Цикл занятий: Страна Красивой речи

Путешествие в страну Красивой речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе

антонимов и синонимов.

4. Формировать представление о фантазии, развивать

целостное восприятие народных сказок, образное

представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Конспект итогового занятия

по развитию речи

детей старшей группы

«Путешествие в страну красивой речи»

Воспитатель Iкв. категории

«Путешествие в страну красивой речи».

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе

антонимов и синонимов.

4. Формировать представление о фантазии, развивать

целостное восприятие народных сказок, образное

представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к

Фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование:

Запись мелодии «волшебной музыки», мольберт с нарисованным замком, воздушный шар,

Вос-ль: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом. Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи.

(Включается сказочная музыка).

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Вос-ль: Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».

(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).

Вос-ль: Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

Ой, ребята, а здесь письмо!

( Воспитатель читает письмо).

«Дорогие любимые ноши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!»

Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

Вос-ль: Тогда, отгадайте загадку:

«Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это…»

Вос-ль: Только почему-то оно грустное? Злые волшебники и его заколдовали. Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

( Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку) .

  1. Задание «Назови ласково»

Воспитатель называет слово, а ребенок называет это слово ласково.

(Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук)

  1. Задание «Назови одним словом»

(Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка).

(Диван, стул, стол, кровать, шкаф).

(Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец).

(Марс, венера, земля, плутон, сатурн).

(Повар, шофер, плотник, продавец, врач).

3. Задание «Что лишнее? »

Заяц, комар, медведь, волк.

Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

Самолет, машина, корабль, стол.

4. Задание «Наоборот»

Большой- маленький, громко- тихо, грустный- веселый, высокий- низко, открыть- закрыть, легко- тяжело, сильный- слабый, тепло- холодно, чистый- грязный.

5. Задание «Назови признаки»

Матрешка из дерева, она….(деревянная).

Сумка из кожи, она….(кожаная).

Ручка из пластмассы, она …(пластмассовая).

Дом из кирпича, он …(кирпичный).

Блюдце из фарфора, оно…(фарфоровое).

6. Задание «Дополни предложение»

Цветут цветы, когда…(лето).

Наступила весна, потому что…(снег растаял).

Слово состоит из…(букв).

Предложение состоит из…(слов).

Физминутка «Игра с колокольчиком».

В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. (Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит- дети садятся на корточки).

Вос-ль: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! » А за это жители страны красивой речи подарили нам воздушные шарики, на которых вы сможете прилетать к ним в гости. Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка).

Вос-ль: Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Программа дополнительного образования “Страна красивой речи”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Старомайнский детский сад № 6

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Страна красивой речи»

Возраст детей 5 -7 лет (Старшая разновозрастная группа)

Срок реализации программы 1 год.

Павлова Ольга Александровна

Пояснительная записка.

Направленность программы: речевое развитие.

Речевое развитие детей дошкольного возраста, является одним из важнейших направлений дошкольного образования, так как имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. В настоящее время растет число детей, имеющих проблемы в становлении речи: скудность словарного запаса, нарушение звукопроизношения, трудности понимания обращенной речи и т.п., что в итоге может привести к сложностям освоения грамоты, чтения и, как результат неуспеваемости обучения в школе. К тому же дети с нарушениями развития речи имеют трудности в процессе социализации, ведь основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть речевым общением.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Связная речь – не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих нарушение речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказываний детей с нарушением речи характерны:

– нарушения логической последовательности повествования;

– нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

– возвращение к ранее сказанному;

– длительные паузы на границах фраз;

– отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям Стандарта речевое развитие детей, посещающих дошкольное учреждение образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Программа направлена на развитие речевого творчества детей через развивающие игры. За основу были взяты идеи Джанни Родари, который полагал, что воображение не есть привилегия избранных, им наделены все, и Танниковой Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок». Родители мало уделяют внимание на развитие связной речи, мало читают детям дома сказки так как игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Наша задача помочь ребенку раскрыть в себе талант сочинителя, и в этом могут помочь развивающие игры, созданные на основе сказочных сюжетов.

Программа разработана с учетом рекомендаций ФГОС ДО и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель программы: Способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста, используя различные методы и приемы формирования монологической речи ребенка.

Формирование монологической речи.

Обогащение и активизация речи детей.

Формирование способности к составлению рифмовок, загадок, небылиц.

Развитие творческого воображения.

Развитие самостоятельности и инициативности.

Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитание интереса к сочинительству.

Воспитание уважения к творчеству сверстников.

Отличительной особенностью программы является то, что занятия проводятся с использованием развивающих игр, способствующих развитию творческого воображения, и дают полную свободу мысли и фантазии ребенка. На каждом занятии воспитатель играет с детьми в одну-две развивающие игры, в процессе которой дети развивают фантазию, воображение, позволяющие им создавать собственные произведения.

Принципы построения программы:

Доступность, учет возрастных потребностей детей.

Систематичность и последовательность.

Наглядность – использование иллюстраций, видеоряда.

Учет индивидуальных способностей детей.

Комфортность – вера в возможности ребенка.

Принцип партнерских взаимоотношений.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут. Форма организации групповая – 5-6 человек.

Участники: Воспитатели, дети старшей группы, родители, логопед

Методы и приемы:

Игровые (развивающие, словесные, театрализованные игры)

Творческие и проблемные задачи.

Ожидаемые результаты:

1.Достаточно хороший уровень владения устной речью, умение связно выражать свои мысли.

2.Умение осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетание в предложении новых слов с уже знакомыми.

3. Высокий уровень развития речевой творческой самостоятельности.

4. Умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.

6. Быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

7. Самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.

8. Внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

Формой подведения итогов для воспитателей станет отчет в виде презентации о работе по дополнительной программе на РМО, итоговое родительское собрание в старшей группе с показом наглядного материала и подведением итогов за год по работе с программой.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Знакомство детей со сказками (чтение, беседы, рассказывание иллюстрации)

Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагаются задания:

-Упражнения на развитие словаря детей;

– Постановка проблемного вопроса поискового характера: «Всегда ли, зачем, почему, если бы?», пример « А если бы дед в сказке не потерял рукавичку, где бы зимовали герои?»

Упражнения «Заколдованный лес», «Тридевятое царство», «Сказочная дерев-

ня» формировать умения рассказывать о времени и месте, где разворачивается сюжет сказки

– Придумать новые названия для известных сказок, например «Колобок» придуманы были новые названия «Непослушный, Колобок», «Путешествие Колобка»

– Задания «Расскажи о любимом сказочном герое», «Сравни сказочных героев» учат описывать характер сказочных персонажей и описывать внешний облик.

После знакомства со сказкой предложить детям что – нибудь сделать: вырезать, склеить изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Кто помог деду вытянуть репку», «Кто жил в теремке?»

Отражение эмоционального отношения ребенка к художественным произведениям через аппликацию, рисование, лепку, изготовление атрибутов к драматизации.

Использование схематических изображений.

К сказке «Три медведя»: Придумай сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома у нее никого не было, как повели себя медведи?»

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным..»

Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях «Интервью у сказочного героя», «Беседа чудесных друзей» необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

– нести очень «тяжелый чемодан»;

– дотянуться до высоко висящего яблока, соврать его, откусить, оно кислое;

– передать друг другу веревку, произносить слово «Змея»

– «встретили друга» (улыбнулись)

– «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза)

– «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом)

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек – самоделок, записывали сказочные истории.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» для детей старшей группы

Наталья Оксова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» для детей старшей группы

Муниципальное детское образовательное

учреждение «Детский сад № 25»

Конспект

совместной непосредственно образовательной

деятельности воспитателя и детей старшей группы по развитию речи.Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитатель группы №11

Оксова Наталья Николаевна

Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.

• Расширять объем словарного запаса.

• Закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков.

• Закрепить знания о материалах и их свойствах.

Развивающие:

Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по ним объединять предметы в одно родовое понятие.

Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание.

Развивать воображение,

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

• Воспитывать желание помогать

Интеграция с областями:

• речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

• познавательное занятие

• речевое развитие.

групповая.

Занятияпо лексическим темам: «Домашние животные, транспорт, овощи,фрукты, посуда,мебель, предметы и материалы».

Работа над фонетической стороной речи.

Материалы и оборудование к занятию:

Солнце, лучики с заданиями, запись мелодии «волшебной музыки»,магнитофон,фонарик, письмо, картинки по темам, мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй, всем я говорю

Даже соседской кошке.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Ребята, мы с вами каждое утро играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом.

-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

(ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)

-Как много вы знаете, но это еще не все.

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

(Воздушный шар)

-Сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.

-А что такое фантазия?

(Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д).

-Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи.

(включается музыка).

Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

II Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это?

– Перед нами ворота, но мы не можем войти. Что же нам мешает?

(Воспитатель читает загадку)

-Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Чтобы открыть замок произнесем волшебные слова.

(упражнение с пальчиковой гимнастикой)

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

(соединяем руки в замок, переплетаем пальцы)

(Ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)

(Поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

(Раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по-прежнему сцеплены)

(расцепляем ладошки,разводим руки в стороны)

Замок открыли, молодцы!

Ой, ребята, здесь письмо!

(Читаем письмо)

– Дорогие, ребята 25 детского сада г. Кириши, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что у нас есть и дома, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать страну!

-Нужно помочь жителям страны.

– Поможем? (Да)

-Сначала нам надо отгадать загадку:

Среди поля голубого,

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Светит весело в оконце.

Догадались.? это. (солнце)

-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)

-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)

-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)

-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) —Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали лучики в разные стороны.

-А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)

-Давайте найдем их вместе!

-Чтобы расколдовать солнышко, надо выполнить задания и собрать все лучики.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением домашних животных)

Задание 1. С мячом

Назови детенышей.

(Дети становятся в круг. Воспитатель передавая ребенку мяч, называет животное, а ребенок его детеныша.)

У собаки – (щенки);

У свиньи –(поросята);

У коровы –(телята);

У лошади -… (жеребята);

У овцы -… (ягнята).

Лошади – в конюшне;

Коровы -. (в коровнике);

Свиньи – (в свинарнике);

Собака -. (в будке);

Телята – (в телятнике);

Кролики – (в клетке,крольчатнике)

(Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.)

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

Назови одним словом.

(Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом.)

Морковь, капуста, лук,огурец (овощи)

Яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)

Вишня, клубника,малина, смородина (ягоды)

Одуванчик, ромашка, роза, подснежник (цветы)

Дуб, береза, клен, рябина (деревья)

(Прикрепляем лучик.)

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

Сосчитай до пяти

Одна белая машина, две белые машины…пять белых машин;

Один красный автобус…

Одно резиновое колесо…

Один большой корабль…

Одна трамвайная остановка…

Один новый троллейбус…

Самолет, вертолет, орел, ракета.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Самокат, велосипед, гироскутер, ролики.

(Прикрепляем лучик.)

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

– матрешка из дерева, значит она деревянная.

– дом из кирпича – кирпичный.

– ваза из стекла – стеклянная.

– ложка из железа – железная.

– самолётик из бумаги – бумажный.

-сумка из кожи- кожаная.

-чашка из фарфора – фарфоровая

-бочка из дуба- дубовая

-кольцо из золота – золотое

Игра «Скажи наоборот»

(Прикрепляем лучик.)

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением дома, кухни)

Для чего они нужны?

Ложка- чтобы есть суп;

В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами.

Выходите, ребята, поиграем.

Раз, два,три, четыре,-

(дети поочередно загибают пальчики)

Много мебели в квартире.

(сжимают пальцы в кулачки и разжимают)

В шкаф повесим мы рубашку,

(руки в стороны)

А в буфет поставим чашку.

(поднимают руки вверх,подтягиваются.)

Посидим чуть-чуть на стуле,

Чтобы ножки отдохнули

А потом мы с котом посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(хлопки в ладоши)

(Прикрепляем лучик.)

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.

(В. светит на полоску со звуковым рядом)

-Ребята, а из чего состоят слова?

-На какие две группы делятся все звуки русского языка?

-На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки?

– Легко, свободно, поются, тянутся.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки (зубы, язычок, губы)

-Назовите их Б, В,Г,Д, Ж З и т. д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

Ваза,береза, гроза, мимоза – з

Листок, липа, лист, лодка – л

Жираф,жара,парад, гора,- р

(Прикрепляем лучик.)

-Ребята,мы нашли все лучики и расколдовали солнышко! Оно снова засияло в этой волшебной стране!

(яркое, лучистое,теплое)

– Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все!

-Наше путешествие подошло к концу, жители страны Красивой речи благодарят нас за помощь!

-А сейчас мы отправляемся в обратный путь.

(включается музыка).

– Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки, чувствуем дуновение легкого весеннего ветерка.

-Вот мы и вернулись в детский сад!

-Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)

1. Голицына Н. С. Конспекты комплексно тематических занятий.

2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. Комплексная методика подготовки ребенка к школе.

3. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа.

4. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 5-6 лет.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: – расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх. Задачи: – формировать умение классифицировать предметы; – упражнять.

Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну Красивой речи» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад № 46».

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» МБДОУ №5 ‹‹НАДЕЖДА›› город Дербент. Воспитатель: Муртузова.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой речи» Задачи: Образовательные: развитие речевого творчества; формирование умения обобщать, классифицировать; учить слышать и выделять противоположные.

Конспект занятия «Путешествие в страну красивой речи» Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

ООД по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи» Цель: продолжить работу над закреплением и обобщением знаний, полученных на логопедических занятиях. Задачи: 1. Формировать умения обобщать,.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Занятие по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение.

Открытое занятие по развитию речи “Путешествие в страну красивой речи”

Очень познавательное занятие с использованием здоровье сберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по развитию речи “Путешествие в страну красивой речи”»

закрепить навыки правильного звукопроизношения

Задачи:

Образовательные

Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;

Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

Формировать умения обобщать, классифицировать;

Развивающие:

Развивать диалогическую связную речь, образное представление;

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, музыкальная подборка, арка – врата сказочной страны, воздушный шар с письмом.

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу посреди зала)

Психогимнастика “Улыбка”

– Здравствуйте, ребята! Ключ, который открывает замки в душах людей, – это улыбка, так давайте же сейчас подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева).! Улыбнитесь гостям!

– Молодцы! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране Красивой речи, где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

(Звучит спокойная музыка. Дети выполняют определённые действия по ходу слов)

– В волшебство чтобы попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, волшебство, Ура!»

(Дети продолжают сидеть в кругу)

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи.

(Включается сказочная музыка)

-Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи)

– Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна.

(Встаём и перестраиваемся в полукруг)

( Дети перечисляют, что изображено на картине: красивый замок, яркое солнце, богатая зелень и т.д.)

– Ой, ребята, посмотрите, что это? Как в любой сказочной стране, на её границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте его откроем! а поможет нам пальчиковая гимнастика “Замок”!

(Дети, стоя в полукруге выполняют пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика “Замок”

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог,

Постучали и открыли!

– Вот и открылись волшебные ворота сказочной страны! Ну, что, заходим!

(Дети проходят сквозь ворота ближе к экрану)

– Здесь нас встречает разноцветная радуга, а вот и яркое солнышко! Давайте пойдём навстречу к солнцу, оно обязательно выведет нас к волшебному дворцу!

(Дети только собираются сделать первые шаги навстречу к солнцу, как звучит тревожная музыка и цветная картинка волшебной страны красивой речи становится чёрно – белой)

II. Основная часть.

(Слышится голос из экрана проектера)

«Здравствуйте, дорогие наши ребята! Пишут вам жители сказочной страны! Злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали его лучики и в этой прекрасной стране стало темно! Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё осталось без света и скоро погибнет! Помогите нам расколдовать нашу страну, а мы вас за это отблагодарим!”

– Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране Красивой речи стало тускло и безобразно! Солнышко совсем совсем загрустило! (Воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков) Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания!Поможем жителям этой сказочной страны?

-Тогда садитесь скорее на стульчики!

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. Все лучики разбросаны по группе)

I задание: А вот и первый лучик, слушайте задание:«Назови ласково»

(Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково)

Примерные слова: Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

– Молодцы, ребята, вы чудесно справились с первым заданием! Какое же второе задание?

II задание: “Видеосюжет”Нам нужно посмотреть видео сюжет, а после этого ответить на вопросы, приготовьтесь.

(Воспитатель включает видеосюжет о весне)

-О каком времени года говорилось?

-Какие признаки весны вы знаете?

-Весной тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, прилетают птицы, появляются первые цветы.

-Какие весенние месяцы знаете?

-Март, апрель, май

III задание: “Животные весной”

-Молодцы! А третий лучик нас спрашивает о том, какие животные просыпаются весной?

-Весной просыпается медведь, барсук, ежик.

-Правильно а я знаю одного очень интересного ежика. Давайте послушаем о нем сказку. А для этого нам понадобятся наши массажные мячики, наши верные друзья по развитию мелкой моторики рук.

(Воспитатель раздает детям маленькие массажные мячики.)

Су-джок терапия

– В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!

Зажать шарик в ладошке.

– Ну что ж, ребята, пальчики мы размяли, давайте немножечко отдохнём!

Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

IV задание:”Определи количество слогов”

(Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию с весенними первоцветами, он называет цветок, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

Цветы: подснежник, крокус, мать – и – мачеха, медуница, тюльпан, ландыш, нарцисс.

V задание: “Насекомые весной”

– Ребята, расскажите что происходит весной с насекомыми?

-Весной насекомые просыпаются, летают, порхают.

-А каких насекомых вы знаете?

Насекомые: капустница, лимонница, пчела, шмель, муха, муравей, клещ, божья коровка, майский жук.

(Дети перечисляют насекомых, чётко произнеся все звуки в каждом конкретном слове)

III Закрепление

-Ребята, вы молодцы, нашли все лучики и справились со всеми заданиями! Вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Давайте подойдём к нему поближе!

(Дети встают в кружок)

Какое оно? (Ответы детей)

Ауторелаксация

– Давайте сейчас все сядем, закроем глаза и представим, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

(Под спокойную музыку дети проводят самомассаж)

-Откройте глазки, посмотрите, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки:

-Молодцы, ребята, дорожки проложили! Ура! И в знак благодарности жители этой сказочной страны передали вам угощение, которое мы с вами попробуем чуть позже, а теперь давайте встанем в кружок!

IV Итог

(Дети встают в круг)

-Ну что ж настало время возвращаться домой!

А нам из волшебства чтоб вернуться:

Вкруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Что увидели не позабыть.

Дружно всем сказать пора:

«До свидания волшебство,

Нам домой пора». (звучит сказочная музыка)

-Вот мы и вернулись. Что вам больше всего понравилось, ребята? Какие у вас впечатления? (Ответы детей)

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

«Детский сад № 46 «Светлячок»

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

1. Организационный момент.

– Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

– Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,заводы,леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

– Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш город!

-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

– Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

– груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

– тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

– помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

– укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог. )

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

– самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик,

– велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Ребята,скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,

-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

-А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

– Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

– В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

– Матрешка из дерева…

– Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Блюдце из фарфора…

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

В: А на дереве , посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Сахар – соль

Чистота – грязь

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово – дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

-Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.

-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

-Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

– Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Конспект открытого урока-игры для младших школьников. Путешествие по стране красивой речи

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.
Описание материала: Данное мероприятие можно провести как внеклассное занятие или открытый урок по развитию речи. Данный игровой материал будет полезен педагогам – логопедам для работы с детьми, а так же подойдет в качестве развлекательного мероприятия в летнем детском лагере.

Цель:Интенсивное формирование речевого развития у детей.

Задачи:
• Развивать выразительность речи;
• Развивать внимание, логическое мышление, память;
• Развивать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, наряды для инсценирования потешек.

Предварительная работа: Изготовление жетонов, дипломов и призов для команд. Изготовление карточек и картинок с заданиями.

Организационные вопросы: детей поделить на команды, выбрать капитана каждой команды, дать командам название (совместно с детьми)
ХОД УРОКА:
Педагог:
Ребята, приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой речи. Красивую речь приятно слушать. Какую речь можно назвать красивой? (Правильную, понятную, четкую, яркую, богатую, выразительную, с правильно произносимыми звуками). Помогут нам совершить путешествие две команды. Представьтесь пожалуйста:
Первая команда. и ее капитан.
Вторая команда. и ее капитан.

Оценивать работу команд будет жюри (представление жюри)

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ – “ГОРОД ЗАГАДОК”

За каждый правильный ответ команда получит жетон. Команды отвечают по очереди:

Голубой платок,
Алый клубок –
По небу катается,
Людям улыбается. (Небо и солнце)
***
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова)
***
На припеке, у пеньков,
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)
***
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
***
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует
Бежим по воде. (Волны)
***
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
***

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая? (Вода)
***
Есть один такой цветок –
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка (Одуванчик)
***
Это книга непростая:
По ней буквы изучаю. (Букварь)
***
На дереве сидела
И сыр во рту держала,
А мимо хитрая лиса
Близехонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
***
Посмотри-ка, что за дом
Даже летом стужа в нем. (Холодильник)

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – “ДЕРЕВНЯ ЗВУКОВАЯ”
“ЗВУК “Ш””

Команды по очереди называют слова, в которых в начале, середине или конце есть звук «Ш». Выигрывает та команда, которая называет больше правильных слов.

Ответы:
(шпага, шпагат, шпик, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпаклёвка, шпала, шпаргалка, шлёпанцы, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шея, шлем, шлемофон, шматок, шмель, шнур, шнуровка, шнурок, шрам, штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штора, шторм, штраф, штаны, швабра, шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкатулка, шкаф, шкурка,каша, кашалот, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша, Катюша, кошка, кушак, клавиша, клуша, мешалка, мешанина, туша, душа, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка, капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, хорошо, кукушонок, мешок, тушёнка, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок, малыш, мыши, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, пеший, тишина, хорошист, ушиб, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, малыш, ковш, душ, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш)

“КТО ТАК ГОВОРИТ?”

Правильные ответы:
Воробьи (чирик-чирик)
Синицы (тинь-тинь)
Ворона (кар-кар)
Дятел (тррр-тррр)
Снегирь (дю-дю)
Клест (цок-цок)
Свирель (тюр-тюр-тюр)

ЭСТАФЕТА “ЖУКИ” И “КОМАРЫ”

Первая команда – это «Жуки». Ваша задача по очереди добежать до финиша и обратно, но не обычно, а «ЖУЖЖА» – то есть долго на выдохе говорить букву «Жжжж». Вторая команда – это «Комары», так же по очереди бегут до финиша и обратно, но только они «ЗВЕНЯТ» – долго на выдохе говорят букву «Ззззз». Потренируемся? Команда «Комаров» -«Ззззз»! Молодцы! Команда «Жуков» -«Жжжжж»!Молодцы! А теперь все вместе! Здорово! Теперь начинаем нашу звуковую эстафету! На старт. внимание. марш!

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ “СЕЛО СКОРОГОВОРКИ”

Скороговорки – это веселая словесная игра, шуточное произведение народного творчества. Главное в ней – научиться говорить быстро. В скороговорках фраза построена на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое и четкое произношение.

РАЗМИНКА.
Педагог проговаривает фразу несколько раз с нарастающей быстротой, дети повторяют за ним в том же темпе.
( “ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА” )

“СОРЕВНОВАНИЕ СКОРОГОВОРЩИКОВ”
Приглашаются капитаны команд. Задача медленно и громко произнести слова скороговорки, чтобы смысл был понятен всем. Затем по команде ведущего оба игрока произносят скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот , кто не допустил ни одной ошибки.
(«МЫ ЕЛИ, ЕЛИ ЛЕНКОВ У ЕЛИ
МЫ ЕЛЕ ЕЛЕ ЛЕНКОВ ДОЕЛИ»
)

“СЛОМАННЫЙ СКОРОГОВОРНИК”.
Команды садятся друг напротив друга. Ведущий тихо называет первым игрокам каждой команды скороговорку. Начинающие игру передают ее вторым, вторые – третьим и тд. Последние игроки встают и произносят скороговорку вслух .Выигрывает команда первая завершившая передачу текста скороговорки и не допустившая ошибки в ее окончательном произнесении.
(«ПЕС ПАЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН»)

ЧЕТВЕРТАЯ СТАНЦИЯ “СЛОВАРНАЯ”
Я буду читать вам небольшие стишки, а вы внимательно послушайте – все ли правильно я буду говорить. Если неправильно, подскажите нужное словечко.
• На прогулку мы пойти хотели, тапочки на голову надели (Шапочки)
• Мед мишутке надоел, он машины бы поел (малины)
• Был Алеша очень рад –очень вкусный был халат (салат)
• Танюша маме помогает, посуду в койку убирает (мойку)
• Сидела миска на шкафу и вдруг как прыгнет на софу (Киска)
• У хозяйки тети Оли не хватает в супе моли (соли)
• Карлсон в форточку влетел и четыре клюшки съел (плюшки)
• Героям мы медали дали , на грудь повесили педали (медали)

ПЯТАЯ СТАНЦИЯ “СИНОНИМОВ”
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Например:
Смелый — храбрый, отважный, неустрашимый, мужественный.
Восхищение- восторг, ликование, очарование, завороженность.

Командам выдается карточка со словами. Задача команд подобрать по 4 синонима к каждому слову, кто быстрее.

1. Прикольно (интересно , занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно)
2. Круто (отлично, потрясающе, здорово, отменно, прекрасно, знатно, замечательно)

Надеюсь эта станция вам помогла найти синонимы, которыми вы теперь будете пользоваться чаще.

ШЕСТАЯ СТАНЦИЯ “ГОРОД СКАЗКИ”
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пышный хвост – краса
Кто это? (лиса)

А сейчас мы на сказочной станции. Назовите сказки в которых присутствует лиса.
Каждая команда по очереди называет сказки, за каждую сказку – жетон.
(Лиса и петух, Заюшкина избушка, Лиса Алиса и котофей Иванович, колобок, теремок, лисичка со скалочкой и тд)

Ну что ж сказки о лисе вы знаете, а теперь вспомните, какие стихи, присказки и песенки в сказках озвучивает лиса
Каждая команда перечисляет:
• “Битый не битого везет”
• “Как выскочу, как выпрыгну пойдут клочки по закоулочкам”
• “Ах, какая хорошая песенка, только слышу я плохо , Сядь ко мне на носок да пропой еще разок”
• “Петушок, петушок, золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошка”

СЕДЬМАЯ СТАНЦИЯ – “ДЕРЕВНЯ ПОТЕШКИ”
Мы только что побывали в городе сказок, теперь нам пора в деревню потешки.
Каждая команда инсценирует потешку, заученную ранее. Жюри оценивает выступление команд.
Примеры:

Жюри подводит итоги, награждает команды.

Педагог:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, теперь все ребята будут стараться, чтобы их речь была красивой, выразительной, правильной. Всего доброго!

Приложение:
Шаблоны жетонов

Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений
статья по логопедии

Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений

С каждым годом растет количество детей с речевыми нарушениями. Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедическими методиками, но и применять компьютерные технологии, специализированные программы для детей с различными нарушениями в развитии.

При работе с речевыми патологиями необходимо уделять достаточное количество времени для коррекции нарушений дыхания, так как, без правильного дыхания, без долгого плавного выдоха невозможно корректировать речь ребенка.

Для формирования речевого дыхания используется метод биологической обратной связи (БОС). БОС – это способ перевода информации, получаемой с помощью специальных датчиков от тела человека, в картинку и звук.

Этот метод позволяет вырабатывать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, снижает напряжение работы дыхательной системы, восстанавливает баланс вегетативной системы, обеспечивает приток кислорода к периферическим системам и органам, к головному мозгу, позволяет почувствовать стабильность и покой. Особенность данного метода – это возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

На занятиях ребенок с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм.

Логотерапевтический комплекс БОС включает в себя компьютер с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

На занятии ребенок осваивает основной компонент речи-диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе на снижении частоты сердечных сокращений (на вдохе частота сердечных сокращений здорового человека увеличивается, на выдохе – уменьшается).

Противопоказаниями для применения данного метода являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • эпилепсия, повышенная судорожная готовность и грубые органические поражения головного мозга, сердечно сосудистой системы и эндокринные заболевания;
  • соматические и эндокринные заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания,
  • психопатии, психозы и психотические состояния.

Структура коррекционного курса по методу БОС включает в себя следующие этапы: ::

  • 1 этап – диагностический (1-2 занятия). Этот этап включает в себя обследование ребенка и составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.
  • 2 этап – информационно практический (1-2 занятия).
  • 3 этап – практический (8 – 11 занятий). Сюда входит постановка навыка (2-3 занятия); обучение навыку (3 занятия); закрепление навыка (3-5 занятий). На этом этапе у ребенка вырабатывают навык правильного дыхания, ведутся тренировки по правильному дыханию (вдох — носом, медленный выдох — ртом). Программа содержит игровые сюжеты «Столбик», «Заборчик», «Анимация», которые помогают вырабатывать требуемый тип дыхания. Ребенок, совместно с логопедом контролирует дыхание, пульс увеличивается на вдохе и уменьшается на выдохе, в это время на вдохе открывается часть картинки, на выдохе открывается другая часть изображения . Затем используются сюжеты «Полосы», «слайды», «жалюзи», когда ребенок контролирует свое дыхание только на выдохе. Вдох на экране не отображается, а картинка открывается только на выдохе.
  • 4 этап – формирование нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и речевого поведения (до 30 занятий). Используя, выработанный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания ребенок произносит звуки, слоги, слова, словосочетания, которые появляются на экране монитора в фазу речевого выдоха. Здесь в программе используются сюжеты «Открывание», «Строки», «Текст».

5 этап – заключительный (3-4 занятия). На этом этапе проводится заключительное контрольное обследование ребенка, и подводятся итоги коррекционного курса по методу БОС, фиксируется степень овладения новым речевым стереотипом.

Метод БОС обеспечивает нормализацию дыхания, стабилизацию психоэмоционального состояния у гиперактивных детей, максимальную координацию дыхания с артикуляцией, устранение избыточного мышечного тонуса, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог у заикающихся детей (работа должна проводится в комплексе с медикаментозным лечением назначенным врачом невропатологом).

Метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и способствует оздоровлению подрастающего поколения.

  1. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем.– СПб, 2001
  2. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.
  3. Сметанкин А.А.. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003:– (серия “Исцели себя сам”).
  4. Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.
Читайте также:  Организация логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы
Ссылка на основную публикацию