Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 02.05.2019 2019-05-02

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Семенова А. В. Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №18. — С. 47-48. — URL https://moluch.ru/archive/256/58592/ (дата обращения: 28.02.2020).

Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, педагоги и общественные деятели прошлого времени (Т. Мор, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др. — в Западной Европе; М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др. — в России), важное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

У человека, с самого раннего возраста, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Проанализировав различные литературные источники, мы определили, что фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Одной из сторон коррекции ФФНР является развитие фонематических процессов.

Следует предположить, что развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР возможно с помощью дидактической игры. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического восприятия.

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста — писала Н. К. Крупская, — игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания». [1; 478]

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого — одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. [2]

В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учетом принципа «от простого к сложному».

1 этап работы. Узнавание неречевых звуков.

2 этап работы. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.

3 этап работы. Различение слов близких по своему звуковому составу.

4 этап работы. Дифференциация слогов. Постепенно в течении этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.

5 этап работы. Дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.

6 этап работы. Развитие навыков элементарного звукового анализа, затем — сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).

Использование игр и игровых упражнений по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. [3]

Мною было проведено обследование на базе МДОБУ детский сад № 17 «Жемчужинка», комбинированного вида. В исследовании участвовала 2 группы детей, состоящая из 20 ребят старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В ходе проведения обследования в двух группах было выявлено, что у исследуемых детей 0 % имеющих высокий уровень фонематического развития. Средний уровень развития фонематического восприятия имеет всего 40 % детей. Большинство детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия, это составляет 60 % детей.

После проведения коррекционной работы в экспериментальной группе показатели увеличились. Во второй группе не проводились коррекционные занятия — уровень развития фонематических процессов остался на прежнем уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что для улучшения развития фонематических процессов необходимо проведение коррекционных занятий. А так ка в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка, то всю коррекционную работу стоит преподносить как игру.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  1. Селиверствов В. И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т.2. /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Силеверстова. — М.,1997.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.// Книга для воспитателя детского сада. Изд.2-е. — М.,1991.
  3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов дефектолог. фак. пед. институтов — М.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 14463 раза

Библиографическое описание:

Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 28.02.2020).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

– фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

– фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

– фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

– фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

– фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

– Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

– Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

– Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

– Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

– Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

– Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.

3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М.:Просвещение, 1987г.

4. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного. фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Читайте также:  Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;  развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших.

Пример ошибки. Смешение звуков.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Система работы по профилактике фонематической дислексии.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

Вестник Педагога

Автор: Семенова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №49
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей”
Дата публикации: 10.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Дидактическая игра как средство развития

фонематических процессов у детей средней группы.

О. Н. Семенова, МБДОУ д/с 49,

г. Североморск, воспитатель

обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным

Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей

обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя и

обучения связной речи.

Реализуя поставленную цель по формированию и развитию фонематического

восприятия, речевых умений и навыков мы работали в режиме трех этапов:

знакомство с неречевыми звуками, их цель подвести детей к пониманию того,

что неречевыми звуками нельзя выражать мысли, т.е. говорить. Мы:

звуками?» «Скажи слово с закрытым ртом»; рассуждения детей «Почему

не поняли?; «Почему мы понимаем, что говорит мама и папа?»

Играли в игры на различение

неречевых звуков: «Узнай по звуку»,

позвонили», «Угадай, кто идет», « Тихо – громко».

Очень интересно прошла игра-эксперимент: «Что «сказала» собака?». В

ходе этого эксперимента дети стали осознали, что собака не говорит, как

человек, а произносит звуки и ее понять невозможно.

Например: игра «Веселые гномики»

Цель: развитие слухового внимания.

-Ребята, посмотрите, какие гномики пришли к нам в гости.

-Хотите с ними поиграть? Воспитатель предлагает детям погреметь и услышать

звуки, издаваемые ими. Можно уточнить у детей, какая из гномиков гремит

тихо, какая громче и, наконец, какая баночка издаёт самый громкий звук.

Потом воспитатель прячет одного гномика за ширму и гремит ею, предлагая

детям угадать наполнитель в баночке.

Например: игра «Где позвонили»

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок

шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с

проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди,

сверху, справа, снизу.

процессе развивающего этапа интересно проходят игры-эксперименты

пришли к пониманию, что для того, чтобы сказать слово нужны: губы, зубы,

язык, надо дышать, когда говоришь, т.е. нужен речевой аппарат.

вытянем губы трубочкой);

Игры на определение высоты, силы, и тембра голоса: «Три медведя»

(тембр), «Дует ветер» (сила голоса).

Следующие игры – это игры на определение речевых звуков – в слове:

«Загадки про слова» (дифференциация близких по звучанию слов),

«Кто в домике живет» (слова длинные и короткие);

Например: игра «Загадки про слова»

Цель: дифференциация близких по звучанию слов. Какое слово получится,

если заменить первый звук в данном слове на звук [ж]? Печь – (жечь),

вил – (жил), зал – (жал),руки – (жуки),Сеня – (Женя),пора – (жара).

Например: игра «Кто в домике живет»

Цель: Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной

последовательности, в разных словах разное количество звуков

Описание игры. Педагог показывает картинки и говорит, что в разных словах

шапки», Мы едем, едем,», «Веселые путешественники», «Живое –

Например: игра «Живое-неживое»

Цель: Дифференциация звуков Ш-Ж.

Ход игры: Игра состоит из игрового поля и 24 маленьких картинок с живыми и

неживыми предметами. На игровом поле два окошка, в первое окошко кладутся

живые предметы (под ним нарисовано сердечко), во второе окошко кладутся

неживые предметы (под ним нарисовано перечёркнутое сердечко). Игровое

поле находится у ребёнка, маленькие карточки у педагога. Педагог показывает

по одной картинке, а ребёнок должен определить живой или неживой этот

предмет и положить в соответствующее окошко, составив словосочетание.

Например: Лягушка живая, жилет неживой.

Картинки: лягушка, ёж, морж, жираф, кошка, лошадь, мышка, жук, мартышка,

жаба, кукушка, шмель, кошелёк, шкаф, чашка, жёлудь, жилет, шляпа, флажок,

тележка, пушка, шарик, снежинка, шоколад.

Игра «Собери ромашку»

Цель: Автоматизация и дифференциация звука в словах.

Ход игры: Педагог кладет на стол серединку от цветка, лепестки отдельно от

серединки. Ребенку дается задание – собрать ромашку из лепестков, нужно

выбрать только те лепестки, на которых есть картинки с заданным звуком.

Когда ребенок собрал ромашку, определяет, где находится заданный звук, в

начале, середине или в конце слова.

В процессе закрепляющего этапа дети знакомятся с гласными и согласными

подбирать слова на заданный звук. Например: игра «Звуковые часы», «Цепочка

слов», «Найди звук в слове» и т.д.

Например: игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить

хлопками количество слогов в слове.

Назови слово на заданный звук»

Взрослый называет звук и предлагает ребенку назвать на этот звук слово.

Цель: Учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Педагог, установив, стрелку напротив картинки предлагает интонационно

выделить первый звук в этом слове, назвать его.

Например: игра «Найди звук в слове»

Цель. Учить определять место расположения звука в слове, определение мягких и

определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается дома, дети должны расселить по

домам: в первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале

слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце.

Так же можно определять твердые и мягкие согласные.

Анализируя результаты своей работы, я могу сказать, что игры способствуют

развитию фонематических процессов, связной речи; происходит полноценное

общение со сверстниками и взрослым; они начинают действовать, согласно

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения»

Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые
обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка.
Л.С.Выготский

Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих, опирается на развитие фонематического восприятия. Вследствие нарушения зрительного анализатора, расстройства речи слепых и слабовидящих детей обусловлены её ранним недоразвитием: отмечается несформированность компонентов языковой системы. Для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты.
Цель: Развивать фонематическое восприятие у дошкольников с нарушениями зрения, используя дидактические игры и упражнения.

Задачи:
1. Развивать фонематический слух, умение слышать и находить заданный звук.
2.Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и

письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие, фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

Фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Развитие фонематических процессов у дошкольников с нарушениями зрения

является одним из основных направлений образовательной деятельности

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Этапы работы по формированию фонематических процессов.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых

звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания у детей с нарушениями зрения, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Для подкрепления образа звука мы используем возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

Игры на различение неречевых звуков.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Воспитатель выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).

Игры на дифференциацию по способу воспроизведения

Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?».

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: «Где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

Игры на дифференциации по ритму

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, волчонок -2 раза, белка – 3 раза, а ёжик -4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

Читайте также:  Книга на развитие мелкой моторики у детей

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр

голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

– Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации

пользоваться громким или тихим голосом.

Дует легкий летний ветерок : у-у- у (тихо-тихо).

Подул сильный ветер : У-У-У (громко).

Можно использовать картинки.

Игры на дифференциацию слов, близких по звуковому составу.

Воспитатель показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например – вагон. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши. (Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.)

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

Воспитатель называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки, и расставляет их в названном порядке.

Игры на дифференциацию слогов.

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? »

Воспитатель произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”…

Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игры на дифференциацию фонем.

Игра «Что просит ёжик»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический

анализ и синтез.

Оборудование : игрушка ёжик, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку и скажите, изображая её : «Я очень голоден,

но боюсь лисы, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых

есть звук «А» . Аналогично с другими звукам.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На данном этапе детям предлагаются задания на:

Определение количества слогов в словах разной сложности

Выделение первого и последнего звука в слове

Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный- согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

Определение места, количества, последовательности звуков в слове

Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками) – построение моделей.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен

Описание игры: Дети садятся в ряд. Воспитатель объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Слоговой поезд».

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На первом схема 1 слога, на втором -из 2х слогов, на третьем -из 3х слогов.

Детям необходимо «расселить» картинки в нужный вагон.

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную,

среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в

зависимости от того, где слышится заданный звук.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует

обязательно с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся

различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с

дифференциации гласных звуков.

Игра «Покажи картинку».

Взрослый раздает детям картинки с изображением волка, ослика , больной

девочки и т.д., и объясняет: «Волк воет: у – у – у», «У девочки болит зуб: о-о-

и т.д. Затем попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: о-о-о-о, или

у – у – у – у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие

Игра «Выбери правильно»

Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть

Дифференциация звуков в словах имеющих акустико-артикуляционное сходство

и различия. Ребёнок выделяет смешиваемые звуки «Ж» и «З» в словах на слух,

называет картинки сначала со звуками «Ж», затем со звуками «Ш».


Задачей последнего VI этапа является формирование у детей навыков

элементарного звукового анализа и синтеза. Начинается эта работа с того, что

дошкольники учатся определять количество слогов в слове и отхлопывать д

двусложные и трехсложные слова, объясняя и показывая детям, как отхлопывать

слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится

анализ гласных звуков, затем слогов и слов.

«Назови первый звук в слове»

Цель: развивать у детей фонематическое восприятие, элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звуки, составлять слово из заданных звуков.

Взрослый показывает игрушку (например, Буратино) и предлагает определить, с какого звука начинается ее имя. После ответа ребенка взрослый дает задание определить, с какого звука начинаются имена родственников, друзей, названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.

«Назови последний звук в слове»

Для выполнения понадобятся картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).

Взрослый показывает картинку, просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук [рь], а не [р]).

Когда все картинки будут рассмотрены, взрослый предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый сам отчетливо произносит согласный звук в конце слова.

В результате систематической работы с детьми с нарушениями зрения по формированию фонематических процессов воспитанники овладевают навыками:

Узнают неречевые, речевые звуки;

Различают слова близкие по звуковому составу;

Выделяют последовательность звуков в словах;

Называют слова с определенным звуком;

Находят слова с этим звуком в предложении;

Определяют место звука в слове;

Различают слова по своему звуковому составу;

Различают на слух и отчетливо произносят слоги и слова с оппозиционными фонемами.

Наработанная система игр по развитию фонематического восприятия помогает нам эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Таким образом, данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения.

Кроме того, дети стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» – СПб.: Издательство «Лань», 1999г

Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001г

Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. – СПб.,1998г

Орфинская К.В. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. – Л., 1946г

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г

Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой)

Тихеева Е.И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981г

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»

Основным компонентом правильной речи являются сформированные фонематические процессы. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Несовершенные фонематические процессы, с одной стороны, отрицательно влияют на становление правильного произношения звуков, с другой – тормозят, усложняют формирование навыков звукового анализа, без которых, в свою очередь, невозможно полноценное формирование процесса чтения и письма.

Сформированные фонематические процессы, являясь одними из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивают и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную и регулятивную деятельность. В результате этого, несформированность фонематических процессов занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и в последствие школьного возраста. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции. Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, в настоящее время является востребованным внедрение в коррекционный процесс новых технологий и методик, которые позволяют сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным и увлекательным, одним из которых является лэпбук.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

В рамках развития фонематических процессов, нами был разработан Лэпбук «Развитие фонематического слуха», который позволяет развивать:

– умение различать и воспроизводить разные по высоте голоса,

-развивать интонационную выразительность,

– способность различать слова, близкие по звуковому составу,

-выделять лишнее слово,

– умение определять длинные и короткие звучания, количество слогов,

– умения определять первый звук в слове,

– умение дифференцировать гласные – согласные звуки, твёрдые – мягкие согласные

В данный лэпбук включены такие игры как:

Лишнее слово (Рисунок 1.Лишнее слово)

Цель: развитие способности различать слова, близкие по звуковому составу, выделять лишнее.

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенку предлагается назвать картинки ряда и зачеркнуть лишнюю картинку. После проверки, ответы стираются и карточки меняются.

Рисунок 1.Лишнее слово

Веселые семейки (Рисунок 2.Веселые семейки)

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом (в соответствии с голосом героя).

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

Далеко – близко(Рисунок 2.Далеко-близко)

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

Рисунок 2.Веселые семейки

Похожие слова (Рисунок 3.Похожие слова)

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок крутит стрелку и называет слова, находящиеся друг напротив друга.

2. Работа в парах или с педагогом.

Педагог (ребенок) произносит слова, ребенок повторяет и показывает соответствующие картинки.

Рисунок 3.Похожие слова

Длинное – короткое слово (Рисунок 4. Длинное- короткое слово)

Цель: развитие умения определять длинные и короткие звучания, количество слогов

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произнося слово держится за ленту внизу, доходя до узелка слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и, произнося слово, держится за ленту внизу, доходя до узелка – слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.

Рисунок 4. Длинное – короткое слово

Звуковая пирамидка (Рисунок 5.Звуковвая пирамидка)

Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Произнося слова, определяет первый звук в слове (гласный – фишка на красный кружок, согласный – на синий) и так далее ребенок передвигает шишку по стрелочкам. Затем попадает к герою и игра заканчивается. Ребенок открывает карточку и проверяет к тому ли он герою пришел.

Рисунок 5.Звуковая пирамидка

Звуковой узор (Рисунок 6. Звуковой узор)

Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать согласные звуки

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и прикладывает к магниту. Произнося слова, определяет первый звук в слове (согласный мягкий – зеленый магнит, согласный твердый – на синий) и так далее по ребенок располагает фишки на поле. Затем ребенок находит карточку с ответом и проверяет, правильный ли узор у него получился.

Рисунок 6. Звуковой узор

Деятельность с готовым лэпбуком осуществляется в форме самостоятельной деятельности детей, в парах, с педагогом, с родителями.

В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому, так как все составляющие части легко можно делить, вынимая из папки. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В ходе осуществления деятельности с лэпбуком были достигнуты следующие результаты

Повысился уровень развития фонематических представлений;

Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;

Повысились уровень сформированности социально-коммуникативных навыков детей.

Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг»

Любовь Василенко
Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг»

Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Проблема преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста является актуальной для современной логопедии, т. к. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). У этих детей наблюдается фонетико- фонематическое недоразвитие.

Фонетико- фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

При ФФН наблюдается несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. Нарушения средств общения являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико- фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика детей с ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т] вместо [ с], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал, трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов.

Изучив и апробировав опыт работы других логопедов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений, снижают сроки обучения и повышают качество подготовки к обучению в школе. А именно улучшают восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. А раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корректировать речевую функцию у дошкольников. Предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Практическая значимость опыта заключается в том, что систематизировав материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов, было создано пособие «Речекруг». Оно благоприятно влияет на общее и речевое развитие детей, вызывает у них живой интерес, т. к. основная деятельность дошкольного возраста – игра.

Разработанное пособие представляет из себя набор кругов для автоматизации или дифференциации разных звуков, а также множества игр и упражнений, способствующих развитию фонематических процессов, например:

Упражнение «Подели слова на слоги»

(Деление слов на слоги и определение, в каком слоге слышится автоматизируемый звук)

1).Ма-ши-на (прохлопали, определи, сколько раз хлопнули) (старшая группа)

2).Ма-ши-на, в слове «машина» 3 слога, звук Ш слышится во втором слоге ШИ. (подготовительная группа).

Дидактическая игра «Жёлтый шар»

(Составление предложений со словами на звуки Ш-Ж (дифференциация Ш-Ж) или со звуком Л (автоматизация звука Л)

Сквозь жёлтый шар я вижу жирафа. Сквозь жёлтый шар я вижу лопату.

Дидактическая игра «Паровозик»

(определение позиции звука в слове)

В слове «стол» звук Л слышится в конце слова. В слове «лось» звук Л слышится в начале слова.

Игра «Жёлтый и красный шар».

– Ребята, представьте, что вы смотрите на предметы сквозь шары. В названии которых слышится звук Л, вы смотрите сквозь жёлтый шар, а на предметы, в которых слышится звук Р – сквозь красный. (Сквозь жёлтый шар я вижу лося. Сквозь красный шар я вижу трактор)

Мною разработаны конспекты индивидуально-подгрупповых занятий по использованию данного пособия.

Пособие «Речекруг» облегчает детям работу над автоматизацией поставленных звуков и дифференциацией, развивает фонематические процессы и делает занятия менее утомительными и более привлекательными, обеспечивает комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка – логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывает у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. А для логопеда оно является эффективным коррекционным средством. Кроме того, служит дополнительной опорой при автоматизации и дифференциации звуков и способствует быстрому введению поставленного звука в свободную речь.

Результативность опыта. Подводя итоги работы с пособием «Речекруг» за 5 лет, направленной на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи добилась следующих результатов: использование игр и игровых упражнений способствовали достаточной сформированности фонематических процессов, что положительно повлияло на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Дети намного лучше воспринимают и различают звуки родного языка, могут дать звуку подробную характеристику; определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец); владеют звуковым анализом слов; умеют дифференцировать акустически и артикуляционно близкие фонемы, делят слова на слоги и определяют их количество.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР» Введение Актуальность исследования. На всех этапах исторического развития че-ловечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие.

Читайте также:  Методическая разработка с презентацией: Логопедический праздник - Путешествие в Страну правильной речи
Ссылка на основную публикацию