Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

Введение. Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
  3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
  4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

  • Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
  • Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
  • Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
  • Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

– фонетические
– грамматические
– орфографические
– графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

  1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
  2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
  3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
  4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
  5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
  6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.

В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.

Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

Поверочные задания и упражнения по теме: «Дифференциация парных согласных»
материал по логопедии (1 класс) на тему

Данный материал поможет учителям-логопедам провети итоговую диагностику по результатам коррекционной работы по преодолению фонематической дисграфии (дифференциация звонких – глухих согласных, твердых – мягких согласных)

Скачать:

ВложениеРазмер
proverochnye_raboty.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация парных согласных»

«Дифференциация Д – Т»

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие.

Ответьте на вопросы полным предложением

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом?

На ком ездят верхом? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Письмо по памяти

Дятел на суку сидит. Топоры стучали до поры.

Дятел дерево долбит.

На дворе трава. На траве дрова.

Не руби дрова. Посреди двора.

«Дифференциация В – Ф»

Мы ехали на дачу в первом вагоне.

На даче мы ели свежие фрукты.

Вова не видел финиковое дерево.

Ребята повесили разноцветные флажки.

Дует северный ветер.

Сегодня влажный воздух.

Свежие овощи и фрукты полезны всем.

Мы пили чай с фруктовыми конфетами.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют фонтаны.

Около фонтанов цветут фиалки и высокой стеной растёт трава.

На ветках деревьев весело чирикают воробьи.

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Письмо по памяти

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

«Дифференциация З – С»

Были сильные морозы.

Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Тре…ор.

Не боится Зина мороза.

В …аду бере…ка . Берё…ка была …ухая.

На бере..ке гне…до …яблика. …яблик та…кал в гне…до ли…тики.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я днём шёл домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои лепестки в зелёную чашечку.

Письмо по памяти

По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!

Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.

Ноги наши быстрые. Метки наши выстрелы.

«Дифференциация Б – П»

Арбуз и капуста – овощи. В парке было много лип.

На берёзе набухли почки. Бочка по морю плывёт.

Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан. Слава и Маша были в саду. Услышали они барабан и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Ответьте на вопросы полным предложением.

Какое дерево имеет белую кору?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Какой день наступает после пятницы?

Как называется первый день недели?

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Ребята шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать всё сено.

«Дифференциация Г – К»

Небо заволокла грозовая туча.

Галя каждый день кормит голубей.

Гриша любит гречневую кашу.

Мы ели горячую картошку.

У Алёнки есть беговые коньки.

Кабачо… – толстячо…, лё… на …ряд…у на бочо… .

Он лежит на …ряд…е с мая, …оловы не поднимая.

К вечеру прошла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далёкие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих. Мы разожгли костёр и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец, всё успокоилось, и мы крепко уснули.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал.

«Дифференциация Ж – Ш»

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где живёт аист? Чем режут бумагу?

Что вешают на ёлку? Кто боится кошки?

Кто квакает в болоте? Что кладут в книжный шкаф?

У какого животного самая длинная шея?

На теле…ке ле…али ме…ки.

Ми…а поло…ил кни…ку в …каф.

Бабу…ка набрала луко…ко кры…овника.

…кольники дол…ны …ить дру…но.

Серёжа и Шура, побежали на лужайку.

Они построили шалаш на лужайке возле большого дуба.

Стояла жаркая и душная погода. В воздухе жужжат шмели и пчелы. Вдруг набежали тучи и пошёл сильный дождь. Капли дождя дружно застучали по крыше шалаша.

Письмо по памяти

Что посеешь, то и пожнёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация С – Ш»

Саша спешит в школу.

Саша собирает шишки под сосной.

Сухие листья шелестят под ногами.

Пушистым снегом покрыты кусты.

На лесной полянке растёт душистый ландыш.

Ве…ёлая …тару…ка ве…ь день …егодня …ьёт.

За кругленькой кату…кой …ледит пу…и…тый кот.

У…тала …ить …тару…ка и села у ворот,
А с кругленькой кату…кой играть пу…тил…я кот.

Ответьте на вопросы полным предложением.

Кто ведёт поезд? Что светит днём?

Как называется человек, который пасёт стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Как называется дорога, по которой едут машины?

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация Ы – И»

Письмо по памяти

Не любила Мила мыла.

Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя – малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Наступила зима. Дети рады зиме.

Дуют ветры. Они встали на лыжи.

Кругом сугробы. Взяли санки и катаются с горы.

Тихо в лесу. Заливают катки.

Звери ушли в норы.

«Дифференциация А – Я»

Наташа сама рыла ямку.

Боря искал ягоды.

Люба мяла глину.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя медвежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоки. Мята- полезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

«Дифференциация О – Ё»

Ёжик живёт у Лёвы.

Лёва кормит ёжика молоком.

У Лёни тоже есть ёжик.

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ – вкусная рыба.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. На тропинке он увидел ёжика.

Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ёжика.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Лёва вёл вола. Мы идём в дом. В лодке новые вёсла. Начался большой клёв рыбы. У школы клён. Вова мёл пол.

« Дифференциация У – Ю»

Письмо по памяти

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю.

Если спросят – отвечаю.

Мама купила Илюше юлу.

К Илюше пришла Люда.

Они на полу запустили юлу.

Юла вертится и гудит.

Забавная игрушка – юла.

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел – был сильный мороз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи.

Логопедическое занятие “В гостях у сказки” представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р.

Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: “Парные согласные в корнях слов”.

Считаю, что выполнение домашних заданияхй является обязательным условием при работе над коррекцией любого речевого недоразвития у учащихся. Данные домашние задания служат цели закрепления материала по.

Пособие представляет собой дидактический материал к логопедическим занятиям по дифференциации звонких и глухих согласных. Тетрадь предназначена школьникам 2-3 классов. Пособие.

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв В-Ф в устной и письменной речи.

Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся разл.

Карточки по дифференциации звуков и букв близких по акустико-артикуляторному сходству. Серия «Звонкие и глухие парные согласные Б-П».

КАРТОЧКИ по дифференциации звуков и букв близких по акустико-артикуляторному сходству Серия «Звонкие и глухие парные согласные Б-П» Автор-разработчик: учитель-логопед первой квалификационной категории МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска САПЕГИНА Е. С. Томск 2016г

Актуальность и новизна пособия На сегодняшний день существуют различные авторские методические и дидактические разработки, направленные на дифференциацию сходных звуков и букв русского языка. Такие известные авторы как Е. В. Мазанова, Л. Н. Ефименкова, И. Н, Садовникова, Р. И. Лалаева и другие, создали хорошую базу рекомендаций и заданий, которые используют логопеды и дефектологи в своей работе. Обычно данные пособия содержат в себе несколько упражнений, направленных на дифференциацию определенных звуков и букв, тренировку с помощью устных и письменных заданий. На любых логопедических занятиях, в том числе и по дифференциации фонем и графем, специалист всегда решает множество задач, для реализации которых важно подбирать достаточно интересные многофункциональные упражнения и задания. Кроме того, тематические планирования, чаще всего, содержат требования к лексической теме занятий и строению материала от простого к сложному. Необходимость многофункциональности предъявляемых заданий, предполагает наличие у логопедов соответствующей дидактической базы (готовых карточек, пособий, конспектов занятий и т.д.) Предлагаем вашему вниманию набор готовых карточек, рассчитанных на детей младшего школьного возраста с нарушениями речи первичного и вторичного характера. Данная серия карточек разработана для обучения дифференциации звонких и глухих парных согласных П-Б. Пособие рекомендовано учителям-логопедам и дефектологам школ, а также педагогам и родителям, сочетает в себе традиционные подходы коррекционно-развивающего обучения и многофункциональность заданий. Разработка может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних заданий по закреплению тем.

Цель пособия – создание многофункциональных заданий и упражнений в виде карточек по дифференциации звуков и букв, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Задачи пособия: Развивать способность дифференцировать сходные звуки и буквы русского языка. Развивать навыки языкового анализа и синтеза. Развивать умение выделять ударение в слове. Развивать связную речь. Обогащать и актуализировать словарный запас детей. Развивать память, внимание и мышление.

Методические рекомендации по использованию пособия Данное пособие рассчитано на младший школьный возраст, но при сложных речевых расстройствах, в том числе при задержке психического развития или легкой умственной отсталости, может использоваться в более старших возрастных категориях. Обратите внимание на то, что из предлагаемых карточек вы можете выбирать те задания, которые необходимы в работе с конкретным ребенком. Построение материала от простого к сложному позволяет легко сориентироваться и, при желании, не только исключить часть упражнений, но и дополнить карточки новыми заданиями. Карточки выполнены в программе Microsoft PowerPoint по нескольким причинам: программа позволяет выводить задания на экран в виде презентации, очень удобно добавлять слайды и упражнения, в том числе в анимированном виде, также карточки легко печатаются в разных форматах (А4, А5 и т.д.)

Содержание серии «Звонкие и глухие парные согласные Б-П» Карточка №1. Дифференциация звуков П-Б изолированно и в открытых слогах. Карточка №2. Дифференциация звуков П-Б в закрытых слогах и словах. Карточка №3. Дифференциация звуков П-Б в открытых слогах со стечением согласных и словах. Карточка №4. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. Карточка №5. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. Карточка №6. Дифференциация звуков П-Б в предложениях и текстах. Карточка №7. Дифференциация звуков П-Б в текстах.

Карточка №1. Дифференциация звуков П-Б изолированно и в открытых слогах. 2. Вставь в слоги вместо наушников глухую согласную П, а вместо колокольчика – звонкую согласную Б. Прочитай (запиши) получившиеся слоги. А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е 1. Продолжи ряды букв до конца строчки, следуя образцам. Во время записи озвучивай каждую букву, которую ты пишешь. П Б Б П … Б П Б П … Б Б П Б П… 4) П П Б Б П П …

Карточка №2. Дифференциация звуков П-Б в закрытых слогах и словах. __ык, пёс, __аран, __етух, со__ака, __оросёнок, жере__ёнок, ц ыплята. 1. Расшифруй слоги, где наушники – это глухой П, а колокольчик – звонкий Б. Прочитай (запиши) получившиеся слоги. АЛ, ОЛ, УЛ, ЫТ, ЯТ, ЁТ, ЮШ, ИШ, ЕШ 2. Вставь в слова пропущенные буквы П и Б. Какой темой их можно объединить? Сделай анализ слов цветными карандашами по образцу (не забывай выделять согласные-исключения в кружок).

Карточка №3. Дифференциация звуков П-Б в открытых слогах со стечением согласных и словах. Белка, __ельчонок, __ельчата, ка__ан, ка__аниха, ка__анята, вер__люд, вер__люжонок, антило__а, __арсук, __антера, __урундук, шим__анзе, чере__ахи, __егемот, __о__ры, __ума, лео__ард. 1. Расшифруй слоги, где наушники – это глухой П, а колокольчик – звонкий Б. Прочитай (запиши) получившиеся слоги. ТА, ЛО, КУ, ЛЫ, ТЯ, РЁ, ЛЮ, КИ, НЕ 2. Вставь в слова пропущенные буквы П и Б. Какой темой их можно объединить? Сделай анализ слов цветными карандашами по образцу (не забывай выделять согласные-исключения в кружок).

Карточка №4. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. Лю__а ку__ила __атон __елого хле__а. Моя __а__ушка ис__екла __ирог с я__лочным __овидлом. __етя лю__ит есть тё__лые __улочки. __а__а от__равился на ры__алку. 1. Прочитай слоги. Составь из них слова и запиши. Какой темой их можно объединить? Сделай анализ слов цветными карандашами (не забывай выделять согласные-исключения в кружок). Выдели ударение в словах. 2. Прочитай предложения, вставляя пропущенные согласные П и Б. Обрати внимание на смысл предложений и определи одно лишнее. Объясни свой выбор. Ка-печ, та-пли, тер-прин, пы-сос-ле, руб-мя-со-ка, пью-ком-тер, о-бо-ва-тель-гре, но-бук-ут.

Карточка №5. Дифференциация звуков П-Б в словах и предложениях. __елая __а__очка летает над __оляной. __оря увидел __ожью коровку. На __олоте о__итают стрекозы. Ре__ята набрали __олную корзину гри__ов. 1. Составь из букв слова, которые подходят к теме «Морские обитатели». Запиши их. Сделай слоговой анализ слов и выдели в них ударение по образцу. 2. Прочитай предложения, вставляя пропущенные согласные П и Б. Обрати внимание на смысл предложений и определи одно лишнее. Объясни свой выбор. Кбар, рбаы, чеерапах, ховтс, планвки, пнцаирь, щу паль ца.

Карточка №6. Дифференциация звуков П-Б в предложениях и текстах. В су__ __оту мы всей семьей от__равились на рынок. Там нам __родали свежие я__локи, __ананы, а__ельсины и __ерсики. __осле __охода за фруктами мы __ристу__или к __риготовлению __олезных заготовок и __люд. 1. Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы П и Б. Собери из слов предложения и запиши их. Выдели ударение и слоги в словах. 2. Прочитай текст, вставляя пропущенные согласные П и Б. Расскажи о чём рассказ и придумай его название. Перескажи текст. __осадила, __а__ушка, ка__усту, __олина. __арнике, в, __омидоры, с__еют, __ольшие.

Поверочные задания и упражнения по теме: «Дифференциация парных согласных» «Дифференциация Д – Т»

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация парных согласных»

«Дифференциация Д – Т»

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом?

На ком ездят верхом? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Письмо по памяти

Дятел на суку сидит. Топоры стучали до поры.

Дятел дерево долбит.

На дворе трава. На траве дрова.

Не руби дрова. Посреди двора.

«Дифференциация В – Ф»

Зрительные диктанты

Мы ехали на дачу в первом вагоне.

На даче мы ели свежие фрукты.

Вова не видел финиковое дерево.

Ребята повесили разноцветные флажки.

Дует северный ветер.

Свежие овощи и фрукты полезны всем.

Мы пили чай с фруктовыми конфетами.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют фонтаны.

Около фонтанов цветут фиалки и высокой стеной растёт трава.

На ветках деревьев весело чирикают воробьи.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Письмо по памяти

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

«Дифференциация З – С»

Зрительный диктант

Были сильные морозы.

Зина взяла санки и пошла на горку.

Она каталась на санках с горки.

За ней бегала собака Тре…ор.

Не боится Зина мороза.

Предупредительный диктант

В …аду бере…ка. Берё…ка была …ухая.

На бере..ке гне…до …яблика. …яблик та…кал в гне…до ли…тики.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я днём шёл домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои лепестки в зелёную чашечку.

Письмо по памяти

По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!

Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.

Ноги наши быстрые. Метки наши выстрелы.

«Дифференциация Б – П»

Зрительный диктант

Арбуз и капуста – овощи. В парке было много лип.

На берёзе набухли почки. Бочка по морю плывёт.

Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Предупредительный диктант

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан. Слава и Маша были в саду. Услышали они барабан и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Какое дерево имеет белую кору?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Какой день наступает после пятницы?

Как называется первый день недели?

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Ребята шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать всё сено.

«Дифференциация Г – К»

Зрительный диктант

Небо заволокла грозовая туча.

Галя каждый день кормит голубей.

Гриша любит гречневую кашу.

Мы ели горячую картошку.

У Алёнки есть беговые коньки.

Предупредительный диктант

Кабачо… – толстячо…, лё… на …ряд…у на бочо… .

Он лежит на …ряд…е с мая, …оловы не поднимая.

Слуховой диктант.

К вечеру прошла гроза. Она долго ворчала в лесах. Молния ударила в далёкие стога. Внезапно дождь перестал. Гром затих. Мы разожгли костёр и согрелись. В овраге кричали ночные птицы. Наконец, всё успокоилось, и мы крепко уснули.

Слуховой диктант.

Мама отпустила Гришу погулять. На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. Гриша хотел погладить маленьких гусят. Гусыня забеспокоилась, загоготала. А гусь выгнул шею и больно клюнул Гришу в ногу. Гриша испугался, но не заплакал. Больше он никогда гусей не трогал.

«Дифференциация Ж – Ш»

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Где живёт аист? Чем режут бумагу?

Что вешают на ёлку? Кто боится кошки?

Кто квакает в болоте? Что кладут в книжный шкаф?

У какого животного самая длинная шея?

Предупредительный диктант

На теле…ке ле…али ме…ки.

Ми…а поло…ил кни…ку в …каф.

Бабу…ка набрала луко…ко кры…овника.

…кольники дол…ны …ить дру…но.

Слуховой диктант.

Серёжа и Шура, побежали на лужайку.

Они построили шалаш на лужайке возле большого дуба.

Стояла жаркая и душная погода. В воздухе жужжат шмели и пчелы. Вдруг набежали тучи и пошёл сильный дождь. Капли дождя дружно застучали по крыше шалаша.

Письмо по памяти

Что посеешь, то и пожнёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация согласных»

«Дифференциация С – Ш»

Зрительный диктант

Саша спешит в школу.

Саша собирает шишки под сосной.

Сухие листья шелестят под ногами.

Пушистым снегом покрыты кусты.

На лесной полянке растёт душистый ландыш.

Предупредительный диктант

Ве…ёлая …тару…ка ве…ь день …егодня …ьёт.

За кругленькой кату…кой …ледит пу…и…тый кот.

У…тала …ить …тару…ка и села у ворот,
А с кругленькой кату…кой играть пу…тил…я кот.

Самостоятельное письмо

Ответьте на вопросы полным предложением.

Кто ведёт поезд? Что светит днём?

Как называется человек, который пасёт стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Как называется дорога, по которой едут машины?

Слуховой диктант.

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Поверочные задания и упражнения по теме:

«Дифференциация гласных»

«Дифференциация Ы – И»

Письмо по памяти

Не любила Мила мыла.

Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла.

Слуховой диктант.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя – малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зрительный диктант

Наступила зима. Дети рады зиме.

Дуют ветры. Они встали на лыжи.

Кругом сугробы. Взяли санки и катаются с горы.

Тихо в лесу. Заливают катки.

Звери ушли в норы.

«Дифференциация А – Я»

Зрительный диктант

Наташа сама рыла ямку.

Боря искал ягоды.

Люба мяла глину.

Предупредительный диктант

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя медвежата. У коровы телята. У лося лосята.

Слуховой диктант

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоки. Мята – полезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

«Дифференциация О – Ё»

Зрительный диктант

Ёжик живёт у Лёвы.

Лёва кормит ёжика молоком.

У Лёни тоже есть ёжик.

Предупредительный диктант

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Слуховые диктанты

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ – вкусная рыба.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. На тропинке он увидел ёжика.

Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ёжика.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Лёва вёл вола. Мы идём в дом. В лодке новые вёсла. Начался большой клёв рыбы. У школы клён. Вова мёл пол.

«Дифференциация У – Ю»

Письмо по памяти

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю.

Если спросят – отвечаю.

Зрительный диктант

Мама купила Илюше юлу.

К Илюше пришла Люда.

Они на полу запустили юлу.

Юла вертится и гудит.

Забавная игрушка – юла.

Слуховой диктант

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел – был сильный мороз.

Дифференциация согласных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф на слух и на письме

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (687,6 кБ)

Загрузить презентацию (448 кБ)

Загрузить презентацию (880,1 кБ)

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки.

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “Питон пообедает потом; рыбы в проруби – пруд пруди”.

3. Определение темы занятия. Прочитай слова по первым звукам названий картинок. (Бочка – почка .) Назови первые звуки полученных слов. Что это за звуки? Хар – ка звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков Б – П на слух в словах: балка, палка, забор, лопата, поплавок, бабушка, победа, букашка, потоп, глобус, беспокойный.

2. Составить слова из слогов: боч, ка, ба; па, ба, лу; гай, по, пу; каш, бу, ка; ба , ка, со; на, жи, пру; бан, ба, ра; са, по, ло; ла, ко, об.

3. Подобрать слова к схемам: бабочка, палуба, облака; букашка, пружина, собака; попугай, барабан, полоса.

4. Вставить пропущенные буквы: _очка, _улка, ка _уста, ра_ота, _а_ушка, _одушка, _ара_ан, _о_еда, _о_лавок.

Физкультминутка.

5. Составить словосочетания: зубная паста, спелые яблоки, полевой букет, пустой пузырек, забавная песенка.

6. Прочитать предложения, исправить ошибки: Паутина плетет паучка. Яблоня созрела на яблоках. Полянка порхает над бабочкой. Тропинка шагала по путнику. Ботинки поставили Борю под стол. Назвать слова со звуками Б – П.

7. Запиши словосочетания в тетрадь. Итог занятия. Чему мы учились на занятии? Какие задания были интересны? Что показалось трудным? Оценка работы учащихся.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3-го класса.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв В – Ф на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных В – Ф в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки,

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “ Рукава великану великоваты; на рифах – фрегат; у водопада водопой”.

3. Определение темы занятия. (Загадки: Днем спит, ночью летает, мышей пугает. (Филин.) В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны.) Назови первые звуки слов. Что это за звуки? Хар – ка звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков В – Ф на слух в словах: фокус, ворота, конверт, салфетка, фуфайка, февраль, вафли, фарфор, фиолетовый, вывих, светофор.

2. Ответить на вопросы полным предложением, назвать слова с заданным звуком: Где изготавливают конфеты? Куда наливают воду туристы? Чем покрыты дороги в городе? Что открывают для проветривания комнаты? Как называется помещение для овец?

3. Составить слова из слогов: кон, фла; фор, све, то; ле, те, фон; фор, фар; ли, туф; фе, ты, кон; ка, ри, фаб; ква, ты; ле, те, фон.

4. Составить словосочетания, исправить ошибки:

Вафельный кафтан; деревянные торт; фарфоровая форель; вкусная вазочка; дырявый свитер; фиолетовый ворота.

5. Прочитать предложения, вставить пропущенные буквы. _ комнату через _ орточку _летел _оробей. _ера _яжет _ иолето_ ый шарф. _ едя услышал с _ист и_ олги. И_ан и _асилий _идели в зоопарке _илина, _ азана и жира_ а.

6. Составить предложения из данных слов.

Форточка, Вера, закрывать; ночью, филин, видеть, хорошо; ворота, у, вратарь, стоять; Фаина, фиалки, подарить, Вера Федоровна; Вера Федоровна, в, поставить, фиалки, ваза; Варя, фиолетовые, найти, васильки.

7. Записать предложения под диктовку.

Подведение итогов занятия:

  1. Чему мы учились на занятии?
  2. Какие задания были интересны?
  3. Что показалось трудным?
  4. Оценка работы учащихся.

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Д – Т на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Д – Т в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки,

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “ Компьютерному пирату в интернете не рады; никто Тане не ткет ткани; не беда, когда бедный, беда, когда вредный”.

3. Определение темы занятия. Загадки:

Дядя Хлыст и тетя Нить простачков пошли ловить.

Одурачить простачков пригласили червячков. (Удочка.)

Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Уточка.) Чем различаются эти слова? Какими звуками?

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков Д – Т на слух в словах: дыня, тарелка, победа, трудно, радуга, дата, метла, дракон, твердый, командир, дотронулся, тетрадь.

2. Ответить на вопросы полным предложением, назвать слова с заданным звуком: Какая погода бывает зимой? Последний месяц года? Какое вещество находится в градуснике? Какая птица долбит в лесу деревья? Как называется третий день недели? Как называется первый месяц весны?

3. Прочитать предложения, ответить на вопросы:

Перед домом сад. Что позади? Саша зашел за другом. Кто был дома?

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет? За домом огород. Что впереди?

Над лесом взошла луна. Что внизу? Дуб выше березы. Что ниже?

4. Прочитать предложения. Отметить верное высказывание.

Дерево растет перед домом. Дом растет перед улицей.

Котлету съела девочка. Котлета съела девочку.

Газета читает девочку. Газету читает девочка.

Девочке нужна конфетка. Конфетке нужна девочка.

По волку бродит лес. По лесу бродит волк.

К уроку готовится ученик. К ученику готовится урок.

5. Прочитать предложения, найти ошибки в употреблении предлогов, исправить.

Солнце поднялось под лесом. В дождь нужно ходить над зонтиком. Тапочки стоят под скамейкой. Над яблоней лежат яблоки. Люстра висит под столом. Заяц сидел над сосной. Мыши смеются над котом. Ковер лежит над столом.

6. Прочитать текст, найти ошибки, исправить и доказать.

Однажды дима шел на пасеку ктетушке. Пошел тожть, стало демнеть. Вдруг видит Дима что-то падтеревом. Он па тумал, что это мит веть, а это был кустик. Смишно стало диме.

7. Составить предложения из данных слов.

Дуть, в, холодный, октябрь, ветры; падать, листочки, с, последние, деревья; готовы, утки, к, дальним, перелеты; зимой, становятся, дни, короче, ночи, а, длиннее; созрели, в, плоды, саду, деревьях, на.

8. Записать предложения под диктовку.

Подведение итогов занятия:

  1. Чему мы учились на занятии?
  2. Какие задания были интересны?
  3. Что показалось трудным?
  4. Оценка работы учащихся.

Карточки для дифференциации звуков [Р] — [Л] в слогах, словах, предложениях

Екатерина Андреевна Савченко
Карточки для дифференциации звуков [Р] — [Л] в слогах, словах, предложениях

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

РА – ЛА – РА, ЛА – РА – ЛА, ЛА – ЛА – РА, РО – ЛО – РО, ЛО – РО – ЛО, РО – РО – ЛО, РУ – ЛУ – РУ, ЛУ – РУ – ЛУ, РУ – РУ – ЛУ.

Лад – рад, лов – ров, юла – Юра, лак – рак, лоза – роза, мала – Мара, лама – рама, ложь – рожь, игла – игра, Лука – рука, ложки – рожки, палаты – парады, пал – пар, мил – мир, балка – барка, дал – дар, пил – пир, полка – порка, жал – жар, жил – жир, колко – корка, вал – вар.

Заливная рыба. Горелые сухари. Умелый слесарь. Оранжевый апельсин. Спелый персик. Первый класс. Кислый крыжовник. Белый кролик. Вареный картофель. Крупная форель. Ласковый ребенок. Лиловые ирисы. Шустрая белка. Стальные рельсы. Резное крыльцо. Больное горло. Старое кресло. Горный орел. Рулон кальки. Прелая листва.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

РЫ – ЛЫ – РЫ, ЛЫ – РЫ – ЛЫ, ЛЫ – ЛЫ – РЫ, АР – АЛ – АР, АЛ – АР – АЛ, АЛ – АЛ – АР, ОР – ОЛ – ОР, ОЛ – ОР – ОЛ, ОЛ – ОЛ – ОР.

Телка – терка, укол – укор, булки – бурки, Лева – рева, жаль – жарь, Валя – Варя, лечь – речь, удаль – ударь, валят – варят, лейка – рейка, уголь – угорь, малина – Марина, солить – сорить, паровик – половик, приварить-привалить, валить – варить, справка – сплавка.

Мелкий брод. Полезная руда. Серебряный браслет. Бронзовая люстра. Соленая брынза. Стеклянный графин. Летняя гроза. Хлебные крошки. Полевая крыса. Белый мрамор. Лимонное ситро. Полосатый матрац. Лесной дрозд. Гладкая дорога. Старательный ученик. Сливочное мороженое. Лавровый лист. Эмалированная кастрюля. Журнальная иллюстрация. Полированная мебель. Глубокий ров.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

УР – УЛ – УР, УЛ – УР – УЛ, УР – УР – УЛ, ЫР – ЫЛ – ЫР, ЫЛ – ЫР – ЫЛ, ЫР – ЫР – ЫЛ, ЕР – ЕЛ – ЕР, ЕЛ – ЕР – ЕЛ, ЕЛ – ЕЛ – ЕР.

Поручить – получить, жалить – жарить, коробок – колобок, обрезать – облизать, палить – парить, катерок – котелок, изречение-излечение, шалить – шарить, коронка – колонка, править – плавить.

У старой елки иголки колки. У молодой елочки мягкие иголочки. У волка – логово, а у медведя – берлога. У крота – нора, а у белки – дупло. У горного орла два огромных крыла. Хорош осел, да упрям, как козел. С лампой светло, а с костром тепло. Горы высокие, а овраги глубокие. У вороны – воронята, а у корабля – парус. Швейная игла, а шахматная – игра. На лице – глаза, а на небе – гроза. Ввинтили болт в корабельный борт. В окне – рама, а животное – лама. Я рад, что в семье лад. Один раз мы нашли большой лаз. В реке – рак, а в бутылке – лак.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

ЯР – ЯЛ – ЯР, ЯЛ – ЯР – ЯЛ, ЯЛ – ЯЛ – ЯР, ЁР – ЁЛ – ЁР, ЁЛ – ЁР – ЁЛ, ЁЛ – ЁЛ – ЁР, ЮР – ЮЛ – ЮР, ЮЛ – ЮР – ЮЛ, ЮР – ЮР – ЮЛ.

Прялка, проблема, жарила, грелка, Валерий, варила, тарелка,Лариса, корабль, горела, рулетка, форель, карамель, орел, картофель, карусель, слесарь, глазурь, крыло, стрелка, столяр, лазурь, карлик, журнал, словарь, кастрюля, журавль, кролик, проблема, правильно, кормила.

В огороде – репка, а на потолке – лепка. Этот угорь черен, как уголь. В заборе рейка, а в огороде – лейка. У хлеба корки, а иголки колки. Хитрый плут, а тонкий – прут. Рулем правят, а сталь плавят. Начал солить, не надо сорить. Где, Лука, твоя рука? У теленка – рожки, а в тарелке – ложки. В праздничный пир я воду пил.

Прочитать рассказ, попросить ребенка пересказать его, различая звуки [Л] – [Р]

ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем, а платье узко и коротко.

– Видно, я ошибся, – говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок опять пришел месяц за платьем. И снова платье мало.

– Видно, и теперь я ошибся, – сказал портной, и снова стал кроить и шить.

В третий раз пришел месяц к портному. Увидел портной – идет по небу круглый месяц, вдвое шире, чем платье, которое он сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, да не нашел. Так и остался без платья.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Ала – ара, ало – аро, алу – ару, алы – ары, ара – ала, аро – ало, ару – алу, алы – ары, юла – юра, ела – ера, ёла – ёра, яла – яра, юра – юла, ера – ела

Лак – рак, лама – рама, ложь – рожь, лот – рот, лов – ров, ложки – рожки, Лука – рука, лань – рань, лоза – роза, лад – рад, лаз – раз, лампа – рампа, жил – жир, пал – пар, сел – сер, мул – мур, веял – веер, пил – пир.

У Милы жар. Рома упал. Рая поступила в первый класс. Лена стирала белье. Марина сварила варенье из малины. Юра на полу играл юлой. Маленькая Маринка играла в куклы. Валя и Варя играли на бульваре. Лука руками ловил раков. Корабль сел на мель. Плетистые розы опутали перила крыльца. Лева поливал огурцы из лейки теплой водой.

Выучить наизусть загадки:

Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста)

Мастер шубу себе сшил, вынуть иглы позабыл (ёж)

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Нла – нра, нло – нро, нлу – нру, нлы – нры, фла – фра, фло – фро, флу – фру, флы – фры, мла – мра, мло – мро, млу – мру, млы – мры.

Рулон, рыхлый, берлога, проглотить, аэроплан, горлышко, крыло, рассол, прогулка, развилка, расплавить, росла, рыбалка, разинул, коромысло, сорвал, скорлупа, Клара, рыболов, эскалатор, правило.

Юра хлопал в ладоши. Машина выехал из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть эскалатор. Роза шила шелковое платье. У пруда сидел рыбак. Лопух рос у дороги.

Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела крокодила.

Выучить стихотворения наизусть:

Кира Кириллу У короля – корона,

Коралл подарила. А у дерева – крона.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Ала – ара, ало – аро, алу – ару, алы – ары, ара – ала, аро – ало, ару – алу, алы – ары, юла – юра, ела – ера, ёла – ёра, яла – яра, юра – юла, ера – ела

Игла – игра, плошка – Прошка, юла – Юра, вела – Вера, хлам – храм, булки – бурки, глаза – гроза, плот – брод, котелок – катерок, село – серо, палаты – парады, пола – пора, мела – мера, жалкий – жаркий, болт –борт

Рома строил планер, кругом были стружки. Лора натерла на терке морковку для Леры. Ирина шила пелерину и укололась иглой. Марина увлеклась игрой и забыла про уроки. Варя на прогулку одела теплые брюки. Пекарь вынул из духовки горячие булки. Вера жарила картофель. Орел парил над горами. Журавль взмахнул крыльями.

В море кальмары, Кирилл Кире подарил рыбку,

А на берегу комары. Кира Кириллу подарила улыбку.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

алы – ары, юла – юра, ела – ера, ёла – ёра, яла – яра, юра – юла, ера – ела ала – ара, ало – аро, алу – ару, алы – ары, ара – ала, аро – ало, ару – алу

Жалкий – жаркий, колко – корка, платок – проток, колобок – коробок. Колонна – корона, булка – бурка, жалко – жарко, свалка – сварка, плач – грач, мётлы – метры, мелко – мерка, болт – борт, голод – город.

Кира накрыла на стол. В плите сгорели сухари. Кира уехала на каникулы в Карелию. Коля кормил кроликов. Маляр покрасил двери белилами. Снегири склевали ягоды рябины. Ворона уселась на верхушку ели. Лукерья бросила в кастрюлю лавровый лист.

Выучить стихотворение наизусть:

В трамвае кондуктор продавал билеты, Лора работала лаборанткой

А контролер проверял. В лаборатории.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

алы – ары, юла – юра, ела – ера, ёла – ёра, яла – яра, юра – юла, ера – ела ала – ара, ало – аро, алу – ару, алы – ары, ара – ала, аро – ало, ару – алу

Голод – город, плуты – пруты, мала – Мара, клоп – крот, стал – стар, жил – жир, пал – пар, сел – сер, мул – мур, веял – веер, жал – жар, мил – мир, удал – удар, пил – пир, вал – вар, дар – дал, мела – мера.

Дело мастера боится. Сражайся смело за правое дело. Мал золотник, да дорог. За морем телушка полушка, да рубль перевоз. Ворона хоть за море летала, а все белой не стала. Орел на горе, перо на орле. толст тот, кто ест торт. Наловил Валерий полведра форели.

Выучить стихотворения наизусть:

Варвара у рва нарвала травы Милу кормили, кормили, кормили

И набрала грибов. Милу кормили и перекормили.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Лар – рал, лор – рол, лур – рул, лыр – рыл, гла – гра, гло – гро, глу – гру, глы – гры, гра – гла, гро – гло, гру – глу, глы – гры, аглы – агры.

Зеркало, крокодил, журнал, проволока, рвал, разгладить, раздевалка, рулон, рыхлый, берлога, проглотить, аэроплан, горлышко, крыло, генерал, карнавал, лучезарный, разбалтывать, разложить, русалка.

Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова дает молоко. Юла – подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок. Рыбак поймал крупную рыбу.

Выучить стихотворения наизусть:

Вареники – у Леры, Перепел и тетерев

Варенье – у Валеры. Летали над кронами деревьев.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Лар – рал, лор – рол, лур – рул, лыр – рыл, гла – гра, гло – гро, глу – гру, глы – гры, гра – гла, гро – гло, гру – глу, глы – гры, аглы – агры.

Коромысло, сорвал, скорлупа, Клара, рыболов, эскалатор, правило, мармелад, радиола, раздел, рослый, русло, раскрыл, удрал, вырвал, Лара, рассол, прогулка, развилка, расплавить, росла, рыбалка, разинул.

Корова дала ведро молока. Ветер качал ветви кедров. Брат купил много фруктов. Веер выпал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш.

Выучить стихотворение наизусть:

Вера и Люда Полина и Варя на перемене

Кормили двугорбого верблюда. Ели вареники и пельмени.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Нла – нра, нло – нро, нлу – нру, нлы – нры, фла – фра, фло – фро, флу – фру, флы – фры, мла – мра, мло – мро, млу – мру, млы – мры.

Пропал, круглый, расцвел, генерал, карнавал, лучезарный, удрал, вырвал, Лара, разбалтывать, разложить, русалка, мармелад, радиола, раздел, рослый, русло, раскрыл, журнал, проволока, рвал, разгладить.

Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела.

Карло продал куртку Рита тороплива,

И купил для Буратино букварь. Люда терпелива.

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Нла – нра, нло – нро, нлу – нру, нлы – нры, фла – фра, фло – фро, флу – фру, флы – фры, мла – мра, мло – мро, млу – мру, млы – мры

Урал, генерал, пробел, рыболов, правило, прогулка, проволока, карнавал, мармелад, горло, кролик, рояль, рубль, корабль, ларёк, журавль, вермишель, тарелка, лагерь, леопард, лекарство.

Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яблони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербы. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра.

Выучить загадки наизусть:

Рыбам жить зимой тепло, – крыша – толстое стекло. (лёд)

На чужих он звонко лает и хозяйку охраняет. (пёс)

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Зла – зра, зло – зро, злу – зру, злы – зры, кла – кра, кло – кро, клу – кру, клы – кры, вра – вла, вро – вло, вры – влы, вру – влу, вла – вра.

Проворная галка. Горный орёл. Рыжая белка. Еловые дрова. Ароматное мыло. Холодный ветер. Круглая юрта. Круглый стол. Сладкий арбуз. Парусная лодка. Рыбные палочки. Красивая салфетка. Голодная рысь.

Рая положила в сумку помидоры. Пёстрый дятел долбил ствол кедра. Лола была на лыжной прогулке. Продавщица Алла продавала сладкий мармелад. Ручка закатилась под письменный стол. У старой ёлки иголки колки. Вера на платке вышивала астры. Михаил на лугу косил траву.

Луша собирала в бору рыжики. Рома вырастил гладиолусы и розы.

Выучить загадки наизусть:

Восемь ног –как восемь рук: вышивает шёлком круг (паук)

Солнце под потолком светит вечерком (люстра)

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Зла – зра, зло – зро, злу – зру, злы – зры, кла – кра, кло – кро, клу – кру, клы – кры, вра – вла, вро – вло, вры – влы, вру – влу, вла – вра.

Сладкий коржик. Золотой перстень. Острая пила. Полосатый шарф. Просторный класс. Полосатая зебра. Тёплые рукавицы. Толстая тетрадь. Тяжелый ковер. Глубокая нора. Яблочный пирог. Румяный колобок.

К утру ветер разогнал тучи. Маруся увидела над лугом жаворонка. Белые ромашки растут на клумбе. Лошадь ела свеклу и морковь. В кормушке было много проса. Из желудя вырос крохотный дубок. Хор пел громко и слажено. Павел дал малышу кружку молока. Рома забил в ворота гол. Ветер сорвал с лодки парус. Розовый фламинго стоял у ручь

Выучить загадки наизусть:

Бьют – не плачет, прыгает и скачет (мяч)

В иголка бугорок мышку уволок (ёж)

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Дла – дра, дло – дро, длу – дру, длы – дры, вла – вра, вло – вро, вры – влы, вру – влу, кла – кра, кло – кро, клу – кру, клы – кры.

Глубокий ров. Бархатный халат. Голубая коробка. Фарфоровая кукла. Красное яблоко. Смелый воробей. Весёлая прогулка. Сладкий мармелад. Румяные яблоки. Шерстяные колготки. Красный колпак. Ручной щегол.

Муравей быстро бежал в муравейник. Малыш первый раз видел пчел. Дорога в рощу была неровная. Колобок был румяный и сладкий. Белка уронила из лап шишка. Ровная дорожка вела в парк. Барсук быстро юркнул в нору. Продавец разложил товар по полкам. Сладкие персики положат в корзину. Рая укладывает куклу в кроватку.

Выучить загадки наизусть:

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака)

Мягкие лапки, а в лапки царапки (кошка)

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Дла – дра, дло – дро, длу – дру, длы – дры, вла – вра, вло – вро,

вры – влы, вру – влу, кла – кра, кло – кро, клу – кру, клы – кры.

Веселый рассказ. Мраморный пол. Ручной щегол. Чёрный клубок. Славная детвора. Закрытая бутылка. Яркий луч. Русый локон. Шёлковый веер. Умелый руки. Глубокий пруд. Полное ведро.

Рыбак наловил много плотвы и карпов. Алла полола сорную траву на клумбе. Юра и Лара играют на гитарах. У Раи розовое платье и колготки. У голубей перышки белые и серые. Арбузные корки Луша выкинула в ведро. Лошадь оставила на снегу глубокие следы. Егор собирал красные яблоки в корзину. Павел надел теплый свитер.

Выучить загадки наизусть:

Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

Старушка ползет, избушку везет (улитка)

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Проговаривать слоги, слова, предложения, различая звуки [Л] и [Р]:

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Цели: – закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; – развивать фонематический слух, моторику артикуляционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект занятия «Дифференциация [Ч]-[Ц] в слогах, словах и предложениях» Цель: вырабатывать умение различать звуки [ч] и [ц], опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую мото рику кисти руки и зрительные.

Конспект занятия «Путешествие по сказкам. Автоматизация [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: Путешествие по сказкам. Автоматизация «Р» в слогах, словах и предложениях Цель: формирование звуковой стороны речи Коррекционно –.

Произношение звука [К] в слогах, словах и предложениях ЦЕЛЬ: Закрепить правильное произношение звука [К], познакомить с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1).Закрепить знания о механизме.

Индивидуальное занятие с ребёнком с ОВЗ «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» (старший дошкольный возраст) Индивидуальное занятие с ребёнком с ОВЗ старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Подготовила:.

Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях». МКДОУ «Детский сад «Аленушка»» Октябрьского района Курской области Индивидуальная логопедическая НОД Тема: «Автоматизация.

«Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях»

Тарбаева Дарья Владимировна , учитель-логопед
Тюменская область

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях»

с учащимися 2 класса , имеющими нарушения письма»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных.

Целевая группа: учащиеся, имеющие ОНР IIIур, смешанная форма дисграфии,

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т]. Путешествие с Томом и Джери

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы д- т в письменной речи.

•закрепить знания о механизме образования звуков “т” – “д” и их акустических особенностях;

•упражнять обучающихся в дифференциации фонем “т”-“д” по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

•закрепить умения дифференцировать звуки т- д по звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;

•научить правильному построению словосочетаний и предложений.

•развивать фонетико – фонематическое восприятие;

•обогащать лексико- грамматический строй речи «Транспорт»;

•развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.

•формировать пространственное восприятие и представление .

•воспитывать интерес к занятиям;

•формировать положительную учебную мотивацию;

•повышать речевую активность;

•оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Используемые педагогические технологии и методы:

На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

• информационные технологии обучения;

• здоровье сберегающие технологии;

• технология индивидуализации обучения;

• технология программированного обучения.

Компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями)

для индивидуальной работы, индивидуальные зеркала, цветные

карандаши, ручки, рабочие тетради. Компьютерная игра «Мерсибо»

I. Организационный момент.

Прозвенел и смол звонок.

На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё…. видят

Наши ушки внимательно слушают и всё….слышат, голова хорошо работает.

Записать дату и число

II. Введение в тему занятия.

– Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать . Посмотрите на доску:

Распались буквы, необходимо собрать их в слова:

– Кто такой ТОМ? ( кот), А ДЖЕРРИ( мышонок)

– Выделить первый звук в словах?

– Сегодня мы с вами будем работать со звуками “д” – “т”, буквами д – т.

– А теперь послушайте, каком звуке сказано?

Язычком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

Возьмите зеркала и произнесите звук т

(Дети произносят звук “т”, дают характеристику звуку ).

«Т»- согласный, парный, глухой, твердый.

-Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

Возьмите зеркала и произнесите звук д

Какой звук у вас получился при выполнении предыдущего упражнения? Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами. (Звук [д])

Какой это звук? (Согласный, парный,твердый, звонкий)

– Так чем же похожи звуки Д и Т? (согласные, есть преграда – язык).

-Чем отличаются звуки “т”-“д”? ( “т”- голосовые связки не работают, звук состоит только из шума; “д”- голосовые связки работают, горлышко дрожит).

3.Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря.

Ребята! Мультфильм «Том и Джерри» знают все .Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. Эти герои однажды отправились в путешествие и забыли вещи. Давайте узнаем какие же вещи они забыли. Но для этого нам надо составить из слогов слова

Карточки с заданием. Записываем в тетради

Логопед: Составь слова из слогов: поменяй слоги местами, чтобы получились всем понятные слова.

Слайд 5 ,6 проверка

Кеды, чемодан, вода, тапочки ,щетка

Узнали мы с вами какие вещи забыли Том и Джерри.Молодцы !

4.Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Транспорт» (игра «Внимательные уши»).

Джерри постоянно докучает Тому и что бы они не сорились давайте с ними поиграем. И за одно я проверю какие у вас внимательные ушки. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответствующие звуки [Д], [Т]. (автобус, трамвай, автомобиль, поезд)

Какой я транспорт назвала? (наземный)

Том и Джерри очень боятся воды и поэтому они путешествовали на наземном транспорте Слайд 7

А какие виды транспорта ещё знаете? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

5.Дифференциация в словах.

Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чей-нибудь неудачей. Теперь чтобы немного утихомирить Тома и Джерри я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

Слайд 9.Игра « Из двух –третье» Карточки с заданием.

Соедините линиями таблички со словами так, чтобы

получилось третье слово с буквами Т ( для Тома) или Д ( для Джерри).

7.Физкультминутка Слайд 10

Вижу я, что вы устали

А теперь все тихо встали

Раз –нагнуться, разогнуться

Два- высоко подтянуться

Три- в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять, шесть тихо сесть.

8.Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

Нужно вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово» .Поможем нашим героям?

Работа на карточках

Нужно вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

…опор, …омовой, …рубач, …ряпка;

…упло, ….оговор, пла. ок, …ружба;

…роз…ы, …абуре…,…рак…ор, …ор…;

Проверка слайд 11

В первой строчке лишнее слово дом, так как все слова начинаются с буквы т.

Во второй строке лишнее слово платок.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

9.Дифференциация в предложении. Слайд 12

Тома постоянно мучает мышонок Джерри. И Том обиделся на Джерри, но Джерри чтобы помириться с Томом написал ему письмо, но закодировал его. Вам будут называть координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение. Вам нужно помочь ему расшифровать текст письма.

Читайте также:  Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т
Ссылка на основную публикацию