Зимующие птицы – конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

Зимующие птицы – конспект индивидуального лексико-грамматического занятия

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 “Антошка”

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных , оканчивающихся на –ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным .

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)

(выставляется картина снегиря).

-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

-Вороны! (выставляется картинка ворон).

-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

-Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: – Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Логопед: – Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: – Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: – Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: – А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: – Размером, окраской, оперением.

Логопед: – Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: – У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона – (вороны) сорока – (сороки)

Голубь – (голуби) сова –(совы)

Снегирь – (снегири) галка – (галки)

Клёст – (клесты) свиристель – (свиристели)

Перо – (перья) крало – (крылья)

Дерево – (деревья) воробей – (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)

-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай – ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Снегири – снегирики , снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед : А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать , прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели. И на место сели. ( под стих дети выполняют соответствующие действия)

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

-Ленивый, грустный, малоподвижный.

-У какая по характеру синица?

-Тонкая, умная, весёлая, юркая.

-А какой воробей?

-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

-А что можно сказать про сороку? Какая она?

-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

-Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

-Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

-А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

-Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. – Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

-А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

– А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

-Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

-Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: – А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)

–А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они – шипят.)

-Как свой голос подаёт ворона?

-Она каркает! Сорока – трещит, голуби воркуют, сова ухает.

Логопед: – Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: – Я слышала , как каркает ворона,

-А я слышала, как чирикает воробей.

-Я слышал, как свистят синицы и снегири.

-А я – как трещит сорока.

Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Читайте также:  Конспект занятия для детей с ФФН (2 класс)

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: “Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.”

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: – Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

– Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Зимующие птицы»

Оксана Журавлева
Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Зимующие птицы»

Конспект лексика – грамматического занятия

По теме «Зимующие птицы»

Цель: использование в речи существительных с суффиксами -онок-, -енок-.

Задачи: коррекционно –образовательные: формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховую память, речь.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать усидчивость, слышать и слушать логопеда.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки зимующих птиц, мяч.

Речевой материал: галчонок, вороненок, совенок, воробьенок, снегиренок, сорочонок.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Игра с мячом “Назови признаки зимы”.

Логопед: Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов. Неужели пришла в лес беда?

Логопед: Поможем ребята сороке понять, в чем же дело? (да, поможем).

Логопед: Послушайте стихотворение:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу.

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

Логопед: О чем это стихотворение? (ответы детей). Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (зима)

Логопед: правильно, а что вы представляете, услышав слова снег, сугробы, лес? (ответы детей).

Логопед читает стихотворение еще раз.

Логопед: ребята скажите, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с).

Логопед: правильно. А сейчас придумайте слова, связанные с зимой, где слышался бы звук (С) (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, сосулька).

2. Введение в тему.

Логопед: Ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим

внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит? Логопед показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Логопед: Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

Логопед: По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

Логопед: Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, галка, воробей, сова).

Логопед: Какие это птицы. (Зимующие). Почему мы их так называем? (ответы детей).

Логопед: молодцы. Как вы уже сказали, мы сегодня с вами поговорим о зимующих птицах, тех которые остаются зимовать в наших лесах, и об их детенышей.

3. Изучение нового. Логопед предлагает назвать детенышей птиц.

Логопед: у сороки кто? (сорочонок); у галки кто? (галчонок); у совы кто? (совенок); у воробья кто? (воробьенок); у снегиря кто? (снегиренок, у вороны кто? (вороненок).

Логопед: ребята послушайте, что общего у этих слов, чем они похожи? Логопед проговаривает детенышей выделяя голосом схожую часть – галчонок, сорочонок, воробьенок, вороненок, совенок, снегиренок (ответы детей).

Логопед: правильно. Скажите, а когда мы так говорим? (когда называем маленьких). Конечно, мы так обозначаем малышей, маленьких.

Логопед предлагает встать, проводиться физкультминутка.

Среди шустрых голубей

Скачет серый воробей.

Вылетай – ка, не робей!»

Логопед: садитесь ребята. Будем с вами описывать детенышей. Логопед (спрашивает детей) – У галки какой галчонок? – У галки пушистый галчонок. У галки голодный галчонок. У галки забавный галчонок. А у сороки, какой сорочонок? – обращается к ребенку.

Ребенок: у сороки голодный сорочонок, а у воробья какой воробьенок?

Ребенок: у воробья забавный воробьенок, а у совы какой совенок?

Ребенок: у совы пушистый совенок, а у снегиря какой снегиренок?

Ребенок: у снегиря забавный снегиренок, а у вороны какой вороненок?

Ребенок: у вороны голодный вороненок.

Логопед предлагает детям поиграть в игру “Собери картинку”.

Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены детеныши зимующих птиц.

Логопед: достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Логопед: расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку (ответы детей).

Логопед: правильно. Сравните свое изображение с целой картинкой. Получилось? (да).

Логопед: молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

Появляется сорока: ой, ребята, большое спасибо, я теперь поняла, почему так тихо в лесу, ведь лес зимой спит, и птицы улетают.

5. Итог. Логопед: молодцы, ребята вам понравилось, наше занятие? (да).

Логопед: о каких птицам мы с вами разговаривали? зимующих)

Логопед: а каких зимующих птиц и их детенышей вы запомнили, а может быть, и видели, назовите (ответы детей).

Логопед: мне сегодня очень понравилось, как вы занимались.

Дидактическая игра «Найди маму детеныша» Мои дети выросли уже из дошкольного возраста, но много осталось книг с различными иллюстрациями. Одна из них – “Где чья мама?” Выкидывать.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: – уточнить и активизировать словарь по теме “Фрукты” – сформировать обобщающее понятие “Фрукты” – сформировать умение образовывать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»

Оксана Михайлова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»

Коррекционно – образовательные: – уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»; – учить выделять характерные особенности птиц; – упражнять в составлении предложений по вопросам воспитателя; – закреплять образование относительных и притяжательных прилагательных; – совершенствовать навыки образования сложных прилагательных путем слияния прилагательного с существительным; – закрепить употребление предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.

Коррекционно – развивающие: – развивать диалогическую речь; – развивать внимание и память, словесно-логическое мышление; – корригировать общую и мелкую моторику; – формировать пространственные представления.

Коррекционно – воспитательные: – воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца; – воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование: презентация по теме; шапочки с изображениями птиц; мяч; тесто для изготовления угощения для птиц; семена, крупа, ягоды; салфетки.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. (Дети на ковре)

Воспитатель: – Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Давайте произнесем вместе волшебные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной полянке окажись». (Дети поворачиваются вокруг себя.)

Читайте также:  Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

2. Основная часть. (Презентация)

1) Введение в тему. (2-ый слайд)

Воспитатель: – Ребята, какое сейчас время года? – Зима.

Воспитатель: – Назовите зимние месяцы. (3-ый слайд)

– Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: – Какая погода зимой на улице? – Погода морозная,

Воспитатель: – Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь отогрелись, расслабились.

Воспитатель: – Как птицы спасаются от холодной зимы? – Многие птицы

улетают в теплые края.

Воспитатель: – Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? –

Зимующие птицы.

Воспитатель: (4-ый слайд) – Вновь разгулялась вьюга

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

– Мы сегодня поговорим о зимующих птицах. А какие птицы остались зимовать, вы узнаете, отгадав мои загадки. (Дети садятся на стульчики.)

2) Развитие словесно-логического мышления через работу с загадками.

Воспитатель читает загадки, дети называют птицу.

И полоска шарфика.

(6-ой слайд) – Это синица.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой.

(8-ой слайд) – Это клёст.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

– С первым снегом

(10-ый слайд) – Это снегирь.

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

(12-ый слайд) – Это воробей.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

(14-ый слайд) – Это сорока.

Столяр есть у нас в бору,

Целый день долбит кору.

В красной шапочке своей

Виден он среди ветвей.

(16-ый слайд) – Это дятел.

Во дворе я – королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

(18-ый слайд) – Это ворона.

Воспитатель: – Молодцы ребята! Правильно ответили на все загадки. Посмотрите, куда же прилетели и сели наши птички? (19-ый слайд)

Птицы прилетели и сели на дерево.

3) Употребление предлогов в предложении. Ориентировка в пространстве.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.

– На нижней ветке сидит … синица.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит над воробьём.

– Над воробьем сидит … сорока.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит между снегирем и воробьем. – – Между снегирем и воробьем сидит …клёст.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит под деревом.

– Под деревом сидит …ворона.

Воспитатель: – Кто сидит выше всех? – Выше всех сидит …дятел.

Воспитатель: – Молодцы ребята! Правильно ответили на все вопросы.

4) Называние частей тела. (19-ый – 24-ый слайды)

Воспитатель: – У всех птиц одинаковое строение. Назовите какие ещё части тела птиц вы знаете? – У птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапки.

5) Д/и «Скажи одним словом» (с мячом)

Воспитатель: – Теперь давайте повторим, что мы знаем о птицах.

– У сороки белые бока, поэтому она какая? … сорока белобокая.

– У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … сорока длиннохвостая.

– У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … синица желтогрудая.

– У вороны черные крылья, поэтому она какая? … ворона чернокрылая.

– У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … дятел длинноклювый.

– У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … снегирь красногрудый.

– У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … воробей короткохвостый.

– У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … дятел длиннохвостый.

6) Физминутка «Скачет шустрая синица» (рядом со стульями)

Воспитатель: – Ребята, в лесу холодно, давайте погреемся.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

– Вот мы и согрелись. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Скажем вместе волшебные слова «Раз, два, три повернись, в детском саду окажись».

3. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: – Вот вы и вернулись в нашу группу. С кем вы встретились в лесу? – С птицами. Воспитатель: – Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?

– Голод. Воспитатель: – Почему вы так думаете? – Земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло.

Воспитатель: – За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, чем вы можете помочь зимующим птицам?

– Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель: – Чем можно подкармливать птиц. – Крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса.

Воспитатель: – Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.

Воспитатель: – Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? Почему?

– Нет, их может засыпать снегом, разнести ветром.

Воспитатель: – Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?

Воспитатель: – Какие бывают кормушки? – Ответы детей. Воспитатель: – Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.

Воспитатель: – Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение. Вот оно (показывает) Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, из чего я приготовила это угощение? – Семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д., тесто.

Воспитатель: – Ребята давайте я вас научу, как можно сделать такое угощение? – Да.

Воспитатель: – Сначала мы скатываем из теста колобок, из него делаем блинчик. Затем блинчик украшаем разными семенами, крупой, ягодами. В конце, в угощение вставляем трубочку, для того, что бы, когда наше угощение подсохнет, мы вытащим трубочку, а в полученную дырочку вставим веревочку. Наше угощение готово, завтра вместе мы вывесим угощение на деревья, и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к нам в детский сад полакомиться нашими угощениями.

8. Итог занятия.

Воспитатель: – Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались?

Дети комментируют занятие.

Воспитатель: – Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Воспитатель: – А на прощание для наших гостей ребята прочитают стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: – Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

zimuyuschie-pticy_ev04n.ppt | 5336 Кб

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект подгруппового занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений в старшей группе по теме «Зимующие птицы» Цель: формирование лексико-грамматического строя по лексической теме ” Зимующие птицы”. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные -обобщение.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Живая природа» Программное содержание: закрепить понятие, что природа – это наш общий дом, знания детей о животных, рыбах, насекомых, птицах; тренировать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе пот теме «Временные представления» Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Временные представления» Коррекционные задачи: формировать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты». Тема: «Овощи – Фрукты». Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Цели: Коррекционно-образовательные: – Уточнить.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Домашние животные

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя» Учитель-логопед С. Г. Пермикина Цель: Помочь детям в познании и принятии собственного имени. Задачи Обучающие: Познакомить детей с положением.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Перелётные птицы» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. учитель-логопед: Ккутова Г. А. Тема: “Перелётные.

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zim_ptitsy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей подготовительной группы «Зимующие птицы».

ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

  1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зимующие птицы».
  2. Образование сложных прилагательных,
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Воспитывать у детей усидчивость, желание заниматься.

Предметно- пространственная образовательно- развивающая среда: предметные картинки с изображением птиц, разрезные картинки, мяч, цветные карандаши, снежный ком.

Индивидуальная работа : Самат Ч. Алёна Т. Елизар К. Даша К.

Дети стоят в кругу.

Л. –Ребята, какое сейчас время года?

Л. – Какая зима? (передаю снежный ком)

Д. Зима морозная, снежная, холодная, метельная и.т.п.

2. Введение в тему.

1. Л.- Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?

Д. – Это зимующие птицы.

Л. – Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагаю детям поиграть.

Игра “Птички” (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Дальше полетели (Имитируют руками взмахи крыльев)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

3.Беседа с детьми. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

4.Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, логопед выставляет картину птицы)

К зернышкам прыг!

Кто это? (Воробей.)

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Нос как топор (Дятел)

И воркует, и клюет. (Голубь)

5. Упражнение «Найди ошибку»

– сорока сидел на заборе,

6. Игра «Пожалуйста»

7. «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона – …

У синицы хвост короткий, а у сороки – …

Голубь тяжёлый, а воробей – …

У синицы клюв тонкий, а у вороны – …

8. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

9. Игра «Снежки». Лепить будем не простые снежки из снега, а снежки из слов.

– Если у дятла длинный клюв, он какой? (длинноклювый)

– Если у сороки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

– Если у вороны черная голова, она какая? (черноголовая)

– Если у синицы короткие ноги, она какая? (коротконогая)

– Если у снегиря красная грудь, он какой? (красногрудый)

– Если у сороки белые бока, она какая? (белобокая)

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

11. Какое слово лишнее? Почему?

Ворона, синица, лебедь , воробей. (Лишнее слово – лебедь, потому что это – перелетная птица, а все остальные – зимующие.)

Крыло, клюв, снегирь , хвост. (Лишнее слово – снегирь, потому что это- целая птица, а остальные – части птицы.)

Ворона , сорока, снегирь, сова. ( Лишнее слово – ворона, потому что слово начинается на звук (В), а остальные – на звук (С)

Сорока, ворона, синица , воробей. ( Лишнее слово – синица, потому что начинается на мягкий звук, а остальные на твердый звук )

12. Дорисуйте птицу. Какая птица получилась?

13. Итог: – Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?

– А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети: Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Конспект лексико-грамматического занятия «Зима. Зимующие птицы.»

Лексико-грамматическое занятие на тему «Зима. Зимующие птицы.» (подготовительная к школе группа)

– Обогащение словаря по теме;

– закреплять умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на –ья, -ьи;

– упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

– активизировать в словаре детей сложные прилагательные;

– совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

– расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания;

– учить составлять описательный рассказ;

– развивать речевое дыхание, внимание, память.

– развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко.

Дыхательное упражнение «Подуем на листочек»

Отгадай загадку. (по мере отгадывания выставляются картинки птиц)

-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

-Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)

-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

– Как можно назвать всех вместе этих птиц?

– Почему мы называем этих птиц зимующими?

– Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

-Что общего между всеми зимующими птицами?

А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

– Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Лексико-грамматическое упражнение «Какой? Какая? Какие?» ( Образование сложных прилагательных.)

-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

Дидактическое упражнение «Сосчитай – ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

-Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели. И на место сели.

(под стихотворение дети выполняют соответствующие действия)

Дидактическая игра «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках.

– А что умеют делать эти птицы?

Дидактическое упражнение «1-2-5» (согласование числительных с существительными)

Игра с мячом «Один – много» (усвоение категории множественного числа)

Развитие связной речи.

Пересказ рассказа Н. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». С использованием мнемодорожки

1. Агранович З.Е., Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям ля преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

2. Бойкова С.В., Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет): В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.:КАРО,2007

3. Гомзяк О.С., Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2007

4. Гуськова А.А., Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014

5. Пожиленко Е.А., Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по разитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО,2007

6. Смирнова Л.Н., Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез,2007

Ссылка на основную публикацию