Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до

Юлия Блохина
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный процесс инклюзивного образования. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В мировой практике вопрос актуальности инклюзивного образования рассматривается с 1970-х годов. В современной образовательной политике США и Европы разрабатываются и внедряются пакеты нормативных документов, способствующих расширению образовательных возможностей детей с ОВЗ. Во многих странах уже сложилось определённое мнение относительно инклюзивного образования детей, начиная с дошкольного возраста. В России об инклюзии в образовании в полный голос заговорили в девяностых годах. Существование инклюзивного образования укрепляет нравственное здоровье общества, способствует духовному возрождению. Если социальная среда готова к принятию инклюзии, то результаты будут положительными (1).

Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением. При активном включении в группы детского сада детей с проблемами в развитии, следует создавать доступную и развивающую среду в группе ДО. Педагоги должны обеспечить детям с ОВЗ психологический настрой на преодоление возможных трудностей (2).

В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. В настоящее время в теории и практике образования существует еще несколько подходов к определению понятия «тьютор» и соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее заметны исследования, проводимые в системе Школа «Эврика-развитие» (Ковалева Т. М., Рыбалкина Н. В., Щедровицкий П. Г. и др.). Тьютор, по мнению авторов, выполняет роль посредника между педагогом и ребенком, организатора деятельности и программ индивидуального развития. Основными составляющими тьюторской технологии, являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы обучающегося, ее сопровождение. Под образовательной траекторией авторы понимают последовательность образовательных проектов, которые придумывает и реализует воспитанник вместе с педагогом (1).

Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Тьюторская позиция родителя по отношению к пути развития своего ребенка была и будет предопределена социальной ситуацией развития как общества в целом, так и семьи в частности. А содержание тьюторского сопровождения – системы деятельности взрослого, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе – безусловно, требует консолидации усилий науки и практики. Это значит, что тьюторская позиция родителя ребенка нуждается в профессиональной педагогической поддержке в свою очередь со стороны системы дошкольного образования.

Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Очевидно, что качество дошкольного образования на современном этапе обусловлено тем, какую позицию занимают родители по отношению к своему ребенку и как именно обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение его развития в условиях семьи.

Таким образом, инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.

Список использованной литературы

1. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Под науч. ред. М. М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. № 667 [Текст] // Дошкольное образование в России – М.: АСТ, 2000, – С. 58-67.

Доклад по обеспечению методического сопровождения реализации ФГОС до «Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества» «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» И. А. Крылов Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации.

Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП в условиях внедрения ФГОС ДО Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП ДО в условиях внедрения ФГОС ДО «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём.

Методическая работа в условиях реализации ФГОС до На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до Баландина Екатерина Васильевна, воспитатель МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка», Усть -Абаканский р-он. Организация партнерской деятельности взрослого.

Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до. Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с введением ФГОС дошкольного образования.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

План самообразования. «Особенности патриотического воспитания современного дошкольника в условиях реализации ФГОС» Цель: Освоение форм и методов работы по ФГОС для организации образовательного пространства формирующего нравственно-патриотическую личность.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии на тему

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях

МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворона

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.

Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» насчитывает 200 воспитанников. Среди этих воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.

С этой проблемой педагоги нашего учреждения сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, музыкальный руководитель. Этот процесс включает в себя:

Создание предметно-развивающей среды;

Для этого создан кабинет педагога – психолога, который дети с удовольствием посещают, так как там создана необходимая атмосфера добра и теплого обращения к ребенку.

Кабинет учителя – логопеда насыщен разнообразными пособиями, дидактическими играми и материалами, которые способствуют коррекции речевого развития. Учитель – логопед в своем кабинете создает уютную дружественную обстановку, покидать которую дети не желают.

Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.

Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.

В начале учебного года учитель – логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого –медико – педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.

– Комиссией принимается решение о направлении ребенка на центральную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.

– На основании рекомендаций ПМПК учитель – логопед совместно с педагогом-психологом, разрабатывают адаптированную образовательную программу.

– Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. Именно семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. (3, с.8) Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.

Мы надеемся, что наше дошкольное учреждение является для наших воспитанников как в стихотворении Н.А. Калиман именно СВОИМ :

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

  1. Инструктивно – методическое письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году»
  2. Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.

особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ, УТРЕННИКИ и . (4)
  • ПРОЕКТЫ в моей практике (5)
  • Планы мероприятий для детей и родителей по ОБЖ (4)
  • консультации (25)
  • статьи (2)
  • презентации (4)

особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

«Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
  • Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу комбинированной направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

Образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.

Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).

В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

В нашей группе воспитательно-образовательный процесс строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовым планом ДОУ, а также в соответствии с программой, которая уже прошли апробацию и внедрена в педагогическую практику, в образовательный процесс. Ведь одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

В группу на начало года поступило 23 ребенка с различными нарушениями речи. Группа подготовительная логопедическая районная, а также и разновозрастная: 1 ребенок – среднего возраста ( 4 года), 3 ребенка старшего дошкольного возраста ( 5 – 6 лет), в школу пойдут 19 детей.

Наш детский сад комбинированного вида, в нем постоянно появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», что сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов,
  • обучение педагогов,
  • их подготовка к работе с детьми c ОНР методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа». (Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и пр. Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Рассмотрим пример Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

  • Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо­собствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус­ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и ста­новление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведе­ние гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной ра­боты: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адапта­ция—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испыты­вать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмо­циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, нала­дить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходи­мо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступ­ные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методичес­ких приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае..

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В нашей группе , согласно годовому плану было проведено 3 родительских собрания, проводились открытые показы НОД, логоритмики; мастер – классы; консультации, беседы и т.п.

В течении года у нас прошло огромное разнообразие праздников и развлечений. Подготовленные нами мероприятия заинтересовали и вовлекали не только детей, но и родителей.

В течении года вся группа принимала активное участие в спортивных мероприятиях, конкурсах различного уровня.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Педразвитие

Автор: Хачкинаян Рипсиме Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Чалтырская СОШ №1
Населённый пункт: село Чалтырь, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: “Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС”
Дата публикации: 14.10.2019
Раздел: среднее образование

Педагог – психолог МБОУ

Чалтырская СОШ №1

сопровождения детей с

ОВЗ в условиях ФГОС»

сопровождения детей с

ОВЗ в условиях ФГОС»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз

чужих. Мир особого ребёнка — допускает

лишь своих. Мир особого ребёнка

интересен и пуглив. Мир особого ребёнка

безобразен и красив. Неуклюж, порою

странен, добродушен и открыт. Мир

особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не

говорит? Мир особого ребёнка — он

закрыт от глаз чужих. Мир особого

допускает лишь своих.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха – не слышащие или глухие и слабослышащие дети,

позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения – незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием

(может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е.

происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и

аллалия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог

может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны

медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит

6. с нарушениями интеллекта – умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог,

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

К детям с ОВЗ не относим

которые плохо усваивают программу и

не имеют отклонений в здоровье. Это

может быть причиной: ребенок часто

болеет, находится на домашнем режиме

либо педагогически запущен.

Психолого-педагогическая характеристика детей

1. У детей наблюдается низкий уровень

развития восприятия. Это проявляется в

необходимости более длительного

времени для приема и переработки

сенсорной информации, недостаточно

знаний этих детей об окружающем мире,

затруднение при узнавании контурных,

схематичных изображений предметов

2. Недостаточно сформированы

пространственные представления, дети с

ОВЗ часто не могут осуществлять

полноценный анализ формы, становить

симметричность, тождественность частей

конструируемых фигур, расположить

конструкцию на плоскости, соединить ее в

3. Внимание неустойчивое, рассеянное,

дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки

организации внимания обуславливаются

слабым развитием интеллектуальной

активности детей, несовершенством

навыков и умений самоконтроля,

недостаточным развитием чувства

ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной

памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в

развитии наглядно-действенного и наглядно-

7. Снижена потребность в общении как со

сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована.

Сюжеты игры обычны, способы общения и

сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой

системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность

в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется

психологических предпосылок к овладению

полноценными навыками учебной

деятельности. Возникают трудности

формирования учебных умений

(планирование предстоящей работы,

определения путей и средств достижения

учебной цели; контролирование

деятельности, умение работать в

Таким образом, самым главным

приоритетом в работе с такими детьми

является индивидуальный подход с

учетом специфики психики и здоровья

При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим

индивидуальный образовательный план.

Создание «безбарьерной» среды: специальные

приспособления в помещениях школы, оборудование

рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.

Организация освоения образовательной программы: задачи

по предметным областям, формы организации учебной

деятельности и контроля, показатели достижений.

Психолого-педагогическое сопровождение: направления,

задачи, формы, график работы специалистов, критерии

достижений; особенности междисциплинарного

Формирование социальной компетентности: направления и

задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно

использовать следующие активные методы и приёмы

1. Использование сигнальных карточек при

выполнении заданий (с одной стороны на ней

изображен плюс, с другой – минус; круги разного

цвета по звукам, карточки с буквами). Дети

выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться

при изучении любой темы с целью проверки

знаний учащихся, выявления пробелов в

пройденном материале. Удобство и

эффективность их заключаются в том, что сразу

видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы,

слова) при выполнении задания, разгадывания

кроссворда и т. д.Детям очень нравится

соревновательный момент в ходе выполнения

данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою карточку на доску, им нужно правильно

ответить на вопрос, или выполнить предложенное

задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и

вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно

Данный приём можно использовать в

конце изучения темы – для закрепления,

подведения итогов; в ходе изучения

материала – для оказания помощи при

4. Восприятие материала на

определённом этапе занятия с

закрытыми глазами используется для

развития слухового восприятия, внимания и

памяти; переключения эмоционального

состояния детей в ходе занятия; для

настроя детей на занятие после активной

деятельности (после урока физкультуры),

после выполнения задания повышенной

трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов

презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных

технологий в школьную практику позволяет

сделать работу учителя более продуктивной и

эффективной. Использование ИКТ органично

дополняет традиционные формы работы,

расширяя возможности организации

взаимодействия учителя с другими участниками

Использование программы создания презентаций

представляется очень удобным. На слайдах можно

разместить необходимый картинный материал, цифровые

фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и

голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида

памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это

позволяет сформировать устойчивые визуально-

кинестетические и визуально-аудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В

процессе коррекционной работы на их основе у детей

формируются правильные речевые навыки, а в

дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят

эффект наглядности в занятие, повышают

мотивационную активность, способствуют

более тесной взаимосвязи учителя-

логопеда и ребёнка. Благодаря

изображений на экране, дети имеют

возможность выполнять упражнения более

внимательно и в полном объеме..

6. Использование картинного материала

для смены вида деятельности в ходе

занятия, развития зрительного восприятия,

внимания и памяти, активизации

словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В педагогической литературе существует следующая классификация

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно

использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать

содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей

работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель

занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,

способы и методы обучения, возрастные и психологические

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто

используется рефлексия настроения и эмоционального

Широко используется приём с различными цветовыми

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в

соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном

случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние

ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить

изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная

информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево

яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно,

или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море

грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Все вышеперечисленные методы и приёмы

организации обучения в той или иной степени

стимулируют познавательную активность учащихся с

Таким образом, применение активных методов и приёмов

обучения повышает познавательную активность учащихся,

развивает их творческие способности, активно вовлекает

обучающихся в образовательный процесс, стимулирует

самостоятельную деятельность учащихся, что в равной

мере относится и к детям с ОВЗ.

Переключение с одного вида деятельности на другой,

предохраняет от переутомления, и в то же время не дает

отвлечься от изучаемого материала

, а также обеспечивает его

восприятие с различных сторон.

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного

материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая

замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.

Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы

понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при выполнении заданий;

предоставлять дополнительное время для завершения задания;

чередовать занятий и физкультурные паузы;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о

необходимости применения медикаментозных средств или указывают на

переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен

деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита

Мой университет

Мой университет

Мой университет

Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки

Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации

курс повышения квалификации “Психолого-коррекционное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации в условиях введения ФГОС”

  • Объём курса: 72 академ. часа
  • Продолжительность: 4 недели
  • Вы можете досрочно закончить обучение
  • 749.00 ₽

    Теперь Вы можете оформить заявку на обучение с учетом своих пожеланий, и мы обязательно сделаем всё, чтобы вам было максимально удобно обучаться на курсе.

    Будем рады видеть Вас на дистанционном курсе повышения квалификации!

    Интересного и эффективного Вам обучения!

    • Учебная программа:
    • Как происходит обучение на дистанционном курсе повышения квалификации?

    Вы выбрали актуальный для себя дистанционный курс из нашего каталога

    Подаете заявку, указав в ней любую удобную именно для Вас дату начала обучения

    Оплачиваете обучение любым удобным для Вас способом

    Наша система автоматически уведомит Вас по электронной почте об успешной оплате и зачислении на курс, а также вышлет гарантированный подарок
    (Если Вы не получили наше письмо, пожалуйста, проверьте папку СПАМ Вашей электронной почты. Иногда письма попадают туда)

    Если Вам необходима Справка, подтверждающая Ваше обучение на курсе повышения квалификации, заказать ее Вы сможете ЗДЕСЬ
    После оплаты справка мгновенно будет отправлена Вам в электронном виде на Вашу электронную почту

    В день начала обучения Вам по электронной почте придет логин и пароль для входа в нашу систему дистанционного обучения, а также инструкция по началу обучения

    Вы получите доступ сразу ко всем учебным материалам и заданиям дистанционного курса

    Вы сможете обучаться в удобном для Вас темпе и в удобное время из любого места. Главное иметь доступ к Интернету. Скайп не нужен. Быть в строго назначенное время на курсе тоже не нужно.

    Мы рекомендуем Вам придерживаться срока обучения, установленного программой, но если Вы не укладываетесь в него, Вам будет предоставлено дополнительное время, заранее оговоренное в договоре на обучение

    Вы сможете задавать любые вопросы преподавателю курса по его теме

    Вы можете досрочно закончить обучение, в случае, если оперативно, но качественно выполните все практические задания курса

    После окончания обучения Вам будет бесплатно выслано Удостоверение о повышении квалификации в электронном виде на Ваш e-mail, а также в оригинале посредством “Почты России”

    Таким образом, обучение полностью дистанционное, никуда приезжать не надо! Вы получите качественные знания, практические умения и повысите свою квалификацию быстро и доступно, не выходя из дома!

    В “Моем университете” все очень просто и понятно!

    В случае, если у Вас возникнут вопросы по обучению, мы всегда с радостью на них ответим и поможем Вам! Ответы на часто задаваемые вопросы Вы можете посмотреть в нашей “Базе знаний” или задать интересующий Вас вопрос здесь

    Всегда рады видеть Вас в “Моем университете”!

    Здесь настоящее повышение квалификации педагогических работников!

    Соответствие законодательству РФ:

    Обучение на курсе законно! Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3101 от 30.04.2019, выдана МО РК

    Удостоверение о повышении квалификации соответствует закону “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012 и признается аттестационными комиссиями всех регионов России.

    Удостоверение отправляется бесплатно сразу по окончании курса в электронном виде и обязательно в оригинале по “Почте России”

    После зачисления на курс Вы можете получить Справку, подтверждающую Ваше обучение на курсе для оперативного представления в аттестационную комиссию или в иное место по требованию

    Качество и доступность обучения:

    На курсе работает профессиональный преподаватель. Вы получаете постоянную поддержку во время обучения и ответы на все Ваши вопросы

    Материалы курса написаны доступным языком, практические задания небольшие и понятные

    Обучение полностью практико-ориентированное.

    Результаты обучения Вы можете сразу применить в своей профессиональной деятельности

    Удобство обучения:

    Вы можете быстро (досрочно) закончить обучение на курсе

    Обучение в удобное для Вас время и в удобном темпе, не нужно быть он-лайн в определенное время

    Обучение на курсе начинается каждый день, в т.ч. в летние месяцы

    Обучение полностью дистанционное. Вам не нужно никуда приезжать, даже за получением удостоверения. Вы “не теряете уроки”, остаетесь с семьей, экономите свои силы, время, средства.

    Очень выгодные условия:

    Доступная стоимость обучения на курсе

    Вы можете получить социальный вычет 13% от стоимости курса по окончанию обучения (пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)

    Гарантированная скидка 5% при он-лайн оплате по банковской карте сразу после подачи заявки на обучение на нашем сайте

    Возможность подачи заявки от юридического лица. Ваша организация оплатит Ваше обучение

    Гарантированный подарок при обучении на курсе!

    Всегда рады видеть Вас в Моем университете!

    Удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО “Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки “Мой университет” соответствует требованиям, установленным Министерством образования РФ (Согласно закону “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012) и признается аттестационными комиссиями всех регионов России .

    АНО ДПО “Инновационный образовательный центр
    повышения квалификации и переподготовки “Мой университет”

    ИНН 1001043954, ОГРН 1031000006289

    Россия, Республика Карелия, 185035 г.Петрозаводск,
    ул.Фридриха Энгельса д.10, офис 211

    Тел: +7(911) 422-27-54, +7(499)685-10-45
    e-mail: office@moi-uni.ru

    АНО ДПО “Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки
    “Мой университет”

    ИНН 1001043954, ОГРН 1031000006289

    Россия, Республика Карелия, 185035 г.Петрозаводск, ул.Фридриха Энгельса д.10, офис 211

    Тел: +7(499) 685-10-45,
    e-mail: office@moi-uni.ru

    АНО ДПО “Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки
    “Мой университет”

    ИНН 1001043954, ОГРН 1031000006289

    Россия, Республика Карелия, 185035 г.Петрозаводск, ул.Фридриха Энгельса д.10, офис 211

    Тел: +7(499) 685-10-45,
    e-mail: office@moi-uni.ru

    АНО ДПО “Инновационный образовательный центр
    повышения квалификации и переподготовки
    “Мой университет”

    ИНН 1001043954, ОГРН 1031000006289

    Россия, Республика Карелия, 185035 г.Петрозаводск,
    ул.Фридриха Энгельса д.10, офис 211

    Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС

    Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

    МБДОУ « Детский сад № 32 «Березка»

    Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гу­ма­низм в об­ра­зо­ва­нии – прежде всего призна­ние самоценно­сти ка­ж­до­го отдель­но­го че­ло­ве­ка, обес­печение его внутренней и внешней сво­бо­ды

    В Конвенции о правах ребенка(1989г.), Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

    Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

    В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

    . ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ : психолого-педагогических (п.3.2.2.),кадровых (п.3.4.3), финансовых(п 3.6.3), обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей.

    Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014″ Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”. В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

    Таким образом – индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – актуальная проблема на современном этапе.

    Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

    Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

    Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка.

    Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

    Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное(специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

    Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

    При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

    При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

    принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

    принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

    принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

    принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.

    принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

    Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

    Этап медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

    I этап – Подготовительный.

    Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК

    II этап – Комплексной диагностики.

    Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

    III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута

    По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

    IV этап – Деятельностный этап . Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

    Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей(законных представителей) к реализации маршрута

    V этап –Рефлексивный этап

    Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

    Компоненты образовательного маршрута:

    целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

    содержательный ( Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей

    технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

    диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

    результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

    Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

    Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов.

    Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    В нашем детском саду, наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует две группы компенсирующей направленности : одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, другая -для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени).Наполняемость этих групп по 8 человек. В этом году среди них 10 детей-инвалидов. Кроме того в детском саду есть группа комбинированной направленности, в которой наряду со здоровыми детьми воспитываются дети с нарушениями речи (в этом году их 5 человек)

    Содержание работы с детьми с ОВЗ определяется следующими программами:

    -“Коррекционно-развивающее обучение и воспитание” Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

    – “Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред.М.А. Васильевой и др.

    -“Родничок” Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец

    – «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

    Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей.

    После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

    По необходимости(изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т.д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.

    В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов.

    В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители – активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок, целевых прогулок и экскурсий.

    В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития и рекомендации (это может быть направление на ПМПК для перевода в другую группу, ДОУ, выпуск в школу или продолжение коррекционо-развивающего обучения по новому ИОМ в данной группе).

    Задачи маршрута сопровождения.

    развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)

    осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

    проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

    подготовка к школьному обучению

    оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

    На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются:

    1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ

    2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье

    3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы(ксерокопия запрашивается у родителей)

    4.Информация о специалистах, реализующих ИОМ (воспитатель, учитель-дефектолог, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

    5.Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу)

    6.Выписка из истории развития ребенка и лист медицинских заключений(выдается детской поликлиникой)

    7.Карта развития ребенка (заполняется дефектологом)после обследования)

    8.Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, логопедом)

    9.Индивидуальный образовательный маршрут

    10.Взаимодействие с семьей ( формы взаимодействия, содержание работы, ответственный педагог)

    11.Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком)

    12.Справка по результатам освоения программы за учебный год( составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)

    13.Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий)

    Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу

    -комплектование групп в соответствии с решением ПМПК

    -создание климата психологического комфорта для детей с ОВЗ

    -Формирование коррекционно-развивающей среды в группах

    одель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве МБДОУ”Детский сад комбинированного вида №14″

    (врач педиатр, медицинская сестра, психоневролог, массажист, физиосестра, инструктор ЛФК):

    -Сезонная профилактика эпидемий гриппа, ОРВИ

    -Проведение медицинского массажа

    -Участие в ПМПк ДОУ

    -Контроль за организацией полноценного питания

    -Консультирование педагогов, родителей

    -диагностика психических процессов, познавательной деятельности

    -Разработка ИОМ, их реализация

    оснащение и оформление кабинета

    -консультирование педагогов, родителей

    -Участие в ПМПк ДОУ

    Представление детей на ПМПК

    -Создание предметно-развивающей коррекционной среды

    -коррекционная направленность режимных моментов

    -индивидуальная работа по заданию учителя -дефектолога

    -работа с семьями

    -культурно – досуговая деятельность

    -НОД по музыкальному развитию

    -Индивидуальная коррекционная работа(развитие голоса и артикуляции, активизация мышечного тонуса, ритмические упражнения)

    -Коммуникативные игры, танцы

    -Праздники и развлечения

    -Работа с семьями

    -Занятия в сенсорной комнате

    -Консультирование педагогов, родителей по запросу

    -Диагностическое обследование, коррекционные занятия по запросу

    -Координирование сопровождения детей-инвалидов

    -Работа с семьями

    Взаимодействие детей с ОВЗ с социальным окружением

    Реабилитационный центр для детей и подростков с

    Центр социальной помощи семье и детям

    Детский музей на Купеческой,

    Коррекционная школа V вида

    Городецкий Федоровский мужской монастырь

    Коррекционная школа Vlll вида

    Центральная детская библиотека г.Городца

    Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

    Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат :

    -высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности

    -анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы

    -выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида

    -родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

    Трудности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ:

    -опыт работы детских садов мало освещен в литературе.

    -Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов.

    – Недостаточное обеспечение специализированной литературой.(методики, диагностический инструментарий)

    – Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства)

    -Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

    -наличие в одной группе детей разного возраста с разными диагнозами,

    -увеличение числа детей со сложной структурой дефекта

    Однако есть главное – любовь, доброе и уважительное отношение к детям и их родителям. Педагоги хотят, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно.

    Для этого мы стараемся создать все условия. На фотографиях представлена Предметно-развивающая среда в группах, сенсорной комнаты, специальное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специалисты , которые осуществляют индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.

    Читайте также:  Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы
Ссылка на основную публикацию