и молоко», «Золушка подметала и мыла полы», «Слава плавал на плоту по Волге», «На полу Клава нашла булавку», «Мила мыла пол в классе» (из пяти слов).
  4. «Клубок упал со стула на пол», «Алла купила алычу, а Володя – клубнику», «В чулане на полке стоял кувшин», «Волшебница помогала Золушке поехать на бал» (из шести слов).

Автоматизация Л в текстах

Для работы выбираются тексты небольшого объема, которые обогащены отрабатываемой фонемой.

  1. Текст «Шалун»:
    «У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
  2. Текст «Дятел»:
    «На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу».

Автоматизация Л в стихах

После того, как ребенок научится без ошибок произносить фонему в словах, насыщенных ею фразах и предложениях, нужно начинать закрепление в стихотворениях. Для занятий желательно подбирать стихи, которые не содержат оппозиционные звуки [Л’] и [Р]. Также нужно подбирать те произведения, которые понятны ребенку и соответствуют его уровню общего развития.

Для примера приведем несколько стихотворений:

  1. «Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел.
    А вот белка не тела,
    Белой белка не была».
  2. «Клава ловко лук полола,
    Мыла пол и полки Лала,
    Пыль Володя выбивал,
    Гвозди Валя забивал,
    Коля весело пилил,
    Анатолий вилки мыл,
    Ну, а маленькая Света,
    Ела сладкие конфеты».
  3. «В полнолуние под елкой
    Волк завоет на луну.
    Нет оленя, белки, телки –
    Плохо, голодно ему».
  4. «Молоток стучал, стучал,
    Гвозди в доску загонял.
    Колотил он с толком –
    Получилась полка».

Правильное проговаривание речевой единицы демонстрируется педагогом, после чего ребенок должен ее повторить. Если он совершает ошибку, то специалист должен поправить его и попросить повторить снова. Это важно, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного.

Логопедическое занятие должно проходить в игровой форме, поэтому можно использовать различные картинки, визуализирующие автоматизируемый звук. Важно объяснить ребенку, почему нужно правильно разговаривать. В этом процессе крайне важна роль родителей, которые должны следовать рекомендациям логопеда и повторять занятия дома

Подборка игрового материала на тему «Наш дом»

Тематическая подборка игрового материала, тема: «Наш дом»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Формировать у детей устойчивые представления о форме, величине, цвете, количестве.
Обогатить словарь детей словами-названиями комнат в доме.
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех.
Закреплять навыки рисования, лепки, аппликации.
Развивать внимание, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка с изображением шкафа с коробками и плечиками разной величины. Тенями от головных уборов. Цветные силуэтные изображения головных уборов, обуви и верхней одежды.
Картонные тапочки трех размеров.
Картинка с изображением блюдец с каемкой разной расцветки. Цветные силуэтные изображения чашек и ложек соответствующей расцветки.
Пластилин. Вазы, вырезанные из яичной клетки.
Красные, желтые и синие тарелки из кукольной посуды. Муляжи яблок, клубники и гороховых стручков.
Таз, губки.
Картинки с изображением гостиной с пустыми местами в виде геометрических фигур.
Цветные силуэтные изображения предметов интерьера соответствующей формы.
Картинки «Найди предмет, не такой, как все».
Мебель из спичечных коробков разного цвета (диван, кровать, стол, стул). Листы картона соответствующего цвета.
Сделанные их хозяйственных салфеток «одеяла» с вырезанными элементами в виде предметов (елочка, бабочка, звезда, цветок, машинка).
Картинка-фон с изображением пустого аквариума, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок, пластилин зеленого и коричневого цвета.
Картинка с изображением трехъярусной полки с разным количеством игрушек, карточки-цифры «1», «2», «3».
Пустые наволочки из ткани, синтепон.
Картинки-заготовки для изобразительной деятельности с изображение спальни, пальчиковые краски, пластилин желтого цвета, клей, вата.
Картинки с изображением мыльниц разной формы, силуэтные картинки «мыла» соответствующей формы.
Вырезанные из пластиковой части конфетной коробки «вазы», пластилин. Сосновые иголки.
Карандаши, картинка с изображением пустой ванны и душа.
Аудиозаписи: колыбельная Брамса. «В ванной»

Прихожая

Дидактическая игра «Расставь вещи в шкафу»

– На верхней полке шкафа хранят головные уборы — разложите шапки и шляпы на их тени.

– Внизу хранится обувь — расставьте ее в коробки подходящего размера.
Рассмотрите внимательно плечики для верхней одежды. Покажите плечики самого большого размера (самого маленького, среднего). А теперь развесьте на плечики одежду, подбирайте плечики, подходящего размера.

После выполнения работы, воспитатель просит детей сложить на раздаточные тарелочки сначала обувь, затем одежду, после головные уборы.

Дидактическая игра «Подбери пару тапочкам»

– В прихожей мы раздеваемся, разуваемся. Многие люди ходят по дому в тапочках. Давайте найдем тапочкам пару (по величине). Какие тапочки самые большие, какие тапочки самые маленькие?

Кухня

Дидактическая игра «Расставь чашки на блюдца»

– Подберите к каждому блюдцу чашку и ложечку с одинаковым узором.

Лепка «Фрукты в вазе»

– Сначала сделаем вазу: круговым раскатыванием сделаем шар, сплющим, поставим на него сверху чашу (вырезанная из пластиковой части конфетной коробки) и придавим.
Теперь вылепим яблоко, грушу и вишни. Из сосновых иголок сделаем хвостики плодам.

Упражнение «Разложи ягоды»

– На красную тарелку положите одно яблоко.
– На желтую тарелку положите две клубники.
– На синюю тарелку положите три гороховых стручка.

Упражнение «Собери воду губкой»

– Давайте с помощью губки соберем воду со стола. Проводите губкой по мокрым местам, затем сожмите губку в руке над тазом — из нее потечет собранная вами вода.

Гостинная

Дидактическая игра «Разложи вещи в комнате на свои места»

– Разложите предметы на эту картинку в подходящие по форме места. (Ромб — ковер, прямоугольник — телевизор, круг — люстра, овал — стол, квадрат — окно, треугольник — ваза).

Дидактическая игра «Найди предмет, не такой как все»

– Найдите на картинке предмет, не такой, как все.

Дидактическая игра «Подбери мебель»

Перед детьми выставляется мебель из спичечных коробков — кровать, стол, стул, диван. Каждому ребенку выдается лист картона определенного цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, белый, черный).
Нужно расставить на листе мебель того же цвета. Затем детям предлагается разложить два кусочка ткани на кровать и стол соответственно размеру.

Детская

Дидактическая игра «Сосчитай игрушки на полке»

– Сосчитайте, сколько игрушек на каждой полке и обозначьте цифрой.

Читайте также:  Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

Дидактическая игра «Одеяло»

– Разложите заплатки на одеяла.

Детям раздаются «одеяла» разного цвета, «заплатки» разложены на подносе, с которого дети сами выбирают подходящие им по цвету.

Изобразительная деятельность «Аквариум»

– Наклейте рыбок в аквариум. Из пластилина сделайте камешки и травку.

Спальня

Слушание колыбельной Брамса

Дети слушают колыбельную Брамса в исполнении В. Толкуновой.

Упражнение «Набей подушку»

– Отрывайте кусочки и наполняйте подушку, чтобы она получилась мягкой.

Изодеятельность «Ночь»

Детям предлагается сделать звезды в «окне» из пластилина (раскатать шар, приложить к окну и придавить, вытянуть пальцем лучи).
Пальчиками закрасить лампу желтой краской — «включить свет».
Из кусочков ваты выложить одеяло.

Ванная

Дидактическая игра «Разложи мыло в мыльницы»

– Разложите мыло в мыльницы подходящей формы. Покажите мыло круглое (овальное, квадратное, треугольное, прямоугольное).

Рисование «Наполни ванну водой»

– Нарисуйте, как из душа потекла вода в ванну – проведите прямые линии от душа к ванне.
А теперь наполним ванну водой наполовину — закрасим ванну наполовину.

Музыкально-ритмические упражнение «В ванной»

Дети берут различные музыкальные инструменты и с их помощью отбивают ритм.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Серия настольных дидактических игр о родном городе

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

«В городе Арсеньев есть …»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ дс № 25 «Журавушка»

Эту игру можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры : «Лото «Мой город – Арсеньев»

Возраст детей : 4-6 лет.

Игровая задача: необходимо подобрать картинки-части к соответствующему городскому объекту.

Дидактические задачи :

Расширять представления детей о городе, его предприятиях (Арсеньевском молокозаводе, заводе «Прогресс», кинотеатре «Космос», дворце культуры «Прогресс, в котором находится цирковая студия «Веселая арена»). Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление и речь.

Правила игры :

в 1-м варианте игры может участвовать 1 ребенок. Он должен разложить все предметные картинки на игровые карточки;

во 2-м варианте игры могут участвовать 4 детей (по числу игровых карточек) и ведущий. Ведущим на начальном этапе может быть воспитатель. Далее роль ведущего может выполнять ребенок. Каждому игроку раздается игровая карточка (всего 4 игровые карточки). Ведущий на начальном этапе показывает картинку, рассказывает о изображенном на нем месте или дети сами угадывают место. При повторной игре дети сами называют место, рассказывают о нем. Выигрывает игрок, который первым закрыл всю свою карточку.

Ход игры, организация детей на игру:

Знакомство с игрой.

Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки, которые сложены в одной кучке. Воспитатель объясняет, что приходил Волшебник «Перепут» и все перепутал и что нужно все картинки разложить по своим местам.

Знакомство с игрой.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с новой игрой (участвуют 4 детей, остальные могут наблюдать за ходом игры). Дети рассматривают игровые карточки(поля). Педагог объясняет ребятам правила игры. Участники выбирают по желанию игровую карточку. Ведущий-педагог по одной показывает картинки. Ребенок, у которого на карточке есть этот объект, забирает картинку себе и накрывает ей поле карточки.

При повторной игре роль ведущего может исполнять победитель или определяется с помощью считалки.

Уточнение к игре: в дальнейшем игровые карточки (поля) можно дополнить новыми карточками с новыми предприятиями, то есть тем самым расширить игру.

Используемые материалы :

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Фотография игры «В городе Арсеньеве есть…»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ дс № 25 «Журавушка»

Эту игру можно использовать во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры : «Мемори»

Возраст детей : 5-7 лет.

Игровая задача: отыскать парные карточки и собрать их у себя в как можно большем количестве.

Дидактические задачи :

Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях.

Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать визуальную память детей, внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

Подчиняться правилам игры (соблюдение очереди и др.).

Правила игры :

Количество играющих от 2 до 6 участников, в зависимости от количества карточек.

Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки.

Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают – игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Ход игры, организация детей на игру:

Детям предлагается рассмотреть предметные картинки, на которых изображены некоторые объекты городской среды, назвать их, рассказать о них. Далее воспитатель предлагает детям, познакомиться с новой игрой. Педагог объясняет ребятам правила игры. В первый раз, воспитатель может начать игру первым. Участник, открывший две одинаковые карточки, забирает их себе. При повторной игре первый игрок определяется считалкой.

Используемые материалы :

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

Бродилка «Городской маршрут»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ дс № 25 «Журавушка»

Эту игру можно использовать во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры : «Бродилка «Городской маршрут»

Возраст детей : 5-7 лет.

Игровая задача: совершить путешествие по городу, познакомиться со всеми достопримечательностями и вернуться обратно.

Дидактические задачи :

Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях.

Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать познавательные процессы: внимание, мышление и речь.

Упражнять в счете.

Подчиняться правилам игры (соблюдение очереди и др.).

Оборудование: игровое поле с дорожками, кубик для определения количества ходов и фишки разных цветов.

Правила игры :

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.

Нужно поставить фишки на «Старт – «Знак «Автобусная остановка». Игроки ходят по очереди и выполняют пошаговые действия от старта к финишу. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.

Если фишка остановилась на круге красного цвета – игрок пропускает ход, если фишка остановилась на зеленом круге, то переходит по стрелке на другой круг.

Ход игры, организация детей на игру:

Знакомство с игрой. Воспитатель предлагает новую игру: «В нашем городе много удивительных мест, давайте совершим путешествие по нашему городу на автобусе (машине, велосипеде). Но на дороге всегда соблюдаются некоторые правила передвижения». Объясняет правила игры.

Для начала игроки должны выбрать себе цвет игровой фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются на выпавшее количество ходов.

Используемые материалы :

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Дидактический материал по теме «Наш дом, наш город, наша страна»

Задание: Прочитайте ребенку рассказ, вместе с ним ответьте на вопросы, а затем поиграйте в игры.

«На Земле очень много стран. Наша страна – Россия. Это наша Родина, место, где ты родился, где живешь со своими родителями и друзьями.

У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр Первый. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают.

Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов, сел, деревень, рек, озер, морей. Самый главный город в стране называется столицей. Столица России — это город Москва. Ты живешь в городе, поселке или деревне, и это место обязательно нанесено на карту.

Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах. Они возводят их из различного материла. Одни дома построены из кирпича или камня, другие – из дерева, глины или тростника.»

Задайте вопросы ребенку:

– Как называется наша страна? Назови столицу нашей Родины.
– Какого цвета флаг нашей страны?
– Кто ввел в России этот флаг?
– Как называется твой родной город или деревня?
– Назови свой домашний адрес.
– Из какого материала люди могут построить свой дом?

1. Закончи предложение.

Моя страна называется … (Россия)
Столица нашей страны — … (город Москва)
Мой город (деревня) называется — …
Мой домашний адрес — …

2. Подбери как можно больше слов к слову взрослого.

Страна (какая?) -… (огромная, любимая, прекрасная, единственная, богатая, могучая, бескрайняя)
Город (какой?) — … (большой, маленький, чистый, зеленый, ухоженный, родной и т.д.)

3. Кто живет в краю родном? Обведи растения и животных, которых можно встретить в твоей местности.

4. На улицах наших городов всегда очень много транспорта и поэтому нужно быть внимательным. Рассмотри картинки и расскажи, кто из детей ведется себя неправильно. Выдели их.

5. Красная машина едет в дом с синим гаражом. Путешествуй вместе с машиной: расскажи, мимо чего она поедет, куда повернет, где остановится и почему, прежде чем доедет до гаража.

6. Назови части комнаты и дома.

Дверь, окно, потолок, пол, стены.

Балкон, лестница, крыша, стены, окна, двери. (Дом)

7. Помоги каждому герою найти свой дом. (Проведи линии). Рассуждай так: «Карлсон живет на крыше» и т.д.

8. Назови комнаты в доме.

Гостиная, спальня, прихожая, ванная комната, детская, кухня, подсобные помещения (кладовка), столовая.

9. Подбери как можно больше слов, которые расскажут, что мы делаем в разных комнатах дома (квартиры).

В гостиной (что делают?) – смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.
В спальне (что делают?) — спят, отдыхают,
В прихожей (что делают?) – одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают, провожают (гостей).
В ванной комнате (что делают?) — умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д.
В детской (что делают?) — играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д.
В кухне (что делают?) — готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д.
В столовой (что делают?) — завтракают, обедают, ужинают.

10. Расскажи, какие бывают дома.

В доме много этажей – он … (многоэтажный)
В доме один таж – он … (одноэтажный)
В доме много квартир – он … (многоквартирный)
В доме один подъезд – он … (одноподъездный)
В доме много подъездов — он (многоподъездный)
Дом построен из кирпича – он … (кирпичный)
Из дерева — … (деревянный)
Изблоков – … (блочный)

11. Как ты думаешь, кого забыл художник нарисовать в пустом окошке? Дорисуй.

12. Подумай и расскажи, где стоит Буратино, употребляя слова у, за, из-за, между, справа, слева.

Буратино стоит за домом. Справа от Буратино одноэтажный дом. Слева от Буратино многоэтажный дом. Буратино стоит между многоэтажным и одноэтажным домом. Буратино стоит у дома. Буратино выглядывает из-за дома.

13. Самый высокий клоун живет в доме, справа от которого растет береза, самый низкий – в доме, позади которого растет елка. Проведи линии от клоунов к их домам.

14. Составь рассказ «Один дома» по картинкам и запиши его. Не забудь занести его в свою книгу рассказов.

«Ваня и его верный друг Тузик очень любят играть вместе. Но Ваня ходит в школу и не может все время играть с Тузиком. Перед уходом в школу Ваня строго настрого наказал Тузику не шалить и вести себя примерно. Но после ухода мальчика Тузику стало скучно, и он забыл о том, что ему наказывал Ваня. Он схватил в зубы скатерть и стал носиться с ней по всему дому. Когда мальчик вернется из школы, ему еще долго придется приводить в порядок свой дом».

Ссылка на основную публикацию