Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

“Звуки Л и Ль. Автоматизация.”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового занятия “Звуки Л и Ль. Автоматизация.”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_podgr_nod_zv.ll_.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Автоматизация звуков [л] и [л’].

– Способствовать коррекции произношения (автоматизации чёткого произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях, звука [л’] в слогах и в словах); способствовать коррекции речевого дыхания;

– Способствовать развитию фонематического слуха и слухово го восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления.

– Учить грамматически правильно строить предложение, изменять существительные по числам;

– Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

– Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

– Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: сюжетные иллюстрации к сказке «Ёжик», су-джок шарики (по количеству детей +1), музыкальная заставка из мультфильма «Смешарики», логопедическая песенка «Журавли» (аудио), мягкие игрушки Крош и Нюша, «вертушки» для дыхательных упражнений (по количеству детей +1), мяч, предметные картинки со звуком [л], иллюстрация к стихотворению «Белый цвет», опорные схемы для разучивания скороговорок.

Ход образовательной деятельности

– Расскажу вам сказку про Ёжика (упражнение с шариком-массажёром су-джок).

В одной сказочной стране на полянке в своём домике жил да был Ёжик (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей (катаем шарик по кругу ладони). Выбежал Ёжик на тропинку и побежал к Крошу, так как его домик был совсем близко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он у Лосяша» – подумал Ёжик и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Бежит Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик встрече, спрашивает Копатыча: «Привет, Копатыч, куда ты идёшь?». «В лес за грибами, – отвечает Копатыч. – Пойдём со мной».

Согласился Ёжик и пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка-квакушка, поздоровался Ёжик и спрашивает её: «Ты куда скачешь?». «Скачу, куда глаза глядят, – отвечает лягушка. – Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика оказался, не захотел он больше гулять, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

  1. Сообщение темы.

– Вы узнали Ёжика из моей сказки? (да, это Ёжик из мультфильма «Смешарики»)

– Я хочу вам рассказать историю, которая произошла совсем недавно со Смешариками. Жили – были в сказочной стране Смешарики. Очень они были весёлые, дружные. Любили они петь, рассказывать стихи и разные истории.

Но однажды, с ними случилась беда: стали они говорить непонятно и невнятно. Звуки в их речи все смешались и перепутались, а некоторые, например звуки [л] и [л’], просто пропали.

Испугались Смешарики и не знают, что делать…

  1. Артикуляционная гимнастика.

За дверью звучит музыкальная заставка из мультфильма.

– Что это, дети? Кто мешает нам заниматься? (логопед выходит за дверь и заносит игрушки-Смешарики.)

– Посмотрите, дети, какие гости к нам пожаловали. Знаем мы про вашу беду и сейчас все вместе постараемся вам помочь. Правда, дети? Поможем? (да.)

– Что мы посоветуем делать Смешарикам, чтобы вернуть пропавшие звуки? (необходимо выполнять артикуляционную гимнастику каждый день и тогда будешь говорить чётко и правильно)

– Какие упражнения необходимо выполнять? Давайте покажем.

«Наказать непослушный язычок», «Блинчик»

Язык лепешкой положи,

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык нужно расслаблять!

Лепешку ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

На качелях я качаюсь.

Я все выше поднимаюсь,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

  1. Дыхательное упражнение

– Чтобы правильно произносить звуки, очень важно научиться правильно дышать. Покажем упражнение с «вертушками» – вдох через нос короткий, выдох через рот длинный.

  1. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

– «Толстый» колокольчик песенку запел

И басисто, очень громко зазвенел – ла-ла-ла

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и дети им свободно двигают в ту и в другую сторону «часики»);

– «Тонкий» колокольчик высоко звенел

И тихонько песенку он свою пропел – ля-ля-ля

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Средний палец правой руки опущен вниз, словно язычок колокольчика, двигается из стороны в сторону (язычок ударяется о корпус колокольчика), при этом дети подражают звонку «тонкого» колокольчика: ля-ля-ля…)

– А еще, Нюша и Крош, очень полезно петь логопедические песенки. Логопедическая песенка «Журавли»

  1. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

– Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»

(Л, М, А, Л, ЛА, АН, АЛ, БАЛ, ЛОДКА, ЗОНА, САНКИ, БЕЛКА, ЛАМПА).

– Нюша, Крош, мы с детьми играем в различные речевые игры, чтобы закрепить правильное произношение звука в словах. Сейчас мы вам покажем.

Речевые игры с мячом.

  1. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игрока, стоящего первым, большой мяч (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Постройтесь в колонну.

Я передаю вам мяч вместе со словом. Подумайте, какой первый звук в моем слове

Ваша задача – вспомнить слово на этот звук и передать мяч над головой следующему игроку.

Задание понятно? Приступаем: мое слово – ЛАБИРИНТ

2) Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы добавляете вторую часть и произносите слово целиком: ла – ма, лы – жи, ло – шадь, лу – жа, лод – ка, лу – на. Можно перебрасывать мяч об пол.

3) Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: лы -пчё, ка -улыб, дец-коло, ка-ласточ, ши-малы, би-голу. Дети: пчелы, улыбка, колодец, ласточка, малыши, голуби.

4) Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

лужайка, лоб, лукошко, ласты, палуба, зло.

клад, глазки, глобус, кладовка, слог, флажок.

  1. Работа над предложением

– Послушайте внимательно, какие предложения я для вас составила:

Салат ел Милану. – исправьте ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Кирилла.

– А сейчас я предлагаю вам попробовать самим составить предложения (каждый ребенок получает предметную картинку и составляет предложение)

  1. Произношение звука в связной речи

– Вспомним стихотворение которое мы с вами разучили на прошлом занятии.

Белый цвет, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

  1. Итог занятия

– Молодцы! Как вы думаете, получилось у нас рассказать и показать Смешарикам Крошу и Нюше, как вернуть в речь четкие и правильные звуки?

Какие игры, задания и упражнения вам понравились, и вы хотели бы повторить их на следующем занятии?

А какие были трудными для вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион.

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо.

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Занятие по автоматизации звука схоже занятию по его постановке.В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.Артикуляционная гимнастика1. Для нижней челюсти: имитировать ж.

Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа,развивать тактиль.

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.&raquo.

«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво­бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

По роду деятельности проекты могут быть:

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ­ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо­образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на­чать уже во второй половине года в младшей группе для де­тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат­рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи­тель-логопед начинают формирование первых предпо­сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты слу­жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по­мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак­тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту­пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу­ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при­ветствуется также привлечение других специалистов (психоло­га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от­чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Использование проектной деятельности в коррекционной работе со старшими дошкольниками

Аннотация:

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников. В статье рассматривается направление проектной деятельности, составление коллективного коллажа по теме: «Мы гуляем по Москве».

Несформированность лексико-грамматической компетенции является характерным нарушением для дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Недостаточный словарный запас, морфемный аграмматизм, трудности планирование высказывания, все это затрудняет процесс усвоения той или иной лексической темы.

Неречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Отмечаются трудности усвоения абстрактных понятий, обобщений, и как следствие нарушение словесно-логического мышления.

Особенности познавательной деятельности детей с ОНР, которые выражаются в снижение способности к приему и переработке воспринимаемой информации, недостаточное развитие операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения, также затрудняют усвоение материала.

Результаты обследования лексико-грамматической компетенции речи, проведенного в старшей группе, показали, что на начало года:

  • высокий уровень имеют — 42% воспитанников,
  • средний уровень — 25%,
  • низкий уровень у 33% воспитанников.

В связи с этим мы решили использовать нетрадиционные формы работы, а именно – проектную деятельность. Этот вид деятельности использовался нами впервые, была обозначена тема проекта «Мой город Москва» и способ реализации – тематический коллаж.

Тема: «Мой город Москва» выбрана не случайно. Знакомство детей с достопримечательностями Москвы происходит пассивно (в основном по наглядной опоре). Кругозор детей не позволяет соотнести увиденное на фотографии (иллюстрации) с практическими объектами. Усвоение материала происходит на формальном уровне, дети не проявляют личной заинтересованности, а недостаточный личный опыт затрудняет формирование навыков словоизменения и словообразования.

Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей мы рассматриваем как процесс взаимосвязи в триаде “педагог – ребенок – родители”. Согласно концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности, объект воспитания – ребенок – является одновременно и субъектом этого процесса.

Мы попытались изменить роль отведенную ребенку. Ранее он был пассивным участником, ведь цель и место досуга обычно выбирает взрослый. Ребенок в силу своей информационной несостоятельности просто не знает интересных мест, куда можно отправиться в выходные дни и на каникулах. Именно поэтому мы решили использовать в логопедической работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, проектную деятельность, как средство для повышения познавательной активности, расширения сведений об окружающем мире, повышения уровня лесико-грамматической компетенции, развития коммуникативных навыков.

Проектный метод это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная или совместная с педагогом деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов

Проекты различают по направленности на:

  1. Информационный,
  2. Игровой,
  3. Творческий,
  4. Исследовательский.

Наш проект объединил два направления: информационный и творческий.

Задачи проектной деятельности

Внедряя проектный метод в логопедическую работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формировать лексико-грамматическую компетенцию дошкольников с ОНР на основе практического опыта детей (посещение достопримечательностей Москвы, составление рассказов о посещении, оформление творческих альбомов)
  2. Внедрение проектной деятельности в логопедическую работу с дошкольниками, имеющими ОНР (изготовление тематического коллажа «Мы гуляем по Москве»)

Основные задачи:

  • Расширить и активизировать словарный запас дошкольников по теме: «Мой город Москва»;
  • Стимулировать практическое использование навыков словообразования и словоизменения в практической речи детей;
  • Развивать эмоционально-выразительную речь дошкольников, посредством использования в речи образных выражений;
  • Расширить кругозор дошкольников;
  • Повысить познавательную активность дошкольников;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать волевые и личностные качества дошкольников;
  • Развивать нравственно-этические и патриотические чувства дошкольников, такие как: любовь к Родине, уважение к старшим, толерантность по отношению к людям других национальностей;
  • Вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • Познакомить дошкольников с историческим и культурным наследием Москвы;
  • Просветительская деятельность
  • Развить творческие способности детей.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

На подготовительном этапе мы определили тему проекта и способ его исполнения (тематический коллаж «Я гуляю по Москве».).

На этом этапе дети рассмотрели фотоиллюстрации с изображением достопримечательностей Москвы, уточнили основные назначения объектов культуры и их расположение на карте города.

Была показана медиапрезентация «Я шагаю по Москве». Дети рассмотрели карту города Москвы. Узнали, что город Москва разделен на 10 округов, а мы живем в Западном округе. Также, нашей задачей было определить, где территориально находятся те или иные достопримечательности (примерное расположение на схеме округов).

Детям было дано задание: дома, совместно с родителями вспомнить, какие достопримечательности Москвы они уже успели посетить. Составить небольшой рассказ о наиболее понравившемся месте, достопримечательности, и проиллюстрировать его.

Параллельно проводилась коррекционно-развивающая работа:

  • уточнение, обогащение и активизация словаря;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • объяснение значения образных и крылатых выражений (Москва — сердце России, Москва – златоглавая, Москва не сразу строилась, яблоку негде упасть… );
  • практическое использование в речи синонимов и антонимов.

II этап. Основной.

Основной этап работы был совмещен с практическим.

На этом этапе мы приступили к оформлению коллажа. Для работы нам потребовались фотографии детей, иллюстрации достопримечательностей Москвы, опорные картинки, которые помогли бы детям объяснить назначения объектов.

Предварительно мы заготовили маленькие иллюстрации с изображением достопримечательностей Москвы и опорные картинки, которые должны были помочь дошкольникам рассказать, что можно увидеть или узнать в том или ином месте. Заранее были заготовлены фотографии детей (портреты 3х4).

Детям было предложено положить свою фотографию около той достопримечательности, где ребята уже побывали. Когда задание было выполнено, оказалось, что кто-то побывал во многих местах, а кто-то, лишь в одном знаменательном месте. Параллельно проводилась работа по уточнению и активизации словаря по теме: «Мой город Москва».

Это был, пожалуй, самый главный момент, так как именно тогда у детей появилось желание посетить как можно больше интересных мест в Москве (побывать в театрах, музеях, цирках … ).

Рассказы детей были очень эмоциональными, а творческие работы являлись наглядной опорой при составлении рассказов.

Наличие оформленных рассказов помогло в организации диалогов между детьми. Дошкольники охотно обменивались впечатлениями о посещении тех или иных мест.

На этом этапе нам удалось решить следующие задачи:

  • Повысилась мотивация речевого высказывания,
  • Активизировалась коммуникативная составляющая речи дошкольников, были закреплены предложно-падежные конструкции,
  • Расширился активный словарь по теме: «Мой город- Москва» (закрепив при этом практическое использование антонимов и синонимов в речи дошкольников),
  • Развивать связную речь.
  • Пробудить у дошкольников желание посетить интересные места Москвы (выставки, музеи, театры, парки…).
  • Развились личностные качества ребенка (дружелюбие, уверенность, внимательное отношение к товарищам, взаимовыручку…),
  • Повысилась самооценка детей.

III этап. Итоговый.

Итогом работы стали: презентация творческих работ и проведение круглого стола с участием педагогов и родителей воспитанников нашей группы.

Родители отметили, что дети стали чаще выступать инициаторами воскресных путешествий по знаменательным местам Москвы. Выходные проходят интереснее, а дети стали внимательнее относиться к окружающим их объектам культуры, памятникам. Такие семейные походы развивают у детей самостоятельность, ответственность, повышается познавательная активность дошкольников.

Посещая театры, музеи, выставки, ребенок учится вести себя в общественных местах, становится более выдержанным, организованным, учится управлять своими эмоциями, развиваются личностные качества ребенка. Формируется патриотические чувства маленького гражданина.

Опыт использования проектного метода в логопедической работе показал, что практическая деятельность способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, повышает мотивацию и познавательную активность дошкольников.

Исаева Ольга Юрьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 875, СП «Надежда»,
г. Москва

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество
статья по теме

Применение проектного метода в логопедии, в свете ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
proektnyy_metod_v_rabote_logopeda_ili_korrektsionnoe_sotvorchestvo.docx121.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество

Учитель-логопед Филина Светлана Михайловна

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Килпатрик

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

– координировать весь процесс творческой деятельности;

– помогать детям в поиске источников информации;

– самому быть источником информации;

– поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Одним из принципов организации проектной деятельности является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество логопеда и ребенка, детей друг с другом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Основоположник метода проектов Уильям Килпатрик называет четыре вида :

  • Созидательный (производительный);
  • Потребительский;
  • Решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
  • Проект-упражнение.

Проекты характеризуются в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Типология проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму с труктуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

  • паспорт проекта – документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
  • программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
  • средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:

– к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта .

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения. Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой с детьми следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организацииобразовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного от.

В этой статье я делюсь опытом по применению проектного метода в своей работе сначала на факультативных занятиях, а потом и на уроках швейного дела.Я работаю в коррекционной школе 8 вида, поэтому.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда.

В статье указана значение проектного метода в коррекции и обучении современного дошкольника-логопата, определены особенности реализации данного метода в работе логопеда ДОУ, раскрыта сущность понятия .

Проектная работа по изобразительному искусству.

Игры с песком – это естественная и доступная форма деятельности. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности пов.

Проектный метод относится к современным образовательным технологиям.

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе

Статья “Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)”

Чагина Светлана Викторовна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Творческий проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность: Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу.
Цель: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности.
Задачи:
• развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность;
• использовать современные технологии в логопедической работе;
• использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
• включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;
• вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Этапы реализации:
1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .
2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта) .
3. Результативный этап. (Продукт проекта: изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов вместе с логопедом) .
Направления проектной деятельности:
Работа по развитию речи
– обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
– развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
– закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности;
– развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
– совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
– формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.
Театрально – игровая деятельность:
– обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
– совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
– развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
– развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;
– совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
– воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.
Творческая деятельность
– пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка», «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».
– совместное творчество детей и родителей: составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;
– презентация детьми книжек-самоделок;
– инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом». Участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов вместе с логопедом.
– рисование иллюстраций к мультфильмам: «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
– озвучивание мультфильмов.
Работа с родителями
– знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.
– конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад»;
– выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом», «Яблоко»;
– презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;
– распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.
Участие воспитателей группы в проекте
– знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Разные колеса»;
– просмотр мультфильмов «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
– рисование иллюстраций к мультфильмам.
Результаты:
– внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу;
– повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
– автоматизация исправленных звуков в связной речи;
– раскрытие творческого потенциала дошкольников;
– речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
– позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников» – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.

  • Возможности информационных технологий в физическом практикуме школьников.
  • Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4
  • Развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка в ходе педагогической практики в школе
  • Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания средствами проектно-исследовательской деятельности
  • Молодежное добровольчество
  • Кукольный театр
  • Адаптация первоклассников к школьной жизни
  • ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
  • «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
  • Истоки. Нравственность и искусство
Комментарии

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.
выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным находкам и открытиям. Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать выводы.

Коррекционная работа, на нашем логопункте происходит в ходе активной учебной деятельности школьников, что обеспечивает их развитие. А это определяет самостоятельную постановку задач, сопоставление различных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Основной метод такого развития – учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать. Направлять и поддерживать такой диалог, учитель-логопед обязан владеть техникой педагогического общения «изнутри», то есть включаться в диалог как один из его участников. Познание обучающихся движется при тесном постоянном переплетении новых знаний с ранее ими полученными. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или постепенно с нарастанием меры помощи со стороны учителя-логопеда. Или занятие развёртывается в виде постепенного углубления. Главное – не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодолением инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.
Работая в этом направлении, мною совместно с детьми создано и реализовано несколько долгосрочных творческих проектов («Знакомьтесь – апельсин», «С помощью пальцев рук развиваем речь», «Ах, эта сказка!», «Скороговорки…?»)

К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

Метод проектов помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для успешного дальнейшего обучения.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла.
Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится “добывать” знания, а затем соединять разрозненные сведения, “нанизывать” их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Моя задача, как учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

Литература

    1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Издательство “Учитель” Волгоград, 2010.
    2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. – Самара: Издательство “Учебная литература”
    3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
    4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
    5. Современный логопедический урок:опыт работы/авт. Сост. Е.А.Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2011.
    6. Выготский.Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/ Л.С.Выготский. – М.,2001.
    7. Коррекцинно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты/ по ред. С.Г.Шевченко.- М.: ВЛАДОС,2001.
    8. Ресурсы интернет-сети

    Использование проектного метода в работе логопеда

    Рубрика: 7. Дефектология

    Опубликовано в

    Дата публикации: 10.11.2015

    Статья просмотрена: 1188 раз

    Библиографическое описание:

    Котова, Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда / Н. А. Котова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9080/ (дата обращения: 07.01.2021).

    Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной школы может проектный метод.

    Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности?

    Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории.

    Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта.

    У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные.

    Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным

    Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

    Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д.

    Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

    Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся — парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 урока, одну неделю.

    Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

    Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

    Например, при проектировании работы над связным высказыванием по теме «Осень», необходимо сначала разложить речевой материал на отдельные блоки: неживая природа, растения, животные, человек; и затем на последнем занятии соединить все полученные речевые знания, умения и навыки соединить в одно целое.

    1 класс «Составить предложение»

    2 класс «Составление описательного рассказа по картине»

    3 класс «Итоговая беседа об осени».

    4 класс «Рассказ об осени с последующей записью»

    Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических или предметных недель, таких как, например: недели русского языка, недели начальных классов, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Новому году и т. д.

    В 2015–2016 учебном году запланировано мероприятие «Путешествие в страну Грамматики» по закреплению правильного употребления лексико-грамматических категорий с учащимися 1–4 классов. При выборе темы, цели, задач предстоящего мероприятия необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности, а также на способности и возможности.

    Приступая к проектированию, следует учесть, что интересы у данной категории детей ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких — либо проектах в дальнейшем. Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

    Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

    Проект «Путешествие в страну Грамматики»

    Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

    Цель перед детьми: отправиться в страну Грамматики (используя карту-путеводитель);

    Масштаб проекта: временной — неделя.

    1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
    2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
    3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
    4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
    5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
    6. Прививать любовь к родному языку.
    7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

    Внеклассное мероприятие внутришкольное для 1–4 классов

    Во время «путешествия» дети «побывают» в гостях у умелых пальчиков и веселых язычков «прогуляются» по «улице потешек, чистоговорок, скороговорок», по «улице волшебных палочек и слов», и узнают много интересного.

    Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

    Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

     расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

     совершенствовать звуковую сторону речи;

     развить способность к словотворчеству;

     формировать личностные качества ребенка;

     развитие коммуникативных навыков;

     добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

    1. Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№ 3. –с.81 -94. 3.
    2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: Аркти, 2009..
    3. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, Издание третье, М: «Просвещение», 1986.

    Похожие статьи

    Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

    ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, нарушение речи, работа, восточная мудрость.

    Проект по организации коррекционной работы на основе.

    ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность. Взаимодействие учителялогопеда и семьи в образовании детей.

    Проектная деятельность как одна из форм построения.

    Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителялогопеда.

    Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

    Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений. Биоэнергопластика. Кинезиология.

    Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

    Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

    Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности.

    Панно многофункционально и удобно: учительлогопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

    Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

    Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

    Проектно-исследовательский метод как средство.

    А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении.

    Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и.

    Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

    ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

    Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы.

    Проектный метод в логопедической работе.

    Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад.

    Читайте также:  Конспект: Звук и буква Ц
Ссылка на основную публикацию