Технологии профилактики дисграфии

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Полезен и для детей 6-7 лет массовых групп детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»»

Тема проекта: «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект

Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 6-7 лет

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

Сформированность звуковой стороны речи – ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

Сформированность фонематических процессов – умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу – умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.

Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи проекта:

. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

.Совершенствовать пространственную ориентировку;

Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.

Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Предполагаемый результат проекта:

Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.

Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.

Четко дифференцировать звуки родного языка;

Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год

Ресурсы проекта:

материально-технические ресурсы: – информационно-деловое оснащение проекта; – наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;

материал для детской продуктивной деятельнсти;

кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;

Планирование и реализация проекта

1 этап Подготовительный

Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения

Организация работы по созданию условий для реализации проекта.

Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап Основной

форма и содержание

Диагностика уровня развития речи.

выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Логпед, воспитатели, родители

1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей детей с ОНР»

2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

3. Чтение худ. Призведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква»

4. Д)И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Логпед, воспитатели, родители, дети

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

3. Логоритмика «Весёлые звуки!»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.

Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме

Логпед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»

2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3. Посетить праздник букваря в школе.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Вооружить родителей практическими знаниями .

Преемственность со школой.

Все участники проекта

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»

2. День открытых дверей для родителей.

3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте

Все участники проекта

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки

3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Закрепление знаний по теме через творческую работу.

Все участники проекта

11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома«Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»

3. Ритмический рисунок слов и интонационная краска слов .

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.

Все участники проекта

1Д/И на Ударение «Магазин»

Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.

Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)

2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»

3. Викторина (олимпиада) для детей «На пороге школы»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Преемственность ДОУ и школы

Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.

Распространение опыта по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог

3 этап Заключительный

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок – передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

– Выявление уровня речевого развития детей.

– Анализ результатов работы по реализации проекта.

– Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

– Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».

При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.

Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

Профилактика дисграфии у детей

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия, при которой отмечается частичное расстройство процессов письма. Специалисты выделяют два вида патологии: оптическая и акустическая. Для оптической дисграфии характерно смешение графически сходных буков и их взаимных замен. При акустической дисграфии основу составляет нарушение фонематического анализа и синтеза. Такие ошибки вызваны несформированностью высших психических функций, которые принимают активное участие в процессе чтения и письма.

Два таких нарушения, как дисграфия и дислексия, не являются изолированными друг от друга и чаще всего протекают у ребенка одновременно. Это обусловлено тем, что патологии имеют единый механизм развития и тесно связаны с проблемами в устной речи.

Основные профилактические методы против дисграфии

Эффективная профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста предполагает проведение работы по следующим направлениям:

  1. Перед школой и при обучении ребенка чтению следует тренировать навыки звукового анализа и синтеза. В том случае, если имеются какие-либо недоработки в этом вопросе, то в последующем это приведет к ошибкам при письме и чтении. Перед школой ребенок должен уметь различать такие термины, как звук, буква, слово, предложение и другие. Кроме этого, дошкольник должен понимать, какие существуют различия между буквой и звуком, гласными и согласными звуками, а также звуком, слогом и словом. Должны быть сформированы понятия, что такое твердый, мягкий, глухой и звонкий звук.
  2. Особое место должны занимать упражнения, направленные на тренировку звукового анализа, то есть фонематического слуха. Такая работа позволяет не допустить развития в последующем у ребенка дисграфии на фоне нарушений языкового анализа и синтеза.
  3. В том случае, если у ребенка имелись какие-либо проблемы с произношением или наблюдалась замена одного звука другим, то необходимо обязательно устранить такие дефекты и лишь после этого приступать к обучению чтению. Нередко встречаются ситуации, когда у ребенка поставлены все звуки, но при этом, при произношении он продолжает их путать. На самом деле такая ситуация считается не совсем приятной, поскольку и на письме возможны такие же замены.

Важно: основной акцент при профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста должен делаться на различение звуков и их правильное произношение.

Необходимо, чтобы ребенок произносил звуки правильно, не путал и не менял их. Добиться такого результата удается благодаря различным упражнениям при профилактике дисграфии.

При изучении ребенком буков алфавита следует учить его называть букву звуковым аналогом. Кроме этого, нужно акцентировать внимание на том, что каждую букву следует читать одним звуком, который ее обозначает. В противном случае возможно появление ошибок на письме, связанных с искаженным звуковым образом слова.

Все это в последующем приводит к определенной путанице в восприятии звуков и букв родного языка. В том случае, если такая ошибка все же была допущена, то ребенку вместе с логопедом или родителями необходимо выполнять специальные задания для профилактики дисграфии у дошкольников. Это может быть звуковой или зрительный диктант, а также игры, в которых следует угадать первую букву в слове и назвать ее.

Профилактика дисграфии у дошкольников предполагает выполнение перед школой, при обучении письму, различных упражнений, направленных на закрепление правильного образа буквы. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как правильно нужно писать, не путать буквы, имеющие схожие элементы, и не переворачивать их. На самом деле, чем лучше ребенок усвоит образ каждой буквы, тем меньшее количество ошибок в последующем он будет допускать на письме.

Профилактика дисграфии у младших школьников включает следующие направления работы:

  • развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • развитие слухового восприятия;
  • активизация речевого дыхания и силы голоса;

Кроме этого, профилактика дисграфии включает работу по развитию артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи, а также восприятию времени и пространства.

Эффективность профилактических методов

К мерам ранней профилактики дисграфии специалисты относят целенаправленное развитие у ребенка тех психических процессов, без которых невозможно нормальное усвоение навыков чтения и письма. Кроме этого, особый акцент необходимо делать на такой проблеме, как дизорфография. Для нее характерно появление стойко выраженной неспособности ребенка усвоить орфографические навыки при знании соответствующих правил.

Главной проблемой в профилактике дисграфии служит обнаружение орфограмм и решение различных орфографических задач. Особую трудность для детей представляют те орфограммы, в которых имеются безударные гласные в окончаниях слов.

Дизорфография является особой категорией специфических нарушений письма, которой определяется связь между словами в предложении.

Для того, чтобы профилактика дисграфии и дислексии была успешной, необходимо все занятия с дошкольником проводить в спокойной обстановке без негативных эмоций, и не заставлять переписывать задания по несколько раз. Кроме этого, родителям не стоит заострять внимание на проблеме, чтобы тем самым не подчеркивать очередную неудачу. Важно хвалить ребенка на каждом успешном этапе, что активизирует его желания заниматься в будущем.

Важно: профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР и младших школьников включает исключение неврологических патологий, поэтому потребуется консультация психолога, невролога и логопеда.

В заключение

Родителям следует помнить о том, что начинать проводить занятия по обучению ребенка письму и чтению необходимо по мере созревания его функций, а торопиться и усердствовать в этом задолго до школы. Важно, чтобы ученик подошел осознанно к освоению речи и понимал, что он произносит и пишет.

Читайте также:  Самоанализ фронтального логопедического занятия

Дисграфия является сложным речевым нарушением и требует обязательной коррекции и профилактики, что позволяет избежать в дальнейшем обучении ребенка.

Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма

1.4 Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма

Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии как акустическая, артикуляторно-акустическая на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможная еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.

Главные разделы работы по предупреждению и устранению предпосылок:

– воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

– устранение звуковых замен в устной речи;

– воспитание простейших видов фонематического анализа слов;

– развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

– формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;

– обогащение словарного запаса.

Несовершенство или полное отсутствие слуховой дифференциации ряда звуков не может быть замечено окружающими без специального ее исследования. Неразличение на слух двух или нескольких пар звуков не мешает пониманию основного смысла высказываний.

Нормально развивающийся ребенок различает на слух все звуки речи, в том числе и акустически близкие, начиная с двухлетнего возраста [26]. Проверку акустически близких звуков можно начинать в 3-4 года. Обязательной проверке подлежат: твердые – мягкие (15 пар); звонкие – глухие (6 пар); свистящие – шипящие (комбинации); звуки [р], [л].

Если в результате проверки окажется, что ребенок свободно дифференцирует на слух все проверяемые звуки, то предпосылки акустической дисграфии отсутствуют.

Если же те или иные пары или группы звуков не дифференцируются ребенком на слух, то необходимо приступить к профилактической работе с ними. Начинать работу именно с 3- 4 летнего возраста важно для предупреждения не только акустической дисграфии, но также и «задержанного возрастного косноязычия».

Устранение звуковых замен в устной речи

Полные замены одних речевых звуков другими является одним из характерных проявлений «детского возрастного косноязычия», которое в норме должно исчезнуть к 5–6 годам. Если такие замены сохраняются, то они являются предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии. Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит к появлению однотипных буквенных замен, о чём говорится в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. [11].

Профилактическую работу с ребенком чаще всего начинают с воспитания у него слуховой дифференциации заменяемых звуков. Затем правильное произношение заменяемого им звука самими родителями по подражанию и с привлечением логопеда.

Для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии недостаточно простой «постановки» звука его полной автоматизации в речи. Работа завершается дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука-заменителя, до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребенка. Предлагаются упражнения на фонематический анализ слов. В процессе этих упражнений ребенок должен определять наличие или отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место в этом слове (в начале, в середине, в конце). По исследованиям Н.В. Микляевой, если ребенок научится безошибочно «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме [24].

Воспитание простейших видов фонематического анализа слов

Необходимость овладения ребенком простейшими формами фонематического анализа слов до начала его школьного обучения связана с тем, что членение речевого потока на отдельные составляющие его и фрагменты представляют сложность. Затруднительным оказывается уже разделение на слова, так как в процессе восприятия и порождения устных высказываний у ребенка никогда не возникает такой необходимости. Ему трудно переключить свое внимание со смысловой стороны речи на ее звуковую. Особенно трудные для звукового анализа слова:

– слова с безударными гласными;

– слова с закрытыми слогами;

– слова со стечением согласных – слова, в которых один и тот же согласный выступает то в твердом, то в мягком варианте;

– слова с глухими и звонкими согласными, отличающиеся друг от друга по одному существенному признаку.

Согласно исследованиям А.Р. Лурия [20], с трудом усваивается последовательность звуков в слове. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий – это самый распространенный вид дисграфии.

Согласно исследованиям В.К. Орфинской [25], дошкольного возраста должны быть доступны виды фонематического анализа слов:

– узнавание звука на фоне слова;

– определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, начале, в конце слова;

– выделение звука из начала и конца слова.

Необходимо подчеркнуть, что полным фонематическим анализом слов ребенок постепенно овладевает лишь в процессе обучения его грамоте. По данным исследования Л.Г. Парамоновой [26] 25% детей подготовительной группы массовых детских садов не владеют простыми видами фонематического анализа слов. Хуже дела обстоят у детей, не посещающих детский сад. Профилактическая работа с детьми способна предупредить проявление у них дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки, о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой [2].

Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как все они как в печатном, так и в рукописном шрифте из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв.

Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений можно проверить при обследовании, используя задания:

– понимание пространственных предлогов;

– самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов;

– ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;

– представление о форме и величине предметов;

– узнавание предметов в усложненных условиях;

– состояние зрительного анализа и синтеза;

– знание букв и узнавание их в усложненных условиях.

Эти же задания можно использовать и для профилактики, только число их нужно увеличить. В итоге проделанной работы ребенок старшего дошкольного возраста должен будет без труда справляться – сможет различать все буквы без труда [40].

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний, по исследованиям А.Н. Гвоздева [4] заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.

По исследованиям А.Н. Корнева если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию [14].

При изучении грамматических правил, в работах Л.Г. Парамоновой, основная задача состоит не в запоминании особенностей отдельных слов, а в усвоении особенностей написания отдельных слов, а в условиях общих закономерностей правописания [26], под которые в дальнейшем подводятся все вновь встречающиеся слова.

Единственный патогенетически обоснованный путь профилактики аграмматической дисграфии в том, чтобы помочь ребенку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка, то есть до начала изучения грамматических правил.

Таким образом, для профилактики аграмматической дисграфии у детей с отставанием в речевом развитии необходима целенаправленная и продолжительная работа с использованием большого количества подобранного однородного типа материала.

– образование множественного числа имен существительных;

– согласование существительных с числительными;

– согласование прилагательных с существительными;

– правильность употребления предлогов.

Задача профилактики аграмматической дисграфии состоит в обеспечении правильного употребления окончаний имен существительных в предложных конструкциях.

Дети с нормальным речевым развитием овладевают всеми способами словообразования к 7-8 годам. В дальнейшем у них не возникает трудностей и с написанием этих слов. Однако у детей даже с небольшим отставанием в речевом развитии начинают проявляться трудности словообразования, выражающиеся в основном в неправильном употреблении суффиксов и окончаний, неизбежно отражаются на письме.

У ребенка старшего дошкольного возраста проверяют состояние основных способов словообразования:

– образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

– образование глаголов при помощи приставок;

– образование относительных прилагательных;

– образование притяжательных прилагательных.

Каждый из этих способов предлагают как выявление их сформированности, так и для устранения возможных отклонений, используя речевые упражнения и задания О.С. Ушаковой [35].

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме.

Обогащение словарного запаса

В профилактике аграмматической дисграфии невозможно без обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста, именно с этого возраста должна начинаться профилактическая работа.

Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно ранее познакомить ребенка в доступной для него форме. Имеющиеся в языке слова систематизированы по частям речи:

– предметы (имена существительные);

– признаки (имена прилагательные);

– действия и состояния предметов (глаголы);

– признаки этих действий и состояний (наречия).

Таким образом, работа над словарным запасом, связанная с проблемой профилактики аграмматической дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте.

Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте, то есть задолго до обучения ребенка грамотности.

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна ГБДОУ. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователем17pfspb.caduk.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна ГБДОУ.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕСНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Онегова Татьяна Леонидовна ГБДОУ детский сад 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга

2 ДИСГРАФИЯ – ЭТО ЧАСТИЧНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПИСЬМА Содержание термина – «дисграфия» определено по-разному: 1. Р.И. Лалаева. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2. А.Н. Корнев. Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха. 3. И.Н. Садовникова. Частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. 4. А.Л. Сиротюк. Частичное нарушение письма с очаговыми поражением, недоразвитием, дисфункцией коры головного мозга.

3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ И НАРУШЕНИЯ 1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ (косноязычие на письме): нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. -При письме отражается неправильное произношение звуков речи. 2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию. -При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е. 3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА: трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении, анализа предложений в тексте. -При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски, перестановки слогов и т.п. 4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи. -При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. 5. ОПТИЧЕСКАЯ:несформированность зрительно-пространственных функций. -При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены, смешения графически сходных букв.

4 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ, ЗАДАНИЯ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Грамотную письменную речь возможно сформировать только при хорошо развитой устной речи. Основные этапы профилактики ошибок чтения и письма: – Коррекция звукопроизношения. – Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения. – Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне связной речи. – Развитие неречевых психических функций.

5 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Узнавание неречевых звуков. Игры: Кто говорит?; Что звучит?; Громко- тихо; Далеко- близко (музыкальный звук); Что в коробочке?; Запомни и повтори песенку музыкального инструмента. 2. Различие одинаковых слов, фраз, звуков. Игры: Эхо; Далеко- близко (по силе звукоподражания); Кто позвал?; Домашние животные и их детеныши; По сказке Три медведя; Веселый- грустный. 3. Различие слов, близких по звуковому составу. Игры: Дай нужную картинку: дом- ком, мак- рак, коза- коса; Подбери картинку, которая звучит очень похоже; Найди ошибку- подними запрещающий сигнал (сумка, пумка) 4. Дифференциация слогов. Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та- та –ту). 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

7 1. Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. -«Божья коровка»-ползает по квадратной доске по команде. -«Птицы в гнездах»-определяют в каком гнезде птица, а затем в какое гнездо она полетела. -Рисование орнаментов в воздухе и на листе. -Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами. 2. Выкладывание букв из палочек. 3. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв. 4. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты. 5. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно. 6. Обводка и штриховка картонных букв. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т.д. ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

8 7. «Буква сломалась» – дописать недостающие элементы. 8. Демонстрация букв в различном положении: А…. Предъявление букв разного шрифта. 9. Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми глазами. 10. Придумывание слов на данную букву в различной позиции: в начале, в середине, в конце слова. 11. Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой. 12. Реконструирование букв. Н-р: П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Т и др. 13. Выкладывание букв из 2, 3 палочек. 14. Конструирование букв из элементов – длинная, короткая палочка, овалы, полуовалы. 15. Игры: «Что изменилось?, Какой буквы не стало?, Поставь буквы в первоначальном порядке.» 16. «Бег по дорожке» из букв. 17. Реконструирование букв с добавлением элементов: Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б. ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА 1. Анализ обратного слога, составление схемы, из букв, печатание, чтение. 2. Анализ прямого слога, записать, прочитать. 3. Придумывание слогов по схеме. 4. Чтение слогов с использованием «движущихся лент», «окошечек». 5. Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум- му), с последующей записью парами. 6. Игра: «Скажи наоборот» (ма- мя, ма- ам). 7. Придумывание слов на заданный слог: ро- за, ро- ща, ро- бот и т.д. 8. «Живые слоги», составляют названные слоги из букв. 9. «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной.

Читайте также:  Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

12 ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА Давая понятие «слово» детям предлагаются следующие игры и упражнения: 1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и обозначение их графически. 2. Усвоение лексического значения слов. Подобрать нужное слово к смысловому ряду: – По опорным признакам – белое, теплое, парное? – молоко – По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?- (вторник, среда, зима, четверг) – Добавь нужное слово – волк, лиса, заяц… – Назвать одним словом – яблоко, груша, абрикос… 3. Деление слова на слоги. 4. Подбор слов к слоговым схемам.

13 ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА 5. Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку (та – дом, та-та – вода, та-та-та – у-ли-ца). 6. Подбор родственных слов. 7. Составление одного слова из двух (голубые глаза – голубоглазый). 8. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегопад – снег падает). 9. Подбор слов-приятелей (синонимов) к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный). 10. Подбор слов антонимов (день-ночь). 11. Знакомство с омонимами (нос корабля, нос человека). 12. Отгадывание ребусов и изографов, чтение слов по полубукве. 13. Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово… 14. Дифференцирование приставки и предлога.

15 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 1. Сочетания существительных с прилагательными: – Подбор как можно больше слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чье?, чьи? Нора (чья?)- лисья, ежиная. – Подбор существительных к данному прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? – Получи верное сочетание слов, используя относительные, притяжательные прилагательные. (Зеленая трава, коровья голова). – Исправить ошибку. Длинная день (длинный).

16 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 2. Сочетание существительных с глаголами: – Подбор как можно большего числа глаголов к существительному. (что можно сделать с грушей? (сорвать, купить, съесть и т.п.). – Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. (уйти от бабушки, ссоры). – Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительных. (мальчик- упал, девочка- упала, дерево- растет, деревья- растут). 3. Сочетание существительных с числительными 1, 2, 5. Игра с использованием картинок.(у меня есть 2 конфеты, а у тебя нет 2-х конфет). – Сочетание существительных со словами: один, много. (один человек- много людей, один ребенок- много детей). – Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа. (одни брюки, двое брюк).

18 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Знакомство с термином предложение. 2. Повторение ряда слов в данной последовательности. 3. Называние картинок после их показа в том же порядке. 4. Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок. 5. Составление схем предложений: – без предлогов: Медведь спит. |____ ____. – с предлогами: Медведь спит в берлоге. |____ ____ _ _____. 6. Составление предложений по схемам. 7. Составление предложений из несогласованных слов, перестановка слов, с целью получения нужной фразы. (дети, весело, играть- Дети весело играют).

19 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8. Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения. 9. Игра с мячом. Составление предложения с помощью вопросов на заданную тему. 10. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?» -пропуск предлогов: Мы катаемся … санках. -пропуск существительных: Деревья растут … лесу. -пропуск прилагательных: Летом листья березы зеленые, а осенью … -пропуск глаголов: Кошка … молоко. 11. Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». Взрослый монотонно читает фразы: На улице идет снег. Собака грызет кость. Дети идут гулять. 12. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.

21 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Пополняя активный словарь, дети учатся пересказам, различным видам составления рассказов, учат стихи по лексическим темам, драматизируют сказки. 1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. 2. Составление связных рассказов по картинкам – алгоритмам. 3. Составление рассказов по серии картинок. 4. Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа. 5. Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок. 6. Составление рассказа по сюжетной картинке.

22 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 7. «Восстанови порядок». Восстановить правильную последовательность событий в небольшом тексте. 8. Пересказ по вопросам. 9. Выборочный пересказ. 10. Полный пересказ текста. 11. Чтение небольших текстов, где части речи, н-р, существительные, заменены картинками. 12. Составление связного текста из смешанных фраз, из двух текстов.

25 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 1. Забота о физическом, нервно- психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов. Забота о правильном речевом развитии ребенка. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.

26 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ. 2. Развитие межанализаторного взаимодействия; функций: слуходвигательных, зрительно- двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать, воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов.

27 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 3. Развитие психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти. 4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза; абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности.

28 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ 5. Развитие всех сторон речи и формирование навыков произносительного анализа и синтеза языковых единиц; развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям, совершенствование лексико- грамматического и фонематического оформления.

29 ВЫВОДЫ -В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии. -Эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии с детьми дошкольного возраста.

30 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ

Тема: Звук [Л]. В гостях у Лунтика.

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах.

  • учить согласовывать существительное с числительным;
  • учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
  • учить образовывать приставочные глаголы;
  • развивать мышление;
  • учить выполнять гимнастику для глаз.

Оборудование: персональный ноутбук, презентация, «волшебная палочка».

1. Организационный момент.

Логопед с ребенком проходят в зал.
Л: К нам пришли гости, поздоровайся с ними и подари свою улыбку. А теперь подойди к столу. Присаживайся на стул. Не забывай: ножки ровно поставь на пол, спинку держи прямо.

2. Сообщение темы занятия.

Л: Сегодня мы побываем в гостях у Лунтика. Он нас очень ждет. Вместе с ним мы будем учиться произносить звук [Л] в словах. Но чтобы попасть к Лунтику, сначала вспомни: как нужно правильно произносить звук [Л]?
Р: Когда мы произносим звук [Л] – губы улыбаются, зубы сближены, язык упирается в верхние зубы.
Л: Правильно. А теперь вспомни звук [Л] гласный или согласный.
Р: Звук [Л] согласный.
Л: Правильно. Скажи, этот звук мягкий или твердый?
Р: Этот звук твердый.
Л: Верно. Звук [Л] звонкий или глухой?
Р: Звук [Л] звонкий.
Л: Молодец. Ты верно рассказала о звуке [Л].

3. Автоматизировать звук [Л] в слогах.

Л: А теперь вспомни, какие песенки помогали тебе научится правильно произносить звук [Л]?
Р: Ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Л: Молодец! Теперь мы можем отправляться к Лунтику. Не забудь в гостях правильно и четко произносить звук [Л].

4. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Мы пришли к Лунтику не с пустыми руками. Назови игрушки, которые мы принесли для него.
Р: Называет появляющиеся на экране игрушки (лошадку, мотоцикл, велосипед, балалайку, флажки, скакалку, пластилин, лопатку, куклу, колокольчики, лото, фломастеры, мелки).
Л: Молодец! Вот сколько теперь игрушек у Лунтика.

5. Учить согласовывать существительное с числительным.

Л: Лунтик очень любит цветы. Он посадил возле дома ландыши. Посчитай, сколько ландышей у Лунтика?
Р: Один ландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша, пять ландышей.
Л: Хорошо! Лунтик настолько любит цветы, что даже дома у него растут фиалки. Посчитай, сколько фиалок на подоконнике?
Р: Одна фиалка, две фиалки, три фиалки, четыре фиалки, пять фиалок.
Л: Молодец! Ты хорошо пересчитала все цветы. Но Лунтик любит не только цветы. У себя в саду он посадил яблоню. Посчитай сколько яблок выросло на ней?
Р: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Л: Молодец! Ты очень хорошо произносила звук [Л], когда пересчитывала яблоки!

6. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Яблоками Лунтик любит угощать своих друзей. Назови их.
Р: Называет появляющихся на экране друзей Лунтика (белка, дятел, голубь, ласточка, волчонок, лошадь, лось, пчела).
Л: Вот сколько друзей у Лунтика.

7. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Л: У Лунтика есть волшебная палочка. Вот она. Она умеет превращать большие предметы в маленькие. Поиграй и ты с волшебной палочкой. Преврати большие предметы на экране в маленькие.
Р: Ребенок «Волшебной палочкой» дотрагивается до картинки на экране и называет большой и маленький предметы (палатка-палаточка, облако-облачко, лопата-лопаточка, скакалка-скакалочка, вилка-вилочка, елка-елочка, копилка-копилочка, халат-халатик, полка-полочка).
Л: Молодец! Ты правильно назвала все предметы и четко произносила звук [Л].

8. Учить образовывать приставочные глаголы.

Л: Лунтик любит плавать на лодке. Пока он будет плавать, поиграй со мной в игру «Докажи словечко». Скажи, Лунтик что будет делать на лодке?
Р: Плавать.
Л: А сейчас, Лунтик к воде …?
Р: Подошел.
Л: Лунтик в воду…?
Р: Зашел.
Л: Лунтик на лодку.
Р: Прыгнул.
Л: Лунтик на лодке…?
Р: Поплыл.
Л: До другого берега…?
Р: Доплыл.
Л: Лунтик на лодке долго…?
Р: Плавал.
Л: Лунтик с лодки…?
Р: Спрыгнул.
Л: Молодец. Все слова ты договорила правильно. Хочешь тоже поплавать на лодке? Тогда встань и подойди ко мне.

9. Динамическая пауза. Учить выполнять гимнастику для глаз.

Ребенок выполняет гимнастику для глаз под музыку.

Вместе с Лунтиком втроем мы на лодочке плывем (движения руками).
Глазки вверх ты подними – и на облака смотри.
А теперь опустим вниз – что там в речке? Присмотрись.
Глазки – вверх, и глазки – вниз,
Глазки – вверх, и глазки – вниз.
Солнце в небе светит ярко
Мы зажмуримся! Как жарко!
Открываем – закрываем,
Открываем – закрываем,
Очень весело играем!
А теперь пора обратно,
Вместе плавать – так приятно!

Молодец! Подойди к столу. Присаживайся на стул. Ножки поставь ровно, спинку держи прямо.

10. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Мы отлично поплавали на лодке, и, кажется, проголодались! Нужно подкрепиться! Назови, что приготовил для нас Лунтик?
Р: Называет появляющиеся на экране продукты (салат, лапшу, яблоко, клубнику, колбасу, булку, шоколад, баклажан, масло, молоко).
Л: Отлично! Очень сытный обед. И ты, я слышу, не забываешь правильно произносить звук [Л].

11. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: После обеда Лунтик любит смотреть телевизор. Назови любимых сказочных героев Лунтика.
Р: Называет появляющихся на экране сказочных героев (Колобок, Золушка, Белоснежка, пчелка Майя, Щелкунчик).
Л: Молодец!

12. Автоматизировать звук [Л] в словах. Развивать мышление.

Л: У Лунтика есть подружка. Это фея Фиалка. Она любит загадывать Лунтику загадки. Попробуй и ты отгадать их.
Логопед читает появляющиеся на экране загадки. Ребенок отгадывает и четко произносит звук [Л] в отгадках (пила, лампа, платок, полотенце, стол, лодка, стул, слон, заколка).
Л: Молодец, ты отлично справилась с загадками.

13. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Пока мы отгадывали загадки – стемнело. В это время Лунтик любит смотреть в свой телескоп и наблюдать за небом. Назови, что увидел Лунтик?
Р: Называет появляющиеся на экране картинки (Луну, лучи, летающую тарелку, Лунатика).
Л: Молодец! Ты все назвала правильно.

Л: Мы сегодня много играли с Лунтиком. Вспомни, чем мы занимались вместе?
Р: Вместе с Лунтиком мы учились произносить звук [Л], отгадывали загадки, играли с «волшебной палочкой».
Л: Да, верно. У тебя уже очень хорошо получается произносить звук [Л] в словах , и Лунтик дарит тебе этот салют. А теперь попрощайся с Лунтиком и нашими гостями.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. “Лунтик готовится к школе”

Разделы: Логопедия

Цель: Предупреждение дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе дидактических игр.

коррекционно-образовательные: упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

  • формировать зрительный гнозис.
  • совершенствовать навыки согласования слов в предложении.

    коррекционно-развивающие:

    • развивать фонематическое восприятие.
    • развивать умение печатать и читать слова.
    • развивать способность к самоконтролю.

    коррекционно-воспитательные:

    • воспитывать интерес к школе и желание учиться.

    Оборудование: магнитофон, запись музыки из мультфильма про Лунтика, игрушка – Лунтик, запись музыки для физкультминутки.

    Демонстрационный материал:

      Ребус (лук, утка, нос, арбуз), буквы Л, У, Н, А.
    1. Ребус (Т/3 К/1 О/2 – КОТ), картинка с изображением кота.
    2. Образец “полустертые буквы”, маркер, фишка.
    3. Предметы: портфель, книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат.
    4. Схемы предложений.
    5. Письмо.
    6. Подарки-раскраски.

    Раздаточный материал:

      Кассы (разрезная азбука, цветные символы).
    1. Карандаши.
    2. Листы для индивидуальной работы “полустертые буквы”, фишки.
    3. Листы для индивидуальной работы-игра “шифровальщик”.

    I. Организационный момент.

    Игра “Давайте поздороваемся”

    • Здравствуйте (три хлопка).
    • Добро пожаловать (два хлопка, пауза, четыре хлопка).

    II. Логопед: “Сегодня на занятие к Вам прилетел необычный герой, а кто это – вы узнаете, если отгадаете место, откуда он прилетел. Я не знаю, прилетел ли он из сказочного леса, из космоса или из страны чудес. Чтобы разгадать эту тайну, нужно определить первые звуки названий каждой картинки и составить слово (На доске выставлено зашифрованное слово Луна. Рассматриваем и перечисляем картинки: лук, утка, нос, арбуз. Определяем первые звуки каждого слова.).

    Задание трудное, поэтому давайте выкладывать соответствующую первому звуку – букву. Читаем слово: Луна.

    Кто же это к нам пожаловал?” (Звучит музыкальная заставка из мультфильма “Лунтик”).

    Логопед расстригает нитку на шаре, из которого появляется Лунтик (игрушка).

    Логопед от имени Лунтика: “Здравствуйте ребята, как хорошо, что я попал к вам на землю. Я очень рад, что вы умеете разгадывать и читать слова. Приземлившись на Землю, я встретил необычное животное. У нас на Луне таких животных нет. Помогите мне узнать кто это!”

    Логопед: “Конечно, мы тебе Лунтик поможем (дети расшифровывают слово: Т/3 К/1 О/2 – КОТ). Кто же это? (Появляется картинка кота). Вот оказывается кого встретил Лунтик”.

    Лунтик: “Ребята, вы такие молодцы, так хорошо разгадываете слова. Я тоже хочу всему научиться, чтобы пойти в школу. Научите меня выполнять звуковой разбор слов”.

    Логопед: Откройте кассы, выложите буквами слово КОТ и сделайте звуковой анализ этого слова. Один ребенок работает у доски. По схеме разбираем слово.

    Лунтик: “Я понял, слово КОТ разбирается так: – на первом месте стоит звук “К” – он согласный, глухой, твердый; – на втором месте стоит звук “О” – он гласный; – на третьем месте стоит звук “Т” – он согласный, глухой, твердый”. “Ребята, а в слове КОТ сколько слогов?” (1) Почему?

    Логопед: “Повторяем правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.”

    Лунтик: “Я и правило с вами вместе выучил, а теперь пришло время немного отдохнуть”

    Физминутка (выполнение движений под музыку).

    Дети садятся за столы.

    Логопед: Лунтик учился писать буквы, но пошел дождь и некоторые элементы (части) букв стерлись.

    Логопед выставляет на доску образец “Полустертые буквы”.

    Дети выполняют задание, помогая Лунтику восстановить утраченные элементы букв (индивидуальная работа).

    Лунтик: “Какие красивые буквы получились”. (Сравнение с готовым образцом)

    Логопед: “Давайте назовем буквы”. (Дети называют)

    Задание: возьмите фишку и закройте ту букву, которая среди всех лишняя.

    Читайте также:  Домашнее задание для автоматизации звука Л

    Логопед: “Почему вы закрыли букву К?” (Буквы: У, А, Ы, И, О – обозначают гласные звуки “У, А, Ы, И, О”, а буква К обозначает согласный звук “К”)

    Логопед: “Лунтику, как будущему ученику надо собрать портфель, но положить в него только те предметы, в которых есть звук “К”. (Перечисляю: книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат)

    Дети называют предметы со звуком “К”, а логопед складывает в портфель выбранные детьми школьные принадлежности. (Оставшиеся предметы: фотоаппарат, ананас, ваза)

    Логопед: “А эти предметы и не нужны тебе Лунтик в школе. Портфель у тебя собран, и теперь ты Лунтик настоящий ученик. Учись хорошо, а то ты умеешь писать только на своем “лунном” языке, а нам придется расшифровывать твои слова. Ребята, возьмите листочки и карандаши, поиграем в игру “шифровальщик”.

    Игра “шифровальщик” (дети расшифровывают слова, записывая их печатными буквами, читают).

    Логопед: “Все слова мы расшифровали, а вот еще и письмо от друзей Лунтика, в котором все перепутано. Вот послушайте: – Лунтик на летит Землю. Это разве правильно? Как нужно правильно написать? (Лунтик летит на Землю) Слушаем дальше: – готовится к Лунтик школе (Лунтик готовится к школе); – Лунтик школу в собирается (Лунтик собирается в школу); – Лунтик купил в портфель магазине (Лунтик купил портфель в магазине)”. Использование готовых схем предложения.

    Логопед: “Вот мы исправили все ошибки и теперь, и ты Лунтик не будешь допускать такие же в школе. Мы будем с тобой прощаться до новых встреч”. (Отдаю Лунтика и портфель воспитателю)

    Лунтик: “Спасибо вам ребята за то, что помогли мне справиться со всеми заданиями: расшифровали слова, научили меня выполнять звуковой разбор слова, собрали мне портфель, дописали стертые буквы и исправили неправильно написанные предложения. За это я подарю вам подарки-раскраски по сюжетам своего мультфильма”.

    Подводим итог занятия.

    Логопед: “Ребята, что сегодня вам больше всего понравилось? Как вы думаете, какие задания для Лунтика будут самые сложные в школе? (Дети отвечают)”.

    Урок «Путешествия с Лунтиком»

    Непосредственная образовательная деятельность

    детей старшего дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи.

    Возраст: старшая группа (5-6 лет).

    Тема: «ПУТЕШЕСТВИЯ С ЛУНТИКОМ»

    Место НОД в изучении темы: данное занятие проводится с целью научить детей дифференцировать звуки (Л), (Ль) на слух и в произношении. Сформировать у детей звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

    Цель НОД: дифференциация и автоматизация звуков (Л), (Ль) в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о насекомых, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

    Задачи НОД:

    Задачи приоритетной образовательной области:

    «Речевое развитие»

    Закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях.

    Автоматизировать звуки (Л), (Ль) в словах и фразах.

    Учить дифференцировать звуки (Л)-(Ль).

    Обогащать активный словарь по теме «Насекомые».

    Развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь, формировать умение доказывать свою точку зрения.

    Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

    «Познавательное развитие»

    Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

    Совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, мышление.

    Формировать предпосылки учебной деятельности, развивать умение самостоятельно применять полученные знания.

    Систематизировать знания детей по теме «Насекомые».

    «Социально-коммуникативное развитие»

    Формировать умение работать в парах, договариваться о распределении деятельности, активно взаимодействовать с детьми и взрослым.

    Воспитывать доброту, отзывчивость; умение выслушивать своих товарищей, не перебивать.

    «Физическое развитие»

    Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Совершенствовать координацию речи с движениями.

    «Художественно-эстетическое развитие»

    Стимулирование сопереживания персонажам мультфильма.

    Предварительная работа:

    Индивидуальные логопедические занятия по постановке и автоматизации звуков (Л), (Ль).

    Организация просмотра дома в семье мультфильма «Лунтик».

    Организация воспитателем конкурса рисунков на тему «Лунтик и его друзья».

    Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность, использование современной формы подачи и закрепления информации детям.

    Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

    у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

    ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

    Предпосылки УУД: коммуникативные умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

    Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, колокольчик, интерактивная доска, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, макет речки с рыбками, удочка, ведра синего и зеленого цвета, магнитная доска с большой ромашкой, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Насекомые».

    Используемое оборудование для детей:

    индивидуальные настольные зеркала;

    дидактические игры на дифференциацию звуков (Л), (Ль) «Поставь цветы в вазы»;

    пчелки на липучке;

    дидактические игры на дифференциацию звуков «Около».

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

    Этап 1. Мотивация детей к образовательной деятельности (2 минуты)

    Цель этапа: привлечение внимания детей, переход от свободной игры к организованной деятельности

    Входит в группу. Звонит в колокольчик. Здоровается с детьми и приглашает их на занятие.

    Ведет детей в учебный класс.

    Приглашает встать в круг и взяться за руки.

    – «Вместе за руки возьмёмся

    и друг другу улыбнёмся».

    – «А теперь с хорошим настроением вспомним правило наших занятий».

    Заинтересовываются, подходят к логопеду, здороваются.

    Встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

    Хором проговаривают правило:

    «Говорим всегда красиво,

    чисто и не торопливо.

    Четко смело говорим,

    потому что не спешим!».

    Целеполагания, постановка задач занятия (3 минуты)

    Цель: создание игровой мотивации и планирование деятельности

    Приглашает детей занять места за столами.

    И узнать о том кто придет к ним на занятие, отгадав загадку:

    «Я родился на Луне,

    Оказался на Земле.

    Много здесь завёл друзей,

    Чтоб жилось им веселей.

    Про меня есть мультик,

    После правильного ответа детей на экране появляется Лунтик. (Слайд 1)

    Предлагает детям отгадать любимый звук Лунтика и обосновать свой ответ.

    – «Ребята, попробуйте пожалуйста, догадаться, какой любимый звук у Лунтика ?»

    Побуждает детей самостоятельно определить цель занятия.

    – «Попробуйте догадаться, что же мы будем делать сегодня на занятии».

    Если дети затрудняются, логопед ещё раз произносит слово Лунтик, утрированно выделяя голосом звук (Л).

    Поощряет правильные ответы и обобщает их:

    «Сегодня на занятии мы будем играть с Лунтиком, продолжим тренироваться в произношении звука (Л), и будем учиться различать звуки (Л)-(Ль).

    Рассаживаются за столы стоящие полукругом. Слушают и отгадывают загадку.

    Смотрят на экран интерактивной доски.

    Рассуждают, пытаются обосновать свой ответ.

    Активно рассуждают, формулируют цель занятия.

    Слушают. Отвечают на вопрос.

    Этап 2. Основная часть. (14 минут)

    Цель этапа: дифференциация и автоматизация звуков (Л), (Ль) в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о насекомых, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

    Артикуляционная гимнастика

    Цель: тренировка артикуляционного аппарата.

    А что нужно сделать, чтобы язычок хорошо проговаривал трудные звуки.

    Сообщает детям, что Лунтик не умеет делать зарядку для язычка, но очень хочет научиться.

    И предлагает найти способ решения этой проблемы.

    Поощряет правильные ответы.

    Показывает поочередно картинки с комплексом артикуляционных упражнений:

    Просит детей рассказать Лунтику о звуках (Л), (Ль) и том, что происходит с языком и губами, когда мы их произносим.

    Предлагает свой ответ построить в соответствии с планом анализа артикуляции звука, план характеристики звука.

    Поощряет правильные ответы.

    Говорит, что Лунтик очень рад, что дети научили его делать зарядку для язычка. И приглашает в путешествие на волшебный луг.

    Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий, высказывают предположения.

    Предлагают свою помощь.

    («Научим Лунтика делать зарядку для язычка»).

    Берут настольные зеркала, ставят их перед собой.

    По картинке называют упражнение, и его выполняют.

    Дают характеристику звукам (Л), (Ль).

    Рассказывают о положении губ, языка в момент произнесения звуков опираясь на план анализа артикуляции звука, план характеристики звука

    Фонетическая разминка

    Цель: фонематического слуха, правильного звукопроизношения

    Предлагает посмотреть на экран и догадаться, на чем мы отправимся на волшебный луг.

    на чём будем путешествовать сначала?»

    (Большой самолёт –произносим (Л Л . );

    (Маленький самолёт –(Ль Ль Ль . );

    (Большой пароход–(Л Л Л . );

    (Маленький самолёт –(Ль Ль Ль . ).

    Видят на экране в небе два самолёта, большой и маленький и в море два парохода, большой и маленький.

    Выполняют фонетическую разминку.

    Динамическая пауза. Физкультминутка

    Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

    Предлагает детям выполнить упражнения.

    – «Руки в стороны – в полёт

    Правое крыло вперёд,

    Левое крыло вперёд,

    Полетел наш самолёт».

    _ «От зеленого причала

    Он назад шагнул сначала,

    А потом шагнул вперед.

    И поплыл, поплыл, по речке,

    Набирая полный ход».

    Встают на свободное пространство.

    Дети вместе с учителем – логопедом под музыку выполняют упражнения.

    Познавательная беседа

    Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация звуков (Л), (Ль).

    «Вот мы и на волшебном лугу».

    Предлагает детям подойти к интерактивной доске и назвать, кого они видят на лугу.

    «Как назвать одним словом, всех кого вы перечислили?»

    «Какие части тела есть у насекомых?»

    «Как они передвигаются?»

    Поощряет детей за правильные ответы.

    Смотрят на экран и перечисляют насекомых (пчела, мотылёк, шмель, светлячок, богомол, клоп).

    Подбирают обобщающее слово.

    Называют части тела насекомых (крылья, лапы, жало).

    Игра «Веселый счет»

    Цель: формирование навыка согласования существительных с числительными.

    «Ребята, Лунтик не может сосчитать, сколько здесь пчел, шмелей, мотыльков, клопов, светлячков. Пожалуйста, помогите ему».

    Поощряет правильные ответы, контролирует звукопроизношение.

    Упражняются в согласовании существительных с числительными.

    (Один шмель, два шмеля, три шмеля, четыре шмеля, пять шмелей.). Ит.д.

    Интерактивная игра «Расселим насекомых в домики»

    Цель: обучение дифференцированию звуков (Л), (Ль).

    «А теперь нужно всех насекомых с твердым звуком (Л) «посадить» на фиалку, а насекомых с мягким звуком (ЛЬ) – на листик».

    Помогает детям дифференцировать звуки, поощряет, подбадривает.

    Работают с интерактивной доской.

    Выполняют дифференциацию звуков (Л) – (Ль) в словах.

    Практическая самостоятельная деятельность, работа в парах.

    Дидактическая игра «Собери букет».

    Цель: обучение дифференцированию звуков (Л), (Ль).

    Обращает внимание детей:

    «Посмотрите, какой красивый наш луг. Почему он такой красивый? Какие растения мы видим?».

    Поощряет правильные ответы, контролирует звукопроизношение.

    «У вас на столах тоже есть цветы, давайте их расставим в вазы».

    Предлагает поработать в парах, распределить цветы по вазам в зависимости нахождения звука в слове (начало, середина, конец) и дифференциации по твердости-мягкости.

    Контролирует выполнение задания. Помогает детям, испытывающим трудности.

    Предлагает проверить друг друга и оценить работу своего товарища.

    «Если задание выполнено верно,- посадите на букет пчелку».

    «Молодцы! Какие очаровательные букеты у вас получились».

    Возьмите пчелок и давайте с ними поиграем: будем учиться сочинять и правильно проговаривать скороговорки со звуками (Л), (Ль).

    «Я начну, а дальше вы сами будите сочинять: Пчелка летела, летела и на василек села».

    Обращают внимание на экран.

    Отвечают на вопрос.

    Самостоятельно договариваются о том, кто будет собирать цветы с твёрдым звуком, а кто с мягким.

    Работают с раздаточным материалом.

    Самостоятельно выполняют фонетический анализ слов.

    Проверяют и оценивают работу друг друга.

    Поочерёдно сочиняют окончание скороговорки в зависимости от цветка на который они сажают пчелу и её проговаривают.

    Практическая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

    Дидактическая игра «Рыбалка».

    Цель: закрепление умения дифференцировать звуки (Л), (Ль).

    – «Не далеко от луга бежит ручей.

    Лунтик предлагает нам отправиться на него порыбачить».

    Предлагает детям перейти к столу, где приготовлен макет ручейка с рыбками, удочкой и двумя ведрами: синим и зелёным.

    «Если в названии картинки услышим звук (Л) – кладём в синее ведро, если звук (Ль) – кладём в зелёное ведро».

    Контролирует выполнение задания и звукопроизношение. Поощряет детей, помогает в случае необходимости.

    «Назовите, какие картинки оказались в синем ведре. А в зелёном?».

    Поощряет детей за правильно выполненное задания и чистое звукопроизношение.

    Переходят к круглому столу и встают вокруг него. На столе макет речки с рыбками, удочка, ведра синего и зеленого цвета.

    Слушают, запоминают алгоритм выполнения задания.

    Поочерёдно ловят рыбку, называют картинку и определяют в какое ведро её положить.

    Называют картинки: сначала с твердым звуком. Затем с мягким.

    Динамическая пауза. Физкультминутка «Насекомые» (авторская)

    Цель: профилактика утомления детей.

    Предлагает детям выполнить упражнения.

    – «Ребята, приглашаю вас отдохнуть и сделать гимнастику вместе с веселыми насекомыми».

    Встают на свободное пространство.

    Дети смотрят на экран, вместе с насекомыми выполняют упражнения.

    Обобщения и систематизации новых знаний

    «Ребята, Лунтику очень нравиться играть с вами. Он предлагает ещё одну игру, которая называется «Около».

    Даёт образец проговаривания скороговорок по картинкам.

    Предлагает проговорить скороговорки всем вместе. Напоминает, что все звуки нужно произносить правильно.

    Даёт возможность желающим детям попробовать выполнить задание индивидуально.

    – «Ребята, у Лунтика есть для вас сюрприз.

    Он вам дарит эту игру каждому из вас. Будите учить дома родителей быстро и правильно проговаривать скороговорки».

    – «Давайте поблагодарим Лунтика за такой подарок».

    «А нам пора покидать волшебный луг и прощаться с Лунтиком».

    Рассаживаются на свои места.

    Активно слушают. Пытаются запомнить.

    Хором проговаривают скороговорки. Сначала в замедленном темпе. Потом – в ускоренном.

    Желающие проговаривают самостоятельно.

    Прощаются с Лунтиком.

    Массаж рук массажными шариками Су-Джок

    Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

    Предлагает поиграть с шариками Су-Джок.

    «Лодка по волнам плывёт,
    Лодка нас домой везёт.
    Волна лодку подхватила,
    С боку на бок наклонила.
    Долго лодочка плутала.
    Долго нас она катала.
    Наконец-то доплыла.

    Выполняют вместе с учителем-логопедом действия с шариком Су-Джок.

    Проговаривая слоги, надевают поочередно пружинку на пальчики.

    Этап 3. Итоговый ( 3 минуты).

    Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

    На магнитной доске большая ромашка.

    Предлагает всем детям, которым было интересно играть на волшебном лугу – посадить свою пчелку на ромашку.

    Интересуется, были ли сложности, какие именно сложности. В какие игры дети хотели бы поиграть еще раз.

    Все желающие несут и прикрепляют пчелок к ромашке.

    Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

    Подведения итогов НОД

    Побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии. Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели.

    Предлагает перечислить, какие задания помогли им выполнить поставленную цель, и вспомнить, кто придумывал для детей интересные игры и задания.

    Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

    Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

    Информационные ресурсы

    Официальный сайт Министерства образования и науки. – http://www.ed.gov.ru

    Психологос – энциклопедия практической психологии. – http://www.psychologos.ru

    Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО http://almanah.ise.edu.mhost.ru/

    Дефектолог.ру: материалы для родителей http://www.defectolog.ru

    Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.

    Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ – М.: Владос, 2005. – 75с.

    Шашкина Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с..

  • Ссылка на основную публикацию