Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

Нарушения речи у детей и профилактические меры

Речь является сложным психическим процессом, для овладения которым нужно прикладывать немало усилий. Основная нагрузка выпадает на дошкольное детство, и нарушения речи у детей дошкольного возраста – частое явление. Невмешательство в формирование речи ребенка может привести не только к задержке становления речевых навыков, но и к отставанию в общем психическом развитии. Радует то, что формированию речи действенно способствуют своевременные занятия с детьми, служащие профилактикой дефектов произношения.

Нарушения в развитии речи

Основу развития всех сторон речи составляет освоение правильного произношения звуков и слов. Дошкольники чувствительны к норме произношения родного языка. Даже если ребенок не высказывает определенные звуки или искажает слова, он не приемлет повторения слов окружающими в его версии. Дети чувствуют свои ошибки в произношении, и переживают, если они не устраняются.

Развитие речи находится в прямой зависимости от соответствующих физиологических особенностей организма. Очевидно, что встречаются органические нарушения в строении речевого и слухового аппарата, что определяет дефекты речи. Это сугубо медицинский вопрос, и с такими детками работают исключительно специалисты.

Но часто нарушения в звукопроизношении наблюдаются у обычных детей, у которых есть все данные для формирования правильной речи и звуковой культуры. В этой статье говорим именно о таких детях.

Нарушения речи при условии, что слух и физиологические особенности речевого аппарата соответствуют норме, называют функциональной дислалией. По сути, этим термином обозначают частичные расстройства звукопроизношения.

Причины нарушения речи у детей

Ребенок осваивает произношение звуков на основе механизма подражания. Он смотрит на артикуляцию взрослого, прислушивается, как звучит его речь, и старается повторить также.

Главным условием усвоения ребенком произношения является четкое различение звука, заданного нормой звуковой стороны языка. При этом основная нагрузка приходится на слуховое восприятие.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут произойти по следующим причинам:

  • Низкий уровень слухового внимания (ребенок улавливает общую мелодику слова и повторяет по-своему, не придавая значения отдельным звукам);
  • Недоразвитие фонематического слуха, приводящее к затруднению в выделении схожих звуков (д-т, ш-с, б-п);
  • Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (ребенок мало говорит, соответственно, недостаточно тренируется);
  • Неправильное отношение к развитию речи детей взрослых, которые подражают детскому лепету, вводят в обиход неправильные (потешные, на их взгляд) высказывания детей.

Виды речевых нарушений у дошкольников

Для исправления недостатков произношения у ребенка, прежде всего, нужно разобраться, какое нарушение имеет место:

  • Искаженное произношение звуков
  • Замена одних звуков другими
  • Пропуски звуков
  • Перестановка звуков местами

Под искажением звука понимают такое явление, когда ребенок вместо правильного воспроизведения произносит звук, отсутствующий в русском языке. Особенно распространено искажение звука «р». Практически, это самый частый камень преткновения в речевом развитии дошкольника. Р – звук, образующийся в результате вибрации кончика языка. Пока не выработается такой микродвигательный навык, получается совершенно инородный звук.

Замена одного звука другим – частое явление в младшем дошкольном возрасте. Сложно произнести «жук», ребенок заменит на «зук» или «шук». Не поддается слово «рука», значит, будет звучать «юка» или «лука». Вместо «Мишки» и «кубика» — «Миска» и «купик», и т.п.

Такое нарушение как пропуски звуков говорит само за себя. Всем известны детские доога (дорога), пачик (пальчик), сетофор (светофор) и даже олесо (колесо), реп’а (репка).

Иногда дети конструируют свои слова, переставляя рядом стоящие согласные звуки или меняя в слогах. Им легче произнести матрышка (мартышка), менлица (мельница), такушка (катушка).

Какие бы виды нарушения речи у детей дошкольного возраста не наблюдались, они не случайны. Ребенок не ради забавы искажает словопроизношение. Он испытывает сложности в овладении речью и нуждается в помощи.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Родителям не следует надеяться, что постановка звукопроизношения у ребенка произойдет сама по себе и с годами он «разговорится». Развитие речи, действительно, сложная задача. До поступления в школу ребенку предстоит не только отшлифовать произношение, но еще и научиться связно говорить.

Речевые дефекты, закрепившись в младшем и среднем дошкольном возрасте, могут удерживаться до 7 лет, а то и дольше. В то время как становление звукопроизношения в норме должно завершиться в 5-6 лет.

Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно. Проблемы с речью у ребенка также мешают ему в освоении грамматического строя речи.

Более эффективно заняться предупреждением речевых нарушений еще на ранних стадиях развития речи, когда ребенок начинает активно говорить. Взрослые должны уяснить недопустимость «сюсюканий» с малышом. Важно, чтобы дети с первых дней своей жизни слышали нежную и ласковую, но правильную речь.

  • Каждое новое слово, поступающее в словарный запас ребенка, нужно несколько раз четко и правильно произнести так, чтобы малыш видел артикуляцию. Особое внимание уделять труднопроизносимым звукам. Пусть на первых порах у ребенка получится не слишком четкое или вовсе искаженное произношение. Повторяя день ото дня, дошкольник будет тренировать как артикуляционный аппарат, так и фонематический слух.
  • Помогайте ребенку с различением звуков, которые мало отличаются по акустическим признакам: б-п, к-х, з-с и подобные пары. Акцентируйте внимание на артикуляции, приводите примеры слов с этими звуками (бочка – почка, крошка – хрюшка, роса – роза и пр).
  • Играйте в слова на определение присутствия звука (есть ли в слове такой звук?).
  • Аккуратно и ненавязчиво исправляйте неправильно произнесенные слова. Продемонстрируйте, как должно звучать слово, побудите ребенка повторить, похвалите за малейшие улучшения в произношении.
  • Закрепляйте сложные звуки и слова в разговорной речи.

Разумеется, в сложных случаях, необходима помощь специалиста. Если после 5 лет у дошкольника наблюдаются проблема речевого развития, незамедлительно обращайтесь к логопеду. Однако в первые пять лет жизни ребенка родители способны оказать своему ребенку очень ценную помощь в речевом развитии.

Консультация «Решение речевых расстройств детей дошкольного возраста»

Наталья Виктор
Консультация «Решение речевых расстройств детей дошкольного возраста»

Аннотация: в статье автор раскрывает проблемы современных

дошкольников, имеющих речевые нарушения, которые можно решить при

объединении усилий работы специалистов, при совместных действиях

воспитателей и родителей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, родной язык, речевые нарушения,

сотрудничество, совместные действия.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в

общей системе педагогической работы по обучению родному языку.

Дошкольный возраст – уникальный период для личностного развития, но

существует проблема речевого развития под влиянием различных факторов и

заслуживает особого внимания. Нарушения речи многообразны: ребенок

поздно начинает говорить, фразовая речь развивается с опозданием,

недостаток звукопроизношения и др., они проявляются на любом этапе

возрастного развития – это нарушение произношения, грамматического строя

речи, бедный словарный запас и не соответствует возрастной норме, не

развито фонематическое восприятие. А дефицит общения дошкольников со

взрослыми приводит к нарушениям коммуникативной функции, что также

влияет на развитие связной речи. Речевое развитие детей дошкольного

возраста включает владение устной речью как средством общения и

культуры, знакомство с книжной культурой, овладение конструктивными

способами взаимодействия с окружающими.

На речевые расстройства влияют различные факторы, но большую роль

играют социальные условия – это эмоционально – положительное окружение,

развивающая речевая среда (пример речи взрослых, взаимодействие и

общение со взрослыми и родителями. Из наблюдений за взаимодействием

детей замечено, что многим детям на современном этапе становится трудно

воспринимать информацию на слух, т. к. они не могут удержать предыдущую

фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детямнеинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не

в состоянии понять текст в целом. Поэтому важное направление в

повседневной логопедической работе:

– развитие слухового восприятия для умения сосредоточиться на звуке, без

этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь других;

-развитие чистого звукопроизношения, речевого дыхания;

-развитие мелкой моторики (двигательная активность).

Слуховое восприятие – это развитие фонематического слуха, для развития

которого используются игры, слушание музыки, звуков природы.

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу

речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного

языка. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его

от дефектно произносимого, знать из каких частей состоит слово является

важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в

дальнейшем и овладением грамотой. Поэтому в работе логопеда должно

быть достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития

слухового внимания и фонематического слуха. Для правильного

произношения звуков важным является и развитие артикуляционного

аппарата, с этой целью используются различные звукоподражательные игры:

жужжание насекомых, шум деревьев и т. д. Источником образования звуков

речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает

нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной

громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её

интонационной выразительности. В четком произношении звуков важная

роль принадлежит развитию мелкой моторики – это двигательная активность

не только всего организма, но и отдельных его частей, которые укрепляют

мышцы артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе. Всем

известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику: работа по

развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только

ловкость рук, но и речевое развитие у детей; улучшить качество речи,

четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у

детей интерес к познанию нового и интересного.

Перечисленные речевые нарушения не могут быть делом только логопеда,

речевые задачи должны решаться комплексно всеми педагогическими

работниками, работающими с детьми. Мы хотим предложить модель

сотрудничества логопеда, специалистов, воспитателей и родителей в

целостном педагогическом процессе. Деятельность каждого специалиста

позволит сформировать единый речевой режим в

дошкольном

образовательном учреждении при активной поддержке родителей. Итак,логопед занимается устранением недостатков речи, ему помогают

воспитатели при решении программных задач по развитию всех сторон речи

не только на занятиях, но и в повседневной жизни, используя речевые игры и

упражнения, наглядное моделирование, мнемотаблицы по обучению связной

речи, игровые ситуации, организация диалога, элементы театрализации.

Развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти,

мышления) ребенка дошкольного возраста требует создания условий для

успешного овладения знаниями и умениями. Педагог-психолог может

выполнять упражнения на развитие психических процессов, развитие мелкой

моторики, релаксационные упражнения и др. ; инструктор по физической

Читайте также:  Конспект внеклассного мероприятия: В волшебной стране слов

культуре развивает общую и мелкую моторику, используя игры с речевым

сопровождением, проводит упражнения на дыхание, мышечную релаксацию,

способствуя развитию координации речи и движения. И главные участники

образовательного процесса – родители, которые закрепляют проводимую

работу в детском саду, используя речевые игры и упражнения в кругу семьи.

Модель сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей

• Инструктор по ФП

Опыт нашего детского сада подтвердил, что эффективным средством

является сотрудничество специалистов и воспитателей, используя различные

виды детской деятельности: игры и упражнения с движением, упражнения на

развитие мелкой моторики, массаж пальцев, динамические паузы и др. И

главное обогащение речи специалистов, воспитателей и родителей.

1 Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего

дошкольного возраста в условиях логопункта/сост. О. Н. Киреева. –

СПб.:ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,2016.-112с.

2. Краузе Е. Логопедия. -СПб.: Издательство “Корона. Век”,2017.-208с. ,ил.

3. Горбушина С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой

моторики и познавательных процессов у дошкольников. -СПб.:ООО

Использование инновационных технологий и профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста 1. Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Влияние технологических процессов на зрение 1. Зрение – один из важнейших.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности.

Музыкотерапия, как средство коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ДОУМузыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Что имеется в виду? То, что в музыкотерапии.

Консультация «Применение Су-Джок терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста» Применение Су-Джог терапии при речевых нарушения у детей дошкольного возраста. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросов Сентябрь Беседы: – «Зачем нам нужна вода?», «Где в природе есть вода?», «Кто живет в воде?» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание.

Родительское собрание. Решение речевых проблем детей Родительское собрание. Тема: «Решение речевых проблем детей через взаимодействие педагогов и родителей». Цель: • Вступительное слово.

Семинар «Решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода» Текст к презентации Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране.

Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.

Нарушения речи у детей

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Читайте также:  Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Детям с нарушением развития речи очень сложно контролировать свою речь и поведение в целом. В результате страдает общее коммуникативная способность человека, его социальный статус в будущем и возможность самовыражения.

Речевое поведение и проявление дефектов речи

Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы. Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь.

Будущее детей зависит от их коммуникабельности

Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:

  • Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
  • Неумением договариваться и вести спор;
  • Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
  • Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).

Речь — важный фактор жизни

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Логопеды и психологи дошкольных учреждений, педагоги подготовительных занятий могут профессионально оценить и обнаружить нарушения произношения. Основная цель их методики — это определить словарный запас и умение владеть словами. Задания в основном на построение предложений с определенным словом или на конкретную тему. Либо на подбор рифм к словам или, к примеру, придумать похожее слово по звучанию.

Нормы развития речи для дошкольного возраста

Виды нарушения речи

Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.

Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна.

Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:

  • Заикания;
  • Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов);
  • Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).

Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата.

Основные их виды:

  • Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
  • Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
  • Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии характерно гнусавость голоса.
  • Характеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.

Коррекция

Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:

  • Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
  • Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
  • Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
  • Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.

Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.

Обратите внимание! Диагностика, применяемая практически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина.

Лечение общего недоразвития речи

Лечение такого диагноза должно быть комплексное со стороны медицины, логопеда, психолога и родителей ребенка. Если задержка возникла по психолого-педагогическим причинам, то верным решением проблемы будет благоприятная речевая среда, правильное звукопроизношение со стороны всех, кого слышит ребенок. С клиническими нарушениями предусмотрено лечение в нескольких направлениях:

  • Лечащий врач может назначить препараты, которые являются питанием нейронов мозга;
  • Логопедический массаж, самый действенный способ коррекции, оказывающий положительное влияние на артикуляционный аппарат;
  • Важно закрепление результата дома с родителями. Это могут быть повторения песенок и стишков, артикуляционная гимнастика, звукоподражания и развитие мелкой моторики.

Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха.

Работа с логопедом

Причины нарушения речи у детей

Самостоятельная диагностика может повлечь за собой еще большие проблемы в развитии не только произношения. Необходима консультация со специалистами. Причин возникновения онр у детей множество, основные из них:

  • Нарушение слуха с раннего возраста;
  • Индивидуальный темп созревания нервной системы (часто предается наследственно);
  • Минимальная мозговая дисфункция, которая часто бывает после поражения головного мозга в перинатальном периоде;
  • Социальные и педагогические причины, детские психические расстройства.

Профилактические приемы

Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:

  • Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
  • Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
  • Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
  • Подвижные игры, развивающие ориентацию в пространстве, смену темпов движения;
  • Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.

Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий.

Профилактика всегда легче, чем лечение. Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Нарушение речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время нарушение речи у детей дошкольного возраста наблюдается чуть ли не у каждого второго ребенка. На самом деле статистика сообщает, что около 25% воспитанников детских садов нуждаются в помощи логопеда или дефектолога. Естественно, детей с первичным нарушением речи намного больше, чем тех, у кого задержка развития речи выявляется по мере их взросления.

Этиология речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основаниями, вызывающими нарушение речи у детей дошкольного возраста, могут быть следующие:

  • внутриутробные – болезни матери во время беременности отрицательно сказываются на развитии плода, вследствие чего могут возникать проблемы со своевременным развитием речи;
  • родовые травмы – произошедшие во время родов травмы могут вызвать как легкие нарушения речи, так и тяжелые пороки развития, где дефекты речи у детей будут очень существенными;
  • инфекционные болезни в раннем возрасте, сопровождающиеся тяжелым анамнезом;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственные болезни и особенности развития – патология мягкого и твердого неба, форма и величина зубов, состояние подъязычной уздечки;
  • неблагоприятные условия жизни.
Читайте также:  Звуки и буквы Г-К - конспект занятия

Как видно, этиология происхождения речевых нарушений разнообразна, и каждый случай в практике уникален.

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста будет выражаться по-разному. У кого-то это будет сопровождаться нарушением только лишь звукопроизношения, что легко исправляется регулярными занятиями с логопедом и повторением данных им упражнений дома. Однако бывают тяжелые диагнозы, которые будут требовать не только обычных занятий с логопедом в детском саду, но и медикаментозного лечения.

К видам нарушений речевого развития в дошкольном возрасте можно отнести:

  • дисфония/афония – изменения на патологическом уровне в строении аппарата, отвечающего за формирование голоса, которые приводят к тому, что происходят его изменения;
  • брадилалия – патологическое замедление речи;
  • тахилалия – патологическое ускорение речи;
  • заикание – сокращения мышц аппарата речи в виде судорог, которые не позволяют ребенку правильно организовать свою речь;
  • дислалия – неправильное звукопроизношение при сохранном слухе и нормальной органике аппарата речи;
  • дизартрия – неправильное звукопроизношение, возникающее из-за неправильной органики аппарата речи;
  • ринолалия – нарушение, касающееся звукопроизношения и тембра голоса, которое происходит за счет анатомо-физиологических особенностей строения аппарата, отвечающего за речь;
  • алалия – молчание ребенка, вызванное поражением некоторых участков коры головного мозга;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – неправильное звукопроизношение, обусловленное неправильным звуковосприятием;
  • общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное расстройство речи, сопровождающееся нарушением не только произношения, но и лексической стороны речи, и грамматической, в том числе.

Каждое из выше описанных нарушений имеет собственную классификацию, в которую будут углубляться специалисты. Любое из перечисленных нарушений, если оно не связано с другими нарушениями типа ДЦП, аутизма и другими тяжелыми диагнозами, полностью излечимо.

Лечение задержки речевого развития у детей дошкольного возраста

Как было выше указано, любое нарушение речи, которое не сопровождается нарушениями участков коры головного мозга, можно излечить. Лечение задержки речевого развития у детей назначается после проведения обследования речи дошкольников, которое осуществляется неврологом и другими членами специальной комиссии. Данная комиссия заседает либо в детской поликлинике, либо в ЦКРОиР, если таковой имеется в населенном пункте.

Во время обследования, невролог выявляет нарушения поведенческого характера, задержки развития психики и речи, вследствие чего прописывает медикаментозные препараты. Следует знать, что их использование во время занятий с логопедом, дает лучший результат, нежели просто принятие лекарств. Данные препараты стимулируют работу тех участков коры головного мозга, что отвечают за развитие речи, поэтому важно, чтобы стимуляция шла еще и извне, а не только изнутри.

В процессе первичного обследования логопед точно определяет нарушение речи, его подвид и выдает заключение, в котором указывается, какой именно речевой дефект необходимо исправлять. Ну, а психолог уточняет развитие мыслительных процессов ребенка. Чаще всего легкие нарушения речи не сопровождаются нарушениями памяти, внимания, мышления и логики.

Любое речевое нарушение имеет собственную причину, а значит, и лечение, с помощью которого можно от него избавиться. Устранение причины возникновения дефекта становится первым и главным шагом на пути к выздоровлению ребенка. Главное, поддерживать его в этот момент и ни в коем случае навязчиво не исправлять его неправильное произношение. Даже занятия с логопедом должны приносить удовольствие, тогда и результаты работы не заставят себя долго ждать.

Что считать задержкой речи у ребенка? – видео

Нарушение речи у детей дошкольного возраста

В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения

По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:

  • в конце первого месяца грудничок не выражает голод или недовольство криком;
  • в четыре месяца младенец не улыбается, если взрослые разговаривают с ним;
  • в пять месяцев нарушения речи у детей проявляются отсутствием произношения звуков; малыши не ищут глазами предметы, на которые указали взрослые;
  • в семь месяцев младенец не произносит отдельные слоги, не реагирует на свое имя;
  • в девять месяцев малыш не говорит слова с одинаковыми звуками;
  • в десять месяцев не машет на прощание рукой;
  • в год не говорит осмысленно отдельные слова, не вслушивается в музыку, не исполняет элементарных просьб;
  • в два года не показывает на предметы, не произносит отдельные слова, не различает понятий «маленький-большой».

Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:

  • отоларингологу для проверки слуха малыша;
  • невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
  • детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
  • окулисту для проверки зрения;
  • логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.

Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.

Почему возникает речевое нарушение

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Какие бывают виды нарушений

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

Какие бывают группы нарушений

Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:

  • В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
  • Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
  • В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.

Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.

Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка

Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:

  • понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
  • проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
  • проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
  • начать коррекцию.

Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.

Профилактика нарушений

У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:

  • с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
  • не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
  • ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
  • в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
  • каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
  • читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.

Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.

Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.

Ссылка на основную публикацию