Логофобия в клинической картине заикания

Логофобия. Страх говорить

Логофобия или страх говорить — это навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи, беспокоится о том, какое впечатление произведёт на окружающих, боится запнуться.
При возникновении логофобии у человека формируется неуверенность в себе, снижается самооценка. Постепенно сужается круг общения, ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание или саму логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.

Как правило, логофобия развивается в следующем порядке:

  • Страх при говорении (непосредственно в ситуации речи);
  • Страх при приближении ситуации (ожидание неудачи);
  • Страх при мысли о ситуации (возможно, ситуации и не будет, но страх уже есть).

В клинической картине заикания логофобия занимает определенное место. Выделяют три основные формы заикания. Для каждой из форм логофобия имеет своё значение.

Данный тип заикания вызван психогенными причинами, т.е. психотравмой острого (например, испуг) или хронического характера. В данном случае страх речи является одним из основных механизмов, поддерживающих нарушение речи. Вызванный психотравмой, логоневроз формирует страх говорения, который, в свою очередь, является вторичным фактором появления заикания в ситуации волнения. Чем больше человек боится, тем сильнее заикается. Чем сильнее заикается — тем сильнее боится. Постепенно формируется порочный круг. Подтверждением того, что логофобия (вторично) провоцирует заикание, служат примеры, когда дома в комфортной привычной обстановке с близкими людьми человек перестаёт заикаться. В ситуации же общения с незнакомыми людьми, выступлений на публике заикание усиливается.

  • Неврозоподобное заикание

Возникает в результате сосудистых, органических и других поражений центральной нервной системы. При такой форме заикания также может возникать логофобия. В данном случае логофобия будет усложнять общую картину и снижать эффективность лечения. При длительном развитии логофобии такое заикание может перетечь в следующую форму:

  • Смешанное заикание

Это по сути «два в одном», когда первично заикание диагностировалось как неврозоподобное, но со временем при воздействии дополнительных стрессовых факторов на ослабленную нервную систему возникло невротическое «наслоение». Такое заикание имеет характеристики обеих форм заикания. Поддаётся коррекции сложнее, чем первые два. Безусловно, не последнюю роль в формировании такой двойственной природы заикания играет логофобия.

Лечение логофобии (страхе говорить)

Поскольку мы имеем дело с двумя компонентами заикания — эмоциональной реакцией личности на дефект речи и самим дефектом речи, терапия должна осуществляться в двух направлениях:

  • Нормализация темпа, ритма и плавности речи, уменьшение речевых судорог. Это работа с логопедом-дефектологом — над функционированием артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. При необходимости (как правило, при неврозоподобной форме) — сопровождение врача-невролога.
  • Гармонизация психоэмоционального фона, избавление от иррационального страха говорения. Это преимущественно психологическая часть работы, поэтому ее осуществляет квалифицированный психолог или психотерапевт.
  • Высокую эффективность при логофобии показывает метод Томатис, так как избавляет клиентов от чувства тревожности, что очень важно при коррекции данного нарушения.

Следует помнить, что это лишь общая базовая схема лечения заикания в Санкт-Петербурге. Соотношение компонентов терапии будет меняться в зависимости от формы заикания. А достоверно определить ее может только квалифицированный логопед-дефектолог при тщательной диагностике. Он же даст направление к врачу-неврологу и к психологу, если это будет необходимо.
Для коррекции логофобии или страхе говорить запишитесь на консультацию к специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму записи на сайте.

Логофобия или страх говорить: лечение у взрослых и детей

Казалось бы, что страшного в самой возможности говорить, однако существуют люди, испытывающие иррациональный неконтролируемый страх перед разговором или беседой. Это нарушение называется логофобия и часто наблюдается у людей с дефектами речи. Победить проблему самостоятельно очень сложно, поэтому без помощи квалифицированного психотерапевта не обойтись.

Виды и симптомы нарушения

Человек испытывает страх при любом диалоге, потому что боится насмешек из-за дефектов речи

Логофобия – достаточно распространенное нарушение, о котором окружающие люди могут даже не подозревать. Дело в том, что логофоб не отказывается от речи, как от самого доступного средства коммуникации, но испытывает при этом такой стресс, что часто произносит совсем не те слова, которые хотел сказать.

Боязнь говорить всегда завязана на врожденные или приобретенные дефекты речи. Наиболее часто с ней сталкиваются люди, которые шепелявят или заикаются. Однако причина страха кроется не столько в видоизмененном произношении слов, сколько в неуверенность, комплексах и сильном стрессе.

С логофобией при сильном заикании могут сталкиваться и дети, и взрослые. Проблема очень серьезная и негативно влияет на всю жизнь человека, заставляя прилагать много сил для вступления в разговор и поддержание беседы. С нарушением необходимо бороться, и здесь поможет только комплексный подход.

Так как в подавляющем большинстве случаев логофобия проявляется именно на фоне заикания, различают три виды нарушения – невротическое, неврозоподобное и смешанное. Каждое имеет свои причины развития и характерные симптомы.

Страх говорить и невротическое заикание

Любые невротические состояния, связанные с сильным перенапряжением нервной системы, являются благоприятной почвой для развития патологических страхов. Под невротическим заиканием понимают дефект речи, который возник спонтанно у взрослого человека на фоне тяжелой психотравмирующей ситуации.

Проявления логофобии в этом случае зависит от эмоционального состояния человека. Если он расслаблен, чувствует себя уверенно и не ощущает угрозы, он вполне нормально вступит в разговор и поддержит любую беседу. При этом ни о каком заикании не может быть и речи, ведь когда человек не беспокоится, от невротического нарушения не остается и следа.

Если же человек испытывает волнение или опасается своего собеседника, заикание усиливается. Причем здесь образуется замкнутый круг: логофоб волнуется и начинает заикаться, дефекты речи усиливают волнение, появляется еще большая тревога и заикание усиливается. В результате напряжение достигает пика и человек с логофобией может испытать настоящий ужас, начать путать слова, обрывать фразы на полуслове, либо вовсе попытается уйти.

Спазмы, провоцирующие заикание, проявляются только в кругу незнакомцев. Для устранения этой формы логофобии необходимо комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию.

Неврозоподобное заикание

Причина и особенность этого вида заикания кроется в самом названии проблемы – именно невроз и другие нервно-психические заболевания становятся причиной дефекта речи.

Симптомы логофобии в этом случае являются следствием слабости нервной системы и проявляются в тяжелой форме. Человек настолько не уверен в себе, что не может произнести и слова из-за спазмов дыхательно-вокальной мускулатуры, поэтому вовсе отказывается отвечать на поставленные вопросы и вступать в диалог.

Смешанная форма заикания

Только в кругу семьи логофоб общается свободно, без всяких преград

Такая форма нарушения речи является самой тяжелой. Изначально у человека появляется неврозоподобное заикание. Из-за отсутствия своевременного лечения, истощение нервной системы лишь усугубляется. Постоянные стрессы, переживания, отсутствие медикаментозной поддержки приводят к тому, что невроз усугубляется невротическими нарушениями.

Человек не может контролировать собственную речь при любом волнении или внутреннем дискомфорте. Так как речь идет о тяжелом неврозе, можно сказать, что спокойное расположение духа и отсутствие волнения являются редкостью для больного. В результате нервная система оказывает особенно уязвимой перед различными негативными воздействиями, что выступает благоприятной почвой для развития логофобии.

В таком случае логофобия проявляется тревожным расстройством с панической атакой. Симптомы возникают в момент необходимости вступления в разговор с любым человеком, кроме родных и близких.

Обычный диалог с продавцом, кассиром на вокзале или доставщиком пиццы становится настоящим испытанием, преодолеть которое человек не может. В результате люди с таким нарушением предпочитают вести затворнический образ жизни и сводят на нет коммуникацию с другими людьми.

Вывести логофоба из равновесия может любая безобидная фраза и даже телефонный звонок. Увидев на экране незнакомый номер, больной заранее переживает весь ужас разговора с незнакомым человеком и здесь обостряется логофобия.

Причины развития фобии

Логофобия чаще всего развивается на фоне перенесенных в прошлом психологических травм, связанных с особенностями речи человека. Развитию этого нарушения способствуют насмешки, презрение, травля в детстве со стороны сверстников.

У взрослого человека причиной логофобии может выступать боязнь быть неправильно понятым. Еще одним фактором, провоцирующим развитие патологического страха заговорить, может быть нежелание слышать, как заикающихся людей поправляет или поторапливает их собеседник, поэтому логофобия может быть связана и с неприятием своей речевой особенности самим человеком.

Как бороться с логофобией

Как избавиться от логофобии – это зависит от тяжести проявления симптомов. Всего различают три степени патологии:

  • легкая – человек боится выступать на публике;
  • средняя – страх вызывает разговор с незнакомцем;
  • тяжелая – сама мысль о необходимости коммуникации посредством речи вызывает панический ужас.

Проще всего избавиться от боязни говорить на ранней стадии нарушения, когда человек боится публичных выступлений из-за страха быть непонятым или неуслышанным за дефектом речи.

В остальных случаях потребуется длительная комплексная терапия. Лечение у взрослых логофобии включает три составляющих – прием медикаментов, психотерапию и самолечение для закрепление результатов работы с психотерапевтом.

Медикаментозное лечение

Какие именно лучше принимать лекарства – решает врач, после серии личных бесед с пациентом

Применение препаратов при логофобии – это симптоматическое лечение, так как ни одно медикаментозное средство не способно победить страх. Препараты необходимы только для уменьшения нервного напряжения и лечения невроза. В зависимости от тяжести нервного истощения и симптоматики, пациенту могут быть назначены транквилизаторы или антидепрессанты. Седативные средства не используют из-за их низкой эффективности при неврозоподобных состояниях.

Психологический подход

В борьбе с логофобией применяется психотерапия, которая позволяет как бороться со страхом, так и учит контролировать собственный эмоции и самостоятельно купировать стрессовые состояния.

Направление психотерапии выбирается индивидуально для каждого человека. Некоторые нуждаются в проработке застарелых обид и скрытых тревог, поэтому основным методом является гештальт-терапия. Большинству пациентов подходит когнитивно-поведенческая коррекция, направления на изменение специфики мышления и устранение негативных ассоциативных цепочек.

Стоит отметить, что сами по себе беседы с психотерапевтом оказывают мощное лечебное действие, ведь человек переступает через свой страх, словесно обращаясь за помощью к незнакомцу, которым выступает врач.

После нескольких месяцев индивидуальных сеансов, психотерапевт может порекомендовать групповые тренинги, которые помогут постепенно научиться сохранять спокойствие во время беседы с группой людей.

Самопомощь

Логофобу нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции и своевременно снимать нервное напряжение. При заикании отлично подходит дыхательная гимнастика, которая помогает устранить спазм шейных мышц.

Также хорошим эффектом обладают позитивные аффирмации, ведь они позволяют отвлечься от страха и собственных мыслей. Некоторым людям на помощь приходит мысленная мантра или молитва.

Одновременно с избавлением от страха, пациенту рекомендуется поработать над неуверенностью в себе и скрытыми комплексами. Если выявить корень проблемы самостоятельно не удалось, на помощь придут сеансы психотерапии.

Особого внимания при заикании заслуживают фобические расстройства.

Невротические фобии (Б.Д. Карвасарский, 1990) представляют со­бой навязчивые, переживания, страха с четкой фабулой, обостряющиеся в определенных ситуациях при наличии достаточной критики. Другой особенностью этих состояний является их яркий, образный, чувствен­ный характер. • -Обычно • они переносятся больными чрезвычайно мучительно из-за двойственного отношения,* ним — продолжающего­ся переживания страха при понимании его необоснованности. Сущест­венным- признал»*! невротических фобий является выраженная .борьба с ними. Вместе е тем в период самого острого приступа страха вольные

могут считать АЯьггываемую ими опасность на самом деле реальной. Не-

смотря на ясность сознания при фобиях, объем его может изменяться в зависимости от силы фобических явлений и их формы, а выражен­ность критического отношения к ним и степень борьбы могут зависеть и от их содержания (СИ Давиденков, 1963; ПК. Липгарт, 1970). Наиболее частыми невротическими фобиями являются: кардиофобия

— навязчивый страх за состояние своего сердца; канцерофобия — на­вязчивый страх заболевания раком; лиссофобия — навязчивый страх сумасшествия; агорафобия — навязчивая боязнь открытых прост­ранств.

Читайте также:  Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

Для больных, страдающих заиканием, весьма типична логофобия, которая может сочетаться с одной из перечисленных и других фобий. Чаше всего логофобия возникает в экстремальных для больных ситу­ациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения. Такого рода фобии некоторыми авторами относятся к большой группе социофобий.

Основным в клинической картине больных заиканием, у которых выра­жен в той или иной степени логофобический синдром, является состояние страха перед необходимостью говорить в коикретяой психотравмирующей для больного ситуации. Логофобия может носить чисто ситуационный характер и иногда выступает в виде генерализованной реакции на весь ком­муникационный процесс.

Наибольшие трудности для заикающихся представляют ситуации, свя­занные с разговором по телефону, в общественных ‘Местах, при общении с руководителями, незнакомыми людьми, при различного рода выступлениях.

Особое значение в формировании логофобического синдрома имеет его связь со значимыми отношениями, установками личности в различные периоды жизни, обусловленными возрастными, социаль­ными, эмоциональными, эндокринными факторами, специфичными для разных возрастных групп.

Если больным с невротическими фобиями удается хотя бы на не­которое время оградить себя от возникающего страха, то при лого-фобии — в силу необходимости постоянного общения с окружающими

— переживание страха, связанное с обязательностью речевых контак­тов, становится особенно мучительным.

Больной испытывает волнение, беспокойство, страх иногда задолго до возникновения ситуации речевого общения. Приступы страха могут приобретать форму ярких мучительных представлений я переживаний. Возникают выраженные вегетативные нарушения — ощущения не­хватки воздуха, сильное сердцебиение, в ряде случаев тошнота. Часто отмечается снижение настроения.

Первые проявления страха в связи с речевым общением, довольно редкие в ранние детские годы, с возрастом усиливаются. Усложняется вся картина эмоционально-психологических и физических нарушений. Формируются различного рода защитные механизмы: антиципации, уловки, ритуалы, изменение логико-грамматических построений в речи, целые системы избегания ситуаций, которые заиквющийся считает для себя особенно трудными.

В начальном периоде состояние страха не осознается ребенком, страх носит неопределенный, недифференцированный характер. Это проявляется в излишней нервозности ребенка, необъяснимом непослу­шании, иногда приобретающем форму непонятной для родителей и

окружающих агрессии. В других случаях ребенок, наоборот, становится необщительным, замкнутым. У части больных возникают общенев­ротические расстройства, выраженные в различной степени.

Симптомы логофобии особенно обостряются в период полового созревания, то исчезая, то возникая со все большей интенсивностью в последующие годы, теснейшим образом вплетаясь в структуру синдрома заикания и с возрастом все более доминируя в картине заболевания.

Ипохондрический синдром — неадекватное отношение к своему здо­ровью — в той или иной степени выраженности наблюдается при всех не­вротических состояних, логоневроз не является в этом отношении исклю­чением. При логоневрозе ипохондрические расстройства чаще всего сочетаются с астеническими, депрессивными и фобическими нарушениями. Заикающиеся крайне болезненно переживают реакцию, иногда кажущую­ся, окружающих на свою речь, постоянно «прислушиваются» к своей речи, отмечая малейшие изменения судорожности и тем самым еще больше усу­губляя переживание речевого дефекта. У некоторых больных возникают тягостные патологические симптомы, часто локализующиеся в области артикуляционного аппарата в виде «ощущения боли», «чувства пуль­сации», «окаменения», «невероятной тяжести». Иногда эти расстройства сенестоподобного типа носят генерализованный характер — «через все тело протянута колючая проволока», «как будто бы сковало все тело» — особенно тягостны для больного. При длительном неблагоприятном те­чении заболевания может наблюдаться ипохондрическое развитие личности. При этом изменяется все поведение больного, он посещает раз­ные специализированные учреждения в поисках новых методов лечения, переходит от одного логопеда к другому. Часто этому способствуют родители, которые с раннего детства консультируют и лечат ребенка у разных специалистов, посещают различные учреждения, пытаясь добиться возможно более эффективного результата в лечении.

В клинической картине заикания нередки психопатологические рас­стройства депрессивного характера.

У заикающегося проявления депрессии невротического уровня возника­ют в результате продолжительных, длящихся годами, постоянно возника­ющих стрессовых ситуаций — невозможности свободно общаться с окружа­ющими в детском возрасте, во время учебы в школе, затем в институте, на работе, в быту. Синдром невротической депрессии, как правило, отражает психотравмирующую ситуацию, обусловленную речевым дефектом.

В отличие от больных с другими навязчивостями у заикающихся ло-гофобический синдром, страх и волнение приобретают особенно угнета­ющий характер, так как речевое общение необходимо практически ежечас­но, ситуации, требующие контакта, бесконечны. Поэтому проявления невротической депрессии при заикании встречаются достаточно часто, причем в сочетании с другими невротическими синдромами. Невротичес­кую депрессию необходимо отличать от реактивной и эндогенной де­прессии, которые также могут, хотя и реже, встречаться у заикающихся.

Основным компонентом невротической депрессии является сниженный фон настроения, который, однако, не доходит до степени тоски. Снижение настроения часто сочетается с выраженной эмоциональной лабильностью, астенией, легкой тревогой, ухудшением аппетита, бессонницей. У заикающе­гося общий фон настроения и его колебания определяются кругом проблем, связанных с трудностью нормального речевого общения.

Больные осознают, что ^ их состояние определяется психот-

равмирующими переживаниями из-за невозможности преодолеть приступы судорог и страха, из-за того, что приходится менять жизнен­ные планы, трудно разрешать возникающие дома и на работе психот-равмирующие ситуации, ограничения в общественной деятельности. На­строение больного выравнивается, если удается отвлечь его внимание от тревожащих проблем.

При отсутствии терапевтического эффекта в условиях усложняющихся расстройств речи, нарастания трудностей межличностного общения, невоз­можности реализовать жизненные планы, крахе надежд у больных могут отмечаться не только суицидальные высказывания, но и поступки.

Как и при других неврозах, для которых характерна дезавто-матизация функций, для логоневроза типичен так называемый синдром ожидания. В.А. Гиляровский (1954), А.М. Свядощ (1971) полагали, что в этом случае можно говорить об особой форме невроза ожидания. Другие авторы (Г.К. Ушаков, 1979; Б.Д. Карвасарский, 1990) считают более правильным относить это явление к особому психопатологическо­му синдрому, который встречается при всех формах неврозов, чаще все­го у больных с нозофобиями, при которых обычно отмечается дезавто-матизация вегетативных функций.

Исходным пунктом для развития синдрома ожидания у заикающе­гося является нарушение функции, вызванное многократными срывами в процессе речи. В дальнейшем представления о предстоящем осуществ­лении этой функции начинают вызывать опасения невозможности ее выполнения. Возникает чувство тревожного ожидания неудачи. При попытке говорить по механизму самовнушения происходит торможение речевой функции, дезавтоматизация речевого процесса. В свою очередь неудачная попытка ведет к еще большему закреплению возникшего ранее нарушения.

Нарушения речи наблюдаются, например, после неудачного публично­го выступления, во время которого под влиянием взволновавшей больно­го обстановки наступило торможение функции речи. В дальнейшем появ­ляется чувство тревожного ожидания неудачи при необходимости публичного выступления, а в случаях генерализации расстройства — и при выступлении в любых необычных условиях или обстановке, вызываю­щей эмоциональную реакцию, например на экзамене. Во время выступ­лений возникает чувство тревоги, растерянность, резкая вегетативная реакция и заикание. Тревожное чувство ожидания речевого общения у заикающихся отмечается достаточно рано в детском возрасте, как правило, в период обучения в школе, на уроках во время устных ответов, на экзаменах и т. д. При некоторых формах заикания синдром ожидания становится доминирующим в картине заболевания.

Логофобия

У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения — логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых .судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания “речевых” ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.

Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся. (Подробнее см. 2.3.)

Течение заикания

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства.

Регредиентныйтип течения, при котором постепенно вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тяжесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения.

Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием адекватных лого-коррекционньк воздействий. В том случае, если заикание не проходит спонтанно в течение 6-ти месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобрело хроническое течение При хроническом течении заикания выделяют следующие типы.

Стационарный тип течения— характеризуется достаточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т.е. выраженность речевого дефекта, логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает изменений. Таким образом, заикание не меняется как по тяжести проявления, так и по клинической картине.

Рецидивирующий типтечения — наблюдается чередование периодов плавной речи с периодами заикания.

Волнообразный типтечения — характеризуется периодическими колебаниями различной длительности то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения речи, однако полного исчезновения заикания не наблюдается. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими-либо причинами: например, ухудшение речи может наблюдаться в осенне-весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом, службой в армии и т.п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины.

Прогредиентный типтечения — характеризуется тенденцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося постепенно ухудшается.

2.2 Этиология заикания

До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.

1. Определенный возраст ребенка.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка.

3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.

4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.

5. Наличие психической травматизации.

6. Генетический фактор.

7. Половой деморфизм.

Можно перечислить еще целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания (соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и т.д.). Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.

При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Итак, рассмотрим каждый из этиологических факторов отдельно.

Определенный возраст ребенка

По данным многочисленных наблюдений в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Такая возрастная избирательность появления заикания связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Состояние центральной нервной системы

Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то же время обычно отмечаются те или иные отклонения в состоянии моторньк структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы.

У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новьм условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме.

Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

Читайте также:  Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.

Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматичес-ком структурировании контекстного высказывания.

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития. Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.

Аналогичная ситуация возникает при некоторой задержке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года, что ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствовать появлению заикания.

В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания. Вредным также является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

Особенности формирования функциональной асимметрии мозга

Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей.

Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И.П. Черепанов, 1970).

Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Наличие психической травматизации

Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесенной психической травмой.

Психические травмы разделяют на острые и хронические, причем объективная сила воздействия психического фактора травмы не имеет решающего значения.

По своему конкретному содержанию психические травмы отличаются большим разнообразием. Реакция на психическую травму в виде заикания характерна для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что свойственно детям дошкольного возраста.

В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных (разнояйцевых) близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных (однояйцевых) — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случая появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколениях резко возрастает, в особенности, если заикаются родители. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.

У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.

Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают все причины, с которыми может быть связано появление заикания.

Однако здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.

Психотерапия логофобии

  1. Заикание
  2. Методы лечения заикания
  3. Психотерапия логофобии

Методы психологической помощи для лечения заикания

Цель психотерапии – устранение логофобии

Вообще логофобия это иррациональный страх произношения некоторых слов или звуков в определенных ситуациях, ожидание собственного заикания, моделирование негативных речевых ситуаций еще до начала разговора. Другими словами это иррациональный и абсолютно необоснованный страх того, что вы так или иначе будете заикаться при разговоре, и этот страх сам по себе стимулирует дальнейшее заикание – получается патологический замкнутый круг. Отметим, что большинство детей не осознает иррациональность этого страха, а взрослые заикающиеся вполне могут понимать, что страх речи не имеет под собой объективных причин и является классической фобией. Но в любом случае возможность самостоятельно справиться с логофобией очень ограничена, потому что человек постоянно находится в условиях, где ему требуется разговаривать. Отчасти из этих соображений в лечении заикания необходимо использовать метод молчания, но для устранения логофобии этого обычно недостаточно, так как метод молчания применяется в большей степени для остановки патологического речедвигательного стереотипа.

Между тем логофобия является ведущим фактором стойкости и усугубления заикания, поэтому избавление от этой фобии является необходимым условием лечения заикания.

Без лечения логофобии избавиться от заикания невозможно

В действительности есть случаи, когда заикание протекает без выраженной логофобии или при полном ее отсутствии, но здесь важно точно это определить. Например, человек может отрицать наличие у себя логофобии, однако при поверхностном анализе выясняется, что его жизнь частично или полностью построена на избегании большинства речевых ситуаций. Довольно примечательно, что человек в этом случае не осознает свою логофобию.

В других случаях логофобия перетекает в социофибию в разных ее проявлениях. В таком случае человек не просто испытывает страх речи и избегает ситуаций, где ему необходимо говорить, а приобретает упорную иррациональную боязнь любой социальной активности.

Социофобия как осложнение логофобии

В тяжелых ситуациях, о которых нам рассказывают наши подписчики, социофобия доходит до полного ограничения контактов с внешним миром. Обратите внимание, что отличительной особенностью человека, страдающего логофобией и/или социофобией является то, что он слишком сильно сосредоточен на самом себе – как он говорит, как выглядит, как на него смотрят окружающие и что о нем думают. Казалось бы, что это вполне адекватный процесс, ведь каждый в той или иной степени опирается на мнение окружающих для адекватного общения. Но в случае с социофобией эта степень доходит до откровенно извращенных, патологических величин, которые в конечном счете мешают здоровой социальной адаптации.

При логофобии и социофобии заикающийся может со всей тщательностью продумывать будущие ситуации, где ему нужно будет с кем-либо говорить или проявлять социальную активность, при этом непременно будет проигрывать негативное развитие событии – логофобия подразумевает постоянное моделирование будущего заикания. Следует добавить, что еще одной характерной особенностью этой патологии является память, которая акцентировано кумулирует больше негативного опыта, чем позитивного, хотя в норме здоровые люди быстрее забывают плохое.

Логофобия характеризуется избегающим поведением. При этом человек вполне адекватно, на его взгляд, начинает избегать любых тревожных ситуаций.

Некоторые наблюдения и исследования логофобии и социофобии позволяют увидеть много общего между заиканием и обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), подробнее об этом в статье «сопутствующие заболевания».

Вы можете себе представить, насколько сильный, а в ряде случаев прочно укоренившийся механизм иррациональных фобий стоит между вами и избавлением от заикания. А если добавить к этому то, что полная картина страхов, фобий и многоэтажных комплексов всегда скрыта от нашего сознания, в той или иной мере находясь в глубокой тени подсознания, получается совсем уж дремучий лес, в котором многие блуждают порядочную часть своей жизни и не понимают, почему так сложно избавиться от заикания. А чаще всего результатом многогранного развития логофобии и социофобии является вывод, что заикание вообще не лечится. Это, конечно же, не имеет объективных оснований.

Принципы лечения логофобии и социофобии

Являясь иррациональным и приобретенным страхом, логофобия поддается лечению при правильном подходе:

  1. Самостоятельное лечение путем сознательной активной социализации. Здесь имеется в виду направленная деятельность по расширению социальных контактов и социальной активности, невзирая на свои страхи и на заикание как таковое. Необходимо как можно больше общаться и проявлять инициативу. По опыту наших подписчиков, в ряде случаев после значительного повышения социальной активности степень выраженности логофобии заметно снижается. Однако эта задача под силу не всем, а иногда после нескольких негативных речевых ситуаций в общении с незнакомыми людьми фобия может еще больше усилиться. Вообще практически каждая неудача ухудшает состояние.
  2. Профессиональная психотерапия логофобии и социофобии. Здесь все гораздо проще, поскольку компетентный психолог владеет необходимыми техниками избавления от этих фобий. Часто используется семейная или групповая психотерапия, обычно в комплексе. Психологи подходят к данной проблеме по-разному, но общий принцип сводится к одному – через осознание иррациональности этих страхов человек начинает формировать адекватный взгляд на себя, на окружающих и на свое заикание. Но и здесь есть важная проблема – не смотря на обилие психологов, по-настоящему компетентных среди них очень мало. Порой нашим подписчикам приходилось перепробовать несколько специалистов, пока они не находили тех, кто был способен им помочь. Следует учитывать, что для такой работы необходимо несколько сеансов, а в будущем необходимо закрепление результатов.
  3. Комплексный подход, который используется чаще всего: одновременно с получаемой психологической помощью вы сами занимаетесь активной социализацией: записываетесь в кружки, в секции, больше общаетесь с незнакомыми людьми, даже если поначалу это будет плохо получаться.
  4. Отдельно надо отметить использование лекарственных препаратов от заикания, которые при правильном подходе могут заметно снижать логофобию.

Страдающий логофобией склонен видеть себя в негативном свете и предъявлять к себе завышенные требования. А «высокие требования» подразумевают не менее высокую цену ошибки, которая сама по себе не должна вызывать закрепления психологических комплексов и фобий, однако у заикающихся именно это и происходит.

В целом психологически здоровый человек способен адекватно относиться к себе, своим ошибкам и к окружающим – по сути, достижение такого состояния является одной из главных целей психотерапии заикания.

Некомпетентные психологи предлагают искать причины возникновения заикания

Хотя важнейшим звеном его развития и закрепления является не причина, а следствие – логофобия, которая в дальнейшем становится основным фактором поддержания и усугубления логоневроза. Поэтому в процессе психологической терапии заикания не имеет смысла искать ее причину в прошлом, как мы уже писали в статье о влиянии семьи на появление заикания. Вне зависимости от стажа заикания в дальнейшем не имеет значения, что инициировало заикание – испуг, конфликт в семье, другой стресс. Повторим, необходимо нейтрализовать логофобию как его следствие. Без этого лечение заикания не может быть успешным.

Более того, нередки случаи, когда психологическая работа, направленная на осознание и вспоминание раздражителя, который привел к заиканию, приводила к еще большей концентрации на негативных эмоциях и усугублению заикания, тем более, если такая психотерапия проводится некомпетентным специалистом. Однако и здесь есть исключения, и такая терапия тоже может быть полезной, однако это наблюдается очень редко.

Читайте также:  Развитие внимания для преодоления дисграфии

Мы не можем описать все ситуации, которые происходили с нашими подписчиками, потому что их слишком много. В данной статье приводятся обобщенные выводы, сделанные на основании анализа большинства ситуаций.

Отдельно следует упомянуть гипноз как еще одно направление практической психотерапии, направленное на избавление от логофобии, об этом читайте в статье про гипноз от заикания.

Истории от наших подписчиков

1) Я придерживаюсь позиции, что заикание является психосоматическим расстройством, для устранения которого нужна психоаналитическая диагностика и терапевтическая работа. По хорошему счету, нужно решать причину заикания, а не следствие. А причина сидит в нашей голове. А вот с головой, может помочь разобраться психотерапевт или психолог. Но стоит понимать, что не каждый может помочь, увы. Много шарлатанов и халтурщиков. Для устранения заикания рекомендую обратиться к психологу или психотерапевту. Чтобы не попасть к мошеннику, знайте, что:
– Первое, квалифицированный психолог или психотерапевт сообщает о тех методиках с которыми он работает. Например, я работаю с методиками Фрейда, Юнга, НЛП и т.д.
– Второе, квалифицированный психолог не работает с проблемой без диагностики, визуальной или тестовой, либо других диагностических методик сбора данных.
– Третье, на основе поставленного диагноза (который ставится по запросу клиента) предлагается метод терапевтической коррекции.
Клиент на каждой фазе должен знать с какими диагностическими, либо терапевтическими методиками работает психолог и как работают эти методики (т.е. какие механизмы воздействия использует психолог). Данный текст может быть использован для соответствующих постановочных вопросов к человеку позиционирующему себя как психолог.
Если психолог/психотерапевт не сообщает о методиках с которыми он работает, не проводит диагностику и не ставит диагноз – крайне не рекомендую к такому обращаться за помощью, потратите свое время, деньги и психологическое здоровье.

2) Кто-нибудь знаком с психотерапией? Во время заикания я чувствую ощущение того самого ступора который мешает мне не только говорить но и думать. Это накатывает в задней части головы и как будто перекрывает все мысли. Наверное это и называют неврозом. Когда пытаюсь сконцентрироваться на этом ощущении оно уходит и я не успеваю его поймать чтобы осмыслить и понять что это за чувство и почему оно возникает. Как буд-то это какой-то детский страх,как ожидание подзатыльника. Может кто то сталкивался с этим или уже проходил какие нибудь курсы терапии?

3) Хороший психотерапевт может помочь в снятии логофобии. Я не верю, что он может ее снять полностью (она полностью уйдет, если только человек перестанет заикаться полностью), но как часть терапии – вполне помогает. Однако, если брать глубже и говорить о гипнозе, то тут все по-другому. Я уверен, что гипнозом можно вылечить заикание полностью, только крутых гипнологов в мире можно по пальцам сосчитать. Кто не верит в гипноз – почитайте отзывы людей, которым Вольф Мессинг помог с заиканием. Точнее, не помог, а излечил полностью одним гипнозом.

4) Я раньше переживал, это было в школьные годы плакал, уроки истории пропускал, так как постоянно устно спрашивают. Не было ни поддержки от родителей, ни друзей, хотя они были, правда потом тоже присоединились меня травить. Типо я “неполноценный”. Потом постул в колледж, там оказалось лучше, другие люди окружение, но опять же друзей не нащёл, остался горький осадок. Были и те кто подкалывал старался “подняться” за мой счёт. С некоторыми поддерживаю общение. Заикание позволяет узнать своё окружение лучше, пожалуй главный плюс. В итоге: стал грубым, перестал думать что о бо мне скажут, переживать, короче забил на попытки лечения, скажу честно когда перестаешь думать о своём недуге, речь становится лучше. Из минусов: не получил желаемое образование, работа простым рабочим и то часто сокращают, нет друзей, есть несколько хороших людей которые просто хорошие люди, нет опыта общения с девушками вообще. Нет поддержки нигде. Вот так вот.

5) Хочешь победить заикание, а найти хорошего психолога/психотерапевта не выходит, то рекомендую:
– больше говорить в слух когда никого нет и ты заикаешься меньше или не заикаешься
– попробуй поговорить с домашними питомцами и животными
– пробуй петь, говорить шепотом, кричать
т.е. нужен опыт позитивной речи – это когда ты заикаешься меньше или вовсе не заикаешься. далее:
– не думай о словах и как их произносить
– не пытайся говорить идеально, говори как можешь
– не пытайся убежать от заикания, от него не убежишь, его можно только работой над собой победить
– не комплексуй от заикания, да, тяжело, но никто не обещал, что жизнь “малиной” будет
– очень важна поддержка окружения, если есть люди которые тебя поддерживают, цени их и говори, спасибо
– кто злорадствует и издевается, не держи зла на таких людей, это люди нищие духом и они сами не знают, что творят
– занимайся собой, занимайся своим любимым делом, развивайся, прокачивай уверенность и самооценку
– и конечно, чтобы победить заикание, нужно идти на страх заикания. хочешь что-то спросить и страшно? спроси. хочешь что-то сказать и снова боишься? спроси.

При составлении статьи использована информация:

Логофобия, проблемы речи

Логофобия – тревожное расстройство, при котором человек боится говорить.

Речь – главное средство коммуникации. Вербальное общение позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, добиваться успеха, быть интересной личностью и полноценным членом общества. Но всё это оказывается под угрозой, если присутствует такое нарушение речи, как заикание.

При данном недуге человек непроизвольно повторяет или растягивает слоги и слова, а также делает частые остановки. Способность гладко и бегло говорить утрачивается. Из-за явного дефекта в речи человек неспособен нормально коммуницировать с окружающими.


Логофобия не означает полного отказа говорить. Боязнь способна повлиять на стиль речи человека и на смысл сказанного. Чувствуя, что может начать заикаться, логофоб или произносит совсем не то, что планировал сказать, или, пытаясь «заговорить» напрашивающийся мышечный спазм, переполняет свою речь различными оборотами.

Логофобия и заикание взаимосвязаны, но специалист, работающий на устранение проблемы, должен чётко различать, что в общем расстройстве является причиной, а что — следствием.

Заболевание

Логофобия и невротическое заикание

Невротическое заикание возникает после сильной психологической травмы и относится к невротическим состояниям. В данном случае именно сам страх говорить провоцирует нарушение речи. Чем сильнее человек волнуется, тем сложнее ему выражать свои мысли.

Бывает достаточно трудно разорвать замкнутый круг, в котором логофобия провоцирует заикание, а заикание усиливает страх произносить речь. При невротическом расстройстве в кругу близких родственников человек может спокойно и чётко говорить, а при посторонних людях в дыхательно-вокальной мускулатуре появляются спазмы.

Логофобия и неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание возникает при органических патологиях головного мозга. Здесь логофобия становится следствием заикания. Человек стесняется своей неблагозвучной речи, неловкость и стыд постепенно перерастают в полное нежелание говорить.

Логофобия и смешанное заикание

В данном случае изначально диагностируется неврозоподобное заикание. Под воздействием различных стрессовых ситуаций и дополнительной нагрузки на слабую нервную систему появляется и невротическое заикание. На определённом этапе у человека формируется логофобия и провоцирует ещё большее нарушение речи и, соответственно, усиливает страх перед говорением.

Причины страха

  1. Человек боится, что его слова будут не поняты. Говорящий беспокоится о том, что или не сможет правильно донести свою мысль, или слушатель не поймёт неразборчивую, затруднённую речь.
  2. Логофоб опасается насмешек, позора, критики и другой негативной реакции посторонних людей.
  3. Присутствует страх быть отвергнутым. Человека очень угнетает тот факт, что из-за дефекта речи он становится неинтересным собеседником. Видеть, как окружающие невольно ищут общения с другими, довольно тяжело. Чтобы избежать разочарования, некоторые логофобы предпочитают одиночество.
  4. Установка на молчание. Данная установка может быть личным решением, а может быть внушена. Если ребёнка в детстве грубо обрывали на полуслове, позорили за сказанное, угрозами заставляли молчать, то в подсознании закрепляется страх произносить какие-либо слова. Человек может пребывать в уверенности, что он вообще не способен произнести что-то стоящее внимания.
  5. Галитоз – неприятный запах изо рта, возникающий при заболеваниях ротовой полости или при заболеваниях органов пищеварения.

Три стадии развития логофобии:

  1. На начальном этапе беспокойство овладевает человеком во время произнесения речи.
  2. Вспоминая негативный опыт, логофоб предвидит свою неспособность высказаться и испытывает страх перед началом разговора.
  3. Постепенно человека начинает пугать даже мысль о том, что придётся разговаривать.

Логофобия и ребёнок

В большинстве случаев комплекс неполноценности закрепляется ещё в детстве. Вряд ли школьник с проблемной речью избежал прозвища «заика». Ярлыки и насмешки приводят к тому, что ребёнок стесняется отвечать на уроках и не хочет контактировать со сверстниками. Начинают возникать проблемы в отношениях с учителями и одноклассниками, что затрудняет весь процесс обучения.

К проблеме заикания следует относиться серьёзно. Ребёнок не «перерастёт» нарушение речи. Как только родитель стал замечать характерные для данного недуга признаки, нужно обращаться к логопеду.

Самая большая ошибка – ругать малыша за неправильное или нечёткое произношение слов. Именно это может положить начало развитию логофобии.

Если в присутствии посторонних людей ребёнок стал хранить молчание и не желает отвечать на вопросы, пора обращаться к психологу. Возможно, начали проявляться первые признаки тревожного расстройства.

Очень важно то, как родитель говорит с ребёнком, страдающим нарушением речи. Мама и папа должны обратить внимание на свою манеру разговора. От быстрой речи придётся отказаться. Следует говорить спокойно и медленно. Это позволит ребёнку отвечать в таком же умеренном темпе. Чем медленнее человек говорит, тем меньше затруднений испытывает.

Нужно всегда давать малышу возможность высказаться. Родитель должен терпеливо и внимательно выслушать ребёнка. Сосредоточить внимание следует именно на смысле слов, а не на том, как они произнесены.

На эмоциональное состояние малыша и на его речь положительно влияют вечерние беседы в спокойной, расслабляющей обстановке. Разговор должен проходить в виде обсуждения. Прямых вопросов, критики и замечаний следует избегать.

Многие родители, пытаясь не заострять внимание ребёнка на недуге, умышленно не упоминают о заикании. Тема становится запретной. Однако это не правильно. Малыш должен смело говорить о своих трудностях и обсуждать с родителями свои речевые проблемы.

Лечение логофобии

При лечении данного вида фобии работа ведётся в двух направлениях: стабилизация психоэмоционального состояния пациента (работа с психологом или психотерапевтом) и коррекция речи (работа с логопедом). Так как заикание связано с неврозами или с нарушениями в работе центральной нервной системы, в лечении может активно участвовать и невролог.

Как решиться сказать слово?
Есть несколько приёмов, которые помогут человеку на какое-то время отвлечься от страха.

  1. Во время беседы следует смотреть собеседнику в глаза. Мозг должен сосредоточиться именно на удерживании взгляда, а не на том, как прозвучит речь.
  2. Говорить нужно на выдохе, сделав ударение на первый слог.
  3. Если слова «застревают» в горле, стоит выдохнуть и повторить попытку (не отводя от собеседника глаз).
  4. Если попытка удалась, следует продолжить свою мысль.

Правитель Англии Георг VI – король c проблемой речи

Король Англии Георг VI, коронованный 12 мая 1937 года, страдал заиканием, которое могло стоить ему английского трона. Плохая координация гортани и диафрагмы, связанные с этим недугом комплекс и страх делали выступление на публике невозможным. Правление Георга VI выпало на тяжёлое предвоенное и военное время.

Избежать публичных речей, важных сообщений и участия в переговорах было невозможно. Только благодаря помощи недипломированного психолога Лайонела Лога и упорной работе король смог научиться контролировать тревожность и выступать перед слушателями. Это помогло закрепиться на престоле и успешно править страной.

В 2010 вышел фильм «Король говорит!», об избавлении короля Георга VI от заикания

Ссылка на основную публикацию