Развитие слухового восприятия детей раннего возраста

«Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание и развитие дошкольника.

Автор: Токпешева Зоя Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад N7 «Ладушки» Междуреченского городского округа.

Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Чем богаче ощущения (чувственный опыт) и восприятия, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий под воздействием педагога.
Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Мария Монтессори (ит. педагог), разработавшая в начале 20 века систему сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин (однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, мышления). Она считала, что каждый ребенок умен и талантлив от рождения, нужно создать среду и ребенок будет развиваться в собственном ритме. Но не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.
Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Елизавета Ивановна Тихеева. Она связала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно – исторического опыта.

Такими эталонами являются основные цвета, геометрические множества фигур (шар, куб, круг, квадрат), меры веса, меры длины (осваиваются до 5 лет). После пяти, ближе к школе ребенок должен овладеть всеми эталонами. От того, как была организована родителями, воспитателями жизнь ребенка зависят и будущие достижения.
В современной педагогике в содержание сенсорного воспитания, помимо вышеперечисленных, входит также развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. (начинает накапливаться своеобразный «звуковой» словарь). Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Звуки порою ребенком не замечаются, слабо выделяются. Для того, чтобы он научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, ребенок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Таким образом, слуховое восприятие нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни.

Воспитанниками моей группы являются малыши с одного года до двух лет. Все они впервые поступили в ясли. Это тот замечательный возраст, когда ребенок впитывает в себя сведения об окружающем мире как губка – так называемый сенситивный период. А слух для него является одним из важнейших источников получения информации об окружающем мире.
Развитие слухового восприятия мы ведем в двух направлениях:
– с одной стороны, развиваем восприятие обычных звуков,
– с другой – восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха (ребенок достаточно рано отличает голос близких взрослых от голосов других людей, улавливает интонацию; лепет ребенка – это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, так как малыш слушает и повторяет фонемы родного языка).
Оба направления начинают развиваться еще в младенческом возрасте.
Работа по развитию слухового восприятия предусматривает:
– развитие умения прислушиваться;
– умение ориентироваться в пространстве на слух;
– различение характера, темпа, громкости и длительности звучаний;
– формирование умения определять путем проб то, что звучало (бытовые звуки, звучащие музыкальные звуки).
К концу первого года жизни слух ребенка достигает уровня развития слуха взрослого. Годовалый ребенок в состоянии различать звуки, находящиеся на расстоянии 6 метров, и определять источники звучания, расположенные в любом направлении (справа, слева, впереди, позади, наверху, внизу).
А теперь расскажу, как мы способствуем развитию слуха у детей?
Лучше всего делать это в игре. Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем – то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц, людей. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления и элементарного музыкального слуха.
Мы соблюдаем одно условие: учим отделять «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого создаем полную тишину в моменты загадывания и отгадывания звуковых «загадок», чтобы малыши могли сосредоточиться на звуке (звучание бубна, барабана, дудочки).

Как способствовать развитию слухового восприятия у детей раннего возраста

Учимся различать звуки окружающей среды

Отправляясь на прогулку, обращаю внимание детей на всевозможные звуки. Обязательно называю источник звучания, указываю на него рукой по следующей схеме: звукоподражание – название – действие

– би – би – би – машина – машина едет (гудит)
– у – у – у – самолет – самолет летит
– мяу – мяу – кошка – кошка лежит (мяукает, прыгает).
Комментарии сопровождаю художественным словом, эмоционально окрашенным. Например:
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка,
Зубки острые,
Лапки быстрые.

Котя – котенька – коток,
Кудреватый лобок,
Мягкая спинка,
Теплый животик,
Любит молоко из крынки.

У нас машины разные
Би – би, би – би, би – би,
Зеленые и красные,
Би – би, би – би, би – би,
Машины за машинами
Шуршат своими шинами,
Би – би, би – би, би – би.

Упражнения по развитию способности находить источник звучания на различном расстоянии

Обращаю внимание детей на отдаленные звуки, доносящиеся извне. Это могут быть: звонок в дверь, шум пылесоса, гудки машин, звонок телефона, голоса людей, звук падающих предметов, пожарная машина, скорая помощь, магнитофон и телевизор, хлопанье двери.
Показываю детям источник звучания и по возможности подвожу к нему. Во время самостоятельной свободной деятельности, когда ребенок не смотрит в мою сторону, зову его по имени издалека, а когда повернется, машу ему приветливо рукой и хвалю.

Игры с музыкальными инструментами

В нашей группе есть разнообразные музыкальные инструменты: барабан (большой, маленький), дудочки (деревянные, пластмассовые), металлофон, свистки разной формы и величины, кастаньеты, ксилофон, гармошка, бубны, колокольчики, молоточки, погремушки. Знакомлю малышей с их звучанием. Даю каждому ребенку музыкальный инструмент и получаю своеобразный «детский» ансамбль.
Детские игры провожу, отстукивая их ритм на любом ударном музыкальном инструменте. Например, игра «Быстро – медленно». Стучу по барабану, меняя темп – то быстро, то медленно. Ребенок под быстрые удары бегает, а под медленные удары марширует. Учу малышей ударять по барабану, бубну как я. Объясняю правило: «Я стучу по барабану, бубну (один раз, много раз подряд), а ты (Саша, Маша) послушай и ударь как я». В результате таких игр малыши начинают понимать значение слов «барабан», «бубен», «много» и с удовольствием играют. Под ритм ударных музыкальных инструментов учу манипулировать игрушками, изображающими животных. Например, мишка идет медленно:
– топ (удар) – топ (удар) – топ (удар),
– а теперь побежал быстро – быстро: топ – топ – топ –топ – топ – топ – топ.
Систематически провожу игры для развития слухового восприятия, внимания и памяти. Например:
Игра «Кто что услышит?»
Цель: развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь.
Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т. п.
Ход: За ширмой по очереди издаю звуки вышеперечисленными предметами и предлагаю отгадать, каким предметом произведен звук. При этом звуки ясные, контрастные, чтобы ребенок мог их угадать. До начала игры поочередно обыгрываю музыкальные инструменты, вношу их с игровым персонажем в группу, уточняю названия и показываю их звучание.
Игра « Угадай, что делать»
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, активизировать движения детей, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если громко звенит бубен, то малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз за спину. Чередовать громкое и тихое звучание не более 3 – 4 раз. Показываю детям, как правильно держать спинку «как я».
Игра «Кто внимательный?»
Цель: развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Сижу около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняю ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорю:
– Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
– Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
Игра « Где позвонили?»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, определяя направление звука.
Оборудование: колокольчик.
Ход: Ребенок угадывает откуда доносится звук. А я тихо встаю в стороне от него (справа, слева, сзади) и звоню в колокольчик. Малыш указывает или угадывает направление звука, он поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Если ребенок ошибается, то взрослый ему подсказывает. Игру повторяю 3 – 4 раза.
Игра « Угадай, на чем играю?»
Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: барабан, бубен, дудочка.
Ход: Создаю игровую ситуацию «Мишка в гости пришел и принес музыкальные инструменты». Обыгрываю их, говорю названия, издаю звучание каждого инструмента и убираю за ширму. Малыши по звуку пытаются угадать « чья песенка слышна». Игру повторяю 3 – 4 раза.

В группе есть помимо музыкальных игрушек и другие предметы, которые издают звук – это игрушки с музыкальным звучанием: яркие, забавные, движущиеся. С ними мы проводим игры – забавы. Это музыкальные: бегемотик, зайчик, солнышко, паровозики, жук, мышка… Малыши очень любят наблюдать и играть с ними. Эти игры способствуют эмоциональному развитию детей, развивают любознательность, зрительное и слуховое восприятие.
По звучанию малыши отгадывают, кто к нам в гости пришел.

Развиваем чувство ритма

Дети любят песенки, потешки, прибаутки. Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивают слух, ритм. Поэтому я всегда пою, рассказываю потешки, при этом побуждаю детей к действию (хлопаем в ладоши, прыгаем, топаем ногами, подпеваем). Например:
Зайке холодно сидеть
Лапки надо бы погреть
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп, (хлопаем в ладоши)
Лапки надо бы погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок, (прыгаем)
Надо зайке поскакать.

Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся (прохлопываем ритм мелодии).

Давай коза попрыгаем – попрыгаем – попрыгаем,
И ножками подрыгаем – подрыгаем – подрыгаем,
И ручками похлопаем – похлопаем – похлопаем,
И ножками потопаем – потопаем – потопаем.

В результате развивается слуховое восприятие у малышей, чувство ритма и море радости.

Использование аудиозаписей в развитии слуха

В группе есть кассеты с записями звуков и шумов окружающей среды: кудахтанье курицы, шум дождя, мяуканье кошки, ржание лошади, крик петуха, шум проезжающей машины. Дав детям прослушать запись, рассказываю кого сейчас услышали, показываю игрушку, в другой раз картинку (усложнение – ребенок сам показывает картинку), показ сопровождаю художественным словом. Начинаем слушать с двух звуков. Детям очень нравится такая игра.

Непосредственно образовательная музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность неоценима в жизни ребенка. Так как у нас дети с одного года до двух лет, то музыкальная деятельность проводится по подгруппам (две подгруппы), 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель учит детей различать высокие и низкие звуки, подпевать, выполнять простейшие движения по тексту песни, имитационные движения. Приучает детей узнавать песню по мелодии, исполненной на фортепиано, ходить и бегать под музыку, передавать простейшие игровые и плясовые движения. Воспитывает умение внимательно слушать песни до конца исполнения.
Музыкальный зал мы красиво оформляем по тематике праздника. Много дополнительных атрибутов для разнообразной деятельности детей. Малыши с удовольствием ходят петь, танцевать, играть, как они говорят: «Ля – Ля». Музыкальная деятельность неоценима в развитии слухового восприятия, внимания, памяти.

Что еще издает звуки?

Для развития слухового восприятия в группе сделаны «шумелки».
«Шумелки» – пустые баночки, которые на 1/3 наполнены различными наполнителями (горохом, гречкой, песком, манкой, фасолью). При движении (потрясывании) над ухом они издают разные тональные звуки.
Например, провожу такую игру: в пустую банку кидаем различные мелкие предметы (фасолины, горошины, монетки, пуговицы). Падающие предметы издают разные звуки. Помимо слуха в этом упражнении хорошо тренируется координация движения глаз и рук. Провожу строго под своим контролем.
Есть в группе слуховые трубочки разной длинны. Слуховая трубочка – это склеенная из большого листа бумаги полая труба, открытая с обеих сторон. Учу малышей прикладывать трубочку к ушку и слушать. Говорить при этом надо не громко, оберегая слух ребенка, постоянно меняя тембр голоса.
Обращаю внимание на бытовые звуки, звучащие рядом:

  • стук ложкой о края чашки,
  • стук ложкой о края кастрюли,
  • льющаяся из крана вода,
  • стук отодвигающихся и задвигающихся стульев,
  • стук передвигающихся столов,
  • скрип открывающейся двери,
  • стук падающих предметов.
Результаты работы по сенсорному воспитанию

В результате проведенной работы дети к двум годам научились ориентироваться в мире звуков:

– слышать различные звуки, разговорную речь, прислушиваться к шепоту;
– узнавать звуки, которые издают животные (или звукоподражания);
– реагировать и узнавать (показывать) источник звучания;
– различать тихий и громкий звук;
– различать звучащие музыкальные игрушки;
– двигаться под быструю или медленную музыку;
– научились вместе со взрослым отхлопывать ритм простых песенок и стихов;
– манипулировать игрушкой под медленную и быструю мелодию;
– определять местонахождение источников звучания;
– ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека.
Таким образом, использование предложенных игр, упражнений позволяет обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, развить и сформировать слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховую память, все это способствует развитию других познавательных процессов: мышление, речь, воображение. Что в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей раннего возраста.

Литература

1. Занятия с малышами в детском саду /Сост. К.Ю. Белая. – Москва: Линка – Пресс, 2002. – 216с.
2. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
3. Основы сенсорного воспитания в раннем детстве: Учебное пособие / Э. Г. Пилюгина / Рецензенты Л. А. Венгер, И. М. Кононова. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / В. И. Логинова, А. И. Максаков и др. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 221 с.
5. Воспитателю о детской игре: Учебное пособие / Д. В. Менджерицкая / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. –127 с.
6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
материал на тему

Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.

Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития, задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений – проблема с формированием слухового восприятия.

Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
foamete_t.i.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.

Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития, задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений – проблема с формированием слухового восприятия.

Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого – развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях : с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Важно понимать, что нарушение или недоразвитие фонематического восприятия, изначально имеет недостаточно сформированное слуховое восприятие. Будь то дошкольник или школьник, для начала эффективной работы, необходимо опуститься на уровень развития ребёнка и начать работу с корня проблемы. Поэтому комплекс занятий «Звуки музыки» применим к детям любого возраста.

Принципиальным в этом комплексе является присутствие системной логопедической работы с детьми, начиная с раннего и младенческого возраста. Данный опыт работы может применяться не только с двух лет, но с 1 года или ранее, как только у ребенка появляется заинтересованность звуками и манипуляции с предметами.

Были адаптированы игровые приёмы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а так же разработаны игры для детей раннего возраста.

Многие знакомы с оборудованием «Дусима» и знают, что оно предназначено для детей от 3-5 лет. Адаптированные игры, позволяют внедрять это оборудование в работу с детьми, начиная со второго года жизни.

Организация работы по развитию слухового восприятия предполагает активное участие родителей . Р одители обучаются методам игрового взаимодействия с детьми. Им рекомендуют и демонстрируют необходимые образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых можно развивать познавательную и речевую сферу детей, играя с ребенком дома. Возможность включения дополнительных игр открывает простор для творчества специалистов, родителей и детей. Предложенные игры музыкальны, ритмизованы, влекут детей и сообразно возрасту, вызывают эмоциональный отклик. Так же, с целью более эффективной работы и повышения психолого-педагогической компетенции родителей были созданы вариации игр с заменой профессионального методического оборудования на подручные материалы.

Внедрение игр из комплекса «Звуки музыки» в образовательно-игровой процесс условно можно разделить на 4 блока: знакомство со звучанием музыкального инструмента, игрушки или пособия; произвольная игра ребёнка; игры, предложенные специалистом; игры, предложенные родителями (игры дома).

Развивая слуховое восприятие у детей раннего возраста, решаются следующие задачи: профилактика и коррекция речевых нарушений, развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания/памяти, развитие зрительно-моторной координации, координация движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие навыка вслушиваться в окружающие звуки, закрепление положительного эмоционального фона настроения, развитие познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов.

В работе используются:

Сенсорное оборудование «Дусима»: набор звучащих панелей «Имитация шума дождя», «Томбурин», «Трещётка»; «Шарики на шнурках перемещающиеся по ребристой поверхности», «Два металлических звучащих шара», «Колесо с усиками (щёлкающие превращения)», звучащие деревянные «куколки», звучащие деревянные кубики.

– большие разноцветные колокольчики (по нотам), маленькие колокольчики, маракасы (большие пластмассовые и маленькие деревянные), трещётки, барабан, бубны (разных размеров), металлофон, румба, бубенцы, деревянные ложки (большие и маленькие), погремушки.

Звучащие игрушки: звучащие неваляшки, металлические звучащие шары, звучащие деревянные шарики, звучащие пластмассовые шарики, музыкальная шкатулка, баночки с различными наполнителями (чаще крупами и орехами) и т.д.

Комплекс занятий «Звуки музыки» поддерживает неиссякаемую творческую активность педагогов или родителей. Ниже перечислены некоторые игровые приёмы, с помощью которых идёт развитие слухового восприятия у детей.

«Звонок в колокольчик»

Начало каждого занятия – это звонок в колокольчик (для этой цели используется каждый раз один и тот же инструмент).

Знакомство с различными звуками.

«Тихие и громкие «игрушки»

Используются два персонажа Мишка и Мышка. Детям объясняется, что Мишка любит громкие «игрушки», а Мышка тихие. Педагог предлагает послушать как звучат заранее отобранные игрушки. Если тихо, то дети кладут игрушку Мышке в коробку, а если громко, то Мишке.

Перед ребёнком звучащие «куколки «Дусима», звучащие кубики «Дусима», звучащие шарики, баночки с различными наполнителями. Педагог предлагает послушать как они звучат. Ребёнку предлагается найти пару звучащему предмету, находящемуся у него в руках (выбор из 2-4).

В домашних условиях данная игра может проводиться с помощью баночек или коробочек от «Киндер Сюрпризов» с различными насыпными материалами.

«Подвижные игры с использованием музыкальных инструментов»

Педагог с детьми и родителями разучивает танцы с музыкальными инструментами, например, танец с погремушками. Дети повторяют движения за педагогом под его чёткую инструкцию и музыкальное сопровождение.

Вариант 1. Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки/ведёрка. Педагог знакомит ребёнка с её звучанием. Затем просит ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку/ведёрко. Три коробки/ведёрка располагают в разные места, доступные ребёнку. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

Вариант 2 (упрощение). Педагог не просит ребёнка закрывать глаза. Пока педагог прячет шкатулку, ребёнок стоит рядом с родителем и наблюдает.

В домашних условиях так же можно проводить эту игру с помощью заводных музыкальных игрушек, будильника и т.д.

«Катаем с горки шарики из разного материала»

Вариант 1. Для этого упражнения используется многоярусная деревянная горка для шариков и комплект шаров из различно материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Ребёнку предлагается пощупать шарики из различного материала. Затем ребёнок катит их с горки, слушает и говорит, тихо катится шарик или громко.

Вариант 2 (усложнение). Перед ребёнком комплект шаров из различного материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Такой же набор у педагога. За спиной ребёнка педагог скатывает с горки один шарик, а ребёнок по звуку определяет и называет из какого материала шарик скатился по горке, если ребёнок не может назвать, то показывает педагогу такой же шарик.

В домашних условиях при наличии горки, вместо комплекта шаров «Дусима» родителям рекомендовано использовать небольшой клубок шерстяных ниток, небольшой клубок шерстяных ниток, обмотанный фольгой или другими шуршащими материалами, а так же тканью (для разнообразия на ткань пришиваются маленькие пуговицы или бисер).

«Катаем по желобку шарики»

Вариант 1. Для этой игры используется деревянный желобок, набор звучащих и простых шариков. Педагог просит ребёнка: «Поймай шарик. Пока шарик катится, послушай и скажи, звучит он или не звучит?».

Вариант 2. Педагог просит ребёнка: «Покати мне шарик. А я буду слушать, звучит шарик или нет».

В домашних условиях вместо желобка может быть использован картон, поставленный с небольшим уклоном, или дощечка, книга. Вместо звучащих и простых шариков могут быть использованы коробочки от «Киндер Сюрпризов» (в нескольких из них спрятан горох, фасоль, фундук в скорлупе и др., а остальные коробочки пустые).

«Играем на ложках»

Для этого упражнения используются деревянные ложки (большого, среднего или маленького размера). Дети держат ложки в двух руках.

Вариант 1. Педагог читает ритмичную потешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), отстукивает ритм, родители помогают детям поймать ритм педагога и отпускают руки ребёнка.

Вариант 2 (усложнение). Педагог задаёт простой ритм и отстукивает его вместе с детьми под музыкальное сопровождение.

В домашних условиях эта игра может осуществляться как на деревянных ложках, так и на столовых приборах – ложках.

По окончании сессии занятий у детей наблюдается положительная динамика: расширение и обогащение словаря, дети четко выполняют инструкцию, у многих появляются звукоподражания, слова, простые предложения. Дети различают понятие «громко-тихо», появляется навык изменения голоса по силе и высоте, развивается устойчивое внимание и сохраняются яркие эмоциональные реакции на протяжении всего занятия. Высшей наградой являются счастливые детские лица, их радостные восклицания и тот факт, что большинство детей справляются со всеми заданиями к концу комплекса занятий «Звуки музыки». Так же радуют рассказы родителей о том, что дети, приходя домой начинают проигрывать эти игры, вовлекая в них всю семью.

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи).–СПб., 2005.

2. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей от 1.5 – 3 лет. М., 2011.

Данная статья опубликована в сборнике.

Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 183с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения .

В статье описаны этапы развития слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

Данная методика применима в работе с детьми раннего возраста. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры.

Отчёт о реализации методики, полученные результаты.

Конспект коррекционно-развивающего занятия.

Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха

Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта. Вместе с тем, применение методов исследования слуха, основанных на регистрации поведенческих реакций у детей раннего возраста, затруднено.

В последние годы большое распространение приобрели объективные методы исследования слуховой функции. Среди способов объективного исследования слуха наиболее широко используются – коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП) и длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы (ДСВП). КСВП отражают активность периферического отдела слухового анализатора (слуховой нерв, кохлеарные ядра, верхнеоливарный комплекс, боковая петля, нижние бугры четверохолмия). ДСВП отражают активность высших корковых отделов слухового анализатора (первичная слуховая кора).

Задача настоящего исследования заключалась в изучении механизмов слухового восприятия у детей первых месяцев и лет жизни в норме и при нарушении слуха.

Всего было исследовано 650 детей в возрасте от 2 недель до 2 лет.

Исследование показало, что у детей к 2-х месячному возрасту четко регистрируется весь компонентный состав слуховых вызванных потенциалов (СВП), характерный для взрослых нормально слышащих. При регистрации КСВП наиболее четко выражен и прослеживается до значений, близких к порогу звуковосприятия, Y компонент, а при регистрации ДСВП – комплекс N1-P2. Пороги появления СВП к 6- месячному возрасту составляют 10-15 дБ. nHL (нормальный порог слышимости), что соответствует дефинитивному типу. Показателем степени зрелости генерирующих СВП структур являются также амплитудно-временные параметры ВП. Выявлено, что с возрастом наблюдается закономерное укорочение временных параметров: пиковые латентности КСВП достигают дефинитивного типа по I компоненту к 6 месяцам, Ш и Y компонентам – к 1 году жизни. Амплитудные значения основных компонентов КСВП возрастают и достигают дефинитивного типа к 1 году жизни.

Пиковые латентности компонентов ДСВП с возрастом сокращаются, а амплитудные значения увеличиваются. Вместе с тем, корковые ВП детей этого возраста значительно отстают по своим параметрам от ДСВП взрослых нормально слышащих.

На основании проведенных исследований установлена гетерохронность созревания разных уровней слухового анализатора. Анализ амплитудно-временных характеристик КСВП и ДСВП у детей с нарушением слуха в сопоставлении с нормой выявил ряд отличий, свидетельствующих об особенностях функционирования слуховой системы в случаях патологии.

У детей с нейросенсорными нарушениями в отличие от нормы не наблюдается возрастной динамики временных параметров компонентов КСВП и ДСВП.

Установлены несколько типов зависимости амплитудных и временных параметров компонентов КСВП и ДСВП при нарастающей интенсивности стимула. Резкое возрастание амплитудно-временных параметров КСВП и ДСВП при незначительном увеличении интенсивности стимула отражает феномен ускорения нарастания громкости (ФУНГ) и является его электрографическим коррелятом.

Обнаруженный в исследовании факт отсутствия динамики временных параметров КСВП и ДСВП при нейросенсорных нарушениях слуха указывает на глубокие морфофункциональные изменения, происходящие на разных уровнях слухового анализатора. Наличие более коротколатентных КСВП и ДСВП у детей с нейросенсорными нарушениями по сравнению с СВП нормально слышащих детей, очевидно, связано с упрощением морфофункциональной организации стволовых и корковых отделов слухового анализатора, обусловленным уменьшением количества нервных элементов, участвующих в приеме и переработке слуховой информации и меньшей их дифференцированностью в случаях патологии.

Исследование порогов слуховой чувствительности у детей первых месяцев жизни (2-5 мес.) жизни выявило низкий процент детей с грубым нарушением слуха, в среднем пороги колебались в пределах 60-70 дБ. Этот факт представляется крайне важным, так как позволяют предполагать, что врожденные или рано возникшие нарушения слухового анализатора, как правило, не характеризуются значительными потерями слуха. Своевременная коррекция дефекта может предотвратить вторичные депривационные изменения, обусловленные ограничением сенсорного опыта, и обеспечить развитие слуховой функции. В работе Гетце (1983) указывается на решающее значение раннего, с первых недель жизни, слухопротезирования и ранней работы по развитию слуховой функции. Установлено, что в тех случаях, когда слухопротезирование проводилось в возрасте до 4-5 месяцев, у детей наблюдались более значительные успехи в аудиолого-педагогической коррекции, чем у детей, протезировавшихся в более поздние сроки.

В комплексе электрофизиологических исследований слуха особое место принадлежит сопоставлению порогов появления СВП с порогами слуховой чувствительности, установленными по поведенческой аудиометрии.

Сопоставление результатов электрокорковой аудиометрии с данными исследования поведенческих реакций выявило у детей в возрасте 2 месяца – 2 года расхождение порогов слуховой чувствительности. Так, на тоны частотой 1000 Гц в 69 % величина расхождения превышала 25 дБ., в остальных случаях величина колебалась в пределах 10-15 дБ. Выраженность указанных расхождений порогов слуховой чувствительности у детей первых месяцев и лет жизни может быть обусловлена тем, что данные о состоянии слуха ребенка, полученные при регистрации поведенческих реакций, часто бывают завышенными. Опыт исследования порогов слуховой чувствительности в свободном звуковом поле свидетельствует о неустойчивости компонентов ориентировочного рефлекса: у одних детей реакции возникают спонтанно, тогда как у других они обнаруживаются лишь при высоких интенсивностях звуковых стимулов (Кузьмичева Е.П.,1983). Л.В. Нейман (1965) обращает внимание на то, что у детей , с нарушением слуха, отсутствуют навыки прислушивания к звуку и в связи с этим они реагируют лишь на стимулы, интенсивность которых значительно превышает пороговую, что приводит к гипердиагностике степени нарушения слуха.

Анализ результатов исследования в соответствии с ранее полученными данными Л.А. Новиковой, Н.В. Рыбалко (1987), Л.А. Новиковой, З.С. Алиевой (1995) свидетельствует о зависимости величины и частоты встречаемости расхождений порогов слуховой чувствительности по электрофизиологическим и поведенческим реакциям от возраста и слухового опыта и позволяет прийти к заключению о том, что с помощью объективных методов можно выявить предельные сенсорные возможности слуховой чувствительности. Однако при отсутствии своевременной акустической коррекции и аудиолого-педагогической работы с детьми, направленной на развитие слуховой функции, резервные возможности могут быть не реализованы вследствие депривационных изменений, возникающих в слуховой системе при дефиците афферентации, что приводит к повышению порогов слуховой чувствительности с возрастом. Наличие пороговых ВП, отражающих приход возбуждения в кору, является необходимым, но недостаточным для возникновения слуховых ощущений. Дефицит слуховых ощущений приводит к несформированности или нарушению сложных систем связей, обеспечивающих восприятие и опознание звукового стимула при сохранности нервных элементов проекционных отделов слуховой коры, являющихся основным генератором ДСВП. Можно думать, что в случаях нейросенсорных нарушений в слуховой системе вследствие дефицита афферентации могут наступать морфофункциональные изменения, усугубляющие первичный дефект. Вероятно наибольшую чувствительность к депривации проявляют структуры слухового анализатора, обеспечивающие высшие интегративные функции, о чем свидетельствует более высокий процент повышения порогов слуховой чувствительности по поведенческим реакциям. При длительном ограничении слухового опыта депривационные изменения могут затрагивать не только высшие интегративные функции, связанные с восприятием и опознанием акустических раздражителей, но и развиваться на более низких уровнях интеграции слуховой информации- в проекционных областях коры, на что указывает повышение с возрастом порогов слуховой чувствительности по электрокорковым реакциям при нейросенсорной глухоте.

Важным представляется факт, свидетельствующий об относительной стабильности порогов слуховой чувствительности по данным КСВП, что может служить еще одним убедительным доказательством депривационных процессов на более высоких уровнях слухового анализатора.

Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста

Светлана Аксенова
Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы…

Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.

Последовательность игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.

Что такое слуховое восприятие?

Слуховое восприятие – это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Фонематическое восприятие – это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Этапы развития слухового восприятия

в 0-1 месяца младенец вздрагивает или моргает при резком звуке;

в 0-2 месяца прислушивается к звуку колокольчика, погремушки;

в 1,5-2 месяца слышит голос взрослого и реагирует на него улыбкой. Замирает при появлении нового звука на фоне других;

в 2-3 месяца ребенок начинает отчетливо реагировать на пение и музыку, издавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками;

4-месячный ребенок откликается на обращение к нему по имени. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора;

в 5-6 месяцев малыш поворачивает голову на источник звука, находит его глазами. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам;

в 7-8 месяцев интересуется предметами, производящими звук;

в 10-11 месяцев поворачиваясь, сидя и стоя находит глазами источник звука, даже если он за спиной.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.

Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;

звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Игры для развития физического слуха

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытыми глазами (или не выходя из дома).

– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

«Найди, что тикает (звенит, жужжит и т. д. !» или соревнование:

«Кто больше звуков услышит?»

В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет – источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

Оборудование: детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем – четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков используйте ширму (в качестве ширмы можно использовать перевернутый набок детский столик, или попросите ребенка повернуться спиной. Педагог поочередно извлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, выбрать и показать картинку с изображением данного инструмента или, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможно звукоподражанием: «та-та-та» – барабан, «ду-ду» – дудочка, «бом-бом» – бубен и т. п.).

В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок в группе должна быть полная тишина, чтобы определить загаданный звук от других звуковых впечатлений, а также для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться и оценить ответы друг друга.

Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.

Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»

Лариса Бабась
Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»

Мастер класс для родителей

«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»

Подготовила учитель-логопед Бабась Л. В.

Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.

Уважаемые родители!

Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Сегодня речь пойдет о развитии слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:

• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;

• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;

• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

Игры на развитие физического слуха.

цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);

– Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь?

И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.

Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.

(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)

Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.

– Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.

оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.

Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.

(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)

Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточится на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее невозможно научится понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический слух. Эту способность нужно развивать с первых дней жизни. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка «та-та-та или ба-аб-аб». Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи.

Игры на развитие речевого слуха

цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.

оборудование: игрушки – кошка, собака, лошадка, корова, лягушка и т. д.

Ход игры: Пряча игрушки за ширмой или в коробке, взрослый подает сигнал – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «ква-ква») и просит ребенка послушать и отгадать – кто там? Ребенок может ответить любым доступным способом: показать картинку с изображением этого животного, назвать его словом или звукоподражанием (в зависимости от его речевых возможностей).

– Послушай внимательно. Кто там кричит? Собака? Давай посмотрим. Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит? и т. д.

цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова.

оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание: я буду называть игрушки, а ты найди ее и дай мне.

Например: мяч (ребенок находит мяч). Молодец! Что ты принес? (ответ ребенка) или матрешка (ребенок находит и приносит игрушку).

Задания можно усложнять: предложить принести 2-3 игрушки или подобрать игрушки с похожими названиями (мишка, шишка, малышка, пушка, подушка и т. д.)

Игры на умение слушать слова и выполнять действия.

Физминутка для родителей

Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? (ответы родителей). Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Если я говорю: «Зеленый» – вы топаете ногами; «Желтый» – хлопаете в ладоши; «Красный» – тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

Также важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить перемещать предметы по заданию: «Открой шкаф, достань книгу и положи на стол» или «Возьми со стола мишку и посади на диван».

цель: умение внимательно слушать слова; развивать мышление.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления

ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» – показать малышу продукты питания, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, – это съедобное, а то что нельзя есть, – это несъедобное.

В эту игру можно играть на полу. Взрослый объясняет задание: я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай, если я назвали съедобное, то что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то что есть нельзя, – оттолкни мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч называя слова: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «яблоко» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова. Вначале лучше эту игру проводить в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает.

Таким образом, основная задача родителей — открыть для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

До новых встреч!

(предлагаю родителям буклет с играми на развитие неречевого и речевого слуха)

Дидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме «Работа над звуком [Ч]. Осень» Нутикова Евгения Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме «Работа над звуком [Ч]. Осень».

Консультация для родителей. «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Консультация для родителей. «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Дети – это самое большое счастье для родителей.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Зрительное восприятие – способность осмысливать.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов и родителей.

Мастер-класс для родителей. «Художественно-творческое развитие детей в семье» Хочу представить свой мастер – класс для родителей по теме: “Художественно-творчестворческое развитие детей в семье”. Цель: помочь родителям.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий» форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители средней группы. Количество участников: 10 человек. Задачи: 1. Раскрыть влияние мелкой.

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Возраст: 2 мл, группа. Тема: Сенсорное развитие ребенка Подготовила: воспитатель.

Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками может рассматриваться как одно из.

Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста

как помочь ребенку начать говорить

Продолжаю тему раннего речевого развития ребенка. В этой части я расскажу о необходимых условиях для полноценного речевого развития ребенка раннего возраста. Таковыми являются развитие слухового внимания и развитие ритмических способностей малыша.

С момента рождения человека окружает множество звуков: шум машин, дождя, шелест листьев, музыка, речь людей. Но новорожденный ребенок не способен еще их различить и оценить их красоту и разнообразие. Все это происходит по истечении времени. Но для того, чтобы это произошло, малыш должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться непроизвольное внимание. Умение сосредоточиться на словах взрослого – это необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.

По мере роста и развития ребенка будет увеличиваться объем слухового внимания, его устойчивость, начнет развиваться его произвольность. К 2-3 годам малыш уже сможет слушать небольшие стихи, сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Репка”, “Как коза избушку строила” и другие), рассказы (Л. Толстого, К. Ушинского).

Занятия по развитию слухового внимания можно начинать уже в 1,5 месяца. Предлагаю программу развития слухового внимания по месяцам.

Развитие слухового внимания в 1,5 месяца

В этом возрасте очень полезна для малыша будет игра “Где колокольчик?”. Она развивает слуховое восприятие, умение определять направление звука, что очень важно для полноценного развития речи.
Ход игры: позвоните в колокольчик и дождитесь поворота головы малыша на звук. Измените расположение звоночка.


Развитие слухового внимания в 2 месяца

С 2-2,5 месяцев для занятий используйте звучащие игрушки, которые помогут привлечь внимание малыша. С этой целью акцентируйте его внимание пением, разговором, произнесением отдельных слов. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации.

Развитие слухового внимания в 4-5 месяцев

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Развитие слухового внимания в 6-7 месяцев

С 6-7 месяцев хорошо играть в игру “Где звучит игрушка?”. Для игры понадобится бубен. Покажите малышу бубен. Затем постучите по нему рукой, напевая: “Ля-ля-ля”. Потом возьмите за руку малыша, побуждая его постучать по бубну, продолжая нараспев четко произносить: “Ля-ля-ля”, таким образом привлекая внимание ребенка к звукоподражанию. Игра повторяется 3-4 раза.
Аналогично игра может проводиться с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук), колокольчиком (динь-динь), барабаном (та-та-та).

Вариант игрового упражнения “Где звучит игрушка?”.
Покажите малышу погремушку. Прочтите стихотворение Н. Френкель “Погремушки”:

    Динь-дон, дили, дили,
    Погремушки нам купили.
    У Марины, у Танюшки
    И у Вовы погремушки.
    И звенит со всех сторон:
    Дили, дили, дили, дон.

Затем воспроизводите погремушкой звук, побуждая малыша повторить: “Дон-дон”.

Далее старайтесь использовать игровые приемы на развитие слухового внимания ежедневно.

1. Обращайте внимание на “домашние звуки”. Спрашивайте: “Что там шумит?” (миксер, капает вода из крана, работает холодильник, стиральная машина. ), “Кто разговаривает?”, “Кто смеется?” и так далее.

2. Предложите малышу послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, с улицы.

3. Привлекайте внимание крохи: “Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь (дует ветер, едет машина, летит самолет и т.п.)?

4. Покажите своему малышу различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

5. Покажите 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малышка не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево. Позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

6. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Малыш отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много). Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.

7. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

8. Учите ребенка различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру. Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать крохе: “Мяу” громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот).

10. Для занятий можно использовать металлофон, губную гармошку, барабан. Произведите какую-нибудь простую мелодию (отстучите ритм на барабане). Пусть ребенок послушает. Затем предложите ему сочинить свою музыку. Малыш может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

11. Перед выполнением этого упражнения сначала прочтите ребенку русскую народную сказку “Три медведя”. Затем, меняя высоту голоса, попросите ребенка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Реплики одни и те же:
“Кто сидел на моем стуле?”
“Кто ел из моей чашки?”
“Кто спал в моей постели?”
“Кто же был в нашем доме?”
Произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Если малыш затрудняется назвать персонаж по имени, предложите ему соответствующее изображение на картинке. Когда кроха научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

12. Упражнение “Положим куклу спать” (проводится с игрушками).

На звук “а” укладываем куклу спать:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
А-а, а-а, а-а. (попросите ребенка повторить звук)

На звук “У” укладываем спать бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок.
У-у, у-у, у-у.

На звук “И” укладываем мышку спать:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
И-и, и-и, и-и.

13. Различение звуков “МУ”, “МЯУ”.
Показать ребенку картинку, на которой нарисована кошка. Назвать слово (“кошка”) и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить. Затем показать картинку с изображением коровы и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить.
– Покажи, где кошка (корова)? Как говорит кошка (корова)?
Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний.
– Кто кричит: “Му” (“Мяу”)?

Важным условием для правильного речевого развития является развитие ритмических способностей ребенка. И совершенно верно высказывание швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далъкроза о том, что “музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека”.

РИТМ (как определяет словарь) – это временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временных и пространственных величин.

По мнению К.В. Тарасовой (исследователя музыкальных способностей ребенка), чувство ритма имеет три основных компонента:
темп – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
метр – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
ритмический рисунок – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Развитие ритмических способностей наряду с развитием слухового внимания также имеет большое значение для становления речи.

Небольшое отступление к неврологии.

У каждого полушария человеческого мозга свои функции. Левое полушарие несет ответственность за логическое мышление, правое полушарие отвечает за интуицию, восприятие цвета, звуков, образов. Впечатления и мимолетные образы, которое “уловило” правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события.

Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело. Многочисленные исследования неврологов и нейропсихологов, логопедов доказывают, что если у ребенка несовершенно чувство ритма, то это приводит к темповой задержке становления речи, к нарушению ее интонационной выразительности.

Уже в ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, затем чередование разных слогов. Ученые отмечают тесную взаимосвязь между лепетом и ритмичными движениями младенца: малыш ритмично взмахивает руками, стучит погремушкой и при этом выкрикивает слоги лепета в ритм движений. Как только движения прекращаются, малыш умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с формированием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сферами. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движений. Умение правильно воспроизводить различные ритмические рисунки способствуют в дальнейшем правильному воспроизведению ритмического рисунка слов и их слоговой структуры.

Предлагаю задания, которые помогут развить чувство ритма у вашего малыша.

1. Работу по формированию чувства ритма желательно начинать с первых месяцев жизни. Сначала это должен быть массаж с пением или использованием потешек, пестушек. Более подробный материал вы найдете первой части данного цикла статей “Как помочь ребенку начать говорить”

2. В 1,5-2 месяца начинайте танцевать под музыку (или напевайте сами) с малышом. Возьмите кроху на руки, включите музыку (напевайте) и покачивайте малыша, наклоняйте, подбрасывайте в такт музыке, кружитесь с ним по комнате. Можно двигать ручкой малыша, трясти погремушкой, делать ритмичные движения платком. Со второго месяца жизни вашего малыша к массажу добавьте гимнастику с пением.

3. С 4-5 месяца жизни уже можно вводить метрическую пульсацию, выстукивание “в такт” фонограмме или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах.

5. В конце первого года жизни – начале второго давайте малышу слушать музыку, детские песенки, инсценировки сказок. С этого возраста приучайте слушать классическую музыку. Включайте ее, когда укладываете ребенка спать или когда он занят с игрушкой.

5. Поощряйте движения под музыку. Как можно чаще предоставляйте ему возможность самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии.

6. Учите своего малыша воспроизводить тот или иной ритмический рисунок хлопками, постукиванием.

7. Большинство малышей любят играть с кухонной утварью. Устройте вместе с ним домашний оркестр из кухонной посуды. Восторгу крохи не будет предела! Меняйте темп движения: отстукивайте ритм то быстрее, то медленнее, то тише, то громче.

8. Предлагайте малышу музыкальные игры, роль которых в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Все без исключения малыши обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа “Каравай”, “По кочкам”, “Баба сеяла горох” и др. Пусть ребенок пританцовывает, подпевает (как может). И нет ничего страшного в том, что ваша кроха проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Со временем малыш научится и начнет петь небольшие песенки целиком, хотя и неправильно произнося звуки. И пусть вас это не смущает и не пугает. Пойте песню вместе с ним.

9. Подбирайте рифмующиеся слова. С ребенком с 2 лет можно поиграть в игру “Подскажи словечко”. Для этого используйте хорошо знакомые ему четверостишия. Вы начинаете строчку, ребенок добавляет слово.
Например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке . (лапу)
* * *
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался . (зайка)
* * *
Стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака очень хорошо подойдут к этой игре.

Если используете стихотворения незнакомые или малознакомые ребенку, то сначала прочитайте все стихотворение малышу.

Затем прочтите еще раз, одновременно отстукивая ритм ручкой или ножкой ребенка. И потом еще раз читайте, выделяя паузой рифмующиеся слова, как бы ожидая от ребенка продолжения.

10. Предлагайте ребенку послушать тиканье часов (будильник, наручные часы). Замечательно, если есть возможность послушать стенные или напольные часы с боем.

11. Если в доме есть фонендоскоп, то предложите малышу послушать удары сердца его собственного, мамы, папы и других членов семьи.

12. С 3-х лет малышей можно водить на концерты классической музыки. Начинайте с детских абонементов. Для жителей Москвы могу порекомендовать Московский Международный Дом музыки на Павелецкой. Замечательные музыкальные занятия и встречи проводятся также по абонементам для детей в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Концертный зал им. Чайковского предлагает для малышей цикл программ “Сказки с оркестром”. Камерный зал Московской филармонии – абонемент “Учимся слушать музыку”.

Басов М.Я. Движения под музыку. – М, 1975.
Введение в психодиагностику. / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 2000.
Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.
Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. – М., 1973.
Россихина В.П. Александрова Н.Г. и ритмика Далькроза в нашей стране. – В кн.: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 3. М., 1982.
Бериташвили И.О. Нейрофизиология и нейропсихология. М.; Наука, 1975.
Галстян Р.В. Исследование ритма некоторых гимнастических упражнений и значение формирования представления о нем в процессе обучения гимнастов: Дисс. канд.пед.наук. М.,1971.
Парна И.Я. Ритм, жизнь и творчество. М.-Л.: Петроград, 1925.

Комментарии к статье
Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста

Спасибо большое за статью. 08.01.2012, 21:54
Ольга

Спасибо большое за статью, именно такое давно искала. 12.01.2012, 10:03
Светлана

Спасибо.Очень хорошая и полезная статья.
09.03.2012, 16:39
танхен

случайно нашла.весьма полезная информация и в доступной форме.спасибо,обязательно использую. 25.05.2012, 18:48
vadik78

Замечательная статья! Много не только теории, но и практического материала.Может быть хорошим подспорьем не только родителям, но и специалистам, работающим с детьми. СПАСИБО! 14.09.2012, 23:15
Марьяша

Очень понравилось и огромное спасибо за стихи и песни 24.11.2012, 22:17
катя

случайно нашла эту информацию, очень кстати, спасибки!) 08.01.2013, 20:05
анна

все понравилось, большое спасибо 21.01.2013, 19:14
Ирина

Скажите, пожалуйста, на какой возраст расчитана программа? 30.01.2013, 07:21
Оксана Сергеевна

Материал занятий расчитан на возраст от 3 месяцев до 2 лет. 04.10.2013, 22:12
Татьяна

Спасибо!Очень полезная статья!Скажите,а все же как правильно читать в плане разнообразия малышам 2 лет.Т.е. читать каждый день разные книги с целью прочтения нового и интересного ,либо в течении дня одну и ту же книгу,чтобы развивать речь малыша? 16.02.2014, 18:23
татя

ищу колыбельную она начинается со слов == ты чего не спишь крошка зернышко глубоко в земле далеко. от того не сплю солнце чувствую значит вскорости быть весне . = ты чено не спишь речка быстрая . а вот дальше потеряли слова помогите найти . у вас такой сайт хороший . 16.07.2019, 19:40
Ника

Очень полезная статья! Ребенку нужно читать разные книги, в том числе и новых авторов. 13.01.2020, 16:09
Роберт

На каком языке происходи общение с ребёнком глупые словосочетания ничего общего не имеющие с русским языком улюлюющий,гугугусющий язык стыдно коверкать Русский язык ,но смешно

Читайте также:  Использование проектной технологии в логопедической работе
Ссылка на основную публикацию