Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Коррекция звукопроизношения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством логоритмических занятий

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.

Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.

Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия детей с ОНР впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной.

У детей с общим недоразвитием речи I уровня звуковая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.

У детей с общим недоразвитием речи II уровня фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Наблюдается нарушения между способностью правильно произнести звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Одной из характерных особенностей является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза

У детей с общим недоразвитием речи III уровня – в фонетическом плане дети: – неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, мягкий звуки могут заменяться на твердые.

У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие – С, 3, Ц, шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные – Р, Р’, Л, Л’, нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С – Ш, 3 – Ж и т.д.

Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированости процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органнов артикуляции – губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

В современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения широко используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У которых все чаще встречаются пренатальные патологии ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к церебростеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2009-2010 учебном году. Свою работу я начала с изучения авторских методик и обширного практического материала многих авторов (Волковой Л.С., Мухиной А.Я Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н., Картушиной М. Ю, Кузнецовой Е.В, Макаровой Н.Ш. и др.)

Я, как учитель – логопед принимала активное участие в разработке инновационного проекта по теме: «Логопедическая ритмика для детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ компенсирующего вида».

Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Видя положительную динамику по всем параметрам, в том числе и значительное улучшение звукопроизношения, я решила продолжить внедрение этой технологии в коррекционную работу с детьми среднего возраста 4-5 лет, но более углубленно остановилась на работе по коррекции звукопроизношения.

Учитывая психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи, изучив формирование звукопроизношения детей в онтогенезе и особенности формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР, я построила свою работу следующим образом.

Мной написаны и внедряются в коррекционный процесс:

1. Перспективный тематический план коррекционной работы по логопедической ритмике для детей 4-5 лет с ОНР;

2. Разработаны конспекты логоритмических занятий;

3. К разработанному ранее диагностическому инструментарию по следующим параметрам:

• Состояние общей моторики;

• Состояние мелкой моторики;

• Воспроизведение ритмов по словесной инструкции;

• Ориентировки на «ритмическое чувство» в речи;

• Восприятие пространственных представлений.

В диагностические параметры я добавила разделы:

2. Согласных раннего онтогенеза

3. Свистящие звуки

4. Шипящие звуки.

• Состояние фонематического слуха и восприятия:

1.Определение 1 звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

2. Определение последнего звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

Занятие по логопедической ритмики проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста. Занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть – продолжается 3-7 минут.

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • На развитие фонематического слуха и внимания;
  • На автоматизацию звуков;
  • Развитие чувства темпа и ритма;
  • На развитие координации движения и речи с движениями;
  • Пение, танцевальные движения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • На развитие тонких движений пальцев рук;
  • На развитие речевых мимических движений;

Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут.

В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

В конце каждого месяца совместно с музыкальным руководителем проводим итоговое сюжетно-тематическое занятие по логопедической ритмике в музыкальном зале. Подготовка к итоговому занятию осуществляется на трех занятиях. На первом занятии дети знакомятся с содержанием, темой занятия; на втором и третьем занятиях заучиваем речевой материал, работаем над речевым дыханием, над автоматизацией звуков, работаем над координацией движений, музыки и слов. Четвертое занятие – итоговое. На нем осуществляется показ знаний умений и навыков, полученных на предыдущих подготовительных занятиях.

На логоритмических занятиях широко использую фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движения, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

На подготовительных занятиях я использую карточки с изображением «звучков» в движении, а так же личный пример-показ выполнения упражнения. Движение и речевой материал предварительно не заучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и произносят речевой материал синхронно с логопедом. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.

На первых порах следует исключать резкие движения. Для некоторых детей начальный этап – пассивный. Постепенно он сам привыкнет и начнет выполнять упражнения со всеми детьми. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать, и включится в совместную игру.

В конце каждой недели мы с музыкальным руководителем на методическом часе обсуждаем музыкально – ритмический репертуар.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. На детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют закреплению, автоматизации и дифференциации звуков у детей. Логоритмические занятия являются комплексными занятиями по компенсации дефектов речи. Логоритмические приемы являются дополнительными средствами в коррекции звукопроизношения у детей ОНР.

Нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Добро пожаловать на праздник красивой речи!

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

(проектная деятельность из опыта работы)

Одним из главных направлений в работе учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений у детей, а также их профилактика. Цель логопедического воздействия – воспитание у детей чистой, четкой выразительной речи, которая является основным средством общения. Поэтому уровень речевого развития ребенка во многом определяет готовность или неготовность к обучению в школе. Результативность этой работы зависит от сотрудничества и взаимодействия логопеда и семьи. Главными персонами в жизни ребенка являются его родители и близкие люди. От них зависит развитие малыша в первые годы жизни и устанавливается так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющей в нашем проекте. Перед нами стояла цель сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять значимость семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.

Открытый проект – в нем принимали участие дети разных групп, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Коллективный проект – дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах.

При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной педагогики и психологии.

На подготовительном этапе проводились следующие виды работ:

Анкетирование, целью которого являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровень знаний родителей в педагогике и методов воспитания малыша.

Встреча учителя-логопеда с родителями, на которой родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.

Индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.

Заключение договора между родителями и логопунктом ДОУ, разъяснение родителям прав и обязанностей логопункта и родителей.

Практический этап включал в себя

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»Разъяснить родителям дошкольников правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях .
Памятки по работе с детьми в домашних условияхДать родителям рекомендации по работе над звукопроизношением, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
«Библиотечка для родителей»
Работа с индивидуальными тетрадямиЗакрепление ребенком материала изученного в детском саду
Проведение занятий с ребенком в присутствии родителяПоказать родителям приемы коррекционно-педагогической работы по формированию правильного звукопроизношения, дать возможность увидеть малыша «со стороны», оценить имеющиеся трудности и успехи ребенка.
Тематические консультации– О нормальном речевом развитии ребенка;
– Игры и игровые приемы
– Упражнения для развития слухового внимания;

Итогово-аналитический этап проводился в мае месяце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:

– итоговое обследование речевого развития детей;

– анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;

– награждение родителей активно участвовавших в коррекции речевых недостатков;

– поощрение воспитанников, чье речевое развитие заметно улучшилось.

Результаты работы:

Родители воспитанников осознанно включаются в коррекционную работу вместе с учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.

Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна

Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
  3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Этапы работы:

  1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
  2. Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Первый этап Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).

Читайте также:  Логопедический праздник по итогам учебного года для учащихся 1-4 классов

Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.

Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:

  • проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
  • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
  • отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
  • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • логопедизация режимных моментов и занятий;
  • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.

Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:

  • Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
  • Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
  • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
  • Психокоррекционные игры.

Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.

Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

При чтении произведений учитывается:

  • Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
  • Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
  • Лексическая тема.

Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.

Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
  • Освобождение от мышечных зажимов;
  • Развитие внимания, чувственного восприятия.

Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

  • Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
  • Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

Совместная работа логопеда и руководителя изостудии

  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Придумывание сказок по рисункам.
  • Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

  • музыкальные произведения различных жанров;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

  • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  • расширение и обогащение лексического запаса.

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:

  • анкетирования, опросы,
  • родительские собрания,
  • индивидуальные и групповые встречи, консультации,
  • просмотры занятий,
  • дни открытых дверей,
  • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
  • тематические вечера «Уроки для родителей»,
  • тематические выставки.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

Примерные темы для консультаций:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Выполнение домашнего задания;
  • Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
  • Речевые игры дома;
  • Автоматизацией звука дома;
  • Как научить ребёнка читать;
  • Обучение практическим приёмам работы.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.

Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.

Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.

Педагогический проект «Я сам логопед своему ребёнку». Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через взаимодействие учителя-логопеда и родителей

Актуальность.

Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:

  • Родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.
  • Родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.

Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. А ведь развивать речь детей можно не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.

ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.

Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Объект проекта: коррекция речи дошкольников.

Предмет проекта: взаимодействие учителя — логопеда и родителей

Срок реализации проекта: 9 месяцев.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и родители дошкольников старшей группы №2.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Изучить уровень педагогической компетентности и запросы родителей по вопросам речевого развития ребенка;
  • Разработать перспективный план работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Познакомить родителей с результатами речевого развития детей, подобрать книги для занятий с детьми в домашних условиях (презентация);
  • Разработать и провести мероприятия для родителей по вопросам речевого развития детей;
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Подготовить и провести совместными усилиями логопеда, детей и родителей совместный речевой досуг — развлечение.
  • Изучить динамику речевого развития детей с целью определения эффективности работы с родителями;
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Возможные риски:

  • Нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах и консультациях.
  • Пассивное участие родителей в родительском клубе «Сам себе логопед».
Читайте также:  Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе: Дифференциация звуков С-З

Проектный продукт:

  • Разработанные информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Презентация родителями книг и игр (в том числе, изготовленных родителями) для занятий с детьми в домашних условиях.
  • «День открытых дверей». Коррекционно — развивающее занятие с участием детей в присутствии родителей.
  • Совместный речевой досуг — развлечение, подготовленный и проведённый совместными усилиями логопеда, детей и родителей
  • Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I Этап: Информационно-аналитический

  • Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
  • Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;
  • Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.

1. Для определения уровня педагогической компетентности родителей проводится:

анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».

  • выпуск информационных листов: «Оценка речевого развития моего ребенка».
  • папка-передвижка: «Помогу своему ребёнку».

индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:

  • Представление родителей об особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
  • Способность родителей организовать, поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;
  • Желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;
  • Результат взаимодействия с логопедом и воспитателем, который родитель определяет самостоятельно для себя.

2. Подбор и изучение методической литературы и материалов к картотеке и журналу;

3. Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности

II этап основной (практический).

  • Апробировать систему методических мероприятий разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с речевыми нарушениями;
  • Организация родительского клуба «Сам себе логопед» с целью активного участия родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями, привлекаемыми в данный процесс.

1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Сам себе логопед».

2. Представление картотеки: «Я — домашний логопед».

3. Проведение совместных мероприятий: открытое занятие по развитию речи «Зимующие птицы», совместный речевой досуг с родителями «Праздник правильной и красивой речи»

4. Ведение рубрики «Советы логопеда» в журнале ДОУ «Жемчужина»

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

  • Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
  • Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту»

Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец года.

Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Родительский клуб. Способствует повышению родительской компетентности через игровые тренинги, мастер — классы; несёт в себе элемент психологической разгрузки для родителей. (1 раз в 3 месяца).
  • Родительские собрания. (3 раза в год)
  • Домашние задания. (возможность родителей проследить динамику речевого развития ребёнка, участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец учебного года).
  • Домашние игротеки ( знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку». (Публикации в журнале «Жемчужина», 1 раз в 3 месяца, информация в логопедическом уголке 1 раз в месяц.)
  • Дни открытых дверей.(посещение индивидуальных занятий, по запросу родителей; фронтальное, согласно плана).
  • Родительские пятиминутки.(родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
  • Консультации — практикумы.(совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических папках).
  • Праздники и развлечения. (в конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Ведение рубрики «Советы логопеда заботливым родителям»в журнале «Жемчужина» (практические советы по проблемам речевого развития ребенка: грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции ).
  • Презентация «Умелые руки для послушного язычка». (Согласно плана)
  • Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Позволяет осуществлять связь с родителями. Данный вид взаимодействия необходим для сильно занятых родителей, не имеющих возможность лично встретится с логопедом, а также стесняющихся задать тот или иной вопрос. (Весь учебный год)
  • Вспомогательные наглядные средства: ( информационные стенды; тематические выставки книг; памятки, образцы выполненных заданий, буклеты).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I Этап: Информационно-аналитический

· Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

· Беседа с родителями. Изучение мотивов, движущих родителями, разделение их на группы для выявления преобладающих.

· Подбор и изучение методической литературы.

· Папка-передвижка: «Помогу своему ребёнку»

· Родительское собрание «Результаты диагностики речевого развития детей. Взаимосвязь учителя — логопеда и родителей для эффективности коррекционно-образовательного процесса

ІІ Этап: Практический

· Домашние задания. (еженедельно). В папках даются образцы правильно выполненных домашних заданий

· Публикация в журнале «Жемчужина» Игры и игровые приёмы при обучении детей грамоте»

· Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).

· Информационные листы в логопедическом уголке:»Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».

· Заочная консультация-распечатка с рекомендациями «Играем дома. Дыхательная гимнастика с использованием игр».

· Родительские пятиминутки (по запросу родителей)

· Родительское собрание. Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека». Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи.

· Подготовка и проведение конкурса «Лучшая новогодняя сказка».

· Домашние задания. (еженедельно).

· Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).

· Информационные листы в логопедическом уголке

· Публикация в журнале «Жемчужина» «Домашняя игротека — для развития мелкой моторики дошкольников»

· «День открытых дверей». Открытое коррекционно — развивающее занятие по развитию речи «Зимующие птицы»

· Родительское собрание «Наши первые победы»

· Родительский клуб. Презентация игр, изготовленных родителями для занятий с детьми в домашних условиях «Умелые руки для послушного язычка».

· Подготовка консультации для родителей «Систематический контроль за поставленными звуками».

· Родительские пятиминутки (консультирование по запросам родителей)

· Публикация в журнале «Жемчужина»

· Совместный речевой досуг — развлечение «Праздник правильной и красивой речи»

III Этап: Контрольно-диагностический

· Итоговое анкетирование родителей.

· Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития по окончанию реализации педагогического проекта.

· Беседа с родителями. Сравнение итоговых результатов с первичными.

· Транслирование опыта. Предоставление материалов и результатов педагогического проекта на педагогическом совет в ДОУ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:

1. Активное включение родителей в родительский клуб.

2. Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4. Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Создание логопедического сайта для родителей.

«Методическая копилка». В данном разделе размещается материал в виде всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий, перечень мультфильмов, используемые при прохождении лексических тем.

Предлагаемые игры и упражнения позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе не затрачивая дополнительного времени на поиск и подбор нужной информации.

«Консультативный кабинет». В данном разделе родители могут получить необходимую информацию по интересующим их вопросам о речевом развитии детей.

«Родительский форум». Данный раздел позволит обмениваться родителям информацией, задавать друг другу вопросы, получать ответы на данные вопросы. Участие в форумах позволит родителям сплотиться и организовать уже реальный круг по интересам.

Автор: Зыкова Ольга Петровна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Рыбка», г. Асино Томской области, РФ.

Статья размещена в авторской редакции

Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образования, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОУ.

В нынешних условиях модернизации образования главной задачей становится развитие личности ребенка, который готов к саморазвитию, самообразованию, к правильному взаимодействию с окружающим миром.

В наши дни постоянно растет количество детей, у которых тяжелые речевые расстройства. Традиционные методы логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, не всегда дают хороший нужный результат.

Мы, проанализировав разные приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, искали такие, которые не только позволили бы нам улучшить процесс постановки и автоматизации звуков, но и помогли в развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, когнитивных процессов. И в нашем детском саду проектный метод вошел в практику работы учителя-логопеда.

Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста – это инновационный, оптимальный, и конечно перспективный метод в системе дошкольного образования, который способствует всестороннему развитию детей и коррекции речи.

Проектная деятельность в ДОУ имеет характер сотрудничества. Дети становятся участниками творческого процесса. Цель – дать ребенку возможность придумывать, экспериментировать с полученными знаниями и, конечно же развивает речь.

Работая над проектами, мы используем беседы на заданную тему, обсуждение разнообразных ситуаций в которых есть проблема, читаем художественную литературу, также можно использовать просмотр презентаций, мультфильмов. Это помогает нам развивать связную речь (монологическую и диалогическую), учит детей строить предложения, вести дискуссии, четко и понятно высказывать свое мнение.

Работа над проектами с детьми дошкольного возраста, у которых есть речевые затруднения, должна быть очень гибкой.

Учитель-логопед должен в совместной проектной деятельности:

– помочь детям выбрать интересную, актуальную и посильную для данного возраста задачу;

– отбирает игры и разные виды деятельности, планирует процесс обучения;

– помогать детям в поиске источников информации;

– помогает детям в выборе нужных материалов;

– ведет контроль над всем процессом;

– выбирает, кого из педагогов можно привлечь к работе над проектом;
– одобряет и всегда поддерживает детей в различных видах деятельности используемых в реализации творческого проекта.

Главная цель проектной деятельности в нашей коррекционной работе – это развитие речи. Она помогает обобщить полученные знания, развить воображение, творческие способности и коммутативные навыки, и это помогает детям с речевыми проблемами в умелой адаптации в социальной среде с учётом инклюзивного подхода.

Мы, работая в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, перед собой поставили следующие задачи:

– Развивать интерес детей к познанию нового;

– Поддерживать интерес у детей к предлагаемой деятельности;

– Расширять словарь дошкольников;

– Формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;

– Формировать правильное произношение;

– Учить действовать совместно с другими детьми и взрослыми;

– Развивать творчество, воображение и мышление;

– Овладевать разными способами решения поставленных задач.

Творческие проекты в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности служат для развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления. Учат детей находить разные способы решения проблемы с помощью педагогов и родителей (а потом и самостоятельно).

Работая над реализацией проекта совместно с взрослыми и сверстниками, наши дети с нарушением речи обогащают свой словарный запас, формируют грамматический строй речи, развивают связную речь. Они учатся выступать на мероприятиях, читать стихи, правильно общаться с окружающими.

Этапы проекта, используемые в работе:

1 этап: Выбор проблемы (цели). При выборе проблемы определяется и конечный продукт. Применяем игровую ситуацию. Формулирует задачу. Вхождение в проблемную ситуацию.

2 этап: Разработка решения поставленной задачи. Помогает спланировать деятельность.

3 этап: Практическая часть. Реализация и контроль осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.

4 этап: Итог. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации.

В конце проект всегда оканчивается презентацией или изготовлением стенгазеты, фотовыставки, альбома, плакатов; может быть показан досуг, открытое занятие, выставка изготовленных поделок, макетов; творческий отчет детей, показ спектакля, мультфильма.

Работая в этом направлении, нами были созданы и реализованы несколько творческих проектов («Пальчики развивают речь», «Рифма – это интересно!», «Ах, эти русские народные сказки!», «Веселые чистоговорки»). Работая над проектом, мы старались создать дружескую атмосферу сотворчества взрослого с детьми, применяли к каждому ребенку индивидуальный подход.

Проект «Рифма – это интересно!» для детей с ОНР в старшей группе компенсирующей направленности был нами использован для автоматизации звуков при обучения детей рифмовать слова. Этот проект помог нам увеличить не только словарный запас у детей, но и развить воображение и чувство ритма. Вследствие соблюдения пауз возникает четкость речи и совершенствуется речевое дыхание. При этом звуковой повтор в рифмовке помогает выработке точного произношения звуков, слов. Работа по составлению не трудных рифм, это одно из заданий обучающего характера по направлению – устное народное творчество. Создание и прослушивание рифм содействует улавливанию звуков речи, ребята обращают внимание на повторы и созвучие, которые необходимы на этапе автоматизации звуков.

Проект «Веселые чистоговорки» по лексической теме «Школьные принадлежности» в подготовительной к школе группе продолжает совершенствовать приобретенные знания на этапе формирования рифм и, соответственно, совершенствовать речь, интонационную сторону речи, тембр и силу голоса, формирует слуховое восприятие, чувства ритма, автоматизирование звука в фразах.

Процесс работы над проектом в группе для детей с ОНР обязан реализовываться при участии учителя – логопеда и воспитателя, также приветствуется привлечение других педагогов (музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре) и обязательно родителей.

Значимым направлением логопедической работы в ДОУ является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедические группы, их включение в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с речевым ребёнком.

Думаем, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.

Логопе­дический проект «Рука об руку»

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Анализ ситуации

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Читайте также:  Перспективный тематический план фронтально-подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Для детейДля родителейДля педагоговДля ДОУ
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.
положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов
благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

  • трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих групп по интересам.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

Перспективный план реализации проекта

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Список литературы:

  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

Приложение 1. Анкета для родителей (скачать)

Приложение 2. Праздник красивой и правильной речи (скачать)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы «Крепыши». (обобщение опыта работы)

Бабкова Светлана Анатольевна

воспитатель МБДОУ №84 «детский сад «Голубок»

Базюк Ольга Владимировна

учитель — логопед МБДОУ №84 «детский сад «Голубок»

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы «Крепыши». (обобщение опыта работы)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы «Крепыши».

(обобщение опыта работы)

Базюк Ольга Владимировна , учитель-логопед.

Бабкова Светлана Анатольевна – воспитатель.

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Норильск в рамках работы хочу проанализировать и представить опыт работы. Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

  1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

Теоретическая основа и практический материал представлен в авторских пособиях Бабковой С.А. и соавторов «Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда». Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

  1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу — схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.
  2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.
  3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав «группы риска».
  4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
    в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка» и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.
  5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

  • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы » Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)»
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;

Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой «Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ». В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Функционал логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия — как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Интегрированные занятия с музыкальным руководителемИнтегрированные занятия с инструктором по ФИЗОИнтегрированные занятия с педагогом- психологомИтоговое занятие
Логоритмика с детьми второй младшей группыОздоровительная и речевая гимнастикаПрофилактика и коррекция речевого развития и эмоциональной сферы детейСпециалисты, воспитатели и родители

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений
Ссылка на основную публикацию