Логопедические технологии

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Современные логопедические технологии

Автор: Груздева Ирина Алексеевна,

учитель логопед город Чебоксары

Оригинал: скачать.

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

§ ручной (классический);
§ аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
§ точечный (воздействие на биологически активные точки);
§ самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

§ короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
§ ринолалия;
§ непроизвольное слюноотделение;
§ нарушения голоса;
§ алалия;
§ дисграфия;
§ нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
§ заикание невротической природы;
§ отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

§ возможность выполнения в домашних условиях;
§ простота и безболезненность;
§ положительное влияние на нервную и мышечную систему;
§ повышение эластичности мышечных волокон;
§ улучшение функции сосудов;
§ нормализация речевого дыхания;
§ снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
§ увеличение амплитуды артикуляционных движений.

§ вирусные заболевания;
§ стоматиты, гингивиты;
§ конъюнктивиты;
§ кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.

2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.

4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

§ поочередное использование теплового и холодового факторов;
§ сначала гипотермия, потом гипертермия;
§ только гипертермия;
§ только гипотермия.

§ повышенное слюноотделение;
§ синкинезии;
§ артикуляционные апраксии;
§ некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

§ эпилепсия;
§ ОРВИ;
§ заболевания ЛОР-органов;
§ холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

§ ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
§ строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
§ ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
§ ходить со сменой ведущих;
§ равномерное сужение и расширение круга.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

§ чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
§ песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
§ миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
§ вода.

§ создание отпечатков кулачков, ладоней;
§ поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
§ скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
§ рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
§ закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

§ работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
§ активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
§ снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
§ совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
§ развитие моторики рук.

§ кожные болезни;
§ повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
§ наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
§ повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

§ расширение словарного запаса;
§ появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
§ увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

1. Медитативная.
2. Психотерапевтическая.
3. Психокоррекционная.
4. Психологическая.
5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

§ взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
§ эффективная игровая мотивация детской речи;
§ усовершенствование звуковой речи;
§ усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
§ создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

§ рисование сказок;
§ создание кукол;
§ рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

§ танцы, пение;
§ игры на музыкальных инструментах;
§ сочетание пения и дыхательных упражнений;
§ игры со звукоподражанием;
§ чистоговорки;
§ пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

§ в период интенсивного формирования речи;
§ дизартрии;
§ недостаточно развитая моторика и координация движений;
§ чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
§ заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

§ слушание музыки;
§ пение;
§ игра на музыкальных инструментах;
§ элементы театрализации;
§ музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

§ нормализация эмоционального состояния;
§ выработка навыков использования голоса;
§ устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
§ развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
§ стимуляция слухового восприятия;
§ воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

§ рисование на манной крупе;
§ пальцевая живопись;
§ кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

§ дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
§ обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.

§ осознавание особых цветовых пристрастий;
§ повышение чувствительности и восприимчивости;
§ расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
§ расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
§ возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Современные логопедические технологии

Мелихова Ирина
Современные логопедические технологии

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.

В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

•Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

•Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

•Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

•Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

•Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.

В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н. М. ,Шеховцова Т. С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

• нейропсихологические технологии,

• различные виды логопедического массажа,

• дыхательный тренажёр Фролова,

• различные модели и символы,

• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

• БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Читайте также:  Презентация - исследование по теме Дисграфия

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

– Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя –логопеда.

– Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

– Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

– Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

– Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит, льётся

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

• понятиями: слово – предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• согласовывать слова в предложении,

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

– коррекция и совершенствование готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

– Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки — СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. http://pedlib.ru/Books/3/0454/3_0454-1.shtml

2. Т. Ю. Бардышева. Е. Н. Моносова. Логопедический занятия в детском саду. 2-я младшая группа.

3. Андреева С. Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84 http://pedlib.ru/Books/2/0033/2_0033-1.shtml

4. Э. М. Курицына. Л. А. Тараева Игры на развитие речи.

5. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. Пособие М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. http://pedlib.ru/Books/6/0431/6_0431-1.shtm

6. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников – М.: АСТ, 2008. – 60 с. – (Родничок) (Программа обучения в детском саду) http://pedlib.ru/Books/5/0194/5_0194-1.shtml

7. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников

– М.: АСТ: Астрель, 2007. – 61 с. – (Родничок) http://pedlib.ru/Books/5/0195/5_0195-1.shtml

8. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).

9. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005

10. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер – класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Игра «Логопедические кубики» Оборудование: пять кубиков с шестью разными сторонами Цель игры: закрепить умение составлять звуковые и слоговые схемы слов Ход игры. Первый.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно – ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Логопедические игры на кухне Все мы знаем, что большую часть своего времени мамы, после работы проводят на кухне, и совсем мало времени остаётся на то что бы провести.

Современные логопедические технологии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

  1. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.
  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.
  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.
  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.
  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.
Читайте также:  Дидактический раздаточный материал по теме: Дифференциация п – б в словах

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

  • дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
  • обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.
  • осознавание особых цветовых пристрастий;
  • повышение чувствительности и восприимчивости;
  • расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
  • расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
  • возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Применение современных образовательных технологий и методик в коррекционно-развивающем процессе

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
  • технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Для решения следующих педагогических задач:

  • своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка;
  • организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса;
  • содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;
  • консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии:

№ ппОбразовательныетехнологии и методикиЦель использованиятехнологий и методикОписание внедренияв педагогическую деятельностьРезультаты использования
1.Технологии логопедического обследованияопределение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфереметодики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.

Своевременно оказать помощь в преодолении этих трудностей
при диагностике незрячих использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек
2. Здоровьесберегающие технологии.
Технологии формирования речевого дыханияСтимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Упражнения для дыхания на индивидуально, фронтальной, подгрупповой.

методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.
Зрительная гимнастикаСнимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.Использование упражнений после напряженной 10 -15 минутной работы.Профилактика миопии.
Релаксация гимнастикаСнимает напряжение, чувство беспокойства.Является одним из этапов работыРазвивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.
Мимическая Способствует коммуникации, эмоциональному развитиюВыполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словеснойБолее четкая мимическая картина
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.Физминутки по лексическим темам.Повышенная работоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопие.
Гимнастика для пальчиков.Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятие синкенезий и мышечных зажимов.Крупотерапия, пескотерапия, су-джоки, мозайка, массажные мячики, игры с прщепками, со счетными палочками.Прямопропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи.
Психогимнас-тика.Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.Игры и этюдыРазвитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств.
Биоэнерго-пластика. Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.На каждого ребенка существует комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка.Улучшается речь.
Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики.Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие.Сказки по лексическим темам на занятияхУлучшение произносительных навыков.
Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры.Стимулирование и активизация мышечного тонуса.Комплексы упражнений на уроке, как один из этапов работы.Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи.
Кинезиологические методыразвитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарийСистематически на занятияхисчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

3.Технология проблемного обученияРазвитие познавательной активности.Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач.Активное усвоение знаний.
4.Технологии коррекции звукопроизношенияуточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкцийметодики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловойразвивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.
5.Технология концентрированного обучения.Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.Тематическое планирование.Углублённое и всестороннее освоение материала.
6.Технологии дифференцированного обученияобучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективнымСистематически на занятияхпомочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
7.Технологии коррекции нарушений письма. формирование слоговой структуры слова; развитие языкового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия; развитие фонематического и слогового анализа и синтеза; обогащение и систематизации словарного запаса; формирование и закрепление правил словоизменения и словообразования; устранение аграмматизмов в устной и письменной речи.использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г Кобзаревой.

повышение качества письма и, как следствие, — улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся
8.Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций,на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячихправильному развитию речи учащихся
9.Технологии развития связной речи. учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного заданияметодики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевойсвободному учебному высказыванию в классе
11.Авторская технология «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук».Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с СНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартриейСпособствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий и методик — залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.

Груздева Ирина Алексеевна
МБОУ «СОШ № 64»
Чебоксары

Современные логопедические технологии. Логопедический массаж

Разделы: Логопедия

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц

Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры мо-

жег варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная — 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Но время массажа ребенок не должен испытывать боли. однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем ну процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Основные приемы массажа

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.

Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.

Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

Таким образом, приемами массажа изменяют функции состояния коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

Положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

3) ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе. Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

1) поглаживание от середины лба к вискам;
2) поглаживание от бровей к волосистой части головы;
3) поглаживание от линии лба вокруг глаз;
4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
7) легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

1) поглаживание лба от середины к вискам;
2) поглаживание лба от бровей к волосам;
3) поглаживание бровей;
4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6) сжимание подбородка ритмичными движениями;
7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9) пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

1) поглаживание от середины верхней губы к углам;
2) поглаживание от середины нижней губы к углам;
3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
4) пощипывание губ;
5) покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Рау);
2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);
3) массаж деревянным или металлическим шпателем;
4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

1) поглаживание языка в различных направлениях:
— от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
— от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
— круговые, спиралевидные движения;
2) похлопывание языка начиная* с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);
3) “прокачивание” — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);
4) массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);
5) покалывание языка (игольчатым зондом);
6) “перетирание” языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);
7) распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы — во рту, кончик — снаружи).

Пассивная и активная
артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка. Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия — под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.

Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией (“Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение”).

Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается. Таким образом происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.

Пассивная гимнастика языка:

1) выведение языка из ротовой полости вперед;
2) втягивание языка назад;
3) опускание языка вниз (к нижней губе);
4) поднимание языка вверх (к верхней губе);
5) боковые отведения языка (влево и вправо);
6) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу;
8) легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

1) собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
2) собирание нижней губы (тем же приемом);
3) собирание губ в трубочку (“хоботок”), производя движение к средней линии;
4) растягивание губ в “улыбку”, фиксируя пальцы в углах рта;
5) поднимание верхней губы;
6) опускание нижней губы;
7) смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
8) создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Активная артикуляционная гимнастика

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений, скорость включения и переключения. Необходимо развивать произвольность, дифференцированность артикуляционных движений и контроль за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица:

1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
2) нахмуривание бровей;
3) поднимание бровей (образование продольных морщин);
4) надувание щек;
5) проглатывание слюны;
6) открывание и закрывание рта;
7) жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры:

1) вытягивание губ вперед трубочкой;
2) растягивание их в стороны;
3) чередование движений “хоботок” — “оскал”;
4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;
6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа “поцелуй”);
7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, для повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

— выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);
— перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);
— удержание губами различных предметов (пробка, марля); далее — упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

Упражнения для язычной мускулатуры:

1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
2) выдвигание языка вперед;
3) втягивание языка назад, внутрь;
4) опускание языка вниз;
5) приподнимание языка вверх;
6) боковые отведения (вправо и влево);
7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
8) суживание языка и заострение его;
9) переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Современные технологии для логопеда в условиях ФГОС

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Азбука в картинках. Эта игра помогает ребенку в полной мере изучить алфавит и вместе с преподавателем понять, как правильно сочетать и произносить звуки, соответствующие буквам алфавита;

Различные дидактические игры. Это довольно распространенный вид интерактивных игр, целью которых является скорейшее достижение положительных результатов работы логопеда. С помощью таких игр преподаватель сможет заинтересовать всю свою группу и в игровой форме показывать правила произношения звуков, в целом прививать детям привычку говорить правильно, без запинок и слов-паразитов;

Картотеки картинок. Такие картотеки широко используются логопедами в качестве обычных, бумажных картинок, помогающих детям понять, как правильно произносить различные, «сложные» для детского восприятия звуки. Такие картинки успешно были перенесены в интерактивную форму, и теперь ребенок сможет не только просматривать картинки, но и взаимодействовать с ними, с помощью игры получать информацию о том, как правильно должен произноситься тот или иной звук.

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

Читайте также:  Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР
Ссылка на основную публикацию