Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука (Р)

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [Р]»

    Софья Федорицкая 3 лет назад Просмотров:

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТИСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 86» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [Р]» ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЕНЯШИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА г.оренбург 2016 г.

2 Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички. ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Задачи: а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; б) КОРРЕКЦИОННАЯ развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику; в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы. Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительноласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными. I. Оргмомент. Установка на занятие. II. Основная часть. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Уточнение артикуляции звука [Р]. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие графомоторных навыков. 5. Автоматизация звука Р в слогах и словах 6. Словообразование, словоизменение 7. Развитие общей моторики. Физминутка «Буратино» Игра с мячом «Закончи слово». 8. Игра «Путаница». III. Подведение итогов.

3 ХОД ЗАНЯТИЯ: Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р, шнуровка. ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Задачи: а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; б) КОРРЕКЦИОННАЯ развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику; в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: интерес достижения результата от выполненной работы. Умение выслушать и правильно повторить движения артикуляции, мелкой и общей моторики. Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительноласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными. I. Оргмомент. Установка на занятие. II. Основная часть. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Уточнение артикуляции звука [Р]. 3. Массаж пальцев. 4. Автоматизация звука Р в слогах и словах 5. Автоматизация звука Р в стихах. 6. Развитие фонематического анализа и синтеза, развитие фонематического слуха. 7. Развитие общей моторики. Физминутка «Буратино» 8. Развитие мелкой моторики. «Шнуровка» III. Подведение итогов. IV. Домашнее задание: 1. Развитие графомоторных навыков.

4 2. Словообразование, словоизменение. 3. Развитие мелкой моторики и определение звука в слове. I. Оргмомент. Установка на занятие. ХОД ЗАНЯТИЯ: Сегодня к нам пришли гости и вместе с ними Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научилась правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старалась и долго тренировалась. II. Основная часть. 1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о Веселом язычке» 2. Уточнение артикуляции звука [Р]: -Передай рычание злой собаки, карканье вороны, заведи мотор трактора. -Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]. (Положение органов речи: рот широко раскрыт,губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует). Уточни, с какими преградами мы сталкиваемся, когда произносим звук [Р] (зубы и язык). 3. Массаж пальцев. «Пальцев дружная семья». 4. Автоматизация звука Р в слогах и словах. Ра-ра-ра-снежная гора Ро-ро-ро-новое перо Ру-ру-ру- скачет кенгуру Ры-ры-ры-вьются комары Ар-ар-ар-тут живет комар Ор-ор-ор-на стене узор Ур-ур-ур-мы накормим кур Ир-ир-ир-не война, а мир Ря-ря-ря-синие моря Ри-ри-ри-светят фонари Рю-рю-рю-я обед варю Ре-ре-ре-дети на горе Арь-арь-арь-я хочу букварь Орь-орь-орь- у Марины корь

5 Урь-урь-урь-не боимся бурь Ирь-ирь-ирь-улетел снегирь 5. Автоматизация звука Р в стихах. У моей сестры Марины Щеки словно мандарины, А сама сестра Марина Чуть побольше мандарина. К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Сотня в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. И т.д. На крейсере «Варяг» Кудрявый был моряк. Моряк привык к порядку- Моряк любил зарядку. Шарик курице подарит Три рисунка,и фонарик, И парик! Прикрывши двери, Курица парик примерит. 6. Развитие фонематического анализа и синтеза,развитие фонематического слуха. а) Определить место звука[р] в слове. -Наш гость принес конверт с картинками. -Назови слова и определи правильно нахождение звука [Р] в слове. (Предметные картинки: дорога, воробей, буратино, барабан, рубашка, радуга, ромашка, телевизор, повар, топор, помидор, самовар). б) Определить количество слогов в словах -А теперь нужно определить количество слогов в словах (предметные картинки). 7. Развитие общей моторики. -Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда – он потерял свой золотой ключик. -Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру. «Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения). Буратино потянулся, Раз – нагнулся,

6 Два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. 8. Развитие мелкой моторики. Шнуровка. III. Подведение итогов. -Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р] в слогах, словах, стихах, и этому научила Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р]. В тетради не забудь выполнить домашнее задание. IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Работа в тетради) : 1. Развитие графомоторных навыков. 2. Словообразование, словоизменение. а) «Назови ласково». -Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д. б) «Посчитай до 5». -А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты, пять ракет и т.д.). 3. Подобрать, вырезать и наклеить картинки со звуком [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [З] в слогах и словах»

НазваниеКонспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [З] в слогах и словах»
Дата конвертации18.10.2013
Вес54.13 Kb.
КатегорияКонспект
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» для ребенка с дефектом произношения , обусловленного дизартрией, старшей группы детского сада №17 «Рябинка»Назаровой Юлии, с самоанализом.

Цель: автоматизация звука [з] в слогах и словах.

Задачи: 1. Коррекционная: отработать навыки фонематического

восприятия, согласования предлога с существительными.

2. Образовательная: закрепить навык произношения звука [З] в

слогах и словах.

3. Воспитательная: вызвать интерес к занятию, воспитать

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

^ Ход занятия :

Зы-зы-зы

1)Ребенок ставит существительные во множественное число:

Конспект логопедического занятия в рамках мастер-класса в 1 классе по теме: «Автоматизация звука «Р»

ЭтапыДеятельность логопедаДеятельность детей
1.Оргмомент-Здравствуй!

Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке! Она живет в этом замке.

Замок закрыли тучи(показать). Пошел дождь(ритмичное постукивание пальцами)

Ребенок отвечает:

Повторяет за логопедом.

2.Объявление темы. Мимические движения.Прилетели комары( «з-з-з-з»)

-Давай прогоним

Ребенок повторяет:

3.Артикуляционная гимнастикаДавай выполним несколько упражнений:

«Горка(крутая, губки и язычок.

пологая)»

Выполняет вместе с логопедом..

4. Разбор артикуляции.Скажи в каком положении находятся губки когда мы произносим звук з?

А где у нас язычок? Зубки.

Что с горлышком?

-язычок на нижних зубках,

-между зубками щель.

-Горлышко поет песенку комара.

5. Характеристика звукаА какой звук [З]?Ребенок отвечает:

– Звук [З] согласный, звонкий, твердый.

6. Развитие фонематического слухаКогда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА»; А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».Произносит слоги сначала громко, а затем тихо:

– за-за-за.

7. Дыхательная гимнастикаДавай сдуем тучиРебенок сдувает тучи.
8. Автоматизация звука в слогахМы прогнали тучи. От радости Золушка запела:

Зы-зы-зы

9.Автоматизация в словах. Слоговой анализ1)Золушка поет:

За-за-за зал, завод, забор,глаза

Зы-зы-зы розы, вазы и тазы.

2)Комарики улетели и выглянуло солнышко. Только наше солнышко почему то без лучиков, скучное солнышко. Покажи какое оно скучное.

Давай вместе с тобой вернем нашему солнышку лучики. Вот тебе лучики. Сейчас я буду произносить слова, сколько в словах слогов, столько лучиков мы прикрепим к солнышку: замок

посмотри какое стало солнышко веселое. Покажи как оно радуется.

1)Ребенок призносит:

-За-за-за зал, завод, забор,глаза

Зы-зы-зы розы, вазы и тазы.

2)Ребенок показывает мимикой (скучно).

^ Подставляет лучики, делит слова на слоги(каждый лучик это один слог):

-За-мок, За-бор,бе-ре-за, ро-за и т.д.

Показывает мимикой (улыбается)

10.Усвоение предлога «на»Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках? -Правильно, это солнечные зайчики.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук з. И проговаривай: этот зайчик сел на березу…

Молодец!

Ребенок отвечает:

-На лучиках сидят солнечные зайчики!

Берет зайчиков и кладет из на предметы со звуком [З], проговаривая:

-Этот зайчик сел на березу. Этот зайчик сел на забор (и т.д.)

11.Продолжение работы.Задания «Розы на клумбе»

Солнечные зайчики принесли Золушке новость о том, что скоро будет бал. Но злая мачеха приказала ей выполнить задания. С каждым выполненным заданием садим розу в клумбу.

  1. «Один-много»

Ваза-вазы

Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот.

3)Объяснить значение выражения «У Золушки золотые руки»

НазваниеКонспект логопедического занятия в рамках мастер-класса в 1 классе по теме: «Автоматизация звука «Р»
Дата публикации29.06.2013
Размер119.53 Kb.
ТипКонспект

exam-ans.ru > Биология > Конспект

Метапредметные (МПР)
Развитие фонематического слуха)
Слайд 4Маляр.
Слайд 6 Грибок.
Слайд 8 Слоник
Слайд 10 «Часики».
Слайд 12 «Лошадка»
Слайд 27.1.,2,3,4,5,6,7,8,9А)
Игра «В гости к тигру?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Увельская средняя общеобразовательная школа №2

Конспект логопедического занятия в рамках мастер-класса в 1 классе

по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

Учитель: Белоусова А.Н.

Тип занятия: повторение и закрепление изученного

Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

Планируемые результаты: закреплять правильную артикуляцию звука [р].
Закреплять навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; ^ Метапредметные (МПР): регулятивные: – понимать учебную задачу занятия;

осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на итоговые вопросы занятия и оценивать свои достижения;

познавательные: – давать ответы на вопросы-загадки;

– классифицировать звуки по артикуляционному строю

коммуникативные: – составлять рассказы о животных;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– выполнять правила работы в паре.

Предметные: – выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, распознавать в словах звуки, читать слоги и слова с заданным звуком; произносить скороговорку вслух

Оборудование: презентация, АРМ учителя, зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики, карточки-звуки, картинки животных, мяч, карточки-солнышки для рефлексии, стаканы с водой, трубочки для коктейля.

План логопедического занятия

II.Постановка учебной задачи

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Фонетическая зарядка

V. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

VII. Произношение звуков в словах ( ^ Развитие фонематического слуха)

VIII. Произношение звука в связной речи

IX. Итог. Рефлексия

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование УУД
I.Мотивационный этап

0,5 мин.

Слайд 1 Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь.

Но к нам на логопедическое занятие пришли и другие гости, сейчас сядет тот, кто назовёт сказочного гостя, которого я буду показывать.

А как их назвать всех, одним словом?

Это хрюшка, чебурашка, корова, кролик, дракон,

Создание ситуации успеха.

II.Постановка учебной задачи

2 мин.

Ребята, а сейчас, отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”. Слайд 2.1.

-В воде она живёт, нет клюва, а клюёт.Слайд 2.2.

-Вот чудесные цветы –
Небывалой красоты. Яркие, пахучие –
Ай-ай-ай! Колючие! Слайд 2.3.

Ребята, назовём ещё раз слова-отгадки

Какой одинаковый звук есть во всех словах-отгадках? Слайд 2.4.
Догадались, с каким звуком мы сегодня на занятии будем работать?

Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.

А сейчас повторим наше правило.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях , в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Радуга, рыба, роза

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях , в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предметном содержании и способах его применения.

III. Артикуляционная гимнастика.

6 мин.

-Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи?

Приготовьте свои зеркальца, сейчас мы сделаем зарядку для нашего язычка

Маляр.
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Слайд 5 Вкусное варенье.

Оближи ты с губ варенье,

Будет просто объеденье!

Оближи ты с губ варенье,

Будет просто объеденье!

^ Слайд 6 Грибок.
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Слайд 7 Качели.
Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
^ Слайд 8 Слоник

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну

Слайд 9«Зубная щётка».

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

^ Слайд 12 «Лошадка»

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь, прокачу!

Слайд 13 «Буль-буль»

Булькает в ручье водица:

Всем дам напиться!

Выполнять артикуляционную гимнастику

Выполняют

ЛР: уметь правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику, уметь удерживать правильное положение губ, языка
IV.Фонетическая зарядка

2 мин.

Игра-подражание.

-А сейчас, ребята, послушайте загадку и назовите мне слово-отгадку:

Наестся – замолчит. Слайд 14

– А как рычит тигр?

– Давайте, как тигры будем рычать, громко, грозно, сердито. И сегодня к нам на занятие пришёл тигр. Как вы думаете для чего?

-Какой звук мы сейчас произнесли?

-Где у нас находится язычок в момент произношения звука Р? Слайд 15

В каком положении зубы, губы?

Дайте характеристику звуку «р»

(вешаю модель звука) Слайд 16

чтобы тренироваться и научиться правильно выговаривать звук «р»

Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит

-Зубы приоткрыты, губы в улыбке.

Звук “Р.” – согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый, имеет мягкую пару – звук рь”

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

МПР:группировать и классифицировать все изученные звуки.

ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.

V.Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

6 мин.

-А сейчас тигр хочет загадать нам загадки:

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимется до звёзд. Слайд 17.1.

Это что же за цветок:

Серединка как желток

Лепесточки белые? Слайд 17.2.

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это . Слайд 17.3.

-Работа с моделями- звуками

-Ребята, а что общего в словах-отгадках?

Составим звуковую схему слова «Рысь» (у доски)

-Выделим 1 звук. Дадим ему характеристику

-Сколько всего звуков в слове?

-Сколько гласных звуков?

-Сколько будет слогов? Почему?

– Закрепление артикуляции в слогах

– Наш тигр решил поиграть с бабочкой на полянке, но мы знаем, что она не любит сидеть на одном месте, поэтому следи за бабочкой, как она будет порхать по цветам и читай слоги. Слайды 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

В прямых слогах РА РО РЫ РУ

В обратном слоге АР ОР ЫР УР

Они все начинаются со звука «р»

1 ученик работает у доски, остальные на местах

(согл, звонк, мягк.)

«сь», согл, глух, мягк.

1 слог, т.к сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия, отгадывать загадки

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

ПР: выделять звук «р» из слов, характеризовать его, сравнивать, составлять звуковую схему слова

VI. Физминутка

0,5 мин.

Слайд 26 Бабочка устала порхать и решила отдохнуть:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

Приседают, встают, подтягиваясь

Руки поднимают вверх, подтягиваются

Руки поднимают вверх, машут, как крыльями

Кружатся, подпрыгивая

Снять мышечное напряжение и усталость
VII.Произношение звуков в словах

^ Слайд 27.1.,2,3,4,5,6,7,8,9А)- Я буду показывать картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р. (на экране: рыба, яблоко, река,забор, облако, игла, ведро, ручка, лимон)

-Молодцы, справились с заданием!

Слайд 28Б)Составление слов. ( По первому слогу назвать слова)

А сейчас прошу со слогом ра мне помочь назвать слова

Посмотрите на экран, сейчас мы «по-цепочке» будем читать слоги, добавляя слог «Ра», чтобы у нас получилось какое-либо слово

-Сколько слогов в этих словах?

-Где находится звук «Р» – в начале, в середине или в конце слова?

^ Игра «В гости к тигру?»

-А сейчас поиграем в игру, которая называется «В гости к тигру». Нашему тигру стало скучно, и он позвал к себе гостей, но к нему должны прийти только те животные, в названии которых есть звук «Р»

-У вас на партах лежат конверты, в которых находятся картинки животных, работая в паре, отберите только тех животных, которые смогут пойти в гости к тигру.

(картинки: носорог, кенгуру, верблюд, зебра, белка, ёж, кошка, собака, стрекоза)

-А теперь проверим Слайд 29

-Итак, смотрим, к тигру придут: носорог, кенгуру, верблюд, зебра, стрекоза)

Рыба-х, яблоко, река-х, забор-х, облако, игла, ведро-х, ручка-х, лимон

В середине слова

Работают в паре

VIII. Произношение звука в связной речи

2 мин.

-А тигр со своими гостями играл в игру с мячом, которая называется «Лови – не зевай, правильно отвечай»

– Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ

– Чем рубят дрова?

Где растут помидоры, огурцы?

– Чем мы раскрашиваем картинки?

– Какие птицы остаются зимовать?

– Груша это фрукт или овощ?

– Кто очень любит морковку?

-Произнеси скороговорку Слайд 30

Прочитай скороговорку вслух, выговаривая чётко все звуки (Проворонила ворона воронёнка)

-А теперь хором прочитаем её по слогам

-А теперь прочитаем её слитно, то есть словами

-А теперь прочитаем её чуть быстрее

-А кто теперь попробует её быстро проговорить, не забывая о правильном произношении звука «р»

Дрова рубят топором

Помидоры и огурцы растут в огороде

Мы пишем ручкой

Картинки мы раскрашиваем карандашом

Остаётся зимовать снегирь

Груша – это фрукт

Морковку любит кролик

Читает ученик: «Проворонила ворона воронёнка»

IX.Итог. Рефлексия

1 мин.

Молодцы! Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились и помогли тигру и тоже с ним поиграли

-Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?

-Как мы должны его проговаривать? (чётко, правильно, язычок должен дрожать при произношении) Слайд 31

-А сейчас продолжите фразу:

На занятии мне понравилось….

Для меня было трудным….

-А сейчас на партах у вас лежат 2 «солнышка», выберите то солнышко, которое соответствует вашему настроению в конце занятия Слайд 32

чётко, правильно, язычок должен дрожать при произношении

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Р в предложениях.

Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях.
Задачи:

Коррекционные:

– развивать навыки звукопроизношения, фонематический слух,

формировать навыки составления предложений с заданным словом и по схеме, работать с деформированной фразой; упражнять в словоизменении;

-формировать грамматический строй речи

– развивать внимание, словесно-логическое мышление;

Воспитательные:воспитывать навыки самоконтроля за произношением.
Оборудование: куклы, картинки (труба, барабан, арфа), карточки со схемами предложений (на карточке изображён ребёнок, далее несколько прочерков для придумывания слов и изображение какого-нибудь предмета, название которого нужно использовать в предложении),

1.Организационный момент.
– Сегодня мы будем учиться произносить звук [Р] в предложениях, а помогут нам в этом куклы Рая и Рома.

2.Артикуляционная гимнастика:

«Чистка верхних зубов»

Зубы верхние – смотри:

Чищу «щеткой» изнутри.

Язык как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

Рот широко открываю,

К небу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздается щелчок.

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на небо,

Челюсть вниз – и вся учеба

2.Упражнение на формирование правильной воздушной струи.

«ЗАГОНИМ МЯЧ» Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
3. Повторение предложений.
У Ромы барабан. Рома играет на барабане.
У Ромы труба. Рома играет на трубе.
У Раи арфа. Рая играет на арфе.
4. Упражнение в спряжении глаголов.
Грузить груши в грузовик.
Красить красной краской краба.
Дружить с Ромой.
5. Составление предложений по схемам.
– Сейчас мы будем составлять предложения про Раю и Рому, используя вот эти схемы. (Если у ребёнка не получается самостоятельно составить предложение, то логопед задаёт вопрос по содержанию: например, на схеме мальчик и грузовик, логопед спрашивает: «С чем играет Рома?»)

__________ __________ ____________

6. Упражнение в составлении простых предложений с заданным словом. Игра «Кто быстрее?»
Логопед и ребёнок берут красную и синюю фишки и встают на старт: у кого синяя фишка, тот движется по синим стрелкам. У кого красная – по красным. Передвигать фишку можно только после того, как придумано предложение с данным словом под фишкой. Передвигаются по очереди, логопед правит предложения ребёнка по мере необходимости и добивается чёткого произнесения звука Р.
7. Работа с деформированной фразой. Игра «Путаница».
Краска, красит, Рая, забор – Рома красит краской забор.
Мама, свитер, Рома, купила –
Карандаш, потеряла, Рая, новый –
Укусил. Рома, комар-
Рая, парта, сидеть, за –
Рома, марка, наклеивать, конверт, на.

Игра “Один – много”. Предметные картинки (рыба, рысь, рыбак, корыто, рыжик, перышко).

8.Проспрягай глаголы по образцу. Представь. Что действие произойдет завтра, повтори получившееся предложение.

Прыгнуть в пруд.

(я, ты, он, она, мы, вы, они)
9. Итог.
– Сегодня ты правильно произносил слова во всех словах, был внимателен – правильно составлял предложения. На следующем занятии мы будем учить интересную чистоговорку и составлять рассказ по картинке.

Цели занятия:«Дифференциация звуков Р – Рь в словах и предложениях»

Коррекционно-развивающие:
– продолжать автоматизировать звуки Р,Рь
– закреплять навыки различения звуков Р-Рь
– развивать фонематический слух и восприятие
– развивать грамматический строй речи
Образовательные:
– учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
-расширить активный словарь
-учить согласовывать числительные с существительными
-повторить обобщения.
-закрепить чтение слогов.
-развивать память, внимание, мышление
Оборудование: картинки слов на звуки Р, Рь; цифры от 1-5;дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?»; синие и зеленые фишки, картинки на повторение обобщений
карточки со слогами на букву Р

Ход занятия.
1.Организационный момент.
– Мы сегодня закрепляем в речи звуки Р, Рь.
– Будем учиться их различать.
2. Повторение обобщений:
(трактор, троллейбус, пароход, ракета – транспорт)
(груша, мандарин, гранат, абрикос – фрукты)
(сыроежка, подберезовик, мухомор, груздь – грибы)
(мороженое, гречневая каша, макароны, рисовый суп – продукты питания)
(парикмахер, врач, хирург, шофер – профессии)
(гитара, скрипка, барабан, рояль – музыкальные инструменты).
2. Назвать имена мальчиков и девочек на звуки Р, РЬ.
(Роза, Радик, Рая, Рима, Ренат, Артем, Оскар, Рима).
Характеристика звуков Р, Рь
(согласные, звонкие, твердый – мягкий, синий – зеленый)
4. Речевая зарядка.
Ра-ра-ра начинается игра
Ро-ро-ро у нас новое перо
Ры-ры-ры у мальчика шары
Ре-ре-ре стоит дом на горе

Ри-ри-ри на ветках снегири

Ра-ра-ра тебе спать пора
Арь-арь-арь на стене висит фонарь
5.Пальчиковая гимнастика.
(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)
Кот играет на баяне,
Зайка – на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Звук Р | Конспект индивидуального логопедического занятия «Наземный транспорт. Автоматизация звука [Р] в словах».

Номинация: конспект индивидуального занятия по постановке звука р.
Автор: Белова Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель — логопед

«Наземный транспорт. Автоматизация звука [Р] в словах»

Цель: закрепить произношение звука [Р] в словах на примере лексической темы «Наземный транспорт»

— актуализация словаря по теме: «Наземный транспорт»

— уточнение положения органов артикуляции при произнесения звука [Р]

— уточнение характеристики звука [Р]

— профилактика оптической дисграфии

— развитие пространственной ориентировки (лево – право)

— развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

— развитие связной речи

— развитие смекалки и сообразительности

— воспитание умения слушать и выполнять инструкции

Оборудование: презентация для упражнения: «Право – лево», иллюстрации легковых машин для выбора, иллюстративный материал по теме: «Наземный транспорт», карточка для игры: «Закончи предложение», карточки для упражнения: «Чем похожи?», руль для передвижения по станциям, изображения станций в формате power point

Ход занятия

Здравствуй, Кирилл. Ты любишь путешествовать? (Да). А на чём люди могут передвигаться во время путешествий? (на машинах, самолётах и т.п.). Верно, и я предлагаю тебе сегодня отправиться в поездку, а на чём именно ты узнаешь из загадки. Послушай и отгадай!

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина)

Правильно, а теперь внимание на экран, выбери ту машину, на которой ты хочешь путешествовать (выбирает). Как ты думаешь, как можно назвать все машины одним словом? (Транспорт) Правильно, и мы сегодня повторим в поездке тему «транспорт». А теперь будь внимателен, произнеси слово транспорт чётко и назови 2-ой звук в этом слове. (Транспорт, звук [Р]). Сегодня мы с тобой будем проговаривать слова, в которых встречается звук [Р]

Автомобиль готов к поездке, подготовимся и мы. Чтобы набрать скорость и правильно произносить звук [Р], сделаем гимнастику для языка и губ. (артик. гимнастика). (3мин)

Теперь можем отправиться в путь. Возьми руль и заведи мотор: РРРРРР . И вот на нашем пути 1-ая станция.

1 Станция: называйка (на этой станции все картинки без названия, их нужно называть)

Но для начала скажи мне, как называется транспорт, который движется по земле? (это наземный транспорт). А теперь выложи картинки наземного транспорта и назови их.

Какой звук встречается в каждом виде транспорта? (звук Р). Верно, звук Р (правильная артикуляция звука). Когда мы произносим звук Р, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, а боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздух с силой подаётся на кончик языка.

Теперь вспомним по схеме, какой звук Р (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)?

ГласныйСогласный

Твёрдый

Мягкий

Звонкий

Глухой

Ты хорошо справился с заданием, что же, поехали на следующую станцию. Возьми руль в руки, заведи мотор: РРРР. Остановимся.

2 Станция: правая (на ней все машины едут вправо)

На экране ты видишь знакомые тебе машины, называй их и нажимай один раз на те, которые едут вправо. Отправляемся дальше в путь РРРРРРР.

3 Станция: движение (предположи, почему так назвали эту станцию?) На этой станции все машины движутся по дороге. Давай и мы с тобой подвигаемся.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели

Наш шофёр педаль нажал

И автобус побежал (РРРРРР)

Перед нами станция 4 Путаница. На этой станции буквы Р смешались, запутались с другими буквами, их нужно отыскать. Давай найдём буквы Р и обведём.

На этой станции ты справился с заданием без труда, двигаемся к станции

5 «Похожая» (на этой станции все предметы чем то похожи)

«Чем похожи?» трактор – помидор (их цвет красный), пуговица – руль (их форма – круглая), величина (все игрушечные трамваи какие? Маленькие. А настоящие? Большие). Движемся к завершающей станции.

«Похожие»

6 Станция незаконченных предложений. На этой станции начала предложений прочитаю тебе я, а ты заканчивай.

В темноте все машины включают
Машины двигаются по
Верхняя часть машины называется
Помещение, в которое ставят машины, называется…
Троллейбус, трамвай, грузовик, трактор – это

На этом наше путешествие подходит к концу. Давай поставим в гараж машину. Для этого нажми левой кнопкой мыши на кнопку один раз (заезжает в гараж) Скажи, какой транспорт на последней картинке ты видишь: воздушный, водный, подземный или наземный? Именно наземный транспорт мы сегодня повторили. И я предлагаю тебе вспомнить те названия транспорта, которые ты запомнил (трамвай, троллейбус..).

Если тебе понравилось путешествие, то выбери легковую машину и прикрепи на доску магнитом (на дорогу). Если ты устал и тебе было тяжело путешествовать, то выбери грузовик.

Чем понравились или не понравилось путешествие?

Название: конспект индивидуального занятия по постановке звука р.
Номинация: Детский сад, Логопедия, Подготовительный к школе и 1 класс
Автор: Белова Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель — логопед
Место работы: ГОУ ЯО «Петровская школа – интернат»
Месторасположение: Ярославская область, Ростовский район, р.п. Петровское, пл.Советская, д.3.

Читайте также:  Су Джок массажеры в логопедической работе
Ссылка на основную публикацию