Адаптация детей к условиям логопедической группы

Адаптация детей к условиям логопедической группы
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Адаптация детей к условиям логопедической группы39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное образовательное Учреждение детский сад №72 комбинированного вида «Теремок»

Адаптация детей к условиям логопедической группы

Разработал Воспитатель первой квалификационной категории

Андреева Евгения Александровна

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Фамилия Имя ребенка , возраст (полных лет)________________________________ ________________________________________________________________________

2.Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм в первые годы жизни Вашего малыша_________________________________________________________________

3.Есть ли еще дети в семье? (если да, то указать возраст)_______________________

4.Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка существуют речевые проблемы? Если да, то в чем они заключаются? (Невнятная речь, в речи запинки, не хочет говорить, нарушен грамматический строй речи, не умеет составлять предложения, рассказ, нарушено звукопроизношение, связная речь и т.д.)____________________________________________________________________

5.Если есть то, какие звуки или сочетания звуков являются у Вашего ребенка проблемными? __________________________________________________________

6.Как Вы в семье помогаете своему ребенку справляться с речевыми проблемами? (Исправляете, объясняете, занимаетесь индивидуально с ребенком, не обращаете внимания – со временем все само пройдет)________________________________________________________________

7.Каким образом реагирует ребенок на речевые трудности? (Плачет, обращается за помощью, наблюдает за Вашими действиями, молчит, не обращает внимания, затихает, «общается» с игрушками, повторяет за взрослыми речь) другое_________________________________________________________________

8.Какие отношения у ребенка с членами семьи?_______________________________

9.Кому в общении он отдает предпочтение?_________________________________________________

Чем это вызвано на Ваш взгляд? (По мере необходимости, желание самого ребенка, исполняет все желания) другое__________________________________________________________________

10.Как Вы можете определить характер Вашего ребенка? (Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, послушный, ласковый, спокойный)другое________________________________________________________
________________________________________________________________________

11.Легко ли контактирует с детьми, с взрослыми? Радуется ли, если к Вам приходят гости?__________________________________________________________________

12.Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок? (Книги, игрушки, игры, телевизор, компьютер, спортивные мероприятия, общаться со взрослыми) другое__________________________________________________________________

13.Есть ли у ребенка потребность в психологической разрядке?________________________________

Каким образом это проявляется? (Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытается воспроизвести взволновавшие его ситуации, повторяет слова, действия взрослых, слушает музыку, смотрит телевизор, засыпает, рисует, конструирует) другое_____________________________________________________

14.Какие предложения, просьбы есть к сотрудникам, педагогам детского сада в разрешении Ваших проблем с ребенком (если есть таковые)________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШЕ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ!

Адаптация детей к условиям логопедической группы

В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий. Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям:

-Работа с детьми,

-Работа с родителями,

-Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сад
Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.

Наша группа называется «Пчелка». Чтобы пчелам собрать мед, необходимо трудолюбие, приложить усилие, только тогда можно добиться желаемого. Каждое утро, приходя в группу, дети подходят к полянке «Здравствуйте, я пришел!» и вешает свою пчелку с фотографией на доску. Это помогает утром поднять настроение ребенку, почувствовать себя частичкой одного дружного коллектива.

В период адаптации проводятся различные игры на знакомство детей с воспитателями, друг с другом, на объединение детского коллектива, снятие тревожности, застенчивости. Часто это игры в кругу с мячом, с игрушкой, с использованием музыки, пальчиковые игры, динамические упражнения. Дети в этих играх знакомятся, проявляют себя, учатся общаться. Вместе со всеми детьми мы выполняем совместные творческие работы.

Когда начинаются фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом важно вызвать у детей желание и интерес. В этом нам помогают стихи и рассказы о речи, которые читаем детям, например: Е.Чарушина “Как мальчик Женя научился говорить букву Р”, С. Михалкова “Сашина каша”. Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны трудные занятия в кабинете логопеда.

Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий. В нашей группе кабинет логопеда мы называем «Волшебной комнатой», где дети как маленькие волшебники учатся правильно произносить звуки. В «Волшебной комнате» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. После занятия ребенок обязательно получает поощрение, это может быть наклейка, маленькая конфетка (с разрешения родителей), возможность собрать мелкую игрушку из деталей или и т.д.

Наша работа всегда проходит в тесном контакте с родителями. Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, совместные досуги, консультации, оформляем информационные стенды.

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи .

Адаптация в логопедической группе
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Адаптация в логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_na_sayt_oo.docx148.94 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения

Поступление в дошкольное учреждение и в логопедическую группу, в частности, сопряжено с определёнными трудностями, как психологическими так и психоэмоциональными. Крайне важно правильно подготовить ребенка к переходу в новую группу.

В группы компенсирующей направленности поступают дети в основном из общеобразовательных групп массовых детских садов. Если ребёнок ранее посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои неврологические и психологические особенности, которые будут проявляться при изменении условий. Большой процент воспитанников речевых групп обнаруживают моторную неловкость, нескоординированность, плавность и точность движений вызывают у них существенные затруднения.

Эти аспекты необходимо учесть педагогам детского сада. Основными принципами работы с такими детьми является системный подход. Проводится комплексная работа всех участников образовательного процесса, то есть всех специалистов детского сада.

Детям приходится привыкать ещё и к новым видам деятельности, поскольку в логопедической группе определённая специфика работы. Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей. От того, как пройдёт период привыкания, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы. Дома с этой задачей справляются родители, и тем успешней, чем лучше были созданы условия для гармоничного вхождения ребенка в микроколлектив. А также, если родители представляют основные направления ведения беседы с ребенком и осведомлены об особенностях работы внутри коррекционной группы.

Адаптация детей к логопедической группе является значимым этапом для осуществления коррекционного вмешательства. Чем быстрее пройдёт этот период, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.

Чтобы родители стали помощниками педагогов и активными участниками педагогического процесса, необходимо заинтересовать их, познакомить с группой, педагогическим коллективом, направлениями коррекционно-воспитательного процесса. Для этого при первичном посещении детского сада проводится небольшая экскурсия. Родители знакомятся с сотрудниками, задают возникающие вопросы.

После зачисления детей в группы, проводятся индивидуальные беседы логопеда с родителями, во время которых специалист знакомится с некоторыми анамнестическими данными из истории развития ребенка, обсуждаются индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитываются пожелания родителей.

В разных возрастных периодах дети по-разному реагируют на смену окружающего. Например, переход детей в новую группу в старшем возрасте может вызывать у них стрессовое состояние. Дети не понимают, почему они не могут общаться со своим прежними друзьями и любимыми воспитателями. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем им посещать занятия с логопедом.

Наиважнейшая задача этого периода – сократить время вхождения ребенка в коллектив, помочь ему максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, привыкнуть к требованиям логопедической группы и режиму работы.

Для знакомства детей со сверстниками и взрослыми используем игры: «Чей голос?», «Узнай друга по описанию». Основной части занятия предшествует организационный момент в виде психологического приема – «Приглашение»: педагог дает образец и приглашает одного ребёнка: « Оля, я приглашаю тебя поиграть!» Названный произносит, в свою очередь, глядя на того, к кому обращается имя следующего приглашённого, который подходит к педагогу и другим детям. При этом необходимо всегда стараться первым пригласить самого нерешительного ребёнка в группе. При имеющихся нарушениях состояния моторной сферы педагог подбирает подходящий материал для игр, поощряет желание подключиться застенчивых детей к остальным, приглашает индивидуально, берет в пару с собой, не скупится на похвалу.

Для снятия эмоционального напряжения и создания комфортной психологической атмосферы можно включить в работу элементы психогимнастики, массажа и дыхательной релаксационной гимнастики, что помогает детям расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

Эмоциональная поддержка и положительная стимуляция способствуют решению многих задач. Вновь поступившие в коррекционную группу дети нуждаются в похвале и всегда получают поддержку. При возникновении у ребёнка различных трудностей: использовании неадекватных способов привлечении внимания и проявлениях негативизма, грамотный и уверенный в себе педагог найдет подход к каждому ребенку, сможет поддержать и вызвать положительные эмоции. При возникающих у дошкольника неудачах, можно отметить положительные стороны в режимных моментах, при успешном выполнении упражнений или заданий в непосредственной образовательной деятельности. Очень важно искренне хвалить воспитанника за старание, внимание и аккуратность выполнения поручений, проявленных на занятии.

Один из способов для создания мотивации и положительного настроя воспитанников – использование материальных стимулов в обучении: «наклеек-оценок», смайликов, жетончиков, применение интерактивного оборудования, которые помогут поддерживать стремление детей выполнять задания и поручения педагогов.

В осуществлении работы с родителями можно отметить: индивидуальные консультации специалистов, родительские собрания, на которых освещаются перспективы занятий и совместных мероприятий, детские праздники, досуги, открытые фронтальные и индивидуальные занятия, круглые столы, конкурсы, викторины, игры по станциям. В ходе мероприятий уточняются родительские запросы, происходит знакомство родителей с некоторыми терминами и понятиями, используемыми в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Главным условием для успешной адаптации являются положительный эмоциональный фон вокруг ребенка, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов, что в конечном итоге помогает детям и родителям быстрее привыкнуть к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения, быстрее перейти к этапу коррекции речи.

Проект комфортной адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы в дошкольном учреждении

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Проект комфортной адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы в дошкольном учреждении»

Проект комфортной адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы в дошкольном учреждении

Творческое название: «Давайте познакомимся».

Тема проекта: Адаптация детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы.

Автор проекта: Криштопа Светлана Павловна

Участники проекта: дети логопедической группы «Ладошки», родители, воспитатели, учитель-логопед, психолог, методист ДОУ.

Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.

Срок реализации проекта: средней продолжительности сентябрь 2016 года.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка к условиям логопедической группы;

разностороннее развитие ребёнка, задаваемое Стандартом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека;

повышение социального статуса дошкольного образования;

обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

сохранение и укрепление здоровья детей с общим недоразвитием речи.

Проблемы адаптации детей раннего возраста изучены и описаны уже многими педагогами и психологами. Опубликовано множество советов, как сделать так, что адаптация к детскому учреждению проходила у малышей как можно быстрее и комфортнее.

Однако проблема адаптации дошкольников к логопедической группе не менее важна. Ведь, чем быстрее привыкнут дети к новым условиям, тем быстрее начнётся учебно-воспитательный и коррекционный процесс.

В логопедическую группу дети, в основном, приходят и общих групп. Попадая в другую обстановку в старшем возрасте дети подвергаются стрессу. Дошкольники недопонимают, зачем их привели в другую группу, забрав от друзей и знакомого, «привычного» воспитателя. Почти все дети с речевыми проблемами не замечают за собой дефектов в речи и как следствие недоумевают, для чего с ними проводят тяжёлые упражнения для коррекции речи. Так как требования логопедической группы отличаются от требований общих групп, то детям приходится заново адаптироваться к новым условиям нахождения в детском учреждении.

Обычно, родителей детей общих групп уговаривают перевести детей в логопедическую группу. Зачастую они не согласны с поставленным диагнозом и недопонимают трудности речевых нарушений своих чад. Поэтому, опираться на их помощь в период адаптации, воспитателям не приходится. Рассуждая дома при детях о своих опасениях, родители, сами того не понимая, настраиваю детей против новой группы.

Наряду с детьми, которые ранее посещали дошкольное учреждение, в группу приходят и новые «домашние» дети, у которых наблюдаются все, классические трудности адаптационного периода.

К работе по ускорению адаптации детей к логопедической группе кроме воспитателя привлекается учитель-логопед, методист и психолог. Необходимо также расширить знания об отклонениях речи родителей детей логопедической группы и сделать их своими единомышленниками в этот сложный период.

помощь детям с речевыми отклонениями в преодолении стрессового состояния в адаптационный период;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей в период адаптации;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

формирование активной позиции у родителей к адаптационному процессу.

Основные направления проекта:

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Совместная работа с логопедом, медиком, методистом и психологом ДОУ.

Методы и приёмы работы в период адаптации:

Диагностика речевых нарушений.

Мониторинг знаний детей.

Наблюдение за детьми во время самостоятельной деятельности.

Беседы с родителями.

Формы работы с детьми:

Диагностика (изучить нарушения речи).

Слушание стихов и рассказов о речи (вызвать интерес детей к занятиям).

Знакомство с логопедическим кабинетом (вызвать положительные эмоции, преодолеть страх перед занятиями с учителем-логопедом).

Игры по желанию детей (снять застенчивость, вызвать желание общаться со сверстниками).

Совместные игры в группе (снять боязнь, тревогу, застенчивость).

Пальчиковые игры и самомассаж (подготовка коррекционной и самостоятельной работе).

Артикуляционные зарядки в интересной форме (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков).

Психогимнастика (упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка).

Телесная терапия (вызвать положительные эмоции от общения с воспитателем).

Культура общения (закрепить взаимопонимание детей и воспитателя).

Принципы работы по адаптации детей к особенностям логопедической группы:

Ознакомление родителей с особенностями работы логопедической группы.

Кратковременное пребывание вновь поступивших в дошкольное учреждение детей с учётом индивидуальных особенностей в первое время адаптации.

Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребёнка.

Наблюдение за состоянием здоровья детей.

создание методического обеспечения;

создание естественной познавательной среды;

помещение информации в родительский уголок.

знакомство с семьёй;

ознакомление родителей с речевыми нарушениями детей и особенностями работы логопедической группы;

работа с детьми;

беседы с родителями;

консультации родителей учителем-логопедом и психологом;

проведение родительских собраний.

Модель комфортной адаптации детей логопедической группы:

Знакомство с родителями и ребёнком (определить особенности психо-физического развития ребёнка).

Установление контакта с ребёнком (ребёнок привыкает к новой группе и незнакомым взрослым).

Анализ мониторинга и диагностики (узнать уровень знаний и умений детей).

Благоприятный адаптационный период у детей логопедической группы.

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.

Повышение у родителей компетенции в вопросах воспитания, обучения и коррекционной работы с детьми логопедической группы в адаптационный период.

Установление доверительных отношений между работниками логопедической группы и семьями дошкольников.

Психолого-педагогическая работа коллектива группы «Ладошки» для облегчения процесса адаптации детей к условиям логопедической группы

В нашем дошкольном учреждении четыре логопедических группы. До приёма в группу компенсирующего типа все дети проходят медико-педагогическую комиссию. После комиссии воспитатели, учителя-логопеды, психолог и методист, распределяют детей по группам, учитывая сложность диагноза и возраст детей. Составив групповые списки, воспитатели приглашают родителей для знакомства.

Участники процесса адаптации

дети, пришедшие из других групп

дедушки и бабушки

дети, прибывшие и з других ДОУ

братья и сёстры

дети, впервые пришедшие в ДОУ

Методист и заведующий ДОУ

Родителей знакомят с группой и логопедическим кабинетом, рассказывают о методах воспитательно-коррекционной работы, направлениями педагогической работы, бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями пребываниями детей в нашей группе, отвечают на вопросы, предлагают заполнить анкеты. Знакомство проводят совместно воспитатели и учитель-логопед.

Облегчённая адаптация детей

Знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей

Подготовительная работа в семьях

Выработка единых требований к поведению детей

Затем, воспитатель знакомится с детьми (которые посещают наше дошкольное учреждение), посещая их в других группах. Педагоги постепенно знакомятся с ребятами, узнают их характер, привычки, любимы игры и игрушки, на короткое время приводят в их будущую группу в целях знакомства с помещением и взрослыми людьми.

Первого сентября детей переводят в логопедическую группу. Наряду с уже заочно знакомыми детьми в группу приходят дети, не посещающие дошкольные учреждения и дети из других детских садов.

Наша группа на 1 сентября состояла из:

– дети, пришедшие из других группа нашего сада – 9 детей (60%);

– дети, прибывшие из других детских садов – 2 ребёнка (13%);

– дети, впервые пришедшие в детский сад – 4 ребёнка (27%).

Для оптимизации адаптационного периода детей логопедической группы мы – воспитатели группы «Ладошки» используем разнообразные методы и приёмы работы с детьми: развлечения, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные, музыкальные игры, логоритмику, знакомят со сказками. Используем эти формы работы с дошкольниками, как в группе, так и на прогулке в течении всего дня. Родителям детей, которые впервые начали посещать детский сад, рекомендуем кратковременное посещение группы 2-3 часа в день в зависимости от психологических особенностей ребёнка.

Средняя тяжесть 16-32 дня

Для более успешного процесса привыкания детей к новым условиям пребывания в логопедической группе, применяем разнообразные направления работы.

Создаём эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Встречаем детей ласково с улыбкой, даём возможность почувствовать себя желанным в нашей группе, рассказываем интересные истории, пытаемся заинтересовать играми в какой-нибудь тематической игровой зоне, пытаемся вовлечь ребёнка в диалог. Для того, чтобы определить психо-эмоциональное состояние ребёнка, предлагаем детям прикрепить на магнитной доске смайлик, который соответствует эмоциям, которые ребёнок испытывает в данный момент. Если в течении дня у ребёнка меняется настроение, то и меняется смайлик. Так мы наглядно узнаём с кем из детей нужно поговорить, выяснить причины плохого настроения и помочь преодолеть эмоциональное напряжение. Для снятия психологического напряжения в начале дня мы ещё используем психогимнастику, логоритмику, а также дыхательную гимнастику. (приложения 1, 2, 3)

Также для психологического успокоения ребёнка мы применяем игры с песком и водой. (приложения 4, 5)

Так как у детей логопедической группы, на ряду с нарушениями речи, есть и психо-физические отклонения, такие как гиперактивность, перепады настроения и быстрая возбудимость, то мы в большей степени предлагаем дошкольникам спокойные, малоподвижные игры. Обязательно, приучаем детей работать за столом – это игры с трафаретами, шнуровки.

Формируем у детей познавательную осведомлённость. В адаптационный период очень важно как можно быстрее освоить детей к новым условиям пребывания в группе, дать им почувствовать себя в группе «своим». Для этого мы знакомим детей с групповыми комнатами, логопедическим кабинетом. Знакомясь с группой, дети перестают бояться неизведанного, а значит раскрепощаются.

Приобщаем детей к правилам и нормам морального поведения в обществе. В этот период важно сблизить ребёнка не только с взрослыми, но и со сверстниками. (приложение 6). Для этого используем сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения. Выполняя что-то совместно, дети знакомятся, начинают дружить. Акцентируем внимание дошкольников на вежливых обращениях друг с другом и с взрослыми. Ориентируем детей на личный образец поведения: приветливость, вежливость.

Укрепляем здоровье детей. Во время адаптации дети, обычно, часто болеют. Наша задача снизить заболеваемость с помощью физкультурных мероприятий и закаливающих процедур, прививаем культурно-гигиенические навыки. (приложение 7)

Проводим роботу с родителями. Во время анкетирования выясняем, какие бытовые условия у детей в семье, как они общаются с взрослыми дома, что любят есть, чем играть, есть ли аллергии. Разъясняем воспитательно-коррекционную работу учителя-логопеда. Пытаемся произвести на родителей хорошее впечатление, вызвать желание сотрудничать, ведь только совместными усилиями можно облегчить детям период адаптации к новой группе. (приложение 8)

Проводим мониторинг детей. Первые две недели образовательная деятельность нами не проводится. В этот период мы делаем мониторинг детей, проводя его в игровой, интересной для детей форме. Мониторинг даёт нам возможность выявить уровень умений и знаний дошкольников, для дальнейшего разделения детей на подгруппы по их возможностям во время образовательной деятельности. (приложение 9)

Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)

Елена Чурсина
Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)

В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе.

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий.

Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям:

Работа с детьми,

Работа с родителями,

Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сада.

В работе с детьми большую роль мы отводим созданию психологически комфортной благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.

Для выявления психологического дискомфорта у ребенка в нашей группе имеется стенд «Радуга настроения», где на сказочном ярком фоне располагается много ромашек с фотографиями наших детей. Рядом расположены две коробочки с магнитами в виде смайликов: улыбающихся и грустных. Каждое утро ребенок помещает рядом со своей фотографией смайлик, соответствующий его настроению и педагог уже может наглядно определить ребенка, с которым ему нужно поработать индивидуально, выяснить причины грусти и поддержать в данной ситуации. Как правило, в течении дня дети меняют смайлики с грустных на веселые. Очень хороший эффект создания положительного эмоционального настроя, снятия напряжения дают психогимнастики, которые мы проводим в начале образовательной деятельности.

Значительную роль в период адаптации играет индивидуальное общение: мы стремимся у каждого ребенка спросить -как он провел выходные или вечер накануне, отметить его одежду, даже если она проста, похвалить ребенка за любую, но «добрую» мелочь в его поведении:Сказал «Здравствуйте»незнакомому, уступил место, поделился игрушкой –это повышает значимость добрых поступков и самооценку воспитанника.

Наша группа зонирована по центрам деятельности в соответствии с ФГОС: имеется центр изодеятельности, речевого развития, двигательной активности, центр сюжетно – ролевых и развивающих игр, центр конструирования, экспериментирования, трудовой деятельности, патриотического воспитания, книги, музыкально – эстетический, математический уголок. Все центры оборудованы дидактическими играми, материалом для самостоятельной деятельности, который соответствует старшему дошкольному возрасту. Материал в центрах самый разнообразный – от советских игр (в которые дети играю т даже с большим интересом) до современных, который периодически обновляется, а также игр и пособия, сделанные своими руками. При организации самостоятельных игр мы стараемся предложить детям самые разнообразные виды игр и деятельности, занимаем их в разных центрах для исключения конфликтов. В группе предпочтение отдаем играм спокойным, малоподвижным, так как очень часто дети с нарушением речи имеют сопутствующие нарушения в виде гиперактивности, резких перепадов настроения, эмоциональной возбудимости. Обязательно привлекаем детей к работе за столами : раскрашивание, работа с трафаретами, шнуровке, вырезанию, оформлению подарков, сувениров для близких людей.

Кроме того, пребывание в логопедической группе -это обязательная коррекционная работа: различные виды гимнастик (пальчиковые, дыхательные, артикуляционные, работа над звуковой культурой речи, домашние задания – все это открывает новый мир дошкольнику, интересный и познавательный; мир, который делает его еще ближе к школе, а значит и к тому моменту «Когда я стану большим».

В своей работе мы стараемся максимально занять детей разнообразными видами деятельности – вспомним хотя бы пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». А если есть еще и продукт его стараний! Всегда приятно даже взрослому увидеть результаты своего труда, не говоря уже о маленьком человеке: даже криво написанные буквы – уже шаг к победе.

Большое значение, по моему мнению, имеет то, что наша группа смешанная, то есть вместе находятся дети 1 и 2 –го года обучения. Наглядный пример «старших» товарищей играет определенную роль в адаптации как положительную, так и отрицательную. Более взрослые дети задают тон поведения: активно дежурят по столовой, занятиям, выполняют серьезные поручения воспитателя, помогают по группе – это дает стимул проявить себя воспитанникам 1-го года в хорошем смысле, подражая более старшим детям.

Особое место в данный период занимает знакомство с родителями: как правило, родители относятся очень настороженно к новым воспитателям, часто сравнивают с предыдущими, выдвигаю определенные требования, или, напротив, ждут какого – то чуда в преображении их детей. Большое значение в обоих случаях следует уделять индивидуальным беседам, в ходе которых стоит выяснить не только особенности ребенка, но и настрой родителей. Не надо бояться даже самых плохих родителей, иногда бывает простой разговор может стать шагом к налаживанию продуктивного сотрудничества. Чаще хвалите родителей при их детях за поделку, за костюм, за прикрученную вешалку, вручайте благодарственные письма – все это вызывает у детей чувство гордости за родителей, повышает авторитет родителей в глазах не только своего ребенка, но и других детей, способствует налаживанию диалога, доверительного отношения между воспитателем и родителем.

Новый этап в жизни дошкольника – это появление учителя – логопеда.

Для успешности коррекционной работы обязательно учитель- логопед включает сюрпризные моменты в свои занятия, а также мелкие поощрения на индивидуальных занятиях. Воспитатель выступает своеобразным проводником между учитель – логопедом и родителями, поэтому воспитатель просто обязан быть грамотным в области логопедических знаний, чтобы избежать двойных толкований и помочь ребенку как можно быстрее стать обладателем правильной красивой речи. Именно обладателем такой речи, потому что только в процессе систематического труда над собой ребенок получает речь без нарушений. И в этом огромная роль принадлежит нам, воспитатели логопедических групп.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей к условиям ДОУ Собрание для родителей Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее.

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ …Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог. К. Д.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад – новый период в жизни.

Консультация психолога для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» «Адаптация детей к условиям детского сада» Составила педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония» Закарян Л. О. Что же такое.

Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ» Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме: “Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада”. Эта тема.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Консультация “Адаптация детей к условиям логопедической группы”

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников (33)
  • организация развивающей предметно-пространственной среды (рппс) (1)
  • разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса (6)
  • взаимодействие со специалистами (6)
  • взаимодействие с родителями (26)
  • технология проектной деятельности (20)
  • технология социально-коммуникативного развития. формирование основ безопасности жизнедеятельности (24)

Консультация “Адаптация детей к условиям логопедической группы”

Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна, описана во многих работах, Но проблема адаптации детей к логопедической группе является не менее важной . Переход детей в старшем возрасте в новую группу вызывает у них стресс. Им непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные занятия по коррекции речи. В логопедической группе предъявляют особенные требования, приходится адаптироваться к новым формам занятий. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.
С каждым годом становится все больше детей, которые имеют общее недоразвитие речи, а также детей страдающих заиканием. Поэтому очень важным являются вопросы адаптации таких детей, преодоление нарушений их общения, повышение активности дошкольников, формирование адекватной эмоциональной оценки себя и других, снижение фиксации на речевом дефекте.
Структура всех занятий в старших группах одинакова: приветствие, разминка, основная часть, релаксация, прощание. Меняется только содержание и тема занятия, которая тесно переплетается с лексическими темами учителя-логопеда.Обязательно включаются в занятия упражнения на дыхание; логоритмические упражнения; игры на визуализацию, перевоплощение; упражнения, направленные на работу над голосом; физминутки; пальчиковые игры; упражнения на коррекцию эмоционально-волевого и личностного развития детей.
Детям легче общаться в игре, путешествуя в различные места и миры, так как развитие ребенка возможно только при наличии у него положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях. Одна из них заключается в стремлении реализовать желания, фантазии, а это лучше всего удается сделать в игре, в которой стираются грани между иллюзией и действительностью . Поэтому в группе большое внимание уделяется игровой деятельности . Чем больше раскрывается ребенок, тем активнее он становится, повышается его самооценка, формируются коммуникативные навыки, снимаются речевые зажимы, формируется эмоционально яркая, нравственно богатая и владеющая своими чувствами личность.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Приводя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в группе? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Не облегчают работу воспитателей и логопеда родители, которых приходится долго убеждать в необходимости перехода в другую группу, объяснять им всю сложность речевого нарушения. Часто тревога родителей передаётся и детям. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

  • Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть.
  • Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия.
  • Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • неумение общаться, занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми .

Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Какие могут возникнуть трудности при адаптации в детском саду?

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам.
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  3. Несоответствие питания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать «садичное» овощное рагу и запеканку.
  4. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ.
  5. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
  6. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди.
  7. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
  8. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду . Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Обязательно показывать значимость его нового статуса.
  9. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  1. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить

Как вести себя родителям?

  • Будьте готовы к тому, что время от времени Вам придется «жить проблемами» детского сада; воспитатель будет давать определенные поручения (сделать поделку к «Празднику осени» или сшить костюм к новогоднему утреннику). Не стоит возмущаться по этому поводу, ведь другим родителям предстоит выполнить то же самое; да и ребенок не будет себя чувствовать хуже остальных, не станет завидовать, и Ваши старания оценит по достоинству.
  • Также не стоит ссориться и выяснять отношения с воспитателем, когда рядом с Вами ребенок, даже если возникнет спорная ситуация и нужно будет отстоять свои права. Лучше выбрать подходящее время и место, чтобы спокойным тоном объяснить ваши тревоги или рассказать, что Вас огорчило.

  • По пути домой из детского сада или за ужином, спросите у ребенка как прошел его день, возможно, он сам захочет рассказать (о том, что его сегодня удивило, рассердило, рассмешило); Вам стоит выслушать его до конца. Если для Вас эти рассказы не так значимы и могут показаться пустяковыми, то для ребенка это целое событие, и он сильно огорчится, если Вы его не поймете или не посочувствуете; делясь он рассчитывает на совет и просто дружеское участие.

Адаптация старших дошкольников к новым условиям

В последние годы моей работы, так получается, в нашу группу приходят 5-летние ребятишки из разных дошкольных учреждений и “задерживаются” в ней на два года – до выпуска в школу. Это дети с ОНР, нуждающиеся в помощи логопеда. Тот период, когда дети начинают посещать старшую логопедическую группу, является для них адаптационным периодом – периодом знакомства с новыми помещениями и оборудованием, периодом выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, участвующими в педагогическом процессе. Всё это вместе взятое накладывает на нас, воспитателей и специалистов особую ответственность, чтобы этот период прошёл для ребёнка наименее безболезненно и закончился как можно быстрее.

Необходимым условием для благоприятного протекания процесса адаптации детей старшего дошкольного возраста является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В своей работе я использую несколько форм общения:

1) Деловое общение (сотрудничество со взрослыми; поведение в обществе, способность принять общую цель; обсуждение результатов). Например, одна из моих воспитанниц неплохо контактировала со взрослыми, работающими на группе – посвящала их в свои тайны, обсуждала игрушки, интересы и т. п., но с трудом ей удавалось взаимодействовать со сверстниками – на неё вдруг “нападала” робость. В играх с правилами, девочка быстрее находила контакт с играющими, если правила игры озвучивались даже в знакомой для неё игре взрослым, от этого она чувствовала себя более уверенно и даже принимала участие в обсуждении результатов. Вероятно этому ребёнку важно было почувствовать не только “защищённость” со стороны взрослого, но и возможность взаимодействовать с ним на “равных”. Раскрепоститься Маше очень помогли игры, особенно с участием взрослого, который был непосредственным партнёром по игре: Маша – врач, воспитатель – медсестра и наоборот.

2) Познавательное общение с взрослыми (общение по поводу интересующих вопросов ребёнка). Если взрослый интересно, а главное доступно сможет обогатить представления ребёнка по интересующей его теме, он сможет стать для него не просто “источником знаний”, но и другом, что впоследствии сделает образовательный процесс для ребёнка желанным.

В своей работе с детьми, я часто обращаюсь к методу Л. С. Выготского – “воздействие на зону ближайшего развития”

Например, Юля – девочка, которая любит играть только лошадками, их у неё очень много и всё, что связано с ними вызывает у неё неподдельный интерес. Опираясь на это увлечение ребёнка, я могу с Юлей считать лошадок (количественный и порядковый счёт), строить им домики разной формы и размера, расположенные справа или слева от какого – либо ориентира, перед, за или около него. Обогащать словарь, придумывая им ласковые имена, подбирая эпитеты и т. д. Сочинять истории о её любимых лошадках и наконец воспитывать любовь к природе.

Таким образом, решается множество образовательных задач, развиваются творческие способности ребёнка, в том числе, посредством изобразительной деятельности. Этот метод хорош прежде всего тем, что помогает ребёнку интегрироваться в разных областях познания и обрести тем самым новых друзей.

3) Личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить свои проблемы, поделиться впечатлениями.

. У Илюши не возникло проблем в общении со сверстниками и взрослыми, но его постоянные рассказы о своей кошке Нюсе детям изрядно надоели и через какое-то время они стали отказываться от общения с ним. Тогда Илюша стал придумывать сказки о Нюсе, в которых она выступала героической личностью, совершавшей полёты на вертолёте и устранявшей во время полёта различные неполадки. Иногда эти сказки вызывали интерес у детей, но не надолго. Тогда интерес к Нюсе стал проявляться со стороны взрослых, мы попросили Илью принести фотографии его любимой кошки, поинтересовались, сколько ей лет, чем она любит заниматься и т.п. Ребёнок почувствовал, что его интересы не безразличны окружающим, что он интересен своим собеседникам и является частью коллектива. Постепенно рассказы о Нюсе забылись и у Илюши появились другие темы для бесед.

Поддерживая инициативу ребёнка в общении, мы создаем, прежде всего, условия для развития детской самостоятельности, побуждаем детей активно применять свои знания и умения, нацеливаем на поиск новых решений.

Переход детей в подготовительную группу – это ещё один период адаптации уже к своему новому статусу “самого взрослого” в детском саду. Мы помогаем детям понять это новое положение и на его основе вызываем у них стремление к решению новых более сложных задач – познания, общения, деятельности.

Этот учебный год для моих воспитанников последний в детском саду – их ждёт школа. Поэтому я теперь придерживаюсь следующего правила сотрудничества, если ребёнку трудно – не спешу на помощь, решая за него ту или иную задачу, а представляю ему возможность принять самостоятельное решение. Только в случае возникновения у ребёнка непреодолимых трудностей помогаю наводящим вопросом или советом. Так как развитие самостоятельности способствует освоению детьми умения ставить перед собой задачу, искать пути её решения в разных видах деятельности (создавать проект), то именно самостоятельность будет залогом успешного обучения в школе.

Безусловно, период адаптации у детей к новым условиям, которые периодически возникают на их жизненном пути, протекает у них по разному, но мы пытаемся сделать его лёгким и незаметным. Для этого у нас есть знания, опыт и любовь к “маленьким людям”.

В качестве одного из примеров своей работы по адаптации детей к новым условиям предлагаю подбор нескольких дидактических игр. Некоторые из них “появились на свет” в ходе преодоления возникших у нас трудностей в процессе общения, а некоторые из них знакомы нам по сборнику А. К. Бондаренко “Дидактические игры в детском саду”.

Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровые правила. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, внешности детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Игровые действия. На роль диктора выбирают ребёнка считалочкой. Разыгрывание фантов. Отгадывание по описанию товарищей.

2. “Узнай по голосу”

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, память. Побуждать к общению со сверстниками, желанию больше узнать друг о друге. Воспитывать культуру общения.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель сидит перед ними, подзывает к себе ребёнка и ставит его спиной к детям. Затем жестом подаёт знак кому-нибудь из детей позвать ребёнка, стоящего к ним спиной по имени. Тот ребёнок, которого позвали, должен по голосу узнать, кто его позвал. Если с задачей справился, то меняется местами с “зовущим”. В том случае, если не узнал, кто его позвал, “зовущий” зовёт ещё раз, используя “ласковый” вариант имени. В случае второй неудачи, ребёнок платит фант, который в конце игры выкупается.

3. Игра-драматизация “Волшебные слова”

Дидактическая задача. Учить детей формам общения при встрече с разными людьми, правилам употребления вежливых слов для установления быстрого контакта с окружающими. Продолжать знакомить с новыми правилами этикета.

Ход игры. Дети играют в паре. Один из играющих здоровается с партнёром, извиняется за какое-либо недоразумение, провинность, обращается с просьбой и т. п. Его партнёр в вежливой форме продолжает диалог. Участники диалога используют разные проблемные ситуации, эмоционально окрашивая их мимикой, жестами, интонацией. Пары меняются “ситуациями”. В конце игры дети называют участников игры, которые лучше других справились с задачей.

Дидактическая задача. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать желание быть наблюдательным и внимательным к окружающим людям.

Ход игры. Воспитатель описывает внешние особенности кого-нибудь из детей, особенности поведения. Кто быстрее всех догадался о ком идёт речь, описывает следующего ребёнка и т. д.

5. “Цветы и пчёлки”

Дидактическая задача. Учить детей выразительным движениям, соответствующим представлению о женском и мужском поле.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям распределиться на две команды – девочек и мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки будут изображать пчёлок, а мальчики – цветы.

Дети разбегаются по группе. По сигналу воспитателя они начинают выполнять заранее распределённые роли. Девочки изображают пчёлок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: “в-зз-з-з”. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.

По сигналу воспитателя дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: “ж-ж-ж. ”, а девочки изображают красивые цветы.

6. “И я” (Народная игра)

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, выдержку, чувство юмора.

Игровое правило. Можно добавлять предложения в рассказе воспитателя только двумя словами: “и я”. (Быть внимательным.)

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры:

– Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова “и я”, если эти слова подходят по смыслу, произносить их не надо (кто произнесёт, тот заплатит фант).

Воспитатель начинает: “Иду я однажды к реке. ” Дети: “И я”.

– Рву цветы, ягоды.

– Вдруг налетел коршун.

Цыплята и наседка испугались.

Если кто-нибудь не вовремя произнесёт слова “и я”, это вызовет смех у детей, а ребёнок, поспешивший с ответом, заплатит фант.

Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего.

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Игровое правило. Вставать надо только после того, как названа роль.

Игровые действия. Играющие встают, кивают головой, как только названа его роль.

Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и т. д.

Как только роль в рассказе названа, ребёнок встаёт, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен встать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа ещё раз. Услышав, ребёнок должен кивнуть, потом он может сесть.

В начале нужно рассказывать медленно, в определённых местах делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль называть чаще. В этом случае ребёнок должен быть особенно внимательным.

Читайте также:  Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны
Ссылка на основную публикацию