Занятие в подготовительной логопедической группе на тему Зима (тематический цикл)

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР 3-го уровня на тему “Зима”

Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Зима».

Задачи:

  • Расширять словарный запас детей и подбирать прилагательные по теме «Зима», называть родственные слова и антонимы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
  • Развивать силу и плавность выдоха.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать чувство ритма.
  • Формировать умение детей соединять пение с выразительными движениями.
  • Воспитывать любовь к прекрасному: музыке, поэзии.
  • Развивать творческое воображение и побуждать детей импровизировать под музыку.
  • Учить детей различать характер музыки, передавать её настроение в движениях, ориентироваться в пространстве.
  • Передать образ сказочного леса в коллективной работе над аппликацией.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: зал оформлен в виде сказочного леса, бумажные снежинки на каждого ребёнка, снежки из ваты, магнитная доска, бумажные птицы, пейзаж сказочного леса на ватмане, ширма-домик, бумажные смайлики, передающие настроение на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание зимних пейзажев и репродукций картин художников, составление предложений по схемам, аппликация «зимний лес».

I. Оргмомент (вход детей в музыкальный зал)

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.
Всем, кого бы ты не встретил
Это знают все-все дети.

Логопед: Поздоровайтесь с нашими гостями.

II. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

III. Основная часть

Логопед: Дети, скажите, а какая бывает зима?
Ответы детей: снежная, морозная, вьюжная, холодная, суровая, блестящая, искрящаяся и т.д.
Логопед: Чтобы не замёрзнуть в такую морозную погоду, надо согреть наши ладошки и лицо (Дети присаживаются на стульчики и выполняют самомассаж под медленную музыку; все движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон).

Самомассаж:

1. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся лёгкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе (4 раза).
2. Движения начинаются от спинки носа к ушным раковинам (4 раза).
3. Движения начинаются от крыльев носа к подбородку (4 раза).
4. Производятся волнообразные движения от подбородка к вискам (4 раза).
5. Движения от основания носа вокруг глаза и обратно (4 раза).

Логопед: А теперь мы с вами потеплее оденемся (дети встают со стульчиков):

Валенки, валенки, («надевают» на 1 ногу, на 2)
Не велики – (развели руками)
Не маленьки.
А как раз по ноженькам
Для нашего Серёженьки. (массаж сверху вниз)

Логопед: Оделись? Пошли по тропинке:

Двигательное упражнение «Мы идём» с музыкальным сопровождением:

1. Мы идём, мы идём, дети маршируют
По дорожке мы идём.
Мы идём, мы идём,
Звонко песенку поём:
«Ля-ля-ля…»
2. По сугробам мы шагаем, шагают, высоко поднимая колени
Ноги выше поднимаем,
Всё равно вперёд идём,
Смело песенку поём:
«Тра-та-та…»
3. А теперь на лыжи встали, двигаются скользящим шагом
Очень быстро побежали,
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим:
«Ух!»

Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Снегу-то намело! Скажите, что делает снег?
Ответы детей: Падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.
Логопед: Посмотрите на деревья. Как выглядят деревья зимой? Какие они?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Без снега – заснеженные
Без инея – заиндевевшие
Весёлые – грустные
Бодрые – сонные
Обыкновенные – сказочные
Тёплые – продрогшие

Логопед: На что похожи деревья зимой? Вспомните, с чем мы сравнивали деревья зимой?

Ответы детей: Укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; как сказочные цветы; похожи на невесту в белом платье; необычные, как шарик мороженого и т.д…)

Логопед: Замечательные слова! Давайте назовём народные приметы. Если иней на деревьях, то … (к морозу),

– Сильно блестят звёзды – к морозу
– Зима морозная – лето жаркое
– Дым столбом – к морозу
– Зима снежная – лето дождливое
– Воробьи дружно чирикают — к теплу
– Лед сильно трещит – будет мороз
– Если зимой вьюги – летом ненастье

Логопед:

Лёгкий зимний ветерок,
Кружит в воздухе снежок,
Долго этот снег вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом и на ладошку
Мне снежинку положил.

Снежинки – это письма зимы. Хотите их получить? Подставляйте ладошки, ловите письма – снежинки. Кто поймает больше, я или вы? Поймали? Держите её бережно, она такая нежная, воздушная, хрупкая.

Дыхательная гимнастика

Сдуем снежинку с одной ладошки, затем с другой ладошки. А снежинки легли на плечико, сдуем с одного плеча, с другого (вдох носом, длительный выдох через вытянутые трубочкой губы), (дети парами поворачиваются друг к другу и сдувают воображаемую снежинку)

Вокруг себя обернись
И в снежинку превратись.

Логопед: Представьте себя снежинками.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик». (Дети импровизируют под музыку).

Логопед: Снежинки летят влево, вправо, вперёд, назад, тихо опускаются на землю. Музыка плавная, нежная. Это звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс снежинок».
Логопед: У слова «снежинка» есть много «родственников». Давайте поиграем в игру «Добавь словечко». (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют родственное слово в рифму.)

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал . снег.
С неба все скользят пушинки
Серебристые . снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается . снежок.
Вот веселье для ребят
Все сильнее . снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в . снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился . снеговик.
Рядом снежная фигурка.
Это девочка . Снегурка.
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой . снегири.

Логопед: Посмотрите, какие красивые снегири сидят на ветках. Присмотритесь внимательно, какая птица лишняя? И почему?

Снегири, синицы, дятел, сороки, ласточка.

Дети: Ласточка. Синицы, снегири и дятел – зимующие птицы.
Логопед: Рассмотрим птиц и расскажем о них, какие они:
– у сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая
– у синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … желтогрудая
– у снегиря короткий хвост, поэтому его называют … короткохвостым
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый
– у снегиря красная грудка, поэтому его называют … красногрудый
– у сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая

Логопед: Молодцы! Нелегко птицам в зимнюю стужу. Споём про снегирька.

Попевка:

Сел на ветку снегирёк (взмахи кистями рук)
Ф-ф-ф-ф
(коротко, активно выдыхают)
Снег посыпал, он промок
Ф-ф-ф-ф
(коротко, мягко выдыхают)
Ветерок, подуй слегка
Обсуши нам снегирька (качают руками над головой)
Ф——–ф
(продолжительный выдох)

Логопед: Чтобы не заблудиться в лесу, предлагаю разделиться на две команды – в одной девочки, в другой – мальчики. (Дети встают в 2 шеренги напротив друг друга).

Дидактическое игра «Составьте словосочетание»

Мальчики составляют словосочетание со словом зимняя, а девочки составляют словосочетание со словом зимнее:

Зимняя … (зимняя ночь, зимняя стужа, погода, одежда, сказка, песня)
Зимнее… (зимнее утро, солнце, настроение, предложение, небо, пальто)

Логопед: Отлично! Все молодцы! Ребята, за что вы любите зиму? Чем она вам нравится?
Дети: Строим крепости, лепим снежную бабу, играем в хоккей, в снежки.
Логопед: Вот и я вам предлагаю поиграть в снежки.

Песня «Игра в снежки»:

1. Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело.
Любим мы морозный день
Нам в снежки играть не лень.

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

2. Пусть зима морозит нас
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!

Хлоп, хлоп, не зевай
Ты от нас не убегай!
Хлоп, хлоп, не зевай
А теперь в меня бросай!

(Высыпаем снежки, пока звучит музыка – дети играют).

Логопед: Предлагаю вам собрать все снежки.
– Пока снежки собирали, наверно руки замёрзли? Согреем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять ………………загибать пальчики на 1 руке,
начиная с большого
Будем пальцы согревать …………………загибать пальчики на 2 руке,
начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили……………. изображать как лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий………..показать руками круг
И совсем– совсем не сладкий……………..погрозить пальчиком.
Раз–подбросим,…………………………….подбросить воображаемый снежок
Два– поймаем,……………………………. поймать воображаемый снежок
Три– уроним………………………………..уронить воображаемый снежок
И…сломаем………………………………..хлопнуть в ладоши!

Логопед: Вот и согрели пальчики. Посмотрите, какая заснеженная избушка в лесу стоит. Кто в ней живёт? (Стучит). Нет ответа. Неужели нет никого!? Загляну в избушку.

Загадка про снеговика:

Он всегда стоит с метлой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком,
Кто же этот человек?
Почему ему морозы
И метели нипочём?
Почему весною слёзы
По нему бегут ручьём?

(Логопед выносит картину–фотографию 2 снеговиков: большого и маленького)

Упражнение «Большой и маленький»

Логопед: Какие чудесные снеговики тут живут, но такие разные! Чем отличаются снеговики?

Образец ответа: У большого снеговика три пуговицы, а у маленького две пуговички.
– У большого снеговика на голове красное ведро, а у маленького – зеленое ведерко.
– Чёрные глаза – коричневые глазки
– Длинный синий шарф – короткий красный шарфик
– Большая оранжевая морковка – маленькая красная морковочка
– Розовые рукавицы – красные рукавички и т.д.

Логопед: Оставим снеговикам на память рассказ о зимнем лесе (на плакате – предложения с пропущенными словами, вместо них – снежинки)

«Зимний лес»

Наступила * * * зима. Днём светит зим* * . На солнце снег блестит, * , * . Снежинки * * кружатся в воздухе. Деревья похожи * . На ветках сидят * снегири, * синицы и * дятел.

Логопед: Вы все сегодня были очень внимательные! Что- то загулялись мы в зимнем лесу, пора и домой возвращаться. Ребята, мы с вами на лыжах приехали в лес. А ещё на чём вы любите кататься зимой?

Дети: На санках.

Песня А.Филиппенко «Саночки»:

1. Сами саночки бегут
Стелется позёмка
И бубенчики поют
На морозе звонко.
Припев: Динь-динь, динь-ди-линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди-линь
Сани с бубенцами

2. Ветер весело гудит
Подгоняет санки
Остаются позади
Снежные полянки.
Припев: Динь-динь, динь -ди -линь
Синими лесами
Едут, едут, динь-ди -линь
Сани с бубенцами.

(Дети встают парами и передвигаются по кругу легким бегом «на саночках»).

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!
Много было здесь чудес. Наступает вечер.
Нам пора идти домой в этот поздний час.
Детский сад родной ждёт давно уж нас.

Логопед: Ну вот, наконец-то мы приехали в детский сад. Устали? (ответы детей). Посмотрите, ребята, какие я снежинки в лесу нашла!

(Показ ажурных бумажных снежинок).

Логопед: Все они разные и непохожи друг на друга, но удивительно красивы. Подберите слова-признаки, какие снежинки?
Ответы детей: Резные, ажурные, нежные, воздушные, лёгкие, красивые, узорчатые, необычные и т.д.
Логопед: На этом листе бумаги – наша аппликация (показ ватмана, на котором наклеено несколько изображений ёлочек). Давайте, дети, вокруг ёлочек наклеем ваши снежинки, и у нас получится великолепный зимний ковёр!

Коллективная аппликация

(Дети наклеивают снежинки на ватман с помощью двухстороннего скотча)

IV. Итог занятия

Логопед: Замечательный получился ковёр! (показ гостям). Вот и закончилось наше сказочное путешествие в зимний лес. Какое настроение у вас после нашего путешествия? Выберите картинку, соответствующую вашему настроению

(Выбор детей. Дети встают полукругом, лицом к гостям и демонстрируют бумажные смайлики).

Логопед: Я очень рада, что у вас после нашего путешествия такое отличное настроение! Спасибо за занятие! А сейчас пора прощаться с гостями.

Занятие в подготовительной логопедической группе на тему Зима (тематический цикл)

Данный конспект логопедического занятия будет учителям интересен-логопедам дошкольных образовательных учреждений, детьми с работающих, имеющими ОНР. Это занятие по теме лексической «Зима», которое в интересной занимательной обогатит форме речь детей в тематическом цикле, коррекцию проведёт грамматического строя речи.

  1. признаки Закрепить зимы;
  2. Развитие в речи детей грамматических – лексико средств языка: слов – предметов, действий – слов, слов – признаков, родственных слов;
  3. сложных Составление предложений со значением противопоставления;
  4. Пересказ опорой с рассказа на вопросы логопеда.
  5. Усвоение детьми значения переносного слов.
  6. Развитие внимания, памяти и мышления логического.
  • отрывки стихов А.С. Пушкина, Н.А.Есенина, С.А. Некрасова;
  • сюжетные картины по теме «Зима»;
  • картинка сюжетная «Зимние развлечения».
Читайте также:  Организация инклюзивного образования в сельском детском саду

Ход занятия

Назовите.

– Оргмомент времена года. (зима, весна, осень, лето)

– Какое сейчас время года? (Какая)

– зима часть зимы? (ранняя зима)

– зимний Какой месяц заканчивает год и начинает декабрь (зиму?)

Постановка цели занятия.

1. Логопед: — стихотворение Послушайте А.С. Пушкина:

Вот север, тучи Дохнул,
нагоняя, завыл, — и вот сама
Идёт зима волшебница!
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на дубов суках,
Легла волнистыми коврами
Среди вокруг, полей холмов,
Брега с недвижною рекою
пухлой Сровняла пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
матушки Проказам зимы.

Л.: — О чём это стихотворение? (о Кто)

– зиме автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

– сегодня, мы Итак будем говорить о зиме.

Л.: — Назовите, зимние, пожалуйста месяцы по порядку. (декабрь, январь, каком )

Л.: — О февраль зимнем месяце говорят: «он год зиму, а заканчивает начинает»? (декабрь)

Л.: Какие Вы знаете декабре? о поговорки

  • Декабрь – стужайло на всю зиму студит землю.
  • Декабрь глаз снегами тешит, да морозом ухо рвёт.
  • В декабре зима стелет холсты белые, а мороз через реку наводит Повторение.

мосты пройденного материала.

Л.: — Вспомните, на какой отвечают вопрос слова-предметы? (Что это? это? Кто)

– На какой вопрос отвечают слова-что (действия? делает?)

– На какой вопрос отвечают признаки?-слова (какой? какая?)

– Так же мы сегодня придумывать будем слова-родственники и образовывать слова значению по близкие.

Лексико-грамматические игры и упражнения.

Найди «Игра слова близкие по значению»

Л.: — Внимательно отрывки послушайте из произведений великих русских писателей и слова определите – предметы, относящиеся к ветру зимой.

«мглою Буря небо кроет,
Вихри снежные как,
То, крутя зверь, она завоет,
То заплачет дитя как».

(А.С. Пушкин, «Зимний вечер»)

«А по двору Ковром
метелица шелковым стелется».

(С.А. Есенин, «Поет аукает — зима» )

«Заметает пурга
Белый путь.
мягких в Хочет снегах
Потонуть».

(С. Есенин, «Заметает Глядит…» )

«пурга — хорошо ли метели
Лесные тропы Некрасов…»

(Н.А. занесли, «Мороз-воевода)

«А вьюга с ревом Стучит
бешенным по ставням свешенным
И злится всё Есенин».

(С.А. сильней, «Поет зима — аукает)

«Ночью в под, полях напевы метели,
Дремлют, качаясь, ели и березки…»

(И.А. Бунин, «Метель» )

«Ну, барин, — закричал беда, — ямщик: буран!»

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» )

Л.: — О эти чём отрывки стихотворений? (о ветре)

– Послушайте раз еще эти отрывки, отыщите в них, назовите и запомните 6 слов-предметов, похожих по значению. (метель, буран, буря, вьюга, метелица, пурга)

Л.: — На вопрос какой отвечают эти слова? (Что Когда)

Л.: — это? эти явления природы бывают? (Игра)

зимой «Скажи какая?»

(подбор однородных слову к определений ЗИМА)

Л.: — Если зимой холодно, то зима? какая (холодная)

(Также — ранняя, снежная, суровая, злая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая снежная, нарядная… ).

Л.: — О чем эта загадка?

Пушистый руками
Не ковёр ткан,
Не шелками шит.
При При,
солнце месяце
Серебром блестит.
(снег)

Подбери «Игра родню к слову «СНЕГ»

(образование слов родственных от слова снег)

В группу вкатывается Логопед.

снежок при затруднении помогает или родственные зачитывает слова, а дети вспоминая, называют их.

Л.: — передайте, Дети друг другу «снежок» и придумайте слова родственные от слова «СНЕГ» (Снег – снежок – снегопад – снежинка – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход–снежный – снегокат – заснеженный – снежище – снегурочка – снегирь –Белоснежный – белоснежный – подснежник,…)

Игра «Что делает?»

(однородных подбор сказуемых к слову СНЕГ)

Л.: — Дети, делает что снег?

(идёт, тает, кружится, падает, летает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся, серебрится, блестит…)

VI. Составление сложных предложений со значением Игра.

противопоставления «Закончи предложение»

(Дети должны предложение закончить, а затем повторить его полностью)

  • бывает Зимой снегопад, а осенью… (листопад).
  • Зимой снег бывает, а летом … (дождь).
  • Зимой снег весной, а падает… (тает).
  • Зимой катаются на санках, а велосипеде… (на летом).
  • Зимой лес спит, а весной … (Зимой).
  • просыпается катаются на коньках, а летом… (на роликах).
  • бывает Зимой холодно, а летом… (жарко).
  • Зимой белые деревья, а осенью… (жёлтые).
  • Зимой растут летом, а сугробы … (цветы).
  • Зимой лепят снеговика, а песочные… (летом пирожки).
  • Зимой насекомые прячутся, а вылезают … (весной)

V. Физкультминутка.

(Речевая подвижная игра «Импровизация»).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на бежим мы лыжах, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, Гостью мы.
лепим-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Развитие. VII связной речи.

Пересказ рассказ с вопросы на опорой логопеда. Усвоение переносного значения Гостья.

«Кончилась осень. К нам в пришла гости зима. Она накрыла землю покрывалом белым.

Бушует метель. Воет ветер. вьюга Злится. Трещит мороз. Зима пришла не с руками пустыми. Она принесла подарки: снегопады, метели, сугробы, лед. Эти подарки нужны для людям того, чтобы кататься на лыжах, санках, коньках, снегокатах. А еще можно слепить построить, снеговика крепость, поиграть в снежки. Это — забавы зимние. Мы очень любим зиму».

Вопросы пересказа для:

– Кто пришел к нам в гости?

– время Какое года было перед зимой?

– зима Чем накрыла землю?

– Что делает вьюга (метель, ветер, мороз)?

– Какие подарки зима? принесла

– Для чего людям нужны подарки? эти

– Что такое зимние забавы?

Итог. VIII логопедического занятия.

– О чем мы сегодня зиме (о говорили?)

– Какие новые слова мы узнали? (метель, метелица, вьюга, пурга, буран, буря)

даёт Логопед оценку деятельности детей.

– Какие зиме о пословицы вы знаете?

  1. Пришла зима – не отвертишься;
  2. В холод зимний всякий молод;
  3. Зима не лето – в одета шубу;
  4. Береги нос в сильный мороз;
  5. лодыря Зима морозит;
  6. Первая пороша не санный Шубка;
  7. путь зимой не шутка;
  8. Зимой солнце слезы сквозь улыбается;
  9. Осень сеет, собирает, а варит зима, поедает.
  10. В декабре зима стелет холсты белые, а мороз через реку наводит Декабрь;
  11. мосты – стужайло на всю зиму землю Декабрь;
  12. студит глаза снегами тешит, да ухо Любишь;
  13. рвёт кататься – люби и саночки возить.

Лидия Кевбрина Ивановна,
учитель-логопед высшей кв.МДОУ,
категории «Детский сад 85 комбинированного вида»,
г. Источник

Конспект логопедического занятия “В гостях у Зимушки-зимы” подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект итогового занятия в подготовительной группе “В гостях у Зимушки-зимы””

Скачать:

ВложениеРазмер
“В гостях у Зимушки-зимы” логопедическое занятие в подготовительной группе19.38 КБ
презентация к занятию “В гостях у Зимушки-зимы”2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок»

Итоговое занятие в старшей группе

Тема: «В гостях у Зимушки-зимы»

Учитель-логопед: Торговцева Ирина Валентиновна

– закрепление представлений о зиме и её приметах

– активизация и расширение словаря по теме «Зима»

– развитие умения подбирать прилагательные к существительным

– развитие умения составлять предложения

– развитие связной речи

– развитие зрительного и слухового внимания, памяти

– развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением

– развитие речевого дыхания

– воспитание устойчивого интереса к занятию, стремлению к активной деятельности

– формирование навыков коллективной творческой деятельности, взаимопонимания, доброжелательности,

Время реализации занятия 25-30 мин

Странная звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала. (снежинка)

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Дыхательное упр. « Подуй на снежинку»

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

– Снег и снежинки бывают в какое время года?

(Дети садятся на стульчики)

– Я вам предлагаю отправиться в гости к Зимушке-зиме, согласны?

-Но сначала давайте разберемся, что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «рисуем» зимнюю картину. Что бы вы нарисовали? Вот какая чудесная картина зимы у нас получилась. (слайд 2).

Игра «Подбери слово»

– Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный. ) (Слайд 3)

– Снеговик какой? (Слайд 4)

– Снежинка какая? (Слайд 5)

– Во что люди одеваются зимой?

Беседа об одежде.

– Вы хотите оказаться в зимнем лесу? Тогда нам надо одеться.

– Что люди надевают зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

Игра «Скажи по-другому» (с мячом)

Взрослый называет – Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает – меховая шуба и возвращает мяч педагогу. Логопед кидает мяч другому ребенку по кругу.) Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха – (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа — (драповое пальто) и т.д.

– Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку

( драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.) (слайд 6)

Закройте глаза и произнесите слова су-су-су- мы находимся в лесу. (Слайд 7)

Физминутка – провести под музыку

Ходьба по «кочкам», перепрыгивание через «ручеек», ходьба по бревну.

Беседа о животных (слайд 8)

– Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь …)

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 9 – медведь, ёж, барсук).

Игра «Кто где» (слайд 10) – закрепление предлогов.

Давайте расскажем, кто из животных где находится.

Занятия детей зимой (слайд 11) – А чем занимаются дети зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц)

Развитие мелкой моторики.

– Я предлагаю вам тоже поиграть в снежки.

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили,

(«лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий

Раз — подбросим, Два — поймаем,

Три — уроним, И… сломаем

(Выполнять соответствующие словам действия)

Составление рассказа о зиме по план-схеме по цепочке (слайд 12) – Посмотрите на план-схему и составьте рассказ «Зима». (Послушать 2-3 рассказа в зависимости от оставшегося времени).

А теперь давайте расскажем, какое путешествие у нас получилось.

1,2,3.4,5- мы в лесок пошли гулять

Мы одежду все надели

И зверушек посмотрели

Движения пальцев рук (заяц, волк)

С горки мы потом катались

Присесть, сказать «ух»

А еще в негу валялись

Повертеть туловищем вправо-влево

Все в снегу домой пришли

Дверь открыли и пришли.

Развести руки в стороны

– Вам понравилось путешествие? У кого в гостях мы сегодня были? Что интересного видели? Что нового узнали?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила: учитель-логопед Торговцева Ирина Валентиновна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №6 «Светлячок» Презентация подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «В гостях у Зимушки-зимы»

Задачи : Коррекционно-образовательные задачи: – закрепление представлений о зиме и её приметах – активизация и расширение словаря по теме «Зима» – развитие умения подбирать прилагательные к существительным – развитие умения составлять предложения – развитие связной речи Коррекционно-развивающие задачи: – развитие зрительного и слухового внимания, памяти – развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением – развитие речевого дыхания Коррекционно-воспитательные задачи: – воспитание устойчивого интереса к занятию, стремлению к активной деятельности – формирование навыков коллективной творческой деятельности, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности

Организационный момент. – Послушайте загадку: Странная звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала. (снежинка)

1. Игры на развитие дыхания. Цель: упражнять в выдувании холодной и теплой струи воздуха, вдыхая носом, выдыхая ртом. «Подуйте на снежинку» Задача: Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно набрать воздух носом и выдохнуть холодный ветерок через рот на снежинку. «Погрейте ручки» Задача: А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

Игра «Подуйте на снежинку» Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

2. Игра «Мы – художники» Цель: упражнять детей в составлении предложений. Задача: Давайте представим, что мы с вами художники и «рисуем» зимнюю картину. Что бы вы нарисовали?

3. Дидактическая игра: «Подбери слово» (с фишками за правильный ответ) Цель: обогащать словарный запас детей за счет прилагательных. Кто больше придумает слов, отвечая на вопрос «какой?» к заданному слову. Снег какой? Снеговик какой? Снежинка какая?

4. Физкультминутка Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. В наших тепленьких сапожках Мы потопаем немножко. Руки тоже мы согреем и Похлопаем скорее. Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели. Мы с Морозом подружились, Как снежинки закружились.

5. Игра «Какие животные живут в лесу?» Цель: упражнять в составлении описательного рассказа о животном по представлению. Необходимо загадать загадку о диком животном, рассказав о его внешнем виде, повадках и чем питается. При правильном ответе на экране появляется нужное животное.

6.Дидактическая игра «Кто где». На экране елка, на которой в разных местах по щелчку появляются животные. Цель: Закрепить знание предлогов НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД и правильное их употребление. Рассказать, кто из животных где находится.

7. Упражнение «Чем занимаются люди зимой?» Цель: Упражнять детей в составлении предложений. Рассказать, как можно играть и развлекаться зимой.

8. Физкультминутка с элементами логоритмики Задачи: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; снятие усталости и создание положительного эмоционального состояния. 1,2,3.4,5- мы в лесок пошли гулять Шаги на месте Мы одежду все надели «надеть» шубу И зверушек посмотрели Движения пальцев рук (заяц, волк) С горки мы потом катались Присесть, сказать «ух» А еще в негу валялись Повертеть туловищем вправо-влево Все в снегу домой пришли Отряхиваются Дверь открыли и пришли. Развести руки в стороны

8. Возвращение в детский сад. Подведение итогов занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В занятии решаются следующие задачи:Ø автоматизировать произношение звука «Р» в слогах, словах;Ø развивать фонематический слух;Ø развивать навыки фонематического анализа;Ø развивать движения тонкой мо.

Данный конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста. Представлены материалы для обогащения активного словаря. развитию грааматического сторя речи, а также для разработки артикуляторного.

Развивать:импрессивную и экспрессивную речь;общую и мелкую моторику;общие речевые навыки;зрительное восприятие (закрепить основные цвета);— грамматический строй речи (со­гласование прилагательных .

развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику;закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях;воспитывать речевое дыхание, интонационную выразительность.

В гости к Старику-годовику. Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме “Осень”.Задачи: – активизировать словарь по данной теме;– развивать грамматический строй речи;– развивать связ.

Конспект подгруппового нетрадиционного логопедического занятия в подготовительной группе детей с ФФНР. Занятие-путешествие насыщено игровыми заданиями направленными.

Ребята старшего дошкольного возраста, при помощи игр, закрепляют ранее изученный материал.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппарата
Лексическая тема: «Зима»

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу – попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. Игра «Верно или нет?» (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Один – много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая. (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице.
Мы ждали .
Белый цвет у .
Мы рады .
Мы любуемся .
Мы думаем о .

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий.

Продолжать вырабатывать полноценные движения органов артикуляционного аппарата необходимые для правильного произнесения звуков;

продолжать обучать детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ, ТРКМ;;

продолжать обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу, формировать связность и четкость высказываний;

расширять и актуализировать словарный запас;

закреплять умения изменять существительные с помощью суффиксов ечк, очк, ищ, строить простые предложения с предлогами;

закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные;

развивать память, внимание, мышление;

Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: магнитная доска, картина “Зимний лес”, предметные картинки, су джок, кольца Луллия, сенсорный ящик, детали конструктора “ТИКО”, деревянные буквы,фишки- символы мягких и твердых согласных, компьютер.

Приветствие. Сообщение темы.

Артикуляционная гимнастика. Прием Су джок.

Сказка о язычке.

Жил – был язычок. Выглянул в окошко (упр. «Иголочка»), а на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу и начал снег убирать. (упр. “Вкусное варенье”). Захотел язычок из снега слепить снеговика (упр. “Часики”). Слепил красивого снеговика и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упр. «Чашечка») и лёг отдыхать (упр. “Блинчик”).

Упражнения на дыхание.

Превращаемся в ветерок и дуем на снежинки.

Упражнение «сдуй снежинку» вдох через нос , выдох длительный через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Прием ТРИЗ «вхождение в картину»

Выставляется сюжетная картинка. Оказываемся в зимнем лесу.

“Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками”

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.

Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)

Я чувствую запах…(мороза и свежести)

Прием ТРИЗ «сенсорный ящик»

В сенсорном ящике спрятан предмет.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы.

Зрение: Какой он формы? (он круглой формы)

Какого он цвета? (белый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с виноградинкой – большой)

Сколько у него частей? (у него одна часть: )

Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (нет)

Вкус: Это съедобный предмет? ( несъедобный)

Презентация. Игра «доскажи словечко.»

Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю . (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые . (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился . (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . (Снег.)»

Координация речи с движением

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки. Изображаем бег

Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками

Лыжи, Скользим ладонями вперед-назад

Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад

Прием ТРИЗ «волшебные слова» НО и НЕ помогут нам составит загадку.

Круглая, но не мяч,

белая, но не заяц,

холодная, но не мороженое,

колючая, но не , иголка,

летит , но не птица. (снежинка)

Прием ТРИЗ “мозговой штурм”.

придумывание предложений со словом КАК

В снегу ноги утопают как в –

Деревья покрываются снегом как –

Лёд прозрачный как –

Прием ТРКМ «Дидактический синквейн»

Дети выбирают картинки: солнце, снежинка , сугроб, ветер, льдинка

Солнце – холодное, круглое. Светит , заходит, прячется. В небе светит солнце. Свет.

Снежинка – белая, кружевная. Кружиться, летит, падает. Снежинка над землей кружится. Холод.

Сугроб–большой , рыхлый. Растет, тает, лежит. Под деревьями много сугробов. Мороз.

Ветер- сильный, холодный . Проносится, дует, завывает. Ветер завывает в лесу. Вой.

Прием ТРИЗ «морфологическая таблица»

«Назови ласково». « Назови огромное»

Мороз – морозец морозище

Сугроб – сугробик сугробище

Холод – холодок холодище

Ветер – ветерок ветрище

Конструктор «ТИКО» Игра «назови слово».

Придумывание слов на твердые и мягкие согласные.

Прием ТРИЗ «Преобразование объектов картины во времени.»

Снеговик (снежок, вода)

Игра «О чём говорят предметы?»

О чем могут сказать следы на снегу? О том , что здесь пробежала лиса..

О чем могут сказать ….

а что было бы, если к нам совсем не пришла зима?

Прием ТРИЗ “круги луллия”

Раскрутить круги. По очереди дети по трем словам придумывают предложение.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме “Зима”

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.

Появляется слайд № 2.

Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.

Дети называют буквы на слайде.

Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.

Дети читают «Зима»

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!

Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».

Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».

Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
– Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег).
– Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий).

Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.

Дети читают «Составь рассказ о зиме».

Логопед: Давайте поможем зверятам.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит : «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».

– Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад).
– Как можно назвать снег ласково? (снежок).
– Кого мы лепим из снега? (Снеговика).
– Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным).
– Ком из снега какой? (снежный).

Игра «Есть – нет»

Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.

Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»

Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Игра «Вьюга»

Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга – “У” – то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то – тихо.

Логопед: Намела вьюга много-много снега.

Игра «А что вчера?»

– Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

– Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
– Сегодня снег падает, а вчера падал.
– Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
– Сегодня снег тает, а вчера таял.
– Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
– сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»

Игра «Зимние слова»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

– Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Игра «Исправь ошибку»

Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.

– Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

– Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

– Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

– Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Молодцы, вы исправили все ошибки.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»

Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)

Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».

Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.

Молодцы! Вот вам еще одна загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.

Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)

Игра «Наряди елку»

Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка). Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.

Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.

Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».

Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.

Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.

Ссылка на основную публикацию