Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Программа “Развитие мимики и пантомимики” в начальных классах

Программа с 1-4 класс, её можно использовать во внеурочной работе

Содержимое разработки

Рабочая программа

По мимике и пантомимике

для специальных

(коррекционных)классов 1 V вида

Учитель: Исмагилова Юлия Николаевна

I квалификационная категория

Программа «Развитие мимики и пантомимики» для специального (коррекционного) класса 4 вида

Общение – процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации – одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности. Один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами.

Полноценность общения учащихся и его характер влияют не только на уровень овладения этими средствами, что в свою очередь отражается на умении владеть функцией общения в целом.

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки. Для детей с нарушениями зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слепоты и слабовидения у детей. По результатам исследований под руководством Л.И. Плаксиной (Дефектология, №4, 1998) дети с нарушением зрения хуже владеют невербальными средствами общения по сравнению с нормально видящими (различия составили в среднем от 22% до 41%). В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками они почти не использовали выразительные движения, жесты, мимику. Очень редко улавливали изменения настроения партнера. Если это и происходило, то всегда уточнялось эмоциональное состояние словами. Это приводит к тому, что дети практически не могут играть совместно. Не умеют привлекать к себе внимание партнера, не знают, как обратиться с просьбой к окружающим. Кроме того, у детей наблюдалась малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения беседы, диалога, т.е. средств речевого общения. Наиболее тесно со временем и степенью потери зрения связаны из неязыковых средств общения именно мимика и пантомимика.

Эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствам общения в сензитивный период, так как спонтанно овладеть средствами коммуникации они не могут.

Основными задачами обучения неречевым средствам общения слабовидящих детей являются

развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;

развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

восприятие лица и тела;

обучение способам ориентировки в микро – и макропространстве;

обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных мимики, жеста, интонации;

обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов. Присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;

формирование приёмов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения;

формирование потребности в сопереживании;

формирование интереса к общению;

закладывание основы самоконтроля и произвольной психорегуляции.

С этой целью в коррекционную часть учебного плана включен курс «Развитие мимики и пантомимики» (1 час в неделю, занятия по 30 минут), направленный на

обучение детей элементам социальной перцепции;

формирование выразительных, мимических и жестовых движений;

воспроизведение движений, мимики, жестов, пантомимики и интонации речи;

умение словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать их внешние проявления у себя, собеседника, персонажа литературного произведения;

овладение знаниями об эмоциях людей и их проявлениях в процессе общения;

формирование интереса к процессу взаимодействия со сверстниками и к самому процессу общения с окружающими.

Содержание программы.

Раздел 1. Совершенствование мышечного аппарата, участвующего в мимических, жестовых и пантомимических движениях.

Раздел 2. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей им интонации на живом объекте.

Раздел 3. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на объектной картинке.

Раздел 4. Обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния персонажей в сюжетном изображении.

Раздел 5. Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

Раздел 6. Формирование умения управлять своими эмоциями.

Раздел 7. Культура общения.

Примечание. Обязательное оречевление движений и действий, связанных с неречевыми проявлениями общения.

Уровень умений и навыков:

– уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;

– уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного – в свободной деятельности;

– уметь произвольно изображать и правильно воспринимать основные эмоции в самостоятельной практической деятельности;

– уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, используя неречевые средства общения;

– уметь творчески использовать сформированные навыки неречевых средств в жизненных ситуациях, оречевляя их.

Основные формы и методы обучения:

Упражнения подражательно- исполнительного и творческого характера

Использование символов-схем лица и тела

Подвижные физминутки в стихотворной форме

Составление рассказов с использованием неречевых средств общения

Задачи 1 класса:

– ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

– упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

– перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность;

-формирование навыков выразительных движений;

-формировать навыки восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животных;

-формирование умений правильно воспринимать и воспроизводить несложные мимические и жестовые движения;

-формирование навыков культурного поведения в свободной практической деятельности;

Рекомендации по развитию мимики и пантомимики.

Рекомендации по развитию мимики и пантомимики.

Жизнь интересна тем, что непредсказуема, и никогда не знаешь, какой гранью она к тебе повернется и даст возможность узнать что-то новое.

Необходимость введения в школьную программу коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» подсказала сама жизнь.

Из практики работы стало заметно, что год от года большинство детей приходят в школу с обедненной эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, проблемами, связанными с семьей. Невербальные средства общения (мимика, пантомимика, интонация, выразительность речи) у детей с депривацией зрения очень ослаблены, а иногда такие дети и вовсе амимичны. Они затрудняются выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. А ведь жизнь, богатая разнообразными чувствами, эмоциями, переживаниями, требует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования.

Американская писательница Элизабет Крейри в своей книге «Учимся владеть чувствами» пишет, что умение управлять своими эмоциями, видеть чувства других людей — это искусство, которому надо учиться.

Поэтому целькоррекционного курса:

обучение детей со зрительной патологией выразительным движениям, которые являются одними из важнейших невербальных средств общения со сверстниками и взрослыми как с нормальным, так и нарушенным зрением.

Одна из основных задач:

Помочь слабовидящим и слепым детям овладеть техникой мимики и пантомимики и уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.

Задачи коррекционного курса:

Развивать и укреплять мышечный аппарат выразительных зон лица; формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения.

Закрепить знания, умения и навыки невербального общения, тренировать мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения.

Формировать навыки использования невербальных средств общения.

Формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить новые мимические и жестовые движения, уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях; уметь по эмоциональным и речевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его с использованием мимики и жестов, вокальной мимики.

Формировать умение контролировать свои эмоции, освоить навыки культуры невербального общения.

Приоритетными задачами для нас были и остаются:

— укрепление психического и физического здоровья учащихся в условиях школьного обучения;

— развитие личностных качеств (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности);

— укрепление психологического статуса учащегося;

— развитие художественно-творческих способностей.

Для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать такие факторы,какглубина патологии основных зрительных функций,течениезаболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека,

с которым общаешься. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют по общению узнать больше, чем несет собственно вербальный текст.

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации

по коррекционно-образовательной дисциплине

«Развитие мимики и пантомимики»

Русский язык

Программа по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа, развитию зрительного, слухового (в работе со слепыми и частично зрячими — осязательного) восприятия, работу по ориентировке в малом пространстве.

В целях реализации связи содержания работы по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики обучающихся с нарушениями зрения»

с содержанием предметных уроков (русского языка) рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

развитию фонематического слуха (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний);

развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз);

обогащению словарного запаса (за счет использования лексики, связанной с эмоциями, чувствами и способами их выражения);

развитию зрительного восприятия (за счет знакомства со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок, героев кинофильмов, у реальных людей);

соотнесению словаря и образа (за счет использования материала, позволяющего называть, узнавать, соотносить эмоциональные проявления со словесным их обозначением).

Целесообразно в целях реализации принципа комплексного подхода включать материал, связанный с формированием базовой культуры школьников с нарушениями зрения:

использование в качестве наглядного материала графических изображений, иллюстраций, сюжетных картинок, цветных, силуэтных, контурных изображений персонажей, передающих различные эмоциональные состояния;

сюжетных картинок с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, о которых свидетельствуют мимические и пантомимические движения персонажей;

грамзаписи голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях;

продуцирование школьниками различных эмоциональных состояний во время чтения, инсценирования, драматизации литературных произведений и т.п.).

Математика

В целях реализации связи содержания работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков математикирекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

развитию самоуправления (упражнения и игры, требующие управления голосом, телом);

развитию навыков количественной оценки и применению выражений, обозначающих количественную оценку эмоционального состояния, за счет использования приема сравнения степени выраженности у человека (реального, схематичного) различных эмоциональных состояний с применением характеристик, как «примерно столько же», «намного больше», «намного меньше».

(«У этого человека лицо намного радостнее, чем у другого», «У этих людей примерно одинаковая сила голоса» и т.п.);

выполнение графических работ по схематичному изображению (в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица, выражающего основные эмоциональные состояния (по команде ведущего).

В качестве наглядного материала на уроках математики целесообразно использовать иллюстрации, графические изображения, сюжетные картинки с изображениями различных эмоциональных состояний, сюжетные картинки с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Физическое воспитание

Для реализации связи работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков физического воспитания необходимо включать в работу по формированию базовой коммуникативной культуры упражнения для совершенствования невербальных способов общения; материал, связанный с координацией мимических и пантомимических движений, характерных для основных эмоциональных состояний:

по команде педагога (обучающегося);

по собственной команде;

по цепочке команд.

Пространственная ориентировка

Для реализации связи содержания работы по формированию выразительных движений обучающихся с нарушениями зрения с содержанием занятий по пространственной ориентировке рекомендовано включение материала, связанного:

с называнием, узнаванием, соотнесением различных частей тела, участвующих в проявлении чувств и основных эмоциональных состояний;

с дифференцировкой вербальных и невербальных средств общения, участвующих в проявлении основных эмоциональных состояний;

с дифференцировкой звуков, производимых человеком, находящихся в том или ином эмоциональном состоянии;

с включением в содержание занятий по ПО материала, позволяющего максимально использовать знания (об эмоциях, чувствах, способах их проявлений), умения (узнавать, называть, соотносить, моделировать эмоциональные состояния) и личностные новообразования (эмпатические проявления), приобретенные на коррекционных занятиях по развитию мимики и пантомимики.

Основной акцент в коррекции недостатков развития делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, на формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения, выразительность речи, понимание своего эмоционального состояния, эмоционального состояния других.

Планируемые результаты

По окончании обучения на всех четырех этапах обучающиеся должны уметь:

самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;

воспринимать и воспроизводить основные эмоции в самостоятельной и практической деятельности;

замечать эмоциональные состояния окружающих, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

анализировать собственные эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, управлять своим эмоциональным состоянием;

творчески использовать сформированные навыки выразительных движений в жизненных ситуациях, характеризуя их в речи;

пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, применяя выразительные средства общения;

повышать родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития и здоровья ребенка.

Я думаю, вы согласитесь с тем, что каждому человеку нужно уметь выражать свои эмоции и чувства,контролировать их, а также правильно понимать чувства другого.

И ребенку важно,просто необходимо научиться использовать все доступные средства выразительности: мимику, интонацию, жесты.

Читайте также:  Документация учителя-логопеда и её ведение

Основной организационной формой работы с детьми являются подгрупповые и индивидуальные занятия, которые строятся с учетом интересов обучающихся, уровня развития, навыков практической деятельности.

Обязательным компонентом занятий с детьми с нарушениями зрения являются:

зрительная гимнастика, которая может быть использована на любом этапе занятия:

упражнения на укрепление глазных мышц, на расслабление, снятие зрительного утомления.

Для развития прослеживающей функции глаз применяются зрительные тренажеры.

психодинамическая пауза для снятия эмоционального, мышечного и зрительного напряжения, которая может проводиться в середине занятия или по мере необходимости.

После каждого выполненного ребенком задания необходимо использовать позитивные оценки его деятельности, ориентируя на успешность, поощряя самостоятельность, самоконтроль.

В заключение хочется сказать, что для решения поставленных задач необходимо объединение усилий, согласованность действий, единство в подходах и требованиях всех специалистов коррекционных служб.

«Пантомима и мимика»

План-конспект занятия по « Актерскому мастерству »

Тема: «Пантомима и мимика»

Дата «3» марта 2016г.

Преподаватель: Трегубова Дарья Александровна.

Год обучения : 1

Количество : 8-16 человек

Возраст : 7-8 лет

Тип занятия: Обобщение ранее полученных знаний, изучение новых знаний, формирование умений.

Форма занятия : комбинированное

Используемые методы: Наглядные (демонстрация электронной презентации, видео), словесные (рассказ, беседа), практические (упражнение);

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор.

Цель занятия : Знакомство учащихся с искусством пантомимы, демонстрация приемов пантомимы.

Задачи:

– познакомить учащихся с искусством «пантомима»;

– изучить некоторые основные элементы движений пантомимы: «импульс», «точка», «линия», «фигура», «зеркало», «стенка».

– развивать у учащихся мимику, жесты;

– развивать творческие способности;

– воспитать у учащихся умение работать с партнером;

– воспитать коммуникативные способности.

Ход занятия :

  1. Вводная часть

– Здравствуйте, ребята. Все мы знаем, что с помощью жестов и мимики можно передать всё что угодно: предмет, образ и т.п. Я предлагаю Вам сейчас попробовать с помощью жеста поздороваться друг с другом. По кругу по очереди мы будем передавать своему соседу привет без помощи слов, пользуясь лишь различными жестами, движениями, но так, чтобы они не повторялись.

Упражнение «Передай привет»

– (Возможен вариант без стульев, просто на свои места) Хорошо, ребята. Теперь на счет 10 Вам необходимо взять стул, поставить его в круг, и на счет «10» присесть на него. И так 1, 2, …

– Для начала давайте вспомним что мы изучали на прошлом уроке. (Ответы учащихся)

– А теперь посмотрите на экран. Возможно Вы видели этих людей . Что у них общего? (Отвечают) А кто они? (Отвечают)

– Верно, это мимы. А как называется то, чем занимаются мимы? ( Пантомима) Правильно. Ведь тема нашего урока так звучит – «Пантомима и мимика».

  1. Основная часть

И для того чтобы понять, что же такое пантомима, мы посмотрим видео. Внимание на экран.

Просмотр видео

– И так, давайте разберемся с понятием «пантомима». Просматривая видео, какие характерные черты пантомимы Вы заметили?

Давайте попробуем составить определение «пантомимы». Посмотрите на экран. Необходимо расшифровать картинки и сделать их частью определения. (Составление определения). Теперь давайте проверим.

Пантомима — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

– А откуда же возникла пантомима? Люди выражали свои эмоции мимикой, позами, движениями, подражавшими другим людям, животным, силам природы ещё на заре человеческой истории, за долго до того, как сформировалась речь. Таковы, например, танцы дикарей, которые можно считать первым источником пантомимы.

– Но само искусство пантомимы, в современном его видение, зародилось в XIX веке. И его основоположником стал Батист Дебюро. Он предстоял перед зрителями в образе Пьеро. (Демонстрация фото)

– Образ мима на себя примерил и Этьен Декру. Который был не только отличным мимом, но и придумал, как воспитать из артиста настоящего мастера пантомимы. (Демонстрация фото)

– В образе мима Бипа выступал Марсель Марсо. (Демонстрация видео) Посмотрите на экран. Здесь можно увидеть множество элементов образа различных артистов. Но нам необходимо составить портрет мима. И так, какие же элементы костюма мима вы здесь нашли?

– А в кинематографе самым известным актером-мимом является Чарли Чаплин. (Демонстрация видео)

– И так мы с Вами поговорили и выяснили, что мим для своей работы использует мимику и пластику тела. А теперь давайте сами попробуем себя в роли мима. И разучить несколько стилизованных движений.

– Для начала нужно научиться здороваться как мим. Через тело необходимо пропустить импульс. От живота к руке. И помахать рукой.

Упражнение «Импульс»

– А теперь, также, с импульсом мы будем учиться ставить точку. Когда мы ставим точку, её необходимо обозначить и взглядом, чтобы зритель увидел эту самую точку.

– Так же можно научиться рисовать прямую линию. Ставим точку и рисуем линию.

Упражнение «Точка и линия»

– Теперь можно приступить к рисованию фигур. Будем рисовать квадрат. Так же с помощью импульса мы ставим точку в любом удобном для вас положении. Вырисовываем первую линию, и чуть-чуть обрисовываем угол квадрата. И так все стороны.

Упражнение «Фигура»

– А теперь разделимся на пары, один в паре- зеркало, другой – смотрится в зеркало. Задача того, кто смотрится в зеркало, показывать любые движения, задача зеркала точно повторять движения. Затем мы поменяемся ролями.

Упражнение «Зеркало»

– Ну а теперь пришло время разучить самое знаменитое движение мима – это «стенка». (Демонстрация видео) Давайте представим перед собой стенку. Потрогайте её, ощутите её присутствие. Руки на стену необходимо класть плавно, как будто она делает небольшую волну. Чтобы не терять стенку, руки необходимо передвигать по очереди, оставляя одну на стене. Когда вы передвинули руки необходимо передвинуть и наше теле, чтобы можно было двигать по стене дальше.

Упражнение «Стенка»

3. Заключительная часть

– На этом наши тренировка окончена. Садитесь на свои места. И так, что же такое «пантомима»? Назовите самых знаменитых мимов. Какие элементы в образе мима вы можете назвать? Что использует в своей работе мим? Какими качествами должен обладать мим?

– А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. А сделаем мы это с помощью мимики и жеста. Если вы считаете, что вам плохо удавалось выполнять упражнения на уроке, вы ничего не поняли, чем мы сегодня занимались, то сделайте грустную улыбку. Если вы считаете, что вам не все упражнения удалось выполнить правильно и вы что-то не поняли, то слегка улыбнитесь. А если вы считаете, что на уроке вы работали отлично и вам удалось все выполнить, то улыбнитесь полной улыбкой.

– Всем спасибо за работу на уроке, до встречи на следующем занятии.

Мастер-класс по развитию мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения на тему «Невербальное взаимодействие»

Описание разработки

Цель:

– познакомить с приёмами и упражнениями, способствующими развитию неречевых средств общения (мимика, пантомимика и жесты).

Задачи:

– показать приёмы развития творческих способностей учащихся; умения имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям.

– способствовать формированию умений воспроизводить заданные эмоции на себе (работа с зеркалом).

– показать приёмы для развития культуры поведения, навыков совместной деятельности, коррекции мышления, тренировки эмоциональной сферы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Серышева Лариса Александровна. На этом конкурсе представляю Бийскую школу – интернат для слепых и слабовидящих детей, где работаю учителем начальных классов и дефектологом – преподаю коррекционные занятия по развитию мимики и пантомимики для учащихся 1- 6 классов.

Мной разработана программа развития невербальных средств общения учащихся, которая была рецензирована в 2010 году на кафедре коррекционной педагогики и психологии Бийского государственного педагогического института им. В. М. Шукшина, её вы можете посмотреть на выставке вместе с другими материалами составленными мной по данной теме.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме: «Невербальное взаимодействие». Эпиграфом я взяла высказывание немецкого философа, поэта Фридриха Шиллера.

По данным французских исследователей, только 7% информации во время общения мы черпаем из содержания высказывания, об этом красноречиво говорит выражение: “Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли”; 38% – из интонации речи, 55% достоверной информации получаем через позу, мимику, выразительные движения.

Неречевые средства общения у ребёнка с нормальным зрением формируются по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены такой возможности.

Можно ли слепым и слабовидящим обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять его со знанием дела? На этот вопрос тифлопедагогическая практика отвечает положительно, хотя, естественно, по объему и степени использования невербальных средств люди с нарушениями зрения в целом будут отличаться от нормальновидящих.

Недостаток невербального репертуара слабовидящих может отрицательно сказаться на их интеграции общество.

Поэтому главной задачей данного курса я вижу формирование эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Поэтому цель моего мастер-класса: познакомить вас с приёмами и упражнениями, способствующими развитию неречевых средств общения (мимике, пантомимике и жестам).

Ход мастер-класса.

I. Психологический настрой. 2 мин.

– Друзья, сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по древней карте.

– А ждёт нас неизведанный мир Эмоций! Там вы встретитесь с загадочными жителями, побываете в сказочных городах, странах и даже поднимитесь на вершину горы! И всё это нужно успеть за 30 минут! Да, ещё я открою вам секрет, что жителям этого мира нужна ваша помощь. Вы готовы к приключениям?

Только дружная команда сможет выстоять!

– Тогда изучим карту. Какие места нас ждут в пути? (страна Зазеркалье, город мастеров, озеро Грусти, гора Везения)

– Но чтобы попасть в этот мир, нужно с особым чувством произнести волшебные слова! (это будет девиз нашего путешествия)

Эмоций много впереди

Мы встретим на своём пути.

С друзьями веселей шагай

И никогда не унывай!

II. «Зазеркалье». Мимическая гимнастика. 4 мин.

– Посмотрите вокруг. Мы с вами попали в самую первую страну на нашей карте – в страну “Зазеркалье”. Здесь зеркала – жители этой загадочной страны. А, чтобы нам с ними поближе познакомиться и лучше понимать друг друга, проведём мимическую гимнастику. Ведь порой можно понять друг друга, не зная языка.

– Здесь нам поможет – мимика, пантомимика и жесты.

На слайде вы видите определения:

Мимика – от греческого слова mimikos – значит подражательный.

Это движения частей лица, выражающих состояние или отношение человека к окружающему.

Пантомимика (от греческого слова pantomimos – все воспроизводящий подражанием) – выразительные движения, которые заключаются в изменении походки, жестов, осанки и так далее.

Жест – форма пантомимики, которая характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук.

Эмоции – от латинского слова – потрясаю, волную. Это психическое состояние человека, его переживания каких-то ситуаций.

Мимическая гимнастика по К. Г. Уманскому (выполняется сидя перед зеркалом)

Картотека домашних заданий по автоматизации звука [Л]
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Картотека направлена на автоматизацию туднопроизносимых звуков на занятиях и в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_l.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Л – 1 Автоматизация звука [Л] в слогах, словах

  1. Повтори (причитай) слоги.

ла – ла ла – ла – ла

ло – ло ло – ло – ло

лу – лу лу – лу – лу

лы – лы лы – лы – лы

  1. Повтори (прочитай) слова:

Л – 2 Автоматизация звука [Л] в словах

  1. Повтори (прочитай) слова:
  1. Игра «Посчитай от 1 до 5»

Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони и т.д.

Л – 3 Автоматизация звука [Л] в словах

  1. Повтори слова по 3 раза, четко произнося звук [Л]:
  1. Замени первый звук в слове на звук [Л]. Какое новое слово получилось?

Пример: мак – лак

Л – 4 Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях

  1. Раздели слова хлопками на слоги.
  1. Повтори предложения, четко произнося звук [Л]:

Ласточка в небе.

Л – 5 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Изменяй предложения.

Я еду на лошади. Ты.….Он….Она….Мы……Вы….Они…….

Я топаю по лужам.

Я ловко кидаю мяч.

  1. Повтори предложения, четко произнося звук [Л]:

Лада моет ложку.

Луша едет на лошади.

Катя ловко ловит мяч.

Лада топает по лужам.

Петя моет лоб и локти.

Собака лает на лося.

Л – 6 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Закончи предложения словом со звуком [Л].

У кошки не ноги, а мягкие ….(что?)

Мама красит ногти …………(чем?)

Лодочник плывет на …….(чем?)

Лыжник едет на …….(чем?)

В лампу ввернули …..(что?)

Быстрые ноги с копытами у …….(кого?)

На дорогах после дождя остаются …(что?)

(лапы, лаком, ложкой, лодке, лыжах, лампочку, лошади, лужи)

  1. Придумай предложения со словами:

Л – 7 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Повтори слова по 3 раза, четко произнося звук [Л]:
  1. Игра «Посчитай от 1 до 5»

Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони и т.д.

3. Повтори предложения:

На лужайке много ландышей.

На лугу пасутся лошади.

Луша покупает лото.

Л – 8 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Повтори слова по з раза, четко произнося звук [Л]:

2. Повтори предложения:

Ловушки ставят ловить мышей.

Лыжник бежит по лыжне.

Лавина ломает дома.

3. Изменяй предложения.

Пример: Я ем лапшу. Ты ешь лапшу. Он ест лапшу. Она……..Мы..……..Вы…………Они………..

Я копаю лопатой.

Я бегаю по лугу, как лошадка.

Л – 9 Автоматизация звука [Л] в слогах, словах

1. Повтори (прочитай) слоговые упражнения.

2. Повтори (прочитай) слова по 3 раза, четко произнося звук [Л]:

Л – 10 Автоматизация звука [Л] в слогах, словах

1. Повтори (прочитай) слоговые упражнения.

2. Повтори (прочитай) слова по 3 раза, четко произнося звук [Л]:

Л – 11 Автоматизация звука [Л] в словах, чистоговорках

  1. Игра «Посчитай от 1 до 5»

Пример: один халат, два халата, три халата и т.д.

  1. Повтори чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мед несет …….

Ла-ла-ла, как у тебя идут ……….

Ло-ло-ло, зимой от снега всё …….

Ло-ло-ло, поля все снегом ………..

Лу-лу-лу, все танцуют на …………

Лы –лы-лы, в кухне вымою……….

(пчела, дела, бело, замело, балу, полы)

Л – 12 Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях

  1. Игра «Посчитай от 1 до 5»

Пример: один халат, два халата, три халата и т.д.

2. Повтори предложения, четко произнося звук [Л]:

У дома была лужа.

Лавка стоит у стола.

Володя унес колун.

Л – 13 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Игра «Посчитай от 1 до 5»

Пример: один халат в полоску, два халата в полоску и т.д.

халат в полоску

2. Повтори предложения, четко произнося звук [Л]:

У Володи была лодка.

У мамы на халате была булавка.

Лайка ласкается к Володе.

У деда была лысая голова.

Надо помочь голодной ласточке.

Лохматый пес ловит пчелу.

Л – 14 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Игра «Один много».

пила – пилы талон –

  1. Изменяй предложения.

Я звоню Володе. Ты…..Он…..Она…..Мы……Вы……Они…..

Я починю поломанную юлу.

Я ем луковый салат.

Л – 15 Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях

  1. Вставь в слово пропущенные слоги. Прочитай слова.
  1. Продолжи предложение по образцу.

Пример : Вова был в кино, и Таня была.

Дима взял яблоко, и Оля …………..

Коля отдал книгу, и Надя …………

Миша пил молоко, и Даша ………..

Паша назвал слово, и Маша ………

Папа позвал собаку, и мама ……….

Ваня дал мячик, и Зоя ………………

Л – 16 Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях

  1. Вставь в слово пропущенные слоги. Прочитай слова.
  1. Продолжи предложение по образцу.

Пример : Вова был в кино, и Таня была.

Петя взял кубик, и Лена ………………..

Никита спал днем, и Настя ……………..

Сын подмел пол, и дочка………………..

Олег поднял лопату, и Луша……………..

Щегол свил гнездо, и ласточка………….

Павел жил на пятом этаже, и Нина …………

Л – 17 Автоматизация звука [Л] в слогах, словах

  1. Повтори (причитай) слоги.

ла – ала лы – лу – ла

ло – оло ло – лу – лы

лу – улу лу – ла – ло

лы – илы ла – ло – лу

  1. Повтори (прочитай) слова по 3 раза, четко произнося звук [Л]:

Л – 18 Автоматизация звука [Л] в чистоговорках

  1. Повтори (прочитай) слова по 3 раза, четко произнося звук [Л]:
  1. Выучи чистоговорки.

Ла – ла – ла, у меня юла.

Ло – ло – ло, еду я в село.

Лу – лу – лу, газеты на полу.

Лы – лы – лы, забиваю я голы.

Л – 19 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Игра «Один много».

пила – пилы сила – силы

  1. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова со звуком [Л].

Алла тихо пела, у нее тихий ………………

Малыш пьет белое ………………..

У Володи в ванной висит голубое …………….

Из золота можно сделать чайную ……………..

Пилот не боится ничего, он – ……………….

(голос, молоко, полотенце, ложку, смелый)

Л – 20 Автоматизация звука [Л] в предложениях

  1. Игра «2 – 5 – 10».

Пример: два желудя, пять желудей, десять желудей.

  1. Выучи чистоговорки.

Лы – лы – лы, стоят в комнате столы.

Лу – лу – лу, идет Милочка к столу.

Ла – ла – ла, стоит Мила у стола.

  1. Повтори предложения, четко произнося звук [Л]:

Мила села на лавку.

Лампа упала со стола.

Мама купила ландыш.

Мила вымыла пол.

Лодка качалась на волне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезный материал для родителей.

составлена для всех групп звуков. Содержится материал для автоматизации и диференциации поставленных звуков. Можно использовать, как материал для домашних заданий, так и для заданий по взаимодействию .

Картотека домашних заданий по автоматизации звуков.

Картотека домашних заданий для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в речи.

Картотека домашних заданий по автоматизации звуков.

Картотека направлена на автоматизацию труднопроизносимых звуков с детьми на занятиях и дома.

Картотека направлена на автоматизацию туднопроизносимых звуков с детьми на занятиях и в домашних условиях.

Домашнее задание для автоматизации звука Л

Разработала: учитель – дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна

ГУО “Ясли-сад № 35 г. Орши”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:

ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ

4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять за взрослым много раз:

ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО

ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ

ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи

ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко

ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка

ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание.

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори слова за взрослым (много раз):

«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.

«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.

«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.

«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.

4. Выучить наизусть:

ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.

ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори за взрослым слова (много раз):

«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,

«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,

«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.

«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.

4. Выучить наизусть:

Все бело, бело, бело.

Много снега намело.

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки!

5. Повтори предложения за взрослым:

Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л.

3. Повтори за взрослым ( много раз):

глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.

4. Выучить наизусть ( Л – четко в каждом слове):

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

5. Повтори предложения за взрослым:

Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым (много раз):

АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.

УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.

ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.

4. Выучить наизусть:

Молоток стучал, стучал. Лопата копала,

Гвозди в доску загонял. Копала, копала,

Колотил он с толком, Потом улеглась,

Получилась полка. Видно очень устала.

5. Составь предложение из слов:

Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

4. Выучить наизусть:

Есть у Аллы юла,

Юлу Алла завела.

Юла пела, танцевала,

На одной ноге стояла.

5. Повтори предложения:

У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Маша варежку надела:

– Ой! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

4. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.

ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

5. Пересказ:

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):

Я встаю – а ты встал Я сажусь – а ты …

Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…

Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…

Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …

5. Пересказ:

Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

4. Повтори за взрослым:

Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу – я возьму метлу.
Лы-лы-лы – вымыли полы.
Ла-ла-ла – я домой ушла.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Лу-лу-лу – стекла осколки на полу.
лу-лу-лу – скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы – эти туфли мне малы.

5. Исправь предложения (записать). Повтори их:

Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.

_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

Ил-ил-ил – стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл – бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил – лампу лось купил.
Ел-ел-ел – дятел улетел.
Ол-ол-ол – в углу стоит стол.
Ал-ал-ал – я достал пенал.
Ил-ил-ил – блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал – едет, едет самосвал.

4. Выучить наизусть:

Клава, Клава, глянь в окно,

Сколько снега намело.

И в лесу, и в саду

Сосны елки все в снегу.

5. Повтори предложения:

На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори много раз:

Я долго мыл полы.

МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.

ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.

ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.

4. Повтори предложения:

Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.

5. Повтори за взрослым:

Ол-ол-ол – Володя в школу шел

Ил-ил-ил – подмел палас Данил
Ала-ала-ала – лошадка побежала

Лок-лок-лок – побелили потолок
Ела-ела-ела – ласточка запела

Лат-лат-лат – Ане купим мы халат

Алка-алка-алка – это слово галка.

Ула-ула-ула – говорю акула.
Илка-илка-илка – на столе лежала вилка

6. Выучить наизусть:

Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.

Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.

4. Повтори за взрослым:

На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.

5. Повтори за взрослым:

Ал-ал-ал – у нас будет бал.
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул – у стола поставим стул.

Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал – Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы – надо подмести полы.

Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!

6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):

Волк – волчиха, волчий Голубь-…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек нашить.

Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.

Уселась на елку и хвост положила,

Очки нацепила – и шила, и шила…

Летела синица и вниз поглядела:

– Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!

4. Повтори предложения, ответь на вопросы:

Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)

Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)

Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)

Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)

На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Клоун – чудак, делал все не так:

Ломом копал, лопатой ломал,

Долотом шил, иглой долбил,

Колуном пилил, пилой колол,

Метлой белил, а кистью мел!

3.Пересказ текста:

Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.

– Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала: полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела от угла и до угла…

3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:

Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.

4. Повтори за взрослым много раз:

Одна гладкая оловянная ложка.

Две гладких оловянных ложки.

Три гладких оловянных ложки.

Четыре гладких оловянных ложки.

Пять гладких оловянных ложек.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,

Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.

На стул забираться стал, на стуле не устоял.

Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.

3. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА – такие вот дела.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – иголка на полу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – вымою полы.

ЛО-ЛО-ЛО – лопнуло стекло.

4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:

Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.

5. Повтори скороговорки:

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Маленькая болонка пила воду около колонки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори стихи о слонах:

Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.

3. Выучить наизусть:

Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.

Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.

Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,

Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.

Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,

Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.

4. Пересказ текста:

Ласточки в гостях.

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Пирожок в печи пекла

Положила в пирожки

Пол наперсточка муки.

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала.

На пиру у пчел я был,

Крепкий мед пчелиный пил.

3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:

плавать – плавательный бассейн облако-…

яблоко – яблочное повидло колокол-…

4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

– Как дела, зубастый?

– Хороши мои дела,

Голова еще цела!

Как, кума, твои дела?

– На базаре я была!

– Что ты так устала?

– Где же эти утки?

– У меня в желудке

3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?

Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.

4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».

Картотека домашних заданий для автоматизации звука [Л]

Нина Ровнягина
Картотека домашних заданий для автоматизации звука [Л]

Карточка № 1

1 Игра «Скажи последний звук»

Я буду говорить слова, а ты будешь добавлять к ним «песенку индюка» («Л» в межзубном положении языка)

2 Добавь слог – ЛА-

3 Проговори слоги и слова

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 2

1 Скажи последний звук

2 Добавь слог -ЛЫ-

3 Проговорить шутки – чистоговорки:

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ло – ло – ло – в осине дупло,

Лу – лу –лу – купили мы пилу,

Лы –лы – лы – купили мы полы.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 3

1 Добавь слог ЛА или ЛЫ

2 Попросите ребёнка ответить на вопросы:

На чём можно покататься по воде?

Чем мы едим суп?

Чем мы едим мясо?

Чем забивают гвозди?

Какими бывают листья осенью?

Чем мы копаем землю?

Какого цвета ландыш?

3 Игра «1 – 2 – 5 – 7» (кукла, весло, стол)

Одна пила, две пилы, пять пил, семь пил

4 Выучи чистоговорку:

Тёплый халат Маланье маловат.

5 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 4

1 Произнеси слоговые ряды:

2 Повтори и запомни слова: кукла, стул, молоко, лопата, осёл, одеяло, палка

Про какие из этих слов можно сказать: МОЙ, МОЯ, МОЁ

3 Повтори слова:

4 Составь предложения

Лада, кукла, у, – У Лады кукла.

Малыш, у, колготки –

У, Лола, волосы, длинные –

Ел, Володя, яблоко –

Дом, галка, на, села –

5 Выполните задания на рабочем листе.

Карточка № 5

1 Игра «Наоборот»

Взрослый ЛА Ребёнок АЛ

2 Повторить шутки – чистоговорки:

Ал – ал – ал – тёмный подвал,

Ол – ол – ол – чистый пол,

Ул – ул – ул – высокий стул,

Ыл – ыл – ыл – охлади пыл.

3 Повтори словосочетания:

4 Игра «Путаница»

Лада, Луша, и, кататься, лыжи – Луша и Лада катаются на лыжах.

Свить, гнездо, ласточка –

Яблоко, со, упало, стол –

На, Слава, кататься, салазки –

5 Выполните задание на рабочем листе.

Карточка № 6

1 Спряжение в прошедшем времени

Видеть голубого слона

Я видел (а) голубого слона. Ты видел (а….

(я, ты, он, она, они)

2 Посчитай от 1 до 10 и обратно

3 Один – много и много – один

4 Выучи чистоговорку:

Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осёл.

5 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 7

1 Повтори слоговые ряды

Нарисуйте подарки, которые купили в магазине Клаве её родители (в названиях должен быть звук «Л», не менее 5)

3 Игра «1 – 2 – 5 – 7» со словами ЛАМПА, МЕЛОК, ЛАПА

4 Выучи чистоговорку:

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил как долотом.

5 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 8

1 «1 – 2 – 5 -7» со словами СТОЛ, ГЛАЗА, ЛУЧ

2 Спряжение в настоящем времени

Ем лук (я ем лук, ты, он, она, мы, вы, они)

Я плыву на лодке

3 Выучи стихотворение «Яблоко»

Что за яблоко! Оно

Соку спелого полно.

Так румяно, золотисто,

Так свежо и так душисто,

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь.

Выдели из стихотворения слова со звуком «Л»

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 9

1 Вспомни слова, включающие в себя слоги:

На каждый слог НЕ МЕНЕЕ 5 СЛОВ

2 Подумай и скажи, какое слово здесь лишнее (не забудь, что это логопедическое задание)

Сумка, табурет, лошадь, занавес

Осёл, лук, козёл, стол

Лампа, лавка, булочка, лапоть

Ребёнок должен объяснить свой выбор

3 Выучи чистоговорку:

Кот молоко лакал, а Вася булку в молоко макал.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 10

1 Произнеси слоги и слова

Пла – пла – пла – платок

Гло – гло – гло – глоток

Слу – слу – слу – слух

Клы – клы – клы – клыки

2 Посчитай от 1 до 10 и обратно

3 Повтори предложения

Луша ела луковый суп, а Алла манную кашу.

Павел жевал яблоко, а Николай апельсин.

Светлана мыла клубнику, а Мила землянику.

Мама шила платье, а папа чинил велосипед.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 11

1 Проговори слоги с изменением ударения

2 Повтори предложение:

Котёнок лакает молоко.

Маша ела спелое яблоко.

Таня причесала волосы.

Коля вымыл ладони с мылом.

Михаил играл в футбол.

Облако заслонило собой солнышко.

3 Выучи стихотворение

Белый цвет, белый мел.

Белый заяц тоже бел…

А вот белка не бела

Белой даже не была.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 12

1 Произнеси с изменением ударения:

2 Повтори за взрослым (или прочитай сам) рассказ.

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчёлы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила плов. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка, сейчас мы её прогоним.» Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

Ответь на вопросы:

Какая погода была на улице?

Что делала Мила?

Что она видела из окна?

Как поступила Мила?

Что сказала мама?

Что было дальше?

3 Выполни задание на рабочем листе. Отгадай слова по последним звукам этих слов.

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

«Приключения гномика Ромы!» Игра для автоматизации звуков. Презентация Автоматизацию звука можно сделать интересной и занимательной. Ребята с удовольствием помогают гномику Роме и проживают с ним его приключения,.

Ссылка на основную публикацию