Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звук [л] в слогах, словах, предложениях
Тема: Звук [Л]

Этап коррекционной работы: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

  1. Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику и фонематическое восприятие.
  2. Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, продолжать учить произносить звук [л] в предложениях, вырабатывать чёткие движения и правильные положения органов артикуляции при произнесении звука [л].
  3. Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, формировать умение слушать речь других детей.

Ресурсы: письмо от Ивана Царевича, картинки – символы артикуляционных упражнений, картинка пня, картинка паука, шары с изображёнными на них эмоциями (радость, удивление печаль, злость), речка, брёвна, избушка, жар – птица, сон, персонаж – Василиса Прекрасная.

I) Организационный момент:

Дети находят около порога письмо от Ивана Царевича, в котором говорится: «Змей Горыныч похитил его невесту Василису Прекрасную. Обещал Змей Горыныч вернуть ему невесту, но за это должен Иван Царевич Жар – птицу принести. Сам бы отправился за ней Иван Царевич, да не может, раненный после сражения со змеем лежит. Вот и просит он нас помочь ему Жар – птицу добыть». Поможем?

II) Логопед: Но знайте, впереди нас ждут испытания. А пойдём мы не одни. У нас будет помощник – звук. Попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этой скороговорке?

Палку толкал лапкой Полкан. (Звук [л])

III) Логопед: Прежде чем отправиться в дорогу, надо подготовиться.

Логопед: Выложите из счётных палочек букву, обозначающую наш звук [л].

IV) Логопед: Готовы? Отправляемся в путь. Идём, идём, а вот и пень. Он не простой, а волшебный. Пень нас не пропустит, если мы не повторим слоговые цепочки: ла – ла – ла, ло – ло – ло, лу – лу – лу, лы – лы – лы – лы, ла – ло – лу, лы – ло – ла, ло – ла – лы, лу – ла – ло.

Логопед: Нет, ничего у нас не получается! Не пропускает нас волшебный пень (логопед достаёт из–под пня конверт). Ребята, я нашла письмо, а написано в нём следующее: повторите вслух только слово со звуком [л]:

Локоть Лак Лыжи Бочка

Диван Лоб Лапа Лампа

Лыжник Мех Кофе Ветка

Ландыш Дым Дыня Сетка

V) Логопед: Пропустил нас волшебный пень. Идём дальше. Навстречу нам паук. Посмотрите и здесь для нас задание «Исправь взрослого»:

Ладонь Лопата Лошадь Лыжи Лось.

Лапша Луна Лампа Мыло Лапа.

Ладья Лото Лупа Лодка Лук.

Лавина Лужайка Малыш Пила Пчёлы.

Молоко Мила Салат Лужа Лыко.

Пила Юла Стекло Ложка Лама.

Логопед: Мы немножко устали. Давайте разомнёмся.

Девочки и мальчики прыгают как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают.

Глазками моргают, а после отдыхают.

Отдохнули мы немножко и отправились в дорожку.

VII) Логопед: Идём дальше. А, чтобы не скучать доскажите слово в рифму:

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а……(лук)

Лейся, дождь весёлый, мы с тобою дружим,

Хорошо нам бегать босиком по ….(лужам)

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли…(лапки)

Два берёзовых коня по снегам несут меня.

Кони эти рыжи. А зовут их …(лыжи).

VIII) Логопед: Продолжаем путь. На пути перед нами встают «Волшебные шарики»: первый шарик – грустный, второй шарик – весёлый, третий шарик – злой, а четвёртый – удивлённый. Придумайте слово со звуком «Л» и произнесите его с разной интонацией.

IX) Логопед: Вот, мы добрались и до речки. Но её не перейти, нет мостика. Необходимо выполнить следующее задание «Переделай предложения». На каждое правильно составленное предложение кладем брёвнышко через речку.

Ложка моет Милу. Пол мыл маму.

Мяч ловит Лушу. Лыжи купили лыжника.

Лось лает на собаку. Салат ест Клаву.

X) Логопед: Перешли речку. А вот и избушка. Не здесь ли Жар – птица спрятана? Но на двери весит замок. Кто открыть его бы мог? Пальчиковая игра «Замок» (снимаем замок). Достаём разрезную картинку Жар – птицы. Детям предлагается собрать разрезную картинку. Пока дети собирают, появляется Василиса Прекрасная и благодарит всех за помощь.

XI) Итог занятия: Понравилось вам занятие? Что понравилось во время путешествия? Вы хорошо занимались на занятии. Красиво проговаривали звук «Л».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.Загибать по одному пальчику, начиная с большого.Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям.Шаги на местеПотрясти кистью руки, имитируя колокольчик.Сделать свирепое лицо, руки с растопыренными пальцами поднять вверх.Бег на месте.

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Разработала учитель – логопед

Читайте также:  Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Защитники отечества

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

“Звуки Л и Ль. Автоматизация.”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового занятия “Звуки Л и Ль. Автоматизация.”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_podgr_nod_zv.ll_.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Автоматизация звуков [л] и [л’].

– Способствовать коррекции произношения (автоматизации чёткого произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях, звука [л’] в слогах и в словах); способствовать коррекции речевого дыхания;

– Способствовать развитию фонематического слуха и слухово го восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления.

– Учить грамматически правильно строить предложение, изменять существительные по числам;

– Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

– Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

– Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: сюжетные иллюстрации к сказке «Ёжик», су-джок шарики (по количеству детей +1), музыкальная заставка из мультфильма «Смешарики», логопедическая песенка «Журавли» (аудио), мягкие игрушки Крош и Нюша, «вертушки» для дыхательных упражнений (по количеству детей +1), мяч, предметные картинки со звуком [л], иллюстрация к стихотворению «Белый цвет», опорные схемы для разучивания скороговорок.

Ход образовательной деятельности

– Расскажу вам сказку про Ёжика (упражнение с шариком-массажёром су-джок).

В одной сказочной стране на полянке в своём домике жил да был Ёжик (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей (катаем шарик по кругу ладони). Выбежал Ёжик на тропинку и побежал к Крошу, так как его домик был совсем близко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он у Лосяша» – подумал Ёжик и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Бежит Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик встрече, спрашивает Копатыча: «Привет, Копатыч, куда ты идёшь?». «В лес за грибами, – отвечает Копатыч. – Пойдём со мной».

Согласился Ёжик и пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка-квакушка, поздоровался Ёжик и спрашивает её: «Ты куда скачешь?». «Скачу, куда глаза глядят, – отвечает лягушка. – Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика оказался, не захотел он больше гулять, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

– Вы узнали Ёжика из моей сказки? (да, это Ёжик из мультфильма «Смешарики»)

– Я хочу вам рассказать историю, которая произошла совсем недавно со Смешариками. Жили – были в сказочной стране Смешарики. Очень они были весёлые, дружные. Любили они петь, рассказывать стихи и разные истории.

Но однажды, с ними случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые, например звуки [л] и [л’], просто пропали.

Испугались Смешарики и не знают, что делать…

За дверью звучит музыкальная заставка из мультфильма.

– Что это, дети? Кто мешает нам заниматься? (логопед выходит за дверь и заносит игрушки-Смешарики.)

– Посмотрите, дети, какие гости к нам пожаловали. Знаем мы про вашу беду и сейчас все вместе постараемся вам помочь. Правда, дети? Поможем? (да.)

– Что мы посоветуем делать Смешарикам, чтобы вернуть пропавшие звуки? (необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно)

– Какие упражнения необходимо выполнять? Давайте покажем.

«Наказать непослушный язычок», «Блинчик»

Язык лепешкой положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык нужно расслаблять!

Лепешку ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

На качелях я качаюсь.

Я все выше поднимаюсь,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

– Чтобы правильно произносить звуки, очень важно научиться правильно дышать. Покажем упражнение с «вертушками» – вдох через нос короткий, выдох через рот длинный.

  1. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

– «Толстый» колокольчик песенку запел

И басисто, очень громко зазвенел – ла-ла-ла

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и дети им свободно двигают в ту и в другую сторону «часики»);

– «Тонкий» колокольчик высоко звенел

И тихонько песенку он свою пропел – ля-ля-ля

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Средний палец правой руки опущен вниз, словно язычок колокольчика, двигается из стороны в сторону (язычок ударяется о корпус колокольчика), при этом дети подражают звонку «тонкого» колокольчика: ля-ля-ля…)

– А еще, Нюша и Крош, очень полезно петь логопедические песенки. Логопедическая песенка «Журавли»

  1. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

– Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»

(Л, М, А, Л, ЛА, АН, АЛ, БАЛ, ЛОДКА, ЗОНА, САНКИ, БЕЛКА, ЛАМПА).

– Нюша, Крош, мы с детьми играем в различные речевые игры, чтобы закрепить правильное произношение звука в словах. Сейчас мы вам покажем.

Речевые игры с мячом.

  1. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игрока, стоящего первым, большой мяч (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Постройтесь в колонну.

Я передаю вам мяч вместе со словом. Подумайте, какой первый звук в моем слове

Ваша задача – вспомнить слово на этот звук и передать мяч над головой следующему игроку.

Задание понятно? Приступаем: мое слово – ЛАБИРИНТ

2) Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы добавляете вторую часть и произносите слово целиком: ла – ма, лы – жи, ло – шадь, лу – жа, лод – ка, лу – на. Можно перебрасывать мяч об пол.

3) Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: лы -пчё, ка -улыб, дец-коло, ка-ласточ, ши-малы, би-голу. Дети: пчелы, улыбка, колодец, ласточка, малыши, голуби.

4) Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

лужайка, лоб, лукошко, ласты, палуба, зло.

клад, глазки, глобус, кладовка, слог, флажок.

  1. Работа над предложением

– Послушайте внимательно, какие предложения я для вас составила:

Салат ел Милану. – исправьте ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Кирилла.

– А сейчас я предлагаю вам попробовать самим составить предложения (каждый ребенок получает предметную картинку и составляет предложение)

  1. Произношение звука в связной речи

– Вспомним стихотворение которое мы с вами разучили на прошлом занятии.

Белый цвет, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

– Молодцы! Как вы думаете, получилось у нас рассказать и показать Смешарикам Крошу и Нюше, как вернуть в речь четкие и правильные звуки?

Какие игры, задания и упражнения вам понравились, и вы хотели бы повторить их на следующем занятии?

А какие были трудными для вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион.

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа “Открытые ворота”.

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Занятие по автоматизации звука схоже занятию по его постановке.В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.Артикуляционная гимнастика1. Для нижней челюсти: имитировать ж.

Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа,развивать тактиль.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]

Светлана Овсянникова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта: кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок: ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её?. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки» (на смарт-доске). Посмотри на них и сделай упражнение.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Изолированное произнесение звука [л], характеристика звука.

Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши: ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука: Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Похвали звук [л]. (Звук [л] – согласный, потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий, твёрдый).

4. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

– Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло).

Про что можно сказать белые. ландыши.

6. Формирование фонематических представлений.

– Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки).

Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.

7. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

8. Игра «Где спрятался звук» (формирование звукового анализа).

– Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах: начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

10. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко).

11. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам).

Алла шила. Алла вязала….

2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Ладу.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает»).

Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.

12. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Луша очень довольна.

13. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л]). Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л].

– Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях. Автор: Павловская Лада Николаевна, учитель –.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР Цели и задачи: Коррекционно-образовательные: -Учить четко и правильно произносить звук «л», автоматизировать данный звук в слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: • Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; • Выделение на слух слов со звуком [л]; • Воспроизведение слоговых рядов; • Развитие.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: •Развитие фонематического слуха (восприятия,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах. Задачи: •Развитие фонематического.

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Цель: автоматизация звука «Р». Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в прямых слогах и в словах с ними;.

Читайте также:  Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников
Ссылка на основную публикацию