Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты.

Если же родители ребёнка всё-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», — часто говорят родители, неоднократно предупреждённые о речевых проблемах своего ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Или требуют зачислить ребёнка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы (Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., 2006).

Для того чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте.

Логопед сообщает учителю о дате и времени проведения родительского собрания, а учитель передаёт эти сведения родителям. Всё-таки лучше, если логопед сам известит родителей о намечающемся собрании по телефону или запиской. Записки с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручаются каждому ученику (ученикам первых классов лучше положить записки в портфель или карман курточки).

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, о расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Для родителей первоклассников рассказывает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребёнка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — 1 часа в первом классе, 1—1,5 часа во втором — четвёртом классах, причём в это время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных, и устных, и по труду и рисованию.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребёнку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребёнку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой приём позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребёнок-логопат при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребёнка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребёнка, для того чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребёнком.

Затем логопед сообщает о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах и неуспехах их детей. Если ребёнок, присутствуя в классе на уроках и не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношния. Если ребёнок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу, внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребёнка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуются максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребёнком, для выбора именно тех методических приёмов, которые дадут наибольший эффект, логопеду необходимо знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание. На этом собрании он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведённой с ними работы, наглядно, на конкретных примерах показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребёнка займёт много времени, можно остановиться только на самых трудных детях или на тех учениках, которые не дали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизно- шения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и придётся начинать работу по их постановке заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи их детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребёнок уезжает в оздоровительный ла-

герь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаше писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д. (Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., 1991.) Контрольные вопросы и задания

  • 1. Расскажите о должностных обязанностях учителя-логопеда общеобразовательной школы.
  • 2. Как регламентируется работа учителя-логопеда в каникулярное время?
  • 3. Расскажите о том, как происходит комплектование групп и составление расписания логопедических занятий.
  • 4. Как в условиях школьного логопедического пункта организовывается работа по коррекции звукопроизношения?
  • 5. Расскажите об особенностях организации работы по развитию связной речи в условиях школьного логопедического пункта.
  • 6. Как организована работа школьного логопеда, направленная на преодоление нарушений чтения и письма?
  • 7. Раскройте содержание работы учителя-логопеда в структуре школьной психо- лого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).
  • 8. Назовите перечень необходимой документации школьного учителя-логопеда и сроки её хранения.
  • 9. Что входит в перечень оборудования школьного логопедического кабинета?
  • 10. Составьте диагностический альбом, позволяющий провести обследования устной и письменной речи школьников.
  • 11. Как оформляются речевая карта и логопедическое заключение? Приведите примеры.
  • 12. Составьте план консультации для педагогов общеобразовательного учреждения по проблемам развития устной и письменной речи учащихся.
  • 13. Составьте план-конспект собрания для родителя школьников с нарушениями в развитии устной и письменной речи.

Рекомендуемая литература (основная)

  • 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • 2. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 № 2.
  • 3. Приказ Минобрнауки России «0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373» от 22.09.2011 № 2357.
  • 4. Приказ Минобрнауки России «0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от б октября 2009 г. № 373» от 26.11.2010 № 1241.
  • 5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
  • 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС Н00). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
  • 7. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  • 1. Аттестация педагогических работников. Справочник. 5 е изд. – М., 2002.
  • 2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис дидактика, 2007.
  • 3. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов. – М.: Посвещение, 2012.
  • 4. ЕфименковаЛ.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте – М.: Просвещение, 1991.
  • 5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
  • 6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 2006.
  • 7. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2004. – 32 с.
  • 8. Садовникова ИМ. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М„ 1997.
  • 9. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, 1995.
  • 10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.
  • 11. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 2001. – 159 с.
  • 12. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Ирина Орешина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит – сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем-логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя-логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

Читайте также:  Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.

2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.

3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.

Основными направлениями работы были выбраны:

• изучение семьи и установление контактов с ее членами;

• повышение педагогической культуры родителей;

• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;

• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителямия стараюсь осуществлять в следующих формах:

родительские собрания;

• конкурсы и выставки пособий;

родительские пятиминутки;

• консультации, семинары, тренинги;

• библиотека для родителей;

• просмотр индивидуальных занятий;

• тетрадь для домашних заданий;

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают “само пройдёт”. Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации “Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста”. Цель логопеда– организовать совместные занятия: ребёнок-логопед-родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в)пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителейэлементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:

I. На первом этапе учитель-логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.

II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).

III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.

Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителяммы осветили такие темы как:

1. Зачем язычку делать зарядку?

2. Почему сначала звуки, а потом буквы?

3. Как руки язычку помогают?

4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?

5. Как сделать речь грамотной?

6. Поговорим о связной речи.

1. Речевая среда – что это?

2. С чего начинать обучение грамоте?

3. Зачем столько знать о звуках?

4. Что такое предшкольный возраст?

5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).

6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.

1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).

2. Литературное развитие дошкольников.

В рубрике «Домашняя игротека»помещается следующий материал:

1. Игры на кухне.

2. В свободную минутку.

3. По дороге из детского сада и др.

Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя-логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.

Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.

Кроме того, сейчас мы создаём в детском саду «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять домой. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.

Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2004 г.

2.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. : «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.

Мини-музей «Буквы», как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедической группы детского сада. “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский На определенном.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников – необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка

В публикации представлен опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях ГОБУЗ «Областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики». Кроме того, дано краткое представление об учреждении, его основная задача, структура, оборудование, этапность работы специалистов учреждения в условиях сенсорной комнаты.

Данное сообщение было представлено в ходе международной открытой дискуссии на специализированном семинаре «Сенсорная стимуляция и Снузелен в реабилитации и специальном образовании детей со специальными потребностями», проводимого в г. Москве в декабре 2012 года. Выступление сопровождалось демонстрацией мультимедийной презентации и было положительно воспринято и оценено аудиторией и организаторами семинара.

Сообщение об опыте применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики

На Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области находится Государственное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики».

Это уютное, просторное, светлое двухэтажное здание с хорошо оборудованными детскими участками и игровыми площадками.

Основной задачей учреждения является оказание специализированной помощи детям с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики и недостатками физического развития, детям, оставшихся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с профильной патологией, воспитывающихся в семьях по медицинским и социальным показаниям.

Структура учреждения

Учреждение включает в себя:

  • лечебно-реабилитационное отделение с кабинетом функциональной диагностики и ультразвуковыми исследованиями,
  • массажный зал,
  • физиотерапевтический кабинет, куда входят кабинеты водолечения, светолечения,
  • ингаляторий,
  • тренажерный зал,
  • бассейн,
  • зал лечебной физкультуры, оборудованный ортопедическими укладками фирмы «Rehab and medical», балансировочными досками, рефлекторно – нагрузочным комбинезоном «Адели», петлей Гросса и пр.

И коррекционное отделение. Коррекционную работу с детьми осуществляют учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Специалисты отделения коррекционной педагоги в ходе занятий активно используют современные прогрессивные методики и оборудование в том числе оборудование ведущих мировых фирм-производителей.

  • музыкотерапия,
  • Монтессори – класс, оборудованный Монтессори материалом,
  • кабинет педагога – психолога, работающего с детьми раннего возраста,
  • компьютерная мультисенсорная система «PMD», специально разработанная для детей с тяжелыми физическими недостатками, имеющими ограниченные физические возможности,
  • логотерапевтический аппарат биологической обратной связи (БОС),
  • сенсорная комната SNOEZELEN.

В 1993 году наше учреждение включено в президентскую программу «Дети России», подпрограмма «Дети – инвалиды», в рамках которой осуществлялось финансирование внедрения новых технологий диагностики заболеваний и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1996 году начались первые поставки выбранного нами оборудования для сенсорной комнаты.

В апреле 1997 года была смонтирована сенсорная комната. Каких-то специальных рекомендаций по ее использованию нам не предоставили и материал нарабатывался методом «проб и ошибок».

В середине 1998 года к нам поступили некоторые методические рекомендации по использованию сенсорной комнаты. К этому моменту нам стало понятно, что мы не только нашли правильный путь, но имеем несколько отличный и более широкий аспект применения сенсорной комнаты.

Задачи специалистов

Занятия в сенсорной комнате проводят специалисты разного профиля: педагог-психолог и учителя-дефектологи. Каждый специалист ставит перед собой и решает свои задачи:

1) Психолог, посредством оборудования СК формирует положительный эмоциональный фон настроения, снимает повышенный уровень тревожности и страхов, нормализует поведение.

2)​ Дефектологи, используя элементы сенсорной комнаты, в ходе комплексных занятий решают ряд специфических задач, таких, как:

  • развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
  • формирование зрительно-моторной координации,
  • развитие тонкой моторики,
  • стимуляция речевой активности,
  • нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата в условиях релаксации.
Читайте также:  Проект Страна красивой речи

Этапы работы в сенсорной комнате

Работу в сенсорной комнате можно условно разделить на три этапа:

1. Знакомство с сенсорной комнатой.

Непривычная для детей обстановка может вызвать отрицательные эмоции, поэтому знакомство мы начинаем без включения сенсорных панелей, давая возможность привыкнуть к новым ощущениям. Необходима и предварительная подготовка посредством рассказа о сказочной, волшебной комнате. Для этапа ознакомления обычно бывает достаточно одного посещения.

2. Адаптация к условиям сенсорной комнаты.

Элементы вводим поэтапно. Занятия проводятся в виде игры, в которой «волшебная» комната дарит детям свои сюрпризы.

3. Коррекционная работа в условиях сенсорной комнаты.

Этот этап, непосредственного развития сенсорной чувствительности, начинается с наиболее сохранных видов – тактильной и кинестетической, постепенно переходит к более депривированным – зрительной и слуховой. Количество занятий определяется степенью развития сенсорных ощущений.

Оборудование сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока, в зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС – релаксация или активация.

К релаксационному блоку относятся:

1) «Светящийся» бассейн с прозрачными шариками,

2) Водная музыкальная кровать, «космическая» сетка и фонотека релаксационной музыки

3) Панели, создающие рассеянный свет:

  • Световые трубки с пузырьками и цветными шарами
  • Интерактивные трубки с пузырьками
  • Зеркальная панель со светооптическими нитями
  • Настенная панель с пузырьками
  • Световая трубка «Фонтан»
  • Каскад светооптических волокон
  • Панель «Искрящийся ковер»
  • Ковер «Млечный путь»
  • Зеркальный шар с цветовым проектором.

Активационный блок включает в себя все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями:

1) Панель «Огненное колесо».

2) Интерактивная фиброоптическая панель «Фонтан».

По нашему мнению некоторые панели и оборудование можно отнести к «универсальным». Так, например, в «светящемся» бассейне можно просто полежать, наблюдая, как изменяется цвет шариков, или понаблюдать, как по стенам плавно плывут разноцветные «зайчики», образованных от вращения зеркального шара, слушая спокойную, релаксационную музыку. А можно провести подвижные игры с детьми, например, «Кто быстрее доплывет до берега» или «Прятки».

Детям нашего учреждения очень нравятся занятия в «волшебной» комнате. Всегда с удовольствием идут туда, в ожидании очередного чуда и волшебства.

Отслеживая динамику развития детей, мы с уверенностью можем отметить, что использование оборудования SNUZELIN в коррекционной работе является мощным стимулом эмоционального, речевого, физического и сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

1) Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области;

2) Гутель Светлана Валерьевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области.

Вы слышали о мультисенсорных кабинетах Snoezelen?

Может быть, вы когда-нибудь слышали о комнатах Snoezelen. Или вы, возможно, сталкивались с понятием «мультисенсорной стимуляции» более одного раза. В этой статье мы расскажем о происхождении и корнях такого типа комнат, прежде чем углубляться в то, как они могут нам помочь..

Термин Snoezelen берет свое начало в объединении двух голландских слов. С одной стороны мы находим Snoffelen, что означает нюхание, а с другой Doezelen, перевод которого был бы чем-то вроде расслабления или дремания. Поэтому мы сталкиваемся с ассоциацией двух действий, которые кажутся отличными друг от друга. Что-то вроде достижения расслабления посредством стимуляции. Найдите и наслаждайтесь приятной частью стимулирования наших чувств.

Комнаты Snoezelen появились для работы в расстройствах развития

Концепция Snoezelen возникает как источник великих идей и реализации решений.. Это возникает перед необходимостью действовать. Перед лицом этатизма и бездействия в определенном аспекте жизни. Это произошло, в данном случае, из-за разочарования, вызванного тем, как вмешивались люди с различными нарушениями развития, и желаемые результаты не были получены..

Вмешательство не выходило за рамки чистой работы по уходу. Однако Ad Verheul и Jan Hulsegge, родители этой революционной концепции, не остались там. Они создали этот новый способ работы с определенным типом населения, который мы сейчас обсудим.

Поскольку, конечно, есть тип населения, для которого этот тип терапии особенно полезен. Прежде всего, мы говорим о людях, чья способность относиться к окружающей среде очень ограничена из-за ограничений, накладываемых на них тем, что они страдают.. Люди с особыми потребностями, слабоумием и аутизмом – те, кто извлекает наибольшую выгоду из этого метода.

Сенсорная стимуляция позволяет нам генерировать основные ответы

Стимуляция некоторых людей через разные сенсорные каналы может помочь им. Эта стимуляция, контролируемая и контролируемая профессионалом, вызовет новые реакции у человека. Основные ответы, которые иначе вряд ли были бы даны.

В этом смысле необходимо знать случай человека, прежде чем начать с ней работать. Каждый человек абсолютно уникален и отличается от других. То, как вы будете работать с каждым из них, будет зависеть от особенностей вашего конкретного случая..

Профессионалы должны очень хорошо знать своего пациента, чтобы получить максимальную выгоду от этого нового способа вмешательства. Есть люди, которым нужно «проснуться». Например, люди, которые пострадали от такого повреждения головного мозга, что полностью отключили их от окружающего их мира..

Когда мы стимулируем и есть ответы, мы генерируем новые нейронные связи

Эта процедура также полезна для людей, которые все еще связаны с окружающим их миром, так как они уделяют ему большое внимание, но не могут общаться со своим окружением. Эти люди очень выиграют от этой терапии. В той степени, в которой это достигается «Пробуждение» того, что спит, будет иметь место стимуляция и будут генерироваться новые нейронные связи.

По этой причине очень важно индивидуально и детально следить за человеком. Ибо мы должны уметь воспринимать неуловимое. Клинический взгляд должен быть быстрым, точным и знающим в материале, который он наблюдает. Мы не можем избежать даже мельчайших деталей.

Мы должны воспринимать то, что нравится пациенту. Что приятно На какой стимул реагирует больше, до чего чувствительный канал более внимателен . Это тяжелая работа, которая требует много наблюдения. Доброе и сердечное наблюдение за нашим пациентом.

Уверенность и гармония являются важными элементами сенсорной стимуляции

Поэтому помещения Snoezelen будут прекрасно оборудованы для проведения этой терапевтической практики. также, материал должен быть подготовлен и адаптирован, чтобы иметь возможность генерировать этот сенсорный опыт. Опыт, который охватит все наши чувства. Зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Мы будем стремиться создать очень человеческую среду. Среда, в которой происходит доверие, уважение и внимание к человеку.

Это место будет хорошим местом, особенным и уникальным местом. Пространство, полное гармонии и тепла, которое, без сомнения, пронзит кожу человека и каким-то образом будет установлено внутри. Как прекрасные и красивые мелодии проходят и достигают души.

5 признаков, которые могут идентифицировать ребенка с аутизмом Аутизм – это неврологическое расстройство, которое поражает многих детей, но как определить, что ваш ребенок может иметь его? Откройте для себя некоторые признаки, чтобы знать. Читать дальше “

Сенсорные комнаты Снузлин – уникальный сказочный мир ощущений

Панкадж Кушваха, Компания «РЕХАБ ЭНД МЕДИКАЛ», Стокпорт, Англия.©

Процесс познания внешнего мира начинается для человека с ощу­щения и восприятия окружающих нас предметов при помощи различ­ных органов чувств, из которых наиболее ответственная роль принадле­жит органу зрения, через который мы воспринимаем до 90% информа­ции из окружающего нас мира.

По образному выражению одного видного физиолога, глаз является частью головного мозга, вынесенной на периферию для контакта с внешней средой. Поэтому неудивительно, что основные функции орга­на зрения — свето- и цветоощущение служили и служат предметом уг­лубленных исследований и дискуссий для представителей многих обла­стей знания — биологов, физиков, психологов и медицинских работни­ков. Несколько десятков лет назад создатель известного атласа цветов Б.Е.Рабкин писал: «Разве не лучше было бы, если бы в цветовом оформ­лении таких, например, городов, как Мурманск или Лондон, стали пре­обладать хроматические цвета, способствующие увеличению освещен­ности и снижению зрительного и общего утомления человека? Важ­нейший принцип цветового оформления — во что бы то ни стало избегать монотонности в окраске!» Он приводит такой пример: на обув­ной фабрике в Брэктоне (Англия) работа производилась на машинах, окрашенных в черный цвет. И обувь и нитки также были черного цвета. Когда же оборудование и заводские стены выкрасили в светло-зеленый, голубой, оранжевый и желто-оранжевый цвета, то число несчастных случаев и невыходов на работу значительно сократилось. Окраска рабо­чих мест в рациональные цвета способствовала уменьшению зритель­ного и нервного напряжения рабочих.

И сегодня многие умы занимает мысль о создании немедикаментоз­ных методов лечения для снятия нервного и мышечного напряжения и восстановления работоспособности. Важность этого направления со­стоит еще и в том, что мозг и центральная нервная система определяют развитие сердечнососудистых, неврологических, психических заболе­ваний.

Благоприятное воздействие спокойных тонов цветового спектра че­рез орган зрения на организм человека, дополненное релаксирующей музыкой, ароматерапией и возможность принять удобное положение — все это было учтено при создании так называемой Сенсорной комна­ты — «Снузлин».

Удобные насыпные сидения, теплый водяной матрас (с подогревом), принимающий форму тела с вибромузыкальной функцией и мягкие, светлых тонов покрытия стен и по­ла создают ощущение комфорта и безопасности. Специальная релаксирующая музыка, созданная композиторами разных стран мира, может передаваться через встроенные динамики. Приятно радуют глаз медленно переливающиеся цветами радуги «водопады» и «фонтаны» из светооптического волокна и световые трубки. Плавание в так называемом «сухом бассейне» из прозрачных упругих шариков, постоянно меняющих окраску с помощью вращающихся цвет­ных фильтров, позволяет приводить точечный массаж шариками со всей поверхности тела под воздействием собственного веса. На стенах, потолке и во встроенных мягких платформах размещаются специальные панели с различными визуальными и тактильными эффектами. Проекторы, проецируют различные медленно передвигающиеся или переливающиеся проекции, мультимедийные проекторы проецируют фильмы, фотографии или дополнительные сложные визуальные спец. эффекты. Каждая Сенсорная Комната «Снузлин» оснащается относительно целей и возможностей, а ассортимент комплектующего оборудования увеличивается и усовершенствуется с каждым годом.

Английскими учеными установлено, что через 15-20 минут пребыва­ния в Сенсорной комнате Снузлин наступает состояние релаксации (расслабле­ния), а это означает реальное сокращение времени на восстановление сил и работоспособности.

Возможности, открываемые Сенсорной комнатой, привлека­ют внимание специалистов различного профиля работающих с самыми различными патологиями. Оча­рование «живой сказки», создающей радостное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм человека делают Сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний, требующих лечения или коррекции.

Снузелен: сенсорная комната, как «приятный» терапевтический подход

Снузелен — это мультисенсорная среда, которая направлена на стимулирование или подавление основных чувств с помощью цветов, музыки, ароматов, изображений и различных сенсорных объектов. Это концепция, которая предлагает сенсорную интеграцию в контролируемой среде.

Сущность сенсорной среды состоит в том, чтобы предоставить пациенту личное время, пространство и возможность наслаждаться окружающей средой в своем собственном ритме, свободном от нереалистичных ожиданий других людей.

Данный вид терапии был разработан в Нидерландах в 1970 году в учреждениях, которые оказывали помощь людям с нарушениями развития. Первыми, кто рассказал об этом методе, были Хюлсегге и Верхейл.

Слово Снузелен происходит от сочетания двух фламандских слов Snuffelen и Doezelen. Snuffelen означает нюхать, искать, исследовать и открывать. Он выражает активную и динамичную сторону слова Снузелен, а Doezelen — пассивную сторону слова Снузелен, что означает расслабление и сонливость.

«Комната Снузелен», которая является контролируемой мультисенсорной средой, похожа на «сенсорную столовую», место, где все пять чувств могут быть в активности. Мультисенсорная среда предназначена для стимулирования первоначальных чувств осязания, вкуса, зрения, слуха, обоняния без необходимости интеллектуальной деятельности. Используя различные материалы в структурированном виде, можно адаптировать сенсорный стимул к человеку.

Занятия в комнате выполняются в качестве дополнительного вмешательства в программе реабилитации. Терапевт адаптирует тип, интенсивность и количество сенсорных стимулов, наблюдая и прислушиваясь к потребностям / желаниям ребенка / взрослого. Метод основан на предположении, что, когда человек чувствует себя в безопасности и имеет свободу выбора, что ему делать, он имеет возможность приобрести способность самостоятельно находить ответы (правильные реакции) на те либо иные стимулы. В конце лечения терапевт помогает ребенку / взрослому обработать опыт, который он испытал, с целью передачи этого опыта во внешний мир.

Цели терапевтического вмешательства:

  • Расслабление, отдых и получение удовольствия в окружающей среде, в которой нет неудач.
  • Лечение психосоматических расстройств.
  • Борьба с депрессивным состоянием и снижение стресса.
  • Контроль и снижение агрессии.
  • Стимуляция и активация чувств.
  • Улучшение концентрации внимания.
  • Возможность для людей с ограниченными возможностями, которые не в состоянии воспринимать неисчислимые стимулы, испускаемые окружающей средой, реагировать на них или изолировать некоторые из них.
  • Улучшение распознавания тела (образ нашего тела), проприорецепции (ощущение того, что наше тело находится в пространстве и отношения частей тела друг к другу) и кинестетических способностей (координация движения в пространстве).
  • Уменьшение самостимуляции. Люди воспринимают свое окружение и информацию, которую они получают, когда их физические чувства попеременно стимулируются. Постоянная самостимуляция – это поведение, которое часто проявляется из-за отсутствия сенсорной стимуляции.
Читайте также:  Пособие 'Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза'

Конечная цель — сенсорная интеграция, то есть развитие способности центральной нервной системы (ЦНС) организовывать и обрабатывать сенсорную информацию, передаваемую в мозг через глаза, кожу, уши, мышцы, рот, нос, суставы и т. д. и использовать их соответствующим образом, чтобы произвести соответствующие адаптивные реакции организма на окружающую среду.

Метод подходит как для детей, так и для взрослых и широко используется во многих областях, таких как:

  • Проблемы обработки сенсорных стимулов
  • Трудности в обучении
  • Синдром дефицита внимания и нарушения развития – гиперактивность
  • Поведенческие проблемы
  • Уменьшение стресса
  • Болевой синдром
  • Психические расстройства
  • Неврологические расстройства, деменция
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульт

В Центре Реабилитации Эвексия есть комната Снузелен, которая оборудована мягкими матрасами, пузырьковой колонной, оптико-волоконными нитями, кресло-качалкой, диско-шаром, тематическим проектором, бассейном с шариками, сенсорной панелью Sensory Magic, которая является мощной компьютерной экранной системой с сенсорным экраном.

Панель Sensory Magic можно адаптировать в соответствии с потребностями каждого пациента. Легко настраиваемые изображения визуально стимулируют пользователей, звук и музыку можно выбрать в зависимости от личных предпочтений пациента, а настройки громкости смогут удовлетворить даже самых чувствительных пациентов к акустическим раздражителям.

Уровни освещения строго контролируются, и запахи могут вводиться постепенно по мере необходимости с повышением выносливости пациента к стимулам. Кроме того, в Центре Реабилитации Эвексия работают сертифицированные терапевты ISNA (Международная ассоциация Снузелен), которые могут разрабатывать и выполнять индивидуальные программы лечения.

Таким образом, вся программа восстановления может быть дополнена мультисенсорной средой. Знакомство с комнатой Снузелен является обязательным условием при реабилитации, поскольку даже самые маленькие, но и взрослые пациенты имеют право проводить некоторое время приятно, и в то же время творчески, с целью получения максимальной выгоды от этого опыта.

Источники: www.rehabcare.gr/snoezelen,www.rompa.com/interactive-sensory-room, snoezelen-professional.com/, www.snoezelen.info

Оцените на сколько качественно и подробно описана информация

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

© Коллектив авторов, 2013

Поступила 11.03.2013 г.

Л.М.ФИЛИППОВА,
А.Г.КИРИЛЛОВ, Т.П.СМЕЛОВА,
А.А.ПАВЛОВ, В.Г.СТЕПАНОВ

ПРИМЕНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Центр восстановительного лечения детей,

Центр здоровья Республиканская детская клиническая больница, Чебоксары

Сенсорная комната – это окружение, где происходит воздействие на органы чувств человека. В таких условиях специалистами проводятся направленные коррекционные занятия или комната просто используется для релаксации. Сеансы в комнате можно рассматривать как самостоятельную реабилитационную процедуру, способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям или средство оптимизации реабилитационного процесса. Исходя из опыта работы, сделан вывод о том, что пребывание в этих комнатах улучшает психическое здоровье, способствует ускорению реабилитационного процесса.

Ключевые слова: сенсорная комната, психологическая разгрузка, сеансы.

Сенсорная комната – это специально оборудованное пространство, организованное таким образом, что находящийся в ней, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, ощущает полный покой, комфорт и безопасность. Как установлено английскими учеными, за короткий промежуток времени пребывания в такой комнате снимается стресс, наступает полное расслабление, значительно улучшается эмоциональное и физическое самочувствие, улучшается психофизическое состояние и повышается работоспособность [1].

Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России.

В Республиканском восстановительном центре детей занятия в сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки включены в комплексную систему реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, задержками психомоторного и эмоционального развития, невротическими и психосоматическими расстройствами. Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Пребывание детей в этих комнатах также создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, способствует повышению мотивации к проведению других лечебных процедур (рис. 1).

Рис. 1. Сеанс релаксации

Противопоказаниями к проведению сеансов в сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога [2]. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому [3, 4].

В сенсорной комнате мы условно выделяем две зоны: релаксационную и активационную. В релаксационную входят мягкие покрытия, пуфики с гранулами, маты, подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, коллекция релаксационной музыки, в активационную – оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (пузырьковая колонна, сухой душ, мелодичный звон, оптиковолоконные нити, светильники, проекторы, зеркальная панель с цветными нитями, настенное интерактивное панно «Звездное небо», сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.)

Новое оборудование позволили поделить работу на два основных направления:

1. Консультативно-диагностическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.

2. Проведение комплекса коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью максимальной коррекции отклонений в развитии детей и подростков.

Работая в коррекционном направлении, мы условно выделили следующие функциональные цели:

1. Активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды, стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений, повышение интереса к исследовательской деятельности.

2. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

В сенсорной комнате и кабинете психологической разгрузки мы используем методы свето-, цвето-, звуко-, музыкотерапию для воздействия на состояние пациентов через соответствующие органы чувств, а также методы суггестивной, телесно-ориентированной, игровой терапии. Применение сюжетно-ролевых игр, сказкотерапии, психодрамы помогает преодолевать неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции детей. Использование этих комнат способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения без применения медикаментозных препаратов, а также снижению порога болевой чувствительности у послеоперационных пациентов и уменьшению страха боли и медицинских манипуляций [5].

Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и микрогрупповой формах. Группы комплектуются в соответствии с возрастом детей, нозологией, а также с уровнем их физического и психического развития. Продолжительность сеанса составляет 20-30 минут. Кратность посещения 7-10 раз за курс лечения. План занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом задач его реабилитационного курса (рис. 2).

Рис. 2. Телесно-ориентированная терапия

К участию на занятиях привлекаются и родители. Семейная терапия в сенсорной комнате улучшает эмоциональный контакт между ребенком и родителями, уменьшает невротические реакции. В Школе для родителей, проводимых в условиях кабинета психологической разгрузки, мамы и папы получают психологические знания на актуальные темы, знакомятся с сеансами психоэмоциональной разгрузки.

Ниже приведены результаты положительного воздействия сенсорной комнаты на состояние детей и подростков нашего Центра на основании психодинамического наблюдения специалистами, клинического обследования личности, самонаблюдения и бесед с персоналом.

За 2012 год в сенсорную комнату и кабинет психологической разгрузки обратились 950 детей и подростков. После прохождения курса сеансов у пациентов отмечено положительная динамика по следующим показателям (в %):

1. Снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении – 32.

2. Стабилизация психоэмоционального фона – 56.

3. Улучшение сна – 64.

4. Снятие стрессового состояния – 46.

5. Снижение уровня тревоги – 29.

6. Развитие произвольного внимания – 58.

7. Повышение порога сенсорной чувствительности – 12.

8. Снижение болевых ощущений опорно-двигательного аппарата – 28.

9. Ослабление головных болей – 49.

10. Расширение круга общения – 45.

11. Создание ощущения безопасности и покоя – 66.

12. Улучшение общего состояния организма – 42.

13. Повышение мотивации к лечению – 12.

14. Повышение мышечного тонуса – 36.

15. Снижение утомляемости – 37.

16. Развитие мелкой моторики – 48.

17. Положительная динамика отсутствует – 3.

18. Отказ от занятий по субъективным причинам – 2.

Большинство детей, подростков и родителей после проведения курса сеансов фиксировали одновременно несколько показателей положительного изменения состояния.

Эти данные еще раз подтверждают исследования эффективности работы Сенсорной комнаты, которые проводились в Англии, Голландии, Дании, Германии, США, России и других странах с различными группами клиентов, начиная с 1995 г. и не показали негативных или нейтральных результатов.

Таким образом, с учетом опыта работы нашего отделения, использующего сенсорную комнату более 5 лет, можно утверждать, что применение этой технологии повышает как успешность психокоррекционной работы, так и эффективность реабилитации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: уч.-метод. пособие / под общ. ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.

2. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате SNOEZELEN фирмы REHAB AND MEDICAL / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. – М. – 2001. – С. 39-47.

3. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. – М., 2001. – С. 141-145.

4. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) / Сост. Н.В. Горошенкова, – СПб., 2000.

5. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Филиппова Любовь Михайловна

медицинский психолог 2 категории Республиканского центра восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Кириллов Александр Григорьевич

доктор медицинских наук, врач педиатр высшей категории, заведующий Республиканским центром восстановительного лечения детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Смелова Татьяна Павловна

врач-педиатр 1 категории, врач ЛФК, заведующий клинико-диагностическим отделением, Центр здоровья для детей БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Павлов Анатолий Александрович

кандидат медицинских наук, главный врач БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии, главный детский хирург Чувашии, г. Чебоксары

Степанов Владимир Геннадьевич

врач-педиатр 1 категории, заместитель главного врача БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии

Адрес для переписки:

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 27

Тел.: +7 (8352) 56-31-53

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Filippova Lyubov Mihaylovna

medical psychologist of the second category at the Republican rehabilitation centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Kirillov Aleksander Grigoryevich

doctor of Medicine pediatrician of higher category, the head of the Republican rehabilitation centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Smelova Tatyana Pavlovna

pediatrician of the first category, physician the head of the clinical diagnostic department at the health centre for children of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Pavlov Anatoliy Aleksandrovich

PhD of Medicine, chief Doctor of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia, chief children’s surgeon of Chuvashia, the city of Cheboksary

Stepanov Vladimir Grigoryevich

pediatrician of the first category, chief doctor’s deputy of the BI “Republican Children’s Clinical Hospital” of HealthCare and Social Development Ministry of Chuvashia,

Address for correspondence:

Gladkov st., 27, Cheboksary, Chuvash Republic, 428000

Tel.:+7 (8352) 56-31-53

L.M. FILIPPOVA,
A.G. KIRILLOV, T.P. SMELOVA,
A.A. PAVLOV, V.G. STEPANOV

SENSORY ROOM AND ROOM FOR PSYCHOLOGICAL RELAXATION
IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN

Rehabilitation Centre for Children,

Health Centre for Children the Republican Children’s Clinical Hospital, Cheboksary

Sensory room provides surrounding favourable for influencing the human senses, so the specialists could organize correction training or just use the room for relaxing. Training in the room may be considered to be an independent rehabilitation procedure, preparing for other medical and psychological activity or means of optimizing the rehabilitation process. It has been concluded that training in these rooms improves psychological health, contributes to faster rehabilitation.

Key words: sensory room, psychological relaxing, training

Ссылка на основную публикацию