Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

  • МАСТЕР – КЛАССЫ (1)
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ, УТРЕННИКИ и . (4)
  • ПРОЕКТЫ в моей практике (5)
  • Планы мероприятий для детей и родителей по ОБЖ (4)
  • консультации (26)
  • статьи (3)
  • презентации (5)

особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

«Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
  • Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу комбинированной направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

Образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.

Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).

В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

В нашей группе воспитательно-образовательный процесс строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовым планом ДОУ, а также в соответствии с программой, которая уже прошли апробацию и внедрена в педагогическую практику, в образовательный процесс. Ведь одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

В группу на начало года поступило 23 ребенка с различными нарушениями речи. Группа подготовительная логопедическая районная, а также и разновозрастная: 1 ребенок – среднего возраста ( 4 года), 3 ребенка старшего дошкольного возраста ( 5 – 6 лет), в школу пойдут 19 детей.

Наш детский сад комбинированного вида, в нем постоянно появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», что сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов,
  • обучение педагогов,
  • их подготовка к работе с детьми c ОНР методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа». (Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и пр. Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Рассмотрим пример Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

  • Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо­собствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус­ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и ста­новление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведе­ние гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной ра­боты: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адапта­ция—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испыты­вать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмо­циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, нала­дить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходи­мо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступ­ные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методичес­ких приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае..

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В нашей группе , согласно годовому плану было проведено 3 родительских собрания, проводились открытые показы НОД, логоритмики; мастер – классы; консультации, беседы и т.п.

В течении года у нас прошло огромное разнообразие праздников и развлечений. Подготовленные нами мероприятия заинтересовали и вовлекали не только детей, но и родителей.

В течении года вся группа принимала активное участие в спортивных мероприятиях, конкурсах различного уровня.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Читайте также:  Игры, способствующие развитию речи

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.07.2016 2016-07-06

Статья просмотрена: 1222 раза

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32012/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.

Ключевые слова: комплекс взаимодействия параллельных служб, психолого-медико-педагогический консилиум, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная программа сопровождения, социализация, коррекционно-развивающая работа

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание стало уделяться адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В целях оказания помощи детям и родителям, в воспитании детей с особыми потребностями развития, повышения их педагогической и информационной компетентности, а также в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства в детском саду и семье в нашем детском саду организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.

Психолого-медико-педагогического комплекс — это комплекс взаимодействия параллельных служб, где за основу взят опыт организации работы параллельных служб О. Н. Усановой (г. Москва).

На базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 83 «Алиса» г. Волжского изначально функционировало 2 группы компенсирующей направленности. В целях обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения всех детей в нашем дошкольном учреждении действовал Координационный совет.

Но в связи с увеличением количества групп компенсирующей направленности и в соответствии с современными требованиями КС, как форма взаимодействия специалистов ДОО, изжил себя. Ему на смену пришел психолого-медико-педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в ДОО.

В своей работе ПМПк детского сада руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого — медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом учреждения и «Положением об организации деятельности ПМПк».

Основные направления деятельности ПМПк в нашем детском саду это:

  1. Выявление проблем развития и здоровья.
  2. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
  3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  4. Информационная поддержка родителей
  5. Создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.

Цель консилиума — определение форм, методов, психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из:

– Реальных возможностей ДОО,

– Возрастных и индивидуальных особенностей детей,

– Состояния соматического и психического здоровья,

Таким образом, формы и методы реализации сопровождения каждого ребенка различны.

  1. Выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
  2. Профилактика перегрузок и срывов у детей;
  3. Определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
  4. Организация коррекционно-развивающей работы;
  5. Взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.

Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ:

  1. В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада.
  2. После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.

Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута.

  1. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в месяц/квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Рис. 1. Структура работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОО

Систематически, три раза в год, проводится заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года, динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, коррекции действии всех служб, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию). Могут проводиться внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.) Консилиум проводится с приглашением родителей в индивидуальном порядке. Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.

На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей, привлекаются сторонние социальные институты детства; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска». Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Который реализуется в течении учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течении года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.

Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

Рис. 2. Участники психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО

Не только мы оценили эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, но и родители детей, посещающих наш детский сад.

Таким образом, деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью индивидуального сопровождения ребенка и играет ведущую роль в качественной реализации коррекционно-развивающей работы.

Педразвитие

Автор: Хачкинаян Рипсиме Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Чалтырская СОШ №1
Населённый пункт: село Чалтырь, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: “Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС”
Дата публикации: 14.10.2019
Раздел: среднее образование

Педагог – психолог МБОУ

Чалтырская СОШ №1

Хачкинаян Рипсиме

«Особенности

педагогического

сопровождения детей с

ОВЗ в условиях ФГОС»

«Особенности

педагогического

сопровождения детей с

ОВЗ в условиях ФГОС»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз

чужих. Мир особого ребёнка — допускает

лишь своих. Мир особого ребёнка

интересен и пуглив. Мир особого ребёнка

безобразен и красив. Неуклюж, порою

странен, добродушен и открыт. Мир

особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не

говорит? Мир особого ребёнка — он

закрыт от глаз чужих. Мир особого

допускает лишь своих.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха – не слышащие или глухие и слабослышащие дети,

позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения – незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием

(может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е.

происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и

аллалия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог

может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны

медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит

невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта – умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог,

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и

невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9 дети-инвалиды

К детям с ОВЗ не относим

которые плохо усваивают программу и

не имеют отклонений в здоровье. Это

может быть причиной: ребенок часто

болеет, находится на домашнем режиме

либо педагогически запущен.

Психолого-педагогическая характеристика детей

1. У детей наблюдается низкий уровень

развития восприятия. Это проявляется в

необходимости более длительного

времени для приема и переработки

сенсорной информации, недостаточно

знаний этих детей об окружающем мире,

затруднение при узнавании контурных,

схематичных изображений предметов

2. Недостаточно сформированы

пространственные представления, дети с

ОВЗ часто не могут осуществлять

полноценный анализ формы, становить

симметричность, тождественность частей

конструируемых фигур, расположить

конструкцию на плоскости, соединить ее в

3. Внимание неустойчивое, рассеянное,

дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки

организации внимания обуславливаются

слабым развитием интеллектуальной

активности детей, несовершенством

навыков и умений самоконтроля,

недостаточным развитием чувства

ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной

памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в

развитии наглядно-действенного и наглядно-

7. Снижена потребность в общении как со

сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована.

Сюжеты игры обычны, способы общения и

сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой

системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность

в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется

недостаточная сформированность

психологических предпосылок к овладению

полноценными навыками учебной

деятельности. Возникают трудности

формирования учебных умений

(планирование предстоящей работы,

определения путей и средств достижения

учебной цели; контролирование

деятельности, умение работать в

Таким образом, самым главным

приоритетом в работе с такими детьми

является индивидуальный подход с

учетом специфики психики и здоровья

каждого ребенка

При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим

индивидуальный образовательный план.

Структура индивидуального

образовательного плана

Создание «безбарьерной» среды: специальные

приспособления в помещениях школы, оборудование

рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.

Организация освоения образовательной программы: задачи

по предметным областям, формы организации учебной

деятельности и контроля, показатели достижений.

Психолого-педагогическое сопровождение: направления,

задачи, формы, график работы специалистов, критерии

достижений; особенности междисциплинарного

Формирование социальной компетентности: направления и

задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно

использовать следующие активные методы и приёмы

1. Использование сигнальных карточек при

выполнении заданий (с одной стороны на ней

изображен плюс, с другой – минус; круги разного

цвета по звукам, карточки с буквами). Дети

выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться

при изучении любой темы с целью проверки

знаний учащихся, выявления пробелов в

пройденном материале. Удобство и

эффективность их заключаются в том, что сразу

видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы,

слова) при выполнении задания, разгадывания

кроссворда и т. д.Детям очень нравится

соревновательный момент в ходе выполнения

данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою карточку на доску, им нужно правильно

ответить на вопрос, или выполнить предложенное

задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и

вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно

Данный приём можно использовать в

конце изучения темы – для закрепления,

подведения итогов; в ходе изучения

материала – для оказания помощи при

4. Восприятие материала на

определённом этапе занятия с

закрытыми глазами используется для

развития слухового восприятия, внимания и

памяти; переключения эмоционального

состояния детей в ходе занятия; для

настроя детей на занятие после активной

деятельности (после урока физкультуры),

после выполнения задания повышенной

трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов

презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных

технологий в школьную практику позволяет

сделать работу учителя более продуктивной и

эффективной. Использование ИКТ органично

дополняет традиционные формы работы,

расширяя возможности организации

взаимодействия учителя с другими участниками

Использование программы создания презентаций

представляется очень удобным. На слайдах можно

разместить необходимый картинный материал, цифровые

фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и

голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида

памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это

позволяет сформировать устойчивые визуально-

кинестетические и визуально-аудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В

процессе коррекционной работы на их основе у детей

формируются правильные речевые навыки, а в

дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят

эффект наглядности в занятие, повышают

мотивационную активность, способствуют

более тесной взаимосвязи учителя-

логопеда и ребёнка. Благодаря

изображений на экране, дети имеют

возможность выполнять упражнения более

внимательно и в полном объеме..

6. Использование картинного материала

для смены вида деятельности в ходе

занятия, развития зрительного восприятия,

внимания и памяти, активизации

словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В педагогической литературе существует следующая классификация

Читайте также:  Конспект НОД по логоритмике с детьми после кохлеарной имплантации

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно

использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать

содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей

работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель

занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,

способы и методы обучения, возрастные и психологические

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто

используется рефлексия настроения и эмоционального

Широко используется приём с различными цветовыми

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в

соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном

случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние

ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить

изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная

информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево

яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно,

или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море

грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Все вышеперечисленные методы и приёмы

организации обучения в той или иной степени

стимулируют познавательную активность учащихся с

Таким образом, применение активных методов и приёмов

обучения повышает познавательную активность учащихся,

развивает их творческие способности, активно вовлекает

обучающихся в образовательный процесс, стимулирует

самостоятельную деятельность учащихся, что в равной

мере относится и к детям с ОВЗ.

Переключение с одного вида деятельности на другой,

предохраняет от переутомления, и в то же время не дает

отвлечься от изучаемого материала

, а также обеспечивает его

восприятие с различных сторон.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного

материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая

замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.

Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы

понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при выполнении заданий;

предоставлять дополнительное время для завершения задания;

чередовать занятий и физкультурные паузы;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о

необходимости применения медикаментозных средств или указывают на

переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен

деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии на тему

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворона

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.

Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» насчитывает 200 воспитанников. Среди этих воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.

С этой проблемой педагоги нашего учреждения сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, музыкальный руководитель. Этот процесс включает в себя:

Создание предметно-развивающей среды;

Для этого создан кабинет педагога – психолога, который дети с удовольствием посещают, так как там создана необходимая атмосфера добра и теплого обращения к ребенку.

Кабинет учителя – логопеда насыщен разнообразными пособиями, дидактическими играми и материалами, которые способствуют коррекции речевого развития. Учитель – логопед в своем кабинете создает уютную дружественную обстановку, покидать которую дети не желают.

Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.

Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.

В начале учебного года учитель – логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого –медико – педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.

– Комиссией принимается решение о направлении ребенка на центральную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.

– На основании рекомендаций ПМПК учитель – логопед совместно с педагогом-психологом, разрабатывают адаптированную образовательную программу.

– Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. Именно семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. (3, с.8) Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.

Мы надеемся, что наше дошкольное учреждение является для наших воспитанников как в стихотворении Н.А. Калиман именно СВОИМ :

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

  1. Инструктивно – методическое письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году»
  2. Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.

Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО». , педагог-психолог, МБДОУ № 000 «Сказка» г. Ульяновск

Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО». , педагог-психолог, МБДОУ № 000 «Сказка» г. Ульяновск.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современные условия жизни: социальные, экологические экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы психического моторного, и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем дошкольном возрасте и негативно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, нарушения поведения, являются одной из причин социальной дезадаптации, а так же являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору навыков и знаний, а связывается с понятием социальная адаптация, эмоциональное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Поэтому для всестороннего развития и коррекции нарушений у воспитанников с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей ребенка и взаимодействия различных специалистов ДОУ. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специально созданных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

    с проблемами речевого развития с проблемами психического развития с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) соматически ослабленные с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с умственной отсталостью; с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты)

В современных ДОУ группы дошкольников не однородны. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития и поэтому основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно – педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов и воспитателей ДОУ с детьми с ОВЗ:

– Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является выявление структуры и характера нарушений и потенциальных возможностей ребёнка, сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно – педагогического процесса. Так же, результаты диагностического обследования сообщаются родителям (законным представителям) ребенка

Консультативно-проективный этап. В течении этого этапа специалисты совместно с педагогами обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, распределяют обязанности по реализации индивидуальных программ, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для определения и реализации индивидуального маршрута важными принципами являются:

– принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

– соблюдение интересов воспитанника;

– принцип создание ситуации успеха;

– принцип гуманности и реалистичности;

– содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут — это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. На данном этапе реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность как для всестороннего, общего развития ребенка, так и на конкретную коррекцию областей. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ОВЗ. В первой части ИОМ заполняются общие сведения о воспитаннике(ФИО ребенка, дата рождения), информация о родителях (законных представителях) ребенка (фамилия имя отчество мамы, папы, возраст, образование, место работы, домашний адрес и так далее), отмечается дата начала ИОМ, причина постановки на учет (диагноз, проблемы в развитии), возраст ребенка на начало коррекционно-развивающей работы. Обязательно указываются цель и задачи ИОМ, количество индивидуальных занятий в неделю, форма их проведения, формы работы с родителями и ожидаемый результат.

Далее идет диагностический блок. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития ребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Диагностический блок содержит в себе отметки о физическом развитии, соматическом развитии, речевом развитии и особенностях развития познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление) с обязательным указанием выбранных диагностик.

Далее специалистами составляется план коррекционно-развивающей и образовательной деятельности на учебный год, который включает в себя развитие ребенка по различным образовательным областям с выбранными образовательными технологиями, методами и приемами коррекции. Отмечается также и динамическое наблюдение в процессе реализации ИОМ.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. На данном этапе ведется работа с семьей воспитанника с ОВЗ. Родители (законные представители) являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса. Они имеют право знать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Более того, педагоги не имеют права вести коррекционную деятельность без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно – педагогическое воздействие влечёт за собой повышение педагогической компетентности, рост их активности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с психологом, воспитателями и учителем – логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Как правило, для детей с ОВЗ свойственно сужение контактов с окружающим миром, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов и проблем: становление детей с ОВЗ как активных членов общества, воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы. Но многочисленные исследования (, , и др.) свидетельствуют о том, что часто появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат семьи, и так далее. В связи с чем, педагоги ставят перед собой задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить их необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития. Формировать и поддерживать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и в семье.

2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями – ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.

3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов с определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.

4. Составление плана работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.

5. Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики ребенка, с планом работы специалистов и педагогов ДОУ по всестороннему развитию и коррекционной работе с ребенком.

Подведем итог: Для обеспечения развития детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения необходимо обеспечить системный подход психолого-педагогического сопровождения. Воспитатели и специалисты ДОУ составляют индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции всех образовательных областей; Взаимодействие с семьей воспитанника с ОВЗ является так же основным направлением в работе педагогов и предусматривает разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий с целью обеспечения возможности наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

«Загадки Зимушки-Зимы» — конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза

Занятие «Загадки Зимушки-Зимы» разработано для детей подготовительной к школе логопедической группы и направлено на формирование у дошкольников с речевыми нарушениями навыков языкового анализа и синтеза.

В занятие включены задания для развития зрительного восприятия, пространственных ориентировок, синтаксического контроля. Предусмотрены упражнения по анализу логико-грамматических конструкций,составлению схемы предложения, звуко-буквенному-анализу слов и развитию мелкой моторики.

Тема: «Загадки Зимушки-Зимы»

(Конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза)

  • образовательные: развитие синтаксического контроля (чувства грамматической правильности высказывания); формирование навыка анализа логико-грамматических конструкций; закрепление умения определять принадлежность слов к определенной части речи; закрепление навыка анализа состава предложения и звуко-буквенного анализа слов.
  • коррекционные: развитие слухового внимания и памяти, зрительного восприятия; общей и мелкой моторики, логического мышления.
  • воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, формирование навыков взаимопроверки.
  • Вырезанные из бумаги снежинки разной величины (8 штук), игровое поле с цветными квадратами, наборы полосок и фишек для составления схем предложений и слов, картинки для игры «Цепочка слов», карточки с 6-юпредметными картинками (по количеству детей), простынь для имитации сугроба, белый зефир.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, замечают разбросанные по ковру снежинки разных размеров и висящую над столом логопеда большую снежинку.

Логопед: Ну и ну! 5 минут назад ничего здесь не было, а теперь снега полным- полно. (срывает снежинку с нитки и читает):

– С вами рада встрече я,
мои милые друзья!
Тех, кто загадки мои отгадает,
Весьма интересный сюрприз ожидает…
Вы на снежинках ищите загадки.
Я вам удачи желаю, ребятки!

– Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (ответы детей). Верно, это зимушка-Зима в гости заглянула да снега насыпала.
Упражнение на развитие зрительного восприятия

«Разложи снежинки по порядку».

Логопед: Хотите узнать, что за сюрприз Зима приготовила? (Хотим). Тогда начнем отгадывать загадки, вон их сколько (показывает на ковер). С какой же начать? Давайте соберем снежинки и разложим их в порядке возрастания.

Дети собирают снежинки и прикрепляют их к магнитной доске.

Упражнение на развитие пространственной ориентировки

«Полет снежинки».

На листе квадрат, состоящий из клеток разного цвета. На одном из них прикреплена снежинка. Дети по инструкции логопеда отслеживают ее полет и говорят, на клетку какого цвета села снежинка. Например, две клетки влево, 1 вниз, , 2 вправо и т.д. Если за пределами поля, то необходимо хлопнуть в ладоши.

Развитие синтаксического контроля.

Игра «Правильно – неправильно».

Логопед: Ребята, каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать).

– Давайте проведем тренировку. Слушайте меня внимательно.

– Если я скажу правильно, бывает, вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:

  • Наступила морозная зима. Выпал белая снег. (Выпал белый снег)
  • Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)
  • Дети пошли на улицу. У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)
  • Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)
  • Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).

– Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.

Дети садятся на ковер.

Блиц-опрос.

Логопед берет снежинку, читает задание: «Пока бежит песок в часах, ответить на вопросы»:

– Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

– Из чего строятся предложения? (Предложения строятся из слов)

– На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

– Из чего состоят слоги? ( Слоги состоят из звуков).

– Какие звуки называются гласными звуками? ( Звуки, которые можно петь, называются гласными).

– Как называются звуки, которые нельзя петь? ( Согласные звуки).

– Какими бывают согласные звуки ( Согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими)

– Чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем).

Игра с мячом «Мяч бросай, на вопрос отвечай».

(анализ логико-грамматических конструкций)

  • Собаку укусила пчела? Кто кусался? (пчела)
  • Петю ударил Ваня. Кто драчун? (Ваня)
  • Внука провожал дедушка. Кто уезжал? (внук)
  • Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди? (мальчик)
  • Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? (Олина)
  • Света старше Кати. Кто младше? (Катя)
  • На вокзале сына встречала мама. Кто приехал? (сын)
  • Заяц убегал от волка. Кто бежал последним? (волк)

Дети садятся за столы.

Составление схемы предложения.

Логопед: Чем обозначаются слова в схеме предложения? (полосками).

Как обозначается начало предложения в схеме? (Дополнительным вертикальным штрихом)

Чем обозначается конец предложения? (точкой)

Дети из снега построили крепость.

(Один ребенок у доски выкладывает схему из полосок, второй чертит мелом, остальные на местах)

Логопед: Мы говорим слитно: « Из снега». А как доказать, что это два слова, а не одно? (Нужно вставить между этими словами какое-нибудь слово.) Например? (Из мокрого снега, из липкого снега и т.д.)

Дидактическое упражнение «Покажи слова руками» .

Логопед: Ребята, мы знаем, что слова бывают разные и отвечают они на разные вопросы.

Есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы… ( Кто? Что?)

Есть слова-признаки, которые отвечают на вопросы … (Какой? Какая? Какие?)

Есть слова-действия, которые отвечают на вопрос … (Что делает? Что делал?)

Эти слова мы можем изобразить при помощи геометрических фигур.

Логопед называет слова, относящиеся к разным частям речи, дети пальцами показывают: слова-предметы- квадрат, слова- признаки- кольцо (круг), слова- действия- треугольник.

Диван, яблоко, висит, короткий, бегемот, плачет, твердый, строит, радость, воздушный.

Физминутка ( дети выполняют движения по тексту).

Раз, два, три, четыре, пять-
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Суп поели, спать пошли.

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Дети берут картинки и выкладывают цепочку по типу игры домино: последний звук первого слова является началом второго слова.

Звуко-буквенный анализ слова.

Дети составляют схему слова САНКИ. Один ребенок работает у доски с фишками, второй — выкладывает слово из букв, третий — записывает мелом, остальные дети работают за столами.

Игра «Шифровальщики».

Логопед: Из первых букв данных слов сложить новое слово. Оно укажет, где искать сюрприз.

Итог занятия.

Дети находят «сугроб». В нем пакет со «снежками» (зефиром).

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Загадки зимушки-зимы»

Ольга Протасевич
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Загадки зимушки-зимы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «Загадки Зимушки-Зимы».

Программное содержание: Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы. Учить детей отгадывать загадки

Развивать творческое воображение, слуховое и зрительную память, фантазию и связную речь.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Оборудование: картинки животных, птиц, конверт, карточки с правилами поведения в лесу.

Ход занятия:

Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

К вам я в гости пришла, много радости принесла.

и хочу всем с этим поделиться с вами.

Давайте возьмёмся все дружно за руки и друг другу улыбнёмся (дети смотрят друг на друга и улыбаются)

Сегодня я сороку повстречала

Письмо она мне передала

А сорока ведь птица- знатная

Принесла письмо приятное. А вы знаете от кого оно?

Нужно отгадать загадку. Готовы?

Запорошила все дорожки

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Про кого эта загадка?

Про зиму, верно ребята, молодцы! А после, какого времени года приходит к нам Зима? ПОСЛЕ ОСЕНИ

Назовите мне зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. Верно.

Пришла зима, кругом бело – много снегу намело…

(ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗА)

Посмотрите ребята внимательно на картинки и скажите, чем же Зима прекрасна?

(можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу, снеговика, играть в снежки, скатываться с горки и т. д)

Что происходит зимой в природе?

Идёт снег, деревья стоят голые, снежинки, метель, пурга, мороз, люди одеваются в тёплую одежду, многие птицы улетели в тёплые края.

Да ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем.

Зима – красивое время года? Да.

А какие птицы остались зимовать у нас?

Дидактическая игра «Угадай, какие птицы остались зимовать?»

Ребята давайте проверим, правильно ли Миша выполнил задание? Верно, здорово!

Как таких птиц называют? Зимующие.

Ребята, а вы знаете, что за суровую зиму, из 10 синичек выживает лишь одна. Очень жаль, правда?

А зима нам с вами ещё загадки приготовила.

Игра «Угадай загадки

Он в берлоге спит зимой

Косолапый и большой. Кто это?

В лесу живёт, а в деревне кур крадёт?

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко- любит морковку

На ветке не птичка-

Мех тёплый, как грелка

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

Ребята, какие вы все сообразительные и умные! Все загадки от зимы отгадали

А что же делают такой суровой зимой животные и птицы?

(животные и птицы делают запасы: шишки, семена, ягоды, звери меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться в суровую зиму)

А какие животные впадают в спячку? МЕДВЕДЬ, ЁЖ, БАРСУК.

Как вы думаете, ребята, нравиться ли животным и птицам такая суровая зима?

Нет, им очень холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, и несмотря на тёплые шубки, они всё равно мёрзнут.

Как же мы сможем им помочь? Верно, мы можем подкармливать и построить кормушки.

Ру-ру-ру начинаем мы игру

Ра-ра-ра очень рада детвора!

Физкультминутка «Прогулка»

По сугробам мы шагаем

Ноги выше поднимаем

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Ребята, а кто из вас знает приметы про зиму?

Галки вьются в воздухе – к снегопаду

Если январь холодный – то июль будет жарким

Если в декабре много снега – то к урожаю

Зиму любят все и взрослые и дети. И даже художники и поэты всю красоту зимы воспевали в своих картинах и стихах

Кто из вас знает красивое стихотворение?

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Есть интересная игра

Очень нравится нам она.

НАЗЫВАЕТСЯ ОНА «ЗИМНИЕ СЛОВА»

Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если не зимние слова, то молчать.

Снег Жара снежинки книга дед мороз кровать новый год загорать конфета лыжи санки листопад снеговик снегурочка помидоры

Молодцы! Какие вы смышленые. Браво!

Вот и закончилось наше занятие

Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Я вас всех очень люблю

Деятельность «В гостях у Зимушки — Зимы» Составила: воспитатель Рогалева Э. Н. 2010-2011 уч. г. Образовательная деятельность «В гостях у Зимушки – Зимы» в рамках образовательной.

Зимушка Зима — моя роль В гостях у Зимушки. «Жила была в избушке Зимушка Зима. Она снежки солила в березовой кадушке. Она сучила пряжу, она ткала холсты». Вот в.

Ссылка на основную публикацию