VI конференция Российской ассоциации дислексии

VIII Международная научно-практическая конференция
“Чтение в цифровую эпоху”

Российская ассоциация дислексии
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

15 мая 2018 года
Москва

Уважаемые коллеги!

15 мая 2018 года Российская ассоциация дислексии и Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина проводят VIII Международную научно-практическую конференцию Российской ассоциации дислексии «Чтение в цифровую эпоху».

Участники мероприятия: научные работники, руководители образовательных организаций, преподаватели образовательных организаций высшего образования, колледжей, докторанты, педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, учителя-логопеды, психологи, тьюторы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, аспиранты, студенты.

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
На конференции планируется рассмотрение следующих вопросов:
– Нарушения письма и чтения у детей в междисциплинарном исследовательском поле
– Дети с дислексией: цифровые технологии vs книга
– Открытая информационно-коммуникационная среда и письменно-речевая деятельность
– Современный образовательный стандарт: проблемы чтения и грамотности
– Инновационные педагогические практики в инклюзивном и дифференцированном обучении детей с нарушениями письма и чтения
– Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями
– Проблемы социокультурной интеграции детей с нарушениями письма и чтения
– Реализация образовательного стандарта в поликультурной среде

В рамках работы конференции предполагаются:
– проведение заседания программного комитета;
– выступления основных докладчиков по предложенным тематическим направлениям;
– стендовые доклады в соответствии с тематикой конференции;
– публикация тезисов участников конференции;
– выставка-продажа учебно-методической и научной литературы.

ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ
Для участия в конференции необходимо в срок до 15 апреля 2018 года отправить на адрес электронной почты РАД: a.disleksii@pushkin.institute (тема письма: КОНФЕРЕНЦИЯ РАД) в виде прикрепленных файлов следующие материалы:
1. Заявку на участие в конференции в соответствии с регистрационной формой (Приложение 1).
2. Написанное от руки и отсканированное согласие на обработку персональных данных (Приложение 2).
3. Тезисы для публикации в сборнике. Требования к публикации.

Организационный комитет проводит отбор материалов для публикации, формирует программу конференции и издает сборник статей. Оргкомитет до 10 мая 2018 года информирует участников конференции по электронной почте о сформированной программе конференции.

По итогам конференции планируется издание электронного сборника тезисов. Плата за публикацию составляет 500 руб. Оплата публикации производится только после получения ответного письма о принятии материалов к печати.

Сборник тезисов конференции будет зарегистрирован в научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и включен в наукометрическую базу РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

Статьи, оформленные с нарушением правил, а также тексты, направленные по факсу, не рассматриваются. Соответствие публикаций научным библиометрическим показателям обеспечивается также оригинальностью представленных материалов (не менее 70%).

При отклонении тезисов доклада из-за несоответствия тематике, нарушения сроков или требований оформления рукописи не публикуются и не возвращаются.

В срок до 25 апреля 2018 года необходимо направить на почту a.disleksii@pushkin.institute (тема письма: КОНФЕРЕНЦИЯ РАД):
1) скан-копию квитанции об оплате оргвзноса за участие в конференции в размере 500 руб.;
2) скан-копию квитанции об оплате публикации в размере 500 руб.

Все реквизиты для оплаты см. в Приложении 3.

Очное участие в конференции подтверждается сертификатом. Рассылка сертификатов по почте (в том числе электронной) не предусмотрена.

Желающие принять участие в работе конференции без предоставления публикаций направляют в Оргкомитет до 15 апреля 2018 года регистрационную форму (Приложение 1), согласие на обработку персональных данных (Приложение 2) и до 25 апреля 2018 года квитанцию об оплате участия (Приложении 3).

ВНИМАНИЕ! При отсутствии подтверждения (в связи с возможными сбоями в работе электронной почты) статьи и заявку необходимо отправить повторно.

Оплата проезда, проживания, командировочных расходов и оформления визовых документов – за счет направляющей стороны.

Контактная информация:
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6
Карзанова Татьяна Юрьевна, начальник отдела координации научных проектов и аспирантуры, эл. почта: tyukarzanova@pushkin.institute
Ковалева Анна Владимировна, ведущий специалист отдела координации научных проектов и аспирантуры, эл. почта: avkovaleva@pushkin.institute
Эл. почта: a.disleksii@pushkin.institute

Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru

Наши преимущества:
• Быстрое размещение в eLIBRARY
• Диплом, Справка, Сертификат, Благодарность
• Простые требования оформления
• Доступные условия и удобные способы оплаты
• Присвоение УДК, ББК и ISBN
• Рецензирование
• Свободный доступ к материалам
• Рассылка по библиотекам, регистрация в Российской книжной палате
• Высокое качество полиграфии
Подробнее .

Впервые в России: неделя знаний о дислексии

С о 2 по 8 октября в России проходит первая Неделя знаний о дислексии. BeautyHack рассказывает, почему это важно.

Что такое дислексия

Дислексия – распространенная проблема обучения детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения и письма. Учащиеся с дислексией испытывают трудности в усвоении школьной программы, поскольку по-другому воспринимают информацию – зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы. Но дислексия не влияет на умственные способности – более того, дислексики чаще, чем остальные дети, обладают ярким талантом и имеют интеллект выше среднего. Среди людей с дислексией много ученых, политиков, бизнесменов, писателей, художников – таких, как Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Том Круз, Кира Найтли, Джейми Оливер.

Неделя знаний о дислексии

На Западе давно научились работать с дислексией, есть специализированные классы и школы, много методик, проводятся международные конференции. Зарубежные исследования говорят о том, что дислексия в той или иной степени встречается у одного из десяти учащихся.

Если применять эту статистику в нашей стране, то в одной только Москве может насчитываться до 100 000 детей с дислексией.

Но в большинстве российских школ знания о дислексии довольно ограничены, информированности общества недостаточно, а центры помощи малочисленны и разрозненны. Именно совокупность этих факторов привела дочь директора Эрмитажа Марию Пиотровскую к созданию в ноябре 2016 года Ассоциации родителей и детей с дислексией. Ассоциация ставит своей задачей не только информирование о том, что такое дислексия, но и введение изменений в систему образования, при которой детей с дислексией будут диагностировать и приставлять к ним специального педагога, как это происходит на Западе. Но прежде чем такие изменения смогут произойти, необходимо добиться осведомленности российского общества о проблеме дислексии.

Именно поэтому российская Ассоциация присоединилась к инициативе Британской Ассоциации Дислексии (British Dyslexia Association) о проведении всемирной Dyslexia Awareness Week и провозглашении 5 октября мировым Днем знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day).

О том, почему о дислексии должен знать каждый родитель, нам также рассказала Ирина Почитаева – общественный деятель, врач высшей категории, кандидат медицинских наук и мама пятерых детей, двое из которых – дислексики.

«Примерно в пять лет один из моих тройняшек стал странно себя вести – часто плакал, капризничал в дороге, избегал шума и боялся мест скопления людей. Я отвела его к психологу и тогда впервые услышала о дислексии. На тот момент моему старшему сыну было 16 лет – с 11-ти он учился во Франции, осваивал программу на английском и французском языках, с 13-ти лет – в Лондоне, где сейчас учится в Университете. И каково было мое удивление, когда после тестирования всех моих детей, выяснилось, что он тоже дислексик.

Изучая тему глубже, я поняла, что в России о дислексии почти ничего не знают, а школы и вузы не приспособлены к обучению таких детей. В лондонских школах, например, для дислексиков есть бонусы: можно печатать вместо того, чтобы писать, дают дополнительные 20-30 минут на экзаменах, дату экзамена можно перенести, если в этот день у ребенка стресс. В России такой поддержки пока нет, если подобные бонусы и возможны, то только в частном порядке и за счет инициативы родителей.

Я активно поддерживаю российскую Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Сейчас наша главная задача – создать информационное облако вокруг проблемы и попытаться ее вывести на уровень законодательной власти. Школы должны получить официальное разрешение тестировать детей на дислексию, помогать таким детям, набирать штаб специально обученных педагогов. Мы также хотим вовлечь российские вузы в создание новых факультетов, на которых будут готовить таких специалистов.

Дислексия – не заболевание. Это особенность письма и чтения, которая сохраняется на всю жизнь. Важно помочь человеку научиться этим пользоваться.

Родителям я бы посоветовала быть внимательнее к своим детям и не ставить перед ними сверхзадач, не переоценивать их эмоциональные и физические возможности. Если вы заметили особенности, которые указывают на дислексию, ищите такие места как наша Ассоциация – там вам помогут и подскажут, как быть».

Мария Пиотровская — о том, как в России игнорируют дислексию у детей «Надо быть для ребенка человеком, который в него верит»

Четыре года назад Мария Пиотровская уволилась с должности председателя совета директоров крупного банка и основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Мария столкнулась с этой особенностью, когда ее дочь училась в начальных классах. Учеба давалась трудно, но никто не мог понять, в чем проблема. Слово «дислексия» Мария услышала случайно — не от логопеда или психолога, а от репетитора. Несмотря на то что дислексия встречается у каждого пятого человека, в России 61 % опрошенных не знает об этой особенности.

Мария с нуля создала индивидуальную образовательную систему для дочери, после чего захотела, чтобы помощь специалистов и эффективные методики обучения стали доступны детям с дислексией по всей России. The VIllage поговорил с Марией Пиотровской о том, как учителя и родители относятся к этой особенности и что делать, если вам кажется, что ваш ребенок часто ленится или издевается над вами.

Чем отличаются дети с дислексией от обычных и как дети с дислексией становятся жертвами буллинга

— Опишите ребенка с дислексией. Какой он? Как ему живется?

— Вспомните, наверняка у вас в школе был одноклассник — такой заводила с хорошим чувством юмора, сидящий где-то на задней парте и вечно получающий тычки от педагога. Он постоянно шутит, ярко проявляет себя на творческих вечерах, притягивает внимание всего класса. Но как контрольная работа или сочинение — у него много ошибок, при этом пятерка за содержание и педагог даже зачитывает его работы перед всем классом как пример. Это ребенок, который вечно где-то что-то забывает: ушел в красной куртке, пришел в синей, ушел со сменкой, пришел без. Он сидит в классе и смотрит в окно, отвлекается, не может удерживать внимание. Его просят прочитать вслух — начинает спотыкаться, угадывать слова, а потом отшучивается — компенсаторно защищает себя. Интеллект у ребенка, которого мы описываем, чаще всего высокий. Но если обычному ученику говорят «запомни» — он запомнил, «прочитай» — он прочитал, то нашему ребенку нужно потратить в десятки раз больше усилий, чтобы научить себя учиться.

Дети с дислексией для того, чтобы публично прочитать текст вслух, заучивают его наизусть заранее

Изначально дислексия не влияет на социальные отношения человека, но из-за того, что в школе и дома этих детей не понимают, ругают, буллят, у них появляются проблемы в социализации. Во многих сочинениях, которые нам прислали дети с дислексией для выставки, они пишут, что боятся знакомиться с людьми и заводить новых друзей. Они все время думают, что их обидят, оскорбят, что у них что-то не получится. Если у такого ребенка нет поддержки, очень часто это заканчивается тяжелыми неврозами, психологическими срывами и даже противоправным поведением — уже с 14 лет. Если социум тебя не принимает, у тебя два варианта: скиснуть или бороться против всех.

Если родители и школа поддерживают такого ребенка, к девятому классу ему становится проще. К этому времени он уже привыкает быть двоечником, но за годы учебы находит инструменты, чтобы заставить себя запомнить или понять сложную информацию. Например, дети с дислексией для того, чтобы публично прочитать текст вслух, заучивают его наизусть заранее. Такие дети не ленивы, они всегда активны — только активны в том, что у них получается.

— Получается, что родители и учителя, которые могут даже не знать об этой особенности ребенка, проявляют неприятие и буллинг. Насколько это типичная картина в нашей стране?

— Это очень типичная картина. Представьте: родители искренне считают, что если они умеют читать, то смогут и ребенка научить читать. Это и моя ошибка: в пять лет дочки я села учить ее читать. Я не логопед или нейропсихолог, поэтому просто увидела, что что-то не то. Зачастую родители не видят проблемы у ребенка и думают, что он издевается или ленится. Я слышала массу рассказов родителей и детей о том, как папы садятся с ребенком учить английские слова, а в итоге в гневе выбивают рукой дырку в двери. Если родитель не профессионал и никогда не слышал о дислексии, он не может понять, что происходит. Он смотрит на своего умного ребенка, который секунду назад рассуждал на любые критические темы в свои семь лет — и вдруг не может решить простейшую математическую задачу: яблоко туда — яблоко сюда. В девяти случаях из десяти родители скажут: «Ты что, издеваешься? Ты почему не можешь понять элементарных вещей?» Еще хуже — наорут, назовут лентяем или дебилом.

Читайте также:  Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

В школе то же самое. Педагоги действуют по инструкциям и протоколам. Их сложно судить: в классе 33 ребенка — как учитель может разобраться, что у одного есть особенность и к нему нужен другой подход? При этом учитель не понимает причины, а даже если понимает, у него не хватает сил, чтобы справиться. Логопеда в школе нет, что ему делать? Учитель будет раздражаться, ведь он тоже человек, поэтому буллинг — неизбежная вещь. Обычно ребенка с дислексией просто заставляют: «Давай, читай вслух». А у него буквы прыгают перед глазами. Учитель возмущается, публично ставит двойку, все одноклассники смеются. Еще учителя любят показывать всему классу диктанты с ошибками: «30 ошибок в одном тексте, какой кошмар!» Это приводит к мощному внутреннему надрыву у ребенка.

Что делать родителям и как правильно учить детей

— Что нужно сделать, чтобы изменить отношение к детям с дислексией в школе?

— Дислексия — это то, с чем можно справиться. Но для этого педагог должен быть соответствующим образом подготовлен. До последнего времени у учителей не было протоколов с рекомендациями как-то иначе относиться к ребенку с дислексией. Сейчас у нашей Ассоциации есть курс повышения квалификации для педагогов государственного образца, есть методичка, которую министерство просвещения разослало по всем школам. Первое, что должен сделать педагог, — отправить ребенка к логопеду. Раньше только дети, получившие справку психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или справку об ограниченных возможностях здоровья, имели право на занятия с логопедом. По новым правилам школа обязана иметь одного логопеда на 25 детей с речевыми нарушениями для бесплатных занятий — без всяких справок.

Дислексия — это индивидуальная особенность, которая проявляется по-разному: у кого-то трудности с математикой, у кого-то — с чтением

— Вы сейчас рассказали о курсе и методичке для педагогов, а как действовать родителям? Как надо воспитывать детей с дислексией?

— Самый первый родительский лайфхак, который точно работает, — слышать ребенка. Если ребенок не может справиться с текстом или другим заданием, которое в его возрасте обычно выполняют без труда, нужно поверить, что ему сложно и дело не в лени. Когда ребенок говорит, что у него болит голова, мы относимся к этому со вниманием, трогаем лоб, измеряем температуру. А когда ребенок говорит: «У меня не получается читать», — мы отвечаем: «Читай больше». А надо сходить на консультацию к логопеду. Уже в три года по отдельным признакам можно понять, есть ли у ребенка дислексия.

Еще один совет — быть на стороне ребенка. Это то, о чем рассказывают успешные известные люди с дислексией, — об этом же писал Черчилль в своих воспоминаниях. Они все говорят: «Рядом со мной был человек, который мне верил, который меня понимал». Надо быть таким человеком для ребенка. Когда учитель будет говорить: «Ваш-то не сидит, не пишет, ленится», не надо стесняться ребенка и вставать на сторону педагога. Ругаться с ним, конечно, тоже не стоит, нужно занять активную позицию: «Я выясню, мы разберемся, порекомендуйте, куда сходить». Если ребенок получает двойки и тройки, это не говорит ничего о его интеллекте, это говорит о том, что что-то не так в системе образования.

Не заставляйте ребенка читать, будьте гибкими. Самый популярный совет для родителей, которые воспитывают ребенка с дислексией, — читайте ему вслух и включайте аудиокниги. У ребенка просто мир изменится! Старайтесь не стесняться того, что ваш ребенок не читает, как вы: разрешите ему смотреть кино, слушать аудиокниги, рассказывайте сами, визуализируйте. Детям с дислексией сложно зубрить текст, который написан в учебнике истории, тяжело читать произведения по литературе. Мы с дочерью, например, для того, чтобы она обдуманно писала сочинение о каком-то литературном произведении или лучше поняла тему по истории, раскатывали обои на полу и рисовали на них схемы. Дочка сама вырезала, наклеивала какие-то элементы, и в ее голове все постепенно складывалось, а когда она садилась писать сочинение, у нее уже была полноценная картина.

Стали появляться специалисты, которые по отпечатку пальца определяют, есть ли у человека дислексия, а также обещают с помощью физкультуры решить вопрос с дислексией

Если учитель и директор не идут вам навстречу, позвоните в наш центр за бесплатной консультацией. Люди, которые это сделали, потом пишут: «Моя жизнь с ребенком разделилась на две части — до звонка в центр и после». На второй консультации родители присылают фотографии работ детей и результаты специального лого-диктанта, а эксперты дают обратную связь: есть ли логопедические нарушения и какие. Дислексия — это индивидуальная особенность, которая проявляется по-разному: у кого-то трудности с математикой, у кого-то — с чтением. Кстати, внутри нашего онлайн-курса повышения квалификации для педагогов есть отдельный модуль для родителей — он доступен всем регионам.

Но самое главное — вообще знать об этой проблеме. Три года назад мы провели опрос, согласно которому 61 % ничего не знает о дислексии. Двадцать — тридцать лет назад никто не знал про СДВГ, никто не думал о том, почему ребенок непоседа. Сейчас об этом широко известно, люди изучают методики и лайфхаки воспитания таких детей. Мы поставили перед собой задачу: чтобы о дислексии знали все. Благодаря этому специалисты смогут обучаться, родители — менять стратегии воспитания, а дети — пользоваться в школе правом на послабления, связанные с дислексией.

Когда мы основали ассоциацию, то в первую очередь объединили ученых: для нас было важно, чтобы общественная деятельность подкреплялась серьезной базой. В нашей ассоциации появился экспертный совет, который взял на себя методическую, научную часть работы. Благодаря нашей информационной кампании много людей увидели в этой теме перспективу — активизировались и мошенники. Стали появляться специалисты, которые по отпечатку пальца определяют, есть ли у человека дислексия, а также обещают с помощью физкультуры решить вопрос с дислексией. Самое ужасное — обещают решение проблемы за две недели и за безумные деньги — 250 тысяч рублей.

— Вы упомянули о послаблениях, которые могут получить дети с дислексией в школе. Расскажите подробнее.

— Существуют индивидуальные, адаптированные к потребностям ребенка программы обучения, которые обязана предоставить школа, если ребенок имеет трудности, подтвержденные специалистом.

Прежде всего родитель должен обратиться за помощью к логопеду и психологу. Они разрабатывают индивидуальные программы для детей с трудностями в обучении. Этих специалистов оплачивают не родители — государство гарантирует бесплатную помощь. Родители могут получить решение о том, что ребенку нужно обучение по адаптированной программе, занятия со специалистами, особая система оценки и льготы на экзаменах, обратившись в ПМПК. Школа должна выполнить решение комиссии. Если родители не идут на комиссию, ребенок тоже должен получить помощь в школе, но объем ее будет небольшой, да и не всегда в школе есть логопед. Тогда надо обращаться в городские психолого-педагогические центры, где помощь оказывают бесплатно.

Как построить идеальную школу для дислексиков

— В одном видео вы сказали, что учение должно приносить радость. Это реально с существующей в нашей стране системой образования?

— Учение должно приносить удовольствие и радость, потому что это познание мира. В текущей системе это невозможно, но для своей дочери я создала идеальный мир: она ушла из дневной школы и перешла на домашнее обучение. Когда с ней стали работать специалисты, которые хорошо знают об этой особенности, она начала блестяще заниматься и писала в своих сочинениях: «Впервые меня стали понимать».

— Почему вы забрали дочь из дневной школы?

— Первые два года в школе были просто мукой. Я видела, что дочке тяжело, но не могла понять, в чем дело. Мы поменяли школу, потом перешли в частную загородную школу, где мало детей, хороший вдумчивый педагог и есть логопед-психолог, — но даже там мне не сказали слова «дислексия». Просто парадокс какой-то. А сказал мне об этом репетитор по английскому языку.

Самым болезненным в школе для дочери были насмешки. Она очень уверенный в себе человек с нормальной самооценкой, но на уроках учителя хихикали, нависали над ней: «Ты что, не можешь это сделать?» И она начала постоянно болеть. Она приходила из школы и говорила: «Я туда больше не пойду». Когда я услышала от учителей конкретные наезды на ребенка, я попыталась бороться, привела специалиста, а мне сказали, что мне заняться нечем. Я билась несколько лет, тратила столько сил, моя дочь так все это переживала, но я поняла, что не могу ничего сделать. Тогда мы ушли на домашнее обучение и сами выстроили совершенно другую систему подачи информации — и человек просто расцвел на глазах.

Сейчас моей дочери 17 лет. Она уже выбрала профессию: решила, что будет нейропсихологом. Это объяснимо, потому что она сама через это прошла, видела, как работаем мы с коллегами, принимала участие во всех наших тестах, выступала на конференциях и рассказывала о сложностях, которые испытывают дети с дислексией в школе.

Ребенок может с телефона зайти на сайт, пройти диагностический тест, получить результат, а дальше — получить индивидуальный план онлайн-обучения

— Можно ли построить в России такую идеальную систему для большого количества детей с дислексией?

— Мы сейчас думаем о том, как сделать эту идеальную школу. Она должна быть дистанционной, с видеозанятиями и иметь две составляющих. Первая — преподавание предметов не только с соблюдением государственных стандартов, но и с учетом индивидуальных программ для детей с дислексией. Вторая — параллельная дистанционная работа наших нейропсихологов и логопедов. Наши ученые разработали системы диагностики дислексии и других трудностей обучения. Ребенок может с телефона зайти на сайт, пройти диагностический тест, получить результат, а дальше — получить индивидуальный план онлайн-обучения, включиться в группу и начать обучение. Дополнительно ребенок будет получать помощь специалиста нашего центра, чтобы учебный процесс был для него легче и эффективнее. Такой образовательный центр будет доступен всем регионам. И это позволит сделать так, чтобы учение было для ребенка действительно в удовольствие.

— К какому результату должен стремиться родитель, помогая ребенку с дислексией?

— Большая цель, точка Б для родителя — чтобы ребенок на момент, когда он будет готов определяться с профессией, был уверен в себе и выбрал именно то, чем хочет заниматься. Чтобы он делал выбор не потому, что его отторгла школьная система, у него были сплошные двойки и пришлось пойти работать туда, куда «жизнь заставила». Это не значит, что он обязательно должен поступить в вуз, но он должен осознавать свое стремление и иметь возможность ему следовать. Если хочет — будет ветеринаром, хочет — поваром, главное — по своему желанию.

Наш экспертный совет сейчас входит в состав рабочей группы нацпроекта Счетной палаты, который называется «Школьная неуспешность». У нее есть совершенно официальные подсчеты, согласно которым, если не детей подкручивать под образование, а образование менять и модернизировать, доля неуспешных учащихся снизится, что приведет к росту ВВП страны на 4–6 %. Столько интеллекта пропадает из-за ригидности школьной системы, столько подростков начинают прогуливать школу, где их не понимают, уходят в девиацию, наркоманию, хулиганское поведение. Когда уже взрослый человек профессионально с удовольствием занимается своим делом, тем, что у него хорошо получается и к чему он пришел сам, это в конечном итоге сказывается и на уровне экономики страны.

Читайте также:  Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

Фотографии: Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

Навстречу дислексии

Мария Пиотровская, дочь директора Эрмитажа, много лет работала топ-менеджером в финансовой среде. Несколько лет назад она оставила кресло председателя совета директоров “Ренессанс Кредита” и выбрала совсем другую стезю – учредила Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Мы узнали, почему бывшая управляющая банком занялась такой социальной темой, и обсудили, как меняется отношение к дислексии в нашей стране.

Дислексия – это не болезнь. Это нейрологическая особенность человека, которая приводит к избирательному нарушению способности к чтению или письму. Несмотря на это, сохраняется общая способность ребенка к обучению. О том, что дислексия не мешает человеку развиваться в разных направлениях, свидетельствует список успешных людей – дислексиками были и Пабло Пикассо, и Никола Тесла, и Альберт Эйнштейн. Стивен Спилберг, Том Круз, Киану Ривз также обладают той или иной формой дислексии.

Мария Михайловна, как вы пришли к созданию Ассоциации родителей и детей с дислексией? Когда вы впервые столкнулись с этим понятием?

Когда моей дочке было шесть лет, мы отдали ее в специализированную французскую школу. Через какое-то время я стала замечать, что ребенка явно что-то не устраивает – она приходила грустная, стала часто болеть. Причина оказалась в неуспеваемости – у дочери далеко не все получалось. Любой родитель, который внимательно относится к своему ребенку, замечая, что его умный и толковый ребенок почему-то медленнее читает, или не так записывает домашнее задание, или неправильно пишет по прописи, рано или поздно приходит к тому, чтобы сменить школу, видя проблему в ней. И мы сменили, перешли на более закрытый формат с меньшим количеством детей в классе, и нам повезло – появился педагог, который понял логопедические проблемы дочери, с пониманием отнесся к зеркальному написанию букв, и мы какое-то время протянули.

Через некоторое время, когда мы стали пытаться изучать другие иностранные языки, мы столкнулись с англоговорящим репетитором, который сказал, что у нас дислексия и дисграфия. Для меня это было откровением, я даже не понимала, о чем идет речь. Попытки найти информацию в интернете оказались безрезультатными. Потом с великим трудом я нашла специалистов. Эта проблема казалась совершенно неизученной, а тем временем я стала замечать все больше родителей, чьи дети сталкивались с проблемой неуспеваемости.
Спустя какое-то время я побывала на Международном форуме по дислексии в США и узнала, что в других странах уже давно есть специальная система педагогического подхода для детей с такими нейропсихологическими проблемами. После я узнала, что у нас такой подход тоже был, но теперь он остался в крайне лимитированном количестве школ. Постепенно я изучала все больше, и в итоге это переросло в социальную инициативу – я решила основать Ассоциацию родителей и детей с дислексией.

Как преподаватели относились к особенностям вашей дочери?

Плохо. Мне говорили, что мой ребенок – прелестный, много занимается, но, видимо, недостаточно. Они думали, что дочь просто ленится, лукавит. Практически то же самое говорили мне и врачи. Но я-то знала, что мой ребенок старается, потому что я сама сидела и занималась с ней с утра до вечера.

А что будет, если вовремя не понять, что у ребенка такая проблема?

Если родители вместо того, чтобы понять причины неуспеваемости ребенка, будут его наказывать, обвинять, это закончится тем, что он начнет сомневаться в себе и в любви своих близких. Отсюда начинаются проблемы эмоционального характера, которые могут довести до наркотической или алкогольной зависимости в будущем. Дети с дислексией и дисграфией абсолютно здоровы и порой даже обладают более высоким уровнем интеллекта, но из-за такого отношения родителей в итоге не устраиваются в жизни так, как могли бы.

У нас педагогика почему-то не учитывает возможности таких детей. Вместо того чтобы стать хорошим художником, дизайнером, писателем, ученым, дети в итоге сворачивают не на ту тропу. А всего лишь нужно постараться понять, почему ребенок не успевает в чем-то, и обратить на это внимание, но не кричать на него, а отправить к специалисту.

Как долго с ребенком нужно заниматься, чтобы он чувствовал себя комфортно?

Все индивидуально. Чем раньше, тем проще ребенка адаптировать к школьному образованию. Чем позже – тем, конечно, сложнее. В идеале до школы нужно проходить проверку, которая поможет педагогам понять особенности ребенка и помочь ему проще адаптироваться к учебному процессу.

Когда вы пришли к созданию ассоциации, вы поняли, что в России эта проблема заглушена, о ней особо не говорят и никто не занимается профессионально?

Я не нашла как таковой устоявшейся методики. Ничего не было в интернете, ничего не знали специалисты – они просто разводили руками. Однако мне довелось встретить логопеда-дефектолога, которая сама каким-то образом, изучая и российские, и зарубежные источники, сформировала для себя методику.

Раньше в нашей стране были речевые детские сады, с детьми-дислексиками работали в школах логопеды и психологи. Сейчас же педагоги в обычных школах не справляются. И это понятно – в классах, где учится по 30–35 детей, учителю, у которого пять детей медленно читают, трое пишут с ошибками и семь еще что-то делают не так, сложно справиться без специальных знаний. По какой-то причине наша система образования все это в сторону отодвинула в борьбе за рейтинг, и в этой борьбе теряются самые способные дети. На самом деле, нет необходимости выстраивать систему по поддержке детей с дислексией и дисграфией с нуля – нужно лишь обратиться к ранее наработанным практикам, “немного подкрутить винтики”.

Какую цель вы ставили перед собой, создавая ассоциацию?

Чтобы такая же мама, как я, когда отдает ребенка в школу, понимала, какие трудности могут его ждать и как ему можно помочь. Чтобы она легко могла узнать, куда обратиться за помощью, где ей все объяснят и расскажут. Чтобы она набрала в интернете “мой ребенок пишет с ошибками” и получила ответ о том, куда пойти и что сделать. Должен быть простой алгоритм, прозрачная система.

В нашей ситуации самый ужас в том, что все вокруг считают, что неуспеваемость ребенка – это плоды его лени, и даже не знают о том, что у него могут быть нейропсихологические проблемы. Мы хотим изменить такое отношение.

Какие задачи вы перед собой ставите?

У нас их три. Самая важная – чтобы люди поняли, что детская неуспеваемость не всегда связана с нежеланием ребенка учиться. Причиной может быть что угодно, в том числе – что он не справляется по нейропсихологическим причинам. И этот момент тоже нужно исключить, и сделать это как можно раньше, в идеале – до школы. Так что первой задачей перед нами стояло просвещение.

Вторая задача – обязательная адаптация текущих требований к ребенку в школе, чтобы он имел право на некоторые послабления. Например, если у него меняются местами буквы или он видит часть слова, чтобы ребенка хотя бы не заставляли читать вслух. Чтобы при диагностированной проблеме ребенку не снижали оценку за повторяющиеся ошибки, потому что он старается не меньше, чем его сосед по парте. Кроме того, необходимо, чтобы у детей был определенный запас по времени при сдаче экзаменов. Поэтому мы ставим перед собой законотворческую задачу, чтобы официально закрепить такие нормы. Такого рода послабления уже есть во многих странах мира.

Дети должны получать реальную помощь, им должны помогать преподаватели и логопеды. Ребята должны спокойно учиться в школе, не отвлекаясь на какие-то проблемы. Пока такие школы можно сосчитать по пальцам, и все они относятся к частным.

По нашей инициативе была сформирована рабочая группа под патронажем Совета Федерации, куда вошли представители комитета по социальной политике и комитета по науке и образованию. 12 апреля прошло первое заседание, где мы обсудили текущую ситуацию в образовательных учреждениях, проблему все более возрастающего количества детей с речевыми проблемами, представили инициативы, выдвинутые Ассоциацией родителей и детей с дислексией.

Третья задача – реальная помощь. Мы уже открыли совместно с клинической компанией “Медси” медико-педагогический центр в Москве, в котором апробируются различные методики наших профессоров и используются ежедневно. В центре помогают понять проблему ребенка и как ее решить. В центре есть коррекционные курсы, работают психологи и логопеды, которые помогают адаптироваться к школе. Мы доверяем этим специалистам и можем спокойно рекомендовать их семьям, которые обращаются в нашу ассоциацию.

В будущем же мы мечтаем создать реестр организаций, которые оказывают реальную помощь детям с дисграфией, чтобы родители могли выбирать центр по территориальному признаку, ценовому, а еще желательно, чтобы такая помощь входила в ОМС.

Как вы считаете, сколько лет нужно для перемен к лучшему у нас в стране?

Я уверена, что позитивные изменения произойдут очень быстро. Рабочая группа была создана очень быстро, и уже началась реальная работа. Нашей же ассоциации всего лишь год с небольшим, а мы уже открыли медицинский центр и каждый день обрастаем все новыми и новыми партнерами.

К тому же не так давно в нашей стране было объявлено “Десятилетие детства”, поэтому в рамках этой программы все должно решиться быстро. Повторюсь, у нас раньше была хорошая система – к ней нужно просто вернуться, обратить внимание педагогов на проблему, зафиксировать нормы. Обратить внимание на страны, использующие эффективные методики помощи детям с трудностями обучения, и перенять их лучший опыт.

Электронный сборник как средство в организации образовательного и коррекционного процесса в группах для детей с ОНР

В статье раскрывается актуальность и необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях. Обозначены преимущества и эффективность для всех участников образовательного процесса использования инновационного средства — электронного сборника.

Электронный сборник как средство в организации образовательного и коррекционного процесса в группах для детей с ОНР

На современном этапе развития общества информационные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества, образования человека.

Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослый человек.

Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу.

Технологизация современного общества ставит перед педагогическим сообществом необходимость интеграции в образовательный процесс информационные ресурсы, рассмотрения информационных технологий как важную составляющую современного учебного процесса.

На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.

Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Необходимость создания данного сборника возникла после того, как было выявлено, что познавательная мотивация и усвоение лексической темы у детей возрастают при предоставлении интерактивного материала.

Электронный сборник представляет собой набор дидактических игр и упражнений, которые соответствуют той или иной лексической теме.

Электронный сборник не только эффективен, но еще и оптимален в использовании педагогом.

Может быть использован как:

  • Часть образовательной деятельности
  • Часть индивидуальной работы с ребенком
  • Как деятельность ребенка в домашних условиях
  • Элементы могут быть использованы в режимных моментах

Следует отметить, что педагог самостоятельно организовывает внедрение электронного материала в образовательный процесс, учитывая нормы СанПин для конкретного возраста.

Преимущества интерактивного материала нельзя переоценить:

  • Красочность и разнообразие материала.
  • Возможность использования анимации, голосового сопровождения, видеоматериалов.
  • Подбор материала в соответствии с актуальными образовательными потребностями детей конкретной группы.
  • Возможность креативно поощрять детей.

Материал сборника организован с помощью программы PowerPoint. Содержание сборника включает в себя комплексное развитие речи в соответствии с заданной темой.

Читайте также:  Леворукие дети

Электронный сборник включает:

  1. Демонстрационный материал;
  2. Д/игры и упражнения, направленные на обогащение словаря;
  3. Д/игры и упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи;
  4. Материал, направленный на развитие связной речи;
  5. Игры и упражнения, направленные на формирование представлений о звуковом анализе слов;
  6. Материал для развития зрительно-моторной координации;
  7. Развитие психических процессов;
  8. Упражнения для развития воздушной струи.

Результативность использования интерактивной образовательной среды для педагога:

  • снижает трудоемкость работы при подготовке и проведении образовательной деятельности;
  • обеспечивает простое и естественное планирование с использованием ЭОР и других фрагментов образовательного процесса;
  • позволяет изменить роли воспитателя (поддержка учебного процесса и его координация) и воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
  • дает возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения;
  • дает возможность участия в профессиональных конкурсах различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);

Результативность использования интерактивной образовательной среды для детей:

  • изменение роли воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
  • переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
  • создает мотивацию процессу обучения на более высоком уровне;
  • позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
  • ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, у детей снижается негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слов;
  • вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
  • активизирует познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
  • способствует тренировке психических процессов дошкольника;
  • способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
  • уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
  • повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.

Результативность использования интерактивной образовательной среды для родителей:

  • обеспечивает прозрачность информации о ходе и результатах учебного процесса для родителей, органов управления образованием, общественности и т. д. за счет доступа к информации через Интернет;
  • позволяет участвовать в процессе мониторинга деятельности образовательной организации;
  • позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных).

Дмитриева Ирина Анатольевна,
учитель-логопед

Серия книг «Библиотека логопеда»

Сапожникова Ольга Борисовна, Гарнова Елена Викторовна

В пособии раскрыта история вопроса, описаны этапы занятия песочной терапии, приводятся примерные планы-конспекты занятий, разработанные и апробированные в практике работы с детьми. Затронуты все.

С. А. Калиниченко

В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Продукты питания». Методическое пособие включает пояснительную записку;.

С. А. Калиниченко

В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Части тела и лица». Методическое пособие включает пояснительную записку;.

Тетрадь по обучению грамоте создана с учетом особенностей познавательной деятельности дошкольников, имеющих нарушения психического и/или речевого развития. В основе содержания и структуры пособия –.

Тетрадь по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи предназначена для работы с детьми с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида с целью.

В книгу включены перспективное планирование логоритмических занятий с элемента ОБЖ для детей 6 лет с ОНР и конспекты логоритмических занятий с элементами ОБЖ. Логоритмические занятия, приведенные в.

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.

В пособии представлены занятия для детей 5–7 лет по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий русского языка на материале, связанном с русской природой и сезонными.

Сапожникова Ольга Борисовна

В данном пособии описаны возможности применения педагогической песочницы для развития и коррекции речи детей 5–7 лет, представлены занятия по художественным произведениям с использованием песочницы.

В книге даны психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными нарушениями, модели включения «особых» детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии. Обобщен.

В методическое пособие включены разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения, загадки-добавлялки, веселые стихи, сказочные персонажи, способствующие развитию у.

В пособии обобщен опыт проведения интегрированных занятий по развитию речи детей с ОНР в разных возрастных группах. Предложены конспекты занятий, направленных на развитие связной речи, обогащение.

В пособии представлены организационно-методические, практические основы и диагностика уровня развития мелкой моторики, а также занятия по развитию мелкой моторики у детей 3–5 лет с элементами.

Трифонова Наталия Олеговна

В книге представлена система занятий по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня с использованием музыки. Занятия построены по принципам комплексно тематического и.

С. А. Калиниченко

В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Посуда». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и.

С. А. Калиниченко

В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Грибы». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и.

Методическое пособие предназначено для работы с детьми 2–5-х классов общеобразовательной школы, имеющих проблемы в овладении орфографическими навыками. Для успешного усвоения школьной программы по.

Ракитина Вера Александровна

Пособие направлено на речевое развитие детей: обогащение и уточнение словарного запаса, закрепление морфемного анализа, а также сложных форм фонематического анализа и синтеза, профилактику нарушений.

Ткаченко Татьяна Александровна

В пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению.

Ракитина Вера Александровна

Пособие направлено на речевое развитие детей: обогащение и уточнение словарного запаса, закрепление морфемного анализа, а также сложных форм фонематического анализа и синтеза, профилактику нарушений.

Вашему вниманию предлагается объёмный речевой материал по автоматизации звуков «р, рь». Несмотря на то что речевого материала по автоматизации этих звуков разработано достаточно, нередко встречаются.

Представленный в пособии речевой материал предназначен для закрепления в речи шипящих звуков, а также для развития логического мышления и зрительного восприятия. Пособие рекомендуется для логопедов.

Представленный в пособии речевой материал предназначен для закрепления в речи свистящих звуков, а также для развития логического мышления и зрительного восприятия. Пособие рекомендуется для.

С. А. Калиниченко

В пособии представлен материал для работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, по лексико-грамматической теме «Мебель». Методическое пособие включает пояснительную записку; задачи и.

С. А. Калиниченко

Рабочая тетрадь является приложением к методическому пособию «Развитие речи детей 5–7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. Тема „Мебель“» С.А. Калиниченко. Подобранный в тетради материал.

Пособие направлено на речевое развитие детей: обогащение и уточнение словарного запаса, закрепление морфемного анализа, а также сложных форм фонематического анализа и синтеза, профилактику нарушений.

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.

В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь.

Ткаченко Татьяна Александровна

Пособие является частью учебно-методического комплекта Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно», в котором изложена авторская система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В дневнике.

Ткаченко Татьяна Александровна

В пособии представлены методический материал, а также 16 картин с занимательными сюжетами, которые являются наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5—7 лет. Оригинальная.

В пособии даны конспекты логопедических занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занятия направлены на развитие лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи, а.

В учебном пособии рассматриваются нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и методы их устранения с целью привития правильного литературного произношения. В.

Литература для начинающих логопедов и опытных

В своей работе логопед обязательно должен использовать различные профессиональные материалы, которые содержат актуальную информацию. Ниже представлен список логопедической литературы, который можно разделить на диагностический, программный и методический материал.

Здесь представлены несколько интересных пособий:

  • «Альбом для логопеда» (автор – О.Б. Иншакова). В нем представлен наглядный материал для обследования устной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Позволяет диагностировать нарушения слоговой структуры, звукопроизношения, словаря, фонематического анализа, синтеза и т.д.
  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (редакция Е.А. Стребеловой). Пособие содержит методики, которые направлены на определение уровня речевого и познавательного развития, а также обследование слуховой функции детей разных возрастов.
  • Приложение к пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (редакция Е.А. Стребеловой). В нем представлен наглядный материал для комплексного психолого-педагогического обследования дошкольников и детей раннего школьного возраста.

Литература для начинающего и профессионального логопеда обязательно должна содержать программный материал. Для примера приведем несколько работ:

  • «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Цель данной программы – комплексное развитие физических и психических качеств детей дошкольного возраста (с самого их рождения) с учетом индивидуальности каждого ребенка и их возраста.
  • «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием». (авторы – Т.В. Туманова, Т.Б. Чиркина). Это пособие используется в работе воспитателями и логопедами. В нем содержится характеристика специфики речевого развития детей 5-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, основные способы их обследования. Также здесь освещаются вопросы содержания и организации коррекционной работы по преодолению ФФН у детей.
  • «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (авторы – Т.В Туманова, Т.Б. Чиркина). Это полезная литература для логопеда, работающего в ДОУкомпенсирующего типа. Дети с ФФН – это наиболее распространенная категория детей с отклонениями речевого развития.

Методическая литература логопеда – это помощь практикующим педагогам в сложном процессе коррекционной работы. Список литературы достаточно обширен, поэтому приведем для примера несколько интересных материалов:

  • «Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I-III периодов обучения в подготовительной к школе группе» (автор – О.С. Гомзяк). В данном пособии приведены конспекты занятий и план. При этом каждое занятие комплексное, содержит упражнения разной степени сложности для развития, общей, мелкой и артикуляционной моторики, голоса, речевого дыхания, а также обучения грамоте и связной речи (всего три книги).
  • «Артикуляция звуков в графическом изображении». Здесь представлено 45 схем, в которых наглядно демонстрируется положение артикуляционных органов во время произношения согласных и гласных звуков.
  • «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие» (автор – Е.А. Борисова). Здесь описывается вся специфика проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, у которых есть общее недоразвитие речи. В пособии много внимания уделяется постановке точных целей и тем занятий, применению качественного наглядного материала, а также плавному увеличению сложности используемых материалов.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей» (автор – Ю.Б. Жихарева-Норкина). Содержит занятия в игровой форме для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Занятия способствуют развитию обогащению словарного запаса, правильного звукопроизношения.
  • «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника» (автор – Л.А. Комарова). Здесь представлена система упражнений, направленных на автоматизацию звуков у детей в возрасте от 4 до 7 лет. С помощью этого пособия можно сделать из монотонной работы по закреплению произношения звука увлекательное занятие, которое сможет увлечь ребенка. Помимо автоматизации, у ребенка будет развиваться мелкая моторика, улучшаться навыки чтения и воображение.

Помимо методических материалов для работы с детьми дошкольного возраста, есть специальная литература для логопеда в школе:

  • «Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников, 1-4 классы» (автор – В.А. Крутецкая). Данное учебное пособие адресовано педагогам и родителям. Содержит занятия, с помощью которых можно предупреждать и корректировать дислексические и дисграфические нарушения у учащихся младших классов.
  • «Развитие связной речи учащихся с особыми образовательными потребностями. Сборник текстов. 2-3 классы» (автор – Н.А. Мурындина). В данном пособии представлен набор карточек с текстами. Материал используется для развития связной речи у учеников 2-3 классов, испытывающих проблемы с построением связной монологической речью.

Конечно, это не все используемые материалы в логопедической практике. Выбор пособий зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка и других факторов.

Ссылка на основную публикацию