Упражнения для речевого дыхания

Техника речи, упражнения. Речевое дыхание – ДИКТОРЫ.com

Фонационное дыхание – это дыхание во в р емя речи. Главные мышцы вдоха это д и афрагма, т.е. мышца, которая разделяет грудную полость с брюшной и гр уп па мышц, которые управляют рёбрами гру дн ой клетки. Наиболее естественно для лю бо го человека – дыхание в положении л ёж а на спине при расслаблении мышц. Лягте на с пи ну, положите руку на живот, а другую на грудь. Вдо хн ите так, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на ж ив оте, поднялась. Затем выдохните. Нужно доб ит ься, чтоб движения при брюшном дыхании сове рш ались легко, без нап ря жения. Теперь встаньте и сд ел айте тоже самое. Чтоб сделать нижнее дыхание пр ив ычкой, надо систематически делать упражнения. Зани м аться лучше по утрам.

Техника речи. Положение тела

Попробуем ощ ут ить – как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём ну ж ное положение тела. В положении стоя начните сут ул ится, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, г ру дь и, откиньте его назад, т.е. “наденьте” на поз вон очник. Спина прямая укрепилась, шея, р ук и, плечи – свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский – “те л о на колок” – должно стать естественным, пр и вычным, не только в период работы н а д речью, фонационным дыханием, но и во о бще в жизни.

Упражнение – “свеча”. Ровный интенсивный выдох

Берём полоску бу ма ги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко р ту на 5 – 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на п ол оску бумаги. Следим, чтоб угол нак л она полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Диктору нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый – бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ро вн ом выдохе – бумажка будет наход ит ься в одном положении – отклонившись. Как бы поло ж или пламя свечи и держим его в таком положении. Сл ед ует обратить внимание на лёгкое напряжение в об ла сти межрёберных мышц и диафрагмы. “Дых ате льный поясок” сохраняет ровность выды ха емой струи.

Упражнение – “проколотый мяч”. Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Имити руй те мяч, который прокололи шилом, звукопод ра жанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно в ыш е. Нажимайте на “мяч” ладонями легко, бе з усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упра жне ние выполняйте легко, без напряжения в звуке. М ед ленно сходятся руки, ощущая небольшое сопр оти вление “мяча”. И также долго, медленно вы хо дит воздух на звуке “с”. Чем меньше воздуха ост ал ось в мяче, тем ближе руки. И в конце лад о ни сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке “с” ост авш ийся воздух. Это упражнение для постановки д ых ания проделайте несколько раз. Выполнять его сл еду ет легко, без напряжение в зв уке, в руках.

Упражнение “звукоподражание” (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Вспомните зв у ки природы и воспроизведите их:

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией.

Свист ветра: ССССССС.

Шум леса: ШШШШШШШ.

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР. КАРР! КАРР! КАРР.

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР.

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу – при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз – к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки – в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать – не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.


Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) – оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре – (мысленно, не вслух) – вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть – вслух, семь, восемь – мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом – не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться – как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы. Согласный звук “м” поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.


Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день – на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 – 3 – 3
Второй день 3 – 4 – 3
Трет и й день 3 – 5 – 3
Четвертый день 3 – 5 – 4
Пят ы й день 3 – 5 – 5
Шестой день 4 – 5 – 5
Сед ь мой день 5 – 5 – 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:

5 – 5 – 6
5 – 5 – 7
5 – 5 – 8
5 – 5 – 9
5 – 5 – 10
6 – 5 – 10
7 – 5 – 10
8 – 5 – 10
9 – 5 – 10
10 – 5 – 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение “гекзаметр”

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. “Илиаду”, либо “Оди сс ею”. Например:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф и на сказала,
Где божест ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он. В не бытность хозяина двор тот
Огородил дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб о р тот высокий из камня ” .

Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива

Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки – эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г ор ы, туда, как Афина сказала,

Потом три ст ро чки:

Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на “х э”! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох – короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить – красиво и свободно!

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

Читайте также:  Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация в-ф

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

Упражнение 1. Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы было приятное, лёгкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, всё время с закрытым ртом. При выполнении этого упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

Упражнение 2. Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних рёбрах грудной клетки: большой палец впереди, четыре пальца – на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом. На одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперёд, делать максимальный вдох.

Упражнение 3. Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние рёбра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая станет подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха продолжает воздушный столб, идущий от диафрагмы. Выдыхаем легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это же упражнение сидя.

Упражнение 4. Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя её должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова делаем медленный вдох и дуем медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далёком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать всё большее напряжение. Голову вперёд не тянуть.

Упражнение 5. Сидеть. Сделать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить её. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу ещё дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6. Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представить себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете её запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то чувствуется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.

Упражнение 7. Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.

Упражнение 8. Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счёту. Определим длительность вдоха на счёт «три», а длительность выдоха – на счёт «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даём маленькую паузу на счёт «один». Всё упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Счёт вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, будто выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 9. Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то в упражнениях необходимо воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки». Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков – звука «Ф», в дальнейшем его можно делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке «Ф». Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счёта.

Упражнение 10. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: [ф], [с], [ш], [х]. На каждый звук падает три единицы счёта. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 11. Выдох на слоги:

Вначале на выдох берём один слог, потом два, три и т.д. Гласные берутся только артикуляцией. Для закрепления длительности звучания взять слоговые упражнения:

Вначале на одном выдохе берём один слог, потом два, три и т.д. В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на звонких согласных с постепенным включением гласных [и, э, а, о, у, ы]. Например:

Упражнение 12. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в указанном месте, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и так далее».

Упражнение 13. Каждую строфу приведённого ниже стихотворения «Дом, который построил Джек» в переводе С.Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это весёлая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Читайте также:  Педагогическое обследование слуха у детей

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном амбаре хранится

В доме, который построил Джек.

Упражнение 14. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу, как никогда.

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя – не стану есть!

Упражнение 15. Представьте, что ваша грудь и лёгкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

Да с парнями «гопака»!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!

Пляшем, сердце веселя!

Дыхание в игре актёра

Ещё мне хочется рассказать об одной очень могущественной дыхательной технике, выполнение которой принесёт поистине колоссальные изменения в жизни и актёра на сцене, и обычного человека, желающего прожить свою жизнь ярко и полноценно. Эти техники очень древние, относятся к «тайным знаниям», но многие секреты в наше время уже перестают быть секретами…

Об этом прекрасно написал талантливый актёр, режиссёр Вадим Демчог в своей замечательной книге «Самоосвобождающаяся игра». Идеи этой книги очень близки философии нашей школы –Философии Игры.

«В ИГРЕ дыхание классифицируется следующим образом:

1) Зритель в нас дышит в частоте, соответствующей дельта-волнам. Можно сказать, что это тайное, «затаённое» дыхание, или даже «отсутствующее» дыхание. Недаром говорят: «смотрит, затаив дыхание». Это очень глубокое нижнее дыхание, которым дышат новорождённые дети: всем телом, т.е. воздух входит не только через нос или рот, но как бы через поры кожи всего тела.

2) Актёр в нас дышит в частоте, соответствующей альфа-волнам. Это среднее сконцентрированное дыхание художника, находящегося в процессе творчества. У такого дыхания есть цель, направление, мотивация, миссия, оно сильное и организованное.

3) Роль в нас дышит в частоте бета-волн. Это верхнее дыхание, способ, которым дышит современный взрослый человек. Известно, что стрессы и беспокойства заставляют нас укорачивать дыхание, формируя верхнее, беспокойное (соревновательное) дыхание, ограниченное верхней частью грудной клетки.

В игре нам нужны они все, и причём одновременно! То есть мы должны научиться дышать особой, четвёртой формой дыхания, объединяющей три в одно. Это просто, но не легко. Нужен КЛЮЧ! Вот он».

Мышца вдохновения.Люди, обладающие так называемой харизмой (от греч. charisma – «дар», «подарок»), способные создать нечто неординарное, отличаются высоким уровнем энергии. Известно также, что их мозг потребляет большее количество энергии, чем мозг обычных людей. Но секрет успеха харизматичных людей ещё и в том, что, поставляя в мозг изначально большее количество энергии, они включают те области мозга, которые у обычных людей при нормальной дозе как бы «дремлют»!

Формы дыхания, предлагаемые В. Демчогом, сопровождаются «…фантастическими изменениями потенциала мозга, на многие тысячи микровольт…». Это в сотни раз превышает границы нормальных значений потенциала обоих полушарий и во много раз больше тех значений, которые достигаются при воздействии сильнейших психотропных препаратов. Волновая картина энцефалограммы, снятая в момент работы мозга в этой позиции, ясно показывает одновременное наличие бета-волн, типичных для состояния бодрствования; альфа-волн, характерных для состояния сна; а также дельта-волн, возможных только в состоянии глубокого сна.

У мышцы вдохновения, о которой идёт речь, довольно большая история. Её невероятный потенциал известен с древнейших времён. В зависимости от контекста использования её называли «мышцей любви», «мышцей силы», «здоровья», «успеха», «победы»… «алмазной» или даже «золотой мышцей». Самая известная версия использования этой лобково-копчиковой мышцы уходит корнями в индо-китайскую сексуальную йогу. Адепты этой йоги используют её для удержания семяизвержения и выработки целительного, «многооргазмического» стиля ведения любовной игры.

В контексте алхимии игры Демчог называет эту мышцу мышцей вдохновения, и это действительно что-то волшебное! Она простирается от лобковой кости до копчика, поддерживает анус и граничащие с ним внутренние органы, не давая им опуститься; находится на расстоянии 2–3 см от кожного покрова; управляется в основном со стороны нерва, который контролирует активность половых органов и сфинктера. От неё также идёт ответвление, которое у женщин соединяет нижнюю часть позвоночника с маткой и мочевым пузырем, а у мужчин – с простатой и мочевым пузырём. Если эта мышца сильна, тогда человек играющий обеспечен колоссальным источником энергии, подлинным генератором харизмы. Фактически, это корень артистического магнетизма!

Четвёртым типом дыхания В. Демчог назвалвиртуальное дыхание.Почему оно так важно? Дело в том, что наше мировоззрение, а также выводы, которые мы извлекаем из общения с миром, определяются количеством циркулирующей в нас энергии. Разница между пессимизмом и оптимизмом, например, заключается всего лишь в наличии или отсутствии энергии. Характеристика убеждений, которые человек проецирует во внешний мир, пребывая в состояниях отсутствия или присутствия энергии, характеризуются только диапазоном её наличия.

Все в нашей жизни зависит от правильной настройки и работы нашего энергогенератора! Он запускается следующим образом.

Упражнение. Один большой вдох как бы дробится на три части. Сначала делается самый большой глоток воздуха, он в форме синего света оседает в нижней части живота; затем делается добор – второй глоток воздуха, он поменьше, красного света и, опираясь на предыдущий, оказывается на уровне сердца; третий добор – это шар белого света, он опирается на красный и оказывается на уровне головы. Затем следует «сжатие» «мышцы вдохновения», и выдох происходит за счёт того, что мы как бы выдавливаем весь воздух, начиная с нижней части живота, наверх, через макушку головы.

Со временем технологическая раздробленность вдоха исчезнет, но суть останется: важно заполнить весь диапазон нашего инструмента, т.е. зритель в нас должен получить свою порцию воздуха, актёр – свою и роль – свою. В итоге наше физическое тело превращается в храм Театра Реальности, в нижнем центре которого сияет буква d (дельта); в среднем – буква a (альфа); в верхнем – b (бета).

При каждом вдохе мы как бы заглатываем форму Повелителя Игры целиком и переживаем его присутствующим внутри, как бы заполняющим нас изнутри. В этот священный момент мы действительно до краёв заполнены качествами Мастера. Затем в момент выдоха мы позволяем ему выйти обратно в пространство через макушку головы, и снова заглатываем, и снова отпускаем и т.д. Когда же приходит время закончить практику, мы заглатываем Повелителя и уже не отпускаем, тщательно перевариваем его качества в себе и сияем ими на благо всех.

Посредством этой формы дыхания мы вводим свой мозг в экстремальную позицию, в которой в сотни раз превышаются границы нормальных значений потенциала мозга, т.к. в этом мощном положении он одновременно производит бета-, альфа- и дельта-волны. Этот уникальный феномен закруглённого электрического поля мозга, манифестирующий, с одной стороны, высокую энергетическую загрузку мозга, а с другой – одновременное глубокое расслабление, называется в игре «виртуальной позицией ума!».

У В. Демчога есть прекрасная медитация для актёров «Повелитель Игры». Эти техники описывают многие мастера, такие, как Мантэк Чиа в книге «Мультиоргазмическая энергия», Г. Эггетсбергер «Сексуальная энергия – ключ к здоровью и процветанию».

Но для начала я рекомендую всем книгу Ненси Зи «Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания». Эта книга, ставшая классической, расскажет о том, как достичь идеальной гармонии между телом, духом и умом с помощью преобразования дыхания в жизненную энергию. Оперная певица Нэнси Зи обучает искусству дыхания в шести простых уроках. Используя двадцать четыре постепенно усложняющихся упражнения и работу с мыслеобразами, Нэнси Зи наглядно показывает, как научиться правильному дыханию. Учиться дышать грамотно нужно очень постепенно и желательно под руководством знающего мастера. Как говорят йоги, «лучше не додышать, чем передышать».

Жизнь и развитие человека зависят от дыхания. Чем оно совершеннее, тем здоровее, гармоничнее, полнее жизнь.

Дыхательная гимнастика для развития речевого дыхания детей

  • Что такое речевое дыхание
  • Развитие речевого дыхания
  • Картотека речедвигательных упражнений для дошкольников
  • Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников
  • Дыхательная гимнастика
  • Принципы развития речи у дошкольников
  • Формирование эмоционально насыщенной речи, богатой интонациями
  • Артикуляционная гимнастика

Любой родитель мечтает, чтобы у их ребенка была красивая и поставленная речь. Одним из главных помощников в её постановке является детская дыхательная гимнастика. Подробности и нюансы развития дыхания ниже.

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание – это основа речи. Его можно сравнить с мощностью, которую человек использует на выдохе, чтобы воспроизводить звуки. Речевым дыханием можно управлять и тренировать его. Оно влияет на то, насколько сильный, громкий и четкий голос будет у человека.

Дыхание важно для речи

Развитие речевого дыхания

Если дыхание для жизни человек регулировать не в состоянии, то речевое дыхание регуляции поддаётся. Чтобы его развить и лучше контролировать, необходимо делать специальные упражнения. Система этих упражнений направлена на то, чтобы научить ребёнка вдыхать достаточную для произнесения трёх фраз порцию воздуха. Потом (также через рот) вдыхать дополнительную порцию воздуха для произношения следующих фраз.

Упражнения на развитие речевого дыхания в ДОУ и дома:

  • дуть на одуванчик (или имитировать это);
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на вертушку;
  • надувать воздушные шары;
  • дуть в свисток;
  • играть на дудочке;
  • свистеть;
  • дуть и этим перемещать воздушный шарик;
  • дуть и катать по столу простой карандаш;
  • выдыхая через рот, топить на руке снежок.

Голос зависит от дыхания

Увеличивать длительность упражнений необходимо постепенно, чтобы организм ребенка успевал адаптироваться. Тренировка начинается с небольшого количества повторений с одним подходом, далее увеличивая нагрузку. Если логоритмика будет производиться регулярно, то артикуляция будет улучшаться день за днём.

Если ребёнок имеет заикание или, говоря более длинные фразы, начинает их глотать, торопиться и складывается ощущение, что он задыхается то, скорее всего, у него слабо развит дыхательный аппарат. Это может являться особенностью организма, быть следствием недостаточной натренированности или наличия заболеваний (например, гайморитом или аденоидами).

Обратите внимание! Необходимо укрепить организм малыша, поправить здоровье, определить источник проблемы и регулярно тренировать дыхательный аппарат. Отлично справиться с этой проблемой помогает пение, которое укрепляет всю дыхательную систему.

Чтобы выдох был длительным и имел силу, необходимо выполнять основой артикуляционный комплекс упражнений:

  • Вдыхать воздух через рот с еле заметной улыбкой на губах, выдыхать также через рот, сопровождая это звуком.
  • Делать упражнение «Холмы и овраги». Его схема заключается в том, чтобы ребёнок, вдыхая воздух, округлил живот. Живот должен стать выпуклым.

Обратите внимание! Правелен метод выполнения, когда плечи при вдохе не поднимаются. На выдохе же, наоборот, живот должен быть максимально втянут в себя.

Картотека речедвигательных упражнений для дошкольников

Игра является основным видом деятельности дошкольников, несмотря на то, какой у них возраст: младший, средний или старший. Поэтому упражнения должны проводиться в игровой форме, быть увлекательными, эмоционально окрашенными, вызывать интерес.

Два основных упражнения для речи для ребенка:

  • Упражнение «Жирафики». Дети тянутся носом к потолку, вытягивая шею. Находятся некоторое время в таком положении, после возвращаются в исходное положение.
  • Упражнение «Камушки». Дошкольники имитируют, как они двумя руками собирают мелкую гальку в обе ручки по отдельности. Какое-то время держат кулаки сжатыми, затем расслабляют кисти, как будто рассыпая камушки.

Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников

Важно понимать, что грамотные и эффективные рекомендации может дать только квалифицированный дошкольный специалист. В результате проведённого обследования он определит, нарушено ли у ребёнка речевое дыхание, и покажет упражнения для детей. А также выберет направление развития. Специалист может порекомендовать записать ребёнка в кружок для разностороннего общения или направит в подготовительный логопедический детский сад.

Есть специализированный детский сад

Дыхательная гимнастика

Упражнения для речи ребенка существуют в большом количестве. Главное, выработать у малыша привычку и сделать тренировки увлекательными для него.

Упражнения для развития речи детей:

  • Набрать побольше воздуха через нос, надув живот, и задержать дыхание. Выпустить воздух через рот. Каждый день постепенно увеличивать время задержки дыхания.
  • Набрав побольше воздуха, выпускать его с паузами, небольшими порциями.
  • Сделать нормальный спокойный выдох и постараться подольше не делать вдох.
  • На выдохе произносить низко «у-у-у».
  • На выдохе произносить высоко «пи-пи-пи».
Читайте также:  Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Принципы развития речи у дошкольников

Существует группа основополагающих принципов:

  • всестороннее развитие (речевое, интеллектуальное, развитие моторики);
  • принцип реального общения;
  • принцип развития языковой интуиции;
  • принцип многогранности развития речи;
  • познавательный принцип.

Формирование эмоционально насыщенной речи, богатой интонациями

Чтобы создать вид эмоционально насыщенной речи с богатыми интонациями у ребенка, в первую очередь с ним нужно много общаться. Отвечать развёрнуто на его вопросы, не игнорируя вопросы, а также приучать самого ребенка отвечать развёрнуто.

Обратите внимание! Важна качественная детская литература. Обязательно нужно читать ребёнку вслух. Важно «проживать диалоги», а не читать с одной интонацией, т.е. нужна выразительность.

Если же, несмотря на юный возраст, малыш уже сам умеет читать, то отличной тренировкой будет чтение с ним по ролям. Театральная деятельность это отличное занятие в достижении этой цели. Стоит разучивать с малышом дома небольшое сценки, провести художественный концерт, в котором будут участвовать и дошкольник, и все члены семьи, показывать выступление.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, целью которых является развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата (речевого).

Необходимо развивать мышцы полости рта

Выполнить задачи звуковой культуры речи дошкольников помогут следующие упражнения:

  • «Бабушкино варенье». Облизать губы по часовой стрелке и против часовой.
  • «Скачет лошадка». Приложить кончик языка к небу и поцокать.
  • «Пароход у пристани». Вытянуть губы трубочкой и произносить «ту-ту-ту».
  • «Вверх, вниз». Поочередно, высовывая язык, пытаться дотянуться до кончика носа и подбородка.
  • «Детский мячик». Поочерёдно сдувать щеки и надувать.

При наличии проблем у малыша взрослый должен понять, что они не решатся сами собой, необходимо обратиться к специалисту и выполнять специальные упражнения. Для ребенка важен каждый год, особенно перед началом школьной жизни.

структура логопедического занятия
материал на тему

структура логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
struktury_logopedicheskih_zanyatiy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика:
  1. общие артикуляционные упражнения;
  2. специальные артикуляционные движения;
  3. упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка звука.
  3. Анализ артикуляции по плану.
  4. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
  5. Развитие фонематического слуха:
  1. опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  2. опознание из слогов;
  3. опознание из слов.
  1. Закрепление звука в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление в предложениях.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии;
  2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука;
  3. Объявление темы занятия;
  4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой);
  5. Анализ артикуляции по плану (алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя);
  6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова);
  7. Связь звука с буквой;
  8. Развитие фонематического слуха;
  9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись;
  10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью;
  11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения;
  12. Закрепление в тексте;
  13. Домашнее задание;
  14. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
  3. Объявления темы занятия.
  4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
  5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
  6. Характеристика звуков.
  7. Связь звуков с буквами.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Дифференциация звуков в слогах.
  10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
  11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
  12. Дифференциация звука в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.
  2. Нормализация моторики нижней челюсти.
  3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
  4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
  5. Массаж лица.
  6. Массаж губы (после хейлопластики).
  7. Мимическая гимнастика.
  8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
  9. Дыхательная гимнастика.
  10. Работа над голосом.
  11. Объявление темы.
  12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
  13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  14. Домашнее задание.
  15. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Общая моторная зарядка.
  1. Для снятия мышечного напряжения;
  2. Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  3. Преодоление двигательных уловок.
  1. Речевая зарядка:
  1. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный;
  2. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
  3. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
  1. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
  2. Работа по закреплению навыков правильной речи:
  1. Сопряжённая фонема;
  2. Отражённая фонема;
  3. Вопросно-ответно форма.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Общее расслабление (по мере необходимости).
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Массаж лица.
  6. Развитие мимических мышц.
  7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).
  8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).
  9. Коррекция звукопроизношения.
  10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Презентация на тему Структура повседневного логопедического занятия

Презентация на тему Структура повседневного логопедического занятия, предмет презентации: Педагогика . Этот материал содержит 9 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Педагогика
  • Структура повседневного логопедического занятия

Слайды и текст этой презентации

Структура Повседневного Логопедического Занятия

Повседневное занятие с логопедом обычно включает в себя:

1. Оргмомент. 2. Работа над изолированным звуком.
3. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях.
4. Произношение звуков в словах.
5. Физминутка
6. Работа над фразой.
7. Произношение звука в связной речи.
8. Итог занятия.

Выполнение пальчиковой гимнастики.

2. Работа над изолированным звуком

Многократное произнесение звука, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, развитие просодических компонентов речи.

3. Произношение звука в слогах и слоговых сочетаниях

Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации).

4. Произношение звука в словах

На этом этапе занятия решаются следующие задачи: -развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
уточнение и расширение лексического запаса;
овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Основные задачи физминутки – это:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

6. Работа над фразой

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;
актуализация накопленного словаря;
формирование связности и четкости высказываний;
работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности- умозаключений;
анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

7. Произношение звука в связной речи

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма.

Ссылка на основную публикацию