Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ

Воспитание толерантности у детей с ОВЗ
статья

Выступление на МО воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie_tolerantnosti_u_detey_s_ovz.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у детей с ОВЗ

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.
Таким образом, актуальность проблемы налицо – ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского “толеран”) – терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников. В школе-интернате для детей с ОВЗ свойственна агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; “перегруженность” отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами и др.)
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Для плодотворного воспитания детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Работа всего педагогического коллектива должна быть направлена на преодоление и коррекцию этих и других отклонений. Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур. Применение на практике только одного этого подхода, в отрыве от других форм воспитания не даёт ожидаемого результата. Необходимо гармоничное сочетание многих форм: моделирование ситуаций, в которых “враги” вынужденно работают вместе или доказывают друг другу свои позиции: умение конструктивно решать, находить компромисс в конфликтных ситуациях; системы запретов нетолерантного поведения на бытовом уровне, беседа, дискуссия, метод самореализации, метод соревнований, анализ конкретных жизненных ситуаций, создание и анализ проблемных ситуаций, метод поощрения, пример, элементы социально-психологического тренинга.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий “толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути “инакости”, отличности от других.
Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Приоритетными направлениями являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции “ Я – сам”, “Я – другие”, воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку вступить в контакт. Именно через эти направления красной нитью проходит воспитание в духе толерантности. Личностное развитие и развитие в детях толерантности невозможно разграничить.
Несколько слов о формах работы. Интересен курс занятий О. В. Хухлаевой “Тропинка к своему “Я”, рассчитанный 1-8 класс. Занятия построены в увлекательной для детей форме, состоят из тестов, тренингов, игр, дискуссий. Вот некоторые темы занятий: “Конфликты и Я”, “Социальное восприятие: как узнавать другого человека?”, “Эмоциональный мир человека”, “Я – концепция и её ключевые компоненты”. Активно применяются и игровые методики Н.Е. Щурковой , ведь невозможно переоценить роль игры в воспитании детей.
Особое внимание уделяется играм раздела “Я – человек моральный”. Эти игры направлены на развитие способности содействовать благу другого.
Каждая имеет конкретную цель: либо – пробуждение интереса к другому, либо – научение общению с другим, либо – тренинг в поведении по отношению к другому, либо в признании непохожести Другого на тебя и формировании уважения уникальности каждого.
Интересны игры и других разделов, например, “Проблемы и аргументы”, “Разброс мнений”, “Парадоксы жизни” и другие многие формы работы: классные часы, беседы, разговор по душам, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Воспитание толерантности – одна из задач такого направления воспитательной работы, как “Основы гражданского самосознания”. Именно на мероприятиях в рамках этого направления дети расширяют знания из области граждановедения; знакомятся с национальной и другими культурами, религиями, традициями; обсуждают и раскрывают для себя качества, которыми должен обладать гражданин, достойный своей страны.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности воспитателя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.
Подходы к воспитанию толерантности
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, нужно опираться на личностно-ориентированный и деятельностный подход.

Принципы и правила позволяющие построить процесс взаимодействия с воспитанниками.
Принцип целенаправленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Принцип опоры на положительное в ребенке
Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.
Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
Повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе нужно развивать чувство сплоченности классного коллектива, обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формировать традиции коллектива.
Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса нужно обратить внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Можно провести такие классные часы «Культура мира», «Ты среди людей», «Стремись делать добро», «Мы – команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», провести читательскую конференцию по сказкам народов мира.
Для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей, но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм интолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, нужно стараться создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому нужно тесно сотрудничать со школьным психологом.
Психологические знания, которые будут получены ребятами на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Но следует отметить, что если в группе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу. Чтобы этого не произошло, надо стараться увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольном мероприятия, которые проводятся в школе регулярно. Результативными будут классные часы на тему «Наши отношения», «Учимся договариваться», «Улыбка и смех приятны для всех», «Шесть шагов разрешения конфликта», «О правах и обязанностях ребенка», а также в работе поможет психологическая игра «Необитаемый остров», «От простых проступков до угроз», «Детская шалость и нравственная ответственность», а также «Час общения» в форме познавательной игры.
В работе можно использовать такие методы, как беседа, дискуссия, метод самореализации, метод воспитывающих ситуаций, метод соревнований, анализ конкретных жизненных ситуаций, создание и анализ проблемных ситуаций, метод поощрения, пример, элементы социально-психологического тренинга.

Модель толерантной личности
Это гуманная личность , которую характеризуют:
уважение прав, свобод и достоинств других людей; интерес к людям, общительность;
терпимость, умение уживаться с другими; сформированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого; владение коммуникативными способностями.
Это творческая личность , которой присущи:
стремление к развитию индивидуальных способностей; постоянному обогащению внутреннего мира; готовность к самосовершенствованию.
Это здоровый человек:
физически развитый; не имеющий вредных привычек; владеющий приёмами и способами оздоровления своего организма; имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.
Это ответственная, добросовестная, порядочная, культурная личность, способная на бескорыстную заботу о других.

Используемая литература:
1. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
2. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИС,2005.
3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.
4. Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг
толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.
5. Щуркова, Н. В. Классное руководство: игровые методики. – М.:
Педагогическое общество России, 2004.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19

Статья просмотрена: 2758 раз

Библиографическое описание:

Лотфуллина Р. Д., Масимова Э. Э. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 914-916. — URL https://moluch.ru/archive/132/36960/ (дата обращения: 28.02.2020).

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с особенностями в развитии, толерантное отношение, ОВЗ, инклюзивное образование, интегрированное образование

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Решением этой педагогика-психологической проблемы становится введение инклюзивного образования [2]. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [4]. Иначе говоря, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ совместно со сверстниками в одном классе, а не в специальном. И для того, чтобы идеи инклюзивного воспитания в полной мере реализовались в России необходимо, необходимо изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия и агрессии до милосердия и заботы.

Несмотря на всю неверную информацию, страхи, стереотипы, вызывающих негативное отношение к людям с ограниченными возможностями, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении социализации, личностного развития и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства [3]. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях. Таким образом, интегрированное обучение детей следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это не только позволит детям с особыми потребностями обеспечить успех в жизни, но и дает р право выбора, даёт возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Необходимо осознавать, что детей с особенностями в развитии необходимо научить жить в социуме, навыкам независимости и самостоятельной жизни. А гарантом равных прав и условий для развития и самореализации должно выступить образование.

Начнем с понятия, в статье 11 «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году говорится «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии…» [4], как говорится в педагогическом словаре, толерантность — это «Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе этого качества лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой». [4]. Дело в том, что одна из важнейших проблем детей с особенностями в развитии является своеобразная «изоляция» от мира, общества, природы, а порой и элементарного образования. Другая не менее важная проблема — это наличие физических и психических барьеров, мешающих наладить контакты со сверстниками и приводящие в конечном итоге к неприятию и негативному отношению со стороны общества. Проблему усугубляет тот факт, что зачастую сами педагоги относятся к таким детям интолерантно. Педагогу необходимо понять, что нельзя насильно привить чувство терпимости исходя из его формального понимания, оно не должно навязываться, толерантность приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Именно поэтому педагогу необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия.

Рассмотрим несколько преимуществ интегрированного образования как для детей с ОВЗ, так и для детей с нормальным развитием [2]:

  1. Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
  2. Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
  3. Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
  4. Преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации

Многие преподаватели не знакомы с проблемой отклонений в развитии: они зачастую не имеют представлений о специфических особенностях развития, таких как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность детей к отношению окружающих, характерные для «особых» детей. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения [5].

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании преподавателей, их низкую информированность в области коррекционной педагогике и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым детям предполагает [1]:

‒ диагностику отношения педагогов и воспитателей к детям с особыми нуждами;

‒ знакомство учителей с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этилогии (Этилогия — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

‒ проведение тренингов, семинаров, «круглых столов», направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.

Работа педагога с детьми осуществляется в следующих направлениях:

‒ Диагностика личности ребенка с отклонениями в развитии;

‒ Диагностика отношения нормально развивающихся сверстников к детям с особыми нуждами;

‒ Коррекция психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии;

‒ Гармонизация внутриколлективных отношений, сплочение детского коллектива.

Конспект занятий для детей 6–7 лет по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам (авторы А. Алѐшина, Е. Худенко)

Занятие № 1. «Пойми меня»

Цель: формирование у ребенка потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии.

Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь.

1. Организационный момент

Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений.

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.)

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.

Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга.

3. Основная часть

Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком.

Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый.

Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета).

Ведущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте друг против друга.

Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот.

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме занятия: «Что нового вы узнали сегодня овзаимоотношениях между собой и другими?»

Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?»

Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе».

И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру.

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей.

Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся:

  • в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • отсутствии у учащихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • дефиците методических разработок в этой области.

С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя.

Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик можно определить следующим образом:

– создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка;

– обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития;

– создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями;

– установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.

– педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:

o познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,

o сочинения, защита исследовательских работ,

o конкурсы рисунков, стихов,

o социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

§ тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,

§ моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов,

§ досугово-развлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.

Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.

Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного действия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.

Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Учащиеся с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей.

Классному руководителю важно обратить внимание на достижение метапредметных результатов – освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.

Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя. Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок.

Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов.

Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников.

Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Лаура Платовна, Юсупов Насиб Абдулмагомедович

В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании ; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феталиева Лаура Платовна, Юсупов Насиб Абдулмагомедович

Formation of the tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education

Тhe article presents the most effective forms of work on the formation of a tolerant attitude of students, teachers and parents to the younger students with disabilities in inclusive education ; options for interactive lessons in inclusive and regular classes with the use of methods of art therapy, fairytale therapyand plot-role-playing games.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»

УДК 371.9:371.01 ББК 74.5:74.202.42

Л.П. Феталиева, Н.А. Юсупов

формирование толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании

В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказ-котерапии, сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.

L.P. Fetalieva, N.A. Yusupov

formation of the tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education

The article presents the most effective forms of work on the formation of a tolerant attitude of students, teachers and parents to the younger students with disabilities in inclusive education; options for interactive lessons in inclusive and regular classes with the use of methods of art therapy, fairytale therapyand plot-role-playing games.

Key words: children with HIA, inclusive education, a child with a disability, school space, junior high school student, tolerance, teaching tolerance, tolerant attitude.

Инклюзивное образование сегодня в научно-педагогической литературе рассматривается как процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах [2].

Инклюзивное образование – это целая философия взглядов, и уместить её в одну фразу невозможно [4]. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в законе «Об образовании

РФ», федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.) [8].

Минздравсоцразвития России в рамках программы «Доступная среда» (2011-2015 г.) осуществил коммуникационную кампанию «Люди так не делятся» (2011 г.).

Главная цель государственной программы «Доступная среда» – формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании. В рамках программы прошли мероприятия, связанные с обустройством городов и рабочих мест.

В данной программе прописано: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвали-

X О ГО S Q. to ф О

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проблема неприятия младших школьников с ОВЗ участниками образовательного процесса.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ [5].

Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она

предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых интоллерант-ных отношений.

Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное – это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность [3].

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

• педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;

• родители (законные представители);

Работу по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями необходимо проводить повсеместно и на самых разных уровнях с привлечением внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных рангов, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера (научные конференции и семинары, круглые столы, публикации материалов в периодической печати), организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями. И, безусловно, такая работа должна проводиться в каждой общеобразовательной школе.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям. [6].

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

С этой целью социальным педагогам необходимо проводить в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры, проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе.

Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых будет разной. Так, поскольку у дошкольников и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта.

Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными деть-

ми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ОВЗ может осуществляться путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

Так, например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Учащимся на данном занятии предложить изобразить обитателей птичьего двора. Им предоставляется возможность представить себя в роли «гадкого утенка» и понять чувства героя сказки, которого отвергают только потому, что он выглядит не так, как все, и описать свои переживания. Кроме того, учащиеся должны побывать и в роли обидчиков «гадкого утенка» и объяснить, почему они не приняли «утенка». В конце занятия ребятам можно предложить придумать другое развитие событий сказки в условиях принятия утенка обитателями птичьего двора [7].

Другой вариант проведения занятия -младшеклассникам необходимо просмотреть или прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Чтение (просмотр) сказки можно дать как домашнее задание за 1-2 дня до урока. На занятие учащиеся приносят рисунок к сказке «Гадкий утенок», где они изобразили ситуацию, в которой они больше всего переживали за утенка. Наиболее выразительные рисунки дети комментируют. После необходи-

Формирование позиции принятия и толерантности окружающих к детям с ОВЗ

ирина крипиневич
Формирование позиции принятия и толерантности окружающих к детям с ОВЗ

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого- педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей- инвалидов.

За период развития общественных отношений к детям-инвалидам цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования.

инклюзия – адаптация системы

к потребностям ребёнка

Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования, в том числе и дошкольного. Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Вместе с тем, инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!

Как и любое новое начинание, введение инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Одной из главных трудностей является настороженное и порой негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Во первых -это отношение родителей здоровых детей. Многие боятся, что это негативно скажется на развитии здоровых детей, стремятся ограничить это общение.

Часто выражают протест против “пребывания ” в их группах особых детей

Проблемы усугубляет и тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Что же такое толерантность?

Толерантность– это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.

В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.) рассматривают толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Педагогическая толерантность – способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения. Воспитывать у сверстников толерантное отношение к детям с ОВЗ.

Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями – это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность- это сострадание, эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но сострадающих беде – еще больше. «Толерантность – сострадание, поддержка, но ни как не равнодушие. дети с ограниченными возможностями здоровья, это те же дети, что и здоровые. Не знаю, как можно их разграничивать.

Мы, педагоги, просто обязаны их поддерживать, может даже чаще хвалить, они должны чувствовать, что они такие же, как все». Толерантность – это непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. Наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка. Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Толерантность – не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо – будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности

Введение инклюзивного образования, начиная с дошкольного уровня, сложный многогранный, но, все же, необходимый обществу процесс, позволяющий воспитать чувство сострадания, доброту, духовность. В социальном аспекте роль дошкольного учреждения очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму и успешно социализироваться.

С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым» положительно скажется на будущих отношениях взрослых и детей.

Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи взаимодействия с семьями: 1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей

. 3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогут разнообразные формы работы сродителями: открытые занятия; совместные праздники и развлечения; родительские собрания; встречи с интересными людьми; вечера отдыха; экскурсии; путешествия, выход на природу; совместные творческие дела; дискуссии; игровые и конкурсные программы; акции милосердия; презентации об успешных людях с ОВЗ

Журнал Педагог

Автор: Багрова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – Детский Сад № 35 “Родничок” П.Краснознаменский ЩМР МО
Населённый пункт: г. Щелково
Наименование материала: Статья
Тема: “Толерантное отношение к детям с ОВЗ”
Дата публикации: 24.10.2019
Раздел: дошкольное образование

«Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с

ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их

социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее

адекватного и эффективного вхождения детей в социум.

Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования

заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для

детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения

самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к

требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное

образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и

образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их

нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает

профессиональную деятельность специально подготовленных для системы

инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных

работников и т.д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов

ответственность ложится на педагога.

Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования

могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха,

зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического

развития должен решаться строго индивидуально.

Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья

детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим

развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром.

Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться

специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.

Учитывая различный уровень психического развития детей, возникает необходимость

в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ:

от полного и постоянного включения в учебный процесс до минимального и

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в

ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в

ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к

образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными

возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических

барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными

Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в

социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его

взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то как они

пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом

воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается,

главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение

системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В

первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное

отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.

Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при

проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются что это скажется на

развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают

протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные

установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и

ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и

отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ

боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует

негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными

возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их

такими какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации

ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных

отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных

учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах

комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для

успешного взаимодействия с окружающем его миром. У здоровых детей появляется

возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на

сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей

позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной

организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они

получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с

особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от

общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно

социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей

сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих

отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с

одной так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой

коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и

относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не

готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение

отличное от своего.

Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое

обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия

для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с

семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с

родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной

социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с

собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого

образовательного пространства, поможет понять взрослым свою

взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом

содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести

полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме Игрушки
Ссылка на основную публикацию