Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Cенсорная комната в работе учителя-логопеда
статья по теме

В данной статье описываются методы и приемы работы учителя-логопеда в сенсорной комнате.

Скачать:

ВложениеРазмер
sensornaya_komnata_v_rabote_uchitelya-logopeda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Расслабляющая гимнастика для глаз.

  • Ребята ложатся на мягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев, затем вращают глазами влево, вправо, вверх, вниз и т.д.

Упражнения на мышечное расслабление.

  • Звучит спокойная мелодия, дети сидят на стульчиках.

Сели удобно, отдыхаем. Делаем глубокий вдох, выдох. Представьте, что мы сидим на теплом песке у реки, светит теплое солнышко. Нам хорошо, спокойно. Вот подул легкий ветерок, сделайте вдох и подуйте тихонечко. Ветер дотронулся своим дуновением до одуванчика и легкие пушинки полетели в разные стороны (дети дуют на легкие ватные шарики), на деревьях зашелестели листочки (спокойно дуют на листочки прикрепленного к длинной ниточке). Но вот ветер усилился, и листья зашелестели сильнее, (ребята дуют с большей силой). Мы рады этому теплому ветерку. Ветерок пошумел и утих (покажите дуновение слабого ветерка).

В зоне активизирующего блока используются различные игры с напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.

Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствует развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.

Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.)

Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

  • Ходьба по сенсорным дорожкам с проговариванием речевого материала по теме занятия.

Со-со-со- это колесо.

Си-си-си- еду на такси.

За-за-за- у меня коза.

  • Двигательные упражнения на сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса.

В гости в лес мы идем,

Громко песенку поем:

В гости в лес мы идем,

Тихо песенку поем:

– Тра-ля-ля… (идут на носочках) и т.п.

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа и др.)

Игры со звучащими коробочками способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

а) Логопед шумит коробочками, наполненными песком, бисером, болтиками, камешками и др.

– Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).

– найди коробочки звучащие тихо (громко).

б) Отгадай, чья это песенка и повтори ее:

З-з-з-з- песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером)

Ж-ж-ж- жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой)

ш-ш-ш- ветерок шумит (корочки наполнены сломанными пополам спичками).

Игры с массажными мячами (мячи разных размеров, имеющие на своей поверхности ямки, шипы).

Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим, или катят мяч ладошкой по полу соседу, сидящему справа.

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Игры с тактильными шариками (шарики, выполненные из разных по текстуре материалов). Данные игры способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опыт, обогащают представления об окружающем мире.

а) Логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:

Логопед: «Это деревянный шарик».

1 ребенок: «Этот шарик деревянный и твердый».

2 ребенок: « Это шарик деревянный, твердый, гладкий».

3 ребенок: « Это шарик деревянный, твердый, гладкий, коричневый».

б) Логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.

Логопед: « Этот шарик стеклянный».

Ребенок: «Из стекла делают посуду, оконные стекла».

Логопед: «Этот шарик металлический».

Ребенок: «Из металла делают ложки, машины».

в) Логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.

Логопед: «Стакан из стекла».

Ребенок: Стеклянный стакан».

Игры с шершавыми дощечками (небольшие картонные дощечки, на которые наклеены разные по текстуре материалы: спички, бархат, фольга, манка и др.).

Игры с шершавыми дощечками помогают в уточнении и расширении словаря антонимов, синонимов, развивают тактильные анализаторы, расширяют словарный запас.

Логопед: «Найдите дощечку, обклеенную фольгой. Какая она на ощупь?»

Ребята: «Холодная, гладкая»

Логопед: «Подберите дощечку, обклеенную бархатом. Какая она?».

Ребенок: «Теплая, шершавая».

Логопед: «Собери дощечки, разные на ощупь и опиши их».

Игры на балансировочной дорожке (на картоне прикреплены отпечатки ступней, в виде петлистой дорожки). Игры на балансировочной дорожке развивают координацию движения, произвольное внимание, учат произносить фразы без искажения слогового состава слова.

Дети идут не спеша по дорожке, точно попадая на отпечатки ступней, при этом проговаривая по слогам небольшое предложение по теме занятия.

По-шли, по-шли, по-е-ха-ли

За спе-лы-ми о-ре-ха-ми.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “сухой дождь” и “Светящиеся нити”.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Игровые модули: “Сенсорная тропа”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей

Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Наряду с традиционными приемами, интересной является игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.

3. Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.

4. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методических рекомендаций”. М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001. -с. 47 – 57.

5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001. – с. 91-101.

6. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001. -с. 58 – 64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности.

Тема занятия:дифференциация звуков р-л.

Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован.

2.1. Доля обучающихся, имеющих высокие результаты коррекционно-воспитательной работы (за три последовательных года, приходящихся на межаттестационный период)2.2. Доля обучающихся, имеющих средние резу.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения.

Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями.

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.

Использование сенсорной комнаты в коррекционной-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование сенсорной комнаты в коррекционной- логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.

Учителя- логопеды «Щекинского детского сада для детей с ограниченны возможностями здоровья» целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими осо­бенностями поведения и вза­имодействия детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционно-развивающей работы проводят занятия в сенсорной ком­нате («Волшебной комнате»).

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памя­ти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на кор­рекцию личностных особенно­стей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и дефектологом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эф­фективную и результативную работу.

В рамках сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).

Наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Песко- и водотерапия – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация развития устной речи.

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Предлагаю несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.

На развитие диафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:

– «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.

– «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

– «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и

совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.

На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.

На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:

– «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

– «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).

– «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками и др.

Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:

– «Прятки». Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

– «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

– «Два моря». В оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

– «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы и др.

При совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.

При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.

– «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, а ребенок дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки для водо- и пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лото-диорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Логопедические игры с песком и водой на занятиях в рамках сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

В оборудование сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подбором дисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.

На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объему стеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиеся выкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т.д.), сюжетные картины.

«Волшебная комната» – это необыкновенная сказка, создающая отличное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает ее необходимой в коррекционно-развивающей работе логопеда.

1. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

2.Хоботова С.А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты. // Логопед, №6, 2011 .

3.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, отдано в печать (февраль 2012).

Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробченко Татьяна Васильевна, Розова Юлия Евгеньевна

Статья раскрывает вопрос об эффективности коррекционно-логопедической работы с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие) в рамках светлой сенсорной комнаты с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробченко Татьяна Васильевна, Розова Юлия Евгеньевна

The efficiency of use of Light sensory room in remedial speech therapy work with children with General speech underdevelopment

The article reveals the effectiveness of correctional and speech therapy with the use of non-traditional and health-technology (water therapy, peskoterapiya, elements psihogimnastiki, chromo therapy, music therapy, etc.) within the Light sensory room for children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи»

научно-методический электронный журнал

Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 23. – ART 75290. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. – ISSN 2304-120X.

Розова Юлия Евгеньевна,

учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург vulva.rozova@mail.ru

Коробченко Татьяна Васильевна,

учитель-логопед ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург c513bm@mail.ru

Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Аннотация. Статья раскрывает вопрос об эффективности коррекционнологопедической работы с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие) в рамках светлой сенсорной комнаты с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, нетрадиционные развивающие технологии, здоровьесберегающие технологии, светлая сенсорная комната. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речевого развития. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.

Учителя-логопеды ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые нарушения, в ходе коррекционно-развивающей работы регулярно проводят занятия в Светлой сенсорной комнате («Волшебной комнате»).

Светлая сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу [1,2].

В рамках Светлой сенсорной комнаты нами часто проводятся логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологии (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, хромотерапия, музыкотерапия и другие).

Наши многолетние наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов (цветные карандаши, фломастеры, крас-

научно-методический электронный журнал

Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 23. – ART 75290. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. – ISSN 2304-120X.

ки, пластилин, конструктор, разнообразные игрушки) большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком. Заходя в «Волшебную комнату», дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду». Для детей это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Песко- и водотерапия – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию речевых нарушений).

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционноразвивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы), активизация развития устной речи [3, 4].

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Предлагаем несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.

На развитие диафрагмального дыхания мы используем такие упражнения и игры на воде и песке:

– «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.

– «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

– «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и

совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.

На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.

На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:

– «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

– «Горочка». Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).

– «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками и др.

Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:

– «Прятки». Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

– «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

– «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

– «Два моря». В оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

научно-методический электронный журнал

Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 23. – ART 75290. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. – ISSN 2304-120X.

– «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы и др.

При совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т. д.

При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.

– «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, а ребенок дорисовывает песочную картинку и составляет по ней предложение или рассказ и др.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки для водо- и пескотерапии, пальчиковый театр, объемные лото-диорамы. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Логопедические игры с песком и водой на занятиях в рамках Светлой сенсорной комнаты с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

В оборудование Светлой сенсорной комнаты входит музыкальное оборудование с подбором дисков с записями различной музыки, обладающей релаксационными и активизирующими свойствами, звуков природы, голосами животных и птиц. В зависимости от тематики логопедического занятия педагог подбирает музыкальный фон.

На логопедических занятиях в «Волшебной комнате» эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Цветное настроение». Использование данной технологии благотворно действует на нервную систему, стимулирует развитие психических процессов, создает хорошее настроение. Из различных по форме, цвету, размеру, текстуре, объему стеклянных элементов мозаики «Цветное настроение» учащиеся выкладывают отдельные предметы (буквы, цифры, символы, живые и неживые предметы и т. д.), сюжетные картины.

«Волшебная комната» – это необыкновенная сказка, создающая отличное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребенка, что делает ее необходимой в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Эффективность использования светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 23. – ART 75290. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75290.htm. – ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. – 2011. -№ 5. – С. 37.

2. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка: учеб.-метод. пособие / под ред. С. В. Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

3. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Роль светлой сенсорной комнаты в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. – М.: ЛОГОМАГ, 2012.

4. Хоботова С. А. Из опыта работы с безречевыми детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники на базе сенсорной комнаты // Логопед. – 2011. – № 6.

teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg vulva.rozova@mail.ru Tatyana Korobchenko,

teacher-logopedist, Public budgetary educational institution boarding school № 8 of Pushkin district of

St. Petersburg, St. Petersburg

The efficiency of use of Light sensory room in remedial speech therapy work with children with General speech underdevelopment

Abstract. The article reveals the effectiveness of correctional and speech therapy with the use of nontraditional and health-technology (water therapy, peskoterapiya, elements psihogimnastiki, chromo therapy, music therapy, etc.) within the Light sensory room for children with disabilities.

Key words: special logopedic work, innovative educational technologies, health saving technologies, light sensory room.

Рекомендовано к публикации:

Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 04.06.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Розова Ю. Е., Коробченко Т. В., 2015

Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Автор: Степанова Юлия Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Автор: Елшина Ольга Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Введение.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а также от того, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогатить их внутренний мир. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи), органов чувств, коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Таким образом, основными целями занятий в сенсорной комнате являются стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Актуальность проекта.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей его действительности. Также Федеральные государственные образовательные стандарты требуют уделять больше внимания познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

Но вместе с тем, за последнее время отмечается увеличение количества детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.

При этом становится очень важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество друг с другом и с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и в связи с открытием в детском саду группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия специалистов. Психические процессы и речь детей развивают на занятиях в детском саду и учитель-логопед, и педагог-психолог. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию психических процессов у детей с нарушениями речи:

– проведение и обсуждение результатов диагностики;

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– совместные консультации для педагогов ДОУ;

– консультации для родителей и проведение открытых мероприятий.

Именно данный проект является обобщением опыта практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с ОНР. Одним из современных подходов, обеспечивающих взаимодействие педагогов, является использование сенсорной комнаты в ДОУ.

Изучив литературу по использованию сенсорной комнаты в коррекционной работе, мы взяли за основу программу Т.В. Селищевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет» и адаптировали ее под наших детей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание модели их взаимодействия в процессе образовательной работы по развитию психических процессов и речи у детей с ОНР с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.

Основные задачи взаимодействия:

  • Обеспечение корреционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
  • Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • Облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • Развитие памяти, мышления, внимания, тонкой моторики, речи;
  • Развитие навыков позитивного общения детей, саморегуляции и самоконтроля.

Общие принципы организации занятий в сенсорной комнате:

  1. Основу коррекционно-образовательной работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистами;
  2. Привлечение детей к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде происходит без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка;
  3. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;
  • в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах), соответствующих интересам и возможностям детей;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от режима основной деятельности занимающихся.

Участники проекта: дети с ОНР группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, численность детей – 5 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению;
  2. Повышение интереса к познавательной деятельности, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов, речи;
  3. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
  5. Повышение уровня родительской компетентности и профессионального уровня педагогов.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (декабрь 2017 года)
  2. Основной (январь-апрель 2018 года)
  3. Заключительный (май 2018 года)

Содержание этапов реализации проекта.

Организационно-подготовительный этап

Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов

Изучение методической литературы по сенсорной комнате, работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Справочник педагога-психолога» и др.

Разработка мероприятий по теме проекта

Анкетирование родителей по выявлению познавательных интересов детей

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

“Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО”

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ “Детский сад № 73”.
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно – компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется “Программа психомоторного развития ребенка”.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется “Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений”, в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; “Дни открытых дверей”, ведется выпуск ежеквартального журнала “Логорадуга”, создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей “Играем – речь ребенка развиваем”.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. – М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

Логопедические комплексы для детей с ОВЗ

Образование и воспитание детей является одним из приоритетных направлений современной образовательной системы. Министерство здравоохранения совместно с соответствующими ведомствами и подразделениями стремится к тому, чтобы логопедическая программа включала в себя не только традиционную, но и современную методику с использованием компьютерных технологий.

За рубежом для обучения детей с ограниченными возможностями повсеместно используются информационно-коммуникационные средства. Внедрение информационных технологий повышает эффективность коррекционного обучения. Сочетание дидактических методов обучения с игровыми возможностями содействует усилению мотивации у детей и большей заинтересованности в проводимых занятиях. В условиях игры дети дошкольного возраста легче усваивают какую-либо информацию, при этом не чувствуют усталости и утомляемости.

Особенности работы логопеда с детьми с ОВЗ

За последние годы наблюдается рост детей с проблемами здоровья. Современная медицина позволяет рождать недоношенных детей, младенцев с тяжелыми патологиями и различными нарушениями органов и систем. В связи с этим перед родителями и воспитателями встает непростая задача – сформировать полноценную и гармоничную личность несмотря на имеющиеся отклонения.

Дети с ограниченными возможностями, представляют собой группу малышей и подростков, которые имеют какие-либо психические или физические отклонения. Это препятствует полноценной и нормальной социальной адаптации. Все они нуждаются в специальном коррекционном обучении с использованием современных технологий. При этом специализированные средства и устройства должны подбираться в зависимости от характера нарушений и возможных имеющихся дефектов.

В настоящий момент количество малышей и подростков с нарушениями развития речи стремительно растет. Как следует из общих положений закона об образовании, детям с ОВЗ должны быть созданы надлежащие условия для получения качественного обучения без какой-либо дискриминации. Ведущее назначение инклюзивного образования – это обеспечение доступа к образовательной системе для всех обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.

Основные задачи коррекционно-логопедической работы в ДОУ

Совершенствование устных и письменных речевых навыков у учащихся.

Своевременное предотвращение возможных проблем в освоении общеобразовательных программ.

Предоставление специальных логопедических знаний педагогам, родителям и законным представителям.

Важную роль в развитии речи дошкольников с ОВЗ играет диагностика индивидуальных особенностей личности ребенка. Специалисту необходимо выявить корень проблемы, в связи с этим главная задача логопеда-учителя – определить первичное нарушение. Среди основных проблем выделяют детский аутизм, интеллектуальные отклонения, умственная отсталость и детский церебральный паралич. Логопедические мероприятия должны выстраиваться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психоневрологического состояния и степени поражения артикуляционной системы.

Ведущие направления по формированию речи у детей

Обогащение словарного запаса. Развитие словаря является базовой основой улучшения речевых навыков у детей. Малыши легко усваивают слова, которые необходимы для их жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Современные интерактивные комплексы, например «Вундеркинд», позволяют в игровой форме улучшить речевые навыки.

Формирование звуковой культуры речи. Важную роль в устранении проблем артикуляционного аппарата играет развитие речевого слуха. Сегодня существуют различные средства и устройства для обучения правильного произношения. Среди них можно выделить интерактивный комплекс с коррекционно-логопедической направленностью MAG. Специализированное устройство помогает улучшить фонематический слух и звукопроизношение.

Развитие связной речи. Разговорный стиль общения особенно необходим при социальной адаптации. Ребенок должен уметь понимать обращенную к нему речь, поддерживать контакт и пользоваться всевозможными языковыми средствами общения. В этом случае большим подспорьем для преподавателя могут стать интерактивные устройства «Шхуна» и «Замок», которые помогают скорректировать возможные дефекты речи в игровой форме.

Эффективность коррекционного речевого формирования личности у детей с ОВЗ напрямую зависит от использования современных методик обучения. Логопедическое сопровождение с использованием интерактивных средств позволяет оказать ребенку всестороннюю помощь в освоении общеобразовательных программ и улучшении коммуникативных навыков.

Читайте также:  Конспект совместной деятельности детей младшей группы и родителей 'Путешествие в зимний лес'
Ссылка на основную публикацию