Игра-соревнование ‘В мире гласных звуков’

Педразвитие

Автор: Вихарева Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДОД “АРЦ “ДАР”
Населённый пункт: Александров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий игры-викторины “Мир звуков и букв” для детей 6-7 лет
Дата публикации: 13.04.2018
Раздел: дополнительное образование

Сценарий игры-викторины «Мир звуков и букв»

создать условия для проявления самостоятельности и активности

детей, определить уровень знаний по пройденному материалу.

1.Развивать фонематический слух;

2.Уметь применять знания, умения, навыки, полученные ранее на занятиях;

3. Закрепить умения в различие гласных и согласных, их выделение,

4. Развитие звуко-буквенного анализа;

1.Развивать слуховое внимание, память, воображение;

2. Развивать мыслительную деятельность;

3.Формировать самооценку (уметь проигрывать, уметь радоваться успеху

1.Развивать интерес к обучению грамоте;

2.Воспитывать в детях: организованность, настойчивость,

самостоятельность, чувство товарищества, духа соревнований.

Методы и приемы:

1.АМО; проблемные ситуации

4. Практические (стимульные листы)

Оборудование. Презентация, листы в клетку; простой карандаш, песочные

часы, кубики Н.Зайцева

Ход. Здравствуйте ребята!

АМО (Снятие психоэмоционального напряжения)

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А у вас, настроение какого?

Дети – ВО (показывают)

Все такого мнения

Дети. Бессомнения. Сегодня вас ждет интересная викторина “В мир звуков и

букв”. Мы с вами каждую неделю путешествуем по “стране звуков и букв”, а

сегодня соревнуемся в своих знаниях по обучению грамоте. За каждый

правильный ответ получите сундучок от Мудрой совы. Она приготовила вам

вопросы и задания, и мы с вами отправляемся в зал, на столах заранее все

Педагог. Ребята, вы любите мультик “Смешарики”?

Слайд 1. Кто самый внимательный из вас? Какой звук повторяется во всех

именах? ( Крош, Лосяш, Нюша)

Слайд 2. Где встречается звук Ш? (в начале, в середине, в конце)

( У каждого участника по три картинки)

Школа, карандаш, шалаш, шина, картошка, камыш, шило, Даша.

Слайд 3. Проблемная ситуация. Умение использовать усвоенные знания и

переносить их в новую постановку вопросов.

Вопросы по типу игры “Да-нетки”

1. Звук отличается от буквы? (да)

2. Гласными звуки можно пропеть? (да)

3. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми? (да)

4. Гласных букв шесть? (да)

5. (Ж, Ш, ) всегда твердые звуки?(да)

6. И – согласный звук? (нет)

7.Можно слова поделить на слоги? (да)

8. Наша речь состоит из слов? (да)

9. Слова состоят из звуков? (да)

10.Звук Ш звонкий?(нет)

11.Звук Р звонкий?(да)

12.Твое имя на гласный звук?

13.Слогов больше в слове чем звуков? (нет)

14.В слове Сова 2 слога? (да)

15.Предложение состоит из слов? (да)

16.В слове СТУЛ 2 слога? (нет)

Слайд 4. За две минуты сколько букв увидишь, столько и запишешь. За

каждую букву сундучок .

Ответ: К, Т, Ш, Л, П, Г, Ф, Н, Р

Слайд 5. Проблемная ситуация (активная поисковая деятельность)

Придумай слово по схеме

АМО. По сигналу бежим до стула, вынимаем из мешка кубик, даем

характеристику звука (кубики Н.Зайцева), возвращаемся.

Слайд 7. Придумай предложение.

Слайд 8. Вставь пропущенный гласный звук.

Какое животное спряталось в этой схеме? а) б) в)

Слайд 10. Ребусы

Педагог. Ребята, вам понравилась викторина? Она подошла к концу.

Кому было сложно? Легко? Сейчас узнаем, у кого сколько сундучков. Дети

считают сундучки. Называем 1,2,3, места. Хлопаем дружно за тех, кто

проявил себя, а остальным спасибо, в следующий раз постараетесь набрать

Игра-занятие “В стране веселых гласных звуков” для детей старшей группы компенсирующей направленности

Разделы: Логопедия

Программное содержание:

  • Закреплять умение чётко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о].
  • Учить определять гласный звук в начале слова.
  • Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • схемы маски настроения, красные браслеты (по количеству детей), коляска с куколкой, кукла Оля, паровоз, жеребёнок, Волшебные цветы (по количеству детей);
  • символы гласных звуков – “звуковые мордочки” — индивидуальные карточки символов гласных звуков;
  • письмо; предметные картинки (по количеству детей).

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте оденем красные браслеты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!

II. Основная часть

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию, надели красные браслеты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: Гласный звук [а].

Логопед: Ребята, в коляске кукла Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет она потому, что у неё болят зубы. Какой звук она произнесет, держась за щёки?

Дети: Звук [о].

Логопед: Обнимем свои щёки тёплыми ручками, споём своим зубам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети: Тянут ниточку [оооооо].

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться начала.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.

Дети: [у].

Логопед: Давайте погудим громко, а потом тихо.

А вот кто приехал к нам на паровозе – жеребёнок. Давайте вспомним, как жеребёнок зовёт маму-лошадь.

Дети: [иии].

Логопед: Молодцы, тихо садимся на свои места.

Логопед: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у].

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды и они обозначаются кружком красного цвета.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли Звуковики: АНЯ, ОЛЯ, УЛЬЯНА, ИРА.

Но они забыли, как кого зовут. Давайте им поможем.

  • При произношении звука [а] рот у нас широко открыт, губы принимают форму большого круга.
  • При произношении звука [о] губы у нас принимают форму маленького овала.
  • При произношении звука [у] губы у нас сложены в трубочку и принимают форму маленького круга.
  • При произношении звука [и] губы у нас в улыбке.

Как вы думаете, как зовут этого звуковика? Вспомните слова, на эти звуки. Молодцы.

Формирование направленного длительного выдоха

Логопед: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” цветы. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Выйди на полянку,
И сорви цветок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Логопед: Дети, поднесите цветок к своим губам. Подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки).

Логопед: Все узнали свои картинки? Сейчас по-порядку, каждый из вас скажет, кто или что нарисовано на картинке и на какой звук начинается слово.

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали и звук подобрали. А теперь положите цветы на стол и сядьте на свои места.

Логопед: Перед вами на столах символы гласных звуков. Я читаю стихотворение, а вы подбирайте нужные символы и выставляйте их по-порядку в ряд.

Как у нас Оля плакала – [о];
А как закричать – [а];
Паровоз как гудит – [у];
И как у нас жеребёнок маму звал – [и].

Развитие мелкой моторики

Логопед: Наши приключения ещё не закончились. Посмотрите, у наших Звуковиков есть ещё одна просьба к нам. Они принесли нам письмо.

И вот что они нам пишут логопед достает письмо и картинки из конверта:

Игра “Новоселы”

В нашей Стране гласных звуков построили дом для наших жителей. Нужно каждого жителя заселить в свою квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на этажах.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить жителей Страны гласных звуков в их квартиры.

III. Итог занятия

Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы путешествовали?

Речевые игры на гласные звуки для детей дошкольников

Уважаемые педагоги, коллеги-логопеды, представляю Вам материал для использования на занятиях в качестве речевых разминок, минуток отдыха, в перерывах для смены деятельности, режимных моментов.
Актуально использовать речевые разминки на определённый звук при ознакомлении с ним на занятиях, а также для автоматизации и закреплении данных звуков. Для детей младшего дошкольного возраста эти упражнения тоже будут интересны и доступны.
Задачи речевых разминок:
1. Воспитывать речевой слух детей: слуховое внимание ,фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса ;
5. Формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Воспитывать интонационную выразительность речи;
8. Формировать умение соотносить речь с движениями, т.е.работа над общей моторикой.
9. Совершенствовать мелкую моторику рук.
10. Активизировать словарный запас на определённый звук.
11.Упражнять детей в самомассаже.

Речевые разминки на гласные звуки: А, У, О, Э, Е, И, Ы.
Активно работают губы. Произносим нужные гласные звуки в стихах на выдохе длительно.

А, У
Мы в лес пойдём
(шагаем на месте)
Детей позовём:
(руки рупором)
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Ау,ау,ау (руки рупором, поизносим тише, чтобы одновременно работать над силой голоса)

Мы учили букву У (в воздухе пишем пальчиком букву У)
Мы учили букву А (в воздухе пишем букву А
Малыши кричат: УА! (поём длительно)
Мы в лесу кричим : АУ! (руки рупором, длительно поём)

Читайте также:  Цветы и насекомые - конспект логопедического занятия

Песенку поёт труба:
(имитируем игру на трубе)
У…У…У… А…А…А…
Трубачи поют в ответ:
А…А…А… Ура! Успех!

О
Не под окном
(руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)
Каталось О
(руки вперёд образуют овал)
И охало.
Не под окном, (руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)

«Ох-Ох, Ох-Ох» – баба сеяла горох
(руки кольцом перед грудью, и назад за спину)
Ой, горошки покатились
(постукивание кончиками пальцев по ладошке)
И назад не воротились (ладошки рук приложить к щёчкам и покачать головой)

И, У
Улыбнулись губки нам (упражнение «Улыбочка»)
Ух, как рады, мы друзьям
(посмотрели друг на друга улыбнулись)
Все игрушки уберём (приседания, имитируем уборку игрушек)
И гулять быстрей пойдём! (шагаем на месте)

И, А
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Часики стучат вот так.
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Интересно будет нам
Будем заниматься
Будем мы стараться(присаживаются на занятие)

И-А, И-А (Руки в стороны-И, руки вниз-А)
Ослик нам кричит : ИА
Ослик песенки поёт,
Широко раскрывши рот: И-А
Э
Будем этажи считать.
(присели на корточки)
1,2,3,4,5- (потихоньку встаём на каждый счёт)
Этажи, этажи,
Теперь эхо повтори.
Дети по очереди произносят слово: Этажи.

Ы
Мышка мышке говорит (руки на макушке -ушки, повороты вправо-влево):
Принеси на завтрак сыр
Дырка к дырке (пальцы указательный и большой кольцом)
Вот и сыр.
Больше дырок -лучше сыр ( к большому пальчику присоединяются все пальчики поочерёдно)

Ы,О
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)
Ставим ножку на носок (правую ножку на носок)
Слышишь как кричит медведь: ЫЫЫЫ (протяжно поём: Ы)
Ну-ка, мишка, не реветь! (грозим пальчиком)

Е
Ехали мы, ехали (изображаем руль)
К елям мы подъехали.
Ели ветками шумят (качаем ручками, изображая ветки ели)
Ели уколоть хотят (пальчиком, ноготком покалываем по ладошке)

Викторина «В гости к звукам и буквам» для детей подготовительной к школе группы.

Елена Назарова
Викторина «В гости к звукам и буквам» для детей подготовительной к школе группы.

Викторина «В гости к звукам и буквам» для детей подготовительной к школе группы.

– развивать фонематический слух, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, творческое воображение;

– закреплять и расширять знания детей о гласных и согласных звуках и буквах их обозначающих;

– развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги;

– формировать речекоммуникативные умения, навыки сотрудничества и инициативности.

Оборудование: предметные картинки, картонные домики, карточки с буквами с недостающими элементами, маркеры, карточки со словами с пропущенными гласными буквами, диски с буквами для танца, буквы на стульчиках, фишки, подносы.

I. Вводная часть.

Логопед: Ребята, сегодня мы проведём соревнование двух команд, знатоков звуков и букв нашего родного языка. Сегодняшняя викторина должна показать, готовы ли вы к путешествию в страну Фонетика, чтобы сразиться со Звукомором и помочь нашим друзьям Звуковичкам.

– Итак, прошу, команда «Знатоков», ваш девиз.

– Мы команда – просто класс!

«Знатоки» зовут все нас.

– Девиз команды «Умники».

– Умники – это, конечно, успех.

Будем сегодня мы лучше всех!

II. Основная часть.

– Назвать картинку, определить первый звук в слове, занять место с соответствующей буквой.

2). I конкурс «Расшифруй слово» (картинка, изображающая птицу будет вашим символом – аист и галка.)

– По первым буквам в названии картинок прочитать слово: арбуз, иголка, слон, торт; гусь, автобус, лиса, кот, аист.

Символы устанавливаются на подносики, на которые капитаны команд за правильный ответ будут класть фишки для подсчёта голосов.

3) II конкурс «Вспомним правила»:

Л.: Гласные зачем нужны?

Для чего они важны?

Дети: Гласных нет и нет слогов,

Без слогов не будет слов.

Сколько в слове гласных – столько и слогов.

Л.: Чем отличаются гласные от согласных?

Д.: гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку качать.

Д.:А согласные согласны шелестеть, скрипеть, пыхтеть… но не могут они петь.

Л.: Чем отличаются звуки от букв?

Д.: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

4) III конкурс – эстафета «Рассели животных по домикам»:

Предметные картинки с изображением животных (один, два, три слога) в одно-, двух-, трёхэтажный домик.

5) IV конкурс «Вылечи букву и расскажи о ней стишок».

6) V конкурс «Исправь пословицу»:

Л.: Пословица, тебя мы знаем,

Но не такую ты была.

Неужто буква озорная

Вновь чьё – то место заняла.

– От бобра (добра) бобра не ищут.

– В здоровом теле здоровый пух (дух).

– У знаний нет сна (дна).

– Нет худа без бобра (добра).

7) VI конкурс «Гласные сбежали»:

Д…м (о,ы, с. к (о,у, с…п (у, м. к (а, п…х (у, к…т (о,и).

8) Музыкальная пауза: танец с буквами ДРУЖБА.

9) VII конкурс «Давай познакомимся»:

– Составь диалоги, в которых все ответы должны быть на заданный звук «Д», «П». Перед выполнением задания дети дают характеристику звука.

III. Заключительная часть.

Объявляются результаты викторины, вручаются призы. Дети делают вывод о том, что они готовы к путешествию в страну Фонетика и смогут помочь Звуковичкам победить Звукомора.

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: – совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; – закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Открытое занятие по подготовке к школе «По дороге знаний» для детей подготовительной к школе группы Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы по подготовке к школе: «По дороге знаний» Программные задачи: 1. Учить находить.

Конспект НОД «В гости к Панде» для детей подготовительной к школе группы Конспект совместной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «в гости к панде» Цель: 1. Развивать представление.

Конспект ООД по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Математическая викторина» Конспект ООД по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Математическая викторина» Цель: обобщение и закрепление полученных ранее.

Фотоотчет «В гости к звукам [Б] и [Б’]» Была организована совместная деятельность по теме:«Звуки Б-Б’». К детям пришел волшебник Бегемот. Рассказал, что буква Б очень похожа на.

Викторина «День птиц» для детей подготовительной группы. Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный.

Викторина для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну ПДД» 1. Правила дорожного движения нужно знать только водителям, а пешеходам они совершенно ни к чему, правильно? А. Да Б. Нет В. Не знаю 2.

Викторина для подготовительной к школе группы «В мире сказок и чудес» Цель: – Закрепление и расширение знаний сказок детьми подготовительной к школе группы. Задачи: – Закрепить и расширить знания детей о сказках;.

Викторина по ПДД «Правила движения достойны уважения» для детей старшей и подготовительной к школе групп Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на игре-викторине по правилам дорожного движения. Мы с вами живем в городе, в.

Викторина с детьми подготовительной к школе группы «Правила безопасного поведения» Цель: способствовать формированию основ безопасного поведения в повседневной жизни Задачи: Воспитательные: Воспитывать культуру поведения.

Игры с мячом,направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные — это река, а согласные — берега, и без них наша речь — болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

Читайте также:  Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем — четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой “стук”, повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый : Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог : Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А

а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова.

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель : Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Читайте также:  Технологии профилактики дисграфии

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос – носы) или трехсложным (дом – домики). Определяется количество СЛОГОВ.

“В стране веселых гласных звуков”. Игра-занятие
методическая разработка на тему

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу

Скачать:

ВложениеРазмер
v_strane_veselykh_glasnykh_zvukov.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

“В стране веселых гласных звуков”. Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу

  1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].
  2. Учить определять гласный звук в начале и середине слова.
  3. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
  4. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  5. Развивать межполушарное взаимодействие.
  6. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: схемы маски настроения, красные ленты, коляска с куколкой, кукла Оля, паровоз, жеребенок, кукла мальчик Эдик, медведь. Предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей); символы гласных звуков, картинки с изображением эмоционального состояния; “звуковые дорожки” — индивидуальные карточки с изображением чередующихся символов гласных звуков; письмо; предметные картинки по количеству детей лоб, нос, дом, дым, кит, сок, бак, сыр.

Организационный момент. (Используем маски настроения).

Логопед: Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.

Дети нахмуривают брови. А теперь повторим еще раз:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Логопед : Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Появляется коляска, а в ней кукла.

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: Гласный звук [а]. Логопед предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [а].

Логопед: Ребята, в коляске девочка Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет она потому, что у неё болят зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?

Логопед: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети : Тянут ниточку [оооооо].

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться начала.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.

Логопед : Давайте погудим громко, а потом тихо.

А вот кто приехал к нам на паровозе – жеребенок Искорка. Давайте вспомним, как Искорка зовет маму-лошадь.

Дети : [иии]. Логопед вызывает ребенка, который двигает жеребенка, а остальные дети длительно тянут ниточку [ииии].

Логопед: Еще на паровозе к нам приехал мальчик, а зовут его Эдик он, и поможет Искорке найти его маму. Давайте произнесем имя мальчика и послушаем, какой первый звук в его имени. (Дети произносят имя мальчика и выделяют первый звук в его имени.)

Логопед : Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ], поставим точки [э][э][э]. Эдик с Искоркой отправились разыскивать маму-лошадь, а мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных звуков. И вот нам на пути встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мёд.
Мишка жалобно ревет
Ы-ы-ы –
Покусали меня пчелы!

Логопед: Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

Дети: Гласный звук [ы].

Логопед : Давайте покажем, как медведь ходит по тропинке и ревет. Дети изображают медведя.

Логопед : Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Логопед : Как называются эти звуки?

Логопед : Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды.

Формирование направленного длительного выдоха

Логопед : Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,
Сели все в кружок.

Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.

Логопед : Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук

Логопед : Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите символ звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбирают символ звука, подходящего к слову из конверта.

Логопед: Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к вашим символам. Дети подбирают слова, начинающиеся с такого же звука, как символ в руке.

Наши символы обозначают какие звуки?

Логопед : Перед вами на столах символы всех гласных звуков. Я читаю стихотворение, а вы подбираете нужный символ, и произносите его.

Логопед произносит стихотворение, предварительно преложив детям сопровождать чтение символами гласных звуков.

Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

Логопед : Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Сначала натянем “умную шапку”. (Указательными и большими пальцами оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

На суку сидит,
На всех глядит.

Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.

Закрепление произношения гласных звуков

Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.

– Какой гласный звук в слове бык? ( Логопед выставляет картинку быка) .

Логопед ставит символ звука [ы], затем заменяет его на символ звука [а]. – Во что превратился бык?

Аналогично проводится “превращение” следующих слов:

Кот —> кит, дым —> дом, эхо ухо.

Развитие мелкой моторики

Логопед : Наши приключения еще не закончились. Посмотрите, наши Звуковики ждут от нас помощи. Они несут нам письмо, но им нужно пройти по заколдованной тропинке. Давайте им поможем.

На столах перед детьми звуковые дорожки.

Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. Один ребенок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Сначала снизу вверх, а затем сверху вниз.

Логопед : Ну вот мы свами и получили письмо от Звуковиков. И вот что они нам пишут логопед достает письмо и картинки из конверта:

Игра “Новоселы” В нашей Стране гласных звуков построили дом для лесных жителей. Давайте посмотрим для кого ( картинки) : рысь, волк, лис. Посчитаем сколько этажей в доме. Нужно каждого жителя заселить в свою квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на этажах.

Логопед : Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их квартиры, а то они так и жили бы на улице. Их мочил бы дождь, заметало снегом. А мы им помогли. Теперь вы понимаете, как важны гласные звуки?

Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки

Логопед : А теперь, ребята, посмотрите, у нас в стране гласных звуков повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать мы их будем не просто, а каждый со своим символом – гласным звуком. У вас на столах лежат эти символы звуков. Возьмите себе один из них, и отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.

Молодцы. Все отыскали свои картинки. ( Во время поисков звучит сказочная, волшебная музыка)

Логопед : Звуковик нас так же хвалит за помощь, и в подарок дарит нам азбуку, чтобы мы изучали буквы. А мы с вами буквы знаем: дети по беззвучной артикуляции логопеда отгадывают гласный звук и находят соответствующую букву.

Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы путешествовали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произношение гласных звуков (таблица и алгоритм) (по программе С.И. Львовой).

Занятие “Гласные звуки и буквы” предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие – путешествие.

p1070376.jpg p1070360.jpg p1070375.jpg p1070381.jpg p1070384.jpg p1070388.jpg risuet_7v.jpg p1070390.jpg otdelnov_rodion_s_rabotoy.jpg ya_s_rabotoy.jpg.

Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме “Путешествие в страну гласных звуков А,У”.

Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].Учить определять гласный звук в начале и середине слова.Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека .

Домашняя работа на закрепление следующих тем:-звуки [b]-[p]-время суток-повторение слов и их транскрипций с гласными звукамиЗадания могут различаться, зависит от уровня ученика.

Ссылка на основную публикацию