Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ

Занятие для детей с ОВЗ “Планета толерантности”

Содержимое публикации

Занятие-игра для учащихся с ОВЗ (3 класс)

Тема “Планета толерантности”

Цель: Дать учащимся коррекционной школы понятие о толерантности.

Воспитывать межличностные отношения обучающихся.

Задачи: Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.

Способствовать развитию сочувствия, сопереживания .

Развивать у учащихся умение слушать и слышать.

Оборудование: напечатанные слова и выражения с чертами характера и

качеств человека, презентация «Планета толерантности»,

стихи для заучивания наизусть.

Форма проведения: занятие – игра

Ход занятия

Вступительная беседа.

Психолог. Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Вместе с вами попробуем раскрыть значение этого слова.

– Представьте себе, что ваш друг/или подруга/ получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации?

/буду успокаивать, утешать/

-Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

– А почему вы будете сочувствовать ему? /потому что мы друзья/

– А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собаку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? /да/

Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит сопереживать, стремиться помочь.

/ Введение понятия «толерантность»/

– У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность».

Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?

/выслушивать мнение других людей/

Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Разбор ситуации.

Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривали.

Как вы думаете, из-за чего возник спор? /из-за непонимания/

Кто, по вашему мнению, из мальчиков прав? /никто/

Как бы вы поступили на их месте? /приняли бы мнение друг друга/

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо рисовать, отлично играет в футбол, кому-то нравится танцевать, а кому-то вышивать и т.д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу.

Игра «Это здорово!»

Цель: повышать самооценку, получать поддержку одноклассников.

Вы расскажите о любом своем качестве, умении или таланте. Например, «Я умею хорошо петь. Я научила подругу заправлять постель». В ответ на каждое такое высказывание все должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

Итак, толерантность предполагает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но часто происходят ссоры и конфликты. Как выйти из них? Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Решение проблемных ситуаций:

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

– сделаете ему замечание;

2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?

– будете смеяться над ним;

– будете защищать товарища.

3. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

– поговорите с приятелем;

– попытаетесь отобрать ее;

Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? /пониманием, сочувствием, уважать других людей/

Игра «Аплодисменты»

Когда я назову качество, которое помогает жить в мире и согласии друг с другом, вы хлопаете в ладоши, а если мешает – сидите тихо.

Честный, смелый, грубый, терпеливый, надежный, злой, врун, верный, ябеда, чуткий, отзывчивый, насмешник, решительный, жадный, внимательный, хитрый, справедливый, мужественный, добрый.

Беседа по сказке.

А сейчас послушайте сказку.

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружек. Вот она и обратилась к старому седому волшебнику. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра рано утром». Утром пришла Любовь в условленное место и видит, стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой. «Выбирай, – сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третья Красота, четвертая Печаль, пятую Доброта». «Они все прекрасны», – сказала Любовь. «Да, они все хороши, ты в жизни встретишься с ними, но выбери одну из них», – ответил волшебник.

– А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

– Почему она выбрала доброту?

/необходимо быть добрым к другим, отзывчивым, терпеливым, уважать

Чтение детьми стихов

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы. /М. Лисянский/

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

Подведение итогов занятия.

Вы познакомились с понятием «толерантность».

На плакате написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Прочитайте и выберите из них самые точные и верные качества.

/терпение, чувство юмора, расположенность к другим, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, спокойствие, вежливость/

Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей.

Почему так важно говорить о толерантности? Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут ссоры, споры, войны.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам 16 ноября отмечать Международный день толерантности /терпимости/.

Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании

Дорофеева Татьяна Анатольевна,Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова институт непрерывного педагогического образования, заведующая кафедрой дошкольного и специального образованиякандидат педагогических наук, доцентdorofeev_at@bk.ruСоболевская Александра Михайловна,студентка Хакасского государственного университета им.Н.Ф. Катанова институт непрерывного педагогического образования, г. Абаканslovonevorobe@mail.ru

Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании

Аннотация.В данной статье рассматривается вопрос толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Выявляются уровни сформированности когнитивного,эмоциональногокомпонента толерантности к детям с ОВЗ, а также поведение по отношению к ним в ситуации реального взаимодействия. Материалы статьи подкреплены результатами исследований.Ключевые слова:толерантность, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, детский церебральный паралич, когнитивный, эмоциональный, действеннопрактический компонентытолерантности.

В мире, где общество диктует правила и нормы поведения, формы общения и отношений –обязательно возникают ситуации непонимания и неприятия, потому что наш мир огромный, и каждый человек в нем диктует свои правила, каждая общность оказывает на картину мира в целом свое влияние, и оно мощно. Соединение интересов и установок таких общностей дают целостную картину мира, картину отношений и взаимоотношений людей друг к другу. В процессе взаимодействия людей естественно возникают отношения, которые могут быть положительными и отрицательными,устойчивымиили неустойчивыми.Одной из целей воспитания является выработка у подрастающего поколения определенногоотношенияк тем или иным объектам и событиям окружающего[1]. Отношение содержит в себе оценку, поэтому отношение–это способность исходить от себя, из своих оценок, с опорой на предыдущий опыт. Оценка является субъективной, поэтому может бытьправильной и неправильной. Фактором оценки является принадлежность.Она порождает права и обязанности, формирует отношения, порождает ожидания и предубеждения. Принадлежность играет важную роль в сфере взаимоотношений индивидов,следовательно, и в общественных событиях. Реальная значимость принадлежности требует от нас индивидуального отношения к окружающим. Недопустимым является отрицательное отношение. Именно такое отношение порождает агрессивные, интолерантные действия к человеку. Доминирующая позиция отказа от агрессии есть толерантность. Термин ©толерантностьª широко используется в биологии, медицине и ряде других естественных наук, обозначая ©отсутствие или ослабление реакции на какойлибо неблагоприятных факторовврезультате снижения чувствительности к его воздействиюª [2].В контексте данного исследования целесообразно рассматривать данный термин с позиций психологической науки, однако стоит указать и на истоки происхождения термина ©толерантностьª.Происхождение термина©толерантностьª уходит корнями в латинский язык, в переводеtolerantia–это, дословно,©терпетьª, ©выдерживатьª, ©переноситьª. В английском языке толерантность есть ©готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещьª, во французском языке это ©уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядовª;в китайском –©проявление великодушияв отношении другихª;в арабском языке толерантность понимается как ©прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другимª;в русском языке толерантность отождествляетсяс понятием ©терпимостьª [3]. Таким образом, в психологии толерантность –это свойство личности проявлять терпимость по отношению к окружающим явлениям и людям.Очевидной особенностью современного человеческого мира является разнообразие всех сторон его существования –социокультурныхукладов, способов жизнедеятельности, социальнополитических условий. Проблема толерантности вызревает в определенном опыте людей и только под воздействием реальной заинтересованности [4].В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М. Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практическидейственный) [5]:

когнитивный критерий –базовые стереотипы, широкая периферия;

знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;

эмоциональный критерий –эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);

действеннопрактический критерий –стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [5].Внаучный оборот понятие ©толерантностьª было введено Г. Олпортом. Согласно представлениям Г. Олпорта, предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется в раннем детстве: ©Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой […]В прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается ©угрожающая обстановкаª. Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза[…]ª [6].Толерантные отношения не возникают как отдельные качества личности, а формируются посредством обучения и воспитания в семье, в школе, с помощью СМИ, политики государства и т.д. Формирование толерантного отношения ребенка к окружающим –важный процесс, в ходе которого актуализируется проблема отношений к окружающему миру.Именно процесс обучения и воспитания влияет на формирование межличностных отношений, а так же на развитие толерантных отношений.Доказано, что толерантность формируется в младшем школьном возрасте, хотя предпосылки ее формирования закладываются в дошкольном возрасте.В психологопедагогических исследованиях Л.С Выготского, А.А Люблинской, А.В.Запорожца, А.Н Леонтьева, С.Л Рубинштейна подчеркивается мысль, что младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоциональноположительного отношения к представителям других национальностей, других социальных групп, формирования толерантности.Особое значение уделяют общению, его влиянию на выстраивание отношений в коллективе, где могут обучаться школьники разных национальностей, разного состояния здоровья и разных возможностей к обучению. Эмоциональная составляющая общения дает возможность влиять на формирование толерантности у ребенка посредством положительных эмоций. Учитывая, что ребенок подвержен влиянию эмоций значимого для него взрослого, можно выстроить политику формирования толерантных отношений посредством общения с родителями и учителем.В данной статье вопрос формирования толерантных отношений стоит особо остро, так как он рассматривается в контексте инклюзивного образования, которое пересматривает всю систему образованияи ставит задачей формирование единого образовательного пространства. Инклюзивное образование —это такая организация процесса обучения, при которойвседети, независимоот их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, —в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [7]. Сравнительно недавно Россия поменяла медицинскую модель инвалидности на психосоциальную, при которой дети с ОВЗ имеют право на полную реализацию себя в обществе. Носоциальная ситуация в нашей стране не позволяет в полной мере реализоватьпрограмму инклюзивного образования, нужнынекоторые меры поддержки лиц с ОВЗ, в томчисле, детей младшего школьного возраста. Поддержка должна быть материальной и психологической, которую могут оказывать окружающие люди. К лицам с особыми образовательными потребностями можно отнести детей, психологические, физические и умственные недостатки которых негативно влияют на возможность обучения в массовой школе с детьми с условной нормой развития. К таким детям относят и детей с таким видом нарушений опорнодвигательного аппарата, как детский церебральный паралич.Нарушения опорнодвигательного аппарата,к сожалению, все чаще встречающаяся патология в развитии ребенка. В Российской Федерации в настоящее время число официально признанных инвалидами превышает 11 млн. человек. [8]. По данным Н.М Назаровой, 5 –7 % детей имеют нарушения опорнодвигательного аппарата [9]. Основной задачей для педагогики и психологии является социальная адаптация и интеграция детей в общество. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был эффективным, необходимо знать клиникопсихологические особенности детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.Детский церебральный паралич может осложняться сенсорными нарушениями, нарушениями интеллекта, речи, психики ребенка. Степень выраженности зависит от тяжести нарушения опорнодвигательного аппарата и сопутствующих заболеваний. При особо тяжелых случаях дети не могут освоить навык ходьбы и манипулятивной деятельности, не могут самостоятельно себя обслуживать. При средней степени тяжести ребенок сможет овладеть навыками ходьбы с помощью специальных приспособлений, однако навыки самообслуживания у них развиты плохо изза недостаточности развития мелкой моторики. При более легкой степени нарушения опорнодвигательного аппарата ребенок в состоянии самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом и обслуживать себя. Однако могут наблюдаться нарушения координации позы, недостаточность мелкой моторики, непроизвольные движения. Все эти факторы оказывают негативное влияние на возможность обучения ребенка в массовой школе. Поэтому вопрос о формировании толерантности к детям с ОВЗ, как об одной из категорий нравственности, стоит остро и должен решаться до того момента, какребенок с ОВЗ поступит в общеобразовательное учреждение.Таким образом, проблема формирования толерантных отношений является актуальной в нашем обществе.Как указывалось выше, ученые выделяют несколько критериев толерантности: когнитивный, эмоциональный и практическидейственный. Данные критерии дают возможность для исследования и формирования толерантных отношений к детям с ОВЗ. Для эффективности и целесообразности исследования были проведены ряд методик на выявление уровня толерантных отношений к детям с ОВЗ на основе критериев толерантности. Исследовались все три компонентатолерантных отношений к детям с ОВЗ: когнитивный, эмоциональный, а также поведенческий. В опытноэксперементальной работе принимали участие 26 учеников начальных классовсредней общеобразовательной школы № 25 г. Абакана. Выбор школы обусловлен тем, что она является одной из площадок, на которой реализуется программа инклюзивного образования.

Когнитивный компонент характеризовал уровень информированности младших школьников об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях, о возможностях взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности, об организации обучения детей с ОВЗ, а также о возможности совместного обучения. Показателями уровня сформированности этого компонента является балльная система оценки. Эмоциональный компонент отражал наличие интереса к знаниям о детях с ОВЗ, особенностях их деятельности, общения. Так же оценивалосьстремление эмпанировать детям с ОВЗ, возможность и желание помогать им, сопереживать, поддерживать. Изучалось отношение к детям с ОВЗ учителей с позиций школьников с условной нормой развития. Деятельностный компонент отражал уровень реального проявления толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости к с особыми образовательными потребностями, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ОВЗ.Для каждого показателя были выделены уровни: высокий, средний и низкий,и критерии их определения.Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что когнитивный компонент сформирован у учащихся на среднем уровне. Детисусловной нормой развития сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Однако большинство детей с условной нормой развития (73%) считают, что дети с ОВЗ не могут заниматься спортом, музыкой и другими видами искусства, не видят возможностей совместной деятельности с ними. Однако небольшая часть детей (11%) знают о том, что с детьми сОВЗ можно заниматься совместной деятельностью и вместе обучаться и склонныполагать, что школа располагает возможностями и ресурсами для внедрения инклюзивного образования.Небольшая группа учащихся с условной нормой развития(16%)имеют низкий уровень представлений о детях с ОВЗ и о способах взаимодействия с ними.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда

В ходе выявления сформированности эмоционального компонента было выявлено, что большинство учащихся с условной нормой развития (80,7%) испытывают жалость к детям с ОВЗ, 19%из них –безразличие. Желание помогать детям с ОВЗ проявляют 88%детей, 77%из них радуются, когда помогают. 85%учащихся считают, что не могут незаслуженно обидеть ребенка с ОВЗ, однако общаться с детьмис ОВЗ хотят лишь 54%детей. Большое количество детей радуются, когдадетям с ОВЗ активно помогает учитель(73%). Небольшая часть учащихся с условной нормой развития (46%) считают детей с ОВЗ общительными. Подавляющее количество учащихся (85%) считают детей с особыми образовательными потребностями неагрессивными. Отношение учителя к детям с ОВЗ с точки зрения детей с условной нормой развития, в целом, хорошее, так считают 88%детей. Таким образом, в ходе исследования эмоционального отношения к детям с ОВЗ учащихся с условной нормой развития был выявлен средний уровень –дети, в большинстве случаев(75%)испытываютжалость, не хотят общаться с детьми с ОВЗ, у некоторых из них проявляется нейтральное отношение к детям с ОВЗ, а иногда даже и безразличное.

В ходе исследования поведенческого компонента по отношению к детям младшего школьного возраста с ОВЗ был также выявлен средний уровень. На деле дети с условной нормой развития, в основном (58%), проявляют нейтральное отношениек детям с особыми образовательными потребностями, стараются обходить их стороной и не ввязываться в разговоры с ними. Однако у 15%учащихся есть истинное желание общаться, учиться вместе с детьми с ОВЗ. Но все же у 27%детей часто проявляется явно безразличное отношение к детям с ОВЗ, некоторые из них прямо указывают на то, что считаютдетей с ОВЗ такими же членами общества,как и детей с условной нормой развития и не считают нужным им помогать или оказывать определенную психологическую поддержку. Данные исследования представлены в таблице 1.Таблица 1Уровни сформированности компонентов толерантности младших школьников

№п/пКомпоненты толерантностиУровни сформированности компонентов толерантности у младших школьников

высокийсреднийнизкий1Когнитивный 11%73%16%2Эмоциональный14%75%11%3Деятельностный 15%58%27%

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования сформированности толерантных отношений к детям с особыми образовательными потребностями, дают понять, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним. Дети с ОВЗ нуждаются в общении, психологической поддержке и не должны чувствовать себя непринятыми современным обществом. Одной из основных задач учителей, педагогов и психологов –научить детей младшего школьного возраста быть толерантными друг к другу. Эта задача выполнима при условии, что будут приложены достаточные усилия со стороны всех участников образовательного процесса.

Ссылкинаисточники1.Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО ©МОДЭКª, 2003. –240с.2.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.; Под ред. Д. Н. Ушакова. –М.: Русские словари, 1994 –Т.4.М.,1994. С. 685. 3.Соколов Э. В. Культура и личность/ Э. В. Соколов. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. 228 с.4.Толерантность и культура межнационального общения: Учебнометодическое пособие (для студентов высших учебных заведений). –Краснодар: ПросвещениеЮг, 2009. –307 с. 5.Можейкина Л.Б.Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск , 2006.6.Фрейд Анна. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. –М.: Апрель Пресс, Издво ЭКСМОПресс, 1999. –400 с. (Серия ©Психологическая коллекцияª)7.Журнал ©Инклюзивное образование в Россииª Юнисеф Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г. Дизайн и верстка: Дмитрий Горнов (BBDO), Владимир Павликов (BBDO); Отпечатано в типографии ООО ©БЭСТпринтª107023, Москва,ул. Электрозаводская, д. 218.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. –М.: Просвещение,1995.9.Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ.С 718 высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. —Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева и др. —М.:Издательский центр ©Академияª, 2008. —400 с.Dorofeeva Tatyana AnatolyevnaKatanov Khakas State UniversityInstitute of Continuing Teacher Education

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ

Общество является динамической системой, вследствие чего со временем у людей изменяются мнения, перераспределяются приоритеты. И в настоящее время в нашем социуме ставится проблема интеграции людей с ограниченными возможностями, которые должны восприниматься окружающими как равные в возможностях и правах, но наше общество не всегда готово принять таких людей. Как решить данную проблему непринятия? Существует много путей, но одним из основных является развитие качеств личности путем привития толерантного отношения детям с младшего возраста, где главную роль играют социальные институты школы и, несомненно, семьи.

На сегодняшний день количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов неуклонно растет. В 2009г. численность таких детей в Иркутской области составила 5,6% от общей численности населения в возрасте до 18 лет [3]. В 2012 г. по сравнению с 2011г. число зарегистрированных детей- инвалидов увеличилось на 2%. По данным на 1 января 2013г. в области проживает 13208 детей-инвалидов [6]. За последние 3 года эти данные существенно не меняются (2,5% от общей численности населения области), хотя этот показатель превышает среднероссийские цифры и показатели Сибирского Федерального Округа [16].

В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют те же права, что и их сверстники: право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность [2]. В связи с этим государством РФ предпринимаются попытки создания доступной среды для детей с ОВЗ посредством инклюзивного образования, регулируемого Конституцией РФ, федеральным законом (ФЗ) «Об образовании», ФЗ «О защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка, которое должно помочь в социальной адаптации и развитии. Но такая интеграция подразумевает под собой изменение институтов, чтобы включения всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав и т.д., в противном случае результатом инклюзии может стать углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантности к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет [1]. И как показывает практика наше общество и его институты в недостаточной степени готовы к такого рода интеграции. По результатам социологического опроса среди школьников общеобразовательных школ г.Иркутска в возрасте от 14 до 17 лет лишь у 30% прослеживалось уважительное отношение к детям с ОВЗ. Это связано с тем, что детям не прививается толерантное отношение к инвалидам, а если и прививается, то носит хаотичный характер. Так, проанализировав общешкольные и классные воспитательные мероприятия пяти общеобразовательных учреждений г. Иркутска и Иркутского района[8,9,10,11,12], обнаружили, что работа по просвещению о проблемах детей с ОВЗ нигде четко не обозначена, а также не обозначены и мероприятия, проводимые с целью привития толерантного отношения. В связи с этим, согласно опросу, получаем следующие цифры, доказывающие о недостаточном освещении проблемы: 10% опрошенных респондентов признались, что им никогда не рассказывали о проблемах детей с ОВЗ и как к ним нужно относиться. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию мы предлагаем отказаться от классической модели пропаганды «государство-школа-учитель-ребенок» к абсолютно новой, и как нам кажется действенной модели «государство-школа-учитель-родитель-ребенок».

Организация и совершенствование работы с семьей является важным направлением повышения эффективности воспитательной работы, проводимой с детьми и подростками в образовательном учреждении. Это доказывается данными, полученными учеными из разных стран, которые установили, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений [15]. И благодаря введению нового ФГОС основного общего образования, роль родителей в образовательном и воспитательном процессе перешла из пассивной в активную. Теперь они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, а также при необходимости присутствовать на уроках. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Если раньше на первом месте в роли ответчика получения образования стоял сам ребенок, то сейчас заключается трехсторонний договор образовательное учреждение-руководитель-родители, где прописаны обязанности каждого в воспитании ребенка.

В пункте 18.2.1 «Программа развития универсальных учебных действий» [14] упоминается о развитии педагогической компетентности родителей в целях содействия социализации обучающихся в семье, и об учете индивидуальных и возрастных особенностях обучающихся, культурных и социальных потребностях их семей,ведь не всегда родители знают о них. Не знают родители и о подходах и методах, которые помогли бы им рассказать о социальной проблеме своим детям. В связи с этим возникает необходимость просвещения родителей об актуальных социально-значимых проблемах. На сегодняшний день – это проблема толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ. Для того, чтобы родители были готовы к работе по формированию толерантного поведения своих детей, необходима переориентация сознания и мышления родителей на новую модель воспитательной деятельности, вооружение родителей новыми педагогическими знаниями и умениями, в частности, для модернизации содержания воспитательной работы с учетом федерального и регионального компонентов.

Пункт об учебном плане основного общего образования 18.3.1 говорит нам, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Возникает вопрос, родители каких детей должны принимать участие в разработке учебного плана? Только ли родители детей с ОВЗ? Мы считаем, что ни один из родителей не должен оставаться в стороне, а являться активным участником в создании индивидуального учебного плана. Именно эта идея привлечет родителей к проблеме «особых детей». Если родители поддерживают ребенка, значит, верят в него. Родители не могут заставить ребенка принять какие- то решения, но, тем не менее, они оказывают на ребенка сильное влияние. Общение между родителями должно заключаться на взаимосвязанном вербальном и невербальном уровне. Уже на основе этого взаимодействия ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Таким образом, будущие действия ребенка подкрепляются через отношение родителей к детям [5].

Следовательно, необходимо проводить различные мероприятия для родителей, такие как: родительские собрания; тренинги по коррекции детско-родительских, внутрисемейных отношений; индивидуальные беседы с учителем; анкетирования для родителей; участие родителей во внеклассной работе и другие виды работы. Данные мероприятия помогут родителям найти общий язык с детьми, а также они смогут постепенно и без затруднений рассказать своему ребенку о той или иной социальной проблеме. Для того, чтобы данные мероприятия носили регулярный, а не периодический характер у каждого общеобразовательного учреждения должен существовать план работы с родителями. К задачам плана должны относиться: установление контакта и создание благоприятной атмосферы общения с родителями обучающихся; ознакомление родителей с необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространѐнной ошибки родителей в воспитании детей; оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования. Но на практике, план работы с родителями носит сугубо номинальный характер и в основном вся работа с родителями сводится к решению организационных вопросов, касающихся школьных мероприятий, успеваемости и хозяйственных нужд [8,9,10,11,12].

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе воспитания толерантного поведения детей [4], следовательно, их деятельность должна быть совместной. Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей необходимо проводить с учѐтом особенностей семьи, родителей, и прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так, дома, в семье ребѐнок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников. Об этом свидетельствует и анализ образовательных учреждений г. Иркутска, проводимый департаментом образования [13].

Необходимость освящения проблемы толерантного отношения к детям с ОВЗ на сегодняшний день в нашем обществе и определения социального института, который играет главную роль в формировании толерантности к «особым» детям подтверждается также социологическим опросом, в котором приняли участие 200 учащихся общеобразовательных учреждений г. Иркутска в возрасте от 14 до 17 лет.

Почти каждый из опрошенных подростков когда-либо встречал детей с ограниченными возможностями здоровья в своей жизни, а у 30% опрошенных есть знакомые или родственники с ограниченными возможностями. В ответах этих 30% школьников более четко прослеживается уважение к детям инвалидам. На вопрос «Кто рассказал о правильном отношении к таким детям?», минимальное количество опрошенных прочитало о проблеме в СМИ или интернете, меньше половины учеников услышали об этом от учителей, и подавляющее количество (70%) узнали об особенностях детей с ОВЗ от родителей. В вопросе «Кто должен прививать уважение детей к детям с ОВЗ?» было 3 варианта ответа: «учителя», «родители», «свой вариант». Все участники опроса выбрали вариант ответа «родители», и 80% выбрали еще один вариант: 40% из них отметили вторым вариантом учителей, другие 40% в графе «свой вариант» написали «общество в целом».Мнения учащихся сошлись в вопросе «Как ваши родители относятся к детям инвалидам?» Большинство участников опроса ответили, что они считают таких детей полноправными членами общества, а остальные 20% считают, что отношение их родителей нейтральное. Здесь можно проследить положительную тенденцию, о которой мы говорили ранее: если родители учащихся хорошо относятся к интеграции детей-инвалидов и обычных детей в общеобразовательной школе, то и их дети будут относиться к этому положительно.

Благодаря теоретическим положениям и проведенному социологическому опросу можно сделать вывод, что главную роль в формировании не только простой личности у своих детей, но и толерантной, главным критерием которой является знание самого себя, защищенность, ответственность, потребность в определенности, ориентация не только на себя, но и на других, приверженность к порядку, способность к эмпатии, чувство юмора, авторитаризм играют не только школа и учителя, но и родители. Именно они смогут научить младшее поколение уважать «особых» детей. А тесное сотрудничество родителей и школы приведет еще к более положительным результатам.

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Н.В. Новикова, Л.А. Казанова, С.В. Алехина; под. общ. ред. Н.В. Лалетина// Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. – Красноярск, 2013. – С. 71-95.

2. Декларация о правах инвалидов, принятая 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. URL: www.mpil.de/files/pdf2/deklaracija_o_pravah_invalidov.pdf (дата обращения: 06.11.2014)

3. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Доступная среда для инвалидов» на 2011 – 2015 годы от 12 октября 2010 года № 248-пп[Электронный ресурс]. URL://docs.cntd.ru/document/469409116 (дата обращения: 06.11.2014).

4. Зиганшина Н.Л. Формирование толерантного поведения подростков в семье[Текст] :дисс. … канд. пед. Наук: 13.00.01 / Н.Л. Зиганшина. – Казань: 2006ю – 192 с.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов[Текст] /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: 2006. – 544 с.

6. Лабаева, С. Материалы круглого стола «О социальном сопровождении инвалидов и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию» [Электронный ресурс] / С. Лабаева. URL://baikal-info.ru(дата обращения: 12.12.2014).

7. На пути к толерантному сознанию [Текст] / отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.

8. Перспективный план воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа» на I четверть [Текст]. – 4 с.

9. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, лицей №1 [Текст]. – 10 с.

10. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №17 [Текст]. – 5 с.

11. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №27 [Текст]. – 9 с.

12. План воспитательной работы на 2014-2015 уч. г. МБОУ г. Иркутска, средняя общеобразовательная школа №29 [Текст]. – 17 с.

13. В Ленинском округе прошел круглый стол, посвященный взаимодействию школы и родителей [Электронный ресурс] / Пресс-служба администрации г. Иркутска..URL://gorod.irk.ru (дата обращения: 22.12.2014).

14. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]URL:минобрнауки.рф/документы/938/файл/. /10.12.17-Приказ_1897.pdf(дата обращения: 02.10.2014).

15. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие [Текст] /М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчукю – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 192 с.

Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Создавая развивающую речевую среду эффективно использовать интегрированные занятия, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала обучающихся, а частая смена деятельности способствует более активной и заинтересованной работе.

  • Научить детей создавать новогоднюю игрушку — звезду.
  • Закрепление, уточнение знаний по новогодней тематике;
  • Научить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
  • Продолжать закреплять умение работать с бумагой по алгоритму.
  • Закреплять навыки правильного звукопроизношения, грамматического структурирования высказывания;
  • преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи;
  • совершенствовать основные психомоторные качества (координацию и переключаемость движений, мышечного тонуса, двигательную память и произвольное внимание) общую и мелкую моторную сферу;
  • преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • развивать высшие психические функции.
  • Воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
  • воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам;
  • воспитывать умения взаимодействовать в команде, договариваться, выступать публично, умение выслушать точку зрения товарища и аргументировать свое мнение.
  • Воспитывать аккуратность при работе с клеем, терпеливость и любовь к труду.
  • Условные обозначения ёлки, снежинки и звезды, видео «Физ. минутка с ёлкой», презентация «Алгоритм изготовления звезды из бумаги».
Читайте также:  Методическая разработка по автоматизации звуков

Схемы (раздаточный материал):

  • Бейджики разных цветов, квадраты из цветной бумаги, клей, клеёнка, схемы для отстукивания ритма.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель логоритмики: Здравствуйте, сегодня у нас необычный, совместный урок логоритмики и ручного труда. Но начнем мы как обычно и поприветствуем друг друга и наших гостей.

Я здороваюсь везде — (хлопки)
Дома и на улице. (соединить пальцы рук, изобразить крышу, развести руками показать улицу)
Даже «здравствуй» говорю (хлопки)
На соседней улице. (соединить «большие» пальцы рук, остальные растопырить и махать ими)
Здравствуй, солнце золотое, (соединить руки крест на крест, ладошками вверх, пальцы растопырить и двигать ими)
Здравствуй, небо голубое, (руки поднять вверх, показать небо)
Здравствуй, тоненький дубок, (соединить предплечья рук, кистями изобразить крону дерева)
Здравствуй, легкий ветерок, (плавные движения руками, имитация ветра)
Здравствуй, утро, (жест вправо)
Здравствуй, день, (жест влево)
Мне здороваться не лень. (приложить обе руки крест на крест к груди)

2. Основная часть.

Учитель логоритмики: А теперь посмотрите на свои бейджики и рассаживайтесь по группам. (Дети рассаживаются в соответствии с цветом бейджиков).

Учитель логоритмики: Посмотрите, у вас на столах лежат схемы, вам нужно их внимательно рассмотреть и выполнить соответствующие действия столько раз, сколько раз повторяется картинка, для того чтобы знать какое действие обозначает каждый рисунок посмотрите на доску и прочитайте условные обозначения: ёлка – хлопок, снежинка – притоп, звезда – шлепок.

(Дети читают, совместно с учителем выполняют движения).

Учитель логоритмики: А теперь выполняем задание, сначала каждый демонстрирует выполнение задания перед своей группой, а потом вы должны договориться и выбрать двух человек из своей группы для выполнения упражнения у доски. Один из них будет держать ритмический рисунок, а второй отстукивать ритм.

(Детям дается несколько минут для подготовки, после чего из каждой команды выходят по два ученика и отстукивают ритмический рисунок, остальные дети внимательно следят за правильностью и точностью выполнения, после чего комментируют).

Учитель логоритмики: Молодцы!

Учитель логоритмики: Вы же знаете, что к нам приближается славный праздник Новый год? По этому случаю давайте вспомним новогоднюю пальчиковую считалку «Один, два, три, четыре…» и повторим её.

Один, два, три, четыре (ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на правой руке)
Пахнет ёлкою в квартире (поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Три, четыре, пять и шесть (соединяют пальцы левой руки)
Не заставят кашу есть. (ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Пять, шесть, семь, восемь (соединяют пальцы правой руки)
На пирог сегодня просим (делают манящие движения рук)
Потому что девять, десять (соединяют пальцы левой руки)
Мама с папой тесто месят! (имитация «месим тесто»)

– Как вы думаете, мама с папой к какому празднику готовятся? (к Новому году)

– А что для этого они делают? (месят тесто и пекут пирог)

– А как вы догадались, что они готовятся к Новому году, из каких строчек? (Пахнет ёлкою в квартире).

– Как вы думаете, новогодняя ёлка отличается чем-нибудь от лесной ёлки? Если да, то чем? (Новогодняя ёлка украшена, а лесная не украшена)

Учитель ручного труда: А наша елочка не украшена. Давайте её украсим. У нас есть квадраты из цветной бумаги и клей. Как вы думаете, какое украшение для елочки можно сделать?

(Дети перечисляют украшения, какие можно сделать из цветной бумаги, а учитель с помощью вопросов подводит детей к нужному нам ответу, украшению звезда).

Учитель ручного труда: Чтобы изготовить звезду понадобится много терпения и хорошая слаженная командная работа. Если вы к этому готовы, можно начинать делать ёлочную игрушку– звезду.

(Рассматривание последовательности выполнения работы с помощью слайдов).

Слайд 1. У звездочки 16 одинаковых лучей (модулей). Они вклеены друг в друга кончиками. Чтобы её собрать нужно подготовить лучики.

(Каждый ученик делает из бумаги лучик, заготовку для будущей звезды)

Слайд 2. Подготовка деталей: Сложим квадрат пополам, цветной стороной внутрь. Нижние уголки отогнем вот так вверх.

Слайд 3. Перевернем заготовку и отогнем еще 2 уголка. Получится треугольник.

Слайд 4. Сложим верхнюю двойную часть вот так наискосок.

Слайд 5. То же самое сделаем с обратной стороны, получится самолетик.

Слайд 6. Развернем заготовку.

Слайд 7. Перевернем ее крылышками вниз. Отогнем угол вот так.

Слайд 8. Перевернем заготовку и сложим ее вдоль.

Учитель ручного труда: Луч готов. У всех по одному лучику. Нас 10 значит и 10 лучиков. А нам нужно 16. Мы вспомним всю последовательность работы и сделаем еще 6 лучиков, т.е. каждая группа должна будет изготовить по 2 лучика. Но перед этим сделаем небольшую паузу в виде физ. разминки, а затем продолжим работу.

Учитель логоритмики: Физ. минутка «Ёлочка» (видео)

(Дети после физ. минутки садятся на свои места и продолжают делать заготовки — лучики)

Учитель ручного труда: Рассмотрим все лучи. У каждого есть две ножки и два кармашка.

Слайд 10. Разложим лучи друг за другом в кружок.

Слайд 11. Вставим ножки второго луча в кармашки первого. Точно так же вставим третий луч.

Учитель ручного труда: ПОДУМАЙТЕ и ДОГОВОРИТЕСЬ, кто будет выполнять. Внимание! Звездочка не сможет висеть, будет рассыпаться. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Намажем кончики ножек клеем. Так они прилипнут внутри к кармашкам).

Учитель ручного труда: Вклеим все 16 лучиков друг в друга.

(Каждая группа детей несет свои заготовки – лучики на общий стол и вместе с учителем вклеивают все 16 лучиков друг в друга).

Учитель ручного труда: Оставим полежать на столе подсушиться.

Учитель ручного труда: Так выглядит готовая звездочка.

Оценивание: Звезда получилась очень красивой, а значит мы все молодцы! Потрудились на славу!

3. Рефлексия.

– Что вам запомнилось на занятии?

– А какие трудности возникли при работе?

ШЛЕПОК — Удар ладонью по какой-л. части тела. (Словарь Ефремовой)

ШЛЕПОК – Удар по чему-н. плашмя, чем-н мягким. (Словарь Ожегова)

1) Смирнова Е.В.,
учитель-логопед

2) Агафонова Т.А.,
учитель начальных классов

Конспект логоритмического занятия для детей с ТНР с использованием ИКТ «Нотки»

Ольга Орлова
Конспект логоритмического занятия для детей с ТНР с использованием ИКТ «Нотки»

Логоритмическое занятие для детей с ТНР (подготовительная группа)

подготовили: учитель-логопед высшей квалификационной категории

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад№8» г. Рязани

Тема:»Весёлые нотки»

Цель: Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:1. Способствоватьразвитию певческого диапазона голоса, чувства ритма.

2. Развивать продолжительность речевого направленного выдоха.

3. Совершенствовать мелкую моторику.

4. Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

5. Воспитывать певческую деятельность, умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

6. Развивать чувство ритма.

7. Развивать двигательную, зрительную и слуховую память.

8. Воспитывать умение переключаться с одного поля деятельности на другое.

Оборудование: Презентация «Весёлые нотки» демонстрационные нотки на каждого ребёнка, нотный стан, сундучок, демонстрационный скрипичный ключ, костюм на взрослого (лисичка, музыкальный инструмент, карточки с изображением нот на нотном стане,маски :медведь, ёж, волк, заяц, лиса, белка, лось.

Ход логоритмики:

Слайд№1: картинка «Цветное пианино»

Дети входят в зал под песню группы Великаны «До-Ре-Ми», музыка А. Данилко, слова А Пряжникова, в руках ноты.

Делают круг на припев движения рук с нотками вперёд и вверх.

Логопед:Загадывает загадку про ноты:» Семь кружочков – малышат

На линеечках сидят

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют

Очень заняты работой

Логопед: Что такое ноты? Дети для чего нужны нам ноты. Назовите нотки по порядку.

Слайд№2- картинка – «Нотный стан»

1. Упражнение «Звуки музыки»

Логопед:Инструкция: Дети, у каждой нотки свой голос, давайте попробуем спеть каждую из нот.

РЕ-деревья во дворе

ФА – в лесу кричит сова

СОЛЬ- играет детвора

ЛЯ- запела вся земля

СИ- поём мы для того, чтобы вновь вернуться к ДО

Слайд№3- картинка «Нотный стан с двигающими нотами»

2. Упражнение на дыхание и голос

Логопед: 1, 2, 3, 4, 5 будем нотки расставлять.

Инструкция: Подуем на нотку и каждая, как птичка полетит на свою линеечку.

Дети дуют, и каждый ребёнок расставляет ноты на нотный стан.

Слайд №4-жёлтые ладошки

3. Пальчиковая гимнастика» Нотная ладошка»

Логопед: Мы ребята приглашаем вас, отдохнуть в музыкально гостиной.

Инструкция: Давайте присядем на стулья и выполним пальчиковую гимнастику.

На ладошке своей – указательным пальцем правой руки чертим полоски на левой ладошке

Нотки все назову и про нотки свои я друзьям расскажу- сжимаем и разжимаем кулачки.

Нотка ДО – в воздухе кулачком под ладошкой показать

Нотка РЕ- под мизинцем

Нотка МИ – на мизинчике

Нотка ФА- между мизинчиком и безымянным

Нотка СОЛЬ – на безымянном

Нотка ЛЯ – между безымянным и средним пальцем

Нотка СИ- на среднем пальце

Знаю нотки теперь – хлопки по коленям и в ладоши.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ- пальчики здороваются друг, с другом начиная с большого.

Я отвечу- руки к себе

Ты, спроси- руки в стороны.

Логопед: В нашей музыкальной гостиной есть волшебный сундучок.

Ребята давайте посмотрим, что там лежит? Но как, же нам его открыть.

А поможет нам его открыть – загадка.

Инструкция: Послушайте ребятки, мою новую загадку.

Загадка: Завитой, красивый знак

Нарисуем мы вот так:

Он велик и всемогущ

Дети: Скрипичный ключ

Слайд№5-картинка «Волшебный сундучок»

Логопед: С загадкой справились отлично, и сундучок открылся быстро.

Открываем сундучок – в нём лежит скрипка.

Слайд №5- картинка «Лисичка со скрипочкой»

4. Упражнениена координацию речи с движением

«Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е. Журливой,муз. Н. Филипенко

Инструкция: Ребята давайте с вами, выполним упражнение» Лисичка со скрипочкой»

Роль лисички выполняет музыкальный руководитель

1. Вот взяла лисичка скрипку – изображают игру на скрипке

Села с нотами по липку

Звонкий тоненький смычок

Заиграй-ка гопачок – 2 раза

2. Прибежали на лужайку – бегут на месте

Медвежата, белки, зайки – изображают «медведя, зайца»

Пляшут звери и поют – танцуют, выставляя ногу на пятку, руки в стороны

Звери весело живут

Слайд №7- картинка»Лесные звери с инструментами»

Лиса: Я лисичка не простая

Играть на скрипочке люблю

И вас ребята научу

Лесную школу открываю

И вас в зверюшек превращаю.

Детям надеваем маски лесных зверей.

Слайд№8-картинка»Нотки»

5. Игра»Нотки по порядку»

Инструкция: Ребята давайте попросим лесных зверей найти нужные нотки и выстроить их по порядку.

Ты медведь сюда иди

Нотку ДО всем покажи

Серый волк сюда беги

Нотку РЕ скорей возьми

Ну, а ёжик весь колючий принеси МИ нотку лучше

Зайчик весь пушистый очень

К нотке ФА прийти захочет

Ну, а белка нотку СОЛЬ

Принесёт скорей с собой.

Ты лисичка торопись

С ноткой ЛЯ, ты подружись

Ну-ка лось сюда иди

Нотку СИ в рогах неси.

Вдруг все нотки разыгрались, по полянке разбежались. Ну-ка нотки соберись по порядку становись.

6. «Песенка про нотки»

Инструкция: Лесная музыкальная школа закрывается, песенка про нотки исполняется.

Музыка К.Певзнер Слова: О. В. Орловой

1. Нет для ноток разных стран

Всем они понятны

И для ноток нотный стан

Как ковёр нарядный

Мы расскажем, вам секрет

Лучше ноток в мире нет!

Припев: Есть нотка «до» такая

И нотка» ре» смешная

А нотка «фа» танцуя

Бежит за ноткой «ми»

Щебечет «соль», как птичка

А «ля» её сестричка

А нотка «си» уселась

Всех выше посмотри!

2. Вот и гамма вся как есть

Словно радуга они

Ровно семь по счёту

Дружбой, с ними дорожим,

Познакомить вас спешим

3. Ах, как нотки хороши

Хороши все вместе

Полюби их от души

Нет без ноток песен

Марша нет и танца нет

Каждый нотками согрет

4. Будем с нотками дружить

Петь и веселиться

Нам без ноток не прожить

Как без крыльев птице

Вам признаемся, друзья!

Вместе мы одна семья!

Итог занятия: Оцениваем деятельность каждого ребёнка.

Прекрасно, когда звучит музыка, а музыку нам открывают ноты.

Будем с нотками дружить!

Слайд №9- картинка «Смайлик»

Прикреплённые файлы:
notki_tsa7a.pptx | 1353,69 Кб

Конспект комплексного занятия для первой младшей группы с использованием ИКТ «У бабушки в деревне» ЧДОУ Детский сад 170 ОАО «РЖД» г. Белово Кемеровской области Воспитатель: Хуголь Татьяна Федоровна Конспект комплексного занятия для первой.

Конспект ООД с использованием ИКТ по ОО «Познание» для группы детей 3–4 лет «Одежда» Конспект ООД с использованием инновационных технологий по образовательной области «Познание» для группы детей 3-4 лет «ОДЕЖДА» Подготовила.

Конспект занятия по ручному труду с использованием теста в подготовительной логопедической группе детей с ТНР .

Конспект занятия «Путешествие в космос» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 103” города Краснодар КОНСПЕКТ.

Конспект занятия для детей средней группы с использованием ИКТ «Путешествие по Солнечной системе» ЗАДАЧИ: 1. Дать детям представление о строении Солнечной системы. 2. Формировать интерес к изучению космоса. 3. Закреплять навыки прямого и.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе детей с ТНР Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц Задачи: Познавательные: – закреплять знания детей о зиме,.

Конспект занятия с использованием ИКТ для средней группы «Животный мир Арктики и Антарктики» Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус): А вы знаете, что где-то Круглый год – зимой и летом – Океан укрыт от света Толстым.

Конспект занятия с использованием ИКТ по развитию связной речи детей подготовительной группы «Сказка на новый лад» Конспект занятия с использованием ИКТ по развитию связной речи детей подготовительной группы «Сказка на новый лад». Воспитатель: Ромащенко.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дом дружбы» с использованием ИКТ технологий для детей 6–7 лет Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дом дружбы» Образовательная область: социально-коммуникативное направление. Цель:.

Конспект занятия с использованием интерактивной доски «Зимняя сказка» в подготовительной группе для детей с ТНР КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ПО ТЕМЕ: «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» ЧЕРЕЗ ИКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР Подготовили: Сухорученко С. А.

Путешествие в зимний лес: конспект занятия по логоритмике в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 “АБВГДешка”

Богданова Ольга Александровна

Учитель-логопед, МАДОУ “Детский сад “Алёнка”, г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богданова О.А. Путешествие в зимний лес: конспект занятия по логоритмике в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 “АБВГДешка” // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 07.01.2021).

Доброе утро. Сегодня представляем вам вместе с музыкальным руководителем Еленой Александровной логоритмическое занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в зимний лес».

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения и слова.

Выполняя эти упражнения, развивается темп, дыхание, ритм, артикуляция, мимика и творческие способности.

пополнение и расширение словарного запаса по теме «Зима»; чтение художественной литературы; разучивание песни «Белый снег».

– автоматизация звука [с] в словах, чистоговорках;

Читайте также:  Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука (Р)

– продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;

-активизация словаря по теме «Зима»;

– продолжать работу над развитием длительного ротового выдоха;

– выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и музыкой;

– развитие слухового внимания и голоса;

– развитие певческого голоса;

– развитие мелкой моторики, воображения, координаций движения;

– воспитывать умение детей слушать друг друга;

Ход занятия

Дети вместе с логопедом входят в группу.

Логопед: Ребята, какое время года у нас сейчас?

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Называют приметы зимы (выпал снег, стало холодно, большие сугробы и т. д.

Логопед: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, и посмотрим, как зима хозяйничает в лесу. Но сначала нам нужно одеться потеплее.

Массаж рук и ног:

Купим нашей Вареньке варежки,

Поочередно поглаживают одной рукой другую – от пальцев к запястью,

А валенки, а валенки,

ставят ногу вперед на пятку и водят носком из стороны в сторону,

Не велики, не маленьки,

ноги ставят вместе, а руки сначала разводят в стороны, затем приближают ладони друг к другу, показывая маленькое расстояние,

А как раз по ноженьке

наклонившись вперед, поглаживают ноги ладонями снизу вверх.

Логопед: Ну, что оделись, тогда можно отправляться.

Дети под музыку с учителем-логопедом выполняют движения по тексту

Логопед: Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Дети идут по кругу с высоким подниманием ног.

Логопед: Лед да лед, лед да лед,

Но по льду медведь идет.

Скользкий лед, скользкий лед,

Но медведь не упадет.

Дети идут на внешней стороне стопы.

Логопед: Мы белые снежинки,

В воздухе кружимся,

И на землю тихо сели.

Дети бегут по кругу.

Логопед: Вот мы и в лесу.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Логопед: Ребята, давайте подуем на снежинку.

Детям раздаются кусочки ваты на ладошку. Они дуют на снежинку под музыку (педагог следит за тем, что бы дети ни поднимали плечи, и не надували щеки).

Логопед: Что холодно в лесу. Присядьте на стульчики.

(дети садятся на стульчики)

Логопед: Давайте придумаем красивые слова о зиме. Зима, какая?

Дети: Морозная, снежная, красивая, белая, серебристая и т. д.

Логопед: Молодцы. А что же наши пальчики делали в зимнем лесу? Давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик, где ты был?»

Пальчик-мальчик, где ты был?

Где ты с братцами ходил?

С этим – я в снегу валялся,

С этим – с горочки катался,

С этим – в парке я гулял,

С этим – я в снежки играл.

Все мы пальчики друзья,

Логопед: Ребята, просмотрите, сколько снега намело.

Все дороги замело.

Все деревья в серебре.

Логопед: А когда снег падает с деревьев, то можно услышать звук [С]

Логопед: Когда зазвучит медленная музыка, снег падает медленно [с-с-с], если быстрая, то быстро [с].

Логопед: Ребята, кто это?

Логопед: Где спряталась лиса?

Логопед: Давайте, вспомним скороговорку про лису.

Дети: са-са-са – в лесу лиса,

су-су-су – видим мы лису,

сы-сы-сы – не боимся мы лисы.

Логопед: Молодцы, ребята, а чего много зимой?

Логопед: Я знаю, что вы с Еленой Александровной знаете песню про белый снег, может, споете?

Муз. рук: Но сначала нужно разогреть голосок. Давайте споем распевку «Снежок».

Муз. рук: А сейчас ребята, сядьте правильно. Спина прямая, ноги вместе, руки на коленях. Споем песню «Белый снег».

Дети поют песню «Белый снег»

Логопед: Молодцы. Как вы думаете, кто это спит в берлоге?

Логопед: Давайте поиграем в игру «Как на горке снег, снег».

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь.

Дети выполняют движения по тексту, а потом убегают от медведя.

Логопед: Молодцы. Тиши, тише сильно не шумите, а то разбудим мы с вами медведя. Сейчас кого я поглажу по голове и назову ласково тихонечко, на носочках, как снежинка подбежит к Анастасии Александровне.

Логопед: Вот мы с вами опять в детском саду. Где мы были? Что вы делали? Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего?

Л. М. Берстенева Учитель-логопед высшей квалификационной категории доу «Золотой ключик»


3.2.15.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ФРОНТАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Цель: познакомить с организацией педагогического процесса и логопедической помощи детям в школе V вида, учитывающей дефицитарность речевого развития, индивидуальные особенности ребёнка и требования стандарта начального образования.

^ Тема 1. Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся

Практическое занятие

1. Проведение обследования младшего школьника с речевой патологией. Формулирование речевого заключения.

2. Заполнение речевой карты. Комментирование.

3. Изучение учебно-нормативной документации.

4. Составление перспективного плана индивидуальной работы с младшим школьником, имеющим ОНР II уровня.

Тема 2. Формы организации логопедической помощи детям в школе V вида

Практическое занятие

1. Наблюдение за проведением индивидуальных занятий и уроков цикла “Русский язык”.

2. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов уроков (их содержание, соответствие содержания дидактической задаче, соотношение знакомого и нового материала и др.).

3. Планирование и проведение слушателями индивидуальных занятий.

4. Планирование, составление конспектов и проведение слушателями фрагментов уроков.

^ 3.2.15.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ (ДИСЛАЛИЯ, РИНОЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, АЛАЛИЯ) В УСЛОВИЯХ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕТСКОГО САДА (ГРУППЫ)

Цель:

– познакомить с основными принципами, разнообразным содержанием и формами (подгрупповой, фронтальной) коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) в условиях детского сада;

– обучить планированию и проведению фронтальных логопедических занятий в группах для детей с ФФН и ОНР.

Тема 1. Содержание и формы логопедической работы в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений
Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Отбор детей и комплектование логопедических групп в специализированном детском саду (группе) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работа психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

2. Ознакомление с инструктивно-методическими документами.

3. ФФН и ОНР у детей дошкольного возраста и пути его преодоления в условиях специализированного детского сада (группе).

4. Характеристика отрицательного влияния ФФН и ОНР на усвоение детьми навыков чтения и письма.

5. Анализ программ коррекционного обучения и воспитания детей с ФФН и ОНР.

6. Документация учителя-логопеда детского сада.

7. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.

8. Специфика работы воспитателя логопедической группы.

Тема 2. Организация и содержание работы в группах для детей с ФФН
Практическое занятие

1. Комментирование требований к проведению занятий по звукопроизношению и обучению элементам грамоты.

2. Просмотр и анализ фронтального занятия в группе для детей с ФФН.

3. Моделирование обучающимися слушателями фронтальных занятий для детей с ФФН.

Тема 3. Организация и содержание работы в группах для детей с ОНР
Практическое занятие

1. Комментирование требований к проведению занятий по:

– формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

– звукопроизношению и обучению элементам грамоты.

2. Просмотр и анализ фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в группе для детей с ОНР.

3. Анализ разработанной слушателями учебно-методической документации для практической работы с детьми.

4. Моделирование обучающимися слушателями фронтальных занятий для детей с ОНР. Подбор дидактического материала.

^ 3.2.15.4 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Цель: познакомить слушателей с логоритмикой – важным звеном в системе коррекционно-педагогических мероприятий и помочь приобрести практические навыки в данном виде деятельности.

^ Тема 1. Система логоритмического воспитания

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия логопедической ритмики. Объект, предмет, цель и задачи логопедической ритмики.

2. Краткий экскурс в историю развития: Э. Жак-Далькроз и его последователи в России.

3. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания у лиц с речевой патологией.

4. Содержание, особенности и средства логоритмики.

Тема 2. Логоритмические упражнения для лиц, имеющих разную речевую патологию

Практическое занятие

1. Обследовать состояние психомоторики у лиц с речевыми нарушениями.

2. Проанализировать (после просмотра) логоритмическое занятие в группе заикающихся детей.

3. Подобрать упражнения для формирования речевого дыхания, развития навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, чувства темпа, ритма, движений, речи в процессе логоритмики.

4. Продемонстрировать методику их использования в условиях практической работы с детьми.

^ 3.2.15.5 ПРАКТИКУМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

– познакомить с этапами работы по формированию моторики артикуляционного аппарата;

– научить уточнять движения органов артикуляционного аппарата;

– дать методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Тема 1. Развитие моторики артикуляционного аппарата

Практическое занятие

1. Обследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения у детей.

2. Комментирование результатов обследования.

3. Подбор необходимых артикуляционных упражнений для коррекции звукопроизношения.

Тема 2. Развитие моторики артикуляционного аппарата (продолжение темы)

Практическое занятие

1. Прокомментировать схему работы по развитию моторики артикуляционного аппарата.

2. Просмотр и анализ индивидуального занятия.

3. Проведение слушателями артикуляционной гимнастики, индивидуальных занятий с детьми-логопатами.

^ 3.2.15.6 ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Цель:

– познакомить с системой работы специалистов дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи;

– убедить в необходимости ведения комплексной работы с детьми-логопатами.

^ Тема 1. Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Комплектование логопедических групп в детском саду.

2. Примерный режим дня в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, сетка занятий.

3. Форма логопедической работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

4. Специфика работы воспитателя в логопедической группе, распределение обязанностей между воспитателем и логопедом.

5. Особенности проведения «логопедического» часа воспитателем.

6. Работа по развитию графических навыков, планирование, методика проведения.

Тема 2. Коррекционная направленность работы педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре для преодоления нарушений в развитии

Практическое занятие

1. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду специалистов различного профиля.

2. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, анализ занятий.

3. Знакомство с документацией учителя-логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

4. Наблюдение за работой воспитателя в «логопедический час», ознакомление с тетрадью вечерних заданий воспитателя.

^ 3.2.15.7 Практикум по постановке голоса и работе
над просодикой речи

Цель:

– познакомить с этапами работы по постановке голоса и работе над просодикой речи;

– дать методические рекомендации по проведению голосовой гимнастики.

Тема 1. Практикум по постановке голоса и работе над просодикой речи

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Нормы литературного произношения.

2. Формирование навыков правильной дикции.

3. Исполнительский анализ и его компоненты.

4. Дифференцированная артикуляционная, статическая и динамическая дыхательная, голосовая гимнастики.

5. Овладение словесным действием в работе над литературными произведениями разных жанров.

6. Основы выразительного чтения.

Литература (основная)

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1993.

Литература (дополнительная)

1. Бачина О.В., Виноградская О.Н., Игнатьева Л.А. Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые патологии. Методическое пособие. – Тамбов: Центр развития и социально-психологической адаптации детей, 2000.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1974.

3. Виноградская О.Н. Конспекты занятий по обогащению словаря в группе детей с общим недоразвитием речи. – Тамбов, 1994.

4. Зайцева Н.В., Р.А. Боровцова, Михайлова А.А. Учимся читать и правильно говорить. – Тамбов, 1998.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1991.

5. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе. – М., 1998.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

7. Михайлова А.А., Боровцова Р.А. Программа обучения детей 5-летнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи. – Тамбов: ИПКРО, 1994.

8. О методике проведения слого-звукового анализа в период обучения грамоте. Обучение, воспитание и развитие детей 6-летнего возраста. Сб. науч. трудов. – Тамбов: ТГПИ, 1987.

9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.

10. Сухарева Э.Л. Учись, играя. – Ярославль, 1992.

11. Формирование лексико-грамматических категорий языка (в 3-х частях). – Тамбов: ИПКРО, 1998.

^ 3.2.16 РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОРМЕ И НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Цель: обеспечить необходимую теоретическую и практическую подготовку слушателей по вопросам анатомо–физиологических механизмов речи, закономерностей формирования детской речи и патологических вариантов её развития.

^ Учебно-тематический план

^ Тема 1. Анатомо-физиологические механизмы речи

Лекция

Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Строение и функциональная организация речевой деятельности. Центральный речевой аппарат, отделы мозга, имеющие главенствующее значение в образовании речи. Проводящие пути (центробежные и центростремительные). Периферический речевой аппарат, его отделы: дыхательный, голосовой, артикуляционный. Черепно–мозговые нервы, иннервирующие органы периферического речевого аппарата. Функционирование обратной связи по кинестетическому и слуховому пути.

^ Тема 2. Закономерности формирования речевых умений и навыков в нормальных и атипичных условиях

Лекция

Развитие речи детей в онтогенезе.

Необходимость изучения закономерностей речевого развития детей для диагностики нарушений речи и правильного построения коррекционно–воспитательной работы по преодолению речевой патологии.

Этапы становления речи детей в исследованиях российских ученых.

Факторы, определяющие полноценное формирование речи детей.

Понятие о недоразвитии (несформированности) и нарушениях речи. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребёнка. Влияние речевого развития на психические процессы.

^ Тема 3. Социальное общение ребёнка как важнейшее условие формирования речи и интеллекта

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Значение стимулирования речевой активности (активности речевого общения) для развития речи детей. Виды стимулирования речевого общения.

2. Изменение речевых возможностей ребёнка в разные возрастные периоды. Усложнение форм и содержания общения, роль взрослых в развитии речи детей.

3. Условия правильного развития речи детей. Роль слухового и зрительного восприятия в развитии речи детей.

4. Правильная организация педагогического процесса с учётом закономерностей речевого и психического развития детей, их индивидуальных особенностей.

5. Роль игры и труда в развитии словарного запаса и грамматического строя речи детей разных возрастных групп. Средства поддержания у ребёнка интереса к работе над собственной речью, эмоциональный настрой на общение.

^ Тема 4. Индивидуальные особенности речи детей и их соответствие возрастным показателям

Практическое занятие

1. Наблюдение за речевой активностью детей в дошкольном учреждении в различных видах деятельности.

2. Обследовать несколько детей из разных возрастных групп и определить, соответствует ли их развитие возрастным показателям.

3. Выявить индивидуальные особенности и возможности, связанные с речью.

4. Сопоставить речевую активность наблюдаемого ребенка с его активностью в других видах деятельности, с характером неречевой деятельности.

5. Оценить контактность ребёнка, учитывая при этом полноту контакта, насколько быстро и легко малыш вступает в него, как долго поддерживает; заинтересованность и инициативность ребёнка, его реакции на замечания, одобрение, отношение к собственным неудачам и др.

6. Подобрать материал для оформления стенда для родителей о развитии речи детей (с целью развития методических навыков).

Литература (основная)

1. Логинова В.И., Максакова А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1976.

3. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1968.

Литература (дополнительная)

1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с ручкой. Некоторые аспекты проблемы леворукости. Учебно-практическое пособие. – Тамбов, 2001.

2. Ганжа И.А., Тулякова Л.П. Развиваем речь ребёнка от рождения до трёх лет. – Тамбов, 1998.

3. Речевое развитие младших школьников / Под ред. Рождественского Н.С. – М., 1970.

^ 3.2.17 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

– познакомить с клинико-педагогической (симптоматической) и психолого-педагогической классификацией речевых нарушений;

– обучить проведению логопедического обследования детей;

– научить формулировать правильное логопедическое заключение.

Ссылка на основную публикацию