Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях

Педразвитие

Автор: Шарова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №401
Населённый пункт: город Колпино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Дифференциация гласных а-я”
Дата публикации: 03.01.2019
Раздел: начальное образование

Конспект открытого урока по логопедии

Дифференциация гласных “А” — “Я” 4 класс

Логопедическая: «Дифференциация А – Я».

Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».

Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

– закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

– познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

– учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки

с буквами, и символами

-отрабатывать навык проверки безударных гласных в корне слова

– отрабатывать навык написания сочетаний ча-ща

– развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

– формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

– развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

– развивать навыки самоконтроля;

– совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

– воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки

проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

1 часть. Орг.момент:

Здравствуйте ребята! Сейчас сядет тот, в чьем имени 2 слога, 3

слога, чье имя начинается с гласного звука

Сообщение лексической темы занятия.

Сегодня нам нужно будет быть особенно внимательными, потому

что мы должны помочь нашим героям отправиться на планету

-Кто это? ( инопланетяне)

Давайте узнаем как их зовут. Для этого вам нужно быть очень

внимательными. В их именах….

-Первая буква в слове Насос,

последняя буква в слове кошкА,

вторая в слове оКно….. НАК

– Вторая буква в слове кНига,

первая в слове Яблоко,

последняя в слове ящиК…. НЯК

Как вы думаете какие буквы помогут нам сегодня отправить наших

Работа над связью буквы и звука.

Дайте характеристику звуку А

–Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук?

-Из скольких звуков состоит буква «Я»?

– Когда она обозначает 2 звука?

–Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»?

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».

Развитие фонематического восприятия.

– Давайте с ними поздороваемся на инопланетном языке..

Развитие фонематического анализа и синтеза

– Нак и Няк не могут отправиться в полет, пока не разберутся с

проблемой.. Назовите картинки, в названии которых мы будем писать

Игра с мячом: ма-

На доске картинки:

щавель, моряк, мяч,

букву А. ( щавель, чайка – вспоминаем правило ЧА-ЩА)

– А теперь найдите такие предметы, в названии которых буква Я будет

обозначать 2 звука .

– На пути нам встречаются 2 летающие тарелки .

-Помогите найти картинку, которая бы подходила к схеме,

изображенной на них.

2 часть. Работа над материалом:

– Нашим гостям на Земле понравились фрукты, название которых

начинается на букву я. ( яблоки).

– Давайте соберем их. Для этого нужно вставить в слова пропущенные

буквы и записать слова в тетрадь)

– Пора садиться в летающую тарелку и отправляться в путь.

– Чтобы зайти, прочтем слова и составим предложения.

МАЛ – МЯЛ, РАД- РЯД, САД-СЯДЬ, ЗАВАЛ- ЗАВЯЛ

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

Развитие слогового анализа и синтеза. Повторение словарных слов

– А вот и первое препятствие на нашем пути. Что это?

– Из первой строчки вычеркните все согласные буквы

-из 2 – вычеркните буквы А

-из 3 – все буквы Я

-из 4 – все буквы А и Я -Какое слово получилось?

Астероиды – небольшие небесные тела Солнечной системы ( куски

металла и камня) , которые двигаются по орбите вокруг Солнца.

-Их нужно срочно облететь! Составьте из слогов слова и зашифруйте их

Дифференциация А-Я
учебно-методический материал по логопедии на тему

Практический материал по теме “Дифференциация А-Я”

Скачать:

ВложениеРазмер
a-ya.odt58.05 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ А – Я

Инструкция для ученика

«Послушайте слова и назови первый звук»

Послушайте и назовите, какой первый гласный слышите с словах

Якорь, азбука, яблоко, алфавит, август, Антон, яма, ягоды, апрель, январь, ящерица, акула, артист, яйцо, адрес, арбуз;

«Прочитайте и повторите слоги»

а) прочитайте слоги

б) прочитайте слоги, запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я

а) Ма, на, са, кя, та, тя, фа, вя

Мя, ня, ся, ка, тя, фя, ва

б) ла, ля, ся, тя, па, пя, ря, ла, ба, бя, вя, да, дя, ва

«Послушайте слоги и запишите их»

Послушайте слоги, произнесите их парами. Запишите и выделите гласные в слогах

«Послушайте слова и определите их место»

«Послушайте слова и определите место согласных А и Я »

– Каша, ясли, машина, якорь, мясо, каток, лампа, ящерица, банка, бык, ваза, рама, пять, малина,ноябрь, буква, клятва, пламя, яблоко, зуб, армия,

– работа, ящик, яма, яблоко, урок, семья, газета, ноги, шапка, дыня, ягоды,

заявление, лодка, пила, лапша, рука, октябрь, январь, десять, белка

«Сравните пары слов по звучанию»

Сравните пары слов по смыслу, по звучанию первого гласного и написанию согласного. Придумайте устно предложения с каждым словом

«Вставьте пропущенный слог в словах»

Закончи слово, добавив слог с буквой А или Я.

ВА-. О-. МА -. КА-. Я-. НЯ – . БА-. БАС -. МО-. СО-БА-. СЕ-МЕ-.

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) Спишите слова, вставляя пропущенную букву А или Я.

б) Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы а или я

а) б. к, р. д, м. к, вр. ч. с. дь, м. ч, м. со, к. ша, д. дя, р. ды, гр. чи, шл. па, вр. ги.

МО. ЗО. МИЛ. МИШ. ЗМЕ. РЫБ. МОР. ЗЕМЛ. ТРАВ. СТРАН. СЕМ. СЕМЕН. ОСОК. ГОР. .

б) У В. ли з. в. ли ром. шки.

Ир. Ан.. и Вал. игр. ли в пр. тки.

Ир. водил. а Вал. и Ан. были р. дом.

Н. д. и Д. ш. ед. т л. пшу.

Кол. р. д, он поп. л в первый р. д.

«Запишите слова в три колонки»

прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой А в один столбик, с буквой Я — в другой столбик, с буквами А, Я — в третий

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.

Наряд для парада. Наша Таня время тянет.

Прочитай загадки, напиши отгадки

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые (яблоко)

– Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

– К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи (арбузы)

– Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться (яйцо)

а не проглотишь (язык)

– На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей (алфавит)

– Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы (аквариум)

– Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! –

удрала, а хвост в руках. (ящерица)

«Составьте предложения из словосочетаний»

«Составьте предложения из словосочетаний»

играть в прятки;

«Составьте предложения из слов»

«Составьте предложения из слов»

в сад, расти, вишня;

доктор, лечить, детей;
девочка, читать, книжка;
мальчик, открывать, дверь;

сидеть, синичка, на, ветка;
рисовать, карандаш, девочка;

груша, бабушка, внучка, давать;

Петя, купить, шар, красный, мам;

Витя, косить, трава, кролики, для;
Миша, дать, собака, большая, кость;

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

«Вставьте в предложения пропущенный предлог. Подчеркните гласные А и Я»

Сяду только … (в) свои сани.

Рая спряталась … (за) дерево.

Оля быстро вязала … (на) спицах.

… (Под) щёку лапу и в берлогу лягу.

Пойди … (в) сад, на скамейку сядь.

Ваня рад, что попал … (в) первый ряд.

На платьишке … (от) паштета пятнышко.

У бабушки … (в) чулане стояла старая прялка.

… (На) землю падали перезревшие ягоды малины.

… (На) Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

Прочитай предложения. Подбери подходящее по смыслу слово

– Наш котёнок ещё ….

– На окне цветочки … (мял, мал);

  • В день рождения Ваня …
  • Разложил подарки в … (рад, ряд);
  • В море шторм, девятый …
  • Без дождя цветочек … (вял, вал);
  • На дороге был снежный …
  • От мороза цветочек … (завял, завал);
  • Подарили Вале …
  • Не коли иголкой … (пальцы, пяльцы);

«Прослушайте рассказ, запишите»

Прослушайте рассказ, запишите

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — полезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу вялялась старая тряпка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях.

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов.

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш.

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с.

Урок дифференциации звуков “С-Ц” в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация.

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С’, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]”Дифференциация звуков с-ш”Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки “.

Дифференциация гласных “А” — “Я”

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

– Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

– Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

– Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники – семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

– Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

– Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

– широко открой рот;

– положи язык спокойно внизу;

– кончик языка удерживай за нижними зубами.

– соедини два звука [й] и [а].

– выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

– Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

– О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

– Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

– У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

-А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

– Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

– Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

– С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

– Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

– На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

М.м.,п.п.,
б. бушк.,дедушк.,
д.д.,тет.,
сестр.,бр.т.
семь.

– А теперь их прочитаем.

Работа с предложением.

– А что вы “видели” во время нашего маленького путешествия. (Ответы детей)

Перед вами карточки, где даны слова, составьте из них предложения и запишем полученные предложения в тетради.

тундру.люблюЯ
ягодВгрибов.тундремногои
многоВрыбы.Пурреке

Работа над текстом.

– Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

– Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

– Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

– Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

«Дифференциация гласных а – я в словах, предложениях»

по коррекции речи учащихся

«Дифференциация гласных а – я

в словах, предложениях»

РГОУ « Алатырская специальная

Чувашия, г. Алатырь,

ул. Дорожная д.17

дом. телефон: 2-85-30

Тема : Дифференциация гласных а – я в слогах, словах, предложениях ( 4 класс)

Цели : 1. Закрепить знания детей о звуковом Составе гласных а – я ; продолжить учить различать а – я в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

2. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.

3. Развивать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми задачами и

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, классная и магнитная доски, предметные картинки, таблички с надписями игровых заданий, речевой материал ( загадки, чистоговорки, тексты).

II. Речевая зарядка.

Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

Зарядка для пальцев и кистей рук.

V. Подведение итогов занятия.

I. – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым займет своё рабочее место тот, кто правильно отгадает загадку. За правильный ответ также я буду показывать картину с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

1) Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

2) Всегда он в работе, как мы говорим,

а отдыхает, когда мы молчим.

3) Она, как змейка,

в траве мелькает,

4) Само с кулачок,

Тронешь пальцем – гладко,

а откусишь – сладко.

II. – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали верно. Вот те предметы, о которых говорилось в загадках ( на магнитную доску вывешиваются предметные картинки с изображением яйца, языка, ящерицы, яблока).

– А теперь посмотрите на эти картинки, ещё раз вспомните слова, называющие их, и скажите, какая гласная повторялась во всех словах – отгадках?

– Правильно, гласная – я – .

– С какой гласной мы её размечаем?

– Правильно, ребята, мы различаем а – я. Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы будем различать. (Обращаемся к таблице гласных первого и второго ряда) :

– Ребята, назовите гласные первого ряда, второго ряда. А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных второго ряда.

я – я – я, я – я – я

Все умею делать я.

ё – ё – ё, ё – ё – ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю – ю – ю, ю – ю – ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю – ю – ю, ю – ю – ю

С папой песни я пою.

е – е – е, е – е – е

Помогаю всей семье.

III. – Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные а – я, выполняя устные и письменные задания. А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».

( Название темы вывешивается на доску : « Сегодня на уроке»).

– Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я. В этом вам поможет вот эта табличка ( на магнитную доску вывешивается таблица):

– Сколько звуков в гласной – а – ? ( один ( а ); два ( й, а ))

– Как произносится и слышится согласный перед гласной – а – ?, – перед гласной – я – ? ( твердо, мягко).

– Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.

( Правило на табличке вывешивается на доску « Сегодня на уроке»:

Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.

гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

1.) – Итак, все правила о различении гласных а – я мы повторили, теперь можем переходить к практической части нашего сегодняшнего занятия.

– Но прежде чем выполнять письменные задания, проведем небольшую разминку, игру

« Наоборот». Объясняю правила этой игры – разминки: я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

( учитель – логопед с детьми играют).

– Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? ( с гласной – а –). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

– С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (– я –, мягко).

2.) Игра « Закончи слово»

– Ребята, у меня случилась беда. Из слов, которые я для вас приготовила, выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слов. Первый слог в словах у меня сохранился, а второй слог мы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: ( на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, на, ня, да, ря).

– Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а – я.

IV. – Давайте, ребята, сделаем зарядку, чтобы наше тело, наши руки и ноги немного отдохнули. Выполняем вместе со мной следующие движения под слова:

Раз – два, раз – два! ( Наклоны туловища).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком (Бег на носках и на пятках).

Бегать на зарядке!

Умеют все ребятки (Соответствующее движения).

С носочков встать на пятки,

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх и потянуться).

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Соответствующие движение).

– А теперь зарядка для пальцев рук.

1) «Поздороваться с большим пальцем ».

2) «Мальчик-с-пальчик, где ты был?».

3) «Получился кулачок».

4) Круговые движения кистями рук.

3.) – Ребята, вы очень хорошо справились с предыдущим заданием и правильно составили слова из данных слов. И поэтому я думаю, что и следующую игровую задачу «День рождения» вы обязательно решите.

– Да, да, именно задачу, я не оговорилась. Вы думаете, только по математике решаете задачи. Нет, не только….

– Сейчас вам предстоит решить, кого позвали в гости, и какие подарки они принесли? Слушайте внимательно.

Три девочки: Маша, Оля, Катя ( таблички с именами вывешиваются на магнитную доску) решили отметить свои дни рождения и позвать в гости своих друзей. Имена этих друзей вот на этих карточках. ( карточки с именами разложены на столе учителя – логопеда). Мы с вами должны узнать, кто из них пошёл к Маше, кто – к Оле, кто – к Кате.

– Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать условие задачи, так?! А условие следующее: К Маше пришли гости, в именах которых только гласная –а –; к Оле –только – я –; к Кате –и – а –; и – я -.

( На магнитной доске под табличками с именами трех девочек закрепляются таблички с гласными, о которых говорилось в условии задачи).

– Итак, выбираем гостей….

( трое учащихся подходят к столу с карточками и совершают отбор, после чего зачитывают имена гостей, и все вместе проверяем).

– А теперь в тетрадях образуем три столбика и подписываем гласные: – а – ; – я -; а – я. Я зачитываю отобранные вами имена, а вы записываете их в столбики.

– С какой буквы будем писать эти слова? Почему? ( Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы).

(Учитель – логопед диктует, дети пишут)

– Но это ещё не всё. В гости, да ещё и на день рождения ходят, конечно же, с подарком. И вот следующий вопрос этой же задачи: что подарили Маше, Оле и Кате? Условие остается это же, только слова вы назовёте сами по предметным картинкам. ( Ведётся аналогичная работа, что и при выполнении первого задания).

Предметные картинки: – мяч, яблоко, лилия.

4.) Игра « Подбери слово в предложение»

– Ребята, мы с вами различаем гласные а – я, потому что, сделав ошибку, мы можем изменить значение всего слова, а значит нарушить смысл целого предложения. Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. ( Одно из двух). Эти слова особенные. Можно сказать братья – близнецы и отличаются друг от друга лишь одной гласной, поэтому чтобы правильно поставить слово в предложение, нужно понять значение этого слова.

– Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

Он попал в первый ….. .

( слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. – Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

– Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

– Молодцы, ребята Вы хорошо работали сегодня. На этом наше занятие окончено.

Тема: «Дифференциация гласных А-Я»

Цель: отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

1.Развивать умение отличать звуки А-Я на слух, и обозначать их на письме соответствующими буквами.

2.Закрепить умение деления слов на слоги.

3.Развивать образование относительных прилагательных. Согласование существительных и прилагательных.

4. Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие воображения и фантазии.

5.Развитие наблюдательности, самооценки и рефлексивных способностей.

Ход занятия:

1.Рассмотри схему. В каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких — два?

2.Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.

ШЛ_ПА М_ТА ГЛ_3 К_МЕНЬ

КР_СИТЬ Т_ЖЕСТЬ Т_НЕТ T_ПKA

К_ША Л_ПКА Т_ЩИТ СТ_РЫЙ

3.Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).

4. Вместо точек вставь слог ЛА или ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу.

Ва. ме…Ко… пе.

То. пет. ска. топо.

5. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки — запиши слова правильно

6.Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я. Подбери признаки к этим предметам.

7.Собери и запиши слова из данных наборов букв. Объясни их значение. Отметь мягкость — твёрдость согласных перед гласными А — Я.

8. Вставь пропущенные буквы А — Я. «Подружи» слова из левого столбика со словами из правого столбика (соедини их линиями). Прочитай и запиши словосочетания. Укажи твёрдость и мягкость согласных перед буквами А — Я.

ХИТРАЯ Б_БОЧК_ ____________________________

ЛОВКАЯ МЫШК_ ____________________________

ПУШИСТАЯ ЗМЕ_ ____________________________

СЕРАЯ ОБЕЗЬ_Н_ ____________________________

ЯДОВИТАЯ КОШК_ ____________________________

ЯРКАЯ ЛИС_ ____________________________

9.Из данных наборов слов составь предложения. Запиши предложения по порядку так, чтобы получился рассказ.

Ваня, лесом, любовался. Ваня, собирать, землянику, стал. Де­ревья, праздничные стояли. Соком, налилась, алым, земляника. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные. Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку

10. Вставь пропущенные буквы А — Я и впиши в предложения подходящие по смыслу слова. Придумай название к этому рассказу.

Пол___нки н___дели ______________ пл___тья.

На первой полянке распустились ________________ нез___будки.

На второй пол___нке расцвел___ ________________ гвоздик___.

Третья пол___нк___ ст___л___ ______________ ром___шек.

Четвёрт___я полянк___ был___ _______________ от колокольчиков.

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Звук л»

Цель: автоматизация звука в словах.

Задачи:

1. закреплять правильное произношение звука л в словах;

2. развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза);

3. развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речевой и мелкой моторики;

4. воспитание сознательно правильного произношения звука л.

Оборудование:плоскостная фигурка Золушки; предметные картинки, названия которых содержат звук л; карточка с наложенными изображениями; элементы бального платья для Золушки; карточка с изображением полянки для методики “Лабиринт”.

1. Организационный момент.

Здравствуй! Садись удобно. Внимательно слушай все мои задания и у тебя все получится.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для начала настроим язычок на работу. Выполнение упражнений: “Лягушка улыбается”, “Слоник”, “Змейка”, “Качели”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Парус”, “Чистим зубки”, “Пароход гудит”, “Поймаем мышку”.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук л в словах.

4. Уточнение правильной артикуляции.

Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука л.

Что делают губы, когда мы произносим звук л? Где находится язычок?

5. Изолированное произношение звука.

Давай изобразим, как колокольчик поет песенку.

Изображаем кистями рук колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону. Произносим стихотворение:

“Толстый” колокольчик песенку запел и басисто очень громко зазвенел – ла – ла – ла…

Кусая язычок, одновременно произносим звук “А”, получая – ла-ла-ла. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто гудеть – лллл (без гласного “а”).

6. Работа по теме.

1) Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Давай отгадаем ее имя.

(Выставляется плоскостная фигурка Золушки.)

Вспомни, какую работу выполняла Золушка?

Закончи предложение, добавив подходящие по смыслу слова-действия, чтобы в них был звук л.

Золушка полы…(мыла, подметала, натирала), белье…(стирала, гладила), печь…(топила), обед…(варила, готовила), посуду…(мыла, чистила).

2) Работа по развитию фонематических процессов (определение позиции звука в словах).

Вспомни, куда хотелось поехать Золушке?

Поможем Золушке попасть на бал?

– Прежде чем отправиться на бал, Золушка должна навести порядок в кладовке – разложить предметы по полкам с учетом места звука л:

предметы со звуком л в начале слова она положит на нижнюю полку, со звуком л в середине слова – на среднюю полку, со звуком л в конце слова – на верхнюю полку.

Предметные картинки: лыжи, ложка, лампочка, лупа, мел, пенал, бокал, пила, иголка, клубок, бутылка.

3) Работа по развитию мышления, слогового синтеза.

Фея задала Золушке задание – переставить слоги, чтобы получились слова.

Прочитай и запиши эти слова.

нал, пе – _______зал, вок – _______
кол, со – _______вал, под – _______
тел, дя – _______тье, пла – _______

4) Повторение чистоговорки.

Золушка очень любила петь песенку.

Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком л в рифму.

Ал – ал – ал, Золушка спешит на …

Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …

Ул – ул – ул, не присядет аж на …

Ыл – ыл – ыл, принц очарован ею …

Ил – ил – ил, ее на танец …

Слова: бал, пол, стул, был, пригласил.

5) Работа по развитию мелкой моторики. (Задание на раскрашивание).

А как же Золушка попадет на бал без красивого бального платья?

Раскрась для Золушки красивое платье.

6) Работа по развитию наглядно-образного мышления.

Помоги Золушке добраться до замка. Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и замки в конце каждой из них. Нужно правильно найти замок и приклеить туда фигурку Золушки. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо, которое оставила добрая Фея. В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться нужно от стрелочки. Будь внимателен.

7) Работа по развитию фонематического слуха (выделение слов со звуком л из стихотворения).

Вот и попала Золушка на бал с нашей помощью. Там она будет веселиться, танцевать.

А теперь давай побываем на лесном балу и посмотрим, как проводят время обитатели леса.

Сейчас я прочитаю стихотворение. Слушай его внимательно и запоминай, о ком в нем говорится.

Плакала белка – она на балу

Лапки испачкала в желтом мелу.

Милую белочку лось пожалел:

Лапки погладил – и мел облетел.

Белка атласное платье надела

С длинным подолом и поясом белым.

Ах, как волшебно она танцевала –

С елки на елку пушинкой летала.

Лапы еловые белку качали,

Песню веселую дятлы стучали,

Клювами дупла долбя по стволам.

Милое дело – летать по балам.

О ком говориться в этом стихотворении?

А теперь я буду читать по несколько строчек, а ты выбирай слова со звуком л.

Какой звук мы сегодня учились произносить правильно.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА 20 – 20 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание работыФормы и методы работыДата проведения
1. Диагностическая работа
1.Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детейДиагностика1-15 сентября, 16-30 мая
2.Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детейДиагностика
2. Консультативная работа
1.Индивидуальное консультирование по запросу педагогов и родителейИндивидуальные консультацииВ течение года
2.Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по запросу учителя-логопедаИндивидуальные консультацииВ течение года
3.Групповое консультирование педагогов и родителейГрупповые консультацииВ течение года
4.Консультирование детей по запросам родителей и педагоговКонсультацииВ течение года
5.Поддержание связи с медицинской сестрой школыКонсультацииВ течение года
6.Поддержание связи с администрациейБеседы, консультацииВ течение года
7.Консультирование с учителями-логопедами, медицинскими работниками областиБеседы, консультацииВ течение года
3. Коррекционно-развивающая работа
1.Коррекционно-развивающая работаИндивидуальные и групповые занятия по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речиВ течение года с 16 сентября по 15 мая
4. Просветительская деятельность
1.Мероприятия по распространению логопедических знанийВ течение года
2.Педагогическое просвещение родителей и педагогов в плане предупреждения и коррекции речевых нарушенийВыступления на педсоветах, родительских собраниях. Оформление
5. Организационно-методическая работа
1.Оснащение логопедического кабинетаУборка, ремонт, покупка необходимого оборудованияИюнь, август
2.Изготовление дидактического, раздаточного, занимательного материала по предупреждению и коррекции речевых нарушений устного и письменного характераИзготовление пособийВ течение года
3.Пополнение логопедической библиотеки новыми изданиямиПриобретение новейшей логопедической литературы, сканирование, ксерокопирование материалов из различных источниковПо мере выхода в течение года
4.Оборудование и оформление кабинетаДооборудование кабинетаВ течение года
5.Посещение библиотек, изучение и обмен методической литературойРабота с литературными источникамиВ течение года
6.Посещение мероприятийПосещение методических советов, областных научно-практических конференций учителей-логопедов Гродненской области, курсов, семинаровВ течение года

зачисленных на пункт коррекционно-педагогической помощи

Дифференциация гласных А-Я

Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: “Дифференциация гласных А-Я”, имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я»

Тема : « Дифференциация гласных А-Я»

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед предлагает вспомнить гласные I и II ряда.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?

Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).

Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:

— губы в спокойном положении;

— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;

— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;

— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й , а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?

Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й , а] похожа.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании.

Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й , а]?

Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:

1. Запомни образование буквы «Я».

2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.

3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь

Образец: рыб – рыбка

4. Исправь ошибки:

5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.

6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?

стрый

тжелый

7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.

Кораблики перевернулись и утонули.

Митя и Аня пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:

5.1. Обобщающая беседа.

Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?

Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.

Логопед. Что нового узнали?

Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.

Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.

5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).

Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й , а], различную долготу и силу звучания:

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование коррекции звукопроизношения у младших школьников с НПОЗ
Ссылка на основную публикацию