Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

Автор: учитель – логопед Домажирова Ольга Владимировна
МКДОУ Детский сад № 38 “Росинка”, город Саров

Лексическая тема «Овощи».

Словарь:

Существительные: огород, морковь, помидор, огурец, лук, репа, капуста, суп, овощи.

Глаголы: сажать, поливать, расти, срывать, мыть, чистить, резать, варить, кушать, давать.

Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, вкусный, сладкий, горький, мягкий, твёрдый, большой, маленький; чистый, грязный.

Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там.

Родителям рекомендуется:

1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме.

Для этого необходимо прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории в рамке-указателе.

2. В общей тетради нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением овощей. Рассмотреть натуральные овощи, дать ребёнку попробовать их на вкус.

3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения.

«Покажи-назови»

Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть овощи.

Описание: Перед ребёнком раскладываются овощи.

Инструкция на понимание речи: – Покажи морковь (репу, картошку, лук…).

Вопрос на активизацию речи: – Что это? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: – Это лук.)

«Один-много».

Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи сначала в количестве одного, затем во множественном числе.

Инструкция на понимание речи: Покажи, где огурец (где огурцы).

Вопрос на активизацию речи: – Скажи, что это? (огурец-огурцы и т.д.)

«Большой-маленький».

Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.

Инструкция на понимание речи: – Покажи, где большая морковь (где маленькая морковка). – Покажи, где лук (где лучок).

Задание на активизацию речи: – Скажи, что это? (большой лук, маленький лучок и т.д.)

«Чего нет?»

Задача: развивать зрительное внимание и память.

Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки или натуральные овощи и попросить назвать их. Затем спрятать 1 картинку или овощ и спросить: – Что пропало?

«Какой, какая, какие?».

Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества овощей.

Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные овощи.

Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой овощ красный? (круглый, сладкий, большой)

Задание на активизацию речи: – Скажи, огурец по цвету, какой? (зелёный)

«Скажи, где?».

Задача: Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.

Описание:

Инструкция на понимание речи: – Покажи, какой овощ растёт в земле? (лежит на тарелке)

Задание на активизацию речи: – Скажи, где лежит лук? (на столе) Где лук растёт? (в земле)

«Приготовим суп».

Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с овощами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит суп. Мама режет лук. Мама чистит картошку.

Описание: во время игры (приготовление супа) обратите внимание ребёнка на то, какие овощи вы берёте и что с ними делаете. Объясните малышу, что овощи надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, скушать. Предлагайте повторить названия производимых действий.

4. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику.

«Мы капусту солим»

Мы капусту рубим-рубим, попеременно стучать ребром ладоней по столу.

Мы капусту солим-солим. перебирать тремя пальчиками обеих рук – имитация

Мы капусту трём-трём. ритмично тереть ладони друг о дружку

Мы капусту жмём-жмём. ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук

И в суп кладём. сделать из кистей горсть и развести рук

5. Рассказать детям сказку «Репка».

Задача: Развивать понимание содержания сказки и вопросов по прочитанному. Учить договаривать слова и фразы при слушании сказки.

Описание задания: Читайте сказку выразительно и привлекайте детей к договариванию слов и фраз из сказки, к ответам на вопросы по содержанию:

– Кто посадил репку?

– Что посадил дед?

– Какая выросла репка?

– Что стал делать дед?

– Кого позвал дед? И т.д.

6. Развивать мелкую моторику и зрительное восприятие.

– «Выложи из палочек» (забор)

– «Собери картинку с овощами» (кубики, разрезные картинки из 2-4 частей)

Тема «Овощи» (1-я неделя). Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления

Е. Агранович

Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе ДОУ (ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели – обследование ребенка специалистом.

4-я неделя – «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

Октябрь

1-я неделя – «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя – «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя – «Дом. Мебель»

4-я неделя – «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

1-я неделя – «Домашние животные»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я неделя – «Звери наших лесов»

4-я неделя – «Осень» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя – «Библиотека»

2-я неделя – «Зимующие птицы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я неделя – «Новый год»

Январь

1-я неделя – зимние каникулы.

2-я неделя – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Наш город. Моя улица»

4-я неделя – «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

1-я неделя – «Игрушки. Русская народная игрушка»

2-я неделя – «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя – «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя – «Почта. Профессии»

2-я неделя – «8 Марта. Женские профессии»

3-я неделя – «Животные холодных стран»

4-я неделя – «Животные жарких стран»

Апрель

1-я неделя – «Перелетные птицы»

2-я неделя – «День космонавтики»

3-я неделя – «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя – «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

Май

1-я неделя – «День Победы»

2-я неделя – «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя – « Насекомые»

4-я неделя – «Весна (обобщение). Времена года»

Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели – обследование ребенка специалистом

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя – «Овощи»

2-я неделя – «Фрукты»

3-я неделя – «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя – «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя – «Домашние птицы»

2-я неделя – «Перелетные птицы»

3-я неделя – «Игрушки»

4-я неделя – «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя – «Зимующие птицы»

2-я неделя – «Зимние забавы»

3-я неделя – «Хвойные деревья»

4-я неделя – «Новый год»

Январь

1-я неделя – зимние каникулы.

2-я неделя – «Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

3-я неделя – «Домашние животные»

4-я неделя – «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя – «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя – «Транспорт»

3-я неделя – «День защитника Отечества»

4-я неделя – «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя – «Ранняя весна»

2-я неделя – «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя – «Моя семья»

4-я неделя – «Перелетные птицы»

Читайте также:  Перспективный план работы логопеда с детьми, имеющими недостаточное развитие средств языка

Апрель

1-я неделя – «Наш город. Дом»

2-я неделя – «Мебель»

3-я неделя – «Рыбы»

4-я неделя – «Комнатные растения»

Май

1-я неделя – «День Победы»

2-я неделя – «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя – «Насекомые»

4-я неделя – «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад»

(4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2.Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).

Октябрь

Тема «Овощи» (1-я неделя)

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет. );

совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2.Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3.Отгадать загадки, выучить по выбору:

· Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице. (Морковь)

· Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

· Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

· Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

· Голова на ножке, в голове – горошки. (Горох)

· Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

· Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. (Капуста)

· Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4,Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец – огурчик, помидор – помидорчик.

Задание 5. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа имен существительных): огурец – огурцы, помидор – помидоры.

Задание 6.Дидактическая игра «Подскажи словечко».

· Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

· Летом в огороде – свежие, зеленые, А зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас. (Огурцы)

Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Что из него готовят?

Задание 8.Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) – .

Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) – .

Задание 9.Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

Задание 10.Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем.Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/

Задание 11.Прослушать стихотворение.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

Задание 12.Прослушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?

Задание 13.Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

Тема «Фрукты»

(2-я неделя)

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2.Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание3. Отгадать загадки.

· Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

· На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

Задание 4.Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша – . слива – . персик – . банан – .

Задание5. Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко, лимон – . банан – . апельсин – .

Задание 6.Подобрать родственные слова: яблоко – яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый; смородина – смородинка, смородиновый; лимон – лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8.Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Что из него готовят?

Задание 9.Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона . пять лимонов; одна слива, две сливы . пять слив.

Задание 10.Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока – яблочный; варенье из яблок – яблочное; сок из груши – . ; варенье из груши – . ; сок из апельсина – . варенье из апельсина – .

Задание 11.Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко – на яблоне, слива – на . груша – на .

Задание 12.Отгадать описательную загадку.

· Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

Задание 13.Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).

Задание 14.Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород»

Наталья Сейбель
Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород»

Лексическая тема “ Овощи. Огород”

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”;

Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

По возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет….);

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей,

Нарисовать в тетрадь один из овощей.

Задание 3. Дидактическая игра: “Большой – маленький”

Огурец – огурчик помидор –….

Задание 4. Дидактическая игра: “Один – много”

Огурец – огурцы помидор — …

Задание 5. Составь описательный рассказ об овощах (по выбору, по следующему плану:

3. Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?

4. Какой он на вкус?

5. Что из него готовят?

Задание 6. Доскажи словечко:

Огород

В огороде у Прокопа

Грядки тыквы и укропа,

Помидоров и порея,

Лука, редьки, кабачков,

Свеклы, чеснока, картошки

И петрушечки немножко.

Будет много овощей

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Рекомендации для родителей и воспитателей по лексической теме «Зима. Зимние забавы» Лексическая тема «Зима. Зимние забавы» Родителям рекомендуется: – Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Спросите его,.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Насекомые и пауки» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Насекомые и пауки» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки насекомых и пауков и напомнить ему, чем они отличаются (можно.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Рыбы» 1. «Отгадай загадки» Он, как дом огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит- Так живет на свете….

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3–5 лет в летний период Учитель-логопед: Гераскина Татьяна Борисовна Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3-5 лет в летний период. Впереди.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по теме «Времена года. Лето» в подготовительной группе Лексическая тема: «Времена года. Лето» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточнить последовательность.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Комнатные растения» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Комнатные растения» 1. Назови как можно больше комнатных растений. Нарисуй свое любимое комнатное растение или наклей.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Лексическая тема [Овощи, фрукты и ягоды]

учитель-логопед МОУСОШ №2 г. Пыть-Ях

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна

Цель: – Закрепить название овощей, фруктов и ягод.

– Учить правильно, употреблять слова в единственном и множественном числе.

– Учить образовывать прилагательные от существительных.

– Развивать речь и словарный запас.

– Развивать артикуляционную моторику.

– Развивать мелкую моторику рук.

– Закрепить понятия «звук» и «слово». Дифференциация этих понятий.

Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, ягод, корзины 3 шт.; предметные картинки – ягоды.

Ход занятия:

Орг. момент: Пальчиковая игра: «Пальчики здороваются».

Сообщение темы: Сегодня мы с вами будем говорить об овощах, фруктах и ягодах. Релаксация. Мимические упражнения. Скажите:

– Из чего вырастают овощи? – Овощи вырастают из семян.

– Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянуться к солнышку. Напрягите руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, наши растения завяли. Уронили голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Вдруг полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. (дети садятся на места)

– Ребята, где растут овощи? – На грядке, в земле.

– Назовите овощи, которые вы знаете? – Морковь, капуста, огурцы и т.д.

– Покажите овощи-толстячки (надуть щёки)

А теперь овощи-худышки (втянуть щёки)

Арт. гимнастика.

– Чтоб язычок проснулся, заработал, сделаем зарядку. Упражнения: «Улыбочка», «Лошадки», «Качели», «Дразнилки»

Игра на внимание. Приготовьте ладошки, будем играть. Я буду называть разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите название овощей. (парта, редис, репка, ручка, огурец, помидор, шапка и т.д.). Молодцы! Очень хорошо получается.

– ВЫ любите бананы? апельсины? ананасы? – Да!

– Назовите их, одним словом. – Это фрукты.

– А теперь давайте вспомним название фруктов, которые я ещё не назвала(яблоко, груша

персик, абрикос, авакадо и.т.д.)

Физминутка. «В ОГОРОДЕ»

Дети шли, шли, шли дети шагают на месте

В огород они зашли.

Капусту нашли, наклонились и собирают овощи

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

Всё в корзинки положили

И домой пошли. шагают на месте

(на коврике выставляются корзины с фруктами и овощами).

Развитие моторики.

– Ребята посмотрите, какой большой урожай мы собрали. Наша задача весь урожай перебрать и разложить в корзины по цвету.

В левую корзину только оранжевые овощи и фрукты,

в правую, только красные и розовые.

а в корзину посередине, только зелёные (дети под музыку собирают урожай по корзинам)

Развитие дикции, речи.

– Отгадайте и повторите чистоговорки.

Ор-ор-ор – сорвали красный ………помидор.

Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.

Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.

Бус-бус-бус – мы разрезали ………..арбуз.

Образование прилагательных.

– Что можно приготовить из фруктов? – Салат, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.

-Молодцы. А давайте сейчас с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой? – Яблочный.

– А сок из груши? – Грушевый.

– Сок из апельсинов? – Апельсиновый.

– Сок из ананасов? – Ананасовый.

– А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? – Ассорти.

– Ребята, а из овощей можно делать соки? – ДА.

– Как назовём сок из моркови? – Морковный.

– Из огурца? – Огуречный.

– Из свёклы? – Свекольный.

Работа по картинкам.

-Посмотрите на картинки (на доске висят картинки ягод). Давайте их назовём. – Малина, клубника, черника, ежевика, клюква, смородина, виноград, арбуз, вишня, слива и т.д.

-Назовите все картинки, одним словом? – Это ягоды.

– А где растут ягоды? – на деревьях, кустах, на болоте, на низеньких кустиках.

Что можно приготовить из ягод? -Компот, кисель, морс, пирог, желе.

– Назовите: Кисель из вишни, какой? – Вишнёвый.

Пирог с малиной? – Малиновый.

Сок из винограда? – Виноградный.

Компот из сливы? – Сливовый.

Морс из клюквы? – Клюквенный.

Игра на внимание «День-ночь». Посмотрите внимательно на картинки, запомните. Ночь(дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку, день, дети угадывают отсутствующую картинку. (повторить 3-4 раза).

ИТОГ: – О чём мы с вами говорили на занятии?

– Что нового вы узнали?

Что учили на занятии.

Игры пособие М.И. Лозбякова « Учимся правильно и чётко говорить».

Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам

Задания логопеда воспитателям по лексическим темам:
“Овощи”, “Фрукты”, “Грибы”, “Ягоды”, “Деревья”, “Перелетные птицы”, “Осень”.

Просмотр содержимого документа
«Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам»

ОВОЩИ

Учить называть и узнавать овощи

Один огурец- много огурцов,

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! .. (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

Ох. (хлопок в ладоши)

Хозяйка тем временем (раскрытой ладонью, поставленной на ребро,

ножик взяла делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки)

И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак – в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка, капуста, мрковка,горох,

Петрушка и свёкла.

Ох. (хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес».

Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем,

светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки».

Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в».

(тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют.

Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога:

«Пришли в лес. Набрали много ягод. Собрались идти обратно.

Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно

произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

В огород пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают

И картошки накопаем, копают

Срежем мы кочан капусты срезают

Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

ФРУКТЫ

Одно красное яблоко– много красных яблок,

Один желтый лимон-…,

Одна спелая слива-…,

Одна сладкая груша-… .

Сок из абрикосов– абрикосовый, из лимонов-…,

из ананасов-…, из граната-…, из мандаринов-…,

из апельсинов-…, из персиков-… .

Варенье из яблок– яблочное, слив-…,

В магазине продают яблоки, апельсины,… .

Варенье можно сварить из слив, абрикосов,… .

Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,… .

Мы любим что? – Фрукты.

В магазине нет чего? .

Дети спели песенку о чем.

Нас угощали чем.

На яблоне растут груши.

Апельсины, яблоки и сливы – это овощи.

Из персиков варят абрикосовое варенье.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком», пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

Общие речевые навыки

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме (Моя квартира)

Ход: Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)
Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)
Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе)
На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)
Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой дру­гой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.

«Крыша» из ладошек.

Физминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз – грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед,

пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Назови ласково:

Гриб- грибы- много грибов

3.Почему так называется?

Мухомор, подберезовик, сыроежка.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

2. Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.

3. Учить давать характеристику звука У, с опорой на различные виды контроля: звук

У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка),

обозначаем его красным квадратиком.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Окошко» Удержать рот открытым под счет до 5

«Рыбки» Беззвучное открывание и закрывание рта

Упражнение для губ «Улыбка» «Трубочка»

Упражнения для языка «Блинчик» (удержание языка под счет до десяти).

Ягоды

Игра «Назови ласково»

Игра «Что с чем рядом? »

На доске картинки с изображением ягод.

«Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой) ?

Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина. И т. д.

2. Игра «Составь предложение» .

На доске –картинки с изображением ягод.

Вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку? » Дети отвечают.

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдём,
Их в корзинки соберём
И домой мы принесём
Мы кричим в лесу: «АУ» !
Эхо там живёт в бору.

Дети импровизируют движения в такт стихотворению.

4. Игра «Подбери слово» .

«Что можно делать с ягодами? »

(Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т. д. )

Развитие фонетико-фонематических процессов

Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему

характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный

(воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).

Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.

– Определить место звука в словах:

Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.

Закрепить ответ: звук находится в начале слова.

Деревья

Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня,

ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

1. Упражнение «Один-много»

2. «С какого дерева лист?»

Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

Один могучий дуб-…,

Одна плакучая ива-…,

Одно высокое дерево-…,

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём. (шагают по столу средним и указательным пальчиками).

5. Игра «Выдели звук».

Выделять начальные звуки в словах: утка, апельсин, ананас, утро, улитка, Аня и т.д.

Давать им характеристику: эти звуки гласные (потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду), обозначаем их красным цветом.

6. Обозначение места звуков в схеме.

7. Какое слово отличается от других?

Дуб, дуб, зуб, дуб.

Осень, носим, осень, осень.

Малиновый, рябиновый, рябиновый, рябиновый.

Ветка, ветка, ветка, пипетка.

8. Какое слово не подходит?

Золото, золотистый, зола, позолота.

Ива, ивовый, криво, ивняк.

Листья, листочек, лист, лес.

Береза, березовый, березняк, подберезовик.

Под дубом дети собирали шишки.

На клене желтеют березовые листья.

Деревья закачались и подул ветер.

Осенью на деревьях появляются почки.

Зимой на деревьях зеленеют листья.

Сосна, кедр, ель сбрасывают иголки осенью.

10. Артикуляционная гимнастика

«Качели» – рот открыт, кончиком языка доставать до верхней и нижней губы.

«Часики» – рот открыт, язык за пределами рта движется из стороны в сторону.

«Чашечка» – рот открыт, края языка загнуты вверх.

«Вкусное варенье» – рот открыт, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.

«Лошадка» – щелкать кончиком языка.

«Маляр» – рот открыт, кончиком языка водить по небу вперед-назад.

«Горка» – рот открыт, кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута вперед.

Занятие в старшей логопедической группе: «Лексическая тема Овощи»

– Продолжать умело выполнять определенные движения языка, губ, зубов, при выполнении артикуляционной гимнастики.

– Продолжать пополнять словарный запас соответствующей лексической темы-«Овощи».

– Учить подбирать глаголы, обозначающие действия при выращивании и уборке урожая.

– Учить образовывать глаголы от названий цвета овощей.

– Продолжать учить согласовывать числительные с существительными

– Продолжать вырабатывать умение: медленный глубокий вдох через нос, задерживать дыхание и плавный выдох через рот.

Развивать внимание, память, умение верно строить предложения.

Корректировать произношение, интонационную выразительность.

Предметные рисунки по теме.

Словарь: сажают, поливают, пропалывают, рыхлят, собирают урожай, ведро, лейка, лопата, грабли, картофель, огурец, горох, лук, капуста, морковь, зеленеет, краснеют, желтеют, синеют.

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

1. Организационный момент.

Какое время года?

Какие изменения в природе?

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под соответствующие слова логопеда.

Наш Язычок долго отдыхал и решил выглянуть из своего домика.

Затем поздоровался с подбородком, затем поздоровался с нижней губой.

Посмотрел налево, направо – упражнение «Часы», и решил поработать в саду.

Надо обкопать дерева, поэтому язычок превратился в «Лопатку».

Но надо еще собрать мусор, и здесь нашему язычком пришли на помощь верхние зубы – они стали как «грабельки». Верхние зубы умело поработали с язычком.

Деревья поблагодарили хорошего хозяина.

И в огороде Язычок побывал, а там арбузы и огурчики – (надуть щеки и наоборот), они просят водички, и их надо срочно полить. Губы помогли язычку и превратились в «Трубочку», а затем довольно улыбнулись.

И усталый Язычок вернулся домой.

3. Дыхательные упражнения.

Упражнение «Аромат» – медленный глубокий вдох через нос – задержка дыхания – плавный выдох через рот.

4. Дидактическая игра «Вырастим урожай».

Дети, вспомните что такое овощи?

Чтобы вырастить овощи и собрать богатый урожай овощей нужно много работать на огороде. Что нам нужно для этого? Вывешиваем картинки:

А чтобы сажать, поливать, рыхлить, нам нужны вспомогательные предметы (на доску вывешиваем вспомогательные картинки):

Назовите их и скажите, что ими делают?

Лопатой копают землю.

Граблями рыхлят землю.

В ведре носят воду.

5. Дидактическая игра «Мы-поварята»

А сейчас мы будем маленькими поварами. У каждого на столе есть конверты, а в них картинки овощей, которые нам нужны, чтобы приготовить обед. Посчитайте овощи и скажите, сколько нам надо. Например:

6. Дидактическая игра «Замени картинку словом».

Салат с капустой;

Салат (с чем?) с помидором;

Пирожки с капустой;

Борщ со свеклой;

Суп с картофелем.

7. Образование глаголов от названий цвета овощей.

Какой это овощ? (Огурец)

Какого он цвета? (зеленого)

О нем можно сказать – Огурец зеленеет.

Почему? (потому, что он зеленый)

Что еще зеленеет на огороде посмотрите на картинку.

Овощи детишки сеяли весной.

Затем, хорошо поливали их водой

Но сорняки на грядках взошли.

Вырывайте с корнем их, малыши.

9. Отгадывание загадок на тему овощи

Что копали мы из земли, жарили, варили?

Что мы на печи пекли, ели и хвалили? (Картофель)

Длинный, зеленый – хороший соленый,

Добрый и сырой, кто он такой? (Огурец)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не надо, надо только красный нос. (морковь)

Раскололся тесный домик на две половины.

И посыпались на ладони, круглые бусины. (горох)

Все меня любят, а как раздевают

Горькие слезы проливают (лук)

В сто пеленок. (капуста)

10. Пальчиковая гимнастика

Научились два ореха, между пальцами катать

Это в школе нам поможет, буквы ровно написать.

Ссылка на основную публикацию