Использование биоэнергопластики на дошкольном логопункте

Использование биоэнергопластики в коррекции речи детей на дошкольном логопункте

Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией (О.В.Бачина (2009г.); В.А. Калягин (2004г.); О.С.Степанова(2003г.); Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова (2010г.) и др.)

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей для дошкольного отделения становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности.

Анализируя специальные литературные источники можно говорить о том, что существует стойкая взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у дошкольников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такое направление, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Изучив методику Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. в нашей практической деятельности на ряду со специальными упражнениями, подбираю движение рук, имитирующее движение губ, языка, нижней челюсти, для любого артикуляционного упражнения. Придумываю героев перчаточного театра, имена которых зависят от звуков, которые мы корректируем и совершенствуем с детьми ( Жужа, Шпуня,Чупа, Цыпа и др.).

Также вместе с детьми придумываем для героев перчаточного театра сказки-путешествия в зависимости от поставленных целей занятия. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру.

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываю индивидуальные особенности детей, рука подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Постепенное объединение артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики отразилось в этапах работы.

В начале учебного года, в момент обследования у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбираю комплекс артикуляционных упражнений на звуки, которые нарушены. На первом этапе дети повторяют упражнения. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.

На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно, используя при этом сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, гимнастику сопровождаю движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.

На третьем этапе — ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно. На этом этапе происходит знакомство ребёнка с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует (октябрь).

С первого по третий этапы — подготовительные.

На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Упражнения выполняем также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев.

На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Выполнение артикуляционных упражнений также сопровождается мной, движением руки (декабрь).

На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках (январь, февраль).

С четвертого по шестой этапы – основные.

Седьмой этап – заключительный. На данном этапе использую сказки о приключениях перчаточного театра. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. При рассказывании сказки, называю упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

И, конечно, решение проблемы коррекции речевого развития мало эффективно без родителей (законных представителей). В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с семьями устанавливаю партнёрские отношения. Для повышения их педагогической культуры провожу как традиционные, так и современные мероприятия.

Считаю, что одной из более действенных форм по направлению биоэнергопластики являются тренинги. Целью данных мероприятий является знакомство с органами артикуляции, особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков, со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой.

С родителями провожу беседу, далее вместе с детьми демонстрируем выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Для совершенствования приобретённых практических умений и навыков на тренинге родителям демонстрируются специальные презентации, видеозаписи проведения комплексов упражнений с детьми.

Во второй части тренинга предлагается провести артикуляционную гимнастику с ребёнком, придумать сказку-путешествие. По завершению курса коррекции речевого развития детей родители составляют «портфолио семейного успеха».

Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность, тем самым помогая решить проблему очерёдности на дошкольном логопункте.

Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
  2. О йога-данс или биоэнергопластике.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур,1999.

Современные технологии логопеда и оптимизация коррекционного процесса средствами биоэнергопластики в ДОУ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 12.01.2017 2017-01-12

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Рыкова, Е. А. Современные технологии логопеда и оптимизация коррекционного процесса средствами биоэнергопластики в ДОУ / Е. А. Рыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 626-628. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38129/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье раскрывается понятие биоэнергопластики как метода оптимизации коррекционного логопедического процесса. Даются рекомендации по использованию биоэнергопластики. Делаются выводы, что с помощью современной технологии биоэнергопластики формируется кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизируется работа коры головного мозга, развивается пальцевая моторика, что является основой развития речи.

Актуальность и целесообразность использования биоэнергопластики в логопедической практике объясняется тем, что:

– новая технология открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда и облегчить коррекционный процесс для ребенка.

– биоэнергопластика носит характер кмплексного воздействия, не только развивает речь, но и активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; развивает артикуляционный аппарат; формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, психические процессы; кинестетическое чувство.

– и это еще не последние плюсы, биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в речи дети не видят свою артикуляцию.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме.

Правила использования биоэнергопластики. Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти или языка и названного артикуляционного упражнения, например упражнение «Рупор» большой палец соединяется с указательным образуя кольцо, губы округлены и выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Это создает стимулирующее воздействие, на функциональное состояние коры головного мозга, создавая кинестетические ощущения. Большую роль кинестетических ощущений, в развитии речи, отмечал, Н. И. Жинкин, (1958) сочетание движений речевого аппарата и кистей рук усиливают кинетическую афферентацию, которая является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон.

Эти упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей. Основные условия проведения таких занятий: — внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук; четкое выполнение каждого движения, небрежность недопустима. Упражнения сначала выполняются многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога).

Упражнение 1 «Часики» исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет 1, острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет 2 — внутренней стороны правой щеки. Кисть руки — двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак, эти движения повторяются 3–4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Тренировка нижней челюсти. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упражнение 2. «Бегемот» Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет 1 челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Кисть руки — 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Тренировка губных мышц

Упражнение 3. «Трубочка» — «Улыбка» Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет 1 губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки — все пальцы собраны в щепоть. На счет 2 губы в улыбке, не обнажая зубов. Кисть руки — пальцы врозь. Вы самостоятельно можете придумать движения, это будет зависеть от возможностей конкретного ребенка и поставленных коррекционных задач.

Из приведенных примеров понятно, что одновременное развитие пальцевой моторики и артикуляционной моторики, благотворно влияет на центры коры головного мозга, помогая согласовать работу понятийного и двигательного центров речи, при этом сократив время коррекционного процесса.

Работая с детьми-логопатами, используя систему упражнений «Биоэнергопластики» формируется сосредоточенность на выполнении упражнения, т. е. ребенок не отвлекается на посторонние раздражители и что самое главное, он знает, куда деть руки во время выполнения артикуляционных упражнений, пожалуй, для меня, это самый большой плюс использования биоэнергопластики.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство детей среднего дошкольного возраста научились четко координировать движения артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук, что значительно ускорило переход к следующим задачам коррекционного обучения.

Таким образом, биоэнергопластика гармонично сочетая в себе элементы базовых систем: артикуляционной гимнастики и развития пальцевой моторики, формирует кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизирует работу коры головного мозга, что является основой развития речи.

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
  3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011
  4. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. — СПб.: Речь, 2005
  5. Леонтьев А. Н. Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка дошкольника. — М.: 1995
  6. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Дефектология 2003 с.45–51
  7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

“Использование элементов биоэнергопластики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста”

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида»

Сообщение для выступления на ГМО на тему:

(из опыта работы)

«Использование элементов биоэергопластики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед Люличкина Ю. М.

Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластическое движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Также по мнению Ирины Викторовны Курис, «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека, и пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Читайте также:  Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, закрепление связи звуков и букв.

Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются Алла Васильевна Ястребова и Ольга Ивановна Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Вся система работы состоит из семи этапов. Длительность каждого этапа зависит от ребёнка. Поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики.

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

Хочу поделиться с вами своим опытом использования элементов биоэнергопластики в коррекционной работе. Я начала использовать элементы данной гимнастики в 2010 году. Не потому что мне захотелось попробовать новую методику работы, а из-за заболевания, после которого у меня наблюдается недостаточный объём движений мимических мышц с одной стороны лица, поэтому для более наглядного показа некоторых упражнений артикуляционной гимнастики я стала использовать элементы биоэнергопластики. С первых же занятий по постановке звуков я использую элементы данной гимнастики. Как правило, дети пытаются сразу повторить за мной движение пальцев и кисти, но чаще всего синхронное движение руки и органов артикуляции, плавность движений страдает. Наблюдалось, что ребёнок сосредотачивается на движении руки и перестаёт выполнять артикуляционное упражнение и наоборот – сосредоточен на движении органов артикуляции. Требуется примерно пять – шесть месяцев работы, чтобы ребёнок запомнил и начал выполнять упражнения гимнастики правильно. Опять же всё зависит от ребёнка. На занятиях по обучению грамоте я также использую элементы биоэнергопластики. При изучении букв, после показа буквы, я предлагаю детям показать букву с помощью рук или пальцев. Это развивает воображение, мышление, внимание. Некоторые дети предлагают показ буквы полностью используя своё тело. Затем я предлагаю свои варианты показа буквы. Во время показа буквы с помощью биоэнергопластики мы обязательно произносим звук или звуки, обозначающие эту букву. Тем самым дети запоминают образ буквы, её звук или звуки и кинестетические ощущения. Обязательно называем, в какую сторону смотрит та или иная буква (если это возможно). Развивается ориентировка в пространстве. Профилактика оптической дисграфии. После изучения некоторого количества букв, я предлагаю детям поиграть в игру: «Покажи букву».

Просмотр содержимого документа
«”Использование элементов биоэнергопластики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста”»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида»

Практические рекомендации на тему: «Использование приемов биоэнергопластики в логопедической работе»

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников «Золотой петушок»

Практические рекомендации

«Использование приемов биоэнергопластики

в логопедической работе»

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Актуальность проблемы

В настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи.

Наиболее типичным является неправильное произношение звуков. Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. Для этого применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики :

укрепление мышц артикуляционного аппарата ;

развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе;

объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьше­ нию эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В практической деятельности для вы­ полнения артикуляционной гимнастики используем инновационную здоровьесберегающую технологию биоэнерго пластику.

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необхо­ димая для выполнения определенных действий; пластика – пластичное движение, которое характеризуется непрерывно­ стью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразитель­ ностью.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами био­ энергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Ла заренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика яв­ ляется средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с при­ менением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой . Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Общие рекомендации

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность выполнения – от простых упражнений к сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

3. При выполнении каждого упражнения необходимо использовать счёт, стихотворные строки.

4. Количество повторов каждого упражнения от 5 до 10 раз.

5. На начальных этапах ребёнку предлагается разучить от 3 до 4 – 5 упражнений.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

7. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

8. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем с подгруппой, последний этап – фронтально.

9. Учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.

10. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме.

В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Логопедическая работа с использованием биоэнергопластики состоит из 7 этапов. Продолжительность каж­ дого периода может изменяться в зависимости от индивидуальных осо­ бенностей ребенка.

Первый этап (Две недели)

Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, выявляются нарушения звукопроизношения общеизвестными методами. После обследования подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков.

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения.

Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы.

Дети повторяют за учителем – логопедом артикуляционное упражнение без включения руки.

Второй этап (Две недели)

Во втором периоде работы детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Данный процесс учитель-логопед сопровождает движениями правой руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Дети, подражая учителю-логопеду, выполняют похожие движения руками.

Третий этап (Одна неделя)

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом. Учитель-логопед выполняет упражнения вместе с ребенком. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Можно на ведущей руке ребёнка нарисовать (наклеить) глазки и ротик воображаемого человечка.

Взрослый объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (варежке). Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет движения, при этом возможно использование движений ведущей руки.

На протяжении трёх периодов дети обучаются выполнению артикуляционной гимнастике индивидуально.

Четвертый этап (Пять – семь недель)

В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке (варежке).

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

Пятый этап (Две недели)

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями левой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений.

Шестой этап (Пять — семь недель)

Артикуляционная гимнастика выполняется в том же положении. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках (варежках). Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений языка и рук.

Седьмой этапЗакрепление полученных навыков

(до окончания учебного года)

На данном этапе используются сказки, рассказы, стихотворения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук, используя перчатки, ростовые куклы.Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно проигрывать без зрительной опоры (зеркала) с элементами драматизации.

Дети замирают от изумления при виде логопедической игрушки, которая «живет» рядом с ними, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто надеваете на руку куклу-перчатку – и сказка началась! Ребенок будет слушать «живую» куклу, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» её. Внимательные педагоги, родители во время игры с логопедической игрушкой могут узнать много нового о ребенке.

В соответствии с тематическим принципом были разработаны комплексы артикуляционных упражнений для формирования правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонор­ ных звуков с включением элементов биоэнергопластики по лексическим темам.

Для проведения комплексов изготовлены логопедические пособия:

Перчаточный театр

«Снежинка» «Язычок»

«Медвежата» «Осенние листочки»

Плоские ручные модели

«Лягушка» «Обезьяна»

Объемные ручные модели

«Мышка выглядывает из сыра» «Медведь в сугробе»

«Червячок вылезает из гриба» «Гусеница в груше»

Ростовые куклы

«Медведь» «Лиса» «Зайчик»

«Клоун» «Клоун»

Практический материал, используемый в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, поиграть с ним так, как он этого хочет. Затем педагог подает его в нужном контексте.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

– первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

– стимулирует интеллектуальную деятельность;

– развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

– развивает артикуляционный аппарат;

– формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

Таким образом, использование био энергопластики способствует под держиванию интереса ребенка, повышению мотивационной готовности детей к заня­ тиям, поддерживанию положительного эмоционального настроя , развитию памя­ ти, внимания, мышления.

Использованные материалы

Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: «Астрель», 2007. – 64 с.

Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. –

СПб., Детство-Пресс, 2011. – 240 с.

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/

Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на рече­ вое развитие дошкольников. – Режим доступа: http :// festival . lseptember . ru / articles /103050

Презентация “Применение биоэнергопластики в коррекционной работе учителя – логопеда”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Применение биоэнергопластики в коррекционной работе

учителя – логопеда

Учитель – логопед МБДОУ№58 г.Апатиты

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Цель: развитие артикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики. Задачи: -укреплять мышцы артикуляционного аппарата; -развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процесс ; -развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук; -развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов. 1. На подготовительном этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, челюсти, языка. 2. На следующем этапе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями.

6. На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.

Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность

действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук.

Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу. Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.

3. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными

Читайте также:  Цикл занятий: Страна Красивой речи

4. Далее дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку. 5. Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.

Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики

Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

А затем домой вернулись.

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Раз, два — потянем вниз,

В лопатку превращаем,

Чтоб был умелым наш язык,

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать

Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Чистим зубы

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем ротик полоскать.

Кошка сердится

Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко.

Спинку выгнула дугой,

Сердится на нас с тобой.

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались,

Вверх—вниз, вверх —вниз,

Очень крепко ты держись.

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

Наши зубки — гребешок,

Мы причешем много раз,

Чтоб он гладким был у нас.

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

Наведем порядок в доме

Кисточки возьмем мы в руки,

Все покрасим сами.

Рассердился наш индюк,

Не пустил играть на луг.

Он прогнал всех со двора,

Систематическая работа с применением биоэнергопластики

-способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;

-Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;

-Облегчает постановку, введение звуков в речь;

-Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений

1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.

2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.

Биоэнергопластика в логопедической работе. Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии

МБДОУ “Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида”

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов – логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 – 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» – упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» – пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» – пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» – кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» – кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» – кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Из опыта работы педагога ДОУ. Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками

Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Разработка содержит теоретический и практический материал по использованию биоэнергопластики. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с нарушениями речи.
Цель : развитие артикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики.
Задачи:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процесс;
-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков в речи. Логопедическая коррекционная работа с детьми с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по формированию правильного звукопроизношения используется артикуляционная гимнастика. Она способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, а это помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику ребёнка, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев отмечал, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга.
Английский психолог Д. Селли огромное значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их пальцев, (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц пальцев рук). Эту закономерность необходимо использовать в работе не только при своевременном развитии речи у детей, но и в случае задержки развития моторной стороны речи.
На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.

Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет непроизвольно высовывает язык.
Ястребова А.В. и Лазаренко О.И. отмечали, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Для этого в своей работе учителя–логопеды эффективно используют артикуляционную гимнастику, которая включает совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био – человек как биологический объект: энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Элементы биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами кинезиологии – науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов .
1. На подготовительном этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, челюсти, языка.
2. На следующем этапе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями.
3. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
4. Далее дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.
6. На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.
Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.
Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения языка и специальные движения кистей и пальцев рук.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.

Упражнения по биоэнергопластике

«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кон¬чик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.
«Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упиреть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
«Гармошка»
Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, от-крыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую – «положить» на кулак («шляпка»).
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
«Дятел»
Стучать кончиком языка за верхними зубами и произ¬носить: «д – д – д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки.
Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.
Литература:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011.
2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 92-94.

Читайте также:  Автоматизация звука (Ы)

Михайлова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №283
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда”
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства

Использование биоэнергопластики у детей дошкольного возраста. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемdetsad92spb.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “Использование биоэнергопластики у детей дошкольного возраста.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Использование биоэнергопластики у детей дошкольного возраста.

3 Успешное обучение в школе Хорошо сформированная устная речь

4 Современный ребёнок знать буквы, читать иметь развитые фонематические процессы уметь правильно произносить звуки Должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза иметь богатый словарный запас

5 Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками всесторонне развиваться и успевать по всем предметам быть уверенным в себе, в своих сила Наладить контакт с учителем

6 Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников Недостатки звукопроизношения в последующей жизни ребёнка могут явиться причиной: отклонений в развитии психических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия.

7 основным из которых является артикуляционная гимнастика. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

8 биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям помогает длительно удерживать интерес ребенка поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

9 « Термин «бионергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия-это энергия, которая находится внутри человека. Пластика-плавные, раскрепощенные движения тела, рук. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика- пластичное движение.

10 Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губа. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.

11 Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Комплекс упражнений подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами.. Вначале с ребенком разучивается упражнения бес использования движения рук, затем постепенно подключается упражнения с биоэнергопластикой. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используются придуманные герои перчаточного театра «бегемош и бегемоша».

12 Цель: -укрепление мышц артикуляционного аппарата -развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе -объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады Цель: -развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук -активизация интеллектуальной деятельности ребенка -развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи -формирование умения действовать по словесным инструкциям

13 1-2 неделя сентября. Вначале проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.

14 3-4 неделя сентября. Знакомство со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. При выполнении упражнений логопед сопровождает движениями своей ведущей руки.

15 1-ая неделя октября. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Взрослый объясняет и показывает артикуляционные упражнения, сопровождая его движениями ведущей рукой в перчатке. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет, при этом возможно использование движения ведущей руки.

16 5-7 недель. В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

17 2 недели. Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.

18 5-7 недель. На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.

19 На данном этапе используются сказки о приключениях Бегемоша и Бегемоши. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

20 Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

21 Исходное положение- сидя перед зеркалом рот закрыт. На счет «один» открыть рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются

23 Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Затем вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь, пальцы слегка направить вверх

25 Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Затем вернуть губы в исходное положение. Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки.

27 На счет «один» открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Затем вернуться в исходное положение. Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть.

29 На счет «один» вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

31 Открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

33 На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону. На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону.

35 На счет «один» открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз.

37 На счет «один» открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

39 Открыть рот, присосать язык к небу. Под счет ритмично и сильно щелкать языком. 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.

41 На счет «один» высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед- назад и произносить при этом «бл, бл, бл» Ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения.

44 Как-то раз Бегемош и Бегемоша решили пойти в зоопарк и посмотреть на животных. По пути им встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться. (упр. «лягушка»). Пришли они в зоопарк и увидели, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»). Тут они услышали громкий звук. Заинтересовались Бегемош с Бегемошей, захотели узнать, кто так громко трубит, и пошли дальше. Смотрят, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»). Полюбовались слоном братец и сестра и пошли к другой клетке. А в этой клетке никого не было, только длинный резиновый шланг лежал посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Бегемош с Бегемошей увидели, что это змея. Она подняла свою голову и высунула длинный язык (упр. «иголочка»). Понаблюдали Бегемош с бегемошей за змеей, и пошли дальше. Смотрят маленькая лошадка-пони катает детей. Решили наши друзья тоже прокатиться. Сели они на лошадку и очень быстро поскакали по дорожке (упр. «лошадка»).

45 Покатались Бегемош и Бегемоша, поблагодарили лошадку, дали ей зеленой травы и пошли дальше по зоопарку. Увидели они на озере небольшую лодочку с красивым разноцветным парусом (упр. «парус»). Сели они в лодку и поплыли. Наплававшись вдоволь, пошли брат и сестра к следующей клетке. А там увидели большого полосатого тигра, который выгнул спину и рычал (упр. «кошка сердится»). Полюбовались тигром и перешли к следующей клетке. В этой клетке было несколько птиц. Сначала друзья увидели большого индюка (упр. «индюк»), затем павлина. Павлин раскрыл свой красивый яркий хвост и показал его посетителям (упр. «парус», затем разомкнуть пальцы). Долго путешествовали Бегемош и Бегемоша по зоопарку, а потом посмотрели на часы и поняли, что им пора домой (упр. «часики»). По пути домой увидели братец и сестра, во дворе качели. Решили немного покататься (упр. «качели»). Накатавшись наши друзья пришли домой, поужинали, затем умылись, почистили зубы (упр. «чистим зубы») и легли спать.

Ссылка на основную публикацию