Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Оформление логопедического кабинета

Мария Коновалова
Оформление логопедического кабинета

Коррекционная предметно-развивающая среда логопедического кабинета для старших дошкольников

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Исследования предметно-развивающей среды ведутся уже давно. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др. В 90-х годах 20 века вопрос о предметно-развивающей среде ставился в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой и др.

Материально-техническое оснащение нашего кабинета в основном соответствует исходным требованиям – носит развивающий и коррекционный характер, создает условия для творческой деятельности каждого ребенка, предоставляет детям возможность для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Логопедический кабинетфункционирует по следующим направлениям :

-Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

-Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

– Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

– Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Зона дидактического,методического и игрового сопровождения представлена вместительным шкафом с множеством ящиков и отделений для хранения ученого материала: пособий по коррекции звукопроизношения, по обучению грамоте, литературы по преодолению общего недоразвития речи, игровое обеспечения (игрушки, настольные игры, обучающие карточки)

Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты

Пространство этой зоны оборудовано магнитной доской, комплектом разноцветных магнитов и указкой, которая в процессе занятия может служить, к примеру, волшебной палочкой. Стена над доской украшена иллюстрациями с изображением волшебного звуко- буквенного города, в процессе подгрупповых занятий дети с удовольствием общаются в игровой форме с жителями этого города. В нём живут волшебные согласные гномы Тим и Том, Принцесса гласных звуков, жадный звукоед, всё это стимулирует процесс обучения грамоте, превращая занятия в волшебную сказку.

Рабочее место учителя-логопеда представляет собой рабочий стол, в ящиках которого хранятся журнал посещаемости и обследования детей по возрастным группам, речевые карты, портфолио научно-методических достижения, блокнот-еженедельник и различная подручная мелочь.

В зоне технических средств обучения присутствует персональный компьютер, ксерокс, ламинатор, музыкальные игрушки, диски с детскими сказками, песенками, чистоговорками для автоматизации звуков

Зона по коррекции звукопроизношения оснащена настенным зеркалом, зондами для постановки звуков, картинки с артикуляционной гимнастикой, направленных на исправление речевого дефекта, картотеки с играми направленные на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.

Информативный центр для родителей

Располагается в приёмных групп. Содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, сменную информацию по различным видам нарушений речи, занимательные упражнения и другие необходимые рекомендации логопеда, содержит расписание подгрупповых и индивидуальных занятий, а так же устраиваются выставки детских работ направленных на закрепление и активизацию полученных знаний на занятиях, цель выставок -взаимосвязь с родителями.

На своих занятиях активно используем здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду.С этой целью были созданы зоны:

Дыхательные игры и упражнения:

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Пособия по развитию зрения:

1) игровые коррекционные физминутки;

2) двигающиеся предметы;

3) зрительные тренажёры;

4) комплексы упражнений по словесным инструкциям.

Су -джок терапия:

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Данный метод обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. “Су” по-корейски – кисть, “Джок” – стопа.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Использование массажных шариков “Каштан” в комплекте с двумя металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир.

Опыт работы показывает,что использование песочной терапии дает положительные результаты:

• У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

• Обучающиеся чувствуют себя более успешными.

• На занятиях нет места монотонности и скуке.

Зона лексико – грамматических игр – представлена в виде изображения волшебного дерева, в дупле которого живёт весёлая белочка с которой дети играют, пополняют словарный запас, играют в грамматические игры по словообразованию и словоизменению.

Игра “Один -много” (назвать предметы в единственном и множественном числе)

Игра “Скажи наоборот” (подобрать антоним к каждому слову)

Игра “Жадина” (назвать каждый предмет: мой, моя, моё, мои)

Игра “Просчитай” (назвать предметы по одному, по два сразу)

Игра “Хлопки”(деление слов на слоги хлопками)

Игра “Прятки”(поочерёдно закрывать предметы и говорить чего нет)

Построение коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета «Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки,музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский. Речевое развитие – важное условие.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Логопедический кабинет в ДОУ

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы;

Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника – арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской – создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета – создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Читайте также:  Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

– Дизайн интерьера кабинета;

– Логопедический уголок «Домик звуков»;

– «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

– Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

– «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко»;

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал: обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

– Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал: прищепки, обои, клей.

– «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

– «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

– Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

– Дидактическое панно «Координация движения» – «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

– Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

– Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

– Дидактическое панно «Семья грибов», по теме: «Лес. Грибы и ягоды»;

Материал: трафареты фигурок, самоклеющая плёнка, картон, клей.

Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.

– Дидактическое пособие «Жар-птица»;

Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература). Составление рассказов по памяти и по представлению.

Материал: самоклеющая плёнка, цветная бумага, картон, клей.

Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.

Как оформить логопедический уголок в детском саду

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

    обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

  • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
  • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
  • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста
ГруппаЗадачи
Первая младшаяПреодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшаяОбогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
СредняяАктивизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительнаяОтработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
  2. Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе).
  3. Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.

Все лексические темы календарно-тематического плана представлены в логопедическом уголке картинками

Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Оборудование и оформление кабинета логопеда

Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица;
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации;
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении;
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения;
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени;
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение;
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков;
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты;
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA;
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства;
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.



Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков;
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения;
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания;
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Логопедический кабинет: требования, оснащение и оборудование

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС

Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50×150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Рубрика: Общие вопросы

Дата публикации: 09.08.2015

Статья просмотрена: 1872 раза

Библиографическое описание:

Шушкова, Г. Н. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета / Г. Н. Шушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/256/ (дата обращения: 07.01.2021).

По данным Министерства образования Российской федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнаруживают очевидные расстройства речи еще в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными, наглядными и содержащими доступный материал по теме и в то же время не перегружать психику ребенка. А значит, необходим поиск нового содержания и наиболее эффективных методов взаимодействия с ребенком.

Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Организация развивающего пространства логопедического кабинета является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.

Учебную зону кабинета я назвала «Страна чистой речи». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении занятий по обучению грамоте, развитию речи и устранению дефектов звукопроизношения.

Панно представляет собой картину, напечатанную на баннерной ткани (3х6 метров), приклеенную к стене. Сверху крепятся детали на магнитной основе — башни замков, «Звуковые» ромашки, пособие «Тропинка».

Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Панно используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, коррекцию нарушенного звукопроизношения, на развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Рабочая зона поделена на две части. В правой части находится зона индивидуальной работы по коррекции нарушений речи. Дети называют ее «Замок правильных звуков». К замку крепятся зеркало и пособие для проведения артикуляционной гимнастики «Тропинка». Боковые башни замка выполнены на магнитной основе, что позволяет крепить к ним различные схемы, картинный материал. На башне, расположенной справа крепятся различные схемы-подсказки для детей — «Схема акустико-артикуляционной характеристики звука», «Схема характеристики звука» и др. Левая башня используется на занятии для проведения игр, таких как «Четвертый лишний», «Что изменилось» и т. п., а также игр на автоматизацию и дифференциацию звуков. К этой же башне с помощью магнитов крепятся пособия на развитие мелкой моторики. Работа проводится не только перед зеркалом (в сидячем положении), но и позволяет ребенку двигаться, манипулировать картинным материалом, игрушками и пособиями.

Подгрупповые занятия проводятся в левой части рабочей зоны — в «Замке грамоты». К замку крепится магнитно-маркерная доска. Боковые башни, также как и в первом замке, выполнены на магнитной основе. С помощью различных приспособлений дети с логопедом размещают на панно различный съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от этапа логопедической работы, от лексической темы.

С помощью данного пособия можно провести много дидактических игр, на развитие различных сторон речи.

«Звуковые ромашки»

На лепестках ромашек и на серединке написаны буквы. Ведя указкой от середины к лепесткам или наоборот, дети составляют из этих букв слоги (прямые и обратные), произносят их.

Затем дети придумывают слова, начинающиеся на составленные слоги.

С помощью данных ромашек можно проводить работу над интонационной стороной речи: по заданию логопеда составленные слова и слоги дети произносят разными способами. Например, девочки — громко, мальчики — тихо, все вместе — очень громко; одна девочка — весело, один мальчик — грустно, и т. д.

«Рыбалка»

На изображение озера прикрепляются рыбки, на которых наклеены предметные картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук.

  1. Ребенок называет, что нарисовано на предметной картинке, выделяя автоматизируемый звук. Если слово произнесено правильно, рыбка считается «пойманной» и снимается с панно.
  2. Только на одной из прикрепленных рыбок есть предметная картинка с автоматизируемым звуком. Ребенок должен найти эту картинку, назвать слово и составить с ним предложение.
  3. На рыбках написаны слоги с автоматизируемым звуком. Ребенок читает слог, придумывает слово, начинающееся с этого слога, делает звуковой анализ слова.

«Волшебные лилии»

На изображение озера прикрепляются изображения лилий, к которым приклеены предметные картинки.

  1. Дети выбирают те картинки, в названиях которых имеется заданный звук и произносят это слово громко, тихо, шепотом.
  2. Определяют количество слогов в слове.
  3. Составляют предложение с данным словом.
  4. На материале картинного материала проводятся игры «Назови ласково», «Большоу-маленький» и т. д.

«Бабочки»

На панно в разных местах крепятся бабочки, на которых наклеены предметные картинки.

  1. Дети выбирают картинки, названия которых состоят из 1, 2, 3… слогов;
  2. Дети выбирают картинки с заданным звуком, называют его, делают звуковой анализ, придумывают предложение с названным словом.
  3. Для развития пространственных представлений дети называют, где находится бабочка с заданным звуком (на крыше, над одуванчиком, возле солнышка и т. д.).
  4. С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д.

«Рассели жильцов»

  1. На башнях замков (используются 2 башни» прикреплены символы, обозначающие дифференцируемые звуки. На столе лежат картинки-человечки с наклеенными на них предметными картинками. Дети «расселяют» жильцов в соответствии с имеющимся в слове звуком.
  2. Для развития навыков звукослогового анализа слов на крыши башен (используется 3 башни) крепятся цифры от 1 до 3. Дети должны «расселить» человечков в соответствии с количеством слогов в названии предметной картинки.
  3. Для развития грамматического строя можно проводить игры на разделение слов по родам, по числам и т. д.

Во время логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых) с использованием отдельных игр и упражнений, входящих в комплект многофункционального пособия, стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и, что самое главное, различными способами решаются следующие задачи:

  1. Автоматизация поставленных звуков.
  2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
  3. Формирование звукослоговой структуры слова.
  4. Пополнение активного и пассивного словаря.
  5. Формирование навыков словообразования и словоизменения.
  6. Формирование связной речи.
  7. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8. Развитие пространственных представлений.
  9. Профилактика нарушений письменной речи.
  10. Развитие мелкой моторики рук.

Это в целом позволяет значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.

Использование настенного пособия и предложенных игр и упражнений на логопедических занятиях стимулирует работоспособность, поддерживает интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия, помогает решить различные речевые задачи.

Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка, окажет помощь в работе начинающим логопедам.

Автор далек от мысли о совершенстве многофункционального пособия и будет очень признателен за советы и рекомендации по совершенствованию данного пособия.

  1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  2. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2007.
  3. Мезенцева М. Логопедия в картинках. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.
  4. Миронцева С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.
  5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Нищева Н. В. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., Линка-Пресс, 2009.
  7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

Похожие статьи

Индивидуализация обучения как эффективный фактор.

ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, заданный звук, Развитие, игра, занятие, картинка. Похожие статьи. Предметноразвивающая среда как фактор развития.

ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. ребенок, автоматизируемый звук, картинный материал, магнитная основа, предметная картинка, заданный звук, Развитие, игра, занятие, картинка.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, автоматизация звука, заданный звук, слог, изолированный звук, звук

Ключевые слова. игровые приемы, автоматизация звука, логопедические занятия, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения.

Система работы по дифференциации звуков при.

Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др. В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог. Влияние познавательной игры на развитие фонематического. Основные термины (генерируются автоматически): познавательная игра, игра, слово, фонематический.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет).

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их

Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять

Основные термины (генерируются автоматически): звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад.

Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.

Елена Жаркова
Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.

Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.

Обследование артикуляционного аппарата. Особенности строения, функции. Упражнения.

Исследование двигательной функции губ. Осмотр строения.

Губы могут быть мясистые, толстые, малоподвижные, тонкие, шрамы, наличие послеоперационных рубцов, без патологии. Подвижность губ достаточна, ограничена. Переключаемость движений –недостаточна, достаточна.

Фиксируется выполнение: правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; наличие саливации, тремора, гиперкинезов; активность участия левой и правой сторон губ; смыкание губ с одной

стороны; движение не удается.Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

1. выполнить упражнения «улыбка», «трубочка», удержать заданные позы.

2. чередование «улыбки» и «трубочки».

3. Выполнить упражнения «заборчик», «бублик», удержать заданные позы.

4. чередование «заборчик» и «бублик».

5. многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Исследование двигательной функции челюсти.Осмотр строения челюсти: нижняя выдвинута вперед, верхняя выдвинута вперед.

Фиксируется: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие саливации, содружественных движений, тремора; движение не удается.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

1. широко раскрыть рот, и закрыть рот.

2. движение нижней челюстью вправо.

3. движение нижней челюстью влево.

4. движение нижней челюстью вперед.

5. круговое движение нижней челюстью.

Исследование строения.Осмотр строения зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы нижние, верхние.

Фиксируется: сформирован зубной ряд, не сформирован, формируется.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

1. растянуть губы в улыбке, показать зубы.

2. выполнить упражнение «заборчик».

3. широко раскрыть рот, показать зубы.

4. выполнить сжимание и разжимание зубов.

Осмотр состояния прикуса: прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

1. выполнить упражнение «заборчик».

2. выполнить сжимание и разжимание зубов.

3. прикусить нижнюю губу передними верхними зубами.

4. прикусить передними зубами карандаш.

5. Прикусить верхнюю губу передними нижними зубами.

Исследование двигательных функций языка.Осмотр языка: толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку

массивный, короткий, широкий, узкий, длинный. Корень языка – гипертрофия, норма. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, спайка с тканями подъязычной области короткая. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта.

Фиксируется подвижность языка достаточная, недостаточная, содружественные движения; язык движется неуклюже, медленно, всей массой, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.

Переключаемость движений – достаточная, недостаточная;

Тонус мышц языка – норма, понижен, повышен. Наличие девиации, гиперсаливации, тремора.Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

1. Выполнить упражнение «блинчик», удержать.

2. выполнить упражнение «Парус», удержать.

3. выполнить упражнение «Лошадка»

4. выполнить упражнение «вкусное варенье»

5. выполнить упражнение «непослушный язычок»

6. дотянуться кончиком языка до носа или подбородка

7. дотянуться до мочки левого или правого уха,

8. удерживать кончик языка поднятым вверх,

9. двигать язык влево и вправо в быстром и в медленном темпе,

10. переводить кончик языка поочередно из левого угла рта в правый угол, касаясь губ

11. выполнить упражнение «иголочка»

12. выполнить упражнение «орешки (футбол)»

13. закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу

14. движение языком вперед-назад

Твердое небо. Исследование строения.

Осмотр твердого неба: высокое, плоское, узкое, широкое, готическое, низкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель.

1. широко раскрыть рот.

Мягкое небо. Исследование строения.

Осмотр мягкого неба: укороченное, раздвоенное, неоперированная расщелина, отсутствие маленького языка.

Фиксируется: сформированное мягкое небо – короткое, длинное, малоподвижное, подвижное. Выполнение правильное; наличие содружественных движений, объем движений ограничен, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается.

1. широко раскрыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

2. провести шпателем по мягкому небу, вызывая рвотный рефлекс.

3. высунуть язык между зубов, надуть щеки и сильно подуть.

«Театральная деятельность, как средство в подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков» Транслирование педагогического опыта Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №7 Опыт работы по теме:.

Дидактическое пособие «Ротик» — модель артикуляционного аппарата человека Дидактическое пособие: мягкая игрушка «Ротик» – модель артикуляционного аппарата человека. Цель: показ точных движений артикуляционного.

Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками Формирование артикуляционного праксиса посредством применения средств логопедического массажа ложками 1. Развитие артикуляционного праксиса.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей. 1. Собери осенний букет. В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне прикрепляются.

Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра» В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе “Экология Подмосковья” проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных.

Схема самоанализа НОД Схема самоанализа педагогического мероприятия с детьми 1. Тема мероприятия. 2. Возрастная характеристика группы. 3. Образовательная область.

Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. Для успешности психологического обследования Т. Д. Марцинковская.

Технология обследования и формирования произносительной стороны речи I. Последовательность обследования звукопроизношения: 1) гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы] Гласный звук должен быть в ударной позиции.

Занятие для старшей группы «Формирование артикуляционного праксиса с помощью массажа ложками» – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Сергеевна. Я учитель-логопед. А вот о чем мы с вами поговорим, вы узнаете, если угадаете загадку:.

Ссылка на основную публикацию