Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Полуфункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в работе учителя-логопеда”

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем ДОУ в практике логопедической работы, оборудование “сенсорной комнаты” используется недавно. Внедрение его в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули нас к идее проведения логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Уже на первые занятия в СК показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “сухой дождь” и “Светящиеся нити”.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед “Волшебным” зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед “Волшебным” зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчёние, удивление). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантонимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.

Как показывает опыт у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн. Например, такие упражнения как “Медвежонок в берлоге”, “Заячьи бега”, “Медуза” и т.д.

Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них, очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии.

Игровые модули: “Сенсорная тропа”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей

Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Наряду с традиционными приемами – копированием, обводкой, штриховкой, рисованием карандашами по опорным точкам и ограниченной поверхности, пальчиковые игры, интересной является игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Развитию мелкой моторики рук способствует проведение пальчиковой гимнастики в воде “Кораблик”, “Пароход с трубой”, “Рыбка”. Выразить свои эмоции движениями рук помогает музыкальное сопровождение, используемое в ходе занятия. Музыкальные фрагменты используются и при проведении релаксации, когда дети под музыку выполняют движения пальчиками в соответствии с ритмом и характером произведения. Под тихую музыку – медленные, под громкую – бойкие, с опусканием рук на разную глубину.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Использование игр с водой может оказаться им весьма полезной. Во время игр происходит комментирование всего, что делает и видит ребенок, побуждение к повторам, к выражению впечатлений в речи. Этому способствуют игры: “Кто внимательный?”, “Назови цвет”, “Найди шарик такого же цвета” и т.д.

Для совершенствованию обоняния и вкусовых ощущений используем набор ароматических масел и аромолампу. Особенно актуально данное оборудование при изучении таких тем как: “Цветы садовые и полевые”, “Деревья”, “Продукты питания” и т.д. Все это дает возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и богатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь – новых слов и запахов.

Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: “ пузырьковая колонна”, “птиковолокнистый пучок торцевого свечения”, “волшебная нить с контроллером”. Дети всегда с увлечением играют в игры: “Куда плывут рыбки”, “Расскажи что делают”, “Сосчитай рыбок” и т.д.

Использование СК позволяет разнообразить логопедические занятия. Сегодня вы увидели занятие на тему: “Путешествие в зимний лес” где были использованы разнообразные задания, с которыми дети с увлечением справлялись. Применение оборудования СК способствовало повышению интереса у детей к обучению. Сюжет занятия явился дополнительной мотивацией к их выполнению.

Совершенно очевидно, что использование сенсорнгой комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Считаем, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Использование сенсорной комнаты в коррекционной-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование сенсорной комнаты в коррекционной- логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.

Учителя- логопеды «Щекинского детского сада для детей с ограниченны возможностями здоровья» целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционно-развивающей работы проводят занятия в сенсорной ком­нате («Волшебной комнате»).

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памя­ти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на кор­рекцию личностных особенно­стей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и дефектологом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эф­фективную и результативную работу.

В рамках сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).

Наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Песко- и водотерапия – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация развития устной речи.

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Предлагаю несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.

На развитие диафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:

– «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.

– «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

– «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и

совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.

На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.

На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:

– «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

– «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).

– «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками и др.

Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:

– «Прятки». Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

– «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

– «Два моря». В оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

– «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы и др.

При совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.

При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.

– «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, а ребенок дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки для водо- и пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лото-диорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Логопедические игры с песком и водой на занятиях в рамках сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

Читайте также:  Развитие слухового восприятия детей раннего возраста

В оборудование сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подбором дисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.

На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объему стеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиеся выкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т.д.), сюжетные картины.

«Волшебная комната» – это необыкновенная сказка, создающая отличное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает ее необходимой в коррекционно-развивающей работе логопеда.

1. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

2.Хоботова С.А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты. // Логопед, №6, 2011 .

3.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, отдано в печать (февраль 2012).

Сенсорная комната в работе логопеда

автор: Аксёнова Татьяна Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ «ДС КВ»Солнышко»

Сенсорная комната в работе логопеда

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» п.г.т. УРЕНГОЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Подготовила на заседание РМО

п.г.т. Уренгой Пуровскийрайон

учитель-логопед МБДОУ

«ДС КВ «Солнышко»

Аксёнова Т.В.

2019 г.

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности — высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «чтобы не ругали», т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.

Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель — логопед?

Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Интерактивная светозвуковая панель “Лестница света”

Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым — датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение.

Фибероптическая занавесь

Панель способствует развитию тактильного, визуального восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность. Панель предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, также развивает осязательные навыки. Фибероптическая занавесь создает эффект мерцания при полном или частичном отсутствии освещения.

Воздушно-пузырьковая колонна. Используется с детьми с ФД на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Светильник с водой «Воздушно-пузырьковая панель»

Это прежде всего релаксация, организм отдыхает от всей внешней окружающей среды. Воздушные пузырьки, плавая внутри панели, стимулируют зрительный аппарат, а вибрация, ощущающаяся при прикосновении, развивает тактильные ощущения, Цвета плавно сменяют друг друга, освещая линии бегущего ручейка пузырьков. Всё это завораживает не только детей, но и взрослых.

Световое панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий, для расслабляющей гимнастики для глаз. Все это происходит под специальную релаксирующую музыку.
Оптоволоконный модуль «Звёздный дождь», «Светящиеся нити»
Используется для стимуляции зрительного восприятия,
концентрации внимания, развития творческого воображения,
мелкой моторики. Наблюдение за сменой цветов оказывает
стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку».

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков — это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Звёздный дождь» и «Светящиеся нити».

Зеркальная светящаяся панель «Весёлый свет» Используется для постановки и автоматизации звуков как обычное зеркало. Светящийся тоннель, уходящий в бесконечность, одновременно стимулирует глазной нерв и оказывает расслабляющее, релаксационное воздействие. Я использую этот модуль и для снятия страха речи (что часто свойственно детям-логопатам). Когда ребенок проговаривает звук, слог, слово или фразу в «Волшебный тоннель» у ребенка возникает ощущение волшебства, чуда и стимулирует правильное звукопроизношение. Проговаривая в «Волшебный тоннель» какие-то просьбы и желания, ребенку необходимо точно и правильно сформулировать фразу (иначе желание не сбудется), что в свою очередь способствует развитию связной речи.

Стол – планшет для рисования песком необходим для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают «мануальный интеллект» ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • С помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.
  3. Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.
  4. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций». М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 47 — 57.
  5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. — с. 91-101.
  6. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 58 — 64.

Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса в ДОУ

Автор: О. А. Леонова,

учитель – логопед высшей квалификационной категории

Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

One of the modern methods for the correction of disorders of the psychoverbal development in children is the use of the concept of the Sensory Room. The sensory room is a multifunctional complex, the use of which is able to significantly optimize the development of a child in all speech therapy areas. The equipment of the sensory room contains a powerful developing, preventive and correctional potential.

Ключевые слова: интеграция, технология Сенсорной комнаты, мотивация, ОВЗ, профилактика.

Keywords: integration, Sensor room technology, motivation, limited health, prevention

Инклюзивная система в образовании предоставляет педагогам возможность свободного выбора эффективных путей использования коррекционно – развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.

Актуальные задачи в работе коррекционной службы нашего ДОУ- это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция.

*Выявление детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического звукопроизношения.

*Организация психолого – медико – педагогического сопровождение детей группы риска;

*Разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;

*Выработка правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;

* Создание специальных образовательных условия для детей раннего и старшего дошкольного возраста;

* Создание преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;

*Своевременное привлечение родителей в коррекционно – педагогический процесс. Повышение компетентности родителей. Информирование родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определения совместных путей их решения, сохраняя конфиденциальность сведений;

*Разработка для каждого ребёнка программу индивидуального образовательного маршрута;

* Систематическое проведение педагогами коррекционно – развивающих занятий;

*Повышение и развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа, с помощью современных здоровьесберегающих технологий уровень коммуникативной компетенции ребёнка.

По определению коррекционной службы ДОУ субъектом её деятельности является ребенок с 2 до 5 и с 5 до 7 лет с речевой патологией.

– имеющие подтверждённое по нормативным шкалам отставание в развитии,

– входящие в группу биологического риска имеющие медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,

а её объектом речь данного воспитанника.

Читайте также:  Логопедическое занятие в 3 классе - Правописание безударной гласной в корне слов

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С.к. – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[1, с.80]

Целью моей работы является внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в логопедический процесс с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста для своевременного развития коммуникативных умений, речи (до возрастной нормы в пять лет или до уровня, не препятствующего полноценному освоению программы детского сада в старшем дошкольном возрасте), создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.

Таким образом, главная цель нашей работы – развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

  1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.
  2. Нормализация психоэмоционального состояния.
  3. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  4. Развитие дыхательных и голосовых функций.
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики
  6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно – активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
  7. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по коррекции речи предполагает использование традиционного классического оборудования, ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что « так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием оборудования элементов сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы – Монтессори – материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки…)

Элементы оборудования С.к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т.д. [3, с.16]

Использование возможностей оборудования сенсорной комнаты в сочетании с элементами игротерапии и традиционными методами и приёмами обучения повышает эффективность работы по реабилитации детей. [2, с. 70]

Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Ольга Леонова
Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Леонова О. А. учитель – логопед

высшей квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Новосибирск, 2018г.

Внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату

Одной из самых серьезных проблем в работе логопеда является избирательные нарушения речевой системы, тяжёлые нарушения речи у детей, которые обусловлены органическим поражением мозга.

Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

За многолетний практический опыт работы 17 лет, из них 13,5 лет в ГБУЗ НСО «Куйбышевский специализированный дом ребёнка», с 2007 по 2014г. практическая работа в малой сенсорной комнате. Изучение и внедрение технологии малой сенсорной комнаты в коррекционно – логопедический процесс, позволила в дальнейшей работе МКДОУ «Детский сад №88» г. Новосибирска с детьми старшего дошкольного возраста с 2014 по 2018 г. усовершенствовать применение элементов оборудования сенсорной комнаты. Опираясь на рекомендации и труды ведущих педагогов дефектологов С. А. Мироновой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г, сделала вывод, что одной из центральных задач в нашей работе – это поиск путей эффективного обучения НОД.

Главная цель нашей работы – развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.

2. Нормализация психоэмоционального состояния.

3. Развитие слухового и зрительного восприятия.

4. Развитие дыхательных и голосовых функций.

5. Совершенствование общей и мелкой моторики

6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно – активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.

7. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С. к. – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

В нашем ДОУ в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется с 2014 года. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета.Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы – Монтессори – материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки).

Элементы оборудования С. к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны,например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы».

На детей составляем индивидуальную программу реабилитации. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС ребёнка (активация или релаксация) используем соответствующие функциональные блоки Сенсорной комнаты.

Для снятия психо- эмоционального напряжения используем оборудование релаксационного блока: мягкий диван пуфик, набор дисков релаксационной музыки, профессиональный генератор запахов, зеркальные панели, мягкие терапевтические маты, тактильные дощечки, песочный планшет без освещения.

Для развития коммуникативных навыков и внутренней активности применяем активационный блок, который включает всё оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями (звуко – световая панель, пузырьковая колонна, песочный планшет с подсветкой, светящийся аквариум с рыбками, пучок фибро – оптических волокон.)

Различные виды работы на тренажёрах объединяю каким – либо игровым сказочным сюжетом. Так например, зайчиха учит своих зайчат пробираться незаметно по лесу (водопад из светооптических волокон, сидеть неподвижно и неслышно в домике (мягкие терапевтические маты, согреть тёплым огоньком от костра зайчат (интерактивная звуко – световая панель…

Мы отметили, что внедрение технологии Сенсорной комнаты (зонирование логопедического кабинета) позволяет с лёгкостью переключать детей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и влияет на гармоничное развитие личности наших детей.

1. Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г.

2. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате М. 2010

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении М. 2006.

4.. Крупенчук О. И Научите меня говорить правильно! – Санкт –Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 .

5.. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Под общ. ред. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2002. -352с.

6. Леонова О. А. «Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу», Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, г. Новосибирск, 22-23 марта 2011г, том 2, с. 176 – 180.

7. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят – снегурят». – Москва; Журнал «Дошкольное воспитание» – 2010. – № 12, с. 63-65. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

8. Леонова О. А. Использование оборудования в коррекционной работе. –Москва: журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2011г., с. 70- 72.

9. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят – снегурят» / Дошкольная педагогика. – 2011.- № 2

10. Леонова О. А. Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»– Санкт –Петербург: журнал «Дошкольная педагогика», 2016.- № 6, с. 18 – 20, ООО «Издательство «Детство – пресс».

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений Заведующая детским садом №8 “Казачка” Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для подростков «Я — уникальный!» Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для младших подростков «Я – уникальный!» Цель: содействие процессу.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар – практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.
Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.
Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.
Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.
Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.
В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.
В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Читайте также:  Обучение глобальному чтению

Расслабляющая гимнастика для глаз.

Ребята ложатся на мягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев, затем вращают глазами влево, вправо, вверх, вниз и т.д.

Упражнения на мышечное расслабление.

Звучит спокойная мелодия, дети сидят на стульчиках.
Сели удобно, отдыхаем. Делаем глубокий вдох, выдох. Представьте, что мы сидим на теплом песке у реки, светит теплое солнышко. Нам хорошо, спокойно. Вот подул легкий ветерок, сделайте вдох и подуйте тихонечко. Ветер дотронулся своим дуновением до одуванчика и легкие пушинки полетели в разные стороны (дети дуют на легкие ватные шарики), на деревьях зашелестели листочки (спокойно дуют на листочки прикрепленного к длинной ниточке). Но вот ветер усилился, и листья зашелестели сильнее, (ребята дуют с большей силой). Мы рады этому теплому ветерку. Ветерок пошумел и утих (покажите дуновение слабого ветерка).

В зоне активизирующего блока используются различные игры с напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.
Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствует развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.
Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.)
Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

Ходьба по сенсорным дорожкам с проговариванием речевого материала по теме занятия.

Со-со-со- это колесо.
Си-си-си- еду на такси.
За-за-за- у меня коза.

Двигательные упражнения на сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса.

В гости в лес мы идем,
Громко песенку поем:
–Тра-ля-ля(маршируют).
В гости в лес мы идем,
Тихо песенку поем:
– Тра-ля-ля (идут на носочках) и т.п.

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа и др.)
Игры со звучащими коробочками способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

а) Логопед шумит коробочками, наполненными песком, бисером, болтиками, камешками и др.

– Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).
– найди коробочки звучащие тихо (громко).

б) Отгадай, чья это песенка и повтори ее:

З-з-з-з- песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером)
Ж-ж-ж- жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой)
ш-ш-ш- ветерок шумит (корочки наполнены сломанными пополам спичками).

Игры с массажными мячами (мячи разных размеров, имеющие на своей поверхности ямки, шипы).

Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим, или катят мяч ладошкой по полу соседу, сидящему справа.

Ты катись веселый мячик,
Р-р-р, р-р-р,
Быстро, быстро по рукам,
Ж-ж-ж, ж-ж-ж,
У кого веселый мячик,
С-с-с, с-с-с,
Пошипи-ка нам!
Ш-ш-ш, ш-ш-ш..

Игры с тактильными шариками (шарики, выполненные из разных по текстуре материалов). Данные игры способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опыт, обогащают представления об окружающем мире.

а) Логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:

Логопед: «Это деревянный шарик».
1 ребенок: «Этот шарик деревянный и твердый».
2 ребенок: « Это шарик деревянный, твердый, гладкий».
3 ребенок: « Это шарик деревянный, твердый, гладкий, коричневый».

б) Логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.

Логопед: « Этот шарик стеклянный».
Ребенок: «Из стекла делают посуду, оконные стекла».
Логопед: «Этот шарик металлический».
Ребенок: «Из металла делают ложки, машины».

в) Логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.

Логопед: «Стакан из стекла».
Ребенок: Стеклянный стакан».

Игры с шершавыми дощечками (небольшие картонные дощечки, на которые наклеены разные по текстуре материалы: спички, бархат, фольга, манка и др.).

Игры с шершавыми дощечками помогают в уточнении и расширении словаря антонимов, синонимов, развивают тактильные анализаторы, расширяют словарный запас.

Логопед: «Найдите дощечку, обклеенную фольгой. Какая она на ощупь?»
Ребята: «Холодная, гладкая»
Логопед: «Подберите дощечку, обклеенную бархатом. Какая она?».
Ребенок: «Теплая, шершавая».
Логопед: «Собери дощечки, разные на ощупь и опиши их».

Игры на балансировочной дорожке (на картоне прикреплены отпечатки ступней, в виде петлистой дорожки). Игры на балансировочной дорожке развивают координацию движения, произвольное внимание, учат произносить фразы без искажения слогового состава слова.

Дети идут не спеша по дорожке, точно попадая на отпечатки ступней, при этом проговаривая по слогам небольшое предложение по теме занятия.

По-шли, по-шли, по-е-ха-ли
За спе-лы-ми о-ре-ха-ми.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “сухой дождь” и “Светящиеся нити”.
Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.
Игровые модули: “Сенсорная тропа”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей
Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Наряду с традиционными приемами, интересной является игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.
Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.
Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.
3. Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.
4. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методических рекомендаций”. М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001. -с. 47 – 57.
5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001. – с. 91-101.
6. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001. -с. 58 – 64.
15

  • sensornaya_komnata_v_rabote_uchitelya-logopeda
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 5

Методика выявления уровня развития грамматического строя речи Волкова Г.А.

Методика выявления уровня развития грамматического строя речи

Методика включает следующие задания:

I. Исследование функции словоизменения.

1. Изменение имён существительных по падежам.

Посмотри: «У меня есть кукла.

У меня нет чего? (куклы)

Я пою песенку, кому? (кукле)

Я купаю кого? (куклу)

Я люблю играть с кем? (куклой)

Я мечтаю о чем? (о кукле)

2. Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное.

Материал: предметные картинки. У взрослого с изображением одного предмета, у ребёнка с изображением нескольких предметов.

Инструкция: посмотри и скажи, что это? (показываем на картинку где один предмет).

А это что? (показываем на картинку где несколько предметов).

3. Образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Материал: предметные картинки.

Инструкция: Показать ребёнку картинки, дать рассмотреть и спросить: Что это? Затем закрыть ту картинку, на которой изображён один предмет, и спросить: Чего нет?: затем закрыть два одинаковых предмета и задать вопрос: Чего нет?

Дом – дома – домов

Дерево – дерева – деревьев

Окно – окна – окон

Стол – стола – столов

Шар – шара – шаров

Книга – книги – книг

4. Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.

Материал: предметные картинки с изображением (красного шара, красной чашке, красного пальто, красного шарфа).

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи: (Какой?) цветом шар – красный.

Чашка (какая?) цветом – красная

Пальто (какое?) цветом – красное

Шарф (какой?) цветом – красный

II. Исследование функции словообразования.

1. Образование существительного с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал: Д/и «Путешествие в страну Гномию».

Инструкция: мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Мы идём не по большой дороге, а по маленькой дорожке, видим не большой дом, а маленький домик, в домике стоит не большой стол, а маленький столик, на столе лежит не большая ложка, а маленькая ложечка, в углу стоит не большой стул, а маленький стульчик, на стене висит не большая картина, а маленькая картинка, в спальне стоит не большая кровать, а маленькая кроватка.

2. Образование относительных прилагательных от существительных.

Материал: слова для предъявления: мяч, кораблик, шуба, ваза.

Инструкция: Из чего сделан предмет.

Мяч из резины – резиновый

Кораблик из бумаги – бумажный

Шуба из меха – меховая

Ваза из стекла – стеклянная

Сумка из кожи – кожаная

3. Образование глаголов движения с помощью приставок.

Мальчик ходит в школу.

Мальчик выходит из дома.

Мальчик заходит в автобус.

Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу.

Мальчик уходит со школы.

Каждое задание оценивается по единой 3-балльной системе:

3 балла – понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, обобщающий способ действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

I – высокий (16 –21 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно.

II – выше среднего (10 – 15 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности.

III – средний (5 – 10 баллов). Ребенок отвечает неуверенно пользуется помощью взрослого.

IV – низкий (0 – 4 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.

Ссылка на основную публикацию