Логопедическое занятие в 3 классе – Правописание безударной гласной в корне слов

Конспект занятия “Безударная гласная”

Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

– развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
– развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
– обогащение словаря,
– развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

– формирование умения подбирать проверочные слова,
– развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
– предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

– развитие познавательной активности детей.

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

– круговые движения ладонями,
– поперечные движения всеми пальчиками,
– круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
– передача шарика пальчиками,
– вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

Попросить одного ученика прочитать это письмо:
«Я хотел составить рассказ по картинке, но не знаю, как пишутся некоторые слова. Ребята, помогите мне».

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
– Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
– Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
– Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
– Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
– Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
– Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один – много».

ОДИН– МНОГО
лиса
пчела( по картинкам )
река
глаза
столы



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.
Например: лиса – лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
– Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

9. У нас накопился словарик (прочитать хором). Что общего в этих словах?

– Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

– Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
– Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.

Логопедическое занятие в 3-м классе КРО по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”

Задачи:

  • Закреплять правило правописания безударных гласных в корне.
  • Упражнять в подборе проверочных слов.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику.
  • Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: домик с гласными буквами, стихотворение “Безударные гласные”, ребусы, сигнальные значки, сюжетные картинки, карточки с предложениями, стихотворение “Козленок”.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы занятия.

1. Ребята, разгадайте ребусы.

– Что нужно сделать, чтобы найти ударный гласный?

– Как называется слог, на который падает ударение?

– А на который не падает ударение?

– Как звучат гласные звуки, в безударном положении? (нечетко).

– Что нужно сделать, чтобы безударный гласный в слове звучал четко?

(нужно подобрать родственное слово, в котором на данный сомнительный гласный падает ударение).

2. Ребята послушайте стихотворение.

Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья –
Вызывает он сомненья.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Ударенье проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.

3. – Кто сообщит тему сегодняшнего занятия?

– Ребята, поместите в домик гласные, которые сходно звучат в безударной позиции.

4. Игра “Самый внимательный”.

– У вас на столах лежат сигнальные карточки с гласными буквами. Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы про себя проверите слово и поднимите карточку с нужной буквой.

– Слова: трава, роса, змея, хитрец, кольцо, перо, скала, стекло, длина, окно, пчела, тянуть, точить.

Если кто- то из детей поднял не ту букву, то тут же проверяем, находим ошибку.

5. Игра “Найди проверочное слово”.

– На доске записаны слова, вам нужно отобрать и выписать только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам.

Перед выполнением задания упражнение “Кулачок, ребро, ладонь”.

Садовый – посадить, посадка, сады, садик, садовник;

Лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;

– Лиса – лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;

– Снежок – снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.

6. Физминутка. “Как живёшь?”

7. На столах у каждого из вас лежат карточки с сюжетными картинками.

Нужно по ним составить предложения и записать предложения в тетрадь по образцу, который, лежит перед вами.

Перед выполнением пальчиковая гимнастика “Цветок”.

– Снегирь (снег) сидит на ветке.

8. На листе записано стихотворение “Козлёнок”, с пропущенными сомнительными гласными и размещено на доске.

– Ребята, прочитайте стихотворение. Попробуйте назвать слова, в которых пропущены гласные. Вставьте сомнительные гласные в слова и подберите проверочное слово к ним.

Как у нас – к..зёл,
Как у нас – с..дой,
Что за умница был,
Сам и по воду х..дил,
Сам и кашу в..рил,
Деда с бабкой к..рмил.

9. Зрительный диктант.

– Ребята, сейчас напишем зрительный диктант. Вам нужно не только запомнить предложение, но и записать правильно пропущенную букву. Что нужно для этого сделать? (надо найти проверочное слово).

Дуют х..лодные ветры.
Г..лодные звери рыщут в л..сах.
Во дв..ре много д..тей.
Л..са была х..тра.
Громко в..сной тр..щат сороки.

III. Вывод.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме ‘Дифференциация звуков и букв Т-Ц’

Назовите тему нашего занятия. Какие упражнения и игры вам понравились больше? Назовите правило безударных гласных. Чьи ответы вам понравились? Оцениваю каждого учащегося.

Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Конспект логопедического занятия по теме:

«Безударные гласные в корне слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_zanyatiya_log._3_kl_bezudarnye_gl.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме:

«Безударные гласные в корне слова»

– Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.

– фонематических процессов (слуха, воображения);

– наблюдательности, умения объяснять;

– мелкой и артикуляционной моторики;

– ориентировки в пространстве;

-зрительного восприятия, внимания;

-совершенствование связной речи;

-Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: Профили артикуляции, зеркала, плакат со снеговиками, картина елочки со словами ( в форме шаров), снежинки с загадками, конверты с заданиями.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?

Начнем наше занятие с хорошим, радостным настроением.

2. Сообщение темы занятия: Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на занятии, вам необходимо посмотреть на доску ( на доске две таблички со словами «з…ма – зимы), кто поможет мне назвать тему занятия?

Тема нашего занятия «Безударная гласная в корнях слова». Ваша задача – научиться быстро и точно находить проверочные слова для правильного написания безударных гласных в корнях слов.

Широко открыть рот, четко закрыть.

(удержать под счет 5)

Приподнять верхнюю губу до десен

Опустить нижнюю губу до десен

Обтянуть губами зубы

Укрепить губы, говоря звуки п-п-п

1.Высунуть спокойный, ненапряженный язык.

2.Положить кончик языка на верхнюю губу, затем на нижнюю.

3.Поднимать и опускать кончик языка внутри рта, а потом перед зубами.

4.Опустить кончик языка за нижние зубы и произнести песенку водички с- с-с, затем песенку комарика.

5. Поднять кончик язычка на бугорочки за верхними зубами и произнести ш-ш-ш, затем ж-ж-ж.

Глубокий вдох через нос (на счет1-5), выдох через рот.

На выдохе произнести скороговорку.

«Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках».

Произнесение вначале медленно, затем быстрее, быстро, тихо, громко.

4.Задания, направленные на совершенствование навыка правописания безударной гласной в корнях слова.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Игра «Четвертый лишний». Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте.

Январь, апрель, декабрь, февраль.

Ребята, к нам на занятие пришли интересные человечки, догадайтесь кто они? А для этого отгадайте загадку.

А весною исчезают
Потому что быстро тают

Зимние месяцы пришли вместе с ними, и приготовили для вас интересные задания.

1. задание предлагает вам зимний месяц, догадайтесь какой?

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет –

Мы встречаем Новый год

1. Прочитайте. Выпишите парами однокоренные слова. Сначала, чтобы гласная была ударной, затем безударной.

Сосна, вода, дела, трава__

Проверить надо все слова.

Стоп! Писать опасно!

Слуху не доверяйте__

Сосны, воды, дело, травы

А теперь пишите смело.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

2.задание предлагает зимний месяц, а вы догадайтесь какой?

1. Игра: «Эстафета».

На доске записаны столбики слов с безударными гласными. Необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

2. Игра: « Украсим елочку».

На веточках написаны буквы и отдельно даны игрушки с пропущенными буквами. Возьмите игрушку, вставьте пропущенную букву и повесьте ее на веточку с той с той гласной, которую по вашему мнению надо написать. (ответ обосновать)

(сн…жинка, сн…говик, р…ка, тр…ва, к…вер, к…рмушка, с…ва, гр…бы, стр…жи, р…ды)

Физминутка «Хлопья белые»

Хлопья белые летят (бег на месте)

Холоднее стало (приседания)

Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево вправо)

Ты не испугала (прыжки на месте)

Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.

3 задание предлагает зимний месяц, догадайтесь какой?

Последний зимний месяц жаль,

Кроткий самый он…

Игра: « Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять

1. Игра: «Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

1. Игра: «Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

С неба падает зимою

И кружится над землею

1. Игра: «Отгадай загадку».

Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)

Когда это бывает?

2. Задание на внимание.

Снеговики написали вам письма о зиме. Но в этих письмах много ошибок, на безударные гласные, нет связи между предложениями.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

На берегу р…ки стоит с…сна.

Она живет в н…ре.

З…мой и летом она зеленая.

Под с…сной сидит л…са.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

На сн…гу видны сл…ды.

И на з…мле лежит снег. Пришла з…ма.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Вот и пришла х…лодная з…ма.

Тихо з…мой в л…су.

Лед сковал реки и …зера.

Побелели п…ля и луга.

2. Задание на внимание.

Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.

Дети лепят сн…говика.

Утром был сн…гопад.

Тяжелые шапки снега лежат на ветвях д…ревьев и на кустах.

– Со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?

– Какой мы итог подведем?

Чтение стихотворения декабря. Что мы будем делать с безударными гласными? (Проверять)

Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!

У вас на партах находятся значки. Выберите значок, который вам подходит. Мне было приятно с вами работать. Спасибо.

Конспект логопедического занятия “Безударные гласные”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

Тема: Безударные гласные

логопедическая: выделение гласных звуков из слов;

грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;

уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;

развивать функции словоизменения;

воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

I. Организационный момент

1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).

2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике

Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;

– Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?

Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.

Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.

(Дети записывают тему занятия в тетрадях)

II. Основная часть

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.

(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)

2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.

Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.

Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».

(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)

В помощь логопед задает вопросы:

а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.

– Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?

(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).

Слова, обозначающие признаки предмета

Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?

(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)

Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.

(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).

– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.

(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Логопед: А какого цвета бывают цветы?

(Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

(Дети выполняют соответствующие движения под счёт).

Слова, обозначающие действия предметов

Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?

Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).

Развитие функции словоизменения

Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.

В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).

Развитие валентностей слова «цветной»

Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.

(Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)

В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?

Развитие связной речи

Работа с деформированным предложением и текстом.

(Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой).

– А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?

(Дети выполняют задание в тетрадях)

Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.

В саду расцвели белые розы.

На стене висит цветной ковер.

Лицо цветовода цветет от радости.

III. Итог занятия

– О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

– О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.

Конспекты логопедических занятий.

Логопедическое занятие для 2-го класса по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”.

Образовательная – познакомить учеников с разными возможностями проверки безударных гласных в корне слова.

Развивающая – сформировать навык распознавать орфографические ошибки.

Воспитательная – способствовать развитию чувства любви к Родине через правописание.

  1. Способствовать развитию умения различать особенности в написании слов с безударными гласными.
  2. Развивать логические и мыслительные процессы у школьников
  3. Формировать у учеников доказательство своей точки зрения, а также контролировать и подвергать критике свои и чужие действия и поступки.

На занятии были использованы методы проблемного диалога, эвристического обучения.

Этапы

Формирование УУД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Метод, прием

I .Актуализация знаний

II .Формулирование проблемы (темы) с дальнейшим планом действий.

III . Развитие умений, применение знаний.

V .Самостоятельная работа

VII . Итог занятия.

Здравствуйте. Логопед здоровается с учениками.

-Логопед акцентирует внимание на себе:

-Сегодня, наше занятие пройдет в форме игры. А тему нашего занятия вы вскоре сами попытаетесь назвать.

Итак, на доске написано волшебное слово, которое мы сможем прочесть, но только тогда, когда мы вместе с вами преодолеем все препятствия на занятии. А препятствиями сегодня для нас будут не сложные, как я думаю, задания.

-За каждое выполненное испытание будет появляться буква этого слова по порядку. И нам только необходимо охарактеризовать данный звук.

– Ребята, вы согласны с этими условиями? Тогда проявите друг к другу понимание, слушайте и не перебивайте друг друга, старайтесь отвечать полными фразами.

Прочитайте, пожалуйста, фразу и расставьте пробелы там, где это необходимо.

Зв.. риные сл.ды в..днелись на сн..гу.

– Какое правило отображает данное предложение?

Запишите, пожалуйста, предложение и выделите карандашом безударные буквы.

– Вы прекрасно выполнили первое испытание, и поэтому открываем первую букву: Э- чудесно! Произнесите правильно на выдохе этот звук: Э-э-э. Какой это звук? (гласный).

– Я так понимаю, вы уже догадались, о какой теме будет сегодня идти речь на занятии?

Правильно, “Правописание безударных гласных в корне слова”.

2.Вы заинтригованы, какая будет следующая буква в нашем волшебном слове! Тогда допишите пропущенные слова в правиле о правописании безударных гласных:

2.( Выдели) … корень

3. Подбери … (проверочное) слово

– Неужели, мы узнаем следующую букву в нашем таинственном слове: Р. Произнесите на выдохе этот звук: Р-р. Охарактеризуйте этот звук? (согласный, звонкий, сонорный).

3.Сейчас вы воспользуетесь своим умением анализировать: Подумайте хорошо, что особенного в словах.

В данном случае, в каждом слове выделите безударную гласную, поставьте ударение, найдите общие признаки:

Пальто, петух, профессия, пшеница, победа,

герой, картина, компот, лопата, животное.

– Прочитайте эти слова. В чем особенность этих слов?

Где можно проверить орфографию данных слов?

– Молодцы, открываем следующую букву: У. Произнесите на выдохе этот звук: У-у. Какой это звук? (гласный).

4. “Найди лишнее слово” – игра.

солить, берега, ведро, капуста (береза)

морской, водица, земля (корабль)

– Какое слово лишнее и почему? (Все отгадки с правилом темы занятия).

Обратимся к алгоритму проверки слов, как будем проверять слова?

Безупречно отгадали нашу следующую букву Д. Произнесите на выдохе этот звук: Д-д. Какой это звук? (согласный, звонкий).

5. Ребята, прочитайте слова. Что общего в них и почему?

Родители, родство, Родина, родословная

(Это – однокоренные слова, имеют общее лексическое значение)

– Всем ли известны значения этих слов?

Почему эти слова очень важны для каждого из нас и почему?

Родина – это место, где мы были рождены; родители – люди, которые нас любят и воспитывают; родословная – семейное древо.

– Где вы родились? Как относитесь к своим родителям? (Ответы детей)

Запись предложений: Я родился в Сургуте. Мы любим своих родителей.

– Выделите корень в однокоренных словах.

Как всегда, вы успешно справились с данным заданием!

Вы награждаетесь еще одной буквой в нашем таинственном слове – буква И. Произнесите на выдохе этот звук: И-и-и. Какой это звук? (гласный).

. Произнесите на выдохе этот звук: И-и-и. Какой это звук? (гласный).

А сейчас, давайте, немножко отдохнем:

5. Физическая минутка.

Ручки вверх мы поднимаем,

Чтоб затем их опустить.

Ручки в стороны разводим

Чтоб прижать к себе скорей

Чтоб потом быстрей, быстрей

Хлопать было веселей.

– За прекрасное выполнение физпаузы, мы откроем следующую букву Т. Произнесите на выдохе этот звук: Т-т. Какой звук? (согласный, глухой).

– Эрудит – кто это?

Где можно узнать значение этого слова? (в словаре).

Можно ли к нам применить данное слово? Думаю, да.

Ребята, вы молодцы, справились с заданием, давайте теперь раз мы все знающие эрудиты.

Закрепим пройденный материал.

7.Работа с карточками.

– Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы (я, а, и, е, о) и проверьте их правописание.

Вы сегодня все молодцы.

Что на занятии мы сегодня разбирали?

Что интересного было на занятии?

Главное, ребята, запомните, отчего зависит правописание безударных гласных.

Ученики читают хором стихотворение.

Вызывает в нас сомнения

Звук без ударения.

Под ударением мы пишем,

Только то, что четко слышим.

С сегодняшнего дня каждый из вас может считать себя эрудитом в безударных гласных. Так держать!

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой обучающихся 3 класса. Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Орг. момент Приветствие детей:
– Вот и снова дан звонок, начинается урок.
Интересные задания – для вас.
Пожелаем вам удачи, в добрый час! Настраиваются на урок. Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничестваII. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – Вспомним, чему учились на прошлых уроках?
– Какие слова называются родственными?
– Проверим ваши знания. Выполним задание «4-ый лишний». Прочитайте слова, выделите корень. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.
Полёт гора медовый вода
лето горе медок провод
лётчик горка медный водичка
летать горный мёд водяной Ответы детей: Учились подбирать родственные слова, выделять корень.
Родственные слова – слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению.
Каждый ребёнок поочерёдно выполняет задание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
III. Постановка учебной задачи – Тему нашего урока вы узнаете, выполнив следующее задание. Прочитайте слова, поставьте ударение, выделите корень, вставьте пропущенные буквы маркером, объясните написание:
Св_сток зв_нитьм_рковь л_гушка- На какие две группы можно разделить эти слова? Слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). Какая тема урока? Поверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
– Какую цель поставим? Чему будем учиться на уроке?
– Учиться грамотно писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова. Дети поочерёдно выполняют задание (читают слово, ставят ударение, выделяют корень и подбирают проверочные слова, вставляют карточку-букву). Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
IV. Построение проекта выхода из затруднения – Скажите, как мы можем проверить написание словарных слов? С помощью орфографического словаря (показ). А лучше словарные слова запоминать, т.к. не всегда в жизни мы можем воспользоваться орфографическим словарём.
– Как мы должны проверять проверяемую безударную гласную в корне слова?
– Вспомним правило правописания безударной гласной в корне слова. (Показ наглядного пособия с правилом после ответов детей)
– Учёные подсчитали, что это правило чаще других применяется в русском языке.
– А ещё я предлагаю запомнить небольшой стишок:
Если буква гласная вызвала сомнение
Ты её немедленно поставь под ударение.
– Предлагаю поработать в группе и составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. Для чего? Чтобы запомнить, какие действия мы должны совершать по порядку для проверки безударной гласной.
Алгоритм проверки безударной гласной в корне словаПрочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень.
Подбери проверочное слово: измени слово или подбери родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Запиши слово, вставляя букву, подчеркни орфограмму.
Дети называют правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.
На магнитной доске плакат с алгоритмом и пунктами.
Дети в группе составляют порядок действий и прикрепляют на плакат по пунктам на магниты. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
VI. Подготовка кистей и пальцев рук к письму – Прежде, чем приступить к выполнению письменных упражнений сделаем массаж кистей и пальцев рук при помощи массажных мячей. Дети повторяют за логопедом движения.

VП. Первичное закрепление
1-е упражнение «Лестница».
– Используя алгоритм проверки безударной гласной, «спуститесь по лестнице». На доске – слова:
Пов_рстр_лак_бинагр_чатад_журный
п_чтальонск_листыйм_линовый- Назовите словарные слова? Проверьте их написание по своим орфографическим словарям.
Дети поочерёдно работают у доски, остальные – в тетрадях.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
VII. Закрепление материала.
Работа в парах – Предлагаю поработать в парах.
2-е упражнение. Работа со словосочетаниями. (запись на карточках).
– Прочитайте словосочетания. Как думаете, какое задание нужно выполнить?
– Выполняем упражнение, используя порядок действий проверки безударной гласной (алгоритм). Будьте внимательны. Проверяйте словарные слова по словарю, если сомневаетесь в их написании. Записи выполняем на карточке фломастером.
1 карточка:
Др_жать ( ) от м_роза ( )
др_знить ( ) с_баку ( )
кр_кливая ( ) в_рона ( )
2 карточка:
Т_жёлый ( ) т_пор ( )
гн_здо ( ) с_роки ( )
б_льшой ( ) п_рог ( ) ПРОВЕРКА!
– Что заметили? Одно слово в словосочетании с проверяемой безударной гласной, а другое – с непроверяемой, словарное слово.
– Подобрать проверочные слова, записать их в скобках, вставить пропущенные буквы. Указать в скобках, если слово словарное.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
VIII. Физминутка Упражнение на внимание. Если я назову слова с корнем лес, то вы руки поднимаете вверх, а если слова с корнем лет или лёт, то разводите руки в стороны.
Лётчик, лесной, лесоруб, летать, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолёт.
Гимнастика для глаз. Выполняют упражнение на внимание IX. Работа с предложениями
– Составьте с данными словосочетаниями предложения.
Комментированное письмо.
– Запишите эти предложения в тетрадях, комментируя написание.
Взаимопроверка. Каждый ребёнок составляет по одному предложению и комментирует его написание при записи в тетрадях. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действия партнёра.
X. Развитие неречевых процессов «Решите ребусы», «Анаграммы». XI. Итог. Рефлексия
– Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли этой цели?
– Где пригодятся вам эти знания и умения?
– Какие задания понравились? Какие задания показались вам сложными?
– Как считаете, нужно нам поработать ещё над этой темой?
– Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, прикрепив магниты на табло. Анализируя, подводят итог. Оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.

  • 00076a54-790da782
    Размер файла: 34 kB Загрузок: 6

Читайте также:  Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)
Ссылка на основную публикацию