Использование оборудования Лекотека учителем-логопедом

Статья «Использование современного технического оборудования в логопедической практике»

Использование современного технического оборудования

в логопедической практике.

Учитель-логопед Трашенкова Людмила Владимировна

В настоящее время по прежнему, остаётся актуальной проблема поиска эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми имеющих проблемы речевого развития. Таких детей с каждым годом становится всё больше, и работать с ними всё тяжелее и тяжелее. Требуется особый подход, специальные условия и развивающая среда. Традиционные занятия и стандартное оборудование не могут в полной мере дать тот результат, на который расчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том, как оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные технологии и разработки помогут повысить эффективность работы специалиста в целом.

В рамках проведения модернизации образования в последнее время стала значительно улучшаться материально-техническая база образовательного учреждения. Участие детского сада и специалистов в различных городских проектах позволило внедрить и использовать в работе логопеда самые современные технологии и оборудование, значительно улучшить техническое оснащение логопедических кабинетов.

Использование современных технических средств в логопедической практике имеет ряд преимуществ:

  • повышение у детей мотивации к логопедическим занятиям;
  • повышение эффективности коррекционного воздействия;
  • организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • визуализация акустических компонентов речи;
  • обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;

Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, и технические средства должны быть доступны для восприятия детям и вызывать интерес.

На данный момент в логопедии используется огромное количество современных средств, которые раскрывают их коммуникационные преимущества, которые помогут в индивидуальном коррекционном обучении с учетом темпа развития каждого ребенка. Использование именно технических средств обучения позволяет ребенку расширить возможности в общении, самообразовании, обучении в процессе игры, что, значительно повышает результативность всего коррекционного обучения.
Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях развивающих компьютерных игр, например, интерактивных игр «Мерсибо» позволяет логопеду решать ряд коррекционных задач:

  • развитие и коррекция психических процессов;
  • развитие познавательной активности и самоконтроля;
  • активизация словаря;
  • закрепление ранее полученных навыков;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации;
  • развитие основ межличностной коммуникации через сюжетного персонажа.

Данные игры были апробированы в работе даже с неговорящими малышами 3-4 лет и показали свою эффективность. Использование таких игр значительно повышает у ребёнка мотивацию к возникновению речи, и помогает разнообразить и насытить логопедические занятия. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдать за действиями героев, укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных интерактивных упражнений. Они являются отличным стимулом для ребёнка идти на занятие с радостью. А поставленная специалистом цель достигается быстрее и эффективнее.

Уникальным пособием и незаменимым помощником в работе современного специалиста является компьютерная программа «Конструктор картинок» от «Мерсибо». Она позволяет создать уникальную индивидуальную базу дидактических пособий, которые можно использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях. Созданные сюжеты, иллюстрации, пособия являются очень яркими, красочными.


Эти пособия также можно распечатывать и использовать как раздаточный материал, сохранять в интерактивном виде и использовать на занятии, а также переносить в презентации.

Также хочется отметить преимущества использования в логопедической практике современных компьютерных технологий и средств применяемых при обследовании речи ребёнка. От того насколько качественно и быстро проведено обследование и поставлено объективное логопедическое заключение будет зависеть вся дальнейшая коррекционная работа.

Использование логопедом компьютерных программ тестирования и обработки данных для диагностики речевого развития детей с ОНР, позволяет осуществлять диагностику речевого развития детей на более качественном уровне. Таких методик существует множество. Мне представилась возможность апробировать и внедрить в логопедическую работу компьютерную программу тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» (В.М. Акименко) производства студии «ВиЭль» г. Санкт-Петербург.

Целью внедрения данной методики в работу являлась оптимизация коррекционного процесса для осуществления качественной комплексной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи, упрощение процедуры обследования и постановка объективного логопедического заключения, по сравнению с традиционными логопедическими методиками речевого обследования.

При использовании этого программного комплекса решались следующие задачи:

  • изучение методического сопровождения и возможностей применения программно-аппаратного комплекса «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко);
  • формирование компьютерной базы данных;
  • формирование речевых карт воспитанников;
  • осуществление поэтапной логопедической диагностики речи детей группы компенсирующей направленности (первоначальная, промежуточная, заключительная диагностика);
  • создание групповых протоколов по результатам обследования;
  • отслеживание динамики коррекционного процесса;
  • фиксация, анализ и сохранение полученных данных;
  • консультирование и информирование родителей, имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о результатах логопедического обследования и динамики речевого развития;

Таким образом, использование современных технических средств обучения в логопедической практике позволяет совершенствовать весь педагогический процесс, которые способствуют повышению интереса к обучению, эффективности в коррекции речевых нарушений.

Конспект коррекционно-развивающего обучения (КРО) по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Конспект коррекционно-развивающего обучения (КРО) по развитию фонетико-фонематической стороны речи с элементами логоритмики с детьми, имеющими общее недоразвитие речи в подготовительной к школе группе (второго года обучения).

Тема: «Гласные звуки»

Цель: уточнение представлений детей о гласных звуках.

Обучающие задачи:

  • развивать у детей умение различать гласные звуки;
  • учить анализу и синтезу звуков в похожих словах;
  • продолжать учить детей определять первый и последний звук в слове.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать у детей дыхание и голос, интонацию;
  • развивать фонематические процессы;
  • закреплять понятие «гласные звуки»;
  • развивать общую, артикуляционную моторику.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью;
  • развивать любознательность, самостоятельность.

Предварительная работа:

  • заучивание символов звуков;
  • разучивание дыхательной, артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики.

Оборудование:

  • зеркала, набор символов гласных звуков по количеству детей;
  • наборное полотно;
  • предметные картинки, где первый и последний гласные звуки;
  • презентация, компьютер, экран;
  • мяч.

Ход деятельности

I.​ Организационный момент.

Организация начала деятельности.

1. Настрой детей на продуктивную работу.

2. Упражнение «Узнай гласные звуки».

Логопед беззвучно артикулирует ряд гласных звуков: А, О, У, И, Ы.

Стоя в рассыпную, дети воспроизводят голосом звуковой ряд.

3. Педагог зачитывает стихотворение и по ходу чтения выставляет символы гласных звуков:

«Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать ____ (О О О…)
И закричать _______ (А А А … ),
Громкий гудок паровозу подать ____ (У У У …)
Нежно лошадкой могут заржать ____ (И И И …)
Даже медведем могут рычать ______ (Ы Ы Ы …)»

Дети произносят необходимый по тексту гласный звук с определенной интонацией.

4. Характеристика звуков.

– Что такое звуки?

– Какие звуки называются гласными?

Индивидуальные ответы детей.

II.​ Цель (Что мы хотим сегодня узнать?)

Мотивация детей на выполнения деятельности.

– Сегодня мы будем говорить о гласных звуках.

– Цель нашей работы, продолжать учиться правильно их произносить, различать, выделять из слов.

Дети внимательно слушают, затем повторяют цель.

III.​ Планирование (Как мы будем это делать?)

Развитие целостного восприятия.Структурирование изучаемого материала по теме.

– Для того, чтобы мы научились правильно произносить, различать, выделять гласные звуки из слов, нам необходимо:

  1. Научиться правильно их произносить.
  2. Продолжать учиться правильно дышать.
  3. Учиться заменять в названии картинки один гласный звук на другой.
  4. Выполнять движения с произношением звуков.
  5. Определять первый и последний звук в слове.

Дети внимательно слушают и запоминают этапы выполнения.

IV.​ Деятельность и самоконтроль.

Активизация деятельности детей по усвоению изучаемого материала.

1. Артикуляционные упражнения.

– Для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;

– Для губ: «окошечко», «хоботок», «улыбка », «трубочка», покусать верхнюю, затем нижнюю губу.

Дети выполняют упражнения, сидя за столом перед зеркалом.

2. Упражнения для мимических мышц:

– нахмурить брови;
– поднять брови;
– наморщить лоб.

Дети выполняют упражнения, сидя за столом перед зеркалом.

3. Дыхательная гимнастика (направлено на выработку грудобрюшного типа дыхания).

Дети выполняют упражнения, сидя за столом перед зеркалом

4. Упражнение «Превращения» (анализ и синтез звуков в нескольких похожих словах).

Педагог предлагает заменить гласный звук в названии каждой картинки, изображенной на экране, над ругой гласный (в соответствии с данными символами). Объяснить значение получившегося слова.

«Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг и волшебник,
Превращать слова»

5. Фонематическая ритмика (речь с движением).

Упражнения выполняются на вдохе носом, на выдохе одновременно произносят длительно звук.

«А» — поднимают руки вверх так, чтобы ладони при этом находились шире плеч.
«У» — вытягивают руки вперед.
«О» — разводят в стороны.
«И» — руки вверх вдоль плеч при одновременном произнесении.

Дети, находятся в положении стоя в рассыпную, кладут ладонь на область диафрагмы. На вдохе носом, живот поднимается, втягивается, на выдохе произносим длительно звук А ________, (аналогично И ______) или отрывисто произносят звук У_У_У…; (аналогично О_О_О_ …).

6. Задание «Узнай гласные звуки» (определение двух гласных звуков в слове).

Работа выполняется за столами. Дети индивидуально работают с символами гласных звуков и 2 -3 картинками, определяя наличие в данных словах первого и последнего гласного звука.

V.​ Итог (Достигли ли мы чего хотели?)

Подведение итогов деятельности.

– Какова наша цель?

– Достигли ли мы её?

– Что мы для этого сделали?

Цель. (Дети вместе с педагогом анализируют её достижение)

Развитие фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.

Преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

Разрабатывая план коррекционно-развивающей работы, я опиралась на труды известных нейропсихологов Семенович А.В., Ланиной Т.Н. и логопедов Пожиленко Е.А., Нищевой Н.В., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А.

По мнению Семенович А.В., Ланиной Т.Н.[5] для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития”.

Таким образом, задачи коррекционно-развивающего обучения заключаются в следующем:

  • Развивать общие речевые навыки
  • Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением
  • Развивать артикуляционную моторику, вырабатывать правильные артикуляционные уклады
  • Формировать слуховой гнозис, развивать фонематическое восприятие
  • Формировать слоговую структуру слова
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей
  • Формировать понятия о грамматических категориях языка
  • Стимулировать речевую активность детей
  • Развивать речевое общение

Эти задачи можно успешно реализовать в результате систематической и последовательной работы, используя разнообразные формы и методы.

Первым этапом профилактической и коррекционной работы [5] будет оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности, которая предполагает: развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т.д.), общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Читайте также:  Консультация логопеда для музыкальных руководителей

Вторым этапом будет являться формирование слухового гнозиса, которое опирается на узнавание неречевых звуков окружающего мира (бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма). Приложение 1.

Третьим этапом будет формирование фонематических процессов, которое, в свою очередь, развивается по трем этапам. Приложение 2.

1 этап – восприятие звуков.
2 этап – восприятие и воспроизведение звуков.
3 этап – восприятие и воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.

Параллельно ведется работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков.

Организация, структура, методические приемы зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на подготовительном этапе.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся некоторые изменения.

Проанализировав, массу методической литературы я придерживаюсь структуры занятий, предложенной Н.В. Нищевой [4] внеся некоторые изменения.

  1. Общие речевые навыки.
  2. Общая моторика.
  3. Мелкая моторика.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Фонематическое восприятие.
  6. Слоговая структура.
  7. Лексика.
  8. Грамматический строй речи.

Использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Предлагаемый план работы можно использовать в работе с детьми, имеющими как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи, а своевременная коррекционная работа поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и предупредить ошибки чтения и письма, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразно с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

План коррекционной работы с детьми старшего возраста

I этапоптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности,

Цель: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения речи, подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков

1. Общие речевые навыки.

  • формировать правильное физиологическое и речевое дыхание
  • работать над плавностью речи
  • формировать умение изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом
  • выработать правильный темп речи
  • работать над четкостью дикции
  • работать над интонационной выразительностью речи

2. Общая моторика. Речь с движением.

  • учить чувствовать свое тело и управлять им
  • координация речи с движением
  • развитие общей моторики

3. Мелкая моторика.

  • развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук
  • развивать статическую и динамическую координацию движений кистей и пальцев рук

4. Артикуляционная гимнастика

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата
  • подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков
  • развивать мимическую мускулатуру

5. Зрительное и слуховое внимание. Фонематическое восприятие.

  • формировать слуховой гнозис, т.е. учить узнавать неречевые звуки (шумы, музыкальные звуки, голоса животных, птиц и др.)
  • развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках

6. Слоговая структура слова:

  • подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
  • способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень звука, уровень слога.
  • расширение и активизация словарного запаса разными частями речи по темам.

8. Грамматический строй речи

  • учить употреблять в речи имена существительные в ед. и множ. числе.
  • учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • учить согласовывать числительные с существительными
  • учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже

II этапформирование слухового гнозиса

Цель: формирование навыка узнавания неречевых звуков окружающего мира и правильного произношения изолированного звука.

1. Общие речевые навыки

  • продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания
  • продолжать работать над плавностью речи
  • закреплять умение изменять силу голоса
  • совершенствовать интонационную выразительность

2. Общая моторика. Речь с движением

  • продолжать учить чувствовать свое тело и управлять им
  • координация речи с движением

3. Мелкая моторика

  • продолжать развивать мелкие мышцы пальцев и кистей рук
  • продолжать развивать статическую и динамическую координацию движений пальцев и кистей рук

4. Артикуляционная гимнастика

  • продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата
  • продолжать учить правильно, применять нужные движения, вырабатывать их точность, плавность, чистоту

5. Фонематическое восприятие

  • развивать слуховое внимание на неречевых звуках
  • развивать слуховое внимание на речевых звуках
  • развивать фонематические процессы на этапе восприятия звуков
  • развивать фонематические процессы на этапе восприятия и воспроизведения звуков

6. Слоговая структура

  • способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень слога, уровень слова.
  • продолжать обогащать и активизировать словарный запас разными частями речи по темам

8. Грамматический строй речи

  • продолжать учить согласовывать числительные с существительными
  • закреплять в речи простые предлоги
  • закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже

III этап – формирование фонематических процессов

Цель: формирование навыка правильного звукоразличения и звукопроизношения во фразовой речи.

I этап: восприятие звуков

Цель: Научить детей откликаться на предъявляемый звук движением, жестом, карточкой, картинкой.

II этап: восприятие и воспроизведение звуков

Цель: Формирование звукопроизношения в единстве процессов восприятия и воспроизведения; выделение звука на слух и его произнесение.

III этап: восприятие, воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.

Цель: Формирование звукобуквенных связей; выделение звука на слух, его произнесение, обозначение

1. Общие речевые навыки

  • продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания
  • продолжать работу над плавностью речи
  • продолжать работу над четкостью дикции и интонационной выразительностью

2. Общая и мелкая моторика

  • координация речи с движением

3. Автоматизация звуков

  • закреплять навыки произношения поставленных звуков на материале слогов (прямых, обратных, со стечением согласных звуков)
  • слов (звук находится в начале, в середине, в конце слова)
  • предложений
  • чистоговорок, потешек, стихотворений, рассказов

4. Фонематическое восприятие

  • развивать фонематические процессы на этапе восприятия и воспроизведения звуков
  • на этапе восприятия и воспроизведения звуков с закреплением их в письменной речи

5. Слоговая структура

  • продолжать способствовать созданию фонетико-фонематической базы: уровень слога, уровень слова
  • закреплять умение точно и правильно воспроизводить слоговую структуру слов в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках, рассказах.
  • продолжать обогащать и активизировать словарный запас разными частями речи по темам

7. Грамматический строй речи

  • учить образовывать прилагательные от существительных
  • закреплять в речи простые предлоги
  • продолжать работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже
  1. Агранович З.Е.В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  2. Горчакова А.М., Трефилова Ю.А. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. \ Логопед в детском саду №1, 2004.
  3. Нищева Н.В Система коррекционной работы
  4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006
  5. Семенович А.В., Ланина Т.Н. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в дошкольном возрасте \ Практическая психология и логопедия” №4 2004г.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]»

Боцулко Оксана
Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]»

ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О.

ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

• учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О; подбирать слова и картинки на эти звуки;

• закрепить понятие «слово», «гласный звук»;

развивать фонематический слух;

• закрепить понятие о месте звука в слове – звук в начале слова;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодику;

• тренироваться в выделении звука из состава слогов, слов (ударный звук в начале);

• воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

– предметные картинки на звуки А, У, О;

– карточки-символы звуков А,У, О;

– схема для характеристики звуков;

– цветные фишки для ЗБА;

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.

Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие

Слайд 1 Игровая деятельность Речевая деятельность 1. Организационный момент

Игра «Слушай – повторяй»

На место сядет тот, кто правильно повторит за логопедом.

Физическое развитие

Слайд 2 Двигательная деятельность 2. Развитие общей моторики. «Осенью».

Улетели птицы (машут руками как крыльями)

Листьям на деревьях

Тоже не сидится (приседают).

Целый день сегодня

Все летят, летят… (идут по кругу, машут руками).

Видно тоже в Африку

Улететь хотят (бегут по кругу).

Физическое развитие

Слайд 3 Двигательная деятельность 3. Развитие мелкой моторики.

Летят лениво журавли,

Летят они, прощаются…

(взмахи перекрещенными кистями рук,

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, озерами

С родимыми просторами.

(Загибают по одному пальцу, начиная с большого).

Физическое развитие Двигательная деятельность 4. Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

Физическое развитие

Слайд 4 Двигательная деятельность 5. Развитие мимических мышц.

Выразить состояние печали и грусти («вы прощаетесь с улетающими птицами,

Выразить радость, («птицы вернулись в родные края»)

Физическое развитие Двигательная деятельность 6. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко» закрывается и открывается;

«Пожевывание» – жевательные движения в медленном темпе;

«Отставление» нижней губы от десен;

«Втягивание» нижней губы внутрь рта;

Физическое развитие Двигательная деятельность 7. Развитие дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно А.

Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести У—

Вдохнуть и на выдохе произнести протяжно О—

Речевое развитие

Слайд 5 Речевая деятельность 8. Тема занятия.

– Мы уже познакомились со звуками А, У, О, сегодня мы будем учиться их различать.

Речевое развитие

Слайд 6-7 Речевая деятельность 9. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети произносят звуки, затем сравнивают, чем они похожи и чем отличаются.

Речевое развитие

Речевая деятельность 10.Загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Ответ: Аист)

Встреча с ними – ой, беда,

Нос – как острая игла,

В щель забьются, вроде спят,

Только тронешь – зажужжат. (Ответ: Осы)

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это … (Ответ: Утка)

Выделение первого звука из слов АААист, УУУтка, ОООсы.

Физическое развитие

Слайд 9 Двигательная деятельность 11. Физкультминутка.

Выполнять движения по тексту.

Каждый день по утрам

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Речевое развитие Речевая деятельность 12. Закрепление звуков в слогах.

Выделение начальных звуков АП, УП, ОМ, АН, УН, ОК, УМ, АМ, ОП и др.

– Сколько звуков вы слышите? (2)

– Какой первый звук?

Речевое развитие

Слайд 10 Речевая деятельность 13. Закрепление звуков в словах – игра «Назови первый звук» .

Дети называют картинки на звуки А, У, О выставленные на доске. После этого поочередно выходят, берут понравившуюся картинку и определяют первый звук в ее названии.

Если ребенок ответил правильно – он забирает картинку к себе на место.

Читайте также:  Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема

Речевое развитие

Слайд 11 Речевая деятельность 14. Закрепление звуков в предложениях – Игра «У меня есть – а у тебя нет»

Составление предложений со словами – названиями картинок.

– У меня АСТРА, а у тебя нет АСТРЫ!

– У меня УТЮГ, а у тебя нет УТЮГА!

– У меня ОКНА, а у тебя нет ОКОН!

Речевое развитие

Слайд 12-13-14 Речевая деятельность 15. Закрепление звуков в тексте.

Повторение за логопедом:

Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.

Оп-оп-оп – мы в ладоши хлоп!

Ап-ап-ап – дождь идет, кап-кап!

Ус-ус-ус – у Сани укус!

Ом-ом-ом – в речке большой сом!

Речевое развитие Речевая деятельность 16. Домашнее задание.

Составить схемы звукосочетаний:

Речевое развитие

Слайд 15 Речевая деятельность 16. Итог занятия и оценка работы детей.

– Какие звуки учились различать?

– В чем их сходство?

– В чем различите?

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Картотека заданий по развитию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Гласные звуки Картотека заданий на гласные звуки. Представленный материал может быть использован как в качестве “домашнего задания” с целью закрепления.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение» Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе Тема «Ударение» Цель: Познакомить с.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог» Серова Светлана Николаевна МБДОУ д/с № 22 г. Красногорск, МО. Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Ч’] и [Щ’]» Дата проведения: 12.02.19г Цель: закрепить представление о звуках [Ч’] и [Щ’]. Обучающая задача: – Способствовать речевому развитию через.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза «Звук [п]» Тема: Звук < п >. Цели: – коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей со звуком < п >; учить определять позицию звука < п.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Коробочка с сюрпризом» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Конспект ОД по развитию ФФН и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У]-[А]» с использованием ИКТ ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А и У. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект ОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей группе «Звук [т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: – познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет

Тамара Фролова
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет

Конспект

фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности

Тема: «Звук и буква О»

Подготовила: учитель-логопед

Цели занятия:

– познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно-развивающие:

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать голос и дыхание;

развивать фонематические процессы;

– закреплять понятия «звук», «слово»;

развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

-воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Паровозик». Массажные мячи (для каждого ребенка).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

2. Развитие общей моторики. «Грибок».

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем. Маршируют.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной. Изображают шапочку.

Ты, не прячь грибок

Закрывают лицо руками.

Под листок свой бок!

3. Развитие мелкой моторики. «Я мячом круги катаю».

Я мячом круги катаю,

Дети совершают мячом круговые движения.

Взад-вперед его гоняю,

Делают движения вверх-вниз.

Им поглажу я ладошки,

Словно им сметаю крошки.

Поглаживают мячом ладони.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Сжимают мяч поочередно левой и правой рукой.

А теперь последний трюк-

Мяч кидаю между рук.

Перекидывают мяч из одной руки в другую.

4. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко закрывается и открывается» – спокойное открывание и закрывание рта.

«Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

– высунуть язык, «покусать» его зубами,произнося: дя-дя-дя-дя…

«Болтушка». Широким языком поводить по верхней губе вперед-назад,произнося: бл-бл-бл…

5. Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: О.

6. Обьявление темы занятия.

Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.

Логопед. Посмотрите,Оля заболела и охает: О-о-о». какой она звук произносит? (О.) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

7. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука О,с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук О-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

8. Связь звука и буквы.

Дети рассказывают на что похожа буква О.

9. Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный – ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

10. Закрепление звуков в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О.) назовите второй звук. (П) О___ это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук П? (согласный обозначаем фишкой зеленого цвета.)

Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога ОП.) Покажите звук О на схеме. (Дети указывают на синюю фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) сколько согласных звуков? (Один.)

Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.

10. Закрепление звуков в словах.

Дети, у которых на столах есть картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют с свои действия. (Звук О находится в начале слова «окунь».)

11. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); и. т. д.

12. Закрепление звука в тексте.

Ом-ом-ом- плывет по реке сом.

Ок-ок-ок – выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от- в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох – вырос на грядке горох.

13. Итог занятия.

Логопед: Как охала Оля? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.

14. Оценка работы детей.

Конспект фронтального логопедического занятия Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 2 класса с ФФНР по теме «Времена года. Зима.» Учитель-логопед: Колпакова.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”. Программное содержание: 1) коррекционно-образовательные задачи: – обогащать знания детей.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

«Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: – развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи Тема: Звук и буква З. Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка Задачи: коррекционно-образовательные: • закрепить символ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты. Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду. Задачи: Познавательные:.

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, проведенного студенткой 42 группы Тарасовой Юлией Евгеньевной.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР (III уровня) Тема: «Зима» Цель: совершенствовать навык пересказывания теста «В зимнем парке» Образовательный результат: • используют номинативный, предикативный.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР Тема: «Звук и буква У». Лексическая тема: «Игрушки». Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У. Задачи:.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе на тему «В поисках золотого ключика». Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

Конспект КРО по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Занятие рассчитано на закрепление прошедших звуков У-А, Сравнение этих звуков. А также для развития моторного праксиса, просодических компонентов речи.

Статья:

Тема : «Путешествие в страну звуков У-А»

Цели занятия:

– учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

– закреплять понятие «слово», «гласный звук»;

– развивать фонематические процессы;

– закреплять понятие о местонахождения звука в слове: звук в начале слова;

– развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

– выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слова, схема для характеристики звуков, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнование: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая – со звуком А. Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.

Читайте также:  Логопедическая квест-игра 'Заколдованный город'

Развитие общей моторики. «Яблоня».

В саду фруктовом – Машут руками над головой.

Посажена была – «Сажают яблоню».

Она цветами белыми – Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившейся цветок.

Весною расцвела – «Цветок» распускает лепестки.

Следил наш старый дедушка, известный садовод – Изображают строгого дедушку с палочкой.

Чтоб наливала яблоня – Машут руками над головой.

Румяный сладкий плод – Пощипывают щеки.

Развитие мелкой моторики. «Апельсин».

Мы делили апельсин – Изображают апельсин – пальчики в кулаке.

Много нас – Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.

А он-один – Пальчики сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька – для ежа! – Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта долька – для чижа!

Эта долька – для утят!

Эта долька – для котят!

Эта долька – для бобра!

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – Беда! – Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда… – Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Массаж лица

Вышли пальчики гулять – От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать – Вокруг круговых мышц глаз, от переносицы к вискам.

Что за чудная картинка – По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

Стала полною корзина – От середины подбородка к ушам.

Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко открывается и закрывается» – Спокойное открывание и закрывание рта.

«Поцелуйчик» – Губы вытянуты вперед трубочкой.

«Лопаточка» – Спокойное положение языка на нижней губе, под счет до 5.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести : «У». Резко развести руки и коротко произнести : «А», соединить – «У».

Объявление темы занятия.

Логопед : Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются (при произнесении звука «А» – рот широко открывается, а при произнесении звука «У» – губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные и обозначаются фишками красного цвета ).

Связь звуков и букв.

Дети выкладывают буквы У и А из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).

Развитие фонематического слуха.

«Хлопай, топай, не зевай».

Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движение по тексту.

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

Закрепление звуков в слогах. Выделение начальных звуков в слогах : АП, УП, АН, УН, УМ, АМ.

Логопед : Сколько звуков вы слышите? (Два.)

Назовите первый звук.

Закрепление звуков в словах.

Дети называют картинки на звуки А и У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращается на свое место.

Закрепление звуков в предложениях.

Составление предложений со словами – названиями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей».

Закрепление звуков в тексте.

Повторение вслед за логопедом.

Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.

Ка-ка-ка-ка – дам котятам молока.

Ку-ку-ку-ку – сидит сорока на суку.

Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?

Конспект по формированию фонематических процессов у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Многолетняя практика работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показала, что применение комплексно-тематического метода в сочетании с наглядными и игровыми приемами является наиболее эффективным направлением в коррекционной работе. Разнообразие подходов к разработке занятий определяется построением сюжета: это может быть занятие-игра, занятие-спектакль, занятие-сказка, занятие-путешествие и т. д. Таким образом, занятие по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинено единой теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагаю вашему вниманию одно их таких занятий.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ОНР

Коррекционно – образовательные цели:

– познакомить детей со звуками [т, т’];
– учить различать звуки [т-т’] в словах;
– закреплять умение определять позицию звука в слове и находить слова с заданной позицией звука;
– учить звуковому анализу и синтезу на примере слова «Топ»;
– закреплять умение правильно употреблять существительные в Предложном падеже с предлогом «на»;
– закреплять умение правильно образовывать прилагательные от существительных;
– развивать диалогическую речь;
– активизировать словарный запас;

Коррекционно – развивающие цели:

– развивать фонематический слух;
– развивать познавательный интерес;
– развивать внимание, память, мышление;
– развивать мелкую и крупную моторику;

Коррекционно – воспитательные цели:

– формировать коммуникативные навыки;
– воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Оборудование: игрушки: медведи-3шт., тигр, кот, утка, петух, мартышка; таблица «Туча»; предметные картинки: самолет, троллейбус, трамвай, такси, вертолет, картофель, гранат, капуста, тыква; «звуковые машины»; звуковые символы: синие и зеленые квадраты, красные круги; плоские фигурки грибов: белые и желтые.

1. Организационный момент

Учитель-логопед: (слышится стук)
-Тук, тук, тук! А кто же там? (Появляются два игрушечных медведя)
Медвежата: Том и Тям!

Том – упитанный толстяк, очень милый и добряк!
Тям же – славный малышок, очень мягенький пушок!
Неуклюжие топтыжки! Рады мы вас видеть, мишки!
Дети (хором):
– Рады мы вас видеть, мишки!

2. Знакомство со звуками [т, т’]. Характеристика звуков по акустическим и артикуляторным признакам.

Учитель-логопед:
– Назовите первый звук в слове Том?
– Назовите первый звук в слове Тям?
– Сегодня мы подружимся с этими звуками: [т, т’]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам). Произнесите его и почувствуйте, как прорывается наружу воздушная струя. Попробуем спеть звук [т] (не поется). «Потяните ниточку» (не тянется). Положите ладошку на горлышко и произнесите звук. Горлышко двигается? (не двигается) Вы догадались, какой это звук? (согласный, твердый, глухой). В каком замке будет «жить» звук [т]? (в синем). Каким квадратиком обозначим его? (синим). А каким квадратиком обозначим звук [т’]? (зеленым квадратиком) Почему? (потому что звук [т’] – согласный, глухой, мягкий). В каком замке он будет «жить»? (в зеленом)

Ой-ой-ой, что происходит?
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода,
Спрячемся получше
От дырявой …тучи (появляется плоскостная таблица «Туча»)

– На небе появилась вот такая большая синяя туча! Из нее идет дождь. А после дождя в лесу быстро растут…(грибы)

3. Развитие фонематического слуха, различение звуков [т-т’].

Игра «Сигнал» (у детей на столах фигурки белых и желтых грибов, логопед называет слова со звуками [т] и [т’], дети поднимают соответственно белый или желтый гриб).

4. Нахождение картинок с заданной позицией звуков [т, т’] в этих словах.

Учитель-логопед:
– Ребята, а наша туча не простая, она волшебная! (переворачивает тучу, на ней картинки со звуками [т, т’]). Давайте назовем все картинки.

– Назовите общий звук? (звук [т]) Почему он так называется: общий? (потому что он слышится в каждом из этих слов).
– Найдите предметы, в названии которых звук [т] в начале, середине, конце слова (то же со звуком [т’]).

5. Звуковой анализ слова «Топ»

Учитель-логопед:
-Медвежата любят играть со звуками, и вам предлагают поиграть. «Ловите» звуки: [т, о, п] (дети выкладывают слово «Топ» на «звуковых машинах»). Какое слово получилось? Сколько звуков в этом слове? Какой второй звук? Первый? Третий? Назовите все звуки по порядку.

«Топ», – так зовут друга наших мишек. И сейчас мы вместе с Томом и Тямом отправимся к нему в гости. Давайте возьмем с собой и наших друзей (выставляются игрушки).

6. Определение позиции звуков [т, т’] в словах.

Учитель-логопед:
– Кого мы возьмем с собой? (Тигра, кота, петуха, утку, мартышку = игрушки)

– Определите, где слышится звук [т], [т’] в этих словах (дети выкладывают символами место звука на «звуковых машинках»).

7. Произношение звуков [т, т’] в словах , употребление существительных в Предложном падеже с предлогом «на».

Учитель-логопед:
– А на чем можно добраться до Топа (показывает предметные картинки: вертолет, автобус, такси, трамвай, троллейбус, самолет).
Дети:
– На самолете, на троллейбусе, на трамвае, на такси, на автобусе, на вертолете.

Учитель-логопед:
– А мы с вами полетим на большой серебряной птице, под названием… самолет.

8. Динамическая пауза «Самолет»

Поиграем в самолет? – хлопают в ладоши
Ты пилот, и я пилот! – дети разбиваются на пары и хлопают в ладоши друг с другом
И в заоблачную высь – поднимают руки вверх
На самолете поднялись – поднимаются на носочки
Повезем с собой подарки: – выполняют полуприсяды
Мяч, – округляют ладошки и соединяют их, образуя шар
конфеты, – имитируют руками заворачивание конфет в разные стороны
зонтик яркий! – поднимают руки вверх, образуя полукруг
Вот встречает самолет – хлопают в ладоши
Наш знакомый мишка Топ! (игрушка мишка) – ритмичные притопы, на
слове «Топ» сильно топают ногой.

9. Произношение звуков [т, т’] в предложениях, образование прилагательных от существительных.

Мишка (игрушка):
– Здравствуйте, гости дорогие! Рад вас видеть! Я приготовил для вас угощение…, да вот название этих блюд забыл, подскажите, пожалуйста.

Пюре из картофеля (какое?). (Пюре из картофеля картофельное).
Салат из капусты? (Салат из капусты капустный).
Каша из тыквы? (Каша из тыквы тыквенная).
Сок из граната? (Сок из граната гранатовый).
Мишка:
– Спасибо, ребята.

10. Произношение звуков [т, т’] в связной речи.

Учитель-логопед:
– Ой-ой-ой, дети, неожиданно начался дождь, да не обычный, а конфетный!

– Скажите, а это хорошо или плохо? Почему?
Дети: (примерные варианты ответов)
– Хорошо, потому что будет много конфет и всем хватит.
– Хорошо, потому что не придется их покупать.
– Плохо, потому что они твердые и могут нас ранить.
– Плохо, потому что много сладкого есть нельзя.

11. Итог занятия

Учитель-логопед:
– Ну что ж, ребята, давайте возьмем наших друзей, и пригласим их на нашу встречу с волшебной кисточкой (дети рассаживают игрушки и готовятся к следующему занятию с воспитателем).

Ссылка на основную публикацию