Лексико-грамматическое занятие по теме Фрукты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты – сад»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_frukty-sad.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

в старшей группе на тему: «Фрукты – сад»

Учитель-логопед Журина С.Д.

  • Закреплять представления детей о фруктах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Фрукты – сад»: фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, жёлтый, зеленеть, собирать).
  • Совершенствовать грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  • Продолжать учить детей составлять простые предложения.
  • Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжела-тельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Наборное полотно, мольберт, карточки с фруктами, контуры фруктов, контейнер с предметными картинками, корзинка с муляжами фруктов.

Предварительная работа. Рассматривание фруктов, загадки, подбор определений, разучивание подвижной игры «Яблоня», дидактические игры: «Назови ласково», «Один-много», «Посчитай фрукты», «Скажи наоборот», «Запомни и повтори», «Узнай на вкус», лото «Парочки», домино «Фрукты», штриховка трафарета фруктов.

1. Организационный момент.

Логопед. Доброе утро, дети. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите из корзинки по одной картинке и спокойно садитесь на стульчики.

Логопед. Послушайте задание: я вам буду загадывать загадки, а тот, у кого картинка-отгадка, должен поднять её (загадки прилагаются).

– О чём эта загадка, Люда?

– Как думает….? ( 2-3 отгадки детей)

– Почему вы так думаете? (Дети объясняют).

Аналогично угадываются остальные загадки.

Логопед. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что было изображено у вас на картинках?

Алёша…. Фрукты. Вероника ….Фрукты.

Логопед. А где растут фрукты? (ответы 2-3 детей)

Логопед. Правильно, дети, фрукты растут в саду на фруктовых деревьях.

Логопед. Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

2. Игра «Что изменилось?». (Развитие зрительного внимания, фразовой речи. Совершенствование грамматического строя речи).

Логопед. Я приготовила вам очень интересную игру, а называется она «Угадай, что изменилось?»

Посмотрите внимательно на карточку с фруктами, которая стоит на мольберте. Что на ней изображено?

Андрей, Вероника, Леша? … Яблоко, банан, груша, лимон, апельсин.

Логопед. Посмотрите внимательно еще раз на карточку, запомните что и в какой последовательности на ней изображено, я уберу эту карточку и поставлю другую, а вы должны мне сказать, что изменилось на карточке.

Все внимательно посмотрели? Запомнили? Тогда начинаем.

Логопед. Откройте глаза. Посмотрите, что изменилось?

– Как думает Рома?

– Поменяли местами яблоко и лимон.

– А Кирилл как считает.

Логопед. Правильно, дети, молодцы, внимательны были. Я поменяла местами яблоко и лимон.

Закройте глаза. Откройте. Посмотрите внимательно, кто что заметил?

Ответы 5-ти детей

Логопед . Молодцы! Вы очень внимательные.

Логопед. Откройте глаза. Посмотрите, что изменилось и скажите мне об этом на ушко.

Опрос всех детей.

Расскажи Люда, что изменилось?

Все дети были внимательны и правильно справились с заданием. Особенно меня порадовали Рома, Леша, они слушали ответы детей и не выкрикивал.

3. Подвижная игра « Яблоня». (Координация речи с движением, развитие моторики, интонационной выразительности речи).

Приглашаю вас поиграть в подвижную игру «Яблоня». Проходите на палас, встаньте по кругу. Кто хочет напомнить правила игры? – ребенок рассказывает правила игры: выбираем водящего, идем по кругу, говорим слова и выполняем упражнения, торопиться нельзя. Все готовы?

…. Выбери считалкой водящего. ….. – водящий. Все готовы?

Яблоня выбирает водящего.

-Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки.

Где же твои яблоки? В центре стоит один ребёнок-« яблоня».

Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую

Или ветер их унёс? строку загибают по одному пальцу на

Или молния спалила? руках. .

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.

– Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребёнок-«яблоня».

И не ветер их унёс, Дети загибают по одному пальцу на

Не спалило их огнём, руках, начиная с больших.

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается их

Игра повторяется 2 раза.

4.Упражнение «Прохлопай слова». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги).

Все фрукты мы называем словами и с каждым словом можно поиграть.

Предлагаю поиграть в игру «Прохлопай слова» – прохлопать слово ладошками, проговорив его.

Посмотрите, как это сделает Алеша.

Логопед. Слива. (выполнение задания ребенком)

Лимон. Вероника: ли-мон.

-Теперь слово яблоко, Андрей.

– Банан, мандарин, груша (ещё ответы 2-3 детей).

Логопед. Хорошо справились с заданием. А теперь немного усложним его. Я буду простукивать слово ладошками, а вы называете фрукт.

Логопед. Молодцы! Теперь угадайте эти фрукты.

Логопед стучит три раза.

Ответы детей : яб-ло-ко, а-пель-син, ви-ног-рад.

Логопед. Очень хорошо с этим заданием вы все справились отлично.

5. Упражнение «Скажи какой, какая?» ( Расширение и активизация словаря по теме, подбор определений).

Дети, за что вы любите фрукты? Какие они?

В корзине лежат фрукты и они хотят, чтобы вы о них рассказали – какой фрукт – по цвету, форме, величине, на вкус, на ощупь.

– Люда, опиши этот фрукт. (Это яблоко. Оно зелёное, круглое,…..).

– Кирилл, что ты можешь добавить? (ответ ребёнка).

– Кто еще что хочет добавить?

Молодцы Люда и Кирилл все рассказали о яблоке.

– Лёша, опиши вот этот фрукт. (Это лимон. Он жёлтый, овальный,…..)

– Кто хочет еще что-нибудь добавить?

Аналогично описываются ещё 3-4 фрукта.

Логопед. Какие вы все молодцы: правильно называли форму фруктов, цвет, величину, а … даже отметили, что груша ароматная, сочная.

6. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». (2 раза)

Логопед. Устали? Предлагаю поиграть с пальчиками. Встаньте около стульчиков, ведущим будет Андрей, говори Андрюша громко и четко, чтоб тебя услышали все дети. Готовы?

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Садитесь, спину выпрямили, ноги поставьте вместе.

7. «Выложи фрукт по контуру» ( Развитие ручной моторики, внимания, усидчивости).

Логопед. Дети, у вас на столах баночки с фасолью и лист с контуром фрукта. Вам нужно выложить фасолью этот контур. Все поняли? Приступаем к работе. Кому нужна моя помощь, поднимите руку.

Самостоятельное выполнение работы детьми. Оказание помощи по запросам.

Логопед. Молодцы, все выполнили это задание. Можете пройти посмотреть у кого, что получилось, но не мешайте тем, кто еще не закончил.

Скажите, …., какой фрукт ты выкладывал.

Дети называют каждый свой фрукт.

8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Логопед. Ребята, вот и закончилось наше занятие.

Что больше всего понравилось? (А какая игра тебе больше понравилась…, почему. )

Вы меня очень порадовали своими ответами и знаниями. Все старались, были внимательны, хорошо и правильно описывали фрукты, аккуратно, четко по контуру выкладывали фрукты. Спасибо вам за занятие, молодцы.

Занятие по развитию речи и лексико-грамматическим категориям по теме «Фрукты» (старшая группа)

Разделы: Логопедия

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить обобщающее понятие “Фрукты”; название фруктов;
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; согласовывать в роде, числе, падеже существительные с числительными;
  • Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4–6 слов;
  • Пополнить литературный багаж детей стихами, считалками;

Развивающие:

  • Развивать умение составлять рассказ по плану-схеме;
  • Продолжать совершенствовать двигательные умения: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугой, перешагивание через предметы;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров, умение договариваться.

Словарная работа:

– Активизировать в речи детей слова: название фруктов и фруктовых деревьев (яблоко, яблоня, апельсин, груша, ананас, слива, вишня, банан, пальма). Прилагательные (фруктовый сад, фруктовое дерево, грушевый компот, абрикосовое варенье);

– Продолжать обогащать словарь по лексической теме “Фрукты”.

Оборудование: колокольчик, картина “фруктовый сад”, “мультимедийная установка” кокошники (яблоко, груша, банан, слива, вишня, апельсин, лимон, ананас); картинки 10*10 – груша, яблоко, вишня, апельсин; картинки А 4(слива, вишня, груша -2, апельсин, мандарин, банан -2, ананас, персик, яблоко; разрезные картинки – яблоко -2; муляжи фруктов; конверты; для игры “Четвёртый лишний” (мультимедийная установка); аудиозапись; “волшебная палочка”; схема для составления рассказа – описания; вырезанные картинки овощей, фруктов и ягод, клей, салфетки, кисточки, клеёнки, ватман для коллективной работы.

Ход занятия

Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Справа-друг, и слева – друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Сейчас я вам хочу загадать загадку, послушайте внимательно:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Кто догадался, о чём эта загадка? (осень).

Мультимедийная установка-картинка осень.

Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Ребята, я вас хочу пригласить на прогулку в сад. Именно в этом саду мы узнаем, о каких подарках говорит нам осень. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь дорожку. Будьте внимательны, смотрите и с дорожки не сходите. ( под весёлую песенку про осень идут по гимнастической скамейке, перешагивают через “камушки”, проходим через “туннель” – дугу.)

Вот мы и пришли. Как здесь красиво! (мультимедийное сопровождение – “фруктовый сад”) Дети присели на ромашки-подушки.

– Что вы видите перед собой? (деревья, яблоки, груши и т.д.)

– Яблоки, груши, сливы, вишня, банан – это что?

– Где растут фрукты? (на дереве)

– А как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовыми деревьями).

– А если в этом саду только фруктовые деревья, то, как он тогда называется? (фруктовый сад).

– Скажите, пожалуйста, как называется дерево, на котором растут яблоки?

– На каком дереве растут груши?

– Где растут сливы?

– Как называется дерево, на котором растёт вишня?

– А где растут бананы?

– Когда собирают урожай фруктов?

– А зачем нам нужны фрукты, в чём их польза? (ответы детей).

Сейчас мы будем собирать фрукты в корзинку, по очереди называя какой именно фрукты вы будете туда класть: “Я положу в корзинку ананас” и т.д.

Тай, тай, налетай.
Приглашаю на игру,
А названье не скажу.
Всех приглашаю
Никого не обижаю.
Раз, два – мы молчим!
Мы глазами говорим (находят взглядом дружка)
Раз-два, раз-два, мы с тобой теперь друзья! (обнимаются)
Друга за руку возьмём и на “кухню” все пойдём.

Игра “Повар” – (3 компании)

Каждая компания выбирает себе карточку. Посмотрев на неё, посоветовавшись со своим товарищем, решите, какие блюда вы могли бы приготовить из данного фрукта. Дети присели на стульчики в кукольном уголке.

Молодцы! Вы хорошими помощниками будете для своих мам и бабушек.

– Скажите, а если я решу сварить компот из груш, то, как он будет называться? (ответы детей).

– А если мне захочется из банана сделать пюре, то какое оно будет?

– Сок из апельсина какой?

– А напиток из лимона?

– Варенье из абрикосов, как называется?

4. Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть:

Я карточки и для вас расставлю.
Сливы, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин,
Яблоко и ананас –
Все они волнуют нас,
Потому что это фрукты
Кисло – сладкие продукты.

Игра “Один, одна, одно”.

Пока играет музыка, вы передвигаетесь по кругу подскоками, как только музыка остановилась, вы выбираете фрукт, про который можно сказать. один. одна.

5. Есть у меня ещё игра, вам понравится она. Вы по карточке возьмите и их в картинку соедините.

(2 “разрезных” яблока – объединение в 2 компании)

– Что у вас получилось? (яблоко)

Выберите командира в своей компании.

Игра “Лучший говорун” (подбор прилагательных к существительному – муляж яблока).

Передавая яблоко из компании в компанию, вы должны говорить, какое яблоко.

И посмотрим, в какой же компании настоящие говоруны. Дети стоят – две компании напротив друг друга.

6. Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Для следующей игры давайте разделимся на 3 компании с помощью слов с названием фруктов – яблоко, груша, апельсин (дети строят башню из ладошек).

Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите.

Игра “Четвёртый лишний” (мультимедийное сопровождение) Дети присели на ромашки-подушки.

7. Составление по схеме рассказа – описания про любимый фрукт.

Есть у меня друзья палочка одна. Палочка не простая, волшебная.

Хотите, я ей сейчас взмахну, и волшебство произойдёт:

Раз, два, три – палочка волшебная помоги,
Ребят в “фрукты” преврати.

(Дети одевают кокошники).

Сколько фруктов! Все разные, ароматные, красивые, каждый попробовать хочется.

– А давайте с вами познакомимся!

Игра “Давайте познакомимся”.

Расскажите о себе. А поможет вам описать “себя” схема.

(Заслушивается 3 рассказа). Дети сидят полукругом на стульчиках.

А с остальными фруктами мы обязательно познакомимся в следующий раз, когда опять придём гулять во фруктовый сад.

Палочка волшебная помоги,
Фрукты” все в ребят преврати.

(Дети снимают кокошники и ставят их под стул).

Итог.

Вот и время нашей прогулки истекло. На память о нас давайте, в этом саду оставим яблоню с яблоками. Сейчас вы выберите только одно яблоко:

– если вы сегодня старались, у вас всё получилось – возьмите красное яблоко;

– если, вы старались, но у вас не всегда всё удавалось – возьмите зелёное яблоко;

– а если вы просто хорошо отдохнули и не чего не делали – возьмите жёлтое яблоко.

Давайте эти яблоки повесим на яблоню (рефлексия).

Для вкусного компота на обед в детский сад давайте принесем из фруктового сада корзину с фруктами. (Ребята из множества картинок овощей, ягод, фруктов, должны выбрать картинку с фруктами и приклеить её). Пока дети клеят фрукты играет спокойная музыка).

Не забывайте фрукты кисло-сладкие продукты.

Занятие «Фрукты»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме

Давыдова Елена Юрьевна

расширение и активизация словаря.
Образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов

1. Ход занятия

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это. (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий. (апельсин)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет. (банан)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)

Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.

2.Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Яблоко – яблоки
Банан – бананы
Апельсин – апельсины
Мандарин – мандарины
Слива – сливы

3.Игра «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

4. Игра «Назови ласково»

Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
Апельсин – апельсинчик;
Мандарин – мандаринчик; ;
Банан – бананчик;
Яблоко –яблочко;
Лимон –лимончик;

5. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, вишня.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

6. Физкультминутка

Будем мы варить компот. маршировать на месте

Фруктов нужно много. показать руками – “много”

Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат

Грушу будем мы рубить, рубят,

Отожмем лимонный сок, отжимают,

Слив положим и песок. кладут, насыпают песок

Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя

Угостим честной народ. хлопать в ладоши

7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)

Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)

Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)

Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

8. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. ( Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).

«Фрукты. Сад». Конспект лексико-грамматического занятия в старшей логопедической группе

Надежда Колегова
«Фрукты. Сад». Конспект лексико-грамматического занятия в старшей логопедической группе

старшая группа

Лексико-грамматическое занятие

Тема: «Фрукты. Сад».

Цель: закрепить и уточнить знания детей о фруктах.

1. развивать словарь по данной теме.

2. упражнять в образовании прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкат. формы.

3. образовывать относительные прилагательные от существительных.

3. развивать внимание, мышление, память.

4. развивать мелкую и общую моторику.

Ресурсы: демонстрационный материал – муляжи фруктов, картинки с изображением фруктов, цветные карандаши, карточки с заданиями, фрукты.

Ход занятия:

1.Организационный момент: (Создание эмоционально- положительного фона. Координация речи с движением).

Логопед: Ребята, сегодня вы превращаетесь в обезьянок.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ-топ!

Левой ножкой топ-топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

На пол руки положили – надавили…надавили.

Вот так отдохнём

На занятие пойдём.

2. Отгадывание загадок с помощью картинок.

Логопед. Вы знаете, что обезьянки больше всего любят?

Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, что они любят. Картинки, которые у меня на доске, помогут их отгадать.

• Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела — посинела. (слива)

• Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (яблоко)

• Этот жёлтый плод растёт

Там, где лето круглый год.

Он – как краешек луны.

Все вы знать его должны. (банан)

• Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок. (груша)

Логопед. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Это фрукты.

Логопед. Где они растут?

Дети. Фрукты растут в саду, на деревьях.

Сядет тот, кто назовёт фрукты с большой косточкой внутри, с маленькими косточками.

3. Упражнение «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Выставляются муляжи фруктов, меняется порядок размещения фруктов.

Затем логопед прячет любой фрукт, дети угадывают, что спрятали.

4. Д/игра «Какой сок приготовили?»

Логопед показывает фрукт, а дети называют фрукт и какой сок из него можно приготовить.

Яблоко – яблочный, груша – грушевый, лимон – …

5.Физкультминутка: П/игра «Сбор фруктов»

Мы идём во фруктовый сад. маршируют

Вдыхаем аромат яблок. дыхательные упражнения

Хотим сорвать яблоки поднимаются на носочки,

с дерева. тянут руки вверх

Может быть допрыгнем

Нужно поставить лестницу имитируют подъём по лестнице

Срываем яблоки и кладём

в корзинку. имитируют сбор яблок

Яблоки собрали, теперь отдохнём. садимся за столы

5. Игра «Закончи предложение».

* На столе лежит красное (яблоко)

*Дети съели синюю (сливу)

*В корзине лежит жёлтый (банан)

*Оля любит кислый (лимон)

*Мама купила спелый, оранжевый (апельсин, мандарин).

6. Игра «Угадай фрукт».

Мы с вами знаем, что любят кушать обезьянки. Это фрукты. А сейчас предлагаю вам отгадать эти фрукты.

(детям закрывают глаза и дают откусить любой фрукт)

7. Работа по развитию мелкой моторики, зрительного внимания.

А сейчас мои обезьянки скажут, какой фрукт им нравится больше других.

(Дети называют фрукт и получают карточку с заданием. Приложение 1)

8. Итог занятия.

Логопед предлагает детям сложить карандаши в контейнер, а затем вспомнить, какие задания они выполняли, и оценить работу друг друга.

Конспект лексико-грамматического занятия «Путешествие в зимний лес» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР Белова Ольга Николаевна Учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида.

Конспект лексико-грамматического занятия в средней группе «Дом и его части» Тема: «Дом и его части» Цель: закрепление и обобщение материала по теме. Задачи: Образовательные: уточнение и активизация словаря по теме.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Федорино горе. Лексическая тема «Посуда» Цели: Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, материалах из которых.

Конспект ОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР «Профессии» ЗАДАЧИ: формирование представлений о профессиях, их значении для человека (общественная польза, об общественной значимости профессий; развитие.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 «Рябинка» Конспект подгруппового логопедического занятия.

Конспект занятия в логопедической группе по лексической теме «Сад. Фрукты» Конспект занятия в логопедической группе Лексическая тема «Сад. Фрукты». Тема: предлог С/СО Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Фрукты» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности на логопедическом занятии. Задачи: 1. Создать условия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Фрукты. Сад» Конспект занятия в старшей группе. Развитие речи. Тема: «Фрукты. Сад» Программное содержание: Цель: расширение и активизация словаря. Задачи:.

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР в подг. группе по лексической теме:«Фрукты. Сад»

Шерстобитова Алёна Николаевна,

МАДОУ Боровский детский сад “Журавушка”

Цель занятия: отработать лексико-грамматические конструкции и активизировать словарный запас на материале лексической темы: «Фрукты. Сад».

Обучающие:

– закрепление знаний детей по лексической теме: «Фрукты.Сад»;

– формирование навыка правильного словообразования и словоизменения;

– формирование навыка образовывать относительные прилагательные;

– формирование навыка грамматически правильно строить предложения;

– закрепление навыка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– закрепление навыка согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;

– развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Коррекционные:

– развитие моторики артикуляционного аппарата;

– развитие общей, ручной и мелкой моторики руки.

Воспитательные:

– воспитание интереса к содержанию занятия через занимательные упражнения и наглядный материал;

– воспитание усидчивости, настойчивости и целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога,

– способствовать проявлению положительных эмоций.

Организация среды для проведения образовательной деятельности . Зеркала.

2. Предметные картинки с изображением фруктов для артикуляционной гимнастики.

3. Натуральные фрукты или муляжи.

6. Слайды с изображением грушевого дерева, фруктового кустарника, волшебника, магазина с фруктами.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие во «Фруктовую страну». Но так как наше путешествие сказочное, мы полетим на ковре-самолёте. (Дети подходят к ковру–самолёту и рассматривают его).

Основной этап

Логопед произносит волшебные слова:

Очутиться в новой сказке

Мы хотим, мы хотим

На ковре, на самолёте полетим, полетим.

Во время полета предложить детям закрыть глаза, понюхать воздух и потрогать руками облака.

Логопед. Раз, два, три наш ковер коснись земли.

Вот мы и прилетели в волшебную фруктовую страну, на фруктовую поляну. Впереди стоит грушевое дерево. На нем висят твердые груши.

Логопед. Дети, а как вы думаете, почему груши твердые? (Ответы детей).

Логопед. Мы же в сказочном мире!

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу». (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц).

Идем дальше. На пути встречается фруктовый куст, под которым стоит корзина с различными фруктами. Из-за куста раздается необычный голосок. «Детки, ваши щечки круглые, как яблочки». Надуйте обе щеки.

«Спрячьте сливу за щёку». Надуйте попеременно то правую, то левую щёку.

Вытяните губки вперёд узкой трубочкой и у вас получится «Круглая виноградинка».

Улыбнитесь, приподняв уголки губ вверх. Губы оставьте сомкнутыми и у вас получится «банан».

Гуляя по саду, мы увидели качели. Давайте покачаем наш язычок. Поднимайте язычок вверх и опускайте вниз, высунув его изо рта.

На качелях я качаюсь

Игра «Один – много»

Логопед. Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Логопед. Но так, как мы с вами в сказочной стране, здесь есть волшебник, который превращает большие фрукты в маленькие – сказочные.

Было большое яблоко, а стало маленькое яблочко

слива – сливочка (сливка)

Логопед. Поиграем с фруктами в прятки. («Чего не стало?»)

Апельсина, груши, яблока, ананаса, сливы, лимона, мандарина.

Логопед. В этой фруктовой стране, как и в нашей, есть магазины, на витринах которых лежат фрукты. Сосчитаем их.

Одно яблоко, два яблока…пять яблок;

одна груша, две груши…пять груш;

одна слива, две сливы…пять слив;

один абрикос, два абрикоса…пять абрикосов;

один ананас, два ананаса…пять ананасов.

Продолжая путешествовать по удивительной стране, наткнулись на стол с угощением.

«Вкусная игра»

На столе угощение: порожки, конфеты, варенье. Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажите гостям, с чем пирожки, из чего варенье, и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.

Варенье из яблок – яблочное.

Пирог из яблок – яблочный.

Конфета из яблок – яблочная.

Варенье из груш – грушевое.

Пирог из груш – грушевый.

Конфета из груш – грушевая.

Варенье из слив – сливовое.

Пирог из слив – сливовый.

Конфета из слив – сливовая.

Логопед. Наше путешествие продолжается, а что это за мешочек?

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

У меня в руках мешочек, а в нём лежат фрукты. Вы должны просунув руку в мешочек, взять фрукт и не глядя, назвать и описать его.

Логопед. Ребята, а у нас еще задание.

«Подружи словечки» (Составьте предложения по образцу)

Яблоки, в, саду, растут, сочные, красные. (В саду растут сочные красные яблоки.)

Бананы, на, растут, пальме, высокой.

Саду, в, нашем, фруктов, много, растёт.

Лимон, горький, полезный, но, очень, кислый.

Логопед. Дети, посмотрите на небо. Нарисуйте пальцами в воздухе свой любимый фрукт, а я его угадаю.

Логопед. Здесь очень интересно и удивительно. Но нам пора возвращаться в детский сад. Займите места на ковре-самолете. Скорее говорим волшебные слова:

Очутиться снова в группе

Мы хотим, мы хотим

На ковре на самолете

Подведение итогов

Логопед. Вот мы и вернулись домой. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А в какой стране мы побывали? Что вам больше всего запомнилось?

Литература

  1. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста/ М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2016.- 28. с.
  2. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет.-СПб.: КОРОНА принт, 2004.-80с
  3. Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры для детей 6-7 лет: В 5 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: Т.Ц Сфера, 2014.- 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь).
  4. http://logoportal.ru/zanyatie-fruktyi/.html
  5. https://infourok.ru/konsrekt-nod-puteshestvie-na-kovre-samolete-1303658.html
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/artikuljacionye-gimnastiki-po-leksicheskim-temam.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005397

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты».

Курашкина Е.У. , учитель-логопед МДОУ “Детский сад №127 комбинированного вида”, г.Саранск.

Цели: 1. Уточнить и закрепить знания детей о фруктах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные (яблочный, грушевый, сливовый и т. д.).

3. Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе, числительные 1, 2, 5 с существительными.

4. Способствовать развитию связной речи путем договаривания предложений, составления описательного рассказа.

5. Развивать тактильное восприятие, память, мышление, внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, плюшевая игрушка Ежик, натуральные фрукты, “Чудесный мешочек”, фишки, картинка с изображением корзины, предметные картинки с разным количеством фруктов (1, 2, 5), письмо в конверте, план-схема для составления описания фруктов речевой материал, мяч, наборное полотно.

I. Организационный момент.

– Сядет на свое место тот, кто отгадает загадку.

Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

Он и сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Для тебя и для меня. (Апельсин)

Внутри сладенькие. (Сливы)

После каждой правильно отгаданной загадки логопед вставляет на наборном полотне картинку.

– Что это? (Это фрукты)

– Назовите другие фрукты. (Груша, банан, персик, абрикос, лимон, мандарин, вишня, киви).

II . Уточнение и закрепление знаний о фруктах.

– Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)

– Когда они созревают? (Фрукты созревают летом и осенью)

– Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)

– В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)

III . Создание игровой ситуации.

– Дети, а вы любите фрукты? Я думаю, что сочные, сладкие, вкусные фрукты любят не только ребятишки, но и разные звери. Сегодня к нам в гости из леса пришел Еж (выставляется игрушка). Он предлагает вам поиграть в интересные игры.

IV . Развитие внимания, зрительной памяти.

Игры “Чего не стало?”, “Что изменилось?” (с 6-8 картинками)

– Ребята, поиграем в игру “Чего не стало?”: запомните картинки с фруктами (“Ночь” – закрыть глаза; “День” – открыть: чего не стало?)

– Нет груши, нет яблока, нет абрикоса (р. п. сущ. ед. ч.) и т. д.

Аналогично проводится игра “Что изменилось?”

– Молодцы, ребята, вы очень внимательны.

V. Формирование грамматического строя речи.

1) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (игра с мячом “Назови ласково”).

– У Ежа в лесу есть младший братец – Ежик. Давайте поиграем в игру “Назови ласково”: Я называю большие фрукты для Ежа, а вы – маленькие для Ежика (договаривание предложений)

У Ежа лимон, а у Ежика – …(лимончик)

2) Согласование числительных один, два, пять с существительными (“Сосчитай фрукты в корзине у Ежа”)

– Еж готовил на зиму запасы и собрал в корзину много фруктов. Посчитайте их. (Выставляется изображение большой корзины и картинки с разным количеством фруктов: 1, 2, 5)

– У Ежа в корзине пять груш (одно яблоко, два абрикоса и т. д.)

3) Согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе (“Лото”).

У каждого ребенка на столе лежат 3 картинки с изображениями фруктов, фишки, логопед поднимает картинку и называет ее.

– Дети, Еж принес вам игру “Лото”. Чтобы закрыть картинку фишкой, нужно назвать фрукт и сказать, чей он.

– Это мои сливы и т. д.

VI . Физ. минутка: игра “Хитрый ежик”

– А теперь поиграем в игру “Хитрый ежик”. Встаньте в круг.

Сшил колючий пиджачок. Дети стоят в кругу. Сначала

Ходит еж в саду по травке, в роли “ежика” выступает

Натыкает на булавки, взрослый, затем – дети.

Грушу, сливу – всякий плод

Что под деревом найдет, Когда “ежик” дотрагивается

И с подарочком богатым до ребят, они называют фрукт.

Возвращается к ребятам.

VII . Образование относительных прилагательных.

Дети остаются в кругу, проводится игра “Назови, какой сок?”

– Из фруктов можно приготовить разные соки. Давайте скажем, какие (с мячом)

Сок из яблок (какой?) – яблочный сок;

Сок из вишни – … Садятся на свои места

Сок из абрикосов – …

Сок из мандаринов – …

Сок из персиков – …

Сок из апельсинов – ….

– Дети, у Ежа в лесу есть друг – медвежонок Мишутка. Он приглашает вас в гости и пишет в письме, какие угощения приготовит к вашему приезду. Послушайте, все ли верно он написал.

Я приглашаю вас в гости. К вашему приезду я сварю из яблок яблочный компот. Я испеку с персиками яблочный торт. Я сделаю из малины яблочное желе. Я отожму из вишен яблочный сок. Я сварю из слив яблочное варенье.

Ваш друг Мишутка”

Дети исправляют ошибки в письме.

VIII . Составление рассказа-описания фрукта.

– Ребята, Ежу очень понравилось играть с вами в разные игры. В подарок он принес вам мешочек с разными фруктами. Попробуйте угадать на ощупь, какие фрукты принес Еж в мешочке.

Игра “Чудесный мешочек” (развитие тактильного восприятия)

Ребенок ощупывает фрукт и пытается угадать его.

– Молодец, Даша, ты угадала фрукт. Расскажи о нем (в качестве наглядной опоры выставляется план-схема для описания фруктов)

Фрукт

Форма

Какой на ощупь

Вкус, запах

В каком виде едят

Это апельсин. Он круглый, оранжевый. Апельсин шершавый, твердый. На вкус апельсин сладкий, сочный, душистый. Из него делают сок, едят сырым.

Еж благодарит детей за интересные игры, дарит им мешочек с фруктами в подарок.

Автоматизация звука Р. Путешествие в подводный мир.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по автоматизации звука Р в связной речи. Предназначен для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
morskoe_tsarstvo_gotovoe.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему
«Путешествие в подводный мир»

Тема: Путешествие в подводный мир.

Этап: Автоматизация звука «Р» в прямом и обратном слоге, слове с прямым и обратным слогом.

Образовательная цель: закреплять умение правильно произносить звук «Р» изолированно, в обратном и прямом слоге, слове с обратным и прямым слогом. Упражнять детей в выделении гласного звука, находящегося в начале, середине, конце слова, используя приём интонирования.

Коррекционно-развивающие цель: развивать слуховую и зрительную память, фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал: письмо в конверте, изображения Нептуна, дельфина, рыб, морского конька,улитки, морского ежа, слоговые таблицы, «Волшебные ленточки», «Подводные старты»; «Запомни и назови», предметные картинки со звуком «р», индивидуальные карточки с изображением буквы «р» и направлением штриховки, схемы с изображением дуги, кольца, флажка, фитбола, ракушки.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила письмо от Водяного-он просит нас с вами о помощи. Царь Нептун заболел, нужно собрать волшебные разноцветные водоросли, тогда он выздоровеет. Пожалуйста, помогите! Для этого нам нужно отправиться в подводное царство и пройти все испытания подводных жителей. Согласны?

Под волшебную музыку дети попадают в подводное царство.

2. Испытание от морского конька. Игра «Какие звуки поменялись?»

Логопед: Послушайте внимательно, было слово «МАК», а стало «РАК». Какие звуки поменялись?

Логопед: Какой звук есть в словах «рак», «Мурка», «рот», сыр»?

После выполнения задания дети получают водоросли красного цвета.

3. Испытание от рыбок. Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука.

Описание артикуляции: Рот приоткрыт. Широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит.

Характеристика звука: согласный, звонкий, твёрдый. Дети аргументируют свои ответы.

Дети получают водоросли оранжевого цвета.

4. Испытание от дельфина. Изолированное произнесение звука Р.

Игра «Волшебные ленточки». Дети встают вокруг дельфина, вокруг которого закреплены разноцветные ленты. Каждый ребёнок закручивает ленты и одновременно произносит звук Р, все ближе подходя к дельфину.

Дети получают водоросли жёлтого цвета.

5. Испытание от рака. Чтение слогов со звуком Р с учётом указанного направления.

Направления чтения: сверху-вниз, слева-направо, снизу-вверх.

Слоговая таблица № 1

Слоговая таблица № 2

Слоговая таблица № 3

Дети получают водоросли зелёного цвета.

6. Испытание от улитки. Выделение гласных звуков в слове с использованием интонирования.

Написано слово. Ребёнок интонируя, называет гласные звуки.

Слова: руки, баран, шары, повар, ручка, рубашка, рыбаки, кукуруза, карандаш.

Дети получают водоросли голубого цвета.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

8. Задание от морского ежа. Автоматизация звука «Р» в словах.

Игра «Подводные старты».

Воспроизведение ряда слов с одновременным выполнением движений (указываются на схемах). Схемы с изображением фитбола, дуги, флажка, баскетбольного кольца.

Например, ребёнок выбирает схему с изображением дуги, пролезает под дугу и одновременно повторяет три слова.

Ряд слов для запоминания и воспроизведения:

  • Самовар, карта, топор
  • Катер, ковёр, север
  • Комар, кефир, помидор
  • Номер, ветер, шар
  • Арбуз, артист, армия
  • Рама, работа, радио, ручей
  • Радуга, ракета. Растение, рысь
  • Муравьи, жара, детвора, воробей
  • Рая, Тамара, Юра, Рома
  • Носорог, кенгуру, кукуруза, творог.

Дети получают водоросли синего цвета.

9. Автоматизация звука «Р» в словах. Развитие зрительной памяти.

Детям выдаются карточки с изображением 5 предметов, в названии которых есть звук «Р». Ребёнок запоминает последовательность расположения предметов на карточке, предварительно назвав их. На запоминание дается 15 секунд, затем карточки переворачиваются. Ребёнок должен вспомнить названия картинок и их последовательность.

10. Испытание от Водяного. Штриховка контурного изображения буквы «Р». Развитие мелкой моторики.

Задание индивидуальное. В углу каждого листа указано направление штриховки.

Направления штриховки. Слева-направо, сверху-вниз, снузу-вверх и т.д.

Дети получают водоросли фиолетового цвета.

11. Подведение итога. Рефлексия.

Дети излечивают Нептуна и получают в подарок ракушки. Ракушки выбирают сами в зависимости от настроения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап автоматизации звука у детей с дизартрией предполагает неоднократное повторение одних и тех же слогов, слов, что может утомить ребенка.

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука.

Автоматизация звуков процесс длительный, как сделать его увлекательным и интересным? Используя на занятии здоровьесберегающие, игровые и компьютерные технологии , мы решаем эти задачи.

Конспект занятия поможет педагогам познакомиться с возможностью использования регионального компонента в логопедической практике.

В занятии используются инновационные технологии.

Конспект НОД по автоматизации звука Ш в слогах, словах и предложениях, для детей старшего дошкольного возраста.

конспект занятия по автоматизации звука “з”.

Читайте также:  НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Ссылка на основную публикацию