Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед

Аттестация педагогов в 2020 году. Сроки аттестации педагогических работников.

Аттестация педагогических работников всегда вызывала множество вопросов внутри педагогического сообщества. Все потому, что мы не любим самостоятельно разбираться в законах. Мы привыкли задавать вопросы своим коллегам, которые обладают большим опытом, и смогли пройти процедуру успешно. Но, как правило, у каждого опытного педагога складывается свое отношение к аттестации и у каждого есть свои отличительные обстоятельства. Давайте вместе попытаемся разобраться в хитросплетениях процедуры аттестации.

Что такое аттестация педагогов и зачем она нужна?

Итак, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники организаций, учреждений, которые осуществляют образовательную деятельность, должны с определенной периодичностью проходить аттестацию. Аттестация педагогических кадров — это специальная процедура, которая помогает определить качество педагогической деятельности работника через оценку его компетенций.

Данная процедура призвана не только повышать профессиональный уровень конкретного педагога, выявлять уровень соответствия его профессиональной деятельности, присвоенной раннее квалификации, стимулировать к дальнейшему личностному и профессиональному росту, но и, в общем, улучшать качество образовательной системы за счет повышения качества педагогических кадров России.

Порядок прохождения процедуры аттестации описан в Приказе Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. N 32408), который, по сути утвердил новый Порядок проведения аттестации педагогических работников. В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утратил свою силу.

Как часто педагог, преподаватель, учитель или воспитатель должен проходить аттестацию?

Срок закреплен на законодательном уровне ст. 49 закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». И в соответствии с законом, каждый педагог один раз в пять лет, обязан пройти аттестацию. Так-то оно так, да не совсем. Дело в том, что существует два вида аттестации:

  • первая – на соответствие педагога занимаемой должности. Отдельные категории работников должны проходить её обязательно, в том числе учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель, логопед, преподаватель, старший методист, социальный педагог и другие.
  • второй вид аттестации – для установления квалификационной категории (первой или высшей) – можно проходить по желанию, и проводится она на добровольной основе.

Соответственно, педагогические работники, которые должны проходить аттестацию на предмет соответствия, делают это один раз в 5 лет.

Что будет с работником, который отказывается от участия в аттестации?

В жизни мы часто слышим одну и ту же историю о том, что какой-то педагог из неизвестного образовательного учреждения из города N уклонился от обязательной процедуры прохождения аттестации, и его не смогли принудить ее пройти, и, в конечном счете по причине большого стажа, не смогли ему ничего сделать. Так ли это?

Важно понимать, что в рамках прохождения аттестации на предмет подтверждения соответствия педагога занимаемой должности дается общая оценка профессиональной деятельности работника. Этот вид аттестации проводится по инициативе работодателя — образовательной организации, учреждения в которой работает педагогический работник. При этом:

  • Педагогический работник не может самостоятельно инициировать проведение аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Педагог обязан принять участие в аттестации и это предусмотрено ст. 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

В связи с чем возникает вопрос: Что будет с работником, который отказывается от участия в аттестации? И могут ли принудить сотрудника проходить обязательную аттестацию? Прежде всего, уклонение является прямым нарушением трудовой дисциплины и за это работодатель вправе применить меры дисциплинарной ответственности: сделать замечание, вынести выговор или просто уволить. Поэтому лучше с этим не шутить! Уклонением, может считаться отказ сотрудника от ознакомления с документами или отказ от личной подписи заявления.

Каковы сроки аттестации в 2020-2021 году?

Для того, чтобы вы смогли сориентироваться по срокам подачи заявления на прохождение аттестации, мы подготовили для вас примерный график, как минимум действующий для Санкт-Петербурга. Стоит отметить что, вам стоит в своем комитете образования уточнить свой график проведения аттестации, действующий для вашего региона. Ознакомьтесь с файлом “Рекомендуемые сроки подачи заявлений на процедуру аттестации педагогических работников в 2020-2021 году”.

Кому не требуется проходить аттестацию?

Еще одним из частых, спорных вопросов возникает, когда работник не понимает, почему работая в должности, например, концертмейстера или методиста, он должен проходить аттестацию, хотя род деятельности напрямую не связан с преподаванием. Если быть точным, то стоит в этом случае обратиться к перечню должностей, который установлен в подразделе 2 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, а также должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 года №678.

Вот этот список:

Как всегда есть исключения!

Как всегда, когда есть правила, то и есть исключения. Так и в нашем случае, есть несколько исключений — вне зависимости от занимаемой должности, аттестацию могут не проходить:

  • беременные женщины, а также находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до 3 лет;
  • лица, не работающие более 4 месяцев подряд из-за болезни;
  • специалисты, проработавшие на занимаемой должности в учреждении, где проводится аттестация, менее двух лет.

Стоит отметить, что результаты аттестации применяются только для той организации, в которой работник прошел аттестацию. Соответственно, если педагог осуществляет деятельность по совместительству, то есть одновременно у нескольких работодателей, аттестацию нужно будет проходить у каждого работодателя.

Что будет, если вы не явитесь на обязательную аттестацию?

Достаточно часто к нам обращаются за консультацией, когда заведующая детским садом или директор школы грозит воспитателю или учителю провести внеочередную аттестацию для того, чтобы выявить несоответствие сотрудника занимаемой должности. Конечно, подобные истории выглядят как «страшилки» от директора, потому что данные действия незаконны. Законодательством не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности. Что будет, если вы не явитесь на обязательную аттестацию?

  • Если причина уважительная: аттестация переносится на другую дату. Это фиксируется в графике проведения аттестации. Работодатель обязан ознакомить работника с обновленным графиком не менее, чем за 30 календарных дней до даты проведения новой аттестации.
  • Если причина неуважительная: аттестация проводится без педагогического работника. В ходе аттестации комиссия оценивает, насколько педагог соответствует занимаемой должности с учетом опыта предыдущей работы. Для этого комиссия изучает представление на работника и дополнительные сведения, предоставленные работником (при наличии таковых).

А если установили несоответствие занимаемой должности?

Еще один из острых вопросов, обсуждаемых на форумах: Можно ли мне работать в школе/детском саду, если я получил неудовлетворительные результаты аттестации? Да, бывают такие, хоть и не частые случаи, когда комиссия выносит решение о несоответствии работника занимаемой должности. В этом случае работодатель должен инициировать увольнение педагогического работника, не соответствующего занимаемой должности, согласно п. 3 ст. 81 Трудового кодекса. Но чаще всего специалисту, попавшему в такую не простую ситуацию, будет предложено пройти дополнительное обучение, а потом вновь пройти аттестацию. Если и вторая попытка не даст положительных результатов, то педагогу, скорее всего предложат на выбор: либо занять другую должность, соответствующую квалификации, либо уволиться по соответствующей статье.

Как оспорить нарушения, допущенные при проведении аттестации?

Давайте, напоследок, разберем еще один животрепещущий вопрос: Как оспорить нарушения, допущенные при проведении аттестации? Педагогический работник вправе обжаловать любые нарушения, допущенные при проведении аттестации. К ним относятся как отдельные процедурные нарушения (например, нарушение срока уведомления о проведении аттестации), так и финальные результаты аттестации. В связи с тем, что аттестация — один из элементов трудовых отношений между педагогом и работодателем, для обжалования нарушений необходимо использовать процедуры, предусмотренные действующим трудовым законодательством.

Таких процедур две:

  • Обращение в комиссию по трудовым спорам. Такая комиссия создается и функционирует при работодателе. Для оспаривания нарушений, допущенных при проведении аттестации, работнику необходимо подать заявление в эту комиссию. В свою очередь, комиссия должна его зарегистрировать и рассмотреть спор в течение 10 календарных дней. Если решение комиссии не устраивает, то в течение 10 календарных дней с момента его принятия нужно обращаться в суд для оспаривания. Если в течение этого срока работник не обращается в суд, решение комиссии вступает в силу и должно быть исполнено в течение 3 дней.
  • Обращение в суд. В суд можно обратиться как для обжалования решения комиссии по трудовым спорам, так и для первоначального рассмотрения дела. В любом случае важно сделать это в течение 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав при проведении аттестации. В этом случае в протоколе должна быть зафиксирована информация о причинах отказа в установлении квалификационной категории.

Желаем вам успехов в карьере и профессиональной уверенности!

Примерные тесты для учителей-дефектологов

1.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен – это .

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

2.С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)

3.Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. “В специальной педагогике применяются . “

А) только специальные методы воспитания и обучения;

Б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

В) только наглядные методы;

Г) только методы словесного обучения.

4.В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:

Б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов;

В) коррекционно-компенсирующей направленности;

Г нет правильного ответа.

5.Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике – это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

6.С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:

А) для формирования представления о необходимом уровне образования;

Б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;

В) для организации индивидуального подхода к детям;

Г) специальные предметы не включаются.

7.Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это.

8.Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии – это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

9.Задачами специальной педагогики являются:

А) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

Б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

В) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

Г) все ответы верны.

10.К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:

А) замедленное и ограниченное восприятие;

Б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

В) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

Г) все ответы верны.
Ответ: Г

11.Интегрированное обучение означает:

А) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

Б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения;

В) раздельное обучение в соответствии с диагнозом;

Г) все ответы верны.

12.Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в
отдельную категорию:

А) с нарушением зрения;

Б) с умственной отсталостью;

В) с психоэмоциональными нарушениями;

Г) дети с синдромом Дауна.

13.Для преодоления недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми
образовательными потребностями:

А) вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, вводятся пропедевтические разделы;

Б) дети направляются на надомное обучение;

В) уменьшаются сроки обучения в образовательном учреждении;

Г) нет правильного ответа.

14.Укажите видовой порядковый номер школ (интернатов) для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

15. Основанием для организации надомного обучения детей-инвалидов является заключение:

Б) медицинского учреждения;

16. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

А) это нарушение познавательных возможностей детей-дошкольников;

Б) это стойкое физическое нарушение;

В) это стойкое нарушение деятельности основных анализаторов;

Г) это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

17. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя следующие состояния:

А) олигофрения, деменция;

Б) задержка психического развития;

В) педагогическая запущенность;

Г все ответы верны.

18. Сравните понятия “умственно отсталые дети” и ” дети- олигофрены”

А) одно является частью другого;

Б) обозначают разные категории;

В) используются в разных областях;

19.Согласно международной классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), умственная отсталость включает несколько степеней снижения интеллекта. Укажите их верное количество:

20.В соответствии с наиболее распространенной клинико-педагогической классификацией олигофрении, предложенной М.С.Певзнер, наряду с олигофренией неосложненной формы, олигофренией с нарушением функций анализаторов выделяют:

А олигофрению с преобладанием процессов возбуждения или торможения;

Б олигофрению с психопатоподобным поведением;

В олигофрению с выраженной лобной недостаточностью;

Г все ответы верны.

21.Экспериментальные исследования умственно отсталых детей позволили выделить следующие особенности высшей нервной деятельности: слабость замыкательной функции коры головного мозга, недостаточную дифференцированность условно-рефлекторных связей. (укажите недостающие)

А) нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;

Б) преобладание охранительного торможения;

В) инертность нервных процессов;

Г все ответы верны.

22.В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

А) задачей в целом;

Б) далекой перспективой;

В) близкими мотивами;

С) все ответы верны.

23.Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (укажите правильный ряд)

А) реальные предметы – слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы;

Б) слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы – реальные предметы;

В) картинки, изображающие предметы – реальные предметы – слова, обозначающие предметы;

С) реальные предметы – картинки, изображающие предметы – слова, обозначающие предметы.

24. Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее:

Б) неадекватность в сторону занижения;

В) неадекватность в сторону завышения;

Г не исследовалась.

25. К «ядерным» признакам умственной отсталости, согласно Л.С.Выготскому следует
отнести:

А отставание в моторном развитии;

Б недоразвитие высших психических функций;

Читайте также:  Адаптация детей к условиям логопедической группы

В дефицит любознательности, плохую восприимчивость ко всему новому;

Г нет правильного ответа.

26. Принципами организации занятий с умственно отсталыми дошкольниками являются:
многократная повторяемость программного материала.. (укажите недостающее)

А частая смена видов деятельности;

Б обеспечение переноса усвоенного в новые условия;

В обеспечение игровой формы занятий;

Г все ответы верны.

27.Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

А) в продуктивных видах деятельности;

Б) в трудовой деятельности;

В) во всех видах деятельности;

28.Среди умственно отсталых детей дошкольного возраста по уровню развития речи можно выделить

А) совсем не говорящих;

Б) с малым запасом слов;

В) с набором «речевых штампов»;

Г) все ответы верны.

29.Перспектива развития детей с умственной отсталостью определятся:

А) глубиной имеющегося недоразвития;

Б) структурой нарушения;

В) своевременностью начатой коррекционной работы;

Г) все ответы верны.

30. Нецензовый характер носит образование, получаемое умственно отсталыми детьми в
специальной коррекционной школе:

31.Основная задача учреждений для детей с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени:

А) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

Б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов вспомогательной школы;

В) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование

элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

С) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов вспомогательной школы.

32.К субъективным методам обследования слуха относятся (выберите не верный вариант ответа):

А) анализ слуховых вызванных потенциалов;

Б) пороговая тональная аудиометрия;

В) обследование с помощью шепотной н разговорной речи;

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ Методическое пособие

Главный редактор Т.В. Цвешкова Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор JJ.C. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Г.В. Калининой

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах: «Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 19.10.09. Формат 60 х 9О’/16-Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 2611.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета.

Смоленской областной типографии им. В.И. Смирпонн.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-9949-0249-3 © 000 «TI I, (‘Ф”1’» •. 2009

Введение*

В настоящее время в российской системе образования все заметнее тенденции возврата интереса к общечеловеческим ценностям, утверждение гуманных идеалов как высших уровней развития личности, возрастание значимости личностно-ориентированного подхода и социализации в обучении и воспитании подрастающего поколения. Большое внимание уделяется проблемам специального обучения детей с отклонениями в развитии: раннему выявлению нарушений в развитии, ранней комплексной реабилитации детей; проектированию нового содержания образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями; реализации идей социального согласия, толерантности к различиям между людьми, политкорректности, признания самоценности каждого человека.

Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования, заставляют по-новому взглянуть на роль педагога в образовательном процессе, и прежде всего на повышение его социального статуса, материального состояния и профессионального уровня.

Многолетний опыт свидетельствует о том, что человек обладает исключительной способностью к обучению и умению выбрать адекватную форму поведения, но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии давления извне, стимулирующего соответствующую перемену.

Аттестация(от лат. attestatio — свидетельство) — комплексная оценка профессиональной деятельности учителя, цель которой — стимулирование роста квалификации посредством оценки знаний преподаваемого предмета, методики обучения и воспитания детей.

* В пособии использованы материалы, подготовленные в рамках проекта «Разработка концептуальных основ проектирования модели аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений и ее апробация в субъектах Российской Федерации в условиях введения новой системы оплаты труда» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № П42 от 19 мая 2006 г.). Научный руководитель — д-р эконом, наук, д-р пед. наук, проф. А.Л. Денисова.

В современных условиях аттестация рассматривается как процесс, необходимый для создания в системе образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирования его творческого поиска, утверждения перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

—стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

—установление соответствия между качеством предоставляемых образовательных услуг, результатами профессиональной деятельности и оплатой труда;

—управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Основным объектоматтестации становится установление соответствияуровня профессиональной компетентности специалиста заявленной квалификационной категории.

Профессиональная компетентностьрассматривается, с одной стороны, как критерий качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, с другой — как оценка качества выполнения трудовых функций, соблюдения культуры труда и межличностных коммуникаций, умения инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к принятию решений, адаптивной устойчивости к динамике внешней среды.

Квалификационная категория— соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Комплексная экспертиза (квалификационные испытания)— комплекс мероприятий по подготовке, проведению оценки уровня квалификации, профессиональных знаний и уровня продуктивности (результативности) практической деятельности, а также выявлению условий для перевода педагогического работника на более высокий уровень деятельности в результате оценки степени соответствия достигнутого уровня нормативному и требованиям времени.

Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов образовательных учреждений

При подготовке данного пособия авторы руководствовались федеральными документами, регламентирующими процесс и процедуры аттестации педагогических работников. В конкретных регионах на основании общефедеральных нормативных актов могут быть разработаны и реализованы локальные нормативные акты, регулирующие аттестационные процедуры с учетом специфики образовательной политики на местах и не противоречащие основным положениям федеральных документов.

К ним могут быть отнесены:

—положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

—положение о главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

—положение об экспертной комиссии при аттестационной комиссии;

—методические рекомендации по практической реализации положения о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

—технологии оценки профессионального потенциала и продуктивности деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений для аттестации данных работников.

Должностные обязанности учителя-логопеда и требования к его квалификации по разрядам оплаты утверждены в Постановлении Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (с изменениями, внесенными постановлением Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации»*).

Учитель-логопеддолжен знать: Конституцию и законы РФ; решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу поработе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8-й — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет, или II квалификационная категория, или высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13-й — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе

* Образование в документах. 2001. № 12. С. 4—25.

Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным нижеприведенными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).

Определение уровня образования*

Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании.

Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога.

Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании педагогических институтов (университетов) по специальностям:

—коррекционная педагогика и специальная психология
(дошкольная);

—дефектология (логопедия, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием по окончании спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 ч.

Определение уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории**

Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений определяется при их

* Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам). Приложение № 3 к письму Минобразования РФ от 29 марта 2001 г. № 20-52-1350/20-5.

** Там же.

аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 26июня 2000г. № 1908,зарегистрированным в Минюсте России 24 июля 2000г., регистрационный номер № 2322(далее — Положение о порядке аттестации).

Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую, высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для II квалификационной категории, не менее 2 лет — для I квалификационной категории и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ «Должен знать».

В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников образования (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивым результатам деятельности).

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация — знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии, содержания базового компонента преподаваемого предмета, методик обучения и воспитания;

профессионализм — умением создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников); основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);

продуктивность практикой работы, способствующей сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог;обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников ДОУ), соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владением в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам; уровнем теоретических знаний, позволяющим педагогу вести преподавание на различных уровнях;

профессионализм — умением учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способностью решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ; применением в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по предмету;

продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме ДОУ), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация — освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;

профессионализм — умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для peализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);

продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Письмо Минобразования России от 22 апреля 1997г. № 23/146.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА”

Региональное отраслевое соглашение по организациям системы образования Ярославской области на 2015-2017 гг.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

7.6. При аттестации педагогических работников предусмотрено следующее:

7.6.1. Имеют право на прохождение аттестации на квалификационные категории (высшую, первую) без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности отдельные категории педагогических работников по следующим основаниям:

1) на основании ходатайства организации:

– имеющие звание «Заслуженный», «Народный» (по профилю выполняемой работы);

– победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей при прохождении аттестации впервые после награждения по той должности, по которой работник был представлен на конкурс;

Читайте также:  Проблема формирования операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня

– имеющие учёную степень «кандидат» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы при аттестации на первую квалификационную категорию;

2) на основании ходатайства оргкомитета соответствующего конкурса и (или) конкурсной комиссии при аттестации на первую квалификационную категорию следующие педагогические работники:

– победители (1 место) муниципального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

– победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня, если не имели квалификационной категории по данной должности;

3) на основании ходатайства оргкомитета конкурса и (или) конкурсной комиссии (жюри) при аттестации на высшую квалификационную категорию следующие педагогические работники, имеющие высшую или не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности:

– победители (1-е место) областного тура всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Психолог года», «Сердце отдаю детям» и других соответствующего уровня;

– победители (1-е место) регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший мастер учреждения профессионального образования», «Преподаватель года учреждения профессионального образования»;

– победители и лауреаты (1-3 место) всероссийских конкурсов профессионального мастерства;

4) привлеченные в межаттестационный период не менее 20 раз к всестороннему анализу профессиональной деятельности при аттестации педагогических работников организаций Ярославской области или к аккредитационной экспертизе основных образовательных программ (при этом количество аккредитационных экспертиз не может превышать 50% от общего числа) при прохождении данным работником аттестации на ту же квалификационную категорию.

Примечание: достижения педагогических работников, отмеченные в данном пункте Соглашения, рассматриваются аттестационной комиссией как результат профессиональной деятельности работников, соответствующий заявленной квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания.

7.6.2. Имеют право на заочное (без выхода специалистов на рабочее место аттестуемого) осуществление процедур аттестации:

– педагогические работники при аттестации на ту же квалификационную категорию по должности, по которой данная категория была установлена (у учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования – с учетом преподаваемого предмета/дисциплины; у педагогических работников, в названии должности которых есть слово «старший», – при условии наличия категории по должности со словом «старший»);

– педагогические работники, имеющие учёную степень «кандидат наук» или «доктор наук» по профилю выполняемой работы и не менее 2-х лет первую квалификационную категорию по данной должности, при аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

– педагогические работники, получившие в межаттестационный период почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные, правительственные или ведомственные награды за достижения в педагогической деятельности, по ходатайству образовательной организации, согласованному с выборным органом первичной профсоюзной организации (при его наличии);

– в исключительных случаях по ходатайству организации педагогические работники, представившие документы о невозможности пройти аттестацию в очной форме в связи с заболеванием.

7.6.3. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе на ту же должность в другую организацию, в том числе из другого субъекта Российской Федерации, в следующих случаях:

1) при переходе из государственной, муниципальной, негосударственной организации в государственную или муниципальную организацию, если квалификационная категория была присвоена в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 или Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. В противном случае квалификационная категория сохраняется на 1 год;

2) в случае перехода работника с должности «воспитатель», «методист», «инструктор-методист», «тренер-преподаватель», «педагог дополнительного образования» на аналогичную со словом «старший»;

3) в случае перехода работника с должности «учитель» на должность «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования или с должности «преподаватель общеобразовательных дисциплин» среднего профессионального образования на должность «учитель» (по тому же учебному предмету / дисциплине);

4) в случае прибытия из бывших союзных республик, но не свыше 5 лет со дня присвоения категории (для педагогических работников, прошедших аттестацию в Украине, сохраняются итоги аттестации в следующем порядке:

– признаются имеющими первую квалификационную категорию лица, получившие категории педагогических работников «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;

– признаются имеющими высшую квалификационную категорию лица, получившие категорию педагогических работников «специалист высшей категории»).

7.6.4. Результаты аттестации педагогического работника могут учитываться при установлении оплаты труда в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических работников:

– в период длительной нетрудоспособности,

– в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет,

– в период длительной командировки на работу по специальности в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность за рубежом,

– в период отпуска до 1 года в соответствии с п. 4. ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,

– в период, составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

– в период исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

– в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения;

– при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе (данное положение не распространяется на лиц, с которыми трудовые отношения были прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 8 ст. 81 и ст. 336 ТК РФ).

Оплата труда педагогического работника в случаях, перечисленных в п. 7.6.4 настоящего Соглашения, устанавливается приказом руководителя организации с момента выхода работника на работу.

Срок установления оплаты труда на основании данного пункта не может превышать одного года. Воспользоваться каждой из вышеперечисленных льгот работник может не более чем один раз.

7.6.5. Квалификационные категории (высшая, первая), установленные педагогическим работникам до утверждения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276), сохраняются в течение срока, на который они были установлены, и учитываются при установлении работнику оплаты труда.

7.6.6. В целях защиты интересов педагогических работников устанавливается, что:

– у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, право на повышенный уровень оплаты труда возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

– определение размеров оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, осуществляется с учетом объема их преподавательской (педагогической) работы;

– работодателям рекомендуется письменно предупреждать работника об истечении срока действия квалификационной категории не позднее чем за 3 месяца;

– на основании письменного заявления работника в случаях временной нетрудоспособности в период прохождения аттестации, нахождения в командировке или по другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена (без сохранения оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории после окончания срока ее действия);

– при определении права работника на прохождение аттестации с целью установления высшей квалификационной категории впервые наличие не менее 2-х лет первой квалификационной категории суммируется по итогам предыдущих аттестаций по данной должности;

– истечение срока действия первой квалификационной категории не может служить основанием для отказа при приёме заявления на прохождение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории по той же педагогической должности;

– истечение срока действия квалификационной категории (высшей, первой) в случаях, предусмотренных пунктом 7.6.4., не ограничивает право педагогического работника проходить процедуру аттестации на условиях, предусмотренных п.7.6.2. настоящего Соглашения, в течение года, на который ему была установлена оплата;

– работодателям рекомендуется осуществлять подготовку представления на педагогического работника для аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);

– для членов отраслевого профсоюза увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) допускается только с учетом мотивированного мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (при его наличии);

– информация о дате, месте и времени проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, не позднее чем за месяц до ее начала (при его наличии);

– результаты аттестации педагогического работника на квалификационную категорию учитываются в течение срока их действия при установлении оплаты труда:

· при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа организации;

· при выполнении педагогической работы на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:

Должность,
по которой установлена квалификационная категория

Должность, по которой может учитываться квалификационная категория, установленная по должности,
указанной в графе 1

Преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «учитель»)

Учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель, включая старшего (ведущий начальную физическую подготовку);

педагог дополнительного образования, включая старшего (по аналогичному профилю);

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Учитель (трудового обучения, технологии)

Мастер производственного обучения (по аналогичному профилю);

преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования по аналогичному профилю);

инструктор по труду

Учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного учебного предмета/дисциплины, независимо от типа образовательного учреждения);

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

музыкальный руководитель, концертмейстер (при совпадении профиля по должности «преподаватель»)

Преподаватель (специальных, общепрофессиональных дисциплин профессионального образования)

Мастер производственного обучения (по аналогичной специальности);

учитель, педагог дополнительного образования, включая старшего (аналогичного профиля, учебного предмета/дисциплины);

инструктор по труду

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Учитель, преподаватель (ведущий занятия с обучающимися по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» сверх учебной нагрузки, входящей в основные должностные обязанности);

учитель, преподаватель (физической культуры, физического воспитания)

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

учитель, реализующий программу внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, если профиль программы совпадает с направлением работы педагога дополнительного образования;

воспитатель, включая старшего (независимо от образовательной организации, в которой выполняется работа);

Педагог дополнительного образования, включая старшего (физкультурно-спортивная направленность)

Учитель, преподаватель (аналогичного учебного предмета/дисциплины);

инструктор по физической культуре;

тренер-преподаватель (включая старшего), ведущий начальную физическую подготовку;

руководитель физического воспитания;

инструктор – методист (включая старшего)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Воспитатель (школы-интерната, детского дома)

Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Русский язык очень богат фразеологизмами. дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, пытаются самостоятельно найти обьяснение выражениям. Псоле первого использования фразеологизмов ребенок с удовольствием применяет их в своей разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_fraeologizm.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фразеологического словаря
у детей старшего дошкольного возраста

Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский

Русский язык очень богат фразеологизмами. «Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов, – писал К. Паустовский. – Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка».

Исследоватeли детской речи (В. К. Харченко, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский и др.) отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений.

Проблема усвоения фразеологическими единицами была затронута во многих научных исследованиях.

Еще Ж. Пиаже наметил возрастную границу усвоения фразеологизмов детьми – с 11-12 лет, в период развития у ребенка ассоциативных, формальных операций. Однако экспериментальные наблюдения О.Ф.Мирошниченко показали, что дети в возрасте 6 – 7 лет уже в состоянии не только понимать, но и употреблять отдельные, понятные для них обороты. В ходе эксперимента, проведенного О.Ф. Мирошниченко, дети 5-6 лет смогли понять и объяснить более половины предложенных им фразеологизмов. Чем меньше степень идиоматичности значения, тем раньше входит фразеологизм в речь ребенка.

Наблюдения за речью ребенка от рождения до 9 лет свидетельствуют о том, что условия разговорной речи допускают возможность использовать фразеологизмы уже на 3-4 году жизни ребенка. Устойчивые сочетания, повторяющиеся в однотипных ситуациях, воспроизводятся ребенком в пределах тех же ситуаций. Характерно использование клишированных выражений и фразеологизмов с оттенками удовольствия, неудовольствия, удивления, поощрения, осуждения, оценки.

Наиболее ранней стратегией в процессе онтогенеза является, судя по материалам Н.Г.Бронниковой, ориентация ребенка на внешние, звукоизобразительные и интонационноритмические признаки фразеологизма — ритмикозвуковой и лексический повтор. Не случайно поэтому тавтологические и рифмованные фразеологизмы, а также близкие к ним шаблонные формулы появляются в детской речи раньше других типов фразеологизмов. Рассматриваемые фразеологизмы строятся на основе повтора: в тавтологизме повторяется лексема (например, ходить ходуном), в рифмованном фразеологизме — часть лексемы, звуковой комплекс (например, тарыбары).

Наблюдения показывают, что после первого самостоятельно употребленного фразеологизма, тем более если это не осталось не замеченным взрослыми, ребенок с удовольствием использует и другие доступные ему образные выражения, в которых легко осознается внутренняя форма.

Параллельно со словом ребенок начинает овладевать и фразеологическими единицами. Эти два процесса, на наш взгляд, не отделимы друг от друга. Материалом для анализа послужили фразеологизмы, зафиксированные в речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что дети начинают уже употреблять фразеолоизмы примерно с 2 лет 5 месяцев. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.

Например, мальчик, 2 г. 10 м.

– Ты сейчас опять будешь кота за хвост тянуть?

– У меня нет никакого хвоста .

Употребление фразеологизмов в раннем возрасте происходит под влиянием примера родителей.

Родители, общаясь со своим ребенком, часто употребляют фразеологизмы в тех или иных жизненных ситуациях. Постепенно фразеологические сочетания начинают входить и в речь ребенка, но это вовсе не означает, что ребенок понимает их значение. Приведенный фразеологизм воспринимается им как свободное словосочетание. Как отмечает С. Н. Цейтлин, «при буквальном понимании фразеологизма он прекращает свое существование в качестве лексической единицы и начинает функционировать как свободное сочетание слов, каждое из которых имеет свое собственное значение».

Со временем, усвоив определенный фразеологический запас, ребенок использует фразеологизмы для необходимого разъяснения какого-либо явления. Это делает речевое общение более интересным и увлекательным.

Если внимательно посмотреть на особенности употребления фразеологических единиц, встречающихся в речи ребенка дошкольного возраста, то можно выделить наиболее типичные ситуации, в которых дети часто употребляют фразеологизмы. Употребление фразеологизмов связано у дошкольника с ситуациями, которые возникают при общении в семье, со сверстниками в детском саду, с животными на улице. При этом прежде всего реализуется эмоциональнооценочная функция фразеологизма. Используя фразеологизм, ребенок показывает свое отношение к ситуации, подчеркивает ее смешную сторону.

Надо заметить, что в детской речи очень часто не воспроизводится в полном объеме лексическое наполнение фразеологизма. Как известно, фразеологизмы характеризуются незыблемостью состава своих компонентов. Эта незыблемость и нарушается ребенком, который не знаком с этим важным обстоятельством, поэтому речи ребенка так часто присуща неоправданная лексическая замена компонентов фразеологизма с сохранением значения.

Использование детьми фразеологизмов способствуют совершенствованию мышления, поскольку понимание переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

Вот примеры того, как дети 5-7 лет понимают смысл некоторых выражений:
– «Бить баклуши – это, наверное, какие-нибудь деревяшки разбивать».

«Витать в облаках – это значит высоко летать в небе, а может быть, это значит, кататься на облаке».
– «Свалиться с луны – это значит упасть с большой высоты»».

Основные направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших дошкольников, это: обогащение словаря и формирование образной речи.

Условия для успешного формирования фразеологического словаря необходимы:

  • отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста, необходимости для общения и познания;
  • наглядные методы и приемы;
  • создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике.

Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных выражений:

  • игра;
  • ознакомление с художественной литературой;
  • фольклорные праздники и развлечения;
  • занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);
  • драматизации, инсценировки;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Ход игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово и вставить необходимое для данного фразеологизма.

  • « Намотай себе на нос (ус), что драться плохо».
  • «Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».
  • «Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?
  • «Дедушка обещал намылить мне уши (шею), если я буду водить его за руку (за нос).
  • «Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с изображением животного.

Ход игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

Голоден как (волк)

Труслив как (заяц)

Болтлив как (сорока)

Грязный как (свинья)

Подводя итог сказанному, надо отметить, что дети дошкольного возраста очень часто пользуются фразеологическими единицами. Основная сложность для детей заключается в том, что порой они не понимают истинного смысла фразеологизмов, так как речевой опыт ребенка еще не настолько богат, чтобы его усвоить. Если он слышал этот фразеологизм несколько раз, то это еще не значит, что ребенок может сделать вывод обо всех особенностях его употребления. С другой стороны, дети довольно часто дословно понимают фразеологизмы и отсюда возникают парадоксы и комические ситуации. Наиболее часто употребляемым типом фразеологических единиц являются фразеологические единства, что, скорее всего, связано с их образностью и эмоциональностью, наличием связи между свободным словосочетанием, соотносимым с фразеологизмом, и собственно фразеологической единицей.

Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пантеева Алёна Эдуардовна

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Формирование у дошкольника фразеологического словаря – особая задача в развитии речи ребёнка. Фразеологизмы отражают культуру народа, развивают мыслительную деятельность, позволяют обогатить как активный, так и пассивный словарь дошкольника, делая его речь яркой и образной.

Проблемой усвоения дошкольниками фразеологизмов занимались такие учёные, как В. В. Гербова, С. В. Плотникова, О.С.Ушакова, Ю. В. Фоменко, С. Н. Цейтлин и другие.

Согласно лингвистическому словарю Д. Э. Розенталь, фразеологизм или фразеологическая единица – это лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы [2, с. 337]. Именно единое значение нескольких компонентов фразеологического оборота вызывает определенные трудности у дошкольника. Исходя из этого, можно выделить типичные ошибки ребёнка старшего дошкольного возраста в употреблении фразеологизмов в речи:

1. Буквальное понимание семантики фразеологизма (Набрать в рот воды понимается как «человек с водой во рту»).

2. Конкретное понимание одного из слов фразеологического оборота (Бить баклуши – «бить что-то»).

3. Застревание на одном слове в фразеологическом обороте (Дрожит как осиновый лист – «про листик»).

4. Замена одного из слов фразеологического оборота (Развесить уши – «развесить глаза»).

5. Ошибки ассоциативно-ситуативного характера (Вертится как белка в колесе – «вентилятор») [1, с. 29].

6. Усечение фразеологизма (Как две капли воды – «две капли»).

7. Нарушение грамматической формы фразеологизма (Сложа руки – «сложив руки»)

Для того чтобы помочь ребёнку дошкольного возраста овладеть умением правильно использовать в речи фразеологические обороты, необходимо определить причины возникновения этих ошибок.

Прежде всего, ошибки употребления фразеологических оборотов связаны с особенностью мышления старшего дошкольника. В шесть-семь лет ведущим типом мышления является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных связей, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, формируются постепенно.

Другой причиной ошибок в употреблении фразеологизмов является неполное или неточное усвоение значения фразеологического оборота. В этом случае вся ответственность лежит на взрослом. От того, насколько точное, полное, образное и яркое объяснение услышит дошкольник, зависит степень усвоения фразеологического оборота.

Отсутствие систематической работы по формированию фразеологического словаря у дошкольника также является одной из причин ошибок в употреблении фразеологизмов. Пренебрежение ошибками в дошкольном учреждении или дома приводят к искажению смысла фразеологизма или постоянной замене элементов фразеологического оборота.

Исходя из этого, можно предложить несколько вариантов путей решения данной проблемы, которые предполагают целенаправленную работу не только воспитателя, но и родителей:

1. Постоянное наблюдение за речью дошкольника, исправление речевых ошибок, подробные и полные объяснения и приведение примеров помогут ребёнку овладеть нормами языка и научат самостоятельно замечать и исправлять ошибки.

2. Обогащение словаря старшего дошкольника различными фразеологизмами через литературу (в особенности с помощью фольклора), беседу или игру.

3. Стимулирование использования в речи фразеологических оборотов и поощрение образности речи. В этом могут помочь различные игры на подбор синонимов к фразеологизмам, сопоставление иллюстрации и фразеологического оборота или поиск фразеологизмов в книгах.

4. Последовательное усложнение словарного материала с учетом структуры, степени семантической сплоченности компонентов фразеологизмов, принадлежности к части речи.

Формирование фразеологического словаря требует направленной и систематической работы как в дошкольном учреждении, так и вне. Постепенное усложнение фразеологических единиц позволит сократить ошибки в употреблении фразеологизмов и поможет дошкольнику лучше усвоить структуру и значение фразеологизмов, обогатить речь ребёнка образными выражениями и яркими сравнениями.

1. Белобородова, Е.В. Семантизация фразеологических оборотов детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Белобородова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. – СПб., 2007. – N 10(31). – С. 28-31.

2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Просвещение, 1985. – 399 с.

Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Татьяна Тукиш
Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Они придают высказыванию выразительность, образность. У детей с общим недоразвитием речи понимание и употребление фразеологизмов намного ниже, чем у детей с нормальной речью. Это связано с расхождением объема пассивного и активного словарного запаса, снижением возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченностью понимания слов с переносным значением. Очень важным является создание необходимых условий для формирования у старших дошкольников с ОНР способности к овладению образновыразительными средствами языка, т. к. это будет являться необходимой предпосылкой гар-моничного развития личности. Основные направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших дошкольников с ОНР, это обогащение словаря и формирование образной речи. Данную работу лучше всего проводить с помощью игр.Вот некоторые из них:

Д/и «Объясни и назови»

Цель: объяснить, что обозначают эти сравнения.

Объяснить, что обозначают эти сравнения.

Мальчик, как медведь (Неловкий, неуклюжий).

Мама, как грозовая туча (Сердитая).

Девушка как лебедь (Красивая, гордая, прямая).

Машина как игрушка (Очень маленькая).

Воздух как стеклянный (Прозрачный, чистый).

Лед как камень (Очень твердый).

Ноги как ватные (Вялые, на них невозможно ходить).

Деревья как богатыри (Могучие, сильные, огромные).

Трава как ковер (Нарядная, красивая, мягкая).

Следующая игра из серии игр «Фразеологический зверинец»

Д/и «Веселый зоопарк» (Я начну, а ты продолжи)

Цель: обогатить словарный запас детей фразеологизмами, содержащими названия живот-ных. Развивать мышление, умение рассуждать, анализировать и делать умозаключения.

Голоден, как (волк)

Хитер, как (лиса)

Колючий, как (еж)

Упрям, как… (осел)

Здоров, как (бык)

Изворотлив как… (уж)

Надут как… (индюк)

Нем как… (рыба)

Грязный как… (свинья)

Упрямый как… (осёл)

Болтливый как… (сорока)

Колючий как… (ёж)

Мокрый, как (курица)

Д/и «Разные несуразности»

Цель: уметь отличать выражения, употребляемые в прямом и переносном смысле, развивать образную речь. Используются стихотворения В Орловой, А. Шибаева,Б. Заходера и других авторов.

Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чём оно?

Ни пуха ни пера.

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: “Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши. Уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!”

Через час, едва живой

Петушок спешит домой.

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле нет

Нет ни пуха, ни пера.

• О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами: “Ну, ни пуха ни пера!” (Она пожелала ему удачи, успеха)

• Почему стихотворение заканчивается словами “ Нет ни пуха, ни пера”? (Петушок вернулся домой весь ощипанный).

• Где эти слова употреблены в переносном значении? (В первом случае. Когда мать провожала сына в школу)

• Желая “ни пуха ни пера”, мама-квочка употребили это выражение в переносном значении, т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.

Слушая стихотворение А. Шибаева, дети сами сравнивают.

– Мои часы ушли вперёд, – Сказала тётя Маша. Как ноги

– А у меня платок ползет, – сказала тетя Даша. Как змея

– Умчалась юность далеко, – сказал тетя Дуня. Как мяч

– Ой! Убежало молоко! – сказала тетя Груня Как зайчик

Д/и «Закончи фразу»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

2. Мы исходили городок

И так устали мы в дороге,

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

4. Фальшивят, путают слова,

Ребята слушать их не станут:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода – научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение “Вот и осень пришла” Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Ссылка на основную публикацию