Адаптация детей к условиям логопедической группы
Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения
Поступление в дошкольное учреждение и в логопедическую группу, в частности, сопряжено с определёнными трудностями, как психологическими, так и психоэмоциональными. Крайне важно правильно подготовить ребенка к переходу в новую группу.
Если ребёнок ранее посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои неврологические и психологические особенности, которые будут проявляться при изменении условий. Большой процент воспитанников речевых групп обнаруживают моторную неловкость, нескоординированность, плавность и точность движений вызывают у них существенные затруднения.
Эти аспекты необходимо учесть педагогам детского сада. Основными принципами работы с такими детьми является системный подход. Проводится комплексная работа всех участников образовательного процесса, то есть всех специалистов детского сада.
Детям приходится привыкать ещё и к новым видам деятельности, поскольку в логопедической группе определённая специфика работы. Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей. От того, как пройдёт период привыкания, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы. Дома с этой задачей справляются родители, и тем успешней, чем лучше были созданы условия для гармоничного вхождения ребенка в микроколлектив. А также, если родители представляют основные направления ведения беседы с ребенком и осведомлены об особенностях работы внутри коррекционной группы.
Адаптация детей к логопедической группе является значимым этапом для осуществления коррекционного вмешательства. Чем быстрее пройдёт этот период, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.
После зачисления детейв логопедическую группупроводятся индивидуальные беседы с родителями, во время которых педагоги знакомятся с некоторыми анамнестическими данными из истории развития ребенка, обсуждают индивидуальные особенности каждого воспитанника и выслушивают пожелания родителей.
В разных возрастных периодах дети по-разному реагируют на смену окружения. Например, переход в новую группу в старшем возрасте может вызывать у ребенка стрессовое состояние. Дети не понимают, почему они не могут общаться со своим прежними друзьями и любимыми воспитателями. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем им посещать занятия с логопедом.
Важнейшаязадача этого периода – сократить время вхождения ребенка в коллектив, помочь ему максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, привыкнуть к требованиям логопедической группы и режиму работы.
Для знакомства детей со сверстниками и взрослыми организуются игры: «Чей голос?», «Узнай друга по описанию» и другие.
Для снятия эмоционального напряжения и создания комфортной психологической атмосферы в работу включаютсяэлементы психогимнастики, массажа и дыхательной релаксационной гимнастики, что помогает детям расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
Один из способов для создания мотивации и положительного настроя воспитанников – использование материальных стимулов в обучении,которые помогают поддерживать стремление детей выполнять задания и поручения педагогов: «наклеек-оценок», применение интерактивного оборудования.
Главным условием для успешной адаптации являются положительный эмоциональный фон вокруг ребенка, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов, что, в конечном итоге, помогает детям и родителям быстрее привыкнуть к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения, быстрее перейти к этапу коррекции речи.
Учитель-логопед
Воронина Надежда Викторовна
Комплексный подход к организации адаптационного периода в средней логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов, детей со сложной структурой дефекта
За последнее время всё большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.
Каждый год, в период 2005-2009 гг., в, логопедическую группу МДОУ д/с №12 “Ладушка” г.Тихорецка Краснодарского края поступало по 6–7 детей с ОНР I, II, уровней более половины из них имели общее недоразвитие речи на фоне выраженной неврологической симптоматики, а трое детей – дети инвалиды:
- ДЦП. Тяжёлая форма дизартрии, низкая сформированность когнитивных функций, нарушение осанки, координации, расходящееся косоглазие.
- Открытая ринолалия (дооперационный период), гипердинамический синдром.
- Открытая ринолалия (послеоперационный период), низкая сформированность когнитивных функций, гипотрофия, анемия I, II, степени.
При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных (речи, моторики, зрения, слуха), а так же регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций.
Программы рассчитаны на пребывание ребенка с общим недоразвитием речи 2, 3 уровня в логопедической группе с 4-летнего возраста. Контингент детей с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровней, отобранных в логопедическую группу с 2005-2009 год, неоднороден по психическому, неврологическому, социальному статусу. Из 100% – отобранных детей – 70% – имеют сопутствующие соматические, неврологические заболевания, психологические отклонения, сюда же входят дети-инвалиды.
Начиная работу с такими детьми, 1-го года обучения, мы столкнулись с необходимостью проведения определенной подготовительной, адаптационной работы к основному курсу коррекционно-логопедической программы.
Комплексный подход к организации адаптационного периода заключается в следующем:
1. Обследование. Заполнение речевых карт (приложение №1. Речевая карта), карт индивидуального речевого развития (приложение №2), на их основе – планов индивидуальной логокоррекционной работы на учебный год (приложение №3), для детей-инвалидов – программа комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения (приложение №4).
2. Мониторинг психолого-социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов ведется учителем-логопедом совместно с воспитателем, педагогом-психологом, старшей мед.сестрой. Заполняется каждую неделю по 5-ти бальной системе (приложение 5. Психолого-социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов, детей с низкой социальной адаптацией, детей-группы риска.)
3. Система игр и упражнений, построенных на их основе вводных логопедических занятий, в объёме логопедического обследования.
Приложение №6. Чистоговорки и стихотворения для средней группы.
Приложение №7. Артикуляционная гимнастика с движением “Сказка о весёлом язычке”
Приложение №8. Сказка “о поющихся звуках”.
Приложение №9. Схемы – символов гласных звуков.
Приложение №10. Образцы логопедических занятий адаптационного периода.
Приложение №11. Перспективное планирование логопедической коррекционной работы в средней логопедической группе.
4. Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Основные положения коррекционной работы в адаптационный период.
Карта индивидуального речевого развития разработана на основе методики обследования Конёнковой Н.Д. 2005 г. Каждый раздел (их всего 9) оценивается по 5-ти бальной системе с указанием даты обследования (приложение №2). Внизу ставиться общее количество баллов, на обратной стороне строится график по данным обследования. Динамика речевого развития ребёнка отслеживается путём сопоставления графиков.
Появилась необходимость проводить мониторинг психолого-социальный адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи 1-го, 2-го уровней, дети-инвалиды, дети со сложными комплексными нарушениями, дети группы риска. Предусматривается совместное обследование данных детей учителем-логопедом с педагогом психологом, воспитателем, медсестрой в течении 1-го, 2-го, 3-го месяца пребывания ребёнка в ДОУ, при необходимости и далее. Построенные графики раскрывают особенности, степень адаптации или не адаптации ребёнка (приложение №5).
Подбор системы игр заданий, упражнений и разработанных на их основе образцов занятий пропедевтического характера к основному курсу коррекционно-логопедической программы.
Ребёнка с речевыми нарушениями, сложной структурой дефекта, низкой адаптацией и т.д. необходимо ввести в систему специально организованной деятельности: игровые занятия, упражнения на базе сохранных анализаторных систем. Цель данной деятельности – это формирование положительного, эмоционально-позитивного отношения ребёнка к себе, взрослым, другим детям, ощущение значимости своей личности, понимание, что его любят, слушают, стараются понять, ценят всё, что он скажет, сделает; готовы ему помочь и поддержать; стимулирование его речевого, познавательного развития, улучшение социальной адаптации.
Задачи адаптационных игр, упражнений, занятий:
- Установление контакта с ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода; включение нового ребёнка в систему межличностных отношений в группе между детьми.
- Стимулировать, речевую, познавательную, двигательную активность ребёнка.
- Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть.
- Привлечь внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций.
- Начать работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, над правильным дыханием.
- Начальный этап развития фонематического восприятия (учить ребёнка вслушиваться в окружающий его мир речевых и не речевых звуков, различать их, пытаться воспроизвести).
- Включаться в ситуативную речь, коллективную речевую деятельность. Учить навыкам ведения диалога.
- Активизировать свои произносительные навыки, стремиться к построению собственного речевого высказывания.
- Стимулировать развитие психологической базы речи: все виды восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
Учителем-логопедом МДОУ №12 “Ладушка” Туровой Н.И. разработана и успешно внедрена система речевых заданий пропедевтического характера для детей с тяжелыми нарушениями речи первого года обучения:
1. Упражнения для развития правильного диафрагмального дыхания
2. Упражнения для формирования произносительных, голосовых навыков, навыков звукоразличения.
(Приложение №6. Чистоговорки и стихи для детей средней группы.
Приложение №7. Артикуляционная гимнастика с движениями рук
“Сказка о весёлом язычке”
Приложение №8. Работа над гласными звуками
“Сказка о поющихся звуках”.
Работа над согласными звуками
“Сказка о двух братьях”.
Приложение №9. Схемы-символы гласных звуков.
3. Образцы конспектов занятий. (Приложение № 10.)
Развитие речевого дыхания
– познакомить детей с особенностями речевого дыхания;
– формировать умения и навыки правильного пользования речевым дыханием;
– отработка длительного выдоха.
В ходе выполнения данных упражнений педагогу необходимо обращать внимание на дозировку упражнений, следить , чтобы дети производили вдох и выдох без напряжении, плавно, не поднимая плеч при вдохе, не втягивая живот при выдохе. В процессе упражнений детей необходимо учить рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений. Все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха. Логопед встаёт перед детьми, правую руку кладёт на область диафрагмы, левую – на пояс. Делает вдох через нос (рот закрыт), не напрягаясь. Выдыхаем через нос. Далее логопед предлагает выполнять упражнения всем вместе: встать прямо, спину выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс. Выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдыхаем через нос. Упражнение повторить 2-3 раза. Закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунок (схему), на котором изображена “звуковая волна” красного цвета, т.к. отрабатываются гласные звуки, и схемы-символы гласных звуков.
“Звуковые волны” гласных звуков”
Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе или в действительности (как лучше ребёнку) поставить на неё указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук А( У, О, И, Ы, Э) на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном (умеренном) темпе до нижней противоположной точки.
Затем также поставить в воздух или на картинку указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, вернуться назад. “Звуковые волны” гласных звуков обозначаются красным цветом.
“Звуковые волны согласных звуков”
Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображена “звуковая волна” синего цвета (т.к. отрабатываются твёрдые согласные звуки), “звуковая волна” зелёного цвета (т.к. отрабатываются мягкие согласные звуки).
Работа над произношением начинается с разучивания артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед Турова Н.И. предлагает артикуляционные упражнения проводить в форме “Сказки о весёлом язычке” и одновременно с движениями кистей рук, которые имитируют движения челюстей, языка, губ.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. После артикуляционной гимнастики логопед предлагает проводить пропевание рядов гласных по мере усложнения (с развитием силы голоса).
А – У А – У – И А – У – И – О – Э и т.д. | Произношение звуков сочетать с показом схем – символов гласных звуков. |
АУ (громко) ау (тихо) ОХ (громко) ох (тихо) ТУК (громко) тук (тихо) | |
ГАВ – ГАВ (громко), гав – гав (тихо) МЯУ – МЯУ (громко), мяу – мяу (тихо) и т.д. | Произношение звуков сочетать с элементами звукоподражания и можно сопровождать показом картинок |
Далее логопед предлагает перейти к проговариванию, заучиванию (можно с отхлопыванием, отстукиванием) чистоговорок, потешек, простых стихотворений. Они способствуют развитию слуховой, речедвигательной памяти, снимают напряжения в артикуляционном аппарате, развивают способность к переключению, речевую эмоциональность, создают благоприятный фон для занятия. Произношение желательно сочетать с показом подходящих по смыслу сюжетных, предметных картин.
Для активизации, стимулирования, но и облегчения построения детьми собственного речевого высказывания учитель-логопед Турова Н.И. предлагает усовершенствованные графические схемы построения высказывания.
Образцы графических схем
Такого рода линейная “запись” даёт детям опору для построения собственной простой фразы, отвлекает от жестовой речи. Сначала логопед составляет схему высказывания, озвучивает её, затем дети сами начинают составлять высказывания из предложенных схем-символов. Опираясь на графические схемы, можно стимулировать собственное речевое высказывание путем договаривания за взрослым, выстроить короткие рассказы.
На основе данного практического материала и в рамках объёма логопедического обследования дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи логопед Турова Н.И. предлагает образцы конспектов занятий.(приложение № 10) Они могут проводиться 2–3 раза в неделю в течении 15 = 20 минут. Работа на занятиях ведётся по следующим направлениям:
- Ситуации общения.
- Сенсорное развитие.
- Работа над звуковой стороной речи.
- Лексико-грамматические игры, упражнения.
- Развитие связной речи.
Также, автором было разработано и апробировано адаптированное перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе базовых программ Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной “Система обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 4-6 лет.”, Н.В.Нищевой “Программа коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе”. (Приложение №11)
Коррекционная работа не ограничивается логопедическими занятиями, поэтому в группе и логопедическом кабинете целесообразно создать предметную среду, отвечающую развивающим целям, учитывающую интересы и познавательные потребности ребёнка дошкольника.
Обстановка логопедического кабинета и группы должна быть направлена на активизацию речи, стимуляцию речевого общения, речевого творчества. В логопедическом кабинете предлагается создать “центрыстимуляции речевой активности детей”: новые иллюстрации по лексической теме недели, кукла-персонаж, сюжет новой игры по лексической теме, объекты живой и неживой природы, театральные декорации, куклы, зона двигательной, познавательной активности, мелкой моторики. Пособия, представленные в содержании среды, должны быть динамичны и многофункциональны (одна игра может решать несколько задач). Специально подготовленная среда логопедического кабинета имеет следующие зоны:
- стимуляция речевой активности;
- обогащение лексического запаса;
- закрепление грамматических категорий;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики, психических процессов.
Представленная автором система коррекционной работы в адаптационный период для детей с тяжёлыми нарушениями речи, сложной структурой дефекта, детей – инвалидов и т.д. позволяет улучшить их социальную адаптацию в новом коллективе, улучшает психолого-социальное, речевое, познавательное состояние. Способствует активному включению детей данной категории в начало логопедической коррекционной работы. Из 6-ти таких детей – 5-ть имеют лёгкий уровень адаптации. Что составляет 83% от общего числа, один ребёнок – среднюю степень адаптации. Успешное начало лого-коррекционной работы создает хорошую ступень для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.
Адаптация детей к условиям логопедической группы
Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.
Сервисы
- Реклама у нас
- Новости портала
- Форум
- Авторы детских сказок, стихов
- Дошкольник рекомендует
- Стартовая
- Пользовательское соглашение
- Авторские права
- Файлы cookie
- Пожертвования
- Сезонные скидки
Размещаем статьи
Фейсбук
«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО» |
Адаптация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Криулина Тамара Максимовна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.11.2017 02:29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево Криулина Тамара Максимовна Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). С учетом введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2. 11. 2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. На логопункт поступают дети из старших и подготовительных групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новым формам занятий на логопункте. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали знаменитые ученые психологи Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф. Доказано, что «речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Отмечают снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения» (Г. В. Чиркина, Л.Г. Соловьева). Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к коррекционному процессу на логопункте. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы. На основе изученной литературы были выделены следующие условия, необходимые для успешной адаптации:
В поиске путей реализации этих условий с первых же дней сентября включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, совместная работа другими специалистами детского сада. Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда, педагога — психолога осуществляется в разных видах деятельности: повседневном общении, специально организованных психолого-коррекционных занятиях, в различной игровой деятельности, в обучении родителей способам общения с ребенком. Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, консультации, оформляем информационные стенды, страничку сайта ДОУ: www/видяеводоу2. рф. ru «Советы учителя-логопеда». Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопункта, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи. Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы на логопункте. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по логопедическому кабинету, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог. Наш логопункт называется «Кабинет волшебных звуков», где дети как учатся правильно произносить звуки. В «Кабинете волшебных звуков» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание в рамках введения ФГОС ДО. В связи с этим в пространстве логопедического кабинета выделено несколько основных зон:
В этом учебном году у нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду логопедического пункта при помощи современных информационных средств, это программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР 2» — современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. Следует отметить, что Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» прошел сертификацию и получил сертификат соответствия ФГОС ДО. База интерактивных игр позволяет решить задачи образовательной области «Речевое развитие» наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует наше внимание на необходимости больше уделять времени — процессу игры. Все шестьдесят игр комплекса «Логомер» обеспечивают возможность большого выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды. Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны занятия в кабинете логопеда. Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий. Что бы вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), в этом нам помогает цикл подготовительных логопедических занятий логотренинг «Мой веселый язычок». Логотренинг «Мой веселый язычок» описан в учебно-методическом пособии Ивановой Ю.В., двенадцать занятий логотренинга проводятся на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 5-6 лет, зачисленными на логопункт. Планируя расписание, делаем так, чтобы дни и время занятий были постоянными. Занятия подгрупповые, проводятся в форме знакомства с язычком, его домом, друзьями, с семейкой свистящих и шипящих, братьями Л, Ль, Р, Рь. Эмоциональный подъём, доброжелательную, радостную атмосферу на занятиях логотренинга, гарантирует хоровое чтение стишков, пение песенок с движениями. Ритмически организованные звуки речи создают особые условия для восприятия и рождают чувство безопасности и комфорта. Чувство радости у детей усиливает совместное действие. Во время занятий логотренинга для снятия напряжения и концентрации внимания детей проводятся динамические паузы и психогимнастические упражнения. Большой эмоциональный отклик у детей вызывают приёмы биоэнергопластики, это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти рук. Вот некоторые из упражнений:
А также с удовольствием дети выполняют массаж пальцев и мимических мышц лица, пальчиковую гимнастику. Еще Сухомлинский В.А. сказал, что «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка». Упражнения на развитие межполушарных связей «Ладонь, кулак, ребро», «слива, яблоко, банан», «Ухо – нос», повышают эффективность коррекционной работы и всегда вызывают у детей положительные эмоции. Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанников, мы не только добиваемся повышения эффективности своих занятий, но и оберегаем и укрепляем физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делаем ученье радостным. Следует подчеркнуть, что логотренинг заинтересовал детей и вызвал у них желание заниматься. Таким образом, используя предметно-развивающую среду, работу с детьми, работу с родителями, совместную работу с другими специалистами детского сада, мы добиваемся успешной адаптации детей на логопункте. Консультация “Адаптация детей к условиям логопедической группы”
Консультация “Адаптация детей к условиям логопедической группы”Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна, описана во многих работах, Но проблема адаптации детей к логопедической группе является не менее важной . Переход детей в старшем возрасте в новую группу вызывает у них стресс. Им непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные занятия по коррекции речи. В логопедической группе предъявляют особенные требования, приходится адаптироваться к новым формам занятий. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ Приводя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в группе? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Не облегчают работу воспитателей и логопеда родители, которых приходится долго убеждать в необходимости перехода в другую группу, объяснять им всю сложность речевого нарушения. Часто тревога родителей передаётся и детям. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть самыми разными:
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми . Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение. Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми. Какие могут возникнуть трудности при адаптации в детском саду?
Как вести себя родителям?
Проект комфортной адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы в дошкольном учреждении Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений в период адаптации детей к условиям ДОУ. Просмотр содержимого документа |
Метод | Анализируемый фактор |
Дети | |
Адаптационные листы /Приложение 1/ | Прогноз адаптации |
Методика «Секрет» /Приложение 2/ | Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками |
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (А.И. Баркан) /Приложение 3/ | Уровень адаптации ребенка к детскому саду |
Тест тревожности (Р.Тэммл,М.Дорки, В.Амен) /Приложение 2/ | тревожность |
Методика «Лесенка» (В.Г.Шур) /Приложение 2/ | Общая удовлетворенность собой |
Родители | |
Анкетирование /Приложение 4/ | Индивидуальные особенности детей |
Педагоги | |
Адаптационный лист /Приложение 1/ | Фиксируются результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям: эмоциональное состояние в группе, социальные контакты с детьми, познавательная/игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации |
В период адаптации ребенка к детскому саду педагоги ведут индивидуальный адаптированный лист на каждого воспитанника. Используя форму, предложенную К.Л.Печора модифицированную для детей старшего дошкольного возраста. В адаптационном листе педагоги ежедневно фиксируют результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям:
- Эмоциональное состояние в группе.
- Социальные контакты с детьми/взрослыми.
- Познавательная/игровая деятельность.
- Реакция на изменение привычной ситуации.
2. Установочный блок.Цели: создать установку у детей, их родителей и воспитателей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
- Индивидуальные и групповые беседы с родителями, обсуждение основных направлений работы дома в период адаптации ребенка к ДОО;
- Консультации для педагогов логопедических групп, обсуждение и планирование коррекционно-развивающей работы;
- Активизация детей на выполнение определенной деятельности.
3. Коррекционный блок. Цели: повысить уровень адаптированности детей к различным видам деятельности и взаимоотношениям, устранить чувство неуверенности, снизить тревожность, сформировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.
На данном этапе организуется групповая и опосредованная (через родителей и педагогов) работа с детьми.
Основные стратегии помощи ребенку
Педагог | Педагог-психолог | Родители |
Создать ситуацию успеха | Изменить отношение ребенка к самому себе | Использовать конкретную тактику взаимодействия с ребенком дома |
Сформировать умения принимать неудачи и обращаться за помощью | Сформировать положительное отношение к сверстникам | Регулировать отношения в семье |
Рационально объединить детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п. | Расширить поведенческий репертуар | – |
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОНР строится с учетом основных характеристик психологически здоровой личности:
1. Принимать себя, свои достоинства, осознает свою уникальность;
2.Умеет распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков (развитая рефлексия);
3.Умеет находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
4.Оценочный блок.Цель: оценить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы.
Методы: методики диагностического блока, наблюдения педагога-психолога, отзывы родителей, педагогов.
Объект исследования
Дети компенсирующей группы, возраст 5 лет с ОНР.
Предмет исследования
Цель: выявить адаптивные возможности ребенка
Гипотеза исследования
Помощь будет эффективной только в случае тесного взаимодействия педагогов, родителей и педагога-психолога, которое предполагает сочетание различных стратегий.
Результат исследования
Динамика по адаптации детей с ОНР к детскому саду
Критерии | Начало учебного года | Кол-во | % | Конец учебного года | Кол-во | % | ||||||
Прогноз адаптации | высокий | высокий | ||||||||||
средний | средний | |||||||||||
сложный | сложный | |||||||||||
Положение в группе,характер взаимоотношений со сверстниками | не участвовало | не участвовало | ||||||||||
изолированные | изолированных | |||||||||||
пренебрегаемые | пренебрегаемых | |||||||||||
предпочитаемые | предпочитаемых | |||||||||||
лидер | лидер | |||||||||||
Тревожность | высокий уровень | высокий уровень | ||||||||||
средний уровень | средний уровень | |||||||||||
низкий уровень | низкий уровень | |||||||||||
Ф И | Прогноз адаптации | Положение в группе, характер взаимоотношений со сверстниками | Тревож ность | Общая удовлетворенность собой | Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации | «Группа риска» |
Приложение 3
Протокол Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду
/автор А.И.Баркан/
Ф.И. | Цветовые | Сюжетные | Изображение людей | Изображение воспитателя | Группа |
Приложение 4
Анкета для родителей «Мы рады вам!»
1.Нас зовут (родители) _____________________________________________
2.Как тебя зовут?__________________________________________________
3. Как зовете ребенка дома, как зовете ласково? __________________________________________________________________
4. Что ребенок любит кушать? __________________________________________________________________
5. Что ест без удовольствия? __________________________________________________________________
6. С какими игрушками любит играть? __________________________________________________________________
7. В какие игры вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________________________
8. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера наиболее действенна? __________________________________________________________________
9. Как ребенок относится к наказаниям взрослых, какое самое «страшное» наказание для него? ____________________________________________________
10. Есть ли любимая книга, сказка?____________________________________________________________
11. Знает ли стихи? Как вы их учите? __________________________________________________________________
12. Есть ли дома животные, как относится к ним?______________________________________________________________
13. Состав семьи, в которой проживает ребенок __________________________________________________________________
14. Чем любит заниматься ваш ребенок дома? __________________________ _____________________________________
15. Выполняется ли дома режим? __________________________________________________________________
16. К кому из членов семьи ребенок больше «привязан»? __________________________________________________________________
17. Что вас беспокоит в вашем ребенке?__________________________________________________________
18. Часто ли болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес___________________________________________________________
19. Особенности поведения (нужное отметить):
* почти всегда бывает послушным;
* чаще непослушный;
* в равной мере бывает послушным и непослушным;
* агрессивен;
* часто обижает детей.
Презентация “Домашние животные и их детеныши”
Презентация “Домашние животные и их детеныши”. Стихи про домашних животных, презентацию можно исполовать для онокомления детей первой младшей группы с домашними животными и их детенышами.
Просмотр содержимого документа
«Презентация “Домашние животные и их детеныши”»
МОУ ” Венёвский центр образования №1″
Подготовила: воспитатель Ядыкина Наталья Алекандровна
Четверо котят Дома не сидят, Убежать от мамы Так и норовят.
С. Семенова
Для чего щенкам хвосты? Вне всякого сомнения – Нужны хвосты для красоты. Еще для настроения. Г. Шестакова
Мама – лошадь, папа – конь, Кто же их ребёнок? Рыжий, будто бы огонь, Это жеребёнок.
Ж. Зудрагс
Пасутся на травке корова с теленком, «Покоя мне нет с непоседой-ребенком! День целый он скачет на этом лугу, Как трудно кормить мне его на бегу!»
Е. Малёнкина
– Поросёнок, поросёнок Ты куда спешишь спросонок? – Я бегу на родничок Мыть свой грязный пятачок.
Н. Доброта
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
А. Барто
У ребенка – ягненка
Завитушки-колечки,
Как у папы барана,
Как у мамы овечки.
Потеряла курица Всех цыплят на улице. Куд-куда, куд-куда Собирайтесь все сюда. Пи-пи-пи, пищат цыплята, Нас позвали индюшата. Мы играли в червячка, Слушали концерт сверчка. А теперь бежим домой К маме – курице рябой.
Шею тянет и шипит. Ущипнуть всех норовит. Только ты не очень трусь. Это – наш домашний гусь.
Ути – утеньки – утята! Словно детки-дошколята! Крякнет утка: «Становись! Друг за дружкою держись!» Все построились? Вперёд! Через поле, огород, В пруд спускаются малютки Вслед за мамочкою-уткой! В. Рыбкин