НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема «Звуки в и В. Буква В»
Ирина Решетина
НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема «Звуки в и В. Буква В»
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая, предметные картинки на изучаемый звук, ромашки на дифференциацию звуков,, письмо от выпускника детского сада.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Что за чудо -чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
(все берутся за руки)
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
(радостные лица)
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
Повторение пройденного материала.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.
– Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
– Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
– А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?
– Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)
– А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).
Воспитатель:Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук В.
Воспитатель: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук Вь.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
– Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Воспитатель: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Воспитатель: Звуки В и Вь любят играть:
Подними синюю карточку, когда услышишь звук В
Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.
(логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь,затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)
Определить место звука в слове.
Воспитатель: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и назовем, что на них нарисовано.
В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка
Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)
Воспитатель: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(воспитатель проверяет все слова)
Физ. минутка. «Зарядка» – движения выполняются в соответствии с текстом, по показу взрослого.
Выходите по порядку
На веселую зарядку! дети становятся в круг
Будем прыгать и скакать! прыжки на месте
Наклонился правый бок. наклоны туловища вправо
Наклонился левый бок. наклоны туловища влево
А сейчас поднимем ручки руки вверх
И дотянемся до тучки.
Вот мы руки развели, руки в стороны
И друг другу до земли
В пояс поклонились! наклон вперед
Наклонились, выпрямились, наклоны
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
Игра «Твердый-мягкий».
Читаю словa, если в слове согласный звук мягкий [в’]- встают девочки, если твердый [в]- мальчики.
Волк, ворона, Витя, корова, ловит, вьюга, Вова, Вика.
– Кто был самый внимательный, какие имена вам встретились? (Витя, Вова, Вика)
– Чем отличаются? (Два имя мальчика, а одно имя девочки.)
– A что общего? (Первая буква В)
Воспитатель: Вот буква «В» видна вдали-
Как будто крендель испекли,
(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка, слева направо полуовал…;
Найдите в на листочке правильно написанную букву и обведите ее в кружочек, покажите на пальчиках сколько правильных букв.
Игра «Собери цветочки».
Воспитатель Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой. Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым! Но к сожалению, пока письмо шло к нам, лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ.)
Логопед проверяет выполнение задания.
Воспитатель: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
(Воспитатель открывает конверт и достает карточку с ребусом).
Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя
(слова: валенки, облако, волк, аист – ВОВА.)
Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
Воспитатель: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Конспект НОД по обучению грамоте у детей логопедической группы «Звуки [В], [В’] и буква в (в)» МКДОУ “Уйский детский сад № 3 “Берёзка” комбинированного вида 2 категории” Конспект непосредственной образовательной деятельности по.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [М], [М’]. Буква М» Программное содержание: познакомить детей с буквой «м» и с тем, что она обозначает звуки «м» и «мь» Задачи: Образовательные: Совершенствовать.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’] и буква Н» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Н], [НЬ],.
Конспект НОД «Тигренок» по обучению грамоте «Звуки [Р], [Р’] и буква «Р» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Р], [Рь] и.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в-ф,в- ф’]. Буква Ф» Дата проведения 23.01.2019 Воспитатель : Т. Н. Шиндяпина Цель: Познакомить.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет «Девочка Даша и дятел. Звуки [Д], [Д’]. Буква Д» Задачи: Познакомить детей с характеристикой звуков Д и Дь и буквой Д. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, составлять.
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Ф, Ф’ и буква Ф» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Разработала: учитель-логопед Семирунная Елена Борисовна Тема: «Звуки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р» (подготовительная группа) Конспект занятия по обучению грамоте Тема «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого произношения.
НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]» НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]» Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`]. Задачи:.
Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [К], [К’]. Буква К.» Тема: «Звуки [К], [К’]. Буква К.» по лексической теме «Посуда» Тип занятия: занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками Цель.
Конспект “Звук и буква В”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте .
Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»
Дата проведения: 13 апреля 2016 г
Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди, входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
Логопед . Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
2.Повторение пройденного материала.
Логопед: – Что мы слышим?
Логопед: – Какие бывают звуки?
Дети : Гласные и согласные.
Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»?
Дети : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.
Логопед: Назовите, согласный звуки.
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Они не тянутся и не поются!
3. Сообщение темы
Логопед: Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
В аня, В ася, В алера, В асилиса, В лада. Какой чаще всего звук повторялся?
Логопед: В ика, В ероника, В иолетта, В иктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В , Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
– Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Логопед: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Логопед: Звуки В и Вь любят играть:
Подними синюю карточку , когда услышишь звук В
Подними правую карточку , когда услышишь звук Вь .
(логопед называет сначала звуки: В В В ь В В ь В ь…, затем слоги: В а, В я, В ы, В е, В у….)
5. Определить место звука в слове.
Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и
назовем, что на них нарисовано.
В – само в ар, в аза, в аленки, в олк, в ода, сли в ы, не в аляшка
Вь – в есы, в едро, в ертолет, ц в еты, теле в изор, мед в еди)
Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМО В АР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(логопед проверяет все слова)
А сейчас мы с Вами дети
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Вот летит ракета ввысь.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.
Логопед: Игра «Путаница».
Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.
Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь ?
Какое слово лишнее?
Логопед: Почему это слово лишнее?
Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В – согласный, твердый, звонкий.
В остальных словах первый звук Вь .
Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.
Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?
Дети: В этом слове три слога.
Логопед: Составьте предложение с этим словом.
Дети: Бабушка связала теплые варежки.
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении четыре слова.
Логопед : Назовите первое (второе…) слово.
Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)
8.Знакомство с буквой.
Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?
Логопед: « В » – буква очень важная
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;
В космос полетел отряд,
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, каметы,
Большую желтую луну.
Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,
покажите на пальчиках сколько правильных букв.
9. Игра «Собери цветочки».
Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.
Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )
Логопед проверяет выполнение задания.
10. Итог занятия.
Логопед : Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
(Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).
Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя
(слова: в аленки о блако в олк а ист – ВОВА .)
Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Конспект занятия по грамоте “Звук и буква В, чтение слогов”
Содержимое разработки
Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганский учебно – воспитательный комплекс №31»
Конспект занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе
Тема: «Звук и буква «В» чтение слогов»
Воспитатель
Луганская И. И.
Луганск 2017
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»
Тема: «Звук и буква В»
Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.
– уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;
– познакомить с буквой В;
– Познакомить с их письменным обозначением – буквой В.
– продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);
– закреплять изученные буквы;
– закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);
– развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать связную речь.
– воспитывать интерес к занятиям;
Схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки к звуковому анализу, картинки к физ-ке, карточки-буквы, слоговая таблица с буквой В, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши.
Методы и приёмы:
1. Наглядность (предметные картинки, изображение вороны, буква в, звуки.)
2. Игра (занятие построено с использованием игровых моментов.)
3. Смена деятельности детей во время работы.
4. Поисковые действия использовались (искали место звука в словах).
Приветствие.
Утром встаём с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,
берёмся одной рукой с соседом,
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть- приседаем,
Можем мы большими быть- встаём,
Но один никто не будет
Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много» я бросаю мяч и называю слово, а вы называете во множественном числе.
Например: Грач –грачи.
Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.
2. Артикуляционная гимнастика.
Ребята, что произносит человек? (звуки)
Для того чтобы наша речь была чёткой и понятной, мы сейчас сделаем артикуляционные упражнения.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Один, два, три, четыре, пять –
Заборчик можно убирать.
Губы плавно округляем,
Словно бублик получаем.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И во рту его держать.
Дуем с лопатки так, чтобы снежинка начала плавно двигаться.
Актуализация знаний
– На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
– Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
– Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
– Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
– Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
– Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
В помощь обучающимся на доске находится схема:
Изучение новой темы.
Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.
Это Вова и Вика.
– Как зовут мальчика? (Вова).
– Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
– Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синей фишкой.
Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
– Сколько слогов в слове Вова? (2)
– Как зовут девочку? (Вика).
– Какой первый звук в слове Вика? ([В*]).
– Дайте характеристику звуку [В*].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми — наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленой.
Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
– Сколько слогов в слове Вика?(2)
Давайте повторим. Дайте характеристику звукам (В), (В*,)
Звук (В) – какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.
Звук (В*,) – какой он? Согласный, звонкий, мягкий.
Правильно дали характеристику звукам, молодцы!
Каким цветом обозначаем на схеме звук (В) твёрдый? (синим)
Каким цветом обозначаем на схеме звук (В,) мягкий? (зелёным)
Так о каких звуках мы сегодня говорим на занятии? ([В], [В*]). Правильно, молодцы!
Деление картинок на мягкий и твердый звук.
Ребята Вова и Вика несли вам картинки и по дороге рассыпали и все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.
Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и тд.
Физкультминутка:
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться , разогнуться,
Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять.
6. Знакомство с буквой В.
Ребята, но для обозначения буквы на письме нам нужен знак как ее обозначать, посмотрите на нее.
Вот буква В – она служит для обозначения звуков (В), (В*,) на письме.
Стихотворение о букве:
У буквы В, ну прямо смехота –
На удивление два живота.
Давайте повторим: (дети повторяют стихотворение)
«Раздели слова на слоги»
ВАТА, ВОДА, СОВА, ВЕТЕР, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ВАЗА, БУКВЫ.
Чтение слогов
Чтение слогов прошлого занятия с буквой М
«Составь предложение»
Со словом ВОВА.
Закрепление полученных знаний на занятии.
Пальчиковая гимнастика “Дружба”
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся
Раз, два, три, четыре, пять,
начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
Печатание буквы
– О каких звуках говорили сегодня на уроке?
– Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!
Логопедическое занятие “НОД. Звуки В, Вь, буква В”
- Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
- Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
- Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения (72 ч.)
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»
Тема. Звуки В, Вь, буква В.
Козловская Галина Дмитриевна
Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.
Интеграция (НОД): («Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)
закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)
способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)
стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)
продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. (“Социализация”)
Материалы и оборудование: панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.
Методические приемы: ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.
Предварительная работа: заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.
Логика непосредственно – образовательной деятельности.
I .Организационный момент.
1.Закличка с элементами психогимнастики ( В кругу).
Логопед. С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.
Что значит «закликать»? (звать, приглашать)
Давайте мы позовем солнышко в гости.
Дети. «Здравствуй, солнышко – колоколышко!
Приходи к нам в гости!
Нам рано вставать,
Нам весну встречать!»
Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)
Логопед. Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой
приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.
2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»
Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно
разделиться на три группы.
(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).
Каждая группа должна выполнить задание:
прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов; ( Ветер похитил звуки.)
назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах: вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)
назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах: пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)
II . Знакомство со звуками В, Вь.
Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи
Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в
гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.
Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.
Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.
1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.
а. Расскажем о звуках В и Вь.
Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)
Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.
Как его фамилия?
(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)
Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.
Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)
Звонкий или глухой звук? (Звонкий)
Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый? (Твердый)
Какой костюмчик носит? (Синий)
Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)
Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)
Какой он носит костюмчик? (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)
б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»
Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.
На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких – глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.
2. Игра «Ветрилки – вопилки».
Играют две команды.
Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.
Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.
1команда мальчиков (Произнести тихо.)
Ву – ву – ву, ву – ву – ву,
– Васильков букет нарву.
2 команда девочек (Сообщить так, чтобы все услышали.)
Ви – ви – ви, ви – ви – ви,
– Только много их не рви.
3. Игра «Прятки».
Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.
а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».
Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.
Там что-то спрятано.
Нужно отыскать, выполнив задания:
изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;
написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.
На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)
б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»
Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).
Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;
вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.
(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.
4.Динамическая пауза (Под музыку)
Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;
как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям. (Дети при этом произносят звуки В и Вь).
Давайте превратимся в птиц и полетаем.
Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь. (Воробей, ворона, сова)
5. Звуковой анализ слова «Сова».
Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.
(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками.
Сильные дети работают на конторках, один – у мольберта, остальные – на местах.)
Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).
7. Работа с ребусами.
Расшифровать ребусы.
Что это? (Буква О)
Узнать, какие слова спрятались в О?
Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в О»? Так и будете отвечать: « В О и далее называете буквы».
Выставляются картинки вола и волка.
Чем отличается вол от волка?
( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).
Составить предложения со словами вол и волк по схемам.
1 ______ _______ . 2 ______ ________ _______.
Разгадать следующие ребусы.
III . Знакомство с буквой В.
Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.
Прочитайте еще раз заклинание: «ВОЛ – ВОЛК – ВОСК – ВОРОТА».
Найдите ключик с обратной стороны стола и указательным пальчиком обведите букву В под счет: «1, 2, 3!»
(На боковой ножке стола находится ключ – буква В)
IV . Подведение итога занятия.
Вы открыли дверь, в которой томились звуки В и Вь. (Появляются звуковички В и Вь (Приложение 3). Они все слышали и благодарят за участие в поединке умников и умниц. Так держать! Вы – молодцы! Посчитайте звездочки. Это был честный поединок. Фотографии умников и умниц вы увидите в своей логопедической тетради.
Используемая литература.
1. Ванюхина Г.А. Речецветик. – г. Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с.
2.Успенская Л.П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В2 ч. Ч.2. –2 – изд. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.» ,1995. – 319с.
3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.
Конспект занятия Изучаем звуки в-вь
Автор: учитель-логопед Черноусова Екатерина Валерьевна.
МБДОУ Детский сад № 101 город Архангельск.
Конспект занятия «Изучаем звуки в-вь»
Занятие предназначено для детей старшего возраста с ОНР.
Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР
«Изучаем звуки в-вь»
Цель: закрепить чёткое произношение в речи и характеристику звуков –в- и –вь-.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие через упражнение в дифференциации звуков –в-вь-, звуковом анализе слогов, воспроизведении слоговых рядов.
- Упражнять в правильном употреблении существительных мн. ч. в Р. п. со словом «много», составлении предложений по образцу.
- Развивать длительный ротовой выдох.
- Развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: бумажные фигурки гномов, камешки из картона синего, зелёного, красного цвета, изображение бус, листочки на ниточках, домики из картона с красными, синими, зелёными крышами, сундучок с предметными картинками, в названии которых есть звуки –в-вь-, флакон с витаминами.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Ребята, вы бы хотели отправиться в путешествие?
— Вместе с нами в путешествие отправятся гномы Ворчун и Весельчак.
Логопед выставляет на панно картинки гномов.
— Назовите первый звук в имени Ворчун? А в имени Весельчак?
II. Постановка цели занятия.
— Сегодня мы отправимся в путешествие с гномами и будем изучать звуки –в- и –вь-.
III. Основная часть занятия.
- Артикуляция и характеристика звуков –в-вь-.
— Ребята, прислушайтесь, как звучит звук –в-?
Дети произносят звук вместе с логопедом.
— Посмотрите, как нижняя губа соприкасается с верхними зубами. А звук –в- пытается прорваться сквозь эту преграду. Догадались, какой это звук?
— Почему он согласный? Твёрдый он или мягкий? Глухой он или звонкий?
— А теперь произнесём звук –вь-. Какой он?
— Правильно, согласный, мягкий, звонкий.
- Игра «Украсим бусы».
— Ребята, чтобы отправиться в путешествие, мы должны выполнить первое задание гномов. У гномиков есть бусы, которые они хотели бы украсить. Давайте сделаем их разноцветными.
— Я буду называть звуки, а вы обозначайте их соответствующими кружками:
Перед детьми кружки синего, зелёного и красного цвета. Дети по — очереди дают характеристику звуку, выбирают кружок и прикрепляют на панно:
— Звук –а- гласный, обозначаем красным цветом.
— Гномики с удовольствием будут носить такие красивые бусы.
- Игра «Ручеёк».
— Ребята, а вот мы с вами подошли к ручейку, около которого лежат разноцветные камешки. Давайте выполним следующее задание гномов: я буду называть слог, а вы выкладывайте схему.
Логопед называет слог ва, дети выкладывают соответствующие «кружки-камешки», выполняется звуковой анализ слога. Таким же образом разбирается слог ви.
- Упражнение «Весёлые песни».
— А через ручеёк перепрыгнет тот, кто споёт песенку гномов.
Ва – вя – ва и т.д.
Если кто-то из детей не справляется с заданием, ему помогает другой ребёнок и они прыгают через ручеёк, взявшись за руки.
- Упражнение «Ветерок».
— Молодцы, все перепрыгнули через ручеёк и оказались мы в лесу. А в лесу дует сильный ветер и шевелит листочки на деревьях. Гномики предлагают и нам подуть на листочки.
Присядьте на пеньки, выпрямляем спинки, плечи не поднимаем, вдох выполняем ртом, выдох – носом.
Дети выдыхают звук –в-, дуя на бумажные листочки на ниточках.
- Упражнение «Скажи со словом «много».
— Ветер сорвал несколько листочков с деревьев, поднимите по — одному.
— Посмотрите на листочки и назовите изображённые предметы со словом «много».
— У меня много …. (васильков).
— Назовите только слова на звук –вь-.
Упражнение «Кто больше?»
— Ребята, кто назовёт все предметы, изображённые на листочках.
- ФЗМ.
— Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И мы продолжаем наше путешествие вместе с гномами. Но, что дорога нас не утомила, мы пойдём по ней танцуя.
Звучит музыка и дети повторяют движения за логопедом, двигаясь друг за другом по кругу.
- Упражнение «Посели гномов».
— Ребята, вот мы с вами и дошли до сказочного города гномов. Давайте узнаем в каком домике живёт каждый гном. Я буду называть их имена, а вы определяйте первый звук в слове и селите в домик с красной крышей, если первый звук – гласный, с синей, если звук …. (согласный, твёрдый) и с зелёной, если -… (согласный, мягкий).
— Итак, где живёт гномик Вася (Ворчун, Вова, Андреё, Весельчак и тд.)
Дети берут по – очереди бумажных гномов и вставляют их в окна домов с соответствующими крышами:
Гномик Вова живёт в домике с синей крышей, потому что звук –в- согласный, твёрдый.
Если ребёнок затрудняется составить сложноподчинённое предложение, то логопед ему помогает.
- Упражнение «Дарим подарки».
— Вот наше путешествие и подошло к концу. Давайте подарим гномам Ворчуну и Весельчаку подарки на память.
Дети выбирают из сундучка предметы, определяют первый звук в названии каждого предмета и составляют предложения, складывая предметы в мешочки:
— В слове «валенки» первый звук – в-, я подарю их Ворчуну.
— В слове звук –вь-, я подарю его Весельчаку.
— Ребята, посмотрите, гномики так обрадовались вашим подаркам, что даже Ворчун перестал хмуриться.
Логопед незаметно от детей меняет лицо гнома.
— И гномики приготовили для вас подарок. Что это?
— Правильно, витамины. Сейчас вы пойдёте в группу и попробуете их.
Дети благодарят гномов, прощаются с ними.
IV. Итог занятия.
— Ребята, вам понравилось путешествие? Какие задания были для вас трудными? Какие задания вам понравилось выполнять? О каких звуках мы говорили сегодня? Какой звук –в-? А какой звук –вь-?
— Все сегодня хорошо поработали на занятии, спасибо.
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР
Лариса Викторовна Соленикова
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР
Конспект
индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР
Возраст:дети дошкольного возраста 5-7 лет
Тема: Новоселье у Незнайки.
Цель: «Автоматизация зв. «Р,Р’» в слогах,словах,во фразе»
Соленикова Лариса Викторовна
Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 149»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков «р» и «р’» в слогах, словах,во фразе.
2. Обогащать словарный запас (слова,противоположные по значению).
3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование глаголов совершенного вида).
4. Совершенствовать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов.
5. Корректировать дефекты произношения слов сложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки.
2. Развивать фонематический слух и представления.
3. Развивать внимание,память,мышление,воображение,общую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать ответственность,контроль за собственной речью и желание заниматься.
Оборудование:магнитофон,индивидуальное зеркало,кукла Незнайка,балансировочный диск,мяч.
Материалы:картинка-схема артикуляции звука «Р»,картинки упражнений артикуляционной гимнастики,приглашение на новоселье,картинки сказочных героев,поезд с вагончиками, картинка домика и комнаты Незнайки,предметные картинки на магнитах с буквами,картинки-подарки для Незнайки (торт,пирожное,зефир,морковный сок).
Логопед:
-Усядемся на пригорке,да послушаем скороговорку!
У Варвары куры стары».
– Скажи, какой звук чаще других ты слышишь в этих словах?- «Р».
-Да, сегодня мы будем учиться правильно произносить этот звук в слогах,словах и во фразе.
-Посмотри на схему и расскажи нам,как правильно произносить этот звук (рот открыт,язык поднят за верхние зубы,на «бугорки»,сильно дуем на него и он дрожит).
-Выбери картинки упражнений артикуляционной гимнастики для звука «Р» и покажи,как их надо выполнять.
1.-Хочешь спеть песенку с этим звуком?
Распевка Екатерины Железновой «Ра,ры,ро,ру».(Автоматизация звука «Р» в слогах и словах).
-Молодец! У тебя замечательно это получилось!
2. Игра «Волшебный поезд».(Развитие навыков слогового анализа и отработка слов разной слоговой структуры).
– Я сегодня утром получила приглашение на новоселье от Незнайки. Предлагаю и тебе поехать вместе со мной,хочешь? А ещё с нами поедут герои из других сказок,только надо их рассадить в соответствующие вагоны:в первом вагоне поедут те,в именах которых 1 слог,во втором те-у кого 2 слога и т. д. Помоги себе хлопками разделить слова на слоги. [Во-ро-бей(3 слога) => в третий вагон, Док-тор (2 слога)=> во второй вагон, Бу-ра-ти-но (4 слога) =>в четвёртый вагон и т. д. ]
-Молодец,Милана,ты замечательно справилась с этим заданием!
3. Игра «Дом для Незнайки».(Развитие фонематического слуха, речеслухового восприятия, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза).
– Вот мы и приехали к Незнайке. Он построил очень красивый дом,посмотри!
-Если дом построен из кирпичей,то он какой (кирпичный). А если из дерева (деревянный). А в какой цвет можно покрасить дом,если выбирать название краски со звуком «р» или «р’»(серый,розовый,красный,оранжевый,коричневый,сиреневый).
– Как ты думаешь,какая мебель и другие предметы со звуками «Р» или «Р’»,необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома? Рассмотри картинку и скажи,что ты выберешь (кровать,компьютер,ковёр,телевизор,шторы,карниз,картина и др.)
-Какие овощи и ягоды можно посадить Незнайке? Выбери со звуком «Р». Какие деревья и цветы можно посадить возле дома? Рассмотри картинки и выбери те,где слышится звук «Р» или «Р’».(морковь,помидор,красная смородина,виноград,берёза,рябина,розы).
-Выбранные картинки расположи по порядку на магнитной доске,какое получилось слово(«спасибо»)
–«Спасибо!»-говорит тебе Незнайка за помощь.
4. Физкультминутка с мячом на балансировочном диске (Развитие лексики, логического мышления и воображения. Развитие навыков проприоцепции и моторной ловкости).
– Хочешь узнать,какой Незнайка? Давай тогда поиграем в игру «Говори наоборот»:я буду называть черты характера и бросать тебе мяч,а ты будешь ловить его и называть их противоположность:
– Молодец! Ты старалась хорошо проговаривать звук «Р».
5. Игра «Путаница».(Развитие грамматического строя речи, навыков словоизменения).
– На новоселье принято дарить подарки. За каждое правильное предложение я буду тебе давать картинки с подарком,а ты их потом подаришь Незнайке. Старайся хорошо говорить «Р»! Слушай внимательно! (логопед называет слова, а ребенок строит из них фразу,изменяя глагол).
– Ира, играть (Ира что делает) => — Ира играет.
– Кира, бросать => — Кира бросает.
– Юра, барабанить => — Юра барабанит.
– Вера, рисовать => — Вера рисует.
– Молодец! Незнайка будет рад твоим подаркам!
– Наше путешествие к Незнайке заканчивается! Чему ты сегодня научилась на занятии? Какие слова тебе было трудно произносить? Вспомни,кто с нами ехал в поезде? А какие подарки ты подарила Незнайке? Молодец,Милана,ты очень старалась! И Незнайка за это дарит тебе медаль «Я подружилась со звуками РР’».
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес» Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес». Составила:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Тема: звук [ш]. Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах. Задачи: закрепить изолированное произношение звука;.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: – знакомство со звуком [Л], его артикуляционным укладом; – постановка звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции. Задачи: Развитие фонематического восприятия и фонематического.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: Коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Транспорт» Конспект открытого индивидуального занятия с детьми 6-7 лет с ОВЗ по теме «Транспорт» разработала : учитель—логопед, Стасишена Елена Николаевна,.
Конспект индивидуального занятия для дошкольников по коррекции звукопроизношения по теме «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш]. Задачи: Коррекционно-развивающие: – продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Ш]» “Путешествие в страну Правильной Речи”. Цели: – закрепление правильного произношения звука ш в слогах; -выполнение артикуляционных упражнений.
Значение логопедического массажа для коррекции звукопроизношения детей с дизартирией Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей.
Конспект НОД по формированию звукопроизношения у детей старшего возраста с ТНР по теме “Знакомство с органами артикуляции”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Формирование у детей перврначальных представлений о речевом аппарате и органах артикуляции, устранение недостаточности развития артикуляционных движений, развитие фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по развитию звукопроизношения по теме “Органы артикуляции” | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию навыков звукопроизношения в старшей группе для детей с ТНР
ТЕМА: « ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА»
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).
1) Коррекционно – образовательные:
- закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
- знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
- устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
- ознакомление детей с понятием «звуки речи».
2) Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие координации движений.
3) Коррекционно – воспитательные:
- формирование умения выполнять инструкции;
- воспитание интереса к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, ширма, предметы и муз. инструменты, предметные
- Организационный момент:
Игра «Назови по имени»:
Дети стоят в кругу, передают мяч тому, кто стоит рядом и отвечают на вопрос «Кому передаешь мяч?» – «Я передаю мяч Матвею» и т.д.
- Ведение в тему.
Загадка: В домике этом красные двери, рядом с дверями – белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
III. Основная часть.
1. Рассматривание органов артикуляции.
– Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык)
– А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки)
– Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом)
– Вы смогли правильно произнести слово с закрытым ртом? (Нет)
-Почему? Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
– А для чего нужен язык?
– А без языка можно разговаривать? (тоже нет)
– Чтобы говорить красиво и правильно, язычок должен быть послушным. ( упр. «Накажем непослушный язычок»).
2. Выполнение основных артикуляционных упражнений:
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лёг. (Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться. (Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в « улыбку». Собрать губы в «трубочку».)
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
– Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова.
3. Сказка о веселом Язычке.
– Жил на свете Язычок. Был у него свой домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются – вот так. ( Дети выполняют движения).
– У Язычка были дома настенные часы, он очень любил слушать, как они тикают: тик-так ( упр. «Часики»)
– Язычок никогда не забывал чистить зубы: сначала верхние, потом нижние (упр.«Чистим зубки»).
Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий, «лопаткой»). Посмотрел наверх – светит ли солнышко, потом посмотрел вниз – нет ли луж на земле (упр. «Качели»). Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и зубами. Осмотрелся, увидел качели и побежал на качели. Смело вверх – вниз ( язык за верхними зубами, затем за нижними) . Все выше взлетают качели.
На качелях я качаюсь, вверх – вниз, вверх – вниз.
Я все выше поднимаюсь, а потом -вниз.
– Затем увидел маляра, красить потолок пора. Стала кисточка плясать, нам потолочек не узнать. («Маляр»)
– Язычок наш кончил дело, отдыхать он может смело. Он с лошадкой погуляет («Лошадка»), и грибов насобирает («Грибок»).
– Язычок наш много сделал дел, очень сильно устал. Чтобы сил набраться, решил поесть вкусного, душистого варенья. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).
Язычок поел, лег на диван и включил телевизор. Увидел веселых индюшат, захотелось ему также весело болобочить: бл-бл-бл. (упр «Индюк»). Переключил на другую программу -вот и отряд барабанщиков, звонко в палочки стучат (упр. «Баробанщики»). посмотрел телевизор, и захотелось ему спать. Выключил телевизор. Дверь он запер на замок. Лег в кроватку и замолк.
4. Развитие слухового внимания.
– Закройте глаза – 1,2,3,4,5 – начинаем мы молчать.
– Что вы услышали?
– Вокруг нас множество звуков. Каждый предмет издает звук по-своему.
Игра «Послушай, что звучало?»
( резать, рвать, мять бумагу, стучать карандашом, мешать ложкой в стакане, звенеть в колокольчик и т.д.)
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И кружимся потом.
5. Знакомство с понятием «речевой звук».
– Вы слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.
Где-то собаки рычали : Р-р-р-р!
В стойле коровы мычали: М-м-му!
В комнате мухи жужжали: Ж-ж-ж!
Мимо машины бежали: Тр-р-р.
Гудели от ветра все провода: Зззнь!
Перекликались в ночи поезда: У-у-у!
Листья на ветру шумели: Ш-ш-ш!
А комары все пели: З-з-з!
Непоседа мячик днем и ночью успокоиться не хочет: Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели- днем мороженное ели: Кхх-кхх!
– Как коровы мычали? Куклы кашляли? Комары звенели?
6. Игра «Лесная школа»
-В нашей школе ученики не обычные. Собрались они на урок и было предложено им задание, спеть свою песенку. Медведь запел: ы-ы-ы (символ звука Ы). Лягушка: а-а-а, заяц: у-у-у, а мышка: и-и-и.
– Как пели звери? (детям показываются символы гласных звуков).