Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие фонематического слуха у младших школьников

Консультация для родителей

Упражнения на развитие фонематического слуха

у младших школьников

Учитель-логопед

Потупало Илона Леонидовна

Дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове уже к пяти годам, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического слуха детям этого возраста предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. В качестве примера можно привести некоторые упражнения.

Выдели слово

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. ) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

– Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Например: что заканчивается на “А”; что начитается на “С”, в середине слова звук “Т” и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки – минутки

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами,

сапоги со ш т орами.

Загорелся кошкин т ом.

За окошком зимний сад,

Там листочки в б очках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет м ёд.

К о т плывет по океану,

К и т из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный л ук

С длинными усами.

Божья коро б ка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Повторение цепочек слогов

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа

Игра «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра «Угадай слово»

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы, п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна – не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука [И].

-Откуда ты приехала?

Игра “Починим испорченный телефон”

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры” Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово” по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что” накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Игра «Не ошибись»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши”. Затем произносит: “Вагон – вакон – фагон – вагом”. Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: “Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака”. Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников

Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сфрмированность звукового анализа и синтеза. Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки,замены букв и слогов.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников»

Игры и упражнения

по развитию

фонематического

слуха у младших

C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка.

Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.

Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.

  • Задания на развитие фонематических процессов:
  • Какой звук есть во всех словах?

Учитель произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

шуба, кошка, мышь, шапка.

  • Каким звуком отличаются слова?

Например: удочка – уточка

мишка-мышка

коза – коса

мак-рак

  • Математическая грамматика

С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

  • «Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слогабу(бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино).

  • Из слогов составить слова:

МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА

  • Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах :самолёт, молоко, прямо, мороженое.
  • Буква потерялась. __ о __ ры, __елка, зе __ра, ко __ра.
  • Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.

  • Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Мальчик – пальчик – зайчик

Медаль – педаль – деталь

Пелёнка – зелёнка – продлёнка

Боль – моль – соль – роль – ноль

  • Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

  • Превращение слов.

Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

  • Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб – стол, укол – кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

Переставьте буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово ( баня ).

  • Весёлая арифметика.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)

БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)

БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

  • Читай, вставляя разные гласные.
  • Читай, вставляя разные гласные.

Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)

К ___ШКА (А, И, О)

  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :

Пуд сок

Кот мак

Бак кошка

Койка битва

  • Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  • Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)

  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
  • Составить из одного слова как можно больше слов.

Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .

  • Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

ХОУПЛ (ЛОПУХ)

СМТО (МОСТ)

УГРША (ГРУША)

  • Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
  • Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.

Например : луна

Л У Н А

Лук утка нога аист

Лапа улитка ноты астра

Лак утюг нора ананас

  • Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.

  • Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.
  • Игра « Добавь звук ».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

вол – волк

рыба –

завтра –

  • Игра « Отними звук ».

Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы, крот – рот, смех – мех

  • «Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – игла.

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

  • Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  • «Подумай, не торопись»

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач. )

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний – а .

  • Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-

па– (парк)

па— (паром)

па—- (паруса);

  • Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

  • Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
  • Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

  • Назови соседей звука ш в слове кошка
  • Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш

  • Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
  • Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

  • Назови, какой звук слышится:

Перед У в слове «стружка»;

Перед Н в слове «конь»;

  • Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;

Между С и О в слове «стол».

Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр

Арькова Наталья
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Развитие слухового восприятия, речевого слуха

«Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Разговор шепотом»

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

«Посмотрим, кто говорит»

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

«Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Заранее приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у логопеда, второй — у ребенка. Логопед трясет коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

“Узнай свой голос”.

Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры “Далеко-близко”. Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый.Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

«Кто стоит у светофора?»

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Развитие фонематического слуха.

“Слушай и выбирай”.

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Читайте также:  Формирование фонематических функций

«Гонки слонов».

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп».Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

«Слушай, смотри».

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинкина доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка».Логопед называет пары слов: медведь – лететь, Машенька – вишенка, Мишутка – решетка.

«Веселый мяч».

Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да.). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

«Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [К] слове – хлопни в ладоши.Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К].. .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

«Красный-белый».

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо, услышав нужный звук в ряду других звуков.

«Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)

«Назови одинаковый звук в словах».

Логопед произносит три-четыре слова,с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

«Отвечай – не торопясь».

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)

• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

«Исправь Незнайкины ошибки».

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

«Определи на слух самое короткое слово».

Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

«Скажи наоборот».

Логопед проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

«Поймай рыбку».

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру, коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р, его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Цепочки слов».

Эта игра – аналог всем известных “городов”. Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово.Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз.

«Будь внимателен!»

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”, произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т. д.

«Слушай хлопки и подбирай слоги»

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так, надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3,например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т. п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так, надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т. п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так, надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж,например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т. п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так, надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т. п. ”

«Слушай и повторяй!»

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками,например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов,например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

«Услышишь — стой!»

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Игра по развитию фонематического слуха «Волшебные мешочки» Широко применяемые в логопедии шумовые коробочки,для детей с нарушениями фонематического слуха. Моя игра называется “Волшебные мешочки”.Необходимо.

Игры для развития фонематического слуха у детей. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся.

Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей второго года жизни. Речевые упражнения с природным материалом.

Конспект занятия по развитию речи. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников. ЗАДАЧИ: 1. Обучать работе со схемами, символами. 2. Развивать.

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие фонематического восприятия речи детей 6–7 лет на этапе подготовки к школе» Изучению формирования осознания языка и речи, фонематического восприятия посвящены исследования Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карпова,.

Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Развитие фонематического слуха у дошкольников Развитие фонематического слуха у дошкольников В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей,.

Развитие фонематического восприятия в игре Игра «Волшебный коврик». В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе.

Развитие фонематического восприятия у младших школьников Консультация для родителей Тема: Развитие фонематического восприятия младших школьников. Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического.

Игры для развития фонематического слуха

  • Образовательная деятельность (8)
  • Занимаемся дома (8)
  • ПОИГРАЕМ (7)
  • РОДИТЕЛЯМ (12)
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ (5)

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха

Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин “фонемный анализ” включает в себя:

  • выяснение порядка следования фонем в слове;
  • установление различительной функции фонем;
  • выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия

  1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:

  • «Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
  • «Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
  • Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу. ). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
  • Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
  • Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
  • Игра «Тихо – громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
  • Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //.
  1. Развитие речевого слуха.
  • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Дифференциация слогов
  • Дифференциация фонем

Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:

Дифференциация голосов по тембру:

  • Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
  • Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Развитие речевого внимания:

  • Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
  • Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания,памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).

Различение слов, близких по звуковому составу.

  • Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон.
  • Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

  • Игра «Самое короткоедлинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Дифференциация звуков, дифференциация слогов

  • Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
  • Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, . )
  • Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
  1. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

  • Определение количества слогов в словах разной сложности
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
  • Выделение из слога гласного, затем согласного звука
  • Выделение первого и последнего звука в слове
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове
  • Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Читайте также:  Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:

Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов

  • Упражнения – «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребёнок , отхлопывая, делит слово на части.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове

  • Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
  • Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игры на выделение места звука в слове

  • Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
  • Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове

  • Игра “Сколько звуков?”. Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении («Коза»-два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
  • Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.

Творческие задания

  • Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» – зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» – жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт.

С «песенкой насоса» – собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

  • «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос – носы) или трехсложным (дом – домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель-воспитатель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Шутки – минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн«. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

  • Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
  • Учит определять грамматическую основу предложений.
  • Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

  1. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

Наталья Иванова
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

Мастер-класс «Использование дидактического синквейна в логопедической практике»

1. Синквейн-технология:

В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.

•Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.

2. Почему именно синквейн?

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного с ОНР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Так же для детей с ОНР характерны:

– низкая активность познавательной деятельности,

-быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях,

-неустойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности,

-ограниченные возможности распределения внимания,

-при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

3. Что же такое синквейн?

Синквейн представляет из себя стихотворную форму из пяти строк. Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века и сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Синквейны были включены в 1914 году в её посмертный сборник стихов. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Существует два вида синквейна: традиционный и дидактический. Традиционный синквейн основывается на слоговой зависимости,имеет ряд вариаций:

• Зеркальный синквейн

Синквейн-бабочка

• Корона синквейнов

• Гирлянда синквейнов (Garlandcinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. В России синквейн начал применяться с 1993 года.

4. Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное,и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта.По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов, но это не так принципиально 3-5 слов считается также отлично, но встречаются и более длинные варианты для объяснения своей позиции по теме.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом.Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что? (Синоним, антоним, чувство, эмоция). И часто являет неплохой темой для составления нового синквейна.

При этом правила составления синквейна считаются больше рекомендацией, автор, если считает нужным может иногда и немного от них отступать, если это нужно для более красивого и содержательного стихотворения. Иногда целью развития речи у детей в 5-той строке синквейна можно встретить 2-3 и даже 4 слова связанных с темой синквейна и сутью стихотворения, это также не является отступлением от правил.

5. Достоинства синквейна.

• Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

• Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

• Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.

• Задействованы при написании все личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

• Процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Читайте также:  Конспект занятия 'Донецк – мой родной город'

6. Практическая часть: предлагается составить синквейн.

(практика: дать синквейн, по нему составить рассказ; дать рассказ, по нему составить синквейн)

7. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Чтобы правильно составить синквейн,важно:

-иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

-владеть:анализом, обобщением,понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;

-уметь подбирать синонимы;

-научиться правильно понимать и задавать вопросы;

– согласовывать слова в предложении;

– правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Что нужно для точного и полного выражения мысли?

Работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет,работу можно построить по определенному плану:

• предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

• дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);

• называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;

логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий)дети называет предмет: это огурец;

• нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова, их подводим к понятию о предложении и начинаем работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах, их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованытакие варианты работы как:

– составление краткого рассказа по готовому синквейнуиспользованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

– коррекция и совершенствование готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

– полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Сочинение синквейновявляется своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации и позволяет решать множество важнейших задач:

синквейн передает эмоции и чувства, что способствует более глубокому усвоению материала, темы;

– отрабатываются знания о частях речи;

– знания о предложении;

– умение соблюдать интонацию;

– значительно активизируется словарный запас ребёнка;

– совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

– активизируется и развивается высшие психические функции (мышление, память, внимание);

– совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Эффективность и значимость синквейна:

– Простота. Синквейн могут составить все.

– Каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Синквейн как игровой приемом.

– Заключительное задание по пройденному материалу.

– Формирует анализ и синтез полученной информации.

– Пополняет словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

– Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

10. Составить синквейн к словосочетанию мастер-класс.

Смотрю, как засыпает он заброшенный сад,

Чем больше живу на этом свете,

Тем больше познаю его печаль…

Не слышен рёв вод,

Бьющихся в скалы.

Ещё не проник в моё сердце,

Но посмотришь вокруг-

И, право, каждая малость

Подвергает в такую тоску…

Красит в зелень.

Использованнаялитература и интернет ресурсы:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учебно-метод. пособие. Ростов –на -Дону, 2008.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов –на-Дону., 2011.

3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на Дону, 2008.

4. Баннов А.Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.

5. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии.Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

6. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005)

8. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

Педагогический словарь

Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11, муниципального образования Успенский.

Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами – С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.

Использование компьютерных технологий в логопедической практике Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые.

Использование элементов литотерапии в логопедической практике Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива. Задачи: Познакомить.

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: – развитие.

Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровых технологий» Цель: Обучение использованию социоигровой технологии для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Оборудование:.

Мастер-класс для педагогов «Использование занимательной математики в образовательной деятельности ДОУ» Математика – наука, Хороша, и всем нужна Без нее прожить нам трудно Без нее нам жизнь сложна. Математику недаром называют «царицей наук!».

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.

Синквейн в работе учителя-логопеда

Дидактический синквейн и индивидуализация педагогического процесса в работе учителя-логопеда

Дружинина Анна Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 41
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга,

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. В России вводятся стандарты нового поколения. С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Дошкольное звено образования – важный и неотъемлемый этап развития личности. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Речь – это сложная психическая функция, которая формируется постепенно. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности. Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Но в то же время мышление, как и такие познавательные процессы, как внимание, память, являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций.

Каждый ребенок проходит определенные этапы в развитии речи: гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, появляется фразовая речь. Своевременное овладение правильной речью имеет огром­ное значение для формирования полноценной личности ре­бенка. Но бывает, что в силу определенных причин, у детей возникают речевые нарушения. Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте определяются как общее недоразвитие речи (ОНР).

Согласно статистике количество речевых нарушений в пос­ледние годы имеет тенденцию к увеличению. Поэтому работе по коррекции речи уделяется большое внимание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе и становление его как личности. Логопедических групп, как структурных единиц ДОУ и дошкольной педагогики, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно – ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и индивидуализация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) .

Кроме того, в эпоху Интернета и электронных средств хранения информации, когда информация многократно увеличивается из года в год, особую ценность приобретает умение самостоятельного, быстрого поиска нужной информации. Таким образом, более актуальным становится не только формирование обширного базиса знаний, но и обретение способности постоянно обновлять эту базу, приспосабливать ее к постоянно изменяющимся условиям современного информационного пространства. Человек, получивший знания, но не научившийся самостоятельно искать и находить нужную информацию, очень быстро столкнется с проблемой устаревания его знаний и невозможности решить вновь возникающие задачи. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Исходя из вышесказанного, перед нами, учителями-логопедами, стоит задача, работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, находить такие специальные методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно, развивали бы лексико-грамматический строй языка и связную речь, позволяли бы применять личностно-ориентированный подход и осуществлять индивидуализацию педагогического процесса, т. е., соответствовали бы требованиям ФГОС и запросам современного информационного общества.

Для решения этих задач, как вариант, можно использовать образовательную технологию “Дидактический синквейн”, которая на практике показала эффективность применения. Многие учителя-логопеды применяют активно эту технологию, так как благодаря ей создаются условия для развития личности, которая может критически мы c лить: отсекать лишнее и определять главное, обобщать, систематизировать, что важно для человека в быстроменяющемся современном мире.

Что же такое “Дидактический синквейн”? Синквейн с французского языка переводится как “пять строк”, пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Кратко изложим правила составления дидактического синквейна. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово). И хоть дидактический синквейн подчиняется определенным правилам, он все же является формой свободного речевого творчества. Вот пример синквейна:

Взлетает, летит, гудит.

Я люблю путешествовать.

Кажется, все легко и просто. Но это просто, если мы знаем очень хорошо обсуждаемый предмет. Попробуем составить синквейн про танины. Человеку, знакомому с химией это не составит труда. А людям, не знакомым с данным термином, предстоит долгий и увлекательный путь сбора информации по данной тематике, прежде, чем составить нужный синквейн. Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии, – про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников – игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна – увлекательная и интересная игра. Естественно, что перед составлением дидактического синквейна проводится большая предварительна работа по развитию речевой базы. Дети знакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Уместно начинать использовать дидактический синквейн с дошкольниками с ОНР со второго полугодия первого года обучения. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка , при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора , основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности . Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развития личности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности , предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт – рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор – составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив. В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить, выложить мозиаку, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

При помощи дидактического синквейна можно организовывать вариативное многофакторное поле выбора. Учитель-логопед создает для каждого ребенка реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории развития .

Таким образом, дидактический синквейн, такой вид деятельности, который способствует развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития ребенка, что позволяет выстраивать вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития ребенка. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Ссылка на основную публикацию