Домашнее задание для автоматизации звука Л

Домашнее задание для автоматизации звука Л

Разработала: учитель – дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна

ГУО “Ясли-сад № 35 г. Орши”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:

ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ

4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять за взрослым много раз:

ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО

ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ

ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи

ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко

ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка

ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание.

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори слова за взрослым (много раз):

«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.

«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.

«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.

«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.

4. Выучить наизусть:

ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.

ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори за взрослым слова (много раз):

«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,

«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,

«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.

«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.

4. Выучить наизусть:

Все бело, бело, бело.

Много снега намело.

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки!

5. Повтори предложения за взрослым:

Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л.

3. Повтори за взрослым ( много раз):

глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.

4. Выучить наизусть ( Л – четко в каждом слове):

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

5. Повтори предложения за взрослым:

Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым (много раз):

АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.

УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.

ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.

4. Выучить наизусть:

Молоток стучал, стучал. Лопата копала,

Гвозди в доску загонял. Копала, копала,

Колотил он с толком, Потом улеглась,

Получилась полка. Видно очень устала.

5. Составь предложение из слов:

Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

4. Выучить наизусть:

Есть у Аллы юла,

Юлу Алла завела.

Юла пела, танцевала,

На одной ноге стояла.

5. Повтори предложения:

У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Маша варежку надела:

– Ой! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

4. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.

ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

5. Пересказ:

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):

Я встаю – а ты встал Я сажусь – а ты …

Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…

Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…

Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …

5. Пересказ:

Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

4. Повтори за взрослым:

Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу – я возьму метлу.
Лы-лы-лы – вымыли полы.
Ла-ла-ла – я домой ушла.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Лу-лу-лу – стекла осколки на полу.
лу-лу-лу – скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы – эти туфли мне малы.

5. Исправь предложения (записать). Повтори их:

Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.

_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

Ил-ил-ил – стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл – бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил – лампу лось купил.
Ел-ел-ел – дятел улетел.
Ол-ол-ол – в углу стоит стол.
Ал-ал-ал – я достал пенал.
Ил-ил-ил – блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал – едет, едет самосвал.

4. Выучить наизусть:

Клава, Клава, глянь в окно,

Сколько снега намело.

И в лесу, и в саду

Сосны елки все в снегу.

5. Повтори предложения:

На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори много раз:

Я долго мыл полы.

МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.

ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.

ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.

4. Повтори предложения:

Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.

5. Повтори за взрослым:

Ол-ол-ол – Володя в школу шел

Ил-ил-ил – подмел палас Данил
Ала-ала-ала – лошадка побежала

Лок-лок-лок – побелили потолок
Ела-ела-ела – ласточка запела

Лат-лат-лат – Ане купим мы халат

Алка-алка-алка – это слово галка.

Ула-ула-ула – говорю акула.
Илка-илка-илка – на столе лежала вилка

6. Выучить наизусть:

Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.

Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.

4. Повтори за взрослым:

На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.

5. Повтори за взрослым:

Ал-ал-ал – у нас будет бал.
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул – у стола поставим стул.

Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал – Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы – надо подмести полы.

Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!

6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):

Волк – волчиха, волчий Голубь-…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек нашить.

Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.

Уселась на елку и хвост положила,

Очки нацепила – и шила, и шила…

Летела синица и вниз поглядела:

– Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!

4. Повтори предложения, ответь на вопросы:

Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)

Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)

Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)

Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)

На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Клоун – чудак, делал все не так:

Ломом копал, лопатой ломал,

Долотом шил, иглой долбил,

Колуном пилил, пилой колол,

Метлой белил, а кистью мел!

3.Пересказ текста:

Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.

– Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала: полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела от угла и до угла…

Читайте также:  Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:

Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.

4. Повтори за взрослым много раз:

Одна гладкая оловянная ложка.

Две гладких оловянных ложки.

Три гладких оловянных ложки.

Четыре гладких оловянных ложки.

Пять гладких оловянных ложек.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,

Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.

На стул забираться стал, на стуле не устоял.

Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.

3. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА – такие вот дела.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – иголка на полу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – вымою полы.

ЛО-ЛО-ЛО – лопнуло стекло.

4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:

Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.

5. Повтори скороговорки:

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Маленькая болонка пила воду около колонки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори стихи о слонах:

Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.

3. Выучить наизусть:

Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.

Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.

Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,

Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.

Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,

Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.

4. Пересказ текста:

Ласточки в гостях.

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Пирожок в печи пекла

Положила в пирожки

Пол наперсточка муки.

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала.

На пиру у пчел я был,

Крепкий мед пчелиный пил.

3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:

плавать – плавательный бассейн облако-…

яблоко – яблочное повидло колокол-…

4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

– Как дела, зубастый?

– Хороши мои дела,

Голова еще цела!

Как, кума, твои дела?

– На базаре я была!

– Что ты так устала?

– Где же эти утки?

– У меня в желудке

3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?

Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.

4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».

Домашнее задание для автоматизации звука Л

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Домашнее задание учителя-логопеда по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ)

Выполнять пред зеркалом 2-3 раза в день.

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

Читайте также:  Блог в работе учителя-логопеда

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

Игра «Хлопни в ладоши»

Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук Л. После этого, начинает четко произносить сначала звуки. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Л, Д, К ,Л, Х, Р, Я,О, Л, Н;

В, Л, Т, Ц, Л, Х, Т, Л, З, Ж, Л, М, В, Л, Щ.

-Повтори слоги, правильно произнося звук Л:

ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО – ЫЛУ

АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА

-Повтори слова, правильно произнося звук Л:

Лава, лаванда, лавина, лавка, лавочка, лагуна, лад, лада, ладить, ладонь, ладоши, ладушки, ладья, лады, лазейка, лазить, лазутчик, лай, лайка, лаять, лак, лакать, лаковый, лакомка, лакомство, лакомый, лама, лампа, лампочка, ландыш, ладони, лапа, лапка, лапоть, лапочка, лапта, лапушка, лапчатый, лапша, ласка.

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.
  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села – у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: “Ай, какой ты шалун, Беляк!”.

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.

– Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
– Я не бегал,
Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.

Govorynchik

Говорунчик

Автоматизация звука Л

Автоматизация звука Л: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Л, начинается с самых легких заданий.

Спой «песенку самолета».

Произноси звук Л длительно на одном выдохе: л-л-л…

Повтори прямые слоги со звуком Л.

Повтори обратные слоги со звуком Л.

Ал — ол — ул — ыл — ил — ел — ёл — юл — ял

Повтори слоги, где звук Л находится между гласными.

Ала — ало — алу — алы ола — оло — олу — олы ула — уло — улу — улы ыла — ыло — ылу — ылы

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Гла — гло — глу — глы зла — зло — злу — злы кла — кло — клу — клы пла — пло — плу — плы ела — ело — слу — слы фла — фло — флу — флы хла — хло — хлу — хлы шла — шло — шлу -шлы

Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Алг — олг — улг — ылг — илг — елг — ёлг — юлг — ялг алк — олк — улк — ылк — илк — елк — ёлк — юлк — ялк алп — олп — улп — ылп — илп — елп — ёлп — юлп — ялп алх — олх — улх — ылх — илх — елх — ёлх — юлх — ялх алм — олм — улм — ылм — илм — елм — ёлм — юлм — ялм алш — олш — улш — ылш — илш — елш — ёлш — юлш — ялш — алс — олс — улс — ылс — иле — еле — ёлс — юле — яле алф — олф — улф — ылф — илф — елф — ёлф — юлф — ялф

Повтори слова, где звук Л находится в начале слова.

Ла: лак, лама, Лада, лань, лапа, ладонь, лопата, лото, ло­пух*; лампа, лайка, лапша, ластик, ландыш, лакомка, ласточка, лавка.

Ло: лоб, лов, локоть, локон, лодка; лось, лобзик, ложка, лошадь, лотос.

* Здесь и далее: слова, выделенные курсивом, не содержат сложные для произнесения звуки или стечение согласных.

Лы: лыжник, лыжи, лыжня.

Лу: луг, лук, луна, лупа, луноход; лунка, лужа, Луша, лу­ковица, лукошко, луч, лужок.

Повтори слова, где звук Л находится в середине слова.

Ла: юла, дела, пила, кулак, халат, пела, Мила, ела, бегала, ходила, одела, обедала, акула, пиала, молоток, колобок, молоко, мыло, одеяло, голова; булавка, соловей, зола, ка­лач, салат, гладкий, платок, клад, план, планка, планета, платить, платье, скала, школа, возила, носила, писала, читала, пастила, баклажан, свекла, глаза, класс, Клава, кладовка, склад, Влад, плавать, пластинка, Слава, слад­кий, славный, слабый, выслать, флакон, флаг, вышла, шла, несла, пасла, складывать, клавиши, главный, глас­ный, согласный, плавки, плакат, заплатка, палатка, об­лако, фламинго, глоток, блокнот, масло, хлопушка.

Ал: галка, палка, балкон, мочалка, скалка, фиалка, ал­фавит, алмаз, халва, шалфей, галстук.

Ло: болото, колоть, полоть, молоть, пилот; колонна, со­лонка, солома, удалой, клоун, наклон, поклон, плод, пломба, плотник, хлопок, хлопья, чулок, полоска, ко­лодец, весло, стекло, калоши, слово, слог, слон, слой­ка, глобус, плов, флот, флокс.

Ол: волк, Волга, волны, полный, долго, молния, полдень, полка, иголка.

Лу: тулуп, валун, голубь; каблук, голубой, клуб, клубок, клумба, клубника, плуг, глубокий; Золушка, желудь, шалун, слуги, случай, плутовка, блуза, служить, слу­чайно, заслуга.

Ул: булка, вулкан, чулки.

Лы: полы, волы, полынь, улыбка, белый, алый, умелый, голы, бокалы, пеналы, каналы, каникулы; куклы, углы, котлы, глыба, плыть; столы, смелый, спелый, светлый, ослы, послы, малыши, алыча, булыжник, пчелы, вокзалы, малыш, заплыв.

Читайте также:  Презентация Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

Ыл: бутылка, посылка, мылся.

Ил: вилка, копилка, пилка, поилка, косилка.

Ел: белка, мелко, узел.

Ел: ёлка, тёлка, метёлка, шёлк, чёлка, пчёлка, щёлкать.

Ял: боялся, смеялся.

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Ал: бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнал, овал; зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

Ол: гол, вол, пол, укол; футбол, ствол, чехол, щегол.

Ул: мул, подул, аул, тянул, кинул; стул, уснул, зевнул, шепнул, качнул.

Ил: Михаил, мил, пил, купил, водил; возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, вы­пустил, выскочил.

Ел: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел; сидел, ви­сел, шипел, вышел.

Ёл: вёл, котёл; шёл, осёл, козёл, новосёл.

Ял: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял; сиял, снял, стоял, завял, сеял.

Повтори слова с двумя звуками Л.

Лола, колокола, делал, долбил, полол, ломал, колол; гла­дил, гладиолус, плавал, молчал, улыбнулась, Владислав.

Повтори словосочетания.

голубое небо белые флоксы тонкий чулок

теплый тулуп голодный волк тёмный чулан

белый мел спелое яблоко алый флаг

шёлковый платок весёлый бал молочная каша

сладкая булка глубокий колодец толстая палка

тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

Повтори предложения.

Три слова. Алла ела яблоко. Луша помыла пол. Слава пьёт молоко. Луша чистила лук. Володя будет пилотом.

Четыре слова. У лайки белые лапы. Тёплое дуп­ло у белки. У Милы голубое платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот. Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол. Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка». На яблоне спелые яблоки. Алла писала мелом слова. Луша мыла куклу мылом. Клава каталась на лыжах. У Луши белые го­луби. Дятел долбил ствол сосны. У слона белые бивни. У Золушки шёлковое платье. Ложка из олова — оло­вянная. Платье из шёлка — шёлковое. Аллея из ёлок — еловая.

Пять слов. Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Сла­ва плавал на плоту по Волге. У Володи иволга из плас­тилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал боль­ному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки — цветы. На полу Клава нашла булавку.

Шесть слов В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл в лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лод­ке. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял кувшин. Алла купила алычу, а Воло­дя — клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка -птицы. Волшебница помогла поехать Золушке на бал.

Семь слов. Платье, колготки, блуза и плащ — это одежда. Белла полоскала белый халат в холодной воде.

Восемь слов. Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пас­тилу. На балконе у Славы голубые и белые фиалки. Алла покупала фиалки, Луша — цикламены, а Лола -флоксы.

Девять слов. Белка, лось, волк, слон и лань — это дикие животные.

( по книге Е. Н. Спивак, автоматизация звука Л)

ЛОГОПЕД

МБУЗ ДГБ “детская поликлиника” г. Дмитрова Жолобова Светлана Владимировна

логопед

Поиск по этому блогу

понедельник, 17 марта 2014 г.

Автоматизация звука Л

Автоматизация звука [Л] в открытом слоге

ла – ло – лу
лы – лэ – ла
ло – лу – ла
лу – лы – ла
лу – ло – ла
лэ – лы – ло

Автоматизация звука [Л] в закрытом слоге
ал – ол – ул
ыл – эл – ал
ол – ул – ал
ул – ыл – ал
ул – ол – ал
эл – ыл – ол

В слогах (ала, ало, алу, алы) и слоговых рядах:

ала-ала-ала ала-ало-алу-алы
ало-ало-ало ало-алу-ало-алы
алу-алу-алу алы-ала-ало-алу
алы-алы-алы алу-ало-ала-алы
алэ-элу-ула алы-ыло-улы-алу

В слогах со стечениями (сла, кла, фла, дла, бла, гла) и слоговых рядах:

сла-сло-слу-слы кла-кло-клу-клы
фла-фло-флу-флы дла-дло-длу-длы
бла-бло-блу-блы гла-гло-глу-глы

Автоматизация звука Л в словах

3. Проговаривать слова с «Л» в конце
Пи-л, бы-л, мы-л, е-л, се-л, спа-л , сня-л, сда-л, упа-л,
успе-л, би-л, пе-л, да-л ,вё-л, купи-л, ушё-л, уеха-л, ме-л.

4. Проговаривать «Л» в словах со стечением согласных
благо плот зло блуза
глаза плут злодей клубок
класс плуг слон клумба
платок блокада слово глыба
флаг блокнот клок слух
сладость флот клоп заслуга
шлак флоксы клоун глупый
Бел-ка, бул-ка, игол-ка, пал-ка, бал-кон, вил-ка, бутыл-ка, вол-ки,хал-ва, дол-го, мел-ко
Слон, клуб, клад, клоун, хлопает, клоп, клумба, Клава, главный, сладкий, слово

5. Проговаривать слова с двумя звуками «Л»
Мо-ло-ла, по-ло-ла, ко-ло-ла, пла-ка-ла, пла-ва-ла,де-ла-ла, гла-ди-ла, сло-жи-ла, лоп-ну-ла, ла-ка-ла

Автоматизация звука Л в словосочетаниях

Алла пила молоко.
В кладовой лук и салат.
Володя удил плотву с плота.
Врач надел белый халат.
Дедушка поехал на вокзал.
Дятел стучал клювом и долбил кору.
клава поставила бутылку на полку.
Клубок упал с лавки.
Лара купила куклу.
Лопата стояла у стола.
Мама купила голубое платье.
На ёлке сидела белка.
На клубме растут гладиолусы.
На лужайке много лопухов.
Не клади в салат много лука.
Павел сел за стол.
Папа повязал шёлковый галстук.
Тётя Алла мыла пол.
У Милы гладкие волосы.
Мила ела салат.
Мила надела халат.
Лампа упала.
Мила подняла лампу.
Лайка лает на котёнка.
У котёнка одна лапка белая.
Ласточка поймала бабочку.
Луша взяла лопатку.
Мила вымыла ладони.
У Володи было лото.
Мила пила молоко.
Надя мылась мылом.
Лайка выследила лося.
С яблони упало спелое яблоко.
Около болота утки.
Володя будет пилотом.
Надя каталась на лодке.
Таня скакала на лошади.
В комнате светло и тепло.
Около палаток лопухи и полынь.

На небе луна.
Володя ловкий и смелый.
Володя идёт по лыжне на лыжах.
У халата полы до полу.
Мила вымыла полы.
Холодно. Дядя Лука в тулупе.
Вова и Мила – малыши.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Из белого облака выплыла луна.
Спелое яблоко со стола упало.
Дядя Лука копает клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.

Таня надела белое платье.
Над окном плакат.
У Тани на голове платок.
Мила плавает плохо.
По небу плывут облака.
У Милы новый блокнот.
Около дома клумба.
Клава посадила флоксы.
У Глаши голубые глаза.
Мила видела весёлого клоуна.
Клава купила яблоки.
Алла купила белое платье.
Мила несла голубой флаг.
Клава захлопала в ладоши.
У слона белые клыки.
Клава купила молоко и свёклу.
Мила сидела на лавке.
Лада купила ландыши.
Лана пила молоко.
Володя нёс холодную воду.

Лыжники идут по лыжне.
Мама готовила голубцы.
Лошадь увязла в болоте.
Клава ушибла локоть.
На халате вышиты ласточки.
У лайки белая лапка.
Володя кладёт в лодку вёсла.
Слава везёт салазки.
Алла шила платье.
Мила несла флаг.
Милу укусила пчела.
Клава захлопала в ладоши.
Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Павел уехал на футбол.
Михаил поставил бутылку на полку.
Папа купил ёлку.
Стул упал на пол, и я испугался.

Дятел долбил ёлку.
На ёлке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Павел поехал на вокзал.
Павел сел за стол.
У дома лаял пёс.
Малыш упал и плачет.
На пол упал клубок ниток.
Мила повесила на стул Клавину блузку.
Петя мыл пол.
Мила отодвинула стул.
Пилот надел пилотку.
На скакалке узел.
У Вовы упал пенал.
Около стола стул.
По волнам плыл плот.
Котёнок лакал молоко.
Павел получил письмо от Михаила.
Павел служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом починил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пёс.
Кот ловил мышку, но не поймал – мышка убежала.
Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
Павел ловил голубя.
Клава вышла на балкон.
Волк увидел белку.
Михаил вымыл бокал.
Павел починил стул.
На балконе – фиалки.
Михаил подмёл пол метёлкой.
Нил налил воду в поилку.
Павел положил халву на стол.
В углу сложен хлопок.
Луша подмела пол.
Слава пошёл в школу.
Около слона стоял слонёнок.
Белка сидела на ёлке.
Папа купил лопату, лом и пилу.

Измени предложения:
Я сломал палку об стол.(я. ты. он. мы. вы. они. ).
Я положил лопату на лавку.
Я ловил на лужайке ласточку.

Мила ела лук. Лада резала салат. Алла надела халат. Николай пел песню. Михаил плыл на лодке. Мила купала куклу. Алла собирала алычу.

Закрепление звука Л в конце слов:

Автоматизация звука Л в чистоговорках

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла – лавка и юла.
Ла-ла-ла – ландыш и пчела.
Ла-ла-ла – лапа и смола.
Ла-ла-ла – лама и скала.
Ло-ло-ло – ложка и стекло.
Ло-ло-ло – лошадь и седло.
Ло-ло-ло – в комнате тепло.
Ло-ло-ло – вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло – в лодке весло.
Лу-лу-лу – шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу – кукла на полу.
Лы-лы-лы – вилы и голы.
Лы-лы-лы – шпалы и полы.
Лы-лы-лы – у нас чистые полы.

Ла-ла-ла – у меня юла.
Ла-ла-ла – на цветке пчела.
Ла-ла-ла – Мила маме помогла.
Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло – светит солнышко светло.
Лу-лу-лу – Алла купила пилу.
Лу-лу-лу – наточили мы пилу.
Лу-лу-лу – Милочка полола лук.
Лы-лы-лы – у нас новые столы.
Лы-лы-лы – у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы – Мила вымыла полы.

Ла-ла-ла- Ла-ла-ла – наша Милочка мала
Ла-ла-ла- Ла-ла-ла- Мила молоко пила
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло – Алла вымыла стекло
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло- стало в комнате тепло
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу – лежит веник на полу
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу- должен он стоять в углу
Лы-лы-лы- Лы-лы-лы – накрывали мы столы

Ал-ал-ал – Павел днём не спал.
Ал-ал-ал – в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол – пенал упал на пол.
Ол-ол-ол – садимся мы за стол.
Ул-ул-ул – Петя губы надул.
Ул-ул-ул – ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл – суп давно остыл.
Ял-ял-ял – книгу Петя взял.
Ил-ил-ил – я котёнка напоил.
Ил-ил-ил – Лёня воду пил.
Ел-ел-ел – Вова кашу ел.
Ел-ел-ел – дятел прилетел.
Алка-алка-алка – у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка – у меня иголка.

Ал-ал-ал – пенал на пол упал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол – Павел видел футбол.
Ул-ул-ул – ломаный стул.
Ул-ул-ул – пенал упал на стул.
Ул-ул-ул – Павел сел на стул.
Ёл-ёл-ёл – съел капусту наш козёл.

Ол-ол-ол- Ол-ол-ол – Николай наш в лес пошёл.
Ол-ол-ол- Ол-ол-ол – Николай грибы нашёл.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы сорвал.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы продал.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил –много я грибов купил.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил- всех друзей я угостил.
логопедический кабинет детской поликлиники г.Дмитров

Ссылка на основную публикацию