Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

Новая аттестация учителей с 2021 года

Реформирование системы образования РФ продолжается и в 2021 году учителей ждет совершенно новая форма аттестации и повышения квалификации, а также запуск НСУР (национальной системы учительского роста).

Важно! Внедрение разработанных инноваций начнут с 1 сентября 2021 года.

Ранее в Минобрнауки заявляли, что уже в 2020-2021 учебном году аттестация педагогических работников будет проходить по новым правилам, но в связи с длительным дистанционным обучением и предстоящей работой в условиях пандемии COVID-19 было решено перенести старт реформы на 2021-2022 учебный год.

НСУР (национальная система учительского роста)

В рамках выполнения поручения Владимира Путина, данного 23.12.15 на заседании Горсовета, действующий сегодня национальный стандарт «Педагог» будет реформирован. Разработка НСУР практически завершена, и проект находится на пороге практической апробации.

Цель реформы – повышение качества работы учителя, а также уровня ответственности педагогического работника за результаты труда.

Среди основных нововведений:

  • реформирование профессионального стандарта;
  • переход от аттестации, как формы контроля, к аттестации, стимулирующей развитие педагогов;
  • изменение системы классификации педагогических должностей (введение позиций старший и ведущий учитель);
  • утверждение единых правил, по которым уже с 2021 году будет проходить новая аттестация учителей и воспитателей;
  • разработка единых ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов).

Таким образом, реформированный профстандарт и новая форма аттестации учителей должна подтолкнуть педагогов уже в 2021 году к личностному и профессиональному росту. При этом считается, что траектории своего развития учителя будут строить с учетом инновационных технологий, достижений науки и передового педагогического опыта.

Приказом Минобрнауки РФ была закреплена такая дорожная карта реформы:

июнь 2020 – ноябрь 2020

Но, из-за коронавируса сроки существенно сдвигаются и нововведения станут обязательными для всех педагогов только с 2021 года.

Новое в аттестации

Нововведениями учителей уже не испугать, ведь образовательные программы и методики меняются довольно часто и с опытом приходит навык быстро адоптироваться к любым новым стандартам и требованиям. Тем не менее, предстоящая новая аттестация учителей вызывает беспокойство в кругах педагогов, которым предстоит подтверждать или повышать категорию в 2021 году.

Ранее стандарт устанавливал только 2 вида аттестации:

  • обязательная – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории присвоенной ранее),
  • по желанию – на повышение квалификационной категории.

Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собирать внушительное портфолио с отчетами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями.

С 2021 года согласно НСУР аттестация учителей будет проходить иначе. Первый свой профессиональный экзамен «вход в профессию» молодому педагогу предстоит сдавать не через 2 года как ранее, а сразу по приходу на рабочее место. Такое же испытание ждет и опытных коллег после более чем 5-летнего перерыва в стаже или претендентов на должность без педагогического образования (например, желающих преподавать экономистов, юристов, программистов и т.д.)

Первая полномасштабная аттестация ждет учителя через 3 года после начала профессиональной деятельности. Оценивать эффективность и динамику развития будут по 4 критериям, за которые можно набрать максимум 100 баллов:

Квалификацию педагогов будут оценивать по трем блокам:

  1. Письменная работа, которая будет объединять в себе вопросы по предмету, методике и практической педагогике.
  2. Оценка профессиональной деятельности на основе ЕФОМ.
  3. Решение педагогического кейса (на ПК) – моделирование сложных ситуаций, возникающих в реальной школьной практике.

По новым нормам аттестационная комиссия будет учитывать не только мнение выпускников, но и отзывы учащихся, с которыми педагог работает в данный момент.

Общая схема, согласно которой будет организована новая аттестация педагогических работников в 2021 году, будет следующей.

Важно! На данный момент неизвестно, каким будет минимальный проходной балл и что ждет педагогов, которые не смогут его преодолеть в рамках обязательных этапов НСУР

Учителя против НСУР

Хотя новая аттестация педагогов заработает только с 2021 года, даже презентация проекта вызвала бурю недовольства в учительском сообществе. Еще больше нареканий на грядущие нововведения появились у педагогов после апробации, в которой приняли участие 104 образовательных учреждения из 19 регионов РФ.

Среди основных проблем:

  • слишком сложные вопросы тестовой части (почти 50% учителей математики не справились с заданиями);
  • отсутствие материалов для предварительной подготовки;
  • требования к наличию обязательной видео записи урока, что требует наличия дорогостоящего оснащения.

Педагоги считают, что новая аттестация учителей, стартующая в 2021 году, станет еще одной бюрократической стеной, препятствующей нормальному процессу обучения. К неимоверному количеству отчетов добавится необходимость дополнительной подготовки к прохождению тестирования, ведь ЕФОМ проверяет не столько практические навыки учителя, сколько знание стандартов, норм ФГОС, сложных задач ГИА.

Единственная уступка от Минпросвещения, на которую могут рассчитывать педагоги – это отмена нормы про обязательность видеозаписи. Вместо 45-минутного ролика разрешено предоставлять фрагменты длительностью 10-15 минут.

Не исключено, что и эту норму уберут в окончательной редакции, ведь каждый педагог отлично знает – оценить качество преподавания и уровень учеников по хорошо поставленным спектаклям, от которых, к сожалению, так и не отказались в нашей школьной реальности, просто невозможно.

План-конспект группового логопедического занятия по теме «Дифференциация букв Б-Д»

Тема: «Дифференциация букв Б-Д»

• учить детей различать зрительные образы букв Б – Д;
• вспомнить правило написания имен собственных;
• вспомнить правила обозначения границ предложения;
• развивать зрительно-пространственную ориентировку;
• развивать навык языкового анализа;
• развивать мышление, память, внимание.

I. Организационный момент

Логопед выставляет на доску две картинки и спрашивает детей, как они называются. (Дом и бант).

Детям предлагается записать эти слова в тетрадь и выделить первую букву. (В слове дом первая буква Д, в слове бант – Б)
Логопед сообщает детям тему занятия: « Буквы Д – Б »

II. Основной этап

Логопед предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы. Затем, логопед просит назвать различия между этими буквами. (У Буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)

• Дифференциация «Б-Д» на буквенном уровне.
Логопед объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой. Звёздочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если звездочка вверху, то это буква Б , если внизу, то это буква Д .

(б, д, д, б, б, д, д, д, б, б, б.)

Работа выполняется устно, затем самостоятельно, каждым ребенком в тетради. После завершения работы, логопед называет получившиеся буквы, а ученики проверяют правильность выполненного задания.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слога.
Логопед просит детей подумать и сказать, каким образом «замаскированы» буквы занятия в следующем задании. (Если стрелочка направленна вверх, значит это буква Б, если стрелочка смотрит вниз, значит это буква Д )

(Ди, бя, бю, бе, ду, де, би, бё, бе, ду, бя, до.)

Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слова.
Логопед просит детей списать слова, выбрав нужную букву Б или Д , пользуясь подсказкой. Если солнышко стоит над буквой, то следует писать букву Б , если солнышко спряталось под букву, стоит написать букву Д .
Дети по цепочке выходят к доске и записывают по одному слова, остальные работают в тетради.

(Базар, дорога, бинт, доярка, билет.)

(Рубашка, радуга, сады, работа, командир, города.)

После выполнения задания, детям предлагается самостоятельно придумать слова с буквами Б – Д и зашифровать их подобным образом. Работа осуществляется у доски. Дети выходят по одному, пишут свое слово и просят других учащихся его отгадать.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне предложения.
Логопед раздает детям карточки с предложениями, где пропущены буквы Б и Д . Перед выполнением упражнения, логопед просит детей вспомнить правила написания предложений, в частности, с какой буквы начинается предложение (с большой), что ставится в конце предложения (точка, вопросительный или восклицательный знаки). Также, логопед напоминает, что все имен всегда пишутся с большой буквы.

Белка забралась на высокое дерево.

Друзья собирают клубнику в саду.

Даша и Боря плывут на лодке.

Лида увидела в лесу дятла.

Дима и Боря кормят голубей.

Боря погладил лошадь.

Даша собирает букет из ландышей.

Работа осуществляется каждым ребенком самостоятельно по индивидуальной карточке. После выполнения задания, дети меняются карточками и продолжают работу.

После выполнения задания всеми учащимися осуществляется проверка. Логопед просит прочитать детей по одному предложению, акцентируя внимания на вставленных ими буквах.

III. Итог занятия

Детям предлагается вспомнить имена с буквой Б и с буквой Д .

Конспект “Дифференциация звуков и букв б-д”
план-конспект урока на тему

Конспект “Дифференциация звуков и букв б-д” является приложением к одноименной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_po_differentsiatsii_b-d.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Дифференциация строчных букв б –д». ( Слайд 1)

Дифференциация рукописных строчных букв б– д на письме.

Задачи: ( Слайд 2)

  • Образовательные:

– учить различать кинетически сходные строчные буквы « б » и « д » на письме (в слогах, словах) путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

– совершенствование навыков выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза;

  • Коррекционно-развивающие:

– Развитие пространственной ориентировки, зрительного гнозиса .

– Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

– Развитие общей и мелкой моторики рук.

– Развитие навыка самоконтроля .

  • Воспитательные:

– воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки, предметные картинки, карточки с образцами написания рукописных строчных букв б и д .

  1. Организационный момент.

Игра «Для нас на уроке важнее всего!» – дети отвечают на вопросы словами « да » или « нет »:

К знаниям стремиться – …

На вопросы отвечать – …

Соседу по парте мешать – …

Если трудно ему – помогать – …

Хихикать, без дела болтать – …

Слушать, смотреть, размышлять – …

1.2 Назовите ваши главные действия на уроке: смотрим, слушаем, думаем.

1.3 Артикуляционная гимнастика (Слайд 3)

1.4 Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)

– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов, наложенные друг на друга.

Что это? ( Дерево, дом, бочка)

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы.
  • Характеристика звуков б – д , их артикуляция .

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.

« Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел)

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [ д ].

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десна верхних резцов (Д – д есна). (Слайд 6)

« В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле?» (Белка)

  • Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [ б ].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые гу б ы (Б – гу б ы). (Слайд 8)

  • Сопоставление звуков б-д по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и, глядя в них, произнесите звуки б-д. Найдите, что общее (одинаковое) в произношении этих звуков, и что разное (чем различаются).

Общее: звонкие, взрывные согласные.

Разное: место преграды: Б – гу б ы, Д – д есна.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д .

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке ? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху) (Слайд 9)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла . Какая буква видна на рисунке ? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши « опоры» : (Слайды 11- 12)

Звук [ б] – «взрываются» гу б ы, буква б – хвост б елки (вверх);

Звук [ д] – язык упирается в д есна; буква д – хвост д ятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к д ятлу, а какие к б елке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да адо – або

бо – до ода – оба

ду – бу уда – уба

ды – бы абы – ады

– Разогреем ручки. Упражнение «Мячик».

Запишите тему занятия.

Различение б – д. (Слайд 13)

Дифференциация букв б — д изолированно. (Слайд 14)

– Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д в воздухе.

1. Дифференциация букв б – д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)

Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)

а) На магнитной доске выставляются картинки: ботинки, сарафан, платье,

– Какая картинка лишняя? Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы? О б увь

Запишите это слово графически в тетрадь (черточками, обозначаем количество букв в слове).

К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.

б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посу д а _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты. О д еж д а _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка. Ме б ель _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других слов , запишите в тетрадь новое слово (подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

Р ека, а рбуз, д ень, у тка, г рад, а лфавит – ра д уга ;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – ле б е д и;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – я б локо;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – д руж б а.

  • Физминутка (Слайд 18)

Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.

– возьмите правой рукой за левое ухо;

  • левой рукой за правый локоть;
  • правой рукой закрыть правый глаз;
  • левой рукой дотронуться до правой коленки;

– нужно поднять руки вверх, если услышите звук [ б ] в словах, если услышите звук [ д ] – присесть.

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.

Спишите, вставляя нужные буквы.

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски). (Слайд 19)

Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

  • Физпауза. (Слайд 20)

Гимнастика для глаз.

  • Вставь пропущенные буквы б-д и подели слова между гостями занятия.

. РОВИ, . ОРОГА, КОРИ. ОР, . УПЛО, . ЕГЕМОТ, ЗА. ОР, . ИЛЕТ, . ИРИЖЕР

3. Итог занятия. (Слайд 21)

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв д-б”

Представлен конспект фронталного логопедического занятия

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв д-б”»

Смоленский государственный университет

Кафедра специальной педагогики и психологии

фронтального логопедического занятия, проведенного

студенткой Красновой И.Ю. на логопункте

МБОУ “СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова” г.Смоленска

2.Тема: Дифференциация букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

уточнение и сравнение кинетически сходные строчные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

формирование умения различать буквы «б» и «д»;

совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;

обогащение словарного запаса.

развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;

развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;

развитие пространственной ориентировки;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие связной речи, высказывания.

3. Коррекционно -воспитательные:

воспитание умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

4.Оборудование: тетради, пенал с принадлежностями, индивидуальные карточки с текстом , предметные картинки.

I. Организационный момент.

II.Основная коррекционно-логопедическая работа.

1. Знакомство с темой занятия.

2. Игра «Найди зашифрованные буквы».

3. Восстановление букв б – д в словах и словосочетаниях.

IV. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1. Игра «Четвертый лишний».

2. Работа с сюжетными рисунками.

V. Гимнастика для глаз.

VI. Вставить пропущенные буквы б или д.

VII. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Прежде чем мы начнём наше занятие, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Теперь с хорошим настроение мы начнем занятия.

II.Основная коррекционно-логопедическая работа.

1. Знакомство с темой занятия.

-У меня есть две картинки. Посмотрите на них и скажите что на них изображено. ( Дом и бант). Давайте выделим первый звук. (В слове дом первая буква Д, в слове бант – Б) А теперь первую букву.

Студент предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы и различия между этими буквами. (Схожий элемент – овал; Различие-у буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)

– Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Мы сегодня будем учиться различать строчные буквы «б» и «д».) Почему эти буквы называют строчными?

2. Игра «Найди зашифрованные буквы».
Студент объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой:

– Стрелочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если стрелочка показывает вверх, то это буква Б, если вниз, то это буква Д.

-А теперь откройте тетради, запишите число. Давайте и мы попробуем отгадать зашифрованные слоги. Каждому раздаётся листочек где изображена схема.

(Би, дя, дю, де, бу, бе, ди, бё, бе, ду, бя, до.)

Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.

-А теперь давайте обведем зеленым мягкие, а синим твердые буквы.

3. Восстановление букв б – д в словах и словосочетаниях.

-Посмотрите на карточках зашифрованные слова. Давайте их разгадаем. И запишем в тетрадь. Букву б подчеркнем с вами одной чертой, а букву д – двумя чертами.

Дети читают слова по очереди.

-С какой буквы мы начинаем писать предложения?

↓ом, ↓орога, ↑ант, по↓арок, ↓у­бинка,

III.Физминутка.

-А теперь давайте немного отдохнем. Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д” – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуком [Б], и будете приседать, когда звук [Д] услышите:

Дом, банк, боты, бант, духи, два, забота, рыба.

IV. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1. Игра «Четвертый лишний».

-Предлагаю вам одну игру. Я назову 4 слова, вы запишите себе в тетрадь только лишнее слово (доказывают почему) и определяете место звука в слове.

Дом, диван, подлодка, тумба. *

-Кто знает, что такое тумба? Для чего она? Провести звукобуквенный разбор слов тумба.

Багаж, изба, банка, шоколад.

Балалайка, бассейн, яблоко, дачник.

* Небольшой, невысокий шкафчик.

2.Работа с сюжетными рисунками.

– А сейчас давайте найдем те предметы, в названиях которых есть строчные буквы б-д и запишем слова к себе в тетрадь, и подчеркнем их.

(бант, яблоко, труба, дорога, дверь, ведро.)

V. Гимнастика для глаз:

“Глазки крепко закрываем,

дружно до пяти считаем.

и работать продолжаем!”

VI. Вставить пропущенные буквы б или д.

-Следующее задание. Вам надо будет списать текст и вставить недостающую букву.(приложение 6) Давайте вспомним если стрелочка показывает вверх какую мы букву пишем? А если вниз?

На лесной поляне.

Бог↓ан и Лю↑а ↑ыли на лесной поляне. Там ↑ыло много цветов. Желтые о↓уванчики, голу↑ые неза↑у↓ки, ↑елые ромашки ра↓овали глаз. Ря↓ом ↑ыл пру↓. По во↓е плавали ↑елые ле↑е↓и. Вот прилетела ↑а↑очка. Она села на ↑ерёзу. Потом полетела ↓альше. Бог↓ан и Лю↑а лю↑овались приро↓ой.

VII. Итог занятия. Рефлексия.

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? ( различали строчные буквы «б» – «д») Какие слова с буквами б и д вы запомнили? Вы, сегодня молодцы! У вас на столе есть смайлики. Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Смайлика» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного). Хорошо поработали! Спасибо всем.

Логопедическое занятие “Дифференциация букв “б–д””

Презентация к уроку

Цели:

  • Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
  • Дифференциация сходных букв Б, Д путём выработки чёткой зрительно-моторной координации, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах;
  • Развивать у детей зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление,
  • Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяснять.
  • Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук;
  • Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
  • Способствовать развитию грамматической правильной речи;
  • Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложение по словам.

Материал:

  • Написанные на карточках элементы рукописных строчных букв Б, Д;
  • Индивидуальные зеркала;
  • Игра «Буквенные цепочки» (б ––> д ––> в ––> о ––> с ––> х);
  • Карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слогами (для каждого ребёнка);
  • Таблица с рукописными слогами;
  • Игра «Чей это хвостик?»,
  • Игра «Предметные картинки», (картинки),
  • Игра «Алфавит», шифровка слов,
  • Игра «Путешествие по предложениям», карточки с таблицей, координаты + цветные кружки,
  • Игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребёнка),
  • Цветные кружки.

План занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, уметь объяснять

III. Основная часть. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написание букв
2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
3. Формирование навыков слогового анализа.
4. Динамическая пауза (физминутка).
5. Формирование навыков звукобуквенного анализа.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями.
2. Анализ предложений с ориентацией на координаты.

V. Развитие мелкой моторики

VI. Итог занятия

I. Организационный момент

1. Развитие зрительного восприятия букв.

Соберите из данных элементов буквы занятия. Слайд 1
Первая буква – строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый элемент – овал, а второй хвостиком наверх. (б)
Вторая буква – строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (д)

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки». Слайд 2
Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

– Что для этого нужно сделать? (Убрать верхний или нижний элемент, правый или левый элементы, добавить … элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)

III. Основная часть. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написания букв

– Сегодня мы будем работать с буквами б и д и соответствующим им звукам. Это звуки (б), (д). Слайд 3
– Сегодня на уроке мы будем дифференцировать буквы б и д. Слайд 4
– Давайте вспомним, чем буква отличается от звука? Слайд 5

Сопоставление звуков, установление сходств и различия перед зеркалами.

Работа с зеркалом.

– Что общего у звуков (б), (д)? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твёрдыми или мягкими)
– Чем различаются звуки (б), (д)? (при произношении звука (б) воздух встречает на своём пути преграду – губы, а при произнесении звука (д) – язык, поднимающийся к твёрдому нёбу)
– Сделаем вывод: Слайд 6
(б) – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы;
(д) – согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

Сравнение букв занятия по начертанию. Нахождение сходств и различий (на партах лежат строчные буквы)

– Чем похожи буквыб и д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)
– Чем различается написание этих букв? (направление, написание 2-го элемента у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» – вниз. У буквы «б» второй элемент – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» – «прямая наклонная с петлёй внизу»)

Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия

Слайд 7

– Давайте сравним букву б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква б вписывается в силуэт белки)

Слайд 8

– Теперь давайте сравним букву д с очертаниями дятла (хвост дятла направлен вниз, буква д вписывается в силуэт дятла).

Вывод: Слайд 9

По звуку б надо запомнить ориентир при произношении это губы, при написании – белку. По звуку д: при произношении это дёсны, при написании – дятла.
Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.

2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

Логопед раздаёт карточки со словами. Слайд 10

– Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б? (Вверх, вправо)

3. Формирование навыков слогового анализа

На доске находится таблица со слогами. Слайд 11

– Что написано в таблице? (Слоги с буквами «б», «д»)
– Что такое слог? (Часть слова, в которой обязательно присутствует гласная)

Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находится буква б, д.

Игра «Предметные картинки». Слайды 12-28 (Составь слова из слогов)

– Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звуки б, д
– Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (Дети называют).

б а-ры (ры б а), б а-ка- б оч ( б а б очка), б люд-вер (вер б люд), б ус-то-ав (авто б ус), ка- д оч-у (у д очка), ре-во- д е ( д ерево), ло-ко- б ок (коло б ок), д у-га-ра (ра д дуга).

Игра «Чей это хвостик?» Слайд 29

– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Слайд 30
Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

– Откройте тетради и запишите число и месяц.

Дифференциация букв в словах

– Здесь зашифрованы слова, в которых встречается буква б или д. Отгадайте слова, нарисуйте хвости у этих букв. Самопроверка.

Слайд 31

оант оилет
оазар руоашка
оушно раоуга
оорога загаока

Слайд 32

(бант, базар, душно, дорога, билет, рубашка, радуга, загадка)

4. Динамическая пауза (физминутка)

– Поскольку отличительный элемент буквы б («хвостик») направлен вверх, а «хвостик» буквы д – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком (б), и будете наклоняться, когда звук (д) услышите в слогах или в словах: ба, ду, бе, ды, бро, дры, вбо, лбы, рда; банк, дом, боты, бант, духи, кеды, заботы, два, верба.

5. Развитие звукобуквенного анализа

Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» Слайд 33

– А теперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какое то число. Назовите число, которое соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д., разгадайте шифр.
– Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита».
Бельчонок подготовил вам таблицу «Алфавит», которая находится в зелёномконверте.
– На доске даны шифры к разгадке слов.

Например: Слайды 34-36

2, 16, 18 (бор) 5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
18, 29, 2,1 (рыба) 5, 21, 19, 29 (бусы)
5, 16, 14 (дом) 4, 18, 10, 2 (гриб)
5, 29, 15, 33 (дыня) 13, 16, 5, 12, 1 (лодка)

– Молодцы! Слайды 37, 38
– А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки (б), (д) или (б`), (д`) (варианты ответов детей).

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.

– Дятел с бельчонком приготовили вам задание, оно находится в зелёных конвертах.
Логопед раздаёт таблицы с деформированными предложениями, обращает внимание на координаты слева и сверху таблицы. Слайд 39
– Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям. Слайд 40 Вам будут названы координаты, на месте из пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложения. Предложения составляются на доске.

Например. Слайд 41

1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 – Бурый медведь осенью ходит по лесу.
2. Г 2, А 1,В 2, В 1, Б 3, Б 5, Г 6 – Ещё рано ложиться спать в тёплую берлогу.
3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 – Медведь хочет запасти под шкурой жир.
4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 – Косолапый ест ягоды, ищет корешки.

2. Анализ предложений

Слайд 42

– Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?
– Попробуйте на слух определить количество предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в тёплой берлоге. Без запаса жира он проснётся. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.
– Сколько предложений в тексте? (7)
– Продолжаем работать в тетрадях.
– Прослушайте предложение. Из них выпишите в тетрадь только те слова, в которых встречаются буквы бд. Напомните мне, ещё раз, как вы будите различать на письме буквы б, д (у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д – вниз).
– Какие слова вы выписали? (дети перечисляют слова)

V. Развитие мелкой моторики

Логопед раздаёт листы с игрой «Лабиринт». Слайд 43

– У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью карандаша.

VI. Итог занятия

Какие звуки и буквы мы различали на занятии? Слайд 44
– Что общего в написании букв? (В их состав входит «овал») Слайд 45
– Чем различаются буквы бд? (У буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д вниз, в состав букв входят разные элементы)
– На кого из живых существ похожа буква б? (На белку) А буква д? (На дятла) Слайд 46
– На этом наш урок закончен, спасибо за работу на занятии. Слайд 51

Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Б-Д» с группой учащихся 2-х классов

Галина Светлакова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Б-Д» с группой учащихся 2-х классов

Конспект

логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов

учителя- логопеда Светлаковой Г. Г.

Логопедическая: Дифференциация букв б-д

1) познакомить учащихся с буквами б-д;

2) соотносить эти буквы с символами и звуками,

3) дифференцировать буквы изолированно, в слогах, в словах;

4) развивать у детей слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

. соотносить буквы б-д с символами и звуками

. познакомить детей с буквами б-д

. дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах.

. развивать у детей оптические представления

. способствовать развитию мышления и слухового внимания

. способствовать развитию зрительного и слухового восприятия

. пополнять словарный запас обучающихся

. способствовать развитию координации речи обучающихся с движением

. способствовать развитию зрительной памяти

Воспитательные: продолжить воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Буквы б-д; стилизованное изображение букв, зеркала на каждого ребёнка ; веера согласных букв. Цветик – семицветик- цветок из семи разноцветных лепестков. Раздаточный материал (карточки).

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

Сообщение темы и цели занятия.

-Замечательную сказку написал русский писатель Валентин Петрович Катаев

«Цветик – семицветик». Этот цветок не простой. Мы с вами будем отрывать по одному лепестку, говорить волшебные слова и выполнять задания, «Цветика- семицветика»

Первый лепесток оторву я:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли будь по -твоему вели.

Вели, чтобы Катя провела дыхательную гимнастику.

1. Дыхательная гимнастика.

Вдох носом – выдох носом.

Вдох ртом – выдох ртом.

Вдох носом – выдох ртом.

Вдох ртом выдох носом.

Вдох правой ноздрёй – выдох ртом.

Вдох левой ноздрёй – выдох ртом.

Вдохнуть носом – задержать дыхание-

Медленно выдохнуть через рот.

II. Основная часть занятия

Соотнесение букв занятий с символами. Развитие зрительного восприятия.

Логопед:

-Назовите, что вы видите на картинках. Это кто? Какая буква в ней спряталась?

– Белка, буква б

– Дятел, буква д

Логопед: Первая буква – строчная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента первый – овал, а второй хвостик наверх. (б)

Вторая буква- строчная, тоже обозначает согласный твёрдый звонкий звук. Для её написания нужно два элемента овал, а затем петелька идёт вниз. (д) Итак, тема нашего занятия: «Различай буквы б-д

2. Работа с сигналами.

– Отрываем второй лепесток

«Светик – Семицветик» предлагает нам взять сигналы найти буквы б-д и просигналить правильно написанную букву б-д.

Слоги: ба, да, до, ду, бу, бу, об, од, би, ди.

Слова: собака, ребята, дрова, ботинки, Даша, дети, бочка, друг.

Логопед. Вы легко справились с этими заданиями. Отрываем третий лепесток, говорим все вместе волшебные слова

3. Работа с карточками.

Допишите «хвостики» букв б-д и прочитай слова. (раздаю карточки)

Слова: Бант, билет, гвоздики, базар, рубашка, брошка, душно, работа, загадка, дорога, радуга, подушка.

Логопед. Молодцы, отправляемся дальше!

4. Игра рассмотри картинки. (Карточка № 4)

Все вместе: Лети, лети лепесток…

Лишь коснёшься ты земли

Быть по – твоему вели!

Вели ребятам, рассмотреть картинки. И записать под каждой картинкой букву б или д, которая есть в этом слове.

Хорошо! Отрываем следующий лепесток.

5. Физминутка. (Лепесток № 5)

Логопед: Лепесток предлагает вам ребята немножко отдохнуть.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6. Дифференциация букв на уровне слова.

(Индивидуальные карточки №6)

Логопед. Предлагаю собрать все свои силы и знания, отрывая шестой лепесток. Говорим волшебные слова … Лети, лети лепесток…

– Вели ребятам лепесток, вставить пропущенные буквы и поделить слова между гостями занятия.

– Проверяем, какие слова дарим белке? (бегемот, забор, билет, брови)

– Какие слова подарим дятлу? (дирижёр, дорога, коридор, дупло)

Какое слово вам показалось самым сложным по значению? (Логопед объясняет значение слова дирижёр- это человек, который управляет хором)

7. Развитие логического мышления. (Карточка №7)

Логопед: Ребята, у нас остался последний лепесток.

Ученик отрывая его, говорит волшебные слова…

-Вы должны отгадать и записать слова кроссворда.

– Давайте я вам помогу. Логопед читает задания, дети отгадывая, вписывают.

Отгадки: Белка, щенок, крокодил, цыплёнок, воробей.

Если вы записали все слова правильно, то сможете прочитать в выделенных клеточках кроссворда, какого цвета бывает заяц, снег и мел. (Белый)

(Ученики на ушко логопеду говорят отгаданное слово).

II. Итог занятия.

III. Вот и подошёл к концу наш урок. Цветик- семицветик и я благодарю вас за занятие. Вы внимательно и слушали и безукоризненно выполняли все задания. Замечательно.

– Спасибо, занятие окончено, до свидания.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв с-з в слогах и словах» Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв “с-з” в слогах и словах” Разделы: Логопедия.

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ» (1-ый этап обучения, 1-2 класс) Михайлова Н. В., учитель-логопед,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Масленица. Дифференциация букв И — У» Дифференциация букв И – У (Масленица) Цель: научить различать буквы И, У в словах, словосочетаниях и поговорках. Задачи: образовательные.

Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация изученных гласных и согласных звуков и букв. Лексическая тема «Лето» Цель: закрепить полученные знания детей об изученных гласных и согласных звуков и буквах через игровые задания с использованием мультимедийной.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] – [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Конспект логопедического занятия по дифференциация букв «п — т, » «П — Т» «Путешествие в страну грамотной речи» Цели и задачи: – научить детей соотносить буквы занятия с символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах, словах и предложениях;.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш – Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Лексическая тема: Масленица.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классов Объединение «Город Мастеров». 2- 3 класс (7-9 лет, 1 год обучения. Педагог Данилова И. П. Тема. Изготовление сувенира к Чемпионату мира.

Дифференциация Б-Д

Содержимое публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Школа № 1468

Конспект занятия

Тема: Дифференциация Б-Д

Цель: Закрепление навыков дифференциации Б-Д

1) анализ артикуляции звуков Б-Д

2) определение фонетической характеристики звуков

3) развитие фонематических процессов

4) работа по развитию словаря

5) работа над предложением

6) Образование приставочных глаголов совершенного вида

Оборудование: карточки с буквами Б, Д; предметные картинки; раздаточный материал.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед. Ребята, здравствуйте, запишите сегодняшнее число (дата записана на доске), а какой сейчас месяц?

Логопед: А какое время года?

Логопед. А апрель какой по счету весенний месяц?

Логопед: Тема нашего сегодняшнего занятия

«Дифференциация букв Б-Д» (различие), повторение.

Логопед показывает карточку (с буквой Б). Дети, давайте вспомним различие между звуками и буквами, буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. Давайте уточним характеристики звука Б (согласный, звонкий, преграда сомкнутые гуБы).

Логопед показывает вторую карточку (с буквой Д) Д (согласный, звонкий, кончик языка упирается в верхние Десна).

Общее: эти звуки согласные, звонкие, твердые.

А теперь давайте соотнесем звук с буквой. Сравните букву Б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква Б вписывается в силуэт белки.

Соотнесение буквы Д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз-упирается в ствол.).

Буква Д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры».

Звук Б – «взрываются» губы; буква Б-хвост белки (вверх)

Звук Д-язык упирается в десны; буква Д-хвост дятла (внизу).

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте)

На доске записаны слова с пропущенными буквами:

-елил -ал про-ел

Логопед. Сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы(Б-Д).

Кто увидел здесь 6 слов? (белил,делил,бал,дал, пробел, продел)

При затруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну или другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы Б-Д (подчеркните карандашом).

Физкультминутка:

Логопед кидает мячик в руки ребенка говоря слово, а ребенок, поймав мячик должен кинуть его обратно в руки логопеда образовав из этого слова новое с помощью приставки ДО, например:

Бежал-добежал белил-

Устно составить словосочетания.

Рассмотреть ряд предметных картинок( обезьяна, сундук, булка, барабан, радуга, дедушка, бублики). Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки

Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях:

Б, д, б, бб, д, дд, бб (т.е. все картинки «шифруются»).

Проверка ошибок производится коллективно, чтением и расшифровкой записи.

Логопед вызывает одного из учеников к доске и предлагает расставить все эти картинки в 2 ряда по наличию звука Б или Д.

Запись под диктовку слов в 3 столбца (Б, Д, БД) по наличию звука

Дорога, работа, загадал, ребро, добрый, рубль, дважды, однажды, брызги, убрал, удочка, двор, бабочка, банка, дудочка, банан.

Прочитать, вставляя пропущенные буквы Б, Д.

а) У Ли-ы голу-ой –ант. У -а-ушки наря-ная -лузка.

Ва-им –ал –ругу –улку. На -иване -елая по-ушка.

Весь -ень и-ёт -ождь. Завтра -у-ет холо-ная пого-а.

б) –оро-а -о-рался ле-е-и -о-ро-ушный

-о-авка -рига-а -у-инка -о-рость

-о-рый -у-ильник -ро-и по–оро-ок

-орь-а по–ерезовик -орь-а -ро-яга

са-ово-ы -лю-це -е-ро -ара-анить

Итог занятия.

Дети, что мы с Вами сегодня делали на занятии (читали, писали, вставляли буквы Б, Д). Давайте вспомним различия между буквой и звуком. Буквы мы пишем, читаем, а звуки слышим и произносим. Что общего между звуками?

(согласные, твердые, звонкие). А что разное между буквами Б и Д?

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме «Инструменты. Профессии»
Ссылка на основную публикацию