Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме “Одежда и обувь”

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» – образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1)

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2)

(картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» – упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице – Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» – упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
    • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
    • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
    • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
    • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

3. Послушайте, как Таня сшила обновку
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №32

Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий.

Тема : Употребление в косвенных падежах сущ. по теме «Дикие животные».

Цель: формирование умения употреблять в речи сущ. в Р. П., В. п, Т. П по теме «Дикие животные»

– расширять активный словарь по теме «Дикие животные»

– закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»

– совершенствовать навыки употребления в речи полных предложений;

– совершенствовать навыки употребления в речи простых предлогов

– развивать слуховое внимание, зрительного внимания и памяти.

– развитие ассоциативного мышления в работе с загадками по мнемотаблицам.

-развитие творческого воображения при имитации животных.

– развитие общей моторики

– формировать положительную установку на занятие;

– формировать навык переключения с одного вида деятельности на другой;

– воспитывать бережное отношение к животным;

– формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, инициативности, самостоятельности, самоконтроля.

Оборудование: макет домика, макет леса, фигурки животных, фигурки детенышей животных, муляжи корма для животных, мнемотаблицы, ноутбук с записями звуков леса, стука дятла, гудка автобуса.

Предварительная работа: чтение произведений: Н. Сладков «Лиса и заяц», В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко».

Действия и предполагаемые ответы детей

Ребята, нам в группу сегодня пришло письмо. И я вам его прочитаю:

«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите,
И нас срочно помирите!
Жители леса».
– Откуда, от кого оно пришло?

– Они просят помочь, что же делать?

– Ну что, отправимся на помощь к жителям леса?

– Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, кто живет в лесу.

– Ребята, а как мы их всех назовем одним словом?

– Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
– Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

– А какое животное самое большое?

– А самое маленькое?

– Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, теперь можем отправляться на помощь жителям леса.
– Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес?

– Давайте представим, что мы едем на автобусе!

Во время езды на автобусе детки слушают запись «Звуки леса»

– Что же вы слышите?

– Вот мы с вами и приехали в лес. Но где же животные? Они все попрятались!

Вы что-то слышите?

Включается запись со стуком дятла по дереву.

– Ребята, а что мы сейчас слышим? Кто это стучит?

– А давайте узнаем, далеко он находится от нас или близко?

Дети прослушивают запись стука дятла громко и тихо и определяют далеко находится дятел или близко.

– Молодцы, вы хорошо определили далеко находятся от нас дятел или близко.

Ну а мы должны отправиться на помощь животным. Давайте погуляем и поищем животных.

Игра «Кто в домике спрятался?»

– А вот и домик, интересно, а кто в домике живет? Тишина! Окна заперты. Давайте же постучимся и заглянем в окна, может быть, они тут спрятались?! Вот кого вы найдете, того и назовете. Садитесь на стулья.

(Логопед по одному приглашает детей к домику).

– Ваня, открой синее окно

– Артем, открой зеленое окно.

Кого ты заметил?

– Даня, открой красное окно.

– Открой желтое окно

– Ульяна, открой коричневое окно.

Кого ты заметила?

– Молодцы ребята, нашли всех животных. И они так обрадовались и хотят поиграть с нами в прятки. Ну что, поиграем?

Логопед выставляет фигурки 5 животных.

– Посмотрите на фигурки животных и постарайтесь запомнить. Закройте глаза. А теперь открывайте! (в это время логопед убирает одну фигурку). Кого не стало?

– Снова закрывайте глаза. А теперь открывайте! Кого не стало?

Игра «Кто где живет?» (устно)

Молодцы, животные очень довольны, что вы с ними поиграли. Помните, животные в письме писали, что они не могут вспомнить, где они живут, поэтому и спрятались все в одном домике. Мы подойдем к нашему лесу и подскажем животным, где они живут?

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (С) и буква С

Дети и логопед подходят к макету леса, расположенном на ковре. Присаживаются на ковер.

Где живет медведь?

– Где живет белка?
– Где живет заяц?
– Где живет лиса?

– Молодцы ребята! Мы животных нашли, с ними поиграли, подсказали им, где они живут

Игра «Кто чем питается»

Ребята, животные вернулись в свои домики, но они наверно проголодались. Покормим их?

На ковре стоит корзина с кормом для животных.

– Артем, какому животному ты помог найти свои домик?

-Чем питается заяц?

Возьми морковку и покорми зайца.

Ребенок берет из корзины морковь и кладет ее рядом с зайцем.

– Даня, какому животному ты помог найти домик?

– Чем любит лакомиться медведь?

Возьми из корзины малину и угости медведя.

– Ульяна, кому ты помогла вернуться домой?

– Кого может съесть лиса?

Подойди к корзине, возьми то, что может съесть лиса

– Артем, кому ты помог вернуться домой?

Что любит есть волк?

Найли в корзине мясо и покорми волка

-Саша, кому ты помог вернуться домой?

– Что же любит щелкать белка?

Возьми орехи из корзины и угости белку.

– Ребята, вы молодцы. Теперь животные, сытые.

Давайте, поиграем. Встаньте в круг!

Подвижная игра «Кто как передвигается?»

– Мы сейчас с вами будем показывать разных животных.

– Даня, покажи нам, как прыгает заяц?

– Артем, покажи нам, как подкрадывается лиса?

– Ульяна, покажи нам как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево.

– окажи нам, как ходит медведь?

– Кирилл, покажи нам как за добычей бегает голодный волк.

– Молодцы, вы знаете, даже как животные передвигаются!

Ребятки, случилась беда – кто-то распугал детенышей наших животных. Давайте вернем их родителям.

Во время выполнения физминутки логопед достает детенышей животных.

Ребятки, давайте подойдем к нашему лесу. Каждый из вас возьмет в руку детеныша и поставит к его маме.

– Кирилл, кого ты взял?

– Кто мама бельчонка?

– Поставь бельчонка к его маме.

– Даня, кого ты взял?

– Кто мама волчонка?

– Верни волчонка его маме волчице

– Ульяна, кого ты взяла?

– Кто мама лисенка?

– Помоги лисенку найти свою маму – поставь его рядом.

– Артем, кого ты взял?

– Кто мама у медвежонка?

– Поставь медвежонка к его маме медведице.

– Кто мама зайчонка?

– Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им найти друг друга.

– А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам вернуться, вы знаете дети?

Ой, а автобуса что-то все нет и нет.

– Ой, ребята, а тут какой-то конвертик лежит. Дайте-ка посмотрю что внутри. (Открывает конверт с мнемотаблицами).

– Тут лежит записка, я вам ее прочитаю:

«Чтобы приехал автобус нужно отгадать загадки

– А вы умеете отгадывать загадки? (Достает мнемотаблицы)

– Надо же, какие-то картинки непонятные, кажется, это и есть загадки?!

Толкование загадок о животных по мнемотаблице

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку.

– А как вы догадались?

– А на обратной стороне карточки есть отгадка, (переворачивает и показывает изображение животного), правильно, это заяц.

– Слушайте вторую загадку:

Не мышь, не птица, в лесу резвится.

На деревьях живет, орешки грызет.

– Почему вы считаете, что это белка?

Кто в лесу глухом живет,

Летом ест малину, мед.

А зимой сосет он лапу.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это – …

Всех обманет ловко,

Кур сворует и в леса.

Логопед входит в группу

Лиса, белка, заяц, медведь, волк.

– Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу, …..

– На автобусе, на машине, на велосипеде.

(Дети строятся друг за другом и передвигаются по кругу)

– Я слышу пение птиц

– я слышу шум деревьев

– Это стучит дятел.

– Я заметил волка.

– я заметила медведя.

– Не стало медведя.

– Медведь живет в берлоге.

– Белка живет в дупле (на дереве).

– Заяц живет под кустом.

– Лиса живет в норе.

– Волк живет в логове

Я помог найти домик зайцу.

Заяц питается морковкой.

– Я помог найти домик медведю.

– Медведь любит лакомиться малиной.

Я помогла вернуться домой лисе.

-Лиса может съесть курицу.

– Я помог вернуться домой волку.

– Волк любит есть мясо.

– Белка любит щелкать орехи.

Ребенок изображает как заяц прыгает.

Ребенок изображает как подкрадыватся лиса.

Ребенок показывает как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево

Ребенок изображает походку медведя.

Мальчик изображает как бегает волк.

– Я взял бельчонка

– Мама бельчонка белка.

– Я взял волчонка

– Мама волчонка волчица

– Я взяла лисенка

– Мама лисенка лиса

– Я взял медвежонка.

– Мама медвежонка медведица.

– Я взял зайчонка

– Мама зайчонка зайчиха

Поехать на автобусе.

– У зайца длинное ухо, любит морковку …….

– Белка живет на дереве и грызет орешки…

3. Итоговая часть.

Раздается звук подъезжающего автобуса

– Ну вот и наш автобус, поехали обратно в детский сад.

Ну вот мы и приехали. Где мы?

– Вам понравилось наше приключение?

– Где мы сегодня побывали?
– Кому мы сегодня помогли?

– А как мы им помогали?

– Вы все молодцы, замечательно занимались.

– В лесу.
– Диким животным и их детенышам

– Искали, играли с ними, угощали, детенышей нашли…..

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима»

Татьяна Шехурдина
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, снеговик, мороз, сугроб, горка, лыжи, санки, коньки, кататься, мерзнуть, греться, лепить, холодно, морозно). Совершенствование грамматического строя речи (упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже, закреплять в речи использование простого предлога НА, учить согласовывать прилагательные с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Формирование речевого дыхания без участия речи, направленной воздушной струи, развитие координации речи с движениями, общей моторики, внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование: карточки с разным количеством снежинок (по количеству детей, картина с изображением зимы, раздаточный материал «варежка со снежинкой», фонограмма, шкатулка, «шарфики» из цветной бумаги (по количеству детей, мягкая игрушка Снеговик, поднос, картинка с изображением зимнего леса с сугробами.

Ход:

1. Оргмомент.

(логопед встречает детей на ковре).

Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня мы снова с вами будем играть. Посмотрите, что я для вас приготовила. Это карточки. Возьмите по одной карточке. Что на них нарисовано?

Дети. Снежинки.

Логопед. А сейчас будьте внимательны. Сядут на стульчики те дети, у кого на карточке нарисована одна снежинка.

1-й ребенок. У меня одна снежинка.

2-й ребенок. У меня одна снежинка.

Логопед. Молодцы! А теперь сядут те дети, у кого на карточке нарисовано много снежинок.

3-й ребенок. У меня много снежинок.

4-й ребенок. У меня много снежинок.

5-й ребенок. У меня много снежинок.

Логопед. Я не просто так приготовила карточки со снежинками. Как вы думаете, почему?

Дети. Наступила зима.

Логопед. А почему вы решили, что наступила зима?

Дети. Стало холодно. Выпало много снега. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят горку, снеговика.

Логопед. Правильно. Зимой часто идет снег. Он ложится на землю. И если снега много, то на земле появляются сугробы. Посмотрите на картинку, под елочкой вырос большой СУГРОБ из снега! Ребятки, кто запомнил, что это? (логопед показывает на сугроб).

Дети. Сугроб.

Логопед. Повтори, Катя (-). Повтори, Матвей (-). Давайте вместе повторим: сугроб (-).

2. Упражнение «Снежинка» (на выработку направленной воздушной струи).

Логопед. А сейчас я предлагаю поиграть со снежинками. Подойдите к столу и возьмите себе по «варежке». Садитесь на стульчики и послушайте, как мы будем дуть на снежинку. Сделайте вдох носиком, не поднимая плечи, и подуйте на снежинку, не раздувая щек и вытянув губы трубочкой.

Надо варежку нам взять.

Носиком легко вдохни:

«Эй, снежиночка, лети!»

3. Упражнение «Снеговик» (массаж биологически активных зон).

Логопед. Ребята, а что можно слепить из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. Давайте покажем, как мы лепим снеговика.

Снеговик.

Раз – рука, два – рука, (вытянуть перед собой по очереди обе руки).

Лепим мы снеговика (изображаем лепку снежка).

Три – четыре, три – четыре,

Нарисуем рот пошире (погладить ладонями шею).

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз (растереть указательными пальцами крылья носа).

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас (растереть ладонями лоб от центра к вискам).

Вот из снега и возник

Симпатичный снеговик (логопед показывает детям игрушку – снеговика).

4. Физминутка (психогимнастика на снятие напряжения).

К снегу, к холоду привык.

Он не хочет здесь стоять,

Хочет с нами поиграть.

Логопед.Нам не страшен мороз! Покажем Снеговику, как мы умеем греться? Вставайте в кружок.

Логопед. Ну что, носики согрелись? А ручки согрелись? Ножки тоже согрелись? Тогда садитесь на стульчики.

5. Предлог НА.

Снеговика мы тоже посадим.

Посмотрите, куда я посадила Снеговика?

Дети. На стул.

Логопед. Правильно. Катя, куда я посадила Снеговика? (-) Данил, куда я посадила Снеговика? (-) Давайте все вместе скажем, куда я посадила Снеговика? (-)

6. Игра «Зимние» слова» (закрепление словаря по лексической теме «Зима»).

Логопед. Ребята, Снеговик хочет мне что-то сказать. Он мне сказал, что у него к вам просьба. Посмотрите, что есть у Снеговика?

Дети. Шкатулка.

Логопед. Правильно. Снеговик хочет, чтобы вы помогли ему, наполнили эту шкатулку «зимними» словами (каждый ребенок называет по одному слову). Как много «зимних» слов вы знаете! Посмотрите, Снеговик улыбается. Ему понравились ваши слова. Он говорит вам «спасибо».

7. Упражнение «Разноцветные шарфики» (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Логопед. Ребята, скажите, что завязано на шее у Снеговика?

Дети. Шарфик.

Логопед. Да, это шарфик. Давайте расскажем, какой он?

Дети. Теплый, желтый, длинный, мягкий…

Логопед. Снеговик хочет подарить вам тоже цветные шарфики. Вот они. Скажите, сколько у меня шарфиков?

Дети. Много шарфиков.

Логопед. Возьмите себе тот шарфик, который больше всего понравился. И мне снеговик подарил шарфик. У меня синий шарфик, а у тебя, Катя?

Читайте также:  Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Катя. У меня синий шарфик.

(Дети по очереди называют, каких цветов у них шарфики).

Логопед. Хорошо. Ребята, настала пора прощаться со Снеговиком. Ему пора отправляться в путь, или он может растаять в нашем теплом детском саду. Давайте скажем ему «до свидания!»

8. Итог занятия (оценка деятельности детей).

Логопед: Молодцы! А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что делали?

Дети: Вспоминали признаки зимы. Играли со снежинками, вспоминали признаки зимы, лепили снеговика, танцевали, вспоминали «зимние» слова и за помощь получили в подарок разноцветные шарфики.

Логопед: Все вспомнили! Ничего не забыли. Вот какие вы внимательные! Молодцы! Ну а теперь нам с вами пора идти в группу.

Формирование лексико-грамматической стороны речи «Транспорт» “Назови одним словом предметы” Автомобиль, корабль, пароход, теплоход, велосипед, ракета, поезд, лодка, катер, мотоцикл, метро, электричка.

Занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию речи в подготовительной группе «Комнатные растения» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в подготовительной группе на примере.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Посуда» в старшей группе 1. Организационный момент. Логопед: Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект ОД для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи «Мебель. Части мебели» Конспект ОД для детей с ОНР 6-7 лет по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Мебель. Части мебели» Цели: Образовательная:.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Автор: учитель – логопед Хисматуллина Зиля Хизбулловна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема: «Весна пришла»

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Да, ребята, только что-то тут не то.

– Как вы думаете? (пропали лучики).

– Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Логопед:

А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Когда это бывает? (весной.)

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? ( Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет – присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

-Поделим слова на части – слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

– Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

– День какой? (солнечный, ясный…)

– Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

– Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое. )

3. Итог НОД

Рефлексия

– А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

– Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование: слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика, мотивация).

2. Основная часть.

– Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

– Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

– Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

– Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе Тема: «Дом. Мебель».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Представлен материал конспекта по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста. Перечисленные задачи и цель соответсвуют требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_lek-gr._sr.gr_._dom_mebel.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

непосредственно образовательной деятельности

по формированию лексико – грамматических категорий

в средней группе

Тема: «Дом. Мебель».

Цель: развитие лексико – грамматических категорий в рамках лексической темы «Квартира. Мебель».

Закрепить и расширить представления детей о доме, квартире как место проживания людей.

Закрепить обобщающее понятие «мебель».

Уточнять и расширять словарный запас и грамматические формы речи:

– учить образовывать слова – признаки;

– учить образовывать форму множественного числа существительного и форму родительного падежа.

Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.

Воспитывать у детей познавательный интерес, чувство коллективизма.

Создавать благоприятный эмоциональный фон у воспитанников.

Оборудование: столы, стулья по количеству воспитанников.

Демонстрационный материал: предметные картинки.

Предварительная работа: расширение представлений о доме. Чтение сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка».

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики.

Направленность: речевое развитие, коррекционно – развивающее.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия: интегрированный (доминирующая образовательная область: речевое развитие).

Форма организации: подгрупповая.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Продолжительность: 20 минут.

Уч. – логопед: Здравствуйте, дети! Давайте проверим, кто самый внимательный.

Д/и «Угадай, чей голосок»

Уч. – логопед: Молодцы! Занимайте скорее свои места.

Уч. – логопед: Посмотрите внимательно на доску, каких сказочных героев вы видите?

Дети: Поросенок Нуф – нуф, Лиса, Гном, Бабушка и Дедушка, внучка Машенька.

Уч. – логопед: Правильно, а напротив каждого героя находится картинка, где изображен дом, в котором они живут. Посмотрите и скажите, какой дом у поросенка Нуф – нуф, если он сделан из соломы?

Дети: У поросенка Нуф – нуф соломенный дом.

Уч. – логопед: Давайте все вместе скажем, дом из соломы, какой дом? – соломенный дом.

Уч. – логопед: Какой дом у Лисы, если он сделан изо льда? Дом изо льда – ледяной дом. Скажем все вместе: дом изо льда – ледяной дом.

Уч. – логопед: Посмотрите, из чего сделан дом у гнома?

Дети: У гнома дом сделан из дерева.

Уч. – логопед: Верно, значит дом из дерева, какой? Деревянный. Все вместе: Дом из дерева, какой? – деревянный дом.

Уч. – логопед: Как вы думаете, из чего сделан дом у Бабушки и Дедушки?

Дети: У Бабушки и Дедушки дом сделан из кирпича.

Уч. – логопед: Верно! Дом из кирпича, какой? – кирпичный дом. Все вместе: Дом из кирпича – кирпичный дом.

Уч. – логопед: Внучка Машенька, как нам известно, приезжает к дедушке с бабушкой на каникулы и по выходным дням. Сама она живет в городе. Посмотрите и скажите, из чего сделан дом Машеньки? Я вам подскажу, дома строят не только из кирпичей или деревянных досок. В городе очень много панельных построек, то есть дом можно построить из панелей. Подумайте, если дом построен из панелей, то он какой? Панельный. Обратите внимание, сколько этажей в этом доме? Их так сразу и не посчитаешь, можно сказать, что этажей в доме много. Если этажей в доме много, то он какой? – многоэтажный.

Уч. – логопед: Итак, ребята, мы с вами узнали, что дома могут быть построены из различного строительного материала – кирпич, дерево, солома, панель. Теперь вы сами мне назовите, как будет называться дом, если он построен из соломы?

Дети: дом построенный из соломы – соломенный дом.

Уч. – логопед: Верно. Как будет называться дом, если он сделан изо льда?

Дети: Дом сделанный изо льда – ледяной дом.

Уч. – логопед: Правильно. Как будет называться дом, если он построен из кирпича?

Дети: Дом построенный из кирпича – кирпичный дом.

Уч. – логопед: Хорошо. Как будет называться дом, если он построен из панелей?

Дети: Дом построенный из панелей – панельный дом.

Уч. – логопед: Посмотрите на изображение разных домов, что мы можем о них сказать? Соломенный дом, какой?

Дети: Соломенный дом маленький.

Уч. – логопед: Деревянный дом, какой?

Дети: Деревянный дом большой.

Уч. – логопед: Кирпичный дом ниже или выше панельного дома?

Дети: Кирпичный дом ниже панельного дома.

Уч. – логопед: Значит панельный дом…

Дети: панельный дом выше кирпичного дома.

Уч. – логопед: Молодцы! Нам пора немного отдохнуть.

Динамическая пауза в соответствии с лексической темой см. картотека динамических пауз и игр.

Уч. – логопед: Еще раз посмотрите на изображения разных домов. Подумайте и скажите, что есть общего у всех домов?

Дети: В каждом доме есть стены, крыша, дверь, окна, ступени; пол, потолок.

Уч. – логопед: В доме есть разные комнаты. Кто из вас знает, какие это комнаты?

Уч. – логопед: Как называется комната, куда мы входим? Где готовим пищу и едим? Где спим? Где отдыхаем, встречаем гостей?

Уч. – логопед: Ребята, давайте с вами вспомним, что для удобства в квартире или в доме есть много предметов. Все предметы, предназначенные для хранения разных вещей, для того, чтобы сидеть, лежать, спать – это мебель.

Уч. – логопед: Я предлагаю вам игру, которая называется «Доскажи словечко». Вашими помощниками будут картинки.

Д/и: «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя…

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …

С пирогами чай попьем за обеденным …

Как приятно нашей Тане поваляться на …

Свитер, кофту, желтый шарф аккуратно сложим в …

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …

Уч. – логопед: Отлично! Понравилась игра? У меня еще есть одна игра для вас.

Уч. – логопед: Посмотрите на доску. Ярко светит солнце, наступил день. В квартире очень светло и мы видим, что в комнате очень много мебели. Перечислите, что вы видите.

Дети: Я вижу стол. Я вижу шкаф. Я вижу стул. Я вижу диван. Я вижу кресло. Я вижу табуретку.

Уч. – логопед: Но вот день закончился и наступил вечер. Теперь в комнате темно и нам не видно, чего?

Уч. – логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Правильно о доме и о мебели. Какими бывают дома? Какие комнаты есть в доме, квартире? Чем заполнены комнаты? Для чего нужна мебель? Молодцы! Что для вас оказалось сложным? Как вы с этим справились? Что больше всего запомнилось?

Уч. – логопед: Мне было очень приятно с вами заниматься! До новых встреч! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по теме: «Лексико-грамматические упражнения». (На основе работы по теме: «Домашние животные»). Данный материал будет полезен для учителей-логопедов средней группы перв.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Признаки весны».

Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тжелыми нарушеними речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда».

Вашему вниманию представлен плна-конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.План – конспект не имеет существен.

Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР «Птичий двор»

Лексическая тема: Домашние птицы и их детеныши.
Тип: коррекционно-развивающее
Цель: Родительный падеж множественного числа существительных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа.
2. Закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (за, на, под).
Учить детей составлять предложения с данными предлогами.
2. Развитие тонкой и общей моторики.
Коррекционно — воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «за, на, под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, конверты с разрезными картинками (домашние птицы) по числу детей.
Техническое оснащение:
Мультимедийная установка, магнитофон, аудио кассета с записью голосов домашних птиц.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».
Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе детского сада.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Ход

I Организационный момент
Логопед: — Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос: (картинка с изображением птичьего двора на большом экране мультимедийного проектора). Дети смотрят на экран, затем берут карточку со схемой предлога и отвечают на вопрос.
— Где находится петух? (Петух сидит на заборе)
— Куда спрятался цыпленок? (Цыпленок спрятался под крыло курицы)
— Где стоит гусь? (Гусь стоит за корытом)
— Где живут куры? (Куры живут в курятнике)
— Где лежит утка? (Утка лежит под лавкой)
— Где находится индюк? (Индюк стоит за телегой)
— Какие короткие слова вы использовали в ответах? (за, под, на)

II Постановка цели занятия
Логопед включает запись, где слышны голоса домашних птиц. Затем предлагает детям, закрыв глаза, послушать голоса.
Логопед: — Дети, где вы только что побывали? Что там услышали?
Ребенок: — Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних птиц.
Логопед: — Назовите, каких домашних птиц вы знаете.
Дети по желанию отвечают и выставляют на магнитную доску картинку соответствующую названной птице.
Логопед:- Молодцы, всех назвали. А вот еще остались картинки. Что же вы их забыли?
Ребенок: — Это не домашние птицы, а дикие.
Логопед: — Хорошо, а теперь назовите домашних птиц ласково. Вас мамы тоже, наверно, называют ласково. Да?
У каждого ребенка на столе лежит перевернутая картинка с изображением домашней птицы. Ребенок переворачивает ее и называет птицу, употребляя уменьшительно — ласкательную форму существительного.
Ребенок: — Курица – курочка
Ребенок: — Петух – петушок и т.д.
Логопед: — В начале занятия вы слушали голоса домашних птиц, а теперь я предлагаю вам побывать на птичьем дворе.
На экране появляется картинка, на которой изображен птичий двор.
Логопед: — Знаете ли вы детенышей домашних птиц? Кто детеныш у курицы?
Ребенок: — У курицы детеныш цыпленок.
Логопед: — Да, если это один детеныш. А если у курицы их 5 или 6, как надо сказать?
Ребенок: — У курицы детеныши цыплята.
Логопед: — Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята)
Ребенок: — Теперь у курицы нет цыплят.
По аналогии проделывается эта манипуляция с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)

Динамическая пауза

Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).

Логопед: — Давайте поиграем в игру «Птичья семья». Назовем куриную семью:
Ребенок: — Мама- курица, папа – петух, а детеныши— цыплята.
Логопед: — Теперь назовем гусиную семью.
Ребенок: — Мама – гусыня, папа-гусь, детеныши — гусята.
Логопед: — Теперь назовем индюшиную семью.
Ребенок: — Мама-индейка, папа-индюк, детеныши – индюшата, и т.д.
Логопед: — Дети, а почему этих птиц называют домашними?
Ребенок: — Потому что они живу рядом с человеком.
Логопед: — Могут ли домашние птицы позаботиться о себе: найти себе дом, корм?
Ребенок: — Нет, о домашних птицах заботятся люди.
Ребенок: — Если человек не станет заботиться о домашних птицах, они погибнут от голода и холода.
Логопед: — Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, а в них разрезные картинки. Достаньте из конвертов эти картинки, и соберите целую картинку. Изображения домашних птиц будут для вас подсказками.
Дети выполняют задание, сравнивая свою работу с картинками на экране.
Логопед: — Вы все очень хорошо справились с заданием. Кто у тебя получился? (Логопед называет имя ребенка). Назови ласково эту птицу – А у тебя кто? Назови детенышей этой птицы.
— А теперь (имя ребенка) скажет нам, кто на твоей картинке, и где находится (на ящике) и т.д. (Опрашивает каждого ребенка).

III Итог.

Логопед: — Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили или о ком? Что делали на занятии?

Автор: Бызова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17», г. Энгельс, Саратовская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Ссылка на основную публикацию