Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи

Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи

Автор: Хисямова Юлдуз Хайрулловна

Организация: ГБОУ Школа в Капотне учебный корпус «Моховой»

Населенный пункт: г. Москва

Автор: Евдокимова Елена Юрьевна

Организация: ГБОУ Школа в Капотне учебный корпус «Моховой»

Населенный пункт: г. Москва

Цель: формирование у родителей положительного настроя на совместную работу по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей младшего и среднего возраста посредством использования нетрадиционных технологий.

  • Расширить знания родителей о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;
  • Познакомить и заинтересовать родителей возможностями использования прищепок для развития детей.
  • предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
  • Развивать творческие способности родителей при разработке игровых упражнений с прищепками.

Оборудование: прищепки разных цветов, конфигураций.

Прищепка — специальный вид зажима, обычно использующийся для крепления предметов (например, одежды) к верёвке (например, бельевой).

Археологи относят момент возникновения прищепки к далеким первобытным временам. Женщины-хранительницы пещерного огня носили тогда подобие одежды. Им приходилось ее стирать и сушить над костром или на солнце. Тогда и была придумана прищепка. Она состояла из двух щепок, перевязанных высохшими жилами убитых животных.

Женщины использовали ее не только как средство для закрепления одежды на веревке, прищепка служила им еще и «заколкой» для волос, и своего рода пуговицами на теплой одежде.

В наше время прищепка производится двух моделей – с кольцом и с пружиной. Также существуют цельные прищепки.

Прищепка, выполненная из цельного куска дерева, носит также название «цыганской прищепки».

В настоящее время это изобретение вдохновляет скульпторов и дизайнеров. Так, в Филадельфии есть даже памятник прищепке.
Как у всякого памятника, у него есть своя легенда. Какой-то американец начал производить простые бельевые прищепки, затем разбогател на этом и. в благодарность поставил памятник Прищепке!

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т. д. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три. Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества. В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше на», «меньше на». Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приёмом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. Например, предложить ребенку прикрепить на полоску такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) цифре. Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

  • развитие мелкой моторики рук,
  • формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  • развитие чувства ритма;
  • развитие конструктивного мышления;
  • формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Как сделать игру:

1. Берём картон, желательно плотный и не очень толстый (я брала коробки из-под детского питания).

2. Распечатываем картинки.

3. Приклеиваем их на картон.

5. Ламинируем, чтобы дольше служили. Заламинировать можно скотчем.

6. Покупаем крепкие прищепки нужного цвета (лучше купить деревянные прищепки и покрасить их в нужные цвета).

Требования к проведению игр с прищепками:

  • Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними
  • объяснить правила пользования прищепками
  • перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)
  • при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному)
  • не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная) ;
  • не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов
  • игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
  • приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости
  • никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
  • недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
  • соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.

Игры для детей младшего возраста:

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите ребенку, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если ребенок научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок.

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Как играть:

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

«Солнышко»

В этой игре ребенок должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит ребенка открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.

«Цвета»

Покажите ребенку картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите ребенку прикрепить прищепки к предметам по цвету.

«Чей хвост»

Упражнять в умении подбирать животным соответствующий хвост и прицеплять.

Наверняка многие помнят, как в детстве мы увлеченно вырезали в садике или школе, а может и вместе с семьей, резные снежинки из бумаги. Процесс превращения обычного бумажного листа в изящную звездочку или причудливый цветок был похож на волшебство. Возможно, поэтому с момента появления первых новогодних игрушек, снежинки стали одним из самых популярных мотивов.
Из чего только не создают такие изящные украшения в виде кристалликов снега: фетр, нитки, картон, пластик, мех, пластик и глина. Но вряд ли вы когда-нибудь делали снежинки из прищепок. Да, как ни странно, из этого материала может получиться изящная снежинка в столь популярном сейчас экологическом стиле.

Мы с родителями и детыми группы №16 провели мастер-класс «Снежинка» из прищепок.

У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка… Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Давайте поиграем. Берите по одной прищепке в руки и на каждое слово стихотворения прищепкой «кусайте» каждый пальчик

«Пальчиковый массаж прищепками»
Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
После первого двустишия, меняем руки.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»

Пальчики мы размяли пора приступать к работе. Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы с клеем и ножницами

Разделить прищепки, соединить другими сторонами, все склеить и покрыть краской!

Заключение

По результатам нашей работы мы убедились, что действительно, попав с бельевой веревки в умелые руки, деревянные прищепки преображаются в необычные украшения, сувениры. С помощью несложных материалов и фантазии получаются оригинальные декорации; подвески на подарок, держатели для записок и даже подсвечники. Как часто нас окружают вещи, про которые мы знаем слишком мало.

Нам понравилось придумывать им вторую, более интересную жизнь.

Перед вами обычные деревянные прищепки. Правда, используются они совсем иначе. Пусть живут теперь в таком виде!

Главная цель использования прищепок в игре – это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга. Играйтесь с детьми! Развивайте их! Демонстрируйте им всё, что только Вы можете! Исключительно в этом случае можно все полноценно развить малыша! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Список литературы

  1. Работа с детьми над игрушкой/ Лабунская Г.В. , Пихтерева И.С. М.: «Издательство АПН» – 1962.-91с.
  2. Забавные поделки к праздникам/ Чырныши.И .В. – 2 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 192с.: цв.ил.- (Внимания: дети!).
  3. Поделки из орехов/ Г.И. Перевертень.- М.: ООО «издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер»2004. – 14[2] c. – (Поделки своими руками).
  4. Веселый мир прищепок / Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т.Д.».- 2004.- 31с.
  5. Удивительные прищепки/ Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т.Д.».- 2004.- 31с.
  6. Чудеса своими руками / Нагибина М.И.-М., -1997г.

Логопедическая выставка «Волшебные прищепки»

Уже давно доказано, что нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу довольно эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей школьного возраста, а особенно у детей с системным недоразвитием речи.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы логопедического воздействия, не требуя особых усилий, оптимизируют весь процесс коррекции речи детей – логопатов. Эффект применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того такие занятия помогают сделать учебный процесс более интересным и разнообразным.

Наличие специфических особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, и особенно у детей с системным недоразвитием речи убеждают в необходимости создания специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон двигательной сферы (общая и мелкая моторика, артикуляционная и лицевая моторика). Всем давно известно, что работа по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и всех ее функций, но и благотворно влияет на развитие высших психических функций-памяти, мышления, воображения, познавательной деятельности и др.

Долго думать не пришлось. Поблуждав по просторам интернета ко мне пришла гениальная идея по созданию целого комплекса по внеклассной работе логопеда. Эта деятельность включает в себя развитие не только общей и мелкой моторики рук, но и как следствие развитие высших психических функций — воображения, мышления, познавательной деятельности и др. Результат нашей работы мы с детьми решили оформлять в виде школьных выставок-на удивление и восхищение других учащихся и учителей школы. Возрастная группа учащихся, которая участвует в данной работе эти дети 1-7 класса. Большая часть этих детей обучается по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Первая наша выставка «Волшебные прищепки»

Да, да, тех самых, с помощью которых сушили белье! Занятия с этими прищепками очень увлекательные, и как выяснилось очень полезные! В работе используются бельевые прищепки разного цвета и размера. Смысл данного пособия заключается в том, что на картинке не хватает каких-либо деталей и с помощью прищепок эти детали восполняются. Безусловно, главная цель использования прищепок в коррекционной логопедической работе — это развитие тонких движений пальцев рук. Но если немного пофантазировать, то прищепки можно использовать практически на протяжении всего коррекционного процесса.

Вот несколько примеров занятий:

  1. Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

(Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста. При автоматизации звука, при развитии лексико-грамматических категорий и др.)

  1. Упражнения на закрепление сенсорных навыков направлены на обучение детей различать цвета, уметь называть их. (возьми красную (синюю, белую) прищепку).
  2. Упражнения на формирование или закрепления пространственной-ориентации – право-лево и др.(возьми красную прищепку и прикрепи ее в правом верхнем углу картинки).
  3. Упражнения на закрепление математических представлений-больше-меньше, столько-же и др.(возьми 2 синих прищепки и прикрепи их возле 2-х красных).
  4. Упражнения на развитие творческого воображения-придумывание несуществующих персонажей и смешных историй- способствуют расширению и активизации словаря, развитию памяти и внимания.
  5. Вполне оправдано использование прищепок в разыгрывании сценок с детьми младшего школьного возраста. Дети передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.
Читайте также:  Создание рукописной книги с детьми с ЗПР

Все задания с прищепками можно усложнять, использовать несколько приемов одновременно. Даже если потом они будут долго лежать у вас в коробочке-поверьте сам процесс по созданию подобного пособия-это увлекательное время препровождения с детьми. Вот, что у нас получилось.

Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Находясь на стыке наук логопедия лечит словом. Важно помнить роль человечности и милосердия в оказании качественной помощи пациентам. Деятельность опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии, важнейшим из которых является:

  • понимание человека как высшей социальной ценности.
  • принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • превращение инвалида (не трудоспособного человека) из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности.
  • демократизм в отношениях логопеда и пациента.
  • индивидуализация в работе на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья человека и уровня его физической подготовленности, индивидуальных, характереологических особенностей организация личностного обучения в группе.
  • активное социальное обучение в целях педагогической коррекции.

Среди особенностей личности больного человека в формировании внутренней картины болезни особое внимание следует обратить на возраст пациента.

Практика показывает, что у пациентов нашего отделения на первый план во внутренней картине болезни выступает эмоциональная сторона — боязнь одиночества, страх смерти.

При инвалидности развившейся в среднем возрасте — отсутствие трудоспособности, болевая сторона, внутренней картины болезни обычно затушевывается (вытесняется), и на первый план выступает информативный аспект — понимание больным течения болезни и ее последствий. Причем преобладают не столько опасения за нарушения здоровья, сколько тревога за возможные социальные последствия заболевания, такие ка смена работы, специальности, уменьшения заработной платы, установление группы инвалидности, разлад в семье, а иногда опасения за жизнь, ощущение «вакуума» мозга.

Этот возрастной аспект формирования внутренней картины болезни должен рассмотреть и учитывать педагог работающий в условиях здравоохранения.

Так же на аутопластическую картину болезни существенное значение оказывает темперамент личности.

Особенности акцентуации личности, преморбид и темперамент те ключи к сердцу пациента в нашей работе, которые позволяют повысить эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Являются важнейшими качествами личности в значительной мере определяющими отношение человека к трудовой деятельности, болезни, инвалидности.

Это индивидуальные свойства личности определяющие ее со стороны силы и динамики нервных процессов. Наша индивидуальность обусловлена особенностями нашего темперамента (холерик,меланхолик и т. д) и акцентуации (шизоид, истероид и т.д), так как эти качества личности весьма устойчивы и присущи человеку от рождения.

От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, психический темп, ритм и интенсивность деятельности, он одинаково проявляется во всех аспектах жизни.

Известны четыре основных типа темперамента.

Отмечено, что сангвиники уравновешенные и сильные склонны к легкомысленному отношению к заболеванию, но их подвижность умение хорошо адаптироваться в сложных жизненных ситуациях является положительным качеством.

Холерик сильный неуравновешанный тип с преобладанием возбуждения тяжело переживает болезнь и инвалидность, поскольку они ведут к ломке привычного образа жизненого стереотипа переходя от отчаянии до неоправданного оптимизма. Пациенты с таким темпераментом упорны, но конфликтны, им необходимо именно в эти моменты поддержка.

Флематик сильный, уравновешенный, инертный стресс встречает, как бы не прочувствовав создавшеюся ситуацию. Молчаливы, своими сложностями не делятся, максимально пытаясь сохранить жизненный уклад, настойчиво лечатся.

Наиболее трудно взаимодействовать с пациентами с меланхолическим типом темперамента -слабый, инертный, неуравновешанный. Оставаясь внешне спокойными тяжело встречают известие о болезни, ранимы чрезвычайно, глубоко переживают, но в глубине души, не выражая внешне и вида не подадут, что обижены и охвачены паникой. Склонны к увеличению важности сложившейся ситуации. Важно работая с ними определить установку на формирование реальной жизненной перспективы, повышение веры в свои силы, благоприятный исход заболевания.

Однако качество темперамента при анализе психологических свойств не следует переоценивать потому как в болезни и инвалидности личность выступает как единая целая система, включающая не только тип нервной системы, характер, интеллект, установки, но и ценности и идеалы, мотивацию, наличие близких людей, систему взаимодействий в семье.

Модель созданная самим больным и зависящая от многих факторов, может обуславливать прогноз, активно участвовать в формировании компенсаторных механизмов и в конечном счете влиять на процесс инвалидизации, а так же выбору возможности восстановления утраченной функции.

Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Инструментарий

Программы обучения

Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход

Телесная SOLWI терапия и холистический массаж. Феноменологический и экзистенциальный подходы в работе с телом

Практика танцевально-двигательной терапии в работе с ЛГБТ+ клиентами

Скоро

27-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

Всероссийская научная конференция «Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности»

VII Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Жизнь будет лучше, чем мы хотели!»

XV Международная зимняя школа по психологии состояний (ЗПШ-2021)

Международная научно-практическая заочная конференция «Культура, наука и искусство в истории и современности»

Особенности психологического консультирования онкологических пациентов

Автор

Практические подходы в области психотерапевтического консультирования на разных этапах онкологического заболевания начали формироваться с середины прошлого века. Основными направлениями работы психосоциальных служб в Англии, Германии, Японии, Польше стали духовные и экзистенциальные потребности пациентов на разных этапах – от профилактики онкологических заболеваний до смерти.

Эффективность психотерапевтического консультирования онкологических пациентов, доказанная в мировой практике, получает подтверждение в практической работе российских психологов, работающих с онкологическими случаями. Не менее важным считается психологическое сопровождение родственников и близких пациентов, а также врачей и персонала учреждений, предоставляющих медицинскую помощь онкологическим больным.

Можно выделить три направления работы окнопсихолога: пациент, семья пациента и медицинские работники.

К сожалению, ставка психолога для медицинского учреждения в нашей стране пока что воспринимается, как никчемная роскошь. Так сложилось исторически. К тому же, врачи, медицинские сестры и младший медицинский персонал зачастую отвергают значимость работы психолога. Встроиться в медицинский коллектив, завоевать доверие, донести суть и возможности работы психолога в рамках учреждения – первый этап профессиональной деятельности медицинского психолога, работающего в клинике. Второй этап – коррекция и профилактика профессионального выгорания и вторичной травматизации сотрудников.

Психологическое сопровождение в онкологии имеет свои особенности и носит эклектичный характер, включающий элементы экзистенциальной, когнитивной и поддерживающе-экспрессивной терапии. Психодинамическая и когнитивно-поведенческая модели эффективны в работе с медицинским персоналом. Элементы межличностной психотерапии могут использоваться в групповой работе с родственниками больных.

Формы работы онкопсихолога основываются на общепринятых методах коррекции и зависят от физического состояния больного.

Целью консультирования в онкопсихологии является адаптация к изменениям в жизни пациента, связанным с тяжелым заболеванием, то есть воссоздание картины жизни, поиск ресурсов и контроль над психической травмой.

Обычно разделяют такие этапы заболевания, как профилактика, постановка диагноза, лечение, восстановление, ремиссия, рецидив, паллиативная и терминальная стадии. Особенности работы существуют на каждом этапе заболевания пациента. Каждый этап заслуживает особого рассмотрения в отдельной статье.

Общим для консультирования онкологических пациентов является факт осознания близости собственной смерти. Переживание такого осознания зависит от особенностей личности пациента и стадии адаптации к заболеванию, на которой он находится. Одни замещают, другие вытесняют, третьи сопротивляются. Четвертые принимают. В любом случае, работа онкопсихолога связана с такой непременной составляющей цикла жизни, как смерть. Умение сохранять эффективность работы в среде, насыщенной переживанием страха смерти, боли и потери близких требует особых навыков и специальной подготовки психологов.

В ходе подготовки к работе онкопсихолога необходимо проработать собственное отношение к смерти, подкрепить гуманистическое отношение к больным, выработать устойчивые навыки неагрессивного и необвинительного поведения в конфликтной ситуации, интроспекции, эффективной утилизации собственных негативных переживаний. В рамках этой специализации особенно важно понимать, что профилактика эмоционального выгорания позволяет продлить собственную профессиональную жизнь. Кроме интроспекции онкопсихолог просто обязан обеспечить себя поддержкой профессионального сообщества, запрашивать супервизию, посещать Балинтовские группы.

Одной из особенностей в работе онкопсихолога являются подлинные отношения искренности и доверия между консультантом и пациентом, так как физические и нравственные страдания обычно резко снижают уровень невротизации личности. Общение с человеком, по-настоящему принимающим неизбежность собственного ухода из жизни, то есть зрелой личностью – самое ценное в работе для личности самого психолога. Это не часто встречается, но в онкологии чаще, чем где либо еще.

Работу онкопсихолога можно описать как поиск ресурсов. Поиск психологических ресурсов пациента, родственников пациента, персонала и врачей, самого психолога. Наиболее востребованные задачи нашей работы – утилизация негативных переживаний, связанных с ситуацией рака (расчистить внутренне пространство), а также распознавание и использование ресурсов пациента (заполнить внутреннее пространство) для поддержания качества жизни, сколько бы этой жизни ни осталось.

Девиз онкопсихолога можно было бы сформулировать так «Важно не как долго, а как именно».

М.В. Вагайцева – ГКУЗ «Хоспис №1», АНО «ЦСПП «Второе дыхание», кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, ведущая семинар-практикум «Онкопсихолог: мотивация и особенности работы».

Психологическая помощь онкобольным

Психологическая помощь требуется не всем онкобольным, но многим. Традиционно в нашей стране моральную поддержку возлагали на онколога, и это правильно — только специалист даст исчерпывающие разъяснения больному раком, но онкологу не хватает времени заглядывать в душу пациента, где часто происходит неладное.

  • В чем заключается психологическая помощь для онкобольных
  • Как работает медицинский психолог
  • Основные проблемы и этапы реакции на заболевание
  • Значение психологической помощи во время борьбы с раком
  • Что делать, если вы недавно узнали, что больны раком?
  • В каких случаях стоит обратиться за помощью психолога?

В чем заключается психологическая помощь для онкобольных

Рака боятся больше всех других заболеваний, между тем от сердечно-сосудистой патологии погибает каждый второй и чаще всего внезапно. От рака тоже умирают, но не внезапно и даже не через несколько месяцев, только этот факт не уменьшает страха и смятения, накрывающего человека, узнавшего о злокачественной опухоли. Страх смерти и страданий деморализует и заставляет думать то, что никогда не придёт в голову здоровому человеку.

Психологическая помощь заключается в моральной поддержке для скорейшего возвращения к душевному балансу, к спокойному и даже деловому отношению к жизни, воспринимать рак не трагедией со скорой гибелью, а как хроническое заболевание, которое не только трудно и долго лечится, но и излечивается.

Психолог помогает увидеть реальное состояние и начать системное преодоление неприятностей со здоровьем. Сначала разговор со специалистом очищает душу от дурных мыслей, постепенно заполняя её боевым настроем на лечение, а после завершения терапии направляет на поиск своего места в новой жизни. Психологическая формула для каждого заболевшего раком: понять, принять и жить дальше.

Как работает медицинский психолог

Задача специалиста — мобилизация онкобольного на эффективную жизнь без излишнего негатива. В арсенале медицинского психолога, работающего с онкологическими больными, множество специальных методик, но прежде всего, специалист анализирует тип личности и на основании выводов готовит индивидуальный план коррекционной работы с пациентом. Российские медицинские психологи называют себя онкопсихологами, зарубежные чаще — психо-онкологами.

Ведущие элементы помощи — общение и направление мыслей больного в позитивное русло, органично дополняемые методиками преодоления страха и депрессии, оставления обид в прошлом и поиска ресурсов для дальнейшей жизни.

В некоторых тяжелых случаях депрессии и агрессивного отношения к себе может потребоваться участие психиатра и назначение лекарственных препаратов. В большинстве ситуаций для коррекции состояния специалисту достаточно личного, онлайн или даже телефонного разговора.

Основные проблемы и этапы реакции на заболевание

Узнавший про рак человек проходит пять эмоциональных этапов различной выраженности и продолжительности, не обязательно следующих в указанном ниже порядке. Некоторые этапы могут продолжаться считанные минуты, другие затягиваются или появляться тогда, когда их, казалось бы, и быть не должно.

Читайте также:  Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (второй период обучения)

Шок — это «удар» по психике, может быть, как в виде оглушения, так и резкого эмоционального всплеска — истерики. Как правило, развивается сразу же после получения информации о злокачественном заболевании, но возможен во время лечения, когда болезнь прогрессирует и срывает планы на лечение и прогноз — выбивая «из седла». Длительность шока зависит от личности, сильные быстро приходят в себя, мнительные и тревожные могут погрязнуть в ступоре на несколько дней.

Отрицание — это защита, когда не готов признать невероятное — «этого не может быть, потому что невозможно». Отчасти конструктивная стадия, в которой начинается поиск чужой ошибки — в клинике перепутали снимки, анализы не мои, врач не разбирается. Отрицание подгоняет к поиску консультанта, некоторые люди готовы тратить на «второе мнение» силы, уйму средств и времени. Единицы на недели и месяцы впадают в полное отрицание болезни, не брезгуя походами к знахарям и экстрасенсам. Затянувшаяся стадия отрицания требует психологической помощи.

Агрессия — тоже защита, но диагноз уже понят и частично принят, начинается «перемалывание косточек». Это может быть аутоагрессия —”мне говорили не курить и обследоваться, сам себя сгубил, так и получай за это«. Агрессия против себя может привести к самоубийству — «не смог правильно выстроить свою жизнь и заболел, такому не надо жить». Агрессия против близких — «если бы я не вышла за него замуж, не делала аборты, то и не заболела». Агрессия против врача — «год назад был на диспансеризации, почему он не увидел рака». В этот период человеку нужно выговориться и лучший помощник в этом — онкопсихолог.

Депрессия — самоуничтожающая реакция психики. Больной замыкается в своих ограниченных мыслях, ему ничего не нужно — «оставьте меня в покое, всё кончено, дайте умереть». Депрессия не всегда заметна окружающим — человек успокоился, не капризничает — «пусть отдохнет, он такой стресс пережил, не будем ему мешать». Такая реакция «отказа от всего» может быть очень продолжительной и способствовать распространению рака за счёт значительного снижения иммунитета. Депрессия позволяет легкий расчет с жизнью — самоубийство. Соучастие психолога в этой стадии обязательно и крайне необходимо.

Принятие — это не смирение, а понимание, что есть болезнь и надо начинать лечение. Есть понимание, что начинается другая жизнь и прожить её по-старому уже не получится, но это также и время активных действий, и принятие лечения как необходимости.

Психологическая помощь способствует купированию негативных эмоций и быстрейшему приходу к конструктивным действиям с принятием болезни как данности.

Значение психологической помощи во время борьбы с раком

Все знают, как пессимистическое мировосприятие отражается на здоровье, плаксы и нытики вечно больны и эффект от терапии любого заболевания меньше, впрочем, сами пессимисты на хороший результат и не рассчитывают. Исследования показали, как депрессивное состояние мешает терапии и способствует распространению опухоли. Не все механизмы прогрессирования удалось расшифровать на биохимическом уровне, но от этого не менее весомы доказательства объективного отражения настроения на результатах терапии.

Как результат авторов лечебной методики, настроенных только на победу своего детища, никогда не воспроизводится последователями — эффективность всегда будет ниже, так и настрой онкобольного на хороший результат уменьшает процент осложнений и повышает эффект. Исключение составляют фанатично настроенные больные, потому что их психика заставляет организм продуцировать избыточное количество биологически-активных веществ, как правило, они видят не то, что в реальности происходит с их организмом.

Ноющие и не верящие в лечение добиваются своего. Жизненный пример: больная раком сомневается в пользе профилактической химиотерапии и сразу после её завершения выявляется метастаз, а женщина успокаивается — «дождалась своего». Дальнейшее лечение проходит уже на другом психологическом фоне и эффективность не заставляет себя ждать.

Коррекционные психологические методики помогают адекватному восприятию реальности и настрою на активное лечение, что не может не сказаться на результате.

Что делать, если вы недавно узнали, что больны раком?

Если вы уже начали лечение, то можете не волноваться — вы преодолели все пять стадий стресса и приняли своё новое состояние.

Если вы лечитесь и начали строить планы на будущую жизнь, пусть не на год, но на месяцы — вы сильная личность, скорее всего, время для психологической помощи ещё не пришло.

Если вы не уверены в правильности противоопухолевой терапии— поговорите с лечащим онкологом, но заблаговременно подготовьте ему список важных для вас вопросов. Часто шок не позволяет вникнуть в суть информации — слова пролетают мимо, как только вы осознаете, что пропустили что-то важное, надо вернуться к разговору, вам требуется чуть больше времени для понимания и подробная беседа с онкологом поможет снять внутреннее напряжение. Не исключено, что для обретения уверенности вам нужно получить «второе мнение», запишитесь на консультацию и не забудьте взять список вопросов.

Если и после беседы с онкологом у вас «душа не на месте», записывайтесь на консультацию к психологу, а мы вам поможем получить её как можно быстро.

Если вас тревожит отсутствие гарантий результата лечения, ваша воля парализована страхом ожидания химиотерапии или операции — медицинский психолог поможет понять, что в этой жизни нет ничего вечного, уверенность в завтрашнем дне зиждется не на следовании предсказаниям «линии жизни», а на ощущении неповторимости каждого мгновения жизни и проведении адекватного объема терапии.

Если вас беспокоит не только результат терапии, но и как вы будете выглядеть после лечения и как к изменениям вашей внешности отнесутся окружающие, стоит ли говорить о заболевании посторонним и как ваша болезнь повлияет на карьеру, если перед каждым анализом вы впадаете в ужас — вам медицинский психолог просто необходим. Не бойтесь консультации специалиста, дело которого — помочь вашей душе обрести спокойствие и уверенность.

В каких случаях стоит обратиться за помощью психолога?

По-хорошему, консультация психолога не повредит никому: ни онкологическому пациенту, ни его волнующимся близким, переживающим практически те же негативные эмоции и прячущими свои горестные чувства от больного.

Считается, что сильной личности нет необходимости в душеспасительных беседах, но вы уверены, что относитесь к сильным, может быть, вы ошибаетесь? Если вы сильный человек, то специалист подтвердит ваш личностный тип, что только добавит вам уверенности в себе и пойдёт на пользу в трудный период.

Не уверенные в себе онкологические больные обязательно должны получить свою порцию моральной поддержки, разрешить душевные сомнения и выработать новые жизненные цели.

Конечно, об особенностях клинических событий при прохождении хирургического вмешательства или химиотерапии нужно узнавать у онколога, никто другой не знает тонкостей медицинских процедур и, тем более, возможных осложнений. Но не каждый онколог способен снять и даже распознать тревожность пациента перед важным лечебным этапам, с беспокойством и неуверенностью в завтрашнем дне идут на психологическую консультацию.

Родственников больного должен насторожить пропуск им обследования без объективной причины, и скорее, обусловленный страхом неприятных находок. Намеренное неисполнение врачебных рекомендаций — показательный симптом отрицания своего заболевания. Блуждание по ночам, несвойственный ранее аппетит или, наоборот, отказ от еды — симптомы тревожности. Со всем этим сладить без помощи специалиста, вероятно, когда-нибудь удастся, но лучше раньше войти в душевный баланс и помочь своему выздоровлению.

После завершения лечения рака нередко человек не может найти своего места в жизни, ему неизвестно как примут возвращение к труду его коллеги и начальники, при оформлении инвалидности или пенсии трудно не впасть в отчаяние от обрушившегося одиночества и избытка свободного времени. Принять свою новую жизнь и сделать её полноценной и радостной поможет профессиональны онкопсихолог.

Нам очень важно провести вам оптимальное и самое современное лечение, но мы хорошо знаем, что отчаяние не помощник в борьбе с раком, поэтому всегда готовы предложить нашим пациентам квалифицированную психологическую поддержку и наше искреннее внимание.

Онкопсихолог: С диагнозом «рак» одни живут, а другие маются

Читайте также
  • Петербургский онколог: Революция в онкологии свершилась не для всех пациентов
  • “Я с тобой”. Петербурженкам с диагнозом “рак” помогут пациентки, победившие эту болезнь
  • Анализы на COVID-19: Как получить более точный результат

Ужас и паника парализуют человека, услышавшего диагноз «рак». Он остается в своем персональном аду в полном одиночестве. Но ему можно помочь. Кто это делает и как, «Доктор Питер» узнал у Маргариты Вагайцевой, клинического психолога НМИЦ онкологии им. Петрова, директора Ассоциации онкопсихологов Северо-Запада.

– Вы помните своего первого онкологического пациента?

– Это был мужчина преклонных лет, который согласился принять участие в исследовании в рамках моей диссертации. В ходе этой работы мои надуманные представления о том, что всем онкологическим пациентам поголовно нужна психологическая помощь, пошатнулись. Оказалось, не всем. По нашим и мировым исследованиям, около 60% обычно спонтанно, самостоятельно справляются с проблемой. 30% помощь была бы полезна. И 10% нуждаются в медикаментозном сопровождении врачей-психотерапевтов.

– Как понять, кому нужна немедленная психологическая помощь?

– Это слышно и видно. Любой профессиональный психолог сразу увидит и беспокойство, и тревогу. Бывают в жизни проблемы, которые пришли и не уходят. И качество дальнейшей жизни зависит от того, насколько человек приспособился к сложившейся ситуации. Дезадаптанта видно и слышно: он зафиксирован на проблеме, старается либо избегать ее, либо зациклен на ней. Другие области жизни остаются закрытыми. Это влияет на суждения, на взаимодействия с окружающими и образ жизни. Онкологический пациент может жить полноценной жизнью даже в хосписе. Вот одни живут, а другие маются. Также и в состоянии ремиссии – одни работают, путешествуют, радуются жизни, а вторые судорожно боятся рецидива. Главную роль здесь играют особенности личности, которые и позволяют менять отношение к болезни.

– Есть мнение, что «рак — болезнь печальной души», даже некоторые медицинские светила утверждают, что рак — заболевание психосоматическое (в переводе с греческого психо — душа, сома – тело).

– Это заблуждение. Нельзя говорить о единственном факторе, который запускает болезнь. Те, кто верит в подобные мифы, в основном, борются с собственными страхами. С середины прошлого века этот вопрос пристально исследовался за рубежом. Было проведено множество серьезных исследований. В результате в Международном классификаторе в разряде психосоматических заболеваний рака нет. Если говорить о взаимодействии психики и онкологического заболевания, надо помнить, что психика «штука вторичная», она лишь часть организма, отражающая внешние и внутренние процессы. В психосоматическом заболевании взаимосвязь психогенного фактора и соматического проявления должна быть быстрой и прямой. Например, как при астме или псориазе. Вот такой быстрой и прямой взаимосвязи при формировании онкологических заболеваний не выявлено. Мой опыт работы в хосписе № 1 говорит о том же. Заболевают очень разные люди с очень разной судьбой. Среди них есть абсолютно не травмированные предыдущими жизненными событиями. Убеждена, психика, скорее, отражает некий системный сбой. К примеру, раньше я была терпима к тому, что мне наступали на ногу в общественном транспорте, а потом вдруг решила, что весь мир на меня ополчился. Вот такая эмоциональная ослабленность может быть одним из симптомов заболевания.

– Еще один популярный стереотип, который внушают онкологическим пациентам, – «мысль материальна, поверь в себя, радуйся и исцеление придет…». Работает такая установка?

– Это то, с чем я бесконечно имею дело, — в хосписе – меньше, в Центре онкологии им. Петрова – больше. Люди считают, что если они плачут и расстраиваются, это усугубляет их положение. Но тот, кто советует вытеснить, то есть забыть свою болезнь, просто скверный психолог. Во-первых, это невозможно. Во-вторых, игнорировать свое заболевание вредно, онкологическая настороженность должна сохраняться даже в ремиссии. По большому счету, от этого иногда зависит выживаемость.

Я давно и регулярно участвую в школах пациентов, которые проводит МОД «Движение против рака». В зале может находиться 60-90 человек. Все они имеют отношение к онкологическому заболеванию: кто-то болел, кто-то родственник пациента. Иногда я провожу эксперимент – задаю вопрос: «Кто из вас думал, что может заболеть раком?». Руки поднимают единицы. И оказывается, что у этих людей был повод так думать — кто-то в семье болел, кто-то впечатлился смертью известного человека.

Читайте также:  Развитие связной речи у детей с ЗПР

На самом деле мало кто живет с мыслью о том, что он может заболеть. Хотя бессознательно человек знает о себе больше, чем осознает. Например, если в организме что-то происходит, человек может не понимать, что именно, но какое-то внутреннее ощущение недовольства, беспокойства возникает. А миф о том, что «мысль материальна» – это бытовой вульгаризм.

– Мужчины и женщины по-разному воспринимают болезнь?

– Важны особенности личности, а не гендерные отличия. Но в структуре какого пола представлены те или иные особенности в большей степени? Люди одного и того же типа имеют схожий рисунок реагирования. По моим наблюдениям, мужчины больше боятся смерти, утраты себя. Женщины традиционно больше сосредоточены на другом объекте, чем на себе. Но это все достаточно общее представление. Женщины нарциссического типа, полностью зацикленные на себе, тоже встречаются. Вообще чаще мы видим астеничные либо истерические реакции на болезнь. Истерики плохо контролируют напряжение, они его все время сбрасывают, поэтому помощи не просят. Астеники соберутся решать задачу, а потом постесняются сказать, что им тяжело.

– А если человек отказывается от лечения или бежит к бабкам-колдуньям?

– У нас нет задачи переломить личность пациента. Мы не можем ничего ему запретить. Это никак не поможет. Проинформировать особым образом, пошатнуть деструктивную позицию мы можем. Но и это не всегда эффективно. Встречается латентная психопатия, с которой ничего не сделаешь. Но тогда мы переходим в фазу общения с родственниками и помогаем им принять пациента таким, какой он есть, и снять с себя чувство вины и гиперответственности. И как раз это помогает иногда преодолеть сопротивление пациента и помочь ему принять решение лечиться проверенными методами.

Единственная в России Ассоциация онкопсихологов зарегистрирована в Петербурге. Она состоит из 22 человек. Все они практики, действующие психологи городских стационаров и амбулаторий. Идея создания ассоциации в том, чтобы отстаивать внятную научную позицию в вопросах онкопсихологии и поддерживать друг друга.

– В каждом стационаре должен быть свой онкопсихолог?

– И не один. В идеале – целая бригада. Два-три психолога, психотерапевт. Есть расчеты на штатную единицу, они редко выдерживаются, но в последнее время ситуация меняется, все большие онкоцентры более-менее заботятся об этом. Онкопсихологов наконец-то признали. Но все зависит от доброй воли руководителя организации, который понимает необходимость работы медицинских психологов и выделяет для этого деньги из бюджета клиники.

– Врачи могут оказать психологическую поддержку? Надо ли учить врачей правильно обращаться с пациентом?

– Конечно, врачи — наша целевая аудитория. Но доктор идет на сотрудничество с нами, только когда сформировался запрос. Есть программа, нацеленная специально на работу с врачами и персоналом больницы в Центре онкологии имени Петрова. Другое дело, что учить надо вовремя. Сейчас мы сотрудничаем с СПбГМУ им. Павлова, планируем организовать факультатив для студентов – будущих онкологов.

Хирург-онколог Андрей Павленко, почти два года боровшийся с раком желудка, и умерший 5 января, часто говорил, как необходима пациентам профессиональная психологическая помощь. Даже он, опытный врач, после операции по удалению желудка, впал в депрессию и был вынужден обратиться к психологу.

– Существует какая-то методика, позволяющая оценить эффективность вашей работы?

– Ничего пока нет. Никаких стандартов и протоколов. В Ассоциации онкопсихологов мы как раз это обсуждаем. В хосписе есть внутреннее положение о деятельности медицинского психолога, в котором я прописала все, чем занимаюсь, и издала в виде брошюры.

– Как выучиться на онкопсихолога?

– Сейчас речь, скорее, идет о курсах повышения квалификации уже действующих психологов. Какое-то движение в плане обучения студентов есть в СПбГУ на факультете психологии, в медицинском университете имени Мечникова. В Центре онкологии имени Петрова председатель нашей ассоциации и корифей направления Валентина Чулкова давно открыла программу повышения квалификации врачей и психологов. В «Иматоне» есть мой вводный семинар, а также семинар моей коллеги. Мне интересно работать с целевой аудиторией — врачами, которые поработали и уже имеют представление, зачем им нужна онкопсихология.

– Зачем?

– Как правило, они уже столкнулись с онкологическим пациентом на приеме и ощутили профессиональную беспомощность. Потому что в онкопсихологии есть свои особенности. Все социальные психологи научены преодолевать ситуацию: пациент пожаловался на проблему, с ним поработали, вопрос исчерпан. Этого в онкопсихологии никогда не будет, потому что ситуация в болезни непредсказуема.

– Существует какая-то конечная цель у онкопсихолога?

– Как правило, онкологический пациент приходит с чрезвычайно высоким уровнем напряжения. Единственное, чего мы можем добиться, и чаще всего этого бывает достаточно, – выровнять его эмоциональное напряжение. А дальше у каждого – свой запрос. Например, фантомная боль, и тогда психолог уже работает в этом направлении.

Принципы оказания психологической помощи в онкологии

Психологическая помощь должна стать неотъемлемой частью комплексного лечения онкологических больных.

По мнению В.А. Чулковой [2004], такая помощь может осуществляться по нескольким взаимосвязанным направлениям (рис. 12.3).


Рис. 12.3. Психологическая помощь в лечении онкологических больных [Чуйкова В.А., 2004; с изменениями].

Изменение общественного мнения посредством всех средств информации

Известно, что среди населения бытует мнение о фатальности «рака» и сам диагноз представляется нередко в ореоле «приговора» смерти без оговоренного срока. Поэтому главная задача в изменении общественного мнения состоит в «демифизации» рака.

А это значит освободиться от стереотипов, развеять загадочность болезни и сделать более открытым обсуждение проблем больных. В настоящее время все большее число людей оказываются рядом с болезнью (болеют родственники, друзья и знакомые, соседи и сослуживцы) — важно научиться жить с этим заболеванием.

Сообщения в средствах массовой информации должны строиться не в форме запугивания населения, которое и так испытывает сильнейший страх, нередко мешающий людям своевременно обратиться к онкологу. Для этого нужна взвешенная и правдивая информация о заболевании, о трудностях и возможностях лечения.

При этом необходимо опираться и на положительные результаты лечения, возможно, с привлечением бывших пациентов. Только таким образом можно постепенно избавить людей от страха перед раком и изменить их отношение к заболевшим людям.

Создание общественных организаций для оказания социальной и психологической поддержки онкологическим больным

Примером является грандиозная волонтерская программа «Reach to Recovery» («Путь к выздоровлению»). Эта организация появилась в Нью-Йорке (1952), когда никому неизвестная до той поры больная раком молочной железы по имени Terese Lassei своим спонтанным порывом способствовала ее появлению сначала в США, а затем распространению по всему миру (более 33 стран).

В наши дни бывшие больные раком молочной железы физически и эмоционально здоровые на настоящий момент, проходят специальный отбор, обучение и тренинг, и затем, используя свои личный опыт и приобретенные знания, оказывают социальную и психологическую поддержку болеющим женщинам.

Филиалы этого движения есть и в России («Надежда», С.-Петербург). Создание общественных организаций отвечает изменившемуся менталитету больных и является показателем стремления к сотрудничеству со специалистами по преодолению последствий лечения и повышению качества жизни онкологических больных.

Так, в Международной конференции по лечению рака молочной железы, регулярно проводимой с 1997 года в Канаде, наряду с профессионалами участвуют и бывшие пациентки.

Помощь психотерапевтов и медицинских психологов

Психотерапия онкологических больных позволяет улучшить их эмоциональное состояние и тем самым снизить психологические последствия заболевания и повысить качество жизни.

Цель психотерапии состоит в оказании помощи больным в принятии болезни, в возможности жить и лечиться в условиях заболевания и быть способными адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, используя внутренние ресурсы личности.

Онкологическим больным индивидуальная и/или групповая психотерапия должна проводиться на протяжении всего процесса лечения, с учетом психологических проблем, возникающих на каждом этапе лечения, а также личностных особенностей конкретного пациента.

В начале лечения больше времени уделяется работе с состоянием больного (выражение чувств, снижение тревоги и страха, овладение навыками релаксации). В дальнейшем акцент ставится на принятии ответственности за свое здоровье и создании качественно нового отношения к жизни (повышение самооценки, психологическая переработка ситуации заболевания как качественного увеличения знаний о себе и своих возможностях, понимание «личностного смысла» заболевания, обращение к духовным аспектам человеческой жизни). Из всех типов контроля наиболее эффективен когнитивный (переосмысление своих жизненных ценностей).

Поведенческий контроль (попытка воздействовать на случившееся определенными действиями: соблюдение диеты, режима дня и пр.) также позволяет добиться улучшения, хотя и не в такой степени.

Терапия расстройств психики проводится с учетом стадии заболевания, последствий специального лечения и перспективы для больного.

Сюда входит:

A. Терапия средой (природа, дом, окружение родных, пробуждение духовности),

Б. Терапия присутствием (принцип разделения боли и проблем больного с врачом).

B. Индивидуальная терапия (рациональная, суггестивная, групповая). Рациональная психотерапия проводится обычно в форме индивидуальной беседы, необходимым условием которой является создание неформальной, доверительной обстановки. Это достигается недирективным стилем руководства беседой, отсутствием жесткой регламентации, возможностью для больного высказаться, многообразием тем и т.д.

Получить психотерапевтический эффект чаще всего помогают жизнеутверждающий характер беседы, фиксация внимания на успехах современной онкологии и роли больного в достижении эффекта лечения.

Суггестивная психотерапия, основанная на внушении и самовнушении, не должна содержать какого либо отрицания факта наличия заболевания. Главная цепь суггестии — достижение успокоения больных, выработка уверенности в способности справиться с болезнью, в возможность радикального излечения и т.д.

Г. Арттерапия (лечение средствами искусства и самовыражением в искусстве) заключается в переключении внимания больного на креативные (творческие, созидательные) способы регулирования внутреннего мира и т.д. Такой вид психотерапии называют еще отвлекающей.

В основном используют музыкотерапию, различные варианты трудотерапии, коллекционирование и др. как в виде отдельного психотерапевтического воздействия, так и в комбинации с другими, особенно внушением.

Терапия психотических вариантов изменений в психике с наличием расстройств сознания имеет преимущественно соматогенную направленность. При этом лечебные мероприятия включают дезинтоксикационную терапию, глюкокортикоиды при явлениях отека мозга, нейролептики и транквилизаторы (галоперидол. аминазин, реланиум) для снятия возбуждения и тревоги, антидепрессанты (амитриптилин) при депрессивных состояниях.

В упорных случаях целесообразна консультация психиатра. Выявлена также эффективность использования психотерапии в программах противоболевого медикаментозного лечения онкологических больных, особенно с фантомными болями.

Таким образом, психотерапия необходима большинству онкологических больных, так как она несомненно повышает качество их жизни и, вероятно, влияет на ее продолжительность. В этой связи использование психотерапии в онкологии требует дальнейшего развития.

Разработка образовательных программ для врачей и медсестер

Профессии врача и медсестры по предмету труда относятся к типу «субъект-субъект», тогда как при обучении в высших и средних медицинских учреждениях используется преимущественно естественнонаучная модель «субъект-объект». Субъектами являются будущие врач и медсестра, изучающие объект медицины — болезни. При этом зачастую не учитывается, что болезни возникают у людей, которые также являются субъектами.

Указанное противоречие порождает немало трудностей в практической работе врача и медсестры. В профессиях типа «субъект-субъект» необходимым требованием является умение общаться, устанавливать контакты, поддерживать взаимодействие, чувствовать состояние других людей.

Следовательно, работа врача и медсестры складывается из двух взаимосвязанных видов деятельности: собственно медицинской и коммуникативной. Именно умелое сочетание этих видов деятельности является залогом их успешной работы.

В существующих программах обучения врачей и медсестер нет специального раздела по подготовке их как специалистов, занимающихся коммуникативной деятельностью. Этот пробел чаще всего восполняется требованиями соблюдения норм деонтологии, а также обращением к жизненному и профессиональному опыту врача или медсестры, но этого, как показывает практика, явно недостаточно для эффективной работы, особенно в онкологической клинике.

Очевидно, что для врачей и медсестер необходима образовательная программа по психоонкопогии, включающая лекции и психологические тренинги.

Это способствовало бы осуществлению целостного подхода к лечению больных и тем самым повысило бы качество их лечения, а также увеличило бы умение врачей и медсестер справляться с собственными стрессами.

Угляница К.Н., Луд Н.Г., Угляница Н.К.

Ссылка на основную публикацию