Важность своевременной диагностики нарушений речи

Статья «Причины нарушения речи и их своевременное выявление»

Статистическая норма – это такой уровень психо-социального развития человека, который соответствует качественным и количественным показателем, полученным при обследовании представительной группы людей такого же возраста, пола и культуры.

Функциональная норма – в данном определении лежит понятие, что каждый человек индивидуален и путь развития каждого ребенка неповторим. Любое отклонение будет считаться отклонением в сопоставлении с индивидуальным путем развития.

Выделяют также региональные нормы, возрастные нормы. С точки зрения Лурия А.Р. норма:

1. Когда уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старше, с учетом развития общества, членом которого он является.

2. Когда ребенок развивается в соответствующих с его собственным трендом (путь), определяющим развитие его индивидуальных качеств, свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая влияние со стороны собственного организма и средового окружения.

3. Когда ребенок развивается в соответствии с требованием общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого, социального функционирования в период зрелости.

Для формирования психического развития человека необходимо:

1) нормальное функционирование головного мозга и его коры;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности головного мозга, нормального тонуса нервных процессов;

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, школе.

Факторы, вызывающие нарушение речи:

– генетического характера (перинатальные, натальные, постнатальные);

– соматического характера (индекс повреждения головного мозга);

– ранее средовое воздействие;

– текущее средовое воздействие.

Количество детей с речевой патологией за последние годы значительно возросло. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Изучение раннего детализированного анамнеза детей выявило, что в подавляющем большинстве случаев их развитие протекало аномально еще на первом году жизни [ 1,19 ].

Также, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей.

Причины этого явления разнообразны и многочисленны:

1) Перинатальное поражение ЦНС, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери.

2) Натальные: асфиксия плода, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды.

3) Постнатальные заболевания и травмы ЦНС, черепно-мозговые. Вирусные инфекции.

4) Наследственные (заикание, нарушение письма и чтения и т.д.).

Речь – продукт согласованной работы многих мозговых структур, а данные причины вносят негативные коррективы в их взаимодействие, если же одна из структур «не дорабатывается» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния, а другие же в состоянии «подменить» ее, то возникают проблемы с организацией того или иного вида деятельности [2].

  • нарушение звукопроизносительной стороны, сложности с пониманием обращенной речи, планированием высказывания и др.
  • Для выявления детей группы риска по патологии речи необходимо обратить внимание на крик новорожденного. Если он слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак, т.к. в норме крик новорожденного должен быть громким и модулированным.
  • Ранний отказ ребенка от грудного вскармливания может сообщать о том, что у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ).
  • Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно приоткрыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
  • Назальный оттенок голоса, его гнусавость может придать парез языкоглоточного нерва [3,47].

Данные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения как правило, приводят к патологии речевого развития.

Строение черепно-лицевого скелета ребенка, особенности лица, шеи, конечностей, величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус могут показать на различные нарушения у ребенка.

Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка, расщелины губы, твердого и мягкого нёба, неправильное строение твердого нёба.

Отставание в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц – выраженность этих проявлений соответствуют тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.

В доречевой период важно отмечать, узнает ли ребенок близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему – все это способствует речевому развитию [3,8].

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета и необращенность лепета к взрослому являются симптомами речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе.

Также для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушения поведения.

Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу. Важно не упустить значимый для полноценного развития – сенситивный период – возраст до трех – пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медицинская – помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Т аким образом, существуют различные подходы к пониманию нормы: статистическая, функциональная, региональные, возрастные. Причины нарушения речи разнообразны и многочисленны: биологические (перинатальные, натальные, постнатальные) и социальные (различные средовые воздействия на ребенка). Выявить речевую патологию ребенка можно уже с самого рождения по различным внешним признакам развития ребенка (бедности эмоциональных реакций, отставание в физическом развитии, недостаточная сформированность зрительного и слухового восприятия, скудость, однообразие, позднее начало гуления и лепета; недоразвитие речедвигательного и голосообразующего аппарата и др.) – отставание от нормы. Нарушение речи наблюдается в любом случае у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

1. Гасникова Т.В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы // Практическия психология и логопедия.- Ижевск, 2004, №1, 19.

2. Токарь И.Е. Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить? // Практическая психология и логопедия. – М., 2003 №3, 70.

3. Смирных В.П. Нарушение речи. Причины и ранняя коррекция//Дошкольная педагогика.-М., 2003, 7.

Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений

Татьяна Борисова
Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей поможет логопеду определить, в какой помощи они нуждаются и как ее эффективнее оказать. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет намного быстрее компенсировать нарушения в речевом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии часть детей, несмотря на сложность дефекта, к 3-5 годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Проблема. В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на нарушения звукопроизношения, бедность экспрессивной речи, и в некоторых случаях на задержку речевого развития детей в возрасте от 2-х до 3х лет. Из этой категории впоследствии выделяются дети, речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи». Основными признаками данных речевых отклонений являются выраженная дефицитарность словаря ребенка и позднее появление фразы, предпосылки к дефектному звукопроизношению Ранний возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. По данным статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; перинатальные нарушения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы, непосредственно способствуя возникновению общего недоразвития речи у детей.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности ее получения, несмотря на то, что патологию речевогоразвития можно выявить в первые годы жизни ребенка:

• современные коррекционные программы ориентированны прежде всего на работу с детьми с 4,5-5 лет с общим недоразвитием речи;

• коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение, выявление и своевременное логопедическое воздействие в возрасте 2-3-х лет;

• отсутствие программы для детей раннего возраста не дает возможности реализовать потенциал «сензитивного периода» в развитии речи детей и избежать появления общего недоразвития речи в дальнейшем;

• не разработаны программы помощи семьям детей раннего возраста «группы риска»;

• существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с контингентом детей раннего возраста.

• существование дефицита мест в специальных группах (для детей 2-х-3-х лет, как следствие – упущенное время для предупреждения задержки речи и неуменьшающееся число воспитанников – логопатов в детском саду с отклонениями в речевом развитии.

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.

С каждым годом все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Л. С. Выготского, Н. Г. Морозовой, Р. Е. Левиной, М. С. Певзнер, Н. С. Жуковой, Ю. Ф. Гаркуши указывается необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннеговозраста освящены такими авторами: Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печорой, Э. Л. Фрухт, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, В. П. Балобановой, Е. В. Кирилловой, О. Е. Громовой, Н. Н. Матвеевой, Е. А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка. Именно использование сензитивного периода развития является успехом в коррекции нарушений речи. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста. Возраст от 2-х до 3-х лет,в жизни детей имеет особое значение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.

В этом возрастном промежутке наблюдаются два (первый – 1-2 года жизни и второй – 3 года) из трех критических периодов в развитии речевой функции. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этих периодах, могут отразиться на развитии речи ребенка. Поэтому уже в этом «благоприятном» возрасте важно оказывать логопедическую помощь по устранению речевых нарушений.

Если выявить вероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу в сензитивный период формирования высшей психической функции, это даст возможность использовать все преимущества сензитивности и, следовательно, предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Так же научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.

Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего вмешательства сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о социальности развития младенцев и их отношений со взрослыми, а также об использовании благоприятных ранних периодов для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Дети раннего возраста с речевыми нарушениями имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Таким образом, чем раньше начата работа,тем скорее удается обучить ребенка речи: это объясняется, прежде всего, тем, что чем младше ребенок, тем меньше замечает он свой дефект, и тем меньше стесняется своей речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, должна быть элементарнее по построению и беднее по словарю, нежели речь старшего дошкольника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Без специальной коррекционной работы обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет тяжелый след на развитие ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер.

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего – это активная речь и сенсомоторное развитие,поскольку с 2-х до 3-х лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:

• ухудшение экологической обстановки;

• дефицит йода и фтора;

• ослабленное здоровье детей;

• недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций,выявляются:

• неблагоприятное речевое воспитание ребенка;

• снижение речевой культуры общества в целом.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д], смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии и фонематического слуха.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс.

«Наш голос». Консультация об основных нарушениях голоса у дошкольников и способов профилактики нарушений Наш голос Голос бывает звонким и радостным, сдавленным и глухим, нежным и гневным, вкрадчивым и грозным. Особенности восприятия голоса зависят.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание – закаляет организм, совершенствует.

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Читайте также:  Реформа оплаты учительского труда

Конспект занятия «Профилактики нарушений осанки и плоскостопия» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ” Инструктор по Физической культуре: ЧДОУ “Детский сад Колибри” Крючкова Юлия.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Цель дыхательных.

Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма Ведущей тенденцией современного образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Практика показывает,.

Важность своевременной диагностики нарушений речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования “Город Архангельск”

“Детский сад комбинированного вида № 101”

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • Из истории детского сада
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
      • Публичный доклад
      • Отчёт о результатах самообследования
    • Образование
      • Организация жизни детей в МБДОУ
      • Дополнительные образовательные услуги
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса
      • Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
      • Информационно-образовательные рессурсы
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
  • СТОП Коронавирус
    • Коронавирус. Сидим дома
      • Горячая линия по вопросам соцзащиты
      • Идеи для совместных игр с ребёнком
      • Рисовать мандалы
      • Рисование зубной щеткой
      • Игрушки из втулок от туалетной бумаги
      • Интересные страницы Интернета для детей и родителей
  • Новости
    • Новости 2020-2021 учебный год
      • День народного единства #мывместе
    • АРХИВ 2019-2020 учебный год
      • Акция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне “Я помню, я горжусь!”
      • Общегородская социальная акция “Вы подарили нам Победу!”
    • АРХИВ 2018-2019 уч. год
    • АРХИВ_2017-2018
      • “Играй веселей, будешь только здоровей” 9.12.2017 г.
      • “Играй веселей, будешь только здоровей”
    • Архив 2016-2017 учебный год
    • Архив 2015-2016 учебный год
    • Архив 2014-2015 учебный год
  • Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей в Архангельской области
  • Демонстрационная площадка
    • Демонстрационная площадка 2019 г.
    • Демонстрационная площадка 2018 г.
    • Демонстрационная площадка 2017 г.
  • Проект “Вместе с книгой мы растём”
    • Интерактивное занятие “Поэзия русского пейзажа”.
    • Интерактивное занятие “Четыре времени года”.
    • Интегративное занятие “Устное народное творчество”.
    • “Архангельский лес полон чудес” – интерактивное занятие
    • Музыка и театр
    • Акция «Читаем детям о войне»
    • Итоговое открытое мероприятие “Мы не скажем, а покажем”
    • Экскурсия к памятникам “Архангельск – город воинской Славы”
    • Музыка и война
    • Конкурс чтецов «Слово на войне», посвящённый празднованию 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
    • “Четвероногие солдаты”
    • Краски Победы
    • Литературный час “Ручейки добра”
  • Национальный проект “Образование”
  • Мы за чистый город
  • Инновации в МБДОУ Детский сад №101
  • Социальная акция – одно из направлений позитивной социализации дошкольников
  • Консультации
    • Страничка воспитателя
      • Адаптация
      • Развитие ручной умелости у дошкольников
      • Портрет будущего первоклассника
      • Готовность к школе
      • 7 признаков отличного папы
      • 9 способов научить ребёнка слушаться
      • Игротерапия для детей в домашних условиях
      • Избалованные дети: причины и следствия
      • Как не заглушить внутренний голос
      • Гиперактивный ребёнок в семье
      • Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни. Рекомендации для родителей
      • Загадка – средство умственного воспитания
      • Постоять за себя: 10 правил, о которых стоит рассказать ребёнку
      • Лучшие идеи для родителей – несколько спочсобов отвлечь детей и сделать свою жизнь проще
      • Когда дети не слышат родителей
      • Как помочь обидчивому ребёнку
      • 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми
      • Как мы обижаем своих детей?
      • Здоровые родители – здоровые дети
    • Музыкальный руководитель
      • Музыкотерапия
      • Эмоции и музыкальная деятельность
      • Как важно пение
      • Музыка начинается в семье
      • Правила поведения родителей на детском празднике
    • Страничка логопеда
      • Логопедический пункт
      • Почему бывает трудно заговорить
      • Ребёнок с нарушениями речи в семье
      • Возрастные нормы речевого развития детей
      • Причины речевых нарушений
      • Необходимость преодоления несовершенства детской речи
      • Предупреждение недостатков речи
      • Составляем предложения
      • Как помочь свому ребёнку учиться
      • Звукова культура речи 4-5 лет
      • Звуковая кльтура речи 5-6 лет
      • Раннее выявление и коррекция нарушений речи
      • Как помочь ребёнку развить связную речь
    • Страничка педагога-психолога
      • Как помочь ребёнку при переходе из детского сада в школу?
      • Детская агрессия: откуда она берется и что с ней делать?
      • Яблоко от яблони. Родители и дети.
      • Десять заповедей Януша Корчака
      • Как бороться с депрессией?
      • Как отпустить страх за четыре шага
      • Сказка про жалость
      • 10 «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
      • ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?
      • Рекомендации родителям. 5 рецептов избавления от гнева
      • Правила общения с ребёнком
    • Страница социального педагога
  • Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан
  • Мониторинг “Удовлетворённость качеством образовательных услуг
  • Приём детей в ДОУ
  • БЕЗОПАСНОСТЬ
    • Информационная безопасность детей
    • Антитеррористичекая безопасность
    • Безопасность на воде
    • Безопасность весной
    • “Основы безопасности и правила поведения на железной дороге”
    • Пожарная безопасность
    • ПДД
      • Дорожная безопасность
  • Антикоррупционное образование
  • Обратная связь
  • Карта сайта
  • Голосования
  • Информационная безопасность
  • Гостевая книга
  • Часто задаваемые вопросы

Раннее выявление и коррекция нарушений речи

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения.

Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий.

Сейчас дети в основном поступают в детское учреждение в три года, поэтому я, как логопед, могу обследовать ребёнка только в средней группе, а многие родители, являясь недостаточно педагогически компетентными, не всегда внимательны к проявлению признаков задержки речевого развития у детей. Поэтому, нужны группы кратковременного пребывания для раннего выявления нарушений речи и коррекционной работы, своевременного включения родителей в коррекционный процесс и правильного взаимодействия разных специалистов, т.к. в раннем возрасте важен не только год, но даже месяц, неделя и день, поэтому дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается непоправимыми потерями. Например, если взрослые на первом году жизни не позаботятся о том, чтобы ребенок с 2-х месяцев начал действовать с предметами и развивал движения пальцев рук, то это на втором году жизни существенно скажется как на развитии речи и мышления, так и на последующих успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности, ибо отставание в психомоторном развитии детей раннего возраста не компенсируются в полной мере в последующие периоды его жизни.

Объективный анамнез является частью обследования, базой для построения плана обследования и выбора методик. Поэтому, специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах развития и учитывать индивидуальные условия развития ребенка.

Основными задачами логопедической помощи детям раннего возраста являются:

· формирования здорового образа жизни детей;

· охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями.

При диагностике необходимо взаимодействие логопеда с родителями, медицинскими работниками, педагогом-психологом, воспитателями, социальным педагогом.

Воспитатель должен умело организовать адаптационный период для ребёнка, что даёт возможность раньше провести диагностику и начать обучение.

Важно проводить логопедическое обследование в присутствии родителей или законных представителей, потому что современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний. Поэтому необходимо содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.

Обязательным является присутствие родителей и включение их в игровую деятельность на занятиях. Они могут быть не только помощниками, но и активными участниками.

Логопед проводит консультации для воспитателей группы и родителей по результатам диагностики и по запросам.

Создаётся медико – педагогический консилиум для разработки разными специалистами коррекционного маршрута ребёнка, от слаженной деятельности которых зависит результативность работы.

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ребенок направляется на ПМПК, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

• Развитие экспрессивной речи

• Развитие общей моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие слухового восприятия

• Формирование навыков артикуляционной моторики

• Развитие зрительного восприятия

• Формирование просодических компонентов речи

В ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.

Черноусова Е.В., учитель-логопед

“29” января 2017 г.

Адрес: Россия, 163035, Архангельская область, город Архангельск, улица Зеньковича, дом 36, 13.

Диагностика нарушений речи

Поскольку в труде руководителя деловая беседа является одним из ведущих методов управления и воздействия на подчиненных, овладение искусством ее ведения является совершенно необходимым для управленца любого ранга.

Диагностика нарушений речи

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.

Комплексный подходтребует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

Принцип целостного системного изучения ребенкатребует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

Принцип динамического изученияпредполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

Принцип качественного анализа диагностических данныхпозволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

Изучение литературы, трактующей принципы диагностики и коррекции речевых нарушений, показало, что вопрос о принципах восстановительного обучения является чрезвычайно важным, поскольку он становится непосредственной научной основой коррекционно-образовательного процесса, что обеспечивает разработку конкретных методов и их применение в практике логопедического воздействия научным, а не эмпирическим путем.

Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эффективности диагностики и коррекции речевых нарушений, поэтому вопрос о принципах восстановительного обучения актуален как в стране, так и за рубежом.

Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка. Эта тема разработана в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и других исследователей. Выбор целей, направленности диагностики, коррекции, стратегия ее осуществления определяются рядом принципов. Одним из принципов является комплексный подход. Принцип системного изучения ребенка и системы коррекционных мероприятий является одним из важнейших подходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.

Комплексный подход как один из основных педагогических принципов означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.

Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия. Идея комплексного подхода в системе логопедической помощи детям с речевыми нарушениями акцентируется на диагностических аспектах этой помощи, что вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда с представителями смежных дисциплин.

Основной формой сотрудничества логопеда с врачами и другими узкими специалистами становится получение от них информации, способствующей уточнению речевого диагноза. Осмысленный взаимообмен информацией способствует полноценному сотрудничеству специалистов.

Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка. Необходимо интегрированное обучение.

Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме, поэтому важно продумать интеграцию логопедических заданий в повседневную деятельность ребенка.

Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности стали основными ориентирами в дифференциальной диагностике и коррекции речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, но и выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития» ребенка важна для речевой диагностики.

Из концепции вытекает сформулированный Л.С. Выготским принцип «сверху вниз», который ставит в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считает создание зоны ближайшего развития личности в деятельности ребенка. Коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер. Ее цель – активное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.

При планировании стратегии коррекционно-образовательного процесса важно не ограничиваться сиюминутными нуждами и запросами. Необходимо учитывать перспективу речевого и личностного развития ребенка.

Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных.

Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке полученных данных, характерных для тестирования. Однако и принцип качественного анализа нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения.

Из вышесказанного следует, что при диагностике необходимо использовать целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей.

Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении задач, позволяют определить структуру дефекта, его этиологию, патогенез, сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев.

Вместе с тем Л.С. Выготский отметил и наличие специфических закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими.

Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда.

Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.

К психофизиологическим принципам относят: принцип квалификации дефекта; принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность; принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.

Психологические принципы включают: принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека; принцип опоры на предметную деятельность; принцип организации деятельности с опорой на программное обучение; принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса.

К педагогическим принципам относят: принцип от простого к сложному; принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие речевых нарушений, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность.

Все принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с учетом структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой, способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.

Дата добавления: 2014-12-19 ; просмотров: 44 | Нарушение авторских прав

Использование проектного метода в работе логопеда

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 1188 раз

Библиографическое описание:

Котова, Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда / Н. А. Котова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9080/ (дата обращения: 07.01.2021).

Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной школы может проектный метод.

Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности?

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным

Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д.

Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся — парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 урока, одну неделю.

Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

Например, при проектировании работы над связным высказыванием по теме «Осень», необходимо сначала разложить речевой материал на отдельные блоки: неживая природа, растения, животные, человек; и затем на последнем занятии соединить все полученные речевые знания, умения и навыки соединить в одно целое.

1 класс «Составить предложение»

2 класс «Составление описательного рассказа по картине»

3 класс «Итоговая беседа об осени».

4 класс «Рассказ об осени с последующей записью»

Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических или предметных недель, таких как, например: недели русского языка, недели начальных классов, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Новому году и т. д.

В 2015–2016 учебном году запланировано мероприятие «Путешествие в страну Грамматики» по закреплению правильного употребления лексико-грамматических категорий с учащимися 1–4 классов. При выборе темы, цели, задач предстоящего мероприятия необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности, а также на способности и возможности.

Приступая к проектированию, следует учесть, что интересы у данной категории детей ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких — либо проектах в дальнейшем. Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

Проект «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в страну Грамматики (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной — неделя.

  1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
  2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
  3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
  4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  6. Прививать любовь к родному языку.
  7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Внеклассное мероприятие внутришкольное для 1–4 классов

Во время «путешествия» дети «побывают» в гостях у умелых пальчиков и веселых язычков «прогуляются» по «улице потешек, чистоговорок, скороговорок», по «улице волшебных палочек и слов», и узнают много интересного.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

 расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 совершенствовать звуковую сторону речи;

 развить способность к словотворчеству;

 формировать личностные качества ребенка;

 развитие коммуникативных навыков;

 добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

  1. Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№ 3. –с.81 -94. 3.
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: Аркти, 2009..
  3. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, Издание третье, М: «Просвещение», 1986.

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, нарушение речи, работа, восточная мудрость.

Проект по организации коррекционной работы на основе.

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность. Взаимодействие учителялогопеда и семьи в образовании детей.

Проектная деятельность как одна из форм построения.

Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителялогопеда.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений. Биоэнергопластика. Кинезиология.

Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности.

Панно многофункционально и удобно: учительлогопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

Проектно-исследовательский метод как средство.

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении.

Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы.

Проектный метод в логопедической работе.

Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад.

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество
статья по теме

Применение проектного метода в логопедии, в свете ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
proektnyy_metod_v_rabote_logopeda_ili_korrektsionnoe_sotvorchestvo.docx121.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество

Учитель-логопед Филина Светлана Михайловна

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Килпатрик

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

– координировать весь процесс творческой деятельности;

– помогать детям в поиске источников информации;

– самому быть источником информации;

– поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Одним из принципов организации проектной деятельности является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество логопеда и ребенка, детей друг с другом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Основоположник метода проектов Уильям Килпатрик называет четыре вида :

  • Созидательный (производительный);
  • Потребительский;
  • Решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
  • Проект-упражнение.

Проекты характеризуются в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Типология проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму с труктуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

  • паспорт проекта – документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
  • программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
  • средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:

– к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта .

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения. Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой с детьми следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организацииобразовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного от.

В этой статье я делюсь опытом по применению проектного метода в своей работе сначала на факультативных занятиях, а потом и на уроках швейного дела.Я работаю в коррекционной школе 8 вида, поэтому.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда.

В статье указана значение проектного метода в коррекции и обучении современного дошкольника-логопата, определены особенности реализации данного метода в работе логопеда ДОУ, раскрыта сущность понятия .

Проектная работа по изобразительному искусству.

Игры с песком – это естественная и доступная форма деятельности. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности пов.

Проектный метод относится к современным образовательным технологиям.

«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво­бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

По роду деятельности проекты могут быть:

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ­ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо­образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на­чать уже во второй половине года в младшей группе для де­тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат­рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи­тель-логопед начинают формирование первых предпо­сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты слу­жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по­мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак­тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту­пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу­ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при­ветствуется также привлечение других специалистов (психоло­га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от­чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Ссылка на основную публикацию