Рабочая программа по коррекции ОНР у учащихся 1 классов

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_korrektsii_nerezko_vyrazhennogo_obshchego_nedorazvitiya_rechi_u_mladshih_shkolnikov.docx227.41 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование – Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Это:

  1. Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы

– дефектное произношение оппозиционных звуков, преобладают замены и смешения;

– недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

– трудности овладения письмом и чтением ( наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа

  1. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:

– лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение по смыслу и акустическому свойству).

– преобладание предложений простых синтаксических конструкций, трудность в построении сложных, наличие аграмматизма;

– недостаточное развитие связной речи.

3. Психологические особенности:

– неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к переключению;

– недостаточная способность к запоминанию, слабый объем запоминания;

– недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

– низкая произвольность, отсутствие самоконтроля, низкая мотивация к обучению.

Следствие всего перечисленного – недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, трудности формирования учебных умений, трудности восприятия и усвоения в коллективном темпе работы. Для коррекции данного вида нарушений необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Название программы – Коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа рассчитана на 85 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения) – 1-й год обучения и предполагает дальнейшую коррекционную работу – 2-й год обучения.

Программа составлена для обучающихся 1-х классов, имеющих заключение-

нерезко выраженное общее недоразвитие речи .

Цели и задачи курса:

  1. Коррекция, формирование и развитие
  • длительности и силы речевого выдоха;
  • громкости (интенсивности) и тембра голоса;
  • темпоритмической организации речи;
  • интонационной выразительности
  • неречевого слухового гнозиса;
  • звукового анализа и синтеза;
  • структуры значения слова;
  • лексической связи слов;
  • грамматического значения слова;
  • связи слов в предложении.

Постановка и автоматизация дефектных звуков, их дифференциация.

  1. Развитие фонематических составляющих ( восприятия, анализа, синтеза, слуха).
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • адаптации к школьному обучению;
  • произвольности общения и поведения;
  • положительной мотивации к обучению.
  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
  • умения слушать и слышать учителя;
  • умения понять, принять и выполнить учебную задачу;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения;
  • умения адекватно реагировать на контроль со стороны учителя-логопеда.

умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
  • различать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
  • дифференцировать оппозиционные звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты,с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой –

научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах

– ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Формы организации деятельности учащихся –

групповая, работа в парах, индивидуальная.

Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико – подготовительный

Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению ОНР для 1 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год

2015-2016 уч. год

Данная программа разработана на основе “Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б. Чиркиной, Г.В. Филичевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) – память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

Рабочая программа учебного курса логопедических занятий “Система работы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) и профилактике дисграфии, дислексии у учащихся 1-х классов

Ханты – Мансийский автономный округ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение №5

«Гимназия»

Согласовано: Утверждаю: Зам. директора по М.Р. Директор МАОУ 5«Гимназия»
___________О.А.Евсеева ____________В.Н.Подлиповская

Рабочая программа учебного курса

по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)

и профилактике дисграфии, дислексии

у учащихся первых классов »

на 2010-2011 учебный год

Учитель – логопед

Вальтерова Елена Валерьевна

г. Мегион 2010 год

1.1. Пояснительная записка стр 3

1.2.Календарно тематическое планирование стр 5

1.3.Учебно – методическое обеспечение программы стр 12

К рабочей программе учебного курса логопедических занятий

Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в гимназии на логопункте.

Рабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы гимназии, определяющей содержание образования в гимназии на всех ступенях обучения.

В основу программы курса взяты методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой.

Рабочая программа модифицирована, рассчитана на учащихся первых классов с ОНР (общим недоразвитием речи) – 3-4 уровня и НВОНР (неярко выраженным недоразвитием речи) на один учебный год – на 62 часа.

Курс: Система работы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) и профилактике дисграфии, дислексии у учащихся первых классов.

Актуальность: Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связано с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи. За последние годы контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.

Большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только звукопроизношения, но и лексико-грамматических средств языка, что может быть скоррегированно в условиях специального обучения, коррекционно-воспитательной работы.

Цель: Коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них лингвистических и психологических предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку.

Познакомить детей со строением артикуляционного аппарата, способом образования различных звуков речи и голосовыми реакциями.

Познакомить детей со слого – звуковым составом слов.

Расширять и совершенствовать словарный запас учащихся; дать понятие о слове с точки зрения его лексического, грамматического и синтаксического значения.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Развитие навыков построения связного высказывания, точного и четкого формулирования мысли, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Этапы коррекционной работы:

I . Работа над слого – звуковым составом (15 часов).

«Коррекция общего недоразвития речи, обусловленное билингвизмом» 1 классы

Рабочая программа учебного курса логопедии для 1 класса с заключением ОНР, обусловленное билингвизмом (далее учебная программа) составлена на основе базисного плана, авторской программы «коррекции общего недоразвития речи 3 уровня, обусловленного билингвизмом» под редакцией Н.А. Румега и методического пособия «Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР» под редакцией Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, 2012 год.
Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.

Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова.
  2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
  3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
  4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С. Яцель
  5. Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
  6. Альбом №1 «от звука к букве»
  7. Альбом №2 «от слова к предложению»
  8. Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома.

Организация работы по программе

Данная группа сформирована из четырех учеников 1 класса. Все дети цыганской национальности. Дома у всех детей говорят на цыганском языке. Двое из учеников имеют низкий уровень знаний русского языка, двое- средний. Поэтому работа с данной группой требует подбора особого учебно-дидактического материала( большое количество наглядности). На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.

В структуру занятия входит:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;
– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
– дыхательная гимнастика;
– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
– формирование фонематических процессов;
– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
– работа над предложением;
– обогащение и активизация словарного запаса.

Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся, развивать лексико-грамматические категории русского языка.

Основные задачи программы:

  1. обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
  2. формирование навыков словообразования и словоизменения;
  3. обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
  4. формирование связной речи;
  5. развитие артикуляционных навыков;
  6. развитие фонематического восприятия;
  7. развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
  8. формирование навыков общения на русском языке;
  9. воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

    Требования к уровню подготовки учащихся
    Учащиеся должны знать:

– правильное звукопроизношение всех звуков
– звуки и буквы
– слоговой анализ и синтез слов
– различные виды предложений

Учащиеся должны уметь

– выполнять звуко-буквенный анализ слов
– устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
– пользоваться различными способами словообразования
– владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
– использовать в речи различные конструкции предложений
– строить связное высказывание, устанавливать логику

Содержание учебного курса

1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

Звуки и буквы. Звук и буква «А». Школа.Звук и буква «У». Школьные принадлежности. Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень). Звук и буква «Ы». Растения осенью. Звук и буква «И». Животные осенью. Звук и буква «Й». Деревья и кустарники. Буква «Я». Огород. Буква «Е». Овощи в огороде.

Буква «Ё». Цвета предметов. Буква «Ю». Сад. Звук и буква «М». Растения сада. Звук и буква «Н». Фрукты. Звук и буква «С». Овощи-фрукты. Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень). Звук и буква «Л». Перелетные птицы. Звук и буква «Р». Дом. Мебель. Звук и буква «З». Семья. Звук и буква «Ж». Зима. Звук и буква «Ц». Домашние животные. Звук и буква «Ч». Дикие животные. Звук и буква «Т». Зимующие птицы.

Звук и буква «Щ». Транспорт. Звук и буква «Х». Праздники. Звук и буква «К». Одежда. Звук и буква «П». Профессии. Рыбы. Звук и буква «В». Комнатные растения. Звук и буква «Ж». Звук и буква «Б». Звук и буква «Г». Звук и буква «Д». Звук и буква «Ф». Буква «Ь». Буква «Ъ». Алфавит. Работа с алфавитом.

2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звонкие. Согласные глухие. Дифференциация звонких и глухих согласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка

Предложение. Слова- предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Границы предложений. Составление предложений по: -картине, -по серии картин
-по вопросам, -по представлению. Повторение

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Примечания

Обследование речи детей, оформление
результатов обследования и
комплектование групп

Заполнение профессиональной документации

1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях

Различать понятия «звук» и «буква». Знать все согласные. Гласные. Дифференцировать из на слух и на письме. Уметь правильно употреблять все звуки в речи. Уметь работать с алфавитом.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

Ирина Шенгелия
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

I. Пояснительная записка

Обоснование – дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Устная речь таких детей характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

У детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова и как вторичное нарушение – появление специфических ошибок на письме (дисграфия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.

4. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

5. Развитие пространственно-временных представлений.

6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:

– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

обогащение словарного запаса;

– уточнение используемых синтаксических конструкций;

– дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

7. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:

– развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

– установление логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к

• наблюдательности к языковым явлениям;

• способности к запоминанию;

• способности к переключению;

• навыков и приемов самоконтроля;

• произвольности общения и поведения.

9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

II.Основное содержание коррекционно-логопедической работы.

Содержание коррекционно-логопедической работы проводится в 4 этапа:

1 этап: диагностический (2 часа).

2 этап: подготовительный (развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, пространственно-временных представлений) (4 часа).

3 этап: коррекционный этап (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) (53-73 часа).

Перспективный план работы с группой учащихся 1 класса,

имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

№ Тема и содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятии Количество часов

I этап (диагностический)

1. Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Исследование процесса чтения, письма. Логопедическое заключение. 2

II этап (подготовительный)

2. Развитие ручной моторики. Семья. Дом. 1

3. Развитие артикуляционного аппарата. Ранняя осень. Цветы. 1

4. Дыхательные упражнения. Ранняя осень. Деревья. Кустарники. 1

5. Уточнение пространственно-временных представлений. Животные домашние и дикие. 1

III этап (коррекционный)

6. Постановка и автоматизация свистящих звуков в слогах. Звук [c]. Звук и буква «С». Игрушки. 1

7. Автоматизация звука[c] в словах. Звук и буква «С». Признаки осени. 1-2

8. Автоматизация звука [c] в словах и предложениях. Звук и буква «С». Осень. Перелетные птицы. 1-2

9. Постановка и автоматизация звука [cь] в слогах и словах. Звук [cь]. Буква «С». Поздняя осень. 1

10. Автоматизация звука [cь] в словах и предложениях. Звук [cь]. Буква «С». Одежда. 1

11. Постановка и автоматизация звука [з] в слогах и словах. Звук и буква «З». Обувь. 1-2

12. Автоматизация звука [з] в словах и предложениях. Звук и буква «З». Головные уборы. 1-2

13. Постановка и автоматизация звука [зь] в слогах и словах. Звук [зь]. Буква «З». Овощи. 1

14. Автоматизация звука [зь] в словах и предложениях. Звук [зь]. Буква «З». Фрукты. 1

15. Постановка и автоматизация звука [ц] в слогах, словах. Звук и буква «Ц». Времена года. Зима. 1

16. Автоматизация звука [ц] в словах, предложениях. Звук и буква «Ц». Зимующие птицы. 1-2

17. Постановка и автоматизация шипящих звуков в слогах, словах. Звук [ш]. Звук и буква «Ш». Посуда: виды, материал. 1-2

18. Автоматизация звука [ш] в словах. Звук и буква «Ш». Зима, зимние забавы и развлечения. 1-2

19. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях. Звук и буква «Ш». Дикие животные и птицы. 1-2

20. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Звук и буква «Ш». Домашние животные и птицы. 2-3

21. Автоматизация звука [ш] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ш». Комнатные растения. 1-2

22. Постановка и автоматизация звука [ж] в слогах, словах. Звук и буква «Ж». Животные наших лесов. 1-2

23. Автоматизация звука [ж] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ж». Хищные и травоядные животные. 2-3

24. Постановка и автоматизация звука [щ] в слогах, словах. Звук и буква «Щ». Гости на пороге. Этикет. 1-2

25. Автоматизация звука [щ] в предложениях и тексте. Звук и буква «Щ».Столовая посуда. 1-2

26. Постановка и автоматизация звука [ч] в слогах, словах. Звук и буква «Ч». Чайная посуда. 1-2

27. Автоматизация звука [ч] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ч». Почта. 1-2

28. Дифференциация звуков [с-ш]. Ранняя весна. 2-3

29. Дифференциация звуков [з-ж]. Первоцветы. 2-3

30. Постановка и автоматизация звука [р] в слогах, словах. Звук и буква «Р». Профессии. 2-3

31. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. Звук и буква «Р». Строительство. 1-2

32. Автоматизация звука [р] в предложениях. Звук и буква «Р». Транспорт. 3-4

33. Автоматизация звука [р] в скороговорках, чистоговорках. Звук и буква «Р». Физкультура, спорт. 2-3

34. Автоматизация звука [р] в тексте. Звук и буква «Р». Рыбы. 1-2

35. Постановка и автоматизация звука [рь] в слогах, словах. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3

36. Автоматизация звука [рь] в предложениях и тексте. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3

37. Постановка и автоматизация звука [л] в слогах, словах. Звук и буква «Л». Лес, сад, парк. 2-3

38. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте. Звук и буква «Л». Книги. Беседа о книгах. 2-3

39. Постановка и автоматизация звука [ль] в слогах, словах. Звук [ль]. Буква «Л». Цветы. 1-2

40. Автоматизация звука [ль] в предложениях и тексте. Звук [ль]. Буква «Л». Кустарники. 1-2

41. Дифференциация звуков [л-р] в слогах, словах. Времена года. 1-2

42. Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Праздники. 1-2

IV этап (оценочный)

43. Обобщающий урок. 1

Авторская программа внеурочной деятельности Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов: • инструктивного письма Минобразования.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Рабочая программаКоррекция НВ ОНР и ОНР III уровня у учащихся 1 класса

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

«КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III ур. и НВ ОНР »

для учащихся 1 С(К) класса

первой категории Кузьминых А.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Положением « О механизме создания рабочих программах по предмету учителя МОУ №33» разработана рабочая программа

«Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленных ОНР III ур. и НВ ОНР» у учащихся 1 С(К) класса

Рабочая программа осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

1.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 « Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»

Письмо МОРФ от 14.12.2000 № 2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Письмо МОРФ от 04.09.1997 № 48 « О специфики деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»

Приказ ГУО администрации Челябинской области от 08.12.2000г. № 487 « Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждениях

Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.

Положение о логопедическом пункте МОУ №33

Положение о рабочей программе по курсу, учебному предмету(модулю) МОУ № 33

ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ СТАЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О:

Классификации речевых нарушений ( М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау,О.В.Правдина, С.С. Ляпидевский, Р.Е.Левина и др.)

Коррекции нарушений речи (Ф.А.Рау, С.С. Ляпидевский, М.Ф. Фомичёва,Т Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В. Чиркина и др.)

Возрастных особенностях формирования речевой функции (Л.С. Выготский, Л.О.Бадалян, Гвоздева )

Формировании фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих н/в общее недоразвитие речи(А.В.Ястребова, Л.Н.Ефименкова)

Принципах анализа речевых нарушений( Э.А Александрян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.)

Рабочая программа «Коррекция нарушений письма и чтения, обусловленных ОНРIII ур. И НВ ОНР» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с методическими рекомендациями по организации, планированию и содержанию логопедических занятий с основным контингентом учащихся общеобразовательной школы и отражает базовые направления коррекционного обучения учащихся, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи. (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе)

Дети, имеющие общее недоразвитие речи принадлежат к той категории учащихся, которые в первую очередь нуждаются в логопедической помощи. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Результаты диагностики, проведённой на логопункте МОУ № 33, свидетельствуют о том, что дети данной группы имеются пробелы в развитии фонетической стороны речи( причём у 3 учащихся выявлена стёртая форма дизартрии), учащиеся имеют дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Недостаточная сформированность фонематических процессов. Кроме того, дети не владеют навыками звукового анализа и синтеза. Так же наблюдается недоразвитие лексико–грамматической стороны речи: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Все учащиеся данной группы имеют рекомендации ПМПК Металлургического района: обучение по общеобразовательным программам в соответствии с учебным планом С(К)ОУ VII вида и занятия на школьном логопункте.

У детей с задержкой психического развития наряду с нарушениями психических функций оказываются несформированными различные компоненты речи и оперирование элементами речи на практическом уровне, что в свою очередь ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Речь у детей данной группы хаотична, фрагментарна, высказывания разорваны, пересказ детализирован, примитивен, с привнесением прямой речи и неумении самостоятельно выделить основную мысль. Поэтому дети коррекционного классов принадлежат к той категории учащихся, которые в первую очередь нуждаются в постоянной логопедической помощи. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию познавательной и мыслительной деятельности, лучшему усвоению школьной программы и социальной адаптации.

Коррекционная работа данной программы в первую очередь направлена на восполнение пробелов звуковой стороны речи и реализует первый этап программы.

Учебный материал данной коррекционной программы был разработан в соответствии с письмом МОРФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и спецификой речевых нарушений у детей данной групп (ОНР Шур. и н/в ОНР у учащихся 1С(К) класса), из расчёта 90 часов в год (три академических часа в неделю на протяжении учебного года).

Цель логопеда в общеобразовательной школе – оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, т.е. профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.

Цель данной рабочей программы:

коррекция нарушений устной речи у учащихся первого С(К) класса общеобразовательной школы, обусловленные

ОНР III ур и НВ ОНР

Задачи программы:

Устранение дефектов произношения

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста

Формирование и развитие грамматически правильной речи

Формирование и развитие выразительной связной речи

Обогащение словарного запаса

Развитие фонематического восприятия

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем

Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров

Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического

Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления

Помимо специфических, существует ряд общих задач,

решение, которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

Активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков

Формирование просодической стороны речи

Активизация внимания, памяти, мышления

Развитие мелкой пальцевой моторики

Развитие языковой интуиции

Индивидуализация коррекционного обучения

Параллельно осуществляется работа по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:

Развивать устойчивость внимания

Наблюдательность, особенно к языковым явлениям

Способность к запоминанию, переключению

Навыки и приёмы самоконтроля

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Система коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Программа состоит из трёх этапов коррекционно – развивающей работы; этапы в свою очередь разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач :

Развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным)

Развитие фонематического восприятия

II этап программы «Развитие лексико – грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода:

1период. Формирование грамматического строя речи

2 период. Уточнение и расширение лексического запаса

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

Количественный рост словаря ( за счёт усвоения новых слов и значений)

Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний)

Формирование культуры речи (устранение слов –паразитов, искажённых просторечных, жаргонных слов)

Развитие слогового анализа и синтеза

Наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

Формирование полноценной самостоятельной речи.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:

Усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений

Обогащение фразовой речи учеников

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

В связи с тем, что у детей с ОНР обусловленным задержкой психического развития, ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Т.о. ставятся такие задачи как:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекционная работа строится в соответствии с основными принципами:

Принцип комплексности (охват всего комплекса речевых нарушений: устной речи, чтения и письма)

Патогенетический принцип (учёт механизмов нарушения устной речи, чтения и письма)

Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, анализаторы, на их взаимодействие.

Принцип поэтапного формирования умственных действий

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»

Онтогенетический принцип (учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе)

Общедидактические (наглядность, доступность, индивидуальный подход)

Методы логопедического воздействия.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. К ним относятся различные виды упражнений

– конструктивные (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую) – во время работы по уточнению оптико-пространственных ориентировок

– творческие – во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза

Несмотря на поэтапное планирование, работа строится, интегрировано, охватывая все тапы одновременно, но отдавая ведущую роль решению задач текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи первого этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идёт одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе допустимо групповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы планируются в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведётся без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал. Оценка результатов деятельности детей на коррекционных занятиях не осуществляется. Ведётся мониторинг развития устной и письменной речи.

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОСОБИЯМИ:

Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе».

Методическое пособие для работы логопеда в коррекционных классах (Р.И.Лалаева).

Логопедические альбомы (Ткаченко Т.А)

Конспекты занятий и рабочие тетради Е.В.Мазановой, програмно-методические разработки и рабочие тетради Л М Козыревой, Л.Н. Ефименковой

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Для диагностики и проведения мониторинга используется

«Тестовая методика диагностики устной и письменной речи» Т.А.Фотековой,

Сборник материалов для диагностики письма и чтения у младших школьников (составители: Н.В.Струнина, Яцук Т. А. МОУ №14 Челябинск 2010г)

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

Программа по коррекции ОНР Шур у учащихся С(К) класса рассчитана на 3 года обучения.

Занятия проводятся с группами учащихся три раза в неделю, с 15 сентября по 15 мая.

Первый год обучения – реализация 1 этапа коррекционной программы – предусматривает 87-90 часов, что соответствует учебному графику МОУ на 2011-2012 учебный год и особенностям организации работы логопункта.

Оценка результатов деятельности детей на коррекционных занятиях не осуществляется. Ведётся мониторинг развития устной и письменной речи.

Итоги коррекционной работы

первого года обучения по программе «Коррекция ОНР III ур. И НВ ОНР у учащихся 1 С(К) класса» на логопедических занятиях.

Учащиеся должны знать:

Строение артикуляционного аппарата

Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков

О значении правильного дыхания

Основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Учащиеся должны уметь:

Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке

Называть отличия гласных и согласных звуков

Правильно обозначать звуки буквами

Производить звуко-слоговой анализ и синтез слов

Дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме

Определять место ударения в слове

Правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство

Календарно-тематическое планирование

Дата

План/

Факт

Кол-во часов

Темы

Звуковой анализ

Содержание работы.

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Звук. Слово. Предложение.

Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений . Точка.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый

Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые

Отработка понятий «правый» и «левый

Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые

Слова – предметы, действия, признаки.

Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.

Выделение звука из слова

«Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Читайте также:  Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени
Ссылка на основную публикацию