Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения ‘Говори правильно’

Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»

Евгения Шпитонкова
Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»

Отчёт

о работе объединения детей по коррекции звукопроизношения

«Говори правильно»

дополнительной образовательной деятельности

по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции

Возраст детей: 5-7 лет, группы №4 /подготовительная/, группы №5 /старшая/

Срок реализации: 8 месяцев с октября 2015 года по май 2016 года

Составила: Учитель – логопед Шпитонкова Евгения Львовна

Уровень: коррекционно – развивающий

Форма проведения занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье.

Направленность: коррекционно – развивающая

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В старшей и подготовительной группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, искажаются заменяются, отсутствуют. Общее впечатление от речи: смазанность, невнятность. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы в первую очередь зачисляются дети с ТНР, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме объединения по коррекции звукопроизношения. Оъединение готовило к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, давало возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, могло актуализировать его внутренние ресурсы, включало механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения выполнялись специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционная гимнастика. Она представляла собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .Артикуляционная гимнастика являлась основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Для формирования правильной речи были созданы оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук являлась важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. Велась работа над правильным речевым дыханием для обеспечение нормального голосо- и звукообразование,

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Исходя их вышесказанного, основной целью данного объединения являлось развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Были выполнены следующие задачи:

1. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

2. Укрепление мышц артикуляционного аппарата

3. Подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развитие движений кистей и пальцев рук.

5. Развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развитие фонематических представлений и навыков.

Интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапная практическая и продуктивная деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывалась интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

Коррекционная работа велась и выполнена с учётом современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Занятия проводились во вторую половину дня, два раза в неделю //вторник, пятница/ продолжительностью 15 -20 минут.

Каждое занятие включало в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения с карандашом)

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Календарный план был выполнен.

В конце цикла занятий у детей выработалась четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, поставлены и первично автоматизированы различные группы звуков.

Список детей, посещавших объединение детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно»,

дополнительной образовательной деятельности

по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции

Состояние на начало обучения

Состояние на конец обучения

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ» Цель: дифференциация (различение) звуков. Задачи: – коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Ш]» Цель: Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад в изолированном виде, в слогах и фразах. Задачи:.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Ш]» «Путешествие в страну «Правильной речи». Цель: автоматизация звука [Ш]. Задачи: 1 .Коррекционно-образовательные: -упражнять в правильном.

Консультация для родителей «Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения» Консультация для родителей: Автоматизация как этап коррекции звукопроизношения. У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта Консультация на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта» В последнее.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.

Программа дополнительной платной услуги по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт ДОО 1. Пояснительная записка[/b] Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5–7 лет На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общервивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.

Отчет о работе по коррекции звукопроизношения На конец учебного года в группе 18 детей, из них 6 детей с правильным звукопроизношением, 1 ребенок выпускаются в школу. Результаты работы.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения

    Маргарита Косинская 2 лет назад Просмотров:

1 Рабочая программа по коррекции звукопроизношения на учебный год Составитель: Сергеева Наталия Александровна, учитель-логопед

2 Пояснительная записка Среди нарушений произносительной стороны речи детей дошкольного возраста наиболее распространенными являются избирательные нарушения произношения отдельных звуков. Эти нарушения проявляются в их искаженном (ненормативном) произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и их пропусках. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к дальнейшей неуспеваемости, быть причиной неуверенности ребенка в своих силах. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями. Рабочая программа рассчитана до 30 часов (2 раза в неделю) диагноз ФН, 40 часов (2 раза в неделю) диагноз ФФН (количество часов зависит от степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей). Программа составлена для детей дошкольного возраста, имеющих фонетические и фонетико-фонематические нарушения. Цель программы: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Задачи коррекционно-развивающей работы: 1.Развитие фонематического восприятия (узнавать звук по акустическим признакам, отличать нормированное произношение от ненормированного). 2.Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. 3.Формирование умение различать на слух и в произношении смешиваемые звуки. 4.Закрепление умения использовать нужный звук во всех видах речи. Особенности планирования коррекционной работы. Работа по коррекции нарушений звукопроизношения строится поэтапно: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Во время подготовительного этапа дети учатся узнавать и различать фонемы, формируются правильные артикуляционные уклады. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков у детей формируются первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. На этапе формирования коммуникативных умений и навыков формируются умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. К концу обучения дети должны уметь: – узнавать и различать звуки родного языка; – правильно использовать звуки во всех видах речи.

3 Коррекция нарушения произношения свистящих звуков. Звук С 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука С. 2. Постановка звука С. 3. Автоматизация звука С в прямых открытых слогах: СА, СО, СУ, СЫ. 4. Автоматизация С в закрытых слогах (звук в начале слога): САП, САМ, СОМ, СОН, СУК, СУП 5. Автоматизация звука С в простых односложных словах (звук в начале слова): CАД, СОН, СОК,СУП, СЫР 6. Автоматизация звука С в простых двусложных словах (звук в начале слова под ударением): САНИ, САЛО, СОТЫ, СУХО 7. Автоматизация звука С в трёхсложных словах без стечения согласных: САПОГИ, СУХАРИ, САМОЛЁТ 8. Автоматизация С в обратных слогах: АС, ОС, УС, ЫС, ИС. 9. Автоматизация звука С в закрытых слогах (звук в конце слога): КАС, КОС,КУС, КИС 10. Автоматизация звука С в простых односложных словах (звук в конце слова): ВАС, ЛЕС, ЛИС, ВЕС, НОС 11. Автоматизация звука С в простых двусложных словах (звук С в середине и конце слова): УСЫ, ОСА,КОСЫ,ВЕСЫ, ОВЁС 12. Автоматизация звука C в слогах со стечением согласных: CТА,CКА, ИCТ, ОCТ, УCК 13. Автоматизация звука С в односложных словах со стечением согласных: СТАЯ, СТОЛ, СТУЛ, ЛИСТ, ЕСТ, КУСТ, МОСТ 14. Автоматизация звука С в двусложных словах со стечением согласных: СВЁКЛА, СТАКАН, СТАЙКА, КАСКА 15. Автоматизация звука С в трёхсложных словах со стечением согласных: СКАМЕЙКА, СТУПЕНИ, КАПУСТА 16. Автоматизация звука С в словосочетаниях. 17. Автоматизация звука С в предложениях и связной речи. 18. Дифференциация звуков С – Ш.

4 Звук З 1. Постановка звука З. 2. Автоматизация звука З в прямых открытых слогах: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ. 3. Автоматизация З в закрытых слогах (звук в начале слога): ЗАП, ЗОП, ЗУП, ЗЫП и т.д. 4. Автоматизация звука З в простых односложных словах (звук в начале слова): ЗУБ, ЗОНТ 5. Автоматизация звука З в простых двусложных словах: ЗАЯЦ, ЗУБЫ, ЗАКАТ и т.д. 6. Автоматизация звука З в трёхсложных словах без стечения согласных: ЗАБАВА, ЗАГАДКА, ЗАТЕЯ 7. Автоматизация звука З в простых двусложных словах (звук З в середине слова): ВАЗА, КОЗА, БИЗОН 8. Автоматизация звука З в слогах со стечением согласных: ЗЛА,ЗЛО, ЗЛУ, ЗЛЫ 9. Автоматизация звука З в односложных словах со стечением согласных: ЗМЕЙ, ЗЛАК, ЗНАК 10. Автоматизация звука З в двусложных словах со стечением согласных: ЗНАЧОК, ЗВОНОК, БЕНЗИН, ГНЕЗДО 11. Автоматизация звука З в трёхсложных словах со стечением согласных: ЗВЕЗДОЧКА, ЗВЕЗДОПАД, ЗНАКОМЫЙ 12. Автоматизация звука З в словосочетаниях. 13. Автоматизация звука З в предложениях и связной речи. 14. Дифференциация звуков З – Ж. Звук Ц 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Ц. 2. Постановка звука Ц. 3. Автоматизация звука Ц в прямых открытых слогах: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ. 4. Автоматизация Ц в закрытых слогах (звук в начале слога): ЦАП, ЦОП, ЦУП, ЦЫП 5. Автоматизация звука Ц в простых односложных и двусложных словах (звук в начале слова): ЦЕПЬ, ЦЕЛЬ, ЦАПЛЯ, ЦЕЛЫЙ 6. Автоматизация звука Ц в трёхсложных словах без стечения согласных: ЦЫГАНКА, ЦЫПЛЕНОК 7. Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ. 8. Автоматизация звука Ц в закрытых слогах (звук в конце слога): КАЦ, КОЦ, КУЦ, КИЦ 9. Автоматизация звука Ц в простых двусложных словах (звук в конце слова): БОЕЦ, ПЕВЕЦ, ПТЕНЕЦ,ЗАЯЦ, ТАНЕЦ 10. Автоматизация звука Ц в односложных и двусложных словах со стечением согласных: ЦВЕТ, ЦВЕТОК, ЯЙЦО, КОЛЬЦО, БОЦМАН 11. Автоматизация звука Ц в словосочетаниях. 12. Автоматизация звука Ц в предложениях и связной речи. 13. Дифференциация звуков Ц С, Ц Т.

5 Коррекция нарушения произношения шипящих звуков. Звук Ш 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Ш. 2. Постановка звука Ш. 3. Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах: ША, ШО, ШУ, ШИ. 4. Автоматизация Ш в закрытых слогах (звук в начале слога): ШАП, ШОП, ШУП, ШИП 5. Автоматизация звука Ш в простых односложных словах (звук в начале слова): ШАХ, ШАР, ШАЛЬ, ШАГ 6. Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук в начале слова под ударением): ШЕЯ, ШИНА,ШУБА 7. Автоматизация звука Ш в трёхсложных словах без стечения согласных: ШЕЛУХА,ШИПОВНИК, ШУМОВКА, ШАХМАТЫ 8. Автоматизация Ш в обратных слогах: АШ, ОШ, УШ, ИШ. 9. Автоматизация звука Ш в закрытых слогах (звук в конце слога): КАШ, КОШ, КУШ, КЫШ 10. Автоматизация звука Ш в простых односложных словах (звук в конце слова): ВАШ, НАШ, ДУШ, МЫШЬ 11. Автоматизация звука Ш в простых двусложных словах (звук Ш в середине и конце слова): УШИ,КАША,ЛОШАДЬ,КАМЫШ, МАЛЫШ 12. Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных: ШТА,ШКА, ШКО, ШКУ 13. Автоматизация звука Ш в односложных словах со стечением согласных: ШКАФ, ШЛАНГ, ШМЕЛЬ 14. Автоматизация звука Ш в двусложных словах со стечением согласных: ШКОЛА, ШЛЮПКА, КОШКА, ВИШНЯ 15. Автоматизация звука Ш в трёхсложных словах со стечением согласных: ШЛЕПАНЦЫ, ЛЯГУШКА, БАБУШКА, ЛАДОШКА 16. Автоматизация звука Ш в словосочетаниях. 17. Автоматизация звука Ш в предложениях и связной речи. 18. Дифференциация звуков Ш С.

Читайте также:  Методическая разработка мероприятия с детьми 'Педагогическая находка'

6 Звук Ж 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Ж. 2. Постановка звука Ж. 3. Автоматизация звука Ж в прямых открытых слогах: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ. 5. Автоматизация Ж в закрытых слогах (звук в начале слога): ЖАК, ЖОК, ЖУК, ЖИК 7. Автоматизация звука Ж в простых односложных словах (звук в начале слова): ЖУК, ЖАЛЬ, ЖИТЬ 9. Автоматизация звука Ж в простых двусложных словах: ЖАБА, ЖАЛО, ЖЕЛУДЬ ЖЕЛТЫЙ, ЖИВОТ 10. Автоматизация звука Ж в трёхсложных словах без стечения согласных: ЖАДИНА, ЖАЛОБНО,ПИЖАМА ЕЖОНОК 11. Автоматизация звука Ж в простых двусложных словах (звук Ж в середине слова): УЖИ, ЕЖИ, КОЖА, УЖИН 12. Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных: ЖДА,ЖДО, ЖДУ, ЖДЫ 13. Автоматизация звука Ж в односложных словах со стечением согласных: ЖБАН, ЖНЕЦ, ЖДЕТ 14. Автоматизация звука Ж в двусложных словах со стечением согласных: ДОЖДИК, КАЖДЫЙ, ПИДЖАК, ДОЛЖЕН 16. Автоматизация звука Ж в словосочетаниях. 17. Автоматизация звука Ж в предложениях и связной речи. 18. Дифференциация звуков Ж – З.

7 Коррекция нарушения произношения сонорных звуков. Звук Л 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Л. 2. Постановка звука Л. 3. Автоматизация звука Л в прямых открытых слогах: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. 4. Автоматизация Л в закрытых слогах (звук в начале слога): ЛАК, ЛОК, ЛУК, ЛЫК 5. Автоматизация звука Л в простых односложных словах (звук в начале слова): ЛАК, ЛОСЬ, ЛОБ, ЛУЧ, ЛУК 6. Автоматизация звука Л в простых двусложных словах: ЛАПА, ЛУЖА, ЛЫЖИ, ЛОШАДЬ 7. Автоматизация звука Л в трёхсложных словах без стечения согласных: ЛОПАТА, ЛАДОШКА, ЛУЖАЙКА 8. Автоматизация Л в обратных слогах: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ. 9. Автоматизация звука Л в закрытых слогах (звук в конце слога): ПАЛ, ПОЛ, ПУЛ, ПИЛ 10. Автоматизация звука Л в простых односложных словах (звук в конце слова): ПОЛ, МЕЛ, СТОЛ, СТУЛ 11. Автоматизация звука Л в простых двусложных словах (звук Л в середине и конце слова): ХОЛОД, САЛАТ, ПАЛАС, ДЯТЕЛ 12. Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных: ПЛА, ПЛО, ПЛУ, ПЛЫ и т.д. 13. Автоматизация звука Л в односложных словах со стечением согласных: ПЛОВ, КЛАД, СЛОН, ПЛУГ 14. Автоматизация звука Л в двусложных словах со стечением согласных: СЛАДКИЙ, КЛОУН, ДУПЛО, БЕЛКА, КУКЛА 15. Автоматизация звука Л в словосочетаниях. 16. Автоматизация звука Л в предложениях и связной речи. 17. Дифференциация звуков Л Р, Л ЛЬ, Л – Й.

8 Звук Р 1. Артикуляционные упражнения для постановки звука Р. 2. Постановка звука Р. 3. Автоматизация звука Р в прямых открытых слогах: РА, РО, РУ, РЫ. Автоматизация Р в закрытых слогах (звук в начале слога): РАК, РОК, РУК, РЫК Автоматизация звука Р в простых односложных словах (звук в начале слова): РАК, РОТ, РЫСЬ Автоматизация звука Р в простых двусложных словах: РАМА, РОЗА, РУКА, РЫБА, Автоматизация звука Р в трёхсложных словах без стечения согласных: РАДУГА, РОДИНА, РУБАШКА 4. Автоматизация Р в обратных слогах: АР, ОР, УР, ЫР, ИР. 6. Автоматизация звука Р в закрытых слогах (звук в конце слога): КАР, КОР, КУР, КИР 8. Автоматизация звука Р в простых односложных словах (звук в конце слова): ПАР, МИР, СОР 11. Автоматизация звука Р в простых двусложных словах (звук Р в середине и конце слова): ГОРА, БАРАН, ПИРОГ, БАЗАР, ТОВАР Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных: ПРА, ПРО, ПРУ, ПРЫ и т.д. 12. Автоматизация звука Р в односложных словах со стечением согласных: КРАН, КРОТ, КРУГ 13. Автоматизация звука Р в двусложных словах со стечением согласных: ТРАВА, ДРОВА,ГРОХОТ, ПАРТА 14. Автоматизация звука Р в словосочетаниях. 15. Автоматизация звука Р в предложениях и связной речи. 16. Дифференциация звуков Р Л, Р – Й.

9 Список литературы: 1. Инструктивное письмо Министерства Образования РФ от г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 2. Логопедия: Учебное пособие/ под ред. Л.С.Волковой. 3 изд. М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Учебное пособие. М., 1993.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальных классов

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальных классов.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Верхние Татышлы

муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан

Зам. директора по УВР

15 сентября 2016г.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся начальных классов

на 2016-2017 учебный год

учителем-логопедом первой квалификационной категории

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на оказание помощи обучающимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ и составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

1. Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Работа логопедического пункта организуется на основании:

Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (с изменениями от 25 декабря 2008 г.);

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”;

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”;

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении” (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10марта 2009 г.);

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Положения о логопедическом пункте МБОУ СОШ №1 с.В. Татышлы;

Должностной инструкции учителя – логопеда МБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлы Хамитовой А.Ф.

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Этапы реализации программы коррекционной работы

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

Характеристика обучающихся с фонетическим дефектом

Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости в школе.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится на несколько этапов.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

Формирование произносительных умений и навыков.

а) устранение дефектного произношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков в такой последовательности:

Дополнительная общеобразовательная программа «Коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет»

20.07.2016, 315 просмотров.

Реализуемый уровень образования

Дополнительное образование детей

Нормативный срок обучения

Наименование образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет»

Описание образовательной программы

Программа направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей, в том числе на:

1) создание оптимальных условий для коррекции нарушения звукопроизношения, недоразвития фонематических процессов, а также развития мелкой моторики;

2) создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;

3) обеспечение социально-коммуникативного развития обучающегося.

Информация об учебном плане

Вся индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится во второй половине дня и делится условно на два этапа:

Развитие просодической стороны речи. Коррекция двигательных возможностей:

– развитие речевого и неречевого дыхания,

– развитие силы голоса,

– развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур,

– развитие мелкой моторики пальцев рук,

Октябрь, 4 занятия.

Развитие артикуляционной моторики:

– развитие подвижности артикуляционного аппарата,

– развитие способностей воспроизводить артикуляционные уклады отрабатываемого звука,

Октябрь, 4 занятия.

Формирование первичных произносительных навыков:

– развитие фонематического слуха и восприятия,

– автоматизация поставленного звука,

– дифференциация смешиваемых звуков,

– дифференциация звуков в слогах,

Ноябрь-Май, 56 занятий

Итого: 64 занятия.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, неохваченных коррекционной деятельностью, в виду незначительных речевых нарушений у детей. Коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения разработана на основе учебного перспективного плана по индивидуальной работе при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Знакомство детей с новым практическим материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новые знания не даются в готовом виде, а достигается детьми путём самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений, анализа, сравнения, нахождения, проговаривания предметных картинок с заданным звуком.

Читайте также:  Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Информация о календарном учебном графике

Занятия проводятся с детьми индивидуально по 20 минут 2 раза в неделю, во второй половине дня, 8 раз в месяц с октября по май, 64 занятия в год

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

Программа разработана с учётом методических рекомендаций, разных методик и технологий коррекции звукопроизношения, освоения звукового анализа и синтеза В.В. Коноваленко, Е.Ф. Архиповой, Т.А. Ткаченко, О.С. Гомзяк, Н.Ю. Костылёвой, Г.А. Каше. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом «Об образовании РФ»; СанПиН 2.4.1. 3049-13. ФГОС ДО. Уставом МАДОУ д/с № 92 к/в г. Тюмени; Положением о платных образовательных услугах в МАДОУ д/с № 92 к/в г. Тюмени.

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

Предусмотрена индивидуальная форма работы

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

Данные о педагоге:

Масленникова Алена Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Образование: высшее педагогическое

Квалификация: Преподаватель педагогики и психологии. Учитель-логопед

Рабочая программа в рамках платного дополнительного образования по коррекции звукопроизношения «Звуковичок» для детей 4-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»

Согласовано на педагогическом совете

№1 от 01.01.2001 г. «УТВЕРЖДЕНО»

Приказ № 000/1 от 01.01.2001 г.

Заведующий МБДОУ№ 41

по коррекции звукопроизношения «Звуковичок» для детей

Рабочая программа разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи , М., Просвещение, 2010г. Программа рекомендована учёным советом ГНУ « Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

1.Платные занятия по коррекции звукопроизношения организуются на базе МДОУ № 41 «Заряночка» в целях:

1)Расширения спектра образовательных услуг для детей, не посещающих логопедические группы.

2)Всестороннего удовлетворения запросов родителей воспитанников.

3)Преодоления речевых нарушений.

Дети на занятия набираются по результатам диагностики.

Возраст детей 4-7 лет.

Занятия по постановке звуков проводятся индивидуально.

Основной целью является преодоление речевых нарушений, формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

I. Этап . Подготовительный.

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья(консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II. Этап. Формирование произносительных умений и навыков.

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

3.Организация коррекционных занятий:

1)Работа строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогических процессов.

2)Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемой продолжительностью 20 минут учебной нагрузки.

3)Занятия с детьми проводятся в кабинете логопеда 2 раза в неделю, в вечернее время.

4)Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционной работы определяется основной комплексной программой детского сада.

5)Курс рассчитан на 7 месяцев ( с октября по апрель).В течении курса дети зачисляются и выпускаются по мере исправления звукопроизношения.

6) По завершению программы ребёнок должен выговаривать все звуки языка, правильно употреблять их в повседневной речи.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Тубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.

4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, З, Ц, С`,З`

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

Способ постановки смешанный.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, З, Ш, Ж, С, З, Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

3) в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

8. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Исправление недостатков произношения свистящих.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения, статические: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Киска сердится».

Подготовительные упражнения, динамические: «Футбол», «Фокус».

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Листопад», «Снегопад», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.

Упражнения с предметами:

– сжимать резиновые игрушки, клизму;

– катание мяча по наклонной плоскости;

– «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

– трафареты, обводка, раскраска;

– дорисовывание недостающих деталей;

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно):

-«оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево.

– «человек бегает» и др.

4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится по подражанию, механическим способом или смешанным.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

3) в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:

– по твердости – мягкости;

– по звонкости – глухости;

– по месту образования;

– по способу образования.

8. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Индивидуально, в соответствии с возможностями ребёнка.

Исправление произношения недостатков шипящих.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

«Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.

Упражнения с предметами:

– сжимать резиновые игрушки, клизму;

– катание мяча по наклонной плоскости;

– «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

– трафареты, обводка, раскраска;

– дорисовывание недостающих деталей;

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно):

-«оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево.

– «человек бегает» и др.

4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится на основе подражания звукам окружающего мира(змея шипит, жук жужжит) или с помощью специальных приёмов( от «р», от «т», от «с»).Может проводится смешанным способом.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

а) автоматизируются вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…

б) затем в обратных: аш, ош, уш…..

в) в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: шла, шно, шме …..

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

3) в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:

– по твердости – мягкости;

– по звонкости – глухости;

– по месту образования;

– по способу образования.

8. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Индивидуально, в соответствии с возможностями ребёнка.

Исправление недостатков произношения

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

«Заборчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Болтушка», «Поймаем мышку за хвостик»,«Барабанщик», «Лошадка», «Маляр».

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Снегопад» и др.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.

Упражнения с предметами:

– сжимать резиновые игрушки, клизму;

– катание мяча по наклонной плоскости;

– «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

– трафареты, обводка, раскраска;

– дорисовывание недостающих деталей;

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно):

-«оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево.

– «человек бегает» и др.

4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

«Р»- вызывается звук на основе подражания логопеду: выдувание струи прерывисто выдыхаемого воздуха, или с помощью специальных приёмов( от «ж», от «т», от «д»).Может проводится смешанным способом.

«Л» – по подражанию перед зеркалом(слуховое, зрительное и кинестетическое ощущение тёплой струи) или с помощью специальных приёмов.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

а) автоматизируются вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…

б) затем в прямых : ла, ло, лу…..

в) в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: плу, гла, плы …..

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

3) в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

а) автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…

б) затем в обратных: ар, ор, ур…..

в) в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: пра, тро, пру …..

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

3) в предложениях:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:

– по твердости – мягкости;

– по звонкости – глухости;

– по месту образования;

– по способу образования.

8. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Индивидуально, в соответствии с возможностями ребёнка.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой программой обеспечивает овладение правильным звукопроизношением расширением и уточнением лексики, воспитанием грамматически правильной связной и выразительной речи. Результаты работы отображаются в стартовой и итоговой диагностиках.

Средствами обучения при коррекции звукопроизношения являются: ватные палочки, шпатели, массажёры Су-джок, предметные и сюжетные картинки, материалы по автоматизации и дифференциации звуков, игры и упражнения для пальчиковой и дыхательной гимнастик.

Список литературы: , М.,Просвещение,2009г. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Подготовительный этап

Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи – губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике). Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием.

Читайте также:  Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Подготовительный этап

Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи – губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике).

Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.

Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Для эффективности подобной работы необходимо соблюдение некоторых условий.

Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

Она должна проводиться регулярно.

Продолжительность занятий – 3-5 минут.

Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.

Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

  1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
  2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
  3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
  4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
  5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Этап автоматизации звука

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.

Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.
  2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
  3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

  1. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
  2. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Ссылка на основную публикацию