Особенности синдрома динамической афазии

Очаг поражения при динамической афазии

Синдром динамической афазии – нейропсихологическое расстройство, сопровождающееся нарушением речи, при котором затрудняется формирование внутреннего плана высказывания. Речевая симптоматика динамической афазии – это невозможность выговорить предложение или фразу целиком.

Причины

Динамическая афазия возникает при повреждении заднелобных структур ведущего полушария. У правшей – это левое полушарие, у левшей – правое. На нейропсихологическом уровне нарушение возникает на уровне третьего блока – активации, регуляции и планирования действий, в том числе и речевой деятельности.

Симптомы

Для динамической афазии наиболее характерно нарушение построения развернутого высказывания. Отдельные звуки произносятся и воспринимаются правильно, артикуляция не нарушена. Больной может высказывать отдельные слова и короткие фразы.

Симптомы грубой дисфазии проявляются нарушением спонтанности и инициативности речи: больному трудно начать диалог, а если он и начался, то фразы состоят из шаблонных и стереотипных слов и словосочетаний. Грубая афазия также характеризуется наличием эхо-симптомов, в особенности эхолалии и эхопраксии. Эхолалия – это симптом, характеризующийся повторением одного и того же слова, эхопраксия – повтор одного и того же действия.

Характеристика динамической афазии состоит из двух фундаментальных структур:

  1. Состояние импрессивной речи.
  2. Состояние экспрессивной речи.

Импрессивная речь

Это – понимание устной и письменной речи. Очаг поражения при динамической афазии вовлекает не только развертывание высказывания, но и понимание.

При легкой дисфазии больной понимает разговор, если та выражена с интонациями, с присутствием пауз и произносится медленно. Если слова произносится быстро, или в диалоге нет акцентированной интонации, понимание устной речи затрудняется.

При тяжелой дисфазии нарушается понимание слов, утрачивается «чувство языка и речи». Недоступны для понимания сложные фразы, предложения с двумя «не», речевые обороты и словосочетания. Это нарушение обусловлено снижением внимания на отдельных словах, так как пациент пытается объять сразу все предложение или фразу, не придавая значению отдельным ее элементам.

Экспрессивная речь

Нарушение экспрессивной речи отражает затруднение в построении плана высказывания и программировании моторных действий. Краткое повествование отличается банальностью и шаблонностью словестных структур при сохранности грамматической составляющей. Патология обуславливается аспонтанностью и скупостью фразы. А.Р. Лурия приводит пример речи больного, которому он показывал сюжетные картинки: «Хозяин, у него курица, несет яйцо. Хозяин убил курицу».

Клиническая картина дополняется амнестическими признаками. Так, пациент забывает имена, наименования предметов, адрес дома и названия улиц. Однако этот симптом отличается от акустико-мнестической афазии, при которой человек пытается описать предмет или явление.

Присутствуют трудности обратного отсчета: больные не могут отсчитать, например, от 10 до 1.

Если локализация очага вовлекает большую часть лобной доли, то у пациента возникают нарушения мотивов и воли. Отмечается снижение побуждений, интереса к миру. Пациенты не интересуются у врача своим здоровьем и прогноз лечения, неохотно пьют лекарства.

Нарушается спонтанность речи. При тяжелой дисфазии больные произносят шаблоны и стереотипы, встречающиеся в повседневной жизни. Диалог изобилует преимущественно бытовыми и разговорными фразами. При попытке аспонтанной речи резко теряются интонации.

Разговор людей с афазией средней тяжести отличается однообразными высказываниями. Присутствует телеграфный стиль повествования, при котором произносятся только глаголы и существительные, также отсутствуют служебные элементы: союзы, прилагательные.

При легком варианте присутствует спонтанность, однако диалог состоит из бедных логических структур и изобилует стереотипными фразами. Часто слышны повторяющиеся словестные обороты и отсутствие интонаций. В разговоре отмечается малое количество служебных элементов, которые присутствуют в разговоре.

Диалог при тяжелой дисфазии наполнен элементарными разговорными конструкциями. Чаще всего это ответы «да» или «нет». При заинтересованности в разговоре больные произносят более сложно организованные структуры, но не сложнее словесных шаблонов. Афазия умеренной и легкой степени отличается сохранностью диалогической речи.

При тяжелой афазии пациенты не могут пересказать текст даже своими словами. При умеренной и легкой степени люди могут пересказать текст ответами на вопросы. По качеству ответов врачу ясно, понимает ли человек слова и их смысл, или нет.

Чтение не нарушается даже при тяжелой степени расстройства. Единственная трудность – при чтении пациенты застревают на определенном слове, однако быстро переключаются. Нарушения письма не наблюдаются.

Диагностика

Динамическая дисфазия диагностируется при помощи непосредственного контакта врачом с больным. Ему показывают сюжетные картинки и просят вкратце рассказать суть происходящего. Также просят написать сочинение по прочитанной теме.

Методы коррекции

Приведен типовой план реабилитации при динамической дисфазии. Для человека с этим расстройством речи необходимы следующие методы:

  • Упражнения на преодоление ошибок в грамматической структуре.

Предлагаются такие задания:

  1. составить предложения из отдельно данных слов, которые согласованы между собой;
  2. составить фразы из 2 слов, которые несогласованы между собой;
  3. закончить фразу из неоконченного предложения (Дмитрий купил молока, потому что…).
  4. Упражнения на преодоление трудностей в планировании фразы:
  5. пациенту показывают сюжетные картинки, по которым необходимо кратко рассказать мотив главных героев;
  6. больному дают прочитать краткий рассказ, после чего нужно выделить в нем главную мысль;
  7. пациенту дают прочитать известные устойчивые фразы и просят его объяснить их смысл (вода камень точит, яблока от яблони не далеко падают);
  8. больного просят составить краткую автобиографию: как зовут, где родился, какие есть хобби, какие любимые блюда.


Особенности и признаки динамической афазии

Афазия представляет собой нарушение речевой функции, причиной которой может стать органическое нарушение коры и подкорковых структур головного мозга. Постановка диагноза выполняется на основании характерных клинических признаков и симптомов, а также подтверждается специальными методами исследования (МРТ, КТ).

Специфической терапии заболевания не существует, но своевременная реабилитация способствует полному или частичному восстановлению речевых функций.

Что такое динамическая афазия

В отдельную форму речевых дисфункций динамическая афазия была вынесена немецкими психиатрами в 1930 –х. годах. Последующие исследования установили, что эта форма расстройства возникает при поражении фронтальной области левого полушария у правшей. Этот отдел отвечает за регуляцию, активацию и планирование речевой функции.

Особенностью данной формы афазии являются трудности или полная невозможность развернуть активное высказывание. Такой пациент может правильно произносить отдельные звуки, слоги, слова и даже отдельные короткие предложения. При этом коммуникативная функция все равно страдает и полноценное общение с таким человеком невозможно.

Интересно! Пациенты с такими формами болезни не могут самостоятельно построить длинное предложение. Они имеют определенные трудности при выполнении некоторых мыслительных процессов. Часто отмечается сложность при восприятии глаголов и проблемы с выполнением команд и распоряжений.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат — это сложный механизм, который представляет собой взаимодействие многих органов и структур для производства речи. Он состоит из периферического и центрального отделов.

В периферический речевой аппарат включены несколько отделов, которые действуют синергично, и обеспечивают воспроизведение звуков. Сюда относятся дыхательные органы, голосовые складки, зубы, губы, язык, небо, нижняя челюсть и другие.

Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге. Он представляет собой сложную систему взаимодействия нейронов, которые позволяют человеку не задумываться каждую секунду о произнесенных фразах.

Ключевую роль в образовании речи играют лобная, височная и теменная доля, преимущественно левого полушария.

Интересно! Центр Брока – расположен в лобных извилинах и является центром образования собственной устной речи. Центр Вернике – находится в височной доле, которая является речеслуховым центром и воспринимает поступающие звуковые раздражители.

Причины динамической афазии

К основным патогенетическим механизмам относят нарушение работы корковых структур непосредственно в области центра речи. Такая форма афазии, характеризуется повреждением задне-фронтальных отделов левого полушария, в области центра Брока.

Существует множество возможных причин заболеваний, среди которых лидирующие позиции занимают:

  • сосудистая патология (инсульт и другие острые расстройства мозгового кровоснабжения, дисциркуляторная энцефалопатия);
  • черепно-мозговые травмы и сотрясение головного мозга;
  • инфекционно-воспалительные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга, сепсис);
  • хронические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера);
  • доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга.

Существует ряд способствующих факторов, которые повышают вероятность развития данной болезни. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность (случаи афазии среди ближайших родственников);
  • атеросклеротическое поражение сосудов;
  • эпизоды повышения артериального давления или артериальная гипертензия в анамнезе у пациента;
  • метаболические расстройства.

Кроме этого, заболевание может развиться как осложнение после проведенных хирургических вмешательств на головном мозге.

Какие существуют степени тяжести динамической афазии

Для клиницистов имеет значение понимание того, на каком этапе происходит сбой речевого процесса. По способности к восстановлению выделяют две группы пациентов:

  1. I-я группа. Чаще пациенты пожилого и старческого возраста. Нарушение первичного звена формирования внутреннего высказывания. Низкая мотивация к восстановлению. Реабилитация длительная.
  2. II-я группа. Расстройство грамматического построения предложения. Сохраняется самокритика, мотивация в этой группе повышена. Реабилитация проходит легче и в сжатые сроки.

По степени тяжести выделяют следующие виды динамической афазии:

  1. Легкая. Встречаются эпизодические спонтанные высказывания в развернутой форме. Речь стереотипная, пациент часто пропускает глаголы или заменяет их другими частями речи. Отсутствует понимание фразеологических оборотов и переносного значения большинства слов.
  2. Средняя (среднетяжелая). Речь представлена короткими грамматическими фразами, которые часто бывают стереотипны. Характерны грамматические ошибки, пропуск глаголов. Отмечается снижение активности речи.
  3. Тяжелая. Спонтанные фразы отсутствуют. Пациент требует постоянной стимуляции речевого центра. При этой степени больной дает односложные ответы, разговаривает короткими отрывистыми речевыми штампами.

Симптомы динамической афазии

Ключевым признаком болезни является трудность формирования активного высказывания. Самостоятельно такой пациент не обращается к посторонним с вопросами или просьбами. Его речь требует постоянной стимуляции от собеседника извне.

Снижается употребление глаголов (глагольная слабость), большинство существительных используются в именительном падеже, часто допускаются грамматические ошибки. При легких формах пациент общается стандартными стереотипными фразами, короткими отрывистыми предложениями.

На вопросы собеседника пациент ограничивается короткими односложными ответами или используют стереотипии.

Клинический пример: Пациент М., 45 лет. На вопрос специалиста: «Что Вы сегодня ели», отвечает спустя несколько секунд: «Я сегодня ел». Для речи характерен телеграфный стиль. Пациент пытается повторять движения и слова собеседника при разговоре, самостоятельно в контакт не вступает. Другие виды активности не нарушены.

При тяжелых формах нарушения пациент может быть недоступен продуктивному контакту, он предпочитает молчать. Общение ограничивается употреблением несвязанных друг с другом слов или отдельных слогов, звуков.

Отмечается быстрое истощение концентрации и внимания, а для ряда больных характерна повышенная раздражительность или апатия.

Письменная речь остается в большинстве случаев сохранной. Трудности наблюдаются при написании длинных грамматически сложных конструкций или текстов собственного сочинения.

Слова под диктовку такие больные пишут практически правильно, допуская незначительные грамматические ошибки, они сохраняют способность к счету и чтению. При чтении длинных фраз отмечается пропуск слов, словосочетаний и нарушение понимания прочитанного.

Отсутствует способность пересказать прочитанное своими словами или объяснить смыл текстов.

Импрессивная речь

Сенсорная или импрессивная речь – понимание и восприятие речи. В коре головного мозга в височной извилине есть область (зона Вернике), которая отвечает за восприятие сенсорной речи.

В этой зоне происходит усвоение и накопление всех усвоенных прежде человеком слов, их звуковых образов. При поражении этой зоны человек слышит слова, но перестает понимать их значение. При сохранном нормальном слухе пациент не воспринимает обращенных к нему слов, поскольку они для него лишены смысла.

Экспрессивная речь

Моторная или экспрессивная речь — произнесение отдельных звуков самим человеком. За этот тип отвечает центр Брока, находящийся в лобных извилинах.

При поражении фронтальной области пациент теряет способность произносить слова, а выдает только нечленораздельные звуки. При этом он понимает обращенную к нему речь и может реагировать на нее жестами или движениями.

Интересно! При поражении зоны Брока отмечаются стойкие нарушения речи, однако она может быть восстановлено. Повреждение центра Вернике приводит к необратимым расстройствам речи.

Осложнения

Отсутствие способности к самостоятельной активной речи и невозможность выразить свои мысли приводит к снижению или утрате коммуникативных навыков.

Пациент не может пожаловаться на боль, дискомфорт. Он не в состоянии попросить помощи у окружающих или выразить свое беспокойство. При отсутствии адекватной внимательной поддержки со стороны близких или медицинского персонала, такой больной может длительно не удовлетворять базовые потребности, что ведет к развитию других соматических заболеваний.

Стойкое нарушение функции речи делает невозможным профессиональную реализацию, и пациент становится инвалидом.

Диагностика

Подозрение на речевые нарушения выявляется при первых попытках контакта пациента и профильного специалиста. Дальнейшие исследования направлены на уточнение локализации поражения, степени расстройства речи и других особенностей больного.

Какими докторами осматриваются пациенты с подобными нарушениями:

  • невролог. При подозрении на расстройства речи, связанные с сосудистыми расстройствами, черепно-мозговыми травмами и другими органическими поражениями мозга. Исследует особенности поведения, мышления, проверяет сохранность рефлексов и двигательной активности. При необходимости направляет больного к нейрохирургу;
  • логопед. Диагностика устной речи и письма. Этот специалист, используя различные методики оценки динамики речи при афазиях, определяет ее степень, форму и позволяет дифференцировать ее от других расстройств;
  • психиатр. Проводит психологические тесты, наблюдая за поведением больного, этот доктор исключает или подтверждает наличие психиатрических заболеваний, которые также проявляются «лобной психикой» (болезнь Пика и др.).

Для уточнения точной зоны поражения и возможной причины патологии пациенту назначают дополнительные обследования:

  1. МРТ или КТ-головного мозга.
  2. Исследования сосудов: УЗИ, доплерография, дуплексное сканирование, ангиография
  3. Пункция спинномозговой жидкости. Выполняется при подозрении на инфекционно-воспалительную патологию.

Лечение динамической афазии

Терапией динамической афазии занимается невролог. Заболевание наблюдают и лечат в неврологических отделениях или специализированных центрах. Кроме невролога, с такими пациентами занимается логопед, психолог и реабилитолог.

Терапия направлена на устранение причины, которая вызвала расстройство речи. Параллельно с этим, специалисты проводят коррекцию развившихся симптомов и восстановительное обучение утраченным навыкам.

Медикаментозное лечение включает в себя:

  1. Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга (Пирацетам, Сермион).
  2. Антиоксиданты и витамины группы В.
  3. Лекарства, обладающие церебропротекторными свойствами (Циннаризин, Винпоцетин).
  4. Средства, препятствующие образованию тромбов и улучшающие реологические свойства крови (антиагреганты и антикоагулянты).

Программа реабилитации речи состоит из:

  1. Занятия с логопедом. Работа со специалистом длится на протяжении нескольких лет. Он составляет индивидуальный план коррекции и разрабатывает упражнения для восстановления речи пациента.
  2. Общеукрепляющая терапия. Сюда входят различные физиотерапевтические методы лечения, нормализация образа жизни, лечебная физкультура, массаж.
  3. Нейропсихическая коррекция. План программы коррекции разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей пациента. Он включает в себя различные методики, такие как семантический подбор слов, разучивание ритмических песен, стихотворений, повторение скороговорок.

Прогноз и профилактика

Восстановление речи при динамической афазии зависит от особенностей психики больного, локализации и объема поражения, а также от ряда других факторов. Статистически более благоприятный прогноз у молодых лиц и пациентов с высокой мотивацией к восстановлению.

Читайте также:  Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

Профилактика заключается в устранении факторов риска, регулярной диагностике и коррекции сосудистых заболеваний на начальных этапах. Пациенты, прошедшие полный курс восстановления после афазии, должны наблюдаться у невропатологов еще в течение нескольких лет.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Динамическая афазия – это приобретенное нарушение речи, возникает при поражении головного мозга, первостепенные причины – инсульт, опухоли, травмы головы, воспалительные заболевания мозга. Расстройство проявляется неспособностью использовать речевые возможности в полной мере.

Определений афазии много, они отличаются в зависимости от того, с точки зрения какой области медицины определяется расстройство. Согласно словарю ВОЗ, это «потеря изученной способности понимать язык, имеющая органическое происхождение, главным образом, возникшая вследствие поражения коры и подкорковой области».

Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Динамическая афазия – это нарушение способности вербального выражения. Человек не может выражать свои мысли, составлять предложения. Спонтанная речь сводится к односложным ответам. Нарушенное понимание более сложных предложений, но проблемы с именами или повторениями отсутствуют. Также учитывается расширение очага поражения, следовательно, усиливается влияние на интеллектуальные способности человека.

Отличия между отдельными типами расстройства обусловлены пораженными участками мозга. При конкретном типе афазии поражается определенный блок и зона.

Мозг имеет 3 функциональных блока, обеспечивающих сложные психические процессы:

  1. 1 блок. Регулирование сознательного состояния. Играет роль в управлении бодрствованием, сознанием. Его поражение напрямую связано с опасными для жизни условиями.
  2. 2 блок. Участвует в получении, обработке и хранении информации, получаемой извне через органы чувств (зрительные, слуховые, кинетические).
  3. 3 блок. Обеспечивает большую часть исполнительных процессов, планирование и осуществление деятельности организм. Этот блок регулирует и контролирует психическую деятельность, отвечает за последовательность действий.

Зональное разделение включает 3 зоны:

  1. Первичная зона. Служит для получения импульсов и информации от органов чувств.
  2. Вторичная зона. Обрабатывает информацию, полученную из первичной проекционной зоны, затем передавая ее в третичную зону.
  3. Третичная зона. Это область символических процессов, оперирующая словесным значением, сложными грамматическими и логическими структурами, числовой системой, абстрактными отношениями.

Отдельные блоки в процессе развития дифференцируются постепенно. Предпосылка к нормальному развитию — не пораженные первичные зоны, из которых исходит развитие других зон. В психологической активности человека ведущую роль играет доминирование третичной зоны.

Характерные отличия динамической афазии от других типов расстройства (в соответствии с поражаемыми блоками, зонами, присутствующей симптоматикой) описаны в таблице:

Тип афазииДинамическаяЭферентная моторнаяАфферентная моторная
Основные признакиНеспособность вербального выраженияНарушение артикуляцииНарушение членораздельной речи
Вторичные признакиНедостаточное повторениеВлияние на беглость движения при чтении и письмеРасстройство артикуляции гласных
ЛокализацияПрецентральнаяПрецентральнаяПостцентральная
БлокIIIIIIII
ЗонаТретичнаяВторичнаяВторичная
Тип афазии СенсорнаяАкустико-амнестическая Семантическая
Основные признакиНарушение пониманияРасстройство артикуляцииНарушение грамматической структуры
Вторичные признакиРасстройство фонематического слухаНеспособность запомнить слова или слогиИскаженное исчисление и ориентация в пространстве
ЛокализацияПостцентральнаяПостцентральнаяПостцентральная
БлокIIIIII
ЗонаВторичнаяВторичнаяТретичная

Очаги поражения при динамической афазии

Расстройство появляется вследствие поражения следующих частей головного мозга:

  1. Кортикальная область – место поражения находится преимущественно в лобной доле, на теменной и лобно-височной границе.
  2. Блок – III.
  3. Зона – третичная.

Причины нарушения

Динамическая афазия возникает при очаговом повреждении мозга в лингвистически-доминирующем полушарии.

Повреждение мозга бывает 2-х типов:

  • очаговое (ограниченное);
  • диффузное (рассеянное).

Клиническая картина афазии предопределяется локализацией, степенью поражения ЦНС, возрастом человека. Для начальной стадии заболевания обычно типична тяжелая степень расстройства, клиническая картина со временем меняется. Причины синдрома динамической афазии могут быть разными. Наиболее распространенные факторы включают в себя:

  • инсульт;
  • церебральную ишемию и кровотечение;
  • мозговую коммоцию;
  • ушиб и сжатие мозга;
  • мозговые опухоли;
  • интоксикацию ЦНС (наркотики, алкоголь, токсичные химические вещества и т.д.);
  • болезнь Альцгеймера.

Разновидности и стадии расстройства

Типы проявлений динамической афазии:

  • бессмысленная фразировка – речь без смысла, «набор слов»;
  • стереотипы – бессмысленное повторение одного слова или группы слов при нелогичной связи с другими словами;
  • речевые автоматизмы – повторение одного и того же слова или нескольких слов;
  • параграматизмы – длинные, сложные предложения со многими смежными предложениями, смешивающие два неполных предложения с разными значениями, неправильное склонение, неправильные глаголы;
  • перманентные перерывы – постоянное прерывание речи, паузы, медленный темп, короткие предложения;
  • специфический жаргон – беглая речь, полная парафраз, бессмысленных неологизмов, словесных ошибок, неуместных дополнений.

Течение расстройства делится на 2 этапа:

  1. На начальной стадии или в острой фазе, после первичного нарушения ЦНС, клиническая картина наихудшая, часто происходит нарушение способности вербального общения. Этот этап продолжается несколько дней.
  2. Позже клиническая картина стабилизируется (подострая фаза), через несколько недель или месяцев наступает хроническая фаза. Симптоматика больше не изменяется самопроизвольно, улучшение может наступить только на основе терапии.
  1. Легкая. Словоформа деформирована, содержит некоторые правильные элементы конкретного слова, может быть понята с точки зрения ее значения.
  2. Средняя. Относительно тяжелая деформация слов. Произносимое слово меняется настолько, что речь теряет понятность.
  3. Тяжелая. Одно слово заменяется другим, похожим по значению, или описанием значения термина.

Динамическая афазия – это расстройство словесного выражения. Пациент часто отвечает односложно. Понимание сложных предложений нарушается при сохранении способности повторений и наименований.

Отличительной чертой динамической афазии являются следующие расстройства речи:

  • парафазия – деформация слов разных типов и степеней;
  • парафразия – сниженная способность говорить предложениями;
  • расстройство понимания – трудности в понимании более сложных предложений;
  • нарушение восприятия, понимания устной речи;
  • логорея – быстрая речь с пониженной четкостью;
  • автоматизмы – непроизвольная, спонтанная речь, которая не связана с другой умственной деятельностью, бесполезная;
  • аграматизм – неправильное грамматическое выражение (пропуск предлога, неправильные склонения).

Часто динамическая афазия сопровождается проявлениями в области эмоций (депрессия, грусть), обучения (мыслительные, концентрационные проблемы) или другими расстройствами (апраксия, акалькулия).

Диагностика

Сначала выясняется родной язык пациента, проверяются возможные нарушения слуха. Затем тестируется понимание, ориентация на местности и во времени с помощью простых вопросов, таких как:

  • Как вас зовут?
  • Сколько вам лет?
  • Где вы сейчас находитесь?
  • Какая дата (месяц, год) сегодня?

В ходе собеседования с пациентом врач наблюдает за его речью: беглостью, использованием и т.д.

Существуют простые тесты, используемые для оценки способности находить слова (пациент должен перечислить всех животных, которых вспомнит (норма: 18-22 за 1 минуту), все слова, начинающиеся с определенной буквы и т.д.) или возможности повторить простое предложение из нескольких слов.

Для диагностики динамической афазии важно определить, пациент правша или левша, потому что центр речи находится в доминирующем полушарии.

Лечение и коррекция

Основа терапии – лечение болезни, вызвавшей расстройство. Уход за пациентом должен основываться на междисциплинарном сотрудничестве невролога, логопеда, фониатра, трудотерапевта, физиотерапевта, психолога. Чем раньше начинается комплексная терапия, тем она эффективнее.

Необходимы своевременные логопедические занятия, назначаемые вскоре после стабилизации состояния здоровья. У пациентов с инсультом это обычно происходит на 2-й день, прямо в больничной палате.

В острой фазе расстройства (сразу после постановки диагноза и медицинского вмешательства) логопедия фокусируется, прежде всего, на восстановлении речевых расстройств, психической устойчивости пациента. Это индивидуальная форма терапии.

В более поздний период (в хронической фазе) терапия, главным образом, направлена на возобновление сильно нарушенных социальных контактов. На этом этапе используется как индивидуальная, так и групповая терапия.

Осложнения и прогноз

Прогноз при динамической афазии зависит от ряда факторов, в частности, от причины, продолжительности, степени повреждения головного мозга. Поражение мозга после инсульта в большей степени зависит от серьезности расстройства. Здесь важно отношение самого пациента к проблеме. Лучшие результаты достигаются у больных с выраженным типом афазии, худший прогноз имеет хроническая форма.

После воспалительного заболевания мозга прогноз благоприятный, иногда сохраняются мнестические проблемы. При травме мозга прогноз трудно определяемый. Пациенты проходят длительный терапевтический процесс с участием многих специалистов. Прогноз также зависит от своевременного оказания первой помощи после травмы и начала специализированной терапии.

Человек может самостоятельно влиять на развитие сосудистых нарушений в головном мозге путем правильного питания, достаточного движения. Существенную роль играет наследственность, на которую повлиять нельзя. К нездоровым привычкам, влияющим на развитие инсульта, как основной причины афазии, относится курение, алкоголь, наркотики, стресс и другие факторы.

Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

Нарушение экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Больные нуждаются в постоянной стимуляции речи. Их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом не наблюдается аграмматизма.

Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья; например; «Вот. у хозяина была курица. и золотые яйца. и он ее убил. вот!» (пример А. Р. Лурия, 1975

При динамической афазии могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, улиц и т. п. В отличие от больных с акустико-мнестической и семантической афазией эти больные не прибегают к помощи фразеологического описания функций предмета, подсказ первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов. Из-за инертности протекания речевых процессов испытываются значительные трудности при задании произвести обратный порядковый счет, например, от двадцати к одному.

При более массивных поражениях левой лобной доли выявляется глубокое нарушение порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения (А. Р. Лурия, 1969, 1975), не проявляется интерес к окружающему, не формулируются никакие просьбы, не задаются вопросы. Спонтанная речь может совсем отсутствовать. Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов.

В более легких случаях эхолалично заимствуется часть вопроса собеседника, при этом придается ей правильная грамматическая форма. Например, на вопрос: «Вы сегодня завтракали?» звучит ответ: «Мы сегодня завтракали». В речи наблюдается много персевераций. Например, назвав карандаши с помощью подсказанного слова цветные, больной продолжает называть следующие предъявленные ему предметы «душистые карандаши», «чайные карандаши» (вместо слов цветы, ложки).

Нарушение понимания речи. При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но и свертывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста.

При легкой степени динамической афазии понимание элементарной ситуативной речи, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, остается сохранным. Однако при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова.

При выраженной динамической афазии, как и при эфферентной моторной афазии, обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения.

Эти трудности в понимании сложных высказываний связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внимания на значении отдельных элементов с нарушением понимания грамматических средств языка.

При динамической афазии чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания.

Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи. Однако при этой форме афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, 1966).

Нередко встречаются больные с так называемыми «комплексными» афазиями: афферентно-эфферентной, эфферентной с динамическим компонентом, сенсомоторной афазией и т. п., обусловленными тем, что при травме или нарушении мозгового кровообращения страдают рядом лежащие речевые зоны или имеется несколько очагов поражения. При «комплексных» афазиях прежде всего следует преодолевать расстройства более низкого уровня, например апраксию артикуляционного аппарата и нарушением фонематического слуха до преодоления симптомов эфферентной моторной афазии или акустико-мнестической афазии и т. п.

При поражении первого «функционального блока» (подкорковых отделов мозга, выполняющих функции тонуса и бодрствования коры головного мозга) возникают нарушения внимания, памяти, клятеринг (заикоподобное спотыкание в процессе речи) и недолговременные псевдоафазические речевые расстройства по типу эфферентной моторной и акустикомнестической афазий, что объясняется снижением активации заднелобных и височных отделов мозга. Особенностью этих речевых расстройств является их флуктуативность или «зыбкость»: в течение одного и того же занятия эти речевые нарушения то возникают, то исчезают, а также сохранность чтения и письма.

Афазия у левшей. Абсолютными правшами являются лишь 40—42% населения. Абсолютными левшами — 5—8% , остальные 50% населения являются либо скрытыми, латентными, парциальными или переученными с левой руки на правую левшами, либо правшами с признаками левшества. Нередко афазические нарушения у лиц, переученных с левой руки на правую редуцируются спонтанно в течение 1—7 дней, в связи с чем эти больные в логопедической помощи не нуждаются. Девши со стойкими речевыми расстройствами составляют около 30% от общего числа больных с афазией.

Афазии у левшей, возникающие при поражении правого полушария, менее выражены, что объясняется высокими компенсаторными возможностями левого полушария. Более грубо у левшей проявляются речевые расстройства, при поражении левого полушария, что объясняется, вероятно, тем, что в процессе переучивания ребенка-левши с левой руки на правую и обучения его письму правой рукой у него в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной, постцентральной и височной долях головного мозга.

Ряд афазических нарушений у переученных или парциальных левшей несколько отличается от тех же форм афазий у правшей. Прежде всего это касается афазий, возникающих при поражении вторичных полей коры головного мозга, при которых возникают афферентная («проводниковая») моторная афазия, эфферентная моторная афазия и акустико-гностическая афазия (Бурлакова М. К., 1988, 1989, 1997), в связи с чем их следует называть парциальной афферентной моторной афазией, парциальной эфферентной моторной афазией и парциальной акустико-гностической афазией у левшей.

Читайте также:  Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР III уровня

Истинная акустико-гностическая афазия у левшей практически не наблюдается в связи с высокой взаимозаменяемостью функций височных долей обоих полушарий. Однако у левшей иногда при поражении височной доли возникает своеобразная сенсорная афазия, получившая в «классической» классификации название «транскортикальной» сенсорной афазии. При этом варианте акустико-гностической афазии возникает диссоциация между полным непониманием речи, относительной сохранности понимания читаемого текста, возможности записи слов под диктовку без понимания значения слова. В речи этих больных отсутствует жаргонофазия и литеральные парафразии. Речь аграмматична.

Парциально-афферентная и эфферентная моторные афазии у левшей характеризуются относительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при невозможности составления фразы по картинке. Более того, при афферентной («проводниковой» по классической классификации) моторной афазии выявляется наряду с сохранной собственной речью грубейшая апраксия артикуляционного аппарата, приводящая к полному нарушению повторения слов (далее только что свободно произнесенных больным), полной невозможностью из-за артикуляторных трудностей называния предметных рисунков, составления фразы по картинке, чтение вслух и записи слов под диктовку. У этих больных может наблюдаться грубейшее нарушение счета даже в пределах первого десятка, что не наблюдается у правшей с той же формой афазии, и грубейшее нарушение понимания всех средств языка, передающих пространственно-временные отношения предметов и понятий, антонимов, предлогов, наречий. Возникают трудности в ориентации в пространстве при показе предметов и рисунков, при полной сохранности фонематического слуха. Эти грубые нарушения в пространстве распространяются на «механизмы» чтения и письма не только в связи с возможностью зеркального написания отдельных букв, но и в тенденции читать слова справа налево и писать сначала конечные слоги слова. Так проявляется у этих больных в навыках письма, чтения и понимания нарушения конструктивно-пространственного праксиса. В связи с нарушением ситуативной речи и амнестических трудностей эти больные похожи на больных с височными афазиями, однако сохранность у них фонематического слуха и слухоречевой памяти, грубые нарушения конструктивного праксиса и апраксия артикуляционного аппарата указывает на нижнетеменную локализацию речевого расстройства. В некоторых случаях у левшей наблюдается комплексная афферентная («проводниковая») афазия и акустико-мнестическая афазия.

При парциальной эфферентной моторной афазии у левшей основные трудности возникают при составлении фразы по сюжетной картинке, негрубая аграфия, персеверации в устной речи и письме при значительной сохранности ситуативной речи, реализуемой как и при «проводниковой» афазии сохранным у этих больных первично доминантным по речи правам полушарием (М. К. Бурлакова, 1990, 1997).

При парциальных эфферентной и афферентной моторной афазиях у левшей на стадиях средних и поздних этапов восстановления наблюдается феномен «дограмматического» письма, при котором выявляется утрата всех элементарных навыков письма: правописания предлогов и приставок, безударных гласных, употребления мягкого знака, заглавных букв в личных именах, зеркальное написание некоторых букв и т. д. Например, такой больной пишет: «малчик при ехал фдирев-ню гбабушке». «Дограматическое» письмо отмечается только у больных с афазией левшей, не наблюдается у правшей и не имеет ничего общего с дисграфией или аграфией при всех формах афазии.

При этих формах афазии у левшей перспективы восстановления речевых функций несколько лучше, чем у правшей. Методы коррекционно-педагогической работы при афазии у левшей и правшей одинаковы, так без преодоления апраксии артикуляционного аппарата при так называемой «проводниковой» афазии невозможно преодолеть аграфию и алексию, восстановить функции повторения и называния. Однако у левшей с акустико-мнестической и семантической афазией речевые расстройства остаются стойкими и трудно преодолимыми. Динамическая афазия у левшей практически не наблюдается, что объясняется высокой взаимозаменяемостью у левшей функций заднелобных отделов головного мозга (М. К. Бурлакова, 1997).

Очень редко наблюдается, так называемая «перекрестная» афазия, т. е. истинная картина непарциальной афферентной моторной афазии у левшей, при поражении левого полушария у левшей и правого полушария у правшей. У этих больных речь отсутствует полностью до тех пор, пока с ними не будут начаты систематические логопедические занятия.

Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме:

1. Исследование общей способности к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения полноты собственной речи больного, понимания им ситуативной, обиходной речи, степени речевой активности.

2. Исследование понимания речи. Предъявляются на слух специальные одно- и многозвеньевые инструкции; задания по нахождению предметов; предлагается пересказ прослушанных коротких текстов; решение логико-грамматических конструкций. Исследуется фонематический слух; слухоречевая память; понимание смысла пословиц.

3. Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов, слов различной степени сложности, называния предметных картинок, называния действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Исследование чтения, письма и счета.

5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса.

6. Исследование акустического и оптического гнозиса

Динамическая афазия

Афазия – это распад сформированной речи, причиной которого является органическое поражение коры и подкорковых структур головного мозга, отвечающих за формирование, восприятие и реализацию речевой функции.

Что такое динамическая афазия?

Динамическая афазия – это местное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи в связи с невозможностью формирования внутренней речи и её высказывания. Чаще всего возникает в результате поражения префронтальной области левого полушария у правшей и наоборот, то есть отделов третьего функционального блока – активации, регуляции и планирования речевой функции.

Впервые синдром динамической афазии был открыт в середине прошлого века в 1934 году врачом и исследователем Карлом Клейстом. Он выдвигал гипотезу, что при данном виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи. Позднее этой темой заинтересовался А.Р. Лурия, который в свою очередь предположил, что несмотря на нарушение развёрнутой спонтанной речи моторная и сенсорная составляющие сохраняются у пострадавшего.

Динамическая форма афазии характеризуется нарушением образования письменной и устной активной речи, возникают сложности в восприятии некоторой информации и выполнении определённых мыслительных процессов. При этом пациенты с подобными формами афазии не способны самостоятельно построить предложение, имеют затруднение в правильном построении слов, что приводит к большому количеству грамматических ошибок. Таким людям сложно воспринимать глаголы и исполнять какие-либо команды и действия.

Устройство речевого аппарата

Функционирование нервного аппарата головного мозга человека устроено таким образом, что нам не приходится ежесекундно задумываться о каждом проведённом действии. Большинство отделов центральной нервной системы работает в автономном, т.е. самостоятельном режиме и всё это благодаря миллионам электрохимических связей как между отдельными нейронами, так и между более высшими нервными центрами. Речевой аппарат взрослого человека состоит из нескольких центров и является сложнейшей структурой, которая благодаря нервным связям функционирует как единое целое. Основную роль в развитии и активизации речевой функции играют мозговые речевые и аналитические центры Вернике и Брока.

Причины динамической афазии

В основе формирования патологического процесса лежит нарушение функционирования корковых структур в области центра речи головного мозга. В случае динамической афазии у больных повреждается задне-лобные отделы левого полушария – в месте, локализующимся в непосредственной близости от зоны Брока. Этот факт влияет на особенности проявления данной формы афазии – снижение произнесённой речи. Речь пациента становится «бедной», отсутствуют или пропускаются глаголы, больному требуются стимулирующие вопросы.

Существует достаточно большое количество факторов риска, к основополагающим из которых относят:

  • Отягощённый семейный анамнез;
  • Пожилой и старческий возраст;
  • Заболевания сосудов в том числе атеросклероз;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматические заболевания сердца;
  • Механические травмы и оперативные вмешательства на головном мозге.

Среди причин афазии первенство занимают сосудистые заболевания головного мозга – дисциркуляторные энцефалопатии, острые нарушения мозгового кровообращения. Кроме этого, к афазии приводят заболевания воспалительного характера (менинго-энцефалит, абсцесс головного мозга), заболевания центральной нервной системы хронического течения – болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкогенные заболевания доброкачественного и злокачественного характера, черепно-мозговые травмы.

Классификация

В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций афазий. В Российской Федерации чаще всего применяется классификация А.Р. Лурии, которая отражает все клинические типы афазий:

  • Эфферентная моторная афазия, такая форма возникает в случае повреждения нижних отделов коры – центра Брока. Характеризуется распадом грамматических конструкций в предложения и сложностью перестройки с одного слова на другое. Возникают серьёзные нарушения чтения и письма.
  • Афферентаня моторная афазия. Встречается при поражении участка теменной коры или заднего участка. Ключевым нарушением при данной афазии является отсутствие возможности обнаружить необходимую артикуляционную позицию губ, языка и речевых лицевых мышц для правильного произнесения слова.
  • Динамическая афазия – встречается при повреждении префронтальной или окололобной части коры больших полушарий. Проявляется отсутствием возможности адекватного построения внутренней речи и её реализации в слух.
  • Семантическая афазия – в её основе лежит дефект понимания сложных речевых конструкций и одновременного анализа информации.

Специалисты

Афазия – неврологическое заболевание, это означает, что лечением данной патологии занимается специалист – невролог. Афазию лечат либо в многопрофильных муниципальных больницах в неврологических отделениях, либо в специализированных центрах. Одним из самых прогрессивных и крупных неврологических центров является Клинический Институт Мозга. На базе клиники есть поликлиника, дневной и круглосуточный стационары, которые занимаются профилактикой, лечением и реабилитацией пациентов с самой разнообразной неврологической патологией. На базе реабилитационного блока функционирует центр восстановления речи. Именно в этом центре проходят лечение и коррекцию пациенты перенёсшие черепно-мозговые травмы, острое нарушение мозгового кровообращения и страдающие от различных форм афазии.

Помимо невролога обязательно в лечении больных с афазией принимает участие врач реабилитолог, психотерапевт и логопед.

Диагностика

Афазию следует отличать от алалии, при которой речевая функция не сформирована изначально. При афазии утрата речевой функции нарушается уже после её формирования в детском возрасте. Именно по этому данный диагноз можно с уверенностью выставить только у детей достигших трёхлетнего и более старшего возраста. Как правило афазия бывает комбинированной и затрагивает различные формы речевой деятельности, что требует детального изучения симптоматики каждого конкретно взятого больного. Динамическая афазия может быть установлена в результате составления рассказа по какому-либо определённому сюжетному ходу или по серии последовательных картин. Помочь в установлении клинического диагноза также могут пересказывание определённых текстовых отрывков или написание сочинения на конкретную тематику.

Для того чтобы определить причину афазии и точную локализацию зоны повреждения речевого центра специалист обязательно назначает одно из следующих исследований:

  • Томографические исследования – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • Ультразвуковое доплеровское картирование сосудов головного мозга, головы и шеи;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция.

Диагностикой и установлением клинического диагноза динамическая афазия занимаются специалисты смежных направлений, а именно: невропатолог, нейрохирург, логопед, психотерапевт.

Лечение

Прежде всего нужно вылечить основное заболевание, которое стало причиной развития афазии. Для коррекции появившихся симптомов применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, активную реабилитацию, коррекцию речи совместно с логопедом, а также нейропсихологическую коррекцию. Восстановительную терапию необходимо начинать как можно раньше, с первых дней или недель после происшествия, как только позволит общее состояние пациента. Это необходимо для профилактики закрепления патологических речевых симптомов, основными из которых являются:

  • Парафазии – речевое расстройство при котором нарушается логическая структура предложения, теряется его смысловая нагрузка;
  • Аграмматизм – затруднённое осознание предложений, в особенности с наличием сложного синтаксиса. Аграмматизм встречается при патологическом очаге с локализацией в Сильвиевой борозде;

В каждом из этапов восстановительной терапии обязательно необходима совместная работа лечащего врача, психолога, логопеда и в особенности близких и родственников пациента. Только постоянный контакт и общение помогут достичь максимальной эффективности лечебно-восстановительных процедур, а также стабилизации общего состояния и настроения пациента. От того, как часто и много будут общаться близкие и родственники с пострадавшим – зависит скорость восстановительных процессов и настрой с желанием пациента.

Медикаментозная терапия

Лечение основного заболевания осуществляется под контролем невролога или нейрохирурга. Медикаментозная терапия включает в себя следующие классы лекарственных препаратов:

  • Антиоксиданты и витамины. Данные лекарственные средства необходимы для поддержания достаточно активной метаболической функции нейроцитов. Антиоксиданты помогают ускорить регенеративные и репаративные процессы на ультраклеточном уровне, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от перекисного окисления липидов. Из витаминов особую роль играют витамины группы В, которые обладают выраженным нейропротективным действием. К витаминам группы В относятся: пиридоксин, пиримидин, тиамин, фолиевая кислота, цианокобаламин, рибофлавин. К комплексным препаратам витаминов и антиоксидантов эффективным при динамической афазии относятся: Мексидол, Глицин (Липоевая кислота), Аспирин, Эмоксипин.
  • Ноотропные препараты. Данная группа лекарств улучшает мозговое кровообращение, имеет положительное влияние на обмен веществ в тканях головного мозга. Ноотропы обладают антигипоксическим и транквилизирующим эффектом причём без угнетения деятельности центральной нервной системы, что делает и применение безопасным для повседневного самостоятельного использования. Приём ноотропов не сопровождается сонливостью, вялостью и расслаблением скелетной мускулатуры. Помимо этого препараты оказывают психостимулирующее действие, восстанавливают умственную работоспособность и физическую активность. К этой групп препаратов относятся все производные рацетамов (Пирацетам, Ноотропил), Пикамелон, Церебролизин.
  • Церебропротекторы. Назначаются с целью предотвращения развития осложнений и необратимого повреждения нейроцитов в результате метаболических нарушений или гипоксического шока, влияет на обмен веществ, тем самым улучшая кровоснабжение головного мозга. Основные представители Винпоцетин, Циннаризин, Копламин.
  • Вазоактивные лекарственные средства – улучшают мозговое кровоснабжение. Сюда относится несколько разнообразных групп препаратов: антиагреганты (Клопидогрель, Плавикс), антикоагулянты (Синкумар, Варфарин, Гепарин), блокаторы кальциевых каналов (Нимодипин), метилксантины (Пентокстрентал).

Логопедическая коррекция

Выбор программы коррекционной работы прежде всего зависит от объёма поражённой области головного мозга и степени выраженности клинических проявлений динамической афазии. В самом начале реабилитации ведётся восстановительный процесс, который начинается с пассивной работы с пациентом, при этом применяются методы, способствующие растормаживанию речи, профилактирующие развитие дальнейших речевых расстройств. В дальнейшем логопед составляет индивидуальный план, подбирает индивидуальные упражнения для конкретного больного. Длительность логопедической коррекции нарушения связанных с развитием афазии составляют в среднем около двух – трёх лет. В работе используются специальные приёмы по построению предложений, которые позволяют пациенту восстановить развёрнутое высказывание самостоятельно. Также ведётся работа над коррекцией коммуникативной функции и самоконтроля за ней. Только при осознании больным характера своих грамматических ошибок можно создать возможности для его самостоятельного контроля своей речи, ходом повествования, исправление парафазий.

Читайте также:  Восстановление речи после инсульта на раннем сроке

Основной акцент логопедической работы при динамической афазии является устранение дефектов внутреннего планирования и программирования речи, а также стимуляция речевой активности.

Нейропсихическая коррекция

Нейропсихическая коррекция речи при динамической афазии в независимости от формы афазии занимается корректировкой всеми сторонами речи, а именно её пониманием, воспроизведением, письмом и чтением. Цель нейропедагогического восстановления речи при афазии заключается в общем растормаживании речи, снижении количества ошибок, улучшение психической составляющей пациента и его заинтересованности в общении, а также активности в целом. План программы разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей поражения и выраженности патологии. Для этого применяются специфические методики, такие как:

  • «Закончив разум» – пациенту зачитывают стихотворение несколько раз после чего специалист начинает предложение, а пациент его заканчивает;
  • Вербализация собственных действий – пациенту предлагают с помощью рисования, чтения и письма рассказать о ходе своего дня;
  • Ритмико-миологические упражнения – пациент разучивает лёгкие ритмические песни, скороговорки;
  • Приёмы сопряжённого и отражённого повторения;
  • Семантический подбор слов.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапия назначается в случае черепно-мозговых травм, инсультов и нейрохирургических операций. Основной массе пациентов назначается нейро-миостимуляция, которая позволяет восстановить и усилить тонус и силу мимических мышц лица. Благодаря этому методу осуществляется стимуляция миоцитов за счёт импульсов электрического тока, что позволяет восстановить утраченную двигательную функцию мимических мышц лица.

Также пациентам рекомендуется занятие лечебной физкультурой по индивидуально составленному плану совместно с персональным подходом к каждому. После занятия лечебной физкультурой в теле активируется тканевой обмен, самые разнообразные метаболические процессы и усиливается мозговой кровоток. При этом пациент сам активизируется и улучшается его настроение.

Ещё одним значимым средством физиотерапевтического лечения является лечебный массаж. Массаж обладает тонизирующим, расслабляющим, спазмолитическим эффектом, активирует возбудимость нервной системы, увеличивает мышечную работоспособность.

Профилактика и прогноз для пациентов

Восстановление речи пострадавшего зависит от целого комплекса факторов, главенствующую роль из которых играют:

  • Локализация и объём поражённой мозговой ткани;
  • Уровень расстройства речи;
  • Время от начала реабилитации после травмы или сосудистого поражения;
  • Возраст пострадавшего и его общее состояние.

Самые лучшие результаты ожидаемо наблюдаются у лиц более молодого возраста, однако, не стоит унывать, так как реактивность компенсаторно-восстановительных резервов у каждого человека развита по-разному и при интенсивной реабилитации её можно значительно активизировать.

Профилактика главным образом заключается в предупреждении возникновения повторных или рецидивирующих эпизодов заболевания, провоцирующего развитие афазии. С этой целью необходимо своевременно и регулярно проходить диагностическое обследование и проводить коррекцию даже незначительных отклонений от нормы. Пациенты уже столкнувшиеся с клинически выраженными формами афазии и прошедшие реабилитацию всё равно периодически должны наблюдаться у неврологов или нейрохирургов.

Динамическая афазия – когда слова не складываются в предложения…

Нарушения речи при повреждениях головного мозга, или афазии, носят различный характер. Динамическая афазия возникает при поражении префронтальной лобной извилины, ответственной за произношение. Больной говорит односложно, речь упрощенная, часто основана на повторении слов собеседника. Для диагностики проводят комплексное неврологическое исследование, включающее в себя данные визуального осмотра, лабораторных и инструментальных процедур. В лечении используют логопедические методики, лекарственные препараты и терапию сопутствующих болезней.

Основные причины

Что лежит в основе динамической афазии? Патология развивается в случаях органического поражения префронтальных отделов коры левого полушария. Основными причинами являются:

  1. Цереброваскулярные заболевания. Наиболее часто очаг поражения формируется в результате ишемического или геморрагического инсульта, связанного с нарушениями кровотока в передней мозговой артерии. Схожие изменения сопровождают сахарный диабет, гипертоническую болезнь, атеросклеротические состояния и др.
  2. Травматические повреждения. Сотрясение, размозжение или внутричерепное кровоизлияние может стать причиной поражения корковых отделов головного мозга. Помимо первичного воздействия черепно-мозговой травмы, она может привести к энцефалиту, менингиту, отеку, росту объема гематомы и другим состояниям, сдавливающим нервную ткань.
  3. Инфекционно-воспалительное поражение лобной доли головного мозга с локальным повреждением прецентральной извилины.
  4. Доброкачественные и злокачественные новообразования из нейронов и глиальных клеток. Опухоли могут сдавливать структуры мозга или разрушать их, приводя к появлению характерных симптомов.
  5. Болезнь Альцгеймера и другие нейродегенеративные патологии приводят к постепенному разрушению структур головного мозга, в том числе префронтальной коры. Как правило, повреждения не имеют конкретной локализации, в связи с чем вызывают различные клинические проявления.

При поражении нервной ткани в области префронтальной извилины, повреждается речевой отдел, связанный с психической деятельностью человека. Больной теряет способность формировать внутренний план речи, в результате чего испытывает трудности с построением фраз и предложений.

Типы патологии

В клинической практике используется несколько классификаций динамической афазии. Логопеды разделяют всех больных на две большие группы, отличающиеся между собой выраженностью нарушений и прогнозом выздоровления:

  • Пациенты первой группы имеют первичное нарушение построения речи. Мотивация к терапии у них снижена или полностью отсутствует. В связи с этим реабилитация требует длительной и комплексной работы.
  • Больные во второй группе имеют нарушения грамматики. Они отличаются повышенной мотивацией к лечению, сохраняют критичность к своему положению. Это обуславливает эффективную реабилитацию.

Специалистам также важно установить степень тяжести речевой дисфункции. Это определяет применяемые в терапии методы восстановления речи. Выделяют 3 степени выраженности нарушений:

  1. Легкую, при которой пациент способен к спонтанной речи. Фразы стереотипные, аграмматичны и преимущественно включают в себя существительные. При логопедическом исследовании выявляют сложность понимания пословиц и переносного смысла предложений.
  2. Средней степени тяжести, характеризующуюся наличием только простых и стереотипных фраз. Глаголы в речи отсутствуют, она аграмматична. Больной редко говорит спонтанно. Чаще отвечает на вопросы специалистов или родственников.
  3. Тяжелое повреждение связано с полным отсутствием спонтанной речи. В речи употребляются только бытовые слова в ответ на стимуляцию извне. Преимущественно «да» или «нет».

Конкретная причина не влияет на степень выраженности симптомов. Наибольшее значение имеет выраженность органического повреждения лобной коры, а также других отделов ЦНС.

Клинические проявления

Характеристика динамической афазии — нарушение процессов формирования спонтанных высказываний. Больные редко проявляют активную речь. Они не обращаются к людям с вопросами или просьбами. Часто только обращение извне вызывает у них речевую активность. Пациенты могут произносить отдельные фразы, которые не связаны между собой. Речь преимущественно состоит из существительных. Количество глаголов, прилагательных и предлогов уменьшено.

При тяжелой степени афазии активная речь полностью отсутствует. В некоторых случаях выявляется эхолалия (повторение услышанных от собеседника фраз) и эхопраксия (повторения движений). При легких повреждениях, больные используют стереотипные высказывания, в основном бытовые и профессиональные конструкции. Испытывают трудность в согласовании слов и предложений между собой. Артикуляция сохранена, так как повреждения не затрагивают моторный коры. В речи отмечается снижение выразительности и эмоциональной окраски.

Характерная особенность динамической афазии у взрослых — это преобладание односложных, коротких ответов или стереотипных предложений при сохранении способности к артикуляции. Люди часто отвечают на вопросы с помощью его переформулирования. При просьбе рассказать прочитанный отрывок текста или составить рассказ на основе изображения пациенты испытывают трудности, или не могут выполнить данное задание. Исследование лексикона позволяет обнаружить трудности с названием отдельных предметов, географических обозначений и др. Человек, помимо трудностей с речью, имеет нарушения внимания, замедленное мышление и часто не проявляет критики к своему состоянию.

Дисграфия выявляется редко. Как правило, больной не может записывать под диктовку сложные предложения, а также придумывать их самостоятельно. Чтение нарушено — пациент пропускает отдельные слова и плохо понимает прочитанную информацию.

Отличительной чертой динамической афазии является формирование у человека “лобной психики” при обильном поражении. Человек становится апатичным, находится в депрессии, не испытывает мотивацию к занятиям любой деятельности. Нарушения в двигательной сфере не характерны.

Диагностические мероприятия

При сборе анамнеза у больного или его родственников, удается выявить информацию о недавно перенесенных черепно-мозговых травмах, инсультах и других поражения головного мозга. Для уточнения локализации и объема поражений, проводится комплексное обследование, включающее в себя следующие этапы:

  1. Неврологический осмотр, направленный на оценку двигательных функций, чувствительности, а также когнитивных функций (память, мышление) и эмоций. Во время обследования невролог выявляет отсутствие активной речи и нарушения мыслительного процесса.
  2. Для определения характера речевых нарушений больным показана консультация логопеда. Во время диагностики устной речи выявляют группу и выраженность афазии. Дополнительно исследуется письменная речь, что позволяет проводить дифференциальную диагностику с другими вариантами афазий и мозговых повреждений.
  3. При подозрении на наличие “лобной психики” и других поведенческих расстройств, больного направляют на консультацию к психиатру.
  4. Томография головного мозга — «золотой стандарт» в диагностике афазии. При подозрениях на черепно-мозговую травму, наличие внутричерепной гематомы и поражения оболочек головного мозга, проводится компьютерная томография. Магнитно-резонансное исследование необходимо для выявления опухолей, последствий инсульта, а также дегенеративных изменений в ЦНС. В тяжелых диагностических случаях может проводится ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная томография/компьютерная томография) и ЯМР-спектроскопия.
  5. При наличии сосудистых заболеваний (атеросклероз, аневризмы мозговых артерий) больному проводят дуплексное сканирование, УЗИ-исследование с допплерографией и МРТ-ангиографию. Указанные методы позволяют оценить степень нарушения кровотока и место локализации очага поражения сосудистого русла.
  6. Подозрения на инфекционно-воспалительные изменения в головном мозге служат показанием для проведения люмбальной пункции с последующим определением конкретного возбудителя патологии с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) или иммуноферментного анализа (ИФА).

Всем больным дополнительно проводится клинический и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, а также электрокардиографию. Указанные методы необходимы для оценки общего состояния и выявления сопутствующих заболеваний.

Проводить дифференциальную диагностику следует с другими типами афазии, в первую очередь с акустико-гностическим и акустико-мнестическим вариантом. Указанные разновидности болезни сопровождаются логореей — высоким уровнем спонтанной речевой активности в отсутствии осмысленности речи. Афферентный тип афазии связан с нарушением артикуляции и фонетическими расстройствами. В случае динамического расстройства, указанные симптомы не выявляются.

Подходы к терапии

Основная задача при лечении динамической афазии — устранить непосредственную причину ее развития. В связи с этим, на первое место выходит этиотропное лечение. При выявлении инфекций используют антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты, что зависит от выявленного в результате проведения люмбальной пункции возбудителя. Если у больного выявлена доброкачественная и злокачественная опухоль, то проводятся нейрохирургические вмешательства, направленные на ее устранение. В терапии активно используют лекарственные препараты:

  • сосудисто активные средства (Актовегин, Церебролизин), улучшающие кровообращение головного мозга и восстанавливающие активность отдельных участков ЦНС (длительный прием препаратов позволяет затормозить прогрессирование нейродегенеративных патологий и состояний, связанных с ишемией нервной ткани);
  • нейропротекторы (Кортексин и др.) и ноотропы (Пирацетам, Фенотропил) нормализуют обменные процессы в нейронах, улучшая их работу и защищая нервные клетки от повреждений (продолжительность их использования может доходить до 6 месяцев и более).

Помимо медикаментозных методов терапии, проводятся логопедические занятия с реабилитацией. Последняя основывается на комплексной работе с неврологом, логопедом, врачом лечебной физкультуры, нейропсихологом и логопедом. В восстановительном процессе используются следующие подходы:

  • Логопедическая коррекция

Направлена на развитие спонтанной речи. Больные работают с внешними вопросами, изображениями, схем рассказа. Это позволяет понять способы формирования высказываний и снижает выраженность речевого дефекта. Пациенты с тяжелыми формами болезни нуждаются в постоянном диалоге со специалистами, так как только в этом случае возможна активная речь. Если у больного наблюдается легкая степень выраженности патологии, то ведутся занятия по пониманию переносных значений высказываний. Логопед активно работает и над восстановлением лексикона, который может быть частично нарушен.

  • Лечебный массаж и физкультура

Общеукрепляющие методики, улучшающие состояние пациента и обеспечивающие быстрое восстановление функций головного мозга. Больному показано выполнение простых упражнений, соблюдение режима сна и бодрствования, прием витаминно-минеральных комплексов.

В процессе реабилитации продолжают использовать нейрометаболические препараты: ноотропы и сосудисто-активные медикаменты. Наиболее часто применяют Пирацетам, лекарства с гинкго билоба, Мемантин и др. Использовать медикаменты необходимо после назначения их врачом, так как они имеют определенные показания и противопоказания к применению.

Терапия динамической афазии всегда подбирается специалистами. Попытки самостоятельного лечения или изменения подобранных средств может стать причиной прогрессирования болезни и развития ее осложнений.

Негативные последствия и прогноз

Основное осложнение афазии — нарушение коммуникации больного с окружающими его людьми, что негативно сказывается на его личной и профессиональной жизни. В случае трудностей пациент не может попросить помощь у окружающих. Последствия заболевания связаны и с нарушениями когнитивных функций — снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию и воспроизводить ее. При развитии синдрома “лобной психики”, поведение не критично, наблюдается скудность эмоционально-волевого компонента личности.

Прогноз для больного зависит от времени выявления патологии, степени повреждения головного мозга и комплексности проводимых реабилитационных мероприятий. Если имеет место обширный инсульт, агрессивная злокачественная опухоль или тяжелое травматическое повреждение ЦНС, то восстановление речи невозможно или может быть частичным. При раннем начале терапии на фоне минимальных изменений в головном мозге, реабилитация позволяет постепенно формировать активные высказывания и нормализовать социальную жизнь человека.

Развитие синдрома «лобной психики» является негативным фактором прогноза. При данном состоянии имеет место обширное функциональное нарушение работы фронтальной коры, что сложно купируется с помощью психотерапии, лекарственных средств и других видов лечения.

Возможности профилактики

Предупреждение развития динамической афазии основывается на профилактики ее причин: атеросклероза, сахарного диабета, инфекционных поражений ЦНС и пр. Для этого, врачи рекомендуют придерживаться следующих советов:

  1. Соблюдать рациональное питание. Из рациона исключается жирное мясо, простые углеводы, в первую очередь в виде кондитерских и хлебобулочных изделий. Предпочтение отдают рыбе, нежирному мясу (курятина, крольчатина), фруктам, овощам, орехам и ягодам.
  2. Необходимо полностью исключить вредные привычки: табакокурение, употребление спиртного и наркомании.
  3. Регулярно заниматься спортом. Взрослому человеку необходимо как минимум 90-120 минут в неделю проводить с активными физическими упражнениями. Для профилактики хорошо подходят кардиотренировки, плавание и посещение тренажерного зала.
  4. Для предупреждения клещевого энцефалита при проживании или посещении эндемичных районов необходимо заранее провести специфическую профилактику.
  5. При наличии любых хронических заболеваний следует соблюдать рекомендации врача при их лечении, а в случае обострения или появления новых симптомов, незамедлительно обращаться за медицинской помощью.

Следование простым советам позволяет существенно снизить риски развития афазии, связанные с органическим поражением центральной нервной системы.

Динамическая афазия характеризуется нарушениями спонтанной речи и проявляется речевой дисфункцией. Человек избегает активных высказываний, так как они односложны и носят стереотипный характер. Выявление заболевания на начальных этапах его развития на фоне комплексного лечения, позволяет добиться восстановления речи и устранения сопутствующих неврологических и психологических симптомов.

Ссылка на основную публикацию