Логофобия в клинической картине заикания

Логофобия

Логофобия (глоссофобия) – это патологическая боязнь заговорить при людях. Сопровождает течение заикания, мутизма, дислалии, иногда возникает в рамках социофобии. При логофобии присутствует постоянный страх возникновения речевых судорог, опасение быть осмеянным окружающими, болезненная фиксация на речевом дефекте, из-за чего пациенты избегают ситуаций общения. Страх речи выявляется в ходе наблюдения, беседы, заполнения речевых опросников. Лечение логофобии проводится путем когнитивно-поведенческой терапии, речевых тренингов, освоения методов релаксации, логопедической коррекции.

Классификация

Логофобия относится к фобическим расстройствам. Может выражаться в нескольких вариантах:

  • звукофобия – страх произношения отдельных «трудных» звуков;
  • вербофобия – боязнь произнесения некоторых сложных слов;
  • лалофобия – страх появления запинок в речи, связанных с заиканием;
  • пейрафобия – боязнь выступления на сцене, перед большой аудиторией.

В своем развитии логофобия проходит три стадии:

  1. На первой страх возникает непосредственно в процессе устной речи, наиболее выражен в особо волнительных ситуациях.
  2. На второй стадии логофобия возникает уже на этапе планирования речи, перед началом разговора.
  3. На третьей стадии речевой страх появляется при мысли о необходимости беседы, выступления или же при воспоминании о негативном речевом опыте.

Причины логофобии

Заикание

В большей степени логофобия выражена при невротическом заикании, в меньшей – при неврозоподобном. В присутствии родных и хорошо знакомых людей страх речи может отсутствовать, однако в окружении посторонних, в незнакомой обстановке ситуация выходит из-под контроля. Логофобия может усиливаться при телефонном разговоре, общении с лицом противоположного пола, сверстниками или взрослыми.

Речевой невроз выражается в навязчивом страхе развития судорожных запинок при произнесении звука, слова, фразы, предложения. Нарастает тревога и беспокойство из-за боязни быть публично осмеянным. Тревожное ожидание является фактором, еще более сковывающим фонационные, артикуляционные, дыхательные мышцы. Поэтому с началом речи судорожные запинки усиливаются. В таком состоянии заикающийся говорит не то, что планировал, а то, что ему легче произнести. Иногда человек совсем замолкает, перестает отвечать на вопросы, замыкается в себе.

В результате логофобии пациент со временем начинает избегать устных речевых контактов, старается больше общаться в письменной форме. Постоянные затруднения в речи обусловливают развитие невротических реакций. Иногда следствием боязни речи становится обидчивость, озлобленность, излишняя агрессивность.

Мутизм

Выраженность логофобии может быть столь сильной, что человек предпочитает совсем не разговаривать в определенных ситуациях. Развивается элективный (избирательный) мутизм.

Пациент перестает общаться с лицами, вызывающими у него негативные эмоции, тревогу, страх: не заговаривает с ними, не отвечает на вопросы. При этом с другими людьми вербальный контакт сохранен, понимание речи не нарушено, письмена речь в норме. Иногда логофобия проявляется молчанием в строго определенных местах (детском саду, школе, секции), где пациент чувствует себя дискомфортно.

Дефекты дикции

Искаженное, ненормативное произношение звуков нередко становится причиной логофобии у подростков и взрослых. Осознание своего дефекта (шепелявости, картавости), выраженного национального акцента или местного говора (оканья, гэканья) в правильно говорящей среде может вызвать нежелание вступать в речевой контакт, отказ от общения, односложные ответы.

Окружающими такие проявления могут расцениваться как высокомерие, демонстративное поведение, однако на самом деле за этим скрывается смущение, боязнь быть «не как все», оказаться объектом насмешек и передразнивания. При разговоре люди с дефектами звукопроизношения стараются избегать трудных звуков или произносить их тихо, в ускоренном темпе, желая побыстрее «проскочить», сделать малозаметной свою проблему для окружающих.

Социофобия

Данная форма логофобии не связана с речевыми нарушениями и психическими расстройствами. За боязнью заговорить на публике могут скрываться детские страхи, критика родителей и учителей, отрицательный опыт предыдущих публичных выступлений, закончившихся провалом.

Проявлениями логофобии в этом случае становится пересыхание горла при попытке начать речь, затруднение дыхания. Человек не может вымолвить ни единого слова («молчит, как будто проглотил язык», «лишился дара речи»), так как ожидает очередную коммуникативную неудачу.

Если все же удается начать речь, то она изобилует запинками, оговорками, словами-паразитами, необоснованными паузами. Фразы произносятся обрывочно, нарушается логика и последовательность изложения мыслей, голос срывается, темп убыстряется либо замедляется. Артикуляция и дикция становятся нечеткими. Разговор или выступление заканчивается разочарованием, как для самого говорящего, так и для его слушателей.

Признаками речевой тревожности также выступают тремор рук, дрожь в ногах, учащенное сердцебиение, тошнота, потливость. Отмечаются головные боли, ощущение напряжения и боли в шее. Общее психологическое состояние характеризуется угнетенностью, подавленностью, сниженной самооценкой, неверием в себя. Внешне люди, страдающие логофобией, замкнуты, молчаливы, неконтактны. При этом внутренне они очень стремятся к общению, однако в силу своих страхов бояться преодолеть этот барьер.

Галитоз

Причиной логофобии может послужить неприятный, зловонный запах изо рта, который ощущается самим говорящим. Несвежее дыхание делает проблемным общение с людьми, находящимися в непосредственной близости, заставляет избегать различных проявлений чувств (поцелуев, дружеских объятий), интимных контактов.

В компании человек, страдающий галитозом, боится заговорить, предпочитает отмалчиваться, выражая свое мнение мимикой и жестами. Возникает постоянная необходимость в использовании спреев и ополаскивателей для полости рта, однако они лишь на непродолжительное время устраняют неприятный запах, не решая проблему галитоза и логофобии.

Осложнения

При логофобии существует опасность возникновения аддиктивного поведения. «Для храбрости» и «раскрепощения» перед началом устной речи человек может употребить алкоголь или принять наркотик. В других случаях перед публичным выступлением возникает потребность проведения определенных навязчивых ритуалов, которая со временем перерастает в обсессивно-компульсивный синдром. Следствием логофобии может стать отказ от посещения публичных мест, уход из профессии или с престижного места работы, добровольная самоизоляция.

Диагностика

Диагностическая тактика направлена на выявление причины логофобического синдрома, определение тяжести нарушения и способствующих условий. В первую очередь, к диагностике привлекаются врачи-психотерапевты и логопеды, при необходимости – клинические специалисты. На практике используются следующие методы:

  • Наблюдение и беседа. При наблюдении со стороны диагност фиксирует наличие дефектов речи, речевых затруднений в тех или иных условиях, сопутствующие логофобии проявления (вегетативные симптомы, психологические особенности). В процессе беседы у обследуемого выясняют, при каких обстоятельствах и с кем труднее всего выстраивать речевой контакт.
  • Речевые опросники.Тестовые методики (авторы Л. Миссуловин, Р. Эриксон) являются дополнительным диагностическим инструментом. Специальные тесты помогают выявить наличие логофобии у пациента, определить выраженность переживаний по поводу своей речи, степень фиксированности на речевой проблеме.
  • Диагностика устной речи. Логопед проводит обследование состояния фонетической, фонетико-фонематической стороны речи, просодических компонентов, темпо-ритмических характеристик. На основе этого делается вывод о наличии первичного речевого дефекта (заикания, дислалии).

Некоторым пациентам с логофобией дополнительно может потребоваться неврологическое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга), стоматологическая диагностика (осмотр полости рта, рентгенография зубов), обследование органов ЖКТ (гастроскопия, УЗИ брюшной полости), верхних дыхательных путей (эндоскопия ЛОР-органов).

Лечение

Медицинская реабилитация

Логофобию невозможно устранить, не воздействуя на ее причину. Поскольку страх речи относится к разряду фобических расстройств, то основу лечения составляют медицинские мероприятия. При необходимости проводится курс медикаментозной терапии с помощью антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Назначаются общеоздоровительные процедуры, снижающие возбудимость нервной системы:

Психокоррекция

Психотерапевтическая помощь направлена на снижение тревожности, преодоление речевых трудностей, освоение релаксационных техник. Психокоррекция проводится длительно, иногда требуется не один год, чтобы побороть свои страхи и научиться владеть собой. При логофобии успешно применяются следующие методы:

  • психотерапия (рациональная, когнитивно-поведенческая, игровая);
  • аутогенные тренировки;
  • нейролингвистическое программирование;
  • гипнотерапия;
  • БОС-терапия.

Логопедическая коррекция

Логопедическая помощь требуется пациентам с косноязычием, заиканием. Целью занятий при дислалии является постановка правильного звукопроизношения с последующей автоматизацией приобретенных навыков. Для подготовки органов речи выполняются артикуляционные упражнения, проводится логопедический массаж. Работа считается законченной после того как все трудные звуки произносятся безошибочно, введены в речь и свободно используются во всех ситуациях общения.

Задача коррекционных занятий при заикании ‒ выработка и закрепление нового речевого навыка без запинок. В кабинете логопеда отрабатывается техника плавной речи, проводится логомассаж, дыхательно-голосовая гимнастика, логопедическая ритмика. Хорошим эффектом обладает аудиотерапия по методу Томатис.

С целью развития коммуникативных функций и преодоления логофобии организуются речевые тренинги. Речевая и эмоциональная нагрузка постепенно усложняется. Отработка навыков «речи без страха» проводится в различных ситуациях и обстоятельствах: в школе, магазине, на улице, со знакомыми с незнакомыми людьми.

Следует обязательно отмечать положительную динамику в лечении, хвалить пациента, вселять уверенность в его силы и речевые возможности. Даже после окончания полного курса терапии пациенту, страдавшему логофобией, необходимо самостоятельно продолжать аутотренинги и речевые тренировки, при необходимости – консультироваться со специалистами.

Логофобия или страх говорить: лечение у взрослых и детей

Казалось бы, что страшного в самой возможности говорить, однако существуют люди, испытывающие иррациональный неконтролируемый страх перед разговором или беседой. Это нарушение называется логофобия и часто наблюдается у людей с дефектами речи. Победить проблему самостоятельно очень сложно, поэтому без помощи квалифицированного психотерапевта не обойтись.

Виды и симптомы нарушения

Человек испытывает страх при любом диалоге, потому что боится насмешек из-за дефектов речи

Логофобия – достаточно распространенное нарушение, о котором окружающие люди могут даже не подозревать. Дело в том, что логофоб не отказывается от речи, как от самого доступного средства коммуникации, но испытывает при этом такой стресс, что часто произносит совсем не те слова, которые хотел сказать.

Боязнь говорить всегда завязана на врожденные или приобретенные дефекты речи. Наиболее часто с ней сталкиваются люди, которые шепелявят или заикаются. Однако причина страха кроется не столько в видоизмененном произношении слов, сколько в неуверенность, комплексах и сильном стрессе.

С логофобией при сильном заикании могут сталкиваться и дети, и взрослые. Проблема очень серьезная и негативно влияет на всю жизнь человека, заставляя прилагать много сил для вступления в разговор и поддержание беседы. С нарушением необходимо бороться, и здесь поможет только комплексный подход.

Так как в подавляющем большинстве случаев логофобия проявляется именно на фоне заикания, различают три виды нарушения – невротическое, неврозоподобное и смешанное. Каждое имеет свои причины развития и характерные симптомы.

Страх говорить и невротическое заикание

Любые невротические состояния, связанные с сильным перенапряжением нервной системы, являются благоприятной почвой для развития патологических страхов. Под невротическим заиканием понимают дефект речи, который возник спонтанно у взрослого человека на фоне тяжелой психотравмирующей ситуации.

Проявления логофобии в этом случае зависит от эмоционального состояния человека. Если он расслаблен, чувствует себя уверенно и не ощущает угрозы, он вполне нормально вступит в разговор и поддержит любую беседу. При этом ни о каком заикании не может быть и речи, ведь когда человек не беспокоится, от невротического нарушения не остается и следа.

Если же человек испытывает волнение или опасается своего собеседника, заикание усиливается. Причем здесь образуется замкнутый круг: логофоб волнуется и начинает заикаться, дефекты речи усиливают волнение, появляется еще большая тревога и заикание усиливается. В результате напряжение достигает пика и человек с логофобией может испытать настоящий ужас, начать путать слова, обрывать фразы на полуслове, либо вовсе попытается уйти.

Спазмы, провоцирующие заикание, проявляются только в кругу незнакомцев. Для устранения этой формы логофобии необходимо комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию.

Неврозоподобное заикание

Причина и особенность этого вида заикания кроется в самом названии проблемы – именно невроз и другие нервно-психические заболевания становятся причиной дефекта речи.

Симптомы логофобии в этом случае являются следствием слабости нервной системы и проявляются в тяжелой форме. Человек настолько не уверен в себе, что не может произнести и слова из-за спазмов дыхательно-вокальной мускулатуры, поэтому вовсе отказывается отвечать на поставленные вопросы и вступать в диалог.

Смешанная форма заикания

Только в кругу семьи логофоб общается свободно, без всяких преград

Такая форма нарушения речи является самой тяжелой. Изначально у человека появляется неврозоподобное заикание. Из-за отсутствия своевременного лечения, истощение нервной системы лишь усугубляется. Постоянные стрессы, переживания, отсутствие медикаментозной поддержки приводят к тому, что невроз усугубляется невротическими нарушениями.

Человек не может контролировать собственную речь при любом волнении или внутреннем дискомфорте. Так как речь идет о тяжелом неврозе, можно сказать, что спокойное расположение духа и отсутствие волнения являются редкостью для больного. В результате нервная система оказывает особенно уязвимой перед различными негативными воздействиями, что выступает благоприятной почвой для развития логофобии.

В таком случае логофобия проявляется тревожным расстройством с панической атакой. Симптомы возникают в момент необходимости вступления в разговор с любым человеком, кроме родных и близких.

Обычный диалог с продавцом, кассиром на вокзале или доставщиком пиццы становится настоящим испытанием, преодолеть которое человек не может. В результате люди с таким нарушением предпочитают вести затворнический образ жизни и сводят на нет коммуникацию с другими людьми.

Вывести логофоба из равновесия может любая безобидная фраза и даже телефонный звонок. Увидев на экране незнакомый номер, больной заранее переживает весь ужас разговора с незнакомым человеком и здесь обостряется логофобия.

Причины развития фобии

Логофобия чаще всего развивается на фоне перенесенных в прошлом психологических травм, связанных с особенностями речи человека. Развитию этого нарушения способствуют насмешки, презрение, травля в детстве со стороны сверстников.

У взрослого человека причиной логофобии может выступать боязнь быть неправильно понятым. Еще одним фактором, провоцирующим развитие патологического страха заговорить, может быть нежелание слышать, как заикающихся людей поправляет или поторапливает их собеседник, поэтому логофобия может быть связана и с неприятием своей речевой особенности самим человеком.

Как бороться с логофобией

Как избавиться от логофобии – это зависит от тяжести проявления симптомов. Всего различают три степени патологии:

  • легкая – человек боится выступать на публике;
  • средняя – страх вызывает разговор с незнакомцем;
  • тяжелая – сама мысль о необходимости коммуникации посредством речи вызывает панический ужас.

Проще всего избавиться от боязни говорить на ранней стадии нарушения, когда человек боится публичных выступлений из-за страха быть непонятым или неуслышанным за дефектом речи.

В остальных случаях потребуется длительная комплексная терапия. Лечение у взрослых логофобии включает три составляющих – прием медикаментов, психотерапию и самолечение для закрепление результатов работы с психотерапевтом.

Медикаментозное лечение

Какие именно лучше принимать лекарства – решает врач, после серии личных бесед с пациентом

Применение препаратов при логофобии – это симптоматическое лечение, так как ни одно медикаментозное средство не способно победить страх. Препараты необходимы только для уменьшения нервного напряжения и лечения невроза. В зависимости от тяжести нервного истощения и симптоматики, пациенту могут быть назначены транквилизаторы или антидепрессанты. Седативные средства не используют из-за их низкой эффективности при неврозоподобных состояниях.

Психологический подход

В борьбе с логофобией применяется психотерапия, которая позволяет как бороться со страхом, так и учит контролировать собственный эмоции и самостоятельно купировать стрессовые состояния.

Направление психотерапии выбирается индивидуально для каждого человека. Некоторые нуждаются в проработке застарелых обид и скрытых тревог, поэтому основным методом является гештальт-терапия. Большинству пациентов подходит когнитивно-поведенческая коррекция, направления на изменение специфики мышления и устранение негативных ассоциативных цепочек.

Читайте также:  Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Стоит отметить, что сами по себе беседы с психотерапевтом оказывают мощное лечебное действие, ведь человек переступает через свой страх, словесно обращаясь за помощью к незнакомцу, которым выступает врач.

После нескольких месяцев индивидуальных сеансов, психотерапевт может порекомендовать групповые тренинги, которые помогут постепенно научиться сохранять спокойствие во время беседы с группой людей.

Самопомощь

Логофобу нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции и своевременно снимать нервное напряжение. При заикании отлично подходит дыхательная гимнастика, которая помогает устранить спазм шейных мышц.

Также хорошим эффектом обладают позитивные аффирмации, ведь они позволяют отвлечься от страха и собственных мыслей. Некоторым людям на помощь приходит мысленная мантра или молитва.

Одновременно с избавлением от страха, пациенту рекомендуется поработать над неуверенностью в себе и скрытыми комплексами. Если выявить корень проблемы самостоятельно не удалось, на помощь придут сеансы психотерапии.

Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Заикание (логоневроз) – это проблема детей и взрослых, причиняющая множество неудобств. Из-за дефекта дикции ребенка подвергают насмешками, школьник чувствует дискомфорт, отвечая на уроке, получает за невнятную речь низкие оценки. Взрослые тоже испытывают неловкость, разговаривая, пытаясь что-то объяснить. Обычно они не могут из-за этого построить карьеру, выбрать нравящуюся профессию. Однако делу может помочь занятия с логопедом, психологические и психотерапевтические методы, лечение у невролога.

Причины особенностей говорения

Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.

Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.

Специалисты возлагают вину появления дефекта на:

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Логофобия и социофобия

При формировании и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то. В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Отрепетируй дома с кем-нибудь из членов семьи речь, которую должен произнести завтра. Как правило, в привычной обстановке слова льются свободно. Нужно запомнить такое свое состояние и вспомнить его в момент «икс». Такие репетиции можно проводить и перед зеркалом: декламировать стихи, читать вслух отрывки из книг Данным способом пользуются люди, и не страдающие логоневрозом, но профессиональные лекторы, актеры и т.п.

  • Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги. Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
  • Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что можно упустить нить разговора. Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
  • При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
  • Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
  • Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
  • Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Логофобия (страх речи при заикании)

BreathMaker – новое слово в лечении заикания у детей и взрослых (044)237-67-93

  • [Главная]
  • [О zaikanie.net.ua]
  • [Видео-отзывы]
  • [Карта zaikanie.net.ua и теги]

Логофобия (страх речи при заикании)
теги логофобия, рекомендации

Довольно часто у людей, имеющих проблемы с речью, возникает желание вообще не разговаривать . Человек просто боится заговорить и обнаружить свой недостаток. А так молчишь, и никто ничего не замечает. Как там говорится: молчание золото? В данном случае это не золото, а дешевая подделка, бижутерия.

А по-научному это имеет свое название Логофобия (logophobia; лого + фобия) – навязчивый страх перед тем, что можешь выглядеть некрасиво или вообще ничего не произнести, кроме попутных звуков и движений. По мнению некоторых исследователей логофобия это не столько следствие заикания, а чуть ли не основной его патогенетический механизм. Это получается интересная картина: то, чего мы боимся (заикания) обязательно приходит . А если перестать бояться заикания? Что, и заикаться не будем? Некоторые специалисты утверждают, что да. Правда, заикание заиканию рознь.

Но страх человека – понятие многогранное. Он может бояться незнакомого человека, вернее, общения с незнакомым человеком, или незнакомой аудитории. И этот страх породит заикание. Он может в школе испугаться, что не знает ответа, и этот страх вызовет заикание. Этот страх выражается в том, что начинают дрожать руки, в горле образовывается коварный комок, сердце замирает. Все, как говорится, клиент готов. А ведь достаточно успокоиться, отвлечься и логофобия уменьшится .

Я может вначале не совсем точно объяснил, что такое логофобия. Это страх перед речью, в результате которого появляется заикание . Но это не то заикание, которое у человека присутствует практически всегда. Хотя грань между этими двумя заиканиями иногда очень тонкая. Например, некоторые заикающиеся в домашнем кругу не заикаются. Но это не значит, что у них обязательно логофобия. Только специалист может поставить правильный диагноз, и то, после досконального обследования.

Некоторые заикающиеся довольно часто определяют свое состояние не как логофобию (страх), а как волнение. Но здесь они не совсем правы . Ведь волнение бывает не только перед речевым актом, но и в других, бытовых ситуациях. Человек может волноваться, глядя на спортивные состязания. Что, и в этот момент он заикается? Нет. И таких «сторонних» волнений много. Но логофобия возникает только во время страха перед речью. И то, это не очень распространенное заболевание.

Причин заикания много, и логофобия является только одним из механизмов возникновения заикания. Более распространенным механизмом возникновения заикания (особенно у школьников) – это потеря самоконтроля над скоростью речи. Но как только контроль на скоростью восстановить, то и заикание уменьшится. Замедление темпа речи вообще является одним из важных способов уменьшить заикание .

Специалисты выделяют три главные формы заикания. Первая – невротическая. Она вытекает из логофобии и невротических нарушений и «втекает» в логоневроз. Вторая форма – синдром неврозоподобного нарушения речи. Третья форма – смешанная. В ней проявляются синдромы как первой, так и второй формы. Иногда одна форма со временем перетекает во вторую. То есть, здесь приходится лечить две болезни, а это гораздо сложнее.
Но вернемся к логофобии. Она, чаще всего, появляется в подростковом возрасте. Подросток еще не начал говорить, а только захотел, но в мышцах речевого аппарата уже напряглись и вот тут-то и возникает страх, что возникнет заикание. И в этом случае, иногда, подросток может сказать совсем другую фразу, вместо задуманной . Такой вот финт.

Читайте также:  Особенности усвоения лексики детьми старшего дошкольного возраста с МДР

Довольно часто у школьников возникает скоптофобия . Это когда ребенок боится возможных насмешек, боится быть «белой вороной». И если в этот момент ему нужно говорить, то возникает логофобия, которая влечет за собой заикание. Совсем недалеко от логофобии «гуляют» мысли, что заикание – причина всех неудач и проблем. Эти мысли могут стать навязчивыми и привести к большим проблемам, вплоть до суицида.

Вы не подумайте, что я вас пугаю. Я предостерегаю. В подростковом возрасте у ребенка и так хватает психологических проблем, а тут еще и это. Поэтому нам нужно очень аккуратно общаться с таким ребенком, обдумывать каждое свое слово, чтобы не спровоцировать его. Потому как примеров достаточно.

У взрослых логофобия может серьезно повлиять на стиль речи . Одни, чтобы скрыть речевую судорогу, начинают ее заговаривать. То есть речь начинает обиловать пышными оборотами, за которыми очень трудно уловить смысл высказывания. И это не единичные случаи, а сформированный стиль речевого поведения. Другие же наоборот сокращают свою речь до минимума. И здесь дело не в судороге, а в желании вообще говорить как можно меньше.

Как же бороться с логофобией ? Есть ли какие-нибудь советы, которые помогли бы некоторым людям справиться с этой проблемой самостоятельно? Есть. Почитайте внимательно и попробуйте выполнить следующие правила.

1. Если собираешься сказать что-нибудь человеку, то смотри ему прямо в глаза. Это как на фронте: кто кого. Только обязательно сконцентрируйся на этом, чтобы взгляд не отвести.

2. Первое дело сделано. Теперь можно и передохнуть. В том смысле, что нужно сделать быстрый и полный вдох и на выдохе сразу начать говорить. Сделайте ударение на первом слоге и вперед.

3. Если сразу не получается говорить, вы ощутили внутри блок, то не насилуйте себя, выдохните воздух. Но, ни в коем случае не отводите глаза от собеседника. Он поймет, что вы обязательно сейчас выскажете свою мысль и подождет. Повторите через несколько секунд этот прием еще раз.

4. Если у тебя получилось высказать свою мысль, то продолжай дальше, не отрывая глаз от собеседника.

Я не скажу, что это правило помогает всем. Не знаю. Но некоторым моим знаком помогает. Главное преодолеть страх . Даже не преодолеть его, а «забыть» о нем.

А еще люди придумали игры, в которых нужно молчать. Этакая игровая логофобия. Называется это – тихие игры.

Ключевые слова: заикание, логофобия

Еще рекомендуем:
Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение «речевого дыхания». Победа над заиканием на одном дыхании. Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле.

Если человек находится в боевом, приподнятом настроении, когда у него все получается – то успех делу почти обеспечен. Нейтрализация психологических уловок. Но тут вступают в дело психологические уловки, и от морального и психологического состояния не остается и следа.

Хочется дать несколько советов деловым женщинам. Некоторые женщины, приходя в бизнес, стараются перенять «мужской» тон, часто понимая под этим крик. Они стараются изобразить «мужика в юбке» и начинают разговаривать преувеличенно громко и жестко.

Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

В данной статье хотелось бы осветить механизмы эфферентной моторной афазии, а особенно грамматического строя речи при этой форме афазии.

Преодоление нарушений грамматического строя речи у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени выраженности

Проблема моторной афазии и лежащих в ее основе физиологических механизмов начала изучаться более ста лет назад, когда П.Брока впервые описал синдром моторной афазии. Он локализовал лежащее в его основе поражение в нижнем поясе третьей лобной извилины левого полушария.

П.Мари отметил, что поражения головного мозга, наблюдавшиеся у больных с моторной афазией, далеко выходило за пределы основания третьей лобной извилины, распространяясь на нижние отделы постцентральной и частично на верхние отделы височной области. Все эти данные потребовали уточнения представлений о моторной афазии, а частично и пересмотра тех положений, которые были выдвинуты.

А.Р.Лурия детально рассмотрел синдром моторной афазии и выделил в нем нарушения речи по эфферентному типу и по афферентному, то есть разделил моторную афазию на афферентную и эфферентную.

Эфферентная моторная афазия обусловлена поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного полушария головного мозга. Нередко эту зону обозначают как зону Брока, который впервые выдвинул утверждение, что она ответственна за моторную составляющую речи.

При эфферентной моторной афазии нарушаются синтагматическая организация речи, основанная на жестком принципе, т.е. в слове может быть только последовательность звуков, обусловленная грамматическими нормами языка. В предложении предлог может стоять только перед дополнением.

Наиболее тяжело при эфферентной моторной афазии нарушается автоматизированный выбор самых подвижных, нестабильных единиц языка – словосочетаний, требующих соподчинения предлога с существительным, подлежащего и сказуемого, сказуемого и дополнения, отвечающего на косвенные вопросы. Необычайно сложна функция глагола, который соподчинен с подлежащим и с дополнением и отвечает на вопросы: кто делает, что делает, с кем, с чем, где, когда, зачем и т.д.

При другом варианте эфферентной моторной афазии относительно сохраняется ритмико-мелодическая сторона высказывания. В речи больных немало экспрессии, восклицательных и вопросительных интонаций, но она отличается фрагментарностью и неполнотой высказывания. На ранних этапах выражено нарушение «чувства языка», которое особенно проявляется не только в понимании, но и в аграмматизме письменной речи. Кроме «глагольной» слабости (затруднений при подборе глаголов в процессе высказывания), имеющей место как в устной, так и в письменной речи, могут возникать вербальные парафазии, сказуемое может стоять в конце предложения, в следствии чего больной не может развертывать предложения в длину; определяется мнимая законченность высказывания. При эфферентной моторной афазии нарушена письменная речь: отмечается довольно много ошибок при письме, в основном в виде пропусков гласных и перестановок согласных звуков.

При произнесении серии бессмысленных слогов, а также малознакомых и сложных по слоговому составу слов возникает псевдодизартрия: нарушается произвольное оттормаживание начальных звуков слова, одни звуки «наползают» на другие. Из-за нарушения прогнозирования звукового состава слова и его мелодики проявляются незначительные паузы и долготы внутри слова, которые заполняются близкими по артикуляции звуками или их редуцированными призвуками.

Многолетние наблюдения за восстановлением речи у больных с эфферентной моторной афазией показали, что на раннем этапе после инсульта « телеграфный стиль» можно предупредить, своевременно введя в речь больного глаголы и существительные в косвенны падежах, предлоги и наречия [Шохор-Троцкая М.К. 1972, 1991; Бейн Э.С., 1964; Бейн Э.С., Овчарова П.А., 1970].

Центральным дефектом в синдроме эфферентной моторной афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннерваций, что ведет к нарушений своевременного переключения с одной серии артикуляторных движений на другу. В клинической картине этот синдром проявляется в персеверациях, которые затрудняют или делают совсем невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков в этом случае остается сохранным, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за грубых персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Например, фраза: «Мой старший сын – студент института» — произносится больным следующим образом: « Сын… мой… мои… теперь… видите ли… ви… ви…».

Дефекты переключений, персеверации идут на фоне нарушений просодики речи, т.е нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации. У этой группы больных нередко плохо модулирован голос, слоги становятся равноударными из-за скандированности речи, речь бедно интонирована. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами, продуктивность речи резко снижена. При грубейшем нарушении устной речи она замещается речевыми эмболами, эхолалиями.

Нарушение этого звена в структуре речи ведет к дефектам реализации моторной программы высказывания, следствие чего нарушаются все формы и виды экспрессивной речи: монологическая, диалогическая, автоматизированная и т.д.

При этой форме афазии резко выражено нарушение конструирования фразы. Известный американский лингвист Р. Якобс писал, что поражение передних областей мозга ведет к нарушению контекстного использования слов или к нарушению конструкции фразы. Поэтому при таком поражении чаще всего нарушается грамматическое оформление фразы, и прежде всего оказывается затрудненной актуализация тех слов, которые несут грамматические функции (частицы, местоимения), а также зависимых слов (глаголы, прилагательные); независимые слова (существительные) остаются более сохранными. Примером крайнего нарушения структуры фразы служит « телеграфный стиль», являющийся переходной формой нарушения речи между эфферентной и динамической афазиями (Лурия, 1947, 1948, 1969)

Таким образом, центральным механизмом этой формы афазии является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннервации, обеспечивающей своевременное переключение с одной серии артикуляторных движений на другую.

В процессе работы над грамматическим строем речи нами используются следующие методики: методика М.К Шохор-Троцкая направленная на поэтапное преодоление аграмматизма у больных с эфферентной афазией.

Данная методика призвана развивать у больных с афазией диалогическую речь, вводить в нее модальные конструкции, вопросительные, побудительные предложения, необходимые в повседневной жизни. Этот прием использовался М.К Шохор-Троцкая для предупреждения аграмматизма типа телеграфного стиля и при стимулировании речи у больных с эфферентной моторной афазией.

Методика предлагает использовать в работе с больными с афазией развернутую побудительную речь, схемы предложения, а также некоторые специальные упражнения для закрепления значений предлогов, наречий, флексий.

М.К Шохор-Троцкая предлагает проводить поэтапное введение различных видов упражнений для коррекции аграмматизма у этих больных, начиная с предложений без предлогов, затем предложений с простыми предлогами в виде заполнения пропусков слов в предложении. Больным предлагается составить фразы по картине, записать их, так как письменная речь закрепляет правильное построение фразы и «дает время» больному для обдумывания вариантов построения фразы.

1. Лурия А.Р. Травматическая афазия. — М.:АМН РСФСР, 1947-367 с.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.- М.: МГУ, 1962.-504 с.

3. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – М., 1964.

4. Цветкова Л.С.Нейро-психологическая реабилитация больных.- МГУ.:1985.327 с.

5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии ч. I и ч. II. (Методические рекомендации), М., 1985.

6. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., «Медицина», 279 с.

7. Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии.- М.:Наука, 1986.-С. 154 — 200.

8. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход). Автореф. докт. дисс. — М., 2002

9. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947.- 255 с.

Екатерина Геннадьевна Старостина,
логопед

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия — это нарушение двигательного звена речи, обусловленное повреждением премоторной зоны церебральной коры. Основу клинической картины составляет затруднение перехода между артикуляционными позами, инертность речевых процессов, диспросодия, наличие персевераций, повторов, вторичное расстройство письменной речи. Эфферентная моторная афазия диагностируется путём невролого-логопедического обследования, церебральной МРТ, при необходимости проводится люмбальная пункция, производится оценка церебрального кровообращения. Логопедическая коррекция сочетается с медикаментозным лечением, осуществляется на фоне этиопатогенетической терапии причинной патологии.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Лечение эфферентной моторной афазии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

В 1861 году парижский хирург Поль Брока открыл расположенный в нижней лобной извилине левого полушария моторный речевой центр, получившей в дальнейшем название центр Брока. Указанная зона церебральной коры является двигательным (моторным) центром речи, управляющим артикуляционными органами. При её поражении возникает эфферентная моторная афазия, подробно описанная основателем нейропсихологии профессором А. Р. Лурия.

Наиболее часто патология наблюдается после перенесённого инсульта в бассейне левой среднемозговой артерии. Пик заболеваемости приходится на возраст 55-65 лет. Специалисты в области клинической неврологии отмечают, что практически у 50% больных возникает сочетанная эфферентная и афферентная моторная афазия.

Причины

В основе заболевания лежит нарушение кинетической программы реализации высказывания, связанное с органическим поражением центра Брока (44, 45 поле по Бродману). Этиофакторы, приводящие к повреждению и дисфункции премоторной коры, весьма многочисленны. Основными из них являются:

  • Расстройства мозгового кровообращения. Острое или хроническое нарушение кровотока (тромбоэмболия, атеросклероз, спазм) в передней ветви среднемозговой артерии слева приводит к гипоксическому поражению церебральных тканей речевого центра. Геморрагический инсульт в области прецентральной извилины обуславливает пропитывание кровью и сдавление коры зоны Брока.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания.Энцефалит, менингоэнцефалит, абсцесс головного мозга с локализацией воспалительных изменений в центре Брока потенцируют его дисфункцию. Медленные инфекции ЦНС характеризуются активацией воспаления после многолетнего латентного периода.
  • Черепно-мозговые травмы. Возможно непосредственное разрушение участка коры в момент травмы. Вторичное повреждение при ушибе головного мозга, субарахноидальном кровоизлиянии, посттравматической гематоме связано с отёком и компрессией церебральных структур.
  • Опухоли головного мозга. Злокачественные неоплазии инфильтративно прорастают и разрушают ткани, доброкачественные — сдавливают их по мере своего роста. Компрессия речевого центра возможна при опухолевом поражении расположенных над ним церебральных оболочек.
  • Эпилепсия. Наличие эпилептогенного фокуса вблизи центра Брока способно вызывать его дисфункциональные изменения. Неадекватная биоэлектрическая активность провоцирует сбои в функционировании самого центра и нервных путей, связывающих его с другими структурами.
  • Дегенеративные процессы. Рассеянный склероз, РЭМ сопровождаются демиелинизацией нервных волокон. Отсутствие миелиновой оболочки нарушает функционирование эфферентных и афферентных связей моторного речевого центра.

Патогенез

Центру Брока принадлежит ведущая роль в формировании сложной мышечной активности, необходимой для согласованной работы речедвигательных органов (губ, щёк, челюстей, языка, глотки). Его поражение приводит к нарушению эфферентной импульсации, обеспечивающей своевременную денервацию предыдущего и иннервацию последующего речевого акта. Возникает расстройство орально-артикуляционного праксиса, отличительной особенностью которого выступает затруднение перехода от одной артикуляционной позы к другой.

Следствием затруднённого перехода между артикулемами являются непроизвольные повторы слов, отдельных слогов, перестановки, персеверации (навязчивые повторения отдельных слов, фраз). Распад навыка составления программы звуко-буквенного состава слова становится причиной нарушения письма (дисграфии), чтения (дислексии). Инертность распространяется на все речевые процессы, что приводит к потере «чувства языка» – плохому пониманию переносного и скрытого смыслового значения. Вторично нарушается слухоречевая память.

Классификация

Клиническая симптоматика речевого дефекта значительно варьируется в зависимости от выраженности нарушения. Соответственно различаются подходы и методы логопедической коррекции. С учетом особенностей речевой дисфункции эфферентная моторная афазия классифицируется на три степени тяжести:

  • Легкая. Речь развёрнута, в ней присутствуют речевые штампы. Иногда наблюдается послоговое выговаривание слов. Сложности проговаривания выявляются при попытках повторения фраз за врачом и назывании предметов. Диалогическая речь стереотипна, недостаточно развёрнута.
  • Среднетяжёлая. Спонтанная речь аграмматична, наблюдается телеграфный стиль. Высказывание имеет разорванный характер. Автоматизированная речь сохранена. При повторении и назывании возникают персеверации. В диалоге присутствуют эхолаличные ответы.
  • Тяжёлая. Спонтанная речевая продукция отсутствует, попытка говорить оборачивается повторением фрагмента слова. Отмечается распад автоматизированной речевой функции, сложности понимания обращённой речи.
Читайте также:  Технология работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Симптомы

Синдром проявляется нарушением своевременной трансформации артикуляционных поз. Возникают многочисленные персеверации, повторы слов и слогов. Дефекты переключения, персеверации наблюдаются на фоне расстройств просодики речи — интонации, ударения, ритма речевого потока. Речь невыразительная, сопровождается ошибками в ударениях, носит скандированный характер. Нарушается конструкция фразы. У ряда пациентов преобладают существительные в именительном падеже и глаголы в инфинитиве, что обуславливает телеграфный тип высказываний.

Инертность протекания речевых процессов приводит к появлению длительных пауз. Расстройство регуляции выбора слов лежит в основе появления вербальных парафразий — применения искусственно созданных слов, искажающих смысл и грамматическое построение фразы. Повторение отдельных звуков полностью сохранено, затруднения выявляются при попытке повторить серию звуков, слог, слово. В ряде случаев грубая эфферентная афазия проявляется невозможностью слить в единый слог согласный и гласный звук. При лёгкой степени дефекта утрачивается лишь плавность артикуляционных переходов.

Эфферентная афазия сопровождается грубой дисграфией. В тяжёлых случаях пациент не может составить слово из набора букв, в более лёгких допускает персеверации, перестановку и пропуск букв, слогов. При грубой дислексии чтение имеет угадывающий характер, больной правильно раскладывает подписи под соответствующие картинки. При средней степени расстройства доступно чтение коротких предложений, но возникают затруднения с пониманием прочитанного. Лёгкая моторная афазия протекает без выраженных расстройств письма и чтения.

Понимание речи преимущественно сохранено, наблюдаются отдельные затруднения восприятия грамматически сложных высказываний, непонимание переносного смысла, многозначности слова, значения пословиц. Пациенты осознают свой речевой дефект, но самостоятельно не могут его преодолеть. В большинстве случаев афазия сочетается с правосторонним гемипарезом, более выраженным в верхней конечности и половине лица.

Осложнения

Эфферентная афазия лёгкой степени не приводит к выраженному ограничению коммуникативных способностей больного. Умеренная и грубая степень расстройства значительно снижают возможности вербального общения вплоть до полной невозможности выразить свои мысли, желания, переживания. Ситуацию усугубляет моторная недостаточность, ограничивающая двигательную активность пациента. В сложившихся условиях при отсутствии должной логопедической и психологической поддержки высока опасность развития депрессивного невроза, прочих невротических расстройств.

Диагностика

Диагностический поиск включает верификацию типа речевого расстройства, установление характера и объёма поражения мозговых тканей. Базовыми диагностическими мероприятиями являются неврологические и логопедические обследования. В перечень необходимых исследований входят:

  • Консультация логопеда-афазиолога. Обнаруживает расстройство произносительной стороны речи (моторная афазия) с затруднением переключения артикуляционных поз, скандированность, телеграфизм, персеверации, повторы, аграмматизмы. При диагностике письменной речи определяется вторичная дислексия, дисграфия.
  • Консультация невролога. Исследование неврологического статуса констатирует наличие центрального гемипареза и дисфункции лицевого нерва справа. Полученные данные свидетельствуют о расположении очага поражения в области моторной коры левого полушария.
  • МРТ головного мозга. Позволяет установить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует интракраниальные объёмные образования (неоплазию, гематому, кисту, абсцесс), зоны инсульта, воспалительные фокусы, демиелинизирующие процессы.
  • Исследование церебральной гемодинамики. Помогает оценить характер и степень нарушений мозгового кровоснабжения. Проводится с использованием МР-ангиографии, дуплексного сканирования, УЗДГ церебральных сосудов.
  • Анализ цереброспинальной жидкости. Ликвор получают путём люмбальной пункции при подозрении на инфекционно-воспалительный характер патологии. Анализ дает возможность выявить воспалительные изменения, выделить возбудителя.

Дифференциальная диагностика

Эфферентная моторная афазия дифференцируется от прочих речевых дисфункций. Длительные паузы, обусловленные инертностью речевых процессов, сходны с остановками при семантической афазии, связанными с амнестическими затруднениями поиска названия предмета. Однако семантика слова не нарушена.

В отличие от афферентного варианта эфферентная форма моторной афазии не сопровождается литеральными парафразиями в устной речи, звуковая структура слогов сохранена. От динамической моторная афазия отличается сохранностью грамматического построения фраз, от акустико-гностической — уменьшенной речевой продукцией.

Лечение эфферентной моторной афазии

Основу терапии составляет этиопатогенетическое лечение причинной патологии. При инсульте назначается общая и дифференцированная терапия сосудистыми, тромболитическими или гемостатическими средствами. При инфекционном поражении осуществляется соответствующая этиотропная терапия (антибактериальная, антимикотическая, противовирусная). Объёмные образования являются показанием к консультации нейрохирурга с решением вопроса об их радикальном удалении. Коррекция речевого дефекта производится в рамках реабилитационной терапии, включает две основные составляющие:

  • Логопедические занятия. Общими задачами коррекции являются нормализация работы моторной программы высказывания с преодолением трудностей артикуляционного переключения, предупреждение аграмматизмов, восстановление звуко-буквенного анализа. Реабилитационная работа проводится поэтапно в соответствии с тяжестью речевого дефекта.
  • Фармакотерапию. Направлена на скорейшее восстановление функции центра Брока путём улучшения метаболизма его нейронов. В комбинированном лечении применяются вазоактивные, нейропротекторные, витаминные, аминокислотные, ноотропные фармпрепараты. Немаловажное значение имеет адекватная психотерапевтическая поддержка пациента.

Прогноз и профилактика

При успешной терапии основного заболевания, упорных логопедических занятиях наблюдается постепенное восстановление речевой функции. Для преодоления дислексии, дисграфии требуются специальные дополнительные занятия. В случае дегенеративной патологии, опухолевого процесса прогноз сомнительный. Профилактические мероприятия сводятся к предупреждению церебральных поражений. Среди них можно выделить правильное питание, здоровый образ жизни, коррекцию артериальной гипертонии, предупреждение травматизма, токсических и канцерогенных воздействий, противоэпидемические мероприятия.

Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

  • Что такое афазия и ее разновидности
  • Причины появления симптома
  • Механизм развития моторной афазии
  • Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений
  • Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий
  • Дисфазия у детей
  • Диагностика речевых расстройств
  • Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде
  • Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Ссылка на основную публикацию