Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Далее представлены упражнения на каждый звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
foneticheskaya_ritmika_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi_iii_urovnya.docx664.59 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

К.О. Печёнкина, учитель – логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике. (см.приложение)

Звук «А». «Девочка плачет»

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Дети произносят «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Дети произносят «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Дети произносят «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)

Дети произносят «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Дети произносят «к-к-к», при этом руками показываем пистолет.

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

• Повышается речевая активность детей.

1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. – М.,1989.

2. Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. – М.,1980.

3.КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмические занятия. – М., 1992.

4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. — М.: АСТ: Астрель, 2007

Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

В последние несколько десятилетий наблюдается значительное увеличение числа детей с нарушениями речи.

Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одним из наиболее трудных для коррекции, является общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Многолетний опыт работы позволяет убеждаться в том, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Большая часть дошкольников отличается недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, трудностями в запоминании и воспроизведении материала, выполнении сложных инструкций. Исследования зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР они сформированы недостаточно. У дошкольников отмечается низкий уровень развития самоконтроля, навыка произвольной деятельности.

Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Большей части детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: нарушение координации, общего ритма движений; неуверенность в воспроизведении, снижение скорости выполнения, затруднения при переключении от одного движения к другому. Перечисленные особенности характеризуют состояние как общей, мелкой, так и артикуляционной моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении заданий по словесной инструкции, пространственно-временным параметрам.

Таким образом, вышеперечисленные особенности позволяют говорить о том, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Созданию единого подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, способствует взаимосвязь, преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Условиями оптимизации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются:

– совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении;

– обсуждение результатов исследования неречевых процессов, состояния речи детей группы;

– составление перспективного плана коррекционной работы по музыкальному воспитанию, логоритмике с учетом ведущего дефекта.

– взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

– разработка общих рекомендаций для родителей.

Общеизвестно, что эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является разработка и проведение логоритмических занятий. Поэтому в совместной работе мы делаем акцент на логопедическую ритмику.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в речевой группе.

На логоритмических занятиях мы решаем следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного, артикуляционного праксиса; двигательных навыков;
  • развитие оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • развитие ритмических способностей;
  • развитие речевой функциональной системы.

В результате практической работы у нас сложилась определенная структура логоритмического занятия:

В зависимости от этапа работы, уровня развития детей конкретной группы, мы варьируем их содержание.

Логопедическая ритмика представляет комплекс ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность. Сочетание речи и движения под музыку являются очень важным компонентом на пути коррекции нарушений слоговой структуры слова, исправления речевых и двигательных недостатков речи.

Речедвигательные упражнения проводим как в сопровождении музыки, так и без нее. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Используем различные ритмические рисунки на два, три, четыре счета и музыкального размера 2/4, 4/4 такими длительностями, как восьмые и четверти, половинки. Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, используем народный детский фольклор разных стран, стихи современных детских поэтов. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, делим детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Во время логоритмического занятия обращаем внимание на то, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу, сидели полукругом. Такое расположение дает возможность дошкольникам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Упражнения логопедической гимнастики выполняем, сидя на ковре. Нередко сочетаем их с выполнением движений пальцев рук (выполняем под счет, с музыкальным сопровождением).

Речедвигательные игры и упражнения включаем не только в содержание логоритмических, но и музыкальных, логопедических, физкультурных занятий. Для удобства применения, речевой материал, а также игры и игровые упражнения, используемые нами, систематизированы. Некоторые из них приведены ниже (Приложение).

Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим используем различные виды ходьбы с музыкальным или речевым сопровождением.

На начальных этапах коррекционной работы по логоритмике мы стараемся организовывать все “звучащие” формы обучения.

Фронтальные или подгрупповые занятия с детьми, обычно начинаем с отхлопывания, оттопывания сначала простых, а затем все более сложных ритмов, постепенно исключая опору на зрительное восприятие. Включаем в занятия упражнения направленные восприятие и различение ритмов, их воспроизведение хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах.

Подобные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма и координации движений, но и развивают внимание, речеслуховую память, помогают выработать правильный ритм дыхания. Такие виды коррекционной работы направлены на создание устойчивого рефлекса четкой метрической пульсации точного ритмического рисунка, возникающего в мышцах пальцев рук, голосовых связок, которые возникают на основе словесного и музыкального материалов.

Включаем в занятия упражнения на пропевание звуков, слогов, используемых в фонетической ритмике на знакомые мелодии; складовых цепочек (“Музыкальный мяч”). Кроме того, пропеваем слоги с повышением или понижением тона голоса, изменяя ритм, интонацию, выделяя какой-либо слог, например: “Ста-сто-сту-сты.”, т.д. Обязательным условием такого вида коррекционной работы является то, что необходимо петь в темпе речи, ритмично, выделяя ударные слоги.

Пение складовых попевок, чистоговорок, прибауток, детских песенок служит замечательным материалом для развития мышц артикуляционного аппарата, формирования устойчивых артикуляционных кинестезий, быстрой переключаемости с одной артикулемы на другую, закрепления навыков правильного произношения звуков и слоговых структур. Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический “образ” слова, речевой фразы. Большинство чистоговорок и попевок прорабатываем с “пропеванием” каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук. Песни подбираем с учетом темпа, диапазона звучания, длительности музыкальных фаз. При пении обязательно акцентируем внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

Некоторые песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов. Особенностью такого вида работы является поэтапное разучивание текста песни, отдельно разучивается музыкальный аккомпанемент, и только после этого пение и аккомпанемент сливаются воедино. Пение позволяет укрепить голосовые связки, способствует развитию певческого голоса, увеличению диапазона голоса (от одного звука до полутора октав), обогащению эмоциональной и тембровой окраски голоса, улучшению дикции, дыхания. Благодаря пению, нам предоставляется возможность закрепления различных слоговых конструкций, линейной структуры фразы.

Проведение логоритмических занятий позволило заметно улучшить у детей показатели чувства темпа и ритма, ориентации в пространстве, общую и мелкую моторику, артикуляционные движения, слуховое внимание и фонематический слух, умения произносить слова различного слогового состава.

На основе опыта работы выделим основные моменты:

1. На логоритмических занятиях особое внимание необходимо уделить играм, направленным на совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

2. Обязательной основой для логоритмических занятий должны быть упражнения, построенные не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением.

3. В логоритмические занятия необходимо включать упражнения, направленные на развитие интонации, ритмических способностей, тактильных ощущений, поскольку, избегая их, невозможно сформировать слоговую структуру слова, правильную речь дошкольников.

4. При пении необходимо акцентировать внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

5. Для достижения положительных результатов в работе по устранению общего недоразвития речи у детей, посредством логоритмики, необходимо взаимодействие педагогов ДОУ.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя “помощником” являются тетради взаимодействия специалистов Д/У. Ведение тетрадей помогает закрепить умения и навыки, полученные на логопедических, музыкальных, логоритмических занятиях, способствует углублению индивидуального подхода к детям.

Таким образом, тесная взаимосвязь и четкое разграничение функций учителя-логопеда и музыкального руководителя, использование вышеперечисленных видов работ, способствует эффективной коррекции ОНР у дошкольников.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике- М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение 3 изд. – СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.
  6. Титова Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 1991.

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста

«Слово равно движению»

В процессе коррекционной работы логопеда очень высока социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Т. е., все тО, что мы можем объединить в одной технологии, такой как

Игры со смыслом. Учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела.
Для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

· нормализовать речевое дыхание;

· менять высоту, силу голоса в различном темпе.

· воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

· воспроизводить звуки в заданном темпе;

· воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

· учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

· Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы.

Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию.

Итак, начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив “крылья”.

Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит “коготки тигра” (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди “оттаивают”.

Добро сильнее зла.

Первая задача – изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, “выпучим” глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
Положим руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим звук С (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).

Малыш лежит на спине, а на животике у него – листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.

Попробуем это изобразить: вдох — поднимаем руки вверх, выдох длительно произносим звук “ш-ш-ш-ш” и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

Бумажную бабочку пли самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.

Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу (чем не дерево). А теперь подуем на него, будто “ветер” колышет листву.

Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.

Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар но спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, “ша”, “са”) и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

· Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, “та”). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро “та-та-та-та”.

· Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево), произнося “па”. Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: “па-па-па” (повторяем 3-4 раза).

· Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим “па-па-па-па-па”, делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: “па-па-па-па-па”. остановка – и снова хлопок.

Проверяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: “ТАМ” – делаем резкий указательный жест в сторону, “САМ” – плавно показываем на себя, “ПОЛ” – направление жеста на пол, “НОС” – указываем на нос.

Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: “мама”, “папа”, “осень”, “дует”, “сильный”, “много” и др. Затем выбирайте трехсложные слова: “высота”, “лебеда”, “кто куда” и т. д.

Слушаем и говорим правильно

Используя упражнения фонетической ритмики, вы можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Начнем со звука “Ш”.

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук “ш-ш-ш-ш”.

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук “ч”.

Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим “ж”.

Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук “р-р-р-р”.

Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем “ц-ц-ц-ц”, стараясь подчеркнуть в нем элемент “с”.

Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем “ла-ла-ла”.

Трудными для произнесения могут быть также звуки “Ф”, “С”.

Начнем работу со звука “С”.

Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая “с-с-с”.

На очереди звук “Ф”.

Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим “ф-ф-ф”.

Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А: руки перед грудью. Произносим звук А — широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О — руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

У: кисти рук у плеч. Произносим звук У — руки вытягиваем вперед.

Э: руки в стороны. Произносим звук Э — руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И — тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Домашний театр двух актеров

Когда вы читаете своему ребёнку коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию.

Вот несколько примеров: Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша),
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок). Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом> И на елку села.
Села, посидела. Опять полетела (всплесните руками) И на елку села.

Таким образом можно попробовать “оживить” любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВалерия Пажинская

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2 Фонетическая ритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

3 Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

4 Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

5 Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети вместе с педагогом стоят по кругу. Они хорошо видят педагога, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

6 Звук «А». «Девочка плачет» Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

7 Звук «О». «Зуб болит» Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

8 Звук «У». «Паровозик гудит» И.П: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у- у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

9 Звук «Э». «Мальчик кричит» И.П: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

10 Звук «И». «Иголочка» И.П.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

11 Звук «Ы». «Медвежонок рычит» И.П.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

12 Звук «С». «Чайник свистит» И. П.: Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

13 Звук «З». «Комарики летят» И.П.: Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

14 Звук «Ш». «Змейка ползёт» И.П.Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш- ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

15 Звук «Ж». «Жучок летит» И.П.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж- ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

16 Звук «Л». «Самолет гудит» И.П. Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

17 Звук «Р». «Собачка рычит» И.п.: произнося «р-р- р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

18 Звук «Д». «Пулемёт» И.П.: губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

19 Звук «М». «Коровка» Дети произносят «м-м м-мужу», при этом изображая коровку (рога).

20 Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что: У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; Улучшается фонематический слух; Нормализуется речевое дыхание; Формируется умение изменять силу и высоту голоса; Улучшается ритмико-интонационная сторона речи; Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; Повышается речевая активность детей.

21 Литература: 1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. – М., Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. – М., КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально- ритмические занятия. – М., Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики

Выпускная квалификационная (дипломная) работа Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики Исполнитель: Мирошникова Мария Сергеевна Научный руководитель: к.п.н., доцент Колодяжная Татьяна Павловна Рецензент: д.п.н.,доцент Сорочинская Елена Николаевна г.

Ростов-на-Дону 2013год В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи.

Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Актуальность данной проблемы позволила определить тему нашего исследования: «Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики».

Актуальность данной проблеммы Цель: изучить возможности использования логопедической ритмики в развитии просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.

Объект: процесс развития просодического компонента речи у старших дошкольников с ОНР.

Предмет: развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики.

Научный аппарат Гипотеза – Развитие просодической стороны речи старших дошкольников с ОНР возможна при соблюдении следующих условий: – раннего выявления характера нарушений просодических компонентов речи у старших дошкольников с ОНР;

– поэтапного проведения работы в соответствии с принципами онтогенетического развития ребенка;

– использования логопедической ритмики в развитии просодической стороны речи.

– создания эффективной предметно- развивающей среды.

Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

Подобрать диагностику для диагностирования детей.

Определить основные направления и содержание работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики.

Проверить эффективность предложенного содержания работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики.

Изучение медицинской и педагогической документации ребенка;

изучения общего и речевого анамнеза ребенка;

эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ полученных результатов.

База исследования: МДОУ № 317 «Золотой петушок» г.

В эксперименте участвовало 5 детей .

Методы: Этапы работы: На первом этапе (сентябрь – октябрь 2012 г.) проводилось изучение и анализ научно-педагогической работы по проблеме исследования.

На втором этапе (ноябрь 2012 г.

– март 2013г.) проводилась экспериментальная апробация содержания и деятельности направлений по развитию просодической стороны речи у детей с ОНР средствами логопедической ритмики (констатирующий и формирующий эксперименты).

На третьем этапе (март – май 2013г.) проводился итоговый эксперимент, оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Изучением просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи занимались многие исследователи: Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Семенова К.А., Махмудова Н.М., Панченко И.И., Щербакова Л.А.

Жак-Далькроз , Александрова Н.

и многие другие авторы говорили о большой значимости логопедической ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций речи .В результате возникла проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.

Благодаря занятиям логопедической ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически.

Теоретические основы Цель и задачи констатирующего эксперимента Цель: определить уровень развития просодической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи : подобрать направления обследования и диагностические методики для определения уровня сформированности просодической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

определить критерии оценки;

провести анализ полученных результатов Направления исследования Для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф.

Направления обследования: – Обследование речевого дыхания – Обследование темпо-ритмической организации речи – Обследование восприятия и воспроизведения интонации – Обследование логического ударения – Обследование высоты и силы голоса Критерии оценок При обследовании детей мы подобрали направления обследования и специальные методы диагностики.

Задания оценивались по следующей бальной шкале уровня сформированности просодической стороны речи: 3 балла – высокий уровень сформированности 2 балла – средний уровень сформированности 1 балл – низкий уровень сформированности Средний показатель сформированности просодической стороны речи у детей эксперементальной группыБАЛЫ 1- дыхание 2- темпо- ритмическая организация 3- интонация 4- логическое ударение 5- высота голоса 6- сила голоса Сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи у детей участвующих в эксперименте Параметры исследования Количество детей выполнивших задание (баллы) Слава Т.Лиза Б.Руслан Т.Данил Н.Оксана В.

Дыхание12213 Темпо- ритмическая организация речи 11122 Интонация11122 Логическое ударение 11122 Высота голоса11111 Сила голоса11111 Таким образом, результаты исследования просодической стороны речи у детей показали недостаточную сформированность просодических компонентов речи у детей: интонационной стороны речи, темпа, ритма, плавности, четкости речи, модуляции голоса по силе и высоте.

Наибольшие затруднения вызвали задания на исследования высоты и силы голоса.

Данные исследования показывают ограниченные возможности голоса: отсутствие умения придавать своему голосу различную интонационную окраску, неспособность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, трудности при попытке изменить голос по высоте и силе, при восприятии речи окружающих не различают различных оттенков его звучания.

Вывод: Цель и задачи формирующего эксперимента Цель: разработать и внедрить в практику ДОУ содержание и основные направление деятельности по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики.

Задачи: – Определить направления и этапы работы.

– Подобрать и систематизировать упражнения для проведения артикуляционно-мимической гимнастики, дыхательной гимнастики, голосовой гимнастики для развития просодической стороны речи у детей с ОНР с использованием логопедической ритмики.

– Создать предметно-развивающую среду для развития просодической стороны речи.

Закрепление навыков плавной и слитной речи.

Подготовительный этап Продолжительность составляла примерно 2-4 недели.

Задачи: – повышение эмоционального состояния детей;

– закрепление определенных участков свободной речи с фиксацией на положительных моментах.

Основные составляющие подготовительного этапа: – дыхательная, артикуляционная, голосовая гимнастика, – логоритмические упражнения, – релаксационные музыкальные упражнения.

Примеры логоритмических упражнений: Ходьба на месте по кругу в среднем темпе.

Произносить слитно, гласные звуки, слоговые ряды, позже слова (автоматизированные ряды) и фразы (чистоговорки, скороговорки).

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию.

Слитное произнесение месяцев, дней недели и дирижирование в такт проговаривания, с повышением высоты и силы голоса (от шепотной до громкой и наоборот) и т.п.

Основной этап Цель: формирование навыков речи с рукой, выработку алгоритма разнометричной интонированной речи, выработку речевых навыков, тренировка общения.

Методами работы на этом этапе являются ролевой тренинг и использование музыкотерапии.

Продолжительность около 2 месяцев.

Задачи: – формирование плавного речевого потока путем синхронизации речи с движением пальцев кисти ведущей руки, на материале фраз-предложений, стихов, песен, текстов.

– устранение двигательных нарушений и организация речевого поведения.

Логоритмические упражнения Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации.

● Под музыку испытуемые проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Заключительный этап Цель: закрепление навыков плавной и слитной речи, закрепление речевых навыков.

Продолжительность около месяца.

Задачи: закрепление нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев кисти ведущей руки и совершенствование всех сформированных функций.

Цель и задачи контрольного эксперимента Цель: определить уровень развития просодической стороны речи у детей с ОНР.

Провести повторное обследование детей участвующих в экспериментальном исследовании.

Провести качественный и количественный анализ полученных данных 3.

Определить динамику развития просодической стороны речи у детей с ОНР.

Методика контрольного эксперимента была аналогична констатирующему эксперименту.

Параметры исследования Количество детей, выполнивших задание (баллы) Слава Т.Лиза Б.Руслан Т.Данил Н.Оксана В.

Дыхание23333 Темпо-ритмическая организация речи 22333 Интонация23333 Логическое ударение22333 Высота голоса22333 Сила голоса22333 Сформированность просодической стороны речи у детей после коррекционной работы Сравнительный анализ сформированности просодической стороны речи до и после коррекционной работыБАЛЫ ДО ПОСЛЕ 1- дыхание ;2- темпо-ритмическая организация ;3- интонация ;

4- логическое ударение;

5- высота голоса;

6- сила голоса Вывод: Анализ исследования просодической стороны речи после обучения показал достаточно высокий результат по сравнению с предыдущим обследованием: у детей улучшилась мелодико- интонационная выразительность речи, голос стал достаточно модулирован по высоте и силе, в хорошем состоянии ритмичность речи.

Таким образом, гипотеза данного исследования

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Большинство учёных считают (А.Н.Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др. ), что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по развитию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания таких как: нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. Особенности выразительности речи у детей в онтогенезе рассматривались психологами, лингвистами, педагогами, такими как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова, Ф.А. Сохин, М.Ф. Фомичева и др.

У большинства детей с нарушениями речи, по данным Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской, Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

В то же время подробное изучение особенностей овладения интонационной выразительностью речи, знание затруднений, которые при этом дошкольники с нарушениями речи испытывают, учет выявленных особенностей просодики позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию интонационной выразительности речи как важнейшего компонента нормированной речи.

Все вышесказанное обусловливает необходимость теоретического и практического изучения нарушений интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе психолого-педагогической работы по преодолению выявленных нарушений.

Цель работы: исследование особенностей психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР и разработка методических рекомендаций по её развитию.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение

Интонационная выразительность речи содержит такие компоненты как: мелодика, темп, пауза, сила голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм и тембр и является обязательным признаком полноценной устной речи. Речь без выразительности не возможна. Выразительность речи зависит от многих причин и условий – собственно лингвистических и экстралингвистических. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются богатством словаря, мастерством словестного выражения и интонационной гибкостью речи.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. К концу дошкольного возраста ребёнок в состоянии не только употреблять, но и обозначать словом смысл и значение средств интонационной выразительности, дифференцируя отдельные семантические нюансы.

Выразительность речи у детей с речевыми нарушениями имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце фраз, нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников с ОНР монотонной и невыразительной. В целом речь таких детей обеднена выразительными компонентами.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Это достигается следующими видами работ:

3)Различные упражнения для развития интонационной выразительности, таких как, развитие восприятия различных видов интонации, обработка различных видов интонации в предложениях и т.д.

В настоящее время проблема выразительности речевого высказывания детей с речевыми нарушениями выдвигается на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике коррекционного обучения, что определяет актуальность экспериментального исследования проблемы.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22» г. Череповца в старших группах. Всего в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7- лет: 10 детей с нормально-развивающейся речью и 10 детей с ОНР III уровня с дизартрическим компонентом.

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормальной речью.

1)Выявить особенности формирования интонационной выразительности у старших дошкольников с ОНР.

2)Сопоставить уровни развития интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР и нормальной речью.

Диагностика проводилась в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента.

Экспериментальное исследование включало пять серий заданий: [48]

Первая серия заданий была направлена на выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».

1. Сегодня светит солнце.

2. Как твои дела?

3. Дети любят играть?

4. А мама придет?

5. Какой ты молодец!

В протоколе фиксировалась оценка результатов:

1) все интонационные конструкции правильно воспроизведены— 2 балла:

2) модулирует высоту тона при воспроизведении 1-2 фраз — 1 балл;

3) при воспроизведении интонационных конструкций не отмечается модуляция высоты тона — 0 баллов.

Задания второй серии выявляли способность детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

– Завтра будет дождь.

– Завтра будет дождь?

– Завтра будет дождь!

Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов:

1) все интонационные конструкции воспроизведены адекватно — 2 балла:

2) адекватно воспроизведены 1-2 фразы — 1 балл;

3) не выявлена адекватность воспроизведения интонации фразы — 0 баллов.

Задачей третьей серии было определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем “главное” слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем “главное” слово».

– Вова рисует машину.

– Вова рисует машину.

– Вова рисует машину.

В протоколе фиксировалось наличие и место ударного слова. Оценка результатов:

1) во всех фразах правильно поставлено логическое ударение — 2 балла:

2) логическое ударение правильно поставлено в 1-2 фразах — 1 балл;

3) ребенок не изменяет логическое ударение во фразах — 0 баллов.

Четвертая серия заданий была направлена на воспроизводить по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1.простые ритмы — II I, I II, II I I, I I II, I III.

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2.сложные ритмы — III I I, I II II, I III I, II III I.

Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

1) выполнены оба задания — 2 балла:

2) выполнены только простые ритмы — 1 балл;

3) не выполнено ни одного задания — 0 баллов.

Задачей пятой серии было исследование воспроизведения отраженного темпа речи. Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».

– Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

– Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп)

– Улитка носит свой домик на спине (медленный темп)

1) все фразы повторил верно — 2 балла:

2) темп изменяет незначительно — 1 балл;

3) задание недоступно — 0 баллов.

Исследование велось по протоколам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается общее количество баллов.

Были выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень – ребёнок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неадекватно воспроизводили интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводить ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого (0-5 баллов).

Средний уровень – ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого (6-8 баллов).

Высокий уровень – ребёнок легко модулирует высоту голоса, адекватно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводить ритмические структуры услышанного (9-10 баллов).

Особенности овладения интонационной выразительностью речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Будет целесообразно проанализировать каждую серию экспериментального исследования, сравнить детей с нормальной и нарушенной речью описать особенностей выполнения заданий и типичных трудностей детей .

1 серия заданий: выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции

Успешность выполнения первой диагностической методики

Читайте также:  Методическая разработка по обучению детей с ОНР 5 летнего возраста навыкам звукового анализа
Ссылка на основную публикацию