Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматический категорий в средней группе с ОНР по теме: «Во саду ли, в огороде»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект НОД24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Во саду ли, в огороде»

по формированию лексико-грамматический категорий в средней группе с ОНР

Тимофеева Оксана Александровна

учитель – логопед ГБОУ СОШ № 400 Дошкольное отделение

Цель: Закрепить практическое употребление предлогов НА, В.

1. Коррекционно – образовательные:

– Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания ;

– Закреплять понятия «высоко», «низко»;

– Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).

2. Коррекционно – развивающие:

– Активизировать речевую деятельность детей;

– Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики.

3. Коррекционно – воспитательные:

– Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок и плоскостных овощей; корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа: рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

  1. Организационный момент

Логопед: Отгадайте загадку:

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай .

  1. Упражнение «В саду»

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Логопед : А что растет на деревьях?

Логопед : Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети : Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети : Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети : Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед : А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

  1. Упражнение «Соберём фрукты»

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзи не .

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзи не .

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

  1. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варят» и «помешивают».

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок. На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Логопед: На чём растут овощи?

Дети : На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Логопед: Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед: Какая она?

1-йребенок : Она длинная, оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок : Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок : Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й р е б е н о к: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

  1. Физминутка – зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко, Подпрыгивают на месте, руки на поясе.

Наклонились низко – три, четыре. Наклоняют корпус, руками достают

Пять, шесть – смотрим далеко, Руки держат «козырьком» над бровями,

корпус выдвигают вперёд влево и вправо.

Семь, восемь – улыбнулись шире. Улыбаются друг другу, руки на поясе.

  1. Упражнение «Соберём овощи»

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает) . Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Никита: В мешк е .

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

  1. Игра – эстафета «Фрукты – овощи»

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё в одну игру. Для этого, мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их.

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

[Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.]

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо.

Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи.

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер.

Представляю свой опыт работы. приоритетным направлением которой является очень, на мой взгляд важная тема ” Использование традиционных и современных логопедических технологий в коррекции л.

Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР.

Тема: «Во саду ли, в огороде»

  • Закрепить практическое употребление предлогов НА, В.
  • Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания;
  • Закреплять понятия «высоко», «низко»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
  • Активизировать речевую деятельность детей;
  • Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики.
  • Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок и плоскостных овощей; корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа : рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

Ход НОД

Организационный момент.

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай.

Упражнение «В саду».

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Логопед: А что растет на деревьях?

Логопед: Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети: Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети: Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети: Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед: А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

Упражнение «Соберём фрукты».

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзине.

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзине.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Нищева Н. Н.

Опять «варят» и «помешивают».

Упражнение «В огороде».

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок. На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Логопед: На чём растут овощи?

Дети: На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Логопед: Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед: Какая она?

1-йребенок: Она длинная, оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок: Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок: Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

Физминутка-зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко, Подпрыгивают на месте, руки на поясе.
Наклонились низко – три, четыре. Наклоняют корпус, руками достаютдо пола.
Пять, шесть – смотрим далеко, Руки держат «козырьком» над бровями, корпус выдвигают вперёд влево и вправо.
Семь, восемь – улыбнулись шире. Улыбаются друг другу, руки на поясе.

Упражнение «Соберём овощи».

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает). Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Игра-эстафета «Фрукты – овощи».

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё в одну игру. Для этого мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их.

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Итог НОД.

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

Дыхательная гимнастика.

Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед: Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

Тимофеева Оксана Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 400 Дошкольное отделение,
ВАО г. Москвы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в средней группе для детей с ОНР

Ирина Тихомирова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в средней группе для детей с ОНР

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в средней группе для детей с общим недоразвитием речи, с использованием заданий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Лексическая тема: «Животные наших лесов»

1. Активизациия словаря по теме «Животные наших лесов».

2.Развитие грамматического строя речи:

-закрепление образования названий детенышей животных;

-учить образовать существительные в предложном падеже;

-закрепление существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

3. Развиватие фонематических процессов (фонематического восприятия и анализа).

4. Развитие психических функций (развитие слухового и зрительного внимания, мышления, воспитание устойчивого познавательного интереса в процессе занятия.)

5. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

6. Развитие координации речи с движением.

8. Развитие связной речи (учить отвечать на вопрос полным предложением)

9. Формирование навыков работы в коллективе.

10. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: посылка со «снежными комочками»; запись с шумом зимнего леса; предметные картинки с дикими животными и их детенышами; орехи; корзинки с подарками (ананас, индюк, осы, улитка, апельсин);елка; игрушки (заяц, лиса с лисенком)раздаточный материал: «дорожки», «ступеньки»; призы – наклейки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по лесу. Давайте прислушаемся к звукам леса. (Дети слушаю звуки леса)

Вот шумит лес. А это что такое за скрип?

– Д: это скрипят деревья.

Наступила весна, а зима ни за что не хочет уходить. Хотя солнце светит уже ярче, зима все больше и больше пытается намести снега.

-Посмотрите, пока мы слушали звуки леса, зима нам прислала посылку. Давайте посмотрим, что в ней?

– Что это? (логопед раздает каждому «снежные комочки», дети мнут их в руках)

-Мнем, мнем, мнем – получили снежный (дети договаривают слово ком) Правильно, разверните их и скажите, кто спрятался в каждом комочке?

Дети: У меня волк. (лиса, заяц, медведь, белка, еж)

-Как вы думаете это дикие животные или домашние?

: Это дикие животные.

-Правильно, почему мы их называем дикими?

: потому что они живут в лесу.

-Верно, и сегодня мы с вами будем говорить о диких животных

-Чтобы не спугнуть жителей леса мы с вами тихонько пойдем по глубоким белым сугробам нашего леса, раздвинем еловые веточки. И вот мы с вами в «лесной школе», здесь учатся зверята. Посмотрите, в школе никого нет. Уроки давно закончились, все звери разбежались по домам.

2.Игра: «Кто, где живет?»

Давайте, пройдем по дорожкам к дому каждого животного. И посмотрим кто, где живет. Занимайте места в лесной школе. (Раздаются листы «дорожки». Дети, указательным пальцем, по «дорожкам», показывают путь от животного к его жилищу.

-Как вы думаете, где живет белочка? Давайте проведем пальчиком по дорожке

-Белочка живет в дупле

-Где живет лиса? И опять проведем пальчиком по другой дорожке.

-Лиса живет в норе

-Где живет медведь? Проведем пальчиком по следующей дорожке

– Медведь живет в берлоге

-Где живет заяц? И опять проведем пальчиком по другой дорожке.

-Заяц живет под кустом.

-Молодцы, вы правильно показали путь к дому каждого животного.

3.Игра: «Корзины с подарками».

-Ребята, давайте для учеников «лесной школы» оставим подарки. Соберем необычные шишки. Каждая шишка с картинкой.

-Назовите, что у нас есть? (логопед показывает предметные картинки)

Дети перечисляют: это улитка (апельсин, осы,индюк, ананас)

– Наши подарки мы будем класть аккуратно в корзинку. Берете шишку с картинкой и называете, какой звук слышите в начале каждого слова. Положить в корзинку шишку с картинкой можно тогда, когда правильно назовете слово.

Дети: называют слово и звук в начале слова.

-Это улитка. В начале слова слышу звук [У]. ….

-А еще в «лесной школе» звери изучают гласные и согласные звуки. Чтобы им легче было различать гласные и согласные звуки, давайте оставим им стихотворение с таблицей. Мы это стихотворение прочитаем по таблице очень громко, так чтобы животные знали, что вы для них готовите подарок.

Звуки эти разные – гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

,Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Дружат гласные с согласными,

Составляют вместе слог.

4.Игра: «Назови детенышей».

-Ребята, мы с вами уже знаем, что дикие животного живут в своих жилищах не одни, а со своими детеныши. Давайте их назовем. Я начину, а вы мне помогите. (На наборное полотно выставляются картинки с изображением животных и их детенышей Логопед зачитывает стихи, а дети договаривают -называют детенышей.)

У Зайчихи детеныши зайчата.

Вот такие веселые ребята.

У лисицы – лисята в норе,

Она прячет их глубоко:

Пусть проводят время в игре,

Ведь уходит лиса далеко!

У волчицы волчата в логове,

Но выходят они погулять.

Мама смотрит, шалят не много ли –

Очень любят волчата играть.

У медведицы -медвежата.

Стали шалить они чуть ли не «с пеленок»

Мама в речке иногда их купает,

То нашлепает, то нежно приласкает.

-Ребята, а вы любите играть? Детеныши диких животных предлагают вам поиграть в «прятки». Давайте посмотрим кто за каким кустом прячется. (каждому ребенку выдаются «лесенки с кустом») Чтобы найти того кто прячется за кустом мы должны вспомнить считалку и пройти пальчиками по «лесенке» начиная с нижней ступеньки. Ставим мизинчики на первую ступеньку, а остальными пальчиками поднимаемся вверх по ступенькам

-Раз, два, три, четыре, пять. Я иду сейчас искать.

Дети вынимают картинку из – за куста, и называют, кто прятался.

Д: у меня за кустом прятались (лисята, зайчата, медвежата, волчата)

-Молодцы! Нашли всех животных.

6. Физкультминутка (движения выполняются в соответствии с текстом)

А теперь, пора поиграть, немного подвигаться.

Игра: Собираем детвору

Поиграть в одну игру

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок побежал.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

7. Продолжает играть с нами лиса с лисенком. Они предлагает игру «Назови ласково» Посмотрите на лису внимательно. Давайте назовем, какие части тела есть у лисы?

: у лисы есть хвост (лапы, тело, голова, уши, нос, глаза)

-А теперь у лисенка назовем части тела ласково. Но называя ласково части тела вы будете брать из моих рук орехи двумя пальчиками, во так. Пока игра не закончится, вы должны удержать орешки пальчиками, не уронив их на пол.

-У лисы хвост, а у лесенка?

: хвостик. (Дети называют части тела лисенка ласково. Берут орех из рук логопеда двумя пальчиками. Нос – носик, лапы–лапки, глаза – глазки)

Молодцы, вы справились с этим заданием! Лиса с лисенком благодарят вас за эту игру. Чтобы руки не замерзли, давайте их погреем.

8. Итог занятия.

– Вам, понравилось путешествовать по лесу?

-Кого вы видели и что там делали? Вы хорошо отвечали на вопросы, играли со всеми дикими животными. Спасибо вам за игру. Дикие животные приготовили для вас сюрприз- подарки «снежными комочками». Разверните их, что вы там нашли?

-А сейчас вокруг себя повернитесь и в саду окажитесь! Спасибо вам за игру!

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

«Уроки Сладкоежки». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Уроки Сладкоежки. Тема занятия: Относительные прилагательные. Программное содержание: 1. Упражнять детей в словообразовании имен прилагательных.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для.

Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи «Прогулка в осенний лес» Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ФФН старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка в осенний.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующего вида «Дом и его части» Тема: «Дом и его части» 1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о разных домах и их частях; закрепить знание домашнего.

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Животные Севера» КОНСПЕКТ ООД ТЕМА: ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА Задачи: 1. Коррекционно- образовательные: закрепить представления о животных Крайнего Севера, обогащать.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней речевой группе Цель: Формирование лексико- грамматических категорий Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и уточнение словаря по теме «Цветы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с.

Занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи «Весна» для детей с нарушениями зрения средней группы Конспект занятия НОД по формированию лексико-грамматических компонентов для детей с нарушениями зрения средней группы по теме «Весна” Образовательные.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы «Перелетные птицы» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы: «Перелетные птицы» в подготовительной.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий

Аникина Светлана Леонидовна , Воспитатель
Омск

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Логопедическое занятие (фронтальное) по

формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи в средней группе

Тема занятия: «Словообразование. «Животные жарких стран».

Цель занятия: образование названия детенышей при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК-

обучающие: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран»; учить образовывать названия детенышей животных жарких стран; закреплять знание графических схем предлогов «в», «на», «под», учить употреблять предлоги «в», «на», «под» в речи; учить отвечать полной фразой;

развивающие: развивать слуховое восприятие, зрительный гнозис, логическое мышление, развивать общую и мелкую моторику, развивать связную речь;

воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия; воспитывать любознательность, эмоциональность;

коррекционные: преодолевать речевой негативизм.

Оборудование: изображения животных жарких стран и их детенышей, аудиозапись голосов животных, схемы предлогов: «в», «на», «под», разрезные картинки детенышей животных.

Здравствуйте, ребята. Вижу вы в хорошем настроении. Сядем правильно: спина касается спинки стула, ноги дорожкой, руки – на ногах.

Дети садятся удобно.

Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Сейчас я включу запись. Послушайте звуки и попробуйте угадать, кто их издаёт.

Логопед включает запись звуков обезьяны, тигра и слона.

Логопед открывает на доске изображения названных животных.

Ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Где живут эти животные?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте их отгадать.

По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог).

Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей, и питается он листьями – листьями деревьев (жираф). Логопед открывает изображения животных: крокодил, носорог, жираф.

Каких животных жарких стран вы еще знаете?

Молодцы. Логопед выставляет изображения, названных животных.

Дети называют животных, издающих звуки.

В жарких странах.

Дети отгадывают загадки.

Ребята, у животных, как и людей, есть дети.

Посмотрите, кто изображен на картинке? Логопед предъявляет изображение слона со слоненком.

Слон – большой, а рядом с ним детеныш? Как его называют?

Детеныш слона называется слоненок. Повторим вместе, слоненок.

Ребята, помогите мне, подскажите, как называются детеныши у животных жарких стран. Мы уже знаем, что детеныш слона – слоненок.

Упражнение «Назови детеныша»

« Это кто? показ картинок животных и их детенышей.

У льва детеныш как называется?

Данис, повтори, пожалуйста.

Давид, повтори, пожалуйста.

У верблюда … Верблюжонок.

Скажем вместе. Верблюжонок. Логопед стимулирует к ответу молчащих детей.

У кенгуру детеныш называется …

Кенгуренок. Повторим все вместе.

Смотрим дальше. Это …

У неё детеныш называется …

Нет, ребята. Детеныш черепахи – черепашонок. Повторим вместе, черепашонок.

Напомните мне, как мы назовем всех этих малышей (показ детенышей) одним словом.

Ребята, сейчас проверим, как вы запомнили названия детенышей животных жарких стран.

Я буду называть детеныша и его родителя, а вы мне будете помогать: говорить верно я сказала или ошиблась? Готовы? Верблюжонок – это детеныш зебры.

Скажите полной фразой.

Ладно. Черепашонок – детеныш кенгуру.

Как нет? А чей же тогда? Кристина ответит полной фразой.

А у кенгуру, тогда как детеныш называется?

Хорошо. Слоненок – детеныш верблюда.

Помогите, мне, я запуталась. Слоненок, чей детеныш? Вася, ответь полной фразой.

Ребята, вы помогли мне разобраться с названиями детенышей животных.

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект итогового занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с онр.

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2360 ЮВАО

Конспект итогового занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в у детей с ОНР.
«Загадки зимнего леса»

подготовила учитель-логопед
высшей категории
Сидорова Ульяна Митрофановна

Конспект обобщающего занятия по совершенствованию лексико –грамматических категорий и развитию связной речи.
Тема: Загадки зимнего леса.
Цель: Развитие монологической речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : упражнять в составлении рассказа по заданному началу, продолжать формировать навык составления описательных рассказов , закреплять умение детей вести диалог, продолжать упражнять в образовании притяжательных прилагательных, закреплять навык согласования существительных в творительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие: развивать умение планировать последовательность связного высказывания, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, элементы драматизации, логические задачи, сюрпризный момент.
Оборудование : загадки, картины – иллюстрации, шапочки зверей и птиц, подарки- , силуэты птиц.
Предварительная работа: повторение лексических тем: « Дикие животные» ,
« Зимующие птицы», отгадывание загадок, составление описательных рассказов о птицах и животных, дидактические игры « Кто где живет», «Четвертый лишний».
« Волшебный сундучок».
« Отгадай по описанию ».
Словарная работа: обитатели, жилище, оперенье.
Ход занятия:
I. Организационный момент. ( введение в тему).
Развитие слухового внимания, восприятия.
Логопед:
Здравствуйте, мои друзья.
Сообщить хочу вам я.
Что сегодня вместе с вами
Поспешим мы в зимний лес.
Cвежим воздухом дышать
И загадки все лесные
Предстоит нам отгадать.
Вот и первая загадку :
Не спеши кричать отгадку.
Назови зверей и птиц
Обитателей лесных .
( Дети называют птиц и зверей).
Логопед:
Молодцы , что не ленились
Все ответить потрудились.
Будем дальше путь держать.
Но на сей раз , чтобы верно
Вам загадку отгадать,
Нужно СЛОВО досказать.
II .Основная часть.
1.Ди «Доскажи словечко». Образование притяжательных прилагательных.
(Звучит легкая музыка, дети заходят в » лес». Висят картины с изображением жилищ обитателей леса.)

1.1.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь – лесной ( медведь).
Отвечать не торопись
На картины осмотрись.
1.2.Где зимою спит так сладко
Косолапый наш медведь?
( в берлоге).
(Дети ищут картину с изображением берлоги.)
-Чья это берлога? ( медвежья)
1.3.Рижая плутовка
Всех обманет ловко.
Если надо убежит
И от злого волка.
Что же это за краса?
Ну конечно – же (лиса).
1.4.А когда грозит беда
То с большой сноровкой
Быстро шмыгнет в ( норку).
( Дети подходят к картине с изображением норы.)
– Чья нора изображена на картине ? (лисья)
2.Ди: « Отгадай загадку»
Черная , крикливая ,
Птица говорливая .
По помойкам шныряет
Еду собирает.
Кто это? (Ворона).
( Дети подходят к картине с изображением вороньего гнезда).
2.1.Вот на ветке чудо – дом,
Как тепло вороне в нем.
Как же этот чудо-дом
Мы, ребята, назовем ? (гнездо)
Чье это гнездо ? ( Воронье)
2.2.По деревьям скок да скок,
А орешки – щелк да щелк.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу .
-Кто живет в дупле? (белка)
( находят картину с изображением дупла белки).
– Чье дупло мы видим на картине ? (беличье).
Молодцы ребятки
Отгадали вы загадки.
III. Логическая задача « Кто где зимует? » ( составление рассказа по заданному началу).
Зимний лес стоит, как в сказке.
И готовит вам подсказки.
Приготовились опять
Вновь загадку отгадать.
( звучит волшебная музыка).
Повернулись, покружились
И в зверей мы превратились.
Стали думать и гадать
Как нам зиму зимовать.
( дети одевают шапочки зверей и садятся на стульчики).
Логопед: Шел охотник по лесу . На лесной опушке он увидел зверей, которые о чем то говорили. Что подслушал охотник ? Что сказали звери друг другу? Где и как они будут зимовать? ( Составление короткого рассказа по заданному началу с элементами драматизации).

IV. Динамическая пауза – « Папа , мама и ребенок». Работа над интонационной выразительностью речи.
Логопед: Вот пришла пора, зверюшки ,
Нам немножко поиграть.
(Изобразите животных и покажите голосом кого вы изображаете.)
На охоту вышли волки, Идем по кругу, широко шагая, говорим
Волки вышли из-за елки. Низким голосом.
Волк, волчица и волчонок,
Папа , мама и ребенок.
Три колючих колобка Приседаем, согнув спинки.
Притаились у пенька. Движемся по кругу вприсядку.
Еж, Ежиха и ежонок,
Папа , мама и ребенок.
Три пушистых рыжих шкурки Идем по кругу крадучись.
Дружно вышли на прогулку.
Лис, лиса и лисенок,
Папа , мама и ребенок
Звучит волшебная музыка).
Y. Повернулись , покружились
Снова в ребят превратились.
Путь свой держим на опушку.
Ой , глядите, здесь кормушка.
Ну попробуй , отгадай .
Кто к кормушке прилетал. ( Картина с изображением кормушки. Силуэт птицы) .
Дидактическая игра « Отгадай , с помощью вопросов , кто обедал в птичьей столовой?».
(Закрепление навыка ведения диалога. Составление описательного рассказа, посредством подведения итога.)
Предполагаемые вопросы детей :
-Какого размера эта птица?
– Какого цвета у нее грудка?
– Какого цвета оперенье?
– Чем питается эта птица? И т. д. ( после вопросов детей).
Логопед: Давайте вспомним , что мы узнали об этой птице и назовем ее. Ребенок по желанию подводит итог и тем самим составляет описательный рассказ о птице. Если отгадали верно , логопед открывает силуэт.
VI.Заключительная часть:
Дидактическая игра « Чем кормили птиц». (Закрепление навыка употребления существительных в творительном падеже мн. числа.)
Ответы детей: – Я накормлю птиц семечками, ягодами, крошками.)
Вот и закончились загадки
Молодцы мои ребятки.
Вас хочу благодарить.
И немножко наградить.
Логопед дарит детям сувениры .
-Чем тебя угощаю?
Ответы детей: Вы меня угостили двумя орешками и т. д.
( Закрепление навыка согласования числительных с существительными в творительном п. мн. ч).
VI. Итог занятия.
В зимнем лесу мы гуляли,
Свежим воздухом дышали.
Только нам домой пора . До свиданья, детвора.

Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Данное расстройство изучено недостаточно, в отличие от дисграфии.

Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма.

Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного пациента.

Факторы-провокаторы

Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период.

К таким причинам относят:

  • течение беременности с наличием патологий и заболеваний;
  • недостаток кислорода у ребенка во время родов;
  • родовые травмы новорожденного;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • заболевания, вызванные инфекциями;
  • заболевания соматического характера.

Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти.

Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков. Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения.

К развитию нарушений письма у ребенка могут приводить также социальные и психологические факторы:

  • билингвальная семья (двуязычная);
  • нарушения речи или неправильная речь у окружающих людей;
  • нехватка речевой коммуникации;
  • отсутствие внимания окружающих взрослых к речи ребенка;
  • излишне ранее начало обучения письму.

Наиболее часто дисграфия и дизорфография наблюдается у младших школьников, имеющих речевые нарушения, задержку психического развития и конституциональную предрасположенность к этому.

Возникновение данных нарушений во взрослом возрасте может быть следствием нейрохирургического оперативного вмешательства, инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолевого новообразования в головном мозге.

Классификация нарушений письменной речи

Выделяют следующие виды дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая. При данном типе нарушения ребенок записывает слова точно так же, как и произносит их. Такая проблема возникает из-за некорректного произношения звуков, и дальнейшего воспроизведения ошибок на письме.
  2. Акустическая. У ребенка возникают трудности с дифференциацией звуков на слух. Поэтому на письме он заменяет правильные буквы на те, которые слышит. При этом у ребенка не возникает трудностей с корректным произношением данных звуков.
  3. Дисграфия, вызванная нарушением способности к анализу и синтезу языкового материала. У ребенка возникают затруднения с выделением в речевом потоке отдельных слов и дальнейшим разделением их на звуки и слоги.
  4. Оптическая. Из-за сниженной способности узнавать ранее виденное, а также способности к анализу и синтезу информации, ребенок при выполнении письменных заданий искажает и заменяет буквы.
  5. Аграмматическая. При выполнении письменных заданий у ребенка возникают затруднения с выявлением языковой и логической связи между словами, словосочетаниями и предложениями. Написание сочинения может сопровождаться такими ошибками: не соответствие последовательности предложений описываемым событиям, отсутствие грамматической и смысловой взаимосвязи между некоторыми предложениями.

Выделяют несколько видов дизорфографии:

  1. Морфологическая. Ребенок совершает значительное количество орфографических ошибок, при выполнении самостоятельных письменных заданий (изложения, сочинения).
  2. Синтаксическая. У ребенка проявляется неспособность к овладению различными синтаксическими правилами, например – пунктуацией.
  3. Смешанная. У ребенка при выполнении письменных заданий наблюдаются систематические пунктуационные и орфографические ошибки.

Также существует классификация дизорфографии, в основе которой лежит степень выраженности нарушения:

  1. Легкая. Ребенок справляется более чем с половиной предложенных заданий на уровне выше среднего, а остальной объем заданий на среднем или низком уровне.
  2. Средняя. Ученик может выполнить большую часть предложенных заданий на среднем уровне.
  3. Тяжелая. Ребенок выполняет все задания на уровне ниже среднего, либо на низком.

Клинические проявления

Проявления дисграфии зависят от типа нарушения:

  • при артикуляторно-акустической форме патологии ребенок пропускает буквы, пропускает звуки при устной речи, заменяет буквы;
  • акустическая дисграфия характерна тем, что происходит замещение букв, замена ударных гласных, парных согласных, — ребенок не может обозначить мягкие и твердые согласные на письме;
  • в случае нарушения, развившегося из-за нарушений способности к синтезу и анализу языкового материала, характерными проявлениями будут не завершение слов на письме, перемещение букв в пределах слова, слияние нескольких слов в одно, добавление ненужных букв;
  • при оптической форме нарушения ребенок заменяет одни рукописные буквы на другие, сходные внешне, заменяет буквы, которые имеют разное количество одинаковых элементов, возможно также написание букв в зеркальной проекции, незаконченное написание букв;
  • для аграмматического типа расстройства характерны такие ошибки: нарушение структуры слова, замена суффиксов и приставок, несоблюдение падежных окончаний, отсутствие согласования между словами в предложении, пропуск и замена предлогов, искажение последовательности слов.

Дизорфография проявляется такими симптомами:

  • невозможность запомнить понятия «слово», «звук», «слог»;
  • сложность в усвоении правил правописания (происходит более медленно, чем у других учеников);
  • отсутствие сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку;
  • приведение неверных примеров на изученные правила;
  • непонимание грамматических признаков орфограмм;
  • затруднения при заданиях на подбор родственных слов, разбор слова на составляющие морфемы;
  • безрезультативность выполнения заданий на самопроверку.

Сопутствующие расстройства

Дисграфия – довольно распространенное нарушение. В начальных классах школы признаки этого расстройства могут наблюдаться у примерно половины детей.

К средней школе количество таких учеников становится меньше. Вероятно, такая распространенность расстройства связана с тем, что значительное количество детей поступают на обучение в школе, имея общее недоразвитие речи и несформированность процессов произношения звуков и восприятия фонем. Данные проблемы значительно затрудняют овладение навыком грамотного письма.

Навык письма неразрывно связан с навыком чтения. Поэтому довольно часто нарушение письма сочетается с дислексией и алексией.

Дислексия – частичное нарушение способности обучиться навыку чтения. Алексия – невозможность обучиться процессу чтения из-за нарушения отдельных участков коры головного мозга (либо частичные нарушения чтения по той же причине).

Также часто дисграфия соседствует с такими расстройствами как синдром дефицита внимания и гиперактивности, диспраксия.

Что такое Легастения

Легастения – это нарушение психического развития ребенка на фоне нормального интеллектуального развития. При этом расстройстве навыки письма и чтения приобретаются с трудом.

Легастения — общее название для нарушений формирования навыка чтения и письма. Этот термин включает в себя такие нарушения как дисграфия и дислексия.

Характерные признаки этого расстройства:

  • перемена мест цифр и букв при написании и чтении;
  • множественные ошибки при выполнении письменных заданий;
  • затруднения при чтении текстов;
  • обрывание слова при произношении (проглатывание окончания).

Диагностические критерии

Для постановки корректного диагноза необходимо проведение комплексного обследования. Так как нарушения письма могут быть вызваны отклонениями в работе слуховой и зрительной системы, то обследование должно включать консультацию офтальмолога и отоларинголога. Выявить органические причины нарушений письма может обследование у врача невролога.

Логопедическое исследование позволит определить, на каком уровне сформирована речевая функция ребенка. Логопед проводит диагностику письменной речи путем анализа и изучения его письменных работ. Данный тест помогает разделить расстройство навыка письма и простое отсутствие знаний. Далее необходимо обратить внимание на моторику речи и движений, строение речевого аппарата, определить левша или правша ребенок.

При обследовании необходимо учитывать состояние нервной системы ребенка, отсутствие или наличие нарушений зрения и слуха.

Логопедическое обследование включает в себя также изучение способности к синтезу и анализу звуков, способности дифференцировать звуки на слух, произносить их, определять структуру слова. Также необходимо оценить построение речи с точки зрения грамматики и словарного запаса.

Письменные тесты на выявление дисграфии и дизорфографии включают в себя написание словарных и текстовых диктантов, переписывание напечатанного и написанного от руки текста, составление описаний к рисунку. Также применяется такое задание как чтение отдельных слогов, слогов и целых текстов.

Лечение и коррекция

Лечение дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма.

Для лечения основного заболевания невролог назначает прием фармацевтических препаратов и прохождение курса реабилитационной терапии, которая может включать лечебную физкультуру, массаж, гидротерапию и методы физиотерапии. Коррекция нарушений проводится логопедом.

Применяются методики направленные на:

  • развитие навыка распознавать символы визуально;
  • обучение производить синтез и анализ информации (сопоставлять и сравнивать);
  • развитие зрительной, речевой и слуховой памяти;
  • обучение ребенка произношению звуков и пониманию фонематических процессов;
  • формирование умения распознавать и производить операции с предметами зрительно и в пространстве;
  • обучение морфологическому принципу, синтаксическому строю речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование связной речи и «чувства языка».

Упражнения и специальные тетради для коррекции дисграфии у младших школьников:

Нарушения письма, зачастую, не проходят без внешнего содействия этому. Для успешной коррекции расстройств необходима помощь специалистов (невролога, логопеда и педагога), а также содействие родителей пациента, или самого взрослого пациента.

Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней врача невролога и при соблюдении его рекомендаций.

Коррекция нарушений письма должна производиться при содействии родителей и других взрослых из окружения ребенка. Успешность терапии во многом зависит от социальной среды пациента и ее влияния на него.

Положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма.

Читайте также:  Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN
Ссылка на основную публикацию