Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня

Особенности состояния словаря у детей 5-летнего возраста с ОНР (III-й уровень)

Разделы: Логопедия

Словарь этих детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удаётся подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Словарный запас составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нём отсутствуют или же наличествуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

– частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.);
– глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт – всё выражается словом «ест»),
– приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
– антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.);
– относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый, земляничный и т.п.).

В грамматическом строе распространены ошибки:

– в употреблении предлогов В, К, С(СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);
– согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»).[3]

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяются с учётом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уроке элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи.[4]

В современной методике большое значение придаётся развитию умений выбирать подходящие слова для высказывания, употреблять многозначительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

При общем недоразвитии речи выявляется несформированность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. В числе прочих модальностей не сформирована и лексика, семантическая и морфологическая структура слова. У детей отмечается бедность и качественное своеобразие лексики, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при поражении речевого высказывания. Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводит в актив крайне медленно. Дети не используют имеющиеся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности упорядоченной структуры языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. Есть основания полагать, что происходит это в результате нарушения самой структуры языковых знаков.

У детей с недоразвитием речи страдает динамическая структурация значения слова, нет правильной группировки слов при их усвоении. Лексика таких детей неточна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значения слов, с многочисленными взаимозаменами. Существенные нарушения лексической стороны затрагивают все признаки слов, лексический запас не формируется как система многомерных связей. Особенности вербального поведения выявляются на всех этапах развития таких детей. В основе этого лежит бедность слуховых и зрительных представлений ребёнка, затруднённость отвлечённого мышления, недостатки слухоречевой и двигательной памяти, сужение процессов анализа и синтеза. А бедность словаря, в свою очередь, не обеспечивает детям возможности полноценного общения и, следовательно, общего развития, ведь слово – важнейшее звено в структуре каждого психического процесса.[2]

Природа несформированности словаря при общем недоразвитии речи различна. В одних случаях основным является дефект понимания, в других – затруднения повторения и невозможность самостоятельного высказывания. Низкий уровень языковой способности проявляться в слабой дифференциации лексических значений, в затруднениях при речевом выражении пространственных и временных представлений, неумении использовать синонимы, антонимы, обобщающую лексику. Отмечается задержка в формировании семантических полей лексической системы. Вербальные ассоциации носят немотивированный характер. Объём семантических полей невелик, количество семантических связей ограничено. Семантические поля – функционально-динамические структуры, которые характеризуются различными формами связей, линейными и иерархическими. По мере организации лексической системности уменьшается зависимость слов-реакций от окружающей обстановки, а характер реакций начинает определяться самой структурой семантического поля. Формирование семантического поля происходит в направлении всё большей дифференциации, с выделением ядра и периферии семантического значения слова. При общем недоразвитии ребёнок долгое время не чувствует разницы между ядром и периферией семантического значения слова и не может использовать слова адекватно. Процесс систематизации лексики и организации семантических полей при общем недоразвитии речи снижен, правильная группировка слов недоступна или значительно затруднена. Дети не могут объяснить значения слова. Найти общую часть в родственных словах. Эти и многие другие проявления сниженного уровня языковой компетенции в разной степени обнаруживаются у всех детей с общим недоразвитием речи и на всех стадиях речевой несформированности.[1]

В вербальном поведении ребёнка с недоразвитием речи особенно заметно нарушение понимания и употребления глаголов. Глагол как важнейшая лексико-грамматическая группа в словаре несёт две функции – называние действий и организация предложения. При общем нарушении речи не формируется либо одна из них, либо другая. Дети испытывают затруднения при условии парадигматических и синтагматических связей. Выявляются многочисленные замены слов по значению и звучанию, трудности в усвоении единства значения и формы каждого слова. Отмечаются стойкие недочёты при усвоении абстрактной лексике, переносного смысла. Иногда дети употребляют неологизмы, значение которых объяснить не могут, псевдослова в автономном значении. Отмечается неадекватное употребление слов, затруднения в восприятии и воспроизведении сложных лексико-грамматических отношений, стоящих за словом, включённым в контекст. Ограничен круг нормативного использования в речи прилагательных. В определённой мере это объясняется тем, что прилагательные требуют для своего усвоения значения цвета, формы, величины. У детей должны быть сформированы эмоционально-оценочные категории, которые имеют определённые лексические выражения.

В системном проявлении речевого недоразвития важное место занимают нарушения форм и процессов речи: понимания, повторения, активизация имеющегося лексического запаса, недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматической при преимущественном недоразвитии последней. Отмечается несформированность всех видов речи: самостоятельного называния, построения собственного высказывания, речевой репродукции. Трудности поиска слова и его воспроизведения объясняются снижением семантического и грамматического компонентов языковой системы, несформированность модели речевого действия, основными операциями которого являются выбор и сочетаемость лексических единиц. Формирование синтагматических связей предполагает точное употребление слова в речевом потоке.

Обобщая материал об особенностях лексического развития детей с общим недоразвитием речи, можно отметить несформированность и неустойчивость речемыслительной деятельности, снижения уровня абстракции и обобщения, затруднения всех звеньев в структуре порождения речевого высказывания, бедность логических операций, недостаточность мыслительных процессов, требующих участия речи. При недоразвитии речи детей в неодинаковой степени овладевают каждым новым видом речевой деятельности, что связано с разным уровнем развития речевых предпосылок – специальных способностей, языковой компетентности. Языковая компетентность неотделима от других интеллектуальных способностей человека. Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного, введения слова в систему семантических полей, умение правильно строить из слов предложение отражают уровень языковой способности ребёнка и степень сформированности его логического мышления.

Литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 320с.
  2. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. Факультета педвуза /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
  3. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно – методическое пособие / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. – 256с.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 11

ОНР 3 уровня: причины, симптомы, характеристика, лечение и коррекция

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании навыков говорения у детей 4-8 лет. У таких малышей связная речь есть, они могут составить фразу, сложное предложение, но делают многочисленные грамматические, синтаксические ошибки в высказывании, плохо дифференцируют звуки. Задержка касается различных сторон развития речи. Диагностировать нарушение можно у дошкольника не ранее 4-5 лет.

По коду МКБ-10 ОНР III уровня входит в группу специфических расстройств — F80 и F80.0.

Левина Р.Е., Филичева Г. В. и другие ведущие логопеды в своих научных трудах выделяли 4 уровня ОНР. Третья степень нарушений считается более высокой точкой развития речи по сравнению с 1-2 уровнем, но дефект обязательно требует коррекции и лечения.

Причины

Факторы, провоцирующие общее недоразвитие речи 3 уровня, можно разделить на врожденные и приобретенные. Первая группа причин воздействует на ЦНС малыша во внутриутробный период, вторая — уже после рождения, чаще в 2-3 года.

  1. поражения ЦНС;
  2. курение, употребление алкоголя мамой в период беременности;
  3. энцефалопатия;
  4. инфекционные заболевания женщины, перенесенные во время вынашивания плода
  5. токсикозы;
  6. травмы.
  1. стрессы;
  2. недостаточное речевое окружение;
  3. педагогическая запущенность;
  4. синдром госпитализации;
  5. многоязычность в семье.

На фоне биологических и социальных причин у ребенка возникают такие нарушения: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ФФНР, ЗПР. Общее недоразвитие речи будет обусловлено одним из этих диагнозов. Определение точной причины развития нарушения — это необходимый этап логопедической и педагогической работы с ребенком. Выбор методов коррекционной программы напрямую зависит от наличия врожденных болезней ЦНС, особенностей протекания беременности и атмосферы в семье.

Симптомы

Симптоматика ОНР 3 уровня включает в себя множество речевых недочетов. Обычно у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются следующие признаки логопедического расстройства:

  1. Есть развернутая фразовая речь, но она сопровождается фонетическим, лексическим, грамматическим, фонематическим недоразвитием. “Мама одел красивый фартук. Мне подарили кукла. На стол стоит белый цветы. Мама чистит посуду (нужно моет)”.
  2. Ошибки в дифференциации звуков. Чаще дети заменяют или путают свистящие, сонорные, шипящие, аффрикаты.
  3. Неправильное произнесение “проблемных” звуков наблюдается в словах и слогах, изолировано дети проговаривают их без дефектов.
  4. Редуцирование многосложных слов.
  5. Сокращение стечения согласных. “Транспорт-транпорт, экскаватор – экаватор”.
  6. Преобладание в речи глаголов, существительных. На втором месте по количеству остаются имена прилагательные, местоимения. Наречия, причастия почти не используются.
  7. Сложности в словообразовании, подборе однокоренных слов. Ребенку трудно прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы, играть в игру “Большой-маленький”, то есть выполнять задания по изменению слов: огурец-огурчик, дом-домик.
  8. В речи почти отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Ребенок предпочитает выражать мысль 3-4 словами.
  9. Аграмматизм: ошибки в согласовании прилагательного, глагола с существительным по падежу, числу. “Большая мяч, моя кот, пришла папа…”.
  10. Затруднение в понимании и самостоятельном употреблении предлогов.
  11. Ребенок хорошо составляет рассказ по вопросам, но затрудняется в пересказе текстов с большим количеством описаний.
  12. Замена общих понятий частными, например, воробей – птичка. И наоборот, когда ребенок общим называют множество предметов: бибика — это машина, автобус, самосвал и другие автомобили.

Дошкольники способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.

Характеристика детей

Для получения заключения от врача, направления на ПМПК ребенку необходимо составить характеристику. Логопед или воспитатель могут предположить у дошкольника общее недоразвитие речи, для подтверждения диагноза нужно проводить обследование малыша в непринужденной обстановке детского сада или на занятиях со специалистом.

При составлении характеристики обращайте внимание на следующие моменты:

  • Анамнез, наследственность. Потребуется опрос родителей, анализ записей в амбулаторной карте ребенка.
  • Анатомическое строение речевого аппарата.
  • Уровень развития моторики (мелкой, крупной), определить ведущую руку.
  • Внятность, связность речи, ее понятность окружающим.
  • Уровень понимания чужой речи.
  • Наличие дефектов в звукопроизношении.
  • Уровень развития словарного запаса (активный и пассивный).
  • Особенности грамматического строя речи.

Пример характеристики ребенка дошкольного возраста, составленной для представления на ПМПК.

Новикова Ирина, 5 лет. Посещает ДОУ №4 г. Орла. Речевые нарушения у родителей в детском возрасте не наблюдались. Семья полная, социально благополучная. Девочка родилась доношенной, вес 3400, рост 53 см, врожденных заболеваний нет, соматически здорова.

Органы артикуляционного аппарата без анатомических особенностей. При выполнении артикуляционных упражнений затрудняется дыхание, работа мышц кончика языка слабая.

Речь невнятная, тихая, маловыразительная, не всегда понятна для окружающих. Понимание чужой речи в норме.

Звукопроизношение затруднено парасигматизмом свистящих, ротацизмом. Изолировано произносит почти всех звуки верно. Отмечается пропуск и упрощение слогов.

Словарный запас средний, пассивный преобладает над активным. Затрудняется в подборе синонимов, описании предметов, путает предлоги. В речи использует простые фразы и предложения из 3-4 слов, наблюдаются многочисленные ошибки в согласовании, словообразовании.

Обследование речи Ирины показало, что нарушения соответствуют признакам ОНР 3 степени.

Диагностика

Определить ОНР 3 уровня у ребенка 3 лет сложно. Обычно диагноз устанавливается на ПМПК в возрасте 4-5 лет, когда задержки развития речи выражены более ярко. Но работа консилиума обязательно строиться на дифференцированном подходе. Важно учитывать наличие заболеваний у ребенка, например, тугоухость, ЗРР, олигофрению.

Читайте также:  Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР

В процессе диагностики комиссия из психиатра, невролога, логопеда и воспитателя ДОУ может использовать следующие методы исследования всех сторон развития речи ребенка:

  1. Ответы на вопросы.

Ребенок может выполнять задания по картинки, описывая ее, или отвечать на вопросы специалистов напрямую.

  1. Выполнение задания по инструкции.

Проверяется понимание речи, словарный запас, уровень развития моторики, если задание направлено на действие руками.

  1. Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Диагностируются артикуляционные умения.

  1. Проверка кругозора, уровня развития интеллекта.

Педагоги задают вопросы о времени года, дне недели, возрасте ребенка, родителей, месте его проживания, просят классифицировать предметы, убрать лишнее. Такие тесты необходимы для оценки уровня общего развития ребенка и исключения умственных задержек.

  1. Задания на проверку устной речи.

Дошкольника могут попросить рассказать сказку или описать вчерашний день в саду. В момент говорения, логопеды, неврологи обращают внимание на особенности слоговой структуры слов, которые употребляет малыш, сложность предложений и фраз, способность сохранять последовательность повествования.

Заседание ПМПК — необходимая процедура для помещения ребенка в специализированную логопедическую группу детского сада, составления индивидуальной программы занятий по лечению ОНР. Диагностика проводится в присутствии родителя или опекуна. С собой желательно иметь характеристику из ДОУ или от логопеда.

Родителям рекомендуют посетить невролога, психиатра в поликлинике, чтобы установить причину недоразвития речи, получить медикаментозное лечение и другую терапевтическую помощь. При наличии показаний может потребоваться дополнительное аппаратное исследование: МРТ мозга, ЭЭГ.

Важно! Частыми спутниками ОНР у детей школьного периода являются дисграфия, сложности с чтением и, как следствие, отставания по другим предметам из-за непонимания прочитанного текста задачи или параграфа. Поэтому так важно, вовремя выявить причину речевых нарушений и устранить основные симптомы до поступления в первый класс школы.

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

  • Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

  • Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду.

  • Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

  • Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры. Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием.

  • Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

  • Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

Важно! Не забывайте, что игровая деятельность остается для детей ведущей до 7-8 лет. Не превращайте логопедические занятия в скучные уроки, обучайте ребенка говорению в простой и увлекательной форме.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

ЗадачиМетоды коррекции, упражненияВарианты игр
Формирование слухового вниманияИспользуйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели.“Отгадай, что звучит”, (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), “Эхо”, Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку”.
Развитие зрительного вниманияИспользуйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку.“Делай, как я” (движения, выкладка по образцу),
“Чего не стало”.
Расширение словарного запасаРебенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры.“Признаки времен года” (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), “Животные”, “Профессии”, “Что, где растет”, “Из чего приготовим суп”, “Магазин”.
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия).Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр.“Кто я?” (знакомство детей), “Я скажу, а ты продолжи”, “У на вчера. (рассказ о семье или событии), “Я хочу быть” (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речиСоставление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов.“Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей – лимон кислый, желтый, овальный…), “Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразованияПрибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные.“Маленький-большой (слон-слоник), “Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). “Прибавь приставку” (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторикиИспользуйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи.“Нарисуй по образцу”, “Обведи кружочки”, “Кукольный театр” (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса.В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений.“Кто громче (тише)”, “Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Характеристика ОНР 3 уровня

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи (ОНР 1 уровня);
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от ОНР 2 уровня объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи 3 степени. Чтобы понять, что это такое, следует разобраться и в том, чем примечательны другие степени, а уже после этого понять, как их отличать и какие речевые дефекты им свойственны.

Характеристика проблемы

ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у деток с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.

Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.

Дошкольники не сильно понимают, для чего необходимо проходить обучение разговорной речи, поскольку это даётся слишком трудно, а в некоторых моментах кажется скучным. Поэтому устная речь сильно нарушена, с ограниченным словарным запасом, включающим в себя малое количество прилагательных и слов определений. Зачастую она становится непонятной. Повествование от первого лица, без которого не происходит полного усвоения изучаемого материала, является трудной задачей, а иногда и невозможной.

В чем различия уровней?

Речевые дефекты 3 уровня являются одними из самых распространённых среди современных дошкольников. Это обуславливается тем, что зачастую такой диагноз ставят детям в возрасте 5 лет. В этот период развития малыш уже осваивает ходьбу и делает много самостоятельных движений, которые закрепились в памяти. Теперь приоритетом становится разговорная речь. Из-за нарушений ассоциативного ряда, а также по причине общего непонимания простых правил в речевой постановке, ребёнок часто говорит несвязно, с ошибками в построении словесных форм, и заменяя одно на другое.

ОНР 1 уровня значительно отличается от ОНР 3 степени. Первый стадия недоразвития подразумевает несвязную речь. Дети разговаривают исключительно лепетом, иногда проскальзывают несложные слоги. Он характеризуется маленьким словарным запасов, резерв которых составляет не более 20-25 слов. Понятия грамматики, синтаксиса и фонетики отсутствуют.

Второй уровень отличается от первого тем, что словарный резерв обогащается, становится значительно больше. Однако такие дети все ещё неправильно составляют слова, их формы. Из-за активного развития ассоциативного ряда, они заменяют одни слова другими так, как считают правильным. Помимо этого, замечается укорачивание слов, чаще всего профессий. Дети заменяют длинное, сложное для них слово родом деятельности. Например: доктор или ветеринар – лечит, учительница – учит, танцовщица – пляшет. Ещё плохо развиты грамматическое и синтаксическое построение речи, некорректно работает слуховое восприятие слов, в особенности незнакомых или сложных к пониманию. В отличие от ОНР 3 уровня, словарный запас ещё не располагает достаточным количеством существительных, глаголов, и, в особенности прилагательных – их меньше всех.

Причины

В период взросления и развития ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они односложные, не всегда правильно построены, но даже этому молодые родители начинают радоваться. В силу возраста словарный запас ограничивается несколькими короткими фразами, состоящими из слов. Не стоит забывать, что помимо развития речевого аппарата, малыш осваивает навыки хождения. В процессе формирования это становится приоритетным заданием, поэтому разговорная речь отходит на второй план.

Поскольку ребёнок ещё маленький, для него многофункциональность в задачах является сложной. Поэтому то, что важно – переходит на первый план. И это не всегда общение. Из-за этого получается так, что малыш может длительное время молчать, уделяя своё внимание усвоению других навыков: ходить, самостоятельно кушать, и, главное, познавать этот мир. В таких случаях родители начинают паниковать, ведь раньше чадо, хоть и лепетом, но произносило слова, а сейчас молчит. Это вовсе не проблема.

Дети в раннем возрасте впитывают весь материал, который предоставляют им родные, но многое может быть сложным к осмыслению, поэтому такие слова уходят на второй план. Необходимо как можно чаще общаться с малышом, описывать действия, рассказывать о предметах и попутно называть их. Такая форма общения поможет ребёнку накопить определённый словарный резерв, которые в дальнейшем он станет использовать.

Диагностика

Чаще всего проблемы с речью появляются в четырехлетнем возрасте. Специалист проводит диагностику и выделяет основные проблемы речевого развития:

  1. Позднее развитие. Первые слова ребёнок начинает говорить к трём-пяти годам.
  2. Грамматический строй. В речи малыша наблюдаются большие ошибки в построении слов.
  3. Структура речи. Речь ребёнка плохо структурирована.
  4. Выражение своих мыслей. Малыш плохо выражает свои мысли, не может выстроить связной текст из-за непонимания поставленной темы или вопроса.
  5. Речь. В разговоре мало понятных слов, высказываний, часто ребёнок разговаривает невнятно.

Выделение основных проблем может служить причиной для установки диагноза. После такой проверки проводят уже более точную диагностику, во время которой определяется уровень недоразвития.

Существуют разные категории деток, у которых:

  • Отсутствует устная речь и ее восприятие;
  • Задержка в развитии речи из-за психических расстройств;
  • Нарушено произношение звуков;
  • Не выражены причины задержки в речевом развитии.

Часто такие проблемы могут быть из-за неправильного развития ещё в утробе матери, а также получены во время родов, из-за травм.

Коррекция речи

Коррекционное обучение деток, у которых наблюдается третья стадия речевых отклонений, предусматривает:

  • Дальнейшее улучшение речи, обучение лексике и грамматике;
  • Улучшение артикуляции;
  • Изучение фонетики;
  • Изучение слогов и ассоциативного ряда ребёнка;
  • Повышение грамотности речи.

Из-за появившихся в речи прилагательных, есть большие шансы на улучшение качества построения предложений и на их количественный состав с помощью определений. Ребёнку помогают в изучении стиля предложений, чтобы он при прослушивании мог выявить, какого рода прилагательные в тексте, а также отличить окончания в словах женского, мужского или среднего родов.

После занятий по конструкции обычных предложений, переходят к работе над построением сложных форм, в которых употребляются союзы «и», «а». Детей учат правильно определять последовательность событий и давать словесную формулировку. Во время занятий на составление сложных предложений рекомендуется делать задания по типу вопрос-ответ. Для более эффективного обучения можно использовать картинки и действия.

В материалах для работы должны находиться исключительно те глаголы, существительные и прилагательные, значения которых известны малышу. Дети учатся запоминать последовательность действий и применять полученные знания на практике, используя при этом ранее освоенные лексические и грамматические формы.

Для последующих занятий на улучшение разговорной речи путём повествования используются задания на составление разных рассказов. Если уровень развитости речи почти соответствует норме, то используются задания на разные пересказы: выборочный и краткий, а также даются творческие задания.

Во время обучения пересказу, рекомендуется давать различные задания на улучшения качества речи. К таким относят:

  • Повествование от первого лица;
  • Использование эпитетов в определенных формах слов;
  • Вести рассказ с учетом времени: будущего, настоящего или прошлого;
  • Использовать степень сравнения в прилагательных;
  • Использовать уменьшительно-ласкательные слова и другие словоформы.

Работа по повышению количества слов у ребёнка и обучению синтаксису и грамотному построению речи тесно переплетается с тренировочными заданиями по улучшению артикуляции, а также с работой в улучшении произношения звуков. Детей учат узнавать на слух слова разной длины, запоминать их и составлять слоги из правильно произнесённых звуков.

Упражнения для домашних занятий

Кроме занятий с логопедом рекомендуется практиковаться и на дому. С помощью небольших уроков можно значительно улучшить речь в небольшой промежуток времени. Важно не переутомлять ребёнка, поскольку в дошкольном возрасте он неусидчивый. Такие занятия помогут выработать терпение, которые пригодится при поступлении в школу.

Карточки и игры улучшают визуальное восприятие ребёнка, развивают речь. Лучше всего выбирать картинки с определениями конкретных действий, движений. Малыш должен научиться идентифицировать те или иные предметы по их признакам. Хорошо подойдут упражнения:

  1. Части моего тела. Ребёнок выучит новые определения, а также узнаёт, как называются части тела. Для лучшего понимания темы, родителям рекомендуется уточнять, для чего нужна каждая часть и какую функцию она выполняет.
  2. Предметы одежды. Малыш расширяет свой кругозор и узнаёт о том, какая есть одежда. Для развития темы, можно объяснять ребенку, на какую часть тела следует надевать тот или иной предмет одежды.
  3. Бытовые предметы. Ребёнок учит новые слова и запоминает предметы быта. Для того чтобы выстроить ассоциативный ряд, следует объяснять малышу, для чего предназначены те или иные вещи.
  4. Такие разные звери. Игра и карточки со зверями помогут запомнить ребёнку, какие звери существуют. Важно разделить игру на 2 группы: домашние животные, дикие животные.
  5. Все цвета радуги. Малыш сможет выучить цветовую гамму.
  6. Игра в «я, ты, мы, вы, он, она, оно, они». Помогает ребёнку выучить местоимения и правильно их употреблять.
  7. Что они делают? Ребёнок выучит новые глаголы, сможет корректно применять их в устной речи.
  8. Фрукты и овощи. Карточки с картинками помогут обогатить запас слов существительными и выучить фрукты и овощи. Ребёнок научится определять на вид, как называется тот или иной продукт.
  9. Веселая семья. Хорошо развивает речь и помогает запоминать членов семьи, а также выстраивать ассоциации со всеми родственниками.

ОНР 3 уровня – не проблема. Благодаря квалифицированным специалистам и индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению внимание.

Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость развития артикуляционной моторики. Изучается биоэнергопластика, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппарата Итогом работы является определение этапов и последовательности коррекционной работы.

Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей.

Для этого необходимо четко произносить все звуки родного языка. С целью тренировки мышц артикуляционного аппарата и подготовительного этапа постановки звуков используют артикуляционную гимнастику. Но ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений [1].

Новым и интересным методом является биоэнергопластика. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес детей, поддерживать их эмоциональный настрой.

Биоэнергопластика используется с учетом индивидуального подхода, возрастных особенностей и основного вида деятельности дошкольников – игры, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту [4].

Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики [3].

«Биоэнергоплатика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью[2].

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы[1].

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, при котором наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков [5].

Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков.

Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.

Вначале ребенком разучиваются упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используются придуманные герои перчаточного театра Чупа и Чупс [1].

Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:

1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

3 этап: Основной (октябрь — апрель)

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

4 этап: Автоматизация умений (октябрь — апрель)

Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

3. О йога-данс или биоэнергопластике. – интернет-ресурс

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5. Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности внедрения биоэнергопластики в логопедический процесс дошкольной образовательной организации, проведение коррекции сложных нарушений звукопроизносительной стороны, профилактики вторичных нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Образовательная область “Речевое развитие” – одно из направлений обновленного содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2, с.7].

В настоящее время число речевых нарушений растет, а значит, все большему числу детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Отмечается зависимость движений руки, органов артикуляции и активизации интеллектуальной речевой деятельности детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

На взаимосвязь общей и речевой моторики указывали И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия. В.А. Сухомлинский отмечал: “Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка”[3, с. 13].

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, выполнение которой укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей, уменьшают результативность коррекционного процесса. Возникает необходимость поиска нетрадиционных методов коррекционного воздействия, способствующих повышению эффективности работы. Мы обратились к инновационной технике выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук – Курис Ирина Викторовна.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [1, с. 23–25].

По мнению И.В. Курис преимущества биоэнергопластики состоят в следующем:

– оптимизирует психологическую базу речи;

– улучшает моторные возможности ребёнка;

– способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

– синхронизирует работу над речевой и мелкой моторикой, сокращает время занятий, усиливает их результативность;

– позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Внедрение игр и упражнений с использованием метода биоэнергопластики на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста предусматривает несколько этапов:

Организации работы на диагностическом этапе включает в себя обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса артикуляционных упражнений.

На подготовительном этапе происходит ознакомление ребенка с артикуляционными упражнениями и сопровождение их движениями ведущей руки.

В процессе основной работы ребенок выполняет артикуляционные упражнения, сопровождая их движением кисти одной руки, подключая к показу вторую руку.

На заключительном этапе коррекционной работы ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Гимнастику с использованием элементов биоэнергопластики, дошкольники выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяя счёт и стихотворное сопровождение. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, становится возможным убрать зрительную опору – зеркало.

Примерные тексты, движения рук и органов артикуляции на этапе постановки звука «Р» представлены в таблице и могут быть использованы на коррекционных занятиях.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Текст, произносит взрослый

Движения рук взрослого

Статическая поза губ и языка

Наступило утро, выглянуло солнышко.

Пальцы разжать и поднять вверх.

Улыбнуться, зубы видны.

Друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме

Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряженно потянуть к носу.

Пальцы чуть согнуть.

Язык в форме чашечки.

На дереве сидит птица: Тук-тук-тук

Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Раздаётся чей-то стук.

Постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

Идём по лесу дальше.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме.

Язык двигать вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

На поляне растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.

Дома сварим из них варенье – вот какое!

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верхнюю губу «вкусное варенье».

Соберём их в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой».

Тяжело нести корзины. Увидели лошадку и поехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Гоп

Прохлопать два коротких, один длинный хлопок

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Соединить кончики пальцев («домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: «Громко хлопаем в ладошки, головой слегка качаем, руки кверху поднимаем»

Соединить ладошки вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно я говорить хочу.

Сжимать и разжимать пальцы в кулак.

Чередовать положение губ «улыбка» – «забор»

Благодаря использованию нетрадиционной техники биоэнергопластики в работе с детьми по коррекции дефектных звуков у детей – логопатов идет быстрее, эффективнее, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. Включение в гимнастику кинезиологических упражнений, синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.

  1. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г Бушлякова.- М.: Издательство Детство-Пресс, 2011. – 240с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / 2013.- 19с.
  3. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский.- Питер: Родителям о детях, 2017.- 29с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в данном материале описана методика применения логопедических игр средствами ИКТ в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возрастаСодержание1.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса.

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных заданий, которые так.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищенность, т.к.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Наталья Телепнева
Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами биоэнергопластики является в настоящее время актуальной, но не до конца изученной проблемой коррекционной педагогики [2, с. 15].

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают определенный артикуляционный уклад, который свойствен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к различным нарушениям. С целью формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов ежедневно используется артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады [3, с. 9].

Н. И. Свиридова в логопедической работе с детьми предложила использовать артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. Данный нетрадиционный метод работы предполагает совместное синхронное одновременное движение рук и артикуляционной моторики. Биоэнергопластика как средство нейростимуляции используется в период коррекционного обучения при закреплении артикуляционных движений, автоматизации звуков в словах и многое другое [3, с. 25].

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:

био (человек как как билогический обект);

энергия (сила, необходимая для определенных действий);

пластика (плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью).

Суть биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой активности.

Применение комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки имеют значительные преимущества перед применением в коррекции звукопроизношения простой артикуляционной гимнастики. Использование элементов биоэнергопластики удерживает интерес к процессу, повышает мотивационную готовность детей к коррекционному процессу, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.

На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения, сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.

Варианты показа упражнений [1, с. 36]:

1.«Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

4.Чередование «Окошко» – «Хоботок» – «Заборчик». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

6.«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

7. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

8. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево – вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

9.«Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.

10.«Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики:

оптимизирует психологическую базу речи;

способствует коррекции звукопроизношения, развитию фонематических процессов;

синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливая их результативность;

позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Планируемый результат использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, заключается в том, что у детей:

1. формируются четкие представления об органах речи их строении и назначении;

2. сокращаются сроки овладения детьми основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

3. появляется интерес к артикуляционной гимнастике и желание заниматься коррекционной деятельностью.

Таким образом, применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, привлечение интереса детей способствует достижению положительных результатов в развитии артикуляционной моторики, что значительно облегчает постановку звуков, сокращает сроки введения поставленных звуков в речь, способствует более быстрому преодолению общего недоразвития речи.

1) Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М. : «Издательство Детство-Пресс», 2011. 240 с.

2) Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. – URL http://festival.1september.ru/articles/103050/ (дата обращения: 15.01.2019).

3) Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 25.09.2019).

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода – научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р’] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Ссылка на основную публикацию