Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоятельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизненных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопедической коррекции. Методика занятий по логопедической ритмике с заикающимися дошкольниками в соответствии с этапами преодоления заикания разработана автором.1

Задачи периода ограничения речи (молчания и шепотного общения): воспитание общей произвольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и пополнение словаря по следующим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» — и их вариантам.

На логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия, проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т.п. Проводятся этюды на данные логопедом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, пантомимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает ее варианты («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т.д.). то логоритмическое занятие включает слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного Тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т.п. Логопед вводит детей в тему занятия так, чтобы оно проходило по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают сюжет. Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать логопеда, выполнять его указания, но сами при этом молчат. Логопед (музыкальный руководитель, воспитатель) говорит с детьми шепотом.

На этапе воспитания сопряженной и отраженной речи задачи логопедической коррекции иные: воспитание просодии, речевого дыхания: удлинение выдоха; коррекция моторных отклонений, нарушений звукопроизношения; продолжается обучение общению с партнером в игровых ситуациях и вне их; воспитание произвольного поведения, как-то: выполнение требований, исходящих не только от взрослых, но и от сверстников; активизация словаря, удлинение фразы до четырех слов. Указанные задачи реализуются при прохождении следующих тем: «Осень», «Птицы», «Грибы», «Профессии» — на сопряженном произношении. Темы: «Труд взрослых», «Зимующие птицы», «Зимующие звери» — проходят на отраженном произношении.

На логоритмических занятиях указанные выше задачи реализуются специфическими средствами. Помимо упомянутых ранее упражнений, вводятся упражнениям игры с пением, хороводы, инсценировки песен, проводится обучение подвижным играм без предметов, играм для развития моторики рук, кисти, пальцев и т.д. Логопед на занятиях общается с занимающимися сопряженной или отраженной речью. Поскольку эти виды речи занимают несколько больше времени (речевой образец произносится дважды: вместе с педагогом или за педагогом), то логоритмическое занятие включает меньшее количество видов работы.

В период воспитания вопросо-ответной речи в полной мере формируются поведенческая активность и самостоятельность: занимающиеся в группе по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх и при выполнении логопедических заданий, исполнителями главных ролей в инсценировках, этюдах и т.п. Диалоги строятся в вопросо-ответной форме. Задачи этого этапа следующие: продолжается работа над просодическими компонентами речи, над удлинением фразы до пяти слов, над слитным произношением фразы, над выразительностью диалога. Продолжается воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества. Осуществляются коррекция нарушений звукопроизношения, совместное с воспитателем прохождение программы по следующим темам: «Зима», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда», «Птицы» — и их варианты.

Речевой материал подбирается в вопросо-ответной форме речи. Например, одна группа детей пропевает гласные в вопросительной интонации с повышением голоса, а другая — в утвердительной интонации с понижением голоса. В такой же манере проводятся попевки, счетные упражнения, песни, диалоги в инсценировках с музыкальным сопровождением и т.п.

Этап самостоятельной речи включает воспитание подготовленной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. При работе над самостоятельной речью на материале пересказа дети учатся пересказывать подготовленный текст с последующей драматизацией; пересказывают события, действия по материалам различных игр. На занятиях воспитывается активность, самостоятельность, произвольность поведения во всех видах игр (подвижных, дидактических, играх-драматизациях, сюжетно-ролевых); продолжается работа по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико-грамматического строя речи. Логоритмические занятия в этот период педагог строит с учетом общих задач. В занятия в большем объеме, чем раньше, включаются речевые задания, игры, упражнения без музыкального сопровождения, а также материал по музыкально-ритмическому воспитанию (хороводные и танцевальные композиции, плясовые, как разученные, так и двигательные импровизации под музыку).

Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа предполагает обучение детей описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Занятия пологоритмике в этот период строятся в соответствии с музыкально-ритмическим воспитанием детей массового детского сада. В конце курса коррекционного обучения и воспитания заикающиеся дети должны быть настолько скорригиро-ваны, чтобы справиться с требованиями программы массового детского сада. Поэтому занятия по логопедической ритмике насыщены речевым материалом, творческими ситуациями и достаточной двигательной нагрузкой.

На этапе закрепления активного поведения и свободного общения логопедические и логоритмические занятия в равной мере решают задачи дальнейшего закрепления у детей организаторских качеств, активного, творческого начала личности, закрепления умения общаться в разных ситуациях на материале любой речевой сложности.

Занятия по логоритмике со взрослыми и подростками также обусловлены задачами логопедической работы и типом речевого учреждения. В стационаре, где заикающиеся находятся в течение 1 — 3 месяцев, курс логоритмики строится так, чтобы создать базу для коррекции речи: занятия включают большое количество заданий на воспитание темпа и ритма общих движений, мимической мускулатуры, орального праксиса, на релаксацию, регуляцию мышечного тонуса. Широко используется мелодекламация: под специально подобранную музыку заикающиеся напевно, выразительно проговаривают тот речевой материал, который получили от логопеда. Курс логоритмики в условиях стационара рассчитан на 35 — 60 дней и делится на три этапа.

I (5 дней). Обследование больных с целью выяснения отклонений в психомоторике.

II (20 дней). Задачи: укрепить процесс активного торможения; научиться регулировать мышечный тонус; развить мимические мышцы; выработать и совершенствовать речедвигательные координации.

III (10 дней). Закрепление полученных навыков.

Если взрослые и подростки получают логопедическую помощь в поликлинике или психоневрологическом диспансере, то логоритмика включается в логопедическое занятие. К сожалению, в этих учреждениях нет в штате ритмиста, поэтому возрастает роль логопеда как широко образованного, эрудированного специалиста, знакомого с музыкально-ритмическим воспитанием.

Вопросы и задания

1. Какими положениями обусловлено использование логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися?

2. Каковы нарушения в моторной, эмоционально-волевой сферах и в поведении заикающихся детей?

3. Какие особенности в нарушении моторики имеются у взрослых заикающихся?

4. Какие средства логопедической ритмики используются в работе с заикающимися детьми и взрослыми?

5. Какова связь логопедической ритмики с логопедическими занятиями по методике игровой деятельности?

6. Проанализируйте занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми на этапе шепотной речи. Назовите его особенности.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 91596


Курсовик Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания
Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.10.2015. Год: 2015. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: 100. *

Введение …..……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический аспект использования логопедической ритмики в коррекционной работе по преодолению заикания у детей дошкольного возраста
1.1 Причины, виды и симптоматика заикания ……………. ……………. 6
1.2 Состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей……. …………………………………………………. 9
1.3 Обследование детей с заиканием. Обследование речи заикающихся детей по методике Волковой Г.А…………………………. 11
1.4 Логопедическая ритмика как комплексная методика, необходимая в работе по преодолению заикания………………………………………. 20
Глава 2. Организация экспериментальной коррекционно-логопедической работы по преодолению заикания
2.1 Описание экспериментальной работы. . 24
2.2. Результаты обследования ребенка…………………………..…………..…25
2.3 Коррекционно-развивающие упражнения на занятиях логоритмикой…..26
2.4 Анализ результатов эксперимента. . 31
Заключение………………………………………………………………………35
Библиография…………………………………………………………………. 37
Приложение. . ..40

Введение
Актуальность исследования. В результате многочисленных исследований, в современном обществе все большую значимость приобретают вопросы, связанные с коррекцией речевого развития детей дошкольного возраста. Среди общей массы нарушений, заикание является достаточно распространенным расстройством речи. Оно ограничивает у детей развитие коммуникативных навыков, формирование личностных качеств, негативно сказывается на волевой и эмоциональной сферах. Необходимо вовремя заняться коррекционной работой по преодолению заикания, в противном случае, этот дефект речи может повлечь за собой различные изменения в психике ребенка: вызывать комплекс неполноценности, неуверенности в себе, боязнь говорить, отвечать на вопросы, замкнутость, робость. Такие изменения отрицательным образом сказываются на социальной адаптации ребенка. Поэтому, научный интерес и крайнюю исследовательскую необходимость представляет собой процесс изучения особенностей «заикания», как феномена имеющего социально-психологическую природу и непосредственно влияющего на полноценное развитие и жизнедеятельность человека.
Проблема по преодолению заикания носит многовековую историю. Описание данного расстройства можно встретить в трудах древних мыслителей Гиппократа и Аристотеля. В наше время данной проблемой занимались Г. Д. Неткачев, Р.Кен, Либманн А., В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, М. Е. Хватцев, Н. А. Власов, Ф. А. Рау, В. И. Селиверстов, А. И. Лубенская. Исследования ученых Ляпидевского С. С., Лебединского B.C., Селиверстова В. И., позволяют установить, что такое стойкое нарушение речи, как заикание, имеет свои особенности развития и причины возникновения. Поэтому, от специалистов, помогающих детям преодолеть это расстройство, требуются не только глубокие знания патогенеза, анамнеза развития в перинатальном и постнатальном периодах, но и умения проводить диагностические обследования, знать разные коррекционные методики.
Специалисты в области коррекционной педагогики полагают, что самый благоприятный период для преодоления речевых нарушений – это дошкольный возраст. Именно в этот возрастной период логопедическая работа по преодолению речевых нарушений имеет наибольшую результативность и охватывает все компоненты речевой системы. [2] Все чаще логопеды в тесной взаимосвязи с другими работниками ДОУ (воспитатели, учитель музыки, психолог и др.) считают целесообразным использовать логопедическую ритмику, в качестве метода по преодолению заикания у дошкольников. Это не случайно, так как логоритмика – это целый комплекс коррекционно-воспитательных упражнений, направленных на развитие общей моторики, координации движений и согласования их с произносимой вслух речью ребенка, умения воспроизводить правильный темп и ритм, формирование мелодико – просодической стороны речи. Эти упражнения благотворно отражаются на речи дошкольников.
Целью исследования данной работы является: теоретическое осмысление проблематики заикания, как стойкого расстройства речи и практическое использование логопедической ритмики в качестве эффективного метода по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. На основании анализа научной и методической литературы изучить особенности развития заикания, причины его возникновения и симптоматику.
2. Провести диагностическое обследование ребенка с заиканием, взяв за основу методику обследования речи по Волковой Г.А.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление эффективных упражнений логопедической ритмики, в практической работе по преодолению заикания у ребенка из ДОУ.
Объект исследования: влияние метода логоритмики на коррекцию заикания у ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: метод логоритмики в коррекционно-педагогчиеской работе с детьми.
Гипотеза: Логоритмика является эффективным методом работы с детьми, имеющими заикание.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, опрос.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве теоретического материала для ознакомления с методами логопедической работы, а также использоваться практическими логопедами, дефектологами в области коррекционной педагогики.
В I главе описаны особенности феномена «заикания», состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей. Проанализирована с точки зрения проблематики, коррекционная и развивающая работа с детьми с заиканием, подробно рассказывается об обследование речи детей по методике Волковой Г.А. Раскрывается метод логопедической ритмики, необходимый в работе по преодолению заикания.
II глава посвящена описанию экспериментального исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ комбинированного типа . В эксперименте участвовала Камила 5 лет, из старшей группы ДОУ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Причины, виды и симптоматика «заикания»
Одним из самых распространённых нарушений речи является заикание. Если использовать определение, данное МКБ-10, то заикание, это речевое нарушение, которое отличается пролонгацией звуков или слогов, или частым повторением, а также нерешительностью в речи и частыми остановками. [5]
Конкретных причин возникновения заикания не установлено точно, однако предполагается, что заикание представляет собой совокупность генетических, психологических и невротических факторов, что приводит к ослабленности центральной нервной системы. Сильный испуг или стресс в раннем детстве, может привести к появлению у ребенка заикания. Также заикание может возникнуть после перенесенных заболеваний сопряженных с инфекцией и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, ярким примером служит Детский церебральный паралич. [11]
Причинами заикания могут быть и психические травмы, полученные в среде в которой находится заикающиеся ребенок, которая подразумевает проблемы в семейных взаимоотношениях, жестокое воспитание, домашнее насилие и другие неблагоприятные факторы.[7]
Неразборчивая, неряшливая речь окружающих, желание подражать заикающемуся, ребенок стремиться побыстрее высказать свою мысль, запинается и начинает заикаться. Заикание может возникнуть на фоне ОНР, при недостаточном словарном запасе, неумении строить грамматические конструкции предложений.
В отличие от других речевых нарушений заикание бывает довольно стабильным и длительным.
Симптоматику заикания не так сложно обнаружить, основным внешним признаком является судорога, возникающая в момент речи в артикуляционно-дыхательном аппарате. Существует несколько видов судорог, в зависимости от их тяжести:
– легкая степень проявляется в незначительном, легком дефекте речи, оно не мешает общению, обычно выражается в легких запинках в текущей речи;
– средняя степень характеризуется запинками в диалогической и монологической речи;
– тяжелая степень проявляется тогда, когда речевое общение становится практически невозможным (появление эмболофразии и сопутствующих движений). [10]
Еще одним из заметных внешних признаков является расстройство дыхания, оно становится неровным, прерывистым, нарушается при эмоциональных переживаниях. Моторная симпотоматика в раннем возрасте появляется в импульсивных движениях, беспокойстве, постоянных приседаниях или подпрыгиваниях у ребенка.
Все описанные симптомы очень неустойчивы и изменчивы. Необходима логопедическая и психологическая поддержка детей, имеющих данную речевую особенность.
Волкова Г.А. определяет несколько типов заикания: [22]
– тоническое, оно характеризуется паузой в речи или растяжением звука. Резкое повышение тонуса мышц, в речи появляются продолжительные остановки и скованность артикуляционно-голосового аппарата.
– клоническое, повторение звуков, слогов или слов, они носят насильственное сокращение мышц артикуляционно-речевого аппарата ( с-с-собака, шо-шо-шоколад).
-смешанный тип заикания, когда наблюдаются вышеперечисленные типы. [5]
По этиологическому признаку Волкова Г.А. выделяет функциональное заикание и органическое. Функциональное заикание не несет в себе анатомических повреждений центральной или периферической нервной системы, возникает у детей дошкольного возраста в период формирования фразовой речи, как правило, от 2-5 лет. Основной причиной органического заикания являются органические поражения центральной нервной системы: нейроинфекции, черепно-мозговые травмы и др.
Белякова Л.И. разделяет заикание на 2 типа:
– неврозоподобное;
– невротическое заикание.
При неврозоподобной форме заикания можно наблюдать выраженный неврологический дефект, а именно нарушение моторики и артикуляции на фоне невротических реакций. Первые предпосылки заключаются в появлении поздней речи, задержек речевого развития, и в общем психическом развитии ребенка. Чаще всего неврозоподобную форму заикания вызывают органические причины поражения головного мозга (неблагополучное протекание беременности, тяжелые роды у матери, инфекционные заболевания в раннем детстве, например менингит). Часто встречается нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия). При невротическом заикании речевое и моторное развитие в пределах нормы, оно возникает на фоне стресса или испуга, здесь нет органики .[14] Развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Эти дети еще до появления заикания выделяются эмоциональной неустойчивостью, повышенной впечатлительностью, нарушением аппетита и сна. Основной причиной заикания здесь чаще бывает какая-либо психическая травма. В основе невротического заикания лежит логофобия – боязнь речи. Корректировать невротическое заикание намного легче неврозоподобного.
Можно подытожить, что причин и факторов для возникновения заикания множество: биологические, социальные, психологические. Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неготовности к переработке внешних воздействий окружающей среды гораздо больше, чем другие возрастные группы, подвержены сильным эмоциональным реакциям. В этот детский период функция речи, как самая хрупкая, может пострадать в первую очередь.

Читайте также:  Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией

1.2 Состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей.
При изучении нарушений речи, исследователи придавали большую роль взаимосвязи двигательной моторики и речи .

Библиография
1. Борисова, Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы. Н.С. Логопед.2005 г.№4.с.73-93.
2. Гончарова, Н. Коррекция заикания. Дошкольное воспитание, 2005г.№ 3, 59с.
3. Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания. Под ред. Е.С. Казбанова Логопед, 2005г.№6.с.28-32.
4. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. Г.В. Чиркиной, 3-е изд., испр.М.:РРКТИ.2005г.,240с.
5. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Под ред. Г.Р. Шашкина.М.: Издательский центр «Академия», 2005г., 192с.
6. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Под ред. Ильина В.М. Издательство «Детство-Пресс», 2014г., 96с.
7. Галина Волкова: Логопедическая ритмика. Под ред. Ермолаева С.Д. Издательство «Детство-Пресс», 2010г., 352с.
8. Т.Ю. Аксанова: Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. Издательство «Детство-Пресс», 2009г., 40с.
9. Татьяна Визель: Коррекция заикания у детей. Под ред. Шевцова Е.Е. Издательство «Аст», 2009г., 222с.
10. Уильям Перри: Заикание: как научиться контролировать. Переводчик Андреева Ю.Е. Издательство «Поппури», 2013г., 253с.
11. Г. Шукурова: Преодоление заикания у дошкольников: Методическое пособие. Автор: Миронова С. А. , Тугова Н. А. , Геркина М. И. Под ред. Левиной Р. Е. Издательство « Сфера », 2009 г., 144с.
12. Елена Ворошилова: Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие. Под.ред. Цветковой Т.В. Издательство «Сфера», 2012г., 64с.
13. В.И. Селиверстов: Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Под ред. Слизкова Т.Б. Издательство «Владос», 2005г., 208с.
14. Людмила Смирнова: Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006г., 64с.
15. Галина Волкова: Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. 2-е изд. Издательство «Детство-Пресс», 2007г., 240с.
16. Наталия Нищева: Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Под ред. Ермолаева С.Д. Издательство «Детство-Пресс», 2013г., 624с.
17. Е. Тихонова: Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР. Под ред.Синельникова И.Ю. Издательство «Аркти», 2014г., 96с.
18. Опыт работы по диагностике детей с ОНР. Колесникова А.Е. Электронный ресурс. Режим доступа свободный
19. Заикание у детей. Электронный ресурс. Режим доступа свободный
20. Занятия с детьми по теме моторика. Электронный ресурс. Режим доступа свободный
21. Эти-Дети: возрастная психология. Статья: Возрастные особенности дошкольников. Электронный ресурс. Режим доступа свободный
22. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, – 45 с. Электронный ресурс. Режим доступа свободный

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, вступает с партнером в игру, обсуждает действия, происходящие в совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются нарушения всех компонентов речи. Поэтому, формирование связной речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Важную роль в структуре логопедической работы занимает логопедическая гимнастика. Логопедическая ритмика – одно из средств развития речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В логопедической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Логопедические упражнения развивают функциональные системы ребенка с ОНР, его дыхание и слуховое восприятие, артикуляционный аппарат, голосовую функцию, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, таким образом, развивая речевую функциональную систему через неречевые психические процессы. Логоритмические занятия дают возможность преодолевать проблемы в связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем развития, воспитания, коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти – слуховую, зрительную, двигательную.

Логоритмика включает следующие элементы: упражнения активизирующие слуховое, зрительное внимание, память, воображение; ходьбу различного характера в разных направлениях; упражнения на развитие координации общей и мелкой моторики; пальчиковую гимнастику; песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук; коммуникативные игры и танцы; танцевальные движения и партнерскую гимнастику; упражнения на релаксацию. На каждом занятии обязательно используются яркие атрибуты. Все упражнения делятся на две группы. В первую группу входят упражнения, развивающие неречевые процессы: общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства ритма, музыкального темпа, развитие психических процессов. Во вторую группу входят речевые упражнения: развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением, формированием фонематического слуха. Все задания подбираются в зависимости от речевого деффекта. В занятия по логоритмике включаются пальчиковые игры, массаж пальцев, гимнастика для глаз, сихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Таким образом, включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР позволяет решать не только коррекционные, оздоровительные задачи, но и дает возможность укреплять и усиливать полученный положительный эффект путем логоритмического воздействия.

1. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. А.Е. Воронова.Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2005.М.Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2006.

4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.

Логопедическая работа по коррекции заикания у взрослых и подростков

Статья о комплексном подходе в коррекции заикания у взрослых и подростков, применяемом в ЦПРиН в отделении логоневрозов.

Статья включает в себя общий план работы. В дальнейшем намереваюсь прислать материал, повествующий более конкретно о разработках в данной области.

Логопедическая работа по коррекции заикания у взрослых и подростков

Заикание не всегда устраняется в детском возрасте. Каждому взрослому заикающемуся, решившему избавиться от речевого нарушения, придется столкнуться с более упроченными патологическими стереотипами протекания речевого акта и с более выраженными психологическими проблемами.

Нейродефектологу-логопеду, работая со взрослыми заикающимися, необходимо помочь пациенту скоординировать дыхательные, голосовые и артикуляционные процессы, «прочувствовать» эту координацию и довести ее до автоматизма. У взрослых пациентов есть ряд преимуществ для логопедической работы. Они осмысленно и сознательно занимаются. Могут подключить волю для достижения своих целей. При этом все понимают, что заикание очень сложное речевое нарушение, которое требует систематической, последовательной работы.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование речи заикающихся с учетом необходимости преодоления или компенсации дефекта.

Логопедическое воздействие в ЦПРиН в отделении логоневрозов осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения.

На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту. Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи.

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для пациентов. Речевой режим подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регулцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

Исходя из положения о том, что «заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Как и при других невротических нарушениях, в механизмах этого речедвигательного невроза принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая » почва» в виде церебральной дефицитарности различного генеза.», в ЦПРиН была разработана комплексная система лечения, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суггестивного метода с работой по перестройке нарушены отношения личности, в том числе путем использования современной групповой психотерапии. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, психолога, врача психотрапевта, психиатра, невропатолога, специалистов по лечебной физкультуре, массажу и другим методам.» кн. В.М.Шкловский»Заикание».М.1994. стр. 8., стр.176.

Логопедическая работа в условиях дневного стационара состоит из: диагностического периода и периода перестройки патологических навыков в системе комплексного метода лечения заикания.

Диагностический период

Для того, чтобы установить окончательный диагноз и наметить план лечения, необходимо провести тщательное изучение пациентов всеми специалистами отделения (психиатром, психотерапевтом, невропатологом и логопедом).

Обследование речевой функции у заикающихся проводится по общепринятым в логопедии методикам (Л.И.Беляковой, Е.А.Дьяковой, Е.В.Оганесяна, И.А.Поваровой) .В схему логопедического обследования включается изучение состояния строения и подвижности артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голоса, темпа речи. При изучении речевых и моторных нарушений рассматриваются локализация и форма речевых судорог, длительность и частота их проявления, наличие сопутствующих движений, вербальных, двигательных и психологических уловок, отношения обследуемого к заиканию, степень фиксированности на нем. Изучаются анамнестические и клинические данные, определяющие возможные причины появления заикания, определяется группа, к которой можно отнести пациента по классификации В.М.Шкловского:

1 группа — пациенты, у которых не было отмечено стойких невротических нарушений. Речевой дефект ( он может быть выражен очень сильно) этих заикающихся существенным образом не повлиял на становление их личностного и социального статуса.

2 группа- пациенты, у которых отмечены стойкие невротические нарушения. Речевой дефект ( он может быть выражен очень сильно) этих заикающихся повлиял на становление их личностного и социального статуса.

3 группа- пациенты, у которых отмечаются еще более выраженные невротические нарушения, сочетающиеся с тревожной мнительностью, непреодолимым страхом речи.

Период перестройки патологических речевых навыков состоит из трех этапов:

– подготовительного этапа

В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник по плану:

1. Снятие мышечных зажимов. Постановка диафрагмального дыхания. Отработка длительного равномерного речевого выдоха на звуках, эталоне, автоматизированных рядах, во фразе.

2. Работа над мягкой атакой звука, над слитностью, плавностью голосоведения, полётностью, высотой, силой голоса, пролонгированным произношением гласных звуков, расширением диапазона голосовых модуляций, интонированностью речи.

3. Нормализация темпа речи.

4. Ритмичность речи с опорой ведущей руки, постепенное сворачивание внешней опоры, переход на внутренний ритм.

5. Паузирование речи.

6. Работа с артикуляцией.

7. Использование мимики и жеста в речевом общении.

– этапа закрепления приемов ритмизированной речи на простом речевом материале.

1. Чтение стихотворных текстов с короткой и более длинной строкой.

2. Чтение по ролям басен.

3.Чтение вслух различных по сложности подготовленных и неподготовленных текстов.

4. Перессказ прочитанных текстов.

5. Диалоги по прочитанному материалу.

– этапа автоматизации приемов ритмизированной и просодически окрашенной речи на усложненном речевом материале.

1. Автоматизация навыков техники речи с введением их во все виды речевой деятельности и различных ситуациях.

2. Переход от подготовленных форм речи к самостоятельным импровизациям.

3. Формирование готовности к речевому общению в различных жизненных ситуациях.

4.Воспитание устойчивости к речевым и психологическим трудностям, возникающих в жизненных ситуациях после окончания курса лечения.

Три месяца систематических занятий — это тот минимум, который позволит заикающемуся подростку или взрослому понять, прочувствовать и закрепить в речи приобретенные приемы. Для дальнейшей автоматизации слитной и плавной речи потребуется еще как минимум год контроля со стороны специалиста.

Методики коррекции заикания у подростков и взрослых
учебно-методический материал по логопедии

Сравнительная таблица методик коррекции заикания у подростков и взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
sravnitelnaya_tablitsa_po_metodikam_korrektsii_zaikaniya_u_podrostkov_vzroslyh.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЛПУ, медицинские учреждения

Подростки и взрослые

Курс лечения заикания (2,5 – 3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение .

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10 – 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых ” эталонов ” и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15 – 20 дней) проводится сеанс внушения в состоянии бодрствования. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся, как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В. М. Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются:

1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;

2) выработка правильного ритма и темпа речи;

3) овладение ” эталонами “, ” формулами ” речи;

4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение “эталонами” – все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3 – 4 часов (каждое занятие по 10 – 15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3 – 4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7 – 10 дней: Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Внушение в бодрствующем состоянии – психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6 – 8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, т. к. он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2 – 3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях – составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В. М. Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями.

В комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога. Санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями, В сочетании с лого психотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

Подростки и взрослые

Состоит из трех основных этапов:
1. Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии – лечение книгой. Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого “портрета неповторимости” выстроить стратегию и тактику последующей лого психотерапевтической работы.
2. В основе второго этапа реабилитации метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, который представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за полтора часа происходит “снятие” симптомокомплекса заикания через “реконструкцию личности” во фрустрирующей ситуации.
3. Этот этап реабилитации основан на активной групповой логопсихотерапии: в течение 2-3 месяцев проводятся ежедневные 8-9 часовые занятия, основная цель которых – формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности. Этому служат нетрадиционные методы: библиотерапия – лечение книгой; символотерапия – разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова и речи; кинезитерапия – разновидность психотерапии, направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом (парадоксальная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, методика двигательной асимметрии Е.М. Харитонова, гуманно структурированный танец Г. Аммона), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга. Каждая из названных форм и методов работы выполняет логопсихотерапевтическую, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую и диагностическую функции.

Суть этой методики реабилитации состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается на основе личностного подхода позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в лого психотерапевтический процесс.

Выстроена на следующих принципах:
* выявление “внутренней картины здоровья” пациента в отличие от традиционной “внутренней картины болезни”;
* парадоксальность методов и приемов воздействия;
* коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса;
* принцип диалогического взаимодействия в процессе общения;
* преемственность, как этапов, так и используемых разнообразных приемов и методов воздействия.
Данная методика предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом.

Для заикающихся детей, подростков и взрослых 7–45 лет, а с 2002 года — и для заикающихся дошкольников.

Направление семейной групповой логопсихотерапии. Данная система также выступает как сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии и отличается тем, что весь комплекс работы по социореабилитации человека с нар ушенной речевой коммуникацией проводит один специалист — семейный логопсихотерапевт, что во многом меняет стиль и тип профессионального видения реальности.

Система семейной групповой логопсихотерапии состоит из четырех основных этапов. I — пропедевтический этап — длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, разработанной Ю.Б. Некрасовой для заикающихся, расширенной и дополненной для членов их семьи. II этап — сеанс эмоционально-стрес совой психотерапии К.М. Дубровского в модификации Ю.Б. Некрасовой — выстраивается на материалах, полученных во время подготовительного этапа и от пациента, и от членов его семьи. III этап — активная семейная групповая логопсихотерапия — начинается после сеанса и проходит в течение 1–1,5 месяцев. В ежедневных 8–9-часовых занятиях обязательно участвуют родственники пациентов . IV — контрольно-поддерживающий этап — проводится спустя полгода, длится 2 недели и на более высоком уровне сложности повторяет основные элементы предыдущего. Целенаправленное развитие мотивацио нной включенности в процессе социореабилитации меняет «вектор» мотивационного поля, что способствует изменению самосознания, самоотношения и взаимоотношений пациента и членов его ближайшего окружения, позволяет уйти от сложившихся патологических стереотипов взаимо

действия и перейти на новый, более продуктивный уровень речевого общения (там же).

Независимый сайт о заикании

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает у них на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому, в настоящее время все чаще эта работа обозначается как «логотерапия», «логопсихотерапия».

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми за последние три десятилетия писали многие авторы: И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Л.П.Голубева, А.Я.Евгенова, М.Н.Киселева, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, Н.Ф.Синицина, М.В.Смирнова, М.Е.Хватцев, А.Г.Шембель, В.М.Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С.Ляпидевского , содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2—3 дня); установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися по этой методике начинаются с установочного этапа, когда заикающиеся на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения в речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3— 5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

Этап активной перестройки речи характеризуется введением рече-ручного режима, работой над диалогом, т.е. вопросо-ответной речью, беседами на заданную тему, небольшими самостоятельными пересказами на свободную тему. Имеет место здесь и речевая практика, задачи которой состоят в закреплении полученных навыков самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Описывая многолетний опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях, А.Я.Евгенова и М.В.Смирнова делят логопедические занятия по формам речевой работы (в порядке усложнения ее) на три периода:

Первый период (14 занятий): артикуляционные и дыхательные упражнения; счетная зарядка; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий): речевая зарядка; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практика разговорной речи; объединенные занятия.

Третий период (12 занятий): небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация, экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

Впоследствии эта методика была усовершенствована: введены значительно элементы рациональной психотерапии, пересмотрен речевой материал для занятий, обоснована опора на самостоятельную работу взрослых заикающихся над своей речью и пр.

Авторами новой методики рекомендуется начинать работу с заикающимися с подготовительных упражнений по технике речи: со специальных дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений, при этом предварительно усвоить памятку для заикающихся и речевые правила, которые в дальнейшем ему необходимо соблюдать.

Речевые упражнения для коррекции заикания строятся в плане постепенного усложнения структурных компонентов речи. Здесь предусматривается: работа над гласными звуками; работа над словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слогах); работа над фразами (начинающихся со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). Далее в последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обоснована необходимость в логопедической работе психотерапевтического воздействия. В системах логопедической (логопсихотерапевтической) работы с подростками и взрослыми (Л.З.Андронова, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский и др.) находят свое место и суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз) .

В разработанной В.М.Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

Курс лечения заикания (2,5—3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение.

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10— 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработке речевых «эталонов» и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М.Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются: 1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; 2) выработка правильного ритма и темпа речи; 3) овладение «эталонами», «формулами» речи; 4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами» — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В обшей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3—4 часов (каждое занятие по 10—15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7—10 дней. Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Сеансы аутогенной тренировки также начинаются рано, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Стойкость и успешность результатов в большой степени зависит от тщательности и строгой систематичности проведения упражнений.

Внушение в бодрствующем состоянии — психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в бодрственном состоянии с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6—8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2—3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В.М.Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

В заключении можно отметить, что все современные системы Логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно-усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место авторами отводится отдельным видам психотерапии (соответственно они более подробно и разработаны автором). Например, сеанс императивного внушения в бодрственном состоянии в логопсихотерапевтической работе с заикающимися (Л.З.Андронова, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский), разное место его в курсе лечения (у Ю.Б.Некрасовой — в начале, у В.М.Шкловского — в середине); аутогенная тренировка и самовнушение (А.И.Лубенская, С.М.Любинская); рациональная психотерапия (Л.З.Андронова).

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей пациентов. Кроме того, и с некоторыми особенностями: Л.З.Андронова строит речевые упражнения, опираясь на послоговую речь (полную форму речи); В.М.Шкловский и др. — на разную степень самостоятельной речи; Ю.Б.Некрасова придает особое значение выработке элементов сценической речи и т.д.

В.И. Селиверстов “Заикание у детей”

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Рубрика “Логопедические методы лечения заикания”

Коррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

В чем суть логопедической методики?

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

  • Формировать плавность речи.
  • Планировать собственное высказывание.
  • Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  • Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Формировать долгий речевой выдох.
  • Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  • Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
  • Обследование заикающихся детей и взрослых логопедом

    Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

    При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

    Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

    Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

    Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

    Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

    Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

    Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

    Главные правила занятий

    Речевые правила для заикающихся:

    1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
    2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
    3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
    4. Следить за своими движениями.

    Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
    Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  • Откажитесь от вредных привычек.
  • Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

    1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
    2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
    3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
    4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

    Особенности этапов и периодов работы

    Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

    Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

    Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

    Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  • Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  • Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  • Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  • Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  • Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  • Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
  • Какие существуют методы коррекции?

    Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

    Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

    Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

    По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

    1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
    2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
    3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
    4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
    5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

    Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика

    Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

    Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

    Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

    Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

    Логоритмические приемы

    Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

    Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

    Логопедический массаж

    Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

    Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

    Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

    Плюсы и минусы лечения логопедией

    Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

    Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

    Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

    Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

    В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

    Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    На траве дрова: скороговорки и другие логоритмические приемы от заикания

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Логопедический массаж при заикании у детей и взрослых: каким бывает и правила выполнения

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    Ссылка на основную публикацию