Конспект занятия для детей с ФФН (2 класс)

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: “Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях”
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме

Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

Учить работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_gruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_dlya_detey_1.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: “Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях”

Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

Учить работать в группе.

Оборудование: Изображение Пушистика, буквы Ш и Ж (запись на доске) деформированные слова, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.

– Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел гость, а чтобы узнать его имя, вы должны выполнить следующее задание. Будьте внимательны.

(На доску вывешивается таблица с буквами). Приложение 1

Справа от первой буквы находится буква Н, а слева – Е,

(ребята ищут букву, учитель записывает ее на доску)

Сверху этой буквы находится буква С, снизу – М и т.д.

На доске записаны угаданные буквы в виде слогов: ТИК ШИС ПУ

-Ребята, вам надо переставить слоги местами, чтобы получилось имя нашего гостя. (Пушистик)

На доску вывешивается картинка с изображением Пушистика Приложение 2

– К нам на урок пришел Пушистик. Он принес много заданий.

II. Графический диктант.

– Первое задание – это графический диктант.

2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.

– Кто у вас получился? (Жираф)

– Назовите 1-й звук в слове жираф.

– Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).

– Назовите парный звук для звука Ж.

– Дайте характеристику звука Ш.

– Чем похожи эти звуки, чем отличаются?

– Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).

– Из каких элементов состоит каждая буква?

– Вы догадались, над какой темой будем работать?

III. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных

Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш, Ж при письме и чтении.

IV. Дифференциация Ж-Ш в словах

1. -Пушистик бежал, слоги растерял. За Пушистиком пойдите, слоги в слово соберите.

(На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке )

ШИ МА НА , ЗО ЖЕ ЛЕ, НА ШИ ТИ, Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ

Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:

– Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.

После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.

– Напишите слова по памяти в своей таблице.

(У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей).

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ с группой учеников 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма, вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи

Дифференциация согласных звуков з-ж в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях, тексте «Зайка». Расширение словаря. Развитие фонетико-фонематического слуха.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ с группой учеников 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма, вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учеников 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма,

вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи

Тема: Дифференциация согласных звуков з-ж в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях, тексте «Зайка». Расширение словаря. Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Учить детей различать звуки и буквы з-ж в устной и письменной речи.

– Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

– Закреплять умение дополнять предложения недостающими словами.

– Совершенствовать навык чтения целыми словами.

– Развивать фонетико-фонематический слух, зрительное восприятие.

– Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения, заботливое

отношение к животным.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, слоговая таблица, «вагончики» для слов-картинок, таблица «Найди слово в слове», текст «Зайка».

1.Сообщение темы занятия.

2. Уточнение правильной артикуляции звуков з-ж.

При произношении звука – З – губы растянуты, как бы в улыбке, язык

упирается в нижние передние зубы, звук произносится звонко.

При произношении звука – Ж – губы слегка вытянуты вперёд, кончик языка

поднимается к верхним резцам.

Воздушная струя при произношении звука – З – узкая и холодная, а при – Ж – широкая и тёплая.

3. Рассматривание картинок.

Звук – З – похож на гудение комара. Звук – Ж – жужжание жука.

Определение места звуков в словах.

4. Чтение слогов со звуками З – Ж

за – жа зо – жо зу – жу

жа – за жо – зо жу – зу

зо – жо за – жу за – жи

зы – жи зу – жа заж – жаз

жи – зы жу – за заж – жуз

зо – жа зы – жа зож – жоз

жо – за жи – за жоз – зуж

5. Дидактическая игра «Загрузи слова в вагончик». Выбрать слова со звуками

З-Ж и «загрузить» в соответствующий вагончик.

З – зонт, зуб, забор, гнездо, звезда, арбузы, коза, заяц.

Ж – жираф, журавль, желудь, жук, жаворонок, прожектор, морж, ежи.

Уточняется значение слов.

6. Подбор слов со звуками з – ж в начале и середине слова

Ззавод, зал, зайка, закладка, зоопарк, зуб, зонт, фазан, лоза, ваза, берёза,

Жжакет, жало, жабры, желток, жонглёр, журнал, жетон, флажок, абажур,

крыжовник, рожок, дежурный, ежи, ножи.

Конспект занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения

автор: Захарова Татьяна Александровна

учитель-логопед МАОУ «Гимназия №48»

Конспект занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения

Логопедическое занятие в 1 классе с детьми, имеющими диагноз ФФН (фонетико-фонематическое нарушение).

Тема . « Звук» и «Буква» Звук и буква А.

Цели и задачи: дать понятия «звук», «буква» и учить их различать; уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей чётко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова; познакомить детей с графическим обозначением звука [а]; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; развивать зрительное восприятие; учить составлять предложения и читать их по схеме, воспитывать самоконтроль.

Оборудование : зеркала (на каждого ребенка); звуковые фонарики; элементы рукописной и строчной букв А; тетради; предметные картинки; карточки из альбома № 1 (по количеству детей), мяч.

  • Организационный момент .
  1. У детей в руках предметные картинки.

— поднимите картинки, в названии которых звук «а» стоит: 1) в начале слова; 2) в конце слова; 3) в середине слова.

  1. Артикуляционная гимнастика. (с зеркалом)

«Покусать верхнюю губу», «Покусать нижнюю губу», «Окошко».

«Колыбельку мышь качала,

Мышка тихо напевала: А-а-а!

Мышка губы округляла,

Широко рот открывала: А-а-а!»

— Покажите, как пела мышка.

( Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук «а»).

  1. Работа над голосом и дыханием.

Мышка очень старалась усыпить мышонка и спела ему длинную песенку: а-а-а-а-а-а. Спойте и вы так же.

а теперь короткую: а-а-а.

с постепенным усилением голоса;

с постепенным ослаблением голоса.

  • 1. Развитие фонематического слуха. Игра «Зажги фонарик».
  1. Выделение звука «а» из ряда гласных: а, у, о, а, и, э, а, ы, а;
  2. Выделение звука «а» из ряда слогов: ох, ам, ум, па, вы, ма.
  1. Развитие фонематического восприятия . (со схемой)

Задаю вам вопрос:

Где же место звука «а»

В словах: аист? Рак? Лиса?

( Дети обозначают место звука «а» на схеме слова).

  1. Логопедическая физминутка. (с мячом)

— Представьте, что у меня в руках не мяч, а апельсин.

«Я – апельсин, круглая голова,

Послушаю, как вы измените слова,

Произнесёте в них звук «а».

(глаз-глаза, ведро-вёдра, окно-окна, колесо-колёса и т.д.)

Это старый наш знакомый –

Он жилёт на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист).

Выставляется картинка с изображением аиста. В клюве он держит конверт. В конверте буквы А, а.

— Интересно, почему к нам прилетел аист и что он нам принес? ( Буквы) Зачем они нам? ( Чтобы читать и писать).

— вот большая буква А , а вот маленькая буква а . Они похожи? Сколько элементов у большой буквы А? Какие?

Две палочки наискосок,

А между ними поясок.

— сколько элементов у маленькой буквы а? какие?

— Ребята, запомните, что звук «а» мы обозначаем определённым символом – буквой А.

Звук мы не можем видеть, мы его только слышим на слух, а буквы мы видим, пишем, читаем.

Напоминаю: Звук – слышу, говорю; Буква – вижу, пишу.

  1. Закрепление букв. Работа по пособию (альбом №1) стр.19
  1. Печатание букв А а в тетради.
  1. Работа над предложением (альбом стр.19).
  1. Решение кроссворда, ребуса (альбом стр.20).
  1. Развитие зрительного восприятия. (альбом стр.20).

1) — Сколько вы видите букв А на картинке?

2) – «Вылечи больные буквы».

— С каким звуком мы сегодня занимались?

— С какой буквой познакомились?

— Что вы сегодня узнали нового?

— Чем отличаются звук и буква?

Самоанализ логопедического занятия

учителя-логопеда МАОУ «Гимназия № 48»

Сафоновой Анастасии Юрьевны

  1. Характеристика детей. Занятие проводилось с группой учеников 1-х классов с диагнозом: Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН).
  2. Тема занятия: « Звук» и «Буква». Звук и буква А.
  3. Цели и задачи :: дать понятия «звук», «буква» и учить их различать; уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей чётко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова; познакомить детей с графическим обозначением звука [а]; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; развивать зрительное восприятие; учить составлять предложения и читать их по схеме, воспитывать самоконтроль.
  4. Ожидаемый результат: положительный (данная тема усвоена детьми).
  5. Подготовка к занятию: для составления плана логопедического занятия использованы методические разработки Цукановой С.П., Бетц Л.Л., Мазановой Е.В. К занятию подготовлен демонстрационный материал, предметные и сюжетные картинки, карточки-альбомы, звуковые сигнальные карточки «фонарики», зеркала, элементы буквы А , мяч для проведения логопедической физминутки. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся.
  6. Организация занятия (структура проведения имеет коррекционную направленность):

— организационный этап помог мне создать положительный настрой и включение детей в работу с первых минут занятия; также на начальном этапе провела артикуляционную гимнастику, работу над голосом и дыханием, что очень важно для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

— в основной части занятия сочетание наглядных и игровых приёмов помогли мне добиться: устойчивого внимания детей и усвоение ими темы данного занятия. Отмечу, что на этом занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на отработку звука «а» и буквы А в различных видах упражнений. Обратила внимание детей на различие звука и буквы. В развитии фонематического восприятия я использовала сигнальные карточки «фонарики» в игровом упражнении «Зажги фонарик», необходимо отметить тот факт, что символы звуков позволяют поддерживать интерес у детей-логопатов и активизировать слуховое и зрительное восприятие.

  1. Эмоционально-психическое состояние учеников в ходе занятия: мною была создана положительная эмоциональная атмосфера, хорошее настроение, доброе отношение друг к другу, поощрялась речевая активность учащихся, давалась положительная оценка на удачные ответы и выполнение заданий. Также использование игровых и наглядных приёмов способствовало положительному настрою детей на протяжении всего занятия, обучение было увлекательным и не утомительным.
  2. Здоровьесберегающие технологии: логопедическая физминутка, где происходит взаимодействие движений и речи, помогла снять напряжение и переключиться на следующий вид задания.
  3. Речь и поведение детей в ходе занятия. На протяжении всего занятия в ответах учеников контролировала грамматически правильное построение предложений, чёткое проговаривание, обращала внимание на произношение звуков, напоминала о самоконтроле за собственной речью. Дети в процессе занятия проявляли заитересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, в основном дети давали правильные ответы.
  4. Оценка продуктивности усвоения материала учащимися на занятии: На мой взгляд поставленные цели и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились в предлагаемыми заданиями.

Конспект фронтального занятия с учениками 2 класса с ОНР и ФФН школы-интерната на тему «Дикие и домашние животные»

Саакян Армида
Конспект фронтального занятия с учениками 2 класса с ОНР и ФФН школы-интерната на тему «Дикие и домашние животные»

Учитель – логопед: Саакян Армида Николаевна 2015 год.

Интегрированное занятие. Дифференциация букв у – и.

Коррекционно-образовательные цели. Научить соотносить звуки с буквами и символами (для обозначения на письме); учить различать буквы (у – и) изолированно, в словах, слогах.

Коррекционно–развивающие цели. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Закрепление и обобщения понятия «дикие и домашние животные». Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие зрительно – моторной координации. Коррекция нарушений письменной речи. Развитие оптических представлений, фонематического восприятия, логического мышления и памяти, связной речи, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами научимся соотносить звуки (у – и) с буквами (у – и) и символами (для обозначения на письме). Продолжим развивать навык звукового анализа и синтеза. Поговорим о диких и домашних животных.

Артикуляционная гимнастика (лягушата, слонята, бублик, накажем язычок, лопатка, домик).

Логопед: У вас на столах лежат листы с заданием. Положите его перед собой. Найдите на нём задание № 1. Рассмотрите элементы букв и соедините элементы букв так, чтобы получились строчные, рукописные буквы. Какие буквы у вас получились?

Дети: Получились буквы (у – и).

Написать на доске эти буквы.

– Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

-Чем отличаются эти буквы?

Соотнесение букв со звуком.

Логопед: – Эти буквы имеют звуки, давайте спаём букву У (дети поют, а теперь букву И.

– А какие это звуки гласные или согласные? (дети – гласные). Почему вы так думаете? (потому что они поются, и воздух во рту не встречает преграду).

Логопед предлагает детям продолжить строку букв (и – у) (задание3, с. 5).

Логопед: Ребята вы написали буквы или звуки? Почему вы так думаете?

Дети: Потому – что буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

Логопед: Правильно. В русском языке каждый звук имеет свой символ. Эти символы называются буквами. У вас на столах лежат буквы. Оля назови их! Коля, а ты назови звуки этих букв. Сейчас я буду произносить звуки, а вы поднимайте символы звуков, то- есть соответствующую букву.

Звуки: А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У, Л, У, У.

Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.

Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

4. Логопед: Отгадайте, из какой сказки эти слова. Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём. Найдите задание №2. Посмотрите на картинку (задание 2, с. 5). Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.

Дети выполняют. Логопед: Правильно ребята?

Логопед: А сейчас посмотрите, как развивался сюжет в сказке.

– Как называется сказка?

– Как начиналась сказка?

– Что было сначала?

– Чем закончилась сказка?

Сказка закончилась словами: «Как аукнется, так и откликнется» как вы понимаете смысл этой пословицы?

6. Физминутка. Под музыку (Vio – Vio).

Таблица на экране «Дикие и домашние животные».

7. Логопед: Ребята, давайте вспомним – какие, это животные? (дикие или домашние). Ответы детей. Почему их так называют? Ответы детей. Каких диких животных вы ещё знаете, назовите. А кто такие домашние животные? Ответы детей. Назовите, каких домашних животных вы знаете. А как человек ухаживает за домашними животными? Ответы детей. А, что животные дают взамен человеку в благодарность за хороший уход? Ответы детей. Все домашние животные нужны человеку, Значит какие они? Дети. (нужные). Все они приносят пользу значит, какие они? Дети (полезные). Молодцы ребята. Правильно домашние животные живут, рядом с человеком, т. е дома и за ними ухаживает, человек, а дикие животные живут в лесу и за ними никто не ухаживает. Внимательно посмотрите на плакат и скажите, каких животных можно считать крупными? Дети (корову, лошадь, верблюда, слона, медведя, жирафа, оленя).Молодцы ребята. Каких животных мы считаем средними? Дети (овцу, барана, козу, свинью кенгуру, льва, зебру, и. т. д). Правильно. Каких животных мы считаем мелкими? Дети, (собаку, кошку, мышку, кролика, зайца, лису, волка, обезьяну, и. т. д.

9. Звукобуквенный анализ слова. Логопед показывает слова, а ученики выкладывают звуки. После на экране показывают правильный анализ и дети сравнивают и самостоятельно исправляют.

10. Развитие зрительно – моторной координации. Задание №14, 15, 16, 17страница 30.

11. Пальчиковая гимнастика.

В нашем классе все друзья

Самый младший – это я

Это – Коля, это – Рома, это – Жора, это – Оля.

Итог занятия: Дети чем мы сегодня занимались на занятии? Что вы узнали нового?

Если вам понравился урок у вас в коробочках лежат мимические выражения, выберите подходящее для вас мимическое выражение и дорисуйте свои. Если вам в целом понравился, урок, то ваш друг вот. Если понравилось, но вы знаете, что могли бы работать лучше, вот вы. А если вам ничего не понравилось на уроке, посмотрите, кто себя узнал?

Оценка работы детей. Молодцы, вы сегодня порадовали меня. Хорошо отвечал…. .

Тема моего урока: «Дикие и домашние животные». Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация букв у – и.

Коррекционно-образовательные цели. Научить соотносить звуки с буквами и символами (для обозначения на письме); учить различать буквы

(у – и) изолированно, в словах, слогах.

Коррекционно–развивающие цели. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, зрительное восприятие. Закрепление и обобщения понятия «дикие и домашние животные». Развитие зрительного внимания и восприятия. Коррекция нарушений письменной речи. Развитие оптических представлений, фонематического восприятия, логического мышления и памяти, связной речи, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Я выбрала интегрированный тип урока, потому что думаю, что детям интересно видеть нетрадиционную форму урока. На протяжении всего урока шло чередование письменной речи с устной. Дети научились соотносить звуки с буквами и символами (для обозначения на письме); научились различать буквы (у – и) изолированно, в словах, слогах. Продолжали развивать звуковой анализ и синтез. Обобщали понятие «Дикие и домашние животные». Используя дидактическую игру «Угадай звук» я преследовала цель: «Развитие фонематического восприятия». На уроке я старалась не давать готовых ответов, а наводящими вопросами побуждала, их к ответам, подводила детей к решению того, или иного вопроса. Дети данного класса усидчивы, они любят, чтобы их внимание заинтересовали, тогда они слушают внимательно, и запоминают хорошо. Я думаю, что все, цели которые я поставила, перед собой мы выполнили. Дети хорошо отвечали, закрепили знания, полученные, раннее, узнали много нового.

Конспект занятия «Домашние и дикие животные» (вторая младшая группа) ГБОУ Школа 887 СП «Радуга» Воспитатель: Николаева Н. Г. Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе Тема: Домашние.

Игра-развлечение «Что? Где? Когда?» на тему «Домашние и дикие животные» Игра – развлечение “Что? Где? Когда?” на тему “Домашние и дикие животные”. Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных. Задачи:.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе «Дикие и Домашние животные». Воспитатель:Шепель Валентина.

Конспект занятия образовательной деятельности в средней группе на тему «Дикие и домашние животные» Программное содержание: формировать знания детей о диких и домашних животных; формировать умение различать животных и их детенышей, правильно.

Конспект занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Цель: уточнение характерных признаков внешнего вида животных, активизация соответствующей лексики; выделение общих и отличительных признаков,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Домашние и дикие животные» Программное содержание: Формировать у детей умения узнавать и называть домашних и диких животных, называть их среду обитания; Расширять.

Образец характеристики на учащегося 4 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ ХАРАКТЕРИСТИКА ученика 4 класса КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» максима В., 29.01.2001г. р. Максим прибыл в данную.

«Творчество Анны Куприяновны Барышниковой». Экскурсия в краеведческий музей с детьми первого класса школы-интерната 8 вида Цель: Расширять знания детей о родном крае, продолжать знакомить детей с народным творчеством. Познакомить детей с понятием-«музей». Обогащать.

Конспект занятия в средней группе по теме «Домашние и дикие животные» Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию по теме: «Домашние и дикие животные» с использованием презентации на тему:.

1. Конспект логопедического занятия ффн

HYPERLINK “http://ds50.ru/zanyatiya_v_detskom_sadu/3019-konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-s-detmi-podgotovitelnoy-gruppy-konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu.html” Конспект логопедического занятия по коррекции детей с ФФН .Тема: «Звук [И] и буква И-и»
Цель: развитие фонематического восприятия и слуха
«Звука [И] и буквы И-и».
Задачи:
Образовательные: активизация и развитие речемыслительной деятельности ребенка; формирование навыков различения звука и буквы; обогащение словарного запаса.
Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; формирования навыков звукового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие и совершенствование мелкой моторики.Воспитательные: воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функции.
Оборудование: наглядность на доске; картинки; игрушки; мультимедийное изображение;мозаика; зеркало; схемы слов и предложений; музыкальное сопровождения физкультминутки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Приветствие и доброжелательный настрой.
Логопед: посмотри на рисунки, здесь ты видишь несколько видов лиц детей: улыбка, гримаса, серьезность, неудовольствие. Давай попробуем выбрать себе настроение для сегодняшнего занятия.
Ребенок: У – лыб – ка!
Логопед: Правильно! Только хорошее настроение поможет нам сегодня хорошо поработать на занятии.
2. Проговаривание (пение) изолированного звука.
Логопед: Посмотри в зеркало, улыбнись и произнеси звук [И]
Ребенок: И – И – И – И.
Логопед: Давай споем звук [И] с начало тихо
Ребенок: И – И – И – И.
Логопед: Давай споем звук [И] теперь громко
Ребенок: И – И – И – И
Логопед: Давай споем звук [И] теперь с нарастающей громкостью
Ребенок: И – И – И – И
Логопед: Давай споем звук [И] теперь с убывающей громкостью
Ребенок: И – И – И – И
Логопед: Очень нам помогла улыбка, спасибо ей.
3. Характеристика звука.
Логопед: Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?
Ребенок: Нет. Звук не встретил преграды.
Логопед: Какой же этот звук?
Ребенок: Гласный.
Вывод: Гласные звуки не встречают преград на своем пути.
II. Сообщение темы и цели урока.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о …
Ребенок: О гласном звуке [И]
III. Развитие моторики мелкой моторики рук.
Логопед: Продолжим наш урок, тренируя и пальчики.
Ребенок и логопед:
Наши алые цветки,Распустили лепестки.
(кулачки сжимают, разжимают)Ветерок качает чуть,Наши алые цветки.
(раскрытые ладони качают в одну сторону, в другую сторону)
Наши алые цветкиЗакрывают лепестки.
(кулачки сжимают)Тихо засыпают,Головой качают.
(кулачки крутят в одну сторону, в другую)
IV. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Послушайте слова и найдите одинаковый звук в них:
Ива, игла, аист, пила.
Ребенок: И – И – И – И.
Логопед: Да, это звук [И]. Давай определим место этого звука в 1-м слове, во 2-м, 3-м и 4-м. (Ответы ребенка).
Логопед: Молодец! А вот и другое задание:
Из последних звуков названий этих предметов /картинки/ сложим имя девочки. Давай назовем этот звук в каждом слове.
грабли [и] Ишар [р] растра [а] а
Логопед: Какое слово получилось?
Ребенок: Ира.
Логопед: Правильно. Это наша Ира! Произнесем это имя ласково:
Ребенок: Ирочка, Иринка, Иришка.
Составим предложение: Ира идет в школу. (Схема предложения).
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали:Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем.Это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем:- Молодец!
V. Связь звука с буквой (графическая запись буквы).
Логопед: давай попробуем смастерить букву (ребенок работает под четкое чтение стихотворения логопедом):
Молоток я раздобыл,Из дощечек букву сбил.Сколько здесь дощечек?
Ребенок: Три!
Логопед: А какая буква?
Ребенок: И.
Логопед: Вот мы познакомились и с буквой. Посмотрите, как красиво эта буква написана (Мультимедийное изображение).
Логопед: Попробуем сами написать эту букву (Карточки)
Логопед:
Вывод: Звуки мы произносим,Буквы мы пишем.
VI. Звуковое восприятие звука[и] в слове (определение позиции звука в слове).
Логопед: А теперь поиграем. Определим позицию звука [и] в словах. (картинки)
Ребенок определяет:
[и] в начале слова [и] в середине слова [и] в конце словаиголка Марина граблиИгорь вилка очкиИван кит санкиива Никита коньки
Логопед: Подумай, отгадай загадку:
Всех на свете обшивает,Что сошьет – не надевает.
(иголка)
VII. Звукобуквенный анализ слова.
Логопед: И – гол – ка. (схема слова). Сколько букв? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? (Ответ ребенка).
Логопед: Это слово можно немного изменить. Произносить мы его будем по-другому, а вот обозначать будет одно и тоже.
Иг – ла. (схема слова). Назовите количество гласных и согласных в словах. (Звукобуквенный анализ) (Ответ ребенка).
Логопед: Сделаем вывод: 1-е слово – 3 слога. 2-е слово – 2 слога.
Итог занятия.
Логопед: О каком звуке мы сегодня говорили на занятии
Ребенок: [и] – мы его слушали.
Логопед: О какой букве мы сегодня говорили на занятии.
Ребенок: И – мы его мастерили, мы его изображали (писали).
Логопед: Правильно!
Логопед: Сегодня ты молодец! Справился со всеми заданиями.
Домашнее задание: (карточки)

Анализ логопедического занятия по теме: «Звук [И] и буква И – и»
Цели, поставленные логопедом, соответствуют коррекционно-развивающим и воспитательным. Учебный материал правильно подобран для решения образовательного процесса.
В логической последовательности выдержана структура занятия. Распределение времени между видами работ используется рационально и выполнимо, с учетом перехода от простого к сложному.
Доступность изложения материала содержит полноту, достоверность, связь с жизнью, что позволяет формировать у ребенка новые понятия и самостоятельно работать с большим интересом.
Логопед поддерживает, активизирует интерес ребенка, разнообразя формы и приемы работы.
Коррекционная направленность занятия позволяет понимать, наблюдать и осмысливать происходящее, а также формировать навыки словообразования и словоизменения, развивать фонематический слух, контролировать выразительность речи ребенка, нарабатывать навыки звукового анализа и синтеза.
Используется материал упражнений на развитие мелкой и общей моторики, соблюдается правильный рабочий режим и качественное проведение физкультминутки.
Большое внимание уделяется индивидуальному подходу, что позволяет своевременно увидеть, услышать ошибки и сконцентрировать внимание ребенка на правильной работе.
Методы, приемы и средства обучения выдержаны в рамках доступно излагаемого материала и соответствуют возрастной категории.
Занятие по содержанию интересен и эмоционален. Присутствует разнообразие наглядности и дидактического материала. Этим предоставлена возможность сказать, что цели и задачи, поставленные логопедом, достигнуты и осуществлены.

  • 1._konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_ffn
    Размер файла: 26 kB Загрузок: 2

Конспект логопедического занятия для учащихся 1–2-х классов с ФФН и ОНР по теме “Дифференциация звуков и букв [р] и [л]”

Классы: 1 , 2

Ключевые слова: логопедическое занятие , дифференциация звуков р-л , профилактика дисграфии

1. Развитие фонематического слуха.

2. Дифференциация звуков в слогах, словах и предложениях.

3. Автоматизация звуков в слогах, словах различной слоговой структуры, в предложениях.

4. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза.

5. Уточнение значений слов, обогащение словарного запаса.

6. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: слоговые таблицы, карточки со словами, рисунки, предметные картинки.

  • Организационный момент.
  • Введение в тему.

    Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета)

    – Какой первый звук в этом слове? (“р”)

    – А какую букву я написала? (“эр”)

    Еще одна загадка.

    Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.

    Скучно, скучно мне одной,

    А зовут меня? (Луной)

    – Какой первый звук в этом слове? (“л”)

    – А какую букву я написала? (“эль”)

    Сегодня мы с вами сравним звуки “р” – “л” и буквы “эр” – “эл”, найдем их в слогах, словах и предложениях. А для этого мы отправимся с вами в путешествие на луну.

    Чтобы ракета поднялась в воздух, давайте дадим характеристику звуку “р”.

    (Согласный, звонкий, сонорный – самый звонкий из согласных, может быть и твердым и мягким, непарный.)

    Заводим двигатель ракеты: р-р-р.

    А чтобы луна нам была хорошо видна, дадим характеристику звуку “л”.

    (Согласный, звонкий, сонорный, может быть и твердым и мягким, непарный.)

    Произнесем звук “л”: л-л-л.

  • Первая преграда на нашем пути – большое облако.
  • рал – ларрял – ляр
    рол – лоррёл – лёр
    рул – луррюл – люр
    рыл – лыррил – лир
    рэл – лэррел – лер

    Я назову слог, а вы покажите и назовите слово, в котором этот слог встречается (работа у доски).

    Велюр, проверял, смотрел, выстрел, контролёр.

    Облака исчезли, и наша ракета летит дальше.

  • На нашем пути показался самолет.
  • Чтобы не случилось столкновения, вспомните, какие встретились профессии в предыдущем задании (маляр, контролер, ювелир).

    Что делает маляр? Контролер? Ювелир?

    Распределим картинки с названиями профессий на три группы:

    РР-ЛЛ
    экскурсоводмалярвелосипедист
    трактористконтролермотоциклист
    дояркаслесарь
    фотографскульптор
    парикмахер

    Угадайте загадки. В какой столбик поместим слово?

    – Кто учит детей правильно произносить звуки? (логопед)

    – Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)

    – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)

    – Кто гантели поднимает, дальше всех ядро бросает? Быстро бегает, стреляет – как одним словом их всех называют? (спортсмены)

    – Мастер в руки взял фуганок, остро наточил рубанок, доски гладко отстругал, взял сверло, шурупы взял, доски ловко просверлил, их шурупами свинтил, получилась рама – загляденье прямо! Хороший тот работник зовется просто … (плотник).

    – В сентябре и в январе он – хозяин во дворе.

    Листья осенью сгребает, снег зимою убирает.

    Всех быстрей и всех проворней двор наш убирает … (дворник).

    – Кто ловит рыбу? (рыболов)

    – Кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

    Заведем мотор самолета: р-р-р. Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.

    Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л.

    Самолет построим сами,

    Понесемся над лесами,

    Понесемся над лесами,

    А потом вернемся к маме (А.Барто)

    Приближается спутник, надо передать о нем информацию.

    Подскажите словечко (замените в слове “л” на “р” или “р” на “л”, “ль” на “рь” или “рь” на “ль”).

    Дедушку зовут ЛУКА,
    У него болит … РУКА.
    Хорошо танцует ВАЛЯ
    И ее сестренка … ВАРЯ.
    На столе – с картошкой ПЛОШКА,
    За столом – голодный … ПРОШКА.
    Вечно плачет этот ЛЁВА,
    Говорят ему: “Ты – … РЁВА”.
    Рисовал художник ЛАМУ
    И картину вставил в … РАМУ.
    Зреет на кустах МАЛИНА,
    Соберет её … МАРИНА.
    Друг позвал меня на ПИР,
    Ел я торт и чай я … ПИЛ.
    В блеске солнечных ЛУЧЕЙ
    По земле бежит … РУЧЕЙ.

    Срочно составляем схему предложений.

    Космонавт летит в ракете.
    Мы смотрим в телескоп.
    Ракета летит к звездам.
    В небе светит яркая луна.

    Мы почти у цели. Солнце нам ярко светит.

    Обозначим “р” и “л” в схемах предложений.

    Космонавт летит в ракете л р

    Мы смотрим в телескоп. р л

    Ракета летит к звездам. р л

    В небе светит яркая луна. р л

    Вот мы и на луне.

    Здесь нас ждет интересное задание.

    Раздаются карточки со словами.

    Догадайтесь, что за слова здесь написаны. Вставьте буквы Р или Л (домашнее задание – прочитать слова и составить с ними предложения устно или письменно).

    АКВА . ИУМВЕ . ТО . ЁТ
    ФЕВ . А . ЬКОНТ . О . ЁР
    КАСТ . Ю . ЯВ . А ТА . Ь
    СВЕ . . ОК . Ы . Ь ЦО
    БЕ . . ОГАМИ . ИЦИОНЕ .

    Объяснить значение слов.

    Крыльцо – вход в дом в виде наружной пристройки с площадкой под навесом, со ступенькой или лестницей.

    Сверло – режущий вращающийся инструмент для получения круглых отверстий.

    Контролер – работник, который контролирует кого-н. или что-н.

  • Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? А какие задания нам пришлось с вами выполнить? Какие звуки мы повторили? Молодцы!
  • Читайте также:  Конспект НОД в форме занятия по развитию связной речи в подготовительной группе
    Ссылка на основную публикацию