особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
- МАСТЕР – КЛАССЫ (1)
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ, УТРЕННИКИ и . (4)
- ПРОЕКТЫ в моей практике (5)
- Планы мероприятий для детей и родителей по ОБЖ (4)
- консультации (26)
- статьи (3)
- презентации (5)
особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
«Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС»
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
- Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
- Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу комбинированной направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?
Образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.
Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).
В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.
В нашей группе воспитательно-образовательный процесс строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовым планом ДОУ, а также в соответствии с программой, которая уже прошли апробацию и внедрена в педагогическую практику, в образовательный процесс. Ведь одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.
В группу на начало года поступило 23 ребенка с различными нарушениями речи. Группа подготовительная логопедическая районная, а также и разновозрастная: 1 ребенок – среднего возраста ( 4 года), 3 ребенка старшего дошкольного возраста ( 5 – 6 лет), в школу пойдут 19 детей.
Наш детский сад комбинированного вида, в нем постоянно появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», что сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.
К специальным образовательным условиям следует отнести:
- повышение квалификации педагогов,
- обучение педагогов,
- их подготовка к работе с детьми c ОНР методическую составляющую;
- изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа». (Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и пр. Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Рассмотрим пример Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.
- Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае..
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
В нашей группе , согласно годовому плану было проведено 3 родительских собрания, проводились открытые показы НОД, логоритмики; мастер – классы; консультации, беседы и т.п.
В течении года у нас прошло огромное разнообразие праздников и развлечений. Подготовленные нами мероприятия заинтересовали и вовлекали не только детей, но и родителей.
В течении года вся группа принимала активное участие в спортивных мероприятиях, конкурсах различного уровня.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО
Рубрика: Спецвыпуск
Дата публикации: 06.07.2016 2016-07-06
Статья просмотрена: 1222 раза
Библиографическое описание:
Кожина, Т. С. Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в контексте ФГОС ДО как комплекса взаимодействия параллельных служб в условиях ДОО / Т. С. Кожина, Н. В. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32012/ (дата обращения: 07.01.2021).
В статье рассматривается организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО, организация психолого-медико-педагогического консилиума ДОО.
Ключевые слова: комплекс взаимодействия параллельных служб, психолого-медико-педагогический консилиум, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная программа сопровождения, социализация, коррекционно-развивающая работа
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание стало уделяться адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. В целях оказания помощи детям и родителям, в воспитании детей с особыми потребностями развития, повышения их педагогической и информационной компетентности, а также в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства в детском саду и семье в нашем детском саду организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.
Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.
Психолого-медико-педагогического комплекс — это комплекс взаимодействия параллельных служб, где за основу взят опыт организации работы параллельных служб О. Н. Усановой (г. Москва).
На базе МБДОУ д/с комбинированного вида № 83 «Алиса» г. Волжского изначально функционировало 2 группы компенсирующей направленности. В целях обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения всех детей в нашем дошкольном учреждении действовал Координационный совет.
Но в связи с увеличением количества групп компенсирующей направленности и в соответствии с современными требованиями КС, как форма взаимодействия специалистов ДОО, изжил себя. Ему на смену пришел психолого-медико-педагогический консилиум.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в ДОО.
В своей работе ПМПк детского сада руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого — медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом учреждения и «Положением об организации деятельности ПМПк».
Основные направления деятельности ПМПк в нашем детском саду это:
- Выявление проблем развития и здоровья.
- Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
- Информационная поддержка родителей
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
Цель консилиума — определение форм, методов, психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из:
– Реальных возможностей ДОО,
– Возрастных и индивидуальных особенностей детей,
– Состояния соматического и психического здоровья,
Таким образом, формы и методы реализации сопровождения каждого ребенка различны.
- Выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
- Профилактика перегрузок и срывов у детей;
- Определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
- Организация коррекционно-развивающей работы;
- Взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.
Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ:
- В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада.
- После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.
Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута.
- Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в месяц/квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.
Рис. 1. Структура работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОО
Систематически, три раза в год, проводится заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года, динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, коррекции действии всех служб, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию). Могут проводиться внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.) Консилиум проводится с приглашением родителей в индивидуальном порядке. Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.
На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей, привлекаются сторонние социальные институты детства; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска». Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Который реализуется в течении учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течении года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.
Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.
Рис. 2. Участники психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО
Не только мы оценили эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, но и родители детей, посещающих наш детский сад.
Таким образом, деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью индивидуального сопровождения ребенка и играет ведущую роль в качественной реализации коррекционно-развивающей работы.
Педразвитие
Автор: Хачкинаян Рипсиме Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Чалтырская СОШ №1
Населённый пункт: село Чалтырь, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: “Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС”
Дата публикации: 14.10.2019
Раздел: среднее образование
Педагог – психолог МБОУ
Чалтырская СОШ №1
Хачкинаян Рипсиме
«Особенности
педагогического
сопровождения детей с
ОВЗ в условиях ФГОС»
«Особенности
педагогического
сопровождения детей с
ОВЗ в условиях ФГОС»
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз
чужих. Мир особого ребёнка — допускает
лишь своих. Мир особого ребёнка
интересен и пуглив. Мир особого ребёнка
безобразен и красив. Неуклюж, порою
странен, добродушен и открыт. Мир
особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не
говорит? Мир особого ребёнка — он
закрыт от глаз чужих. Мир особого
допускает лишь своих.
К детям с ОВЗ относятся дети:
1.с нарушением слуха – не слышащие или глухие и слабослышащие дети,
позднооглохшие (может выявить педагог);
2.с нарушениями зрения – незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием
(может выявить педагог);
3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е.
происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и
аллалия или дети «молчуны»;
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог
может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны
медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит
невропатолог);
6. с нарушениями интеллекта – умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог,
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и
невропатолог);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
9 дети-инвалиды
К детям с ОВЗ не относим
которые плохо усваивают программу и
не имеют отклонений в здоровье. Это
может быть причиной: ребенок часто
болеет, находится на домашнем режиме
либо педагогически запущен.
Психолого-педагогическая характеристика детей
1. У детей наблюдается низкий уровень
развития восприятия. Это проявляется в
необходимости более длительного
времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно
знаний этих детей об окружающем мире,
затруднение при узнавании контурных,
схематичных изображений предметов
2. Недостаточно сформированы
пространственные представления, дети с
ОВЗ часто не могут осуществлять
полноценный анализ формы, становить
симметричность, тождественность частей
конструируемых фигур, расположить
конструкцию на плоскости, соединить ее в
3. Внимание неустойчивое, рассеянное,
дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки
организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной
активности детей, несовершенством
навыков и умений самоконтроля,
недостаточным развитием чувства
ответственности и интереса к учению.
4. Память – заметное преобладание наглядной
памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в
развитии наглядно-действенного и наглядно-
7. Снижена потребность в общении как со
сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована.
Сюжеты игры обычны, способы общения и
сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой
системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность
в результате повышенной истощаемости.
Вследствие этого у детей проявляется
недостаточная сформированность
психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной
деятельности. Возникают трудности
формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы,
определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование
деятельности, умение работать в
Таким образом, самым главным
приоритетом в работе с такими детьми
является индивидуальный подход с
учетом специфики психики и здоровья
каждого ребенка
При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим
индивидуальный образовательный план.
Структура индивидуального
образовательного плана
Создание «безбарьерной» среды: специальные
приспособления в помещениях школы, оборудование
рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.
Организация освоения образовательной программы: задачи
по предметным областям, формы организации учебной
деятельности и контроля, показатели достижений.
Психолого-педагогическое сопровождение: направления,
задачи, формы, график работы специалистов, критерии
достижений; особенности междисциплинарного
Формирование социальной компетентности: направления и
задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно
использовать следующие активные методы и приёмы
1. Использование сигнальных карточек при
выполнении заданий (с одной стороны на ней
изображен плюс, с другой – минус; круги разного
цвета по звукам, карточки с буквами). Дети
выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться
при изучении любой темы с целью проверки
знаний учащихся, выявления пробелов в
пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу
видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы,
слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д.Детям очень нравится
соревновательный момент в ходе выполнения
данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить предложенное
задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и
вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно
Данный приём можно использовать в
конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения
материала – для оказания помощи при
4. Восприятие материала на
определённом этапе занятия с
закрытыми глазами используется для
развития слухового восприятия, внимания и
памяти; переключения эмоционального
состояния детей в ходе занятия; для
настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры),
после выполнения задания повышенной
трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов
презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных
технологий в школьную практику позволяет
сделать работу учителя более продуктивной и
эффективной. Использование ИКТ органично
дополняет традиционные формы работы,
расширяя возможности организации
взаимодействия учителя с другими участниками
Использование программы создания презентаций
представляется очень удобным. На слайдах можно
разместить необходимый картинный материал, цифровые
фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и
голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида
памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это
позволяет сформировать устойчивые визуально-
кинестетические и визуально-аудиальные условно-
рефлекторные связи центральной нервной системы. В
процессе коррекционной работы на их основе у детей
формируются правильные речевые навыки, а в
дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят
эффект наглядности в занятие, повышают
мотивационную активность, способствуют
более тесной взаимосвязи учителя-
логопеда и ребёнка. Благодаря
изображений на экране, дети имеют
возможность выполнять упражнения более
внимательно и в полном объеме..
6. Использование картинного материала
для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия,
внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.
В педагогической литературе существует следующая классификация
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно
использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей
работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель
занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,
способы и методы обучения, возрастные и психологические
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто
используется рефлексия настроения и эмоционального
Широко используется приём с различными цветовыми
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в
соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном
случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние
ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить
изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная
информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево
яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно,
или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море
грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Все вышеперечисленные методы и приёмы
организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную активность учащихся с
Таким образом, применение активных методов и приёмов
обучения повышает познавательную активность учащихся,
развивает их творческие способности, активно вовлекает
обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
самостоятельную деятельность учащихся, что в равной
мере относится и к детям с ОВЗ.
Переключение с одного вида деятельности на другой,
предохраняет от переутомления, и в то же время не дает
отвлечься от изучаемого материала
, а также обеспечивает его
восприятие с различных сторон.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного
материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая
замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы
понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
требовать структурирования действий при выполнении заданий;
предоставлять дополнительное время для завершения задания;
чередовать занятий и физкультурные паузы;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о
необходимости применения медикаментозных средств или указывают на
переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен
деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии на тему
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях
реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях
МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворона
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.
Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» насчитывает 200 воспитанников. Среди этих воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.
С этой проблемой педагоги нашего учреждения сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, музыкальный руководитель. Этот процесс включает в себя:
Создание предметно-развивающей среды;
Для этого создан кабинет педагога – психолога, который дети с удовольствием посещают, так как там создана необходимая атмосфера добра и теплого обращения к ребенку.
Кабинет учителя – логопеда насыщен разнообразными пособиями, дидактическими играми и материалами, которые способствуют коррекции речевого развития. Учитель – логопед в своем кабинете создает уютную дружественную обстановку, покидать которую дети не желают.
Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.
Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.
В начале учебного года учитель – логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого –медико – педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.
– Комиссией принимается решение о направлении ребенка на центральную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.
– На основании рекомендаций ПМПК учитель – логопед совместно с педагогом-психологом, разрабатывают адаптированную образовательную программу.
– Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. Именно семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. (3, с.8) Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.
Мы надеемся, что наше дошкольное учреждение является для наших воспитанников как в стихотворении Н.А. Калиман именно СВОИМ :
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
- Инструктивно – методическое письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году»
- Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.
Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО». , педагог-психолог, МБДОУ № 000 «Сказка» г. Ульяновск
Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО». , педагог-психолог, МБДОУ № 000 «Сказка» г. Ульяновск.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Современные условия жизни: социальные, экологические экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы психического моторного, и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем дошкольном возрасте и негативно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, нарушения поведения, являются одной из причин социальной дезадаптации, а так же являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору навыков и знаний, а связывается с понятием социальная адаптация, эмоциональное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Поэтому для всестороннего развития и коррекции нарушений у воспитанников с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей ребенка и взаимодействия различных специалистов ДОУ. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специально созданных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
- с проблемами речевого развития с проблемами психического развития с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) соматически ослабленные с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с умственной отсталостью; с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты)
В современных ДОУ группы дошкольников не однородны. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития и поэтому основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно – педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов и воспитателей ДОУ с детьми с ОВЗ:
– Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является выявление структуры и характера нарушений и потенциальных возможностей ребёнка, сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно – педагогического процесса. Так же, результаты диагностического обследования сообщаются родителям (законным представителям) ребенка
Консультативно-проективный этап. В течении этого этапа специалисты совместно с педагогами обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, распределяют обязанности по реализации индивидуальных программ, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для определения и реализации индивидуального маршрута важными принципами являются:
– принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
– соблюдение интересов воспитанника;
– принцип создание ситуации успеха;
– принцип гуманности и реалистичности;
– содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут — это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. На данном этапе реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность как для всестороннего, общего развития ребенка, так и на конкретную коррекцию областей. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ОВЗ. В первой части ИОМ заполняются общие сведения о воспитаннике(ФИО ребенка, дата рождения), информация о родителях (законных представителях) ребенка (фамилия имя отчество мамы, папы, возраст, образование, место работы, домашний адрес и так далее), отмечается дата начала ИОМ, причина постановки на учет (диагноз, проблемы в развитии), возраст ребенка на начало коррекционно-развивающей работы. Обязательно указываются цель и задачи ИОМ, количество индивидуальных занятий в неделю, форма их проведения, формы работы с родителями и ожидаемый результат.
Далее идет диагностический блок. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития ребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Диагностический блок содержит в себе отметки о физическом развитии, соматическом развитии, речевом развитии и особенностях развития познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление) с обязательным указанием выбранных диагностик.
Далее специалистами составляется план коррекционно-развивающей и образовательной деятельности на учебный год, который включает в себя развитие ребенка по различным образовательным областям с выбранными образовательными технологиями, методами и приемами коррекции. Отмечается также и динамическое наблюдение в процессе реализации ИОМ.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. На данном этапе ведется работа с семьей воспитанника с ОВЗ. Родители (законные представители) являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса. Они имеют право знать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Более того, педагоги не имеют права вести коррекционную деятельность без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно – педагогическое воздействие влечёт за собой повышение педагогической компетентности, рост их активности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с психологом, воспитателями и учителем – логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Как правило, для детей с ОВЗ свойственно сужение контактов с окружающим миром, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов и проблем: становление детей с ОВЗ как активных членов общества, воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы. Но многочисленные исследования (, , и др.) свидетельствуют о том, что часто появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат семьи, и так далее. В связи с чем, педагоги ставят перед собой задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить их необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития. Формировать и поддерживать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и в семье.
2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями – ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов с определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.
4. Составление плана работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.
5. Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики ребенка, с планом работы специалистов и педагогов ДОУ по всестороннему развитию и коррекционной работе с ребенком.
Подведем итог: Для обеспечения развития детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения необходимо обеспечить системный подход психолого-педагогического сопровождения. Воспитатели и специалисты ДОУ составляют индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции всех образовательных областей; Взаимодействие с семьей воспитанника с ОВЗ является так же основным направлением в работе педагогов и предусматривает разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий с целью обеспечения возможности наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
«Загадки Зимушки-Зимы» — конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза
Занятие «Загадки Зимушки-Зимы» разработано для детей подготовительной к школе логопедической группы и направлено на формирование у дошкольников с речевыми нарушениями навыков языкового анализа и синтеза.
В занятие включены задания для развития зрительного восприятия, пространственных ориентировок, синтаксического контроля. Предусмотрены упражнения по анализу логико-грамматических конструкций,составлению схемы предложения, звуко-буквенному-анализу слов и развитию мелкой моторики.
Тема: «Загадки Зимушки-Зимы»
(Конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза)
- образовательные: развитие синтаксического контроля (чувства грамматической правильности высказывания); формирование навыка анализа логико-грамматических конструкций; закрепление умения определять принадлежность слов к определенной части речи; закрепление навыка анализа состава предложения и звуко-буквенного анализа слов.
- коррекционные: развитие слухового внимания и памяти, зрительного восприятия; общей и мелкой моторики, логического мышления.
- воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, формирование навыков взаимопроверки.
- Вырезанные из бумаги снежинки разной величины (8 штук), игровое поле с цветными квадратами, наборы полосок и фишек для составления схем предложений и слов, картинки для игры «Цепочка слов», карточки с 6-юпредметными картинками (по количеству детей), простынь для имитации сугроба, белый зефир.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет, замечают разбросанные по ковру снежинки разных размеров и висящую над столом логопеда большую снежинку.
Логопед: Ну и ну! 5 минут назад ничего здесь не было, а теперь снега полным- полно. (срывает снежинку с нитки и читает):
– С вами рада встрече я,
мои милые друзья!
Тех, кто загадки мои отгадает,
Весьма интересный сюрприз ожидает…
Вы на снежинках ищите загадки.
Я вам удачи желаю, ребятки!
– Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (ответы детей). Верно, это зимушка-Зима в гости заглянула да снега насыпала.
Упражнение на развитие зрительного восприятия
«Разложи снежинки по порядку».
Логопед: Хотите узнать, что за сюрприз Зима приготовила? (Хотим). Тогда начнем отгадывать загадки, вон их сколько (показывает на ковер). С какой же начать? Давайте соберем снежинки и разложим их в порядке возрастания.
Дети собирают снежинки и прикрепляют их к магнитной доске.
Упражнение на развитие пространственной ориентировки
«Полет снежинки».
На листе квадрат, состоящий из клеток разного цвета. На одном из них прикреплена снежинка. Дети по инструкции логопеда отслеживают ее полет и говорят, на клетку какого цвета села снежинка. Например, две клетки влево, 1 вниз, , 2 вправо и т.д. Если за пределами поля, то необходимо хлопнуть в ладоши.
Развитие синтаксического контроля.
Игра «Правильно – неправильно».
Логопед: Ребята, каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать).
– Давайте проведем тренировку. Слушайте меня внимательно.
– Если я скажу правильно, бывает, вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:
- Наступила морозная зима. Выпал белая снег. (Выпал белый снег)
- Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)
- Дети пошли на улицу. У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)
- Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)
- Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).
– Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.
Дети садятся на ковер.
Блиц-опрос.
Логопед берет снежинку, читает задание: «Пока бежит песок в часах, ответить на вопросы»:
– Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)
– Из чего строятся предложения? (Предложения строятся из слов)
– На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).
– Из чего состоят слоги? ( Слоги состоят из звуков).
– Какие звуки называются гласными звуками? ( Звуки, которые можно петь, называются гласными).
– Как называются звуки, которые нельзя петь? ( Согласные звуки).
– Какими бывают согласные звуки ( Согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими)
– Чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем).
Игра с мячом «Мяч бросай, на вопрос отвечай».
(анализ логико-грамматических конструкций)
- Собаку укусила пчела? Кто кусался? (пчела)
- Петю ударил Ваня. Кто драчун? (Ваня)
- Внука провожал дедушка. Кто уезжал? (внук)
- Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди? (мальчик)
- Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? (Олина)
- Света старше Кати. Кто младше? (Катя)
- На вокзале сына встречала мама. Кто приехал? (сын)
- Заяц убегал от волка. Кто бежал последним? (волк)
Дети садятся за столы.
Составление схемы предложения.
Логопед: Чем обозначаются слова в схеме предложения? (полосками).
Как обозначается начало предложения в схеме? (Дополнительным вертикальным штрихом)
Чем обозначается конец предложения? (точкой)
Дети из снега построили крепость.
(Один ребенок у доски выкладывает схему из полосок, второй чертит мелом, остальные на местах)
Логопед: Мы говорим слитно: « Из снега». А как доказать, что это два слова, а не одно? (Нужно вставить между этими словами какое-нибудь слово.) Например? (Из мокрого снега, из липкого снега и т.д.)
Дидактическое упражнение «Покажи слова руками» .
Логопед: Ребята, мы знаем, что слова бывают разные и отвечают они на разные вопросы.
Есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы… ( Кто? Что?)
Есть слова-признаки, которые отвечают на вопросы … (Какой? Какая? Какие?)
Есть слова-действия, которые отвечают на вопрос … (Что делает? Что делал?)
Эти слова мы можем изобразить при помощи геометрических фигур.
Логопед называет слова, относящиеся к разным частям речи, дети пальцами показывают: слова-предметы- квадрат, слова- признаки- кольцо (круг), слова- действия- треугольник.
Диван, яблоко, висит, короткий, бегемот, плачет, твердый, строит, радость, воздушный.
Физминутка ( дети выполняют движения по тексту).
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Суп поели, спать пошли.
Дидактическая игра «Цепочка слов».
Дети берут картинки и выкладывают цепочку по типу игры домино: последний звук первого слова является началом второго слова.
Звуко-буквенный анализ слова.
Дети составляют схему слова САНКИ. Один ребенок работает у доски с фишками, второй — выкладывает слово из букв, третий — записывает мелом, остальные дети работают за столами.
Игра «Шифровальщики».
Логопед: Из первых букв данных слов сложить новое слово. Оно укажет, где искать сюрприз.
Итог занятия.
Дети находят «сугроб». В нем пакет со «снежками» (зефиром).
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Загадки зимушки-зимы»
Ольга Протасевич
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Загадки зимушки-зимы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «Загадки Зимушки-Зимы».
Программное содержание: Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы. Учить детей отгадывать загадки
Развивать творческое воображение, слуховое и зрительную память, фантазию и связную речь.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.
Оборудование: картинки животных, птиц, конверт, карточки с правилами поведения в лесу.
Ход занятия:
Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!
К вам я в гости пришла, много радости принесла.
и хочу всем с этим поделиться с вами.
Давайте возьмёмся все дружно за руки и друг другу улыбнёмся (дети смотрят друг на друга и улыбаются)
Сегодня я сороку повстречала
Письмо она мне передала
А сорока ведь птица- знатная
Принесла письмо приятное. А вы знаете от кого оно?
Нужно отгадать загадку. Готовы?
Запорошила все дорожки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Про кого эта загадка?
Про зиму, верно ребята, молодцы! А после, какого времени года приходит к нам Зима? ПОСЛЕ ОСЕНИ
Назовите мне зимние месяцы: декабрь, январь и февраль. Верно.
Пришла зима, кругом бело – много снегу намело…
(ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗА)
Посмотрите ребята внимательно на картинки и скажите, чем же Зима прекрасна?
(можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу, снеговика, играть в снежки, скатываться с горки и т. д)
Что происходит зимой в природе?
Идёт снег, деревья стоят голые, снежинки, метель, пурга, мороз, люди одеваются в тёплую одежду, многие птицы улетели в тёплые края.
Да ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем.
Зима – красивое время года? Да.
А какие птицы остались зимовать у нас?
Дидактическая игра «Угадай, какие птицы остались зимовать?»
Ребята давайте проверим, правильно ли Миша выполнил задание? Верно, здорово!
Как таких птиц называют? Зимующие.
Ребята, а вы знаете, что за суровую зиму, из 10 синичек выживает лишь одна. Очень жаль, правда?
А зима нам с вами ещё загадки приготовила.
Игра «Угадай загадки?»
Он в берлоге спит зимой
Косолапый и большой. Кто это?
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт?
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко- любит морковку
На ветке не птичка-
Мех тёплый, как грелка
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки ни одной
Ребята, какие вы все сообразительные и умные! Все загадки от зимы отгадали
А что же делают такой суровой зимой животные и птицы?
(животные и птицы делают запасы: шишки, семена, ягоды, звери меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться в суровую зиму)
А какие животные впадают в спячку? МЕДВЕДЬ, ЁЖ, БАРСУК.
Как вы думаете, ребята, нравиться ли животным и птицам такая суровая зима?
Нет, им очень холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, и несмотря на тёплые шубки, они всё равно мёрзнут.
Как же мы сможем им помочь? Верно, мы можем подкармливать и построить кормушки.
Ру-ру-ру начинаем мы игру
Ра-ра-ра очень рада детвора!
Физкультминутка «Прогулка»
По сугробам мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
Все в снегу пришли домой
Съели суп и спать легли.
Ребята, а кто из вас знает приметы про зиму?
Галки вьются в воздухе – к снегопаду
Если январь холодный – то июль будет жарким
Если в декабре много снега – то к урожаю
Зиму любят все и взрослые и дети. И даже художники и поэты всю красоту зимы воспевали в своих картинах и стихах
Кто из вас знает красивое стихотворение?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Есть интересная игра
Очень нравится нам она.
НАЗЫВАЕТСЯ ОНА «ЗИМНИЕ СЛОВА»
Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если не зимние слова, то молчать.
Снег Жара снежинки книга дед мороз кровать новый год загорать конфета лыжи санки листопад снеговик снегурочка помидоры
Молодцы! Какие вы смышленые. Браво!
Вот и закончилось наше занятие
Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Я вас всех очень люблю
Деятельность «В гостях у Зимушки — Зимы» Составила: воспитатель Рогалева Э. Н. 2010-2011 уч. г. Образовательная деятельность «В гостях у Зимушки – Зимы» в рамках образовательной.
Зимушка Зима — моя роль В гостях у Зимушки. «Жила была в избушке Зимушка Зима. Она снежки солила в березовой кадушке. Она сучила пряжу, она ткала холсты». Вот в.