Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

Минобрнауки РФ разъяснило порядок аттестации педработников

В июне 2014 года вступил в силу новый Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 07.04. 2014 г. №276. ЦС профсоюза работников образования и науки РФ подготовил Комментарий к нему (Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.). В ответ на многочисленные просьбы органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических работников Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнаки России и Общероссийский профсоюз образования направили в региональные органы власти «Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (письмо Минобрнауки РФ отт 03.12.2014 г. № 08-1933/505).

Цель разъяснений – обеспечить единообразие применения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации).

Задача образовательных организаций — донести эти разъяснения до педагогических коллективов, первичных профсоюзных организаций.

Разъяснения представлены в формате «вопрос – ответ». Всего в них даны ответы на 62 вопроса по соответствующим разделам Порядка аттестации.

Уважаемые посетители блога! Если у Вас возникли вопросы по аттестации, ответы на них можно найти в Разъяснениях.

Об аттестационных комиссиях

1.Порядок формирования и организации работы аттестационных комиссий образовательных организаций разъясняются в ответах на вопросы 4,5,6,15,17,19,21,24,25,28

В частности, отмечается, что принятие образовательной организацией таких локальных нормативных актов как положение об аттестации педагогических работников или об аттестационной комиссии организации не требуется. В то же время локальные нормативные акты организаций, связанные с формированием аттестационной комиссии организации, ее составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Руководителю образовательной организации входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно. А вот представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) включается в состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке.

2..О порядке формирования аттестационных комиссий, осуществляющих аттестацию в целях установления квалификационной категории, подробные разъяснения представлены в ответах на вопросы 1,29,30,31,32,

Отмечено, что решение по формированию аттестационных комиссий в целях установления педагогическим работникам квалификационных категорий принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых непосредственно находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность (то есть по принципу формирования аттестационных комиссий на федеральном уровне), так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, который может сформировать необходимое количество аттестационных комиссий, в том числе по территориальному принципу, по типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их ведомственной принадлежности и другим принципам. Создание подкомиссий или представительств аттестационных комиссий Порядком аттестации не предусматривается. Перечислены также распорядительные акты, регулирующие вопросы аттестации, которые вправе принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, они издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

Об аттестации в целях установления квалификационной категории

Значительная часть Разъяснений (ответы на вопросы 33 — 49, 51, 52, 54 — 62) посвящена порядку установления педработникам квалификационных категорий. Например, отмечено, что:

— педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время. В то же время заявление целесообразно подавать заблаговременно, как правило, не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории;

— прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории возможно без предварительного прохождение аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности;

— для педагогических работников, имевших высшую квалификационную категорию, срок действия которой по каким-либо причинам истек, не устанавливается каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

— педработнику не может быть отказано в установлении квалификационной категории по причине не прохождения курсов повышения квалификации;

— заслуги педагогических работников, связанные с наличием почетных званий, отраслевых знаков отличия, государственных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, с победами в конкурсном отборе лучших учителей, с победой или получением призов в номинациях на различных этапах конкурса «Учитель года» и т.п., а также наличие у педагогических работников ученой степени кандидата или доктора наук по профилю деятельности, могут приниматься как результат их работы для установления квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, что целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнерства;

— сроки действия квалификационных категорий, в том числе для женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, в соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации продлению не подлежат. Вместе с тем, в целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории

Об аттестации с целью подтверждения соответствия педработника занимаемой им должности

Немало вопросов возникает у педагогических работников по поводу аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой ими должности. Разъяснения по ним даны в ответах на вопросы 8,9,10,11,12,13,14,16,17,21,22. Например, разъяснено, что:

— аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной. Следовательно, педагогические работники (за исключением педработников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от этого вида аттестации. Отказ педработника в таком случае является дисциплинарным проступком, за совершение которого в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям;

— проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности Порядком аттестации не предусмотрено;

— аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию, при этом желания работника (подача заявления) не требуется. Необходимость и сроки её проведения определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации;

— в случае принятия решения о несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут. При этом необходимо строго руководствоваться ТК РФ (ст. ч 1.3,6 ст.81; ч.4 ст. 261, ст.264 ТК РФ). Отмечено ,что увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя.

О применении п.23 Порядка аттестации

Педагоги, не имеющие соответствующего образования, предусмотренного квалификационными характеристиками, работающие не по полученной специальности, но выполняющие в полном объеме и качественно возложенные на них должностные обязанности, получили подробные разъяснения в ответах на вопросы №20, 24,25,26,27.

Об аттестации руководителей, заместителей руководителя образовательных организаций

Руководители образовательных организации и их заместители также найдут разъяснения по вопросам их аттестации в ответах на вопросы № 3, 7.

В частности разъяснено, что кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации.

А вот аттестация заместителей руководителей организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена. В то же время, вопрос об их аттестации может возникнуть при их увольнении по пункту 3 части 1 ст.81 ТК РФ. Порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Если руководители организаций, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и их заместители наряду с основной работой, определенной трудовым договором, одновременно замещают должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, то они по желанию могут проходить аттестацию по этим должностям как педагоги в соответствии с Порядком аттестации, обратившись с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по должности по этим должностям.

Об изменении уровня заработанной платы по результатам аттестации

Разъяснения представлены в ответах на вопросы 2,39, 53. В частности, отмечается , что в соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации одной из задач аттестации является обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. В случаях, когда в системах оплаты труда для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, повышенный уровень оплаты труда предусматривается без учета объема преподавательской (педагогической) работы (то есть в виде надбавки либо повышающего коэффициента только за объем преподавательской или педагогической работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленных за ставку заработной платы), такие системы оплаты труда следует скорректировать с учетом положений, предусмотренных абзацем седьмым пункта 3 Порядка аттестации.

Право на изменение уровня оплаты труда у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

В отраслевых соглашениях и коллективных договорах образовательных организаций для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, но имеющих заслуги, связанные с наличием почетных званий, отраслевых знаков отличия, государственных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, с победами в конкурсном отборе лучших учителей, с победой или получением призов в номинациях на различных этапах конкурса «Учитель года» и т.п., а также ученую степень по профилю деятельности, могут предусматриваться размеры ставок заработной платы, должностных окладов, соответствующие размерам ставок (окладов), установленных для лиц, имеющих квалификационные категории. Кроме того, системы оплаты труда могут предусматривать для таких педагогических работников, выплаты стимулирующего характера.

Об оформлении записей о результатах аттестации в трудовых книжках

Эти вопросы также интересуют педагогов. Разъяснения мы находим в ответах на вопросы 18, 50. Отмечено, что сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся. А вот сведения об установлении педагогическому работнику первой или высшей квалификационной категории должны быть внесены в трудовую книжку .

Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

English

Уважаемые работники образовательных организаций!

Доводим до Вашего сведения, что в летний период была осуществлена доработка и коррекция форм экспертных заключений и приложений к ним.

Обращаем внимание на то, что на октябрьскую аттестационную комиссию будут приниматься как старые, так и обновленные формы экспертных заключений и приложений.

Последующие аттестационные комиссии будут осуществляться по обновленным экспертным заключениям и приложениям.

В представленных ниже материалах дана следующая информация:

РАЗЪЯСНЕНИЯ основных изменений в документообороте аттестации педагогических работников Московской области СКАЧАТЬ;

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Экспертиза педагогической деятельности в 2016-2017 учебном году» (Н.В. Долгоаршинных) СКАЧАТЬ;

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Информационное обеспечение аттестации педагогических работников» (И.И. Семенова) СКАЧАТЬ.

Телефон регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности 8(495) 470-35-50 Семенова Ирина Ивановна, старший научный сотрудник, к.п.н. attestat@asou-mo.ru

1. Аттестация работников ДОУ

Должность

Файлы в архиве .zip:
Экспертное заключение (формат MSExcel или MSWord )
+
Приложение (формат MSWord)

Воспитатель (DОY_ 1)Методист ДОУ, включая старшего воспитателя (DОY_ 2)Музыкальный руководитель (DОY_ 3)Инструктор по физической культур (DОY_4)Учитель-логопед (DОY _ 5)Педагог-психолог (DОY _ 6)Социальный педагог (DОY _ 9)

2. Аттестация работников ОУ

Должность

Файлы в архиве .zip:
Экспертное заключение (формат MSExcel или MSWord )
+
Приложение (формат MSWord)

Читайте также:  Конкурс видеосюжетов по русскому языку «Живой словарь»

Начальная, основная и старшая школа

Учитель основной и старшей ступени среднего полного общего образования (ОY_ 1)Учитель ИЗО, музыки, технологии основной и старшей ступени среднего полного общего образования (ОY_ 2)Воспитатель ОУ, ГПД, лицея/гимназии, детского дома (ОY_ 3)Инструктор по труду (ОY_ 4)Учитель-логопед (ОY_ 5 общ.)Педагог-психолог ОУ (ОY_ 6)Учитель/преподаватель физкультуры (ОY_ 7.1)Инструктор по физической культуре (ОY_ 7.2)Педагог-организатор (ОY_ 8)Социальный педагог (ОY_ 9)Тьютор (ОY_10)Учитель ОБЖ, преподаватель-организатор ОБЖ (ОY_11)Учитель начальных классов (ОY_12)Методист (ОY_13)

Коррекционные ДОУ, ОУ

Педагог (учитель, воспитатель, учитель-дефектолог) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (KOR_ 1)Воспитатель, учитель-дефектолог ДОО компенсирующего вида и коррекционного ДД, воспитатель ДОО специализированной группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (KOR_ 2)Музыкальный руководитель коррекционного ДД, ДОО компенсирующего вида, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (KOR_ 3)Инструктор по труду (KOR _ 4 общ)Учитель-логопед (KOR _ 5 общ)Педагог-психолог специальной (коррекционной) образовательной организации I-VIII видов, ДОО компенсирующего вида (KOR_ 6)Учитель физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (KOR_ 7.1)Инструктор по физической культуре (KOR _ 7.2.)Педагог-организатор специальной (коррекционной) общеобразовательной организации (KOR_8)Социальный педагог (KOR _ 9 общ)Тьютор (KOR _10 общ)Методист (KOR_11 общ)

Детский дом, детский дом-школа, школа-интернат

Методист школы-интерната, включая старшего воспитателя (DD_ 1)Воспитатель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, детский дом-школа, школа-интернат) (DD_2)Музыкальный руководитель (DD _ 3)Инструктор по труду (DD _ 4)Учитель-логопед (DD _ 5 общ.)Педагог-психолог (DD _ 6)Инструктор по физической культуре (DD _ 7)Педагог-организатор (DD _ 8)Социальный педагог (DD _ 9)Тьютор (DD _10)

ГОУ пенитенциарной системы

3. Аттестация работников учреждений дополнительного образования

Должность

Файлы в архиве .zip:
Экспертное заключение (формат MSExcel или MSWord )
+
Приложение (формат MSWord)

Педагог дополнительного образования (DOD_ 1)

Методист ( DOD_ 2)

Хормейстер организации дополнительного образования ( DOD_ 3)

Концертмейстер организации дополнительного образования ( DOD_ 4)

Учитель-логопед организации дополнительного образования ( DOD_ 5)

Педагог-психолог ОУ ( DOD_ 6)

Тренер-преподаватель организации дополнительного образования (DOD_ 7.1)

Инструктор по физической культуре ( DOD_ 7.2)

Инструктор-методист организации дополнительного образования (DOD_7.3)

Педагог-организатор ( DOD_ 8)

Социальный педагог ( DOD_ 9)

Преподаватель ДШИ и других школ по видам искусств (DOD_10)

4. Аттестация работников профессионального образования

Должность

Файлы в архиве .zip:
Экспертное заключение (формат MSExcel или MSWord )
+
Приложение (формат MSWord)

Преподаватель общеобразовательных дисциплин профессиональной образовательной организации (СПО_ 1)

Преподаватель специальных, общепрофессиональных дисциплин профессиональной образовательной организации (СПО_ 2)

Музыкальный руководитель профессиональной образовательной организации (СПО_ 3)

Воспитатель профессиональной образовательной организации (СПО_ 4)

Мастер производственного обучения профессиональной образовательной организации (СПО_ 5)

Педагог-психолог профессиональной образовательной организации (СПО_ 6)

Преподаватель физической культуры профессиональной образовательной организации (СПО_ 7.1)

Руководитель физического воспитания профессиональной образовательной организации (СПО_ 7.2)

Инструктор по физической культуре (СПО_ 7.3)

Педагог-организатор (СПО_ 8)

Социальный педагог (СПО_ 9)

Преподаватель-организатор ОБЖ профессиональной образовательной организации (СПО_11)

Педагог дополнительного образования профессиональной образовательной организации (СПО_ 12)

5. Аттестация работников ММС

6. Аттестация руководителей и заместителей руководителей ГОУ

Руководитель (директора, заведующего, начальника) государственного образовательного учреждения Московской области (НПО, СПО и другие ГОУ)

Директор государственного образовательного учреждения Московской области (детского дома, детского дома-школы, специального (коррекционного) образовательного учреждения, центра психолого-медико-социального сопровождения)

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) по образовательной деятельности, руководителя (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения государственного бюджетного образовательного учреждения Московской области

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) по учебной работе, руководителя (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения государственного образовательного учреждения Московской области (НПО, СПО и другие ГОУ)

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) по учебно-воспитательной работе, руководителя (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения государственного образовательного учреждения Московской области (НПО, СПО и другие ГОУ)

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) по учебно-производственной работе, руководителя (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения государственного образовательного учреждения Московской области (НПО, СПО и другие ГОУ)

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) по научно-методической работе, руководителя (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения государственного бюджетного образовательного учреждения Московской области

Старший мастер государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования (ГОУ НПО/СПО)

ДолжностьЭкспертное заключение (формат MSWord)
Руководитель (директор, заведующий, начальник) государственного образовательного учреждения дополнительного образования Московской областиСКАЧАТЬ

Должность

Файлы в архиве .zip:
Экспертное заключение (формат MSExcel или MSWord )
+
Приложение (формат MSWord)

Преподаватель общеобразовательных дисциплин профессиональной образовательной организации ( СПО_ 1)

Преподаватель специальных, общепрофессиональных дисциплин профессиональной образовательной организации ( СПО_ 2)

Музыкальный руководитель профессиональной образовательной организации ( СПО_ 3)

Воспитатель профессиональной образовательной организации ( СПО_ 4)

Мастер производственного обучения профессиональной образовательной организации ( СПО_ 5)

Педагог-психолог профессиональной образовательной организации ( СПО_ 6)

Преподаватель физической культуры профессиональной образовательной организации ( СПО_ 7.1)

Руководитель физического воспитания профессиональной образовательной организации ( СПО_ 7.2)

Инструктор по физической культуре ( СПО_ 7.3)

Педагог-организатор ( СПО_ 8)

Социальный педагог ( СПО_ 9)

Преподаватель-организатор ОБЖ профессиональной образовательной организации ( СПО_11)

Педагог дополнительного образования профессиональной образовательной организации ( СПО_ 12)

Как изменится аттестация педагогов с внедрением профстандарта?

Как законодательные изменения повлияют на аттестацию?

С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О независимой оценке квалификации», утверждённый Приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 года № 601н. В июле этого года Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста – «дорожную карту». Принятие таких шагов говорит о заинтересованности государства в профессиональном росте педагогических работников.

Шестого сентября прошёл вебинар «Аттестация педагогических кадров в условиях введения профессиональных стандартов», на котором педагоги обсудили влияние этих нормативные актов на порядок аттестации на соответствие занимаемой должности и повышения квалификации.

Вебинар провела Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

В первую очередь я бы хотела сказать о том, что сейчас нужно всем очень хорошо разбираться, что происходит в системе образования, какие новые направления мы с вами видим и в чём мы все с вами участвуем, – этим напутствием Ольга Бережнова начала своё выступление.

Мир быстро меняется и характеризуется постоянным обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на профессиональном пути.

Педагоги из Абакана, Лесосибирска, Тюмени и других городов России рассмотрели нормативно-правовую базу введения образовательных и профессиональных стандартов и обсудили требования к педагогическим работникам.

Нормативно-правовая база введения профстандарта «Педагог»

Педагогические работники ДОУ и профстандарты

Каждой специализации соответствует свой профстандарт:

  • Воспитатель – профстандарт «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н);
  • Инструктор по физической культуре – профстандарт «Инструктор-методист» (Приказ от 8 сентября 2014 года № 630н);
  • Педагог-психолог – профстандарт «Педагог-психолог» (Приказ от 24 июля 2015 года № 514н);
  • Педагог дополнительного образования – профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ от 8 сентября 2015 года № 613н).

Бережнова отметила, что в должностных инструкциях, трудовых книжках и других бумагах должности прописываются чётко, как в профстандарте, без добавлений: не «педагог дополнительного образования по ИЗО», а просто «педагог дополнительного образования», «педагог-организатор» и так далее. Точность формулировок нужна, чтобы у работника не возникли сложности при прохождении аттестации.

Новый порядок аттестации

В настоящее время система аттестации включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности и установление квалификационной категории на основе портфолио педагога, то есть без единых критериев оценки.

Национальная система учительского роста предлагает другую модель аттестации по единому формату.

Субъекты РФ сами выбирают вариант проведения аттестации:

  • текущий формат, но с учётом требований профстандарта;
  • Единая федеральная оценка.

Но Ольга Бережнова считает, что в конечном итоге все будут обязаны проходить аттестацию по ЕФО.

Эта модель может применяться не только к учителям школы, но и к педагогам дошкольного образования, так как для учителей и воспитателей действует единый профессиональный стандарт «Педагог». Но если у сотрудника нет специального образования, то он не может проходить аттестацию.

Можно ли уволить сотрудника без специального образования?

Нет, уволить нельзя. Если сотрудник не соответствует профстандарту, то руководитель предлагает ему другую должность или переподготовку. Если у сотрудника нет образования дошкольной направленности, но он хочет работать в детском саду, то он проходит курсы ДПО по направлению деятельности ОО, переподготовку, поступает на бакалавриат или магистратуру. Также такой сотрудник может пройти независимую оценку квалификации.

Закон «О независимой оценке квалификации» вступил в силу с января этого года.

Предполагается, что независимая оценка квалификации поможет:

  • работнику – провести независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профстандарту, планировать дальнейшее обучение или карьеру;
  • работодателю – обеспечить организацию квалифицированными кадрами и планировать обучение сотрудников.

Считается, что независимая оценка будет стимулировать работников к профессиональному росту. Национальная система учительского роста предполагает возможность профессионального роста педагога по горизонтальной и вертикальной модели.

Педагог может выполнять три обобщённые трудовые функции A, B и C. ОТФ A включает в себя три трудовые функции:

  • А1 – профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей по ФГОС и основной образовательной программе;
  • А2 – взаимодействие с родителями воспитанников;
  • А3 – взаимодействие с коллегами.

Горизонтальная карьера воспитателя

Если педагог выполняет только профессиональную деятельность – А1, то у него будет должность воспитатель или учитель. А1 – это соответствие занимаемой должности. Если воспитатель подтверждает, что взаимодействует с родителями, то он может претендовать на первую квалификационную категорию. Если педагог проводит семинары, семинары-практикумы и участвует в различных конференциях – взаимодействует с коллегами, то он получает возможность выйти на высшую квалификационную категорию.

Вертикальная карьера воспитателя

Если педагог осваивает функцию B, то он может именоваться старшим воспитателем. Старший воспитатель выполняет полностью ОТФ А и ОТФ B. Если воспитатель осуществляет ещё функцию С, то он может стать ведущим воспитателем.

То есть все должностные обязанности будут переписываться, – делает вывод Бережнова. – И три должности уже – не просто воспитатель, а воспитатель, старший воспитатель и ведущий воспитатель. Такого у нас ещё не было в системе дошкольного образования – ведущий воспитатель.

Вопросы участников

Тема оказалась злободневной для участников вебинара, и педагоги засыпали эксперта вопросами.

ОТФ С – воспитатель работает с детьми в группе как основной воспитатель, или это должность?

Он работает как воспитатель. Слово воспитатель предполагает работу с детьми. Но кроме работы с детьми, могут быть другие функции, которые он осуществляет. И если он осуществляет эти функции дополнительно, то он тогда может быть или старшим, или ведущим воспитателем в зависимости от того, какие функции на него возложены.

Для учителя начальных классов, работающего воспитателем в ДОО, достаточно курсов повышения квалификации или необходима профессиональная переподготовка?

В соответствии с действующим законодательством, преподавание в начальных классах входит в кластер «Образование и педагогические науки», то есть это одно и то же направление подготовки. В соответствии с профессиональным стандартом этот человек может работать в системе образования, в данном случае – дошкольного.

Учитель входит в кластер «Образование и педагогические науки», но так как у него нет специального дошкольного образования, то ему нужно дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации – повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Каждая образовательная организация готовит план по организации применения профессиональных стандартов в организации. В плане указывается:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности работников в профессиональном образовании;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов, которые подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов.

В плане прописываются процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности, сертификации, оценки квалификации, разработки должностных обязанностей и так далее. Все мероприятия должны быть завершены до 1 января 2020 года.

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе ДОУ в условиях ФГТ

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Новый порядок аттестации педагогических работников Республики Карелия

Ковру Ольга Евгеньевна, заведующая отделом аттестации педагогических кадров ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Хузина Наталья Михайловна, методист отдела аттестации педагогических кадров ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 года, регистрационный № 32408 (далее – Порядок).

Одновременно признается утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», который до этого времени применялся в части, не противоречащей статье 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», т.е. в только в той части, которая связана с проведением аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводимой на основании заявления педагогического работника.

В связи с введением нового Порядка аттестации возникает необходимость во всестороннем освещении различных аспектов процедуры аттестации в контексте новых требований и доведении информации до руководящих и педагогических работников. Несмотря на то, что все необходимые материалы (нормативно-правовая документация, методические рекомендации, бланки и образцы) находятся в открытом доступе и размещены на сайте Карельского института развития образования, опыт показывает, что существует определенное недопонимание по целому ряду вопросов, касающихся аттестации, как со стороны руководителей, так и со стороны аттестуемых работников. В целях упорядочения процедуры аттестации для педагогических работников и обеспечения необходимых условий для качественной работы экспертов, занятых в оценке результатов профессиональной деятельности, обращаем внимание на внесенные в Порядок аттестации изменения.

1. Расширяется сфера применения порядка:

– Новый Порядок применяется при аттестации педагогических работников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность за исключением должностей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение, в т.ч. негосударственных образовательных учреждений, а также к педагогическим работникам учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными образовательными учреждениями.

– В соответствии с новым Порядком также проводиться аттестация тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации).

2. Внесены изменения в порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности:

– Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет в организации, в которой проводится аттестация, и те, кто отсутствовал на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

– Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новый Порядок не предусматривает.

– Порядок не предусматривает оформление на педагогического работника аттестационного листа.

– Результаты аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, действуют в течение пяти лет по месту ее проведения.

– Расширяются полномочия Аттестационных комиссий организаций (в соответствии с п.23 Порядка) – дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

3. Внесены изменения в порядок прохождения аттестации по желанию (на первую и высшую квалификационную категорию):

– Утверждена новая форма заявления о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей).

– Порядок не предусматривает оформление аттестационного листа на педагогического работника.

– Министерство образования Республики Карелия издает приказ об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения Аттестационной комиссией Министерства образования Республики Карелия (далее – Аттестационная комиссия). Приказы размещаются на официальном сайте ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» в разделе Приказы об установлении квалификационных категорий, по адресу: http://kiro-karelia.ru/att/attestasiya/prikaz .

– Педагогическому работнику, прошедшему аттестацию, выдается выписка из приказа Министерства образования Республики Карелия «Об установлении квалификационных категорий педагогическим работникам», составленная секретарем Аттестационной комиссии.

– Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Вместе с тем, новый Порядок во многом упрощает обращение в Аттестационную комиссию, поскольку:

– Не устанавливает сроков подачи заявления. Но для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории целесообразно обращаться в аттестационную комиссию заранее, как правило, не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.

– Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

– Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в Аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Ограничения предусмотрены только для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Особое внимание аттестуемых педагогических работников обращаем на качество, представляемых на экспертизу документов. Результаты профессиональной деятельности необходимо представлять в виде самоанализа, содержание которого должно соотноситься с перечнем показателей и критериев, утвержденным Аттестационной комиссией МО РК. Ввиду того, что для некоторых групп педагогических работников, например, воспитателей дошкольных учреждений, осуществлялись коррективы показателей, просим заранее познакомиться с внесенными изменениями. В случае если по каким-то причинам невозможно представить тот или иной показатель, необходимо дать разъяснения. Нередко в самоанализе аттестуемые работники ограничиваются перечислением проведенных за отчетный период мероприятий, не раскрывая их значимости для образовательного учреждения, воспитанников, для своего профессионального роста. Оценивая результаты работы, эксперту важно понимать какие цели и задачи при этом ставил педагог, какой резонанс получила его деятельность в профессиональном сообществе, как и кем, этот опыт востребован. Как показывает практика проведения экспертизы, наибольшее затруднение вызывает раздел самоанализа, в котором аттестуемому педагогу необходимо представить личный вклад в совершенствование качества образования. В таблице показателей предлагается целый ряд различных направлений работы, участие в которых важно для саморазвития, самодвижения педагога, в том числе и для его успешного прохождения процедуры аттестации. Каждый может выбрать для себя наиболее целесообразные и приемлемые направления. Так, например, не всем может подходить участие в конкурсах профессионального мастерства в силу стрессовой неустойчивости, эмоциональной нестабильности, повышенной тревожности. В то же время эти люди могут быть прекрасными наставниками, передавать свой опыт через работу в методических объединениях, советах, помощь молодым педагогам и студентам во время прохождения педагогической практики.

Одной из ведущих тенденций или примет современного образования является его технологичность, которая выражается не только в широком использовании информационно-коммуникационных технологий, без которых сегодня не мыслится образовательный процесс, но и в разнообразии современных педагогических технологий. Неслучайно первый раздел самоанализа посвящен осмыслению используемых в учебном процессе технологий с точки зрения их целесообразности, эффективности. Недостаточно только перечислить технологии, важно раскрыть их в контексте стоящих перед педагогом задач и тех результатов, которые становятся достижимыми с их помощью.

Самоанализ – основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки – в обязательном порядке заверяется руководителем образовательного учреждения подписью и печатью. Документы на аттестацию принимаются одним пакетом (заявление, копия аттестационного листа, самоанализ с приложениями).

Аттестация

Методист по аттестации педагогических и руководящих кадров Любовь Ивановна Выжевская, кабинет 212, телефон 367-33-42, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Центр аттестации работников образования СПбАППО, Каб. №426, Тел. (812) 404-66-45, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Документы для регистрации заявления на аттестацию

при подаче заявления на высшую квалификационную категорию необходимо прикладывать заверенную ксерокопию аттестационного листа предыдущей аттестации;

новый аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно), два комплекта экспертных заключений предоставляются при подаче заявления или портфолио;

документы в портфолио должны быть собраны в соответствии с требованиями, указанными в экспертном заключении;

формы заявления, представления и аттестационного листа утверждены распоряжением Комитета по образованию от 31.12.2010 №2323-р и изменению не подлежат.

Прием заявлений на аттестацию педагогических работников ГОУ, находящихся в подчинении Комитета по образованию,
Комитета по здравоохранению, Комитета по культуре осуществляется в каб. 420 (по записи)
Запись в Центр аттестации работников образования на портале «Петербургское образование»
Педагогические работники ОУ , находящихся в подчинении администраций районов , сдают заявления секретарю (методисту) по аттестации в Информационно-методический центр своего района
Тренеры-преподаватели сдают заявления на аттестацию в ГЦФКиС

Запись на прохождение квалификационного испытания пользователя ПК в РЦОКОиИТ

Квалификационное испытание пользователя ПК проводится для работников образования, проходящих процедуру аттестации на первую или высшую квалификационные категории и не имеющих удостоверения о прохождении курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями.

Квалификационное испытание проводится в РЦОКОиИТ по адресу: ул. Миргородская дом 16.

Запись для прохождения испытания производится на Портале http://petersburgedu.ru/ в разделе “Педагогу” и доступна для зарегистрированных пользователей Портала.

Запись производится на текущий и следующий месяц. Пользователь выбирает день и время испытания. В анкете указывается ФИО, образовательное учреждение, район (для учреждений районного подчинения). Пользователь может в любое время до начала приема отменить регистрацию на прием.
Допуск в аудиторию для испытания осуществляется по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность. Время выполнения заданий – 40 мин.

Материалы к аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Соответствие занимаемой должности. Форма представления

Соответствие занимаемой должности. Рекомендации к представлению

Тесты для аттестации на соответствие занимаемой должности.

Соответствие занимаемой должности. Тесты педагогам дополнительного образования. Демоверсия.

Формы экспертных заключений

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения. (Педагог- библиотекарь)

Распоряжение О внесении изменений в административный регламент Комитета по образованию,
утвержденный распоряжением Комитета по образованию от 12.07.2011 № 1355-р (изменение в экспертных заключениях)

Читайте также:  Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Отзывы

Отзыв об уроке

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (мероприятия с педагогами, родителями, социальными партнерами)

Отзывы для коррекционных учреждений:

  • ОТЗЫВ об уроке/занятии учителя-дефектолога, учителя-логопеда, учителя С(К)ОУ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мероприятия (занятия) с детьми, проводимого учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем ДОУ компенсирующего вида

Отзыв для педагогов, работающих в группах и классах с детьми со сложной структурой дефекта.

Для учреждений дополнительного образования:
Форма отзыва на учебное занятие педагога дополнительного образования

Алгоритм анализа занятия педагога дополнительного образования

Распоряжения Комитета по образованию

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИСПЫТАНИЯ
в форме компьютерного тестирования

  • Методические рекомендации ИМЦ по проведению аттестации руководящих работников 2 и 3 уровня в 2013 году:
    • Методические материалы Скачать, посмотреть..
    • Образцы документов:
      • Образец предупреждения Скачать, посмотреть..
      • Образцы приказов Скачать, посмотреть..
      • Образцы протоколов Скачать, посмотреть..
  • В экспертные заключения об уровне профессиональной деятельности педагогических работников образовательных учреждений внесены изменения !

Пример электронного портфолио педагога Автор – Соловьева Марина Александровна, воспитатель ГБДОУ № 5

  • 934-р от 20.05.2011 “О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2011 № 412-р”
    (этот документ позволяет засчитывать курсы НМЦ по ИКТ наряду с курсами СПбАППО и РЦОК)
  • Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих) – Сборник нормативных правовых актов с комментариями по дедакцией В.Н. Пократовой, Ж.П. Осипцевой. -М.: Издательство МИСИС, 2009. 94 с. Скачать, посмотреть..
  • “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”” (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н) Скачать, посмотреть..
    Комплект документов, необходимых для аттестации, лицензирования, аккредитации (1) и аккредитации (2) образовательных учреждений

    Центр аттестации работников образования СПбАППО , Каб. №426, Тел. (812) 404-66-45, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Документы для регистрации заявления на аттестацию

  • при подаче заявления на высшую квалификационную категорию необходимо прикладывать заверенную ксерокопию аттестационного листа предыдущей аттестации;
  • новый аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно), два комплекта экспертных заключений предоставляются при подаче заявления или портфолио;
  • документы в портфолио должны быть собраны в соответствии с требованиями, указанными в экспертном заключении;
  • формы заявления, представления и аттестационного листа утверждены распоряжением Комитета по образованию от 31.12.2010 №2323-р и изменению не подлежат.

Прием заявлений на аттестацию педагогических работников ГОУ, находящихся в подчинении Комитета по образованию,
Комитета по здравоохранению, Комитета по культуре осуществляется в каб. 420 (по записи)

Запись в Центр аттестации работников образования на портале «Петербургское образование»

Педагогические работники ОУ , находящихся в подчинении администраций районов , сдают заявления секретарю (методисту) по аттестации в Информационно-методический центр своего района

Тренеры-преподаватели сдают заявления на аттестацию в ГЦФКиС

Запись на прохождение квалификационного испытания пользователя ПК в РЦОКОиИТ

Квалификационное испытание пользователя ПК проводится для работников образования, проходящих процедуру аттестации на первую или высшую квалификационные категории и не имеющих удостоверения о прохождении курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями.

Квалификационное испытание проводится в РЦОКОиИТ по адресу: ул. Миргородская дом 16.

Запись для прохождения испытания производится на Портале http://petersburgedu.ru/ в разделе “Педагогу” и доступна для зарегистрированных пользователей Портала.

Запись производится на текущий и следующий месяц. Пользователь выбирает день и время испытания. В анкете указывается ФИО, образовательное учреждение, район (для учреждений районного подчинения). Пользователь может в любое время до начала приема отменить регистрацию на прием.
Допуск в аудиторию для испытания осуществляется по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность. Время выполнения заданий – 40 мин.

Материалы к аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Соответствие занимаемой должности. Форма представления

Соответствие занимаемой должности. Рекомендации к представлению

Тесты для аттестации на соответствие занимаемой должности.

Соответствие занимаемой должности. Тесты педагогам дополнительного образования. Демоверсия.

Формы экспертных заключений

· Воспитателя, старшего воспитателя, руководителя/инструктора физического воспитания, музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога

· Учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, методиста, воспитателя (кроме ДОУ, УДОД), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-организатора (кроме УДОД), руководителя физического воспитания (НПО, СПО), тьютора (кроме ДППО)

· О профессиональной деятельности инструктора-методиста

· О профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

· О профессиональной деятельности тренера-преподавателя

· О профессиональной деятельности педагогического работника системы дополнительного образования детей

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения. (Педагог- библиотекарь)

Распоряжение О внесении изменений в административный регламент Комитета по образованию,
утвержденный распоряжением Комитета по образованию от 12.07.2011 № 1355-р (изменение в экспертных заключениях)

Отзывы

Отзыв об уроке

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (мероприятия с педагогами, родителями, социальными партнерами)

Отзывы для коррекционных учреждений:

· ОТЗЫВ об уроке/занятии учителя-дефектолога, учителя-логопеда, учителя С(К)ОУ

· ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мероприятия (занятия) с детьми, проводимого учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем ДОУ компенсирующего вида

Отзыв для педагогов, работающих в группах и классах с детьми со сложной структурой дефекта.

Для учреждений дополнительного образования:
Форма отзыва на учебное занятие педагога дополнительного образования

Алгоритм анализа занятия педагога дополнительного образования

Распоряжения Комитета по образованию

Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы

С 2020 года в установленном порядке аттестации педагогических работников произошли некоторые изменения. Сама по себе процедура аттестации проходит с целью контроля соответствия работников образования занимаемым ими должностям. Оценке подлежит профессиональная деятельность аттестуемого. Среди профессионалов отрасли прошли обсуждения приближающихся перемен. В частности, в конце прошлого года свои замечания и предложения, экспертные оценки представила педагогическая общественность Новосибирской области. Они были рассмотрены и приняты во внимание, что говорит об открытости процесса и искреннем желании непосредственных участников улучшить упавший уровень образования в стране.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2020 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2020 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

Ссылка на основную публикацию