Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи

Коррекционно-развивающие игры с детьми подготовительной группы с ОНР
Тема: «С прищепками играем – речь развиваем»

Цель: развитие тонких движений пальцев рук; создание весёлой атмосферы и хорошего настроения у детей.

Задачи:

развивать мелкую моторику рук дошкольников;

– развивать коммуникативную функцию речи, воображение;

– закреплять сенсорные навыки и пространственные представления;

– формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
– развитие чувства ритма;
– развитие конструктивного мышления;
– формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Оборудование: Предметныекартинки; прищепки разного цвета; коробка; поднос; картинки с цифрами; игрушки; магнитофон.

Ход игры:

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь вечер было хорошее настроение.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, вы внимательно её послушайте и обязательно отгадаете:

– На веревке пальцы,
Держат одеяльце. (Прищепки.)

– Хотите с прищепками поиграть?

– Сейчас наши прищепки будут «говорящими». Потренируем наши пальчики. Возьмите по прищепке.

Дети (назвать имена двух) расскажут диалог воробья:

– Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А дети (назвать имена двух) про волка и лису:

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
– Лизавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела,
Голова пока цела.

(Дети передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тематическая цепочка».(Дети, прикрепляя прищепку к прищепке, называют предмет одной лексической темы: например «Мебель» – диван, кровать, кресло, шкаф…. или «Посуда».) Брать ту тему, которая детям уже знакома.

Обратить внимание детей, на игрушки в разных сторонах группы. Провести игру: «Кот или собака?» Одной половине детей крепится прищепка на левый рукав, другой – на правый рукав. Кот собирает свою команду, тех. у кого прищепка на правом рукаве, а собака свою команду. Под музыку дети собираются к «своей» игрушке.

Воспитатель: «Ой, у нас кукла Маша сидит, скучает. Как вы думаете почему? (на ней прищепки). Она хочет с вами поиграть». Предлагает детям отцепить прищепку от разных частей одежды, передавая куклу друг другу, и составляя предложение, рассказать, где она находится.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, у вас на столе картинки, изображающие какой-то предмет – надо доделать недостающие детали предметам и рассказать: – какую часть предмета они доделали? (рассказ детей стихов о предмете) – какого цвета прищепки использовали и сколько прищепок понадобилось? (Например, чтобы сделать уши, хвост или ноги мне понадобилось2,3 или 4 прищепки). Затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок.

Воспитатель: Дети, а кто может придумать и рассказать, что произошло с предметами, к которым мы прикрепляли прищепки? Я вам помогу, начну рассказывать, а вы продолжите.

«Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло и тепло. Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела. Подумайте, что я могла увидеть».

(Дети составляют рассказы: светило солнце, летали стрекозы и бабочки, бежал ежик, набежала тучка, пошел дождь и т.д.)

Итог игры: Вы все молодцы. Внимательно слушали задания, правильно их выполняли, вместе у нас получился замечательный рассказ. Расскажите своим родителям о сегодняшних играх с прищепками.

Список использованных источников:

  1. Фадеева Ю.А. Игры с прищепками творим и говорим.– М.: ТЦ Сфера, 2011;
  2. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОНР// Дошкольная педагогика. – 2006. – №5

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Совершенствование речевого развития на коррекционных занятиях обучающимися, имеющими речевые нарушения посредством использования игр с прищепками “

Методическая разработка

Автор: Ахсянова Наталья Юрьевна, учитель-логопед, МАОУ СОШ п. Сорум, поселок Сорум, Тюменская область

Ахсянова Н.Ю. Учитель-логопед МАОУ «СОШ п. Сорум»
Совершенствование речевого развития на коррекционных занятиях

обучающимися, имеющими речевые нарушения

посредством использования игр с прищепками
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я.А. Каменский Те, кто работают с дошкольниками, знают, что большинство из них испытывают различные трудности в НОД (слаборазвитую мелкую моторику, трудности пространственной ориентировки, невнимательность рассеянность, слабо развитую память, низкий словарный запас и т.д.). Но есть такие дети, которые испытывают специфические трудности на занятиях. К ним относятся воспитанники с особенностями в развитии различного характера (речевого, психологического, физиологического, интеллектуального). Работа с дошкольниками, как нормально развивающихся, так и, имеющих проблемы в речевом и общем развитии показала, что необходимо улучшение их двигательных, речевых и познавательных способностей. Эффективность любого занятия с детьми зависит от условий их проведения, наличия наглядного материала, организации образовательного пространства, профессионализма педагога и многого другого. Каждая встреча должна приносить детям не только пользу, но и радость. Дошкольнику будет интересно и он не устанет, если будет менять свое положение в пространстве. Он не отвлечется, если занятие будет, доступно, понятно и самое главное интересно.
Исходя из вышеизложенного
целью
моей работы стало: создание занимательной системы игр, которая способствовала бы совершенствованию мелкой моторики, развитию как речи, так и других трудностей у дошкольника. Для этого необходимо:  Разработать игры с доступными и привлекательными для детей материалами.  Систематизировать игры и упражнения по целям и задачам. Ведущим средством реализации моей разработки является игра с прищепкой. Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько
задач
, которые направлены на то, чтобы:  Развивать мелкую моторику, а именно силу и ловкость пальцев рук.  Развивать пространственных ориентаций.  Расширять словарный запас дошкольника и стимулировать речевую активность.  Развивать произвольность внимания, зрительную и слуховую память.  Формировать конструктивное мышление.  Закреплять правильное произношение звуков в речи.  Обучать дифференциации звуков в слогах и упражняться в слоговом анализе и синтезе. Формируя тем самым положительный настрой на совместную работу с взрослым. Исследование профессора-физиолога М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. По ее мнению есть все основания рассматривать кисти руки, как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, вызывают у ребенка огромные трудности. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе образовательного воздействия.
Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно объяснить детям, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать им рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.
1. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.

«Ленточки»
Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.
«Массажист»
При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Или можно выполнить такое упражнение: поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук. Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, Скажу тебе: «Кыш!»

«Рассказчик»
Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Предлагаем детям, ритмично открывая и закрывая прищепку, проговаривать слова, например: Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает
2. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в

словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд»
Ребенок надевает на верхний край листа ДВП (картона), закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….
«Сделай сам»
Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции:  надень эту прищепку слева от…  надень эту прищепку справа от…  надень эту прищепку между … и т.д.
«Скажи сам»
Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
3. Использование прищепок при закрепление лексического материала

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет.
«Художник»
Даем ребенку силуэт зайки без ушек. Это зайчик. У зайчика не хватает ушек и он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки. Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.
Тема «Насекомые»
Очень наш жучок устал – Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал, Показал нам ножки. На ромашку у ворот Опустился вертолёт- Золотистые глаза, Вот она и стрекоза. Здравствуй, Божья коровка, Ты по травке ползёшь ловко! Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Тема «Овощи»
На фигуры овощей (свеклы, лука, моркови) крепим прищепки зелёного цвета – это ботва. Урожай мы собирали И ботву всю оборвали. Мы листочки прикрепляем – Сразу овощи узнаем.
4. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.

«Посмотри – запомни»
На край прямоугольного листа картона или ДВП, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.
«Чего не стало?»
На край листа картона или ДВП ребенок надевает 3 (4,5,6. ) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?»
Ребенок надевает на край листа картона или ДВП 3 (4,5,6. ) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.
5. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.

«Веревочка»
Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Дети по показу нанизывают прищепки одного размера на веревку средней толщины.
Усложнение — дети действуют только по словесной инструкции; можно изменять толщину и длину веревки, изменить размер прищепок, надевать прищепки только левой рукой.
Варианты заданий в игре «Веревочка»:
«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка) «Кто быстрее наденет 10 прищепок?» «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая». «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.» «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.». «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)» «Надень большие прищепки на толстую веревку, а маленькие – на тонкую»
«Украсим коробочку»
Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки. Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой и правой рукой или одновременно
Варианты заданий к игре «Коробочка»:
«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5. ) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4. ) прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую». «Надень прищепки с цифрами по порядку от 1 до 10».
«Линеечки»
Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке. Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой;
использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера;
Варианты игр с линейками

Читайте также:  План-конспект внеурочного занятия по курсу 'Говори правильно'

«Колючий треугольник».
Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера. Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.
«Продолжи ряд».
По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая-синяя или большая-средняя маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.
«Коврик».
Держа прямоугольную линейку в левой руке, правой рукой ребенок надевает прищепки по краю каждой из четырех сторон линейки. Имитация бахромы коврика. Можно усложнить – чередуя цвет или размер прищепок.
«Парочки».
На нижнюю сторону линейки-прямоугольника надеты разные прищепки (от 5 до 10). Ребенку предлагается надеть на верхнюю сторону этой же линейки такие же прищепки, располагая их в той же последовательности. Можно дать образец ряда прищепок на верхней стороне линейки. Тогда ребенок должен надеть прищепки на верхнюю сторону линейки.
6. Использование прищепок в автоматизации изолированного звука

Звука «Ж»
Овал с помощью прищепок превращается в усатого жука. Попутно закрепляем с ребенком и произнесение звука “Ж”: “Я на ветке сижу, звук Ж все твержу: Ж-Ж-Ж.

Использование прищепок в автоматизации в слогах и чистоговорках
Жу-жу-жу, жу-жу-жу– я ежа Вам покажу. Жа-жа-жа-, жа-жа-жа– вот и несколько ежат.
Использование прищепок в автоматизации звуков в предложениях
Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками. Например: «Солнце согревает землю жаркими лучами. Желтые цыплята клюют пшено. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце кошка Мурка».
Использование прищепок в автоматизации звуков в загадках

Ёжик
Возьмите полукруг, нарисуйте сбоку глазки, носик, ушко и загадайте загадку: “Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молочка они хотят”. Ну что, отгадал? Конечно, да! Вот только полукруг, пусть даже с носиком и глазами, мало похож на ежика. Вот тут и приходят на помощь прищепки. Из них получаются замечательные иголки! Ребенок будет с удовольствием закреплять прищепки-иголки в том месте, где должны быть иголочки.
Использование прищепок в автоматизации звуков при заучивании

стихотворений
Когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Не бывает рыбки. Мёрзнет зайка на опушке, Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи.
7.Использование прищепок в логопедических играх на развитие

Игра «Звуковые домики»
Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета. Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.
Игра «Звук и цвет»
Для игры понадобятся прищепки трех цветов и карточки со слогами. Задание: Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные – прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, логопед называет слог (или односложное слово), например, «да». Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух. Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.
Игра «Слова с прищепками»
Взрослый произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.

Игра «Смотри не ошибись!»
Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки. Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.
Игра «Поставь ударение»
Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами слов. Логопед, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.
Игра «Определи, какой звук в слове (твердый-мягкий)»
Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки. Задание. Определить, твердый или мягкий звук на карточке, и прикрепить нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
Игра «Предложение
» Оборудование: прищепки, карточка с предложением. Задание. Произнести предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).
8. Использование прищепок в подвижных и малоподвижных играх

Игра «Поймай жука»
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите детям, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем.
Соревнования
Кто больше прицепит прищепок на заготовку за определенное время. А можно просто цеплять их на одежду, украшая ее таким образом, или превратиться, например, в ежика с колючками-прищепками.
Аналогично можно поиграть: Кто быстрее снимет прищепки?
Игра «Салочки»
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины, например, как в этой игре. Для нее понадобятся прищепки зеленого, желтого и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего цветка). Выкладываются заготовки на листочек и говорит: «Смотри малыш, цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка». Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки. В это время можно приговаривать: «Капай дождик веселей. Нам цветочек ты полей!» После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветочка и желтые по краям его сердцевины.
Вывод:
Опыт работы по использованию прищепок показал, что игры с ними вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Будет ли ребенку интересно? Проверьте сами…

Занимательные игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В последнее время, все актуальнее встает проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50 % детей в дошкольном возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Ежегодно среди детей пяти-, шестилетнего возраста, посещающих ДОУ, различные нарушения речи, по данным ПМПК, выявляются у 75 % дошкольников от общего числа детей 5-7 лет [1, с. 4].

Нарушения речи неизбежно приводят к низкому уровню подготовки к овладению чтением и письмом, т.е. различным видам дисграфий. По высказыванию Л.Г. Парамоновой: «Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста» [3, с. 6].

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от движений пальцев рук, позволяющих снять напряжение, улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь [4, с. 47].

И. Кант, великий немецкий мыслитель, сравнивал руку с головным мозгом. Современные педагоги заинтересовались проблемой сформированности тонких движений пальцев рук в связи с прямой зависимостью уровня развития речи детей от степени этой сформированности. Опыты и обследования проводили сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН Л.В. Фомина, М.М. Кольцова [5, с. 23].

Опираясь на данные исследования, педагоги (Т.С.Комарова, А.Г. Хрипкова, Е.В. Мальцева и др), считают необходимой задачей подготовки к школе, письму развитие «ручной умелости». Оно предполагает и усвоение определенных знаний, умений, навыков, которые «обслуживают и содержательную, и моторную, и двигательную стороны письма».

А.В. Антонова в книге «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи» также обращает внимание на трудности, связанные с овладением письмом: «… детям тяжело писать, появляются боль и дрожь в кистях рук. Это связано со слабым развитием тонкой координации пальцев рук» [5, с. 9-10].

Проведя анализ различных авторских методик и подходов, направленных на укрепление мелких мышц кисти, развитию гибкости и подвижности пальчиков рук, мы остановились на использовании в работе с детьми, бельевых прищепок разного цвета, размера и формы. Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице [6, с. 4]. Детям предлагаем «дорисовать» прищепками крылья, иголки, хвосты, или ритмично открывая и закрывая прищепку проговаривать слова, например:

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает [6, с. 5].

Или можно выполнить такое упражнение: поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это зайчик. У зайчика не хватает ушек. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.

Читайте также:  Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию грамматического строя речи старших дошкольников с НВОНР

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять «Тематические цепочки» ряды слов. Например, составить ряд слов по теме «Транспорт» – автобус, трамвай, грузовик; «Посуда» – сковорода, стакан, блюдце, тарелка…и т.д. Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов.

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т.д.

Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различие предметов (поле, острота зрения, глазомер), интенсивно формируются именно в 5-7 лет. Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу по развитию пространственных представлений именно в дошкольный период. Параллельно с работай по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

Когда ребенок освоится с выполнением простейших упражнений с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве. Например: упражнение «Снаружи – внутри». На прищепках изображения разных насекомых (птичек, зверушек) – в зависимости от темы занятия. Попросите ребенка прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи (внутри) ведерка. Или игра «Клоун». Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку и т.д.). Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

Можно прикрепить к прищепкам предлоги-символы и, в зависимости от лексической темы и инструкции педагога (над березой, около пня и т.д.) и располагать прищепки на соответствующих картинках.

Дети с удовольствием выкладывают определенный сюжет (по инструкции педагога), по которому можно составить рассказ или пересказать текст. А в старшем дошкольном возрасте могут сами придумать определенный сюжет и составить по нему рассказ. Используя сказочных персонажей из прищепок, можно превратить рассказывание сказки в игру-драматизацию. Такие задания развивают творческие способности у детей.

При работе над звукопроизношением мы часто используем упражнение «Укрась дерево листьями» или «Солнышко и тучка». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его листочком. Работая над дифференциацией аппозиционных звуков, педагог, предлагает ребенку «украшать» дерево (тучку и солнышко) прищепками двух цветов. При работе над автоматизацией звука подбираем шаблоны животных, в названии которых, слышится этот звук. Например [Л]: Лось, воЛк, беЛка, козёЛ, Лошадь и т.д. Параллельно ведётся работа по лексической теме: «Дикие и домашние животные». Просим ребёнка, назвать животное и сказать к какому виду оно относится. Или например: автоматизация звука [Р]: коРова, жиРаф, носоРог, баРан, бобёР. А когда будет идти работа над дифференциацией звуков [Л-Р], можно объединить две эти группы.

Можно предложить детям поиграть в игру «Чья цепочка длиннее?», «Где спрятался звук?», выполнить звуковой анализ слова с помощью прищепок.

Упражнения с прищепками вполне приемлемы в процессе автоматизации звуков в предложениях и тексте. Подобные упражнения помогают не только разнообразить работу, но и действительно ускоряет процесс автоматизации звука в спонтанной речи. Например, при проговаривании текста ребенок выполняет определенные манипуляции с прищепками. Данный процесс довольно сложный, но в тоже время увлекательный.

Тучки очень скучные,
Потому что тучные.
Когда плачут тучи,
Тучам чуть-чуть лучше.

Перед тем, как перейти к заучиванию текста, ребенок рассматривает картинку, «дорисовывает» сюжет, а затем, переходит к непосредственному проговариванию текста.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

Список литературы:

  1. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
  2. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Половникова О.А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О.А.. // Логопед – 2012. – № 10. – С. 47-49.
  5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи.
презентация к уроку ( группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №56»

Октябрьского района г. Саратова

Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи.
Многофункциональное пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

I квалификационной категории

С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук – ручной и речевой моторики. Специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

При работе с дошкольниками, очевидными становятся трудности, которые испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать,… Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Работа с дошкольниками, имеющими различные проблемы в речевом и общем развитии показала, что необходимо совершенствование их двигательных и познавательных способностей.

Дошкольные педагоги, развивая моторику пальцев рук, широко используют различные приемы и методики. В частности проводят игры с прищепками.
Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей.

Воспитанники проявляют особый интерес к играм с разноцветными прищепками. Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Прищепки лежат в разноцветных коробочках и контейнерах в удобном месте для детей, привлекают их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.

Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье всем.

Как показывает опыт работы, времени на изготовление игр и пособий катастрофически не хватает. И каждый из нас находится в постоянном поиске: что бы такое придумать, чтобы детям было интересно и нам – логопедам, педагогам помогало в игровой форме решать множество задач образовательного и развивающего характера.

Сама по себе идея использования прищепок для развития мелкой моторики рук не является новой, но я предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и решению следующих целей и задач для коррекции и развития речи:

  • Развитие и обогащение лексико-грамматических средств речи:

– согласование существительных с числительными ( одна иголка, две иголки ….. , одна капля, две капли……. один луч, два луча ……. и т.д.); ,

– образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ( белка-белочка, иголка-иголочка, солнце-солнышко, луч-лучик, туча-тучка, лук-лучок, хвост-хвостик, стрелка–стрелочка, дождь-дождик, капля-капелька … и т.д.);

– обогащение активного словаря

словами-действиями: белка – бегает, скачет, собирает …., ёжик – идёт, стелет, шуршит ……, туча – плывёт, висит, бежит, ползёт ……, лук зеленеет, растёт……. ;

словами-признаками : морковь – сладкая, длинная, большая…. лук – осенний, острый, горький, крупный, мелкий…., белка – шустрая, рыжая, трудолюбивая…. ёжик – колючий, маленький, серый….. .

– использование простых предлогов (на хвост, над землёй, под землёй, по земле, по дереву, по веткам, в норе, по небу ……);

– составление предложений по показу действий и творческих рассказов, сказок по представлению;

– закрепление знаний по лексическим темам : «Овощи», «Дикие животные» и другие.

  • Развитие фонематического восприятия:

– автоматизировать поставленный звук в словах, фразах;

– закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

– закреплять умение выделять нужный звук в слове; количество звуков в слове;

– местоположение звука в слове;

  • Развитие пространственного гнозиса и праксиса;

– разместить прищепки с одинаковым промежутком, там, где это нужно («шерсть» – на хвосте белочки, «колючки» – на спинке ёжика, лучики на солнышке и т.д);

– разместить прищепки, используя несколько уровней по высоте и длине ;

  • Развитие математических способностей:

– закрепление навыков счёта,

– употребление порядковых числительных,

– закрепление геометрических форм;

  • Развитие зрительного восприятия:

-развивать навыки целостного восприятия;

– различения и соответствия цветов и оттенков;

  • Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие памяти: повторить или выучить с детьми стихи, загадки, чистоговорки о том предмете, с которым работает ребёнок.

Это пособие легко изготовить в короткий срок, не требует дополнительных затрат, можно усложнять, и самое главное – можно дополнять новыми персонажами! Необходимое оборудование: картинки, «посаженные» на картон, цветные прищепки.

Формы работы с пособием: индивидуальная и подгрупповая.

Список используемой литературы:

  • Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н «Развиваем руку ребенка».Москва 2004г.
  • Безруких М.М. «Леворукий ребенок» Москва 2002г.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва 1990г.
  • Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» Москва 2002г.
  • Мальцева И. «Упражнения для пальчиков» Москва 2001г.
  • Макарьев И. «Если ваш ребенок левша» С-Петербург 1995г.
  • Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург 2000г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это.

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков.

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос.

Консультация для родителей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви.

Занятие «Дидактические игры с прищепками»

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: Вырезанный из картона круг желтого цвета, прищепки желтого цвета.

ХОД ИГРЫ: В начале игры загадать загадку:

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит …..(солнце)

После того как дети догадаются, что это солнце, необходимо взять желтые прищепки прикрепить к солнышку, сопровождая действия заучиванием стихотворения:

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели.

ЦЕЛЬ: Учить выделять и называть основные цвета, производить выбор по величине и слову; формировать умение чередовать по цвету и величине. МАТЕРИАЛ: Шаблон солнца или вырезанный круг желтого цвета, прищепки большие – желтые, маленькие – красные.

ХОД ИГРЫ: В начале игры загадать загадку:

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит …(солнце)

После того как дети догадаются, что это солнце, необходимо прикрепить к солнышку прищепки по величине, цвету, сопровождая действия заучиванием стихотворения:

Солнышко утром рано встаёт,

Лучики тянет – тепло нам дает.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, памяти, речи, способствовать расширению и активизации словаря детей.

МАТЕРИАЛ: Шаблон цветка с разной серединкой, прищепки разных цветов (желтые, красные, синие, белые, зеленые, маленькие, большие и т. д.)

ХОД ИГРЫ: Раздаём детям шаблон цветка. Ребенок выбирает прищепки такого же цвета, какая серединка у цветка (кружок) и прикрепляют их по кругу, проговаривая слова:

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, памяти, речи, способствовать расширению и активизации словаря детей.

МАТЕРИАЛ: Шаблоны цветов, прищепки основных цветов.

ХОД ИГРЫ: Детям предлагается прикрепить недостающие части в рисунке прищепками, сопровождая действия заучиванием небольших стихотворений:

Во дворе растут цветы,

Желтый, красный, голубой

Выбирай себе любой!

Дети выбирают прищепки нужного цвета и прикрепляют к шаблону.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

МАТЕРИАЛ: Шаблон ежика, прищепки.

ХОД ИГРЫ: Даём ребенку вырезанную из картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, нос, уши, но без иголок. Загадываем загадку:

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек,

Звать его, конечно… (ёжик)

Отгадав загадку, дети с удовольствием прикрепляют прищепки по периметру ежика.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, способствовать активизации словаря дошкольника, развитие памяти и мышления.

МАТЕРИАЛ: Шаблоны ежика, прищепки.

ХОД ИГРЫ: Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок – ни головы, ни ног.

Дети отвечают (ёжик). Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Покажите, где у ежика глазки, ушки, носик? Дети показывают. Взрослый: Давайте поможем нашему ёжику найти иголочки. Детям выдаётся шаблон ёжика; Они прикрепляют к спинке ежика прищепки, сопровождая этот процесс заучиванием небольшого, веселого стихотворения.

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик

Мы сейчас тебе поможем.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: Зеленые треугольники или прямоугольники, зеленые прищепки.

ХОД ИГРЫ: Взрослый читает стихотворение:

Елочка наша вдруг загрустила,

Лапы еловые вниз опустила.

Ребята, елочка то плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Даём ребенку вырезанные из картона треугольники или прямоугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки. Взрослый ( поглаживает елку).Ой! У елки иголки колки!

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: Шаблон елочки, разноцветные прищепки (зеленые, красные, синие и т. д.)

ХОД ИГРЫ : Взрослый читает стихотворение:

Маленькой елочке холодно зимой,

Из лесу елочку взяли мы домой.

Ребята, а чтобы елочка не грустила, давайте мы ее веточки украсим, в разноцветные бусы и елочка наша развеселится. Дети выбирают из коробки разноцветные прищепки, прикрепляют к елочке, сопровождая действия заучиванием стихотворения:

Бусы повесили, встали в хоровод

Весел, весело, встретим Новый год!

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости рук и мелкой моторики, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, внимания.

МАТЕРИАЛ: Шаблоны овощей, прищепки зеленого цвета.

ХОД ИГРЫ: Раздать детям шаблоны овощей. Вспомнить названия овощей, затем воспитатель читает стихотворение:

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

Дети прикрепляют прищепки к шаблонам.

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости рук и мелкой моторики, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления.

МАТЕРИАЛ: Шаблон рыбки, прищепки.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель читает четверостишие:

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Рыбка по волнам плывет,

И друзей к себе зовет!

Рыбка не простая,

Ребенок должен прикрепит ей плавники и хвостик. Хвостик можно сделать пышнее (прикрепить дополнительные прищепки).

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: Прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки.

ХОД ИГРЫ: Натянуть веревку. Взять кукольную одежду или несколько разноцветных платочков. Сказать ребенку, что они выпачкались. Поиграть сначала в стирку, потом предложить повесить сушить кукольную одежду или платочки на веревочку и закрепить их прищепками. Можно подбирать по цветам (синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный платочек-красной и т.д.)

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала

Милой маме помогу,

Все прищепки прицеплю.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать речевую активность детей.

МАТЕРИАЛ: Прищепки, шаблон самолета.

ХОД ИГРЫ:

Отправляется в полет,

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать речевую активность детей.

МАТЕРИАЛ: Прищепки, шаблон зайчика.

ХОД ИГРЫ:

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка не дрожи

Лапки, ушки покажи.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать речевую активность детей.

МАТЕРИАЛ: Шаблон божьей коровки, прищепки.

ХОД ИГРЫ:

Очень наш жучок устал,

Бегать по дорожке

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: Шаблон птички, прищепки

Клювик, крылышки и хвостик –

Прилетела птичка в гости.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать речевую активность детей.

МАТЕРИАЛ: Шаблон тучки, прищепки синего цвета.

Тучка по небу гуляла –

Все дождинки растеряла.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: Шаблон ствола березки, прищепки зеленого цвета.

ХОД ИГРЫ:

В холода весну ждала.

В мае листья распустила

Ветви к солнцу подняла.

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

МАТЕРИАЛ: прищепки, шаблон лошадки.

ХОД ИГРЫ: На магнитной доске (либо фланелеграфе) закреплено изображение лошадки. Педагог просит показать где у лошадки хвостик, ноги, голова и т д.
Затем воспитатель показывает шаблон лошадки, спрашивает: А вот у этой игрушечной лошадки чего-то не хватает?
Дети: Ножек хвостика
Воспитатель: Давайте починим лошадку.
Дети выполняют задание педагога: прикрепляют лошадке ножки, хвостик ( прищепки)
Воспитатель: Какая красивая лошадка! Дети, а вам она нравится? Давайте поиграем с ней!

Я люблю свою лошадку, (Поглаживание ладонью по голове лошадки, потом по спинке, хвостику).

Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (Бег по кругу с высоким подниманием колена, руки держат воображаемые поводья).
А. Барто

Логопедическая выставка «Волшебные прищепки»

Уже давно доказано, что нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу довольно эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей школьного возраста, а особенно у детей с системным недоразвитием речи.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы логопедического воздействия, не требуя особых усилий, оптимизируют весь процесс коррекции речи детей – логопатов. Эффект применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того такие занятия помогают сделать учебный процесс более интересным и разнообразным.

Наличие специфических особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, и особенно у детей с системным недоразвитием речи убеждают в необходимости создания специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон двигательной сферы (общая и мелкая моторика, артикуляционная и лицевая моторика). Всем давно известно, что работа по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и всех ее функций, но и благотворно влияет на развитие высших психических функций-памяти, мышления, воображения, познавательной деятельности и др.

Долго думать не пришлось. Поблуждав по просторам интернета ко мне пришла гениальная идея по созданию целого комплекса по внеклассной работе логопеда. Эта деятельность включает в себя развитие не только общей и мелкой моторики рук, но и как следствие развитие высших психических функций — воображения, мышления, познавательной деятельности и др. Результат нашей работы мы с детьми решили оформлять в виде школьных выставок-на удивление и восхищение других учащихся и учителей школы. Возрастная группа учащихся, которая участвует в данной работе эти дети 1-7 класса. Большая часть этих детей обучается по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Первая наша выставка «Волшебные прищепки»

Да, да, тех самых, с помощью которых сушили белье! Занятия с этими прищепками очень увлекательные, и как выяснилось очень полезные! В работе используются бельевые прищепки разного цвета и размера. Смысл данного пособия заключается в том, что на картинке не хватает каких-либо деталей и с помощью прищепок эти детали восполняются. Безусловно, главная цель использования прищепок в коррекционной логопедической работе — это развитие тонких движений пальцев рук. Но если немного пофантазировать, то прищепки можно использовать практически на протяжении всего коррекционного процесса.

Вот несколько примеров занятий:

  1. Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

(Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста. При автоматизации звука, при развитии лексико-грамматических категорий и др.)

  1. Упражнения на закрепление сенсорных навыков направлены на обучение детей различать цвета, уметь называть их. (возьми красную (синюю, белую) прищепку).
  2. Упражнения на формирование или закрепления пространственной-ориентации – право-лево и др.(возьми красную прищепку и прикрепи ее в правом верхнем углу картинки).
  3. Упражнения на закрепление математических представлений-больше-меньше, столько-же и др.(возьми 2 синих прищепки и прикрепи их возле 2-х красных).
  4. Упражнения на развитие творческого воображения-придумывание несуществующих персонажей и смешных историй- способствуют расширению и активизации словаря, развитию памяти и внимания.
  5. Вполне оправдано использование прищепок в разыгрывании сценок с детьми младшего школьного возраста. Дети передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.

Все задания с прищепками можно усложнять, использовать несколько приемов одновременно. Даже если потом они будут долго лежать у вас в коробочке-поверьте сам процесс по созданию подобного пособия-это увлекательное время препровождения с детьми. Вот, что у нас получилось.

Ссылка на основную публикацию