Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе “Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б. Чиркиной, Г.В. Филичевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) – память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

Рабочие программы логопеда для детей с ОНР

Чеботарева Татьяна, логопед

Часто возникающий вопрос у родителей: “Что такое ОНР?”

ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика.

ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок.

Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития.

Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)» , «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата».

При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью».

При ОНР характерно:

  1. Позднее появление речи;
  2. Резко ограниченный словарный запас;
  3. Наличие аграмматизмов;
  4. Проблемы фонетико-фонематического развития речи.
  1. Педагогическая запущенность;
  2. Двуязычие в семье;
  3. Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха;
  4. Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов).

ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза.

ОНР, I уровень – самый сложный.

Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за).

Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада.

ОНР, II уровень – речевые возможности растут.

Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен.

Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года.

ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию.

Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [98]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Читайте также:  НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рабочая программа логопедической работы в 1 классе «Развитие речи, предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения у учащихся с системным недоразвитием речи»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы-интерната Зам. директора по УВР на заседании ШМО

Батурина И.В.___________ Московкина М.В.._________ Аптикеева Г.Б.________

«___»____________20___г. «___»______________20___г. «___»________20___г
Рабочая программа логопедической работы в 1 классе

« Развитие речи, предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения

у учащихся с системным недоразвитием речи»

на 2013-2014 учебный год.

высшей квалификационной категории.

с. Еманжелинка, 2013г.

Рабочая программа «Развитие речи, предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения у учащихся с системным недоразвитием речи» для 1 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  • «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997г №288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г.№ 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинОбрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений (Санитарные правила СП 2.4.2.2821-10);
  • Устав школы;
  • Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год
  • Положение образовательного учреждения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и индивидуально-групповых занятий (принято на заседании педагогического совета от 30.08.2013 г, протокол №1)

-Письмо МОРФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида»

-Положение о логопедическом кабинете МКС(К)ОУ Еманжелинской школы-интерната VIII вида.
Рабочая программа основана на государственной Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Владос», 2013, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и на рекомендациях инструктивно-методического письма «О работе учителя –логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой по грамматике, правописанию и развитию речи, включает разделы «Звук и буква», «Слово», «Предложение», «Связная речь» и направлено на установление связи между изучением элементов грамматики и речевой практикой учащихся. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал, ЦОРы.

Логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма), предполагает учёт механизмов и симптоматики нарушений письма и чтения, способствует коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

^ Особенности планирования коррекционной работы . Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи, и наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

В связи с тем, что у детей с психическим недоразвитием ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

С учётом нарушений речи коррекционная работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции не только фонетико-фонематической , но и лексико-грамматической стороны речи , а так же развития связной речи.

В процессе логопедической работы в коррекционной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) . Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование речевых действий во внутреннем плане должно осуществляться по следующим этапам:

1.Материализация действия с опорой на вспомогательные средства.

2.Выполнение действия в речевом плане.

3. Выполнение действия во внутреннем плане.

Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов, а так же использование максимальной и разнообразной наглядности (схемы, картинки, разрезная азбука, ТСО)

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенности моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребёнка.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с психическим недоразвитием консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков, чему способствуют часто повторяемые упражнения, но с включением новизны по содержанию и форме. Очень важно закреплять правильные речевые навыки в различных ситуациях, соблюдать охранительный режим. Темп работы должен быть не быстрым.

В связи с тем, что нарушения у детей с психическим недоразвитием носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

Логопедическая работа в коррекционной школе проводится в тесной связи с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и по возможности с родителями учащихся.

Программа логопедических занятий в 1 классе рассчитана на 132 часа и охватывает четыре этапа.

  1. Диагностический ( сбор анамнеза, исследование речевых и неречевых функций)- 8 часов.
  2. Подготовительный (уточнение предпосылок овладения навыками письма и чтения)- 12 часов.
  3. Коррекционный :

– формирование навыков правильного звукопроизношения;

– развитие лексико-грамматического строя речи;

– развитие связной речи- 108 часов.

IV. Оценивающий (оценка результатов коррекционной работы, проведение итогового занятия)- 4 часа.

Цель программы : предупреждение и коррекция нарушений письма и чтения у учащихся 1 класса, формирование правильного звукопроизношения.
^ Задачи логопедической работы в 1 классе:
– развитие всех компонентов речи ( звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи);
– развитие сенсорных и моторных функций, формирование кинестетической основы артикуляторных движений, развитие мимической мускулатуры;
– развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
– развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
– развитие психических функций (внимания, памяти, мышления);
– формирование и развитие творческих способностей;
– формирование полноценных учебных умений (планирование деятельности, контроль за ходом своей деятельности, работа в определённом темпе, применение знаний в новой ситуации);
– формирование коммуникативных умений и навыков ( ответы на вопросы в соответствии с заданием, применение инструкции при подготовке высказывания по итогам работы, обращение к учителю или товарищу по за разъяснением, оценка ответов своих товарищей, соблюдение речевого этикета при общении, составление связных высказываний).

4-Мазанова Е.В. Альбомы по коррекции дисграфии.— М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

-Гербова В.В. Учусь говорить. М., 2007.

-Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2007.

-Бунеевы. По дороге к Азбуке. М., 2001.

-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения- что это? М., 2008.

-Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб., 1996. — Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1998.

– Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

-Мазанова Е.В. Конспекты занятий по коррекции дисграфии. М.: «Гном и Д», 2007.

-Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2004.

-Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. М. : «Владос», 2010.

-Мещерякова Н.П.. Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе. Разработки занятий. Волгоград, 2010.

(«Логобург». Сайт для логопедов)

(Школа день за днем)

логопедия по пятницам

Перечень компонентов учебно-методического комплекса.

-Мазанова Е.В. Альбомы по коррекции дисграфии.— М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

-Гербова В.В. Учусь говорить. М., 2007.

-Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2007.

-Бунеевы. По дороге к Азбуке. М., 2001.

-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения- что это? М., 2008.

-Н.В. Соколова. Логопедические тетради. -М., 2006
-Учебно-методические пособия:

-Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил

-Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб., 1996. –Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1998.

– Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

-Мазанова Е.В. Конспекты занятий по коррекции дисграфии. М.: «Гном и Д», 2007.

-Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2004.

-Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. М. : «Владос», 2010.

-Мещерякова Н.П.. Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе. Разработки занятий. Волгоград, 2010.

-Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. И.М. Бгажноковой.-М., 2010.
^ Учебно-наглядные издания:

-Материал по коррекции звукопроизношения.

-Материал по развитию мелкой моторики.

-Тематический словарь в картинках.

-Материал по развитию связной речи (серии картин, картины)

-Разрезная азбука, образцы прописных букв.
^ Цифровые образовательные ресурсы:

(«Логобург». Сайт для логопедов)

(Школа день за днем)

логопедия по пятницам

11. Презентации к занятиям.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из разрезной азбуки;

-слушать небольшую сказку;

-отвечать на вопросы по содержанию или иллюстрации текста;

-составлять рассказ по несложной ситуативной картинке;

-связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

-правильно произносить все поставленные звуки;

-пользоваться тетрадью, ручкой, карандашом.
Учащиеся должны знать:

-своё имя, фамилию, имя и фамилию родителей, свой адрес, проезд к дому, школе;

-названия предметов из ближайшего окружения, узнавать их среди других предметов и на картинках;

-названия основных цветов, форму, размер предмета;

-названия дней, частей суток, времена года;

-наизусть 3-4 стихотворения, разученных с голоса учителя.

^ Характеристика контрольно-измерительных материалов

В 1 классе на логопедических занятиях не предусмотрены самостоятельные и контрольные работы, поэтому характеристика контрольно- измерительных материалов в данной рабочей программе отсутствует.

Обследование речи учащихся.

8В. Володина. Альбом по развитию речи.

Н.Н. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповые занятия.

Е.М. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.

В.Н.Костыгина. Артикуляционная гимнастика.

Т.Н. Щербакова. Игры с пальчиками.

-развитие навыка самоконтроля, усидчивости и выдержки;

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся;

-развитие слухового внимания и восприятия;

Звуковая культура и развитие речи

В.В.Гербова. Учусь говорить.

Т.И.Гризик. Познаю мир.

Тематические папки по развитию речи.

Бунеевы. По дороге к Азбуке.

Комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Р.Д.Тригер, Е.В. Владимирова. Звуки речи, слова, предложения -что это?

С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина. Предметы вокруг нас.

Н.В. Соколова. Логопедические тетради. (звуки С,З,Ц; Ш,Ж,Ч,Щ; Л,Р,Й)

В.В.Гербова. Учусь говорить.

Т.И.Гризик. Познаю мир.

Н.Н. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповые занятия.

Е.М. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.

М.М. Безруких, Е.С. Логинова. Слово. Предложение. Рассказ.

Тематические папки по развитию речи.

М.М. Безруких, Е.С. Логинова. Слово. Предложение. Рассказ.

Тематические папки по развитию речи.

Н.Н. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповые занятия.

В. Володина. Альбом по развитию речи.

-Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения;

-развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

-развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

-развитие психических процессов.

-Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения;

-развитие фонематических процессов;

-развитие речевого дыхания;

-развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму;

-развитие навыка связной диалогической речи;

-коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие психических функций (памяти, внимания, мышления);

-Развитие сенсорных и моторных функций;

-развитие всех компонентов речи( звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя, связной речи);

-развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

-закрепление навыка правильного звукопроизношения;

-коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие словаря и лексико-грамматического строя речи.

-Развитие фонематических процессов, грамматического строя, навыка связного высказывания;

-Развитие фонематических процессов, грамматического строя, навыка связного высказывания;

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Читайте также:  Проект Страна красивой речи

Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ “Лицей №5”, г.Губкин, Белгородская область.

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

Развитие фонематической стороны речи

-выделить определенный звук из ряда других звуков;

-определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;

– повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;

– самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;

– называть ряд слов, содержащих определенный звук.

– воспроизводить заданные ритмические рисунки;

– сочетать отстукивания ритма и проговаривания;

– производить элементарный звуковой анализ и синтез;

Восполнение пробелов в формировании связной речи

– называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

– заучивать наизусть рифмованные фразы.

– читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

– отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение и закрепление понятий: существительное, прилагательное, глагол, антонимы, синонимы, омонимы.

Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Формирование практических представлений о тексте.

Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы

Содержание работы

Развитие общей моторики

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Знакомство с артикуляцией звука

Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т – т – т);
• присоединение голоса(.д – д – д.);.
• выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т – т – т – ттрррр)
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
• вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”).

Специальные упражнения для звука [Л]:
– вызывание межзубного [Л]:
• “Улыбка”;
• прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
• так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
– постановка звука [Л] от
вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
• “Качели” (для губного [Л]);
• “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ы ыыы”.
– механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Коррекция звука.

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности

Работа над звуком
1) Звук в слоге:
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
2) Звук в слове:
• в начале; • в середине; • в конце;
• в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

2) Формирование фонематического анализа

З) Развитие семантической деятельности

4) Развитие фонематических представлений

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1) Произнесение слов, слогов и предложений.
2)Работа с таблицами.
3)Работа с игровым материалом, картинками.
4) Чтение текстов.
5)Работа с деформированным текстом.
б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

1)Составь из названных звуков слог,слово.
2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

2)Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков

Этапы

Содержание работы

Развитие общей моторики

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности

Знакомство с артикуляцией звука.

Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”);
• с присоединением голоса(“д -д – д”);
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”.
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).

Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р.

Работа над звуком
1) Звук в слоге: открытом; закрытом;
в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки

Развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

  • Формирование фонематического анализа.
  • Развитие синтетической деятельности.

    Развитие фонематических представлений.

  • Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

  • 1)Произнесение слов, слогов и предложений;
    2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками;
    4) Чтение текстов;
    5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

    Составить из названных звуков слог, слово.

    Дать полный ЗБА слова.

    1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
    2) Придумать слово по количеству звуков, слогов.
    3) Подобрать картинки на звук.

    1) Пересказ различных текстов.
    2) Составление рассказов:
    – по опорным словам;
    – по сюжетным картинкам;

    Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

    Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

    Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

    Россия, ЯНАО, г.Новый Уренгой

    МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №16”

    Пояснительная записка

    Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве всех участников коррекционно-речевого процесса в школе. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с классными руководителями, психологом имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. Педагог-психолог и логопед тесно взаимодействуют с учителями начальных классов, русского языка и классными руководителями.

    Система оказания помощи детям с нарушениями чтения и письма (дислексией и дисграфией) определяется комплексом проблем, стоящих перед детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение чтению и письму. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. Поэтому, в коррекционно-логопедической работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации. Отсюда следует, что помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом, учителем и воспитателем ГПД.

    В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным определить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективно и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Таким образом, назрела необходимость создания программы по оказанию комплексной помощи учащимся.

    Цель программы : организация эффективного комплексного

    сопровождения младших школьников с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

    Одним из важнейших условий совместной работы является выработка единства требований к ученику-логопату.

    Данной цели можно достичь, решая следующие задачи:

    • совершенствование информационной системы для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности учреждения;
    • сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе;
    • повышение педагогической компетенции работников образования для эффективной поддержки детей, нуждающих в помощи;
    • максимальное использование возможностей комплексного подхода, объединяя для этого усилия различных специалистов;
    • повышение мотивации и интереса учащихся к процессу коррекции речи и конечному результату;
    • формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, передачу им ответственности и формирования системы ценностей;
    • формирование в образовательной среде у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
    • сохранение непрерывности курса логопедической работы.

    Для решения поставленных задач необходимо опираться:

    • «всегда на стороне ребенка»;
    • непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход;

    Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект – субъектное взаимодействие, открытость, гуманность, индивидуальный подход.

    • системность, комплексность развития;
    • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
    • деятельностный подход;
    • поиск обходных путей и опора на сохранный интеллект.

    Данную Рабочую программу следует рассматривать как многофункциональный процесс:

    • вынужденно – внутренний по характеру и источнику инициирования (из необходимости данной школы);
    • модульный по широте охвата (начальная школа).

    Разработанная программа учитывает современные требования к коррекционному обучению и воспитанию :

    • дифференциальную диагностику;
    • системный подход в преодолении речевых нарушений;
    • воспитание гармонично развитой личности учащегося.

    Концептуальной основой программы является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. В соответствии с данной концепцией педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.

    Таким образом, участники коррекционного процесса предъявляют к учащемуся единые требования:

    – учитывается структура дефекта;

    – осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    – закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

    – всесторонне развивается личность ученика.

    Главным условием сопровождения учащегося является наличие у всех членов этого сообщества чувства сострадания к ребенку, высокая ответственность за свою работу.

    Для реализации программного содержания использовались

    методические разработки:

    1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2001.
    2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
    3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб. 1997.

    5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.

    6. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

    Коррекционно-логопедическая работа спланирована исходя из:

    1. Потребностей и особенностей образовательного учреждения;
    2. Программы развития системы образования;
    3. Анализа деятельности логопедической работы за 2012-2013 учебный год;
    4. Нормативных документов.

    Вся рабочая программа рассчитана на год. Состоит из трех модулей:

    I модуль: Диагностико – проектировочная деятельность

    /1-15 сентября, 15 -31мая/.

    II модуль: Консультативно – методическая работа

    /в течение учебного года/.

    III модуль: Коррекционно-логопедическая деятельность

    /с 16 сентября по 15 мая/.

    Формы взаимодействия участников коррекционно-речевого

    Читайте также:  Дикие животные зимой - конспект занятия

    процесса:

    • Совместное обследование учащихся.
    • Семинары-практикумы;
    • Педагогические советы; заседания круглых столов, творческих групп,
    • Конференции;
    • Заседания ПМПк;
    • Выступления на родительских собрания;
    • Выступления на методических объединениях для учителей начальных классов;
    • Проведение индивидуальных консультаций, бесед;
    • Взаимопосещение и анализ занятий, панорамные просмотры;
    • Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
    • Обзоры коррекционной литературы.
    • Логопедическая пропаганда в СМИ.

    Результатом реализации программы должно быть:

    1. Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

    2. Устранение речевых нарушений, имевшихся на начало учебного года.

    3. Формирование у детей следующих умений и навыков:

    • ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию,

    планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

    • полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во

    фронтальной работе с группой учащихся;

    • произвольно регулировать свое внимание вовремя включаться в

    деятельность группы, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;

    • ответственно относиться к результатам своей учебной работы,

    соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;

    • осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать

    «технологию успеха и достижений».

    4. Всестороннее развитие личности.

    Структурно-логическая схема организации взаимодействия коррекционно-педагогической службы

    ДИАГНОСТИКА

    АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. Комплексное обследование детей, поступающих в школу (с учетом анамнеза).
    2. Дополнительное обследование с учетом

    индивидуальных особенностей ребенка.

    1. Коррекционный мониторинг.
    2. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
    1. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирование работы на год.
    2. Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса.
    3. Комплектование групп и подгрупп по проявлениям речевых нарушений.
    4. Планирование индивидуальной работы с детьми «группа риска».

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

    Коррекционно-развивающая работа

    по развитию разных сторон речи

    музыкальных и хореографических кружков по развитию темпо-ритмической организации

    педагогов-психологов по развитию психологической базы речи

    учителя физкультуры, инструктора ФК, руководителя кружков по развитию общей риторики, мелкой мускулатуры рук. Ориентировки в пространстве (литералиты)

    учителя начальных классов по речеосмысленной деятельности и развитию. Развитие представлений об окружающем мире

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ

    И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

    1. Систематические консультации родителям.

    2. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.

    3. Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста.

    4. Профилактика нарушений письменной речи.

    5. Организация пропедевтических занятий.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

    2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

    3.Активное участие в работе методического объединения педагогов.

    4. Самообразование по вопросам коррекции речи.

    5. Создание речевой картотеки, игротеки на базе кабинета.

    КОНТРОЛЬ

    1. Информация о совместной работе педагога и логопеда на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях.

    2. Подведение итогов и отчет работы за учебный год.

    Деятельность педагога-психолога и логопеда

    Годовой план коррекционно-логопедической работы

    Наименование мероприятия

    Дата и место проведения

    Содержание

    Роль специалиста

    Сведение

    о выполнении

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Подготовка кабинета к новому учебному году

    Генеральная уборка кабинета, мелкий ремонт мебели.

    Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи

    1) логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов;

    2) уточнение структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушений разных сторон речи;

    3) изучение психических особенностей детей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения;

    4) отслеживание динамики речевого развития учащихся и оценка эффективности коррекционного воздействия;

    5) Итоговая диагностика речевых нарушений детей по результатам коррекционной работы.

    Изучение документации детей, зачисленных в логопункт

    Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога.

    Проведение мониторинга устной и письменной речи детей

    сентябрь, январь, май

    Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок.

    Оформление документации учителя – логопеда на начало и конец учебного года

    Оформление и визирование необходимой документации, комплектования пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.

    Комплектование групп для коррекционной работы

    1) анализ результатов обследования, зачисление учащихся с проблемами в развитии устной и письменной речи в логопедический пункт;

    2) составление перспективного и календарно-тематического планирования;

    3) комплектование групп на основе общности структуры нарушений речи;

    4) построение системы индивидуальной коррекционной работы;

    5) уведомление родителей о зачислении детей на логопедический пункт;

    6) составление расписания занятий.

    Подготовка раздаточного материала

    до 01.09, а также в

    каникулярное время ОУ

    Изготовление пособий по теме:

    «Времена года», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв.

    Приобретение пособий и дидактических игр

    «Таблицы по русскому языку», «развитие мелкой моторики», тематические словари по темам.

    Анализ коррекционной работы

    Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета по работе логопеда на конец года.

    Проведение фронтальных и индивидуальных занятий

    15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования)

    Пятница: 9.40 – 13.40

    Направления коррекционной работы

    1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

    • развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
    • Развитие артикуляционной моторики.

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

    • развитие зрительного восприятия и узнавания;
    • развитие зрительной памяти и внимания;
    • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
    • развитие пространственных представлений и ориентации;
    • развитие представлений о времени;
    • развитие слухового внимания и памяти
    • развитие фонетико – фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    3. Развитие различных видов мышления.

    • наглядно – образного (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями;
    • словесно – логического.

    4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

    5. Развитие речи.

    Проведение групповых консультаций:

    – выступления на родительских собраниях

    – тематические консультации для учителей начальных классов

    • Ознакомление с результатами первичного обследования;
    • «Предупреждение дисграфии у учащихся с фонематическим недоразвитием речи».

    Проект в старшей группе на тему: «Ребята, давайте жить дружно».
    проект (старшая группа) по теме

    Формирование доброжелательных взаимоотношений между старшими дошкольниками, способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proekt_bez_prilozheniya.doc50 КБ
    dokument_microsoft_word_3.doc136.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Ребята, давайте жить дружно».

    Вид проекта : игровой, краткосрочный, фронтальный, по направленности – познавательно- творческий.
    по количеству участников – групповой

    Образовательные области : познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, труд, игра.

    Цель проекта:
    Формирование доброжелательных взаимоотношений между старшими дошкольниками, способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.

    1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе», «товариществе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

    2. Привлечь внимание ребёнка к сверстнику, его эмоциональным состояниям, чувствам, поступкам, интересам;

    3. Организовывать совместную деятельность со сверстниками, которая будет способствовать развёртыванию активного общения детей;

    4. Разработать систему мероприятий с детьми, направленную на развитие доброжелательных взаимоотношений .

    5. Создание предметно-развивающей среды, которая будет способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группе.

    6. Обогащение знаний родителей по данной проблеме.

    Познавательно-творческий групповой проект для детей старшего дошкольного возраста « Ребята, давайте жить дружно».

    Актуальность проекта.
    Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. Повышение коммуникативной компетентности детей, изменение их взглядов на мир и отношения с окружающими, развитие способности сознавать и контролировать свои эмоции и поведение. Из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
    Возникновение проблемы:

    Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым детям тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому мной был разработан проект по социально- нравственному развитию старших дошкольников.
    Участники проекта :
    – дети старшего дошкольного возраста;
    – учитель-логопед, педагоги ДОУ;
    – родители
    База проектной деятельности:
    МБДОУ № 33 «Золотая рыбка»
    Сроки реализации проекта: ноябрь 2014 года.
    Ресурсы:
    Материально-технические: магнитофон, телевизор, видео презентации, цифровой фотоаппарат.
    Кадровые обеспечения: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ, психологом ДОУ.
    Информационный материал: методическая и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме.
    Предполагаемые результаты :

    – Использовать основные формы речевого общения, умения вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения;
    – Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
    – Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;
    – Научаться использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;
    – Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
    – Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга
    дети систематизировали знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками;

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
    1-й этап – информационно- аналитический
    1) Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;
    2) Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;
    3) Составить перспективный план совместной деятельности детей и план работы с родителями;
    4) Подобрать наглядный материал, игры, пособия, художественные произведения для чтения детям, составить картотеку игр, упражнений на сплочение группы, разработать «минутки вхождения в день», способствующие эмоциональному комфорту детей в группе среди сверстников.
    5) Привлечь родителей к совместной работе по социально-нравственному развитию детей.

    2-й этап – Основной (практический)
    Цель: Активное участие детей и родителей во всех мероприятиях по социально-нравственному развитию дошкольников, формирование благоприятного психологического климата в группе детского сада, установление доброжелательных взаимоотношений между детьми.
    – Чтение и обсуждение художественных произведений;
    – Беседы на этические темы; «Кто такой настоящий друг?»; « Вместе тесно, а врозь скучно»
    – Игры (по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой ; игры по развитию эмоциональной сферы; на сплочение коллектива; игры – импровизации) ;
    – Разыгрывание детьми проблемных ситуаций;
    – Праздники и развлечения; «Праздник дружбы»
    – Психогимнастика по методикам Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой .
    – Работа по картинному материалу пособий Р. С. Буре «Как поступают друзья»
    – Проведение тематических дней «Страна Вежливости», «Доброта спасёт мир»

    -подбор пословиц о дружбе;

    2. Создание предметно- развивающей среды:
    – Изготовление настольно-печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями: «Театр настроений», «Изучаем наши эмоции»;
    – Оформить в группе :
    – уголок настроений «Мир настроений», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;
    – коврик «Мирилка», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед ;
    – «Коробочка добрых дел» для анализа поступков детей;
    – Картотеки игр по методике Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой; игр на сплочение группы, картотека мирилок., картотека «Минутки вхождения в день» для создания атмосферы доброжелательности и защищённости.
    3. Работа с родителями.
    – Знакомство родителей с задачами проекта и его планом мероприятий;
    – Анкетирование «Мой ребёнок и друзья» (изучить особенности взаимоотношений детей со сверстниками, игровые увлечения и предпочтения детей, особенности отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания у детей).
    – Анкетирование «Воспитание чувств».
    – Консультация «Темперамент и воспитание»
    – Познакомить родителей с видами темперамента и методами воспитания
    – Привлечь родителей к изготовлению совместно с детьми творческих работ на тему «Наша дружная семья»,
    – Инсценировка сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»
    – Игровой тренинг «Играем вместе» (ознакомление с играми по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой по формированию доброжелательных взаимоотношений с детьми).
    – Участие родителей в конкурсе на лучшую кормушку для птиц.

    3-й этап – заключительный
    Цель: Контроль и диагностика результатов работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками
    Итог работы :
    – Праздник «Доброты и Вежливости»

    – Фотовыставка «Дружные ребята – наши дошколята»
    – Составление методических рекомендаций по теме для педагогов ДОУ

    Детское взаимоотношения постоянно находятся в зоне внимания воспитателей. Воспитатель продолжает расширять и углублять представления детей о важности проявления доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Предметом особого внимания дошкольников становятся правила поведения и взаимоотношения в группе.

    В соответствии с целью были реализованные следующие задачи:

    – Сформированы умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
    – Активизированы умения видеть и понимать эмоциональное состояния сверстников;

    – сформированы умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;

    – Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

    – Развиты коммуникативные навыки, социально – коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно – продуктивной деятельности.

    – расширены и систематизированы знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.

    – Сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

    1. Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социализация» учебно – методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство – Пресс, 2012. 256с.

    2. Фесюкова, Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 – 7 лет / Л.Б. Фесюкова. –Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.

    3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2004. – 175с.

    4. Шипицина, Л.М. Азбука общения / Л.М.Шипицина, – СПб.:Детство – Пресс, 2010. – 384с.

    5. Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой Психогимнастика для дошкольников.

    6. Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой Картотека игр для дошкольников.

    Ссылка на основную публикацию