Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания

Коррекция заикания, особенности и популярные методики

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

  • Классификация заикания
  • Общие моменты коррекции
  • Возрастные особенности
  • Точка зрения на коррекцию разных авторов
  • Основные этапы работы
  • Способы диагностики
  • Методики занятий
  • Меры профилактики

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

Комплексный метод коррекции неврозоподобной формы заикания

Разделы: Логопедия

Проблема заикания является наиболее актуальной на сегодняшний день в области логопедии. Во всем мире признается, что заикание считается сложным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

В данной работе рассматривается заикание как проявление одной из его клинической формы – неврозоподобной. В этом случае следует считать, что это физиологическое нарушение просодической стороны речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции, обусловленное внешне выраженными судорогами мышц речевого аппарата, характеризующееся периодичностью течения.

Неврозоподобное заикание возникает в период становления речи в 3-4 года, его причиной является поражение головного мозга. Органическая симптоматика может являться предрасполагающей и производящей причиной данной формы заикания. При этом производящей может служить психическая травма, обусловленная социальными факторами, наслаивающимися на индивидуальные, возрастные особенности ребенка (особенности деятельности мозга). В исследованиях Н. А. Власовой, К. П. Беккер, М. И. Буянова, Н. А. Рычковой, определена симптоматика неврозоподобного заикания (Приложение 1).

В связи с этим для планирования логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Необходимость лечения заикания у детей дошкольного возраста была научно обоснована в 1930 году психиатром, профессором В. А. Гиляровским. Наиболее эффективным методом лечения заикания является комплексный метод, разработанный в 1930 году в клинике В. А. Гиляровского логопедами совместно с детскими психиатрами.

Комплексный подход к преодолению заикания представляет собой лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Цель его – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Комплексный подход предполагает два направления: лечебно-оздоровительное и коррекционно-педагогическое (логопедическое). Коррекционно-педагогическое направление включает педагогическую и коррекционную работу.

Педагогическая предполагает взаимодействие с родителями. Необходимы консультации, на которых объясняется значение здорового семейного микроклимата для успешной коррекции.

В случаях неврозоподобного заикания необходимо стремиться вызвать желание преодолеть речевое нарушение.

Система коррекции включает:

  • психотерапию
  • работу над интонационной выразительностью речи
  • развитие психических функций, участвующих в формировании интеллекта и речи
  • коррекцию звукопроизношения
  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
  • профилактику дисграфии и дислексии, если данные дефекты имеют место
  • развитие общей и мелкой моторики.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую коррекционного процесса.

С заикающимися дошкольниками используется суггестивная психотерапия, основанная на внушении. При неврозоподобном заикании нет страха речи, следовательно, этот вид психотерапии не применяется. Но он может иметь место в случае осложнения невротическими реакциями и логофобиями. Часто при неврозоподобной форме заикания встречается тахилалия. Тогда для упорядочения темпа речи рекомендуется использовать разъяснительную психотерапию.

Следующий вид психотерапии, который необходим при работе с заикающимися дошкольниками – тренировочная психотерапия. Она включает аутогенную тренировку и функциональную тренировку.

Аутогенная тренировка представляет собой метод самовнушения. Однако он применяется как гетеротренинг, проводимый логопедом. Цель которого заключается в расслаблении и закреплении ощущения расслабленности и спокойствия.

Обучение проводится в определенной последовательности:

  1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
  2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности.
  3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Затем вводятся формулы правильной речи, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность при речевом общении.

Н. А. Власова, К. П. Беккер (1983) указывали на то, что в случаях неврозоподобного заикания, овладение приемами аутогенной тренировки затруднено. Дети быстро теряют приобретенные навыки и не применяют их в жизни. Поэтому она не дает выраженного нормализующего эффекта и имеет второстепенное значение.

Однако возможно проведение частичной релаксации, поскольку судороги локализуются преимущественно в речевом (артикуляционном) аппарате, то используется расслабление органов артикуляционного аппарата. По М. М. Кольцовой (1993) рука является его точной копией, поэтому также возможно включение работы по расслаблению верхних конечностей, которая будет способствовать снятию психомоторного возбуждения, усиливающего заикание.

Расслабление органов артикуляционного аппарата и кистей рук проводится в игровой форме и сочетается с упражнениями на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, мимики, длительного и плавного ротового выдоха. Функциональные тренировки необходимы для реабилитации к различным жизненным ситуациям.

При неврозоподобном заикании усиление запинок провоцируется не истинным страхом речи, а условнорефлекторно (“по привычке”, “защитная реакция”). Поэтому в данном случае функциональные тренировки закрепляют рефлекс плавной речи, сформированный в процессе логопедических занятий; привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации. Они проводятся в виде инсценировок с учетом обстановки: знакомая, привычная, малознакомая, незнакомая, чужая. Функциональные тренировки могут быть использованы на каждом этапе коррекции, которая проводится с учетом степени самостоятельности.

Важным звеном логопедического воздействия является интонационная выразительность речи. Посредством работы над голосом ведется коррекция ритма, темпа, тембра, паузации, логического ударения. Дыхание, артикуляция, голосообразование – единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Поэтому интонационная выразительность речи включает работу над дыханием, артикуляционными движениями. Необходимо воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляторных движений, преодоление фиксации на трудных звуках. Дыхание у заикающихся одновременно является и грудным, и брюшным. Поэтому формируется диафрагмально-реберное дыхание, длительный, плавный выдох через рот.

Читайте также:  Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

На фоне частичной релаксации при неврозоподобной форме заикания проводится постановка диафрагмально-реберного дыхания. Затем идет формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха и речевого. Отработка данных видов дыхания проводится с использованием различных видов движений.

Важна работа над артикуляторными движениями. Речь теряет звучность из-за чрезмерной фиксации на трудных звуках. При данной форме заикания она имеет место, но выражена слабее. Судороги препятствуют легкому и своевременному включению соответствующих артикуляторных движений. Поэтому, учитывая специфику данной клинической формы заикания, формируются правильные кинестетические ощущения, которые неверно сформировались в онтогенезе. Одновременно развивается сила и высота голоса, воспитывается его легкая и своевременная подача.

Принимая во внимание мнение Л. З. Арутюнян-Андроновой (1993) о том, что заикание характеризуется наличием хронических голосовых зажимов, которые возникают по причине в данном случае органической основы с преимущественно артикуляционным типом судорог. Работа над артикуляторными движениями и голосом строится с использованием карточек схем (Приложение 2), которые указывают на артикуляцию гласного звука. Звукоизвлечение отрабатывается с учетом расслабленной нижней челюсти. Используются плавные движения руки, которые сопровождают звукоизвлечение, указывая на плавность произнесения.

Опора на гласные звуки имеет большое значение для детей с неврозоподобной формой заикания, поскольку речевые судороги у них наблюдаются в основном на согласных звуках. Четкое артикулирование гласных звуков выполняется с учетом силы и высоты голоса, с использованием собственных механических воздействий для расслабления нижней челюсти и без них. Необходимо произнесение сочетаний гласных, небольших предложений, стихов.

Голосовые упражнения при заикании подчинены цели развития силы и динамического диапазона голоса, формированию навыков рациональной голосоподачи.

Задания, направленные на коррекцию темпо-ритмических расстройств при неврозоподобном заикании ведут к воспитанию паузации и логического ударения. Большое внимание уделяется логопедической и фонетической ритмике. Это упражнения на координацию слова с движением, звука с движением. Они занимают особое место в общей системе комплексного подхода при устранении заикания у детей. Данные виды ритмики нормализуют двигательные функции и речь у заикающегося ребенка.

Работа над тембром речи начинается после усвоения навыка четкого артикулирования и тесно связана с развитием мимики и пантомимы.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля за интонационным оформлением синтагмы.

Важно использовать упражнения на развитие общей и мелкой моторики, поскольку неторопливый темп речи, по мнению Селиверстова В.И. (1994), вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений.

При неврозоподобной форме заикания внимание обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной, с постепенным усложнением заданий
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличены по сравнению с заикающимися с невротической формой заикания.

Определяющим моментом в коррекционной работе являются задания, стимулирующие процесс психического развития в целом, развития отдельных психических функций.

По показаниям в ходе коррекции заикания проводится исправление звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактика дисграфии и дислексии.

Логопедические занятия строятся с учетом степени самостоятельной речи, особенностей коррекционной работы при данной форме заикания. Каждый блок логопедических занятий включает в среднем 8-10 занятий. Это количество условно, так как оно зависит от продвижения устранения заикания на каждом этапе работы, от устойчивости выработки речевых навыков.

Первый блок занятий включает:

  1. постановку диафрагмально-реберного дыхания
  2. работу со схемами
  3. работу над голосом и артикуляцией с опорой на схемы
  4. развитие общей и мелкой моторики
  5. формирование психических функций
  6. подготовку органов артикуляционного аппарата к постановке звуков
  7. проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации
  8. сопряженная речевая работа – это совместное проговаривание слов, фраз, стихов, небольших текстов.

Второй блок тесно связан с первым, так как в нем еще нет элементов самостоятельной речи. Речевая работа отраженная (проговаривание вслед за логопедом слов, фраз, стихов, небольших текстов).

  1. закрепление навыка диафрагмально-реберного дыхания в ходе коротких ответов на вопрос
  2. работа над голосом и артикуляцией без опоры на схемы
  3. продолжение развития общей и мелкой моторики, включая мимику
  4. проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации с введением формул правильной речи
  5. постановка и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматического строя речи, психических функций
  6. вопросно-ответная форма речи.

Четвертый блок предполагает использование формул правильной речи, навыков интонационной выразительности в ходе самостоятельного описания картинок. На первом этапе работы применяется знакомый материал. На втором – незнакомый. На третьем этапе идет увеличение объема материала, усложнение используемых ребенком лексико-грамматических конструкций.

Используя умения детей описывать несложные картинки, серии картин, объединенных общим сюжетом, от описания переходить к повествованию.

При необходимости продолжается работа по автоматизации звуков, их дифференциации, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии. Развивается общая и мелкая моторика, мимика, включается пантомима, совершенствуются психические функции. Данные направления входят по показаниям во все последующие блоки логопедических занятий.

Закрепление полученных навыков апробируется в ходе пересказа прослушанного текста. Речь не подкрепляется наглядным материалом. Для начала даются знакомые мультфильмы, сказки; затем – незнакомые, впервые прочитанные. Используется пересказ пережитых ребенком событий. Усложнение речевых упражнений: заученный текст, отрепетированный вслух, мысленно продуманный, незнакомый, экспромт. Самостоятельный пересказ текста после его прослушивания – это сложный этап, на котором необходимо научить ребенка планировать свое высказывание.

Спонтанная речь. Естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения.

Седьмой блок предполагает нормальную речь. Ее тренировку в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.

Таким образом, необходимо учитывать особенности неврозоподобного заикания при планировании коррекционного процесса. В связи с этим логопедическая работа будет более целенаправленной и эффективной. Уделяется большее внимание артикуляции, темпо-ритмической стороне речи, развитию психических процессов, общей и мелкой моторике. Что ведет к формированию правильной речи и полноценной личности.

Литература

  1. Арутюнян-Андронова Л. З. Как лечить заикание. М., 1993. – 155 с.
  2. Арутюнян Л. З. Особенности просодической стороны речи заикающихся и способы ее коррекции. Куйбышев, 1990. – 19 с.
  3. Буянов М. И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  4. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1987. – 317 с.
  5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. М., 1998. – 304 с.
  6. Заикание / под ред. Власовой Н. А., Беккер К. П. М.: Медицина, 1983. – 256 с.
  7. Логопедия / под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1995. – 384 с.
  8. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

Консультация «Предупреждение и профилактика заикания»

Вотинова Мария
Консультация «Предупреждение и профилактика заикания»

Предупреждение и профилактика заикания у детей“.

МАДОУ «Детский сад №11» г. Краснокамск

Вотинова Мария Александровна

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи,

вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание относится к тяжелым речевым нарушениям, которое приводит к затруднению речевого общения.

Заикание возникает у детей в возрасте от двух до шести лет.

При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Какие дети более подвержены риску появления заикания?

1. Дети с тревожными чертами характера, легко возбудимые, эмоциональные детки. Эти малыши привязаны к маме, плаксивы, раздражительны, остро реагируют на смену обстановки, незнакомых людей. Часто они неспокойно спят и имеют плохой аппетит.

2. Дети с ранним речевым развитием (первые слова и фразы в год); а затем с очень быстрым темпом наращивания словаря (в 2-2,5 они уже говорят развернутыми фразами). Заикание может появиться от сбивания дыхания во время произнесения длинной фразы и желания сказать сразу все, тогда как органы артикуляции еще не могут справиться с таким объемом речевой информации.

3. Дети с задержкой речевого развития. Слова у них появляются ближе к двум годам. Фразовая речь после трех. Речь у таких детей часто бывает невнятная, с плохим звукопроизношением. Заикание у них может быть вызвано двигательной расторможенностью.

4. Дети, имеющие среди родственников заикающихся, чаще, чем другие, подвержены этому недугу. Также следует быть внимательными, если в семье есть левши. У таких деток заикание может быть следствием сниженной возможности адаптации к внешнему миру у ЦНС (центральной нервной системы).

5. Дети с двуязычием в семье также обладают фактором риска появления заикания.

Как вести себя родителям, если у малыша присутствует фактор риска появления заикания?

1. Соблюдать режим дня (сон, питание, прогулки – в соответствии с возрастом ребенка).

2. Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).

3. Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.

4. Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.

5. При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества) не говорите ему фраз, типа «будь храбрым мальчиком!», «что за ерунда», отнеситесь к ним со вниманием. С возрастом страх пройдет, а вот заикание может остаться на всю жизнь. Если страх не проходит длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Очень важным является контроль родителей за собственной речью – ведь для малыша она является образцом для подражания.

Какова должна быть речь родителей?

1. Плавной, спокойной, эмоционально выразительной. Не спешите, не повышайте голоса при общении с ребенком.

2. Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.

3. Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.

4. Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова, не торопите с ответом, и не перебивайте. Дайте ему понять, что вы готовы выслушать его.

Первые признаки заикания

• Ребёнок внезапно замолкает, отказывается говорить. Такое состояние может длиться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но уже заикаясь.

• Ребёнок начинает вставлять перед некоторыми словами лишние звуки (а, и).

• Ребёнок повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.

• Ребёнок вдруг вынужденно останавливается в середине слова, фразы.

• У ребёнка вызывает затруднение начало речи.

Поведение родителей ребёнка с возникшими речевыми запинками

• Максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы, не соответствующие возрасту, компьютерные игры).

• Если заикание ребёнка провоцируется заиканием кого-то из близких, сократить их общение (а еще лучше – на время прервать его).

• Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода. До того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно это происходит к 5-6 годам.

• При “остром” возникновении заикания (обычно, после стресса, следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условии для улучшения эмоционального состояния. Это может быть смена обстановки, в которой произошла травма, на иную.

Усиленно следить за режимом: возможно, удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации.

• Родители должны постараться никак внешне не проявлять свое беспокойство по поводу речи ребенка. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно. Передразнивания и насмешки недопустимы.

• Речь окружающих начавшего заикаться ребенка должна быть тихой и спокойной. Постарайтесь некоторое время поменьше разговаривать с ребёнком (иногда рекомендуют даже вводить режим молчания).

Предлагать ребёнку тихие спокойные игры – рисование, лепка, конструирование, не требующие речевого контакта.

Если речь ребёнка не улучшилась в течение нескольких дней или, напротив, появилось ухудшение необходимо проконсультироваться с логопедом и психоневрологом, а затем четко выполнять все их рекомендации.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Природа заикания» Цель: познакомить родителей с причинами заикания и путями его преодоления. Русский психиатр И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью»,.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма стоит в современном обществе остро. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений» С наступлением лета, возрастает большая вероятность отравлений среди детей. Это могут быть острые кишечные инфекции, так и пищевые отравления.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика” Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Методическая разработка: многофункциональный тренажер «Веселые катушки»

Аннотация: В данной методической разработке представлен многофункциональный тренажер «Веселые катушки», цели и варианты его использования. Этот инновационный прием способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы для решения поставленных задач по преодолению ОНР у детей с дизартрией. Многофункциональный логопедический тренажер «Веселые катушки» поможет учителю-логопеду разнообразить приемы работы по коррекции ОНР у детей с дизартрией.

Среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто встречаются дети с дизартрией.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Помимо основных признаков дизартрии, таких как дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, нарушение артикуляционной моторики, нарушение речевого дыхания, у детей имеются нарушения фонематического восприятия, несформированность звукослогового анализа слов, недостаточный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным, неточное употребление слов, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, бедный состав предложений, их неправильное построение, монотонная, невыразительная речь.

При обследовании выявляются нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, темпа, переключаемости, координации движений, а так же – неустойчивое внимание, трудности его включения, распределения и переключения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.

Читайте также:  Причины стёртой дизартрии

Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Важным в коррекционно-развивающей работе с такими детьми является умение педагога привлечь внимание ребенка к занятию, удержать его интерес, максимально эффективно с помощью игровых приемов решать поставленные задачи. В этом может помочь разработанный мною многофункциональный тренажер «Веселые катушки» (см. фото).

Цели использования данного тренажера :

  1. массаж кистей рук, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  2. выработка направленной воздушной струи;
  3. развитие фонематического восприятия;
  4. закрепление навыка звукового и слогового анализа слов;
  5. автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;
  6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  7. узнавание и называние букв, соотнесение звуков с буквами;
  8. развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Данный тренажер может быть изготовлен из различного материала (картонные, пластмассовые или легкие металлические трубки (далее – катушки) длиной от 3,5 до7 см и диаметром от 1,5 до 7 см; также это могут быть разной ширины и диаметра пустые катушки от скотча и т.п.). На наружную поверхность катушки наклеивается цветной фон, на котором могут быть размещены:

  • геометрические фигуры;
  • многократное повторение изображения какого-либо предмета (листочки, цветочки, снежинки и т.д.); как вариант — с написанными на них слогами (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
  • слоговые «цепочки» (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
  • предметные картинки (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
  • разные буквы;
  • предметные картинки (по лексическим темам) и т.д.

Варианты использования тренажера:

1) Для массажа кистей рук, развития мелкой моторики кистей и пальцев рук:

  • прокатывание широкой катушки (любого диаметра) между ладонями до кончиков пальцев в направлении «туда-обратно» в быстром темпе, удерживая катушку вертикально, затем — горизонтально;
  • прокатывание широкой катушки (любого диаметра) по тыльной стороне кисти одной руки, затем – другой в направлении «туда-обратно» в быстром темпе;
  • удерживание широкой катушки (небольшого диаметра) в руке с одновременным поочередным обхватыванием катушки пальцами «колечком» (выполняется сначала ведущей рукой, затем – другой, после этого можно выполнять двумя руками одновременно двумя катушками);
  • перекладывание широкой катушки (диаметром 1,5 см) между пальцами от большого до мизинца и обратно (без помощи другой руки), (выполняется сначала ведущей рукой, затем – другой);
  • раскручивание широкой катушки (большого диаметра) на боку наподобие волчка поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем (выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки).

2) Для выработки направленной воздушной струи:

  • положить катушку на поверхность стола и плавно подуть на нее через губы, сложенные «трубочкой», докатив до определенной цели;
  • положить катушку на поверхность стола и докатить ее до определенной цели плавным сильным выдохом на кончик широкого языка, лежащего на нижней губе в виде «желобка», губы слегка округлить.

Можно предложить ребенку провести эксперимент: проверить, из какого материала/какого размера катушка покатится быстрее? Почему?

На занятии с подгруппой детей (2-3 чел.) можно предложить соревнование «Чья катушка докатится быстрее?».

3) Для развития фонематического восприятия, закрепления навыка звукового анализа слов:

  • определить первый и/или последний звук в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
  • определить ударный гласный в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы с заданным звуком в названии (в начале, середине или конце слова);
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы с заданными звуками в названии (на дифференциацию звуков);

4) Для совершенствования слогового анализа слов:

  • определить количество слогов в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы, в названии которых есть заданный слог;
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы, в названии которых есть заданное количество слогов (или по заданной слоговой схеме);

5) Для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах:

  • произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки) по изображениям на катушке (по листикам, снежинкам, геометрическим фигурам и т.п.);
  • правильно прочитать и произнести несколько раз подряд отдельные слоги или цепочки слогов, написанные на катушке (с заданным или дифференцируемыми звуками);
  • правильно прочитать и произнести слоги с автоматизируемым звуком (или дифференцируемыми звуками), написанные на катушке, придумать с каждым слогом слово;
  • называть предметы, изображенные на катушке, правильно произнося автоматизируемый звук;

6) Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков в словах и словосочетаниях):

  • среди предметов, изображенных на катушке, найти и назвать только те, которые относятся к заданной лексической теме (например, «домашние животные»);
  • к каждому изображенному предмету правильно поставить вопрос: Кто это? или Что это?;
  • назвать предметы, изображенные на катушке, в Именительном и Родительном падеже единственного и множественного числа;
  • игра «В гостях у Гнома и у Великана» (образовать названия изображенных предметов с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов);
  • составить словосочетание «числительное + существительное» с каждым изображенным предметом (числительные 1,2,5 — например, один гриб, два яблока, две морковки, пять ракушек и т.п.);
  • среди предметов, изображенных на катушке, найти и назвать:

а) только те предметы, которые по форме похожи на заданную геометрическую фигуру (например, похожие на круг), назвать их, используя соответствующее прилагательное (например, «круглое яблоко», «круглый помидор» и т.п.);

б) всё съедобное (несъедобное, мягкое, твердое, хрупкое, металлическое, стеклянное, деревянное, легкое, тяжелое, мокрое, сухое, горячее, холодное и т.д.; все, что может двигаться, расти, издавать звук, летать, плавать, прыгать и т.д.);

в) пары предметов с противоположными признаками (например, сосулька — холодная, свечка – горячая; подушка – мягкая, камень – твердый);

  • к каждому предмету подобрать как можно больше слов-«признаков», слов-«действий» и т.д.

После выполнения задания можно предложить ребенку еще раз назвать по памяти предметы.

7) Работа с буквой:

  • среди разных букв найти заданную букву (например, все А);
  • среди букв найти только гласные;
  • назвать все буквы, придумать с каждым соответствующим звуком слово (в начале, середине или в конце слова) – обязательно уточнить с ребенком соотнесение звуков и букв!

Данный тренажер «Веселые катушки» могут изготовить родители совместно с детьми и использовать в домашних условиях для закрепления навыков, полученных на занятиях с логопедом.

Организация коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР у детей с дизартрией требует особого внимания и представляет определённую трудность.

Это обусловлено спецификой данного речевого нарушения.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные признаки дизартрии:

  • дефекты звукопроизношения;
  • нарушения голоса;
  • нарушение артикуляционной моторики;
  • нарушение речевого дыхания.

У всех детей с дизартрией, имеющих ОНР, были выявлены нарушения фонематического восприятия, несформированность звукового анализа, недостаточный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным, неточное употребление слов, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, бедный состав предложений, их неправильное построение, речь монотонная, невыразительная.

При обследовании выявлены нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, а так же – особенности внимания, памяти, трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.

Кроме этого, в процессе обследования, выделяют следующие качественные показатели:

  1. характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка (особенности контакта ребенка, эмоциональная реакция на ситуацию обследования, реакция на одобрение и на неудачи, особенности общения и реакция на результат);
  2. характеризующие деятельность ребенка (понимание инструкции, самостоятельность выполнения задания, характер деятельности, темп и динамика деятельности, особенность регуляции деятельности, работоспособность, организация помощи);
  3. характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; особенности моторной функции).
  • организовать родителей на участие в коррекционном процессе.

Основной формой работы с детьми данной категории является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.

Дети-дизартрики имеют, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При обследовании выявляются нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, а так же – особенности внимания, памяти, трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.

Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.

Для детей с псевдобульбарной формой дизартрии характерно:

  • нарушение мимики лица;
  • повышение или понижение тонуса в артикуляционной мускулатуре;
  • ограничение движений губ, языка, мягкого нёба;
  • язык отодвинут в глубь рта;
  • трудности в переключении с одного артикуляционного движения на другое, удержания позы;
  • синкинезии;
  • гиперсаливация;
  • часто сохранение рефлекса орального автоматизма;
  • нарушение дыхания;
  • голос назализованный, тихий;
  • тяжелые дефекты произношения (нечёткое произношение гласных, нарушение сложных по артикуляции согласных звуков);
  • нарушение интонационно-мелодической стороны речи, речь смазанная, невнятная;
  • трудности жевания, глотания;

Для детей со стёртой формой дизартрии характерно:

  • нарушение мимики лица;
  • девиация языка, тремор; гиперкинезы;
  • ограничение объёма тонких и дифференцированных артикуляционных движений,
  • трудности в переключении, удержании позы, замедленный темп;
  • синкинезии;
  • гиперсаливация;
  • слабый речевой выдох, «речь на вдохе»;
  • голос назализованный, тихий;
  • нарушение звукопроизношения в виде искажения (чаще межзубный и боковой сигматизм, ротацизм,) отсутствие звука, замены;
  • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
  • нарушение интонационно-мелодической стороны речи, речь смазанная, невнятная, ускоренная.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации, обобщении, сравнении предметов, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении задания.

Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики кистей и пальцев рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Тренажер логопедический в Балашихе

Серия обучающих игр “Тренажеры” – это эффективная многоступенчатая методика, многократно ускоряющая усвоение детьми учебного материала, изучаемого в дошкольном и младшем школьном возрасте. В состав игры входит: игровое поле, кубик “1-6” – 2 штуки, фишки героев – 5 штук.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

разработанный по новейшим японским технологиям, станет Вашим верным помощником по поддержанию здоровья и красоты вашего тела. Теперь не нужно тратить время на походы к массажисту в салон и тренажерные залы, чтобы уделить должное внимание своему здоровью. Ведь очень важн.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер для растяжки позвоночника AIR NOBIUS

Зонд для постановки звуков Р, Рь и логопедического массажа.Постановка звука Р производится следующим образом: Шарик постановочного зонда вводятся под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебани.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Зонд логопедический для постановки звука Р

Производитель: Русский стиль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Задание-тренажер Русский стиль “Логопеди.

Комплект: игровое поле, фишки-ракеты (5 шт.), кубик, карточки (50 шт.), половинки монет (100 шт.), правила игры

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

03403 Задание-тренажер логопедический, русски.

Серия обучающих настольных игр-тренажеров предназначена для своевременного и правильного обучения и развития детей и подготовки их к школе. Но это вовсе не те навевающие на родителей скуку наборы дидактических материалов, которые…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Спокойной ночи, малыши! Тренажер Логопедическ.

Настоящее электронное пособие “Логопедические упражнения” серии “В помощь логопеду” содержит занимательный презентационный материал для закрепления правильного произношения детьми 4–8 лет звуков, их общего и речевого развития, поддержания интереса к логопедическим занят.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

CD-ROM. Логопедические упражнения. Коррекция.

Производитель: Радуга Минимальный возраст: 5 лет Минимальное число игроков: 2 игроков Тип: настольная игра Развивающие функции: речь и чтение

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра Радуга

Эффективная многоступенчатая методика, многократно ускоряющая усвоение детьми учебного материала, изучаемого в дошкольном и младшем школьном возрасте

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Задание-тренажер Русский стиль “Логопеди.

Настоящее электронное пособие “Логопедические упражнения” серии “В помощь логопеду” содержит занимательный презентационный материал для закрепления правильного произношения детьми 4–8 лет звуков, их общего и речевого развития…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

CD-ROM. Логопедические упражнения. Коррекция.

В книге изложена оригинальная, эффективная, проверенная многолетней практикой система логопедических упражнений, рассчитанных на детей с нарушениями звукопроизношения, которая поможет родителям активизировать природные механизмы речи ребёнка и тем самым свести к минимум.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер для развития речевого дыхания. по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер для развития речевого дыхания.

“Логопедический” тренажер – это веселая обучающая игра с понятным каждому ребенку сюжетом и простыми правилами, она поможет малышу быстро и весело научиться правильно говорить, развить фонематический слух, научиться различать отдельные звуки в составе слова. Игра поможе.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Развивающая игра – тренажер Логопедический

Набор карточек из настольной игры “Логопед и я” подойдет как для обучения в мини-группах, состоящих из 2-4 человек, так и для индивидуальной работы. С помощью обучающих карточек и правильно подобранной методики, можно добиться видимых результатов за недолгий срок. Яркие.

Читайте также:  Логопедическая работа при моторной афазии грубой степени выраженности

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра “Тренажер” – Логопе.

настольная игра, тип игры: развивающая, семейная, от 5 лет, количество игроков: 7.00, материал: картон, пластик

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра Русский стиль Тренажёр Логопе.

Формирование правильной речи – одна из важных составляющих воспитания и обучения ребенка – дошкольника. Очень важно научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажёр логопедический для детей 6-7 лет (Ро.

«Логопедический» тренажёр – это весёлая обучающая игра с понятным каждому ребёнку сюжетом и простыми правилами. Она поможет сделать речь детей чёткой, красивой и выразительной. Методика игры позволяет целенаправленно работать над автоматизацией любого проблемного звука.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра Логопедический тернажёр

Хотите превратить логопедические занятия со своим малышом в увлекательную забаву? С аэроболом для развития речевого дыхания каждая тренировка станет веселой игрой! – Занятия с аэроболом нацелены на повторение несложных, но…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Аэробол для развития речевого дыхания “Д.

Формирование правильной речи – одна из важных составляющих воспитания и обучения ребенка – дошкольника. Очень важно научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажёр логопедический для детей 6-7 лет

настольная игра, от 5 лет, количество игроков: 6.00, материал: картон

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра Радуга

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Набор карточек Радуга Тренажер. Логопед и я

Одним из основных и наиболее доступных способов развития речи является повторение несложных, но эффективных упражнений для тренировки так называемого речевого дыхания с помощью аэробола. Аэробол – это простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя от.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Bradex Аэробол тренажер логопедический для ра.

Книга представляет собой практическое руководство для занятий с детьми дошкольного возраста. Она включает полный комплекс логопедических занятий и отражает современный взгляд на проблему правильного и своевременного формирования речи, в том числе и у детей раннего возра.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Логопедия. Логопедические занятия с детьми ра.

Невозможно представить нашу жизнь без праздников! Мы всегда ждём их и предвкушаем, обдумываем, как проведём памятный день, тщательно выбираем подарки и аксессуары, ведь именно они создают и поддерживают торжественный настрой. Настольная игра «Тренажёр логопедический» —.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра «Тренажёр логопедический»

Тренажер “Bradex” корректирует силуэт шеи за счет укрепления ее мышц и подтягивает овал лица. С тренажером вы уберете второй подбородок, не прибегая к помощи косметологов и пластических хирургов. Пружины с разными уровнями…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер “Bradex” для коррекции сил.

Одним из основных и наиболее доступных способов развития речи является повторение несложных, но эффективных упражнений для тренировки речевого дыхания с помощью аэробола. Аэробол – это простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями. Ребен.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Bradex Аэробол тренажер логопедический для ра.

Настоящее электронное пособие “Логопедические упражнения” серии “В помощь логопеду” содержит занимательный презентационный материал для закрепления правильного произношения детьми 4–8 лет звуков, их общего и речевого развития, поддержания интереса к логопедическим занят.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

CD-ROM. Логопедические упражнения. Коррекция.

Интерактивный тренажёр слогов, агамс – данный тренажёр просто необходим для учителей первых классов, так как с помощью этого пособия дети знакомятся с соответствующими буквами, у них формируются начальные навыки слитного слогового чтения.Уникальные особенности:- гласные.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Книжка с наклейками “Логопедический тренажер: звуки “Р” и “Л” Линаки В.В. из серии “Школа развития” марки Феникс. Книжка поможет малышу овладеть такими непростыми звуками русского языка, как “Р” и “Л”. Интересные задания, подобранные опытными педагогами, красочные карти.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Книжка Логопедический тренажер звуки Р и Л Ли.

Серия обучающих настольных игр-тренажеров предназначена для своевременного и правильного обучения и развития детей и подготовки их к школе. Но это вовсе не те навевающие на родителей скуку наборы дидактических материалов, которые становятся действительно полезными тольк.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Спокойной ночи, малыши! Тренажер Логопедическ.

Рабочая поверхность может быть использована для мягкого массажа поверхности языка и подъязычной зоны. А вот подвижную бусинку можно крутить языком, передвигать по ручке зонда вправо и влево, удерживать ее губами. Дополнительная миофункцинальная нагрузка для язычка и губ

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Зонд логопедический. Массажный. С бусинкой.

Невозможно представить нашу жизнь без праздников! Мы всегда ждём их и предвкушаем, обдумываем, как проведём памятный день, тщательно выбираем подарки и аксессуары, ведь именно они создают и поддерживают торжественный настрой…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра “Тренажёр. Логопед и я&q.

Предлагаем вашему вниманию тетрадь с логопедическими заданиями на закрепление в речи звуков (р) и (р`). Тетрадь можно использовать для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Занятия с ребёнком необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закре.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Логопедическая тетрадь на звуки (Р). (Р”.

Игра-ходилка развлечет интересными приключениями, которые ждут игроков по дороге к финишу. А еще послужит своего рода тренажером и поможет детям, которым никак не даются трудные звуки. Родители и логопеды с помощью игры помогут детям в коррекции речи

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Логопедические игры. В помощь родителям и лог.

Тренажер 51887/03403 “Логопедический” СН по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер 51887/03403 “Логопедический&quo.

Автор методического пособия (монографии) – “Трейнер Инфант в практике логопедической работы” – Елена Филипповна Архипова, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного университета им. М.А. Шолохова.Ме.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Трейнер “INFANT” в практике логопед.

Детям предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правильной речи, развития фонематического слуха и грамматического строя речи. Материал настольной игры также можно использовать для выявления недостатков детской речи

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Эта забавная игра поможет ребенку научиться произносить проблемные звуки и исправить или предотвратить дефекты в речи. Ему не будет скучно, ведь обучение замаскировано в сюжетную игру. Ребенок в роли капитана космического корабля будет летать по игровому полю от одной п.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер Русский Стиль Логопедическая игра-тр.

Игра “Тренажер. Логопед и я” предназначена детям 5-7 лет, она поможет сделать логопедические занятия и занятия по развитию речи увлекательнее! Игра разработана в соответствии ФГОС для индивидуальных и подгрупповых занятий. Детям предлагается множество разнообразных зада.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольно-печатная игра “Тренажер. Логоп.

Эффективная многоступенчатая методика, многократно ускоряющая усвоение детьми учебного материала, изучаемого в дошкольном и младшем школьном возрасте

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Задание-тренажер Русский стиль “Логопеди.

Одним из основных и наиболее доступных способов развития речи является повторение несложных, но эффективных упражнений для тренировки так называемого речевого дыхания с помощью аэробола. Аэробол – это простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя от.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Аэробол логопедический тренажер для развития.

В книге предложены подвижные логопедические игры на различение звуков, которые дети часто смешивают в речи: [с] и [ш], [з] и [ж], [с’] и [щ’], [т’] и [ч’], [л] и [р]. Для детей и родителей, логопедов и воспитателей. Лучшие…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Учимся различать звуки,которые дети часто пут.

Задумываетесь о том, как привить ребёнку любовь к чтению? Рецепт прост: возьмите издание с красивыми картинками, захватывающей историей и милыми героями. Тренажер для чтения — отличный вариант для тех родителей, которые привыкли окружать своего малыша только лучшими и к.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер для чтения (АСТ)

Книжка с наклейками “Логопедический тренажер: звуки “Р” и “Л” Линаки В.В. из серии “Школа развития” марки Феникс. Книжка поможет малышу овладеть такими непростыми звуками русского языка, как “Р” и “Л”. Интересные задания, подобранные опытными педагогами, красочные карти.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Книжка Логопедический тренажер звуки Р и Л Ли.

Уроки логопеда. Игры для развития речи. Косинова Е. М. по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Уроки логопеда. Игры для развития речи. Косин.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Настольная игра Радуга “Тренажер. Логопе.

Детям предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правильной речи, развития фонематического слуха и грамматического строя речи. Материал настольной игры также можно использовать для…

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер Пневмо, Тренажер Кегеля, Тренажер Массажер. Предназначен для тренировки мышц тазового дна, а также для тренировки внутрибрюшного давления у женщин

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Тренажер Пневматический Секретный фитнес ZHB

Логопедические игры

Тут вы найдете материал для индивидуальных и подгрупповых занятий

Бусинка фигурная большая

Тренажёр для артикуляционного аппарата “Бусинка фигурная (большая)”. Размер 17 мм.- С лёгкостью..

Бусинка фигурная средняя

Тренажёр для артикуляционного аппарата “Бусинка фигурная”Размер 14 мм- С лёгкостью украсит и сделает..

Веселая математика

Обучающий набор: цифры на магнитах с карточками «Весёлая математика» от Zabiaka.Набор «Весёлая матем..

Весёлые буквы

Обучающий набор магнитные буквы с карточками «Весёлые буквы» от Забияка.Содержит магнитные буквы и к..

Веселые глазки на палец

✅в наличииИгрушка для развития мелкой моторики. ..

Весёлые лягушата

Настольная игра «Весёлые лягушата» от Las Igras.В наборе:- 9 лягушат,- тарелочка.Суть игрыЛягушата у..

Весёлые молоточки

Настольная игра на реакцию и внимание «Весёлые молоточки», загадки (Хлоп-Шлёп).Подготовка к игреВыбе..

Весёлые молоточки. Котики-енотики

Настольная игра на реакцию и внимание «Весёлые молоточки. Котики-енотики».Игра на скорость и внимани..

Весёлые молоточки. Найди половинки

Настольная игра «Весёлые молоточки. Найди половинки» из новогодней тематики.Научит быстро и пр..

Веселые совята

Игровой набор “Веселые совята” (37 элементов) от Лернинг РесурсПервостепенная цель данного набора – ..

2 200.00 р. 2 790.00 р.

Веселые фигурки. Геометрическая мозаика

Игра “Веселые фигурки. Геометрическая мозаика” от Лас Играс. В наборе найдете разные по сложности ка..

Веселые фрукты

Игра-пазл “Веселые фрукты” на липучках от Pic’nMix (Пикнмикс).Возраст: от 18 месяцев.В наборе:7 сюже..

Видишь белку? А она ест (Проворная белка)

“Видишь белку? А она ест!” – новое название полюбившейся игры “Проворная белка” от Educatinal Insigh..

2 190.00 р. 2 490.00 р.

Вкусная тарелка

Набор для сортировки «Вкусная тарелка» от Забиака.Этот набор в легкой игровой форме научит ребенка с..

Воздушная струя – набор в косметичке

Воздушная струя – это набор для родителей, детей и логопедов для занятий дома или в кабинете у ..

Логопедический тренажёр — куб «Помогатор»

Татьяна Колупаева
Логопедический тренажёр — куб «Помогатор»

Учителем – логопедом я работаю много лет. Ежедневная логопедическая работа очень интересная, хотя и сложная. Всегда присутствует желание её разнообразить, сделать для ребят привлекательной, занимательной.

Хочу поделиться с Вами одной из своих идей, которую я очень быстро смогла реализовать на практике. С её помощью можно легко организовать плодотворную работу с детьми дошкольного возраста, как на логопедических занятиях, так и во время самостоятельной игровой деятельности.

Это многофункциональный тренажёр – куб. Основой для его изготовления послужили купленные в хозяйственном магазине пластмассовые решётки для раковины. Их понадобится шесть штук, по количеству граней куба. Решётки бывают различной формы, цвета и рисунка. Удобнее работать с квадратными деталями. Мне приглянулись белые, разделенные на одинаковые квадратики.

Для скрепления деталей пригодятся шнурки, тесьма, тонкие ленты или любые другие подобные приспособления. Детали своего куба я соединила разноцветными атласными ленточками. Полчаса кропотливой работы, к которой, кстати, можно привлечь своих собственных детей, и готов универсальный, многофункциональный тренажёр.

Как правило, логопедические кабинеты не всегда отличаются большими площадями, а данное оборудование очень компактно. Куб можно разместить на отдельно стоящем столике. Одновременно к работе можно привлечь от одного до четырёх человек. А если его использовать как демонстрационное оборудование, то применять можно и фронтально.

На данном этапе разработки данный куб может выступать как тренажёр для формирования направленной воздушной струи.

К небольшим по длине атласным ленточкам – тесёмочкам крепятся разнообразные листочки, снежинки, дождинки, цветочки, птички, насекомые и прочие, в соответствии со временем года бумажные картинки, которые помещаются внутрь полупрозрачного куба.

Сквозь ячейки небольшие изображения легко просовываются в середину и подвешиваются к верхней грани. Можно начинать тренировку.

Данный тренажёр незаменим в мелкомоторных тренингах – в пальчиковых играх с применением различных предметов. Помощниками здесь могут стать разноцветные бельевые прищепки, заколки – «крабики», шнурки, резинки, бусинки, стеклянные камешки марблс и другое.

Дети могут выполнять произвольные упражнения с предложенными предметами: прикреплять «крабиков», прищепки,

переплетать ячейки шнурками, лентами,

привязывать к кубу различные плоские предметы с отверстиями, нанизывать бусинки на привязанные шнуры,

заплетать косички из нескольких тесёмок, а могут действовать по заданию учителя – логопеда. Например, прикреплять последовательно прищепки двух цветов, в то время как звучат слова с аппозиционными звуками, обозначая наличие заданных звуков прищепками конкретного цвета. В конце такого упражнения провести проверку или взаимопроверку выполненной работы.

С целью демонстрации наглядного материала для речевых упражнений на гранях куба могут быть размещены разнообразные картинки и иллюстрации, необходимые для выполнения того или иного вида задания. Картинки можно крепить при помощи тех же «крабиков», прищепок и шнурков.

Возможно применение в работе с предметными, сюжетными картинками, удобно размещать серии картин используемых для восстановления логического ряда.

Количество игр, которые возможно организовать с применением такого дидактического приспособления, не ограничено.

Предложенные детям задания с данным тренажёром – кубом увлекательны, способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности.

Буду рада, если моя идея придётся кому – то по вкусу.

«В гостях у сказки». Игрушки из помпонов для настольного театра Вязание помпонов своими руками — это забавное и увлекательное занятие. Первый раз я столкнулась с этим, когда воспитатель, моего маленького.

Работа логопеда Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательном детском саду. Когда 4 года назад приступила к работе – встали вопросы: Как воспитателю.

Ссылка на основную публикацию