Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
консультация по логопедии по теме

Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
fonematicheskiy_slukh.igry_i_uprazhneniya_s_fonemami.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух. Игры и упражнения с фонемами.

Различные трудности, возникающие при обучении чтению и письму, часто объясняются плохо развитым фонематическим слухом.

В окружающем мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск и т. д. ) и речевые. С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое – предмет, признак, действие. Оно создает у нас определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами. Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Можно выделить три составляющих фонематического слуха:

-звуковысотный слух – умение узнавать звуки разной высоты и тембра;

-слуховое восприятие – способность определять на слух то или иное звучание и его направление;

– восприятие темпа и ритма речи – способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слова.

В русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. Многие звуки отличаются друг от друга лишь небольшими оттенками. Поэтому независимо от методики обучения грамоте дети должны уметь различать речевые звуки. Неумение слышать и дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные приводит к большому количеству ошибок во время чтения и на письме.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Игры на развитие фонематических процессов не только научат ребенка прислушиваться к звукам речи, но и обогатят его словарный запас, активизируют память, внимание , мышление.

1. Игра ” Поймай нужный звук”

Инструкция: хлопни в ладоши ,когда услышишь звук [ш].

-ландыш, жук, машина, маска, кошка.

Аналогично поиграйте с любыми другими звуками.

2. Игра “Придумай слова на заданный звук”

Сначала давать только гласные звуки [а; о; у; и], затем согласные.

3. Игра “Угадай, где спрятался звук”

Инструкция: определи, где слышится звук -в начале, в середине или в конце слова.

К -крот, морковь, кулак, носок ;

Ш – душ, шапка, ландыши, мишка, мышь;

С – собака, посуда, автобус, снеговик;

Л – ласточка, белка, пол, лыжи, бал, балкон;

Р – рынок, рыбак, корзина, топор, куртка. и т. д.

4 .Игра “Цепочка слов”

Ведущий называет слово ( например, нос ).Следующий участник определяет последний звук в слове и называет свое слово, начиная с этого звука.

5. Игра “Кто внимательнее?”

Инструкция: угадай, какой общий звук встречается в словах?

С – сапоги, пастила, посадка, насос, весна;

Р – карман, роза, самовар, крабы;

З – незабудка, стрекоза, забор, звезда;

Ж – жук, ножи, мороженое, кожура. и т. д.

Можно использовать картинки.

6. Игра ” Внимательные ушки”

Инструкция: назови звук, который стоит :

перед [к] в слове парк

перед [м] в слове холм

перед [т] в слове стол

после [л] в слове белка. и т. д.

7 . Игра “Замени звук”

Инструкция: замени один звук, чтобы получилось новое слово.

Например: б и лет – б а лет.

Слова: осень, малина, стал, метка, корка, точка, чайка.

8.Игра “Приставь букву”

Инструкция: в начало слова или в его конец добавьте букву, чтобы получилось новое слово. Например: роза – г роза.

вол – вол(к); осы – (к)осы; корь – (я)корь; пар – пар(к); утка – (ш)утка;, кран – (э)кран; стол – стол(б); сто – сто(г); очки – (т)очки; враг – (о)враг, уха- (м)уха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме “Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы”. .

Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н.

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Основная цель данных упражнений – совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова час.

Методические рекомендации по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха • Игра «Будь внимательным!»Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук. Например, зв.

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ – БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

  • Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  • Рекомендуются следующие задания:

    1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
    2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
      МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
    3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
      КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
    4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  • Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  • Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  • Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  • Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Предлагаются следующие задания:

    1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
    2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
    3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
    4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
    5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

    Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  • При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
    • Выделение первого и последнего звука в слове.

    Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

    1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
    2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    – Где ты живёшь? (в городе)
    – Где твоя машина? (в гараже)
    – На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    – Где остановились гости? (в гостинице)
    – Где напечатана статья? ( в газете)
    – В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

    Д/у «Весёлые звуки».

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….( злился).

  • По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  • Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
    • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
    1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
    2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
    3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
    4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
    5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
    6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
    7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

      К
      К-К
      К-К-К
      К-К-К-К
      К-К-К-К-К

    Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

    1 – этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

    Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

    По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

    Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

    2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
    Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

    3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

    Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

    1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
    2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
    3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
    4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
    5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
    6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
    7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
    8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
    9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
    10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

    В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

    Рекомендуем использовать следующие задания:

    1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
    2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
    3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
    4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

    ПА— ПАР
    ПА— ПАРЫ
    ПА— ПАРАД
    ПА— ПАРУСА
    КО–КОТ
    КО–КОЗЫ
    КО–КОШКА
    КО—КОРОВА

  • Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
  • Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
  • Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
  • «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  • Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
  • Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
  • Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
    • Развитие фонематического восприятия

    Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

    Работа проводится по плану:

    • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
    • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
    • Формирование умения определять наличие звука в слое.
    • Определение звука в слове.
    • Выделение слова с данным звуком из предложения.

    По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1.)

    Список литературы:

    1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
    2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
    5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
    6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

    Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников

    Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сфрмированность звукового анализа и синтеза. Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки,замены букв и слогов.

    Просмотр содержимого документа
    «Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников»

    Игры и упражнения

    слуха у младших

    C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка.

    Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.

    Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.

    • Задания на развитие фонематических процессов:
    • Какой звук есть во всех словах?

    Учитель произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

    шуба, кошка, мышь, шапка.

    • Каким звуком отличаются слова?

    • «Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слогабу(бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино).

    • Из слогов составить слова:

    МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА

    • Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах :самолёт, молоко, прямо, мороженое.
    • Буква потерялась. __ о __ ры, __елка, зе __ра, ко __ра.
    • Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.

    • Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

    Мальчик – пальчик – зайчик

    Медаль – педаль – деталь

    Пелёнка – зелёнка – продлёнка

    Боль – моль – соль – роль – ноль

    • Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

    • Превращение слов.

    Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

    • Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

    Столб – стол, укол – кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

    Переставьте буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово ( баня ).

    • Весёлая арифметика.

    БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)

    БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)

    БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

    • Читай, вставляя разные гласные.
    • Читай, вставляя разные гласные.

    • Вставить Р вторым по счёту :
    • Вставить Р вторым по счёту :
    • Вставить Р вторым по счёту :
    • Вставить Р вторым по счёту :

    • Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
    • Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)

    • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
    • Составить из одного слова как можно больше слов.

    Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .

    • Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

    • Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
    • Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.

    • Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.

    • Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.

    Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

    Какое слово получится, если убрать первый звук:

    косы – осы, крот – рот, смех – мех

    • «Цепочка слов».

    Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – игла.

    Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

    Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

    • Выдели слово.

    Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

    Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :

    – Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .

    – Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач. )

    – Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний – а .

    • Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

    Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-

    • Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

    пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

    • Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
    • Определение место звука по отношению к другим звукам:

    Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

    • Слово рассыпалось на слоги:

    • Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
    • Цифровой диктант.

    Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

    • Назови, какой звук слышится:

    Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

      li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
    • ЗВУКИ “С” “З” (3)
    • ЗВУКИ “Ч” “Ц” (2)
    • ЗВУКИ “Ш” “Ж” “Щ” (3)
    • ЗВУКИ “Л” “ЛЬ” (2)
    • ЗВУКИ “Р” “РЬ” (3)
    • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (3)
    • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (6)
    • ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (3)
    • ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (3)
    • СЛОВАРЬ (3)
    • СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (5)
    • ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (2)

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

    Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

    Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

    Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

    1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

    Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове – хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

    То же с любыми другими звуками:

    Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

    Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

    1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

    Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

    Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

    1. Игра «Определить место звука в слове».

    Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

    Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

    1. Повторение цепочек слогов.

    Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

    са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

    Примеры слоговых цепочек:

    Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

    Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

    Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

    Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

    За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

    1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
    1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

    Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

    Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

    Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

    Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

    с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

    р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

    п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

    1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
    1. Игра «Четвертый лишний»

    Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна – не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

    1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

    Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

    -Откуда ты приехала?

    Эта игра – аналог всем известных “городов”. Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

    1. Игра “Починим испорченный телефон”

    Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

    Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

    Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши”. Затем произносит: “Вагон – вакон – фагон – вагом”. Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: “Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака”. Игра очень нравится детям и проходит весело.

    Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

    1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик – по вашей инструкции).
    1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
      ком бак сук ветка каток горка
      дом рак лук клетка платок корка
      сом мак жук пятка листок норка
      лом лак бук плетка моток марка
    2. Игра «МАГАЗИН»

    Игры на выделение звука на фоне слова.

    Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

    Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

    Игра для развития звукового различения

    Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

    Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 5-6-7 лет

    Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

    Фонема

    С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

    Например, в слове ДОМ три фонемы , , . Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем , , , , , но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

    Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы .

    Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

    На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

    Фонематический слух

    Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

    При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

    • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
    • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
    • пропускает слоги в словах;
    • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
    • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

    В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

    • дисграфия;
    • дислексия;
    • низкая скорость чтения, письма.
    • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

    Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

    На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

    Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

    На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

    Тишина

    Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

    Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

    Лови звук

    Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

    Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

    Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

    Хлопай-топай

    Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

    Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

    Поймай слог

    Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

    Лови слово

    Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

    Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

    Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

    Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

    Поймай песенку

    Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

    Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

    Громко-тихо

    Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

    На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

    Высоко-низко

    Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

    Скажи, как я

    Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

    На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

    Разложи правильно

    Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

    Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

    • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
    • классифицировать слова по количеству слогов;
    • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.




    Звуковое лото

    Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
    Для игры нужно подготовить:

    • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
    • Пустые карточки.

    Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

    Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

    Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.



    Слоговой поезд

    Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

    Путаница

    Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

    Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

    Мы пришли кататься на большую Корку.
    На болоте много скользких Мочек.
    Иван построил новый Том.

    По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

    Испорченный телефон

    Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

    Договори слог или слово

    Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

    Мы продолжили иг… (ру).
    Дом стоит на го… (ре).
    Кипит наш самов… (ар).
    У меня вед …(ро).

    Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

    Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
    Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

    Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

    Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

    Дидактические игры для формирования фонематического слуха у младших школьников с тяжёлым нарушением речи.

    Дидактические игры для формирования фонематического слуха у младших школьников с тяжёлым нарушением речи.

    Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей его формирование происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. А именно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Другими словами умение слышать есть данный звук в слове или нет.

    Особенности фонематического развития школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) изучались Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, и др. Многие исследователи пришли к выводу, что затруднения в различении и узнавании звуков в слове, в дифференциации фонем задерживают развитие устной речи. Из этого следует нарушенное речевое развитие, недостаточность усвоения семантической стороны родного языка, что негативно влияет на становление всей фонематической системы учащихся с ТНР, затрудняет процесс овладения письменной речью. В результате на письме у таких детей появляются специфические

    ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского

    Формировать фонематический слух можно в занимательной игровой форме. Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровневого характера.

    В своей работе с учениками 2 класса с тяжёлыми нарушениями речи, я использую следующие дидактические игры для формирования фонематического слуха:

    Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

    Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

    Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематический слух и внимание. Профилактика дисграфии.

    Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

    Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

    Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

    «Найди слова в слове».

    Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

    Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

    Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

    Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке (‘+’, ‘-‘) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

    Например: с + том – м + лиса – са + ца – ? (столица).

    Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

    Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

    Читайте также:  Конспект открытого психологического занятия по теме Удивление
    Ссылка на основную публикацию