Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

Дидактические игры в работе логопеда.

  • Развивашки (5)
  • Картотеки (8)
  • Районные методические объединения учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп. (6)
  • Логопедический массаж (1)
  • Пособие на развитие мелкой моторики (4)
  • Пособия на развитие речевого дыхания (0)
  • Конспекты НОД (8)
  • Предметно – развивающая среда (1)
  • Интегрированные игры (6)
  • Взаимодействие с педагогами ДОУ (2)
  • Шахматы (1)
  • Работа с родителями (5)
  • Развлечения (17)

Дидактические игры в работе логопеда.

МДОУ ЦРР Детский сад № 6 г.Карталы

Консультация

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Баранова Светлана Александровна

2017 год.

Сделать серьезное занятие для

ребенка занимательным – вот

задача первоначального обучения.

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе.

Характерологические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Они быстро утомляются, перестают воспринимать инструкцию логопеда. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности, или ранимости, обидчивости некоторых малышей. Непросто логопеду одновременно проводить работу по коррекции всех компонентов речевой деятельности и обучать детей нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно их полноценное воспитание.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры. Дидактические игры являются переходной формой между свободной игрой и регламентированными занятиями. Учение в дидактической игре – это своеобразная форма учебной деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Дидактические игры – это разновидность игры с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны наоборот, неправомерно рассматривать дидактическую игру лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако, дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат (подведение итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр, в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов, закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия. Становится задачей самого ребенка. Самое главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят от него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на решение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведение детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Результат (подведение итогов) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Самое главное – и это необходимо подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Варианты использования словесных дидактических игр на логопедических занятиях

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.

Содержимое разработки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

С.Н. Стефаненко, учитель-логопед,

ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, г.Санкт-Петербург

Особое значение в коррекционной работе с детьми с нарушением речи имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Особенно важны эти игры при подготовке детей к школьному обучению, так как они формируют и развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять имеющиеся знания и умения в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает легче, активнее, трудности умственной работы ребенок не замечает, преодолевает их легко.

Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента: дидактическую задачу, содержание, правила, игровое действие. Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение. Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и т.д. Логопед может сам изменять условия игр в зависимости от образовательной задачи. Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением. Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях.

Дети с нарушениями речи инертны, пассивны, малоэмоциональны, замкнуты или расторможены, легко ранимы, обидчивы, пасуют перед трудностями. Для закрепления нового речевого, двигательного, звукопроизносительного стереотипа, для фиксирования временных пространственных отношений и выражение их в лексико-грамматических конструкциях, необходимо очень большое количество повторов. Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Использование дидактических игр на занятиях позволяет заинтересовать детей, привлечь и сконцентрировать внимание, создать эмоциональное положительное отношение к предлагаемым заданиям. Организуя дидактическую игру, создаются условия, при которых ребенок, достигая игровой цели, усваивает программный материал.

При организации словесных игр необходимо соблюдать следующие условия:

– игра не должна быть длительной по времени, должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед мог помочь им в этом, внося по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия;

– игра должна быть интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания;

– необходимо добиваться активного речевого участия в игре всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность;

– в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

На логопедических занятиях используются разные группы словесных игр. В первую группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?», «Что за птица (зверь?)». Во вторую группу – игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит …», «Найди два слова – неприятеля». В третью группу – игры для развития умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Отвечай быстро», «Кто больше назовёт?», «Назови три слова», «Назови одним словом», «Вершки-корешки». Четвёртая группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Так бывает или нет?», «Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», «Скажи слова с нужным звуком», «Скажи по- другому», «Подбери слово», «Когда это бывает?».

Вот пример игр по закреплению словообразования существительных: «Назови ласково», «Что для тебя?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Как зовут маму, папу, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии».

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры, помогающие развивать у детей умение высказывать предположения: «Что было бы…?», «Что бы я сделал. », «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. А также игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей словесной игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Дети вспоминают известные загадки и могут придумать свои.

На коррекционном занятии можно использовать такие словесные игры как игры-беседы (игры-диалоги) и игры-путешествия. Ценность игры-беседы заключается в том, что она представляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы логопеда, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ. Игры-путешествия, имея сходство со сказкой, ее развитием и чудесами, отражают реальные факты или события, обостряют внимание, наблюдательность. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Путешествие – это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий («Путешествия в страну сказок» по сказкам любого автора в форме викторины, «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в весенний лес» и т.д.), путешествие мысли, воображения «Не сходя с места» («Представьте себе, что мы оказались в …»).

Предлагаю некоторые словесные игры, которые использую в своей работе с детьми с нарушением речи.

Игра «Назови лишнее слово»: на слух при повторении цепочки слов отличать заданное слово от тех, что на него похожи (гора, пора, гора, нора, гора, гора; голос, голос, голос, колос, голос, волос; коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза).

Игра «Повторяй-ка». Дети выбирают себе образы или получают их от логопеда. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: «Я – лягушка. Я умею прыгать. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д. Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Игра «Урожай собирай». Нужно собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим. Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках. Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель – тот, кто продержится дольше остальных.

Игра «Перепутанные названия». Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга: «Суп из метелки», «Царевна – пчела», «Мальчик – великан», «Гадкий котенок», «Домик-домок», «Редиска», «Лиса и семеро поросят», «Три волчонка», «Лягушка – домоседка», «Солнечная королева», «Комарище», «Иванушка – умник», «Подаренная луна», «Шар, трубочка и ботинок», «По карасьему приказу», «Иван-царевич и зеленый крокодил». Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Для детей-дошкольников и младших школьников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

2. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. Биробиджан: ОблИУУ, 2005.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

4. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6.

5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

Использование дидактических игр в работе логопеда

Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей.

Игра – основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Читайте также:  Конспекты занятий по коррекции ФФНР у умственно отсталых младших школьников

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.[18]

Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить. [3]

Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому, в логопедической работе с детьми, организовывая дидактические игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы, такие как:

1. принцип динамичности восприятия;

2. принцип развития высших психических функций;

3. принцип мотивации;

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.[18]

Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с нарушениями звукопроизношения.

Эффективность использования дидактической игры заключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребята воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. Одновременно, в игре происходит развитие логического мышления, и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. [18]

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.

В результате систематического использования дидактической игры на логопедических занятиях у ребят повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Итак, использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, улучшает их эмоциональный настрой и психологическую готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, позволяет сосредоточить внимание ребенка на нужном предмете.

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, схем, панно, картинок и т. д.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка) ; запоминания речевого материала.

Альманах педагога

Автор: Нургаянова Гульнара Разифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОАУ СОШ №3 с. Бураево
Населённый пункт: с. Бураево муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Игровые приёмы в работе учителя-логопеда
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» с. Бураево муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
Мастер – класс для воспитателей

Тема: «Игровые приёмы в работе учителя – логопеда».
Подготовила: учитель-логопед Нургаянова Гульнара Разифовна от 4 февраля 2016 года Бураево, 2016 год.

Игровые приёмы в работе учителя-логопеда.
Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики – парафазии, нечёткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации таких понятий, как «овощи-фрукты», «дикие – домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т.д.) у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе. При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей. С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие. Их использование определяется задачами и этапами коррекционнологопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. Самым эффективным методом при подготовке детей к школе становится использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Принципы дидактических игр: – дидактическая игра должна опираться на программный материал; – дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного); – назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям; – пособия, используемые логопедами при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными; – условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. Дидактические игры и упражнения способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей – логопатов в течение занятия меняются виды деятельности. Игровой, дидактический материал даются в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Во время логопедических занятий используются яркие игрушки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно – эмоциональной основе. В игре моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя, семьи. Игра для детей – это сама жизнь. Игры со звуками помогают выработать чувство языка, умение правильно произносить слова, развивать фонематический слух, легко усвоить грамматические нормы,
Игры на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию

1.
«Чудесный мешочек». На определение начального звука в слове. На автоматизацию любого звука в начальной позиции. Достать предмет из мешочка, назвать его и определить первый звук в слове.
2.
«Будьте внимательны». Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш. Логопед произносит слова Ш, п, к, ш, с, ф, ш, р, ш, д; ша, ка, ло, шо, шу, ты, ши, да, ма, шэ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш, лампа, санки, кувшин, шуба, сок, шок.
3.
«Назови ласково». На звук Ш. Логопед просит детей образовать новые слова по образцу, обратить внимание на появление звука Ш в этих словах. Хлеб – хлебушек, воробей, камени, петух, рыба, трава, тётя, корова, мама, горох, орехи, муравей.
4.
«Чудесный сундучок». На звук Ч.
Логопед показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что там лежит, только надо сказать слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и чётко называют их.
5.
«Большой – маленький» Логопед просит детей образовать новые слова по образцу, обратить внимание на появление звука ч в этих словах. Стул – стульчик, мяч, яблоко, диван, лимон, шапка, жук, звезда, ведро, бык, огурец.
6
. «Угадай слово». Закончи слово звуком Ч, какое слово получится. Гра. мя. вра. кирпи. труба. кала. скрипа. ме… пе. клю..
7.
«Около». На звук Л. Логопед выставляет по три картинки в несколько рядов. В названии каждой картинки имеется звук Л. Логопед просит назвать среднюю картинку и где она находится по образцу, дети должны чётко произносить звук Л в словах. Около лодки, лук и колбаса. Около куклы, клубника и платье. Около полки, стул и стол. Около белки, яблоко и молоко. Около кресла, велосипед и мотоцикл.
8
. «Четвёртый лишний». На определённый звук. Например на звук Л. Логопед просит детей выбрать лишнюю картинку в названии которой нет звука Л.
9
. «Выбери и назови только те картинки в названии которых есть звук Р».
10.
«Дружба». На автоматизацию звука Р. Перед детьми картинки разложенные по четыре, в названии которых есть звук Р. Образец: сыр «дружит» с кефиром, а сахар «дружит» с зефиром. Морковь «дружит» с картошкой, а рояль с гармошкой. Перо «дружит» с вороной, а укроп с помидором. И.Д.
11
. «Закончи стихотворение». На звук З и С. Логопед читает стишок, дети заканчивают его, выбирая из представленных картинок. – Ой, – кричат вокруг хозяйки, В огород забрались ….. (зайки). Заглянула в дверь коза, Очень грустные …. (глаза). Слёзы льются у Оксанки, У неё сломались ….. (санки).
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский …. (сад) На даче в лесу были разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и …..(синицы).
12
. «Подари подарки Зине и Жене». На звуки З – Ж. Игрушки (картинки) в названии которых есть звук З – «подарить» Зине, со звуком Ж – «подарить» Жене.
13.
«Скажи наоборот». На звуки Л – Р. Ла – ра, ро – …, ар – …, ры – …, ….т.д.
14.
«Измени слово». На звуки Р – Л. Логопед просит детей заменить звук Л на звук Р в словах. Какие слова получились? Лак – рак, лов – …, ложки – …, лама – . бал – . дал – . игла – . блошка – . ложь – . жил – . жал – …
15.
«Светофор». На дифференциацию звуков Р – Рь. Услышав в слове звук Р – поднять синюю карточку, услышав звук Рь – зелёную карточку.
16.
«Слова с начинкой». На закрепление произношения звука С в словах. С помощью картинок-подсказок отыщи в каждом слове спрятанное второе слово (фа
соль, лес
ка). Кусок, гусыня, сокол, постой, перелесок, стон, голосок, стог, фокусы, минусы, столик.
17.
«Катины подарки». На выделение начальных согласных П, Т, К, М, Н. Логопед помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и её игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки и выделить начальные согласные в их названиях. Далее перед детьми раскладываются маленькие картинки и даётся объяснение, что Катя приехала с дачи и привезла своим игрушкам подарки, названия которых начинаются с тех же звуков, что и названия игрушек. Дети должны по очереди брать картинки с изображениями подарков и составлять предложения.

Игровые технологии в работе логопеда

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в работе логопеда»

Игровые технологии в работе логопеда

Пояснительная записка

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач:

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Читайте также:  Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

« Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми ОНР». Сергеева Л.А.

Опубликовано: 18:46:23 01-12-2019

( Слайд № 1).

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку. Логопеды отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как:

( Слайд № 2).

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь:
  • неспособность построить монолог
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации.
  • плохая дикция.

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

( Слайд № 3-4). Устное народное творчество необходимо для:

  • развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм, тембр, интонации);
  • автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке);
  • развитие связной речи (в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь);
  • развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки);
  • развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;
  • развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
  • усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слов).

(Слайд № 5).

Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами разных форм фольклора и использование мнемотехники на сегодняшний день имеет особую актуальность.

В работе с детьми используются следующие формы народного фольклора:

(Слайд № 6).

  • Пословицы– коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
  • Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.
  • Загадки– метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Чистоговорка – упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.
  • Нелепицы, перевертышидают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
  • Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия.
  • Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости, преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.
  • Сказка– возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

Логопед в работе использует огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.

На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с чистоговорками, потешками, считалками и т. д.: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком.

Для детей с ФФНР заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использование системы мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

(Слайд № 7). Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. -предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказов.

В заданиях схемы направляют внимание ребёнка на обозначение цвета, формы, размера, материала, частей, действий.

(Слайд № 8). Работу надо строить с учетом основного принципа «от простого к сложному»:

  • мнемоквадраты
  • мнемодорожки
  • мнемотаблицы

(Слайд № 9). Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или просто предложение. Затем педагог усложняет занятие, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составлять небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить или воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

Для изготовления таблиц не требуется художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

(Слайд № 9). Для детей дошкольного возраста с ТНР вначале даются простейшие символы для создания модели в цветном изображении, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зелёная, ягодка – красная, колобок – желтый.

Читайте также:  Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Позже модели усложняются или заменяются другой заставкой – т. е. изображение персонажей в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевого круга или треугольника, медведь – большой коричневый круг и т.д.

(Слайд № 10). Детям предлагаются схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

(Слайд № 11). На первоначальном этапе используются готовые символы и модели. Дети, научившись воспроизводить информацию с опорой на готовую модель, переходят на другой этап работы – учатся составлять модели совместно. Усвоив этот этап работы, составляют самостоятельно модели, опираясь на свой индивидуальный зрительный образ.

(Слайд № 12). Создается модель мнемотаблицы. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: « Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?

(Слайд № 13). Опорным в таблице является изображение героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержание, которое «завязано» вокруг её главных героев.

(Слайд № 14). Как работать с мнемотаблицей ?

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

2 шаг. Чтение взрослым текста с указыванием на подходящую картинку по тексту.

3 шаг. Взрослый вместе с ребенком по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.

4шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

(Слайд № 15). В процессе развития речи посредством наглядного моделирования большое внимание уделяется составлению и отгадыванию загадок. Методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если задается через некоторое время та же загадка, то большая часть детей просто вспоминает ответ.

(Слайд № 16). Развивая речевые возможности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

При составлении загадок надо опираться на умения детей делать сравнения с объектами. Но практика деятельности показывает, что этого недостаточно. Необходимо, чтобы дети могли подбирать к опорным словам слова, обозначающие признак предмета, и слова, обозначающие действия предмета. Например: Снегирь: краснобокий, как яблоки – горит как огонь.

Синица: хитрая, как лиса – свистит как свисток.

Создавая условия для усвоения модели составления загадок, дети вполне могут самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

(Слайд № 17). Усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:

– у детей быстрее автоматизируются звуки речи;

– обогащается словарный запас;

– дети начинают легко выражать свои мысли;

– грамматически правильно строить предложения;

– формируется устойчивый интерес к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания человека;

– работа с детьми в такой форме не только благоприятно влияет на весь коррекционный процесс, но и приносит удовольствие, как детям, так и специалисту.

(Слайд № 18).

Список используемой литературы.

1.Белоусова, Л.Е. Удивительные истории / Л.Е.Белоусова – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 125 с.

2.Большева, Т.В. Учимся по сказке / Т.В. Большова – СПб., 2001. – 130 с.

3.Васькова, О.Ф. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста /О.Ф. Васькова – СПб., 2011. – 220 с.

4.Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх /О.Ю. Филимонова – СПб.,2007.

5.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи./ Ю.Ф. Гаркуша – ТЦ. М.,2007.

6.Васькова О.Ф Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста /О.Ф. Васькова – СПб.,2011.

  1. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР/ Е.С.Слепович – Минск: Народная Асвета, 1989.-62с.
  2. Лалаева,Р.И. Серебрякова, Н.В.Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова-СПб., Союз, 2001.
  3. Лопатина,Л.В. Серебрякова,Н .В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников/ Л.В.Лопатина,Н.В. Серебрякова-СПб., Паритет, 2004.
  4. Селивёрстов,В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селиверстов-М.: Владос,1994.

11.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г.С. Швайко-М., Просвещение, 1988.

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой/Л. Б.Фесюкова-Харьков,1996.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории/ Л.Е.Белоусова-СПб., Детство-Пресс.,2008.
  3. Климчук Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи// Н.И. Климчук. Логопед.-2008-№2.
  4. Шорокова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия/О.А.Шорохова-Творческий центр «Пресс» М, 2010.

Публикации по логопедии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Актуальность Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то,что мешает свободному общению ребенка с коллективом.
Остро встает вопрос о значимости фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.
Все дети старшей логопедической группы детского сада “Колокольчик”имеют логопедическое заключение общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней. Среди них основной контингент составляют дошкольники со стертыми или минимальными проявлениями дизартрии (70 %)и, как следствие, с двигательными расстройствами. Нарушение моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также и плечевой пояс и нижние конечности.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи при дизартрии вызывает определенные трудности, поскольку связано с поражением центральной нервной системы. Учителю-логопеду необходимо выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое,так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями ,является логопедическая ритмика.
Логоритмические занятия – метод, опирающийся на связь слова, музыки и движения.
Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Качественный состав старшей логопедической группы
Исходя из поставленных целей и задач мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.Следует также подчеркнуть ,что наш детский сад работает по программе «Детство», где работа по приобщению детей к родной культуре проходит красной нитью.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

Сотрудничество специалистов
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.
Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая– развитие и воспитание ребенка.
Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

Структура логоритмического занятия

ЭтапыСодержание этапа
ОрганизационныйОрганизация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения
Основная частьПение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Речевые упражнения с движениями ,с музыкальным сопровождением и без.
Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.
Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма, координации движений.
Подвижные игры
Игра на музыкальных инструментах
Танцевальные упражнения.
Заключительная частьЗаключительные упражнения.
Завершение игровой ситуации.
Оценка детской деятельности.

Виды деятельности на логоритмических занятиях
• устное народное творчество
• песенное творчество
• танцевальное творчество
• игра на музыкальных инструментах
• театрально-игровой фольклор

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем
их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.
В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие-
играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики . В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.
В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.
Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.
В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.
В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры
(напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»),выкладываем ритм мелодий , создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.
Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчевых.

ЛИТЕРАТУРА
• Аникин В, И К мудрости ступенька. М., 1988.
• Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957.
• Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.
• Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
• Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973. год
• Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

• Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.Санкт-Петербург,1994
• Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду//Под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.
• Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет Издательство «КАРО «Санкт-Петербург 2009
• Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки//Сост. С. Бекина. М., 1987. Шмаков С. А.
Приложение 1

Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей логогруппе (фрагменты)

№ Тема занятия Содержание
1 Осень Потешки, попевки «Скок-скок-поскок» «Лиса по лесу ходила»
2 Овощи Потешка «Серый козел»
Игра-считалка «Огуречик»
Песня «Капустка, вейся»
3 Одежда Игра-дразнилка «У Маланьи»
4 Обувь Песня «Сапожок» в сопровождении с игрой на музыкальных инструментах (ложки, молоточки)
5 Игрушки Песня-игра «Матрешечные забавы»
6 Посуда Ритмическая игра «Артисты – лошкари» с музыкальным сопровождением
7 Домашние животные Песня «Коровушка»
Танец «Дружные тройки»
8 Дикие животные Речь с движениями «У медведя во бору»
Игра «Плетень»
Потешка – чистоговорка «Лиса»
9 Зима Танец «Дружные тройки»
Пальчиковая игра «Как под горкой под горой снег-снег»
10 Домашние птицы Подвижная речевая игра «На птичьем дворе»
Частушки, загадки о домашних птицах
11 Зимующие птицы Песня «Сорока – белобока»
Игра на музыкальных инструментах «Птичий хор» (трещотки, трубы, колокольчики)
12 Новый год.
Зимние забавы Колядки «Вей, вей ветерок»
«Коляда – маляда»
Танец «Дружные лошадки»
13 День защитника
Отечества Пословицы, поговорки о богатырской силе, ловкости, умении.
14 Мамин день Хоровод «Красный сарафан», «Пошла млада за водой»
15 Весна Весенние заклички
Песня «Весна – красна»
Музыкально-ритмическая игра «Шаловливые сосульки»
16 Наш город Игра с колокольчиками «Звонари Преображенского собора»
17 Труд взрослых весной Пословицы и поговорки о труде
Подвижная игра «Пахарь»
18 Растения весной Хоровод «Во поле березонька стояла»
Песня «На горе-то калина»
Загадки, скороговорки
19 Лето.
Насекомые Хороводная песня «Комарик»
Загадки, потешки, считалки

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ТЕМА «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ АБАКАНУ»

• Автоматизировать изолированный звук [р].
• Совершенствовать артикуляционную моторику, общую моторику, мимику, эмоциональную сферу.
• Формировать диафрагмальное дыхание, увеличивать продолжительность и силу выдоха.
• Тренировать выразительность речи, координацию движений
• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение.
• Приобщать к истокам русской народной культуры.

Касса букв; цветовые сигналы: красный, желтый, зеленый; колокольчики: маленькие, средние, большие по числу детей; картонные фигуры овальной формы, шапочки-маски животных: лиса, заяц, собака, петух; стаканчики, наполненные водой с трубочками для коктейля, фотографии достопримечательностей города Абакана.

Вводная часть.
Слушание песни «Абакан», муз. Боргоякова А.
О чем была песня?
Что такое Абакан?
Л о г о п е д. Дети, сейчас мы отправимся в путешествие по городу Абакану. Давайте составим «живое слово».
Игра «Живые буквы». Дети берут буквы, составляют «живое слово» «Абакан».

Пальчиковая игра с движениями «Прогулка по городу»

Я по городу хожу
Я про город расскажу.
Поликлиника, аптека ,
Магазин, библиотека,
Много здесь жилых домов.
И деревьев и цветов.
Землю роет экскаватор-
Строят здесь кинотеатр.
Школа, ресторан, музей
Город нужен для людей.

Динамическая игра «Поездка на автобусе»

Автоматизация звука [р].
Абаканцы любят отдыхать в парках города.
Какие парки у нас есть? Дети перечисляют парки города .
Предлагаю поехать на автобусе в самый красивый парк «Сады Мечты».

Дети «заводят мотор» со звуком [р], бегут по кругу.

Упражнение на коородинацию движений «Тропинки» под музыку.

Приехали. Остановка. Пошли по «тропинкам»: ходьба друг за другом по извилистой тропинке ходьба по булыжникам по одному
(На полу булыжники– картонные фигуры – овалы.)

Артикуляционная гимнастика «Аттракционы»
Какие аттракционы видели?
«Качели»
«Карусель»-круговые движения языком в предверии рта.
«Горка»
«Блины»-едим блины в «Блинной» с чаем
«Чашечка»– остужаем горячий чай, упражнение на дыхание

Отгадывание загадок. Психогимнастика. Имитация движений животных.

1.По земле ходит 2.Сама пестрая, ест зеленое, дает белое
А неба не видит. (свинья) (корова)

3.Шерстка гладка
Чисто умыта с головы до копыта
Овса поела– и снова за дело. (лошадь)

Л о г о п е д: Дети, изобразите: веселую семейку свиней
сердитую серьезную корову
гордого, кивающего головой коня

Дыхательная гимнастика «Водопад».

Л о г о п е д :Пошли дальше по тропинке и пришли к водопаду.
Что такое водопад?
Предлагаю сделать такой же водопад.
Дети дуют длительно и сильно через трубочку в стакан с водой.

Игра на внимание «Светофор»

Л о г о п е д : Вам понравилось в парке «Сады мечты»?
Идем дальше в собор Преображенский.
Через дорогу нам поможет перейти «Светофор»

Вот круги 3 разных цвета
Вам игра знакома эта.
Если красный покажу– всех похлопать попрошу.
Если желтый покажу– всех потопать попрошу.
Ну а если зеленый цвет– всем ура кричать в ответ.

Музыкальная игра «Звонари»

Л о г о п е д: Мы пришли в Преображенский собор. Посмотрите, какой он красивый !(Дети рассматривают фото собора).
Предлагаю послушать колокольный звон.
Музыкальный руководитель демонстрирует игру с колокольчиками разного размера. Дети учатся различать колокольный звон по силе и долготе. Затем дети играют с колокольчиками долго– короче– коротко.

Драматизация отрывка русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Л о г о п е д :Мы идем дальше. Впереди мы видим современное бело-голубое здание «Абаканский Дворец молодежи». (Дети рассматривают фото дворца). На сцене выступает детская театральная студия. Дети показывают сказку про чью-то избушку.
Загадка: Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (заяц)

Дети надевают шапочки-маски животных и показывают отрывок сказки «Заячья избушка».

Л о г о п е д: Наша экскурсия заканчивается. Где мы были? Что видели? Возвращаемся домой на автобусе. Дети бегут по кругу со звуком [р].

Ссылка на основную публикацию