Логопедический праздник по итогам учебного года для учащихся 1-4 классов

Итоги коррекционной логопедической работы

Итоги коррекционной логопедической работы

за учебный год

В учебном году в школе-интернате №7 в логопедической помощи нуждался 71 школьник из общего количества детей, обучающихся в 1-7 классах. Это в основном дети с системным недоразвитием речи различной степени тяжести, нарушением письма и чтения.

Результат, проведённого обследования устной речи обучающихся показывает, что у большинства школьников выявлено системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

Из графика видно, что практически у половины детей-логопатов имеется данный уровень речевого недоразвития.

Логопедическая работа в школе-интернате №7 осуществлялась по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно – развивающее, взаимодействие логопедов с другими участниками учебно-воспитательного процесса, методическая работа.

Цель логопедического сопровождения – оказание логопедической помощи обучающимся школы-интерната, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

ü проводить диагностику, профилактику и коррекцию речевых нарушений;

ü осуществлять коррекционное изучение и сопровождение детей; содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей;

ü обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому ребёнку;

ü консультировать педагогов и родителей по вопросам оказания логопедической помощи детям;

ü пропагандировать логопедические знания среди педагогов и родителей;

ü участвовать в работе ШПМПк с целью определения образовательного маршрута обучающихся.

Коррекционная работа по преодолению нарушений устной речи.

Коррекционная работа с обучающимися, проводилась с учётом разноуровневого обучения.

Проведённое диагностическое обследование показало, что из 9 обучающихся 1 класса все дети нуждаются в логопедической помощи. Из них 5 человек имеют тяжёлую речевую патологию. Основной формой работы с ними являются индивидуальные логопедические занятия, что объясняется различной структурой дефектов произношения, индивидуальным темпом усвоения материала, психофизическими особенностями детей. Наряду с коррекцией произносительной стороны речи первоклассников, большое внимание в работе с ними уделялось развитию и совершенствованию психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению, а также развитию таких неречевых функций, как внимание, память, мышление, формированию навыков самоконтроля.

Проведенная в течение учебного года логопедическая работа дала положительные результаты. У большинства первоклассников отмечены улучшения по всем показателям речевых функций. Общая успешность выполнения речевых проб составляет: на начало года – 48%, на конец года – 64 % .

Название проб

1 – фонематическое восприятие;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова;

6 – словарь и словообразовательные процессы

Заметно улучшились артикуляционная моторика и слоговая структура слова, расширился пассивный и активный словарь детей.

Отмечается положительная динамика речевого развития и в других классах:

Название проб

1 – фонематическое восприятие;

2 – артикуляционная моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова

5 – грамматический строй речи;

6 – словарь и словообразовательные процессы;

7– понимание логико-грамматических отношений; 8 – навыки языкового анализа и синтеза.

Из графиков видно, что у обучающихся данных классов заметно улучшилось фонематическое восприятие, понимание логико-грамматических отношений, навыки языкового анализа и синтеза, значительно расширился словарный запас. Коррекция звукопроизношения у большинства обучающихся осуществляется с большим трудом, что связано в основном с наличием у данных школьников дизартрии или дизартрического компонента.

Название проб

1 – фонематическое восприятие;

2 – артикуляционная моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова;

5 – грамматический строй речи;

6 – словарь и словообразовательные процессы

Несмотря на заметные улучшения всех компонентов речевой системы, процесс коррекционной работы над речью во 2-б, 5-б, 5-в классах, где обучаются дети со сложной структурой дефекта, идёт очень медленно и трудно. Это объясняется, прежде всего, тем, что тяжёлая речевая патология у этих школьников протекает на фоне выраженной интеллектуальной недостаточности.

Реализация содержания логопедической работы не ограничивается рамками только логопедических занятий, а происходит также и в момент подготовки детей-логопатов к выступлениям на общешкольных мероприятиях и тематических праздниках. Традиционным стало проведение праздника новогодних стихов, в котором принимают участие школьники с различными речевыми нарушениями, что даёт им возможность продемонстрировать положительные результаты работы над произносительной стороной речи. Для проведения данного мероприятия логопедами был разработан сценарий новогоднего праздника «Стихи для Снегурочки», в котором приняли участие 43 школьника. Из них 32 ученика с различными речевыми нарушениями.

В дни празднования «Недели детской книги» логопеды подготовили для обучающихся начальных классов и в классах со сложной структурой дефекта презентации-викторины «Угадай-ка» и «В гостях у сказки». Тщательно подобранный материал заданий позволил обучающимся продемонстрировать речевые навыки, приобретённые на логопедических занятиях.

В конце учебного года логопеды приняли участие в итоговом празднике для начальных классов «До свидания, школа, мы придём опять!». Для этого мероприятия логопедами была подготовлена презентация «Весёлая викторина». Используемый занимательный материал викторины способствовал развитию мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, расширению и активизации словаря школьников.

Коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи

Большой процент школьников, посещающих логопедические занятия, составляют дети с нарушениями письма и чтения.

Одной из основных задач, решаемой логопедами в процессе коррекционной работы с ними, является подготовка этих школьников к фронтальному восприятию программного материала, к наиболее успешной работе на уроке.

Проведённая работа дала положительные результаты. Сравнительный анализ контрольных диктантов, проведённых в начале и в конце учебного года, показал, что количество ошибок на отработанные темы значительно сократилось.

Результативность групповых логопедических занятий по коррекции письменной речи обучающихся 2-а, 3, 4, 5-а, 5-б, 6, 7-а, 7-б классов

за учебный год

Из графика видно, что во всех классах отмечается улучшение состояния процесса письма по всем категориям ошибок. Наибольшее количество ошибок на начало учебного года выявлено у обучающихся со сложной формой дисграфии и школьников, посещающих логопедические занятия первый или второй год. Общий анализ состояния письменной речи обучающихся за учебный год показывает, что у 45 школьников значительно улучшились навыки письма под диктовку, заметно сократилось количество логопатических и орфографических ошибок.

В работе по преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся важным направлением является скоординированность деятельности всех структурных подразделений школы: учителей, логопедов, воспитателей, врача-психиатра и психологов.

Активное взаимодействие данных структур позволяет детям-логопатам успешнее преодолевать трудности речевого развития и создаёт благоприятные условия для более эффективного решения коррекционно-образовательных задач.

Отчёт классного руководителя 1 класса по итогам учебной и воспитательной работы Рыжковой Натальи Валерьяновны за учебный год (1 класс)

    Максим Фиалковский 4 лет назад Просмотров:

1 ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат» Отчёт классного руководителя 1 класса по итогам учебной и воспитательной работы Рыжковой Натальи Валерьяновны за учебный год (1 класс) Подготовила: учитель начальных классов Рыжкова Н.В. Проверила: Заместитель директора по УР Ерофеева В.Г. г. Козьмодемьянск, май, 2016 год

2 Анализ работы классного руководителя по итогам организации учебной и воспитательной работы в классе за учебный год Тема: Положительные межличностные отношения как фактор здорового микроклимата в классном коллективе. Цель: Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие индивидуальности ребёнка, формирование навыков общения в коллективе как основы новой социальной деятельности ребёнка, обеспечивающей ему усвоение роли ученик. Задачи: Изучение индивидуально-психологических особенностей учеников. Развитие умения сотрудничать и общаться. Выполнение условий здоровьесберегающих технологий.. Развитие учебных умений и навыков, как ведущего вида деятельности. Повышение уровня мотивации учения. Овладение нормами этического поведения в повседневной жизни. Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты, милосердия. Отработка навыков и умений учебного поведения. Постоянное сотрудничество с родителями и вовлечение их воспитательную систему класса. Характеристика класса В 1класс на учебный год поступили на обучение 10 человек, из них 2 девочки и 8 мальчиков. Во 2 четверти на обучение поступила Шихматова Александра (2008 г.р.) Все учащиеся были зачислены на основе результатов ПМПК г. Козьмодемьянска и г. Йошкар-Олы. До поступления в школу 4 детей: Гуляев Сергей, Путилов Михаил (2008 г.р.), Мочалова Лидия, Соломин Дмитрий (2007 г.р.) воспитывались в детском саду; 4 человека: Зязин Иван, Николаев Денис, Пеньков Дмитрий, Родюшкин Артём (2007 г.р.) проходили годичное обучение в 1 классе общеобразовательной школы; 2 человека: Ратюкова Наталья (2006 г.р.), Шихматова Александра, находились на попечении родителей. По результатам обучения на «4» и «5» учебный год закончили 7 обучающихся: Гуляев Сергей (одна четвёрка по физкультуре), Родюшкин Артём (одна четвёрка по физкультуре), Лобанов Антон, Мочалова Лидия, 2

3 Путилов Михаил, Соломин Дмитрий, Николаев Денис; с одной тройкой по ИКМН Пеньков Дмитрий; удовлетворительно: Зязин Иван, Ратюкова Наталья, Шихматова Александра. Постоянная индивидуальная работа в течении учебного года проводилась с Ратюковой Натальей и Шихматовой Александрой. В основном у всех первоклассников выявлен скудный словарный запас, отмечается недоразвитие связной речи и слабость её регулирующей функции, недостаточный запас представлений, конкретность мышления, а также нарушение многих психических процессов. Проявляют активность на уроках, понимают и выполняют указания учителя без напоминаний, имеют удовлетворительную работоспособность в течении всего урока следующие учащиеся: Гуляев Сергей, Лобанов Антон, Родюшкин Артём, Соломин Дмитрий. Наблюдается частая утомляемость, заторможенность к середине урока у Мочаловой Лидии, Николаева Дениса, Пенькова Дмитрия. Неустойчивость настроения, эмоциональная возбудимость, временное отсутствие самоконтроля проявляется у Зязина Ивана, Путилова Михаила. Не понимает инструкций учителя, не владели первоначальными графическими навыками, имеют очень скудный словарный запас даже на бытовом уровне Ратюкова Наталья и Шихматова Александра. Проверка техники чтения показала, что все обучающиеся к концу года в разной степени овладели навыками слогового чтения. Трудности в запоминании букв и овладении навыка слогового чтения возникли у Шихматовой Александры. Все ученики класса овладели прямым и обратным счётом до 20 и навыком устного счёта в пределах 10, научились составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание, чертить квадрат, прямоугольник, отрезок по заданной длине с небольшой помощью учителя. Научились составлять небольшой рассказ по картине, отвечать на вопросы педагога, в значительной степени у обучающихся улучшились графические и трудовые навыки. Характер отношений в классе складывается дружеский. Проявляется заинтересованность к различным поручениям и общественным делам. Лидером класса был выбран Лобанов Антон. Дети учились понимать и выполнять правила поведения на уроке и в школе, выполнять поручения, обращаться с просьбой к учителю, контролировать свои эмоции и выполнять педагогические требования взрослых. В течении года многие учащиеся с удовольствием принимали участие в различных конкурсах разного уровня. Родители проявляли заинтересованность в достижениях своих детей в учебной и внеклассной деятельности. Оказывали посильную помощь в организации мероприятий и учебной деятельности, а также оформлении индивидуальных портфолио. 3

4 Количественные показатели На начало года На конец года девочек Мальчиков Выбыли Прибыли II. Результаты обучения Годовые оценки «5» (Ф.И.) Годовые оценки: «4» и «5» (Ф.И.) – Гуляев Сергей, Лобанов Антон, Мочалова Лидия, Соломин Дмитрий, Путилов Михаил, Николаев Денис, Родюшкин Артём С одной «4» С одной «3» С оценками «4» и «3» Гуляев Сергей (физкультура), Родюшкин Артём (физкультура) Пеньков Дмитрий (история и культура марийского народа) Зязин Иван, Ратюкова Наталья, Шихматова Александра 75% 70% 65% 60% 55% Динамика успеваемости учащихся 1 класса за учебный год 2 четверть 3 четверть 4 четверть Динамика успеваемости в 1 классе наблюдается положительная. Качество успеваемости в процентном соотношении имеет следующие результаты: По четвертям 2 четверть 3 четверть 4 четверть Успеваемость 100% 100% 100% Ряд 1 4

5 Качество 64% 64% 73% знаний Средний балл 4,02 4,08 4,1 обученности Динамика +0,06 +0,02 Динамика успеваемости по контрольным работам (средний балл) четверть математика русский язык 2 четверть 4,0 3,6 3 четверть 4,1 3,8 4 четверть 4,2 3.9 Динамика успеваемости в сравнительной характеристике на начало и конец учебного года наблюдается положительная и составляет в среднем +0,1 балла по математике и +0,2 балла по русскому языку. Сравнительная диаграмма техники чтения в 1 классе уч.год (количество слов в минуту) нач. года сер.года кон.года Мониторинг техники чтения показывает, что динамика по предмету положительная и соответствует программным требованиям. Не достигла определённых результатов Александра Ш., по причине пропусков по болезни и психофизических возможностей. III. Методическое обеспечение воспитательного пространства: 3.1. Наличие ВСК (воспитательной системы класса) на перспективу: (есть / нет) 3.2. Наличие плана воспитательной работы – на 1 полугодие: да / нет – на год: да / нет 3.3. Наличие методической копилки материалов к родительским собраниям, классным вечерам и т. д: да / нет 5

6 3.4. Диагностика (общешкольная, на уровне класса, индивидуальная): Название Цель Основные проблемы «Степень Выявление уровня Недостаточный удовлетворённости качества уровень знаний родителей предоставляемых родителей об качеством услуг учебновоспитательном предоставляемых услуг» процессе Общешкольная, конец года Диагностика уровня воспитанности (внутриклассная) Исследование уровня личностного развития учащихся Уровень сформированности различных личностных качеств, отношение к высшим человеческим ценностям Дать понятие детям о хороших и плохих поступках, правилах поведения в школе, общественных местах, с окружающими людьми Низкий уровень развития личностных качеств Позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности Пути решения Родительские собрания, анкетирование, беседы Коррекция коммуникативных проблем, самооценки, саморегуляции поведения путём бесед и тренингов Тематические классные часы, тренинги, беседы в соответствии с планом воспитательной работы Показатели диагностики Уровень воспитанности учащихся 1 класса на учебный год Начало года Конец года 6

7 процентное соотношение (%) С низким уровнем воспитанности было11 человек, стало 4. Со средним уровнем воспитанности было 0 человека, стало 7 человек (Сергей Г., Антон Л., Лидия М., Дмитрий П., Михаил П., Артём Р., Дима С.; Вывод: результаты мониторинга показывают, что уровень воспитанности учащихся имеет положительную динамику. Но в будущем требуется многогранная работа по развитию учебных навыков, нравственных качеств личности, навыков гигиены и других Сравнительный график личностного развития учащихся 1 класса за учебный год четверть 4 четверть 1 умение осознанно выполнять правила внутреннего распорядка школы 2 владение навыками диалогической речи 3 умение ориентироваться в понятиях «добро», «зло», «хорошо», плохо». 4 умение анализировать свои и чужие поступки. Данный график показывает, что уровень личностного развития учащихся 1 класса имеет положительную динамику. Этому процессу способствовала целенаправленная работа, такая как: классные часы, беседы (групповые, индивидуальные), различные тренинги и анализ поступков героев из художественных произведений. При исследовании личностного развития учащихся использовались следующие приёмы: наблюдение, анализ и решение ситуативных задач, анкетирование и письменный опрос. IV. Участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях: Название мероприятия Мероприятие «Прощай, букварь» Школьные конкурсы 1. Конкурс поделок «Символ года» (декабрь, 2015 год) Степень и результат участия Представление знаний и умений учащихся по предмету 7 Грамота за 2 место Сертификат участников

8 2. Выставка поделок «Топиарий» (март,2016 год) 3. Выставка поделок «Салют победы»; (май, 2015 год) Городские конкурсы 1. Муниципальный конкурс творческих работ «Сердцу милый край» от 2 ноября, 2015 год; 2. Муниципальный конкурс детского рисунка «Вербное воскресенье»(му Козьмодемьянский музейный комплекс, 2016 год; Диплом участников Сертификат участника Диплом лауреата 1 степени Лобанову Антону в номинации рисунок; (педагог: Максимова Е.А.) Грамота Гуляеву Сергею за 2 место, Грамота Соломину Дмитрию за 3 место; Педагог: Рыжкова Н.В. 3. Конкурс детского рисунка «Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова глазами ребёнка», 2016 г Республиканские конкурсы Грамота за 3 место Лобанову Антону (педагог: Максимова Е.А) 1. Конкурс детского творчества «Рождественская открытка» январь, 2016 год; Благодарность Лобанову Антону, Путилову Михаилу; (педагог: Максимова Е.А) 2. Конкурс рисунков «Космос без границ» г. Йошкар-Ола, от 18 февраля 2016 года Диплом Лауреата 3 степени Гуляеву Сергею, в номинации «Космические корабли будущего» (педагог: Рыжкова Н.В.) Многие дети любят рисовать, поэтому, как классный руководитель стараюсь создать условия для развития данных навыков. А участие в различных конкурсах стимулирует развитие умений и навыков, а также повышает уровень мотивации к школе в целом. 8

9 V. Организация работы с родителями: 5.1. Наличие родительского комитета: да / нет 5.2. Работа родительского комитета: оценка «хорошо» 5.3. Проведение родительских собраний: Тема Посещаемость Ведутся ли протоколы (да, нет) 1 Родительское собрание «Наши 100% да задачи на новый учебный год» г. 2 Родительское собрание «Проблемы адаптации детей в школе-интернате», с приглашением школьного психолога Козиковой В.А. 82% да 3 Младший школьник особенности развития. Психическое и физическое состояние детей нового набора» (по итогам диспансеризации) год 4 Родительская конференция «Родительская любовь как фактор формирования личности». Март, 2015 год 5 Мероприятие «Прощай, букварь» год 100% да 67% да 100% нет 5.4. Посещение семей на дому: Фиксация фактов и результатов посещений: да /нет 5.7. Организация совместных с родителями досуговых мероприятий: Организация «сладких столов» к праздникам 23 февраля, 8 марта, Новый год. Приглашение на открытый уроки и мероприятия; 9

10 VI. Организация индивидуальной работы по изучению и коррекции личности и поведения школьников: Формы индивидуальном работы: беседы, тренинги, тестирование, привлечение школьного психолога, привлечение соцпедагога, привлечение родителей для участия в классных мероприятиях, привлечение детей в кружки, закрепление за лучшими учениками, индивидуальная работа со слабыми учащимися по предметам, посещение детей на дому. VII. Сотрудничество со школьными службами воспитания и профилактики: Служба Регулярность: постоянно, иногда, очень редко, никогда Формы сотрудничества, взаимодействия: беседы, кл.часы, диагностики, род.собр. и т. д. Соцпедагог Постоянно Беседы, посещения на дому. Составление индивидуальной программы по профилактике правонарушений с Пеньковым Дмитрием; Психолог Постоянно Иногда Групповые коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности и коммуникативных навыков; Диагностики; Индивидуальные занятия с Николаевым Денисом по рекомендации ПМПК Школьный библиотекарь постоянно Проверка сохранности учебников, привлечение к чтению художественной литературы Совет профилактики иногда Индивидуальные беседы с приглашением сотрудников полиции 10

Читайте также:  Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

11 Педагог-организатор постоянно Участие в школьных выставках и мероприятиях, городских развлекательных мероприятиях VIII. Анализ. Выводы. Рефлексия. Внеурочная работа способствует становлению нравственных принципов, созданию условий для формирования внутренних потребностей в непрерывном развитии. В соответствии с возрастными особенностями именно в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, так как этот возраст характеризуется податливостью, внушаемостью, послушанием, создаёт благоприятные предпосылки для формирования у детей отношения друг к другу, людям, природе, миру, основанного на общечеловеческих ценностях. Для достижения этих целей разработаны классные часы по следующим направлениям: – охрана здоровья – безопасность – основа социализации и общения – основа гражданского и патриотического воспитания – личностное развитие. В течении учебного года были проведены классные часы на следующие темы: В гостях у госпожи Науки. Основы безопасности жизнедеятельности Человек и его здоровье Правила поведения на уроке и перемене Знакомство со школой Мои права и обязанности Слово о дружбе Что такое хорошо и что такое плохо Страна в которой я живу Поведение на улицах, в общественных местах Правила поведения в столовой О невежах и вежливости Обращение друг к другу Моя семья Добрый праздник Новый год Наши имена и фамилии Здоровая пища. Где живут витамины Как быть прилежным и старательным Жадность и жадины 11

12 Откуда пришла книга 23 февраля день защитника Отечества 8 марта женский праздник Правила поведения в библиотеке Волшебные сказки Учёба и труд рядом идут Что значит быть ответственным Дорожные знаки правила поведения на дороге Человек и природа Правила поведения на воде По результатам учебного года можно отметить положительную динамику качества успеваемости у многих учеников и повышение уровня учебной мотивации и воспитанности, улучшился уровень личностного развития. По итогам контрольных работ можно сказать, что в основном все дети усваивают школьную программу (слабо усваивает Ратюкова Н, Шихматова А.). Постоянная индивидуальная работа со слабыми учащимися позволила улучшить их познавательные возможности и удовлетворительно усвоить программный материал. Специально подобранные классные часы по различным направлениям, помогли сформировать у учащихся определённые навыки поведения в различных ситуациях и способствовали образованию положительных межличностных отношений в классе. У детей сформировались некоторые понятия о хороших и плохих поступках, правилах поведения на уроках и переменах, в общественных местах. Тесное сотрудничество с родителями в вопросах обучения и воспитания повысило контроль со стороны родителей за физической и трудовой подготовкой детей и способствовало их личностному развитию. Дальнейшая работа по учебно-воспитательному плану и индивидуальная работа с учащимися и их родителями по сопутствующим проблемам должна способствовать развитию учащихся и коррекции нарушений их интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и недостатков поведения и привитию различных видов навыков, способствующих развитию личности. 12

Циклограмма приказов по ВСОКО на первое полугодие нового учебного года

Учителям начальной школы необходимо подготовить приказы по ВСОКО, которые нужно будет срочно составить к сентябрю. Приказы должны быть оформлены по новому ГОСТу.

Институт новых технологий в образовании предлагает педагогам готовую циклограмму приказов по ВСОКО на первое полугодие нового учебного года(скачать). К циклограмме добавлены образцы приказов, которые обязательно должны быть в наличии.

Объекты контроля. Содержание контроляЦель контроляФорма контроля. Методы контроляОтветственныеОрганизационный документИтоговый документ
СЕНТЯБРЬ
Предметные результаты учащихся 2-4-х классов. Мониторинг достижения планируемых результатовПолучить информацию о предметных результатах учащихся 2-4-х классов на начало учебного годаВходной. Письменная проверка знаний, проанализировать результатыЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации и проведении мониторинга достижения предметных результатов учащихся 2-4-х классов»Приказ «Об итогах организации и проведения мониторинга достижения предметных результатов учащихся 2-4-х классов»
Метапредметные результаты учащихся 2-4-х классов. Мониторинг достижения планируемых результатовПолучить информацию о состоянии метапредметных результатов учащихся 2-4-х классов на начало учебного годаВходной. Письменная проверка знаний, проанализировать результатыЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации и проведении мониторинга достижения метапредметных результатов учащихся 2-4-х классов»Приказ «Об итогах организации и проведения мониторинга достижения метапредметных результатов учащихся 2-4-х классов»
Готовность первоклассников к школе. Диагностика сформированности навыков и уменийОценить уровень сформированности навыков и умений учащися 1-х классовВходной. Диагностический. Проанализировать результатыЗаместитель директора по УВР,
педагог-психолог
Приказ «О проведении диагностического контроля готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе»Приказ «Об итогах диагностического контроля готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе»
Личные дела 1-4-х классов. Проверка личных дел учащихсяПроверить своевременность и качество оформления личных дел, как соблюдаются единые требования к оформлениюОбзорный. Изучить документацию, провести собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля состояния личных дел учащихся 1-4-х классов»Приказ «Об итогах контроля состояния личных дел учащихся 1-4-х классов»
Классные журналы 1-4-х классов. Проверка классных журналовПроверить своевременность и качество оформления классных журналов, соблюдение единых требований к оформлениюОбзорный. Изучить документацию, провести собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества заполнения классных журналов 1-4-х классов»Приказ «Об итогах проведения контроля качества заполнения классных журналов 1-4-х классов»
Журналы групп продленного дня (ГПД). Проверка журналов ГПДПроверить своевременность и качество оформления журналов ГПД, соблюдение единых требований к оформлениюОбзорный. Изучить документацию, провести собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества заполнения журналов групп продленного дня»Приказ «Об итогах проведения контроля качества заполнения журналов групп продленного дня»
ОКТЯБРЬ
Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучениюОпределить уровень адаптации учащихся 1-х классовДиагностический. Проанализировать результатыЗаместитель директора по УВР,
педагог-психолог
Приказ «О проведении диагностического контроля адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению»Приказ «Об итогах диагностического контроля адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению»
Образовательная деятельность в 1-х классах. Качество организации образовательной деятельности в 1-х классахОценить качество организации образовательной деятельности в 1-х классах, соответствие требованиям СанПиН 2.4.2.2821–10, ООП начального общего образования, ФГОС начального общего образованияКлассно-обобщающий. Провести наблюдение, собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества организации образовательной деятельности в 1-х классах»Приказ «Об итогах контроля качества организации образовательной деятельности в 1-х классах»
Учебная деятельность в 1-х классах. Качество организации и проведение уроков в 1-х классахОценить качество организации и проведения уроков в 1-х классах, как соблюдаются требований ФГОС начального общего образованияПерсональный. Провести наблюдение, собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества организации и проведения уроков в 1-х классах»Приказ «Об итогах контроля качества организации и проведения уроков в 1-х классах»
Внеурочная деятельность в 1-4-х классах. Качество организации внеурочной деятельностиПроверить качество организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образованияТематический. Изучить документацию, провести собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования»Приказ «Об итогах контроля качества организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования»
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Качество реализации учебного предмета ОРКСЭОценить качество реализации учебного предмета ОРКСЭТематический. Провести анкетирование, проанализировать результатыЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении мониторинга реализации учебного предмета „Основы религиозных культур и светской этики“»Приказ «Об итогах проведения мониторинга реализации учебного предмета „Основы религиозных культур и светской этики“»
НОЯБРЬ
Результаты по предметам по итогам 1-й четверти во 2-4-х классах. Текущий контроль успеваемостиПолучить информацию о результатах по предметам учащихся начальных классов за первую четвертьТекущий контроль. Изучить документацию, проанализировать результатыЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля текущей успеваемости учащихся за первую четверть 2018/19 учебного года на уровне начального общего образования»Приказ «Об итогах проведения контроля текущей успеваемости учащихся за первую четверть 2018/19 учебного года на уровне начального общего образования»
Рабочие программы учебных предметов. Качество и полнота реализации за первую четвертьПроверить полноту реализации рабочих программ учебных предметов за первую четвертьТекущий. Изучить документацию, проанализировать результатыЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля реализации рабочих программ учебных предметов начального общего образования за первую четверть 2018/19 учебного года»Приказ «Об итогах контроля реализации рабочих программ учебных предметов начального общего образования за первую четверть 2018/19 учебного года»
Деятельность ГПД. Качество организации работы ГПДОценить качество организации работы ГПД в соответствии с требованиями Положения о ГПД в школе, СанПиН 2.4.2.2821–10Тематический. Посетить занятия, провести собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества работы групп продленного дня»Приказ «Об итогах контроля качества работы групп продленного дня»
Работа с неуспевающими учащимися. Качество организации работы по ликвидации неуспеваемости учащихсяОценить качество работы учителей по организации ликвидации неуспеваемости учащихсяТематический. Проанализировать, провести собеседованиеЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении контроля качества работы с неуспевающими учащимися»Приказ «Об итогах контроля качества работы с неуспевающими учащимися»
ДЕКАБРЬ
Предметные результаты учащихся 2-4-х классов. Мониторинг достижения планируемых результатовОпределить уровень сформированности предметных результатов учащихся в конце первого полугодияПромежуточный. Письменная проверка знаний, анализ результатовЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации и проведении мониторинга достижения предметных результатов учащихся 2-4-х классов»Приказ «Об итогах организации и проведения мониторинга достижения предметных результатов учащихся 2-4-х классов»
Метапредметные результаты учащихся 2-4-х классов. Мониторинг достижения планируемых результатовОпределить уровень сформированности метапредметных результатов учащихся в конце первого полугодияПромежуточный. Письменная проверка знаний, анализ результатовЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации и проведении мониторинга достижения метапредметных результатов учащихся 2-4-х классов»Приказ «Об итогах организации и проведения мониторинга достижения метапредметных результатов учащихся 2-4-х классов»
Навык смыслового чтения и работы с текстом учащихся 2-4-х классовОпределить уровень развития навыка смыслового чтения и работы с текстом учащихся 2-4-х классов в конце первого полугодияПромежуточный. Письменная проверка знаний, анализ результатовЗаместитель директора по УВРПриказ «О проведении диагностического контроля развития навыка смыслового чтения и работы с текстом»Приказ «Об итогах проведения диагностического контроля развития навыка смыслового чтения и работы с текстом»
Результаты школьников в предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различных уровней за первое полугодие. Проанализировать отчеты учителейОценить результативность школьников в предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различных уровней за первое полугодиеПромежуточный. Проанализировать отчеты учителейЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации мониторинга результатов участия учащихся 1-4-х классов в предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах за первое полугодие 2018/19 учебного года»Приказ «Об итогах мониторинга результатов участия учащихся 1-4-х классов в предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах за первое полугодие 2018/19 учебного года»
План внеурочной деятельности 1-4-х классов. Качество и полнота реализации за первое полугодиеПроанализировать качество и полноту реализации плана внеурочной деятельности 1-4-х классов за первое полугодиеПромежуточный. Проанализировать отчеты классных руководителейЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации контроля реализации Плана внеурочной деятельности за первое полугодие 2018/19 учебного года»Приказ «Об итогах организации контроля реализации Плана внеурочной деятельности за первое полугодие 2018/19 учебного года»
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4-х классов. Качество и полнота реализации за первое полугодиеПроанализировать качество и полноту реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности 1-4-х классов за первое полугодиеПромежуточный. Проанализировать отчеты классных руководителейЗаместитель директора по УВРПриказ «Об организации контроля реализации рабочих программ внеурочной деятельности за первое полугодие 2018/19 учебного года»Приказ «Об итогах организации контроля реализации рабочих программ внеурочной деятельности за первое полугодие 2018/19 учебного года»

Педагоги могут в современной и удобной форме пройти дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации:

Посмотреть полный список программ, факультативов и семинаров можно здесь

Впервые в Омске открыт проект «ЛЕКОТЕКА+», предназначенный для детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Проект включает в себя 9 направлений, индивидуальные и групповые занятия (посмотреть подробную информацию о направлениях можно здесь).

В помощь педагогу в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой есть электронные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, уроки по иностранным языкам, дополнительному образованию, бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ», тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , курсы развивающих занятий. Для школьников, студентов и педагогов предусмотрены международные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

За короткий промежуток времени, без отрыва от работы или отпуска можно дистанционно обучиться, повысить свою квалификацию, освоить новую профессию и приобрести уникальные знания.

В честь начала учебного года ИНТехнО дарит ПОДАРКИ!

  • Ускоренное обучение по программам профессиональной переподготовки всего за 1 месяц и повышение квалификации от 3 дней. Перейдите на Экспресс-обучение и выберите интересующую вас программу.
  • Осеннее предложение на сдвоенные программы! Уникальное предложение для преподавателей СПО – две профессии по цене одной!
  • Осенняя акция для учителей! Получите 2 квалификации за короткий срок по цене одной!
  • Только до конца сентября предоставляется скидка 50% на программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для преподавателей высших учебных заведений!
  • Инклюзивное образование со скидкой 30%
  • Только в сентябре цены упали – ниже некуда! Предоставляется скидка до 90% на профессиональную переподготовку. А также подайте заявку до конца месяца на популярные программы повышения квалификации за 500 руб.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Сценарий конкурсной программы для 1 класса

Сценарий конкурсно-игровой программы в 1 классе

Конкурсная программа для 1 класса. Сценарий

Познавательное мероприятие для учащихся 1 класса

Данное мероприятие лучше провести в конце учебного года, можно провести, как итоговое внеурочное занятие для 1 класса.

Цели: обобщить полученные знания детей; расширять их кругозор; раскрывать творческие способности; развивать любознательность, находчивость, умение работать в группе.

Оборудование: фонограммы детских песен, а также песни «Учат в школе», 2 листа с буквами.

Ребята сидят за столиками. Всего 5 столиков по 5-6 человек. На каждом столике – табличка с названием команды. Ведущими могут быть родители, ученики старших классов, сам учитель.

Ход классного часа

Разминка

(Звучит песня «Учат в школе».)

Ведущий. Ребята, сегодня вы продемонстрируете свои знания, творческие способности, проверите свою эрудицию.

Начнем с разминки. Знаете ли вы героев сказок? Проверим.

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте!

В сказке лошадь непростая:

Чудо – грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

По прозванью. (горбунок).

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался. (колобок).

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила, жевала сдобу.

К сожаленью, у особы

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко.

Верно, это тетя . (кошка).

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит. (крокодил).

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник. (Бармалей).

Я ведерка не брала,

За водой я не пошла,

Я боялась чердака,

И мышей, и паука.

А как встретилась я с мишкой,

Перестала быть трусишкой.

Про меня есть даже книжка,

А зовут меня. (Аришка).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Это доктор. (Айболит).

Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена. (крокодил).

Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пятачок.

Он раз был облаку подобен;

Он прост, но он не дурачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Он знаком всем малым детям.

Обожают все его,

Но таких на целом свете

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Это милая мордашка,

А зовется. (Чебурашка).

Молодцы, ребята, всех сказочных героев отгадали. На уроках чтения мы с вами учились выразительно читать. Следующий конкурс на самого выразительного. Произнести одно и то же слово или фразу с разной интонацией:

(Представители каждой команды вытягивают листочек с заданием, как произнести фразу. Фразы могут быть различными: «Толи еще будет», «Подойди ко мне», «Закрой дверь», «Пойдем со мной» и т. д. От команды выбирается один представитель, который будет произносить заданную фразу с нужной интонацией.)

А сейчас конкурс на сообразительность. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. Итак, приготовились!

1. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут.)

2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба.)

3. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось? (Пять.)

4. В клетке находились четыре кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло случится? (Один мальчик купил кролика вместе с клеткой.)

5. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг.)

6. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три.)

7. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три.)

8. Сидят три кошки, против каждой кошки – две коши. Много ли всех? (Три.)

9. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра». Сколько же детей у него было? (Пять.)

10. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в магазин? (Три копейки.)

11. Семь воробьишек спустились на грядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного.)

12. Что тяжелее – один килограмм ваты или один килограмм железа? (Одинаково.)

Физкультминутка

Учитель. Пора и отдохнуть. Вспомните и проведите по одной физкультминутке. Какая команда будет выполнять дружнее? (По одному представителю от команды проводят физкультминутку. Физкультминутку можно провести в виде конкурса «Ты, да я, да мы с тобой». Каждая команда должна показать свою организованность и ловкость.)

Нужно сделать перестроения, которые я буду называть. Та команда, которая выполнит задание первой, поднимает руку. Итак, построиться:

• по размеру обуви;

• по длине указательного пальца и т. д.

Конкурс «Бюро находок»

Следующий конкурс «Бюро находок». Буквы решили немного пошалить. Они разбежались по листу. А раньше из них можно было составить несколько слов. Давайте найдем эти слова.

(Снег, поле, весна, кот.)

(Шуба, слон, осень, оса.)

Музыкальная викторина

Внимание, а теперь «Музыкальная викторина». Каждая команда должна отгадать только для нее предназначенную мелодию, а потом дружно спеть один куплет.

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Все лежу, все лежу

И на солнышко гляжу! («Как Львенок и Черепаха пели песню».)

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки. («Крошка Енот».)

В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик,

Зелененький он был. («Незнайка».)

Я играю на гармошке

У прохожих на виду.

К сожаленью, день рожденья

Только раз в году. («Чебурашка».)

Я водяной. Я водяной.

Поговорил бы кто со мной!

А то мои подружки –

Пиявки да лягушки!

Эх, жизнь моя жестянка.

Да ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать охота! («Летучий корабль».)

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги!

Нам любые дороги дороги! («Бременские музыканты».)

Расскажи, Снегурочка, где была?

Расскажи-ка, милая, как дела? («Ну, погоди!»)

Конкурс «Новое применение»

Нужно придумать не менее 10 новых применений таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, карандаш, зубная щетка, диск. Каждой команде – 1 предмет. Можно названия предметов написать на ромашке, кто какой предмет вытянет.

Знатоки русского языка

Дети отвечают на вопросы быстро, кто больше даст правильных ответов.

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы.)

Сколько букв в русском языке? (33.)

Предложения состоят из. (слов).

Слова делятся на. (слоги).

Мы слышим и произносим звуки или буквы? (Звуки.)

Сколько в слове гласных букв, столько и. (слогов).

Наша речь состоит из. (предложений).

Буквы делятся на две группы. (Гласные и согласные.)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь.)

Назовите шипящие звуки. (Ш, ж, ч, щ.)

Звуки записываются с помощью. (букв).

Пятая буква в алфавите? (Д.)

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем? (Вопросительный знак.)

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение.

Победу, торжество. (Восклицательный знак.)

Подведение итогов

В заключение поиграем в игру, слушайте внимательно и отвечайте лишь тогда, когда это надо.

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу? (Мы.)

Как любя вас всех прозвали,

Целый год вас величали? (Первоклассники.)

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час? (Не мы.)

Кто мороза не боится,

На коньках летит как птица? (Мы.)

Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей? (Не мы.)

Кто домашний свой урок

Выполняет точно в срок? (Мы.)

Ежедневно кто же вас

Утром отправлял в наш класс? (Родители.)

Ну а кто вас всех учил

И писать вас научил? (Учителя.)

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру? (Мы.)

Кто из вас своим трудом

Украшает класс и дом? (Мы.)

Кто сегодня первый класс

Видит лишь в последний раз? (Мы.)

Кто, хочу у вас узнать,

Любит петь и танцевать? (Мы.)

(Команда победителей получает приз, но награда ждет каждую команду.)

Логопедический праздник по итогам учебного года Спаси Пятёрочку!

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.
(с использованием ИКТ).

Авторы:
1. Ф.И.О.: Московских Любовь Юрьевна.
Должность: учитель-логопед.
Место работы: ОГСКОУ «С(К)Ш-И № 33» (областное государственное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33»).
Город: Братск.
2. Ф.И.О.: Щупленкова Алла Казимировна.
Должность: учитель-логопед.
Место работы: ОГСКОУ «С(К)Ш-И № 33» (областное государственное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33»).
Город: Братск.
Для прохождения аттестации нужны Свидетельства о публикации.
Аннотация.
Нарушения детей с ОВЗ могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-развивающих занятий. Важными условиями коррекции является логопедическая работа, а также развитие психомоторики и сенсорных процессов, которые ведут к развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности аномального ребёнка в целом.
Наша педагогическая позиция состоит в том, что детей с нарушениями речи, нужно научить адекватно, воспринимать и оценивать себя, не замыкаться на своём речевом дефекте, не бояться общения и публичных выступлений.
Поэтому организация логопедических праздников, как форма подведения итогов года, стала хорошей традицией в нашей школе, потому что участниками праздников становятся не только дети, посещающие логопедические и коррекционные занятия, но и все учащиеся начальной школы.
Мы хотим представить вашему вниманию сценарий одного из таких логопедических праздников с элементами развития психомоторики и сенсорных процессов, который называется: «Спасти Пятёрочку!» (с использованием ИКТ).
Логопедический праздник:
«СПАСТИ ПЯТЁРОЧКУ!»
(Слайд 1.)
ЦЕЛИ:
– привитие интереса к логопедическим и коррекционным занятиям;
– развитие и коррекция процессов анализа и синтеза, сенсорных процессов, ВПФ;
– обогащение и активизация словаря;
– развитие грамматического строя и связной речи;
– воспитание коммуникативности и мотивации к учению.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер со слайдами, мяч, три обруча.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент. (Слайд 2.)
За тридевятым царством, за тридесятым государством есть необыкновенная страна – Страна Правильной Речи. Здесь всегда солнечно и весело, а живут в той стране очень грамотные и хорошие дети. А правит той страной добрейший король Пиши-Читайка. (Слайд 3.) Он очень любит воспитанных детей, которые прилежно учатся и слушаются старших. К таким детям он часто отправляет в гости свою прекрасную дочку Пятёрочку. (Слайд 4.) Дети очень любят, когда она к ним приходит, и встречают её с радостью.
Но прослышала про это злобная королева Двойка. (Слайд 5.) И послала своих верных слуг «двоек» (Слайд 6.) в сказочную страну, чтобы они похитили красавицу. Заточила она прекрасную Пятёрочку в самой высокой башне, (Слайд 7.) в Стране невыученных уроков.
А королю Пиши-Читайке отправила вот такое письмо: (Слайд 8.)
«НИКОГДА Я НЕ ОТДАМ ТЕБЕ ТВОЮ ДОЧКУ. И КО ВСЕМ ДЕТЯМ НА СВЕТЕ БУДУ ХОДИТЬ В ГОСТИ ТОЛЬКО Я. ПУСТЬ ТЕПЕРЬ ОНИ ТОЛЬКО МНЕ РАДУЮТСЯ. А ПРИНЦЕССА БУДЕТ СИДЕТЬ В ТЕМНИЦЕ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ НАЙДУТЬСЯ СМЕЛЬЧАКИ И НЕ ОСВОБОДЯТ ЕЁ. А ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ПРИНЦЕССУ НУЖНО НАЙТИ МОЮ СТРАНУ И ПОБЕДИТЬ МЕНЯ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ. НО ТАКИХ ДЕТЕЙ НА СВЕТЕ НЕТ, КОТОРЫЕ БЫ ВСЁ ЗНАЛИ. А ЗНАЧИТ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ТЕПЕРЬ БУДУ ЦАРСТВОВАТЬ ТОЛЬКО Я!»
– Ребята, поможем освободить принцессу Пятёрочку?
– А сейчас посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы справиться с королевой Двойкой и теми препятствиями, которые ждут нас на пути в Страну Невыученных уроков.
(Упражнения на коррекцию логического мышления, слухового и зрительного восприятия).
– Упражнение «Отгадай букву». (Слайд 10.)
Инструкция: рассмотрите рисунок и догадайтесь, какую букву надо вставить в пропущенную клеточку.
– Игра «Торопись – не ошибись». (Слайд 11.)
Инструкция: Посмотрите на экран. Здесь расположены геометрические фигуры в определённом порядке, определённого цвета. 1 класс запоминает фигуры в 1 ряду, 2 класс – во 2 ряду, 3 класс – в 3 ряду, 4 класс – в 4 ряду.(на запоминание отводится 10-15 секунд). Экран закрывается. Дети называют геометрические фигуры. Проверка.
Теперь мы готовы к путешествию! Идём спасать принцессу Пятёрочку!
(Упражнения на развитие и коррекцию фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза)
Перед нами поле Звуков. (Слайд 12.)
– «Звук-озорник» (Слайд 13.)
Инструкция: назвать предмет, изображённый на картинке, пропустив первый звук.
Слова: .омашка, олнце, .алат, .узнечик, .ышка, .оробей.
– Упражнение «Замени первую букву» (Слайд 14.)
Слова-паронимы:
Дочка – ТочкаБочка –
Гол – Жар –
Сойка – Веня –
– Упражнение «Чьё имя лишнее?» (Слайд 15.)
Инструкция: Логопед вызывает 4-х детей (Например: Оля, Аня, Игорь, Саша). Затем, предлагает угадать, чьё имя лишнее, обращая внимание на первый звук в имени.
– Игра “Разноцветные обручи”.(Слайд 16.)
Цель: различение гласных, звонких и глухих согласных.
Оборудование: три обруча: красный, синий, зелёный.
Инструкция: Логопед просит всех детей у кого имя начинается на гласный звук встать в красный обруч, у кого на звонкий согласный – в зелёный обруч, у кого на глухой согласный – в синий обруч.
Вот мы и прошли поле Звуков. И перед нами встаёт сказочный лес. (Слайд 17.)
Давайте немного передохнём на весёлой полянке. (Слайд 18.) Давайте посчитаем, сколько на полянке ягодок, кузнечиков, бабочек, жуков и цветов.
Чтобы не заблудится в лесу, мы должны пройти по тропинке Слогов. (Слайд 19.)
– Упражнение «Из одного – два» (Слайд 20.)
Инструкция: изменить слова так, чтобы получилось:
2 слога – дом, сад, дуб, куст.
1 слог – звери, лоси, кони, дубы.
слога – лист, дуб, белка, гриб.
– Упражнение «Слоги заблудились» (Слайд 21.)
Инструкция: найти и убрать лишний слог, прочитать слова правильно.
САПОХАРКОЛМАБАСАХАЛДУВА
КОНРЕФЕТАЗЕБУФИР
– Игра «5 картинок» (Слайд 22.)
Инструкция: картинки перевёрнуты. Переворачиваем картинку, ребёнок определяет первый звук в слове, количество слогов. Затем, придумывает своё слово на данный звук , с таким же количеством слогов.
Физминутка. (Слайд 23.)
Вот и прошли мы сказочный лес и вышли на Музыкальную полянку.
Инструкция: дети танцуют под музыку, затем слышат команду логопеда, например: медведь. они должны показать отличительные признаки данного животного (косолапый). Также предлагается изобразить цаплю, зайца и ласточку.
(Упражнение на развитие внимания).
На полянке мы встретили двух девочек. Они очень похожи друг на друга, но всё же немного чем-то отличаются.
– Игра «Найди 10 отличий» (Слайд 24.)
И море СЛОВ встаёт на пути, (Слайд 25.)
И как же нам с вами его перейти?
Поможет нам в этом корабль Знаний!
Так в путь поспешим, все заданья решим!
– «Угадай детёнышей» (задание для первоклассников) (Слайд 26.)
Инструкция: назвать детёнышей животных.
У кошки – У волка –
У коровы – У медведя –
У курицы –У белки –
У свиньи –У зайца –
У ежа – У лисы –
– «Скажи ласково». (игра с мячом) (Слайд 27.)
Инструкция: назвать ласково свои имена.
Например: Надя – Наденька и т.д.
– Упражнение «Изменить слова по образцу» (согласование числительных с существительными). (Слайд 28.)
Инструкция: изменить слова по образцу, данному логопедом.
1 книга2 книги5 книг
1 дерево2 …..5 …..
1 сосна2 …..5 …..
1 зуб2 …..5 …..
1 лоб2 ….. 5 …..
ухо2 ….. 5 …..
– «Придумай действие». (Слайд 29.)
Инструкция: назвать по три действия предмета к показанным картинкам.
Предметные картинки: собака, кошка, птица, лиса, заяц, рыба, самолёт, мальчик.
– «Назвать признаки предметов». (Слайд 30.)
Инструкция: изменить слова по образцу.
Запас на зиму – зимний запасЛист из железа –
Дом из кирпича – Сок из лимона –
Звонок телефона – Суп из гороха –
Сарай из дерева – Одежда для зимы –
Шляпа из соломы – Компот из брусники –
Берег смекалки. (Слайд 31.)
Инструкция: дать правильные ответы на логические задачки.
– Волк гонится за зайцем. Кто впереди?
– Вова улыбается, а Коля плачет. Кому грустно?
– Катя встаёт и делает зарядку. Что она делает сначала?
– Рябина выше кедра. Что выше?
– Мотоцикл едет перед машиной. Что едет позади?
– Листопад и снегопад. Что раньше?
И последнее препятствие на нашем пути. Это скала Предложений.
(Слайд 32.)
– «Продолжить предложения». (Слайд 33.)
Инструкция: закончить предложения.
Малыш заплакал, потому что ………. .Собака залаяла и ……… .Серёжа промочил ноги, потому что ………. .Машина остановилась, так как ………… .Ученик опоздал на урок, потому что ……….. .- Работа с деформированным текстом. (Слайд 34.)
Весёлый, в, выступать, цирк, клоун.
Ваза, стоять, розы, в, красивая.
По, стучать, громко, дятел, дерево.
Опоздать, в, школа, Дима, вчера, Новиков.
Ходить, любить, очень, зоопарк, дети, в.
Вот и добрались мы до страны Невыученных уроков. (Слайд 35.)
Для того, чтобы разрушить её и освободить принцессу, мы должны расшифровать волшебные слова. Но для этого нужно знать код этих слов.
(Слайд 36.)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
я э н с з а т и о л
4 2 5 2 7 0
зна ни я
1 6 8
э т о
3 7 9 5
с и л а
Инструкция: из каждого класса приглашаются по три человека, и у каждого на спине логопед рисует определённую цифру. Ребёнок должен угадать её, а все дети следят за правильностью ответа. И так у каждого из вызванных детей. Затем все вместе расшифровываем волшебные слова и произносим их все вместе: ЗНАНИЯ – ЭТО СИЛА.
Разрушились чары королевы Двойки (Слайд 37.) и принцесса Пятёрочка теперь на свободе. (Слайд 38.)
Молодцы ребята! Мы проделали долгий путь. Освободили прекрасную принцессу Пятёрочку от королевы Двойки и показали, как много мы с вами уже умеем и знаем. (Слайд 39.) А в следующем учебном году мы будем учиться ещё лучше! И королева Двойка нас никогда не победит!
Король Пиши-Читайка и принцесса Пятёрочка приготовили для вас сладкие подарки. (Слайд 40.)
До свидания!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Забрамная С.Д. “Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе”-М.:Педагогика-Пресс, 1993.
2. Лалаева Р.И. “Логопедическая работа в коррекционных классах” – М.: Владос, 2001.
3. Репина З.А.,Буйко В.И. “Уроки логопедии” – Екатеринбург, 2005.
4. Ундзенкова А., Сагирова О. “Русский с увлечением” – Екатеринбург: Изд-во “Литур”, 2003
5.Шарохина В.Л., Катаева Л.И. “Коррекционно-развивающие занятия” – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2011.
Подготовили:
учителя-логопеды школы – интернат № 33:
Московских Л.Ю.
Щупленкова А.К.

  • 871064-1-logopedicheskiy_prazdnik_shk._no33
    Размер файла: 175 kB Загрузок: 0

Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Структура индивидуального логопедического занятия

Цель: ознакомление коллег по дошкольному образовательному учреждению (воспитателей) со спецификой работы логопеда по постановке звука и закреплению правильного его произношения.

Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству участников, мультимедийная система, картонные медали.

Теоретический материал.

В настоящее время нарушенное звукопроизношение, не являясь серьезной проблемой, всё-таки влечёт за собой проблемы в полноценном общении со сверстниками. В разной мере и в разных случаях это приводит к формированию комплекса неполноценности ребёнка.

Разработкой методики постановки звуков занимались многие логопеды, среди которых Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичёва и другие. Имеется большое количество литературы, где даны чёткие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей и где определена последовательность в работе при автоматизации правильного произношения поставленного звука.

Так, А.И. Богомолова [1] рекомендует проводить постановку звука в следующей последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребёнка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева [5] советует исправлять недостатки звукопроизношения с учётом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные звуки. Авторы советуют не брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Это значит, что, к примеру, звук [р], при артикуляции которого язык поднят вверх, и звук [с], при произнесении которого язык находится внизу ротовой полости, следует исправлять последовательно, а не параллельно. Практикующие логопеды знают, что способ и последовательность постановки звуков так же индивидуальна, как и сами дети, и в каждом конкретном случае работа будет строиться, исходя из возможностей ребёнка.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков для бОльшего эффекта необходимо «подключать» к процессу руку ребёнка – она имитирует положение органов артикуляции. «Забор» – кисти рук выполняют роль верхней и нижней челюсти, демонстрируя расположение одной челюсти по отношению к другой, «Хоботок» – пальцы руки в щепотке, «Горка» – кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» – две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука [л] имитируем движение языка к зубам при помощи ладони ребёнка и пальцев логопеда, которые выполняют роль зубов ребёнка. При постановке звука [р] имитируем пальцами вибрацию переднего края языка и т.д.

Правильное произношение звуков происходит благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. При нарушенном развитии выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закреплять у детей новые правильно вырабатываемые навыки. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. В зависимости от возраста и состояния ребёнка предлагают разное количество упражнений за раз (но не менее 2-3).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается, как и в общей педагогике, основной принцип дидактики – от простого к сложному. Соблюдая определенную последовательность, логопед предлагает работу по развитию артикуляционной моторики от легко выполнимых упражнений к более сложным. Утомительные и трудные для многих детей упражнения перестают казаться таковыми, когда логопед превращает занятие в игру.

Чаще всего артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как считается, что в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Тем не менее, иногда в положении стоя удаётся добиться не меньшего эффекта.

В работе очень важен зрительный контроль артикуляционных действий. При этом ребёнок должен хорошо видеть и лицо взрослого, и свое лицо, для обучения, сравнения и правильного выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В виде исключения ребёнок может смотреться в небольшое, но обязательно квадратное, не круглое (или прямоугольное, а не овальное) зеркало (примерно 9х12 см), при этом взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Работа по развитию артикуляционной моторики проводится следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы. Большинство логопедов рассказывают сказку о Весёлом Язычке [2]; эта сказка, имея множество вариаций, – большой помощник поддержания интереса к занятию.
  2. Затем взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Далее упражнение делает ребёнок под счёт взрослого, который контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: за точностью движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью позы, за плавным переходом от одного движения к другому. Следует помнить, что упражнения выполняются медленно, ни в коем случае не быстро. Большинство упражнений должны отрабатываться на улыбке, при которой обнажены верхние и нижние передние и боковые зубы. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Следующий этап работы – постановка нарушенного звука. Целью данного этапа является выработка правильного звучания изолированного звука.

Для этого объединяются отработанные на предыдущем этапе навыки: положение артикуляционного аппарата, требуемая для образования данного звука сила и направленность воздушной струи, наличие или отсутствие голоса.

В простых случаях, когда «язык просто не понял, где он должен располагаться», применяются или способ постановки звука по подражанию, или постановка звука с механической помощью.

Постановка звука по подражанию подразумевает, что внимание ребёнка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата. При этом используется зрительный контроль (об этом уже упоминалось), слуховой контроль (начальный этап формирования фонематического восприятия), тактильно-вибрационные ощущения (тёплая струя при произнесении звука [ш] или холодная при произнесении звука [с], ощущаемая тыльной стороной ладони, поднесённой ко рту; или вибрация голосовых связок при произнесении звонких звуков, что ощущается тыльной стороной ладони, лежащей на шее).

Другой способ, который применяется достаточно часто – постановка звука с механической помощью. Большинству современных детей недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае в ход идут и традиционные логопедические зонды, и их заменители в виде ручки чайной ложки, ватной палочки, зубной щётки, туго набитой ватой соски-пустышки и даже палец ребёнка.

Логопедам необходимо помнить и поставить в известность родителей, что при постановке звука не следует называть его – так ребёнок будет возвращаться к старому дефектному произношению. Обычно вместо звука используется звукоподражание: если звук [л] отрабатывался с помощью упражнения «Лодочка» (на улыбке закусить широкий передний край языка), то, упражняясь, просим ребёнка «погудеть, как лодочка». И только когда звук поставлен и произносится сразу быстро и чётко без поиска артикуляционной позы, соотносим звукоподражание со звуком: «Ты ведь уже догадался, что мы тренировали произношение звука [л], так? Произнеси ещё раз этот звук».

Именно этот момент и является переходным к следующему этапу – автоматизации уже неизолированного звука, цель которого – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в спонтанной, не «кабинетной».

Здесь перед логопедами и родителями стоит задача постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения, стихотворения, рассказы и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Разные логопеды предлагают разные способы подбора речевого материала. Иногда в пособиях встречаешь картинки на слова с отрабатываемым звуком вперемешку с разной позицией в слове и несгруппированные слова. Опираясь на практику, можно выделить как пример удачной, на наш взгляд, группировки речевого материала в пособиях В.В. Цвынтарного [7], Т.С. Перегудовой и Г.А. Османовой [4] и др. Слова там представлены отдельными группами для закрепления произношения согласного звука в обратных слогах, в прямых, между гласными и при стечении согласных. Т.С. Перегудова и Г.А. Османова составили своё пособие так, что в каждом отдельном случае указано, какие часто нарушаемые звуки имеются в этих словах или словосочетаниях.

Подбор речевого материала, по М.Ф.Фомичёвой [6], должен подбираться так, чтобы автоматизируемый звук находился в ударном слоге. И, конечно, так, как удобно ребёнку. Если не получается автоматизировать произношение звука в начале слова – пробуйте в конце. Не удаётся при стечении с конкретным согласным – берите другое стечение согласных звуков и т.д.

Опытные логопеды знают, что перед огублёнными гласными звуками [о] и [у] автоматизируемый звук произносится нечётко, смазанно. Значит, только добившись правильного произношения поставленного звука в слогах перед [а], [э], [ы] и [и] можно приступать к работе с гласными [о] и [у].

Этап автоматизации правильного произношения звука приятен тем, что речевого материала здесь много быть не может. Разнообразные игры и многочисленные пособия помогут ребёнку не устать и не почувствовать отторжение от занятий, даже если вы упорно тренируете не поддающийся исправлению звук.

Практический материал.

Отработка подвижности органов артикуляции перед индивидуальным зеркалом по инструкции и показу на примере артикуляционных упражнений «Забор»:

«Трубочка», «Хоботок», «Качели»:

Просмотр видеофильма об успехах воспитанников ДОУ при автоматизации полученных артикуляционных навыков (2 минуты).

Награждение участников семинара самодельными медалями с двусторонними надписями («Ты умница», «Я тобой горжусь», «Ты лучше всех», «Молодчина», «Великолепно» и т.п.):

Литература:

  1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
  2. Косыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Карапуз. – 16 с.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека для автоматизации звуков [л], [л’]: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.+8 с. цв. вкл. – (Серия «Популярная логопедия»).
  5. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.
  6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, – 239 с.: ил.
  7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем / Оформление обложки А. Лурье, Л. Олексеенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 64 с.
Ссылка на основную публикацию