Занятие в подготовительной логопедической группе на тему Зима (тематический цикл)

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий.

Продолжать вырабатывать полноценные движения органов артикуляционного аппарата необходимые для правильного произнесения звуков;

продолжать обучать детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ, ТРКМ;;

продолжать обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу, формировать связность и четкость высказываний;

расширять и актуализировать словарный запас;

закреплять умения изменять существительные с помощью суффиксов ечк, очк, ищ, строить простые предложения с предлогами;

закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные;

развивать память, внимание, мышление;

Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: магнитная доска, картина “Зимний лес”, предметные картинки, су джок, кольца Луллия, сенсорный ящик, детали конструктора “ТИКО”, деревянные буквы,фишки- символы мягких и твердых согласных, компьютер.

Приветствие. Сообщение темы.

Артикуляционная гимнастика. Прием Су джок.

Сказка о язычке.

Жил – был язычок. Выглянул в окошко (упр. «Иголочка»), а на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу и начал снег убирать. (упр. “Вкусное варенье”). Захотел язычок из снега слепить снеговика (упр. “Часики”). Слепил красивого снеговика и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упр. «Чашечка») и лёг отдыхать (упр. “Блинчик”).

Упражнения на дыхание.

Превращаемся в ветерок и дуем на снежинки.

Упражнение «сдуй снежинку» вдох через нос , выдох длительный через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Прием ТРИЗ «вхождение в картину»

Выставляется сюжетная картинка. Оказываемся в зимнем лесу.

“Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками”

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.

Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)

Я чувствую запах…(мороза и свежести)

Прием ТРИЗ «сенсорный ящик»

В сенсорном ящике спрятан предмет.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы.

Зрение: Какой он формы? (он круглой формы)

Какого он цвета? (белый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с виноградинкой – большой)

Сколько у него частей? (у него одна часть: )

Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (нет)

Вкус: Это съедобный предмет? ( несъедобный)

Презентация. Игра «доскажи словечко.»

Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю . (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые . (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился . (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . (Снег.)»

Координация речи с движением

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки. Изображаем бег

Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками

Лыжи, Скользим ладонями вперед-назад

Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад

Прием ТРИЗ «волшебные слова» НО и НЕ помогут нам составит загадку.

Круглая, но не мяч,

белая, но не заяц,

холодная, но не мороженое,

колючая, но не , иголка,

летит , но не птица. (снежинка)

Прием ТРИЗ “мозговой штурм”.

придумывание предложений со словом КАК

В снегу ноги утопают как в –

Деревья покрываются снегом как –

Лёд прозрачный как –

Прием ТРКМ «Дидактический синквейн»

Дети выбирают картинки: солнце, снежинка , сугроб, ветер, льдинка

Солнце – холодное, круглое. Светит , заходит, прячется. В небе светит солнце. Свет.

Снежинка – белая, кружевная. Кружиться, летит, падает. Снежинка над землей кружится. Холод.

Сугроб–большой , рыхлый. Растет, тает, лежит. Под деревьями много сугробов. Мороз.

Ветер- сильный, холодный . Проносится, дует, завывает. Ветер завывает в лесу. Вой.

Прием ТРИЗ «морфологическая таблица»

«Назови ласково». « Назови огромное»

Мороз – морозец морозище

Сугроб – сугробик сугробище

Холод – холодок холодище

Ветер – ветерок ветрище

Конструктор «ТИКО» Игра «назови слово».

Придумывание слов на твердые и мягкие согласные.

Прием ТРИЗ «Преобразование объектов картины во времени.»

Снеговик (снежок, вода)

Игра «О чём говорят предметы?»

О чем могут сказать следы на снегу? О том , что здесь пробежала лиса..

О чем могут сказать ….

а что было бы, если к нам совсем не пришла зима?

Прием ТРИЗ “круги луллия”

Раскрутить круги. По очереди дети по трем словам придумывают предложение.

Конспект логопедического урока во втором классе «Дифференциация Ч – Ц»

Цель: Дифференциация звуков [Ч] и [Ц] в словах, предложениях и обозначение их соответствующими буквами.

Задачи:

Уточнение артикуляции звуков [ч] и [ц];
Закрепление знаний детей о характеристике звуков.
Закрепление знания детей о корне слова, образование однокоренных слов.
Обучение грамотному употреблению существительных в форме родительного падежа с предлогом для, у;
Образование относительных прилагательных;

Развитие фонематического слуха;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Развитие анализа и синтеза на уровне предложения;
Развитие зрительного внимания и памяти;
Развитие и активизация словаря детей по теме «Посуда».

Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к родному языку, культуры речевого общения.

Оборудование: плакат с нарисованным столом (с прорезями для картинок), предметные картинки (сахарница, конфетница, чайник, салатница, хлебница, сухарница, розеточка, соусница, перечница), плакат с написанной посудой, где вместо ч и ц пустые квадраты, ребус с зашифрованной лексической
темой урока, виды материалов (кусочки стекла, дерева, пластмассы, фарфора, хрусталя, металла), плакат с однокоренными словами.

Ход логопедического урока.

Здравствуйте, дети. Сейчас, сядет тот, кто выделит первый звук в словах, которые я назову.

Цифра, чудо, цапля, чемодан, черепаха …

Какие звуки мы будем учиться различать?

– Произнесите звук [ч], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Произнесите звук [ц], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Сравните звуки, найдите сходство, а затем отличие этих звуков.

– Приготовьте сигнальные карточки. Возьмите карточку с буквой ч в правую руку, а карточку с буквой ц в левую. Я буду называть слова, а вы если услышите слово, в котором спрятался звук [ч], то поднимите карточку с буквой ч, а если услышите слово, в котором спрятался звук [ц], то поднимете карточку с буквой ц. Если услышите в слове оба звука, то поднимите обе буквы.

Помогите мне закончить слово, выбрав один из звуков Ч или Ц, обозначьте его буквой и поднимите её:

Кала.. ране.. клю.. дворе.. бога..

Вене.. вра.. гра.. зая.. сила..

Пере.. колоде.. молоде.. тка.. коне..

– Помогите мне накрыть на стол, а что нам для этого понадобиться узнаете, если разгадаете ребус.

Полы ’’ + судно’’’ + дар’= ?

– Ребята, на плакате написаны слова, в которых пропали наши изучаемые Ч и Ц. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, читать слово определять какой звук пропал, обозначать его соответствующей буквой и вписывать букву в пропущенную клетку, а затем на столе найти отгаданный предмет и поставить на наш стол. Скажи для чего этот предмет посуды?

Сахарни_а
сухарни_а
конфетни_а
розето_ка
салатни_а
хлебни_а
пере_ни_а
соусни_а
_айник
_ашка
салфетни_а

Прочитаем ещё раз разгаданные слова.

Работа в тетради.

– Я говорю то, что кладут в эту посуду, а вы называете её. Проговариваем слово по слогам и записываем в тетрадь. С какой буквы пишем первое слово, как пишем остальные слова. Запись слов. Найдите в словах букву Ч и подчеркните её одной чертой, а букву Ц — двумя. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Физминутка. Игра с мячом.

– Я кидаю мяч и называю посуду, а вы возвращаете мне мяч, называя, для каких продуктов и предметов она предназначена.

Н-р: Сахарница — для сахара и т.д.

Посмотрите, какие материалы я вам принесла. Кто назовёт что это? Из этих материалов может изготавливаться посуда. Я показываю материал, а вы называете посуду, которая из него может изготавливаться. Какая это посуда?

Н-р: Это пластмасса. Выберите посуду, которая изготавливается из пластмассы. Назовите, какая она? (Н-р: пластмассовая сахарница, пластмассовая хлебница, пластмассовая салатница и т.д).

Проговариваем все виды материалов ( стекло, фарфор, металл, дерево, хрусталь).

Недавно у нас наступил Новый год, прошло Рождество Христово. Что это такое? (Это праздники).

Мы накрывали стол и что делали? (Праздновали).

А настроение, какое было? (Праздничное).

Праздник, праздники, праздновать, праздничное. Скажите, что общего в этих словах, как они называются? Прочитайте слово праздник внимательно посмотрите на него, запомните, как пишется это слово.

Давайте вспомним, что такое предложение. Скажите, является ли предложением то, что я назову.

Праздничное, учеников, у , и , настроение, учениц.

Кто составит предложение. Сколько слов в нём? Найдите предлог в предложении, как он пишется со словами? Вспомним правила написания предложения. Запишем его в тетрадь. Подчеркнём изучаемые ч и ц.

Скажите, какое еще настроение может быть? (весёлое, задорное или наоборот грустное, печальное).

Итог логопедического урока.

– Наш логопедический урок подошёл к концу. Вспомним, какие звуки учились различать, чем похожи и чем отличаются они. Название, какой посуды вы запомнили и из какого материала её изготавливают? Назовите группу родственных однокоренных слов, изучаемых сегодня на занятии. Какое предложение мы составили? С каким настроением вы покидаете урок?

Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательными, активными. Урок окончен, до свидания, ребята!

Шкредова Марина Николаевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 90,
город Самара

Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”

В данной разработке урока использованы здоровьесберегающие технологии, позволяющие провести урок интересно и неутомительно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”»

Конспект логопедического занятия

Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения, обусловленное ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [Ч – Ц] и букв «Ц-Ч»

образовательная: учить различать звуки [Ч – Ц] в произношении и буквы «Ц-Ч» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;

закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;

воспитательная: воспитывать навык работы в команде, доброжелательность и стремление помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, морской камень, предметные картинки, таблицы «Характеристика звуков», карточки с наждачной и бархатной бумагой, таблица с предметными картинками (на экране) индивидуальные карточки, серия сюжетных картинок (на экране), мешочки «Помощники.

Ход занятия

I. Организационный момент

2. Упражнение «Добро камень греет»

(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами).

II. Основная часть

1. Кинезиологическая разминка

Повторение скороговорки с движением рук.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Кто повторил, садится и записывает число. В ожидании других детей, делает зрительную гимнастику с использованием офтальмотренажера В.Ф.Базарного).

2. Введение в тему занятия.

– Какие звуки встречались в скороговорки чаще всего? (Ч-Ц).

3. Сравнение звуков Ч – Ц по произношению (индивидуальные зеркала)

4. Сравнительная характеристика звуков Ч – Ц по индивидуальным таблицам «Характеристика звука».

5. Перешифровка звуков в буквы: Ч – чашка с чаем, Ц – цыпленок с хвостиком. Сравнение букв Ч –Ц.

Читайте также:  Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

6. Тактильный диктант.

Напишите правой рукой твердую букву на жесткой карточке (наждачная бумага), левой рукой мягкую букву на мягкой карточке (бархатная бумага): Ч Ц Ц Ч Ц Ц Ч; ца, чо, цу, чи, ча; цапля, человек, чешки, цветок.

7. Найдите закономерность в написании букв Ч-Ц.

Покажите жестами этот ряд: большая буква Ц – поднять твердую карточку, маленькая Ц – хлопки по твердой карточке; большая буква Ч – поднять мягкую карточку, маленькая Ч – хлопки по мягкой карточке.

Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц

Запишите в тетрадь буквы в той же закономерности (кому необходима помощь, логопед помогает жестами)

8. Дидактическое упражнение «Наоборот» (Ц↔Ч):

– с перекидыванием зернового мешочка:

ча (ца), цо (чо), ач (ац), ыц (ыч), аца (ача) и т.д

– запись в тетрадях.

– чтение пар цепочкой

9. Взять голубую карточку (выполнить задание на карточке, переписать в тетрадь). Перед письменной работой вспомнить правило написания ЧА, ЩА

Спишите слова, добавляя слоги ЦА, ЧА

(красные слова – дополнительное задание)

– Прочитайте слова, объясните значение подчеркнутого на вашей карточке слова.

10. Д/упражнение «Вспомни записанное слово, добавь прилагательное и передай другу,»

(с перекидыванием зернового мешочка).

Посмотри на экран

11. Д/упражнение «Объясни слово так, чтобы тебя поняли»

Дети по очереди составляют описательный рассказ своей картинки, остальные отгадывают и записывают в 2 столбика в тетрадь. Картинки выставляется на магнитной доске (цапля яйцо чашка, чайник, цыплёнок, печка)

12. Составление слов из частей.

– Возьмите зеленую карточку, внимательно прочитайте задание и выполните его в тетради.

Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова

ка, ки, дец, чик, нец

– Сколько слогов в каждом слове?

– Выполните звуковой анализ слова на выбор (кто затрудняется, пользуется звуковыми фишками).

– Закройте тетрадь. Посмотрите на экран (таблица с предметными картинками). Вспомните, какие слова, изображенные на картинках вы записали?

Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция.

а) Проба Ромберга (ноги «пятка к носку» на одной линии, встать на носочки, руки вытянуты вперед, пальцы «веером») с проговариванием скороговорки:

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

б) Упражнение «Радуга» (перекидывание зернового мешочка из правой руки – в левую и наоборот с проговариванием скороговорки)

13. Взять желтую карточку (выполнить задание на карточке без переписывания в тетрадь).

Составить словосочетания из слов левого и правого столбик. Соединить стрелками.

– На какой вопрос отвечают прилагательные? Задайте вопрос другу. Я первая: Саша, ответь пожалуйста, улица какая? ( Кирпич, солнце, источник водица) Перевернуть карточку. Вспомнить словосочетание и продиктовать одноклассникам (по очереди).

14. Смысловая разминка: У птицы крылья, а у человека … (руки).

У зверя морда, а у человека … (лицо).

У машины мотор, а у человека … (сердце).

У конфеты фантик, а у человека …(одежда).

У дерева ствол, а у человека … (туловище)

15. Предложение рассыпалось.

Собери и запиши предложение.

учиться. школе, Мне, в, нравиться.

Я, всегда, хорошие, хочу, оценки, получать.

Книга -, друг, лучший, мой.

– Какие слова пишутся не так, как говорятся ( нравиться, учиться, ).

16. Работа с текстом.

Запишите название. Прочитайте текст. Найдите ответ на вопрос (индивидуальная карточка). Запишите свое предложение. Выполните задание:

– Подчеркните буквы Ц-Ч,

– Найдите и обведите в кружок предлог.

– Посмотрите на сюжетную картинку и озвучьте ее своим предложением.

– Вы сейчас дружно пересказали рассказ по сюжетным картинкам. У вас здорово это получилось!

III. Заключительная часть.

– Что понравилось сегодня на занятии?

– Какие задания вызывали трудности?

– Если к вам обратятся ребята из 1 класса с просьбой научить их различать буквы Ч и Щ, как вы это сделаете?

– Уходит тот, кто пройдет по линии на носочках и проговорит скороговорку.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме «Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»

Конспект группового логопедического занятия

с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме

«Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»

Тема занятия: Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель занятия: формировать умение дифференцировать звуки [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

– дифференцировать звуки [ч] – [ц] в речи;

– развивать умение соотносить звуки с буквами;

– развивать навыки звуко-слогового анализа;

– развивать навык согласования имён прилагательных с существительными.

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать слуховое внимание;

– развивать общую моторику.

– развивать навык самоконтроля;

– воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: иллюстрации птиц, доска, раздаточные карточки, рабочие тетради, школьные принадлежности.

1. Организационный момент с элементами психогимнастики.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие:

– Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию? Сядет первым тот, кто правильно назовёт количество звуков в моих словах.

Слова: утка, парта, нос, пенал, дерево.

– С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.

2. Введение в тему. Определение темы занятия.

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, навыки звукового анализа.

– Послушайте и отгадайте загадки:

1) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

2) Прилетает он весной.

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач…

Да не врач! А птица – …!

– В слове «цапля», какой первый звук вы слышите? (1-й звук [ц]).

– Верно, а в слове «грач», какой последний звук вы слышите? (последний звук [ч]).

– Правильно. Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем изучать и учиться отличать друг от друга? (звуки [ц] и [ч]).

См. Приложение (иллюстрации к загадкам)

3. Артикуляция звуков [ц] – [ч].

Цель: закрепить навыки чёткого произношения звуков.

– Давайте разберём, как работает артикуляционный аппарат, когда мы произносим эти звуки? Произнесите звук [ц]. В каком положении наши губы? (улыбаются). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, нижние зубы). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (холодная) .

– Теперь произнесите звук [ч]. В каком положении наши губы? (круглые). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, язык). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (теплая) .

Логопед параллельно с указанием характеристик детьми условно обозначает их на доске.

4. Разбор характеристики звуков.

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие.

– Молодцы, а теперь давайте охарактеризуем эти звуки.

– Звук [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный. На письме обозначается буквой ц.

– Звук [ч] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. На письме обозначается буквой ч.

– Посмотрим, что общего у наших звуков? (оба согласные, глухие).

– Чем же они отличаются? (положением губ, положением языка, температурой выдыхаемой воздушной струи, звук [ц] – твердый, а звук [ч] – мягкий).

При сравнении опираться на условные обозначения характеристик на доске.

5. Работа на уровне слога и слова:

б) игра «Шифровальщик»

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, учить различать буквы и звуки [ц]- [ч] в слогах, словах.

– Молодцы! А сейчас приготовьте свои ладошки. Я буду вам называть слоги и слова с этими звуками, а вы, если услышите звук [ц] хлопните 1 раз, а если услышите звук [ч], то 2 раза.

Слоги и слова: ца, чу, оц, ач, чайка, бабочка, палец, бочка, огурец, улица, мочалка.

– Хорошо! Откройте свои тетради, подпишите число. Поиграем в игру «Шифровальщик». Я буду называть слова, а вы должны написать только букву, которая пишется в этом слове. А затем по этим буквам вспомнить все слова.

Слова: ключ, часы, ножницы, качели, цифра, кольцо, зайчата, пуговица.

Дети выполняют взаимопроверку, а затем «расшифровывают» записанные слова.

Цель: развивать общую моторику.

– Вы, наверное, уже устали. Давайте немного отдохнем.

Дети выполняют движения за логопедом.

7. Работа на уровне словосочетания и предложения:

а) игра «Паутинка»;

б) работа на карточках.

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, развивать навык согласования прил. с сущ., учить различать буквы и звуки [ц] и [ч] в словосочетаниях, предложениях.

– Ребята, сейчас выполним упражнение «Паутинка». На доске написаны слова в два столбика. Вы должны к словам-признакам из 1 столбика подобрать слова-предметы из 2 столбика так, чтобы получились словосочетания.

Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание.

– Молодцы! Следующее задание вы выполните на карточках. Прочитайте задание, если все понятно, то можете выполнять.

Конспект занятия «Дифференциация букв [Щ]-[Ц]» на логопедическом занятии в начальной школе

Елена Тенсина
Конспект занятия «Дифференциация букв [Щ]-[Ц]» на логопедическом занятии в начальной школе

Тема: Дифференциация букв и звуков ц-щ.

познакомить детей с буквами Ц – Щ (уточнить артикуляционный уклад и произношение звуков [ц – щ]);

научить детей соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины;

развивать у детей фонематическое восприятие, зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление;

пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы;

Оборудование: стилизованные изображения букв ц – щ;

игрушки щуки и Емели;

2 мешочка с гласными буквами; ряд картинок и ряд слов-карточек;

наборы для составления букв занятия: элементы рукописных и печатных букв ц – щ;

предварительная работа: чтение сказки «По щучьему веленью».

Ход занятия

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед: Посмотрите и скажите, на какую букву похожи эти предметы?

-Бачок с краном, коготок кошки – буква Ц, ц.

-Щётка, расчёска – буква Щ, щ.

2. Сформулировать тему занятия, записать ее на доске.

II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв по начертанию, соотнесение их со звуками. Уклад и произношение звуков. Нахождение сходств и различий

Логопед: Составьте из элементов буквы ц – щ – рукописные и строчные. Сравните их.

Логопед раздаёт наборы элементов букв для составления Щ-Ц, щ-ц.

Сходства: обозначают согласные звуки, начинаются с одного элемента.

Различия: ц – обозначает твёрдый согласный звук, щ

мягкий согласный звук; ц – имеет два повторяющихся элемента, аи>- три.

2. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения

Можно использовать для обозначения букв занятия цифры разного цвета: для буквы ц – синюю двойку (т. к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы щ – зелёную тройку (т. к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента).

Знакомство с Емелей

Логопед: Посмотрите на картинки. Каких сказочных героев вы видите? Запишите их имена. Выделите буквы ц, щ. Припомните других героев этой сказки, в именах которых есть буквы занятия. (Царь, царевна.)

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Вы, конечно, помните, что когда Емеля поймал щуку, она просила отпустить её, обещая выполнить три желания Емели. Вот его первое желание.

Послушайте звуки, слоги и слова, топните один раз если услышите звук щ и хлопните в ладоши один раз если услышите ц,

Звуки: щ, щ, и, н, ц, ш, щ, щ, ж, x, ц, и, ц, с, ть.

Слоги: ща, ца, на, ша, що, ищ, иц, ин, ик, ющ, юц, уц.

Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц.

5. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: У Емели два мешочка – один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная – на первом.

Читайте также:  Перспективное планирование при ОНР (3-4 года)

Первый мешочек: а, о, и, э, у, ы.

Второй мешочек: у, а, о, и, е, ё.

Логопед: Емеля составил из некоторых слогов слоговые цепочки. Прочитайте их.

6. Дифференциация букв занятия в словах

Логопед: Назовите изображенные предметы, запишите их названия. Выделите буквы ц – щ: какую букву обведёте в синий кружок, а какую в зеленый?

Развитие кинетических представлений

Логопед: Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова. (Щека, перец, щенок, цепь)

9. Развитие логического мышления

Логопед: Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. Выделите буквы ц и щ в названии отгадок. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы щ и ц: Подумайте каким цветом обозначим букву ц, а каким щ.

Тучке сел на плечи,

С тучки свесил ножки. (Месяц)

В траве шныряет;

Другой наживёт. (Ящерица)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

Та вдруг станет чище. (Щетка)

III. Итог занятия

Логопед: Назовите слова с буквой ц,

Назовите слова с буквой с щ.

Конспект урока физкультуры в начальной школе «Баскетбол» Цель: Формирование двигательных навыков у обучающихся, привлечение детей к систематическими занятиями физической культурой и спортом. Тип.

Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу» 25 апреля 2019 года в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ “Муринский ДСКВ.

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш» Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш» Цели и задачи: 1. Учить дифференцировать звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]» в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков и букв (К – Х)». Цель: Учить дифференцировать звуки (К – Х) в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.

Конспект по профилактике плоскостопия и нарушений осанки в начальной школе Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа.

Конспект урока английского языка в начальной школе Тема урока:“Hello, Magic friends!” Цели урока: Образовательные: • создать условия для отработки навыков и умений говорения, восприятия речи.

Конспект занятия для детей средней группы Тема: Дифференциация звуков и букв А и У Тема: Дифференциация звуков и букв А и У. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить слушать речевые звуки, соотносить их.

Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с] — [з]» Цели: • Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе. • Сравнивать характеристики.

Конспект урока технологии в начальной школе «Блокнот для записей» Тема урока: Блокнот для записей Тип и вид урока: урок открытия новых знаний Цели урока: изготовить блокнот для записей с помощью картона.

Конспект логопедического занятия для младших школьников по теме “Дифференциация С–Ц”

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).

Задачи

1. Закреплять представления о правильной артикуляции звуков [c] -[ц].

2. Закреплять представления о фонетической характеристике звуков [c] -[ц].

3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].

4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.

5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.

6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.

7. Совершенствовать звуко-буквенный синтез.

8. Закреплять умение составлять правильно грамматически оформленные предложения 9. 9. Учить самостоятельно формулировать цель занятия.

10. Учить самостоятельно делать выводы.

1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц]).

2. Развивать квази-пространственные представления.

3. Формировать навык самопроверки.

1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Оборудование: простые карандаши, ручки, тетради, три листа бумаги А4 на каждого ребенка, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к занятию, настольные зеркала, техническое оборудование (компьютер, проектор, экран).

Ход занятия

I. Организационный момент

Упражнение «Зеркальное рисование». Слайды 2,3,4.

Логопед: Ребята, возьмите два карандаша. Один в правую руку, другой в левую. Одновременно двумя карандашами на листе бумаги нарисуйте два круга.

Дети рисуют круги.

Логопед: Теперь возьмите второй лист и нарисуйте двумя руками два квадрата.

Дети рисуют квадраты.

Логопед: На третьем листе нарисуйте два ромба.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, легко было рисовать фигуры двумя руками?

Ученик: Нет.

Логопед: Почему?

Дети перечисляют, что у них вызвало трудности (одна рука рисует быстрее, тяжело следить за рисованием двух фигур и пр.)

После выполнения задания детьми выставляется слайд 5.

II. Вводная часть

1. Повторение артикуляции и характеристики звука [c].

Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой звук есть во всех перечисленных словах. Слушайте внимательно! Соня, ставни, стакан, песок, поясок, квас, кокос, сода. Какой звук есть в словах?

Ученик: Во всех словах есть звук [с].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [с].

Дети выполняют задание.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Губы улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Язык находится за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [c] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

2. Повторение артикуляции и характеристики звука[ц].

Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?

Ученик: В этих словах есть звук [ц].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].

Работа с зеркалами.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Губы немного улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Сначала язык стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?

Ученик: Это согласные, твердые, глухие звуки.

Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

3. Постановка цели занятия.

Логопед: Как вы думаете, чему сегодня мы будем учиться?

Ученик: Мы будем сравнивать звуки [с]-[ц].

Логопед: Правильно.

III. Основная часть

1. Упражнение «Будь внимателен». Слайд 7.

Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны опустить руки ладонями вниз на стол, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.

Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.

2. Упражнение «Слушай внимательно, повторяй старательно».

Логопед: Я буду произносить слоги и слова, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их повторить. У меня есть флажок. Кому я поставлю флажок на парту, тот повторяет. Потом я поставлю флажок на другую парту. Готовы?

Ученик: Да.

Логопед: Са-ца-са.

У: Са-ца-са.

Цепочки слогов:

Пары слов:

3. Упражнение «Слог потерялся».

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Слог потерялся». Из слов пропали последние слоги. Это слоги СА и ЦА. Я буду называть слова, а вы добавляйте пропавший слог, а потом назовите слово целиком. Если вам встретиться незнакомое слово, то попросите объяснить, что оно значит. Первое слово. Мыльни….

Ученик: Ца. Мыльница.

Слова: кузни…(ца), колба…(са), пятни…(ца), поло…(са), кури…(ца), умни…, актри…(са), грани…(ца), больни…(ца), терра…(са), пшени…(ца).

4. Упражнение «Фантазеры».

Логопед: Мы говорили о звуках [с] и [ц]. Звуки мы слышим и произносим. А пишем и читаем мы что?

Ученик: Буквы.

Логопед: Давайте по фантазируем на что похожа буква С. (Слайд 7).

Дети перечисляют на что похожа буква С. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву С.

Логопед: А на что похожа буква Ц? (Слайд 8).

Дети перечисляют на что похожа буква Ц. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву Ц.

5. Работа с индивидуальными карточками.

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат карточки в виде тучек. На карточках написаны слоги. Прочитайте их.

Ученик читает слоги.

Логопед: Пропишите эти слоги в тетради. Не забывайте четко их проговаривать.

Дети записывают слоги.

Логопед: Придумайте слова с этими слогами.

Ученики придумывают слова (лиса, собака, царица ….)

Логопед: Запишите эти слова в тетрадь.

Дети записывают слова. Логопед проверяет правильность написания слов.

Логопед: Выберите слово и придумайте с ним предложение.

Ученики составляются предложения. При затруднениях логопед помогает детям.

Логопед: Ребята, вы придумали много предложений. Давайте выберем одно и запишем его в тетрадь.

Дети выбирают предложение.

Логопед: Сколько слов в этом предложении?

Логопед: С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Ученик: С большой буквы.

Логопед: Что ставим в конце предложения?

Ученик: В конце предложения ставим точку.

Логопед: Запишите предложение в тетрадь.

Ученики записывают предложение. Логопед проверяет правильность написания предложения детьми.

6. Динамическая пауза «Веселые человечки».

Логопед: Мы сейчас поиграем в «Веселых человечков». Они любят заниматься зарядкой. Все Вы должны повторить эти упражнения. Будьте внимательны. Повторять нужно правильно. Если человечек поднял левую руку, и вы должны поднять левую руку. (Слайды 10-19).

Дети выполняют задания.

7. Работа в тетрадях с индивидуальными карточками. Слайд 20.

Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.

Два ученика читают слова на карточке.

Логопед: Все ли слова вам понятны?

Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.

Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно

Ученики записывают слова в тетрадь.

Логопед: Ребята посмотрите на слайд. Проверьте себя. Все ли слова вы написали правильно? (Слайд 21).

Дети проверяют правильно ли написали слова.

IV. Итог

Логопед: Чему вы сегодня научились?

Ученик: Мы научились различать звуки [с] и [ц] (буквы С и Ц).

Логопед: Чем различаются звуки [с] и [ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

Логопед: Назовите слова со звуком [с].

Дети называют слова.

Логопед: Назовите слов со звуком [ц].

Дети называют слова.

Логопед: Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы. Занятие закончено. (Слайд 22)

Литература

1. Дисграфия. Исправление ошибок при письме: практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина. – М.: Эксмо, 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3: Дифференциация свистящих, шипящих, африкатоф, Л-Р (340 упражнений на CD). – М.: Национальный книжный центр, 2012.

Читайте также:  Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1996.

Тема: Дифференциация Ч-Т План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

ТЕМА: Дифференциация Ч-Т*

План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

(нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи)

Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать фонематический слух, операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений; словообразовании; обогащать и активизировать словарь; уточнить представление об основных единицах языка – слоге, слове, словосочетании, предложении, тексте; закрепление орфографических правил.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого; аудиокассета “Звуки леса”; мяч, ряды слов (задание №6), отпечатанные по числу учащихся; изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, жучок, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр; задания на установление простых аналогий, отпечатанные по числу учащихся, конверты с набором слов для составления предложений.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).

2. Сообщение темы. Почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]?

На доске и в тетрадях записываем число и тему “Различай ч – т”. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда – вы сами догадаетесь, когда послушаете эти звуки (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 1-2 мин.).

Где мы оказались? (в лесу). Как вы догадались? Мы слушали звуки.

Это были речевые или неречевые звуки? Почему вы так думаете?

3. Уточнение артикуляции звуков. Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвиньте к себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Ребята, вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.

Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

4. Соотнесение звуков с буквами. Показать букву, соответствующую звукам в слогах: ча, тя, те, че, чу, чи, тю, ти, ать, ач, уть, уч.

5. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

У каждой птицы в лесу – своя песенка. Попробуем повторить за ними: те – те – че,

че – че – те, те – че – те, чи – ти – ти, чи – ти – чи и др.

6. Чтение рядов слов с заданием. Сейчас мы отправимся на лесную полянку, а пойдёем мы по тропинке, такой же длинной, как цепочка слов, которые будем читать. Читаем целыми словами и стараемся их запомнить:

ночь – ночи – чижи – жить – жечь – речь – речи – мячи – мять – мыть – рыть – чары – часть.

Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?

стихи – тихий – чихал – читал – учите – стучи – чисто – часто – части – вести – гости – горсть.

Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?

7. Обобщение по фонетическому и семантическому сходству.

Мы вышли на лесную полянку (изображение на доске). А вот и лесные жители. Угадайте, кто они:

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка – зелёная спинка.

б) Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

в) От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает.

г) Я коровка не простая, не даю я молока.

От цветка к цветку летаю, в точках спинка и бока.

К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки и жучка. Повторяем слова ещё раз. Что общего у них? (можно назвать одним словом, у всех слов есть звук [ч’]).

8. Словообразование. Соотнесение звука и буквы. Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принёс игру.

Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово (кузнечик). Правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры: “Не перепутай буквы!” Кузнечик просит назвать детенышей птиц и животных и записать эти слова. Но сначала покажем буквы (ч или т):

у зайца – (зайчата) у волка – (волчата)

у белки – (бельчата) у сороки – (сорочата)

у кошки – (котята) у утки – (утята)

Какую букву будем писать после ч? Почему? Какие птицы и животные (из тех, что назвали) не живут в лесу?

9. Простые аналогии. Соотнесение звука и буквы.

Следующая игра у насекомого, в названии которого звук [ч’] второй по счёту (пчела). Прочитать название с обратной стороны картинки: “Какое слово подойдёт?” Речевой материал отпечатан по числу учащихся

бабочка кузнечик

летать стрекотать, ловить, прыгать

чиж одуванчик

птица стебель, растение, земля

Прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово справа. Свяжите его по смыслу с одним из слов внизу как первое со вторым.

Записать в тетради эту пару слов:

кузнечик – прыгать, одуванчик – растение.

10. Физминутка.

На полянке, словно в сказке, дружно выросли ромашки

(медленно встаём из положения сидя).

Как подует ветерок – наклонится стебелёк

(наклоны в стороны, руки вверх).

Наклонится до земли, и не раз, а целых три (наклоны вниз).

По сторонам оглянется и к солнышку потянется (руки на пояс – повороты, руки вверх – потянуться).

11. Составление словосочетаний.

Третья игра у насекомого, в названии которого [ч’] третий по счету (жучок).

Читаем название: “Слово потерялось”. Угадайте его:

тёмная, грозовая, большая … что это? (туча) туча какая?

Назовите только одно слово со звуком [т’].

Записать “тёмная туча”. Мы получили словосочетание – два слова, связанные между собой. Найти главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.

Аналогично составляем словосочетания: чистая, глубокая, прозрачная. что это? (речка) речка какая? Подобрать слово со звуком [ч‘].

12. Составление предложений. Работа с текстом.

Последняя игра у бабочки (“Собери предложение”).

Из чего можно “собрать” предложение? Что выражает предложение?

Как показать на письме его начало и конец? У каждого ученика

на столе конверт с набором слов для составления предложения

Составьте предложение, выложив слова на парте,

вставьте в слова пропущенные буквы. После проверки

учителем предложения записываются в тетрадь.

Задание выполняется под музыкальное сопровождение.

чечевица

1) После но_и солне_ные лу_и согрели землю.

2) Лесные п_ицы на_али свою перекли_ку.

3) Вот засту_ал на берёзе _ёрный дя_ел.

4)Забавная песня _е_вицы похожа на дразнилку.

5) А какой мелоди_ный голосок у пено_ки!

6) П_ицы спешат накорми_ь голодных п_енцов. пеночка

7) До ве_ера будет зву_ать _удесный п_и_ий хор. Приготовьтесь читать свои предложения по порядку. На доску прикрепляем цифры. Учащиеся читают предложения, сверяя номер на доске с номером конверта.

Что у нас получилось? (текст).

Из чего состоит текст? (из предложений).

Связаны ли предложения в тексте по смыслу?

О чём говорится в этом тексте? (о птицах).

Тема текста – о птицах. Что говорится о птицах? (что они поют весь день).

Это главная мысль текста. Она должна быть в названии рассказа. Озаглавить текст. В случае затруднений найти заголовок в предложении №7.

13. Подведение итогов.

О каких звуках и буквах говорили на занятии? Теперь вы умеете различать их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Какие задания вам понравились больше других?

Дидактический материал к занятиям

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч –Т

1. Читай целыми словами:

а) пять – петь – печь – печи – лечи – лети – сети – дети – дачи – дать – дуть – чуть

б) ночь – ночи – чижи – жить – жечь – речь – речи – мячи – мять – мыть – рыть – чары

в) стихи – тихий – чихал – читал – учите – стучи – чисто – часто – части – вести – гости

2 Пара к паре. Прочитай первую пару слов. Как они связаны между собой? Прочитай слово справа над чертой. Свяжи его по смыслу с одним из слов внизу так, как слова первой пары.

летать стрекотать, ловить, прыгать

птица стебель, растение, земля

ночь осень, месяц, октябрь

вспомнить болтать, молчать, петь

врач ученик, учитель, учебник

мычать плавать, нырять, крякать

3. Прочитайте слова парами, вставляя буквы ч, т:

а) *ашка – *яжкий б) *ёрка – *ёрный в) ка*ить – то*ить

*айка – лен*яйка пя*ёрка – пе*ёнка но*ёвка – пу*ёвка

ов*ина – пау*ина вну*ата – у*ята по*ерял – по*есал

*улан – *юльпан ко*ёнок – зай*онок Пе*ька – пе*ка

*есный – *естный про*ёр – про*ёл *ижик – *ише

зай*ик – зон*ик ле*ил – ле*ел *ёрный – *ёмный

*еремок – *еренок *еснота – *ернота ка*ели – хо*ели

4. Спишите, добавляя слоги че или те :

а) __сто, __рвяк, __нёк, __пло, __репаха, __мно, __рпел, __рпал, __лефон,

б)__чёт, __ловек, у__бник, ме__ли, ве__рний, хо__ли, ко__льная, ка__ли, ле__ли, по__рнел, по__мнел, по__рял, вы__ркнул

5. Прочитайте слова, вставляя буквы ч, т. Спишите, распределяя их в два столбика.

п_ицы, зая_ий, о_ец, о_ередь, кус_ик, зон_ик, клю_ик, пе_енье, _итал, с_ихи,

_ишина, ум_ался, при_ина.

6. Прочитайте слова, вставляя ч или т.

п_и_ий, у_и_ель, _е_ерев, _ер_ил, мес_е_ко, ап_е_ка, _ис_юля, _яну_ка, _ер_ёж,

ме_та_ель, _е_ёт, отве_а_ь, мы_и_е, выклю_а_ель.

7. Прочитайте слова, добавляя ч или т. На какой вопрос они отвечают?

Что обозначают?

а) _ирикает, стреко_ет, сту_ит, мол_ит, жур_ит, шеп_ет, грохо_ет, шелес_ит.

б) рас_ёт, цве_ёт, те_ёт, пле_ёт, ка_ается, _янется, ле_ит, пря_ется, ска_ет.

8. Прочитайте словосочетания, вставляя ч или т:

а) _истая _етрадь, _ёплые лу_и, _ёрная ту_а, солне_ный зай_ик,

б) выу_ил с_ихи, по_ерял у_ебник, реши_е зада_у, шелес_ит лис_ьями, ле_ят упус_ил добы_у, но_ная _ишина, ве_ерний _ай.

9. Прочийте текст, вставляя ч, т. Озаглавьте его. Определите границы предложений.

Ар_ём и Ви_я решили пой_и на ре_ку маль_ики нарыли _ервя_ков они взяли удо_ки и тронулись в пу_ь вот и ре_ка Ви_я закинул удо_ку клюёт маль_ик по_янул удо_ку из воды на крю_ке вер_елся карась.

10. Составьте рассказ по вопросам, используя слова в скобках.

Лучи.

1. Куда ушли лучи солнышка? (в дальний путь)

2. Что они понесли листьям, цветам и травам? (тепло и свет)

3. Где лопнули почки и бутоны? (на вишнях и черемухе)

5. Куда заглянул маленький лучик? (во двор)

6. Кто там гулял? (Петя и Тёма)

7. Что сделал лучик? (стал играть с детьми)

11. Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы:

Ссылка на основную публикацию