Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

Дидактические игры в логопедической работе
консультация по теме

Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.

Для логопеда игра является одним из средств работы над коррекции речи и её развития. У детей часто отмечается бедность пассивного и активного словаря, преобладает бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают диких и домашних животных, фрукты и овощи и т.д. В их словарном запасе мало глаголов, прилагательных, существительных , наречий.

У многих детей слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед педагогами, помимо основной задачи коррекция звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширить и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваются употребления их в связной речи.

У детей с дефектами речи преобладает наглядно – действенное восприятие, т.е. показ предмета или картины его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе в основном используют игрушки и предметы. При рассматривание предметов внимание детей нужно обращать не только на название, но и название его частей.

Затем переходят к работе над разрезными картинками, на которых есть изображение животных, мебель, посуда. При складывании картинки дети называют основные части предмета. Это помогает им запомнить каждую деталь предмета, что развивает память и внимание.

Дидактические игры используют ещё при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал можно провести игры «Кто быстрее соберёт» и т.д., цель которых развивать умение соотносить предметы обобщать их.

Первой игрой для усвоения материала является «Кто быстрее соберёт». Предлагается не более двух – трех групп предметов.

Педагог показывает детям разные предметы, и дети называют их. Затем предметы расставляют по всей групповой комнате, детям предлагается собрать определенную группу.

Умение объединять однородные предметы формируются и в игре.

В игре « Кто больше запомнит, что из чего сделано». Дети должны по памяти назвать бумажные, металлические и другие предметы. За правильный ответ ребенку дается жетон, кто больше соберет жетонов, тот и выигрывает.

Игра « Чей хвост?» помогает решить несколько задач: изучить и закрепить диких и домашних животных и т.д., а так же упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных, в умении использовать цвет и их оттенки.

На занятиях дети составляют описательные рассказы по определенной теме.

Игра «Что знаешь – расскажи»- обогащение словаря прилагательными, глаголами и наречиями.

Детям с недоразвитием фонематической стороны речи наиболее трудно дается дифференциация звуков. Поэтому большое внимание нужно уделять играм, где проводится дифференциация звуков и развитие словаря, например « Кукла Раиса и кукла Клава». Вначале дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в разных родах. Затем описывают одежду кукол, можно предложить детям игру « Гости Раисы и Клавы», в которой дети могут называть имена на звук Р и Л. Так же можно проводить игру « Кукла Галя и кукла Катя» на дифференциацию звуков Г-К. К словестным играм так же относятся и игра «О снеговике и его друге». Задачи решаются в этой игре: закрепление лексических тем « Одежда», « Зимующие птицы», а так же дифференциация звуков С-Ш.

Игры и упражнения проводятся в течение учебного года неоднократно, может изменятся только подбор слов в соответствии с изучаемым материалом.

Все словестные дидактические игры проводятся как составная часть фронтального занятия или как самостоятельное занятие. Изучаемый словарный материал закрепляется на занятия по развитию элементарных математических представлений, аппликации, конструирование.

Дидактические игры не только способствуют преодолению речевых недостатков, но и обогащают словарь ребенка, развивают инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_igry_v_logopedicheskoy_rabote.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в логопедической работе

Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов, речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.

Для логопеда игра является одним из средств работы над коррекции речи и её развития. У детей часто отмечается бедность пассивного и активного словаря, преобладает бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают диких и домашних животных, фрукты и овощи и т.д. В их словарном запасе мало глаголов, прилагательных, существительных , наречий.

У многих детей слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Поэтому перед педагогами, помимо основной задачи коррекция звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширить и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваются употребления их в связной речи.

У детей с дефектами речи преобладает наглядно – действенное восприятие, т.е. показ предмета или картины его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

На первом этапе в основном используют игрушки и предметы. При рассматривание предметов внимание детей нужно обращать не только на название, но и название его частей.

Затем переходят к работе над разрезными картинками, на которых есть изображение животных, мебель, посуда. При складывании картинки дети называют основные части предмета. Это помогает им запомнить каждую деталь предмета, что развивает память и внимание.

Дидактические игры используют ещё при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал можно провести игры «Кто быстрее соберёт» и т.д., цель которых развивать умение соотносить предметы обобщать их.

Первой игрой для усвоения материала является «Кто быстрее соберёт». Предлагается не более двух – трех групп предметов.

Педагог показывает детям разные предметы, и дети называют их. Затем предметы расставляют по всей групповой комнате, детям предлагается собрать определенную группу.

Умение объединять однородные предметы формируются и в игре.

В игре « Кто больше запомнит, что из чего сделано». Дети должны по памяти назвать бумажные, металлические и другие предметы. За правильный ответ ребенку дается жетон, кто больше соберет жетонов, тот и выигрывает.

Игра « Чей хвост?» помогает решить несколько задач: изучить и закрепить диких и домашних животных и т.д., а так же упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных, в умении использовать цвет и их оттенки.

На занятиях дети составляют описательные рассказы по определенной теме.

Игра «Что знаешь – расскажи»- обогащение словаря прилагательными, глаголами и наречиями.

Детям с недоразвитием фонематической стороны речи наиболее трудно дается дифференциация звуков. Поэтому большое внимание нужно уделять играм, где проводится дифференциация звуков и развитие словаря, например « Кукла Раиса и кукла Клава». Вначале дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в разных родах. Затем описывают одежду кукол, можно предложить детям игру « Гости Раисы и Клавы», в которой дети могут называть имена на звук Р и Л. Так же можно проводить игру « Кукла Галя и кукла Катя» на дифференциацию звуков Г-К. К словестным играм так же относятся и игра «О снеговике и его друге». Задачи решаются в этой игре: закрепление лексических тем « Одежда», « Зимующие птицы», а так же дифференциация звуков С-Ш.

Игры и упражнения проводятся в течение учебного года неоднократно, может изменятся только подбор слов в соответствии с изучаемым материалом.

Все словестные дидактические игры проводятся как составная часть фронтального занятия или как самостоятельное занятие. Изучаемый словарный материал закрепляется на занятия по развитию элементарных математических представлений, аппликации, конструирование.

Дидактические игры не только способствуют преодолению речевых недостатков, но и обогащают словарь ребенка, развивают инициативу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения дидактических игр» Дидактические игры в логопедической работе. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика ро.

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию.

Волшебные кубики»Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие.Материал – куб.

В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье идет речь о роли и возможностях использования дидактической игры в логопедии.

В статье представлено описание новой развивающей технологии в логопедической работе со старшими дошкольниками.

С ребенком надо делать все через игру&helli.

Дидактические игры в работе логопеда
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Представлен материал из опыта работы. Классификация дидактических игр и примеры игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_igry_v_rabote_uchitelya-logopeda_iz_opyta_raboty.docx687.19 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района

Логопункт нформационно- методического кабинета

Сообщение на тему:

«Дидактические игры в работе учителя-логопеда»

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей как дошкольного возраста, так и младшего школьного. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями, учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д..

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дидактическая игра имеет две цели:

– обучающую, которую преследует взрослый;

– игровую, ради которой действует ребенок.

Существует следующая классификация дидактических игр:

1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

– «Угадай, что спрятали».

Описание: Логопед раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; логопед убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

Цель: Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь ребёнка.

Оборудование: 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .

Описание игры: Логопед кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний», объяснить – почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Цель игры: автоматизация изолированного звука [Ш]. Описание игры: Сначала я с детьми вспоминала о том, как летом ходили в лес, и видели там высокие деревья, у которых зеленые верхушки, много веточек, листьев. Затем каждому предлагалось выбрать, какое дерево он хотел бы изобразить. Надевая «медальоны», дети превращались кто-то в могучий дуб, кто-то в стройную, белоствольную березку или в пушистую вечно зеленую елочку. Затем вспоминалась правильная артикуляция звука [Ш] и детям предлагалось сымитировать звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» дети-деревья сначала поднимали руки вверх, а затем равномерно двигали ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш… Первый раз команду давала я, а затем кто-то из детей.

– [C][С’], «Насос»,«Моем ручки»,«Свисток»,«Лопнувшие шарики»

– [З] [З’], «Пильщики»?«Комарики»

– [Ж],«Мухи в паутине»,«Пчелки собирают мед» и др.

Дидактические игры в работе логопеда используются :

– на фронтальных занятиях;

– на индивидуальных занятиях;

– в домашних заданиях.

Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:

– систематическое проведение занятий с использованием игр;

– размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

– подчиненность заданий выбранной теме;

Основные принципы дидактических игр:

– дидактическая игра должна опираться на программный материал;

– игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

– назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

– пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

В своей работе я использую дидактические игры А.К.Бондаренко, А.И.Максакова и Г.А.Тумаковой, А.И.Сорокиной и других авторов. Чтобы проведение дидактических игр было более интересным, я вносила в них свои изменения. Почти в каждой игре выбирается водящий. Чтобы его выбрать мы учили детские считалочки. Каждый раз, начиная игру, мы старались выбирать водящего новой считалочкой.

1.Игры на формирование словаря.

– «Угадай по описанию»

Описание: Перед ребёнком картинки, например, со снеговиками: «Перед тобой шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

Вместе находим различия:

Посмотри на лица снеговиков. Они?

Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.

У одних снеговиков вёдра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

Мётлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

2.Игры для воспитания звуковой культуры

– «Цветочный магазин». Описание: Приготовленные картинки с изображениями цветов проговариваются. Рассматриваются числовые карточки. Предлагаю «посадить цветы на клумбу»: к первой – цветы, названия которых делятся на две части (два слога), ко второй – цветы с названиями из трёх частей, к третьей – с названиями из четырёх.

3.Игры на различение неречевых звуков.

– «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Описание: Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали).

Цель: упражнять в определении на слух крупы.

4.Игры на развитие и формирование фонематического восприятия

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков,

отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается

следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается

предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

Цель : упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность

Ход игры . На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква

(например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки»,

на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук

[с]. Количество играющих: 1-3 человека.

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации

звуков [р] – [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных

Ход игры . Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой

вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят:

«Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую – со

звуком [р]». (Розовая – [р], голубая – [л].) Рядом лежат цветы разного цвета:

зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Ребенок расставляет цветы. Синий цветок должен остаться.

4. Игры на образование грамматических форм слов.

Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Описание: В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки — она, мальчика — он, мальчика и девочки — они, солнца — оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать — она, он, оно или они.

-Игра с мячом «Вспомни и назови»

Цель : согласования притяжательных местоимений с именами существительными.

Описание: Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”.

5.Игры с пуговицами на развитие мелкой моторики рук, закрепления поставленного звука, развитие математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать).

– выкладывать разнообразные узоры;

⎯ определять пуговицы на ощупь по форме, величине;

⎯ самостоятельно пристегивать и расстегивать пуговицы;

⎯ придумывать свои сюжеты и выкладывать их из пуговиц;

6.Игры на автоматизацию звуков

– «Собери урожай» ( предлагаемая игра значительно облегчает процесс автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Л]).

Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи и фрукты»; формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов

7. Игры на развитие словаря, слоговой структуры слова, звуко- буквенного анализа и синтеза.

Цели:1. обучение детей делению слов на слоги, используя различные способы: прохлопать слово по слогам, выделить гласные звуки;

2. развитие словарного запаса детей;

3. развитие фонематического восприятия.

Оборудование: разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками.

Описание: 1. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить сердцевины:

Логопед: Был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов. Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т.д.

Цель: развитие слоговой структуры слова, звуко- буквенного анализа и синтеза.

Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей – паровоза и трёх вагонов разных цветов. Картинки подбираются:

– на один заданный звук;

– на три заданных звука;

– на односложные (лось, бык); двусложные слова(кошка, коза); трехсложные(ворона).

Цель: автоматизировать поставленный звук, развитие лексико-грамматических навыков.

Материал: картинки – машины грузовые, набор картинок на определенные звуки.

Описание: Ты сегодня поработаешь грузчиком, будешь загружать машину, но груз будешь выбирать. Нужны только те картинки, в названии которых есть звук Р ( ребенку предлагается выбрать среди других картинок, только те, в названии которых есть звук Р) .

Как дидактический материал для развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, тактильных ощущений и, конечно, для развития речи я использую счетные палочки, спички, разноцветные скрепки, канцелярские гвоздики и резинки, бусины, камни, ракушки.

8.Игровое пособие «Колесо» на развитие фонематического слуха,

закрепление звукопроизношения. дифференциация звуков.

выделение звука на фоне слова, подбор слов на заданный звук.

определение позиции звука в слове, закрепление понятий «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий» звук, классификация предметов.

развитие мелкой моторики.

1 вариант . Если в центре изображен синий круг, ребенок должен подобрать картинки с заданным твердым звуком, назвать их и прицепить к диску прищепками синего цвета.

2 вариант . В центре буква Л – найти картинки с этим звуком, назвать и прикрепить их прищепками.

-Прицепить к диску и проговорить приготовленный набор картинок.

-Выбрать и прицепить картинки на заданный звук.

-Найти картинки, которые начинаются с гласного звука.

-Отобрать и прицепить картинки в соответствии со звуковой схемой.

-Выбрать картинки с дифференцируемыми звуками и прицепить их на свой диск ([с-з], [ш-ж], [л-р] и т. д.

-Отобрать картинки в соответствии с классификацией (животные, деревья, мебель и т. д.)

Учитель-логопед может сам подобрать задание в соответствии со стоящими задачами для конкретного ребенка.

9.Игры на формирование звукового анализа и синтеза

Таким образом, в настоящее время имеется большое количество книг, раскрывающих специфику проведения дидактических игр. В дошкольном возрасте и более старшем ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит дидактические игры, цель использования которых- формирование орфографической зоркости учащихся 2 класса при работе со словарными словами. В подборку включены кроссворды.

Даны описания и содержания дидактических игр для заучивания и закрепления таблицы умножения.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. .

laquo;ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»«Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизмаи подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализаци.

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей.

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы реб.

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м.

Дидактическая игра в логопедической работе

Анна Романченко
Дидактическая игра в логопедической работе

Дидактическая игра в логопедической работе.

С ребенком надо делать все через игру…

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко – сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона – День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»

Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.

Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

– Это синее платье Танино.

– Эта красная шляпа мамина.

– Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

– Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Нужно слоги сосчитать.

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

– Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».

А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» и дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы» Дидактическая игра”Что вредно, что полезно” Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР. В связи с качественными изменениями обучения.

Гимнастика мозга как средство помощи в логопедической работе ГипотезаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но не всё мышление и учение.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Методическая разработка. Использование гнущихся держателей для растений в логопедической работе Гнущиеся держатели для растений – это фигурки разных животных (лягушки, обезьяны) или птиц (гуси). Эти фигурки можно сгибать как угодно.

Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы Тема: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя». Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в преодолении нарушений звукопроизношения посредствам дидактических игр

Разделы: Логопедия

Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющие различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается логопедическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развитие себя – как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания.

В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку научиться анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Рекомендации для организации речевых игр и упражнений

  1. Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут).
  2. Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  3. Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  4. В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  5. Выигравший должен быть отмечен.
  6. В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  7. Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определённых звуков в слогах, словах, предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

Игры на выявление у детей простейших представлений

  • и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов:
  • игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам;
  • игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).

Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

  • Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространённые предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Дидактические игры

Игра “Построим домики и посадим рядом деревья”

Дидактическая цель. Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

14 полосок цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок. 2 трафарета – грибы:

– гриб с большой шляпкой на толстой ножке;

– гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Содержание и ход игры.

Педагог совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) высокую ёлочку, около низкого – низкую ёлочку. От высокого дома к низкому дому проводится дорога двумя полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома. Около высокой ёлки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий “толстый”, “тонкий”, “широкий”, “узкий”, “большой”, “маленький”, “тяжелый”, “лёгкий”, “длинный”, “короткий”.

Содержание и ход игры.

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.

БОЛЬШОЙМАЛЕНЬКИЙ
Домзайчик
Корабльстульчик
Самолётколокольчик
Грибшапочка

Бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч логопеду или передаёт очередному ребёнку.

ПЕДАГОГРЕБЁНОК
Толстыйтонкий
Большоймаленький
Высокийнизкий
Глубокиймелкий
Тяжелыйлёгкий
Широкийузкий
Длинныйкороткий

Игра “Закончи предложение”

Дидактическая цель.Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: “выше”, “ниже”, “толстый”, “тонкий”, “высокий”, “низкий”. Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

Содержание и ход игры.

Педагог произносит начало предложения, дети должны его закончить.

Если сосна выше берёзы, то берёза. (ответ: ниже сосны).

Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы. (тоньше ствола дуба).

Игра “Фигуры высшего пилотажа”, или “Мы учимся летать”

Дидактическая цель. Закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

Оборудование. Большой самолёт-игрушка (или картинка), маленькие самолётики для детей (или картинки).

Содержание и ход игры.

Педагог рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолётов образуют звезду или делают петли и т.д. Педагог выступает в роли лётчика. Его самолёт выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики – дети – определяют изменения маршрута и по сигналу педагога хором называют его, употребляют слова: “вверх”, “вниз” и т.д. и повторяя эти фигуры своими самолётами.

Выигрывает тот, чей самолёт правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Игры на развитие внимания, зрительного представления и памяти

Игра “Геометрические фигуры”

Дидактическая цель. Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Геометрические фигуры (7-8 комплектов); круги (красный, зелёный, желтый); треугольники (синий, белый); квадраты (красный, желтый, зелёный);

Содержание и ход игры.

Детям раздаются комплекты геометрических фигур. Дети должны разложить их на столе в определённом порядке.

Например:

  • Круг – круг – круг.
  • Квадрат – квадрат – квадрат.
  • Треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет, Педагог обращает внимание детей на форму геометрических фигур и её особенности.

ПЕДАГОГДЕТИ
Имеет ли круг углы?Нет
Сколько углов у квадрата?Четыре
Сколько углов у треугольника?Три
Равны ли все стороны у квадрата или нет?Равны, одинаковы
Все ли стороны у треугольника равны?Нет

Педагог просит детей разложить фигуры так, как он скажет (“геометрический диктант”).

Например: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, зелёный круг и т.д. Дети выкладывают геометрические фигуры под диктовку педагога.

Педагог диктует порядок выкладывания геометрических фигур. Дети внимательно слушают, а затем по сигналу педагога (по памяти) выкладывают геометрические фигуры.

Педагог показывает табличку с изображенными в определённом порядке геометрическими фигурами. Дети смотрят на изображенные геометрические фигуры, педагог считает до двух, если на таблице две фигуры, или до трёх, если на таблице три фигуры. Затем таблицу педагог убирает, и дети должны выложить по памяти геометрические фигуры так, как они были изображены на табличке.

Педагогу на заметку.

Трудность этого задания заключается в том, что необходимо не только запомнить расположение геометрических фигур, но и соблюсти цветовую гамму. Выигрывает тот, кто правильно выложит геометрические фигуры, соблюдая и цветовую гамму.

Вариант 4 “Отгадай загадки Буратино”

Цель. Научить детей различению предметов по форме и составлению из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков. Развивать у детей зрительные представления и умения конструировать.

Содержание и ход игры.

Педагог выставляет на наборное полотно геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что можно нарисовать из круга? Какие предметы, окружающие нас, похожи на круг? (яблоко, арбуз, мяч и т.д.). Что можно нарисовать из квадрата? (ящик, печенье, портфель). Что можно нарисовать из треугольника? (ёлку, парусную лодку и т.д.).

Вариант 5 “Сконструируй из геометрических фигур предметы”

Цель. Развитие творческих представлений и возможностей, развитие зрительных представлений; развитие мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

  1. Педагог предлагает детям изобразить светофор, лодочку, пароход, карусель, машину, клоуна, человечка, ёлочку, домик.
  2. Педагог просит детей внимательно посмотреть на геометрические фигуры и сконструировать из них предметы по своему усмотрению.

Затем дети называют предметы, которые ими сконструированы; составляют предложения с данными словами (можно провести анализ какого-либо слова на усмотрение педагога и т.д.).

Дидактические игры в логопедической работе

Дидактические игры в логопедической работе

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги : Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф. Фребелем. В создании отечественной системы дидактических игр выдающаяся роль принадлежит Е.И. Тихеевой. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.И. Сорокина и другие специалисты.

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”.

К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: “Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов”.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, дидактические игры помогают развитию как видовых, так и видовых понятий. Ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания.

Дидактические игры эффективно используются. Доказано значение словесных дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности, в характере. Игра помогает преодолевать отрицательные стороны поведения ребенка и формировать необходимые для дальнейшей учебной деятельности качества: быстроту, гибкость мышления, уверенность в своих силах, самообладание.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

овладению звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

развитию сенсорных представлений;

формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

сплочению детского коллектива.

Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую дидактические игры. Особенно детям нравится играть со звуковичками, которые у меня нарисованы на каждый звук.

Игры для развития фонематического восприятия.

Цель: развитие фонематического восприятия:

– учить определять пeрвый звук в словах;

– учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово.

Ход игры: ребёнку даётся задание составить по первым звукам слов другое слово.

Цель игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

Ход игры: логопед хлопает в ладоши, а дети должны подобрать слова с количеством слогов по количеству хлопков.

Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Ход игры: Логопед произносит слоги с дифференцируемыми звуками, например: СА- и ША-. Дети повторяют, дальше количество слогов увеличивается.

Цель: закрепление понятия буква, звук; формирование навыка соотнесения буквы и звука.

Ход игры: дети определяют первый звук и указывают соответствующую букву.

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Мы со звуками играем” – игры по автоматизации звуков.

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизировать поставленные звуки, развивать скорость чтения, упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные, расширять словарный запас, связную речь, внимание, память.

Похожие слова” – различение слов, похожих по звучанию.

Сундучки” – дифференциация звуков.

Оборудование : сундучки, картинки предметов.

Ход игры : дети раскладывают картинки с дифференцируемыми звуками по сундучкам.

Где спрятался звук”, “Найди звук” – определение заданного звука в слове.

Цель – закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Оборудование: звуковички, картинки предметов.
Ход игры: звуковичок с буквой, например, [ш]. Ребенку предлагается отобрать для звуковичка картинки, в названии которых есть звук [ш] (в начале, середине, конце слова).

Игры на развитие звукового анализа и синтеза.

Задание: отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. Выделить из слова первый слог. Выделить в словах ударные слоги и выписать все слова, состоящие, например, из трёх слогов. Убрать слог так, чтобы получилось новое слово. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

В каком домике живет звуковичок?”

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: картинки домиков со звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Ход игры: логопед просит ребенка посмотреть, сколько картинок и расселить их по домикам. Необходимо положить картинку в тот домик, где слышится звук (начало, середина или конец слова).

С каждой картинкой также можно поиграть в игры: «Один – много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои».

а) добавить звук (рот – крот);

б) изменить один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон);

в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток;

г) какой звук убежал? (крот – кот, лампа – лапа);

д) найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла;

е) составить новые слова из букв одного слова.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Цель: закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными и числительными; составлять предложения с заданным словом; различать одушевленные и неодушевлённые предметы, развивать связную речь.

Кто это или что это?”

Какой? Какая? Какое?”

Цель: обучение использованию в речи имен прилагательных, упражнять в подборе синонимов, антонимов к именам прилагательным, обучение подбору к предмету нескольких признаков.

Ход игры: подобрать прилагательные к предмету, подобрать синоним и антоним.

Составь предложение с данным словом”

Цель: обучение использованию в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря, упражнение в согласовании слов в предложении.

Ход игры: дети составляют предложение, обязательно употребив глагол.

Цель: формирование навыков словообразования, формировать практический навык в подборе однокоренных слов, обогащение словаря путем подбора однокоренных слов.

Ход игры: дети выделяют корень и подбирают однокоренные слова, используя различные части речи.

Дидактические игры в логопедической работе

Игра – мощнейшая сфера самовыражения. Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.

Предлагаемое пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи.

Размер пособия определяется по возможностям логопедического кабинета или групповой комнаты. Пособие можно полностью оформить на стене или же выставлять отдельные панно в зависимости от изучаемой темы. Можно использовать в работе с детьми, начиная со средней возрастной группы, т.е. с 4-х лет.

Игра «Магазин»

Цель: накопление активизация словаря, закрепления знаний о том, что разные товары продаются в разных отделах; развитие грамматического строя; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи; активизация познавательных процессов.

Оборудование. Несколько картонных панно с кармашками с изображением разных отделов магазина: «Овощи-фрукты», «Продукты», «Хлеб», «Мясо», «Молоко», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Хозтовары», «Бытовая техника», «Игрушки» и тд.;

предметные картинки по каждой из названных тем, буквы и символы звуков (р, л, с, ш, ч, з, к, ц); фишки для поощрения детей.

Ход игры

Вниманию детей (2-5) человек предлагаются панно с изображением различных отделов магазина и предметные картинки.

— В нашем городе открывается новый магазин. Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.

После того как все картинки займут свои места, можно в зависимости от цели занятия предложить детям следующие игры:

Звукопроизношение

  • На этапе закрепления звуков в словах, логопед предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р – груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш – шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба;)
  • На этапе дифференциации звуков проводится игра «Покупки». Детям даётся задание «купить» «товары», в названии которых есть определённые звуки ( Л-Р, С-Ш и т.д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.
ЛРСШ
Лимон
Вилка
Клубника
Лук
Яблоко
Колбаса
огурец
морковь
мандарин
виноград
помидор
картофель
ананас
слива
апельсин
капуста
сосиски
сапоги
шапка
шляпа
груша
порошок
шуба
шар

Активный словарь

  • Закрепление знаний по темам, классификация.

Игра «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).

Игра «Подбери одежду». (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён года из пособия «Календарь природы».)

Игра «Кто больше назовёт?». (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)

  • Обогащение словаря словами-признаками.

Игра «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)

Грамматический строй речи

  • Образование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на полках в единственном и множественном числе)

Игра «Один – много». (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.)

  • Закрепление предложно-падежных конструкций

Игра «Чего нет на полках?». (Родительный падеж ед. и мн. числа)

  • Согласование существительных с числительными

Игра «Сколько?». (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)

  • Образование относительных имён прилагательных

Игра «Из чего сделано?». (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)

Связная речь

  • Образование сложных предложений

Игра «Для чего?». (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку.)

Игра «Покажи и сравни». (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)

Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.

  • Составление рассказа по цепочке.

В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т.д.

Познавательная деятельность

  • Игра «Что купили?». (развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.
  • Игра «Найди по описанию». Дети должны по описанию логопеда отгадать предмет.
  • Игра «Отгадай загадку». Логопед предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.

(по теме «Продукты»)

1.Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

2. Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и злато. (Яйцо)

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублики)

4.В воде родится, воды боится. (Соль)

5.Белый камень в воде тает. ( Сахар)

6.Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

7.Чистое небо, да не вода,

Клейкое, да не смола,

Белое, да не снег,

Сладкое, да не мёд,

От рогатого берут,

Малым детям дают. (Молоко)

( по теме «Овощи-фрукты»)

1.Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

2.Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

4. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

5. Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок. (Репка)

6. Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец)

7. Вверху зелено.

В землю вросло. (Свекла)

8. Круглое, румяное,

Я расту на ветке. (Яблоко)

9. На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

10. Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква

11. Сижу на дереве, кругла как шар,

Вкусна как мёд, красна как кровь. (Вишня)

12. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)

1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

3. Никогда не ест,

Всех приманит. (Самовар)

1. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом.

А ночью – под кроватью. (Ботинки)

Нам – под вешалкой

1. Один вход, три выхода. (Рубашка)

2. По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Брюки)

(по теме «Бытовая техника)

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

2.Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

3. Из угла в угол

Железным плугом. ( Утюг)

4. Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ»

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

5.Без языка живёт,

А говорит и поёт. (Радио)

( по теме «Игрушки»)

1. Упадёт – поскачет,

Ударишь – не плачет. (Мяч)

2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

3. Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Вариантов игр может быть ещё больше, всё зависит от творческого подхода. Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении таких задач, как повторение и запоминание речевого материала, тренировка нужного речевого варианта, развитие речевых возможностей, формирование определённых навыков, необходимых способностей и психических функций, т.е. основных задач коррекционной работы.

Республика Башкортостан, Бураевский р-н, с. Бураево, МАДОУ «ЦРР-д/с № 1», учитель-логопед Нурмухаметова Лариса Рафиловна

Читайте также:  Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР
Ссылка на основную публикацию