Логопедические технологии

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Логопедические технологии

Персональный сайт учителя-логопеда

Касаткиной Елены Владимировны

  • Информация обо мне.
  • Моя профессиональная деятельность
  • Образование
  • Курсы и тренинги
  • Мои достижения.
  • Мои умения и навыки.
  • Мои интересы.
  • Участие в методической работе района.


    • Моя профессиональная деятельность
    • Образование
    • Дополнительное образование
    • Курсы и тренинги
    • Мои достижения
    • Мои умения и навыки
    • Мои интересы
    • Участие в методической работе района.

    • Межрайонная научно-практическая конференция 20.02.2013 г.
    • Районная Педагогическая ассамблея 28.03.2013 г.

    • Годовое планирование методического сопровождения дошкольного образования Волоколамского муниципального района
    • План-график методических мероприятий Волоколамского муниципального района на месяц
    • Районные конкурсы профессионального педагогического мастерства
    • Научно-практические конференции
    • Методические материалы для руководителей ДОУ
    • Методические материалы для старших воспитателей ДОУ
    • Современные образовательные технологии и методики в ДОУ
    • Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
    • Внедрение ФГТ и ФГОС ДО в практику ДОУ

    • Годовой план деятельности МДОУ д/с № 14
    • План-график методических мероприятий в МДОУ д/с № 14 на месяц
    • Циклограмма деятельности старшего воспитателя МДОУ д/с № 14
    • Фронтальный контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Тематический контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Оперативный контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Смотры-конкурсы в ДОУ
    • Методическая копилка

    • Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14
    • Современные коррекционно-логопедические развивающие технологии и методики
    • Мои логопедические технологии и методики
    • Консультации для учителей-логопедов
    • Консультации учителя-логопеда для педагогов ДОО
    • Консультации учителя-логопеда для родителей
    • Словарь логопедических терминов
    • Тесты по логопедии
    • Мониторинг развития речи
      • Мониторинг уровня развития лексического запаса
      • Мониторинг уровня развития грамматического строя речи
      • Мониторинг уровня развития связной речи
      • Мониторинг уровня развития фонетико-фонематической стороны речи

    • Нормативно-правовая база аттестации
    • Процедура аттестации педагогических работников ОУ Московской области
    • Экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников ОУ Московской области
    • Изменения в процедуре аттестации

    • Главная
    • Информация обо мне
      • Моя профессиональная деятельность
      • Образование
      • Дополнительное образование
      • Курсы и тренинги
      • Мои достижения
      • Мои умения и навыки
      • Мои интересы
      • Участие в методической работе района
    • Новости дня
    • Фотоальбом
      • Районная Педагогическая ассамблея 28.03.2013 г.
      • Межрайонная научно-практическая конференция 20.02.2013 г.
      • Зональный практический семинар для руководящих и педагогических работников ДОО Московской области 29.01.2015 г.
    • Методическое сопровождение дошкольного образования района
      • Годовое планирование методического сопровождения дошкольного образования Волоколамского муниципального района
      • План-график методических мероприятий Волоколамского муниципального района на месяц
      • Районные конкурсы профессионального педагогического мастерства
      • Научно-практические конференции
      • Методические материалы для руководителей ДОУ
      • Методические материалы для старших воспитателей ДОУ
      • Современные образовательные технологии и методики в ДОУ
      • Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
      • Внедрение ФГТ и ФГОС ДО в практику ДОУ
    • Методическая служба в ДОО
      • Годовой план деятельности МДОУ д/с № 14
      • План-график методических мероприятий в МДОУ д/с № 14 на месяц
      • Циклограмма деятельности старшего воспитателя МДОУ д/с № 14
      • Фронтальный контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Тематический контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Оперативный контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Смотры-конкурсы в ДОУ
      • Методическая копилка
    • Коррекционно-логопедическая работа в ДОО
      • Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14
      • Современные коррекционно-логопедические развивающие технологии и методики
      • Мои логопедические технологии и методики
      • Консультации для учителей-логопедов
      • Консультации учителя-логопеда для педагогов ДОО
      • Консультации учителя-логопеда для родителей
      • Словарь логопедических терминов
      • Тесты по логопедии
      • Мониторинг развития речи
        • Мониторинг уровня развития фонетико-фонематической стороны речи
        • Мониторинг уровня развития лексического запаса
        • Мониторинг уровня развития грамматического строя речи
        • Мониторинг уровня развития связной речи
    • Аттестация педагогических кадров образовательных организаций
      • Нормативно-правовая база аттестации
      • Процедура аттестации педагогических работников ОУ Московской области
      • Экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников ОУ Московской области
      • Изменения в процедуре аттестации
    • Карта сайта
    • Сведения об образовательной организации

    Современные коррекционно-логопедические развивающие

    технологии и методики.

    Материалы выступлений.
    Методическая литература.

    Автор сайта: Касаткина Елена Владимировна,

    учитель-логопед МДОУ “Детский сад №14 общеразвивающего вида” Волоколамского муниципального района,

    учитель-логопед МДОУ “Детский сад №10 общеразвивающего вида” Волоколамского муниципального района,

    учитель-дефектолог Центра раннего развиия “Крошка Ру” г.Волоколамска Московской области.

    Современные технологии для логопеда в условиях ФГОС

    Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

    В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

    Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

    Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

    К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

    К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

    Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

    В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

    Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

    Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

    Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

    • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

    В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

    • Азбука в картинках. Эта игра помогает ребенку в полной мере изучить алфавит и вместе с преподавателем понять, как правильно сочетать и произносить звуки, соответствующие буквам алфавита;
    • Различные дидактические игры. Это довольно распространенный вид интерактивных игр, целью которых является скорейшее достижение положительных результатов работы логопеда. С помощью таких игр преподаватель сможет заинтересовать всю свою группу и в игровой форме показывать правила произношения звуков, в целом прививать детям привычку говорить правильно, без запинок и слов-паразитов;
    • Картотеки картинок. Такие картотеки широко используются логопедами в качестве обычных, бумажных картинок, помогающих детям понять, как правильно произносить различные, «сложные» для детского восприятия звуки. Такие картинки успешно были перенесены в интерактивную форму, и теперь ребенок сможет не только просматривать картинки, но и взаимодействовать с ними, с помощью игры получать информацию о том, как правильно должен произноситься тот или иной звук.

    Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

    Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

    Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

    Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

    Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

    Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?

    1) Логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны с так называемыми физиологическими ошибками, закономерно встречающимися у детей при овладении письмом. Но являются более специфическими, многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.

    2) Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.

    Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющаяся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения.

    Механизм: нарушение операции фонематического анализа и синтеза.

    Симптомы : – пропуски букв при чтении, замены букв при чтении, обозначающие соответствующие фонетически сходные оппозиционные звуки (с-з, ж-ш и т.д)

    – нарушение звуко-слоговой структуры при чтении (вставки, пропуски, перестановки слогов).

    Механизм: нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза.

    Симптомы: замены при чтении оптически сходных букв;

    Механизм: нарушение процесса памяти;

    Симптомы: не обоснованные замены букв при чтении;

    Механизм : нарушение операции синтеза (буквенного, слогового, языкового)

    Симптомы : нарушение понимания прочитанного текста при технически правильном чтении на уровне буквы, слога, слова, текста;

    Механизм: нарушение морфологического анализа и синтеза;

    Симптомы: нарушение прочитывания окончаний, обозначающих согласование слов в предложении;

    Механизм: нарушение кинестетического анализа и синтеза;

    Симптомы: ошибки при чтении по технике Брайля;

    Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (с использованием фонетического принципа письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха.

    Механизм: нарушение фонематического анализа и синтеза;

    Симптомы : – замены на письме букв, обозначающих фонетически сходные оппозиционные звуки (с-з, ж-ш и т.д)

    Механизм: нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза.

    Симптомы: замены и смешения оптически сходных букв;

    Механизм: нарушение фонематического и кинетического анализа и синтеза;

    Симптомы: проявление неправильного звукопроизношения на письме;

    Механизм : нарушение морфологического анализа и синтеза;

    Симптомы : нарушение лексико-грамматической стороны речи, проявляющаяся на письме (неправильные окончания слов при согласовании слов в словосочетаниях и предложениях; пропуски предлогов и т.д)

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Механизм: нарушение языкового анализа и синтеза;

    Симптомы: – нарушение звуко-слоговой структуры (вставки, перестановки, пропуски);

    – необоснованные разрывы слов или их слитное написание, слитное написание предлогов, отсутствие заглавной буквы в начале предложения;

    Как помочь ребенку? Что делать ?

    – Необходима срочная консультация логопеда или дефектолога.

    Только специалист разберется в том, что именно не ладится у ребенка, какие конкретные он делает ошибки – только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления.

    – Строгая целенаправленность занятий со специалистом.

    – Правильный подбор речевого материала.

    – Последовательность в преодолении ошибок.

    – Необходимо учитывать силы и возможности ребенка.

    Интересна реакция на эти ошибки родителей, не знакомых с логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто дают ребенку образцы правильного написания этих слов для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.

    Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

    Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

    Яна Полей логопед высшей категории

    • Диагностика дисграфии
    • Лечение дисграфии
    • Коротко о главном: что такое дисграфия
    • Пять видов дисграфии
    • Предупреждён — почти вооружён

    Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или “надо просто учить лучше”, как говорят либерально настроенные родители?

    Иногда — “лучше учить”. А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

    Диагностика дисграфии

    По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

    Вместо “дом” пишет “дон” или “том”, вместо “для” пишет “дял”, вместо “кот” — “кто”, вместо “пришёл” — “присёл”, “белка” превращается в “блка” и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

    Один мальчик 11 лет написал во время обследования: “Девочка спряталсь вдубло”. Ему продиктовали фразу: “Белочка спряталась в дупло”. На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — “отдельно”. Правило знает, а на практике его применить не может.

    А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

    Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

    Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

    Лечение дисграфии

    Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

    Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

    Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что “плохо учатся”. Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из “Матрицы”, тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

    Коротко о главном: что такое дисграфия

    Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

    Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

    Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

    Пять видов дисграфии

    1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

    Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

    Например, ребёнок заменяет в устной речи “р” на “л”. И пишет вместо “рома” — “лома”, вместо “порох” — “полох”. Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать “кошун” вместо “коршун”.

    2. Акустическая форма дисграфии

    Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, “крабочки” — крабовые палочки.

    4. Аграмматическая дисграфия

    Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов (“Маша бежал”, “синяя пальто”).

    5. Оптическая дисграфия

    Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

    Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

    Предупреждён — почти вооружён

    Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

    1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
    2. если в года была задержка речевого развития;
    3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
    4. если ребёнок левша или переученный левша;
    5. если у ребёнка были травмы головы;
    6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

    Логопедические ошибки – что это такое

    Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

    Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

    Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

    Этиология появления дефектов

    Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

    • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
    • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
    • Соматическая ослабленность ребенка.
    • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
    • Речевые нарушения.
    • Билингвизм.
    • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

    В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

    Клиническая симптоматика

    Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

    • Нарушения координации движений.
    • Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
    • Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
    • Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
    • Ребенок путает стороны.
    • Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
    • В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
    • Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
    • Ребенок путает похожие элементы.
    • Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.

    Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

    Классификация дисграфии

    Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

    • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
    • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
    • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

    Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

    Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

    Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

    • Смешение букв по схожим признакам.
    • Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
    • «Зеркальное» написание буквы.
    • Пропуск элементов буквы.
    • Кинетические ошибки.

    В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

    Классификация дислексии

    В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

    • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
    • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
    • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
    • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
    • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
    • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

    В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

    Особенности диагностики

    Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

    Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

    Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

    Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

    Логопедическая помощь при дисграфии

    Ребенок должен составить из букв слово

    Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

    • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
    • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
    • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

    Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

    Логопедическая помощь при дислексии

    Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

    • исправление звукопроизношения;
    • работа со слоговой структурой слова;
    • работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
    • преодоление аграмматизмов.

    Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

    Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

    В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

    Классификация логопедических ошибок у учеников младших классов общеобразовательной школы

    Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтение и письме. Например, пропускать буквы: чсы-часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п.
    К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать это, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
    Ошибки в чтении и письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью-бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный устный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине II класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам.
    Многоразовые переписывание плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок – логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность.
    Поговорим о том, на что необходимо обратить внимание учителю для своевременного выявления детей с дисграфией. Чаще всего нарушения письменной речи выявляются у детей с теми или иными недостатками устной речи. Иногда к началу обучения в школе эти недостатки уже скорректированы, но при письме проявляются в различных специфических ошибках. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

    Дисграфия на основе нарушений фонемного распознания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия

    Проявляются в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных ( «писмо», »лубит», «лижа») Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например о-у (туча-«точа»), е-и (лес-«лис»)
    Смешение букв, когда пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую ­букву, может быть вызвано также нестойкостью соотнесения звука и буквы, когда еще не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.
    Перед тем как перейти к следующему типу ошибок, хочется заметить, что даже в таком неполном анализе представлено множество ошибок из тех, которыми пестрят тетради не­успевающих школьников. У всех этих ошибок один источник – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение восприя­тия, анализа и синтеза звуков речи и несоотне­сение звука и соответствующей буквы.
    В программе II класса предусмотрен раз­дел «Звуко-буквенный анализ», изучение ко­торого помогло бы многим школьникам. К со­жалению, этот раздел, трудный для многих детей, учителями воспринимается как второ­степенный, и они стараются быстрее «Прос­кочить» трудную для детей тему. В результате к III классу дети уже не в состоянии объяс­нить, чем отличается звук от буквы, глухой согласный от звонкого, а гласный от согласного звука. Стойкое неумение слышать и вы­делять звуки в потоке речи, соотносить их с буквами и как следствие многочисленные «глупые» ошибки в тетрадях – вот плата за игнорирование важности навыков звуко-буквенного анализа слова. Следующий тип ошибок обычно называ­ют аграмматизмами.

    Аграмматическая дисграфия

    Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфо­гических, синтаксических обобщений. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа сущест­вительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложе­ний, пропускать членов предложения, нарушении последовательно­сти слов в предложении.
    Все рассмотренные выше ошибки связаны с недостаточным развитием устной речи ребенка. Но нарушения письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных не речевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка или искаженное развитие этих функций так же приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младших школьников.

    Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляться в заменах и скажениях букв на письме.
    Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пронстранстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м).
    К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а так же при органических поражениях мозга.

    Смешение букв по кинетическому сходству

    Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка:

    о-а б-д
    в-д и-у
    л-м и-ш
    н-ю а-д
    р-н н-п
    р-п р-г
    в-б
    П-Т У-Ч
    в-с Г-Р
    Н-К В-Д
    ч-ъ

    Важную и, к сожалению, отрицательную роль играет в этом неправо­мерное методическое требование безотрыв­ного письма с самых первых недель обуче­ния. Графических упражнений для отработки поэлементного написания букв предлагается мало, и времени, отведенного для этих уп­ражнений, явно недостаточно. Таким обра­зом, не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в про­цессе письма. С переходом на стадию связно­го письма убыстряется темп и увеличивается объем письменных работ, что соответственно вызывает и рост количества смешений букв. И хотя подобные ошибки не вызваны наруше­нием произношения или незнанием правил орфографии, их нельзя рассматривать как бе­зобидные «описки».
    В заключение хочется еще раз отметить что перечисленные выше ошибки при чтении и письме возникают у учеников не от лени, невнимательности или недоучивания орфографических правил. Такие ошибки появляются вследствие неправильного или недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе чтения и письма. Внимательны доброжелательный педагог вовремя сумеет разглядеть эти специфические проблемы, оказать своему ученику психологическую поддержку и дать совет родителям, как вести себя с ребенком и где искать помощи в трудной ситуации. Это поможет школьнику избежать психологического дискомфорта от неудач, с которыми сам он справиться не в состоянии, и получить так необходимую ему квалифицированную помощь учителя-логопеда.

    Читайте также:  Дисграфия у детей с ринолалией
Ссылка на основную публикацию